Тренинговые упражнения для развития воображения у детей с ОНР

5 упражнений на развитие воображения у детей 4–5 лет

Воображение — это психический процесс, который заключается в создании сознанием образов и идей. Воображение лежит в основе наглядно-образного мышления и участвует в таких важных процессах, как игра, творчество, планирование и моделирование. Развитое воображение способствует укреплению памяти и повышению внимательности, оно помогает мыслить креативно и находить эффективные решения нестандартных задач.

Но воображение, словно резвый породистый скакун, без надлежащего управления способно умчать наше сознание в дали, где фантазия путается с реальностью. Так часто происходит у маленьких детей, которые настолько увлекаются воображаемыми образами, что начинают верить в них не меньше, чем в то, что видят, слышат и испытывают в действительности.

Важно научить ребёнка управлять воображением усилием воли, придать детскому воображению произвольности. Какие игры и упражнения помогут вам в этом? Давайте разбираться вместе, друзья!

Упражнение 1. Ассоциации

Подключая к выполнению заданий ассоциативное мышление, вы активно подстёгиваете работу воображения. То, что нужно!

«Пары слов»

Вы называете слово, ребёнок — ассоциацию к нему. Тут важна скорость. Не надо долго размышлять над ответом. Пусть малыш произносит первое, что приходит ему в голову, а если пауза затягивается, просто переходите к следующему слову.

  • зима — [снег | холод | Новый год | санки];
  • улица — [горка | фонарь | машины | прогулка];
  • детский сад — [воспитатель | дети | тихий час | утренник].
«Цепочки ассоциаций»

По аналогии с предыдущим упражнением надо подбирать аналогию к слову, но так, чтобы слова выстраивались в цепочку, как в популярной словесной игре «Снежный ком».

Новый год → Дед Мороз → Волшебство → Сказка → Колобок → Бабушка →…

«Парные картинки»

Для этого упражнения вам понадобятся карточки с изображениями различных объектов или явлений.

В упрощённом варианте задания, доступном для ребёнка 4–5 лет, вы предлагаете ему пару картинок, между которыми можно провести аналогию, а малыш должен эту аналогию обнаружить и назвать. В усложнённом варианте картинки из стопки выбираются случайным образом.

Можно вытягивать по три и более картинки и искать общее для всей группы.

Что общего у книги и дерева:

  • и там, и там есть листья;
  • книги делают из деревьев;
  • они не могут перемещаться с место на место без посторонней помощи.

Предложите ребёнку поиграть в ассоциации, и вы удивитесь, как далеко способно увести вас его воображение.

Упражнение 2. Рассказчик

В эту группу упражнений мы собрали игры, требующие от ребёнка сконцентрировать своё воображение на заданной теме, а затем облечь полученные образы в слова.

«Сказка наоборот»

Предложите малышу изменить сюжет знакомой сказки так, чтобы получилось всё шиворот-навыворот.

Вместо колобка бабушка с дедушкой воспитывали маленького лисёнка, который однажды погнался за красивой бабочкой и заблудился в пирожковом лесу. Там к нему подходили то пироги с капустой, то пончики с повидлом и предлагали скушать себя на обед. Но послушный лисёнок не поддался на уговоры и вернулся домой, где бабушка с дедушкой накормили его борщом с пампушками и рыбной котлеткой с рисом.

Пусть малыш сам выберет сказку, на основе которой будет сочинять свою историю. Если сначала сочинительство покажется сложным, помогайте карапузу, задавая ему наводящие вопросы.

«Необычное интервью»

Предложите ребёнку поиграть в журналиста, который берёт интервью у… игрушечного мячика, или кастрюли, или… В общем, нужно, чтобы это был какой-то хорошо знакомый малышу неодушевлённый предмет.

Сначала вы выступаете в роли журналиста, который задаёт вопросы, а карапуз отвечает. Потом можно поменяться ролями.

Ну-ка, каково это — вообразить себя на месте какой-либо вещи? Хватит ли на такое вашего воображения?

«Что, если»

В этом упражнении ребёнку предлагается немного пофантазировать, опираясь на сформулированную взрослым установку:

  • Что ты сделаешь, если сейчас в окно влетит Дед Мороз?
  • Что будет, если у кошки Мурки вырастут крылья?
  • Что скажет папа, если к его приходу ты запомнишь алфавит?

Упражнение 3. Художник

«Рисуем музыку»

Для этого упражнения вам следует подготовить фонотеку, представленную композициями, которые отличаются жанром, строем, темпом…

Пусть малыш выразит на листе бумаги те образы, которые навевает в нём прослушанная музыка.

«Сам себе иллюстратор»

Проиграв упражнение «Сказка наоборот» (см. выше), предложите ребёнку составить иллюстрации к придуманной истории.

Вы можете сначала обсудить, что попадёт на картинку. Но не исправляйте малыша, не оценивайте работу его воображения с позиций «правильности».

«Волшебные превращения»

Положите перед карапузом лист бумаги, на котором нарисованы крупные фигуры:

Предложите, дав волю фантазии, превратить фигуры во что-то новое. Так, например, у одного малыша на листе появятся забавные сказочные персонажи, у другого — причудливые растения… Позвольте детской фантазии поработать на славу.

Когда превращение свершится, обсудите, во что ещё можно было преобразить фигуры:

  • круг — в солнышко, блин, тарелку или лужу;
  • треугольник в шляпу звездочёта, космическую ракету, парус корабля или флаг.

Упражнение 4. Сюжетно-ролевые игры

Простые ролевые игры и более сложные их вариации — игры с сюжетом, прекрасно развивают воображение ребёнка.

Ваша задача, дорогие друзья, создать благоприятную среду для раскрытия детской фантазии в игре. Озадачьтесь созданием тематических атрибутов, придумайте интересные декорации и костюмы. И, конечно, хотя бы иногда подключайтесь к игре. Если позволить придуманному малышом сюжету увлечь вас в игровой мир, вы удивитесь, как, оказывается, может быть интересно торговать вымышленными продуктами за нарисованные деньги или быть пациентом у вашего маленького доктора в медицинском колпаке и белом накрахмаленном халатике.

У малышей 4–5 лет обычно есть свои любимые сюжеты для игр, но старайтесь ненавязчиво переключать воображение ребёнка на другие тематики, ведь вариантов так много:

Упражнение 5. Подвижные игры

Двигательная активность — важный компонент общего развития детей дошкольного возраста. Подключайте весёлые подвижные игры и к занятиям, направленным на тренировку воображения.

«Покажи, кто ты»

Под весёлую музыку ребёнок произвольно танцует в центре зала. Когда музыка замолкает, он должен подбежать к стоящей в углу коробке и вытащить оттуда карточку с заданием. В качестве заданий подготовьте рисунки с изображениями животных, разных видов спорта или представителями знакомых ребёнку профессий.

Важно: малыш должен сообразить, какими действиями можно охарактеризовать выпавший ему объект. Например:

  • попрыгать, как зайчик;
  • попинать воображаемый мяч, как футболист;
  • резать, замешивать и перемешивать, как повар.
«Придумай зарядку»

Для этой игры вам понадобится некоторое свободное пространство и простой спортивный инвентарь:

  • гимнастическая палка;
  • широкая лента;
  • несколько мячей разного размера;
  • скакалка.

Ребёнок выбирает один из предложенных предметов и придумывает с ним как можно больше различных упражнений. Когда фантазия иссякнет, можно переходить к следующему упражнению.

Чтобы игра получилась интересней, приготовьте комплекты по количеству участников. Пока один показывает свои варианты — другие игроки повторяют за ним. Чем не урок физкультуры?

«Физкульт-загадки»

Запаситесь загадками (помочь в этом может наша рубрика «Загадки»).

Задача ребёнка — сообразить ответ и показать отгадку движениями, без слов.

Это упражнение отлично развивает воображение и фантазию, стимулирует творческий подход к решению задач и способствует быстроте мышления. К тому же оно вызывает у ребятишек много радости и веселья!

Друзья! Мы желаем вам не забывать, что, по мнению Альберта Эйнштейна, воображение важнее знаний, потому что знание ограничено, а воображение окружает мир. Фантазируйте и творите, наполняя своё родительство счастьем созидания!

До новых встреч!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5–7 лет

Елена Сергеева
Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5–7 лет

Воображение — это не что иное, как психический процесс, за счет которого человек получает возможность рисовать новые образы на основе имеющегося жизненного опыта. Воображение позволяет ребенку дошкольного возраста найти свое место в мире, реализовать имеющиеся способности, а также способствует пониманию школьной программы, то есть готовит малыша к обучению в школе.

Дидактическая игра уже достаточно давно используется как одно из эффективных средств, с помощью которого можно развивать воображение у ребенка в старшем дошкольном возрасте

Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5 – 7 лет

1. Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Игра — упражнение «Три краски».

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра – «Неоконченный рисунок».

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т. д.)

8. Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.

11. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

12. Игра «Поможем художнику».

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

13. Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14. Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству, оригинальность содержания и композиции.

15. Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

16. Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

Читайте также:  Прогулка в осенний лес - совместная деятельность педагогов и детей по развитию речи

17. Игра «Разные сказки».

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т. д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает — «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.

Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце — плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

20. Игра «Сказочное животное (растение)».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

21. Упражнение «Сказка – рассказ».

Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной

Развитие творческих способностей дошкольников. Средства для развития мышления и воображения. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Журавушка» «Развитие творческих способностей дошкольников».

Азбука воспитания. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их.

Игры-головоломки — средство развития творческого воображения дошкольников В качестве ведущих видов деятельности старших дошкольников в образовательной области «Познавательное развитие», согласно ФГОС ДО, являются:.

Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук Уже давно установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация.

Игры и упражнения для развития связной речи Игры и упражнения для развития связной речи Учитель-логопед МБДОУ №46 «Жемчужина» Тимофеева Нина Филипповна Квалификационная категория первая.

Игры и упражнения для развития эмпатии у дошкольников ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ … «Назови себя» Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться.

Игры с макаронами как один из способов развития у младших дошкольников мелкой моторики, воображения и сенсорики При работе с детьми дошкольного возраста, а особенно младшего дошкольного возраста, можно отметить возникающие у них определенные сложности.

Практическое занятие для воспитателей «Игры и упражнения для эмоционального развития младших дошкольников» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Цель: повышение.

Упражнения для развития речи старших дошкольников «Народная культура» Игровое упражнение «Кто? Что?» Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?».

Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. У детей при ряде речевых нарушений.

“Особенности развития воображения у детей с нарушениями речи” семинар-практикум для воспитателей

Воображение ребенка – это то, благодаря чему он может мгновенно очутиться в прошлом, представить себе то, что может произойти в будущем или то, чего вообще на свете не бывает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Особенности развития воображения у детей с ОНР74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Особенности развития воображения у детей с нарушениями речи»

педагог–психолог Кинарейка О.А.

Особенности развития воображения у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Воображение ребенка – это то, благодаря чему он может мгновенно очутиться в прошлом, представить себе то, что может произойти в будущем или то, чего вообще на свете не бывает.

Фантазия, как и любая другая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она способствует лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности.
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и способности выражать свои чувства, представления о мире различными способами, гибко, нестандартно мыслить.

Для этого необходимо научить ребенка видеть в каждом предмете разные его стороны, отталкиваясь от отдельного признака, строить новый образ.
Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.

Ребенок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый человек, но в его фантазии больше чувства, он доверяет продуктам своего воображения, переживает вымышленные события, общается с вымышленными персонажами так, как будто они существуют на самом деле.
Путь развития воображения можно представить, как движение от конкретно-наглядного образа к понятию и через него к новому воображаемому образу.

Уровень развития фантазии теснейшим образом связан с уровнем мышления и несомненно уровнем речи, которая обобщает практический опыт ребенка, способствует формированию представлений о предмете. Воображение формируется и развивается в различных видах деятельности.

Первые его проявления относятся к 2,5 – 3 годам . Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами, подражая взрослым.
Ребенок начинает кормить куклу палочкой – (воображая ложку), укладывает ее в коробку – кроватку, укрывает носовым платочком – одеяльцем, значит, действуя с одним предметом, он воображает на его месте другой.
У ребенка 4 – 6 лет качественно меняется характер игры. Сюжетно – ролевая игра, которая становится основной деятельностью, имеет широкие возможности для развития фантазии и творчества.

В ней формируется важнейшая способность действовать в плане образов – представлений.

Ребенок чаще всего начинает представлять определенную последовательность действий, т.е. «проигрывать» их в уме.

В результате возрастает его творческая активность в самых разных областях.

Богаче становится содержание рисунков, разнообразнее постройки, сочиняются необыкновенные истории.
Мы знаем, что несколько иначе творческие способности развиваются у детей с нарушениями речи.

Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий.

Своим опытом работы с детьми, имеющими ОНР, с нами делится воспитатель детского сада города Оханска – Демидова Любовь Афанасьевна.

Их объектом для изучения были дети с ОНР (II и III уровня), шестого года жизни.
В основу работ было положено предположение о том, что речевая патология и особенности психического развития отрицательно сказываются на формировании творческого воображения.
– Обобщенный анализ полученных результатов позволил разделить детей на три группы.

В первую группу вошли дети в ОНР III уровня (20% от всех обследованных). Уровень развития творческого воображения у них приближен к возрастной норме.
Во вторую группу вошли 50% дошкольников с ОНР III уровня и 40% детей с ОНР II уровня. У них отмечается недостаточное развитие творческого воображения, что выражается в бедности его содержания, отсутствие эмоциональности и т.д..
В третью группу были отнесены 30% дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и 60% детей с ОНР II уровня. Не могли справиться с предложенными заданиями или выполняли только 1/3 работы. Их уровень развития творческого воображения соответствует уровню детей с нормально развитой речью 4 – 5 лет.
Исследования подтвердили то, что чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить свое творчество, тем более речевое творчество. Он оказывается беспомощным в создании новых образов.

Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку.
В игре дети с общим недоразвитием речи отдают предпочтения бытовой тематике.

Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются.

Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным речевым развитием.
Детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта .

Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор. Поэтому, работая с такими детьми, необходимо включать в программу развивающего обучения специальные задания и упражнения, направленные на совершенствование воображения и активизацию творческих способностей ребенка. Сегодня, я предложу вам ряд игр и упражнений с этой целью.

Работу с нашими детьми можно организовать в нескольких направлениях.
Прежде всего, надо обратить внимание на сюжетно – ролевую игру , так как игра – естественный для ребенка вид творческой деятельности.

В процессе игры малыш на основе знакомых ему ситуаций из окружающей жизни создает воображаемую ситуацию, новые образы, принадлежащие ему одному.

В ролевой игре ребенок не только представляет вместо одного предмета другой, но и себя он видит, то доктором, то волшебником, то принцем. Выполнение роли в игре требует от ребенка сюжетной деятельности воображения: надо хорошо представлять себе, что должен делать его «герой» в данную минуту, планировать его дальнейшие действия, исходя из сложнейшей ситуации, направлять развитие общей игры в целом.

Сюжетная игра захватывает ребенка, она создает тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества, и именно в игре ребенок выражает себя наиболее полно и свободно.

Поэтому надо чтобы игры дошкольника были достаточно разнообразны.
На начальных этапах работы педагог должен стать активным участником детских игр. При этом не следует превращать игру в занятие, а взяв на себя главную роль, исподволь направлять активность детей.

Здесь важна увлеченность взрослого игрой, искренность, непосредственность .

– Творчество ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями.

Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе. В связи с этим следует использовать элементы арттерапии, театрализации, чаще обращаться к музыке и движению.
Итак, первое направление работы по развитию творческих способностей детей – развитие воображения и обогащение эмоциональной сферы.
Второе направление предполагает использование специальных заданий, в процессе выполнения которых развивается способность к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.
Третье направление – формирование способностей к словесному творчеству. Что является наиболее сложным для детей с нарушениями речевого развития.

Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение.

Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет .

Этот период ученые называют сенситивным, т.е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять как реальные, так и самые фантастические сказочные образы и ситуации.

Великий Эйнштейн утверждал, что фантазия важнее знания. Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ и это не с проста.

Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов.

Такое воображение составляет основу всякой творческой деятельности, которая открывает возможность самовыражения, позволяет человеку реализовать его личный потенциал.
Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

Дети часто проявляют стремление к сочинительству, которое является такой же деятельностью воображения, как и игра.

Дети с удовольствием отдаются творчеству и охотно рассказывают «сочиненное» взрослым.

Ведь не зря Л.С. Выготский (1982г.) подчеркивал связь воображения ребенка с речью. Он считал, что «. очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи. ».

Он полагал, что существует три группы факторов, показывающих связь воображения ребенка с его речевым развитием:

во-первых, само речевое развитие ребенка существенно продвигает и развивает его воображение;

во-вторых, задержанные в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения;

в-третьих, не только появление речи, но и важные моменты в ее развитии являются в, то же время узловыми моментами и в развитии детского воображения.

Речь, освобождает ребенка от его непосредственных впечатлений, дает возможность представить себе предмет, который он не видел, а мыслил о нем.
Как уже говорилось ранее, воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей.

Детская игра просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком держится на активной деятельности воображения. А связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых.

Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты.

Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности.

А мечта, как образ желаемого будущего – классическая форма воображения .
Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны.

Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы созвучные настроению человека.

Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения .

Игры на развитие воображения:

– « История из мешка»

цель: развитие речевого творчества.

материал: большой тряпочный мешочек, предметы игрушки.

инструкция: – Я принесла вам большой мешок, в котором множество разных вещей. Каждый из вас может один раз засунуть туда руку и что–нибудь достать…

Теперь разойдитесь по двое и придумайте историю, в которой были бы задействованы оба ваши предмета. У вас 5минут времени. После этого, каждая пара расскажет нам свою историю. (Можно в дальнейшем предложить разыграть эту историю). Другой вариант – можно предложить детям постарше группы по 4человека 9придумывают историю со своими предметами и показывают в стиле импровизационного театра.

– Нравится ли тебе играть с другими детьми?;

– Интересный ли предмет ты выловил из «волшебного мешочка?

– Тебе доставило удовольствие придумывать истории?;

– Какая история показалась тебе самой замечательной?.

– «Найди себе пару (по цвету)

Участникам раздаются карточки по 2 одного цвета. Целью является найти себе пару. Для этого нужно называть слова, определяющие данный цвет.

– «Эстафета хороших известий» – К. Фопель 2часть стр.66.

– Игра – «Разноцветные квадраты»

Придумывание определенных предметов или вещей, ассоциируемых с разными цветами, выстроенных в длинную дорожку из квадратов. Одинакового цвета не должно находиться рядом.

Мы обратили внимание, что яркий эмоциональный фон и игра, целиком держится на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется не только у детей, но и у взрослых.

– Игра – «Поменяйтесь местами» (развитие воображения)

– Поменяйтесь местами те, кто любит запах роз;

– …………………. кому нравится вкус малины;

– ……………… кому нравится оранжевый цвет;

– ………………… кто любит слушать пение птиц;

-………………… кто любит уютное тепло твоей постели;

– ………………… кому нравится освежающий прыжок в прохладную реку или озеро жарким днем;

– ………………… кому нравится любоваться радугой и т. д.

– «Для чего это нужно» по принципу- «Похвали предмет»

(передавая по кругу предмет, все делятся своими мыслями о важности данного предмета). Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.

– «Игра волшебный ящик», «Подарок другу», «Собери портфель».

– «Где бывали вам не скажем, а что делали покажем».

– Игра закончи предложение»

(бросая мяч, ведущий начинает предложение, а участники, сидящие в кругу – заканчивают его)

-Арттерапевтические игры и упражнения:

– «Игра в несколько рук». (или создание общей картины)

У каждого участника в круге по листу бумаги. По музыкальному сигналу, все начинают рисовать свой воображаемый предмет. Музыка выключается, участники передают свой листок по кругу, продолжая рисунок своего соседа, включая свое воображение. И так, пока не вернется свой листок от рядом сидящего.

Цель: развивать элементы мыслительного прогнозирования, творческого воображения.

Детям предлагается выбрать понравившуюся фигуру, рассмотреть ее – на что похоже? Обвести простым карандашом на листе бумаги и дорисовать.

– Упражнения с красками: (рисунки на стекле- «Монотипия», «Цветовушка» и т. д.).

– «Бывает- не бывает» (О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева).
Эта словесная игра требует как большого воображения, так и здравого смысла (логического мышления). Ребенку надо представить себе ситуацию, которую я описываю, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь.
Игра проходит так: я стою в кругу детей и по очереди кидаю ребенку мяч и задаю загадку (фразу), ребенок кидает мяч обратно и отвечает – бывает это – или не бывает (так 5 раз).
Предлагаемые фразы:
1 – “Волк бродит по лесу?”
2 – “Волк на дереве сидит?”
3 – “В кастрюле чашка варится?”
4 – “Кошка по крыше гуляет?”
5 – “Собака по крыше гуляет?”
6 – “Лодка по небу летает?”
7 – “Лодка по морю плывет?”
8 – “Девочка рисует домик?”
9 – “Домик рисует девочку?”
10 – “Снег зеленый?”
11 – “Когда снег растает, получится вода?”
12 – “Когда вода закипит, получится молоко?”
13 – “Сказка Муха – Цокотуха, про черепаху?”
14 – “Сказка Курочка – Ряба, про золотое яйцо?”
15 – “Луна светит ночью?”
16 – “Твоя мама старше тебя?”
17 – “Твой папа младше тебя?”
18 – “В сказке, Красная Шапочка съела Волка?”
19 – “Из тарелки пьют компот?”
20 – “Рыба любит есть кошку?”

Методы развития творческого воображения старших дошкольников с ОНР

На сегодняшний день существует множество методик развития творческого воображения, разработанными такими авторами, как Альтшуллер Г.С., Алябьева Е.А., Казакова Т.Г., Страунинг А.М., Никашин А.И., Дьяченко О.М., Веракс Н.Е., Новикова К.Л., Нищева Н.В. и др. В их основе лежат работа с рисунками, игры, сочинение сказочных историй, решение проблемных вопросов, двигательная активность детей и т.д.

Страунинг А.М., Никашин А.И., Альтшуллер Г.С. предлагают следующие методы развития творческого воображения:

Мозговой штурм – это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. Благодаря мозговому штурму ребенок понимает, что в решении любой ситуации есть альтернативы. С детьми дошкольного возраста обсуждаются те вопросы, которые имели место в их опыте. Поэтому большое значение имеет работа по расширению детского кругозора. Темы для мозгового штурма зависят от возраста детей. Малышам предлагаются хорошо знакомые бытовые или сказочные ситуации, например:

– спасение сказочных героев (Красной Шапочки от Волка),
– решение бытовых проблем (у нас закончилась бумага, чем и на чем рисовать?). С детьми старшего дошкольного возраста обсуждаются фантастические преобразования действительности. Например, земляне построили для своих детей космический детский сад (подводный, небесный и пр.). Как он выглядит? Какие проблемы возникнут у детей и взрослых [38] ?

Метод морфологического анализа предполагает перебор вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа. Например, вы решили придумать новый, необычный образ Бабы Яги. Количество характеристик выбираете произвольно (например, возраст, характер, стиль одежды, средство передвижения, др.) Чем младше дети, тем меньше характеристик изначально задается. Для удобства все предлагаемые характеристики занесите в таблицу: по горизонтали – возраст Бабы Яги, по вертикали – остальные характеристики. Теперь приступайте к самому главному – совершенно произвольно выбирайте из каждого ряда по одной характеристике и пытайтесь соединить их воедино. И получаете, например, что Баба Яга в раннем детстве это младенец, одетый в водолазное снаряжение, капризный, передвигающийся верхом на ослике. Аналогично можно работать и с рукотворными предметами (попробуйте придумать новый вариант будильника или автомобиля) или конструировать сюжет новой сказки [33].

Метод каталога – один из методов, позволяющих решить проблему творческого сочинительства, которое дается дошкольникам очень трудно. Для работы понадобится любая книга, лучше хрестоматия или сборник сказок. Взрослый задает детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальчиком на любое место в тексте. Удобно использовать следующую приблизительную последовательность вопросов: О чем сочиняем сказку? Это добрый или злой герой? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Чем все закончилось? В зависимости от возраста степень подробности вопросов может увеличиваться, героям даются более детальные характеристики, вводятся новые действующие лица [38].

ТРИЗ Альтшуллера Г.С. – это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ — РТВ — ТРТЛ.

· ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) – направленна на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи.

· РТВ (развитие творческого воображения) – направленна на управление воображением с целью создания новых образов.

· ТРТЛ (теория развития творческой личности) – направленна на формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку достойной цели и успешного продвижения к ней [2].

Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для педагогов. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. По мнению авторов, разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению и воображению [2].

На первом этапе детей подводят к проблеме многофункционального использования объекта. На втором этапе происходит выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Называется он – «Тайна двойного». Третий этап – Разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Педагог формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести — вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед — это не вода. Решение задачи — перенести в решете воду в виде льда. Четвертый этап – Изобретательство, здесь основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в воображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др. Следующий этап – Решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности — игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д. Последний этап – решение проблемных задач. Дети учатся находить выход из любой сложной ситуации, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем. Здесь педагог только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения [2].

В методики ТРИЗ авторы стремятся развивать в дошкольнике активную творческую личность, в основе которой лежит развитие творческого воображения через решение проблемных вопросов – творческих задач [2].

Для детей с особенностями психофизического развития могут использоваться следующие методы развития творческого воображения, предложенными авторами Е.А. Алябьевой, Т.Г. Казаковой:

Лепка как метод развитие творческого воображения детей с особенностями психофизического развития имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ. В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами (глина, пластилин, пластик, тесто, снег, воск, влажный песок, бумажная масса для папье-маше и др.). Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет [30].

В руководстве лепкой используются следующие игровые методы и приемы:

· обыгрывание предметов, игрушек;

· обыгрывание готового изображения;

· обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения;

· обыгрывание изобразительного материала (пластичные материалы, краски, природный, бросовый, дополнительный материал);

· обыгрывание инструментов (скалка, стека, формочки, штампы и др.);

· обыгрывание основы для будущей коллективной композиции, панно, панорамы, макета и т. д.;

· игровые приемы с элементами ролевого поведения;

· использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения дошкольников.

Могут использоваться следующие упражнения:

– «Слепи что-нибудь необычное».

– «Добрый и злой» [20].

Методика «Развитие воображения детей 4-7 лет»
Е.А. Алябьевой для детей с особенностями психофизического развития представляет собой 69 разнообразных игр и этюдов для развития воображения детей с особенностями психофизического развития. Игры включают большой познавательный материал, помогающий развить эмоции, коммуникативную сферу деятельности детей, речь. Материал можно использовать как на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические, так и в свободное время:

1.Игры – путешествия, которые включают в себя разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением, дети в этих играх читают стихи, поют песни. Игры – путешествия могут проводиться в любом месте, они не требуют больших пространств, не требуют специальной подготовки, т.к. допускают импровизацию с учетом знаний детей, их можно проводить во всех возрастных группах, выбирая соответствующий материал.

2.Этюды на развитие воображения, с помощью этих этюдов, взрослый активизирует воображение детей, побуждает их к общению, речевому сопровождению своих действий. Дети украшают елку, выпекают торты, шьют куклам платья или превращаются в шаловливых котят. Представленные этюды можно проводить как и в свободное время детей, так и включать их в занятия. Автор отмечает, что любое вербальное сопровождение должно быть параллельно действиям детей, т.е. нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий.

3.Игры – беседы. Они спланированы как вариант игр, в котором вся беседа с ребенком построена на воображении. В этом разделе представлены игры, в которых детям предлагается перевоплотиться в живое или не живое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, спрашивать о чем-нибудь окружающих. Детям предлагается стать, то репейником, то лягушонком или камнем у дороги. Игры развивают, внимательность, диалогическую речь, память, воображение, любовь к природе. Игры можно проводить индивидуально, с группой детей, на занятиях и на досуге.

4.Игры – импровизации. В этих играх взрослый описывает ситуацию, но ничего не показывает, чтобы избежать детского подражания, необходимо, чтобы дети сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Чтобы изобразить листочек или снежинку, ребенок должен ее хорошо представить. Взрослый поощряет непохожесть, оригинальность, комментируя действия детей. Игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкального слуха, пантомимики, памяти и воображения. Игры – импровизации можно проводить на многих видах занятий, на музыкальном, физкультурном, хореографическом.

Эта методика развивает воображения через двигательную активность и игровую деятельность детей. Параллельно развиваются память, диалоговая речь, расширяется кругозор [3].

О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Новикова К.Л., Нищева, Н.В. для развития творческого воображения детей с нарушениями речи рекомендуют использовать следующие методы:

Методика развития воображения детей с нарушениями речи «Чего на свете не бывает». В этой методики авторы предлагают игры и упражнения, предполагающее: интерпретацию картинок, которые одновременно могут быть похожи на несколько предметов (капля, морковь, листок; или – бабочка, цветок, бант и др.); дорисовывание схематических изображений, рисунок по кругу (варежка). В игре «чего на свете не бывает?» детям предлагается придумать и нарисовать то, чего нет на свете и др. [14], [15].

Для развития творческого воображения можно использовать сказку. Она является богатейшим источником развития фантазии, творческого воображения ребёнка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает его речь, мышление. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать как педагоги, так и родители для развития воображения детей. Отлично развивает воображение придумывание окончания сказки. Начните рассказывать ребенку сказку и остановитесь на интересном месте. Например: «Жил-был в Тихом лесу маленький непослушный ежик. Мама с папой запрещали ежику одному ходить в лес. Но однажды, когда они заснули, ежик тихонько выбрался из норки и побежал в лес. Там было темно и страшно, но он не останавливался. И тут он увидел такое, что тут же пожалел, что не послушал родителей… ». Что же случилось с ежиком? Придумайте несколько вариантов концовки [29].

По методике Новиковой К.Л. можно предложить ряд техник для развития творческого воображения:

Монотипия считается одной из простейших графических техник и очень нравится дошкольникам. Она пробуждает фантазию ребёнка. Сначала дети складывают лист пополам. На одной половине листа гуашевой краской рисуют пейзаж, на другой получают его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Также можно оставить несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согнуть лист пополам и плотно его сжать. Развернуть и увидеть необычные, причудливые узоры – кляксы. А можно нарисовать краской половинку бабочки на половине листа. Согнуть пополам лист и плотно сжать его половинки.

Пальчиковая живопись. Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Начать можно с простых изображений – цветок, солнышко, кисть винограда. А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом. Можно поместить несколько пятен густой краски на лист бумаги. Пусть ребенок водит по краске руками и пальцами так, чтобы получились интересные изображения. Рисование руками и пальцами не только увлекает детей, но прекрасно развивает осязание.

Пятна и кляксы.Лист бумаги складываем пополам, на одной стороне листа рисуем красками или просто наносим пятна, кляксы, затем накрываем рисунок второй половиной листа, слегка проводим сверху рукой. Можно использовать несколько цветов, можно добавить немного блесток. Раскрываем – что получилось: бабочка, дерево, цветок. Прекрасное занятие для развития воображения.

Рисование губкой. Обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями.

Коллаж. Изготовление аппликаций и коллажей – это не только увлекательное занятие, но и прекрасное средство познакомить ребенка со свойствами разнообразных материалов и развить его фантазию. Главное – всегда иметь под рукой интересный материал для творчества. Это могут быть: куски фольги, разнообразной бумаги (папиросной, оберточной, гофрированной, цветной), лоскутки самых разных тканей, шнурки, пуговицы, пряжа, ватные шарики, перья, листья, семена, кусочки коры, красивые фасолины, фигурные макаронные изделия, сыпучие материалы (поваренная соль, крупы и т.д.). Техника создания коллажа очень простая. На намазанную клеем поверхность бумаги накладываются (насыпаются) приготовленные материалы. Создание коллажей способствуют развитию тактильных ощущений (за счет изучения материалов и фактур), происходит развитие тонкой моторики (захват деталей, вырезывание, приклеивание) [30].

Таким образом, существует множество методик, направленных на развитие творческого воображения детей всех категорий. Разделение методик весьма условно, так как каждая из них может быть использована для той или иной категории детей. Они весьма разнообразны по видам и используемым для методик материалов. Все методики имеют творческую направленность, многие из них представлены в форме игр, а такое привлекает и нравится детям.

Упражнения, которые помогут развить воображение детям и взрослым

Нехватка воображения зачастую тревожит людей, обладающих творческой натурой. Подобным личностям, в силу своих способностей и возможностей приходится постоянно сталкиваться с работой, построенной на фантазийных эмоциях.

Упражнения, методики и рекомендации ниже, помогут вам определить свои способности к творчеству, обнаружить талант написания статей или романов, рассказов, прокачать уровень писательского воображения. Также эти упражнения для развития воображения у детей: дошкольников и подростков, и взрослых.

Сайты для развития воображения онлайн

Упражнения, связанные с компьютером отлично могут помочь развитию воображения. Большую популярность заслужили всевозможные онлайн-тренажеры, способствующие развитию воображения в любом месте и в любое время.

🔹Онлайн тренажер мозга «Викиум» — игровые мини тренировки, развивающие память, воображение, мышление, логику. Есть бесплатная версия. Достаточно заниматься по 20 минут в день.

🔹Интеллект тренажеры Brainapps — более 90 увлекательных упражнений для развития воображения, мозга, памяти и самых необходимых для успешной жизни ресурсов организма.

Упражнения на развитие воображения

  • Вам необходимо взять в руки ручку или карандаш и описать во всех подробностях ваше излюбленное место отдыха.
  • Предположите, что в самую рань, когда все нормальные люди еще спят, к вам заглянул неожиданный гость. Опишите на бумаге вашу реакцию на происходящее.
  • Также интересным опытом станет написание текста на философскую тематику, например, о смысле жизни. Придумайте послание для себя же, которое вы, якобы, получите в далеком будущем, обратившись к себе спустя 10 лет. Задайте себе вопросы или приведите советы и примеры правильных решений возникших ситуаций.
  • Отгадывание друдлов, — это элементарные изображения, воссоздающие необъяснимые замысловатые, хаотично расположенные линии. Человеку предлагается додумать, воссоздать тот образ, который запечатлен на изображении.

Тренировкой и служит сам поиск ответа. Стандартная игровая ситуация может стать более усложненной, при условии дополнения ее некоторыми моментами. Например, вам предлагается произнести только те слова, которые могут поместиться в пятилитровую емкость. Или озвучивать название только тех предметов, которые присутствуют в комнате.

Эти упражнения на развитие фантазии весьма эффективны, особенно для детей. Продемонстрируйте ребенку любую картинку и попросите рассказать о ней все, что он думает. Вы будете удивлены, насколько остро развито воображение маленького экспериментатора. Взрослые тоже приветствуют подобного рода игры.

  • Во время утомительной езды до работы на общественном транспорте попробуйте выдумать возможную линию жизни для какого-либо пассажира. Придумайте ему фамилию, имя, дату рождения, главенствующие моменты в его судьбе. Предположите род его занятий, увлечения.

Эффективные упражнения для развития воображения и образного мышления

  • Оказаться на месте постороннего человека. Займите столик в понравившемся кафе и понаблюдайте за одним из посетителей, за его поведением. Предположите мысленно, о чем он думает, чем занимается, что могло бы измениться, если бы вы оказались на его месте. Как бы вы себя вели, как изменились бы ваши привычки, поступки. Зафиксируйте в своем мозгу историю о том, каким бы вы стали человеком в подобной ситуации.
  • «Дорисуй картинку». Расположите на листе бумаги точки, не задумываясь об их местоположении. Потом попробуйте соединить прямыми линиями эти отметины.
  • «Излюбленные вещи». Воспроизведите на листе бумаги перечень, состоящий из 10 предметов, окружающих вас. Укажите, какие образы всплывают в голове, глядя на них, — рассказ, эмоциональное состояние, событие, переживание. Не ограничивайте фантазию обыденными стереотипами, дайте волю воображению.
  • «Эмоции, вызванные прекрасным». Рассуждения на тему художественных произведений, музыкальных композиций, эталонных образов являются самыми приятнейшими заданиями, направленными на развитие воображения. Сделайте более частыми посещения всевозможных выставок. Рассматривайте картины и старайтесь внутренне с максимальной приближенностью к образу их описать.
  • «Саквояж вздора». Собирайте и откладывайте в отдельную емкость креативные картинки, карикатурные изображения, цитаты, частушки, рекламные буклеты. Все, что может показаться вам необычным и вызвать нестандартные ассоциации. При необходимости поиска новой зацепки, выньте из емкости то, что первое попадется, постарайтесь наладить связь между поставленной задачей и случайно выбранным предметом. Порой результат превосходит ожидание!
  • Еще одно упражнение на развитие воображения — создание стихотворных форм на задаваемые рифмы. В последнее время буриме стало весьма популярной игрой, которую можно проводить как при тактильном общении, так и сражаться с соперником на просторах сети Интернет.

Игры, способствующие развитию воображения, наиболее часто применяются для детей. Но и для взрослых имеют смысл занятия, построенные в игровой форме:

  • Игра «Придумай и расскажи». Целью игры становится выдумывание определенной истории одним человеком, которую остальные участники дополняют словесно и с применением рисованных объектов, для полноты картины.

Эти упражнения не просто способствуют развитию фантазии, но и позволяют позитивно провести время.

  • Например, играя в «Пантомиму», участники должны угадать, кого или какое действие изображает ведущий. Для ведущего, как и для угадывающих, это служит большим плюсом в развитии воображения. Воображение развивается благодаря вытаскиванию из подсознания образов, которые ассоциируются с названным словом.
  • Отличная методика тренировки мозгов — рассказ сказки ребенку перед сном. Причем известные сюжеты знакомых сказок можно дополнять некоторыми вымышленными событиями, героев облекать новыми характеристиками.
  • Гимнастические упражнения для мозга. Превосходными заданиями на развитие внимания, памяти, мышления и воображения
    являются простые упражнения Андрея Родионова.

Зафиксируйте взглядом какой-либо предмет. Теперь закройте глаза и восстановите образ предмета по памяти. После этого снова откройте глаза и вглядитесь в него с повышенным вниманием.

Повторите процедуру с закрытыми глазами, визуализируя его с более подробными деталями. Эти действия нужно повторять до тех пор, пока предмет не запомнится со всеми мельчайшими частицами и особенностями.

Другой вариант — начните просмотр видеофильма. Спустя некоторое время убавьте звук до нуля и постарайтесь вникнуть в суть происходящего на экране без участия речевых оборотов актеров. Можно прочесть по губам диалоги актеров, озвучивая сюжетную линию.

  • Музыкальные упражнения. Выберите несколько известных музыкальных композиций и попробуйте их напеть. Музыкальные произведения необходимо выбирать, не зацикливаясь на каком-то одном жанре. Попеременно напевайте мелодии второму участнику упражнения с целью услышать от него правильный ответ.

Упражнения на развитие мышления и воображения можно выполнять с толком для близких людей. Например, вы захотели сделать что-то малое, но приятное для родного человека. Попробуйте самостоятельно смастерить открытку с аппликацией, напишите оду или стихотворение, свяжите салфетку.

Комплекс упражнений на развитие воображения

Подходящий комплекс упражнений, чтобы развить воображение у взрослых:

  • Определите для себя простой предмет на расстоянии 3 метров от глаз. Закройте глаза и представьте белый простор. Удерживайте образ предмета около 5 минут. Далее вновь откройте глаза и смотрите сквозь предмет 3 минуты.

Снова закройте глаза и представьте предмет, поместив его в белый простор. Упражнение нужно повторить 8 раз, в спокойном уравновешенном состоянии без напряжения.

  • В положении лежа закройте глаза и представьте букву «А» черного цвета, расположенную на белом фоне. Удерживайте этот образ в сознании некоторое время.

Воображение может видоизменять букву. Ее контуры могут расплываться, уменьшаться или увеличиваться в размерах, уходить в сторону. Степенно возвращайте ее на прежнее место, облекая теми же размерами. В следующий раз проведите те же манипуляции с буквой «Б».

Впоследствии, когда упражнения станут получаться лучше, усложните задачу, представив сразу две буквы. Увеличивайте сложность, добавляя раз за разом буквы, пока не дойдете до 10.

игры для развития воображения детей с общим недоразвитием речи

ИГРЫ для РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

У детей с общим недоразвитием речи

Эти игры способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы. Они хороши тем, что для них не требуется специальной организации предметной среды, в них можно использовать практически любые предметы. Они не занимают длительного времени, могут возникать спонтанно, как бы мимоходом. Но для того, чтобы такие игры стали частью жизни детей, взрослый должен поддерживать в самом себе изобретательность, любовь к импровизации, фантазии. Для организации игр можно использовать практически любой момент из жизни ребенка.

Маленькие дети любят приносить взрослому разные предметы и показывать их. Такие ситуации можно перевести в маленькие игровые эпизоды. Например, ребенок приносит маленький мячик. Взрослый говорит: “Какой красивый мячик. А давай поиграем, как будто это арбуз? Сейчас мы его порежем”. Взрослый двигает рукой над мячиком, имитируя разрезание, делает вид, что ест арбуз, потом протягивает пустую ладонь ребенку: “Попробуй, какой вкусный арбуз, сочный, сладкий. А теперь отрежь и мне кусочек”.

В другой раз мячик может стать куколкой, которую можно завернуть в одеяльце-платочек.

Вот еще несколько примеров обыгрывания предметов, которое не займет много времени, но доставит детям большое удовольствие, поможет им в дальнейшем разнообразить свою игру.

Посмотри в окошко

Увидив, что ребенок ходит по комнате с колечком в руке, подойдите к нему и спросите: “Что это у тебя, наверное, окошко? Давай посмотрим в твое окошко?”. Затем, поочередно с ним, посмотрите через колечко комнату, назовите кто, что видит.

Точно также колечко может превратиться в руль машины, которая едет в гости к куклам, а два колечка, приложенные к глазам, становятся очками и делают ребенка “похожим на бабушку или на дедушку”.

Если ребенок без конца вкладывает одну в другую мисочки-вкладыши, никак не разнообразя игру, то это занятие легко сделать более интересным, если показать малышу несколько шариков и сказать: “Смотри, у меня есть два яичка, из них скоро вылупятся птенчики. Давай положим их в гнездышко и накроем, чтобы птенчикам было тепло. Где у нас гнездышко?” Если ребенок не может сам найти предмет-заместитель, можно сказать: “Посмотри на эту мисочку. Пусть она понарошку будет гнездышком. Хорошо?”. Ребенок наверняка охотно примет это предложение и вместе со взрослым уложит яички в мисочки-гнезда. Затем гнездышки накрываются салфеткой и отставляются в сторонку, чтобы не беспокоить птенчиков. После этого ребенок может продолжить игру сам или вернуться к прежнему занятию. Через некоторое время можно поинтересоваться у малыша, не вылупились ли птенчики. Для дальнейшего развития игры можете положить в другую мисочку несколько фасолин и радостно воскликнуть: “Посмотри, вылупились птенчики, пищат “пи-пи-пи”.

Взрослый достает из стаканчика бумажную салфетку, на которой нарисованы цветы и говорит ребенку: “Посмотри, это лужок, на нем растут цветочки. Это красный цветочек, а это синий. Где еще цветочки? Это какой цветочек? А это? Давай их понюхаем?”.

Взрослый с ребенком старательно нюхают цветочки, обсуждают их запах.

В следующий раз голубая салфетка может стать речкой или озером, по которому будут плавать кораблики-скорлупки, а желтая – песочком, на котором будут греться под солнышком маленькие игрушки.

Если ребенк ничем не занят, достаньте чистый носовой платок (салфетку из ткани) и, держа его за два соседних угла, загляните за него то с одной, то с другой стороны, приговаривая: “А где зайчик? Куда он убежал? Зайчик, где ты? Сейчас мы тебя найдем”. Затем быстро завяжите каждый из углов платка, вытягивая концы таким образом, чтобы они стали похожи на длинные уши: “Да вот они, уши. Поймали зайчика. А где у него хвост?”. Взрослый берет за оставшийся конец платка и завязывает маленький хвостик: “Вот и хвостик. Давай погладим его”. В то время, когда ребенок гладит хвостик, взрослый незаметным движением подбрасывает зайчика: “Ах, проказник, выпрыгнул. Давай покрепче держать”.

Читайте также:  Нарушение предикативного словаря у детей с ОНР и с ЗПР
Ссылка на основную публикацию