Транспорт. Употребление приставочных глаголов – конспект

Конспект занятия “Транспорт. Приставочные глаголы”.
план-конспект занятия по теме

Конспект фронтального занятия для детей старшей группы с ОНР 3-го уровня. Приставочные глаголы.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_frontalnogo_zanyatiya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия

.(старшая группа ОНР-3ур.)

Тема : « Транспорт. Приставочные глаголы .»

1 .Создать условия для развития речевого общения детей со взрослыми и сверстниками.

2.Учить детей дифференцировать по смыслу глаголы , имеющие разные приставки и общую основу ехать.

3Учить практически использовать приставочные глаголы в речи .

(Активизировать словарь приставочных глаголов).

4.Воспитывать активность, желание заниматься.

5.Развивать общую моторику.

6.Развивать внимание , восприятие , память.

Оборудование ; макет из конструктора для показа действий с машинкой ; мяч , сюжетные картинки по мультфильму « Ну , погоди !» ; индивидуальные сюжетные картинки , музыкальная композиция : «Поездка в автобусе»

Дом по улице идет ,

На работу всех везет

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках ( автобус )

Скажите , автобус к какой группе относится ?

А какой еще вы знаете транспорт ?

– вам нравится ехать на машине ,

– машина сломалась (огорчение ) .

– отремонтировали машину (радость )

1. Логопед производит действия с машинкой и рассказывает:

—Жила -была на свете маленькая машинка , жила она в тесном гараже и больше всего любила путешествовать .Вот однажды рано- рано утром , когда в доме все спали , она Вы ехала из гаража и По ехала по дороге . До ехала до речки . В ъехала на мост, С ъехала с моста и Под ъехала к лесу . Объехала лес , той же дорогой вернулась назад и тихо За ехала в гараж Никто даже и не догадался о путешествии машины.

2.Объяснение логопеда : «Я сейчас называла действия , они похожи- отъехала .подъехала . въехала – но они не одинаковы
Внимательно слушайте начало слова. Во всех действиях начало слова разное ( повторяются глаголы )

—Сейчас я буду показывать действия , а вы его продолжите , подсказывая мне , как называется действие:

-машина от дома ( Отъехала ).

– машина по дороге . (Поехала).

-машина к мосту ..( ПОДъехала )

-машина на моет . (Въехала ).

—машина с моста (Съехала)

3.Игра с мячом «Скажи наоборот»
Въехала на мост —( съехала )
Въехала в ворота –( выехала )
Заехала —< выехала )

4.Динамическая пауза « Поездка в автобусе»

5.А сейчас -ваша любимая сказка « Ну , погоди»

Логопед показывает картинки с изображением Зайца на велосипеде и Волка на мотоцикле.

Однажды выехал Волк на мотоцикле покататься. Только отъехал от дома , глядь , а перед ним Заяц на велосипеде.

Волк oт неожиданности резко затормозил и свалился с мотоцикла. Пока Волк поднимался , Заяц уже далеко уехал.

Рассердился Волк , вскочил на мотоцикл и мигом доехал до того места ,где был Заяц . Объехал его и загородил дорогу.

А внизу у дороги речка протекала. Заяц съехал с дороги , около речки остановился, взвалил велосипед на спину и перешел речку.

. А Волк не смог переехать речку – мотор заглох от воды .Заяц спокойно сел на велосипед и поехал дальше.

А Волк сидит в реке и кричит « Ну , Заяц , погоди!»

6.Работа по индивидуальным карточкам

Составить предложения с приставочными глаголами (по картинкам )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и подгруппы детей подготовительного к школе возраста. Разработано самостоятельно.Технологии:Интерактивные технологии: Гуманно-личностная техноло.

Таблица обобщающего характера. Морфологические признаки глагола.

Данный материал содержит разработку конспекта урока по русскому языку в 8 классе.

Формирование навыка словообразования; развитие диалогической речи; развитие внимания; закрепление навыка составления предложений по сюжетной картинке.

Легкий способ запомнить фразовый глагол.

Конспект конкурсного логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: “Космическое путешествие(приставочные глаголы)&quot.

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо развитию лексико-грамматических категорий языкав старшей логопедической группе.

Формирование навыков образования глаголов с помощью приставок (по лексической теме «Транспорт»)
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Развивать слуховое и зрительное внимание.

Коррегировать слуховую память, посредством запоминания и выполнения инструкций с приставочными глаголами.

Активизировать глагольную лексику по теме «Транспорт».

Развивать языковое чутьё к лексическим оттенкам глаголов с различными приставками.

Скачать:

ВложениеРазмер
transport_slovoobrazovanie.doc43.8 КБ
transport.pdf1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение

детский сад № 1490 комбинированного вида

Адрес: 109518, Москва, Грайвороновская улица, д.8к.3

телефон: 8 (499) 173-82-15; 8 (499) 173-58-08

непосредственно образовательной деятельности

Формирование навыков образования глаголов с помощью приставок

(по лексической теме «Транспорт»)

(интеграция образовательных областей: социализация, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, физическая культура, музыка)

Учитель-логопед Гаева Наталья Николаевна

1. Развивать навык узнавания и выделения глаголов с приставками в речевом потоке.

2. Научить детей образовывать от глаголов «плыть», «лететь», «ехать» одноименные глаголы с помощью приставок «по», «при», «пере», «до», «у».

3. Вырабатывать навык использования глаголов с приставками в речи.

4. Согласование существительных в предложном падеже

Коррекционно – развивающие цели

1. Развивать слуховое и зрительное внимание.

2. Коррегировать слуховую память, посредством запоминания и выполнения инструкций с приставочными глаголами.

3. Активизировать глагольную лексику по теме «Транспорт».

4. Развивать языковое чутьё к лексическим оттенкам глаголов с различными приставками.

1. Воспитывать интерес к логопедическому занятию, умение работать в коллективе.

2. Развитие навыков позитивного общения.

  1. Музыка для орг. момента «Вивальди», для проведения динамической паузы «Автобус», сигнал машины.
  2. Оформление динамической паузы: обруч, горка, мостик, голубая ткань (река),

3 игрушки транспорт (самолет, машина, корабль), большой грузовик.

  1. Оформление орг. момента. Банка, 2 стакана, красный платок,
  2. Презентация «Путешествие», загадки.
  1. Экскурсия «Моя улица».
  2. Заучивание стихотворения Я. Пишума «Машины».
  3. Отгадывание загадок «Улица, транспорт, служебные машины, сельскохозяйственная техника».
  4. Составление описательных и сравнительных рассказов о транспорте.
  5. Соревнования «Веселые машины»

Дети в группе под музыку садятся за столы.

Логопед. Посмотрите, все ли готовы.

II. Основная часть.

Логопед. Найдем самого внимательного и догадливого из вас, тот, кто отгадает загадку, сразу назовет тему занятия.

На море, в реках и озёрах

Я плаваю, проворный, скорый. (Корабль, катер).

Дети. Тема нашего занятия «Транспорт».

Логопед. Какой это транспорт?

Скажите, на чём можно поплыть по воде?

Дети перечисляют лодка, катер, пароход и т.д.

Я загадаю загадку, а вы отгадайте что это?

Смело в небе проплывает,

Обгоняет птиц полет,

человек им управляет,

Что же это? (самолет).

Какой это транспорт?

А, теперь, скажите на чём ещё можно полететь?

Дети перечисляют самолет, ракета, вертолёт, дельтаплан и т.д.

3. Отгадайте что это?

Для этого коня еда – бензин и масло, и вода.

На лугу он не пасется, по дороге он несется.

На чём можно ездить?

Дети перечисляют (машина, автобус, поезд и т.д.)

Какой это транспорт? (наземный)

Все загадки мои вы отгадали. Молодцы!

На экране появляются 3 слайда отгадки (корабль, самолет, машина ).

А сейчас, вы сами станете волшебниками.

Будите изменять слова, и окажется, что действие слова меняется.

Мы оказались на берегу озера.

Дети, возьмите кораблики и подойдите ко мне.

Корабль что делает?

Опускайте кораблики на воду.

Ребенок, твой кораблик от берега что сделал? – отплыл.

Р., дальше твой кораблик что сделал? – поплыл.

Р., твой кораблик до другого берега что сделал? – доплыл.

Р., твой кораблик к другому берегу что сделал? – приплыл.

Дети ни одного кораблика не осталось на этом берегу.

Что сделали ваши кораблики? – уплыли.

Дети, возьмите самолетики и подойдите ко мне.

Повторяйте за мной движения с самолетиком и отвечайте на вопросы.

Самолет взлетел с аэродрома и дальше (что сделал?) … полетел.

Самолет через озеро… перелетел.

До аэродрома …долетел.

На аэродром … прилетел.

С другого аэродрома все самолетики (что сделали?) … улетели.

Вы научились изменять слова с помощью приставок. Все работали хорошо.

IV. Динамическая пауза. Под музыку минусовка «Песенка – чудесенка»

Логопед. А теперь:

Стройтесь быстро на зарядку.

Рассчитайтесь по порядку.

Превращу я вас сейчас

Всех в машины в этот час.

Дети проходят полосу препятствий на ковре.

Ехали мы, ехали, до горки доехали,

Въехали, съехали, и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до речки доехали,

Мост переехали и дальше поехали.

( повторить 2 раза )

Ехали мы, ехали, до сада доехали и в группу приехали.

Дети садятся на свои места.

V. Дополни рассказ взрослого, используя приставочные глаголы

Логопед. Вы проделали интересный путь. Рассмотрите план путешествия Вани. Помогите ему добраться до моря. Каким транспортом Ваня будет добираться до моря? (машина, самолет, корабль).

Я начну, а вы закончите предложение подходящим словом – действием.

Ваня вышел из дома, сел в машину и (что сделал?) … поехал .

До моста …. доехал .

Через мост…. переехал .

До озера Ваня… доехал .

И в аэропорт … приехал .

В аэропорту сел в самолет и … полетел .

Лес он… пролетел , горы… перелетел , летел, летел и … прилетел.

Ваня с аэродрома отправился в порт.

Он сел на катер и от берега… отплыл .

К пляжу … приплыл и стал отдыхать.

Вы правильно подобрали подходящие слова – действия.

Все приставки использовали правильно.

VI. Итог занятия.

Мы провели интересное занятие. Все работали хорошо, активно.

Конспект по развитию речи “Транспорт”

Тема: Транспорт

Цель: обобщить и систематизировать представление о транспорте, активизировать словарь по данной теме, практическом употреблении приставочных глаголов и составлению короткого описательного рассказа с помощью вопросов.

Программное содержание:

Развивающая задача: Учить детей обобщать, классифицировать транспортные средства: грузовой, пассажирский, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.

Образовательные речевые задачи: составлять описательный рассказ о данной игрушке-транспорта с помощью вопросов:

– упражнять в практическом употреблении слов с ласкательными и увеличительными оттенками;

– практическом употреблении приставочных глаголов;

– согласовывать существительные с прилагательными в числе, роде, падеже;

– учить составлять целое из частей (разрезные картинки).

Коррекционная задача: упражнять детей в употреблении существительных женского и мужского рода; расширять словарь по теме “транспорт”.

Воспитательная задача: учить детей через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по развитию речи “Транспорт” »

Цель: обобщить и систематизировать представление о транспорте, активизировать словарь по данной теме, практическом употреблении приставочных глаголов и составлению короткого описательного рассказа с помощью вопросов.

Развивающая задача: Учить детей обобщать, классифицировать транспортные средства: грузовой, пассажирский, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.

Образовательные речевые задачи: составлять описательный рассказ о данной игрушке-транспорта с помощью вопросов:

– упражнять в практическом употреблении слов с ласкательными и увеличительными оттенками;

– практическом употреблении приставочных глаголов;

– согласовывать существительные с прилагательными в числе, роде, падеже;

– учить составлять целое из частей (разрезные картинки).

Коррекционная задача: упражнять детей в употреблении существительных женского и мужского рода; расширять словарь по теме “транспорт”.

Воспитательная задача: учить детей через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте.

Материалы: игрушки транспорт, картинки транспорт, разрезные картинки транспорта, аудиозапись “Автобус”, панорама города с изображением транспорта.

– Ребята, как вы сегодня добирались до детского сада, кто далеко живет, на чем? (Пешком, машине, автобусе)

– Кто живет рядом с детским садом – пришел пешком, кто живет далеко от детского сада – ехали на автобусе, машине, такси (воспитатель помещает на магнитной доске соответствующие картинки). А машина, автобус, такси это что? (Транспорт)

– Как называются люди, которые едут в пассажирском транспорте? (Пассажиры)

– Как называется машина, которая помогает перевозить груз? (Грузовая)

– Какие грузы могут перевозить грузовые машины (Мебель, песок, снег, продукты, бензин, молоко и т.д.)

Обратить внимание на панораму города, рассмотреть изображение транспорта. Пальчиковая игра “Посчитаем”.

Будем пальчики сгибать –
(сжимать и разжимать пальчики)
Будем транспорт называть:
Автомобиль, такси,
Трамвай, метро, автобус
(разжимают пальчики, начиная с мизинца)
5 пальцев мы в кулак зажали,
5 видов транспорта назвали.
(сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого).

– Кто водит пассажирский и грузовой транспорт (водитель, шофер).

Обобщение воспитателя: Машины наши помощники, но без водителя они не смогут работать. Водитель должен хорошо знать устройство своей машины, ее части.

– А знаете ли вы, из каких основных частей она состоит?

– Как называется та часть машины, где сидит шофер и управляет машиной? (Кабина)

– Куда складывают груз? (Кузов)

– Где сидят пассажиры? (Салон)

– Без какой части машина никогда не поедет? (Без колеса)

Игровое упражнение “Едем в автобусе”

– А теперь все вместе прокатимся в автобусе. Кем мы будем в автобусе? (Пассажиры). А как должны себя вести пассажиры в автобусе и почему?

Я буду говорить, а вы отвечайте:

– Автобус от остановки (отъехал), к другой остановке (подъехал). Затем на небольшую горку (въехал или заехал) и вместе с нами он мост (переехал). Он быстро в тоннель (заехал) и оттуда вскоре на заправку (поехал, приехал).

Речевая игра “На заправке”

Все машины по порядку
Подъезжают на заправку.
(обеими руками “крутят руль” перед собой)
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз
И тяжелый лесовоз.

(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

Заправившись, автобус на выставку-салон (приехал, заехал).

– В нашей группе открылась выставка-салон транспортных средств “Веселые моторы”. Я буду директором, а вы менеджерами по продаже автомобиля. Вы должны рассказать о понравившемся транспорте и сделать его рекламу:

Какая она: описать ее внешний вид, цвет.

Для чего она предназначена.

– Начну я с рекламы: Это автобус. Он красный. У него есть кабина, колеса, много окошек, двери. Автобус перевозит пассажиров.

Заслушать 3-4 рассказа.

– Ребята, а в далекой сказочной стране “Лилипутии” живут маленькие человечки и все у них маленькое: и одежда, и обувь, и транспорт.

Игровое упражнение “Большой-маленький”

Открытый урок “Приставочные глаголы”

Разделы: Логопедия

Цель: Закрепить понимание и правильное употребление приставочных глаголов движения в речи детей.

1. Расширять и активизировать словарь по теме “Зимующие птицы”.

2. Формировать навыки словообразования: образование звукоподражательных и приставочных глаголов.

3. Учить детей подбирать слова с противоположным значением (прилагательные, глаголы).

4. Работа над предложением с приставочным глаголом.

5. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, объем вербальной памяти.

6. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать способности у детей наблюдать за животным и растительным миром.

Оборудование:

  • картинки с изображением зимующих птиц;
  • фишки;
  • символы слов-действий на доске;
  • картонные декорации: домик,
  • кормушка, елка;
  • мяч; картонная синичка на палочке, Незнайка;
  • картинки с изображением птиц;
  • карандаши;
  • сухарики.

Ход занятия

I. Оргмомент: – Какое сейчас время года? (- Зима.)

– Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (- Зимующие.)

Логопед показывает картинки с изображением зимующих птиц (дятел, снегири, воробей, сорока). Предлагает детям отгадать загадки.

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это . (снегири).

Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей).

И зимой стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит.
Кто это? (дятел).

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (сорока)

II. Закрепление лексического материала.

Викторина. – Я буду задавать вопросы. Кто ответит первый, тот получает фишку. У кого больше фишек, тот – победитель!

1) Ответьте на вопросы:

– Какая птица днем спит, а ночью летает? (- Сова.)

– Зачем клесту крестообразный клюв? (- Чтобы лущить шишки и доставать семена из шишек.)

2) Задание “Закончи предложение”:

Сова днем спит, а ночью . (охотится).

У сороки хвост длинный, а у галки . (короткий).

Синица – желтогрудая, а снегирь – . (красногрудый).

3) Задание “Запомни, повтори, найди лишнее слово и объясни почему ты так думаешь”:

Медведь, дятел, барсук, лиса.

Скворец, синица, грач, ласточка.

Ворона, снегирь, соловей, воробей.

4) Задание “Что умеют делать птицы?”

“Подберите слова-действия к слову “птицы”. Птицы что делают?”

(летают, поют, клюют, пьют, машут, стучат. )

5) Задание “Как разговаривают птицы?”

Ворона говорит “кар-кар”, значит она что делает? – Каркает.

Воробей – . (чирикает), сова – . (ухает), сорока – . (стрекочет),

синица – . (свистит), голубь – . (воркует).

– Викторина закончена. Посчитаем фишки и узнаем кто победитель.

III. Объяснение нового материала.

Логопед предлагает послушать историю про воробья:

“Воробей крепко спал, рано встал, из гнезда вылетел. Воробей летал, корм искал. Вдруг увидел кормушку. Вокруг кормушки облетел, в кормушку залетел, крошки склевал. Воробей из кормушки вылетел. К гнездышку подлетел. В гнездышко залетел. Всю зиму так и перезимовал.”

1. Знакомство с символами слов-действий.

Логопед обращает внимание на слова-действия:

– Ребята, у меня в руках что за птица? (- Синица.)

(Логопед показывает картинку с изображением синицы.)

– Я начну предложение, а вы его закончите словом-действием. Эти слова-действия указаны стрелочкой на карточках. Попробуйте расшифровать их.

(На доске карточки с символами слов-действий.)

Логопед: – Синица к кормушке . (подлетела), от кормушки . (отлетела).

– Синица в кормушку . (залетела), из кормушки . (вылетела).

– Синица через кормушку . (перелетела), под кормушкой . (пролетела).

Вокруг кормушки . (облетела).

2. Подбор слов-действий с противоположным значением.

Игра с мячом “Наоборот”:

залетел – вылетелзаскочил – выскочил
прилетел – улетелподбежал – отбежал
подлетел – отлетелприскакал – ускакал.

3. Закрепление нового материала.

– Я буду рассказывать историю про стаю воробьев, а вы будете подсказывать слова-действия. (Логопед рассказывая историю, показывает на соответствующий символ слова-действия, дети договаривают предложение.)

“Воробьи крепко спали, рано вставали, из гнезда . (вылетали). Воробьи летали, корм искали. Через деревья . (перелетали). Под кормушкой . (пролетали), в кормушку . (залетали), крошки клевали. От кормушки . (отлетали), вокруг дерева . (облетали), опять к кормушке . (прилетали). Целый день летали, корм себе добывали. А вечером в гнездышко..(залетали). Всю зиму так и перезимовали!”

IV. Физминутка. “Воробушки”. Зрительная гимнастика.

– Теперь вы воробушки – “воробьев веселых стайка, за кормами вылетай-ка!”

(Логопед дает задания, а дети их выполняют.)

– Воробушки подлетели к елке, отлетели от елки, облетели вокруг елки, залетели за елку, подлетели к кормушке, прилетели к домику, залетели в домик. А теперь, воробушки, глазками поморгали, крепко закрыли, открыли, посмотрели вправо-влево, вверх-вниз. Крылышками помахали, полетели на свои места.

V. Работа над приставочными глаголами в предложениях.

1. Игра “Исправь ошибку в предложении”.

– Помоги Незнайке – скажи правильно слово-действие.

1) Вороны подлетели от кормушки. (отлетели)

2) Вороны через куст улетели. (перелетели)

3) Сова в дупло отлетела. (залетела)

2. Игра “Придумай предложение”

– Я скажу слово-действие, а вы придумайте с этим словом предложение.

Логопед:

– Прилетели. (Вороны прилетели к кормушке.)

– Облетел. (Дятел облетел вокруг дерева.)

VI. Закрепление понятия “Зимующие птицы”.

(Логопед раздает картинку с контурным изображением птиц.)

– Найти зимующих птиц и обвести кружочком.

Картинки: ласточка, снегирь, голубь; дятел, снегирь, журавль.

(Дети выполняют задание.)

2. Закрепление падежной конструкции: существительные Род.п. ед.числа.

– Кого ты обвел(а)? (- Я обвел снегиря. Я обвела голубя. и т.д.)

VII. Итог занятия: Оценка работы детей.

Сюрпризный момент: – Ребята, что любят птицы? – (Семечки, зернышки, крошки.)

Вы у меня были воробушками и я вас угощаю сухариками.

(Детям предлагаются “из кормушки” сухарики.)

Конспект занятия с использованием ИКТ «Приставочные глаголы»

Оксана Юрьевна Ловыгина
Конспект занятия с использованием ИКТ «Приставочные глаголы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматических категорий языка

в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: «Приставочные глаголы».

Цель: учить понимать пространственные значения приставочных глаголов и грамотно употреблять их в речи.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

Упражнять в образовании новых слов от одной основы с помощью приставки.

Упражнять в подборе подходящего по смыслу приставочного глаголав в словосочетании и в предложении.

Коррекционно-развивающие:

Развивать словесно-логическое мышление.

Развивать слухо-речевое внимание и память.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль над речью.

I. Организационный этап. Слайд 1.

Игра «Будь внимателен». Слайд 2.

Логопед: Я предлагаю вам поиграть в игру «Будь внимателен»: если я назову предмет, вы стоите. Если назову действие, вы подпрыгиваете.

Слова: солнце, светить, лететь, облако, стол, стул, ставить, рука, махать.

Логопед: Молодцы! Вы были очень внимательными!

II. Основной этап.

1. Введение в тему.

Логопед: Ребята! Я предлагаю вам посмотреть фильм о путешествии Бабы-Яги.

Слайд 3. Баба-Яга в ступе по небу… полетела.

Слайд 4. Вот Баба-Яга летела, летела и в лес… влетела.

Слайд 4. Она к дереву … подлетела,

Слайд 4. За дерево залетела…

Слайд 4. И из-за дерева… вылетела.

Слайд 5. В избушку… влетела.

Слайд 5. Из трубы Баба Яга … вылетела и в гости к Змею Горынычу … улетела.

– Как вы видели, Баба-Яга во время путешествия совершила много различных действий. А кто скажет, каким словом можно объединить все эти действия? Что Баба-Яга делала?

Дети: Летела.

Логопед: Правильно, все это время Баба-Яга летела, а её действия были похожи, но немного отличались друг от друга.

2. Расширение и активизация глагольного словаря. Образование приставочных глаголов от основы -лить. Слайд 6.

Логопед: Сейчас я буду вам показывать спектакль. Для этого мне понадобятся: поднос, горшок с цветком, игрушечный котенок, стакан и кувшин с водой. Я буду лить воду, и называть это словом-действием. А вы будете объяснять, что произошло.

Логопед: Налила.

Дети: Воды в стакане не было, а теперь она появилась.

Логопед: Долила.

Дети: Вода в стакане уже была, но теперь её стало больше.

Логопед: Отлила.

Дети: Воды в стакане стало меньше.

Логопед: Полила.

Дети: Полила водой землю, где растет цветок. Вода в стакане осталась.

Логопед: Облила.

Дети: Игрушечный котенок намок (стал мокрым).

Логопед: Вылила.

Дети: Воды в стакане не осталось.

Логопед: Молодцы! Вы смогли объяснить все слова-действия, которые я назвала и показала. А сейчас мы с вами сделаем паузу и полетаем!

3. Динамическая пауза «Профессии». Слайд 7.

Быть шофером хорошо, (Крутят воображаемый руль)

А летчиком – лучше. (Разводят прямые руки в стороны)

Я бы в летчики пошел, (Покачивание руками вверх-вниз)

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин, («Наливают» бензин)

Завожу пропеллер, (Круговые движения правой рукой)

В небеса мотор вези, (Прямые руки вверх, встают на носочки)

Чтобы птицы пели. (Изображают кистями рук птичку)

4. Практическое усвоение навыка словообразования. Подбор подходящего по смыслу приставочного глагола. Слайд 8.

Логопед: Посмотрите, ребята! К нам в гости прилетела синица. Помогите мне, пожалуйста, правильно подобрать слова-действия к тому, что делает синица.

Логопед: Вот синица в комнату…

Дети:Влетела.

Логопед: Синица по комнате …

Дети: Полетела.

Логопед: Синица над столом летела и к цветку …

Дети: Подлетела.

Логопед: Она вокруг цветка …

Дети: Облетела.

Логопед: Синица на кувшин села, посидела и с кувшина …

Дети: Слетела.

Логопед: Снова синица по комнате летела, летела и в дверь из комнаты…

Дети: Вылетела.

Логопед: Ребята! Все слова-действия, которые мы назвали, похожи по звучанию. А значения у них разные.

5. Индивидуальная работа по практическому усвоению навыка приставочного словообразования. Подбор подходящего по смыслу приставочного глагола. Слайд 9.

Логопед: Ребята! В одном сказочном лесу в маленьком домике живет добрый доктор Айболит. Айболит очень любит зверей. Но однажды он заболел. Навестить своего друга спешат разные животные. А какие, вы узнаете, если посмотрите на экран. Итак, к Айболиту спешат зайчики, лисички и птички. Только все они добирались по-разному. Зайчики ехали, лисички бежали, а птички летели.

Слайд 10. Логопед: Птички по небу… Дети: полетели.

Слайд 11. Логопед: Птицы в лес… Дети: влетели.

Слайд 11. Логопед: Птицы из леса… Дети: вылетели.

Слайд 12. Логопед: Птицы к речке… Дети: подлетели.

Слайд 12. Логопед: Над мостом через речку. Дети: полетели.

Слайд 13. Логопед: И до дома Айболита… Дети: долетели.

Логопед: Зайчики к Айболиту в трамвайчике ехали.

Слайд 14. Логопед: Зайчики из леса… Дети: выехали.

Слайд 15. Логопед: Зайчики по поляне… Дети: поехали.

Слайд 16. Логопед: Вот они до речки… Дети: доехали.

Слайд 16. Логопед: Через речку по мосту… Дети: поехали.

Слайд 16. Логопед: На мосту на камень… Дети: наехали.

Слайд 16. Логопед: Зайцы с моста… Дети: съехали.

Слайд 17. Логопед: По дороге… Дети: поехали.

Слайд 18. Логопед: И до дома Айболита… Дети: доехали.

Логопед: Последними к Айболиту бежали лисички.

Слайд 19. Логопед: Лисички по лесу… Дети: побежали.

Слайд 20. Логопед: Лисички до речки… Дети: добежали.

Слайд 20. Логопед: Через речку по мосту… Дети: побежали.

Слайд 20. Логопед: С моста… Дети: сбежали.

Слайд 21. Логопед: Лисички по тропинке… Дети: побежали.

Слайд 22. Логопед: Лисички до дома Айболита… Дети: добежали.

Логопед: Все звери попали в гости к Айболиту? Все. Доктор Айболит обрадовался и скоро начал поправляться.

III. Итоговый этап. Слайд 23. Подведение итогов деятельности. Рефлексия. Самооценка деятельности детей.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-k-konspektu-pristavochnye-glagoly-lovygina-oyu_1p7dd.pptx | 3663,1 Кб

Конспект занятия с использованием ИКТ «Звезды» Подписи к слайдам: Слайд №1 Звёзды Каткова Наталья Геннадьевна ГБДОУ№61 Санкт – Петербург. Слайд №2 Ребята, я шла в детский садик и мне.

Конспект занятия с использованием ИКТ «В деревне» Цели: Учить различать по внешнему виду, по описанию их характерных признаков, обитателей скотного и птичьего двора и их детёнышей. Закрепить.

Фрагмент индивидуального логопедического занятия с использованием Су-джок терапии (с использованием ИКТ) Индивидуальное логопедическое занятие на тему «Играем с Гномом» Программное содержание: 1. Продолжать учить детей образовывать существительные.

Конспект занятия с использованием ИКТ «Зимующие птицы» Конспект «Птицы зимой» старший дошкольный возраст Цель: уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать.

Конспект и презентация урока русского языка в 5 кл (Е. А. Быстрова) «Переходные глаголы» Тема:Глаголы переходные 5кл. Учитель русского языка и литературы: Малыгина Антонида Юрьевна Оборудование: учебник русс. яз. 5кл. Е. А. Быстровой;.

Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы с ОНР на тему «В гостях у смешариков». Цель – формирование лексико-грамматических.

Методическая разработка. Глаголы, которые можно использовать при планировании задач. ГЛАГОЛЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ планировании задач. Формулировка годовых задач у педагогов вызывают наибольшие трудности. Задача.

Конспект занятия с использованием ИКТ «Фрукты» Мультимедийные дидактические игры и упражнения Тема: «Фрукты» Занятие по речевому развитию для детей второй младшей группы Цель: развитие.

Конспект занятия с использованием ИКТ «Весеннее солнышко» Содержание презентации: Цель: обобщить, закрепить и систематизировать знания детей полученные в течение года. Задачи: • Закрепить признаки.

Конспект занятия с использованием презентации «Ёж» ТЕКСТ к презентации «ЁЖ»: 1 слайд: Название презентации. 2 слайд: Отгадайте загадку. 3 слайд: Правильно Ёж! 4 слайд : А что вы знаете о.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе [Транспорт]

Автор: Гук Елена Маркленовна ,

учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад № 16»,

г. Новокузнецк

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

ЗАДАЧА: формирование лексико-граматических средств языка по теме «Транспорт».

ЦЕЛИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Продолжать учить согласованию количественных числительных с прилагательными и существительными; согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; подбору существительных к глаголу и глаголов к существительному;
  • Закреплять формирование обобщающих понятий «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт»; дифференцировать грузовой и пассажирский транспорт;
  • Упражнять детей в практическом употреблении существительных в Родительном падеже; в употреблении множественного числа существительных;
  • Уточнить понимание и практическое употребление приставочных глаголов и предлогов в речи;

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать умение понимать обращенную речь; слуховое внимание;
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве;
  • Развивать общую и мелкую моторику;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия;
  • Развивать чувство эмпатии; снять мышечные и эмоциональные зажимы.

ОБОРУДОВАНИЕ: игрушка Незнайка, домик, мост, гараж, синяя лента (река), легковая машина и автобус (которые смогут заехать на мост), предметные картинки пассажирского транспорта (автобус – автобусы, троллейбус – троллейбусы, трамвай – трамваи, автомобиль – автомобили, мотоцикл – мотоциклы, поезд, самолет – самолеты, теплоход – теплоходы); предметные картинки грузового транспорта (грузовик, молоковоз, хлебовоз, самосвал); предметные картинки специального транспорта (скорая помощь, пожарная машина, поливальная машина); зеленые флажки на каждого ребенка и для Незнайки; игрушки (самолет, самосвал); сюжетные картинки с транспортом различного цвета (зеленый грузовик, синий грузовик, красный автомобиль); наложенные друг на друга контуры 10 автомашин; нагрудные символы пассажирского транспорта и рули на каждого ребенка и Незнайку; магнитофонная запись сигналов городского транспорта; 2 демонстрационных карточки «4-лишний» для дифференциации пассажирского и грузового транспорта; наборное полотно.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ:

1) – Я сейчас назову несколько слов, а вы догадайтесь, о чем мы будем говорить на занятии: трамвай, автобус, самолет, грузовик. Догадались?

– Мы будем говорить о транспорте.

2) Из-за дверей слышен шум, плач.

– Что это за шум, сейчас посмотрю. Незнайка, что случилось?

-«Да я из школы иду, там про машины, корабли, самолеты говорили и каким-то странным словом называли , я и не запомнил даже, а вы знаете, дети?»

– Кто из вас подскажет Незнайке это слово? – Это транспорт.

– Знаешь, что, Незнайка, ты посиди на нашем занятии, дети у нас в садике много знают, и ты узнаешь. Только сиди тихо и слушай внимательно. Дети, повторите для Незнайки правило о том , как надо сидеть на занятии:

Внимательно слушай, другим не мешай,

Когда тебя спросят – тогда отвечай.

П. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

1. «Отгадайте загадки»:

– У каждого из вас по две картинки, на которых нарисован различный транспорт. Я загадаю загадку. Тот, у кого картинка с отгадкой – поднимет ее и назовет ответ.

По асфальту едет дом, ребятишек много в нем.

А над крышей вожжи, он ходить без них не может (троллейбус)

Очень рано за окошком – стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.

Паровоз без колес, вот так чудо – паровоз.

Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел? (пароход)

Не машет крылом, а летает,

Не птица, а всех обгоняет (самолет)

Несется и стреляет, ворчит скороговоркой

Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл)

Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,

Накорми меня бензином, на копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль, побежит ….(автомобиль)

Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины и питается бензином (автобус)

Логопед забирает у детей отгадки и выставляет их на наборное полотно.

– Скажите, этот транспорт перевозит людей или грузы? – Это транспорт перевозит людей.

– Как называют людей, которые едут в транспорте? – В транспорте едут пассажиры.

-Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? – Пассажирский транспорт .

2. Игра «Чего не стало?»: – Давайте поиграем с этими картинками. Незнайка, ты будешь убирать по одной картинке, а дети догадаются, чего не стало.

3. Игра «Угадай по действию»: – У вас остались еще картинки. Догадайтесь, про какой транспорт я скажу:

– Эта машина помогает людям тушить пожары. – Это пожарная машина.

– Какая машина помогает поливать улицы? – Это поливальная машина.

– Какая машина помогает врачу оказывать помощь ? – Это скорая помощь.

(логопед выставляет скорую помощь, пожарную машину, поливальную машину на вторую строчку наборного полотна). Это тоже транспорт, специальный.

– Все остальные машины возят грузы. Как называется транспорт, который возит грузы? – Это грузовой транспорт (логопед выставляет на наборное полотно самосвал, грузовик, молоковоз, хлебовоз)

4. «4-лишний»: Детям предлагаются две демонстрационные карточки для дифференциации пассажирского и грузового транспорта, дети называют «лишний» транспорт и объясняют, почему :лишний автобус, потому что он – пассажирский транспорт, а остальные машины – грузовой).

5. «Подбери предмет к действию»:

– Посмотрите на наборное полотно и подумайте, про какой транспорт можно сказать: летит? Плывет? Едет? Останавливается? Отплывает? Взлетает? Тормозит? Летит?

6. «Подбери действие к предмету»: – Сейчас вы на минутку станете зеленым сигналом светофора. Я показываю вам игрушку и называю действие. Если я правильно называю действие, вы поднимаете зеленый флажок, разрешите движение.

Самолет – летит, плывет, гудит, стоит, взлетает, прыгает, отплывает, приземляется.

Самосвал – едет, гудит, летит, стоит, заезжает, разгружается, плывет, проезжает.

7. Игра «У меня есть» – «Один – много»: Логопед раздает детям предметные картинки с пассажирским транспортом, у логопеда картинки с такими же видами транспорта, но во множественном числе. Далее игра проводится в форме диалога.

– У меня есть автобусы. – А у меня есть автобус.

– У меня есть трамваи. – Ау меня есть трамвай.

– У меня есть самолеты. – А у меня есть самолет.

– У меня есть троллейбусы. – А у меня есть троллейбус.

– У меня есть мотоциклы. – А у меня есть мотоцикл.

– У меня есть автомобили. – А у меня есть автомобиль.

Затем дети и логопед меняются карточками, игра повторяется снова. Теперь дети употребляют множественное число существительных.

8. Игра «У меня нет…»: логопед показывает на каждую из оставшихся на наборном полотне картинок и говорит: «У меня есть скорая помощь. А у тебя?» (смотрит на одного из детей и показывает жестом, кому адресован вопрос)

– А у меня нет скорой помощи (поливальной машины, пожарной машины, самосвала, хлебовоза, грузовика, молоковоза)

9. Игра «Слова поссорились»: – Незнайка, а ты умеешь составлять предложения по картинкам? Попробуй, а мы послушаем:

Зеленый машина едет между домами. Синяя грузовик едет по мосту.

– Что-то у тебя, Незнайка, слова поссорились, не хотят дружить. Помогите, пожалуйста, правильно составить предложения по этим картинкам: Зеленая машина едет между домами. Синий грузовик едет по мосту.

10. Игра «Кто внимательный?»: Детям предлагаются наложенные друг на друга контуры автомашин?

– Посчитайте, сколько здесь нарисовано легковых автомашин? Сколько ты насчитал? Сколько ты? Давайте вместе посчитаем: Одна легковая автомашина, две легковые автомашины, три легковые автомашины …, 10 легковых автомашин.

На улице нашей машины, машины, машины малютки, машины большие.

Спешат грузовые, фырчат легковые. Торопятся, мчатся, как будто живые.

– Сейчас вы все станете водителями пассажирского транспорта. Возьмите руль и нагрудный символ. Выберете себе в группе гараж – любое место, какое захотите. Я включу магнитофон, вы услышите шум транспорта и начнете движение по группе. Движение должно быть безаварийным, поэтому ваши автобусы будут ездить медленно, не сталкиваясь друг с другом. Когда вы услышите сирену милицейской машины, вы вернетесь в свои гаражи.

12. Понимание, употребление приставочных глаголов и предлогов: – Давайте подъедем к этой полянке, сядем, отдохнем. Что находится на поляне? Это дом, это мост, это река, это гараж. Как вы думаете, где может стоять машина? – Машина стоит в гараже. Давайте посмотрим. А теперь покажите действие, которое я назову (каждому ребенку):

Машина выезжает из гаража.

Машина объехала вокруг дома.

Машина подъехала к мосту.

Машина заехала на мост.

Машина едет по мосту.

Машина съехала с моста.

Машина отъехала от моста.

Машина подъехала к гаражу.

Машина заехала в гараж.

– А теперь я буду показывать, а вы говорите, что делает автобус (дети составляют такие же предложения)

III. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ: – Ну что, Незнайка, ты запомнил, как по-другому назвать машины, корабли, самолеты?

-Запомнил, а вы, дети, запомнили? А как называется транспорт, который перевозит грузы? Как называется транспорт, который перевозит пассажиров?

– Незнайка, тебе понравилось на нашем занятии?

– Да, понравилось. Дети такие молодцы, я сейчас каждому пожму руку. Вы тут еще поиграйте, а я пошел, до свидания.

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Читайте также:  Логопедическая зарядка по теме: «Дикие животные»
Ссылка на основную публикацию