Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики

« Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с нарушением речи»
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) по теме

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Инновационные технологии по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, которые используем в нашем детском саду: воскотерапия, войлоковаляние, Су-Джок терапия, песочная терапия и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
taditsionnye_i_innovatsionnye_tehnologii.pptx1.09 МБ
traditsionnye_i_innovatsionnye_tehnologii_2.docx25.56 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 муниципального образования Усть-Лабинский район Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с нарушением речи Учитель-логопед МБДОУ №16 Т.В.Жукова 2016 год

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.» С.А. Сухомлинский

Цели : Укрепление здоровья детей Коррекция речевых нарушения у детей с нарушением речи Создание комфортных условий для ребёнка Повышение интереса и мотивации к занятиям Задачи: Воздействие на биологически активные точки организма Стимулирование речевых зон коры головного мозга

Традиционные : пальчиковая гимнастика шнурование конструирование ручной труд изобразительное искусство применение мозаики пазлов и т.д.

Инновационные : воскотерапия Су-Джок терапия войлоковаляние спирографы песочная терапия бросовый материал природный материал (соломка)

Дидактические пособия с использованием Су – Джок массажеров

Использование бросового материала (крышек)

Изделия из природного материала (соломки)

Мастер-классы для родителей

Желаю Вам творческих успехов!

Предварительный просмотр:

Презентация на тему

« Традиционные и инновационные технологии

в развитии мелкой моторики дошкольников с нарушением речи»

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Хочу вам представить инновационные технологии по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, которые используем в нашем детском саду. Одной из них является воскотерапия .

Изучая методическую литературу и пособия по изодеятельности, развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста, опыт работы педагогов, воспитателей по изодеятельности, учителей–логопедов, мы пришли к выводу, что занятия по ручному труду, конструированию и изобразительной деятельности в детском саду, в основном, включают в себя конструирование из бумаги, строительного и природного материала (шишек, сухих листьев, семян), рисование, аппликацию, лепку из пластилина и глины. Воск, являющийся природным материалом, не используется на занятиях. Занимаясь с детьми лепкой, воспитатели, как правило, используют пластилин, в то время как работа с природным материалом – воском, способствует не только развитию мелкой моторики, но и оказывает терапевтическое воздействие на организм ребенка (т. к. воск содержит прополис и пигменты цветочной пыльцы, ароматические и минеральные вещества, которые проникая в организм ребенка, способствуют его оздоровлению). Помимо этого, в процессе занятий воскотерапией формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира (т. к. она является составляющей арттерапии).

Цель воскотерапии -развитие речи и ознакомление младших дошкольников с доступным их возрасту видом ручного труда – лепкой из воска.

В результате проведения коррекционной работы дошкольники научились основным формообразующим движениям, некоторым способам и приёмам лепки из воска, а так же оречевлять собственные действия и договариваться друг с другом при выполнении коллективных работ.

Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по формированию мелкой моторики, на занятиях воскотерапией способствует не только развитию моторики пальцев рук и речевых процессов, но так же и познавательной деятельности .

Су – Джок терапия считается одной из лучших систем самооздоравления.
Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

В результате использования Су-джок терапии:
• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
• развивается координация движений и мелкая моторика;
• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Мы применяем вариативность использования Су-Джок массажёров Изготавливаем дидактические пособия, которые выполнены для закрепления сенсомоторных навыков. Благодаря таким чувствам, как зрение, слух, осязание ребенок закрепляет понятия цвет, величина, форма, поверхность предмета в игре с колючим шариком Су-джок-массажером. Данные приёмы мы используем в своей работе и можем с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей, что подтверждают результаты диагностики.

Для развития мелкой моторики мы используем спирографы . Спирограф, по сути – это линейка, прямоугольная, с вырезами-кругами и фигурными вставками, которая позволяет делать удивительные орнаменты, легко и просто.

Пользоваться спирографом могут и дети, и взрослые.

С его помощью можно оформлять рисунки, открытки, и т.п.

– стоит он недорого, цвета – в ассортименте, но цвет спирографа значения не имеет (также как не имеет значения цвет обычной линейки).

Узоры получаются круговыми, идеально ровными. В зависимости от выбранной вставки и выреза-круга – очень разные узоры. У детей спирограф развивает не только мелкую моторику и координацию движения кисти, но и воображение, фантазию, творческое и логическое мышление, способность к рисованию. Улучшает характер почерка и увеличивает скорость письма. Учит моделированию цветов и пространственному мышлению. Совершенствует эстетические способности и повышает интеллект.

Как пользоваться спирографом.

Выбираем вырез-круг в прямоугольнике, берём одну из вставок (так, чтоб она по диаметру была меньше выреза), вкладываем вставку в вырез так, чтобы зубчики вставки закрепились, ставим ручку в любую из “дырочек” круга-вставки, и начинаем вращать круг внутри выреза по или против часовой стрелки. Ручка будет оставлять след-узор, удивите.

Если поставить ручку в другую “дырочку” – узор получится другой, даже если снова использовать тот же круг-вырез линейки и ту же вставку. А поскольку на каждой вставке дырочек много, узоров при помощи спирографа можно сделать огромное количество, очень разных. (Показ работ)

Раздаём заготовленные шаблоны, предлагаем украсить определённые места узорами.

Песочная терапия является одним из технологий развития мелкой моторики детей с нарушениями речи. В нашей стране песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Она представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок строит свой собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок.

Песочная терапия – это игра. Именно игра помогает детям дошкольного возраста учиться строить отношения с внешним миром, познавать его и выражать свои чувства.

Игровые упражнения с песком – это, прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребенку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов, кроме того, песочная терапия является одним из средств развития мелкой моторики детей с нарушениями речи.

Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница, песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница представляет собой деревянный ящик. Размером 50х70х8 (где 50х70 размер поля, а 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия.

Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо.

Игровые занятия с песком могут проходить как индивидуально, так и в малых группах (2 – 4 человека). Периодичность занятий 1- 2 раза в неделю. В процессе занятий можно использовать игрушки, вспомогательные предметы, макеты предметов домашнего обихода. Возможно построение фигур из песка, добавление воды.

Сначала ребенку можно предложить поиграть с мокрым песком, а затем играть с сухим песком, используя при этом ведерко, грабли, лопатку, формочки. Пластические свойства песка способствуют тактильной стимуляции и развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Также мы используем техники беспредметного рисования, которые позволяют детям не только развить мелкую моторику, но и преодолеть чувство страха в данном виде творчества, выразить в рисунке чувства и эмоции.

  • Оттиск паролоном или жёсткой полусухой кистью

– это точки, которые наносят на предварительно намеченный рисунок. Удобно использовать густую гуашь, обмакивая в неё «печатку». Кроме «печатания» «тычка» можно использовать «растяжку» – это скольжение «печаткой» по листу – получаются красивые перистые облака, морские волны, дождевые струи.

  • Тычковое рисование
  • Монотипия – техника рисования с помощью отпечатка ,при которой гладкую поверхность покрывают краской, а потом делают отпечаток на листе бумаги. После этого полученные изображения дополняют недостающими деталями.
  • Кляксография
  • Набрызг
  • Рисование пальчиками, ладонью
  • Скрапбукинг – вид рукоделия, при помощи которого красиво оформляются фотоальбомы, открытки и рамки. При этом используются дыроколы. Мы используем элементы скрапбукинга. Игры с применением скрапбукинга развивают не только мелкую моторику, но и развивают зрительное восприятие, логическое мышление,воображение, память. Можно предложить сделать фигурки и поиграть в такие игры, как «Одинаковые фигурки», «Заплатки», «Весёлая считалочка», «Чего не стало?», «Что изменилось?» и т.д.

Мы проводим семинары и обучающие мастер-классы для родителей.

Таким образом, традиционно проводимая работа по развитию мелкой моторики, на наш взгляд, оказывается недостаточной и во многом снижает эффективность логопедической работы по преодолению нарушений мелкой моторики, поэтому её необходимо дополнять инновационными технологиями.

Данные технологии развивают у детей все психические процессы, в том числе и речь, что очень важно для нас, как для логопедов, развивается мелкая моторика и мускульная память, повышается работоспособность детей, а также улучшается качество образовательного процесса.

Традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики дошкольников с нарушением речи

Пальчиковая игра является очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Просмотр содержимого документа
«Традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики дошкольников с нарушением речи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №12 «Золотой ключик»

«Традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики дошкольников с нарушением речи»

Яхина Фатима Равильевна учитель-логопед МБДОУ

Детский сад №12 «Золотой ключик»

г..Салехард 2018 г.

«Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики.

Многие сознательные мамы знают о том, что пальчиковые игры полезны, потому что улучшают координацию мелких движений ребенка, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров.

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Пальчиковые игры способствуют более тесному контакту матери с ребенком. Они эмоционально окрашены, что позволяет их даже пропевать. У ребенка развивается усидчивость, умение слушать, повышается речевая активность, развивается память. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Тренировку пальцев рук уже можно начинать с потешек в возрасте 6-7 месяцев: мама делает массаж кисти рук и каждого пальчика ребенка, каждой его фаланги. Проводится разминание, поглаживание, сгибание и разгибание пальчиков ежедневно в течение 2-3 минут. Дети от года чаще воспринимают игры с одной рукой. После двух лет – с обеими руками. А после трех лет малыши могут развивать творческие способности, сами придумывая движения к ним.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

Учёным и педагогам хорошо известно, что если ребёнок плохо говорит, то у него плохо сформирована мелкая моторика. И, наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками строго регламентированы по времени. Поэтому пальчиковые игры с применением Лего-конструктора мы проводим в вечернее время.

Чистая, правильная речь детей перед поступлением в школу – главный критерий в оценке уровня речевого развития дошкольников. Поэтому целью методической разработки является систематизация и использование передового традиционного опыта по развитию мелкой моторики, создание авторских инновационных технологий в решении данного вопроса, а так же сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание « Ум ребенка – на кончиках его пальцев ». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.

Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Укрепление здоровья детей;

Коррекция речевых нарушений у детей с нарушением речи;

Создание комфортных условий для ребенка;

Повышение интереса и мотивации к занятиям;

Развивать мелкую моторику рук через лего-конструктор и пальчиковую гимнастику.

–Воздействие на биологически активные точки организма;

–Стимулирование речевых зон коры головного мозга:

–Развивать речь детей , расширять словарный запас; –Развивать конструктивные навыки и творческие способности;

–Расширять кругозор детей;

–Развивать психические способности с помощью лего– конструктора;

–Развивать мелкую моторику рук.

Развитие мелкой моторики

Пальчиковые игры

с речевым сопровождением

Инновационные технологии

Как уже было выше сказано, что развитие речи и мышления ребенка зависит от совершенствования его мелкой моторики. Ассортимент современных детских игрушек необычайно богат. Различные мозаики, пазлы, шнуровки, конструкторы разной сложности будут полезны как девочкам, так и мальчикам. Особой популярностью у детей и их родителей пользуется Лего-конструктор. Вот, например, как можно его использовать в целях развития мелкой моторики малышей.

1. Внимательно рассмотрите детали конструктора: большие, средние и маленькие «кирпичики». Покажите, как они соединяются между собой. Постройте разноцветную пирамидку. Комментируйте свои действия и обязательно вовлекайте детей в игру. Пусть попробуют присоединить хотя бы один «кирпичик». Когда дети поймут принцип, по которому соединяются детали, можно будет построить маленький домик.

2. Не надо расстраиваться, если дети будут ломать созданные вами сооружения. Ведь в этот момент его пальчики активно работают, а следовательно, тренируется мелкая моторика рук. Вместе с малышом разбирайте башни, дома, мосты. После занятия складывайте в коробку раскиданные по полу детали.

3. Как правило, в наборе Лего бывают деревья, а если, деревьев нет , то можно их построить из конструктора Лего . Вместе с ребенком надо придумывать необыкновенную историю. Вначале расставьте деревья в произвольном порядке и расскажите про лес, в котором живут зайчик, лисичка и другие дикие животные и птицы. Пофантазируйте. Например, в лес пришла беда: подул сильный ураганный ветер, и все деревья упали. Где теперь будут жить звери? Давайте им поможем и из Лего соберём постройку.

Определяя содержание коррекционно-развивающего обучения по совершенствованию мелкой моторики на логопедических занятиях для детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на использование традиционных технологий (пальчиковые игры с речевым сопровождением), и нетрадиционных авторских технологий с использованием Лего-конструктора. Важная роль в коррекционной работе по развитию речи принадлежит традиционной пальчиковой гимнастике. Упражнения, созданные разными авторами, подобраны нами по лексическим темам согласно перспективному плану рабочей программы, изменены и адаптированы к уровню развития воспитанников.

Игровой самомассаж с конструктором ЛЕГО

на обеих руках одновременно)

В конструктор будем мы играть!

В конструктор будем мы играть

Своим ручкам помогать!

друг о друга поочерёдно)

Конструктор в руки мы возьмём

На руку левую кладём,

в соответствии с текстом, прокатывание конструктора

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем.

Сейчас руки поменяем,

(Меняем положение рук прокатывание конструктора

Точно также покатаем.

между ладонями ,левая рука сверху)

(Сжимаем конструктор в правой руке)

В ручку правую возьмём

(Имитируем игру на пианино

И сильней его сожмём!

Руку быстро разжимаем,

На “пианино” поиграем.

(Сильно сжимаем в левой руке)

В ручку левую возьмём

И сильней его сожмём.

(Имитируем игру на пианино

Руку быстро разжимаем,

(Убираем на край стола)

На “пианино” поиграем.

Мы конструктор убираем

Быстро пальчики считаем!

На левой ручке посчитаем,

Пальцы быстро загибаем.

(Загибаем пальцы на правой руке)

Раз, два, три, четыре, пять!

На правой ручке посчитаем,

-(Загибаем пальцы на левой руке)

Пальцы быстро загибаем.

(Интенсивно трясём ладошки,

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

Раз, два, три четыре пять. Вышли пальчики гулять, Этот пальчик – гриб нашёл, Этот пальчик – чистил стол, Этот – резал, Этот – ел,

А этот пальчик на нас смотрел .

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Ножки спинка и сиденье Вот вам стул на удивленье

У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка.

Пять пальцев на руке твоей, Назвать по имени с умей, Первый палец – боковой, Называется – большой, Палец, второй – указчик старательный, Не зря называют, его- указательный, Третий твой палец, как раз по середине, Поэтому средний, дано ему имя, Палец – четвёртый , зовут безымянный, Не поворотливый он и упрям

Совсем как в семье, младший братец любимец, По счёту , он пятый, зовётся мизинец.

Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. Домик мой кирпичный Очень симпатичный.

Я в руке – флажок держу И ребятам им машу.

У лошадки вьётся грива, Бьёт копытами игриво.

Вырос, высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки, Всем лепесткам, красоту и питание, Дружно, дают под землёй – корешки.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару… Дайте осинке Пальто и ботинки: Надо согреться Бедной осинке.

Раз, два, три, четыре, пят

Мы пошли в лесок гулять. Этот пальчик по дорожке, Этот пальчик по тропинке, Этот пальчик за грибами, Этот пальчик за малинкой,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

У тропинке под рябиной Сеть раскинул паучок, Нить прозрачной паутины

Намотал на кулачок.

Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки

На двери весит замок, Никто открыть его не смог, Мы замочком постучали, Мы замочком повертели, Мы замочком потянули

Мы замочком покрутили И открыли.

На закате дремлет пруд. По воде круги плывут – Это маленькие рыбки Разыгрались там и тут.

Птички прилетели, Крыльями помахали,

Сели посидели И дальше полетели.

У собачки острый носик, Есть и шейка , есть и хвостик.

А у кошки ушки Ушки на макушке, Чтобы лучше слышать Мышь в ее норушке.

Серенький комок сидит И бумажкой все шуршит.

Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой.

Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет.

В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает.

Жук летит, жужжит, жужжит И усами шевелит.

Список используемой литературы:

  • А.В. Никитина «33 лексические темы».
  • Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения».
  • Интернет ресурсы.

Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики

Автор: Панасовская Наталья Анатольевна

Организация: МКДОУ Д/с №46 «Зоренька»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. Сухомлинский

В настоящее время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Поэтому современной логопедии принцип раннего и комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями является приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст- период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько эффективно проводится работа в ДОУ, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе. Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики.

Выдающиеся ученые Л.С Выготский, Л.С.Волкова, М.И.Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи. Если у ребенка недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук, значит, не сформирована артикуляционная моторика и недостаточно развита речь.

Доказано, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Согласно наблюдениям М.И. Кольцовой, развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами использую и нетрадиционные.

К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, крупы, семена растений, песок, камешки Марблс, массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова, применение различных бытовых предметов (прищепки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое).
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

При разработке нетрадиционных приёмов использую пособия из бросового и природного материала, преимущества которых состоят в следующем:

Работу по развитию мелкой моторики пальцев лучше начинать с массажа пальчиков, кистей рук. Вместе с традиционным пальчиковым массажем используется массаж с различными предметами. Например,

• массаж шестигранными карандашами;

Хочется остановиться на одном методе, который является целесообразным, эффективным и простым: Су Джок терапия (су-кисть, джок – стопа) – достижение восточной медицины, разработана учёным из Южной Кореи, профессором Пак Чжэ Ву. Это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Этот метод вызывает раздражение рецепторов, расположенных на ладошках и стопах детей и вызывает приятные ощущения. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и, наоборот, успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, активизирует развитие речи ребенка, позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу, способствует общему укреплению организма ребёнка. Су Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод.

Такие массажные упражнения, сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. Использую массаж при автоматизации поставленных звуков в сочетании с шариками Су – Джок. Необычные виды массажа рук вызывают у детей особый интерес, поскольку, сочетают тактильное воздействие и игру.

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Игры с предметами.

Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами:

Применение камушков “Марблс” это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания предназначены для детей от 3-х лет и до 7-8 летнего возраста.

Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление.

Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Малышей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.

Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность.

Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3 – 5 человек) или индивидуально.

Игры с крупами и семенами :

• Рисунки на манке;

• Сухой бассейн. Погружаясь как можно глубже в наполнитель «бассейна», руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.

• Песочная терапия – метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует :

• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

• обогащению словарного запаса;

развитию связной речи ;

• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

развитию фантазии и образного мышления.

Пуговичная терапия
Любой педагог знает: чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом может стать обыкновенная пуговица.
Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.
Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется.
Важным моментом является развитие тактильной чувствительности.

В настоящее время ни для кого уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира. Чтобы помочь детям достичь более высокого уровня развития чувств, были изготовлены дидактические игры:

«Чудесный мешочек». Детям нравится играть в «чудесный мешочек». С закрытыми глазами дети нащупывают предмет, описывают какой он, называют его. Если ребёнку трудно определить его на ощупь, предлагаю ему вынуть вещь и рассказать, что это, из чего сделано, что за предмет.

Рука даёт много информации : о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности.

Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Работа по развитию речи посредством пальчиковых игр и упражнений проводятся мной в индивидуальной, групповой, фронтальной форме, в утренние и вечерние часы в течении каждого учебного дня.

Для поддержания постоянного интереса детей, я побуждаю их самостоятельно играть в игры с речевым сопровождением, оформила театрализованные уголки (пальчиковый, би-ба-бо), картотеку пальчиковых игр и упражнений.

По моему мнению, успешным условием воспитания звуковой культуры речи являются: полноценная речевая среда, целенаправленное обучение в форме фронтальных, индивидуальных и групповых видах деятельности, языковые нормы взрослых, особенно включение родителей дошкольников в этот процесс.

С этой целью проводилось родительское собрание на тему «Развитие речи старших дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений», где была представлена программа с планированием.

Подводя итог, хочется отметить, что работая по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционных методов и приемов, дает результаты:

– у детей повысилась любознательность, интерес к занятиям;

-сформировались знания об определенных речевых эталонах;

-у детей появляется желание творить, говорить, исправлять свои недостатки в речи;

-наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики.

Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики

Аннотация: Эффективность коррекционно-развивающего процесса в ДОУ зависит от совместной деятельности воспитателя, логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Статья:

Эффективность коррекционно-развивающего процесса в ДОУ зависит от совместной деятельности воспитателя, логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников. Одним из немаловажных аспектов развития речи у дошкольников с ОНР является развитие мелкой моторики рук.

Цель семинара-практикума:

Знакомство родителей с приёмами и материалами, направленными на развитие мелкой моторики, для использования в домашних условиях.

Задачи:

сформировать эмоциональный контакт с родителями;

познакомить с нетрадиционным материалом;

повысить уровень психологической и педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей.

показать и проиграть различные виды игры и упражнения для развития мелкой моторики;

Оборудование: бассейны с горохом, гречкой, фасолью макаронами, манкой, камнями, орехами, крышками, киндер сюрпризами; контейнеры с бусинами, пуговицами, ракушками, камнями, геометрическими фигурами, животными; бутылки разных размеров, палочки.

Форма проведения: игровой тренинг

План проведения:

1. Сообщение воспитателя “Влияние мелкой моторики на развитие речи”

2. Демонстрация нетрадиционных приемов и материалов.

3. Проведение игр и упражнений в “Сухих пальчиковых бассейнах”

4. Рефлексия мероприятия

Ход семинара:

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И. П, Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: “Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией”. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались ручные различные жесты – указывающие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Проявившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека важное значение, то обе эти функции получили свое развитие и в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движениями пальцев рук и области, “отвечающие” за движения органов речи, по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук)”тревожат” и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Мелкая моторика – это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования

Следующий 2 этап работы – знакомство с нетрадиционными приемами и материалами.

ПРИЕМАМИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Рисование на манной крупе

Взаимодействие с манной крупой стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное – ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. А рисование на манной крупе — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать материал, его характер и настроение.

Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

Выкладывание рисунка из различных материалов– серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге образец и знакомит с ним ребенка. Затем малыш копирует образец из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает сам свое изображение. Я использую для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Предлагаю ребенку самому находить материал для выполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.

Игры с крупой, бусами, орехами. Предлагаю ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика), – совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.

Самомассаж кистей и пальцев рук.

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:

Нормализации мышечного тонуса;

Стимуляции тактильных ощущений;

Увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;

Формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

Пальчиковый бассейн”легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6 – 8 см. Проведение пальчиковых игр и упражнений в таком “бассейне” способствует активизации двигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, фор мы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.

3 этап – Проведение игр и упражнений

Проведение игр и упражнений в “Сухих пальчиковых бассейнах”

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску сыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

«Кто больше?» Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

“Напрягаем пальцы “

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнем, Сразу пальцы разожмем, Мы по шире их раздвинем, Посильнее напряжем.

“Пальцы играют”

Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать Дружно пальчики сгибаем Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать.

Рисование несложных геометрических фигур, букв ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

Разбор круп (игра «Золушка»).

«Отгадай». Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 – 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое.

Из фасоли или макарон выкладывать фигуры и узоры (графические диктанты)

Игры с пуговицами

Предложите ребенку отыскать одинаковые пуговицы, найти самую маленькую и самую большую пуговицы.

Разложите пуговицы по кучкам: одна – пуговицы с двумя дырочками, вторая – пуговицы – с четырьмя дырочками, третья – пуговицы с хвостиком.

Играйте, сравнивая гладкие и шершавые пуговицы, металлические и пластмассовые.

«Найди спрятанный предмет» На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне — игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

С игрушками проводят следующие упражнения:

«Скажи, какой?» Ребенок должен назвать прилагательные (цвет, вкус, форма)

«Что делает?» Ребенок должен назвать глаголы.

«Про что я говорю?» Педагог показывает предметы детям, погружает их в бассейн. Затем рассказывает об одном задуманном предмете, называя признаки, что с ним можно делать или что он делает. Дети отгадывают предмет и находят его в бассейне. Например: «Она металлическая, ею едят суп» (ложка).

«Найди фигуру по образцу» Искать геометрические фигуры.

«Куда мы попали?» Дети находят картинки: гриб, белка, ель, малина. Значит, мы попали в лес.

«Придумай предложение» (с одним найденным словом, с двумя, тремя и т. д.)

«Вспомни сказку» Дети должны назвать сказку, в которой встречаются найденные герой.

«Магазин» Взять картинки с определенным звуком.

Игры с разноцветными яйцами от киндер-сюрпризов (называние цвета, размера, счет, произнесение звуков или слов на определенные звуки: красное яйцо – гласный звук, синее – согласный твердый, зеленое – согласный мягкий).

4 этап: Рефлексия

Уважаемые родители! Просим Вас высказать свое мнение по проведению семинара-практикума. Оправдались ли ваши ожидания, получили ли практический опыт совместной деятельности с детьми?

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Содержимое разработки

Методическая разработка

«Ловкие пальчики»

(развитие мелкой моторики рук)

Перечень основных мероприятий…………………………………………………………….8

Методическая разработка «Ловкие пальчики» предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Данное пособие содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Представленная методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста, родителям.

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.

Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

Актуальность

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель и задачи:

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.

Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

обеспечивать эмоциональное благополучие.

Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.

Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.

Развивать познавательные способности, психические процессы детей.

Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений.

Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.

Развивать творчество и креативность участников проекта.

Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

Новизна данной методической разработки состоит в том, что работа по развитию ручной умелости осуществлялась через различные виды детской деятельности. Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). Для совершенствования ручной умелости в младшей группе я использовала: пирамидки, «игры-шнуровки», очень важной частью работы являются пальчиковые игры («Суп», «Семья», «Цветок», «Ежик», «Дом»). Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Конечно, овладевая всеми видами продуктивной деятельности, ребенок не научится писать. Но все они делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет хорошим помощником в школе.

В лепке использую разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путем примазывания, сглаживания. В средней группе планирую использовать природный материал: косточки, семечки, камешки, ракушки и составлять из них узоры на пластилине.

На занятиях по аппликации я использую аппликацию из салфеток, обрывную аппликацию, наклеивание готовых фигур. Я считаю, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликацией, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая, удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками украшающей группу.

Работая с детьми, я решила постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией. Вначале дети сминали большие кусочки салфеток, затем квадратики становились все меньше. Пальчики детей становились более ловкими. Создание рисунков было коллективным и индивидуальным. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую работу, украшающую группу, нет предела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.

Обрывная аппликация – это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация проста в выполнении, ее может освоить и ребенок 3-х лет. Кроме того, здесь не нужно четких линий – настоящий простор для творчества.

Методы и приёмы:

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей.

1. Пальчиковые игры – развитие речи, творческой деятельности, концентрация внимания, развитие памяти, эмоциональности.

2. Использование лепки из различного материала (пластилин, глина, тесто, использование природного материала; нетрадиционная техника рисования; использование конструктора («Лего», деревянный, металлический) ; аппликация.

3. Дидактические игры: пазлы, бусы, мозайка, шнуровка.

4. Развитие графомоторных навыков: трафареты, графические диктанты.

5. Почему развитие мелкой моторики важно для детей?

Развитие мелкой моторики в детском саду

Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.

Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ

Одной из проблем, вызванной ухудшением экологической ситуации на нашей планете, стало увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития. На настоящий момент эта цифра превысила 50 процентов, хотя в конце ХХ в. речь шла только о 17 процентах. Поэтому и воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики. Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам.

С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.

Перебирание крупы — увлекательнейшее занятие для малыша

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Автор:

В. А. Сухомлинский

Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.

Задачи занятий

  • Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие тактильной чувствительности рук.
  • Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Развитие речи, улучшение произношения звуков.
  • Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.
  • Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
  • Подготовка руки к письму.
  • Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
  • Снятие психоэмоционального напряжения.

Рисование пальчиковыми красками развивает тактильную чувствительность

Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ.

Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп

Виды развития мелкой моторики ребёнка

Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:

  • Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
  • Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
  • Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.

Для овладения навыком письма важно, чтобы ребёнок правильно держал ручку

Система занятий по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи. Педагоги привлекают к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, выполняя несложные поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно.

Игры на развитие мелкой моторики в детском саду

Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.

Для дошкольников старшего возраста можно включать в занятия представления из театра теней.

Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цветов

Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ

Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики

Фотогалерея: театр теней

Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ

Как правило, те или иные упражнения по развитию мелкой моторики воспитатель включает в ежедневные занятия с детьми. Но можно провести полноценный урок, ориентированный на достижение этой цели. Как и любое занятие с дошкольниками в детском саду, оно состоит из 3 частей:

  1. Вводная часть: в неё включаются упражнения для разминки пальцев, кистей рук; здесь же происходит завязывание сюжета занятия, используются приёмы для повышения интереса детей к участию в уроке.
  2. Основная часть: используя развитие сюжета, включаются упражнения, соответствующие поставленным задачам.
  3. Заключительная часть: подводятся итоги занятия, проводится релаксация.

Занятие может быть посвящено лепке из кинетического песка или солёного теста

Таблица: пример конспекта по развитию мелкой моторики во второй младшей группе

В.: Верно, эти помощники — наши пальчики. Наши пальчики дружные и послушные. Давайте покажем, как они умеют здороваться.

  • Здравствуй, солнце золотое!
    Здравствуй, небо голубое!
    Здравствуй, вольный ветерок!
    Здравствуй, маленький дубок!
    Мы живём в одном краю —
    Я вас всех приветствую! (Дети на каждую строчку стихотворения поочерёдно соединяют одноимённые пальчики).

В.: На каждой руке есть по пять пальчиков. Они хоть и похожи, но у каждого пальчика есть своё имя. Давайте вспомним, как зовут наши пальчики.

  • Разожми свой кулачок,
    Посмотри скорей-ка:
    В кулачке твоём живёт
    Славная семейка.
    Первый палец главный самый,
    Он, как папа, он большой.
    И совсем похож на маму
    Указательный, второй.
    Третий палец — средний,
    Твой братишка пятилетний,
    А четвёртый очень странный,
    Оттого, что безымянный.
    У него, как у щенка,
    Нету имени пока.
    А мизинец — пятый пальчик,
    Как его мне не узнать?
    Это ты и есть, мой мальчик,
    Научившийся считать. (Дети постепенно разжимают свои кулачки сначала на левой руке, дотрагиваясь пальцами правой до каждого пальчика, поглаживая их, затем — на правой).

В.: Наши пальчики — наши волшебные помощники. Они обязательно должны трудиться. Давайте разбудим их перед тем, как приняться за работу.

В.: Что ж, попробуем открыть сундучок. (Пытается приподнять крышку, не получается).

  • Что же это получается?
    Сундучок опять не открывается!
    Погодите, мы не станем унывать,
    Надо Лизины загадки отгадать!

В.: Для начала Лиза приготовила нам задание. (Воспитатель ставит перед детьми «сухой бассейн», наполненный каштанами). Сейчас наши пальчики превратятся в волшебных гномиков и помогут нам отыскать «сокровища», которые спрятала Лиза. (Дети достают из «сухого бассейна» прищепки).
Для чего же эти прищепки? Послушайте первую загадку:

  • Плаваю под мостиком
    И виляю хвостиком.
    По земле не хожу,
    Рот есть, да не говорю,
    Глаза есть — не мигаю,
    Крылья есть — не летаю. (Рыба).

Воспитатель достаёт бумажную заготовку рыбы без плавников и хвоста.
В.: Ребята, чего не хватает нашей рыбке? Давайте починим её с помощью прищепок, которые мы нашли. (Дети прикрепляют прищепки на место плавников и хвоста). Молодцы! Послушайте вторую загадку.

  • Зимой и леток одним цветом. (Ель).
    (Дети прикрепляют прищепки вместо иголок).
  • Всех лохматых расчесать,
    Кудри в косы заплетать,
    Делать модную причёску
    Помогает нам… (Расчёска).
    (Дети чинят поломанную расчёску. Вместо недостающих зубчиков прикрепляют прищепки).
  • Он в лесу живёт под ёлкой,
    Носит острые иголки.
    Ходит-бродит вдоль дорожек
    Весь колючий братец… (Ёжик).
    (Дети прикрепляют прищепки ёжику вместо иголок).
  • Ночью спрячется оно —
    Станет во дворе темно.
    Утром снова к нам в оконце
    Бьётся радостное… (Солнце).
    (Дети прикрепляют прищепки вместо лучиков).

В.: Мы отгадали все Лизины загадки. (Вновь пытается открыть сундучок, но не удаётся.)

  • Что такое? Как же так?
    Не открыть его никак!
    Сундучок мы отопрём,
    Если рисовать начнём.

Воспитатель выставляет на мольберт солнышко.
В.: Ребята, почему стало так светло и тепло? А на что похоже солнышко? Можно сказать, что оно похоже на цветок? Чем? А какое оно, солнышко? Если бы вы рисовали солнышко, с чего бы начали? После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет. Сейчас наши пальчики превратятся в волшебные карандашики, и каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас будет ещё светлее и теплее. (Дети подходят к подносам с манной крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе).
В.: Ещё наши пальчики умеют рисовать в воздухе.

  • Мы кружок нарисовали,
    Наши пальчики устали.
    Мы руками потрясём
    И рисовать начнём. (Дети под музыку указательным пальчиком обводят в воздухе фигуры: круг, черту, волну, точку).
  • Вот и песенке конец!
    Сундучок наш, наконец,
    Свою крышку приподнял!
    Что же он от нас скрывал?
    Да здесь же сладости лежат
    Для ребят и для девчат!

Воспитатель открывает сундучок и обнаруживает в нём конфеты.

Таблица: пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе

Сообщение темы занятия.
Загадка:

  • Пять да пять — родные братцы,
    Так все вместе и родятся.
    Если вскапываешь грядку,
    Держат все одну лопатку.
    Не скучают, а играют
    Вместе все в одни игрушки.
    А зимою всей гурьбою
    Дружно прячутся в теплушки.
    Вот такие «пять да пять»,
    Угадайте, как их звать? (Пальцы).

Дефектолог: Что же могут наши пальчики? (Держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать…). Наши пальчики могут всё, значит, они волшебные! Умелыми пальчики становятся не сразу. Мы с вами поможем быть пальчикам умелыми, мы будем выполнять упражнения, которые помогут вам научиться красиво писать, рисовать.
Разминка (зарядка) для рук (самомассаж).

  • Чтобы нам писать красиво
    И красиво рисовать,
    Пальчики должны размять,
    Сделать нужно упражнения,
    Чтобы пальцы укреплять.

Упражнение «Пила».
Цель: учить навыкам разминки кистей рук.
Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Левая рука лежит на столе ладонью вверх, ребром правой ладони имитируем пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз. То же для другой руки. Можно аналогично выполнять и для тыльной стороны ладони.

  • Вверх ладошку подниму
    И пилить её начну.
    Не пугайся, ведь пила —
    Это правая рука.

Упражнение «Крутись, карандаш».
Цель: учить катать карандаш (или трубочку) по столу сначала одной рукой, а потом другой.
Упражнения с пальцами. Круговыми движениями большого и указательного пальцев разминать каждый пальчик, начиная от их кончиков:

Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду

Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:

  • Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
  • Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
  • Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
  • Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
  • Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
  • Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.

Для верного определения уровня развития ребёнка важно проводить диагностику в комфортной для малышей обстановке

Все диагностические упражнения выполняются детьми после показа воспитателем. Желательно фиксировать информацию в непринуждённой обстановке, создавая игровые ситуации.

Итоговое занятие в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Итоговое занятие в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
itogovoe_zanyatie.docx184.72 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад №14 «Чайка»

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ ЗНАЙКИ»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА №8

1. Обобщить знания, полученные в течение года: закрепить счёт и порядок чисел (до 10 и обратно), закрепить умение проводить звуковой анализ, умение читать простые слова, продолжить работу по развитию речи.

2. Развивать логическое мышление, умение решать простые математические задачи, умение ориентироваться на листе бумаги, развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Воспитывать любознательность, любовь к природе, желание учиться.

Здравствуйте ребята! У сегодня необычное занятие, к нам пришли гости. А вот мне интересно, когда приходят гости, это хорошо или плохо? Как вы думаете? (Игра «Хорошо – плохо» ТРИЗ)

Дети: Хорошо, потому что когда приходят гости – это всегда весело и интересно.

А здороваться с гостями это хорошо или плохо?

Дети: Хорошо! Это говорит о том, что мы воспитанные дети.

Тогда давайте мы сейчас и поздороваемся с нашими гостями!

Дети: Салеметсызбе! Здравствуйте!

А теперь давайте поприветствуем друг друга.

– С добрым утром глазки!

– С добрым утром ушки!

– С добрым утром ножки!

– С добрым утром ручки!

– С добрым утром детки!

Ребята, с минуты на минуту, к нам должен прийти еще один гость.

Стук в дверь, вбегает Знайка

Здравствуйте ребята! Меня зовут Знайка! Я очень хотел попасть к вам в детский сад, поиграть с вами, но мне нужно срочно улететь. Но вы не унывайте, для вас я приготовил сюрприз. Это волшебная карта, пройдите по ней, и вы узнаете, куда я улетел. Удачи!

Ну что же, отправимся в путь.

Первая остановка – буква «П» «Познавательная»

1. Назови весенние месяцы?

Дети: называют месяцы.

2. Что длиннее месяц или неделя?

Дети: называют, объясняют почему.

3. Назовите дни недели, начиная с понедельника?

4. Сколько слогов в слове карандаш?

5. Что лишнее: квадрат, круг, треугольник, пятница?

Дети: называют лишнее, объясняют почему.

6. На какие две большие группы делятся звуки и буквы?

Дети: гласные и согласные

7. Чем отличается звук от буквы?

Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем.

8. Чем отличаются звонкие и глухие согласные звуки?

Дети: Звонкие – произносим с голосом, а глухие без голоса

9. Назовите буквы, не имеющие звукового обозначения.

Вторая остановка – буква «Е» «Елочка»

На елочке кружочки с цифрами. Дети снимают с елочки по одному кружочку, называют соседей числа.

Третья остановка – буква «Р» «Ребусы»

Четвертая остановка – буква «В» «Весёлая математика».

На доске фигурки из картона, на них – задачки. Дети выбирают фигурку, решают задачку и выкладывают решение при помощи цифр и знаков на магнитной доске.

1. Яблоко: Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели. Пять румяных, наливных, три с кислинкой. Сколько всего их? (8).

2. Цыплёнок: Три цыплёнка стоят и на скорлупки глядят. Три цыплёнка в гнезде у наседки сидят. Отвечай поскорей-сколько цыплят у наседки моей? (6).

3. Гриб: Вова и Саша пошли за грибами. Вова собрал семь грибов, а Саша на один меньше. Сколько грибов собрал Саша? (6).

4. Рыбка: Коля и Андрей ловили карасей. Коля поймал два карася, Андрей на два больше. Сколько рыбок поймал Андрей? (4). Сколько рыбок поймали мальчики вместе? (6).

Пятая остановка – буква «Ы» «Состав числа»

Шестая остановка – буква «Й» Физминутка «Скажи, наоборот» (с мячом)

– холодный – теплый, – зима – лето, – громко – тихо, – быстро – медленно,

– белый – черный, – день – ночь, – длинный – короткий, – широкий – узкий,

– светлый – темный, – острый – тупой, -веселый – грустный, – высокий – низкий, – маленький – большой, – плачет – смеётся.

Седьмая остановка – буква «К» «Кроссворд»

Знайка предлагает нам разгадать кроссворд.

1. Палочка волшебная есть у меня друзья.

Палочкою этой могу построить я

Башню, дом и самолёт,

И огромный пароход! (Карандаш)

2. Грамоты не знаю,

А весь век пишу. (Ручка)

3. Кулик невелик, трем сотням велит:

То сядь да учись, то встань, разойдись. (Звонок)

Читайте также:  Театральная деятельность, как средство развития правильной речи у детей с ОНР
Ссылка на основную публикацию