Тест: Дефектолог — работа для вас?

Главный секрет успеха дефектолога и трудности работы с «особыми» детьми. Интервью с Ю.В. Федоренко

Федоренко Юлия Викторовна, преподаватель дефектологии и специальной психологии АНО «Академия дополнительного профессионального образования» , заведующая кафедрой, кандидат психологических наук по специальности «Коррекционная психология», представляет самые востребованные курсы дефектологического направления, рассказывает о практике дефектологов в дистанционном обучении, рассуждает о трудностях в работе и советует хорошие книги.

Юлия Викторовна, как давно вы заведуете кафедрой дефектологии и специальной психологии?

С февраля 2016 года. До этого работала на руководящих должностях в образовательных организациях высшего образования. В области дефектологии работаю с 2005 года, начинала педагогом-психологом в детском саду комбинированного вида, затем перешла на должность учителя-дефектолога.

Сколько преподавателей работает сегодня на кафедре? Каковы их достижения?

На кафедре дефектологии работает 11 преподавателей, практически все имеют ученые степени в области коррекционной психологии и педагогики, а также многолетний опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Помимо организации процесса обучения слушателей, преподаватели АНО «Академия дополнительного профессионального образования» участвуют в конференциях и научно-практических семинарах различного уровня, имеют опыт руководства грантами Правительства РФ, зарубежных и отечественных научных фондов, являются научными консультантами федеральных инновационных площадок.

Из каких городов (стран), помимо Курганской области, обучаются люди в АНО «Академия дополнительного профессионального образования» ?

География слушателей огромна: от Калининграда до Дальнего Востока.

Сегодня по направлению «Дефектология» в АНО «Академия дополнительного профессионального образования» реализуется 34 программы на трёх уровнях образования. Какие из них наиболее востребованы?

Абсолютными лидерами являются программы профессиональной переподготовки:

  • «Специальное (дефектологическое) образование. Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» (512 часов);
  • «Олигофренопедагогика. Методы и технологии обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (512 часов).

В первую очередь, это связано с изменением системы образования в РФ, в частности детей с ОВЗ, активным внедрением инклюзивного образования в учебный процесс, а также вступлением в силу Федеральных государственных образовательных стандартов.

Востребованными также являются и более узкие программы профессиональной переподготовки:

  • «Тифлопедагогика. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в условиях реализации ФГОС» (288 часов);
  • «Дошкольная дефектология. Организация и содержание специальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ» (512 часов).

Набирает популярность программа профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование. Организация обучения лиц по адаптированным основным и специальным индивидуальным программам развития» с присвоением квалификации «Педагог-дефектолог» (1080 часов), в рамках которой слушатели не только получают знания в области дефектологии, но и получают квалификацию, необходимую для работы учителем-дефектологом в различных образовательных организациях.

Мы постоянно расширяем линейку программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, чтобы слушатели смогли выбрать для себя оптимальный вариант.

Почему люди выбирают специальность дефектолога? Какими мотивами Вы руководствовались при выборе профессии?

В нашем обществе сложилось неоднозначное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья: от полного игнорирования до жалости к ним. Это неправильно. Ребёнок или взрослый с ограниченными возможностями здоровья не должен чувствовать дискомфорт в окружающем его мире и быть полноправным членом общества. Конечно, в какой-то степени наше общество не готово принять полностью таких людей. Поэтому главными задачами человека, выбравшего профессию дефектолога, является помощь обществу в принятии «особенных» людей, максимально возможное развитие и адаптация детей с ОВЗ в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах.

В дефектологии не бывает случайных людей. Кто из слушателей, преподавателей, знакомых дефектологов произвёл
на Вас особое впечатление?

Не бывает, соглашусь. Я сама пришла в дефектологию неслучайно – педагогическая династия. Моя мама работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, поэтому об инвалидах и ребятах с ОВЗ я слышала и знала с детства. Мне захотелось продолжить это дело, поэтому, когда встал вопрос о выборе будущей профессии, сомнений не возникло. И ещё ни разу не пожалела! У меня немало коллег, имеющих «особых» детей. Многие из них стали педагогами-дефектологами, потому что захотели поделиться своим опытом. Я испытываю глубочайшее чувство признательности к людям, которые посвятили свою жизнь дефектологии. И совершенно неважно, как они туда пришли: осознанно или под влиянием обстоятельств.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы построить карьеру в дефектологии, специальной психологии?

Чтобы стать хорошим специалистом, требуются высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость. Педагог-дефектолог должен быть ответственным, целеустремлённым и доброжелательным, внимательным, отзывчивым, тактичным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Ему необходимы знания по педагогике и психологии, основам медицины, понимание механизмов влияния тех или иных отклонений на общее развитие и возможностей для их компенсации.

Труд дефектолога достойно оплачивается, но работать в этой сфере можно исключительно по призванию, иначе идти в профессию не стоит. Работа с «особенными» ребятами: слепыми, глухими, умственно отсталыми – невероятно сложная, поэтому человеку, её выполняющему, следует быть подготовленным, владеть методиками диагностики, обучения и развития детей с определёнными отклонениями, уметь вступать в контакт со своими воспитанниками разного возраста. Круг компетенций дефектолога значительно шире, чем у обычного педагога. Но, когда виден эффект коррекционной работы, когда ребёнок с ОВЗ достигает результатов в обучении и развитии – это ни с чем не сравнимая радость!

Посоветуйте, пожалуйста, несколько книг, которые стоит прочесть любому начинающему и опытному дефектологу.

Первое, что я посоветовала бы прочитать, – это книга «Как я воспринимаю окружающий мир» О. И. Скороходовой, знаменитой женщины-учёного, исследователя-дефектолога, единственного в мире слепоглухого научного сотрудника. И, конечно, книги по специальной психологии Л. В. Кузнецовой и В. И. Лубовского, а также по специальной педагогике Н. М. Назаровой.

Какой из профильных разделов дефектологии Вы находите наиболее сложным: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика? Почему?

Сложно всё. Выделить «простой» раздел дефектологии невозможно. Каждое отклонение настолько индивидуально и уникально, что развивать, обучать и воспитывать по общему шаблону не получится никогда. Несомненно, дефектолог должен владеть знаниями в области каждого дефекта, так как в последнее время все чаще и чаще возникают тяжёлые и множественные нарушения в развитии, когда сочетаются два и более дефектов. Но, на мой взгляд, хороший специалист должен специализироваться на чём-то одном.

В чём основные трудности работы с детьми с нарушениями слуха, зрения или интеллекта? Обязательно ли сурдопедагогу (психологу) знать язык глухонемых, а тифлопедагогу (психологу) – шрифт Брайля?

Основная трудность работы дефектолога заключается в непохожести проявлений даже одного дефекта. Невозможно встретить двух детей с абсолютно одинаковым проявлением дефекта. Это зависит от многих факторов: от развития организма в целом, от условий воспитания, от образовательного потенциала ребенка и т.д.

Овладеть альтернативными способами общения сложно, но возможно. Если вы работаете с особыми детьми, то, на мой взгляд, то сможете и это.

Как проходит практика дефектологов (специальных психологов) в дистанционном обучении?

Слушатели наших программ дополнительного профессионального образования на протяжении всего обучения имеют возможность сформировать практические умения и навыки в рамках специально разработанных заданий. Кроме того, слушатели имеют доступ к огромной библиотеке вебинаров, где специалисты рассказывают об особенностях организации коррекционной работы, делятся опытом внедрения инновационных и оригинальных средств коррекции.

Расскажите о ближайших планах и долгосрочных перспективах кафедры дефектологии и специальной психологии.

В ближайших планах расширение линейки программ в связи с вступлением в силу профессиональных стандартов, разработка лекций, практический заданий, подбор эффективных приёмов обучения с применением дистанционных технологий, целенаправленная работа по изучению трудностей, возникающих у слушателей и нахождение путей и средств их возможного решения. В долгосрочных – создание дефектологического сообщества, творческого союза специалистов, родителей детей с ОВЗ и всех, кто близок к этой области.

Ваш совет педагогам и психологам, работающим с «особыми» детьми?

Никогда не останавливайтесь на достигнутом, не опускайте руки! Не получилось сегодня – получится завтра! Относитесь к своей профессии с любовью, энтузиазмом и творчеством, постоянно расширяйте свои знания. Только тогда вы сможете достичь хороших результатов.

Юлия Викторовна, спасибо Вам за интересную беседу!

Как стать дефектологом?

В мире есть масса профессий, цель которых заключается в оказании помощи людям. Одна из них – дефектология. Эту специальность можно назвать по-своему уникальной, ведь она сочетает в себе элементы сразу нескольких наук: педагогики, медицины, психологии и социологии. Дефектолог работает с детьми, имеющими отклонения в психическом или физическом развитии. Он выполняет важную социальную миссию – помогает маленьким пациентам социализироваться и адаптироваться в обществе, дает им шанс на полноценную жизнь. Профессия дефектолога с каждым годом становится все более востребованной, поэтому многие люди задумываются, где и как можно приобрести данную специальность.

Что такое дефектология?

Сущность данного термина складывается из трактовки составляющих его элементов. Понятие «дефектология» образовалось путем слияния двух слов:

  • defectus, что в переводе с латыни означает «отсутствие» или «нехватка»;
  • logos – греческое слово, буквально переводится как «учение», «слово» или «мысль».

Дефектология – научная дисциплина, основная цель которой – изучение психофизических особенностей развития людей (в первую очередь, детей), имеющих психические или физические отклонения. Это система теоретического и практического целенаправленного обучения, воспитания и социализации лиц, имеющих задержку в развитии.

Чем дефектолог отличается от логопеда?

Эти профессии имеют ряд схожих признаков, но при этом существенно отличаются друг от друга. В первую очередь, разница между логопедом и дефектологом заключается в характере проблем, стоящих перед специалистами, а также в методах их разрешения.

Дефектолог оказывает помощь людям, имеющим особенности психофизиологического развития. Как правило, основными пациентами являются дети. Дефектология в целом охватывает широкое поле деятельности. Корректировка нарушений речи – лишь одно из направлений работы специалиста.

Логопед же работает со здоровыми детьми, у которых есть проблемы с произношением определенных звуков, дикцией и т.д. Его помощь сводится к корректировке индивидуальных нарушений развития речи у пациентов, не имеющих дополнительных патологий психофизического развития.

Следующее отличие дефектолога от логопеда заключается в том, что первый может начинать работу с пациентами годовалого возраста, нацеливаясь на преодоление отставания в развитии. Логопед же работает с детьми от 3-х лет и старше, потому что до этого возраста у детей речь недостаточно развита, и понять, требуется ли корректировка, нельзя. Этот специалист создает условия для успешного освоения ребенком чтения и письма.

Какими качествами должен обладать дефектолог

Чтобы реализоваться в профессии, специалисту необходимы:

  • Грамотная и правильная речь.
  • Хорошая память.
  • Развитые организаторские способности.
  • Хорошая интуиция. Это качество требуется для подбора методики корректировки, которая наилучшим образом подойдет для пациента, ведь каждый ребенок уникален.
  • Наблюдательность и внимательность. Это поможет специалисту установить эмоциональный контакт с ребенком, выявить специфику и закономерности его поведения, особенности развития.
  • Коммуникабельность. Дефектолог должен находить подход к каждому из своих пациентов, уметь вывести маленького пациента на беседу, «разговорить» его.
  • Эмоциональная устойчивость и терпение. Крепкая нервная система – одно из ключевых требований, которые предъявляются к специалисту-дефектологу. Необходимо понимать, что процесс корректировки психофизических отклонений пациентов занимает достаточно много времени и сил.
  • Отзывчивость. Для работы дефектологом необходимо иметь искреннее желание помогать людям, проявлять неравнодушие к чужим бедам.
  • Тактичность. Специалист должен быть максимально вежлив в процессе общения с детьми и их родителями. Следует строго избегать нелестных высказываний, грубых фраз и т.д.

Дефектолог должен уметь выявлять конкретные психофизические отклонения своих маленьких пациентов, находить способы коррекции, проводить комплексные занятия по компенсации дефектов развития. Специалист должен уметь преодолевать возрастной барьер между собой и ребенком. Дефектологу необходимо уметь входить в доверие и становиться для пациента настоящим другом.

Где выучиться на дефектолога?

Получить образование дефектолога можно в специализированном учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию и лицензию на оказание образовательных услуг. Получить дефектологические образование возможно на профильных университетах в педагогическая вузах или же заведениях с социальным уклоном.

Если же у желающего освоить эту профессию уже есть диплом вуза, то он может воспользоваться услугами центров ДПО. Одно из таких учреждений – АНО «СНТА». Наши опытные преподаватели разработали подробный курс профессиональной переподготовки по направлению «Дефектология», соответствующий требованиям ФГОС. Обучение предусматривает удобный дистанционный формат. По итогу слушателям выдаются дипломы государственного образца. Получив документ, можно сразу приступать к трудоустройству.

Также не следует забывать о важности систематического повышения квалификации. Улучшение профессиональных навыков поможет специалисту повысить востребованность на рынке труда, приобрести новые знания и компетенции, получать более высокое вознаграждение за работу. Пройти курс повышения квалификации по программе «Дефектология» можно в АНО «СНТА». Обучение проводится удаленно и завершается выдачей именного удостоверения.

Работа «Дефектолог»: 475 вакансий

Долго ищете работу в должности «Дефектолог»? Разместите резюме – работа сама найдет Вас!

График работы: сменный график
Образование: высшее
Опыт работы: от 1 года

Проведение индивидуальных занятий с детьми. Работа на территории работодателя.Время работы и зп обсуждаются на собеседовании. Строго высшее образование.Пунктуальность, ответственность, любовь к работе и детям.

График работы: гибкий график
Образование: высшее
Опыт работы: от 3 лет

Работа с девочкой 4 лет. Требуется: коррекция речевого развития, работа с заиканием, логопедический массаж. График работы: вторник, четверг 11:00 – 12:00 Оплата: после 10 числа каждого месяца по отработанным часам. Ставка за один час обсуждается на собеседовании

График работы: гибкий график
Образование: высшее
Опыт работы: от 1 года

В поиске ответственного логопеда -дефектолога, который любит свою работу, и готов к новым знаниям как в России так и за рубежом !Работа с детьми от 1 года, умение работать с сочетанными нарушениями, со сложной структурой дефекта . Ждем в нашу дружную команду нейропсихологов и дефектологов., есть все необходимое оборудование, работаем в консилиуме, . ещё каждый месяц обновляем пособие, узнаем новые методики вместе .Если ты любишь свою работу так же как мы, то добро пожаловать !

График работы: подработка
Образование: высшее
Опыт работы: от 1 года

50 000 – 130 000 руб.

График работы: сменный график
Образование: высшее
Опыт работы: от 3 лет

Работа с диагнозами: РАС, Аутизм, запуск речи, дисфазия, дизартрия, логоневроз (желательно, но не обязательно), поведенческие реакции, дислалия, ОНР, ЗПР, легкие когнитивные нарушения, нарушение сенсорной интеграции. Обследование, индивидуальные занятия, общение с родителями, ведение документации. График и заработная плата обсуждается на . ещё собеседовании. Мы ждем отличных специалистов к нам в команду! Место работы в центральном офисе – г. Москва, г. Щербинка, ул. Почтовая, д. 6 МЦД Щербинка Высшее образование Опыт рабы обязателен Грамотно проводить занятия Умение общаться корректно с родителями Профессионализм, стрессоустойчивость, пунктуальность, доброжелательность.

Читайте также:  Условия организации логопедической помощи детям, страдающим ранним детским аутизмом

от 40 000 руб.

График работы: гибкий график
Образование: высшее
Опыт работы: не требуется

Проведение индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений у детей (алалия‚ задержка речевого развития‚ общее недоразвитие речи‚ задержка психического развития‚ фонетико-фонематического недоразвития речи‚ дислалия‚ дизартрия‚ расстройства аутистического спектра, дисграфии, дислексии). Проведение совместных решений с нейропсихологом . ещё (дифференциальная диагностика нарушений развития). Создание комплексного развивающего маршрута коррекции нарушений развития у детей совместно со специалистами центра. Коррекционный центр открывает вакансию: ЛОГОПЕД. Наш сайт: особенный-ребенок.рф Работа в Звенигороде, в новом детском коррекционно – профилактическом центре в команде профессионалов. Возможно гибкий график. Обязательно: высшее образование Любовь к детям‚ доброжелательность и общительность‚ позитивность‚ творческий подход к работе‚ ответственность‚ стремление к совершенствованию профессиональных навыков и знаний, умение и желание работать в команде. Пунктуальность.

График работы: гибкий график
Образование: высшее
Опыт работы: не требуется

Проведение коррекционно-развивающих занятий как индивидуальных, так и групповых: – моторная коррекция – когнитивная коррекция – игровая деятельность – коммуникативное взаимодействие – нейрокоррекция Центр развития речи и интеллекта “Особенный ребенок” открывает вакансию : Психолог-Дефектолог. Наш сайт: особенный-ребенок.рф Работа в . ещё Звенигороде, в новом детском центре в команде профессионалов. Обязательно: высшее психологическое или дефектологическое или нейропсихологическое образование или логопедическое. График работы: гибкий график Любовь к детям‚ доброжелательность и общительность‚ позитивность‚ творческий подход к работе‚ ответственность‚ стремление к совершенствованию профессиональных навыков и знаний, умение и желание работать в команде. Пунктуальность.

График работы: гибкий график
Образование: высшее
Опыт работы: от 5 лет

– Проведение занятий с детьми с задержками и особенностями речевого развития разного генеза (алалия, РАС, дизартрия и др) – Осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии воспитанников с нарушениями в развитии. – Осуществление обследования воспитанников, определение структуры и степени выраженности имеющихся у . ещё них нарушений развития. – Формирование подгруппы детей для занятий с учетом речевых, познавательных и индивидуальных возможностей. – Проведение занятий с детьми в соответствии с расписанием. Языковой центр “Лингвитания” приглашает детского логопеда-дефектолога для работы с детьми школьного и дошкольного возраста. Мы ищем идейного, ответственного и креативного человека, который любит работу с детьми и знает как добиться результата эффективно, гармонично, в игровом формате.График работы гибкий.

40 000 – 85 000 руб.

График работы: полный рабочий день
Образование: высшее
Опыт работы: от 3 лет

1. Проведение индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста (от 1.5 лет) и младшего школьного возраста; 2. Устранение дефектов звукопроизношения, оказание коррекционно-педагогической помощи; 3. Работа с детьми с различными речевыми нарушениями, как-то: дизартрия, дисграфия, дислалия, дислексия, дисфония, ЗРР, ЗПР, ОНР I-III, ринолалия, . ещё ФФНР; 4. Работа по коррекции речи при: ЗПР, СДВГ, ДЦП, УО; 5. Работа с родителями: разъяснение содержания занятий, рекомендации по выполнению домашнего задания; 6. Ведение первичной документации. 1. Заработная плата – фиксированный оклад в зависимости от выбранной нагрузки: от 20 000 руб при 2-х рабочих днях в неделю. 2. Возможность выбрать вечернее и/или утреннее время занятий; 3. Выплата заработной платы – 2 раза в месяц; 4. Оплачиваемый больничный, отпуск; 5. Отдельный оборудованный кабинет для проведения занятий; 6. Работа в команде профессионалов. 1. Высшее профильное образование; 2. Стаж работы более 3 лет по специальности; 3. Знание коррекционных и развивающих методик; 4. Грамотная устная и письменная речь; 5. Ответственность, доброжелательность, позитивный настрой, любовь к детям и творческий подход к работе.

40 000 – 85 000 руб.

График работы: полный рабочий день
Образование: высшее
Опыт работы: от 3 лет

1. Проведение индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста (от 1.5 лет) и младшего школьного возраста; 2. Устранение дефектов звукопроизношения, оказание коррекционно-педагогической помощи; 3. Работа с детьми с различными речевыми нарушениями, как-то: дизартрия, дисграфия, дислалия, дислексия, дисфония, ЗРР, ЗПР, ОНР I-III, ринолалия, . ещё ФФНР; 4. Работа по коррекции речи при: ЗПР, СДВГ, ДЦП, УО; 5. Работа с родителями: разъяснение содержания занятий, рекомендации по выполнению домашнего задания; 6. Ведение первичной документации. 1. Заработная плата – фиксированный оклад в зависимости от выбранной нагрузки: от 20 000 руб при 2-х рабочих днях в неделю; Если дети болеют, то отсиживать время не требуем. 2. Возможность выбрать вечернее и/или утреннее время занятий; 3. Выплата заработной платы – 2 раза в месяц; 4. Оплачиваемый больничный, отпуск; 5. Отдельный оборудованный кабинет для проведения занятий; 6. Работа в команде профессионалов. 1. Высшее профильное образование; 2. Стаж работы более 3 лет по специальности; 3. Знание коррекционных и развивающих методик; 4. Грамотная устная и письменная речь; 5. Ответственность, доброжелательность, позитивный настрой, любовь к детям и творческий подход к работе.

23 000 – 35 000 руб.

График работы: гибкий график
Образование: высшее
Опыт работы: от 1 года

Вести профессиональную деятельность строго в рамках своей компетенции. Способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников.Обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся во время коррекционно-образовательного процесса. Обследовать школьников, определять структуру и степень выраженности имеющихся . ещё отклонений в их развитии.Определять задачи, формы, методы коррекционной работы.Обеспечивать дальнейшую готовность и адаптацию обучающихся к школьному обучению. Социальный пакет Трудоустройство согласно ТК РФ. Организаторские способности, деловой подход к решению задач, оперативность в работе, умение работать в команде, стрессоустойчивость, ориентация на результат. должен знать: возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников). Квотируемое рабочее место пунктуальность умение работать в команде ответственность

от 12 460 руб.

График работы: гибкий график
Образование: высшее
Опыт работы: от 1 года

Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует . ещё педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Социальный пакет Высшее образование в области дефектологии. ответственность, коммуникабельность. 0, 5 ставки высоко квалифицированный специалист

19 408 руб.

График работы: полный рабочий день
Образование: высшее
Опыт работы: от 1 года

Осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся, ведение необходимой документации Льготная пенсия Социальный пакет Условия труда нормальные в соответстии с ТК РФ Наличие медицинской книжки, ответственность, исполнительность Учитель-дефектолог 0, 5 ставки дисциплинированность пунктуальность ответственность

от 25 000 руб.

График работы: полный рабочий день
Образование: высшее
Опыт работы: от 1 года

09.00 – 14.00, 20 часов в неделю, должностные обязанности согласно должностной инструкции. Социальный пакет Высшее педагогическое образование по специальности “дефектология”, желательно опыт работы. Ответственность

от 14 664 руб.

График работы: гибкий график
Образование: высшее
Опыт работы: от 1 года

Осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся; осуществлять обследование обучающихся, определять структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития; проводить групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций; консультация . ещё педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; ведение необходимой документации. Социальный пакет График работы: неполный (сокращенный) рабочий день. Режим работы: с 10:00 до 12:00 часов. 25% сельские Высшее образование. отсутствие вредных привычек. наличие справки об отсутствии судимости. Новое рабочее место 0, 25 ставки. оплата за фактически отработанное время 4000 руб. дисциплинированность ответственность

от 15 769 руб.

График работы: полный рабочий день
Образование: высшее
Опыт работы: от 1 года

Должностные обязанности работника устанавливаются работодателем в соответствии с должностной инструкцией Социальный пакет Нормальная продолжительность рабочего времени. Условия работы и компенсации предусмотрены в соответствии с трудовым законодательством Иные профессионально-квалификационные требования у работодателя к кандидатам отсутствуют . ещё Новое рабочее место 0, 25 ставки дисциплинированность ответственность

12 130 руб.

График работы: гибкий график
Образование: высшее
Опыт работы: от 1 года

Реализовывать образовательные программы, осуществляет занятия с детьми с трудностиями речи, проводит уроки и другие занятия для исправления речи. Социальный пакет Добросовестное и качественное выполнение своих должностных обязанностей. Квотируемое рабочее место инициативность ответственность

12 130 руб.

График работы: гибкий график
Образование: высшее
Опыт работы: от 1 года

Реализовывать образовательные программы, осуществляет занятия с детьми с дефектами речи, проводит уроки и другие занятия для исправления речи. Социальный пакет Добросовестное и качественное выполнение своих должностных обязанностей. Учитель иностранного языка (английского языка) ответственность дисциплинированность

15 511 – 34 000 руб.

График работы: сменный график
Образование: среднее специальное
Опыт работы: от 1 года

Определяет степень отклонений в интеллектуальном развитии. Разрабатывает коррекционные программы. Социальный пакет Высшее или среднее профессиональное образование; при трудоустройстве- наличие справки об отсутствии судимости. Новое рабочее место дошкольное воспитание и образование ответственность

12 130 руб.

График работы: гибкий график
Образование: высшее
Опыт работы: от 1 года

Исправление дефектов речи. Отсутствие вредных привычек, дисциплинированность, профессионализм. Социальный пакет 0, 5 % ставки з/пл 5500= Добросовестное и качественное выполнение своих должностных обязанностей. Инициативность ответственность

31 538 – 50 000 руб.

График работы: гибкий график
Образование: высшее
Опыт работы: от 1 года

Обследование обучающихся с целью определения структуры и степени выраженности имеющихся у них отклонений и дефектов, комплектование групп с учетом психофизического состояния обучающихся; проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению и предупреждению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций у обучающихся; . ещё использование в процессе обучения наглядных пособий и специальных методов, учитывая новейшие достижения дефектологической науки; подготовка отчетов и другой документации, связанной с их деятельностью; выполнение других, родственных по содержанию обязанностей; Социальный пакет Инфраструктурная доступность сокращенный режим рабочего времени: 09:00-13:00 (20 часов в неделю); гарантии и компенсации предоставляются согласно действующего законодательства; Высшее образование (коррекционная педагогика), отсутствие судимости; Гарантированное собеседование (коррекционная педагогика) ответственность пунктуальность инициативность обучаемость дисциплинированность коммуникабельность целеустремленность

12 130 руб.

График работы: полный рабочий день
Образование: высшее
Опыт работы: от 1 года

Реализовывать образовательные программы, осуществляет занятия с детьми с дефектами речи, проводит уроки и другие занятия для исправления речи. Социальный пакет 0.5% ставки Добросовестное и качественное выполнение своих должностных обязанностей. Ответственность дисциплинированность пунктуальность

12 130 руб.

График работы: гибкий график
Образование: высшее
Опыт работы: от 1 года

Реализовывать образовательные программы, осуществляет занятия с детьми с дефектами речи, проводит уроки и другие занятия для исправления речи. Социальный пакет Добросовестное и качественное выполнение своих должностных обязанностей. Дисциплинированность ответственность пунктуальность

от 35 000 руб.

График работы: сменный график
Образование: высшее
Опыт работы: от 1 года

– Индивидуальная работа с детьми (от 1, 5-2 лет) с речевыми нарушениями: ЗРР, ОНР, ТНР; запуск речи. – Индивидуальная работа с детьми с ЗПРР, ЗПР, СДВГ; с РДА, РАС. – Проведение групповых занятий (по готовым конспектам). – Участие в первичных консультациях. – Консультирование родителей. График: сменный, подбирается индивидуально. Оплата . Средняя . ещё зарплата : от 35000-40000 ; сумма зарплаты зависит от количества проводимых занятий. (предусмотрены дополнительные премии). Испытательный срок: 3 мес. Оформление по ТК РФ . – Работа по методике и материалам руководителя Центра. – Работа под супервизией (помощь наставника-методиста в обучении методике). – Авторская методика платная. Заключается договор работы по данной методике сроком на 1 год и возмещение стоимости обучения. – Высшее дефектологическое образование по направлению “Логопедия”. – Опыт работы с детьми (от 1, 5-2 лет) с ЗРР, ОНР, ТНР и поведением ; дизартрия, алалия. – Запуск речи. – Опыт : СДВГ, ЗПРР, ЗПР. – Опыт работы с детьми с РДА, РАС.

13 950 руб.

График работы: гибкий график
Образование: высшее
Опыт работы: от 2 лет

В соответствии с должностной инструкцией Высшее педагогическое образование по направлению в области дефектологии. стаж работы по специальности не менее 2-х лет.

Как стать дефектологом?

В мире есть масса профессий, цель которых заключается в оказании помощи людям. Одна из них – дефектология. Эту специальность можно назвать по-своему уникальной, ведь она сочетает в себе элементы сразу нескольких наук: педагогики, медицины, психологии и социологии. Дефектолог работает с детьми, имеющими отклонения в психическом или физическом развитии. Он выполняет важную социальную миссию – помогает маленьким пациентам социализироваться и адаптироваться в обществе, дает им шанс на полноценную жизнь. Профессия дефектолога с каждым годом становится все более востребованной, поэтому многие люди задумываются, где и как можно приобрести данную специальность.

Что такое дефектология?

Сущность данного термина складывается из трактовки составляющих его элементов. Понятие «дефектология» образовалось путем слияния двух слов:

  • defectus, что в переводе с латыни означает «отсутствие» или «нехватка»;
  • logos – греческое слово, буквально переводится как «учение», «слово» или «мысль».

Дефектология – научная дисциплина, основная цель которой – изучение психофизических особенностей развития людей (в первую очередь, детей), имеющих психические или физические отклонения. Это система теоретического и практического целенаправленного обучения, воспитания и социализации лиц, имеющих задержку в развитии.

Чем дефектолог отличается от логопеда?

Эти профессии имеют ряд схожих признаков, но при этом существенно отличаются друг от друга. В первую очередь, разница между логопедом и дефектологом заключается в характере проблем, стоящих перед специалистами, а также в методах их разрешения.

Дефектолог оказывает помощь людям, имеющим особенности психофизиологического развития. Как правило, основными пациентами являются дети. Дефектология в целом охватывает широкое поле деятельности. Корректировка нарушений речи – лишь одно из направлений работы специалиста.

Логопед же работает со здоровыми детьми, у которых есть проблемы с произношением определенных звуков, дикцией и т.д. Его помощь сводится к корректировке индивидуальных нарушений развития речи у пациентов, не имеющих дополнительных патологий психофизического развития.

Следующее отличие дефектолога от логопеда заключается в том, что первый может начинать работу с пациентами годовалого возраста, нацеливаясь на преодоление отставания в развитии. Логопед же работает с детьми от 3-х лет и старше, потому что до этого возраста у детей речь недостаточно развита, и понять, требуется ли корректировка, нельзя. Этот специалист создает условия для успешного освоения ребенком чтения и письма.

Какими качествами должен обладать дефектолог

Чтобы реализоваться в профессии, специалисту необходимы:

  • Грамотная и правильная речь.
  • Хорошая память.
  • Развитые организаторские способности.
  • Хорошая интуиция. Это качество требуется для подбора методики корректировки, которая наилучшим образом подойдет для пациента, ведь каждый ребенок уникален.
  • Наблюдательность и внимательность. Это поможет специалисту установить эмоциональный контакт с ребенком, выявить специфику и закономерности его поведения, особенности развития.
  • Коммуникабельность. Дефектолог должен находить подход к каждому из своих пациентов, уметь вывести маленького пациента на беседу, «разговорить» его.
  • Эмоциональная устойчивость и терпение. Крепкая нервная система – одно из ключевых требований, которые предъявляются к специалисту-дефектологу. Необходимо понимать, что процесс корректировки психофизических отклонений пациентов занимает достаточно много времени и сил.
  • Отзывчивость. Для работы дефектологом необходимо иметь искреннее желание помогать людям, проявлять неравнодушие к чужим бедам.
  • Тактичность. Специалист должен быть максимально вежлив в процессе общения с детьми и их родителями. Следует строго избегать нелестных высказываний, грубых фраз и т.д.
Читайте также:  Обследование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у дошкольников 5 -7 лет с ЗПР

Дефектолог должен уметь выявлять конкретные психофизические отклонения своих маленьких пациентов, находить способы коррекции, проводить комплексные занятия по компенсации дефектов развития. Специалист должен уметь преодолевать возрастной барьер между собой и ребенком. Дефектологу необходимо уметь входить в доверие и становиться для пациента настоящим другом.

Где выучиться на дефектолога?

Получить образование дефектолога можно в специализированном учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию и лицензию на оказание образовательных услуг. Получить дефектологические образование возможно на профильных университетах в педагогическая вузах или же заведениях с социальным уклоном.

Если же у желающего освоить эту профессию уже есть диплом вуза, то он может воспользоваться услугами центров ДПО. Одно из таких учреждений – АНО «СНТА». Наши опытные преподаватели разработали подробный курс профессиональной переподготовки по направлению «Дефектология», соответствующий требованиям ФГОС. Обучение предусматривает удобный дистанционный формат. По итогу слушателям выдаются дипломы государственного образца. Получив документ, можно сразу приступать к трудоустройству.

Также не следует забывать о важности систематического повышения квалификации. Улучшение профессиональных навыков поможет специалисту повысить востребованность на рынке труда, приобрести новые знания и компетенции, получать более высокое вознаграждение за работу. Пройти курс повышения квалификации по программе «Дефектология» можно в АНО «СНТА». Обучение проводится удаленно и завершается выдачей именного удостоверения.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Дифференциация звуков Б-Б’, П-П’»

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Дифференциация звуков Б-Б’, П-П’»

Логопедическая : развитие фонематического анализа и синтеза слов различной слоговой структуры.

Грамматическая : сомнительные согласные Б-Б’, П-Пʼ в середине и в конце слова.

Лексическая : расширение словаря прилагательных и глагольного словаря.

  • различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и словосочетаниях;
  • уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;
  • закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
  • профилактика буквенных замен;
  • развитие лексического словаря.
  • развитие координации речи с движением;
  • развитие внимания, памяти, воображения и мышления;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие фонематического восприятия.
  • воспитание нравственно-этических чувств.

Ход занятия:

Оргмомент:

1. Пальчиковая гимнастика. Самомассаж пальцев рук.

Работа с резинкой для банкнот. Массаж одноименных пальцев рук проговариванием слов: «Попробуй поработай».

Запись числа в тетрадях.

2. Развитие навыков звукового и слогового анализа:

Запиши третью букву в слове: ПУБЛИКА, КАПРИЗУЛЯ, УСПЕХ, ТЮБИК.

Запиши второй слог в слове: КОБУРА, КАБИНЕТ, ТРОПИНКА, ХЛОПУШКА.

Запиши спрятавшиеся слова (КАРТОЧКА 1)

После каждого пункта — проверка, дети на полях выставляют за каждый пункт себе оценки.

Итог разминки: у кого все пятерки, тот молодец!

Посмотрите на буквы, слоги, слова — какой вывод вы можете сделать? Чему мы будем учиться? Что мы сможем развить? Какими мы будем на занятии?

Сформулировать и записать тему на доске.

Основная часть.

1.Сравнительная характеристика звуков П — Б (согласный, звонкий – глухой, твердый — мягкий)

– Я приготовила для вас трудные, но интересные задания, попробуем их выполнить?

2.Необычные слова — анаграммы с буквами П, Б (КАРТОЧКА 2)

Измени порядок букв в слове и запиши новые слова, используя образец:

КРАБ-БРАК. (Работа в парах).
ЛАПКА- ……палка, ПИЛКА — …липка,
КАБАН-……. банка, СКУП — ……..пуск,

КАРП — ….парк, КАПЛИ -… лапки.

3. Дифференциация звуков Б-Б’, П-П’ в словах. (Запись на доске).

Игра «Узнай слово».

Вставь в слова пропущенные согласные звуки П, Б запиши и прочитай.

АС_ ОРТ
__О__УГАЙ
__ОСТУ_ОК
ОМ_ А
_У_ЛИК
_О_ ЛАВОК
С_ АСИ_ О
_РИ_ ОР

С одушевленными существительными составьте предложения, в которых все слова начинаются на заданный звук.

(пример: Белая бабочка была большая.)

4. Сомнительные согласные П, Б в середине и в конце слова «Буква заблудилась». (Запись на доске)

После проверки вставь пропущенные буквы П, Б:

КРА___
СУГРО__
РЫ__КА
ГРИ__КИ
СКРИ__
ЧЕРЕ__
ШЛЯ__КА
Ю__КА
СИРО__
С__ОСО__
УЛЫ__КА
ШЛЁ__КИ

5. Физминутка.

Оздоровительный массаж всего тела:

Чтобы не зевать от скуки,
Встали и потерли руки,
А затем ладошкой в лоб –
Хлоп-хлоп-хлоп.
Щеки заскучали тоже?
Мы и их похлопать можем.
Ну-ка, дружно, не зевать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Вот и шея.
Ну-ка, живо переходим на загривок.
А теперь уже, гляди.
Добрались и до груди.
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа.
Постучим и тут, и там,
И немного по бокам.
Не скучать и не лениться!
Перешли на поясницу,
Чуть нагнулись, ровно дышим,
Хлопаем как можно выше.

6. Восстановление деформированных слов. (КАРТОЧКА 3)

Отгадай слова, поставив слоги в нужном порядке

(проверка с опорой на картинки каточки 4).

Образец: ЛА, ОБ, КА — ОБЛАКА.

БА,КА,ЧОК-…..
БУ, КА, ЛАВ -….
БАК,РЫ –
А,КОС,БРИ-…….
ПА,ЛАМ –
МА, НА, ПА. …..

7. Подбери слово признак к каждому существительному (КАРТОЧКА РИС 4)

Запишите словосочетания по памяти.

Работа по согласованию слов в словосочетаниях.

Подберите к словам-предметам на картинках слова-действия, записанные на индивидуальных карточках (логопед выставляет на доску пособие и раздает индивидуальные карточки со словами-действиями)

Картинки: паук, рыба, капуста, палатка, баранка, спутник, полк, тумбочка, рубашка, пуговицы, письмо.

Слова (КАРТОЧКА 5)

ПРИБИТЬ
ШТОПАТЬ
ПРИШИТЬ
РАЗОБРАТЬ
ПОСЛАТЬ
ПОЙМАТЬ
БОЯТЬСЯ
ПОСТАВИТЬ
ИСПЕЧЬ
УПРАВЛЯТЬ

(полку)
(рыбу)
(рубашку)
(паука)
(пуговицы)
(палатку)
(тумбочку)
(баранки)
(письмо)
(спутником)

Запись словосочетаний на доске и обозначение звуков.

П, Б по твердости-мягкости.

8. Дополнительные задания.

Прочитай скороговорку и повтори в быстром темпе.

Наш Полкан из Байкала лакал.
Полкан лакал, но не мелел Байкал

Батон, буханку и баранку пекарь испек спозаранку.

Подорожник по дороге собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий подорожник подороже.

Пословицы и поговорки для тренировки звукопроизношения.

Постарайтесь объяснить смысл пословиц.

Береги бровь, глаз цел будет.
Лучше врага бить, чем битым быть.
Фадей, не робей -— робких жизнь не любит.
Трус—-что плохой пес: хвост поджал и побежал.
На народ плевать — себе в глаза попадешь.
К доброму плохое не пристало.

Итог занятия.

– Чем занимались на занятии? Чему мы учились? Какие выводы можно сделать?

Дифференциация звуков [б]-[б,],[п]-[п,] в слогах, словах (конспект логопедического занятия )
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Данный конспект с презентацией может быть использован на логопедическом занятии с группой учащихся 2-го класса с диагнозм нарушение чтения и письма, обусловленного фонетико-фонематическим нарушением речи.Цели и задачи: закреплять знания о звуках Б – Б’ – П – П’; учить дифференцировать звуки изолированно, в слогах и в словах; развивать фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и синтеза, логическое мышление; про­водить работу по предупреждению дизорфографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatie_gruppovoe_p-b.zip2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иловская общеобразовательная школа

им. Героя России В. Бурцева

Конспект логопедического занятия

Дифференциация звуков [б]-[б , ],[п]-[п , ] в слогах, словах.

учитель-логопед Коробова О.А.

Тема: Дифференциация звуков Б – Б’, П – П’ .

Цели и задачи: закреплять знания о звуках Б – Б’ – П – П’; учить дифференцировать звуки изолированно, в слогах и в словах; развивать фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и синтеза, логическое мышление; проводить работу по предупреждению дизорфографии.

Оборудование: буквы Б – П (запись на доске); символы для обозначения звуков Б – Б’, П – П’ (наушники и колокольчики); презентация по теме.

Сядет тот, кто больше всего подберёт предметов голубого цвета. Например: голубой веер,….голубая чашка,…. голубое небо……., голубые дали…….

2. Введение в тему занятия.

Повторение чистоговорок (слайд 2,3).

Ба-ба-ба — на избе была труба.

Бу-бу-бу — побелили мы трубу.

Бе-бе-бе — белый голубь на трубе.

Бы-бы-бы — голубь улетел с трубы. Какой звук встречался чаще всего? Запишите букву б.

Па-па-па — на пол сыплется крупа.

Пу-пу-пу — подмету сейчас крупу.

Пы-пы-пы — больше нет у нас крупы.

Какой звук встречался чаще всего? Запишите букву п.

3. Актуализация опорных знаний по теме.

  • Письмо букв б, п с проговариванием до конца строчки.
  • Уточнение артикуляции звуков и моторного образа букв.

Характеристика звуков: [п], [п’], [б], [б’] по артикуляции (губные, взрывные, согласные), твёрдости и мягкости, звонкости и глухости.

  • Дописать с помощью фломастера «дежурные» буквы. (Карточки для каждого учащегося под плёнкой)
  • Выделение звуков [п]-[б] в начале слова(слайд 4,5,6,7,8,9,10,11)

Логопед: Ответьте на вопросы и определите первый звук в словах.

Что остаётся от спиленного дерева? (Пень.)

Как называется музыкальный инструмент, который «бьют»? ( барабан)

Как называется дерево с белым стволом? (Береза.)

Что приносит почтальон? (Почту.)

4.Формулировка темы занятия. Запись.

5. Работа по теме занятия.

  • Развитие мелкой моторики. Изображение пальцами букв.

Дети, выпрямите кисть левой руки и поставьте её вертикально, зажмите между пальцами конец карандаша (он должен располагаться горизонтально). Правой кистью образуйте полукруг (большой палец снизу) и приставьте его к левой ладони. Какая получилась буква? (Б).

Выпрямите кисти рук и поставьте их вертикально, ладонями друг к другу. Между кончиками пальцев зажмите карандаш. Какая получилась буква? (П).

  • Характеристика звуков

Б – согласный, звонкий, твердый, для обозначения используем синий звонок, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком.

Б* – согласный, звонкий, мягкий, для обозначения используем зеленый звонок, на письме обозначаем зелёным незакрашенным кружком.

П – согласный, глухой, твердый, для обозначения используем синий наушник, на письме обозначаем синим закрашенным кружком.

II’ – согласный, глухой, мягкий, для обозначения используем зеленый наушник, на письме обозначаем зеленым закрашенным кружком.

  • Развитие фонематического восприятия. Графический диктант.

Логопед: Отгадайте загадки и запишите из отгадок только тот слог, в котором слышится звук занятия (слайд 12-29)

Шевелились у цветка На малину налетели,

Все четыре лепестка. Поклевать ее хотели

Я сорвать его хотел, А увидели урода –

Л он взял и улетел. И скорее с огорода.

Посадили зернышко, Что на сковороду налью

Вырастили солнышко. И вчетверо сверну?

  • Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Поднимите символы, если услышите соответствующие им звуки.

Слоги: БА, БО, ПО, ПЫ, ПИ, ПЕ, БЕ, ПЯ, БЫ, БИ.

Слова: БАК, БОК, ПЕНА, СПАЛ, ПАСТЬ, ЯБЛОКО, БИНТ, БЕРЕГ.

Мы берёзку посадили.

Мы берёзку посадили,

(Выпрямиться за партой).

Мы водой её полили,

И берёзка подросла,

(Встать за партой).

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила

(Руки вниз, спина прямая).

И ребят благодарила.

(Поклоны головы, сесть)

7. Самостоятелъная работа

Убежала буква ( слайд 30,31)

Вставьте пропущенные буквы «б» и «п».

…ок, …ар, …ыл, …усы, … ара, …арта, …оты, …оря, …оля, …ант, …лот, …укет, …акет, …еда, …ол, за…ыл, за…лыл, с…ал, с…росил.

Убежали слоги. (слайд 32,33).

Вставить пропущенные слоги «ба» или «па».

Лю…, ры…, ла…, ли …, тру …, лам …, сдо …, …. ран, … латка, … лец, …зар, … бушка, …рус.

Ло…та, при…вил, за…вы, ….кет, …лет, ….намка.

Паутина плетёт паука.

Бутон сидит на пчеле.

Ботинки купили брата.

На почках появилась берёза.

Список использованной литературы.

1.Барсукова Л.А. Логопедия для учителей, психологов, родителей. – Ростов н/Д: Феникс,2010.-316 с.

2.Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.- 128 с.

3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: 1-4 классы. – ВАКО,2009.-208 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка.

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1. Развитие зрительно-пространственных представле.

Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении.

Цель занятия: Систематизировать знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы т – д в устной и письменной речи.

В занятии представлен материал на дифференциацию звуков [т ]-[т’ ], [д ]-[ д’] в слогах, словах, предложениях. Это загадки, подбор антонимов, работа над деформированными предложениями. Проводится рабо.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно.

Цели и задачи: закреплять знания о звуках Б – Б’ – П – П’; учить дифференцировать звуки изолированно, в слогах и в словах; развивать фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и .

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]»

Конспект подгруппового логопедического занятия (2 класс)

Тема логопедического занятия: Дифференциация звуков [П]-[Б]

Логопедическое занятие разработала

высшей квалификационной категории

«СОШ №24» ЭМР Саратовской области

Склярова Инесса Васильевна

Тип логопедического занятия: тренировочное

Речевое заключение: ОНР III уровня, НВ ОНР, ФФНР

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Цель: Учить детей различать звуки [П]-[Б] изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме

– Формирование умения различать звуки [П]-[Б] (на слух, по артикуляции, написанию)

– Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза:

а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов сложной звуковой структуры;

б) анализа и синтеза предложения из 5-7 слов

– Уточнение и обогащение словарного запаса детей

– Развитие фонематического восприятия

– Развитие мышления, зрительного и слухового внимания и памяти

– Развитие навыков самоконтроля и самопроверки

– Расширение представления об окружающем мире

– Воспитание познавательного интереса

– Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям

– Воспитание усидчивости и аккуратности в работе

– Совершенствование навыка адекватно оценивать свою работу на логопедическом занятии

Регулятивные:

– выделение и сознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

– осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

– самостоятельное формулирование познавательной цели

– умение структурировать знания

– выбор наиболее эффективных способов решения задач

– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

– рефлексия способов действия

Коммуникативные:

– планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и сверстниками

– Дифференциация понятия звук и буква

– Дифференциация звуков [П]-[Б] на слух, по артикуляции, написанию

– Развитие умения подчиняться разным правилам

– Развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Оборудование: компьютер, экран, зеркала, предметные картинки в названиях которых есть звуки [П] и [Б], таблички с буквами П п – Б б, карточки-символы с буквами П-Б, таблица «Характеристика звуков», карточки с элементами букв П-Б, слоговая таблица, мяч, фигурка бобра и домика из брёвен, сигнальные карточки, цифровые линейки с буквами П-Б, карточки со словами-паронимами, фигурки лодок с парусами (2 шт.) и слова с пропущенными буквами П-Б, карточки с текстом для самостоятельной работы учащихся.

I Организационный момент

(мотивация к учебной деятельности)

Цель: создать положительную мотивацию, настроить на результативную работу, воспитание познавательного интереса

Звучит музыка «Журавли». Учитель-логопед под музыку зачитывает стихотворение:

«Вот уж осень готова проститься

Хмурой тучей, холодным дождём.

Скоро в окна зима постучится

Поприветствует первым снежком».

-Природа уже подготовилась к приходу зимы, перелётные птицы улетели в тёплые края, многие животные подготовили свои жилища к наступлению холодов и лишь гость, который пришёл к нам на урок, не успел построить себе домик.

Посмотрите, кто это? (бобер). А знаете ли вы, что жилище бобра называется «хатка» и строят её бобры на реках из толстых палок и веток, а из стволов деревьев бобры строят плотины. Плотина нужна для того, чтобы вход в хатку бобра всегда находился под водой и тогда никакой другой зверь не сможет в неё попасть. Готовая плотина настолько прочна, что человек может свободно перейти по ней с одного берега на другой. Бобры пользуются своими крепкими передними зубами, чтобы подгрызать деревья и даже могут таскать в своих зубах брёвна. Сейчас у нас в стране эти звери охраняются законом.

-Ребята, я предлагаю построить на нашем занятии хатку для бобра. Мы должны помочь гостю подготовиться к зиме, но для этого вам необходимо выполнить ряд заданий.

II . Этап формулировки темы и целей урока

Цель: сориентировать учащихся по теме и целям урока, выявить причины затруднения и постановки цели урока, актуализировать умение вступать в диалог.

Учитель-логопед предъявляет 3-4 предметные картинки, в названии которых есть звук [П]:

– Посмотрите на картинки, назовите одинаковый звук в словах [П].

– Какой буквой обозначается этот звук? (пэ).

Вывешивается табличка с буквами П п.

«На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле».

и одновременно вывешивает карточку-символ с буквой П.

Учитель-логопед предъявляет 3-4 предметные картинки, в названии которых есть звук [Б]:

– Назовите одинаковый звук в этих словах [Б].

– Какой буквой обозначается этот звук? (бэ).

Вывешивается табличка с буквами Б б.

«Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком».

и одновременно вывешивает карточку-символ с буквой Б.

– Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего занятия.

(Будем учиться различать между собой звуки [П]-[Б])

Используя опорную запись, поставьте цели урока.

Установить сходство…. (между звуками [П]-[Б])

Установить различие ….(между звуками [П]-[Б])

Упражняться в написании…(букв П-Б)

– Итак, сегодня мы с вами будем учиться находить сходство и различие межу звуками [П]-[Б], будем упражняться в правильном написании букв П-Б.

– Для того, чтобы каждый из вас достиг поставленной цели что нужно делать на уроке? (быть внимательными, старательными, активными)

III . Актуализация знаний. Сравнение звуков [П]-[Б] по звучанию и артикуляции. Работа с индивидуальными зеркалами

Цель: создать проблемную ситуацию, выявить уровень знаний детей

– Посмотрите в зеркала, произнесите звук [П], дайте ему характеристику.

– согласный, потому что воздух встречает во рту преграду (губы), – твёрдый,

– глухой (произносится без голоса).

Учитель-логопед в таблице «Характеристика звуков» выполняет соответствующие записи.

– Посмотрите в зеркала, произнесите звук [Б], дайте ему характеристику.

– согласный, потому что воздух встречает во рту преграду (губы),

– звонкий (произносится с голосом).

Учитель-логопед в таблице «Характеристика звуков» выполняет соответствующие записи.

-Скажите, чем похожи эти звуки. (Оба согласные, твёрдые, у них одинаковая преграда – губы.)

– Скажите, чем они отличаются друг от друга?

( звук [П] – глухой, звук [Б] – звонкий).

– Напомните, как можно проверить звонкость-глухость звуков.

(двумя способами: 1- руку на горло, 2-закрыть уши).

– Ребята, вы правильно определили сходство и различие между звуками [П]-[Б]

Учитель-логопед зачитывает стихотворение:

«Глухие звуки звучат глухо,

Голоса в них нет.

Звонкие звуки тревожат ухо,

В них скрыт особый секрет.

Послушаем вместе: ПУГАТЬСЯ, ПУСКАТЬ-

Здесь голоса нет в звуке П,

А в слове БОРОТЬСЯ и в слове БРОСАТЬ

Слышится звонкий Б.

П – это капают капли дождя,

Б – барабанов бой.

Можно все звонкие прокричать,

Глухие лишь прошептать».

-Вы справились с заданием, положим первое брёвнышко и начнём строить хатку бобра.

– А, кстати, какие изучаемые звуки и сколько их в словах «бобёр», «плотина». ( Бобёр- 2 звука [Б], плотина- 1 звук [ П])

-Запишите характеристику звуков [П]-[Б] в тетрадь, отличия подчеркните.

-Допишите в карточке с элементами букв буквы П-Б.

IV . Дифференциация звуков [П]-[Б] в слогах.

Чтение слогов с буквами П-Б

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слогов

4.1.Учитель-логопед предъявляет слоговую таблицу и предлагает поиграть в игру «Повтори, не торопись! И смотри, не ошибись!»

па – ба пап – бап пфа – бва

по – бо поп – боп пко – бго

пу – бу пуп – буп пшу – бжу

пэ – бэ пэп – бэп пфэ – бвэ

пы – бы пып – бып пты – бды

Дети читают слоги.

4.2. Игра с мячом «Доскажи словечко»

Учитель-логопед называет начало слова, бросает мяч ученику. Тот договаривает слово, выбрав нужный слог «па» или «ба» и возвращает мяч. Слово должно звучать правильно.

Слова: Шу…ба, тро…па, гу…ба, кру…па, сдо…ба, ли…па, кол…ба, ла…па, сто…па, клум…ба, тру…ба, па…па, про…ба, жа…ба, плом….ба, тол…па, вер…ба, глы…ба, лам…па, ры…ба.

– Сели все ровненько.

V . Дифференциация звуков [П]-[Б] на слух

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия

5.1. Учитель-логопед произносит слова со звуками [П]-[Б].

Дети поднимают сигнальные карточки с соответствующими буквами.

Слова: Бумага, помощь, банка, добро, тополь, суп, собака, сапоги,

5.2. Детям молча предъявляются картинки, в названиях которых

есть звуки [П]-[Б], они поднимают соответствующую букву.

5.3. На доску вывешивается 4 предметные картинки.

(В названии 2-х картинок есть звук [П], 2-е остальные картинки – со звуком [Б])

Дети отчётливо называют, что изображено на картинках, запоминают слова.

Картинки убираются, ученики называют, что они увидели, определяют наличие звуков [П]-[Б] в словах.

5.4. а) Предлагается картинка с изображением полушубка.

– Назовите, что изображено на картинке.

– Чем интересно это слово? (есть оба звука [П]-[Б])

– Покажите на цифровой линейке, какое место в слове занимает звук [П], звук [Б]. (Дети закрывают цифру нужной буквой).

б) Учитель-логопед произносит слова:

-букет, забор, грибы;

-пакет, лопата, тулуп.

Дети определяют по цифровым линейкам место звуков [П]-[Б]

в словах. (Каждое слово проверяется учителем-логопедом совместно с детьми).

– Вы справились с очередным заданием, добавим брёвнышко в домик бобра.

VI . Анализ слов-паронимов

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слова, развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

– А сейчас поиграем в игру «У кого похожее слово?»

Учитель-логопед раздаёт детям по 2-е карточки со словами паронимами.

– Вы должны прочитать слово. Тому, кто прочитает слово, должен откликнуться тот, у кого есть слово, отличающееся одним звуком.

почка – бочка (устанавливается сходство и различие между словами),

порт – борт (устанавливается сходство и различие между словами),

пашня – башня (с каждым словом составляется предложение),

папочка – бабочка (с каждым словом составляется предложение, устанавливается количество звуков [П]–[Б] в каждом слове).

– Итак, сейчас мы увидели, как звуки [П]–[Б] влияют не только на звучание слова, но и на его смысл.

VII .Физминутка

Цель: развитие общей и мелкой моторики, развитие слуховой памяти и внимания

7.1 Расширение сенсомоторного репертуара.

Речь с движениями.

«Бобёр в бору затеял бал, Дети маршируют в такт стихотворения.

Бобёр на бал гостей позвал. Приглашающее движение руками к себе.

Паучки во флейты дуют, Изображение игры на флейте.

Польку бабочки танцуют. Взмахи руками, подобно крыльям бабоч ки.

Даже тихий барсучок Маршировка на носочках, руки на пояс.

Каблучками цок да цок». Маршировка на пяточках, руки на пояс.

– Назовите слова из скороговорки со звуком [П] (Позвал, паучки, полька).

– А теперь вспомните слова со звуком [Б] (Бобёр, бор, бал, бабочки, барсучок, каблучки).

7.2 Развитие мелкой моторики

Изображение пальцами букв.

– Дети, выпрямите кисть левой руки и поставьте её вертикально. Зажмите между указательным и средним пальцами конец карандаша (он должен располагаться горизонтально).

Правой кистью образуйте полукруг (большой палец снизу) и приставьте его к левой ладони. Какая получилась буква? (Б).

– Выпрямите кисти рук и поставьте их вертикально, ладонями друг к другу. Между кончиками указательного и среднего пальцев зажмите карандаш. Какая получилась буква? (П).

– Вы справились со следующим заданием, добавим брёвнышко в хатку бобра.

VIII . Дифференциация звуков (П-Б) в словах.

Проведение игры «Куда причалят лодки?»

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слова

8.1 Учитель-логопед зачитывает стихотворение:

« Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

В игре проверить можешь сам

Своё внимание к словам».

На доске – 2 плоские фигурки лодок с парусами. На парусах – кармашки, в кармашках – буквы П-Б. На доске столбиком записаны слова с пропущенными буквами. Дети по порядку выходят к доске и выбирают нужную букву, подставляя её к данному слову.

Учитель-логопед сообщает, что лодки могут причалить только к

своим словам (в зависимости от написания букв П-Б).

-К каким словам причалят лодки?

-Запишем слова в 2-е колонки, в зависимости от наличия букв П-Б.

-Подчеркните букву П – одной чертой, Б – двумя.

8.2. Учитель-логопед просит детей ответить на вопросы.

– Ответьте на мой вопрос одним словом, определите в названных вами словах наличие звуков [П] – [Б] и продолжите запись слов в две колонки.

– Подчеркните букву П – одной чертой, Б – двумя.

– Кого ловят рыболовы? (рыба).

– Какой день начинает рабочую неделю? (понедельник).

– Какой день наступает после пятницы? (суббота).

– О каком овоще говорят: «Сто одёжек, а все без застёжек?» (капуста).

-Тарелки, чашки, блюдца, кастрюли – это…? (посуда).

– Где растут клюква и брусника? (болото).

– Вы справились с новым заданием, добавим очередное брёвнышко в домик бобра.

IX Дифференциация звуков [П-Б] в предложениях

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне предложения

– А сейчас проведём графический диктант.

Учитель-логопед зачитывает предложения, совместно с детьми подсчитывается количество слов в предложении, уточняется наличие звуков [П]–[Б]. По одному дети выходят к доске для записи предложения, остальные выполняют записи в тетрадях.

«Бобры построили большую плотину». б б п б п .

«Бобры использовали брёвна, палки». б б п б п .

«Плотина бобров прочна». п бб п .

-Итак, вы вновь справились с заданием, добавим новое бревнышко в домик бобра.

X . Дифференциация звуков (П-Б) в текстах.

Самостоятельная работа детей

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне текста, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

– Прочитайте текст (по перфокартам), подставьте в слова нужную букву.

П ришёл п оследний месяц осени – ноя б рь. П огода п асмурная. П одул п орывистый ветер. С деревьев п олетели б урые листья. В лесу можно на б людать листо п ад. Улетели п оследние п тицы. Всё в п рироде готово к насту п лению зимы.

Проводится проверка выполненной работы. Дети по цепочке зачитывают предложения, уточняя наличие букв П-Б.

– Назовите, какой месяц наступит после ноября. (Декабрь).

– Определите, какой из изучаемых нами звуков есть в этом слове. [Б].

– Вы в очередной раз справились с заданием и достроили хатку для бобра. Бобёр очень доволен и говорит вам: «Ребята, спасибо».

– А знаете ли вы, что размер хаток у бобров различен. Они служат бобрам многие годы, ежегодно ремонтируются, достраиваются и иногда достигают огромных размеров.

Так, в Воронежской области есть хатка, высота которой 2,5 м, а ширина её – 12 м. А самая большая бобровая плотина находится в Северной Америке. Её длина – 625 м, ширина – 7 м, а высота –

XI . Подведение итога занятия. Рефлексия

Цель: рефлексия способов действия

– Итак, подведем итог урока. Вспомним цели занятия. Мы их достигли? (да)

– Чем мы занимались на занятии? (Устанавливали сходство и различие между звуками [П]-[Б]).

– Что общего между звуками [П]-[Б]? (согласные, твёрдые, одинаковая преграда во рту – губы).

– Чем отличаются звуки друг от друга? ( звук [П] – глухой,

звук [Б] – звонкий).

XII . Оценивание работы учащихся

Цель: организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке, осознание учащимися того, что ими усвоено, а что нет

– Оцените свою работу на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось на уроке… быть внимательным,

все задания выполнить без ошибок

Я могу похвалить себя за … старательность, активность, аккуратность

Мне надо еще поработать над… этой темой, еще допускаю много ошибок

– Сегодня на уроке хорошо работали… Урок окончен.

Предъявляются картинки с изображением осенних пейзажей

Показ картинки с изображением бобра. Под картинкой бобра – осенние листья клена с написанными слогами

Предъявляются слова «хатка» и «плотина»

Работа с предметными картинками

Работа по табличкам с буквами П п, Б б

Ссылка на основную публикацию