Тематическое планирование коррекционной работы с учащимися 1-2 классов с НВОНР

Рабочая программа логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных НВОНР для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_logopedicheskih_zanyatiy_dlya_2kl.docx59.79 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №43» города Чебоксары

Директор МБОУ «СОШ№ 43»

__________ Петрова Л.Л.

«___» _________ 2017 г.

от 14 сентября 2017 г.

Рабочая логопедическая программа

по преодолению нарушений чтения и письма, обусловленной НВОНР (ОНР III уровня)

у обучающихся 2 классов

на 2017-2018 учебный год

учителя-логопеда Лебедевой Наталии Михайловны

Программа составлена на основе:

  1. Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
  2. Программы «Коррекция акустической дисграфии» Е. В. Мазанова, Москва, 2007;
  3. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Е. В. Мазанова, Москва 2007.

логопедического обучения по преодолению нарушений чтения и письма, обусловленных НВОНР у обучающихся 2-3 классов

МБОУ «СОШ № 43» г. Чебоксары

Данная рабочая программа соответствует ФГОС НОО. Программа составлена на основе:

1) Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения.

2) Рекомендаций и разработок ведущих специалистов в области коррекционной педагогики А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой.

Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю. Общее количество часов – 60. Логопедические занятия проводятся во внеурочное время с учётом режима работы школы. Продолжительность группового логопедического занятия – 40 минут.

Программа предназначена для логопедической работы с группой обучающихся 2-3 классов, испытывающих стойкие трудности при освоении программы начального обучения по русскому языку, вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Целесообразность формирования коррекционных групп учащихся с нарушением письменной речи на фоне ОНР обусловлена характеристикой выявленных речевых нарушений, препятствующих успешному освоению школьной программы по русскому языку.

Цель : восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи, коррекция нарушений письменной речи и формирование предпосылок для успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.

1)Формирование полноценного звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;

2)Дифференциация смешиваемых на письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;

3)Уточнение и обобщение сведений о звукобуквенном составе русского языка;

4)Обогащение словарного запаса и накопление представлений об окружающем мире.

Основные методы работы :

  • Наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание);
  • Словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа);
  • Практические (упражнения, задания на орфографические правила, графические диктанты, развивающие и логические игры и др.)

Логопедическая работа базируется на общедидактических принципах обучения и специальных принципах логопедии:

  • Этиопатогенетический
  • Системности учета структуры речевого нарушения
  • Доступности
  • Комплексности
  • Дифференцированного подхода обучения
  • Поэтапности
  • Учета личностных особенностей
  • Использования обходных путей
  • Деятельностного подхода

Формы организации коррекционных занятий:

  • Групповые (фронтальные)
  • Подгрупповые
  • Индивидуальные
  • Проблемно-диалогическая технология (Мельникова Е.Л.);
  • Технология личностно-ориентированного подхода (Леонтьев А.А.);
  • Технология развития фонематических процессов (Ткаченко Т.А);
  • Коррекционно-развивающие технологии обучения младших школьников русскому языку (Мисаренко Г.Г.)

Контроль реализации программы:

-стартовая диагностика устной и письменной речи (Фотекова Т.А);

-промежуточная диагностика (анализ письменных работ в классных тетрадях по русскому языку);

– итоговая диагностика (диктант, анализ письменных работ);

  • Самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий.
  • Графические, зрительные диктанты.
  • Слуховые диктанты, контрольные списывания.
  • Грамматические задания, тесты.

Характеристика группы обучающихся, имеющих дисграфию.

По материалам И.Н. Садовниковой учащиеся с нарушением письменной речи, обусловленной недостаточной сформированностью языкового анализа и синтеза, имеют следующую характеристику.

Уровень развития устной речи учащихся младших классов достаточен для бытового общения. При углубленном обследовании выявляются следующие нарушения развития устной речи.

Звукопроизношение не характеризуется грубыми искажениями, но могут наблюдаться замены и смешения оппозиционных звуков, смазанность речи, искажения слоговой структуры по причине артикуляторных, либо фонематических затруднений.

Словарный запас формируется замедленно и неполно. Это обусловлено их низкой любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных интересов. Детей характеризует низкая осведомленность об окружающем мире. Часто путают слова, имеющие сходный звуковой состав. С трудом формируются функции словообразования и словоизменения. Дети с трудом осознают обобщенные значения морфем в словах, не умея выделить их в слове, не узнают привычных предлогов и путают их с частью слова.

Трудности формирования грамматического строя речи проявляются в бедности синтаксических конструкций и аграмматизмах – ошибках согласования и управления.

Выявляется знание простых предлогов и отсутствие понимания и использования в речи сложных предлогов. Испытывают затруднения при установлении причинно-следственных связей в предложении.

При обследовании выявляется недостаточная сформированность фонематических процессов , навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза. Дети не дифференцируют понятия «звук – буква», затрудняются при определении твердости-мягкости согласных, уменьшают количество звуков в слове из-за трудности анализа, либо за счет неправильного проговаривания. Трудности формирования навыка письма проявляются в недостаточном владении навыками звуко-буквенного анализа слов сложной звуко-слоговой структуры. Особенно сложно детям установить соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв. Фонетический разбор слова делают с большим количеством ошибок.

Отмечается недостаточная сформированность функций речеслухового анализатора при сохранном физическом слухе, что вызывает трудности при воспроизведении и анализе услышанного. Допускаются ошибки в различении сходных и оппозиционных слогов, что говорит о недостаточности фонематического восприятия.

Отмечается недостаточность четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором ( слухо-моторная координация ). При выполнении задания на воспроизведение ритмической структуры допускают множество ошибок.

Пространственные понятия и представления у большинства детей не сформированы, либо не обобщены в достаточной степени, необходимой для использования в различных видах бытовой и учебной деятельности. Также отмечается недостаточные знания временных представлений и понятий. У более половины школьников, имеющих трудности в усвоении родного языка, затягивается процесс латерализации.

У детей с нарушениями письма наблюдается истощаемость внимания, повышенная отвлекаемость и утомляемость, невысокая работоспособность, поверхностность речевого внимания.

В результате имеющихся трудностей дети не овладевают навыками письма в том объеме, какой требует программа первого класса общеобразовательной школы. В конце первого класса на письме выявляются специфические ошибки, преодоление которых возможно только на логопедических занятиях.

Учет ошибок письма проводится в соответствии с принципом поуровневого анализа речи, предложенного И.Н. Садовниковой, которая выделяет три основные группы специфических ошибок :

– ошибки на уровне буквы и слога;

– ошибки на уровне слова;

-ошибки на уровне словосочетания, предложения, текста.

Ошибки на уровне буквы и слога связаны с трудностями формирования звукового анализа и фонематического восприятия (дифференциации) звуков.

Ошибки звукового анализа.

  • пропуски согласных и гласных букв, слогов: « снки » – санки, «девча»-девочка,« дужый »- дружный, « межата »-медвежата, « диктан» -диктант, « работ »- работа;
  • вставки букв: нояб а рь- ноябрь, друж е но –дружно,
  • перестановка букв (« деверня » – деревня, « ферваль »- февраль, « куржок »- кружок);
  • персеверации (застревание): « м агази м » , « з а зашиной » (магазин, машиной);

антиципации (предвосхищение): « на девевьях »-деревьях, « жувавель »-журавль,« стутупали »-ступали;

Ошибки фонематического восприятия.

  • замены и смешение букв по акустико-артикуляционному сходству (ошибки фонематического восприятия):

звонкие и глухие : « тавно »-давно, « бодарил »-подарил, « ёшик »- ёжик, « уколок »-уголок;

лабиализованные гласные О-У, Ё-Ю : «рочей»- ручей, «клёква»-клюква, «замюрзли»-замёрзли;

заднеязычные Г – К – Х: «черёмука»-черёмуха, «голмы» – холмы;

сонорные Р – Л, Й – Л: « хородный » – холодный, « лабота »- работа, « тут бывалет и солька » – тут бывает и сойка;

свистящие и шипящие С – Ш, З – Ж, Щ – С:

« шиски» -шишки, « скажал» -сказал, « сенок »-щенок;

аффрикаты Ч – Щ, Ч – Ц, Ч – Т, Ц – Т, Ц – С: « стущал » – стучал, « граци »-грачи, « девотька »- девочка, « пцицы » – птицы, « улиса » – улица, « рельцы » – рельсы;

  • ошибки обозначения мягкости согласных на письме: « толко » – только, «метел» – метель, « конеки »-коньки;
  • смешение букв по кинетическому сходству: « бятел »-дятел, « прурода »-природа, « стешил »-спешил, « мохно »- можно, «жолодная»-холодная;

Искаженное написание букв, проявляющееся

-в неправильном соотношении элементов;

-в зеркальном написании;

-добавление лишних элементов;

Ошибки на уровне слова.

  • раздельное написание частей слова: « и дут », «я- сный», « поп-росил », « у-шёл »;
  • слитное написание служебных слов с последующим словом: « кдому », « кругомтихо », « светитлуна »;
  • смещение границ слов: « у дед Мроза »- у деда Мороза;
  • контаминации: « лптбау» – лепят бабу, « блэм » – была зима;
  • морфемный аграмматизм (ошибки операции словообразования): « лёдик », « рукища », « поленой цветок »- полевой, « ветерный день», « меховная шапка»

Ошибки на уровне предложения.

  • отсутствие и ошибки обозначения границ предложений: маша вышла издома подороге она в стретила. свою по другу Катю ипошли.
  • аграмматизмы (ошибки согласования и управления):
  • «большая белая пятно», «на ветке деревьях», «упал с санкох», «показались на лесных полянок»;
  • употребление предлогов (их могут опускать, заменять, удваивать): «вызвал доске », « мой щенок збелом и сером », « упал из шкафа»; « мы Шариком бегали »;

Наряду с дисграфическими ошибками наблюдается значительное количество орфографических ошибок, связанных с неусвоением правил русского языка. В совокупности это резко снижает успеваемость ребенка по русскому языку, чтению и другим школьным предметам, в основе которых лежит необходимость получения информации путем чтения.

К концу первого класса дети с недостатками письменной речи не овладевают навыком чтения в полном объеме, предусмотренному учебной программой. Многие читают медленно, по слогам даже слова простой слоговой структуры, допускают многочисленные ошибки (пропуски и перестановки букв и слогов). Из-за нарушения внимания наблюдается потеря строки. При чтении отмечается наличие буквенных, а иногда и словесных замен – угадывание слов, большая неуверенность при чтении. У детей быстро наступает утомление и увеличение количества ошибок. Диагностируется нарушение чтения – дислексия.

Планируемые результаты освоения обучающимися на логопедических занятиях

Требования ФГОС НОО второго поколения предполагает формирование универсальных учебных действий – «умение учиться». Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УД, отражены в задачах программы.

  1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.
  2. Усвоение правил построения и написания предложения.
  3. Развитие связной речи на основе обогащения и активизации словарного запаса и накопления представлений об окружающем мире.
  4. Формирование орфографической зоркости и усвоение орфографических правил.

1. Развитие фонематических процессов и навыков языкового анализа и синтеза.

2.Дифференциация смешиваемых на письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционному сходству звуки и дифференциация букв по оптическому и кинетическому признаку.

3.Развитие навыков словообразования и построения связного высказывания, уточнение грамматического строя речи.

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

– устойчивость внимания, восприятия (фонематического, пространственного, зрительного);

– наблюдательность, особенно к языковым явлениям;

– способность к запоминанию, способность к переключению, произвольность;

– навыки и приёмы самоконтроля, взаимоконтроля;

5. Формирование регулятивных и коммуникативных УУД :

– планирование предстоящей деятельности, проговаривание последовательности действий, контроль за ходом своей деятельности;

– учить делать выводы, слушать и понимать других, учиться работать в паре, группе;

– работа в определённом режиме и темпе;

– применение полученных знаний в новых ситуациях;

– анализ и оценка продуктивности собственной деятельности;

1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

2. Формирование личностных качеств: организованность, воспитанность, взаимоуважение друг к другу.

3. Воспитание позитивного отношения и познавательного интереса к русскому языку, стремление совершенствовать свою речь;

4. Воспитание чувства уважения к взрослым, умение общаться с педагогом и детьми в коллективе.

Программа групповых занятий включает следующие разделы:

Тематическое планирование занятий с учащимися 1 класса с НОНР

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Календарно-тематическое планирование занятий с группой учащихся 1 класса с диагнозом

«Нерезко выраженное общее недоразвитие речи»

на 20__- 20__ учебный год. (3 часа)

Коррекционная работа по

Количес тво часов

Дата проведен и я

Речевые и неречевые звуки. Развитие фонематического слуха.

Знакомство с органами артикуляции.

Наша речь. Развитие фонематического слуха.

Развитие фонематического слуха.

Специальный комплекс упражнений для постановки звука с.

Развитие фонематического слуха.

Гласные звуки. Понятие.

Артикуляционный уклад звука с. Постановка звука с.

Гласные ] ряда( аоуыэ). Развитие фонематического слуха. Звуковой анализ прямых слогов. Определение гласного в слогах.

Автоматизация звука с в прямых и обратных слогах слогах.

Гласные 2 ряца. Выделение гласных в слогах.

Автоматизация с в начале слова.

Согласные звуки. Общее понятие. Звуковой анализ слов : капуста, чеснок

Автоматизация с в середине слова.

Дифференциация гласных и согласных звуков. Развитие фонематического слуха. Анализ слов: фикус, астра,нарцисс,кактус,лотос.

Гласные и согласные буквы.

Автоматизация с в конце .

Слог, деление слова на слоги. Звукослоговой анализ.

Автоматизация с во фразе и потешках.

Деление слова на слоги. Определение по количеству гласных количество; слогов.

Слогообразующая роль гласных.

Автоматизация с в стихах, закрепление с* в слогах: си , се . сю , ся.

Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда.

Автоматизация с* в словах. Постановка звука

Твердые и мягкие согласные. Звукослоговой анализ.

Дифференциация с-с* в слогах. Определение с.с*

в названиях диких животных (лось, рысь, лиса, соболь)

Звонкие и глухие согласные. Определение ударного слога.

Дифференциация с-с* в словах.

Звонкие и глухие согласные. Звукобуквенный анализ слов со звуками с,з.

Дифференциация с-з в словах (коса-коза, сов-зов, суп-зуб, сазан и т.д.)

Звонкие и глухие согласные. Звукобуквенный анализ слов со звуками с,з.

Дикие и домашние животные.

Автоматизация с,з в стихах.

Слова, обозначающие предмет. Схема слова.

Постановка ц. автоматизация ц в обратных слогах.

Одушевленные предметы. Определение ц в слогах.

Подготовка животных к зиме.

Автоматизация ц в словах.

Неодушевленные предметы. Звуковой анализ слов.

Автоматизация ц в стихах.

Слова, обозначающие действия предметов. Простое двусоставное предложение. Схема предложения.

Автоматизация с, с*, з, з*,ц в связной речи.

Схема простого двусоставного предложения.

Автоматизация с, с*, з, з*,ц в связной речи.

Схема простого двусоставного предложения.

Автоматизация с. с*. 3, з*,ц в связной речи.

Слова, обозначающие признак предмета.

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука ч. Артикуляционный уклад звука ч.

Слова, обозначающие признак предмета.

Постановка звука ч.

Работа над предложением.

Анализ предложения. Графическая схема предложения. Распространение простого двусоставного предложения определением.

Согласование имени прилагательного с именем существительным мужского и женского рода в единственном числе. Заглавная буква. Точка в конце предложения.

Постановка звука ч.

Анализ предложения. Графическая схема предложения. Распространение простого двусоставного предложения определением.

Согласование имени прилагательного с именем существительным мужского и женского рода в единственном числе. Заглавная буква. Восклицательный знак.

Осень. Подготовка животных к зиме.

Автоматизация звука ч в прямых слогах.

Анализ предложения. Графическая схема предложения. Распространение простого двусоставного предложения определением.

Согласование имени прилагательного с именем существительным среднего рода в единственном и множественном числе. Вопросительный знак в конце предложения.

Осень. Перелетные птицы.

Автоматизация звука ч в обратных слогах.

Анализ предложения. Графическая схема предложения. Распространение простого двусоставного предложения определением.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Знаки препинания в конце предложения.

Автоматизация звука ч в начале слова.

Анализ предложения. — Графическая схема

предложения. Распространение простого двусоставного предложения определением.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Заглавная буква. Знаки препинания в конце предложения.

Работа людей в саду и огороде осенью.»

Автоматизация звука ч в конце слова.

Распространение и грамматическое оформление простого предложения.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и родительном падеже.

Автоматизация звука ч в словосочетаниях.

Распространение и грамматическое оформление простого предложения.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и дательном падеже.

Автоматизация звука ч в предложениях.

Распространение и грамматическое оформление простого предложения.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и винительном падеже.

Автоматизация звука ч в пословицах, поговорках, частушках.

Распространение и грамматическое оформление простого предложения.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и творительном падеже.

Автоматизация звука ч в самостоятельной речи.

Распространение и грамматическое оформление простого предложения.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и предложном падеже.

Автоматизация звука ч в самостоятельной речи.

Работа над связной речью.

Анализ текста. Последовательный пересказ с опорой на вопросы.

Согласование и управление различных частей речи. Практическое овладение предлогами «в», «на».

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке л.

Анализ текста. Последовательный пересказ с опорой на вопросы.

Согласование и управление различных частей речи. Практическое овладение

предлогами «на», « с (со)»

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука л.

Последовательный пересказ с опорой на вопросы.

Согласование и управление различных частей речи.

Практическое овладение предлогами «в», «из».

аппарата к постановке звука л.

Последовательный пересказ с опорой на картинки и вопросы.

Согласование и управление -различных частей речи. Практическое овладение предлогами «по», «к».

‘ Мы идем в гости.

Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки.

Согласование и управление различных частей речи. Практическое овладение

предлогами «у», «по», «к».

Мои любимые животные.

Постановка звука л.

Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки.

Согласование и управление различных частей речи. Практическое овладение предлогами «под», «над».

Автоматизация звука л в обратных слогах.

Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки.

Согласование и управление различных частей речи. Практическое овладение предлогами «по», «под».

Автоматизация звука л в обратных слогах.

Пересказ текста описательно-повествовательного характера.

Согласование и управление различных частей речи. Практическое овладение предлогами «на», «над».

Автоматизация звука л в прямых слогах.

Пересказ текста описательно-повествовательного характера.

Согласование и управление различных частей речи. Практическое овладение

предлогами «под», «из-под».

Автоматизация звука л в прямых слогах.

Пересказ текста описательно-повествовательного характера.

Согласование и управление различных частей речи. Практическое овладение предлогами «за», «из-за».

Автоматизация звука л в слогах со стечением.

Последовательные пересказы с опорой на серию картинок и последовательность действий.

Согласование и управление различных частей речи. Практическое овладение предлогами «из», «из-за».

Автоматизация звука л в слогах со стечением.

Последовательные пересказы с опорой на

Согласование и управление различных частей речи.

Автоматизация звука л в словах.

Дифференциация оппозиционных согласных.

Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез. Звуки т ,т*.

И гостях у медвежонка Топа и утенка Тима.

Автоматизация звука л в словах.

Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез. Звуки д, д*.

Паши друзья Домовой п Домовенок.

Автоматизация звука л во фразе.

Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез. Дифференциация звуков т,т* – д, д*.

Автоматизация звука л во фразе.

Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез. Дифференциация звуков т,т* – д, д*.

Автоматизация звука л в предложении.

Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез. Звуки к, к*.

Автоматизация звука л в самостоятельной речи.

Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез. Звуки г,г*.

Гномы Гога и Гена в цирке.

Автоматизация звука л в

Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез. Дифференциация звуков к, к*- г,г*

Автоматизация звука л в самостоятельной речи.

слоговой анализ и синтез. Звуки ф,ф*.

Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез. Звуки в.в*.

Похищение буквы В.

Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез. Дифференциация звуков ф,ф*-в,в*.

Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез. Дифференциация звуков ф,ф*-в,в*.

Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез. Дифференциация звуков ф,ф*-в,в*.

Обобщающее занятие по дифференциации согласных звуков.

Звонкие и глухие согласные.

Работа над слогозвуковым составом слова

Образование гласных 2 ряда.

В гостях у сказки.

Выделение гласных 2 ряда из слогов и слов.

Дифференциация гласных а-я в слогах и словах. Звукобуквенный и

слоговой анализ и синтез.

Разделительный мягкий знак.

Дифференциация гласных а-я в словосочетаниях и

предложениях. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез.

Разделительный мягкий знак. Написание сочетаний ча- ща.

Работа на огороде весной.

Дифференциация гласных о -ё в слогах и словах. Звукобуквенный и

слоговой анализ и синтез.

Разделительный мягкий знак.

Дифференциация гласных о – ё в словосочетаниях и предложениях. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез.

Разделительный мягкий знак.

Детеныши домашних животных.

Дифференциация гласных у – ю в слогах и словах. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез.

Разделительный мягкий знак. Написание сочетаний чу – щу.

В гостях у Ули и Юли.

Дифференциация гласных у – ю в словосочетаниях и предложениях. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез.

Разделительный мягкий знак. Написание сочетаний чу – щу.

Дифференциация гласных ы – и в слогах и словах. Звукобуквенный и

слоговой анализ и синтез.

Разделительный мягкий знак. Написание сочетаний жи- ши.

Дифференциация гласных и – ы в словосочетаниях и предложениях. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез.

Разделительный мягкий знак. Множественное число имен су ществител ь н ы х.

Дифференциация гласных э -е в слогах и словах. Звукобуквенный и

слоговой анализ и синтез.

Разделительный мягкий знак. Согласование имен существительных с числительными.

Дифференциация гласных э -е в словосочетаниях и

Разделительный мягкий знак. Согласование имен

предложениях. Звукобуквенный и слоевой анализ и синтез.

существительных с числительными.

Обобщающее занятие по теме: «Дифференциация гласных 1-2 ряда».

Слоговой анализ и синтез слов. Порядок слогов в слове.

Слоговой анализ и синтез слов. Порядок слогов в слове.

Слоговой анализ и синтез слов. Порядок слогов в слове.

Звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуковой структуры.

Звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуковой структуры.

Звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуковой структуры.

Написание словарных слов.

На рынок за овощами.

Звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуковой структуры.

Звукобуквенный анализ и синтез слов различной зву ко во й стру кту р ы.

Мы поссоримся и помиримся.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз “Скачать материал”.

Календарно-тематическое планирование составлено из расчета 3 часа в неделю. Включает в себя несколько этапов:

  • подготовительный этап;
  • работа над предложением;
  • работа над связной речью;
  • работа над слогозвуковым составом слова;
  • дифференциация оппозиционных согласных.

В планирование кроме логопедической темы занятия включены лексические темы (соответственно возрастным интересам учащихся), что в соответствии с ФГОС и последними рекомендация ведущих педработников не только облегчает учителю-логопеду подбор речевого материала, делает урок интересным и облегчает процесс усвоения материала логопатами.

В календарно-тематическом планировании логопедических занятий с учащимися включено постановка звуков(с учетом индивидуальных особеностей группы).

Тематическое планирование коррекционной работы с учащимися 1-2 классов с НВОНР

Данный проект был проведен с учениками 5 класса нашей школы с целью изучения особенностей волшебных сказок, пробы своих способностей в написании сказок, создания памятки “Уроки волшебства или как сочинить свою сказку” и в дальнейшем создании книги “Волшебные сказки” (на кружке “Декоративно -прикладное искусство” с использованием различных техник аппликации). Когда книга была готова, дети познакомили со своими сказками учеников 1 класса, продемонстрировав иллюстрации к каждой из них. Хочу отметить, что дети с удовольствием участвовали в этом проекте, данная книга стоит на почетном месте в кабинете технологии и является гордостью ее создателей. Я с удовольствием поделилась опытом проведения проекта “Сочиняем волшебную сказку” со своими коллегами на заседании МО и педсовете. Данный проект будет интересен как для педагогов, так и для детей и их родителей.

Проект “Сочиняем волшебную сказку”

Урок для 8 класса коррекционной школы. Задачи: формировать умение анализировать образы героев рассказа; научиться осмысливать прочитанный текст и выделять главную мысль.

Конспект и презентация к уроку чтения и развития речи “Сила русского характера”; 8 класс

Программа кружка «Литературная гостиная» для 7 класса коррекционной школы. Рассчитана на 1 год обучения.

Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Литературная гостиная»

Презентация к уроку математики для обучающихся 7 класса коррекционной школы (с легкой умственной отсталостью).

Презентация к уроку математики “Умножение чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости на однозначное число”; 7 класс

Конспект урока по математике для обучающихся коррекционной школы с легкой умственной отсталостью.

Конспект урока математики для обучающихся 6 класса коррекционной школы “Нахождение части от числа”

В общей системе подготовки умственно отсталых учащихся школьников к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математики, на которых учащиеся получают математические знания, овладевают необходимыми вычислительными умениями, учатся логически мыслить.

Статья “Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности учащихся с умственной отсталостью на уроках математики”

Урок физкультуры является частью системы физического воспитания в школе. Это предмет самостоятельно обучающий и воспитывающий, имеющий разную направленность и программу.

Конспект урока по физической культуре в адаптированной школе “Прыжок в длину с места”; 2 класс

Представленная методическая разработка урока “Новогодний наряд Санкт-Петербурга” реализуется в курсе внеурочной деятельности «Культура и искусство» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями вариант 1. Целью реализации данной методической разработки является создание условий для формирования представления об изменении облика города перед Новым годом.

Конспект занятия с обучающимися с интеллектуальными нарушениями “Новогодний наряд Санкт-Петербурга”; 1 класс

Инклюзивное образование является гибкой системой, основанной на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Инклюзивное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья лежит в основе системы психолого-педагогической помощи и дает возможность детям участвовать в школьной жизни и иметь, что положительно влияет на их социальную адаптацию и реабилитацию.

Статья “Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе”

Успешная адаптация ребенка к школе является важной составляющей организации учебной деятельности и зависит от раннего диагностирования его эмоционально-личностных расстройств, проведения коррекции с целью формирования эмоциональной зрелости и готовности к обучению, учебно-познавательной мотивации и положительного отношения к учебной деятельности.

Статья “Организация коррекционной работы с детьми в период адаптации к начальной школе в условиях ФГОС”

Урок для детей с интеллектуальными нарушениями с презентацией для интерактивной доски. Первый урок по теме, направлен на формирование умения слушать сказку в аудиозаписи, отвечать на вопросы по содержанию с опорой на сюжетные картинки.

Конспект урока речевой практики “Речевая ситуация “Снегурочка”. Слушание аудиосказки”; 3 класс

В презентации изложен отчет о проделанной работы по основным направлениям деятельности педагога-психолога: психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, психопрофилактика, психопросвещение, психологическое консультирование. Так же в отчете представлены: участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ, участие в конкурсах, участие в общественной жизни ДОУ и города.

Презентация “Отчет о проделанной работы педагога-психолога”

Цель: формировать у детей интерес к играм – драматизациям.

Конспект игры-драматизации сказки «Теремок»

Цель урока: воспитание общечеловеческих нравственных ценностей (доброты, отзывчивости, трудолюбия, умения сопереживать) через анализ содержания художественного произведения, уметь читать по ролям, соблюдая интонацию.

Конспект урока чтения для детей с нарушениями слуха; 3 класс

Цель урока: познакомить учащихся с основными видами транспортных средств и их назначением; правилами пользования городским транспортом.

Презентация к уроку социально-бытовой ориентировки «Транспортные средства. Пользование городским транспортом»; 7 класс

Цель занятия: обобщить знания о правилах поведения в гостях, вводить новые фразы в речь учащихся, развивать диалогическую речь ребят.

Конспект урока социально-бытовой ориентировки «Правила поведения в гостях»; 6 класс

Цели урока:учить детей работать по плану, использовать слова справа, слева, в центре, каток, горка, глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени, ориентироваться в пространстве.

Конспект урока по предметно-практическому обучению «Зимние забавы»; 3 класс

План составлен согласно «Программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I вида (для глухих детей) по социально – бытовой ориентировке» в соответствии с учебным планом ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей» на 2018-2019 учебный год и локального акта «Положения о рабочей программе».

Календарно-тематическое планирование по СБО; 6 класс

Цель урока — повышение информированности международного сообщества о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются глухие люди.

Презентация “День глухого ребенка”

Цель урока: освоение опыта культуры общения, работа над речевым материалом по теме «ВЫБОРЫ», развивать познавательный интерес к политическим выборам.

Конспект урока истории “В этот день я управляю государством”

Оформление тетрадей в начальной школе по ФГОС: правила, требования, примеры

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2020 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

сервис вебинаров

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Планирование коррекционной работы

В начале учебного года, после обследования и комп­лектования учебных групп учитель-логопед составляет перспективные планы работы на текущий учебный год с каждой группой. В случае, если на логопедическом пункте укомплектовано несколько групп учащихся с одинаковой структурой дефекта, то допускается состав­ление для этих групп одного перспективного плана.

На основании перспективного плана учитель-логопед разрабатывает поурочные планы логопедических заня­тий, которые представляют собой подробные конспек­ты с изложением целей и задач занятия, описанием ис­пользуемого оборудования и материала, а также поэтап­ного хода занятия.

Занятие должно быть составлено с соблюдением всех структурных компонентов: организационный момент, основная часть и заключение. В основной части подроб­но излагаются все виды заданий, используемые на за­нятии, включая динамическую паузу, физкультминут­ку (приложение 11). Для учителей-логопедов, имеющих большой опыт работы, допускается составление кратко­го плана занятия с указанием видов работ.

В настоящее время, начиная обучение в школе, не все дети беспрепятственно справляются с учебным ма­териалом. Некоторые из них испытывают серьезные трудности в овладении письмом и чтением. Нередко это обусловлено недоразвитием устной речи разной сте­пени тяжести, низким уровнем сформированности пси­хических процессов, психологических предпосылок к обучению.

Одну из наиболее сложных групп учащихся представ­ляют дети с общим недоразвитием речи. Как правило, в общеобразовательную школу попадают дети, у которых нарушение менее выражено. Оно характеризуется тем, что их обиходная речь более или менее развита, однако словарный запас учащихся все же не соответствует воз­расту, грамматическое построение фраз не всегда соот­ветствует правилам. Ребенок, находящийся на данном уровне речевого развития, может ответить на вопросы, составить элементарный рассказ, кратко пересказать прочитанный текст. Но при выполнении специальных заданий, требовании развернутых ответов по определен­ной теме – – у таких детей выявляется недостаточное развитие языковых средств.

У учащихся 1 классов (особенно у тех, кто не полу­чал ранее логопедической помощи) наиболее ярко вы­ражена несформированность звуковой стороны речи. У этих детей наблюдается грубое нарушение произно­шения (до 8-12 звуков), недостаточное формирование фонематических процессов. Словарный запас, как мы уже отмечали, ограничен обиходно-бытовой тематикой, качественно неполноценен.

Основной задачей логопеда является своевременное выявление детей с подобными проблемами и оказание им действенной логопедической помощи с целью про­филактики возможных проявлений нарушений письма.

Анализ специальной и методической литературы по­казывает, что разработкой методов и приемов работы с учащимися, имеющими нерезко выраженное общее не­доразвитие речи, занимаются многие авторы: Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др. Общее содержание коррекционной работы, предлагаемой каждым из авторов, направлено на устра­нение у школьников пробелов в развитии речи.

Мы предлагаем примерный перспективный план ра­боты с учащимися, имеющими нерезко выраженное об­щее недоразвитие речи (табл. 8). Данный план был со­ставлен на основе рекомендаций многих известных ав­торов, но в большинстве своем опирается на разработки Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко.

Коррекционную работу мы разделили на несколько этапов:

• работа над словом;

• работа над предложением;

• работа с предлогами;

• формирование связной речи;

• работа над звуковым и слоговым составом слов.

Предлагаемый нами примерный план работы может быть использован специалистами для работы с учащи­мися 1 и 2 классов, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Для учащихся 2-х классов возможно некоторое усложнение и увеличение объема речевого материала.

Следует отметить, что последовательность и содер­жание коррекционной работы может варьироваться в зависимости от структуры и степени тяжести речевого дефекта детей, зачисленных в группу. Например, если у учащихся выраженные нарушения звуковой стороны речи, фонематических процессов, звуко-буквенного ана­лиза слов, то начинать работу можно с последнего эта­па, а затем переходить к формированию лексико-грамматического строя речи и совершенствованию связной речи. Если у детей нет грубых ошибок в понимании и употреблении предлогов, то не следует уделять много времени изучению этого раздела коррекционной рабо­ты. Работа по формированию связной речи проводится нами на отдельных занятиях и поэтому в данном плане не отражена.

Каждый специалист может вносить в план те изме­нения, которые необходимы на том или ином этапе ра­боты с конкретной группой учащихся. Количество ча­сов по каждой теме устанавливает сам логопед. Темати­ка лексических тем также зависит от объема и качества словарного запаса учащихся. Немаловажное значение в коррекционной работе имеет использование игровых и занимательных заданий. Они стимулируют мыслитель­ные процессы, повышают мотивацию к занятиям. По­этому в данном плане представлены разнообразные игры, которые применяются на всех этапах работы.

Работая по данному плану в течение нескольких лет с учащимися 1-х классов, имеющими общее недоразви­тие речи, мы отметили, что знания и навыки, получен­ные детьми на логопедических занятиях, помогают им в дальнейшем с меньшими трудностями овладевать учеб­ным материалом. Содержание и последовательность кор­рекционной работы позволяют предупредить многие спе­цифические ошибки письма, которые могут возникнуть у данной категории школьников. А это и есть одна из основных задач логопедической работы в школе.

ОГЛАВЛЕНИЕ. 3. Перспективное планирование работы с детьми, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи (1 класс) 4.

    Дмитрий Ермоленко 1 лет назад Просмотров:

2 1. Пояснительная записка 2. Содержание программы по разделам ОГЛАВЛЕНИЕ 3. Перспективное планирование работы с детьми, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи (1 класс) 4. Список литературы Пояснительная записка Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Отдельный раздел ФГОС НОО содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития обучающихся, их социальную адаптацию. Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностикопрактический, сенсомоторный. Предлагаемая программа направлена на создание специальных условий обучения и воспитания учащихся начальных классов с первичными нарушениями речи. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Нормативно-правовые основы разработки программы: Программа разработана в соответствии с требованиями: Федерального Закона “Об образовании в Российской Федерации” от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также на основе следующих нормативно-правовых актов: Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N ин/20-4 “Об учителяхлогопедах и педагогах-психологах учреждений образования”,

3 Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N /16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования», Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 “О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами”, Инструктивного письма Министерства образования РФ от г. 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». М.: «Когито Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. 2 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология При разработке рабочей программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения: – Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина; – Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников М.: «Просвещение» Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н.Лиманская. У младших школьников, испытывающих затруднения в произношении звуков, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказыватьсяпо темам, доступным пониманию ребенка. У части детей могут сохраняться проявления инфантильной речи по типу легкого физиологического косноязычия. Могут наблюдаться и затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Типична нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления. Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, проявляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН). Все вышеперечисленные факты, подтверждают актуальность данной программы. С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения проводятся подгрупповые занятия и индивидуальные. Подгруппы формируются на основе логопедического заключения, возраста и тяжести речевой патологии.

4 Цель данной программы – формирование у детей правильной устной и письменной речи. Задачи: 1. учить различать оппозиционные фонемы; 2. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи; 3. развивать связную речь. Формы работы: 1. Обследование: 2. Диагностика 3. Коррекционные занятия: групповые занятия по темам, указанным в программе. Формы контроля: анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный); проверочные работы и диктанты в течение года (в группе); Направления работы: 1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. 2. Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой. 3. Развитие связной речи. Предполагаемый результат: Ребёнок в ходе реализации данной программы должен: различать оппозиционные фонемы; овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза; усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи; овладеть навыками построения связного высказывания. Содержание программы по разделам: I. этап: формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. II. этап: уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса

5 1) путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи; 2) за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования; уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи. III. этап: совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов; Условия реализации программы: 1) Наличие необходимых условий для занятий. логопедического кабинета для занятий; наглядных пособий; дидактического материала; учебной литературы; зеркал; средств ИКТ и оргтехники 2) Обеспечение систематических занятий. 3) Последовательное выполнение всех задач. 4) Привлечение родителей к работе с детьми дома. 5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций. Возрастной состав групп: 1-2 классы. Программа рассчитана на 1-1,5 года в зависимости от сложности группы. Календарно-тематическое планирование развивающих занятий для учащихся 1-х классов с НВОНР на учебный год п/п Дата Тема занятия Примечания Тема I: Предложение (2 часа) 1 Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» – «предложение». 2 Упражнение в выделении предложений из рассказа. Тема II: Звуки и буквы (1 час) 3 Звуки и буквы. Алфавит. Тема III: Гласные и согласные (2 часа) 4 Гласные звуки и буквы. 5 Согласные звуки и буквы. Тема IV – V: Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. (4 часа)

6 6 Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов, односложных слов со стечением согласных. 7 Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов, двухсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов. 8 Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов, трехсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов. 9 Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов, слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов. Проверка знаний и умений по пройденным темам. Самостоятельная работа. Тема VI: Согласные(89 часов) VI.1 Дифференциация твердых и мягких согласных (12 часов) 10 Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы и». 11 Твердые и мягкие согласные перед гласными «а – я». Дифференциация. 12 Твердые и мягкие согласные перед гласными «о – ё». Дифференциация. 13 Твердые и мягкие согласные перед гласными «у ю». Дифференциация. 14 Дифференциация гласных «о – у». Тренировочные упражнения. 15 Дифференциация гласных «ё-ю». Тренировочные упражнения. 16 Дифференциация гласных второго ряда. Тренировочные упражнения. Эти темы даются в случае например, для других пар гласных: «е- я» и т.д. 17 Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. Тренировочные упражнения. 18 Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). Второй способ обозначения мягкости. Тренировочные упражнения.

7 19 Разделительный мягкий знак. Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи. 20 Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме. 21 Проверка знаний и умений по теме«дифференциация твердых и мягких согласных». Диктант. Варианты проверочных работ: диктант, самостоятельная работа по карточкам, тестовая работа и т.п. VI.2 Различение звонких – глухих согласных звуков (25 часов) 22 Звуки [б],,[ б ] буква «Б». 23 Звуки [п],,[ п ] буква «П». 24 Упражнение в различении [Б] – [П] в слогах, 25 Тренировочные упражнения на различение [Б] – [П] в слогах, словах, предложениях. 26 Звуки [в],,[ в ] буква «В». 27 Звуки [ф],,[ ф ] буква «Ф». 28 Упражнение в различении [В] – [Ф] в слогах, 29 Тренировочные упражнения на различение [В] – [Ф] в слогах, словах, предложениях. 30 Звуки [г],,[ г ] буква «Г». 31 Звуки [к],,[ к ] буква «К». 32 Упражнение в различении [Г] – [К] в слогах, словах, 33 Звуки [х],,[ х ] буква «Х». 34 Тренировочные упражнения на различение [Г] – [К] – [Х] в слогах, словах, предложениях. 35 Звуки [д],,[ д ] буква «Д». 36 Звуки [т],,[ т ] буква «Т». 37 Упражнение в различении [Д] – [Т] в слогах, 38 Тренировочные упражнения на различение [Д] – [Т] в слогах, словах, предложениях.

8 39 Звук [ж], буква «Ж». 40 Звук [ш], буква «Ш». 41 Упражнение в различении [Ж] – [Ш] в слогах, 42 Тренировочные упражнения на различение [Ж] – [Ш] в слогах, словах, предложениях. 43 Звуки [з],,[ з ] буква «З». 44 Звуки [с],,[ с ] буква «С». 45 Упражнение в различении [З] – [С] в слогах, словах, 46 Тренировочные упражнения на различение [З] – [С] в слогах, словах, предложениях. Проверочная работа. VI.3 Различение шипящих свистящих звуков (15 часов) 47 Различение [Ж] – [З] в устной и письменной речи. 48 Упражнение в различении [Ж] – [З] в слогах, 49 Тренировочные упражнения на различение [Ж] – [З] в слогах, словах, предложениях. 50 Различение [Ш] – [С] в устной и письменной речи. 51 Упражнение в различении [Ш] – [С] в слогах, 52 Тренировочные упражнения на различение [Ш] – [С] в слогах, словах, предложениях. 53 Звук [щ], буква «Щ». 54 Различение [Щ] – [С ] в устной и письменной речи. 55 Упражнение в различении [Щ] – [С ] в слогах, 56 Тренировочные упражнения на различение [Щ] – [С ] в слогах, словах, предложениях. 57 Звук [ч], буква Ч. 58 Звук [ц], буква Ц. 59 Различение [Ч] – [Ц] в устной и письменной речи. 60 Упражнение в различении [Ч] – [Ц] в слогах,

9 61 Тренировочные упражнения на различение [Ч] – [Ц] в слогах, словах, предложениях. Проверочная работа VI.4Различение аффрикат (6 часов) 62 Различение согласных [Ч] – [Т ] в слогах, словах, 63 Упражнение в различении [Ч] – [Т ] в слогах, 64 Различение согласных [Ч] – [Щ] в слогах, словах, 65 Упражнение в различении [Ч] – [Щ] в слогах, 66 Различение согласных [Ц] – [С] в слогах, словах, 67 Упражнение в различении [Ц] – [С] в слогах, VI.5Различение соноров (5 часов) 68 Звуки [р],,[ р ] буква «Р». 69 Звуки [л],,[ л ] буква «Л». 70 Различение [Р] – [Л] в устной и письменной речи. 71 Упражнение в различении [Р] – [Л] в слогах, словах, 72 Тренировочные упражнения на различение [Р] – [Л] в слогах, словах, предложениях. Тема VII. Итоговая проверочная работа(1 час) 73 Итоговый диктант. Итого: 73 часа Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей. Список литературы o Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям, М., 1994; o Закон РФ “Об образовании” от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

10 o Инструктивное письмо Министерства образования РФ от г. 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124- ФЗ)Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология o Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников М.: «Просвещение» o Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., o Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М., o Логопедия :Учеб.пособие /Под ред. Л.С.Волковой.- 3-е изд. – М., o Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., o Методика обследования нарушений речи у детей: Сборник научных труд /АПН СССР; Отв.ред.: T.А.Власова, И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина.- М., o Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N ин/20-4 “Об учителяхлогопедах и педагогах-психологах учреждений образования”. o Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N /16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебновоспитательном процессе в условиях модернизации образования». o Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 “О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами”. o Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., o Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. o Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб.речевого материала для логопедических занятий с детьми. – 2-е изд., испр. и доп.- Кызыл, o Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., o Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» o Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.” 3-е изд., перераб. и доп. – М., o Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителялогопеда при общеобразовательной школе». М.: «Когито Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. 2 o

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.
Программа коррекционной работы направлена на:

  • преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
  • овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
  • психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
  • развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
  • развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.

В программе коррекционной работы ОУ может быть использована серия учебных пособий издательства «Просвещение» «Успешный старт»

Образовательному учреждению необходимо скорректировать направления коррекционной работы, представленные в данном тексте в соответствии с реальным состоянием педагогической практики.

1) Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности

Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Школа России». Методический аппарат системы учебников «Школа России» представлен заданиями, которые требуют: выбора наиболее эффективных способов выполнения и проверки; осознания причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей.

В учебниках курса «Математика» в конце каждого урока представлены задания для самопроверки. Каждая тема во всех учебниках заканчивается разделами; «Что узнали. Чему научились» и «Проверим себя и оценим свои достижения», которые согласуются с целями, сформулированными на шмуцтитуле. Этот материал позволяет учащимся сделать вывод о достижении целей, поставленных в начале изучения темы. В учебниках 1 — 4 классов в конце каждого года обучения приводятся «Тексты для контрольных работ», представленные на двух уровнях: базовом и на уровне повышенной сложности.

В учебниках 1—4 классов представлен материал, направленный на формирование умений планировать учебные действия: учащиеся составляют план учебных действий при решении текстовых задач, при применении алгоритмов вычислений, при составлении плана успешного ведения математической игры, при работе над учебными проектами.

Всё это создаёт условия для формирования умений проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний и освоенных способов действий.

В курсе «Изобразительное искусство», начиная с первого класса, формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу. В каждом учебнике курса «Изобразительное искусство» представлены детские работы, которые тематически связаны с предлагаемыми практическими заданиями. Рассмотрение работ ребят-одноклассников помогает понять, насколько удачно выполнил творческую работу сам ученик.

В курсе «Технология» составление плана является основой обучения предмету. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, в учебниках (1—4 кл.) планы изготовления изделий представлены в двух видах: тестовом и иллюстративном (в виде слайдов). Каждому пункту текстового плана соответствуют один или несколько слайдов, которые позволяют продемонстрировать использование специальных приемов, способов и техник изготовления изделий.

В учебниках курса «Литературное чтение» в методическом аппарате каждой темы выстроена система вопросов и заданий для планирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности.

В конце каждого раздела помещен материал «Наши достижения. Проверь себя». Задания этого раздела включают вопросы как базового уровня (планируемые результаты ФГОС на базовом уровне освоения), так и повышенного уровня, которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач.

В курсе «Русский язык», в 1 классе, сопоставляя рисунки с изображением детей разных национальностей и предложения, написанные на разных языках, первоклассники, прочитав запись на русском языке, задумываются над тем, что, не зная чужой язык, невозможно и прочитать и понять написанное. Или, решая орфографические задачи, при постановке вопроса: «В каких словах выбор буквы вызывает у тебя затруднение…» — ученик задумывается над причиной этого явления; либо он не знает правило, либо не понял значение слова, либо не может найти проверочное слово и т.п.

В курсе «Испанский язык» содержание и структура учебников (2-4 классы) отвечают задаче максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся, а также развить у них интерес к испанскому языку, культуре Испании, стимулировать коммуникативно- речевую активность.

С этой целью определённый блок уроков учебника (примерно соответствующий учебной четверти) завершается разделом «Проверь себя» (2 класс), “Repaso y evaluacion” (3 класс), “Evaluacion” (4 класс), в котором учащиеся имеют возможность оценить и проверить свои знания по изученной лексике и грамматике, а также умения слушать, читать, писать и способность к коммуникации.

В курсе «Информатика» действие планирования в наиболее развернутом виде формируется в проектной деятельности.

Здесь может быть представлен и иной опыт оказания помощи учащимся в преодолении затруднений, например, дополнительные занятия, совместное выполнение домашних заданий, индивидуальные уроки, индивидуальные домашние задания и т.п.

2) Овладение навыками адаптации учащихся к социуму

На уроках с использованием УМК «Школа России» педагоги имеют возможность формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Учебники содержат задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс «Окружающий мир»).

Курс «Математика» формирует у ребенка первые пространственные и временные ориентиры, знакомит с миром величин, скоростей, с разными способами отображения и чтения информации и пр.

Курсы «Литературное чтение», «Русский язык», «Иностранные языки» формируют нормы и правила произношения, использования слов в речи, вводит ребенка в мир русского и иностранных языков, литературы.

Курсы «Изобразительное искусство, «Музыка» знакомят школьника с миром прекрасного.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» формирует у младших школьников понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Важным объединяющим компонентом предметных линий системы учебников является творческий характер заданий, материал для организации учебной деятельности, в том числе проектной, на уроках и во внеурочной работе. Формирование умения решать поставленные задачи в «условиях неизвестности», то есть, когда нет и не может быть единственного правильного ответа, когда задан алгоритм действия, но нет образца, способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно.

Здесь может быть представлен и иной опыт формирования у учащихся навыков адаптации, сложившийся в школе.

3) Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении

В данном подразделе кратко описывается подобная служба, если она имеется в школе. В том случае, если в школе нет службы, но работает психолог или логопед, то его функционал может быть приведен здесь.

4) Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей)

Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Использование на уроках УМК «Школа России» Формирование и освоение творческих способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познаватель-ных УУД и творческих способностей. В учебниках «Школы России» в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

В курсе «Русский язык» одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт». Проводя исследование, дети, например, узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России».

В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классовсерии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:

  • продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;
  • провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;
  • провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.

В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».

С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс.
Во внеурочной работе организуются творческие конкурсы, предметные олимпиады.

Здесь необходимо кратко описать систему участия учащихся начальных классов в олимпиадах, творческих конкурсах, сложившуюся в школе.

5)Развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.

Если в школе есть учащиеся с ограниченными возможностями, то здесь необходимо кратко описать условия, созданные для их обучения в школе.

Читайте также:  Методическая разработка – конспект логопедического занятия для детей с ОНР по автоматизации звуков (Л) и (ЛЬ)
Ссылка на основную публикацию