Технология по развитию устной и письменной речи на раннем этапе обучения грамоте

Развитие речи учащихся в период обучения грамоте.

Развитие речи – важная задача обучению языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.

Особенности развития речи и мышления в период обучения грамоте:

Доминирует наглядно-образное мышление; Обобщение основывается на выявлении существенных признаков; Речь слабо организованна, отсутствует логика изложения.

Закономерности обучения младших школьников: Обучение должно идти впереди развития; Обучение должно учитывать реальные возможности каждого ребенка;Учить ребенка тому чего он еще не знает. Задачи учителя: Научить придерживаться определенного плана изложения;Научить опережающему звуковому анализу: Выделяют звук;Обозначают буквы; Определяют место изучаемого звука;Анализируют все звуки в слове по порядку.

Изменения в речи ребенка с приходом в школу:

Возрастает волевой фактор (ребенок говорит, потому что его к этому побуждает учитель и учебный процесс); Появляется письменная речь;Вводится культура речи (ребенку необходимо говорить четко, ясно, понятно для других; самоконтроль и наблюдение за речью других).

Работа над словом в период обучения грамоте. Целесообразно в каждой теме выделять малознакомые, новые слова, которые объясняются: Путем показа картинки или предмета;Использовать новые слова в словарных играх – с помощью словесного лото, кубиков, скороговорок, считалок и так далее;Включать новые слова в беседах, рассказах, стихотворениях и так далее.

Работа над предложением в период обучения грамоте.

С первого урока обучения грамоте дети учатся выделять предложения из речевого потока, отвечать на вопросы учителя, используя высказывания, предложения. Задачи, которые решаются на синтаксическом уровне:

Осознание предложения, как самостоятельной единицы речи;Переход от односложных высказываний к развернутым;Научить детей устанавливать связь между словами.Образцом построения предложений служат тексты, вопросы, речь учителя.

Работа над связной речью. Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.

Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, выговаривание, умение использовать голос и различные средства выразительности.

Техника речи – это умение характеризующее дыхание, голос, дикцию говорящего. Для этого проводятся дыхательные упражнения во время разминок.

Вдохнули – на выдохе счёт от1 до… Вдохнули – на выдохе чтение скороговорок. “Задуй три свечи”.

“Согрей своим дыханием зверюшек” и т.д.

Голос – важный компонент техники речи. Он обладает целым рядом качеств: высотой, гибкостью, силой и т.д. Эти качества можно развить при помощи специальных упражнений:

1.Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением). 2.Инсценирование небольших отрывков. Дикция – чистота, правильность, чёткость произношения.

Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель при помощи специальных средств передаёт своё отношение и свою оценку читаемого.

4. Десятичная система счисления. Нумерация

В начальном курсе математики нумерация целых неотрицательных чисел изучается по концентрам.

Выделя! следующие концентры:

– многозначные числа.Нумерация – совокупность приемов обозначения и наименования натуральных чисел или как способ соединения для обозначения числа.Письменная нумерация – совокупность правил, дающих возможность с помощью немногих знаков обозначать любые числа.Устная нумерация – совокупность правил, дающих возможность с помощью немногих слов составлять названия многих чисел.В ходе изучения устной нумерации необходимо раскрыть правила счета, чтения, образования чисел; знать цифры от О до 9, слова – числительные – сорок, девяносто, сто, тысяча, миллион, миллиард.Правила счета:

•Считать надо все предметы, не пропуская ни одного и не повторяя один дважды.Конечное число при счете относить ко всему множеству.

Правила образования названий и чтения чисел. •1 .Названия чисел от 10 до 20 образуются с использованием названий, принятых для первых десяти чисел, но имеет свою особенность – при чтении сначала называется нижний разряд, затем остальные, (один – на -дцать; две – на –дцать). •2. 0стальные названия чисел образуются по принципу поразрядное; чтение чисел начинается с единиц высшего разряда.•З. При образовании и чтении многозначных чисел соблюдается принцип чтения по классам.

•В ходе изучения письменной нумерации вводится понятие «цифры».

•Проводится целенаправленная систематическая работа по различению понятий «число» и «цифра».•Концентр – это объединенная по общим признакам область рассматриваемых чисел.•Устная и письменная нумерация чисел опирается на знание десятичной системы счисления.

•В математике системой счисления называют набор знаков, правил операций и порядка записи этих знаков образовании числа.Различают два типа систем счисления:•Непозиционная система, которая характеризуется тем, что каждому знаку независимо от формы записи числа приписывается одно вполне определенное значение (например, римская нумерация).•Позиционная система (например, десятичная система счисления), которая характеризуется следующими свойствами: Десятичная система счисления – способ обозначения чисел, в основе которого лежит число 10. Десятичная система счисления называется позиционной (число зависит от позиции, места цифры в записи числа) и использует 10 арабских цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.

•Умение, а затем навыки читать и записывать числа в десятичной системе счисления формируются у младших школьников поэтапно и тесно связаны е такими понятиями, как число, цифра, разряд, класс, разрядные единицы, разрядные десятки, разрядные сотни и т.д., разрядные слагаемые.•Каждая цифра принимает различные значения в зависимости от ее положения в записи числа (позиционный признак записи);•Каждая цифра в зависимости от ее положения называется разрядной единицей; разрядные единицы следующие единицы, десятки, сотни и т. д.•10 единиц одного разряда составляют одну единицу следующего разряда, т. е. соотношение разрядных единиц равно десяти (10 ед. = 1 дес; 10 дес. = 1 сот. и т. д.)•Начиная, справа налево и подряд каждые 3 разрядные единицы образуют разрядные классы (единиц, тысяч, миллионов и др.).•Прибавление к девяти единицам еще одной единицы данного разряда дает единицу следующего, более высшего (старшего) разряда: основные понятия десятичной системы счисления:•1.Счетная единица – то, что берем за основу счета. Каждая следующая счетная единица больше предшествующей в 10 раз.•Разряд – место цифры в записи числа.

•Единицы I, II, III разряда и т. д.- единицы, стоящие на первом (единицы), втором (десятки), третьем (сотни) место записи числа, считая справа налево.•Единица – это наименьшее натуральное число в любом разряде. Натуральные числа – это целые положительные числа, поэтому среди них 1 (единица) число наименьшее (число 0 не относится к натуральным числам).•Разрядное число – число, состоящее из единиц одного разряда. Например, 20, 30, 40…•Неразрядное число-число, состоящее из единиц разных разрядов. Например, 23, 34, 45…•Класс – объединение по определенным признакам единиц трех разрядов. Каждая единица следующего класса больше предшествующей в тысячу раз. (Так, 1 единица класса единиц меньше в 1000 раз 1 единицы класса тысяч и т. д.)

В методике начального обучения традиционно изучение нумерации целых неотрицательных чисел осуществляется по концентрам. В учебниках математики работа, целью которой является формирование представления о десятичной сислеме счисления, начинается в концентре «Сотня», который разбивается на две ступени – 11-20 и 21-100. На каждой ступени нала изучается устная нумерация, а затем письменная. Одновременно ведётся работа, связанная с усвоением натурального ряда чисел. Дальнейшее изучение нумерации продолжается в концентре «Тысяча». Особенности десятичной системы счисления позволяют младшим школьникам осуществлять перенос умения читать и записывать двузначные числа на область многозначных. Появление нового разряда – сотен связывается с введением новой счётной единицы (сотни).

•В концентре «Многозначные числа» дети учатся читать и записывать четырёхзначные, пятизначные и шестизначные числа. В этом концентре вводится понятие «класс». •Класс – объединение единиц трех разрядов.•Наименование класса, как и деление числа на классы, начинается справа налево от младшего класса к старшему, жду классами в записи числа ставится пробел для упрощения чтения.•Первый класс. Первые три разряда справа (1 разряд – единицы единиц, 2 разряд – десятки единиц, 3 разряд – сотни единиц) называются классами единиц. Название этого класса в записи числа и при чтении отсутствуют.

•Второй класс. 4 разряд – разряд единиц тысяч, 5 разряд – разряд десятков тысяч, 6 разряд – разряд сотен тысяч объединены в класс тысяч. •Третий класс. 7-й, 8-й, 9-й разряды справа составляют класс миллионов. 7 разряд – разряд единиц миллионов, 8 разряд – разряд десятков миллионов, 9 разряд – разряд сотен миллионов. При чтении и записи наименовании класса обязательно после цифры девятого разряда. 250 000 001 – двести пятьдесят миллионов . •Разряды – это место, занимаемое цифрой в записи числа в позиционной системе счисления. Количество занятых цифрами мест- это количество разрядов числа.

При ознакомлении с нумерацией необходимо опираться на предметные действия учащихся.

•Для этого предлагается использовать различные средства обучения: счетный материал, на котором легко иллюстрировать десятичную группировку предметов при счете (палочки, пучки палочек, квадраты, полоски квадратов, треугольники с 10-ю кружками); •наглядные пособия, формирующие представления о натуральной последовательности чисел линейки, рулетки, ленты с выделенными сантиметрами, дециметрами, метрами); •наглядные пособия, помогающие осознать позиционный принцип записи чисел (нумерационные таблицы разрядов и классов, абаки).

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 448 ; Нарушение авторских прав

Основные методы обучения грамоте

Очень важно определить основные задачи периода обучения грамоте:

  • научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе;
  • расширить кругозор детей;
  • активизировать внутреннюю и внешнюю(устную и письменную)речь;
  • развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению;
  • развить психо-физиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму.

Система общего развития Л.В. Занкова ориентирована на всех детей, поступающих в школу. Необходимо позаботиться об успешном вхождении в школьную жизнь и детей с низкой готовностью к обучению. При обучении грамоте по системе Л.В. Занкова выделяются четыре этапа:

1 этап – подготовительный. Здесь вводятся основные понятия русского языка(устная, письменная речь, предложение, слово, звук, звуки гласные и согласные, согласные звуки мягкие и твёрдые), чтение рисунков, пиктограмм, схем слов, предложений и коррекционные задания : изучаются буквы однозвучных гласных звуков [ а, у, о, э, и, ы ].

2 этап. Продолжается работа, начатая на подготовительном этапе; вводятся самые слышимые сонорные согласные звуки и соответствующие им буквы ( л, м, н, р, й ), на маленьких простых по составу словах отрабатывается слитное неразрывное чтение слов.

3 этап. Изучаются звонкие и глухие парные согласные звуки и соответствующие им буквы; увеличивается длина читаемых слов, появляется стечение согласных.

4 этап. Вводятся двузвучные гласные буквы; буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки, мягкий и твёрдый знаки; ещё более усложняется слоговая структура слов.

Для рассмотрения и анализа я выбрала 1 и 2 этапы обучения грамоте, т. к. считаю их наиболее сложными на первом этапе обучения для детей.

Основой системы обучения, направленной на общее развитие школьников, являются дидактические принципы. Я только кратко перечислю их, т.к. на их основе построен весь дальнейший анализ данной темы. Итак, вот они:

  • обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности );
  • ведущая роль теоретических знаний;
  • быстрый темп изучения учебного материала;
  • осознание процесса учения учащимися;
  • общее развитие всех учеников, в том числе сильных и слабых.

“Лишь методика доводит дидактические принципы до учителя, до детей” (Л.В.Занков. Избранные педагогические труды. – М., 1990 г.)

Таким образом, эти принципы определяют не только содержание и структуру программ, но и свойства методики, на которые необходимо опираться при подготовке к урокам. Вот они: многогранность, процессуальный характер, коллизии, вариативность.

Основное назначение подготовительного периода : введение основных для обучения грамоте понятий : слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука и т. д. Дети только учатся ориентироваться в “Азбуке”. Необходимо формировать у них умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему. Нужно учить детей вступать в беседу, доказывать, дополнять, возражать. Иными словами – “разговорить” детей. Это очень важно в дальнейшем процессе обучения, и это – трудно. В подготовительный период обучения важно удивить ребенка. Удивление служит импульсом к процессу познания. На этом этапе используются всевозможные задания: разноместность ударения, работа над многозначностью слов. Дети получают интересные сведения о природе, о героях сказок и т. д. Важны и интересны следующие игровые приёмы: игра “Кто быстрее?” – рисование по точкам, “слепые рисунки”, буквенные и словесные ребусы, кроссворды, инсценировки. Ученик становится соавтором книг и учителя. Этому должна способствовать атмосфера доброжелательности и взаимопонимания на уроке.

На втором этапе вводятся сонорные согласные звуки и буквы, начинается первичное чтение. Это настоящий праздник для не читающих детей. В этот период практикуется хоровое, выборочное, индивидуальное чтение. Например, прочитайте слова с одним гласным, теперь – с двумя гласными. Ещё один пример: найдите и подчеркните имена мальчиков. Как вы их искали? А как искал самый быстрый? (Читал только те слова, которые начинаются с большой буквы).

Для расширения поля зрения детей учитель использует такие таблицы:

Готовясь произнести слог, ребёнок должен знать, что нужно прочитать сразу две буквы, причём основное внимание уделить гласной, хотя она стоит второй. Для такого вида чтения используется “лента букв”, “слоговая таблица”, разнообразные упражнения:

  • составь слово с данным слиянием;
  • прочитай слияния с мягкими согласными;
  • прочитай слияния с твёрдыми согласными;
  • прочитай слияния с данной гласной(согласной).

У детей разный уровень: одни читают целыми словами, другие – не знают букв. Если все будут выполнять одинаковые задания, то “сильные” заскучают, им будет не интересно. Всем надо найти работу по силам, поэтому в классе формируются пары постоянного и сменного состава, идёт обучение коллективное, групповое, парное и индивидуальное. Пока слабо подготовленные дети учатся читать по слогам, читающие работают со связанным текстом. Таких текстов у учителя много. Учащимся даётся задание прочитать текст без ошибок, целыми словами, с опорой на ударение, найти трудные для прочтения слова, разделить их дополнительными пометами, подготовится читать выразительно, с последующим пересказом, озаглавить текст и т.д. При этом строго учитываются возможности каждого ученика.

Очень важная форма работы в развивающем обучении – поиски закономерностей. Необходимо вводить её с первых же уроков. Так постепенно будет складываться опыт рассматривания одного и того же объекта с разных точек зрения, опыт установления всех возможных связей, которые создают данный объект или явление. Например, на с.14 “Азбуки” (Нечаева Н. В.) нарисованы шар, пожар, муха, комар. Под ними написаны названия этих предметов с пропусками известных детям букв а, у.

Задание: “Вставь пропущенные буквы. Зачеркни слово, которое не рифмуется с другими словами. Что ты можешь рассказать об этом слове, об этом предмете? и т. д. Ребёнок от узнавания наглядного образа – рисунков предметов переходит к анализу их названий – слов на уровне такой абстракции, как звук. Фонетический анализ слов подскажет, какие буквы надо вписать и что не рифмуется слово “муха”. Об этом слове можно сказать, что оно состоит из четырёх букв: две обозначают согласные звуки, две – гласные. Затем ребёнок возвращается к рисунку мухи, чтобы рассказать всё, что он знает об этом насекомом. Данное задание позволяет учащимся работать на высоком уровне трудности, но вполне им доступном.

Ещё одна из форм работы – это разыгрывание пантомим, с постепенным включением высказываний школьников. Дети учатся владеть своим голосом, жестами, мимикой. Это происходит благодаря страничкам “Театр” в Азбуке. Необходимо пробудить у детей потребность в общении, вызывать у них интерес к собеседнику, желание поделиться своими мыслями, чувствами.

В процессе работы на данном этапе важно учитывать следующее:

  • учитель должен выдерживать паузу, не надо торопить детей с ответами;
  • постепенно научить учащихся слушать друг друга;
  • стараться начинать выполнение задания с самостоятельной работы с последующим обсуждением, первым привлекая слабого ученика;
  • учитель и ученики должны на равных участвовать в решении проблем;
  • регулярно читать детям и призывать к этому родителей.

Дидактическая система развивающего обучения Л. В. Занкова особенно актуальна сегодня, в период развития инновационных технологий в образовании.

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.

Тема урока. Слог. Деление слов на слоги.

Задачи урока.

  • Ввести понятие “слог” опираясь на наличие гласных звуков в слове.
  • Учить ребят делить слова на слоги, различать гласные и согласные, стимулировать поисковую деятельность детей.
  • Развивать у детей умение доказывать, рассуждать; воспитывать интерес к чтению.

Оборудование. Учебник “Азбука” (авт. Н. В. Нечаева), касса букв и слогов, слоговая таблица, пособие “Я читаю?” (авт. Н. Нечаева).

I. Организация класса

– Сегодня такое чудесное осеннее утро. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Я очень рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу.

II. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы начнем работу над важной и интересной темой. Что это за тема вы скажите мне сами. Поможет зам в пути наша гостья — Красная Шапочка.

(На доске – иллюстрация с изображением Красной Шапочки).

– Кто из вас знает автора этой сказки?

– Верно, автор – Шарль Перро.

III. Работа над темой

1. Тренировочные упражнения.

– У нашей гостьи в кармашке множество интересных заданий. Для того чтобы мы смогли отправиться в путь, нужно решить такие грамматические задачи.

Задача 1. Даны все изученные буквы, надо их распределить на две группы.

На доске буквы из кассы букв: а и й л м н о р у ы э

– Какие варианты у вас получились? (Это две группы: гласные и согласные.)

– Давайте расставим отдельно гласные и согласные. (Вызвать слабых учеников.)

– Чем гласный звук отличается от согласного? (Ответы детей.)

Задача 2.

Работа со слоговой таблицей. На доске:

– Красная Шапочка приготовила небольшой конкурс. Он называется: “Кто больше?” Нужно составить как можно больше слов из данных букв и слогов.

Читайте также:

  1. I 1839 г. – период танзимата.
  2. I. Коллективный анализ и целеполагание воспитатель­ной работы с привлечением родителей, учащихся, учите­лей класса.
  3. II. Становление и развитие системы общественного призрения
  4. III Этап. Колониальная политика в период индустриальной фазы капитализма XIX в.
  5. V. Развитие навыков чтения И РАБОТЫ
  6. XVII век – новый период русской истории
  7. А) списание заключительными оборотами начисленных доходов от необменных операций в конце отчетного периода;
  8. А. утрата воспоминаний о текущих событиях, фактах, происходящих на период, следующим за острым этапом болезни
  9. Аграрная политика царского правительства в крае и расхищение башкирских земель в пореформенный период
  10. Агропромышленный комплекс и его развитие в рыночных условиях Значение АПК
лунаналимНика
лимонРомани т.д.

– Молодцы! А теперь немного отдохнем.

2. Дыхательные упражнения.

– Встаньте; распрямите плечи; положите руку на брюшной пресс; сделайте глубокий вдох; на одном выдохе каждый кратко произнесите точное количество звуков:

IV. Открытие нового знания

– Идем мы с Красной Шапочкой дальше в город “Знаний”, По пути мы должны сделать “открытие”, чтобы получить волшебный ключик от замка в наш город. Поможет нам решить эту задачу “Азбука”.

– Рассмотрите буквы в таблице Что можете сказать? (Мнения детей.)

– Букв в каждой строчке дано много – из них можно составить слова. Попробуйте составить слова из букв первой строчки. (Не получается.)
– Почему? Ведь здесь пять не повторяющихся букв. (Дети спорят.) Обратитесь к третьей строчке. Что заметили?

Милапила
Лапаи т.д.

– Почему в этом случае вы смогли составить слова? Какой вывод можно сделать? (Слова не могут состоять из одних согласных букв, кроме слов-помощников: В, С, К. В словах обязательно должны быть гласные.)

– Молодцы, ребята! “Открытие” сделано, значит, ключ наш. Входим в город “Знаний”, но сначала отдохнем.

V. Физминутка

Поработали мы дружно,
А теперь поспать нам нужно.
Тише-тише, Тишина
В нашу комнату вошла.
Деткам снится сладкий сон,
Нравится ребятам он.

VI. Открытие нового знания (продолжение)

Вот мы с вами, ребята и в Городе Знаний. Наши открытия еще не закончились. То-то удивится Красная Шапочка!

– Кто прочитает слово вверху странницы? (Слог.)

– Сейчас мы узнаем, что это слово обозначает.

– Составьте слова из букв Р Л М Н. У вас не получилось? Почему? (Здесь нет гласных.)

– А теперь составьте слова из букв У Л Н А. (Луна.)

– Какой вывод можно сделать? (Есть гласные, есть слово.)

– На сколько частей распалось каждое слово? (Сколько гласных, столько частей.)

– Подумайте, почему. Такие части называются слогами. Правильно, ребята, сколько в слове гласных, столько и слогов. Выучим небольшое стихотворение, которое приготовила для нас Красная Шапочка.

VII. Физминутка

Сколько в слове гласных –
Столько и слогов,
Это знает каждый
Из учеников.

VIII. Открытие нового знания. Деление слов на слоги

– А Красная Шапочка приготовила новое задание. Подчеркните простым карандашом слова, а слоги дополните до слов:

УМ РО МИ ОН МИР МНО НИ (РОЛИ, МИЛА, МНОГО, НИНА)

– Определите, сколько в данных словах слогов. Докажите почему.

– По слогам переносятся слова с одной строчки на другую

– Разделите слова для переноса: луна, малина, лимон, налимы. Поставьте в словах ударение. Кроме того, со слогами можно играть.

– Мы должны помочь Красной Шапочке дойти до бабушки. Для этого нужно разгадать ребусы:

– Молодцы, ребята! Теперь Красная Шапочка отправится к бабушке, а мы немного почитаем.

IX. Дополнительная часть

Мирон
Минин
Ирина
Минина
Марина
Минина
Анна
Ларина
Роман
Ларин
Иван
Ларина

Хоровое и индивидуальное чтение столбиков.

– Что заметили? (Все слова написаны с большой буквы.)

– А еще? (Это две семьи, здесь имена и фамилия.)

– Как можно распределить эти слова на группы? (Имена — фамилии; семьи)

X. Итог работы

– Всем спасибо, ребята! Вы сегодня – молодцы! А кого бы вы хотели отметить из ребят? Что вам запомнилось больше всего?

Методический семинар «Развитие устной и письменной речи русского языка»

Марина Сотпа
Методический семинар «Развитие устной и письменной речи русского языка»

Проблема ;Наши учащиеся все еще недостаточно овладевают русским языком, затрудняются свободно вести разговор на русском языке. Поэтому нужно особое внимание обратить работе по развитию речи.

Актуальность выбранной темы

– Глубокое изучение русского языка

– Изучение опыта коллег

Цель работы: создание системы занятий по развитию речи, позволяющей исправить нарушения речи, обогатить речь.

• Изучение передового педагогического опыта по работе над развитием речи.

• Разработка серии занятий по развитию речи в начальных классах.

• Создание дидактических материалов, направленных на развитие речи учащихся

• – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации

• Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Работа по развитию речи состоит из трёх частей:

1) Обогащение словарного запаса учащихся.

2) Развитие навыков построения словосочетаний и предложений с употреблением изученных грамматических и лексических форм.

3) Развитие навыков связной речи.

Обогащению словарного запаса содействуют словарные упражнения. Нужно формировать у учащихся умение видеть, опознавать незнакомые слова, выяснить их значения, пользуясь словарями, подбором синонимов. Объяснение слов можно сопровождать рисунками, наглядностями.

Обогащению словарного запаса способствует подбор слов на определенную тему.

1. Записать слова, обозначающие положительные и отрицательные качества своего друга, подруги.

2. Какие слова вы употребляете, рассказывая о лете в нашем селе?

активное обучение) командная работа

Коммуникация это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому.

Сотрудничество- это способность работать вместе для достижения общих целей (Психологическая энциклопедия).

это организация и ведение учебного процесса, которые направлены на побуждение обучающихся к учебно – познавательной деятельности, посредством широкого использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств, а также развитие коммуникативных, управленческих навыков учащихся, формирование у учеников таких качеств, как терпимость, уважение к иному, отличающемуся от своего мнению. (В. Н. Кругликов).

Командная работа это совместная деятельность группы людей связанных единым замыслом, стремящихся к общим целям и разделяющих ответственность за их достижения. (Тимергалиева М. М.).

Урок без использования

учитель – источник знаний; акцент: учитель – учебный материал;

только один эксперт, знающий правильный ответ на любой вопрос – это учитель;

учитель задает вопрос и ждет индивидуальный ответ;

основан на конкуренции и соперничестве учеников;

каждый ребенок отвечает самостоятельно;

есть возможность у ученика «спрятаться», остаться невидимкой;

общение и коммуникация реализуются не в полной мере.

Урок на основе командной работы

учитель не является единственным источником знаний, поскольку его нет в команде: акцент ученик-ученик; ученик – учебный материал;

эксперт – каждый ребенок, т. к. является для других учеников источником знаний;

вопросы задаются команде и решение принимается коллегиально;

каждый ученик ответственен за свою работу, именно она является частью командного успеха;

работает каждый ученик;

способствует общению и коммуникации, созданию комфортной обстановки.

Командная работа (интерактивное обучение)

Две составляющие окружающей среды образования:

Развитию речи способствует и анализ лексических значений средств языка.

Дается задание, чтобы ученики сравнили ответы своих товарищей. Почему один ученик получил «5», а другой – «2»? Как вы думаете, от чего точность такой речи зависит?

Задания по развитию построения навыков, построения словосочетаний и предложений могут быть различными.

– Творческое списывание (вставка вместо точек пропущенных слов, которые даются в начальной форме, распространение предложений с помощью вопросов, дописывание предложений).

– Самостоятельное составление предложений по опорным словам, по схеме.

– Составление предложений по открыткам.

– Словесное описание нарисованного.

– Составление текста по опорным словам.

Например: после посещения национального музея, учащимся было дано задание: описать одну из комнат музея.

Сначала ученики вспомнили названия экспонатов, написали слова, нужные для описания, а потом описали наиболее запомнившийся зал.

Развитию речи способствуют уроки, проведенные на материале связного текста. Для этого нужно провести уроки, например, по теме «Птицам нужна помощь».

Перед изучением этой темы учащимся дается задание на дом: пронаблюдать и описать небольшой зимний пейзаж, например, какие птицы остались зимовать и т. д.

Темой высказывания этого урока будет «Наступление зимы». Оборудование – картинки птиц, кормушка Если названия птиц детям незнакомы, записываются в словарики.

Потом ученики вспоминают стихи об зиме,о птицах. На дом дается задание, чтобы ребята написали минсочинение на тему: «Птицы-наши друзья».

Тема «Зима» продолжается и на следующем уроке. Дается задание детям, чтобы один ряд написал о солнечном дне, другой ряд описал пасмурный день. На доске пишутся опорные слова, ученики выбирают оттуда нужные выражения.

Таким образом, подряд на нескольких уроках можно говорить о зиме.

Развитию диалогической речи будут способствовать составление диалогов. на темы. Для составления таких диалогов заранее даются опорные

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Работая учителем в начальных классах, я стараюсь развивать у детей способность выражать свои мысли ярко, образно, лаконично. И чем раньше мы начинаем работу в этом направлении, тем лучше идет процесс развития мыслительной деятельности учащихся. Ведь развивая речь, приобщая их к художественному слову, мы учим их добру, нравственности, осмыслению жизненных ценностей, и тем самым способствуем развитию гармоничной личности. Логически четкая образная речь ученика – показатель его умственного развития. В объяснительной записке к программе отмечается ведущая роль развития речи в обучении русского языка: «Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека».

Мы постоянно сталкиваемся в школе, на уроках, в общении между собою, на страницах газет и журналов с требованиями культуры речи, соблюдением норм литературного языка, часто слышим споры о языке. Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Таким образом, культура речи не личное дело из учеников, а общественная потребность и необходимость в ходе их развития и становления.

Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических и грамматических ошибок, невыразительна. Перед начальной школой стоит острая необходимость преодолеть эти недостатки.

Развитие правильной и красивой речи у ребёнка – задача важная, но очень не простая.

На первоначальном этапе формирования связной речи большое значение имеет умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др., умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития ребёнка. Конечно, в течение дня дети ситуативно задают массу вопросов. Но гораздо труднее им будет поставить шуточный вопрос героям сказки.

Не менее важным является и конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми можно: придумать несколько однокоренных слов, срифмовать слова, позже, перейдя к составлению рифмованных цепочек и двустиший (как предвестник словотворчества); составить достаточно длинное распространенное предложение.

Следующий этап – это составление загадок, телеграмм, коротких писем героям сказок. Берём, например, сказку и решаем вместе с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму. Обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя по содержанию и стилю.

Работая с ребятами, я убедилась в том, что если предложить им что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремлёнными, изобретательными. Этот факт натолкнул меня на мысль применять нестандартные приёмы обучения письменной речи. Одним из таких приёмов является работа с дидактическими модулями.

В модуле «Слово» -слово рассматривается с точки зрения разных разделов языкознания: фонетики, морфемики, морфологии, словообразования, лексики.

Предложение, как единицу речи мы характеризуем по количеству грамматических основ, по интонации, цели высказывания, наличию главных членов предложения, второстепенных.

Знакомимся с понятием «Текст», с делением его на микротемы, с цепной и параллельной связью предложений в тексте, что помогает детям успешно писать сочинения и изложения.

Такой методический инструментарий позволяет выйти на технологическую карту, как проект учебного процесса, который отражает нашу деятельность. Но у нас с ребятами появляется потребность в четвертом модуле «Словотворчество», где составляем загадки, пишем сказочные истории, сочиняем стихи, пишем выступления, доклады. И работаем на протяжении всего учебного процесса. Загадки и сказки появляются уже в 1-м классе, поэтами начинают чувствовать себя со 2-го класса, а в 3и 4-м классах выступают с докладами.

Любая творческая работа предусматривает результат. Но мало иметь результат, его нужно применять на практике, в жизни.

Мы всегда находимся во взаимосвязи с окружающей средой и социумом.

Сохраняя преемственность, выходим в дошкольные учреждения. Ребята выступают перед малышами с загадками и сказками собственного сочинения. Посещая библиотеки, музей, зал искусств, предприятия города, ребята с удовольствием пишут сочинения тематические, сочинения-отзывы, доклады, создают книжки-малышки и так далее.

Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. Психолог Н. И. Жинкин писал: “ Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания ”. Знание, факты, то есть информация, – материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.

Вывод: В ходе кропотливой работы у учащихся меняется отношение к языку, к его культуре. Развивается осознание красоты языка и эстетической ценности, формируется потребность совершенствовать устную и письменную речь.

Развитие устной и письменной речи учащихся начальной школы

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Тема самообразования «Развитие устной и письменной речи учащихся начальной школы»

Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь. Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития.

Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

С первых дней обучения в школе проводится целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений.

За 32 года работы в школе я восьмой раз сталкиваюсь с детьми шестилетнего возраста. За время работы я обратила внимание на то, что у детей этого возраста недостаточно развит речевой аппарат. Речь большинства детей отличается вялостью артикуляции. Особенно заметно это бывает при длительном речевом общении ребенка при употреблении слов сложной слоговой структуры. В этом проявляется недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата. У одних детей наблюдается вялость языка, у других излишнее напряжение мышц языка, у третьих нет четкости в переключении с одного артикуляционного движения на другое. Шестилетний ребенок быстро утомляется, что ведет к замедлению темпа речи, ее не- внятности, что создает трудности в обучении правильной выразительной речи учащихся.
С первых дней детей в школе провожу в начале урока речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения:

1. Фонетическая зарядка.

Как дудят в дудочку ? ( Ду-ду-ду…)
Как жужжит шмель ? ( Ж-ж-ж…)
Как кричит осел ? ( Иа-иа ! )
Как вскрикивают от испуга ? ( Ой ! )

2. Чтение чистоговорок, скороговорок.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лу-лу-лу – стул стоит в углу.
Оль-оль-оль – мы купим соль.
Ра-ра-ра – начинается игра.
По слоговой таблице дети сами придумывают чистоговорки.

Скороговорки:
Лара у Вали
Играет на рояле.

Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.

3. Проведение игры ” Я начну, а вы продолжите…”

Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!

Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофер, я сам мотор.
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль…

Подарил мне папа льва,
Ох и струсил я сперва.
Я два дня его боялся,
А на третий он сломался.

Целый день сегодня шью
Я одела всю семью.
Погоди немножко, кошка,
Будет и тебе одежка.

Мне нужны такие вещи:
Молоток, тески и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка

В данном упражнении я люблю использовать небольшие стихи Б.Заходера, которые при чтении сопровождаются движениями, жестами, мимикой. Порою обычное чтение стихотворений превращается в мини-спектакли, где дети играют роль артистов.

4. Проведение диалогов в стихотворной форме.

Вместе : Мы идем лесной тропинкой.
А куда не знаем сами.

Учитель: За малиной ?

Дети: За малиной !

Учитель: За грибами ?

Дети: За грибами !

Вместе : Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.

Учитель: Может мы идём за солнцем ?

Дети: Что же,
Может и за солнцем!

Вместе: Может, белка попадётся
Может, ёжик ждёт нас где-то.
Мы идем гурьбой весёлой
Ясным утром
В гости к лету!

5. Проведение игры ” Птичья стая “.

Учитель: Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.

Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со, су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Учитель: Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.

Дети читают уже средним голосом, не спеша: Са, со, су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.

Дети читают шёпотом: Са, со, су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Такая игра очень нравится моим ребятишкам, они ведут себя также весело и оживлённо, как и птицы.

Системное и регулярное использование данных упражнений помогает ликвидировать те трудности, с которыми ребенок пришёл в школу. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5 – 7 минут в начале каждого урока обучения грамоте, способствует выравниванию всех детей и оказывает большую помощь в дальнейшем на уроках чтения. Дети становятся более уверенными в своих ответах, перестают комплексовать. Учащиеся выражают свои мысли более ярко и полно.

Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. В качестве примера могу предложить следующие упражнения для развития речи: “Волшебные кляксы”.

Цель: развитие воображения и речи.

Заранее изготавливается несколько различных клякс. Дети по желанию рассказывают, на что похожи кляксы.

Цель: развитие творческого воображения и речи на этапе повторения пройденного. Детям предлагается сочинить сказку: о теме можно договориться. Сказки обсуждаются.

“По одной капле воды человек, умеющий логически мыслить, может сделать вывод о существовании Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видел ни того, ни другого и никогда о них не слышал” Это цитата из размышлений Шерлока Холмса.

Для игры необходимо подготовить несколько разнообразных предметов: записную книжку, сумочку с предметами, поношенный башмак и др. Ребятам предлагается, изучив предметы, как можно больше рассказать об их владельцах.

На протяжении всего начального обучения на всех уроках необходимо систематически проводить словарную (лексическую) работу по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, ее следует подкреплять теоретическими сведениями по лексике. В ходе такой работы учащиеся узнают о многозначности слов, о синонимах, антонимах, о правильном употреблении их в речи. Одновременно школьники учатся различать разряды слов на основе лексического значения предметности, признаков и действий предметов в связи с формами словоизменения (склонения и спряжения) и грамматических признаков разрядов слов. Лексическая работа применяется и в словарно-орфографических упражнениях.

Учеников я постепенно приучаю пользоваться толковым и орфографическим словарями.

По мере развития навыка устных рассказов ввожу письменные творческие работы – сочинения. Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников. Их тематика может быть самой разнообразной. Первостепенная роль при написании сочинения отводится свободным высказываниям детей. На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу ребёнка, развить интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений детей. Ученикам представляется полная свобода самовыражения в слове. Но и не исключаю такой подготовительной работы перед написанием сочинения, как составление плана, пересказа, зачитывания образцов, предварительного устного рассказа по картине, орфографической, словарной подготовки. Подготовка осуществляется всей предшествующей системой работы, начиная с 1-го класса. Следует стремиться не только к последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному изложению, но и к эмоциональной окрашенности и самостоятельности суждений, живости и непосредственности в передаче мыслей и чувств.

Подыскивая темы сочинений, я ориентируюсь на разный уровень обобщения знаний учащихся, формулирую тему с целью вызвать эмоционально-оценочные отношения детей, использую сочинения по разным предметам.

При работе над сочинением позволяю детям пользоваться словариком. Серьёзное внимание уделяю анализу сочинений после их написания, разбору стилистических, орфографических и других недостатков: обсуждаем с детьми написание сочинения, в обязательном порядке анализируем работы всех учеников, по итогам обсуждения даем отредактировать работы.

В работе над орфографическими ошибками выделяются основные группы: на пройденные и ещё не пройденные правила. Ошибки второй группы распределяются на две категории: об одних говорится, как нужно писать данное слово, в других случаях нужно указать и правило правописания без развёрнутого грамматического обоснования (-тся, -ться ). Большое внимание уделяю написанию диктантов (слуховых и зрительных), которые специально составляю на основе анализа ошибок, допущенных в сочинениях. В подобные диктанты включаю те орфограммы, на которые ученики сделали ошибки в сочинениях.

Оценку работы даем по следующим критериям:

1. Полнота и правильность раскрытия темы.

2. Соответствие содержания сочинения заданному темой уровню обобщения материала.

З. Логичность изложения.

4. Наличие обобщенных суждений.

5. Наличие авторских оценок и комментариев.

6. Сответствие формы изложения звучанию тем.

Виды творческих работ на уроках русского языка

Творческое списывание обычно усложняется заданиями по развитию речи. Прежде чем проводить списывание, отрабатывается правописание орфограмм.

Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимся.

Тема урока: «Слитное и раздельное написание не с глаголами». Задание:

Вставь пропущенные глаголы с не.

Футбольная команда в полном сборе. До начала матча осталось три минуты, а вратаря нет. «Что же с ним случилось?»- . игроки. «Сорвать решающий матч!»-. капитан. «А может, Игорь заболел. Ему всю неделю . »,- сказал Олег, (недоумевают, негодует, нездоровится)

Тема урока: «Диалог».

Задание: Восстанови пропущенные реплики.

– Конечно, видел! Купался в нем!

– Море огромное! На одном берегу стоишь, а другого даже не видно.

Тема урока: «Число имен существительных».

Задание: Продолжи ряд однородных членов, употребив имена существительные, имеющие форму одного числа.

В продовольственном магазине. На Садовой улице открылся новый продовольственный магазин. В нем три отдела. В первом отделе большой выбор молочных продуктов: кефир, . , . .Во втором отделе можно купить макароны, . . . В третьем отделе вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, . … .

С севера подул студеный ветер. С неба посыпались снежинки. (И) Все вокруг застилается белым покрывалом. Каждый слой снега сначала бывает рыхлым. Растут сугробы. (Потому что) Снежинки неплотно ложатся друг на друга.

Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм произношения слов.

Тема урока: «Лексическое значение слов».

1. Шторы из пластинок, навешиваемые на окна (жалюзи).

2. Начитанность, глубокие познания человека в какой-либо области науки (эрудиция).

3. Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книжкой (форзац).

4. Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве (филология).

Чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не изобиловала бы лишними словами, следует, конечно, потрудиться. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.

Тема урока: «Употребление слов в прямом и переносном значении» Задание:

1. Найди фразеологический оборот, составь с ним предложение: Она улыбается редко, ей некогда лясы точить.

2.О ком так говорят?

Белая ворона звезд с неба не хватает

Гусь лапчатый правая рука

Желторотый птенец язык без костей

Собаку съел семь пядей во лбу

Тема урока: «Обогащение лексики русского языка».

Задание: Замени фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке (медленно)

Рукой подать (близко)

Кривить душой (лгать)

Повесить нос (грустить)

Себе на уме (хитрый)

Гонять лодыря (бездельничать)

Во все лопатки (быстро)

Раз два и обчелся (мало)

Куры не клюют (много)

Кожа да кости (худой)

Тема урока: «Как пополняется словарный состав языка».

Задание: Восстанови фразеологизмы:

Купить . в мешке

Пустить . в огород

Делить шкуру неубитого .

Смотреть как . на новые ворота

Дуется как . на крупу

Набито как в бочке .

Писать как . лапой

Тема урока: «Спряжение глагола. Лицо, число»

Задание: Закончи предложения. Вставь пропущенные окончания.

Много слыш. и вид. в лесу внимательный охотник. Он слыш. как . . . Он вид. как . . . «Охотник слыш. , как лес дыш. »,- говор. русская пословица.

Тема урока: « Слово как самостоятельная часть речи. Морфология»

Задание: Определи, слова какой части речи пропущены. Объясни роль имен прилагательных в тексте. Допиши 2-3 предложения о том, что будет сниться ежику в его лесных снах.

В . дни готовит . логово. Ночью и днем таскает в . нору под . пнем . листочки и . мох стелет . постель.

Придет . зима, накроет его нору . сугроб. Тепло ежу под . одеялом. До солнышка проспит зверек. И будут сниться ему лесные .

Этот вид работы учит распространять текст на основе его зрительного восприятия.

Тема урока: «Распространенные и нераспространенные предложения». Задание: Распространи текст.

Утро. Лето в разгаре. Поляна в березовом лесу. Буйно цветут травы. Четыре косца встали в ряд и взмахнули косами.

1. Знакомство с текстом.

2. Детальное рассмотрение картины А.Пластова «Косцы».

3. Знакомство с худ. произведениями, в которых описывается тяжелый, но бодрящий труд косцов (К.Ваншенкин. «Покос в лесу», отрывок из романа Л.Толстого «Анна Каренина» «Косцы»)

4. Распространение рассказа на основе художественных текстов.

Составление небольших рассказов, подобных прочитанным – работа, стоящая на грани простого изложения и творческого описания. Изменения, которые дети вносят в свой рассказ, нередко бывают подлинно творческими.

Тема урока: «Что обозначает имя прилагательное».

Задание: Опиши какое-нибудь животное также интересно, используя для этого имена прилагательные.

Огромный жук был словно в латах – истинный воин. Усы его напоминали стальные плети, состоящие из жестких подвижных булавообразных звеньев; один из сегментов груди был щедро утыкан по краям острыми шипами; клещи – это два широких острых серпа. Говорят, что когда он летит, слышен издалека, и зрелище очень эффектное – летящий с глухим жужжанием крест.

Тема урока: «Когда слова употребляются в переносном значении».

Задание: Спиши, вставляя подходящие по смыслу слова. Подчеркни слова, употребленные в переносном значении. В огороде у дорожки Стоит солнышко на . . Только желтые лучи У него не . .

Вывод: Название одного предмета перенесено на другой предмет, сходный с ним по цвету и форме. Это метафора. На метафоре построены почти все загадки.

Творческая работа данного вида помогает усвоить содержание и стиль образцового текста.

Тема урока: «Знаки препинания при прямой речи».

Задание: Напиши изложение-миниатюру по данному тексту, употребив предложение с прямой речью. Озаглавь в соответствии с основной мыслью.

Дятел с длинным белым червем в клюве нырнул в круглое отверстие дупла. Я закрыл дырочку ладонью. Но в это время дятел из дупла вдруг как долбанет мою ладонь, что я с криком отдернул руку.

И тут я подумал: «Какой храбрец! Не посмотрел на то, что я раз в двести больше его».

Тема урока: «Второстепенные члены предложения».

Задание: Напишите изложение-миниатюру по данному тексту, употребив предложение с обобщающим словом. Используй выразительные средства языка. Озаглавь.

Тише! Здесь лесная столовая. Поваром оказался шустрый дятел. Он брал тяжелые еловые шишки и загонял их клювом в расщелину дерева, а затем принимался их теребить. Многие зерна из шишек падали на снежную скатерть, на которой ужинала целая крылатая стая: осторожные синицы, красногрудые снегири, бедовые воробьи. На верхушке дерева трещала сорока – надо же посплетничать перед сном, рассказать последние новости ужинающим.

Обогащение словаря школьника – важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования орфографических и стилистических навыков.

Тема урока: «Местоимение».

Задание: Ликвидируй тавтологические ошибки.

В лесу старик долго искал медведя. Вскоре старик устал и присел отдохнуть. Тихо-тихо было в лесу. Вдруг старик услышал: «Дзен!» Красивый такой звук, как струна пропела. Старик очень удивился: «Кто это в лесу на струне играет?»

Условия реализации и внедрения опыта.

Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач уроков русского языка. Так как слово неотделимо от мышления, то развитие речи – это прежде всего развитие мышления. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления, пробуждают у учащихся наблюдательность, развивают чувство языка.

Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа, которая планируется на каждый урок и на перспективу.

Результативность работы по развитию речи видна при написании сочинений и изложений, оценивание которых осуществляется в соответствии с нормами оценок.

Список литературы, изучаемой по данной теме:

1. Журналы “Начальная школа развитию речи во 2-х и 3-х классах. м. Учпедгиз.1954

2. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М. Просвещение, 1992

3. Львов М.Г. Работа над сочинением в начальных классах. М. Просвещение, 1971

4. Львов М.Г. Методика развития речи младших школьников. М., Просвещение, 1985

5. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. М., Просвещение, 1984

6. Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М. Просвещение, 1991

7. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М. Просвещение, 1984

8. Речь, речь, речь. М. Педагогика, 1990

Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах М. Просвещение, 1981.

Лекция: Развитие речи учащихся в период обучения грамоте

1. Особенности развития речи и мышления в период обучения грамоте.

2. Условия развития речи в период обучения грамоте.

3. Работа над словом.

4. Работа над словосочетанием и предложением.

5. Работа над связной речи.

6. Развитие речи учащихся на уроках письма.

7. Работа над произношением и восприятием звуков речи.

1. Особенности развития речи и мышления в период обучения грамоте.

Наглядность и образность- особенности мышления младших школьников. Обобщения все более основываются на выделении некоторых существенных признаков вещей и явлений.

В связи с этим уточняются и приводятся в систему представления первоклассников о предметах.

Первоклассник может связно рассказать о прочитанном или увиденном, но речь слабо организована, при рассказе нет точного плана, логики. Если не поправить, речь может утратить связность. Основная задача – научить детей рассказывать или описывать предмет по определенному плану.

В последние годы несколько перестроена методика обучения грамоте. Введен период опережающего звукового анализа. Он исходит из закономерностей развивающего обучения. Обучение должно учитывать реальные возможности каждого ребенка, учить его тому, чего он еще делать не умеет. Только так достигается умственное развитие ребенка, совершенствование его познавательных возможностей и мышления.

2. Условия развития речи в период обучения грамоте.

Ребенок приходит в школу со значительным навыком речи. Объем его словаря составляет от 3 до 7 тысяч слов.

С приходом в школу в речевом развитии ребенка происходят существенные изменения.

1. Возрастает волевой фактор: ребенок говорит не потому, что его побуждают окружающие обстоятельства, так называемая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный процесс.

Создавая на уроке непринуждённую обстановку беседы, учитель смягчает резкость перехода, но речь в учебном процессе теряет в основном ситуативность и переходит в сферу волевую.

2. Появляется письменная речь.

3. Большое место начинает занимать монологическая речь.

4. В школе речь становится объектом изучения.

Развитие речи осуществляется по 3 направлениям: словарная работа (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста).

3. Работа над словом.

Школьная жизнь, учебная деятельность детей требует усвоения десятков новых слов. Работа над речью учащихся связывается с содержанием текстов и иллюстраций в букваре.

В связи с основной темой каждой страницы букваря привлекается материал экскурсий, наблюдений, предметных занятий. Тематика текстов предполагает воспитательное влияние на учащихся.

Целесообразно выделять словарь, работа над которым развивает и систематизирует представления учащихся об окружающем мире.

Первоклассники нуждаются в занимательных, доступных видах объяснения новых слов:

– путем показа картинки или предмета, называния этого предмета;

– в словарных играх- с помощью словестного лото, кубиков, скороговорок, считалок, потешек, юморесок;

– в беседах, рассказах, декламации стихотворений, скандирования слов и пр.

Наибольшее значение для развития детей в период обучения грамоте имеет семантическая работа: наблюдения над значением слов, уточнение значений и их оттенков.

4. Работа над словосочетанием и предложением.

В период обучения грамоте решаются следующие основные задачи работы на синтаксическом уровне:

1) Осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложений в устной речи, их составление, чтение по букварю;

2) Переход от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от неполных предложений к полным, относительно большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежащего и состав сказуемого;

3) Установление простейших связей между словами в предложении, а также в словосочетаниях.

Не следует спешить с введением в речь детей новых синтаксических конструкций.Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими сведениями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образцов.В период обучения грамоте роль вопросов очень велика: вопрос дает основу для составления предложения. В процессе работы с предложением учащиеся усваивают термины «полный ответ», «краткий ответ». В живой беседе с детьми возможны и односложные ответы, естественные для диалогической речи, имеющей вопросно-ответную форму.

5. Работа над связной речью.

Связная речь учащихся строится на основе вопросов учителя. Связная речь – это пересказ прочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказы– по наблюдениям, воспоминаниям, на основе творческого воображения; это декламация заученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, скороговорки, рассказывание сказок и их инсценирование. Все это варианты речи эмоциональной, образной.

В практике первоклассников появляются элементы связной научной или «деловой» речи.

Начинать работу на связной речью удобнее всего с картинок. Постепенно учащиеся приучаются к связному изложению более крупных законченных частей с помощью объединённых вопросов.

Важным видом речевой работы является пересказ. Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца.

Огромную роль в развитии связной речи играет элемент занимательности :он является органической, неотъемлемой частью каждой работы. В системе упражнений по развитию речи должны быть представлены инсценировки, конкурсы на лучшего чтеца, импровизации и сочинительство и т.п.

Отгадывание загадок является хорошим средством мышления и речи. Полезны упражнения в придумывании загадок.

6. Развитие речи учащихся на уроках письма.

Сфера творческого письма, в отличии от списывания и письма под диктовку, постоянно расширяется в школе и тем более после ее окончания

Очень важно чтобы с первых шагов обучения письму первоклассники осознали эту сферу деятельности как письменную передачу мыслей. Поэтому нужно, чтобы первые слова, написанные детьми, были взяты из их же живой речи, из их рассказов.

Списывание и диктант как формы учебного письма включаются в круг работы школьников на втором этапе – после письма творческого. Элементы творческого письма в период обучения грамоте присутствуют на каждом уроке.

Во втором полугодии 1 класса оно перерастает в элементарное сочинение и изложение. Опыт показывает, что дети, начавшие обучаться письму посредством творческих упражнений, уже во 2 классе могут писать сочинения объемом 30- 35 слов; у них формируется языковое чутье и навык правописания.

Чем скорее дети будут в состоянии осознать и осуществить передачу на письме собственных мыслей, тем правильней будет у них формироваться навык письменной речи.

Для письма и чтения велико значение общего речевого развития школьника. Позднее, письменный навык будет оказывать существенное воздействие на речь, мышление, процесс выражения мыслей в речевых формах.

7. Работа над произношением

и восприятием звуков речи.

Формирование навыков чтения и письма во многом зависит от чистоты и отчетливости звучания речи школьников. Поэтому составной частью работы над развитием речи является работа над дикцией. Хорошая дикция зависит от гибкости артикуляционного аппарата, поэтому необходимы упражнения, направленные именно на это.

Недочеты в произношении:

– шепелявость, сюсюканье, межзубное произношение звуков.

Исправление недостатков речи иногда требует логопедической помощи и индивидуальной работы с каждым ребенком. Задача учителя добиться от каждого ясного произношения слов.

Упражнения, для развития артикуляционного аппарата:

1) Упражнение в громкости произношения: т.е. от шепота до крика и наоборот;

2) Упражнение в темпе произношения;

3) Отработка произношения отдельных согласных звуков, особенно тех, в звучании которых у детей есть дефекты;

4) Артикуляционная гимнастика;

5) Упражнения на произношение трудных звукосочетаний: скороговорки, чистоговорки.

Нужно научить детейправильному дыханию во время речи.

Искаженное и неясное произношение звуков речи нередко связано с нечетким восприятием на слух, в этом случае могут быть еле заметны недочеты.

Различие звуков речи этими учащимися достигается в процессе упражнений, но для них нужно подбирать и такие слова, в которых они смогут сопоставлять смешиваемые ими звуки.

Вопросы и задания к теме

*1. Составьте подробный план каждого раздела темы.

2. Как связаны мышление и речь?

3. Как строится работа по развитию речи на лексическом уровне?

4. Что характерно для работы по развитию речи на синтаксическом уровне?

5. Чем характеризуется работа по развитию связной речи?

6. Как строится работа по развитию связной речи на уроках письма?

7. Какая проводится работа над произношением и восприятием звуков речи?

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у детей с нарушением речи

Дата публикации: 18.05.2017 2017-05-18

Статья просмотрена: 328 раз

Библиографическое описание:

Касьянова А. В., Дьяконова Е. Б., Шевченко С. В., Миненко Н. С., Неберекутина Н. А. Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у детей с нарушением речи // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 445-447. — URL https://moluch.ru/archive/154/43472/ (дата обращения: 28.02.2020).

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребенка речи. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком лепетно, с очень искаженным, неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает лишь постепенно. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со 2–4 недели от момента рождения, в 7–11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи. К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав). Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения. К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Однако речь их несовершенна в фонетическом отношении. К началу четвертого года жизни ребенок при благоприятных условиях воспитания усваивает звуковую систему языка. Значительная часть детей овладевает многими звуками, совершенствуется словопроизношение. Речь ребенка становится понятной для окружающих. Вместе с тем в речи детей имеется еще ряд несовершенств. В речевых нарушениях детей наблюдаются индивидуальные различия. Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни — поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе.

В настоящее время в школу приходит большое число первоклассников, уровень готовности которых к обучению чтению и письму не позволяет им успешно обучаться по существующим ныне программам. Обучение этих детей без внесения существенных изменений в методику приводит к возникновению нарушений чтения и письма, которые являются одной из основных причин неуспеваемости младших школьников.

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Для успешного усвоения школьного курса родного языка у ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы как: звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика.

Начальное школьное обучение русскому языку, с одной стороны, продолжает развивать и совершенствовать речевые навыки (диалогическую и монологическую речь), которые ребенок приобрел до школы, а с другой, предусматривает усвоение некоторых элементов грамматической теории и формирование нового для детей вида речевой деятельности — письменной речи. Овладение элементарными навыками письма и чтения осуществляется в процессе обучения грамоте.

Процесс овладения грамотой — это сложный психофизический процесс, который определяется наличием у ребёнка некоторых специальных навыков. Нарушение процесса овладения грамотой может быть обусловлено разными факторами, но особое влияние оказывают нарушения произносительной стороны речи, следовательно, чтобы успешно скорректировать нарушения процесса овладения грамотой, необходимо избавиться или свести к минимуму все нарушения произносительной стороны речи.

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной. Письмо — это вид речевой деятельности, основой которого является устная речь. Первостепенное значение для овладения чтением и письмом имеет осознание собственной речи и овладение ею. На ранних этапах развития устной речи формируются практические знания о звуковом и морфологическом составе слова, которые впоследствии, при переходе ребенка к обучению грамоте и правописанию, способствуют осознанному их усвоению.

Четкость фонематического восприятия, хорошее звукопроизношение, сформированность фонематического анализа и синтеза являются основой грамотного письма и чтения. И, наоборот, чем беднее процесс формирования речи, тем хуже овладевает ребенок письменной речью. В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Дисграфия (нарушения письма) и дислексия (нарушения чтения) возникают, как правило, у детей с низким уровнем речевого развития. Такие дети недостаточно различают на слух фонемы, близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Кроме того, владея крайне ограниченным словарным запасом, ребенок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. Возникают трудности и при усвоении правил правописания, так как ребенок не слышит всех изменений звука при грамматическом изменении слов, не делает необходимых обобщений и не чувствует связи слов. Ошибки возникают и при чтении: дети путают буквы, пропускают согласные при стечении, переставляют слоги, читают по догадке. Недостатки физического слуха становятся причиной недостатков письменной речи. Даже минимальное снижение слуха будет создавать сложности в овладении письменной речью: письмо и чтение требуют высокой степени развития фонематического восприятия, которое, в свою очередь, может нормально развиваться только на базе хорошего физического слуха.

Развитие фонематического слуха, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Самой первой задачей обучения грамоте является развитие у детей фонематического слуха, то есть умения различать не только звуки нашей речи, но и качество звуков (твердые и мягкие, звонкие и глухие, слитные и простые согласные, основные и йотированные гласные). Логопеду надо выработать у детей умение производить анализ слова, то есть разлагать его на слоги, а слоги на звуки. Также в подготовительной группе решаются следующие задачи: учить производить анализ синтез предложений разной конструкции, познакомить со всеми буквами русского алфавита, научить выкладывать слова из букв разрезной азбуки и т. д.

Однако научить ребенка различать на слух только изолированно произносимые звуки — этого недостаточно. Он обязательно должен научиться «чувствовать» эти звуки и в составе слова. Поскольку это необходимо как для правильного употребления их в устной речи, так ми для письма.

Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Детям с ОНР, если полная коррекция дефекта не будет осуществлена в дошкольном возрасте, неизбежно грядет серьезные нарушения чтения и письма.

Если в норме чтение первоклассника должно быть плавным, послоговым, то у таких детей чтение бывает замедленным, небуквенным, угадывающим и, естественно, не может обеспечить понимание прочитанного текста.

Письмо детей даже с неярко выраженным ОНР отличается большим количеством ошибок. К их числу относятся:

– Орфографические ошибки — нарушение правил правописания, которые гораздо более многочисленны и стойки, чем у детей с нормальным речевым развитием;

– Графические ошибки — замены прописных букв по зрительному сходству (И — Ш, П –Т, Л — М, Б — Д, и пр.);

– Специфические фонетические замены — ошибки, указывающие на незаконченность процесса таких акустико — артикуляционных дифференцировок соответствующих звуков (свистящих — шипящих, звонких глухих, мягких — твердых и пр.);

– Искажение слоговой структуры слов — перестановки, пропуски, добавления слов, раздельное написание частей слова и слитное написание двух слов, указывающие на несформированность слогового анализа;

– Грамматические ошибки — недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний и согласование различных частей речи и пр.).

Последние три группы ошибок дополнительно называет специфическими или диагностическими, так как именно они позволяют установить у ребенка дисграфию.

Очевидно, что ведущей задачей логопеда подготовительной к школе группы становиться предупреждение нарушений письма и чтения.

  1. Геда. Н. Как помочь ребёнку овладеть грамотой
  2. Ковригина, Л. В. Введение в логопедическую специальность с основами логопедии: курс лекций: учебное пособие / Л. В. Ковригина; Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск: НГПУ, 2006.
  3. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. фак.: доп. М-вом образования и науки РФ / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; под ред. Л. С. Волковой. — М.: Владос, 2010
  4. Парамонова Л. Г. Логопедия./ Л. Г. Парамонова — СПб.: Речь, 2004.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия для детей 2 класса: Дифференциация З-С
Ссылка на основную публикацию