Технология по развитию устной и письменной речи на раннем этапе обучения грамоте

Технология по развитию устной и письменной речи на раннем этапе обучения грамоте

Многолетний опыт работы позволил преобразовать основные идеи и разработать технологические приемы развития устной и письменной речи на раннем этапе. Технология по развитию устной и письменной речи на раннем этапе обучения грамоте понятна для ребенка, учитывает его возрастные психофизиологические особенности. Предупреждает дислексию и дисграфию.

Речь существует в двух формах — устной и письменной. В каждой из них имеется по два вида – «активный» и «пассивный»: говорение-слушание, письмо — чтение. Следовательно, задача развития речи ребенка не сводится, как это принято считать, к обучению правильно и связно говорить, а предполагает постепенное и качественное формирование процессов слушания, говорения, чтения и письма.

Применение современной технологии по развитию устной и письменной речи следует основной цели, формирующей у учащихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, Решая тем самым основную задачу: качественное формирование процессов устной и письменной речи, развитие у ребенка звукового анализа и синтеза, развитие у детей навыка самоконтроля и самооценки, повышения орфографической грамотности и учебного сотрудничества.

Данная технология объединила методические приемы известных современных авторов: В.Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.В. Нечаевой, В.В. Репкина, Жуковой и т. д..

Многолетний опыт работы позволил на практике опробовать эти технологии. Изучить положительные и отрицательные результаты. Преобразовать основную идею в более понятную для ребенка. Разработать технологические приемы развития устной и письменной речи, учитывающие возрастные психофизиологические особенности.

Технология состоит из двух этапов.

Первый этап.

Применяется в добукварный и букварный период.

Знакомя детей с гласными и согласными звуками, необходимо переходить на символику, которая поможет ребенку успешно дифференцировать эти звуки в слогах и словах, различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

1. Знакомство детей с гласными звуками.

Знакомим детей с особенностями произношения гласных звуков, с работой артикуляционного аппарата. Формируем процесс идентификации звука и буквы.

  • звук (А) произносится, широко раскрыв рот. Можно подключить жесты — широко раскрыть руки. Знакомство с графическими элементами буквы;
  • звук (О) — губы овалом. Руки над головой вытянуты и сцеплены в замок. Соотносим звук с графическим образом буквы;
  • звук ( У)- губы вытянуты «трубочкой», а руки вытянуты вперед. Звук – буква;
  • звук (И) – губы в улыбке, а пальцы рук показывают рожки над головой. Особенности написания буквы «И»
  • звук (Ы) – подбородок немного выдвигается вперед, а рыками показывают, как разрываются цепи. Звук- буква;
  • звук (Э) – рот приоткрыт, а язык расположен посередине. «(Э) открыла ротик смело, язычок глядит налево».

Особенности написания буквы «Ы».

Перекодируем гласные буквы в звуковые знаки.

Акцентируем ребенка на то, что «Когда гласный говорят, нет во рту у нас преград».

Поэтому гласный звук мы будем изображать не заштрихованным красным кружочком

2. Знакомим детей с понятием «согласные буквы и звуки».

Как только дети усвоили различие в произношении гласных звуков, знакомим детей с понятием согласные буквы и звуки.

«А когда согласный сказать надо, во рту всегда возникает преграда». Поэтому согласный мы изображаем заштрихованным кружочком синего или зеленого цвета.»

Детям нравится, когда после написания слова они начинают под каждой буквой «зажигать лампочки».

3. Дифференциация звуков по звонкости и глухости.

При обозначении звонкости и глухости логичнее всего обозначать звонкие звуки синими или зелеными колокольчиками, а глухие согласные синими или зелеными наушниками.

4. Понятие о йотированных гласных.

Это сложная тема, как для подачи материала, так и для восприятия ребенком. Мне помогает придуманная история о «Звуках – двойняшках, одетых в одну рубашку».

Гласные жили в своем домике. Они очень любили петь. Утром гласные встречали солнце песнями. Каждая буква садились на свою ступеньку, и пела свою песенку.

Только буква Ы не любила петь, потому что умела петь только сердитую песенку. По утрам она любила долго спать.

Однажды буквы сидели на своих ступеньках, и каждая запела свою песенку. На самой верхней ступеньке сидела буква И. У неё была самая веселая и громкая песенка. Этой песней она и разбудила сердитую букву Ы, которая вышла сердитая на ступеньку и столкнула И вниз. От страха ее рот то открывался, то закрывался. Изо рта выскакивали смешные коротенькие звуки: Й, Й, Й, Й..

Пролетая мимо ступеньки с буквой А, она произнесла Й, а буква А от удивления произнесла звук (А).

– Слышишь, какой получился звук: ЙА.

Пролетая мимо гласной У, она так же произнесла Й.

– Какой звук услышали? ЙУ.

Пролетая мимо буквы Э, они спели ЙЭ. Пролетая мимо буквы Ю, все услышали ЙУ.

Тут буква шлепнулась на землю. Примчалась скорая помощь, намазала ее зеленкой, перевязала голову.

А гласные и говорят: «Мы с тобой так замечательно пели, давай и дальше вместе петь. Ты согласный?

Так получился новый звук и буква Й – всегда мягкий, звонкий согласный звук.

Мы слышали новые звуки, которые вместе пели гласные, и звук Й. Этим звукам придумали платья, чтобы их можно было видеть. Так получились буквы Я, Ё, Е, Ю, образующие два звука.

Дальнейшая работа посвящена развитию звукового анализа и синтеза, умению определять, в каком случае йотированные звуки дают два звука, а в каком смягчают впереди стоящий согласный звук.

Этой работой не стоит заниматься долго, поскольку умение уверенно и правильно различать на слух твердые и мягкие согласные звуки формируется, как правило, достаточно быстро.

Второй этап – практический.

На этом этапе закрепляются умения детей перекодировать акустическую последовательности звуков в графическую.

Развивается механизм естественного слияния звуков в слоги и слова. Составляются звуковые схемы слов. Дети знакомятся с приемами «Дирижирования».

Техника «Дирижирования».

Произнесение любого слова сопровождается пальчиковым жестикулированием:

  • изолированный гласный звук сопровождается длительным проведением указательного пальца по воздуху ( т.к. гласный звук тянется);
  • слияние согласного и гласного показывается путем соединения указательного и большого пальцев;
  • изолированный согласный звук сопровождается резким выбросом указательного пальца вверх.

Происходит постоянный контроль над последовательностью звуков в словах.

Замечено, что дети с двуязычием, нарушением слоговой структуры слова и логоневрозом точнее воспроизводят все звуки слова, исчезают запинки, легче произносятся слова сложной слоговой структуры.

Техника «дирижирования» с легкостью применяется в обучении детей письменной речи (чтению и письму).

Алгоритм слияния звуков переводится в графический.

Графическая техника чтения и письма.

Над изолированной гласной чертится черточка, над изолированным согласным рисуется галочка, а слияние согласного и гласного показывается дугой.

Практика показывает, что на начальном этапе обучения чтению, дети легче овладевают механизмом слияния. Быстрее начинается осмысленное чтение. Замечено, что существенно сокращается количество ошибок при чтении ( замены, чтение по догадке ). Тот же принцип переносится и в работу при обучении письму. После того, как слово произнесено, «продирижировано», записывается в тетрадь, а за тем, применяя графический принцип «дирижирования», проверяется написанное слово.

Таким образом, учащиеся овладевают техникой самоконтроля над чтением и письмом. Видя в своих работах положительные результаты этого самоконтроля, дети пользуются им как в начальных классах, так и в старших.

Хорт Ирина Витальевна,
учитель-логопед,
МБОУ СОШ №43,
г. Краснодар

Развитие речи с элементами обучения грамоте.

Ирина Насонова
Развитие речи с элементами обучения грамоте.

Среди многих важных задач воспитания и непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду развития речи является одним из основных направлений воспитания и образования. Развивающая речь способствует развитию личности в целом.

Овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие детей: он совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности. Полноценное формирование речи дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе.

Любая задержка, любое нарушение речи отражается на поведении ребенка, а так же на его деятельности в различных ее формах.

Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению, письму, т к. письменная речь формируется на основе устной). Речевые недостатки тормозят процесс обучения.

С развитием речи связано формирование всех основных психических процессов.

Для ребенка очень важно, как организованна среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворить его потребности, важно сохранить здоровье ребенка, не разрушив познавательного интереса к миру.

Все что получит ребенок в детском саду, является основой успешного обучения в школе.

Развитие речи включает ряд специальных задач:

1. Воспитание звуковой культуры речи

2. Обучение разговорной (диалогической) речи

3. Развитие связной речи

4. Приобщение к художественной литературе

5. Подготовка к обучению грамоте

В связи с усложнением обучающих программ в школе, не подготовленным детям всё сложнее, труднее становится овладевать занятиями данных программ.

Перед дошкольными учреждениями встала задача по усилению связей со школой. На совместных педагогических советах обсуждали проблемы, с которыми сталкиваются учителя начальных классов, над чем стоит поработать углубленно в детском саду, и пришли к общему мнению, что у детей слабо развита речь, логическое мышление, составление рассказов, поэтому в детском саду обозначили тему по проблеме: «Развитие речи во всех видах деятельности».

Не все родители могут позволить себе заниматься с ребенком этой проблемой: не имеют нужной литературы, не имеют средств и времени, а некоторые надеются на то, что все придёт само собой, что ребенок все получит в школе. Не у всех детей одинаковый уровень развития, кому-то лучше дается математические знания, кому-то речевое общение, это все зависит от условий существования ребенка, ведь не секрет, особенно в глубинке, из-за безработицы и других социальных причин, существуют неблагополучные семьи, злоупотребляющие алкоголь, наркотики.

Меня заинтересовала тема: развитие речи с элементами обучения грамоте учить или не учить ребенка грамоте до школы? Этот вопрос волнует родителей и педагогов.

Исходя из своего личного опыта, из опыта работы с детьми, я придерживаюсь мнения, что раннее обучение элементам грамоте полезно. Научить ребенка слышать звуки, развивать артикуляционный аппарат, формировать словарный запас Детям в возрасте от 2 до 5 лет, интересна звуковая сторона речи, этим интересом можно воспользоваться, погрузив ребенка в интересный мир звуков.

Прежде чем научить ребенка читать, надо научить из каких звуков состоит слово, гласные и согласные, мягкие и твердые сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слово на слоги, составлять слова из фишек, соответствующих звуком я за основу таких занятий взяла пособие Ушаковой О. С. и Варенцовой Н. С.

В разделе, знакомство со звуком, подбираю такой материал, чтобы изучаемый звук слышался изолировано. Это отрывки из сказок, потешек, стихов, рассказов, показывая букву к звуку, объясняю. «У этого звука вот такая одежда». К каждому сюжету текста подбираю соответствующую иллюстрацию, иллюстрации развешиваем на шкафчиках, стенах, на свободных пространствах группы. Ребенок, играя постоянно, видит иллюстрации и постепенно запоминает и лучше воспроизводит и звук и букву.

Например: звук «А»

«А у нас девочка

Звать ее Алёнушка

Вот и все ее слова»

«П»- сказка «Пых»- П-П-П- так пыхтел ёжик сидя под листом репки.

«Б»- петь задумал бегемот

И открыл огромный рот,

Но не слышно в песни слов

Слышен только страшный рев.

Эти занятия не продолжительны, но интересны и доступны

Каждый новый шаг – достижение основной цели- развитие речи с элементами обучения грамоте с раннего возраста.

Конспект занятия по обучению грамоте 3 года обучения с детьми НОД ТЕМА: «Звук и буква А» ЦЕЛЬ: Образовательные: – упражнять в образовании множественного числа существительных; – закрепить навык четкого.

Консультация Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека.

Мастер-класс «Игровые технологии как средство обучения грамоте» Мастер – класс «Игровые технологии как средство обучения грамоте». Своё выступление мне хочется начать с высказывания: «Без игры, нет,.

Мастер-класс «Развитие связной речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине в старшей группе» План проведения мастер- класса 1. Обобщение педагогического опыта по теме (презентация) 2. Проведение НОД по речевому развитию 3. Рефлексия.

Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи Большое место в коррекционно-развивающем процессе отведено обучению грамоте. Обучение грамоте — это определенный способ формирования навыка.

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте в подготовительной группе «Миша и Маша» Цель: Познакомить детей со звуком М Образовательные задачи: 1. Познакомить детей с артикуляцией звука М 2. Продолжать учить.

Развитие речи с элементами музыкального воспитания «Коллективный рассказ о рыбке» Цель: дать представление о рыбке как о живом существе. Задачи: 1) развивать интерес к живой природе, 2) воспитывать желание ухаживать за.

Создание условий для обучения грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Урок обучения грамоте «Согласные звуки [з’], [з]. Буквы З, з» Урок обучения грамоте по теме: Согласные звуки /з’/, /з/. Буквы З, з Цели урока: • создать условия для знакомства с новыми звуками /.

Урок обучения грамоте в первом классе «Закрепление. Буквы И, и-ы» Урок 44 Тема урока: Повторение. Буквы Ии-ы. Цель урока: формировать умение писать изученные буквы, отрабатывать начертание букв в целом;.

Лекция: Развитие речи учащихся в период обучения грамоте

1. Особенности развития речи и мышления в период обучения грамоте.

2. Условия развития речи в период обучения грамоте.

3. Работа над словом.

4. Работа над словосочетанием и предложением.

5. Работа над связной речи.

6. Развитие речи учащихся на уроках письма.

7. Работа над произношением и восприятием звуков речи.

1. Особенности развития речи и мышления в период обучения грамоте.

Наглядность и образность- особенности мышления младших школьников. Обобщения все более основываются на выделении некоторых существенных признаков вещей и явлений.

В связи с этим уточняются и приводятся в систему представления первоклассников о предметах.

Первоклассник может связно рассказать о прочитанном или увиденном, но речь слабо организована, при рассказе нет точного плана, логики. Если не поправить, речь может утратить связность. Основная задача – научить детей рассказывать или описывать предмет по определенному плану.

В последние годы несколько перестроена методика обучения грамоте. Введен период опережающего звукового анализа. Он исходит из закономерностей развивающего обучения. Обучение должно учитывать реальные возможности каждого ребенка, учить его тому, чего он еще делать не умеет. Только так достигается умственное развитие ребенка, совершенствование его познавательных возможностей и мышления.

2. Условия развития речи в период обучения грамоте.

Ребенок приходит в школу со значительным навыком речи. Объем его словаря составляет от 3 до 7 тысяч слов.

С приходом в школу в речевом развитии ребенка происходят существенные изменения.

1. Возрастает волевой фактор: ребенок говорит не потому, что его побуждают окружающие обстоятельства, так называемая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный процесс.

Создавая на уроке непринуждённую обстановку беседы, учитель смягчает резкость перехода, но речь в учебном процессе теряет в основном ситуативность и переходит в сферу волевую.

2. Появляется письменная речь.

3. Большое место начинает занимать монологическая речь.

4. В школе речь становится объектом изучения.

Развитие речи осуществляется по 3 направлениям: словарная работа (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста).

3. Работа над словом.

Школьная жизнь, учебная деятельность детей требует усвоения десятков новых слов. Работа над речью учащихся связывается с содержанием текстов и иллюстраций в букваре.

В связи с основной темой каждой страницы букваря привлекается материал экскурсий, наблюдений, предметных занятий. Тематика текстов предполагает воспитательное влияние на учащихся.

Целесообразно выделять словарь, работа над которым развивает и систематизирует представления учащихся об окружающем мире.

Первоклассники нуждаются в занимательных, доступных видах объяснения новых слов:

– путем показа картинки или предмета, называния этого предмета;

– в словарных играх- с помощью словестного лото, кубиков, скороговорок, считалок, потешек, юморесок;

– в беседах, рассказах, декламации стихотворений, скандирования слов и пр.

Наибольшее значение для развития детей в период обучения грамоте имеет семантическая работа: наблюдения над значением слов, уточнение значений и их оттенков.

4. Работа над словосочетанием и предложением.

В период обучения грамоте решаются следующие основные задачи работы на синтаксическом уровне:

1) Осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложений в устной речи, их составление, чтение по букварю;

2) Переход от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от неполных предложений к полным, относительно большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежащего и состав сказуемого;

Читайте также:  Конспект 'Дифференциация звуков (з)-(з’) - (c)-(c’) и букв з-с'

3) Установление простейших связей между словами в предложении, а также в словосочетаниях.

Не следует спешить с введением в речь детей новых синтаксических конструкций.Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими сведениями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образцов.В период обучения грамоте роль вопросов очень велика: вопрос дает основу для составления предложения. В процессе работы с предложением учащиеся усваивают термины «полный ответ», «краткий ответ». В живой беседе с детьми возможны и односложные ответы, естественные для диалогической речи, имеющей вопросно-ответную форму.

5. Работа над связной речью.

Связная речь учащихся строится на основе вопросов учителя. Связная речь – это пересказ прочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказы– по наблюдениям, воспоминаниям, на основе творческого воображения; это декламация заученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, скороговорки, рассказывание сказок и их инсценирование. Все это варианты речи эмоциональной, образной.

В практике первоклассников появляются элементы связной научной или «деловой» речи.

Начинать работу на связной речью удобнее всего с картинок. Постепенно учащиеся приучаются к связному изложению более крупных законченных частей с помощью объединённых вопросов.

Важным видом речевой работы является пересказ. Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца.

Огромную роль в развитии связной речи играет элемент занимательности :он является органической, неотъемлемой частью каждой работы. В системе упражнений по развитию речи должны быть представлены инсценировки, конкурсы на лучшего чтеца, импровизации и сочинительство и т.п.

Отгадывание загадок является хорошим средством мышления и речи. Полезны упражнения в придумывании загадок.

6. Развитие речи учащихся на уроках письма.

Сфера творческого письма, в отличии от списывания и письма под диктовку, постоянно расширяется в школе и тем более после ее окончания

Очень важно чтобы с первых шагов обучения письму первоклассники осознали эту сферу деятельности как письменную передачу мыслей. Поэтому нужно, чтобы первые слова, написанные детьми, были взяты из их же живой речи, из их рассказов.

Списывание и диктант как формы учебного письма включаются в круг работы школьников на втором этапе – после письма творческого. Элементы творческого письма в период обучения грамоте присутствуют на каждом уроке.

Во втором полугодии 1 класса оно перерастает в элементарное сочинение и изложение. Опыт показывает, что дети, начавшие обучаться письму посредством творческих упражнений, уже во 2 классе могут писать сочинения объемом 30- 35 слов; у них формируется языковое чутье и навык правописания.

Чем скорее дети будут в состоянии осознать и осуществить передачу на письме собственных мыслей, тем правильней будет у них формироваться навык письменной речи.

Для письма и чтения велико значение общего речевого развития школьника. Позднее, письменный навык будет оказывать существенное воздействие на речь, мышление, процесс выражения мыслей в речевых формах.

7. Работа над произношением

и восприятием звуков речи.

Формирование навыков чтения и письма во многом зависит от чистоты и отчетливости звучания речи школьников. Поэтому составной частью работы над развитием речи является работа над дикцией. Хорошая дикция зависит от гибкости артикуляционного аппарата, поэтому необходимы упражнения, направленные именно на это.

Недочеты в произношении:

– шепелявость, сюсюканье, межзубное произношение звуков.

Исправление недостатков речи иногда требует логопедической помощи и индивидуальной работы с каждым ребенком. Задача учителя добиться от каждого ясного произношения слов.

Упражнения, для развития артикуляционного аппарата:

1) Упражнение в громкости произношения: т.е. от шепота до крика и наоборот;

2) Упражнение в темпе произношения;

3) Отработка произношения отдельных согласных звуков, особенно тех, в звучании которых у детей есть дефекты;

4) Артикуляционная гимнастика;

5) Упражнения на произношение трудных звукосочетаний: скороговорки, чистоговорки.

Нужно научить детейправильному дыханию во время речи.

Искаженное и неясное произношение звуков речи нередко связано с нечетким восприятием на слух, в этом случае могут быть еле заметны недочеты.

Различие звуков речи этими учащимися достигается в процессе упражнений, но для них нужно подбирать и такие слова, в которых они смогут сопоставлять смешиваемые ими звуки.

Вопросы и задания к теме

*1. Составьте подробный план каждого раздела темы.

2. Как связаны мышление и речь?

3. Как строится работа по развитию речи на лексическом уровне?

4. Что характерно для работы по развитию речи на синтаксическом уровне?

5. Чем характеризуется работа по развитию связной речи?

6. Как строится работа по развитию связной речи на уроках письма?

7. Какая проводится работа над произношением и восприятием звуков речи?

8. Объясните термины и понятия:

Активизация словаря

Артикуляция

Дефекты речи

Лексический уровень

Мотивация речи

Несущественные признаки

Обогащение словаря
потребность общения

Синтаксический уровень

Ситуативность речи

Словарная работа

Словарно- логопедические упражнения

Существенные признаки

Уровень текста

9.Составьте логическую цепочку из 5- 10 понятий, связанных между собой.

**1. Проанализируйте тексты букваря. Выявите из них, в которых необходимо уточнение значимых слов. Какими приемами вы воспользовались для объяснения каждого конкретного слова?

2. спланируйте работу по материалам букваря:

2) над предложением;

3) над связной речью.

3. Выпишите и объясните специальные термины и понятия, содержащиеся в теме.

***1. Проанализируйте конспект урока с точки зрения присутствия работы по развитию речи (см. Дидактический материал).

2. подберите материалы азбуки, которые можно использовать для организации работы на различных уроках. Обоснуйте свой выбор.

3. докажите связь работы по развитию речи на различных уровнях.

4. перечислите термины и понятия, которыми вы воспользуетесь при ответе по теме:

1) связь мышления и речи.

2) Условия развития речи.

3) Работа над словом.

4) Работа над словосочетанием и предложением.

5) Работа над связной речью.

6) Развитие речи на уроках письма.

7) Артикуляционная работа в период обучения грамоте.

1. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя/ под ред. Т.М. Ладыженской. М: Педагогика. 1990.

2. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1975.

3. Политова Н. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя. М. : Просвещение, 1984.

Конспекты уроков обучения грамоте в 1 классе

1. Определите, в каких направлениях ведется работа по развитию речи на данных уроках.

2. Подумайте, как по-другому можно организовать эту работу. Обоснуйте свои предложения.

Условия развития речи в период обучения грамоте

Ребенок приходит в школусо значительным навыком речи. Объем его словаря составляет от 3 до 7 тысяч слов, он использует в своей устной речевой практике предложения как простые, так и сложные. Большинство детей умеют рассказывать связно, т.е. владеют простейшим монологом. Основной характерной чертой речи дошкольника является ее ситуативность, что определяется основным видом деятельности дошкольника – игровой деятельностью.

С приходом в школу в речевом развитии ребенка происходят существенные изменения.

1. Возрастает волевой фактор: ребенок говорит не потому, что его к этому побуждают окружающие обстоятельства; так называемая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный процесс. Мотивация речи резко изменяется: ответ на уроке, пересказ, рассказ вызываются необходимостью выполнить требование учителя, обнаружить знание материала. Поэтому часто дети, свободно говорившие дома до школы, в классе теряются, смущаются, говорят бессвязно.

Создавая на уроке непринужденную обстановку беседы, учитель смягчает резкость перехода, но речь в учебном процессе теряет в основном ситуативность и переходит в сферу волевую.

2. В жизни ребенка появляется письменная речь. Тексты, с которыми он сталкивается, еще очень просты и мало чем отличаются от разговорно-бытовой речи дошкольника. Но происходит постепенное включение элементов письменно-книжной речи в обиход первоклассника. Такие элементы содержит речь учителя (литературная речь, подчиненная норме). Школьное требование отвечать полным ответом приводит к тому, что исчезают элементы разговорно-бытовой речи.

С первых дней обучения начинается работа над культурой речи: дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке.

3. В речевой деятельности ребенка все большее место начинает занимать монологическая речь. Монолог в период обучения грамоте – это пересказ прочитанного, рассказ по наблюдению, рассказывание по памяти, по воображению, по картинкам. Фонетическая работа также создает условия для монологической речи.

4. В школе речьстановится объектом изучения. До поступления в школу ребенок пользовался речью, не задумываясь над ее структурой и закономерностями. В школе он узнает, что речь состоит из предложений, складывается из слов, что слова состоят из слогов и звуков, обозначаемых буквами, и т.д.

Развитие речи в школьной практике осуществляется по трем направлениям: словарная работа (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень),работа над связной речью (уровень текста).

Работа над словом

Новые слова встречаются в читаемых текстах, в рассказе учителя; новыми являются слова, обозначающие названия учебных принадлежностей, пособий, действий; множество новых слов и значений усваивается в ходе наблюдений, а также по картинкам в букваре и других пособиях.

Работа над речью учащихся связывается с содержанием текстов и иллюстраций в букваре.

Целесообразно выделять в связи с основной темой каждой страницы словарь, работа над которым развивает и систематизирует представления учащихся об окружающем их мире.

Первоклассники, особенно шестилетки, нуждаются в занимательных, доступных видах объяснения новых слов:

– путем показа картинки или предмета, называния этого предмета;

– в словарных играх – с помощью словесного лото, кубиков, скороговорок, считалок, потешек, юморесок;

– в беседах, рассказах, декламации стихотворений, скандировании слов и пр.

Новые слова вводятся в предложения, читаются, подвергаются звуковому анализу, составляются из букв разрезной азбуки. Слова включаются в систему лексических и логических упражнений.

Наибольшее значение для развития речи в период обучения грамоте имеет семантическая работа: наблюдения над значениями слов, уточнение значений и их оттенков. С первых дней следует приучать детей к внимательному отношению к слову, к поиску наиболее выразительных слов.

Работа над словосочетанием и предложением

Работа над предложением, как и над словом, начинается буквально с первого урока в школе: это выделение предложения из речевого потока, чтение, ответы на вопросы. В период обучения грамоте решаются следующие основные задачи работы на синтаксическом уровне:

1) осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложений в устной речи, их составление, чтение по букварю;

2) переход от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от неполных предложений к полным, относительно большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежащего и состав сказуемого;

3) установление простейших связей между словами в предложении, а также в словосочетаниях.

Не следует спешить с введением в речь детей новых синтаксических конструкций,но в то же время необходимо поддерживать использование детьми таких речевых оборотов, обеспечивая правильность их употребления. Следовательно, в работе над предложением значительное место принадлежит исправлению недочетов, самонаблюдению и самоконтролю.

Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими сведениями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образцов. Образцами служат читаемые тексты, вопросы, речь учителя.

В период обучения грамоте очень велика роль вопросов: вопрос дает основу для составления предложения. В процессе работы над предложением учащиеся усваивают термины «полный ответ», «краткий ответ». Учить полному ответу следует при работе над предложением, но не всегда нужно требовать такового. Полный ответ необходим в том случае, когда нужно точное формулирование мысли при пересказе, описании картинки. В живой беседе с детьми возможны и односложные ответы, естественные для диалогической речи, имеющей вопросно-ответную форму.

Работа над связной речь

Связная речь учащихся строится на основе вопросов учителя. Отвечая на вопросы учителя, например по картинке, дети составляют предложения, а от предложения переходят к связной речи.

Связная речь в период обучения грамоте – это пересказпрочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказы – по наблюдениям, по воспоминаниям, на основе творческого воображения; это декламация заученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, скороговорки, рассказывание сказок и их инценирование. Все это варианты речи эмоциональной, образной.

В практике первоклассников появляются элементы связной научной или «деловой» речи: связные ответы по звуковому анализу, некоторые рассказы по наблюдениям. Упражнения в связной речи имеют место на каждом уроке как обязательное звено урока.

Начинать работу над связной речью удобнее всего с картинок. Так, в букваре и азбуке помещены сюжетные картинки, которые используются для составления рассказов.

Постепенно учащиеся приучаются к связному изложению более крупных законченных частей с помощью объединенных вопросов: «Скажите сначала, когда это было, куда пошли дети, а потом, что они делали и что увидели».

Для обучения связной речи следует использовать серии картинок, по содержанию доступных учащимся. Составляя по каждой картинке 1 – 2 предложения, дети получают последовательные рассказы. В ходе подготовительной беседывыбираются для рассказа самые лучшие, полные предложения, устраняются неизбежные в таких случаях повторы. Рассказ озаглавливается – так дети начинают работу над темой.

В дальнейшем учащиеся получают задание рассказать на тему, например: «Расскажите о том, как провели каникулы», «Расскажите о своей любимой игрушке», «Расскажите о белочке» и т.п.

Важным видом речевой работы является пересказ. Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца, соблюдают последовательность текста, подражают синтаксическому строю первоисточника, передают эмоциональное содержание и идейный смысл рассказа.

Огромную роль в развитии связной речи играет элемент занимательности: он является органичной, неотъемлемой частью всякой творческой работы. И пересказывая, и рассказывая, ребенок входит в роль, сопереживает героям, увлеченно ждет событий, их развязки. Поэтому в системе упражнений по развитию речи должны быть представлены инсценировки, конкурсы на лучшего чтеца, импровизация и сочинительство и т.п.

Отгадывание загадок является хорошим средством развития мышления и речи. В ходе работы над загадками обогащается словарь, раскрываются метафоры и перифразы, идет работа над словами-признаками, вырабатывается чувство ритма. Полезны упражнения в придумывании загадок.

Если дети умеют читать, эффективна работа по восстановлению деформированного текста. Такая же работа может проводиться и на слух, но тогда используются короткие тексты.

Основные методы обучения грамоте

Очень важно определить основные задачи периода обучения грамоте:

  • научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе;
  • расширить кругозор детей;
  • активизировать внутреннюю и внешнюю(устную и письменную)речь;
  • развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению;
  • развить психо-физиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму.

Система общего развития Л.В. Занкова ориентирована на всех детей, поступающих в школу. Необходимо позаботиться об успешном вхождении в школьную жизнь и детей с низкой готовностью к обучению. При обучении грамоте по системе Л.В. Занкова выделяются четыре этапа:

1 этап – подготовительный. Здесь вводятся основные понятия русского языка(устная, письменная речь, предложение, слово, звук, звуки гласные и согласные, согласные звуки мягкие и твёрдые), чтение рисунков, пиктограмм, схем слов, предложений и коррекционные задания : изучаются буквы однозвучных гласных звуков [ а, у, о, э, и, ы ].

2 этап. Продолжается работа, начатая на подготовительном этапе; вводятся самые слышимые сонорные согласные звуки и соответствующие им буквы ( л, м, н, р, й ), на маленьких простых по составу словах отрабатывается слитное неразрывное чтение слов.

3 этап. Изучаются звонкие и глухие парные согласные звуки и соответствующие им буквы; увеличивается длина читаемых слов, появляется стечение согласных.

4 этап. Вводятся двузвучные гласные буквы; буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки, мягкий и твёрдый знаки; ещё более усложняется слоговая структура слов.

Для рассмотрения и анализа я выбрала 1 и 2 этапы обучения грамоте, т. к. считаю их наиболее сложными на первом этапе обучения для детей.

Основой системы обучения, направленной на общее развитие школьников, являются дидактические принципы. Я только кратко перечислю их, т.к. на их основе построен весь дальнейший анализ данной темы. Итак, вот они:

  • обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности );
  • ведущая роль теоретических знаний;
  • быстрый темп изучения учебного материала;
  • осознание процесса учения учащимися;
  • общее развитие всех учеников, в том числе сильных и слабых.

“Лишь методика доводит дидактические принципы до учителя, до детей” (Л.В.Занков. Избранные педагогические труды. – М., 1990 г.)

Таким образом, эти принципы определяют не только содержание и структуру программ, но и свойства методики, на которые необходимо опираться при подготовке к урокам. Вот они: многогранность, процессуальный характер, коллизии, вариативность.

Основное назначение подготовительного периода : введение основных для обучения грамоте понятий : слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука и т. д. Дети только учатся ориентироваться в “Азбуке”. Необходимо формировать у них умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему. Нужно учить детей вступать в беседу, доказывать, дополнять, возражать. Иными словами – “разговорить” детей. Это очень важно в дальнейшем процессе обучения, и это – трудно. В подготовительный период обучения важно удивить ребенка. Удивление служит импульсом к процессу познания. На этом этапе используются всевозможные задания: разноместность ударения, работа над многозначностью слов. Дети получают интересные сведения о природе, о героях сказок и т. д. Важны и интересны следующие игровые приёмы: игра “Кто быстрее?” – рисование по точкам, “слепые рисунки”, буквенные и словесные ребусы, кроссворды, инсценировки. Ученик становится соавтором книг и учителя. Этому должна способствовать атмосфера доброжелательности и взаимопонимания на уроке.

Читайте также:  Рабочая программа 'Учимся читать, играя'

На втором этапе вводятся сонорные согласные звуки и буквы, начинается первичное чтение. Это настоящий праздник для не читающих детей. В этот период практикуется хоровое, выборочное, индивидуальное чтение. Например, прочитайте слова с одним гласным, теперь – с двумя гласными. Ещё один пример: найдите и подчеркните имена мальчиков. Как вы их искали? А как искал самый быстрый? (Читал только те слова, которые начинаются с большой буквы).

Для расширения поля зрения детей учитель использует такие таблицы:

Готовясь произнести слог, ребёнок должен знать, что нужно прочитать сразу две буквы, причём основное внимание уделить гласной, хотя она стоит второй. Для такого вида чтения используется “лента букв”, “слоговая таблица”, разнообразные упражнения:

  • составь слово с данным слиянием;
  • прочитай слияния с мягкими согласными;
  • прочитай слияния с твёрдыми согласными;
  • прочитай слияния с данной гласной(согласной).

У детей разный уровень: одни читают целыми словами, другие – не знают букв. Если все будут выполнять одинаковые задания, то “сильные” заскучают, им будет не интересно. Всем надо найти работу по силам, поэтому в классе формируются пары постоянного и сменного состава, идёт обучение коллективное, групповое, парное и индивидуальное. Пока слабо подготовленные дети учатся читать по слогам, читающие работают со связанным текстом. Таких текстов у учителя много. Учащимся даётся задание прочитать текст без ошибок, целыми словами, с опорой на ударение, найти трудные для прочтения слова, разделить их дополнительными пометами, подготовится читать выразительно, с последующим пересказом, озаглавить текст и т.д. При этом строго учитываются возможности каждого ученика.

Очень важная форма работы в развивающем обучении – поиски закономерностей. Необходимо вводить её с первых же уроков. Так постепенно будет складываться опыт рассматривания одного и того же объекта с разных точек зрения, опыт установления всех возможных связей, которые создают данный объект или явление. Например, на с.14 “Азбуки” (Нечаева Н. В.) нарисованы шар, пожар, муха, комар. Под ними написаны названия этих предметов с пропусками известных детям букв а, у.

Задание: “Вставь пропущенные буквы. Зачеркни слово, которое не рифмуется с другими словами. Что ты можешь рассказать об этом слове, об этом предмете? и т. д. Ребёнок от узнавания наглядного образа – рисунков предметов переходит к анализу их названий – слов на уровне такой абстракции, как звук. Фонетический анализ слов подскажет, какие буквы надо вписать и что не рифмуется слово “муха”. Об этом слове можно сказать, что оно состоит из четырёх букв: две обозначают согласные звуки, две – гласные. Затем ребёнок возвращается к рисунку мухи, чтобы рассказать всё, что он знает об этом насекомом. Данное задание позволяет учащимся работать на высоком уровне трудности, но вполне им доступном.

Ещё одна из форм работы – это разыгрывание пантомим, с постепенным включением высказываний школьников. Дети учатся владеть своим голосом, жестами, мимикой. Это происходит благодаря страничкам “Театр” в Азбуке. Необходимо пробудить у детей потребность в общении, вызывать у них интерес к собеседнику, желание поделиться своими мыслями, чувствами.

В процессе работы на данном этапе важно учитывать следующее:

  • учитель должен выдерживать паузу, не надо торопить детей с ответами;
  • постепенно научить учащихся слушать друг друга;
  • стараться начинать выполнение задания с самостоятельной работы с последующим обсуждением, первым привлекая слабого ученика;
  • учитель и ученики должны на равных участвовать в решении проблем;
  • регулярно читать детям и призывать к этому родителей.

Дидактическая система развивающего обучения Л. В. Занкова особенно актуальна сегодня, в период развития инновационных технологий в образовании.

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.

Тема урока. Слог. Деление слов на слоги.

Задачи урока.

  • Ввести понятие “слог” опираясь на наличие гласных звуков в слове.
  • Учить ребят делить слова на слоги, различать гласные и согласные, стимулировать поисковую деятельность детей.
  • Развивать у детей умение доказывать, рассуждать; воспитывать интерес к чтению.

Оборудование. Учебник “Азбука” (авт. Н. В. Нечаева), касса букв и слогов, слоговая таблица, пособие “Я читаю?” (авт. Н. Нечаева).

I. Организация класса

– Сегодня такое чудесное осеннее утро. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Я очень рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу.

II. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы начнем работу над важной и интересной темой. Что это за тема вы скажите мне сами. Поможет зам в пути наша гостья — Красная Шапочка.

(На доске – иллюстрация с изображением Красной Шапочки).

– Кто из вас знает автора этой сказки?

– Верно, автор – Шарль Перро.

III. Работа над темой

1. Тренировочные упражнения.

– У нашей гостьи в кармашке множество интересных заданий. Для того чтобы мы смогли отправиться в путь, нужно решить такие грамматические задачи.

Задача 1. Даны все изученные буквы, надо их распределить на две группы.

На доске буквы из кассы букв: а и й л м н о р у ы э

– Какие варианты у вас получились? (Это две группы: гласные и согласные.)

– Давайте расставим отдельно гласные и согласные. (Вызвать слабых учеников.)

– Чем гласный звук отличается от согласного? (Ответы детей.)

Задача 2.

Работа со слоговой таблицей. На доске:

– Красная Шапочка приготовила небольшой конкурс. Он называется: “Кто больше?” Нужно составить как можно больше слов из данных букв и слогов.

лунаналимНика
лимонРомани т.д.

– Молодцы! А теперь немного отдохнем.

2. Дыхательные упражнения.

– Встаньте; распрямите плечи; положите руку на брюшной пресс; сделайте глубокий вдох; на одном выдохе каждый кратко произнесите точное количество звуков:

IV. Открытие нового знания

– Идем мы с Красной Шапочкой дальше в город “Знаний”, По пути мы должны сделать “открытие”, чтобы получить волшебный ключик от замка в наш город. Поможет нам решить эту задачу “Азбука”.

– Рассмотрите буквы в таблице Что можете сказать? (Мнения детей.)

– Букв в каждой строчке дано много – из них можно составить слова. Попробуйте составить слова из букв первой строчки. (Не получается.)
– Почему? Ведь здесь пять не повторяющихся букв. (Дети спорят.) Обратитесь к третьей строчке. Что заметили?

Милапила
Лапаи т.д.

– Почему в этом случае вы смогли составить слова? Какой вывод можно сделать? (Слова не могут состоять из одних согласных букв, кроме слов-помощников: В, С, К. В словах обязательно должны быть гласные.)

– Молодцы, ребята! “Открытие” сделано, значит, ключ наш. Входим в город “Знаний”, но сначала отдохнем.

V. Физминутка

Поработали мы дружно,
А теперь поспать нам нужно.
Тише-тише, Тишина
В нашу комнату вошла.
Деткам снится сладкий сон,
Нравится ребятам он.

VI. Открытие нового знания (продолжение)

Вот мы с вами, ребята и в Городе Знаний. Наши открытия еще не закончились. То-то удивится Красная Шапочка!

– Кто прочитает слово вверху странницы? (Слог.)

– Сейчас мы узнаем, что это слово обозначает.

– Составьте слова из букв Р Л М Н. У вас не получилось? Почему? (Здесь нет гласных.)

– А теперь составьте слова из букв У Л Н А. (Луна.)

– Какой вывод можно сделать? (Есть гласные, есть слово.)

– На сколько частей распалось каждое слово? (Сколько гласных, столько частей.)

– Подумайте, почему. Такие части называются слогами. Правильно, ребята, сколько в слове гласных, столько и слогов. Выучим небольшое стихотворение, которое приготовила для нас Красная Шапочка.

VII. Физминутка

Сколько в слове гласных –
Столько и слогов,
Это знает каждый
Из учеников.

VIII. Открытие нового знания. Деление слов на слоги

– А Красная Шапочка приготовила новое задание. Подчеркните простым карандашом слова, а слоги дополните до слов:

УМ РО МИ ОН МИР МНО НИ (РОЛИ, МИЛА, МНОГО, НИНА)

– Определите, сколько в данных словах слогов. Докажите почему.

– По слогам переносятся слова с одной строчки на другую

– Разделите слова для переноса: луна, малина, лимон, налимы. Поставьте в словах ударение. Кроме того, со слогами можно играть.

– Мы должны помочь Красной Шапочке дойти до бабушки. Для этого нужно разгадать ребусы:

– Молодцы, ребята! Теперь Красная Шапочка отправится к бабушке, а мы немного почитаем.

IX. Дополнительная часть

Мирон
Минин
Ирина
Минина
Марина
Минина
Анна
Ларина
Роман
Ларин
Иван
Ларина

Хоровое и индивидуальное чтение столбиков.

– Что заметили? (Все слова написаны с большой буквы.)

– А еще? (Это две семьи, здесь имена и фамилия.)

– Как можно распределить эти слова на группы? (Имена — фамилии; семьи)

X. Итог работы

– Всем спасибо, ребята! Вы сегодня – молодцы! А кого бы вы хотели отметить из ребят? Что вам запомнилось больше всего?

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у детей с нарушением речи

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 18.05.2017 2017-05-18

Статья просмотрена: 460 раз

Библиографическое описание:

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у детей с нарушением речи / А. В. Касьянова, Е. Б. Дьяконова, С. В. Шевченко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43472/ (дата обращения: 07.01.2021).

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребенка речи. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком лепетно, с очень искаженным, неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает лишь постепенно. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со 2–4 недели от момента рождения, в 7–11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи. К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав). Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения. К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Однако речь их несовершенна в фонетическом отношении. К началу четвертого года жизни ребенок при благоприятных условиях воспитания усваивает звуковую систему языка. Значительная часть детей овладевает многими звуками, совершенствуется словопроизношение. Речь ребенка становится понятной для окружающих. Вместе с тем в речи детей имеется еще ряд несовершенств. В речевых нарушениях детей наблюдаются индивидуальные различия. Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни — поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе.

В настоящее время в школу приходит большое число первоклассников, уровень готовности которых к обучению чтению и письму не позволяет им успешно обучаться по существующим ныне программам. Обучение этих детей без внесения существенных изменений в методику приводит к возникновению нарушений чтения и письма, которые являются одной из основных причин неуспеваемости младших школьников.

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Для успешного усвоения школьного курса родного языка у ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы как: звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика.

Начальное школьное обучение русскому языку, с одной стороны, продолжает развивать и совершенствовать речевые навыки (диалогическую и монологическую речь), которые ребенок приобрел до школы, а с другой, предусматривает усвоение некоторых элементов грамматической теории и формирование нового для детей вида речевой деятельности — письменной речи. Овладение элементарными навыками письма и чтения осуществляется в процессе обучения грамоте.

Процесс овладения грамотой — это сложный психофизический процесс, который определяется наличием у ребёнка некоторых специальных навыков. Нарушение процесса овладения грамотой может быть обусловлено разными факторами, но особое влияние оказывают нарушения произносительной стороны речи, следовательно, чтобы успешно скорректировать нарушения процесса овладения грамотой, необходимо избавиться или свести к минимуму все нарушения произносительной стороны речи.

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной. Письмо — это вид речевой деятельности, основой которого является устная речь. Первостепенное значение для овладения чтением и письмом имеет осознание собственной речи и овладение ею. На ранних этапах развития устной речи формируются практические знания о звуковом и морфологическом составе слова, которые впоследствии, при переходе ребенка к обучению грамоте и правописанию, способствуют осознанному их усвоению.

Четкость фонематического восприятия, хорошее звукопроизношение, сформированность фонематического анализа и синтеза являются основой грамотного письма и чтения. И, наоборот, чем беднее процесс формирования речи, тем хуже овладевает ребенок письменной речью. В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Дисграфия (нарушения письма) и дислексия (нарушения чтения) возникают, как правило, у детей с низким уровнем речевого развития. Такие дети недостаточно различают на слух фонемы, близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Кроме того, владея крайне ограниченным словарным запасом, ребенок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. Возникают трудности и при усвоении правил правописания, так как ребенок не слышит всех изменений звука при грамматическом изменении слов, не делает необходимых обобщений и не чувствует связи слов. Ошибки возникают и при чтении: дети путают буквы, пропускают согласные при стечении, переставляют слоги, читают по догадке. Недостатки физического слуха становятся причиной недостатков письменной речи. Даже минимальное снижение слуха будет создавать сложности в овладении письменной речью: письмо и чтение требуют высокой степени развития фонематического восприятия, которое, в свою очередь, может нормально развиваться только на базе хорошего физического слуха.

Развитие фонематического слуха, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Самой первой задачей обучения грамоте является развитие у детей фонематического слуха, то есть умения различать не только звуки нашей речи, но и качество звуков (твердые и мягкие, звонкие и глухие, слитные и простые согласные, основные и йотированные гласные). Логопеду надо выработать у детей умение производить анализ слова, то есть разлагать его на слоги, а слоги на звуки. Также в подготовительной группе решаются следующие задачи: учить производить анализ синтез предложений разной конструкции, познакомить со всеми буквами русского алфавита, научить выкладывать слова из букв разрезной азбуки и т. д.

Однако научить ребенка различать на слух только изолированно произносимые звуки — этого недостаточно. Он обязательно должен научиться «чувствовать» эти звуки и в составе слова. Поскольку это необходимо как для правильного употребления их в устной речи, так ми для письма.

Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Детям с ОНР, если полная коррекция дефекта не будет осуществлена в дошкольном возрасте, неизбежно грядет серьезные нарушения чтения и письма.

Если в норме чтение первоклассника должно быть плавным, послоговым, то у таких детей чтение бывает замедленным, небуквенным, угадывающим и, естественно, не может обеспечить понимание прочитанного текста.

Письмо детей даже с неярко выраженным ОНР отличается большим количеством ошибок. К их числу относятся:

– Орфографические ошибки — нарушение правил правописания, которые гораздо более многочисленны и стойки, чем у детей с нормальным речевым развитием;

– Графические ошибки — замены прописных букв по зрительному сходству (И — Ш, П –Т, Л — М, Б — Д, и пр.);

Читайте также:  Логопедическая неделя в начальной школе

– Специфические фонетические замены — ошибки, указывающие на незаконченность процесса таких акустико — артикуляционных дифференцировок соответствующих звуков (свистящих — шипящих, звонких глухих, мягких — твердых и пр.);

– Искажение слоговой структуры слов — перестановки, пропуски, добавления слов, раздельное написание частей слова и слитное написание двух слов, указывающие на несформированность слогового анализа;

– Грамматические ошибки — недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний и согласование различных частей речи и пр.).

Последние три группы ошибок дополнительно называет специфическими или диагностическими, так как именно они позволяют установить у ребенка дисграфию.

Очевидно, что ведущей задачей логопеда подготовительной к школе группы становиться предупреждение нарушений письма и чтения.

  1. Геда. Н. Как помочь ребёнку овладеть грамотой
  2. Ковригина, Л. В. Введение в логопедическую специальность с основами логопедии: курс лекций: учебное пособие / Л. В. Ковригина; Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск: НГПУ, 2006.
  3. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. фак.: доп. М-вом образования и науки РФ / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; под ред. Л. С. Волковой. — М.: Владос, 2010
  4. Парамонова Л. Г. Логопедия./ Л. Г. Парамонова — СПб.: Речь, 2004.

Обучение детей грамоте – методы и приемы

Обучение грамоте – это метод, с помощью которого развивается навык письма и чтения. Обучение детей грамоте можно осуществить только если у них хорошо развит фонематический слух и восприятие.

  1. Основы развития речи
  2. С чего начинать обучение грамоте?
  3. Методы обучения грамоте
  4. Задачи обучения грамоте
  5. Игровые ситуации в обучении грамоте
  6. Дидактические игры в обучении грамоте
  7. Содержание занятий по обучению грамоте
  8. Приёмы обучения грамоте
  9. Составляющие грамматически правильной речи
  10. Речевая среда как средство обучения грамоте

Основы развития речи

Основой для обучения может быть общее речевое формирование детей.

Поэтому во время подготовки к обучению нужно формировать речь школьников еще в детском саду. Нужно формировать связность их речи, пополнять их лексический запас, развивать грамматику и звуковую культуру.

Согласно исследованиям, школьники с хорошо сформированной речью успешно осваивают грамоту и все другие школьные предметы.

Очень важно, чтобы развивалось элементарное осознание собственной и чужой речи. Предметом внимания детей является сама речевая активность. Развитие речевой рефлексии и произвольности речи – это очень важный аспект подготовки к изучению письма.

Это качество – важная часть психологической подготовки ребенка к обучению. Стоит отметить, что сознательность и произвольность речевых высказываний – это психологическая основа для развития навыков письма. Поэтому, когда идет развитие рефлексии и произвольности устной речи, это помогает в последующем изучить речь письменную.

Показателями того, что у ребенка есть определенный уровень осознания речи и готовность обучаться грамоте – это наличие следующих навыков: нужно сосредоточить внимание на том, чтобы решалась вербальная задача. Нужно преднамеренно продуцировать свою речь, выбирать языковые инструменты для того, чтобы решать вербальные задачи. Также нужно размышлять о том, какие варианты для ее решения можно выбрать. Также нужно давать оценку того, как выполняются вербальные задачи.

С чего начинать обучение грамоте?

Л.С. Сильченкова считает, что начинать изучение грамоты необходимо в тот период развития, когда начинают созревать психические функции. Процесс обучения будет эффективен только в том случае, если будут учитываться особенности ребенка, связанные с его возрастом, а также его индивидуальные возможности, которые определяются речью, восприятием, мышлением и памятью

Необходимо уделить достаточно времени, чтобы формировать речевой слух ребенка. Также нужно вырабатывать способность ребенка запоминать буквенные начертания.

Человеческий мозг, согласно Н.Г. Алтуховой, содержит такие клетки, которые выполняют функцию запоминания начертания буквы, не прилагая при этом каких-либо усилий. Эти же клетки позволяют использовать те буквы, которые человек уже запомнил.

Процесс становления современной методики обучения школьников грамоте имеет богатую историю.

К.Д. Ушинский предложил так называемый звуковой метод изучения грамоты. Он обладал определенными преимуществами и недостатками. Много внимания уделялось тому, чтобы знакомить школьников со звуковыми речевыми аспектами, а также тому, чтобы развивать звуковой анализ.

Согласно П.С. Жедек, существует более совершенная методика преподавания грамоты. Согласно его подходу необходимо делить слова на отдельные слоги. А каждый слог можно также разделить на отдельные звуки.

При этом звуки, которые выделяются, нужно обозначать с помощью печатной буквы. И после этого нужно читать написанное слово. Но и этот подход не раскрывает механизм процесса чтения, того момента, когда отдельные звуки сливаются в слоги.

Еще одна методика была разработана В.А. Кирюшкиной и другими исследователями. Они основали свой подход на анализе звучания речи. В этой системе новой является иная последовательность того, в каком порядке изучаются буквы и звуки. Буквы и звуки изучаются в том порядке, который основан на частотности использования их в родном языке. Сначала изучаются наиболее часто встречающиеся звуки и буквы, и затем в порядке убывания.

А.А. Назаренко также предлагает интересный подход, который заслуживает отдельного внимания с нашей стороны.

Школьников нужно обучать методам умственных действий: дети анализируют звуки, занимаются позиционным чтением, опираясь на весь алфавит. При этом нужно следовать соблюдению строгих этапов развития методов чтения.

Важным в этой методики является то, что во время обучения ученики начинают владеть сначала количественным, а затем уже качественным звуковым анализом слов.

Проанализировав программу, мы поняли, что главное внимание в ней должно быть уделено звуковому строю слова, развитию способности проводить звуковой анализ, в последующем обучать детей грамоте в школе.

Методы обучения грамоте

Сегодня существует множество различных программ, содержание которых имеет существенные отличия. Поэтому и требования к подготовке детей зависят от того, предусмотрено ли обучение детей основам грамоты и с какого возраста предполагается это делать.

При этом существует множество фактов, которые позволяют выделить определенные направления в обучении грамоте детей младшего школьного возраста. Известны закономерности, работающие в области обучения чтению и письму.

Существуют различные опробованные методики учебного процесса. Были получены позитивные результаты применения этих методик, существенно повлиявших на интеллектуальное и речевое развитие школьников. И вот эти направления работы:

  • нужно познакомить ребенка со словом: он должен научиться выделять слова, как самостоятельную единицу речи;
  • познакомить детей с предложением: дети также должны уметь выделять предложения, как речевые единицы;
  • познакомить с тем, каков словесный состав бывает у предложения: дети должны научиться делить предложения на слова и составлять из двух-четырех слов предложения;
  • познакомить детей с тем, каково слоговое строение слов: дети могу разделять небольшие слова на слоги и составлять из разных слогов слова;
  • познакомить детей с звуковым строением слова, нужно развивать их способности анализировать звуковой состав слова, определять количество звуков, их последовательность, составлять слова с заданными звуками, понимать смыл фонемы.

Главную роль играет развитие способности детей анализировать звуковой словесный состав. И как мы уже писали об этом выше, процессы письма и чтения – это процессы перевода устной речи в графические изображения и наоборот.

Задачи обучения грамоте

Главные задачи при обучении школьников грамоте:

  • обучить школьников писать и читать, дать им базовые представления о том, что такое речь, язык и литература;
  • обогатить кругозор у школьников;
  • активизировать их письменную и устную речь;
  • формировать их интеллектуальную активность, помочь ребенку позитивно относиться к обучению;
  • формировать психические и физические процессы, которые позволяют эффективно изучать письмо и чтение.

Изучение грамоты подразумевает использование двух процессов: синтез и анализ.

Также нужно развивать навыки слушать и говорить. Во время уроков нужно изучать такие понятия, как слова, гласные, предложения и ударения. Школьники учатся подбирать такие слова, которыми можно обозначать предметы на рисунке.

Также можно называть одни и те же предметы с помощью разных слов. Можно учить детей рисовать словесные схемы, учить их составлять предложения, опираясь на картинки, изображать предложения в виде схем.

Процесс обучения грамоте – это важная часть формирования и развития речи. Это подразумевает то, что во время обучения грамоте нужно выделять разные направления формирования детей:

  • нужно овладеть основами грамоты;
  • нужно развить способность слушать и говорить;
  • нужно пополнять лексический словарь школьников;
  • нужно развивать их навыки работы с орфографией и пунктуацией;
  • нужно формировать пунктуационную и орфографическую зоркость;
  • нужно обучать детей понимать и анализировать тексты разного типа;
  • нужно помогать детям получать новые знания о родном языке и систематизировать их;
  • нужно раскрывать для школьников все богатство родного языка и его красоту;
  • нужно развивать у школьников чувство языка.

Во время обучения письму дети учатся анализировать образы букв, графические знаки, входящие в состав букв. Также они учатся сопоставлять одни звуки с другими, писать разные буквенные элементы, соединять слова в предложение, списывать их с образца.

Игровые ситуации в обучении грамоте

Грамота для школьников достаточно сложна для восприятия. Ребенку довольно сложно воспринимать абстрактные понятия, которые нельзя встретить в реальном мире.

Игровой подход – это лучший способ решить эту проблему. Благодаря игре даже самые сложные вещи можно сделать доступными и простыми. Игра не может появиться сама по себе.

Игровые ситуации побуждают каждого игрока использовать свои коммуникативные навыки и способности для достижения игровой задачи. Это помогает формировать интеллект и сенсорику. С помощью игр можно помочь детям усвоить лексические и грамматические категории родной речи.

Также игры помогают закреплять и уточнять полученные речевые знания. От того, насколько школьник будет хорошо владеть грамотой, зависит его успех в дальнейшем обучении в школе. Причем это касается не только письма и чтения, но и всех других предметов.

Дидактические игры в обучении грамоте

Изучение грамоты проходит постепенно с помощью дидактических игр. Это позволяет решить следующие задачи:

  • нужно познакомить школьников с тем, что такое звук и слово;
  • нужно формировать их фонематический слух;
  • нужно научить детей делить слова на отдельные слоги;
  • нужно обучить детей правильно расставлять ударение в словах;
  • нужно научить детей анализировать звуковой состав слов;
  • нужно научить определять гласные и согласные, твердые и мягкие;
  • нужно познакомить детей с термином «предложение» и с его структурой;
  • нужно научить детей читать и писать.

Современные подходы к изучению грамоты опираются на методику, разработанную К.Д. Ушинским более века назад.

Эта методика предполагает, что школьники будут знакомиться со звуками, выделяя их из живой речи. Сначала осваиваются гласные. Задания нужно делать все более сложными постепенно. Звук нужно определять сначала в односложных словах. Затем используются двусложные слова. А уже затем и многосложные.

После изучения наиболее часто встречающихся в речи гласных звуков осуществляется переход на менее общеупотребительные. И только после этого нужно перейти к усвоению согласных звуков. К.Д. Ушинский считал, что обучить школьников определять согласные внутри слов – это очень трудная, но необычайно важная работа. Именно она является важнейшим ключом для освоения чтения.

Содержание занятий по обучению грамоте

Занятия нужно проводить так, чтобы поддерживать высокий уровень мотивации у школьников. Вступительная часть позволяет задать атмосферу занятия. Нужно настроить школьников на то, что сейчас они будут познавать что-то новое, то, что им будет очень интересно. Важно вызывать у детей желание принимать участие во время занятий.

Занятия могут быть следующих типов:

  • рассказ тематического стихотворения;
  • разгадывание загадок;
  • совместное рассматривание иллюстраций.

Педагог может начать со следующих слов: «Дети, сейчас мы с вами обсудим, что такое слово. Послушайте немного стихотворение и поддержите меня».

А закончить задание можно следующими словами: «Вы такие молодцы! Сумели разгадать все загадки! И все ответы были правильными. А вы поняли, чем эти слова похожи друг на друга? Давайте теперь сыграем. Я буду называть слово. Если оно начинается также, как и отгадка, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если же нет, то ничего не делайте».

Чтобы дети заинтересовались, можно всем парам выдать набор из карточек. Дети должны будут называть то, что на них изображено. А воспитатель спрашивает детей, какой первый звук в этом слове. Можно ли разделить эти слова на две группы?

Например, в одну группу размещаются короткие слова, а в другую – длинные. Потом нужно проверить, как дети справились с этим заданием.

Чтобы школьникам с самого начала было интересно, можно включить в работу иллюстрации.

Например, можно использовать какой-нибудь сюрприз. Также можно театрализовать рассказ. Детям очень нравятся подобные мероприятия. Также они любят участвовать в создании новой сказки.

Подготавливаясь к занятию, педагог должен проявить большую скрупулёзность. Если материал будет подан неправильно, это приведет к сложностям в дальнейшем обучении. Если тщательно планировать каждое занятие, педагог может избежать множества ошибок. Разрабатывая конспекты уроков, нужно достаточно много планировать.

Но сегодня в образовательных учреждениях предлагают часто применять технологические карты.

Приёмы обучения грамоте

Во время занятия, педагог должен стремиться так применять разные приемы, чтобы дети меняли виды деятельности. Нужно разнообразить и форму подачи новой информации. Обсудим несколько приемов:

  • кольца Луллия: это интересное средство, которое позволяет формировать интеллектуальные способности школьников и их творческие порывы. Есть много разных материалов, как можно использовать это приспособление.
  • чтобы обучать школьников грамоте, можно также сделать кольца Луллия, и на одно из них поместить буквы, а на второе – предметы, названия которых начинаются с этих букв. Дети должны правильно соединить буквы и подходящие для них изображения.

Этот интересный прием помогает увлечь детей, создать атмосферу непринужденности, помочь им воспринимать новый материал.

Изучая с детьми буквы, можно помогать им лучше усваивать новый материал. Для этого нужно обыгрывать эти буквы в разных заданиях творческого типа. Например, можно нарисовать букву и украсить ее с помощью разных узоров.

Также можно вылепливать буквы, шить для них платья, выкладывать буквы из гороха или из пуговиц. Их можно рисовать на песке, складывать из палочек и других доступных детей материалов.

Также нужно проверять знания детей с помощью проверочных материалов.

Упражнения, которые включаются в эту работу – материал с изображением предметов для изучения гласных. Школьники соединяют букву и предмет, который содержит в своем названии эту букву. Для слов можно также рисовать схемы, изображая количество слогов и ударные слоги.

Составляющие грамматически правильной речи

Во время занятий также детей нужно учить анализировать звуковой и буквенный состав слов.

Грамматически верная речь включает в себя следующие составляющие:

  • нужно создать для детей эффективную речевую среду, которая содержит много речевых образцов;
  • нужно повышать речевую культуру окружающих ребенка людей;
  • нужно специально изучать с детьми сложные грамматические формы, чтобы не допустить развитие ошибочного их употребления;
  • нужно формировать грамматические навыки;
  • нужно исправлять грамматические ошибки, которые допускает ребенок.

Если грамотно организовать речевое пространство для школьника, это окажет очень мощное влияние на него. Это позволит формировать познавательные отношения ребенка, развивать у него основные представления о русском языке и речи.

Поэтому необходимо организовать речевое пространство и уделить этому приоритетное внимание.

Речевая среда как средство обучения грамоте

Речевое пространство – это очень широкое понятие, которое состоит из множества компонентов. Сюда можно включить разные образцы речи, которые доступны для восприятия детьми. При этом говорить вокруг могут не только люди, но и может звучать радио и телевидение.

Л.П. Федоренко считает, что речевая среда может играть развивающую функцию. Он считает, что это позволяет активизировать речевые коммуникации. И эта среда позволяет раскрыть полностью речевой потенциал школьника. Но такая среда не может возникнуть спонтанно. Она появляется в результате целенаправленных усилий.

Автор считает, что существует две составляющие речевой среды: это естественная среда коммуникаций, а также общение с другими детьми. Вторая составляющая – искусственно созданная речевая среда.

Свободная среда – это общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Она возникает естественным путем во время разных режимных моментов. Но ее можно использовать для достижения максимального эффекта.

Искусственная среда – это речевое пространство, которое целенаправленно организует воспитатель для достижения поставленных задач. Для этого нужно использовать определенные методики.

Можно даже разработать центр коммуникаций. Он будет состоять из следующих элементов:

  • театры;
  • различные наглядные пособия;
  • книжные полки.

Используемые пособия могут быть такими:

  • дидактические игры настольного типа;
  • альбомы по звукопроизношению;
  • иллюстрированные материалы;
  • картины.

При этом все используемые материалы нужно подбирать так, чтобы они совпадали с возрастными особенностями школьников.

Н.К. Усова также подробно изучала эту тему. Она писала, что сотрудники детского сада должны организовать такую речевую среду, которая бы помогала детям активно развивать грамотность своей речи.

Речевая среда должна создаваться так, чтобы у школьников были лучшие условия для развития грамотности речи. При этом развиваться речь детей должна не только во время занятий, но и при самостоятельном времяпрепровождении.

Ссылка на основную публикацию