Театральные игры и их роль в коррекции связной речи

Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста Презентация для воспитателей Автор: – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемГеннадий Пинжаков

Похожие презентации

Презентация по предмету “МХК, ИЗО, Черчение” на тему: “Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста Презентация для воспитателей Автор:”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста Презентация для воспитателей Автор: Макарова Валерия Николаевна музыкальный руководитель МДОУ «Д/с 106 г.Магнитогорск

2 Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты. К.С.Станиславский

3 Модель развития речевой активности дошкольников

4 Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

5 Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе.

6 В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

7 Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Связная речь Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.

8 ТЕАТРСКАЗКА Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. С целью развития связной речи дошкольников используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. ИГРА

9 На что направлена театрализованная деятельность? На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций; На развитие мышления, воображения, внимания, памяти; На развитие фантазии; На формирование волевых качеств; На развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникатив- ных, организаторских, двигательных и т.д.)

10 Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка Театрализованная игра: Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства(динамику, темп, интонацию и др.); Совершенствует артикуляционный аппарат; Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

11 Анкета Игра «Как вести себя в театре?» Беседы Совместная деятельность с детьми в режимных моментах Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность детей ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

12 ФОРМЫ РАБОТЫ с родителями Родительские собрания Консультации Стенд для родителей

13 Речь ребенка и различные виды театра Пальчиковый театр *Способствует развитию речи, внимания, памяти; *формирует пространственные представления; *развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; * повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

14 Стимулировани е кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития

15 Театр картинок и фланелеграф Развивают творческие способности; Содействуют эстетическому воспитанию; Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

16 Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

17 Вязаный театр Развивает моторно- двигательную, зрительную, слуховую координацию; Формирует творческие способности, артистизм; Обогащает пассивный и активный словарь

18 Конусный, настольный театр Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью; Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

19 Театр-топотушки Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие; Знакомит с народным творчеством; Обучает навыкам общения, игры, счета.

20 Театр на перчатке Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами; Помогает справиться с переживаниями, страхами; Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

21 Театр кукол Би-ба-бо Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.

22 При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча! Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги!

23 Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; Способствует самопознанию и самовыражению личности; Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Игра-драматизация Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.

24 Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра- драматизация

25 Театрализованная деятельность-это… …не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

Использование театральной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Нетесова Лариса Анатольевна, Третьякова Алена Алексеевна

Воспитатель, воспитатель, МБДОУ “Детский сад№242”, Новокузнецк

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Нетесова Л.А., Третьякова А.А. Использование театральной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 07.01.2021 ).

Одним из самых распространённых видов отклонений в развитии у дошкольников является общее недоразвитие речи. В последнее время у таких детей чаще стали выявляться признаки сочетанности нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционной работы, занимаясь не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов. В большинстве случаев у детей с общим недоразвитием речи присутствуют трудности общения с окружающими, что мешает им усваивать и распознавать различные эмоциональные состояния людей. Это ведёт к возникновению у детей закомплексованности, что мешает им в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Одним из таких приёмов является использование театрализованных игр. Театрализованная игра – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству, а также средство организации речевой деятельности детей. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений. Проблема обучения игре отчетливо сформулирована А.В. Запорожцем. В результате психологических исследований практическая педагогика оказалась ориентированной на формирование собственно игровой деятельности у детей раннего возраста.

Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна. Разнообразие видов театрализованных игр, тематики, средств изображения дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности детей дошкольного возраста.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей с общим недоразвитием речи новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

Очевидна взаимосвязь театрализованной деятельности с художественно – речевой деятельностью детей:

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

На занятиях необходимо использовать артикуляционную гимнастику, чистоговорки, скороговорки, речевые игры, игры на координацию движений и речи и т.д. Эти упражнения помогут детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научат точно и правильно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи), а так же помогут развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать его ярче и образнее.

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал у детей с общим недоразвитием речи и дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Таким образом, театрализованные игры обеспечивают гармоничное развитие ребенка. Воспитательные возможности театрализованной игры усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Творческий характер деятельности, реализуемый в театральных постановках, поддержание положительного эмоционального настроя в их ходе, а по окончанию необходимость совершенного владения речью, её выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития способностей детей.

Вся жизнь ребенка насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша говорить, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Театр – это сказка, чудо, волшебство. А сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем.

В повседневной жизни дошкольники с общим недоразвитием речи проявляют больше положительных эмоций. Они не стесняются проявлять инициативу в общении с взрослыми и детьми и испытывают при этом радость и удовлетворение.

Настольный театр «Теремок»

Театр Би-ба-бо «Кот, петух и лиса»

Пальчиковый театр. Игры в свободное время

Инсценировка сказки «Репка»

Список литературы:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  2. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду: Пособие для воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 64 С.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  5. 12. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной — М.: Просвещение, 1968. – 367 с.
  6. 13. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований В.Секачёв, 2002. – 278 с.

Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности».

Опубликовано: 12:27:36 01-10-2017

Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности».

Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.

Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в развитии речи, педагогической деятельности, технологических приёмов.

Цель моего мастер – класса обучение участников мастер – класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста.

  1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
  2. Познакомить с видами театра, научить изготавливать театр на дисках
  3. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов
  4. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.

В результате работы на мастер-классе участники:

  • Узнают формы организации театрализованной деятельности в ДОУ.
  • Познакомятся с разными видами театра
  • Научатся применять полученные знания в практической работе с детьми.

Оборудование:разные виды театров, диски, ножницы, клей, прищепки, картинки смешариков, музыка.

Основные этапы мастер-класса:

  1. Вводная часть. Выступление по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  2. Основная часть. Изготовление театра на дисках и мини-постановка «Смешарики на дороге».
  3. Заключительная часть. Рефлексия.
  4. Подведение итогов.

Ход мастер – класса

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе народного образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театрализованная деятельность это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

При работе с детьми, я поставила перед собой цель: развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Для реализации цели я определила ряд задач:

  1. Совершенствовать речь детей: звуковую культуру речи, интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь.
  2. Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой, ритмопластикой, со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения.
  3. Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развивать психические процессы, умение общаться, развивать уверенность в себе.
  4. Развивать интерес к творческой самостоятельности в организации театрализованных игр: раскрывать творческий потенциал, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, показ сценок, участие в кукольных постановках.
  5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей перед младшими детьми.).
Читайте также:  Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе, тема Звуки В-Вь

Для правильной организации театрализованной деятельности учитываю следующие принципы: 1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

  1. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации образовательной деятельности, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
  2. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
  3. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми. 5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. 6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

В театрализованной деятельности использую такие формы организации

– Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей

– Самостоятельная театрально-художественная деятельность

– Театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях

– Посещение детьми театров

Приемы развития речи:1. Чтение художественной литературы.

  1. Чистоговорки и скороговорки 3. Беседа 4. Упражнения в употреблении речевых штампов 5. Постановка вопроса 6. Дидактический рассказ с инсценировкой
  2. Инсценировка диалога в стихах 8. Режиссерские игры

Классификация театрализованных игр:

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей ; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, и т. д.)

Условно развитие речи можно разделить по этапам в соответствии с возрастом детей.

На 1 этапе (младший дошкольный возраст) основными направлениями являются:

– обучение применению в речи дошкольников речевых штампов («Знакомство», ,«Просьба», «Извинение», «Игра»,

– развитие ЗКР – обучение простейшей драматизации русских народных потешек и сказок.

На 2 этапе (в старшем дошкольном возрасте) основными направлениями являются:

– развитие коммуникативных навыков – совершенствование речевого этикета

– освоение разных видов театрализованной игры – драматизации и режиссерской.

– развитие творчества, импровизации и перевоплощения

– совершенствование диалогической речи

Уважаемые педагоги, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса. А теперь мы приступим к практической части.

«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов)

И сегодня я хочу познакомить вас с многообразием видов театра, которые использую в своей работе с детьми.

театр на дисках вырезной театр

театр би-ба-бо -фланелеграф

теневой театр пальчиковый театр

ложковый театр театр мягкой игрушки

театр в книжке Конусный театр

театр на кухонных лопатках платковый театр Платковый театр

Я считаю, что изготовлением самого простого и доступного театра является изготовление театра на дисках. Есть несколько вариантов театра на дисках : Сделать героев в виде аппликации; нарисовать; вырезать готовую картинку из книжки, журнала ; или найти нужного героя в интернете.

Я предлагаю сделать всех известных героев из мультфильма «Смешарики».

Для этого нам понадобятся диски, клей, ножницы, картинки с героями и прищепки.

Все очень просто: вырезаем, наклеиваем и ставим на прищепках. Вот герои и

готовы, а теперь представление:

Сценарий спектакля по ППД.

ель: пропаганда знаний Правил дорожного движения среди воспитанников детского сада. Оборудование: изображения знака, театр на дисках «Смешарики.»

Под фонограмму песни из мультфильма “Пластилиновая ворона”

Покажем мы вам сказку.

А может и не сказку.

А может быть и мультик.

О правилах движения.

А может поведения

Ребята из дет сада

Пришли вам рассказать.

Историю про девочек,

А может и про мальчиков.

Да, нет же про смешариков.

Что ж приключилось там?

А вы, друзья, послушайте.

А лучше посмотрите.

А мы сейчас расскажем вам.

А может пропоем.

Звучит фонограмма из мультфильма “Смешарики”.

Ведущий: Жили-были Смешарики. Жили они в своём смешариковом лесу. И вот однажды стало им совсем скучно.

Ёж: До чего же скучно, братцы,

Каждый день в лесу слоняться.

Каждый день одно и то же.

Одичаем мы похоже?

Нюша: Где то город. суматоха.

Копатыч: Ну, а мне и здесь не плохо.

Вон, забот невпроворот:

Пчёлы, садик, огород.

Воздух, птички, лес – чудесно

Нюша: Фи! Как всё неинтересно.

Скукотища! Муть лесная!

Всё я в город уезжаю!

Кар Карыч: Это точно! Надо, братцы,

Нам из леса выбираться!

Не надолго, на чуть-чуть

Едем в город отдохнуть.

Ёж: Эй, Смешарики, вперёд!

Город нас к себе зовёт!

Я бегу, встречай, родимый! (Убегает)

Кар Карыч: Не спеши. Необходимо

Знать основы ПДД.

Нюша: Это что за ерунда?

Кар Карыч: Масса правил есть друзья:

Это можно, то нельзя.

Где ходить разрешено,

Ну, а где запрещено.

Город – это не игрушки.

Навострите ваши ушки

И послушайте урок!

Копатыч: Полно, Карыч, мой дружок!

Ты чего пугаешь нас?

Не в лесу же мы сейчас!

(Копатыч кричит из-за кулис)

Ай-я-яй! Какая жуть!

Кар Карыч: Эй, Копатыч, я бегу!

Чем могу тем помогу (Убегает)

Капатыч: Ах, как больно и обидно!

Кар Карыч: А ещё должно быть стыдно!

Нюша: Мы ж в аварию пополи.

Кар Карыч: Ну, кто ж вам виноват?

Уж конечно не водители!

Кар Карыч: Вы же нарушители!

Нюша: Что мы сделали не так! Кар Карыч.: Вот, друзья, пред нами знак.

Этот знак нам говорит:

Пешеходам путь закрыт!

Вы ж помчались по дороге

И … авария в итоге!

Пострадали вы и люди.

Копатыч: Мы не будем.

Нюша: Будем. правила учить,

Чтоб в беду не угодить.

Ёж: А я слушаться не буду

Кара Карыча – зануду.

Мне всё это надоело –

Поучает то и дело!

Я на велике помчуся по дороге настоящей,

И расступятся машины, удивляясь: Кто такой!

И душа моя запляшет, и забьётся сердце чаще,

И колючки засияют вмиг от скорости такой!

Нюша: Ёжик, ёжик ты чего?

Бараш: Твой поступок сей ужасен

И для общества – опасен!

Так себя вести нельзя!

Ёж: В этом городе все злючки.

Поломали мне колючки.

Покатался. Что ж такого?

Ну, не знал я. Ну, чес слово.

Ну, не буду больше я!

Ну, простите же меня!

Копатыч: Что ж, Кар Карыч, делать нам?

Бараш: Нарушенья тут и там.

Нюша: Город – это не для нас.

Ёж: Пропадём, неровен час!

Кар Карыч: Ну, не так всё безнадёжно.

Всё, друзья, исправить можно.

Вам поможем, так и быть.

Будем правила учить.

(песня на мотив «Черный кот»)

Жил да был светофор на углу,

Подчинялись все люди ему.

Если красный горит, все стоят,-

Это знает любой из ребят.

Припев: говорят, не повезет,

Кто на красный свет

А у нас наоборот-

На зеленый только

  1. Рефлексия. Игра «Настроение» При помощи рук и определённых жестов вы покажете своё отношение к занятию. Поднятая вверх одна рука – занятие понравилось. Поднятые вверх обе руки – занятие заинтересовало и подняло мне настроение. Опущенные вниз руки – ничего не изменилось в моём настроении. Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и некоторые из вас способные актёры. До новых встреч!
  2. Подведение итогов

Семинар – практикум для воспитателей«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

  • Социальное развитие (1)
  • Окружающий мир (2)
  • Развитие речи (1)
  • Развитие творческих способностей (2)
  • ПДД (1)
  • Игровая деятельность (2)
  • Интерактивные технологии (2)

Семинар – практикум для воспитателей«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

Цель: повышение профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей в театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме развития речи дошкольников в театрализованной деятельности.
  2. Создать информационное пространство для обмена педагогическим опытом.
  3. Активизировать педагогическое мышление воспитателей, направленное на развитие творчества и профессиональной активности в работе по развитию речи в театрализованной деятельности.
  4. Внедрить полученные знания и навыки в работу педагогов.

План проведения семинара:

  1. Сообщение «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников. (Приложение 1)
  2. Виды театров для разных возрастных групп.(Приложение 2)
  3. Практическая коллективная деятельность. (Приложение 3)

Введение в тему

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет – это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря. Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность дошкольников – это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Актуальность:

Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой.

Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Литература:

  1. Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 24.
  2. Игры и упражнения для развития речи на I этапе коррекционного обучения детей с ОНР. Практическое пособие для логопедов. /Авт. -сост.: Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 192 с.
  3. Калиниченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников: методическое пособие /А. В. Калиниченко, Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.
  4. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.
  5. Кряжева Н. Л., Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с.
  6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 232 с.
  7. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.метод. пособие. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
  8. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л. Театрализованные игры в детском саду. – М.: М.: Школьная пресса, 2003. – 136 с.
  9. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2010. – 266 с.
  10. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду – Мозаика – Синтез, 2008. – 65 с.

Приложение 1

Сообщение

«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность».

Нарушение речевого развития детей рассматривается прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая досталась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Значение театрализованной деятельности

  • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
  • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
  • совершенствует артикуляционный аппарат
  • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
  • улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
  • дети получают эмоциональный подъём
  • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
  • позволяет формировать опыт социального поведения
  • стимулирует активную речь

Содержание деятельности:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Чистоговорки и скороговорки
  • Загадки (с использованием зонта сказочных воспоминаний)
  • Упражнения на воображение
  • Упражнения на имитацию движений
  • Упражнения на активизацию словарного запаса
  • Упражнения на интонационную выразительность
  • Упражнения на формирование разговорной речи
  • Упражнения на речевое дыхание
  • Игры со словами и без слов
  • Игры с пальчиками
  • Хороводные игры
  • Подвижные игры с героями
  • Этюды
  • Инсценирование сказок, потешек, стихов
  • Показ театрализованных представлений

Театрализованную игру исследователь Л. В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве “артиста”, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре “артистами” являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как”сценарист и режиссер” управляет “артистами”

Ребёнок «озвучивая” героев и комментируя сюжет, использует разные средства вербальной выразительности.

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.

Читайте также:  Звук (3), буква З - конспект НОД

Виды театров используемые в работе:

  • перчаточный
  • настольный
  • кукольный
  • пальчиковый
  • на фланелеграфе
  • костюмированный
  • масочный
  • на палочках
  • теневой
  • магнитный

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная ( вербально образный компонент речи) и коммуникативная ( способность к общению, пониманию, диалогу. Всё вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психо-коррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.

Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии, как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.

Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Приложение 2

Виды театров в разных возрастных группах:

1 младшая группа

Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

2 младшая группа

Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.

Средняя группа

Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.

Старшая группа

Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами.

Подготовительная к школе группа

Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.

* Гапит – деревянный стержень.

* кукла-марионетка – приводится в движение с помощью крестовины ВАГИ, к которой на ниточках подвешивается игрушка.

* куклы-люди – ребенок надевает на себя костюм, изготовленный из поролона, обтянутого ткань

* кукла с «живой рукой» – вместо рук куклы руки кукловода в перчатках. Кукла состоит из деревянного стержня, головы из папье-маше. На бороздке, прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм.

Существуют два приёма руководства театрализованной игрой:

  1. Развитие выразительности движения.
  2. Развитие выразительной речи.

Младшая группа

  1. Звукоподражание героям.
  2. Чтение по ролям стихов, потешек, сказок.
  3. Словесная импровизация.
  4. Диалоги с игрушками.
  5. Игры по типу: «Кто позвал?»

Средняя группа

Всё, что в младшей группе, плюс:

  1. Обучение модуляции голоса (тихо – громко, голос козы, волка и т.д.)
  2. Оживление персонажа с помощью волшебной палочки и разыгрывание диалога.
  3. Расскажи скороговорку, чистоговорку (быстро, медленно, тихо, громко).

Старшая и подготовительная к школе группа

Всё, что в младшей и средней группах, плюс:

  1. Упражнения в интонационной выразительности (сказать одну и ту же фразу по – разному:с грустью, с радостью).
  2. Регуляция силы голоса, интонация тембра «Здравствуй» – приветливо; «возьми» – небрежно; «принести» – требовательно).
  3. Упражнение в правильном дыхании.
  4. Ролевые диалоги с фрагментами из сказок («Теремок» – диалог лягушки и мышки и т.д.)
  5. Логическое ударение (Заяц сидел под кустом)
  6. Весёлый ритм (ритм дождя, барабан, цокота и т.д.)
  7. Этюды (неодушевлённых и одушевлённых предметов).

Книги и статьи по логопедии

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Театрализованная игра как средство коррекции детей с общим недоразвитием речи.
Этапы и направления работы.

Петрова Е.С., ГДОУ № 47 Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга, учитель-логопед высшей категории

-Позвольте Вас спросить, как давно Вы были в театре? На этой неделе? В том году? Во время медового месяца или, может быть, только в детстве, когда заботливая мама сама брала Вас за руку и вела на детский утренник в ближайший театр (если он был в вашем населённом пункте)? К большому сожалению, таких заботливых мам не становиться больше год от года (хотя бы потому, что работать им приходится всё интенсивнее), да и билеты в театр нынче “кусаются”. Поэтому не удивительно, что среди воспитанников логопедической группы старшего возраста, где я имела честь преподавать года три назад, на вопрос, заданный Вам в начале моей повести, абсолютное большинство ответило отрицательно (т.е. совсем никогда!). Надо добавить, что эти дети родились и растут в Санкт-Петербурге, где в театрах, как Вы понимаете, нет недостачи.

Почему я говорю о театре? Потому что с тех пор наши дети “бывают в театре” как минимум три раза за год, приходя в гости друг к другу на спектакли. И потому, что считаю использование театрализованной деятельности в детском саду и, особенно, в логопедических группах – оптимальным решением. Сам термин “оптимизация” (найден в экономико-математическом словаре) имеет значение:

“ ОПТИМИЗАЦИЯ — в наиболее общем случае: выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных”.

Я думаю, что в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), этим вариантом и будет театрализованная деятельность.

Основными недостатками, мешающими обучению детей с ОНР, являются – плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Нашим деткам тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая проявления эмоциональной сглаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии (что, кстати, в немалой степени зависит от личности педагога).

Итак, целью использования нами театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Вот лишь некоторые из задач, которые мы успешно можем решить в ходе работы над театрализацией:

  1. Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков)
  2. Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков
  3. Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи
  4. Совершенствование монологической и диалогической форм речи
  5. Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Давайте представим нашу работу в виде пирамиды, где основанием является сам ребёнок, а вершина – то, чего он может достичь. Каждая грань – это педагоги и специалисты, воздействующие на него. Чем слаженнее их работа, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Ведь сказка – это не цель, а лишь средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих перед педагогами.

С чего же начать педагогу, решившему заняться вплотную театрализованной игрой с детьми, имеющими ОНР? Естественно, как и в настоящем театре, с выбора произведения. Это самый ответственный (т.к. от выбора произведения зависит успех постановки), но, в то же время, самый простой шаг – ведь существует “Программа …”, где определён круг художественных произведений соответственно возрастной группе.

Этапы работы: (привожу на примере сказки “Волк и семеро козлят”, старшая группа)

  • 1. ознакомление с произведением, распределение ролей (учитывая возрастную категорию): для старших детей – обязательно считаясь с личными пожеланиями.
  • 2. обогащение словаря, по данной и смежным темам (- дикие и домашние животные и птицы, детёныши животных, время года, продукты питания, семья)
  • 3. разучивание текста, “подгонка” роли под определённого ребёнка (замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение фраз). Это нельзя делать, когда читаем произведение целиком.
  • 4. изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации), по мере возможности самими детьми, с учётом возрастной группы, привлекая родителей.
  • 5. подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению ( под бубен выходит петух, а под колокольчик – коза, обязательно обсуждаем, звучание какого инструмента подходит тому или иному герою)
  • 6. репетиции с использованием мимики, жестов, походки (сначала индивидуально, затем в малых группах, и только как заключительный момент – общая игра-драматизация)

  • Физкультурный руководитель – физические характеристики героев (пластичность, походка, общая координация) закрепляемые в подвижных играх.
  • Музыкальный руководитель – работа с голосом (определение нужной высоты и тембра для каждого из героев); подбор соответствующих характеру и темпераменту действующего лица музыкальных отрывков; ритмические упражнения с переключением внимания (“как только зазвучит эта музыка, вы превращаетесь в …..”); прослушивание с детьми мелодий и обучение их самостоятельному музыкальному сопровождению.
  • Воспитатель – это прежде всего чтение худ.литературы; обогащение словаря; ИЗО –деятельность( цвета, формы, тактильные ощущения, лепка и рисование, аппликация и вырывание по контуру из бумаги); развитие мелкой моторики ( пальчиковые игры и речь с движением- это ведь как спектакль в миниатюре)

И, наконец, самое глобальное направление работы, логопедическое:

  • артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах: “ покажите, как волк скалит клыки”, “как дышит собачка, высунув широкий язычок”)
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности ( в младшем возрасте начинаем со звукоподражаний)
  • логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша “речь с движением”, совсем не простой вид заданий, особенно в младшем возрасте)
  • Коррекционно-развивающие игры на:

– развитие памяти с расширением словарного запаса – “какая бывает коза…” (по кругу подобрать и запомнить определения); загадали загадки – припомнили отгадки, провели “ 4-й лишний” по отгадкам;

– слуховое восприятие – “узнай по описанию героя сказки”, “ нарисуй по описанию”, “ здесь что-то не так”- небылицы;

– логическое мышление “что сначала, что потом” (коза или козлёнок);

– ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов “коза-козлёнок, петух – …”;

– грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);

– звуко-слоговую структуру (“прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса”) ;

-воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы; “ продолжи красиво ….”, “капельки росы сверкают на солнце, как….”;

-развитие мелкой моторики (пальчиковые игры + театр теней)

– лексику (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря)

  • упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы ( т.е. психогимнастика на материале любой лексической темы: “ты – козлёнок, заблудившийся в лесу”, “ покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись”, “ разбили любимую чашку”… или “ лось, важно ходит по лесу; белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы…”. Очень трудно научить наших детей передавать мимикой эмоции, которые они на самом деле не испытывают в данный момент – страх, боль, испуг, сострадание, гордость.
  • театральные этюды ( схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом –“ где мы были, мы не скажем, а что делали –покажем”)
  • игры – драматизации (в них главное – свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе)

Как Вы, надеюсь, понимаете, вся эта кропотливая работа является “работой” только для нас – взрослых, а для детей это, прежде всего ИГРА. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогами, то потом она, что называется “выходит из берегов” и становится самостоятельной деятельностью детей (роли разыгрываются прямо в кукольном уголке, песни из спектаклей поются и на прогулке и в спальне).

И, напоследок, хочется сказать, что мы – не боги, и дети наши очень индивидуальны и непросты. Но, может быть, когда-нибудь они станут настоящими артистами и народными любимцами и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а это будет, пусть маленькая, но и наша с вами заслуга.

Использованная литература.

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.

Театрализованная деятельность как средство социализации и коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников

Хорошо развитая речь служит полноценным средством общения и развития личности. В настоящее время одной из актуальных проблем является рост количества дошкольников с патологией речи. Одним из наиболее распространенных нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР) ІІІ уровня. Это расстройство характеризуется недоразвитием фонематических и лексико-грамматических средств языка. Следовательно, проблема коррекции общего недоразвития речи у дошкольников на сегодня является злободневной и практически востребованной.

Вопросы общего недоразвития речи и его коррекции у старших дошкольников рассматривались в научных исследованиях таких ученых, как Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская.

Изучение детей, имеющих общее недоразвитие речи, и накопленный опыт их обучения и воспитания убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости дальнейшего их изучения, совершенствования и детализации средств, используемых в логопедической практике.

Одним из средств, широко используемых в логопедической практике в работе с дошкольниками с ОНР, является театрализованная деятельность, способствующая развитию лексико-грамматического и фонематического строя речи, ее связности. Данная деятельность направлена в большей степени на формирование внутренней мотивации речевого высказывания, освоение средств выразительности речи (Л.В. Макаренко и др.).

Исследователи в области развития коммуникативных навыков отмечают, что дошкольный возраст поддается влиянию театрализованной деятельности за счет ведущего вида деятельности – игры. Эмоционально-волевая сфера детей готова воспринимать игру как реальность, проигрывание ролей взрослых, знакомых ситуаций, любимых персонажей сказок и литературных героев – все это положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка и на всестороннее развитие в целом [1].

Детская игра открывает волшебный мир театра, который так красочен и ярок, дети этого возраста очень впечатлительны, поэтому этот вид жанра становится очень результативный средством развития общения. Исследователь Л.А. Макаренко [2] считает, что театрализованная деятельность способствует развитию основных мыслительных способностей ребенка, учит ребенка анализировать, сравнивать, сопоставлять, ребенок учится делать выводы и обобщать. Театрализованная деятельность раскрывает мир новых возможностей за счет новых образов, за счет проигрывания знакомых ребенку ситуаций и сцен из любимых сказок. Новые звуки, краски способствуют эмоциональному развитию ребенка. Также Л.А. Макаренко выделяет, что наряду с эмоционально-волевой сферой идет развитие умственных способностей ребенка. Заученные высказывания персонажей входят в активный словарь ребенка, реплики героев расширяют пассивный словарь, что актуализирует лексическую сторону речи. Эмоциональное проигрывание роли способствует развитию интонационной стороны, выразительности речи, ребенку бессознательно приходит работа над звуковой культурой речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Работа над умственным развитием улучшает речь в целом и ее грамматический строй. Педагоги отмечают, что развитие творческих способностей через театрализованную деятельность способствуют активизации звукопроизносительной стороны, лексико-грамматической составляющей речи ребенка, овладение литературным языком выводит ребенка на развитие интеллектуальной деятельности и образованности.

Роль театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребенка велика. Театр для ребенка является чем-то сродни игре, в которую ребенку дошкольного возраста так легко вжиться. Зрелищное мероприятие захватывает чувства ребенка за счет красок, яркостью и постоянной динамичностью, сменой обстановки и эффектом непредсказуемости и неожиданности, что доставляет детям много радости и удовольствия [3].

Научная и педагогическая литература выводит театрализованную деятельность наряду с основными методами и средствами развития общения ребенка. Методика театрализованной деятельности и внедрение ее в процесс обучения и воспитания широко представлены в трудах многих отечественных педагогов [4].

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы обучения, развития и воспитания дошкольников: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельность дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Волкова Г.А. [4] отмечает, что благодаря театрализованной деятельности заметно улучшаются различные стороны речи. Звукопроизносительная сторона становится четче и дети контролируют и корректируют свое звукопроизношение, лексико-грамматическая сторона расширяется и активизируется, диалогическая и монологическая речь выходят на новый уровень. При этом исследования Г.А. Волковой доказывают, что именно самостоятельная деятельность в этом виде жанра способствует интенсивному скачку речевого развития. Игровая деятельность претерпевает изменения, дети активно пользуются декорациями, костюмируют свои персонажи, также художественная деятельность улучшается, дети могут сами выбрать тематику и персонажей, сочинить содержание, придумать сюжет и линию развития, прибавить к выступлению песню или танец [4].

Дошкольный возраст подразумевает определенные умения и навыки, которыми должен овладеть ребенок, существуют некоторые требования к этому возрасту:

– уметь выстроить небольшую речь, монолог, построить с участниками и персонажами развернутый диалог, применяя при этом различные жесты и мимику в соответствии с ситуацией и обыгрываемым действием;

– уметь выстроить не только постановочный диалог, но и диалог между участниками для плодотворной деятельности, не мешать друг другу, а при необходимости помочь, своими действиями не заслонять и не задевать партнеров, чувствовать своего партнера по сцене;

– уметь прочувствовать предоставленную роль, наполнить ее выразительными средствами, интонировать реплики, стремиться украсить декорациями и аксессуарами сцену или место действия, придумать костюм себе, предметы, которые пригодятся при исполнении роли. Все эти задачи, поставленные перед ребенком, станут способствовать художественному развитию ребенка, а также способствуют всесторонней речевой активности, что служит неким коэффициентом развития театрализованной деятельности [5].

У ребенка дошкольного возраста в целом могут возникнуть трудности в усвоении лексико-грамматическими конструкциями и сложности словесно-логического восприятия. Ребенок же с общим недоразвитием речи в виду своего сложного дефекта столкнётся с более сложными проблемами. Помимо словесно-логического мышления, у детей с общим недоразвитием речи слабое произвольное восприятие и внимание, память на низком уровне, запоминание иногда остается на механическом уровне, все это выводит на проблемы в познавательной активности и следствие познавательной деятельности ребенка. Дошкольник с общим недоразвитием речи самостоятельно неспособен к свободному и открытому общению, если при этом не проводить соответствующую коррекцию, то дефект может стать стойким. На почве стойкого нарушения общения возникают трудности не только коммуникативной сферы, но и в будущем нарушения развития и проблемы в обучении.

Для включения театрализованной деятельности в логопедические занятия дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо выстраивать конспекты логопедических занятий в виде театрализации текстов.

В научной и педагогической литературе не дается четкого и единого понятия театрализации текстов, хотя исследований и работ на заявленную тему достаточно много. Н.И. Никонова отмечает, что на понятие театрализации можно выйти через совокупность театральных приемов. В самой театральной литературе термин театрализации называют «приемом действенного анализа» и вытекает из понятия «театральная технология» [6].

Необходимо адаптировать театрализацию текстов под лексические темы, включить их в индивидуальные занятия переходя от бессловесных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему. Это развивает фантазию и в целом воображение, речь наряду с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра: музыка, костюмы, декорации, а главное слово.

В процессе театрализации дошкольники обретают уверенность в себе, речь их становится отчетливой, яркой, интонационно выразительной [6, 7].

Щеткин А.В. [8] в своих трудах говорит о том, что в процессе работы над своей ролью, заучиванием текста активизируется словарь ребенка, произвольно проходит работа над выразительностью собственной речи. Диалог порождает в ребенке необходимость выясняться отчетливо для того, чтобы его поняли. При многократных репетициях развивается диалоговая речь, пропадает страх и неуверенность, грамматический строй улучшается за счет используемых конструкций, которые ребенок активизирует в последующем в своей речи. Для исполнения роли взрослые проводят с ребенком речевые и дыхательные упражнения, которые также активно действенно влияют на развитие речи и развитие речевого аппарата. Исполнение ролей животных в действии могут дать ребенку развитие моторных функций, развитие пластики, плавности, способностью воспринимать свое тело [8].

Все, что переживает и чувствует ребенок на сцене и постановочных театральных представления, откладывает ярким пятном в памяти ребенка и накладывает положительный след на эмоциональную сферу ребенка, что приводит к необходимости поделиться пережитым с друзьями и родственниками, родителями. Потребность рассказать пережитое или даже показать действие в упрощенном варианте также положительно влияет на развитие ребенка, учит выстраивать новые диалоги, отвечать на вопросы, изъясняться, правильно выстроить мысль и найти аргументы для доказывания, если это требуется, передать свои эмоции через монологическую речь.

Театрализация текстов не может проходить без помощи родителей, их необходимо включить в процесс, может быть даже в процесс самой инсценировки. Для ребенка это будет замечательным примером и ему станет легче при виде родного человека. Для приобщения родителей можно давать домашние задания, которые будут посильны для самостоятельного выполнения: выучить текст, прорепетировать диалог, сделать определенный атрибут для ребенка, костюм, часть декорации. Включение родителей в художественный и творческий процесс поможет ребенку полностью окунуться в мир театрализованной деятельности, ребенок почувствует помощь, а самое главное – значимость этого процесса. Сам процесс же может стать очень занятным и радостным событием в семье. Самое главное, чтобы в занятии принимали участие все дети, даже с низким речевым статусом [6].

Таким образом, театрализация текстов, становится одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка с общим недоразвитием речи. Использование театрализации текстов в коррекционно-развивающем процессе позволяет активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, навыки связной речи, темп, выразительности речи, что является основной задачей в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Использование на занятиях театрализованной деятельности, как основной формы развития речевых умений у детей старшего дошкольного возраста, способствует как развитию речи детей, так и их дальнейшей социализации.

1. Насибуллина А.Д., Хаустова М.Н. Специфика использования игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками с речевыми нарушениями // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 05 март 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 63–65.

2. Макаренко, Л. Здравствуй, театр! / Л. Макаренко // Дошкольное воспитание. – 1998. – №4. – 28 с.

3. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

4. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Электронный ресурс] / Г.А. Волкова. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0295/1_0295-1.shtml

5. Арсеньева, М.В. Изучение связной речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на материале художественной литературы / М. В. Арсеньева // Логопедическая работа по развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи: Сборник материалов заочной науч.-практ. конф. с международным участием в режиме вебинара: СПб. / Под ред. Л. Б. Баряевой. – СПб.: Центр диагностики и консультирования проф. Л. Б. Баряевой, 2013. – 5-8 с.

6. Никонова, Н.И. Театрализация как средство интерпретации эпических произведений в 5-8 классах: автореф. дис. …канд. пед. наук:14.03.33 / Никонова Нина Игоревна. – М.: 2009. – 16 с.

7. Хаустова, М.Н. Сказкотерапия как средство развития коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи/ М. Н. Хаустова, Е. В.Попова, А. Д. Насибуллина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – URL:http://e-koncept.ru/2016/76657.htm.

8. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / А.В. Щеткин. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 156 с.

Можно ли стать логопедом, если у вас уже есть образование по другой специальности, и как это сделать?

Хороших логопедов сейчас очень не хватает. Людей с речевыми нарушениями много, коррекционная работа с одним клиентом нередко длится недели и даже месяцы. Специалисты, которые работают в образовательных и медицинских организациях, просто не могут принять всех желающих, поэтому клиенты часто обращаются к логопедам, которые ведут занятия в индивидуальном порядке. Грамотному, умелому специалисту в таких условиях нетрудно найти работу.

Но что, если у вас нет профильного образования, необходимого логопеду, а тратить 5-6 лет на учебу вы не можете? Давайте разберемся вместе.

Как сократить срок обучения?

Пройти программу профессиональной переподготовки по логопедии. Окончив ее у нас в АНО «НИИДПО», вы получите диплом установленного образца от организации с государственной лицензией (законом предусмотрен именно такой формат — дипломов о переподготовке государственного образца не существует). В документе будет указана ваша новая квалификация. Диплом даст вам право работать логопедом — но только если у вас уже есть высшее образование. Если вы окончили колледж, техникум или училище, рекомендуем повысить уровень образования.

Почему необходимо именно высшее образование?

Потому что так сказано в ЕКС (едином квалификационном справочнике) и в проекте профессионального стандарта логопеда. Даже если вы планируете вести только частную практику, клиенты наверняка обратят внимание на отсутствие высшего образования.

С каким образованием можно работать логопедом по закону?

Это непростой вопрос, если учитывать сложившуюся практику.

Существует проект профессионального стандарта логопеда, в котором сказано, что работать в этой должности можно с высшим дефектологическим образованием, а также с любым высшим после прохождения переподготовки. На данный момент (конец 2020 года) этот профстандарт еще не принят. Когда и если его примут, вступят в силу эти требования. А пока нужно ориентироваться на требования ЕКС. В справочнике сказано, что работать логопедом может человек с высшим дефектологическим образованием.

Но существуют также требования к педагогическим работникам — а именно к ним во многих организациях относят логопедов. По закону, работать педагогом может человек с образованием по любому профилю (если оно непрофильное — после прохождения переподготовки по педагогике). То есть вы можете выучиться на педагога-логопеда и работать с детьми дошкольного и/или школьного возраста. Более того, нередки случаи, когда директора школ и руководители ДОО отказывают в работе специалистам с дефектологическим образованием без педагогической подготовки и берут на должность педагога-логопеда воспитателей и учителей. Так они выполняют требования профстандарта педагога.

Наконец, есть частная практика. Ее можно успешно вести без высшего дефектологического образования, но с дополнительным обучением в сфере логопедии — многие именно так и поступают. Главное здесь — не останавливать профессиональный рост, регулярно повышать квалификацию, изучать новые методики и технологии, делать всё возможное, чтобы помочь клиентам. Тогда люди будут с удовольствием обращаться к вам.

Безусловно, проще всего перейти в логопедию с дефектологическим, психологическим или педагогическим образованием, но наш опыт показывает — успешно работать в этой сфере могут и бывшие бухгалтеры, врачи, юристы и пр. Среди наших выпускников, которые выучились на логопеда, очень много людей старше 30-35 лет с опытом работы по другим специальностям. Их опыт показывает, что найти работу и реализовать себя в новой профессии абсолютно реально.

Как правильно выбрать программу профпереподготовки на логопеда?

Если у вас высшее образование по профилю дефектологии, коррекционной педагогики, специальной психологии, вы можете выбрать короткие программы длительностью 5-7 месяцев. Проходя их, вы не будете заново углубленно изучать возрастную психологию, анатомию, специальную педагогику, невропатологию и пр., ведь у вас уже есть теоретическая подготовка.

Ссылка на основную публикацию