Театральная деятельность, как средство развития правильной речи у детей с ОНР

Театральная деятельность как средство коррекции выразительности речи детей с ОНР

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной эмоциональной стороны языка. С.Л Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривает как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного речевого развития.

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Все это приводит к значительным трудностям в овладении детьми навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОНР. Содержание логопедических занятий в подготовительной к школе группе включает в себя развитие диалогической и монологической речи; совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности речи.

Анализ психолого-педагогической литературы выявляет, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

  • интонационную выразительность речи (мелодику, темп, ритм, тембр и логическое ударение);
  • мимику, жесты, позу говорящего.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Ученые единодушны во мнении, что театр является одной их самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисование и лепкой.

Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актеры перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Исследования по логопедической ритмике, проведенное Г. А. Волковой, убедительно показало, что театральные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценировка, приплясывания, напевания и т. д.).

В книге Г. А. Волковой «Логопедическая ритмика» определены требования к самостоятельной театральной деятельности детей от 5 до 6 лет: «Уметь исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (поворот туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров. Не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, все время чувствовать с собой рядом партнеров, находить выразительные средства исполнения персонажа, стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации».

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие коррекционно-педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Цель использования театральной деятельности на логопедических занятиях – создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов

Задачи:

  • пополнять и активизировать словарь детей;
  • расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;
  • закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
  • продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;
  • совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Принципы:

  • принцип активности ребенка;
  • импровизационность;
  • гуманность;
  • системность знаний;
  • учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • принцип интегративности всех видов деятельности;
  • связь обучения и творчества.

Виды театральной деятельности, используемые на логопедических занятиях для развития интонационной выразительности речи:

  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения для эмоционального развития детей;
  • коррекционно-развивающие игры;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • логоритмические упражнения без музыкального сопровождения;
  • развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика);
  • упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • игры-драматизации.
  • Тематика и содержание логопедических занятий с использованием театральной деятельности включается в недельное тематическое планирование логопеда и воспитателя.

Конспект логопедического занятия по развитию выразительности связного высказывания на основе сказки В. Сутеева «Под грибом»(подготовительная к школе группа для детей с ОНР)

Цели:

Обучающие:

  • формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа;
  • распространение предложений с помощью наводящих, подсказывающих вопросов логопеда и самостоятельно;
  • формирование эмоциональной лексики;
  • отработка дикции;
  • развитие речевой интонационной выразительности;
  • обогащение речи выразительными средствами русского языка;
  • развитие мимики, жеста, пантомимы;
  • обучение театрализованным играм и играм-драматизациям по мотивам сказки.

Коррекционные:

  • развивать произвольное и слуховое внимание;
  • развивать зрительную и словесно-логическую память и логическое мышление детей;
  • развитие общей и мелкой моторики детей.

Воспитательные:

  • воспитание у детей дружбы, чувства доброты, отзывчивости, готовности прийти на помощь любому кто попал в беду.

Оборудование: картинки с изображением героев сказки; серии сюжетных картин по сказкам; маски-шапочки героев сказки; костюмы героев сказки; фонограммы записей звуков ветра, грома, дождя, леса; а/кассета «Здравствуй, осень золотая!»; м/фильм «Под грибом».

Предварительная работа: чтение и просмотр м/фильма В. Сутеева «Под грибом»; знакомство с пословицами о дружбе.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приглашение в царство грибов.

Логопед: Ребята, я приглашаю вас в лес. А чтобы попасть туда, нужно произнести следующую волшебную чистоговорку.

Дети:

Ес-ес-ес – мы идем в лес.
Су-су-су – тихо осенью в лесу.
Ес-ес-ес – опустел осенний лес.
Су-су-су – грибы берем в лесу.
Ес-ес-ес – листву роняет лес.
Стве-стве-стве – грибы спрятались в траве.

Логопед: А теперь возьмем корзинки с лукошками и пойдем собирать грибы.

Дети:

Мы идем дорожками
Узкими тропинками.
Мы идем с лукошками,
Мы идем с корзинками

Золотым осенним днем
За грибами в лес идем.

Крепкий подберезовик
Вырос под березою.
Красный подосиновик
Вылез под осиною.

Золотым осенним днем
Мы грибы в лесу берем.

С полными лукошками,
С полными корзинами.
Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками.

Золотым осенним днем
Мы грибы домой несем.

Дети:

Много мы грибов набрали,
А потом пересчитали:

1 – лисичка,
2 – свинушка,
3 – опята,
4 – чернушка,
5 – пузатый боровик,
6 – малышка моховик,
7 – как шляпа, черный груздь,
8 – я назад вернусь.

Подберезовик хорош,
Подосиновик пригож.
А 10 будет белый –
Всей корзины нашей гвоздь.
Вы внимательно искали.
Много мы грибов набрали.
А теперь назад пойдем
И корзины унесем.

4. Упражнения на развитие мимики, жеста и элементы пантомимики.

(Дети одевают шапочки-маски.)

Логопед: Ребята, отгадайте загадки о лесных жителях и изобразите их повадки.

Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке
(Муравьи)

Маленький мальчишка
В сером ярмячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)

Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(Мышка)

Когда дождик капает,
Она в болоте квакает.
Кто это квакушка?
Зеленая….
(Лягушка).

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
(Заяц)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост – краса
Кто это?
(Лиса)

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
(Гриб)

Логопед: Ребята, как называется сказка, где главные герои муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка?

Дети: «Под грибом».

Логопед: Кто автор этой сказки?

Дети: В. Сутеев.

Логопед: Кто главные действующие лица сказки?

Дети: муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка

Логопед: Вспомните, с чего начинается сказка. Что случилось с муравьем?

Дети: Муравей попал под сильный дождь.

Логопед: Кто попросился к муравью под грибок?

Дети: Бабочка, мышка, воробей, заяц

Логопед: Что произошло с зайцем?

Дети: За зайцем гналась лиса.

Логопед: Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба?

Дети: Вначале ему одному мало было места, а теперь всем место нашлось.

Логопед: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?

Дети: Пока шел дождь, гриб вырос.

Логопед: Что помогло героем сказки?

Дети: Дружба, доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь любому кто попал в беду.

6. Формирование эмоциональной лексики. Игра «Назови ласково героев сказки».

Логопед: Ребята, назовите наших героев ласково.

Дети:

Муравей – муравьишко.
Воробей – воробьишко.
Мышь – мышка.
Заяц – зайчик, зайчишка.
Лиса – лисичка, лисонька.

Логопед: А теперь мы назовем слова-друзья и слова-неприятели.

Дети:

Сильный – слабый.
Маленький – большой.
Мокрый – сухой.
Спрятаться – выглянуть.
Потесниться – расступиться.
Намокли- высохли.
Отдохнуть – устать.
Прибежать – убежать.
Ускакать – прискакать.
Тесно – свободно.
Поближе – подальше.

Огромный гриб – большой гриб.
Крохотный гриб – маленький гриб.
Глядеть – смотреть.
Идти – шагать.
Спешить – торопиться.
Искать – собирать.
Выдергивать – вырывать.

7. Коррекционно-развивающая игра на развитие слухового внимания «Не зевай, по порядку выбегай!»

(Дети надевают шапочки-маски и обыгрывают действия каждого персонажа в нужной последовательности.)

Дети:

Муравей первый спрятался под грибом.
Второй спряталась под грибом бабочка.
Третьей спряталась под грибом мышка.
Четвертым спрятался под грибом воробей.
Пятым спрятался под грибом заяц.
Шестой пришла лиса.
Лягушонок был седьмым.

8. Театральные этюды. Игра «Доскажи и покажи».

Логопед: Ребята, закончи предложение и покажи это эмоциями, мимикой и жестами.

Муравей: Как-то раз застал муравья сильный… (дождь). Добежал муравей до грибочка и… (спрятался).

Бабочка: Ползет к грибу мокрая… (бабочка).

Мышка: Пустите меня под грибок. Вода с меня ручьем… (льет).

Воробей: Мимо гриба воробей скачет и… (плачет).

Заяц: – Спрячьте, – кричит, спасите, за мной лиса… (гонится)!

Лиса: – Зайца не видали?

Лягушка: – Эх, вы! А гриб то… (вырос)!

9. Лоритмическое упражнение без музыкального сопровождения «Дождь».

Логопед: Однажды в лесу начался дождь.

Дети:

Капля – раз, капля – два,
Капли медленно сперва:
Кап-кап-кап-кап.
Капли стали поспевать.
Капля каплю догонять.
Кап-кап-кап-кап-
Кап-кап-кап-кап.
Зонтик поскорей раскрой.
От дождя себя укрой!

Логопед: А теперь мы покажем, какая история произошла с нашими героями в лесу… (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6).

11. Знакомство детей с пословицами.

Логопед: Ребята, назовите пословицы, которые подходят к нашей сказке?

Дети:

– В тесноте, да не в обиде.

– Милости прошу к нашему шалашу.

– Вместе жить – все делить.

Логопед: А какие еще сказки подходят к этим пословицам?

Дети: «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье зверей».

12. Итог занятия.

Логопед: С какой сказкой знакомились? Что помогло героям сказки? Что учились делать на занятии?

Использование театральной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Нетесова Лариса Анатольевна, Третьякова Алена Алексеевна

Воспитатель, воспитатель, МБДОУ “Детский сад№242”, Новокузнецк

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Нетесова Л.А., Третьякова А.А. Использование театральной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 28.02.2020 ).

Одним из самых распространённых видов отклонений в развитии у дошкольников является общее недоразвитие речи. В последнее время у таких детей чаще стали выявляться признаки сочетанности нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционной работы, занимаясь не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов. В большинстве случаев у детей с общим недоразвитием речи присутствуют трудности общения с окружающими, что мешает им усваивать и распознавать различные эмоциональные состояния людей. Это ведёт к возникновению у детей закомплексованности, что мешает им в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Одним из таких приёмов является использование театрализованных игр. Театрализованная игра – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству, а также средство организации речевой деятельности детей. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений. Проблема обучения игре отчетливо сформулирована А.В. Запорожцем. В результате психологических исследований практическая педагогика оказалась ориентированной на формирование собственно игровой деятельности у детей раннего возраста.

Читайте также:  Логопедическая игра 'Бусы для ёлочки'

Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна. Разнообразие видов театрализованных игр, тематики, средств изображения дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности детей дошкольного возраста.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей с общим недоразвитием речи новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

Очевидна взаимосвязь театрализованной деятельности с художественно – речевой деятельностью детей:

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

На занятиях необходимо использовать артикуляционную гимнастику, чистоговорки, скороговорки, речевые игры, игры на координацию движений и речи и т.д. Эти упражнения помогут детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научат точно и правильно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи), а так же помогут развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать его ярче и образнее.

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал у детей с общим недоразвитием речи и дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Таким образом, театрализованные игры обеспечивают гармоничное развитие ребенка. Воспитательные возможности театрализованной игры усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Творческий характер деятельности, реализуемый в театральных постановках, поддержание положительного эмоционального настроя в их ходе, а по окончанию необходимость совершенного владения речью, её выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития способностей детей.

Вся жизнь ребенка насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша говорить, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Театр – это сказка, чудо, волшебство. А сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем.

В повседневной жизни дошкольники с общим недоразвитием речи проявляют больше положительных эмоций. Они не стесняются проявлять инициативу в общении с взрослыми и детьми и испытывают при этом радость и удовлетворение.

Настольный театр «Теремок»

Театр Би-ба-бо «Кот, петух и лиса»

Пальчиковый театр. Игры в свободное время

Инсценировка сказки «Репка»

Список литературы:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  2. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду: Пособие для воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 64 С.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  5. 12. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной — М.: Просвещение, 1968. – 367 с.
  6. 13. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований В.Секачёв, 2002. – 278 с.

Театрализованная деятельность как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Дата публикации: 23.05.2018 2018-05-23

Статья просмотрена: 351 раз

Библиографическое описание:

Кореева Я. В., Поваляева Г. А. Театрализованная деятельность как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 389-391. — URL https://moluch.ru/archive/206/50499/ (дата обращения: 28.02.2020).

Развитие речи ребенка — это важный этап в период дошкольного возраста. Главной задачей данного этапа является педагогически грамотная организация игровой деятельности, способствующей дальнейшему гармоничному развитию личности ребенка. На сегодняшний день актуально является пополнение словарного запаса детей, ведь логически богатая речь — это успех во множественных областях знания, первая из задач воспитания. Задержка или нарушение в ходе речевого развития детей негативно отражается на их жизнедеятельности и поведении, что беспокоит педагогов, родителей и самих детей. Для предотвращения этого, необходимо создавать благоприятные условия, тогда речь, появляясь в раннем детстве, будет активно развиваться, и обогащаться в течение дошкольного периода.

Современные дошколята хорошо владеют различными гаджетами и планшетами, отлично разбираются в новомодных игрушках, но совершенно не умеют играть в сюжетно-ролевые игры, выстраивать диалоги, вести монологический рассказ, им тяжело вовлекать сверстников в коллективные игры без участия взрослого. Родители активно занимаются развитием детей, водят их на различные секции и кружки, учат языки, посещают школы раннего развития, совершенно забывая о важности такого вида деятельности как, детская игра. Игра непосредственная, инициативная, активная и самостоятельная. У современных детей так мало времени на любые занятия. Поэтому задача современного дошкольного образования создать условия для гармоничного детства.

Многие литературные источники свидетельствуют о большом интересе исследователей различных областей научного познания к вопросу активизации словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня. По словам Л. С. Выготского, «грандиозную сложность» представляет качественное развитие значений слов в словаре ребенка.

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня наблюдается ограниченный словарный запас, так же характерно расхождение объёма пассивного и активного словаря, актуализация и употребление слов в экспрессивной речи, вызывает большие затруднения. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка тормозит развитие связной речи. Театрализованная деятельность для таких детей в детском саду является универсальным средством, как для развития творческих потенциалов детей, так и для обогащения словарного запаса. Ни для кого не секрет, что за последние годы увеличилось количество таких детей. Поэтому как следствие выросла необходимость использования различных новых технологий и методик. Театрализованная деятельность — это методика, которая входит во все образовательные области, будь — то коммуникация или развитие словаря.

Для детей с ОНР 3 уровня театрализованная деятельность позволяет проявлять интерес к занятиям, сохранять внимание, раскрепощать, развивать элементы репродуктивного и творческого воображения, элементарно — логического мышления, памяти и, самое главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Дети, имеющие это нарушение, в речевое взаимодействие вступают неохотно, избегают инициативы, но стоит взять кукольный театр в руки, как даже самый нелюдимый ребенок стремится принять участие в данной игре.

В ходе театральной деятельности, мы можем играть в лицах литературных произведений таких как — рассказы, сказки, специально написанные инсценировки. Герои литературных произведений становятся актерами, а их приключения, жизненные события, измененные детской фантазией, являются предметом игры.

На сегодняшний день существует большое количество разработок и по тематическим неделям, и по возрастным группам. Любой педагог может подобрать для себя подходящий материал. Не нужно рассматривать театрализованную деятельность, только как постановку спектакля. Ведь это не единственная ее форма!

Одна из организационных форм театрализованной деятельности включает в себя упражнения на создание выразительности, упражнения на артикуляцию и дикцию, а также на развитие интонации и мимики.

Театрализованная деятельность как средство развития словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня хорошо подходит для воспитателей, для специалистов, также и дома родители могут использовать отдельные упражнения и задания. Главное что такой подход окажется весьма действенным, ребята сразу же включатся в работу по развитию речи и творческих возможностей.

Альманах педагога

Автор: Казимир Ирина Лазаревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№53
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: “Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности”
Дата публикации: 17.12.2017
Раздел: дошкольное образование

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР

средствами театрализованной деятельности»

недостаточной сформированностью речевой системы и снижением качества

речемыслительных процессов. Речевой дефект, таким образом, препятствует

взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Одним из факторов, снижающих уровень готовности ребенка к школе,

является речевой дефект, возникающий в раннем возрасте. Центральная роль

речи в формировании способности ребенка к осознанию своих желаний и

действий подчеркивалась еще Л.С. Выготским. Важнейшая функция речи

воспринимаемой ситуации и связывает действия ребенка во времени. Речь

выступает как фактор, мобилизирующий опыт ребенка. Поэтому различные

Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка

детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное

развитие. Для дошкольников, имеющих низкий уровень развития речи, в

осуществляется реализация специальных программ.

Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с

логопеда, воспитателя и музыкального руководителя. К числу важнейших

задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится

формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для

наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для

подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

На современном этапе развития педагогической науки особую важность

приобретают идеи гуманизации образования. Как правило, дети отличаются

логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их

элементов. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что

могут иметь форму спектакля, театрализованных игр и т.д.

Театр – это род искусства, представляющий собой художественное

познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа

на личность. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей,

помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии.

Изучением театральной деятельности в детском саду занимались Г.В.

Генова, Т.Н. Караманенко, Е.В. Мигунова, А.В. Щеткин и др. Ими были

изучены особенности организации театрализованной деятельности в детском

театрализованных занятий, подготовке инсценировок и т.п.

мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство

близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в

эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное

Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр,

впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В

т е ат р а л и з а ц и я

художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать

содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр

спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных

обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле

товарищам и родителям.

диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

распространенный – это театр игрушек. Уже в период заучивания потешек и

спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки.

выступают в роли зрителей, то театр пяти пальчиков, или театр петрушек,

создает обстановку по-настоящему театрального представления.

Большой популярностью у дошкольников пользуется картонный театр

на столе. В нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки – делаются из

картона и раскрашиваются. По характеру сценического материала этот театр

называют театром картинок. Самодельные театры картинок создают эффект

действия: при показе спектакля воспитатели стараются перемещать фигурки.

крючками, прикрепленными к палочкам. Репертуар театра картинок очень

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с ОНР

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР

Конопацкая Лидия Леонидовна, город Норильск, МБДОУ № 3 «Детский сад «Солнышко», e-mail: *****@***ru

Цель статьи – повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения. Организация коррекционно-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями должна строиться на основе становления их как субъектов общения. Для более успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следует уделять использованию театрализованной деятельности. Использование театральных средств, атрибутов и их элементов обогащает и актуализирует словарный запас детей, развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления высказывания, нормализует произносительную сторону речи, оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы. Кроме того, занятия становятся интересными, эмоционально окрашенными, в них исключена монотонность и скука.

Основные ключевые понятия и слова: общее недоразвитие речи, артикуляция, коррекция, мимика, жесты, голос, интонационная выразительность, речевой выдох, модуляция голоса, связная речь.

Коррекция речевых дефектов – один из наиболее сложных видов комплексной помощи детям. Сложность оказания такой помощи обусловлена тем, что нарушение речевой деятельности никогда не существует само по себе, оно носит многосторонний характер. Это подтверждается психолого-педагогическими, психолингвистическими и медико-педагогическими исследованиями (Т. Б.Филичева, Р. Е.Левина, Р. И.Лалаева, Л. Ф.Спирова, В. А.Ковшиков, В. В.Ковалев и др.).

ОНР представляет собой системное проявление речевой аномалии, при котором нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй. Как отмечают Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина, у детей с ОНР трудности общения связаны с задержкой формирования коммуникативной и обобщающей функцией речи, Л. Г.Соловьева считает, что особенности речевого развития детей с ОНР препятствуют полноценному общению, выражающемуся в снижении потребности в нем, несформированности коммуникативных навыков, особенностями поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

Читайте также:  Использование метода сказкотерапии в обучении детей рассказыванию

Система занятий с этими детьми должна быть направлена как на устранение имеющихся у них речевых недостатков, так и на предупреждение возможных негативных последствий речевого недоразвития для становления личности.

Особенности развития связной речи, ее механизмы раскрываются в трудах Л. С.Выготского, утверждающего: в овладении речью ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее к простой фразе, еще позже к сложным предложениям. Формирование связной речи, изменение ее функций зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, уровня его интеллектуального развития.

У детей с ОНР уровень сформированности навыка связной речи отличается недостатками: связные высказывания короткие и непоследовательные, малоинформативные, состоящие из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой. Следует отметить, что чаще дети рассказывают очень активно о событиях своей жизни, но неохотно составляют рассказы по заданной теме. Это обусловлено несформированностью речевого высказывания ребенка.

Опыт работы в речевой группе убеждает меня в том, что нарушение всех компонентов речи накладывает отпечаток и на психику ребенка. Пока ребенок не владеет достаточными произносительными навыками, не способен грамматически правильно оформлять самостоятельную речь, он замкнут, малообщителен с окружающими, а при малейшем изменении обстановки теряется, не может выразить свои мысли. Часто у таких детей появляются различные навязчивые движения, вегето-сосудистые изменения (краснеют, бледнеют) и т. д. Некоторые дети на индивидуальных занятиях общаются уверенно, но как только им приходится то же самое продемонстрировать на публике, начинают раскачиваться, их речь замедляется, усиливаются персеверации или совсем не могут произнести ни слова. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью или наоборот скованностью, зажатостью. Исходя из этого, мне хочется поделиться опытом работы использования театральных средств, атрибутов и их элементов на занятиях с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. На практике я убедилась, что с помощью элементов театрализации можно развивать и активизировать речь, мышление детей и успешнее решать задачи всестороннего, гармоничного развития ребёнка, имеющего тяжёлые речевые нарушения.

Элементы театрализации включаю в основные направления логопедической работы: совершенствование произносительной стороны речи; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; развитие самостоятельной развернутой фразовой речи; подготовка к обучению грамоте.

Активное использование элементов театрализованной деятельности на индивидуально-подгрупповых логопедических занятиях на этапе постановки и автоматизации звуков дает ощутимый результат. Здесь мы не только отрабатываем правильное речевое дыхание, но и нормализуем мышечный тонус артикуляционного аппарата ребенка, развиваем у него фонематический слух и формируем фонематическое восприятие, вырабатываем необходимый алгоритм движения для произнесения нужного звука. Для коррекции конкретных нарушений мною подбирается определенный комплекс упражнений. Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Затем использую уже знакомые артикуляционные сказки, или сочиняю свои таким образом, чтобы была возможность решить поставленные задачи. Комплексы артикуляционных и дыхательных упражнений в виде занимательных историй и сказок вызывают у детей интерес к органам артикуляции, активизируют зрительное восприятие (все упражнения выполняются перед зеркалом). Очень эффективно использовать элементы драматизации в период автоматизации звуков, требующего от ребенка многократного повторения слов и фраз. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями тяжело переживают свои трудности, часто проявляют негативизм по отношению к занятиям. Обыгрывание какого-либо персонажа вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно. Дошколята отвлекаются от речевых трудностей, их настроение улучшается, они с удовольствием бегут на занятия.

Совмещая на занятиях различные виды театрализованной деятельности (пальчиковый театр, маски-шапочки различных героев, куклы, игрушки), удается создать положительную атмосферу и желание выполнять артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастики.

В нашей группе основной контингент детей составляют дошкольники с общим недоразвитием речи с дизартрическим симптомокомплексом. Нарушения фонетической и просодической стороны речи при дизартрии имеют свой специфический механизм, длительную и сложную динамику коррекции. Интонационная сторона речи у детей с дизартрическим симптомокомплексом часто формируется фрагментарно, что негативно влияет на процесс преодоления данного речевого нарушения. Это позволило определить основные задачи логопедического воздействия: развитие физиологического и фонационного дыхания; формирование голосовых модуляций и умения использовать их для выражения различных интонационных структур; формирование эмоциональной лексики. Эти задачи решаем на протяжении всех занятий. Большое внимание уделяем развитию дыхательных функций в определенной последовательности. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Все упражнения выполняются в игровой форме, с использованием театральных средств, атрибутов и их элементов. Работа над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания (игровые упражнения «Хомячок» – пошмыгать носом при закрытом рте; «Собачке жарко»). Далее ведется работа над развитием длительного выдоха (игровые упражнения «Бабочка», «Лодочка», «Футбол» и т. д.). Игровые упражнения с использованием театральных средств развивают не только направленную воздушную струю, но и укрепляют язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков. Так постепенно дети переходят к диафрагмальному дыханию – дыханию животом. Используя этот тип дыхания, мы постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, иммунную системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, укрепляет здоровье, улучшает внимание, мышление. Превращение монотонных упражнений в увлекательные театрализованные игры пробуждает в ребенке желание самому активно участвовать в коррекционном процессе.

Развиваем через гимнастику, игры и упражнения – мимику, жесты, голос, интонационную выразительность. Для этого использую комплекс специальных приемов, направленных на отработку интонации на материале эмоциональных междометий, мимики, жестов, выражающих: радость (Браво! Вот это да! Ура!); горе, печаль, ужас, досаду (Ах! Ох!); удивление (Ух, ты! Да? Ба!);страх (Ой-ой! Ух!).

Можно предложить ребенку повторить разные чистоговорки с вопросительной, восклицательной интонацией, используя мелкие игрушки, «би-ба-бо», шапочки и т. д. А можно предложить другой вариант заданий, когда ребенок повторяет одну и ту же фразу, наделяя своих героев различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, обида, удивление). Важно давать детям возможность самостоятельно придумать имя своему герою, подобрать для него новую интонацию. Такие виды заданий направлены на закрепление правильного произношения, способствуют эмоциональному развитию детей. Закрепляем умения выражать свои эмоции средствами интонационной выразительности на материале стихотворных текстов, сказок, коротких рассказов, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применять.

На фронтальных занятиях использование театрализованных игр, создание игровых ситуаций повышает умственную и эмоциональную активность, развивает диалогическую речь, пополнять словарь, совершенствует умение составлять описательные рассказы, а также способствует нравственно-этическому воспитанию. На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина, настольный театр, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки, маски-шапочки. На занятиях по продуктивным видам деятельности дети совместно с воспитателями изготавливают различные поделки по всем лексическим темам. Изготовление «сказочных» предметов своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику, обогащает фантазию и образное мышление. Тем интереснее их обыгрывать. Уже один вид «своего произведения» вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению. Данные игры используются на занятиях при составлении описательных рассказов, рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста позволяет превратить обучение в игру. Использование элементов театрализации на логопедических занятиях помогает развитию речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации поставленных звуков), тренирует мелкую моторику рук.

Особое внимание хочу обратить на использование такой формы работы, как театр кукол «би-ба-бо», пальчиковый театр, так как дети с ОНР чаще имеют ярко выраженные общую, мелкую и артикуляционную недостаточность. Дети управляют куклой при помощи движений пальцев и кистей рук, в результате чего они становятся более подвижными и гибкими. Им приходится внимательно следить за всеми движениями куклы – это развивает внимание, мышление, память. Ребенку предлагается объяснить своей кукле, как должны работать язык, губы, работает или нет голосовой «моторчик» при произнесении определенного звука. В этой ситуации ребенок выступает в роли логопеда. Можно предложить ребенку выполнить руками куклы хлопки, произнести правильно закрепляемые звуки в слогах, словах, например: ша-ша-ша, шо-шо-шо. Вместе с куклой можно преодолевать любые препятствия, пройти по звуковой дорожке, проехать по станциям и т. д.

Заключительным этапом в театрализованной деятельности является участие детей в сказках-драматизациях и сценках. Определенная роль, диалог персонажей ставит ребенка перед необходимостью четко, ясно, понятно изъясняться, пополнять словарь, совершенствовать грамматический строй речи. Подразумевается последовательное усложнение речевого материала и увеличение его объема. К примеру, если в начале года дети готовили короткие инсценировки, то позже уже разыгрывали целые музыкальные сказки.

Распределяя роли в игре-драматизации, важно учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Фиксация ребенка на речевом дефекте часто порождает неуверенность в себе, собственных силах. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность научиться преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застенчивостью и робостью. Работа над ролью позволяет детям овладевать навыками, необходимыми для построения связного высказывания: отбирать лексический материал, использовать разнообразные синтаксические конструкции. Для драматизаций используем такие сказки, в которых много персонажей, чтобы задействовать в постановке каждого ребенка речевой группы: «Кошкин дом», «Муха-Цокотуха», «Волк и семеро козлят». При создании спектакля большое значение уделяется музыкальному оформлению. Музыка в сочетании с движением и речью помогает более точно создать образ того или иного сказочного персонажа.

Немаловажное значение в успешной работе имеет тесный контакт логопеда с родителями. Когда логопед и родители предъявляют единые требования к речи и поведению детей, помощь будет эффективной. Родители активно участвуют в пошиве костюмов, изготовлении элементов декораций. Это как нельзя лучше сплачивает детей и родителей, позволяет им лучше понимать друг друга. И, несомненно, самыми благодарными зрителями детских выступлений являются мамы, папы, бабушки и дедушки. Благодаря увлекательности, эмоциональности, образности театрализованных постановок ребенок сочувствует героям, сопереживает с ними, учится выражать свое отношение к добру и злу и тем самым формирует выразительную речь. Выступление перед аудиторией взрослых и детей, признание и поддержка зрителей повышают самооценку ребенка, помогают поверить в собственные силы, развивают самостоятельность и уверенность в себе.

Таким образом, использование театральных средств, атрибутов и их элементов в коррекционно-образовательном процессе значительно повышает интерес у детей к логопедическим занятиям, способствует успешной коррекции недостатков речевого развития детей. Применение элементов театрализации оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, усвоение способов невербального общения: овладение мимикой, жестами, использование их в практике общения; развитие связной, диалогической речи. Все это свидетельствует об эффективности использования в работе логопеда театрализованной деятельности.

А. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.

Разыгрываем сказки // Дошкольное воспитание. 1998. №12.

В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.

Б., П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб., 2001

С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1966. № 6.

В. Театр для малышей. М., 1960.

В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. // Дошкольное воспитание. 1948. № 9.

П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., 1982.

Практическое пособие. М., 2004.

И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1987.

Б. Шесть шагов к развитию речи. Система игровых занятий по развитию речи на основе русских народных сказок. М., 2001.

Б., В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников.

Значение театрализованной деятельности в коррекции речи у дошкольников с ОНР Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина Олеся Сергеевна, Жулина Елена Викторовна

В данной работе затронуты наиболее эффективные механизмы речевого развития детей с ОНР, а именно развитие речи в театральной деятельности. Что же дают театральное образование и игры драматизации детям? Какие навыки и умения? Как влияют на развитие? В основу работы была положена идея, исходящая из того, что театрализованная деятельность может быть эффективной в развитии речи детей дошкольного возраста с ОНР при следующих условиях: организация предметно-развивающей среды; создание единого союза педагогов и родителей для разностороннего развития ребенка и становления его личности с помощью театрализованной деятельности ; систематизация средств и методов театрализованной деятельности , распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломакина Олеся Сергеевна, Жулина Елена Викторовна

Текст научной работы на тему «Значение театрализованной деятельности в коррекции речи у дошкольников с ОНР»

Meaning of theatral activity in the speech correction at preschool children with ONR Lomakina O.1, Zhulina E.2 Значение театрализованной деятельности в коррекции речи у дошкольников с ОНР Ломакина О. С.1, Жулина Е. В.2

‘Ломакина Олеся Сергеевна /Lomakina Olesya — магистрант;

2Жулина Елена Викторовна / Zhulina Elena — кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и психологии, факультет психологии и педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Аннотация: в данной работе затронуты наиболее эффективные механизмы речевого развития детей с ОНР, а именно – развитие речи в театральной деятельности. Что же дают театральное образование и игры – драматизации детям? Какие навыки и умения? Как влияют на развитие? В основу работы была положена идея, исходящая из того, что театрализованная деятельность может быть эффективной в развитии речи детей дошкольного возраста с ОНР при следующих условиях: организация предметно-развивающей среды; создание единого союза педагогов и родителей для разностороннего развития ребенка и становления его личности с помощью театрализованной деятельности; систематизация средств и методов театрализованной деятельности, распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей.

Читайте также:  Постановка звуков в логопедии

Abstract: in this paper, the most effective mechanisms of speech development of children with ONR, namely, the development of speech in theatrical activities. What make theatre education and games -dramatization children? What skills and abilities? What is the impact on development? The work was based on the idea emanating from the fact that theatrical activity can be effective in the development of speech ofpreschool children with the NRO under the following conditions: organization of subject-developing environment; the creation of a single Union of teachers and parents for the multifaceted development of the child and the formation of his personality with the help of theatrical activities; systematization of means and methods of theatrical activities, their distribution in accordance with the psycho-pedagogical characteristics of children.

Ключевые слова: речь, театрализованная деятельность, развитие ребенка. Keywords: speech, theatrical activities, child development.

«Слово – это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им обобщенно и,

следовательно, выступает как акт мышления»

Неумолимая статистика показывает, что год от года увеличивается количество младших школьников, которые с трудом усваивают родной язык как учебный предмет. Речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Количество учеников начальной школы, испытывающих стойкие затруднения в обучении, составляет от 5 до 50% [9, с. 83].

Это не может не тревожить педагогов. Почему это происходит? Как обучать родному языку детей, которые обнаруживают неспособность его усваивать?

Проблема коррекции речи детей с ОНР является одной из самых актуальных на сегодняшний день, особенно среди дошкольного возраста, этот возраст сензитивный для формирования правильной речи.

В соответствии с ФГОС ДО сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, в том числе «Развитие речи», «Коммуникация» и «Социализация» это важнейшие звенья в процессе творческого и познавательно-речевого развития ребенка-дошкольника, которые позволят сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.

Есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи ребенка: событие-действие (о чём нужно сказать); потребность детей высказываться; создание хорошей речевой среды.

Впервые термин общего недоразвития речи (далее – ОНР) был введён в 50-60 годах прошлого столетия профессором Р. Е. Левиной. По мнению автора «под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать

такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой ее сторонам» [7, с. 67].

М. Е. Хватцев отмечал, что, расстройства речи могут вызываться нарушением работы анализаторов. Эти отклонения в силу взаимосвязи сказываются на деятельности всей коры. Причем поражения любого отдела анализатора нарушают деятельность мозга в целом, например: неправильные импульсы из коры или нарушение проведения, расстраивают функцию периферических органов речи. Действуя длительное время, такое нарушение может привести к мышечной атрофии [14, с. 46].

Профессор Р. Е. Левина выделила три уровня речевого развития при ОНР:

Первый уровень – полное или почти полное отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов, образованных самими детьми и непонятных для окружающих, сопровождаемых невербальными средствами общения, жестами [7, с. 67].

Второй уровень – «начатки общеупотребительной речи», при котором речевые возможности детей возрастают. Такие дети общаются не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и с помощью достаточно устойчивых, хотя и очень искажённых в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств.

Третий уровень – обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя. Отчетливо выступают недостатки чтения и письма [7, с. 76].

Т. Б. Филичева выделила четвертый уровень – остаточное проявление лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи, признаки речевого недоразвития оказываются стертые, мало заметные и не всегда диагностируются специалистами. Вместе с тем Т. Б. Филичева обнаружила, что такие дети испытывают значительные трудности при обучении грамоте в общеобразовательной школе и, как правило, являются неуспевающими по ряду учебных дисциплин [13, с. 139].

Для того чтобы ученики могли успешно усваивать школьные знания, необходимо, чтобы они приходили в школу с хорошо развитыми основными познавательными процессами (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь), поэтому речевое развитие нужно начинать уже с младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы, и происходит формирование основных качеств личности.

В работах И. Ю. Левченко, Г. Х. Юсуповой и соавторов показано, что личность дошкольника с ОНР характеризуется специфическими особенностями (заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности) [8].

Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения. Дети испытывают трудности при высказываниях, синтезе отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели. В. П. Глухов отмечает, трудности общения проявляются в несформированности основных форм коммуникации [5]. Недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового процесса. Вместе с тем в проблеме формирования коммуникативной компетентности у детей с ОНР остается еще много нерешенных вопросов.

Дошкольники с ОНР не прошедшие специального обучения, имеют скудный запас знаний о социальном и природном мире, поэтому не владеют правилами взаимодействия с ним. Представления о себе и окружающем мире у них фрагментарны, привязаны к конкретной ситуации, недостаточно обобщены и содержательны. Эти знания мало пригодны для воплощения в символико-моделирующих видах деятельности. У детей наблюдаются слабо выраженное эмоциональное отношение к природе, животным, сверстникам, взрослым, отсутствие чувства сопричастности и единения с природой и миром [1, с. 7].

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых любимых и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием

воображения, фантазии, инициативности и т. д. Дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над словами персонажей, расширяется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, его интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка и позволяет решать многие педагогические и логопедические задачи, касающиеся развития речи детей. Эта работа требует разнообразных методик, методов и приёмов. Нужно стремиться к настойчивому, целеустремлённому воспитанию у детей желания учиться, внушать веру в себя. Поэтому важно поставить каждого ученика, а особенно слабого, застенчивого, неуверенного, в ситуацию успеха, чтобы ребёнок увидел результаты своего труда. Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д. Б. Эльконин подчёркивал [2, с. 74], что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. В игре возможны высшие достижения ребёнка, которые завтра станут его реальностью. Поэтому почти каждое учебное упражнение или задание нужно преподносить детям в виде интересной увлекательной игры.

Основа игр – драматизаций – наши любимые сказки. При игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Однако сюжет сказки – это лишь основа для самостоятельного творчества. А творчество – это способность отходить от шаблонов и генерировать свои идеи, воплощать собственные замыслы.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи.

Театр картинок (фланелеграф) – самый простой вид театра, помогает детям «оживить картинку» и проиграть сюжет сказки или придумать свою самостоятельно. Обогащает пассивный и активный словарь.

Вязаный театр, конусный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью.

Театр на перчатке (бибабо) способен оказывать терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой.

Совершенствованию, обогащению синтаксической стороны речи способствуют также игры-инсценировки, драматизации по мотивам народных сказок, художественных произведений. К этому циклу педагогических средств примыкает и широкое использование загадок, толкование пословиц и поговорок, народных игр и изготовление книжек, альбома детского творчества и т. д.

Театрализованная деятельность может быть организованна в утренние или вечерние часы; органично включается в различные занятия (музыкальные, физкультурные, изодеятельности, развитию речи, окружающему миру, при обучении моделированию, решении арифметических задач. ).

Желательно чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку [9, с. 7].

Исследование, проведенное Г. А. Волковой, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. [2, с. 55]. Драматизированная форма подачи литературного произведения облегчает понимание его смысла. Например после прочтения детям с ОНР сказки, они затрудняются назвать героев или полностью раскрыть сюжет, но после инсценировки любым доступным видом театра, ребята запоминают произведение и более того они начинают использовать реплики и сюжет сказки в

свободной игровой деятельности, что несомненно доказывает эффективность использования театральной деятельности. Вывод

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия педагогов, логопедов и родителей, этот союз будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Процесс развития речи продолжается на протяжении всего обучения. По наблюдениям окружающих и родителей можно говорить о больших переменах в развитии всех детей, которые участвовали в играх-драматизациях. Дети стали свободнее разговаривать на заданные темы, составляют грамотные предложения, в их речи уменьшилось количество аграмматизмов. Дети научились замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное и доброе в жизни и в людях.

1. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г. «Театрализованные игры в коррекционно развивающей работе» М. Каро, 2007. С. 6-43.

2. Волкова Л. С. Логопедия. Москва. Владос, 1999. 680 с.

3. Власова Т. А. Каждому ребёнку – надлежащие условия воспитания и обучения. // Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В. М. – Москва. Международная педагогическая академия, 1995. С. 73-81.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Москва, 1995. Т. 5.

5. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 2004. 168 с.

6. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. Москва. Просвещение, 1990. 143 с.

7. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М., 2009. 365 с.

8. Левченко И. Ю., Ткачева В. В., Юсупова Г. Х., Бутко Г. А. Патопсихология. Теория и практика. М., 2013. 224 с.

9. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников ДОУ» М. «Сфера», 2001. 128 с.

10. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития М. Международная педагогическая академия, 1993. С. 81-93.

11. Назарова Н. М. Специальная педагогика. Москва Академ А, 2001. 400 с.

12. Ульенкова У. В. Проблемы изучения и коррекции психического развития у детей. М 1995. С. 93-102.

13. Филичева Т. Б. Четвертый уровень недоразвития речи. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 1999. С. 137-250.

14. ХватцевМ. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., 1961. 207 с.

15. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Москва. Владос, 1999.

Ссылка на основную публикацию