Театральная деятельность, как средство развития правильной речи у детей с ОНР

Театральная деятельность как средство коррекции выразительности речи детей с ОНР

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной эмоциональной стороны языка. С.Л Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривает как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного речевого развития.

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Все это приводит к значительным трудностям в овладении детьми навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОНР. Содержание логопедических занятий в подготовительной к школе группе включает в себя развитие диалогической и монологической речи; совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности речи.

Анализ психолого-педагогической литературы выявляет, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

  • интонационную выразительность речи (мелодику, темп, ритм, тембр и логическое ударение);
  • мимику, жесты, позу говорящего.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Ученые единодушны во мнении, что театр является одной их самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисование и лепкой.

Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актеры перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Исследования по логопедической ритмике, проведенное Г. А. Волковой, убедительно показало, что театральные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценировка, приплясывания, напевания и т. д.).

В книге Г. А. Волковой «Логопедическая ритмика» определены требования к самостоятельной театральной деятельности детей от 5 до 6 лет: «Уметь исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (поворот туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров. Не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, все время чувствовать с собой рядом партнеров, находить выразительные средства исполнения персонажа, стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации».

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие коррекционно-педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Цель использования театральной деятельности на логопедических занятиях – создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов

Задачи:

  • пополнять и активизировать словарь детей;
  • расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;
  • закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
  • продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;
  • совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Принципы:

  • принцип активности ребенка;
  • импровизационность;
  • гуманность;
  • системность знаний;
  • учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • принцип интегративности всех видов деятельности;
  • связь обучения и творчества.

Виды театральной деятельности, используемые на логопедических занятиях для развития интонационной выразительности речи:

  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения для эмоционального развития детей;
  • коррекционно-развивающие игры;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • логоритмические упражнения без музыкального сопровождения;
  • развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика);
  • упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • игры-драматизации.
  • Тематика и содержание логопедических занятий с использованием театральной деятельности включается в недельное тематическое планирование логопеда и воспитателя.

Конспект логопедического занятия по развитию выразительности связного высказывания на основе сказки В. Сутеева «Под грибом»(подготовительная к школе группа для детей с ОНР)

Цели:

Обучающие:

  • формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа;
  • распространение предложений с помощью наводящих, подсказывающих вопросов логопеда и самостоятельно;
  • формирование эмоциональной лексики;
  • отработка дикции;
  • развитие речевой интонационной выразительности;
  • обогащение речи выразительными средствами русского языка;
  • развитие мимики, жеста, пантомимы;
  • обучение театрализованным играм и играм-драматизациям по мотивам сказки.

Коррекционные:

  • развивать произвольное и слуховое внимание;
  • развивать зрительную и словесно-логическую память и логическое мышление детей;
  • развитие общей и мелкой моторики детей.

Воспитательные:

  • воспитание у детей дружбы, чувства доброты, отзывчивости, готовности прийти на помощь любому кто попал в беду.

Оборудование: картинки с изображением героев сказки; серии сюжетных картин по сказкам; маски-шапочки героев сказки; костюмы героев сказки; фонограммы записей звуков ветра, грома, дождя, леса; а/кассета «Здравствуй, осень золотая!»; м/фильм «Под грибом».

Предварительная работа: чтение и просмотр м/фильма В. Сутеева «Под грибом»; знакомство с пословицами о дружбе.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приглашение в царство грибов.

Логопед: Ребята, я приглашаю вас в лес. А чтобы попасть туда, нужно произнести следующую волшебную чистоговорку.

Дети:

Ес-ес-ес – мы идем в лес.
Су-су-су – тихо осенью в лесу.
Ес-ес-ес – опустел осенний лес.
Су-су-су – грибы берем в лесу.
Ес-ес-ес – листву роняет лес.
Стве-стве-стве – грибы спрятались в траве.

Логопед: А теперь возьмем корзинки с лукошками и пойдем собирать грибы.

Дети:

Мы идем дорожками
Узкими тропинками.
Мы идем с лукошками,
Мы идем с корзинками

Золотым осенним днем
За грибами в лес идем.

Крепкий подберезовик
Вырос под березою.
Красный подосиновик
Вылез под осиною.

Золотым осенним днем
Мы грибы в лесу берем.

С полными лукошками,
С полными корзинами.
Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками.

Золотым осенним днем
Мы грибы домой несем.

Дети:

Много мы грибов набрали,
А потом пересчитали:

1 – лисичка,
2 – свинушка,
3 – опята,
4 – чернушка,
5 – пузатый боровик,
6 – малышка моховик,
7 – как шляпа, черный груздь,
8 – я назад вернусь.

Подберезовик хорош,
Подосиновик пригож.
А 10 будет белый –
Всей корзины нашей гвоздь.
Вы внимательно искали.
Много мы грибов набрали.
А теперь назад пойдем
И корзины унесем.

4. Упражнения на развитие мимики, жеста и элементы пантомимики.

(Дети одевают шапочки-маски.)

Логопед: Ребята, отгадайте загадки о лесных жителях и изобразите их повадки.

Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке
(Муравьи)

Маленький мальчишка
В сером ярмячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)

Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(Мышка)

Когда дождик капает,
Она в болоте квакает.
Кто это квакушка?
Зеленая….
(Лягушка).

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
(Заяц)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост – краса
Кто это?
(Лиса)

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
(Гриб)

Логопед: Ребята, как называется сказка, где главные герои муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка?

Дети: «Под грибом».

Логопед: Кто автор этой сказки?

Дети: В. Сутеев.

Логопед: Кто главные действующие лица сказки?

Дети: муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка

Логопед: Вспомните, с чего начинается сказка. Что случилось с муравьем?

Дети: Муравей попал под сильный дождь.

Логопед: Кто попросился к муравью под грибок?

Дети: Бабочка, мышка, воробей, заяц

Логопед: Что произошло с зайцем?

Дети: За зайцем гналась лиса.

Логопед: Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба?

Дети: Вначале ему одному мало было места, а теперь всем место нашлось.

Логопед: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?

Дети: Пока шел дождь, гриб вырос.

Логопед: Что помогло героем сказки?

Дети: Дружба, доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь любому кто попал в беду.

6. Формирование эмоциональной лексики. Игра «Назови ласково героев сказки».

Логопед: Ребята, назовите наших героев ласково.

Дети:

Муравей – муравьишко.
Воробей – воробьишко.
Мышь – мышка.
Заяц – зайчик, зайчишка.
Лиса – лисичка, лисонька.

Логопед: А теперь мы назовем слова-друзья и слова-неприятели.

Дети:

Сильный – слабый.
Маленький – большой.
Мокрый – сухой.
Спрятаться – выглянуть.
Потесниться – расступиться.
Намокли- высохли.
Отдохнуть – устать.
Прибежать – убежать.
Ускакать – прискакать.
Тесно – свободно.
Поближе – подальше.

Огромный гриб – большой гриб.
Крохотный гриб – маленький гриб.
Глядеть – смотреть.
Идти – шагать.
Спешить – торопиться.
Искать – собирать.
Выдергивать – вырывать.

7. Коррекционно-развивающая игра на развитие слухового внимания «Не зевай, по порядку выбегай!»

(Дети надевают шапочки-маски и обыгрывают действия каждого персонажа в нужной последовательности.)

Дети:

Муравей первый спрятался под грибом.
Второй спряталась под грибом бабочка.
Третьей спряталась под грибом мышка.
Четвертым спрятался под грибом воробей.
Пятым спрятался под грибом заяц.
Шестой пришла лиса.
Лягушонок был седьмым.

8. Театральные этюды. Игра «Доскажи и покажи».

Логопед: Ребята, закончи предложение и покажи это эмоциями, мимикой и жестами.

Муравей: Как-то раз застал муравья сильный… (дождь). Добежал муравей до грибочка и… (спрятался).

Бабочка: Ползет к грибу мокрая… (бабочка).

Мышка: Пустите меня под грибок. Вода с меня ручьем… (льет).

Воробей: Мимо гриба воробей скачет и… (плачет).

Заяц: – Спрячьте, – кричит, спасите, за мной лиса… (гонится)!

Лиса: – Зайца не видали?

Лягушка: – Эх, вы! А гриб то… (вырос)!

9. Лоритмическое упражнение без музыкального сопровождения «Дождь».

Логопед: Однажды в лесу начался дождь.

Дети:

Капля – раз, капля – два,
Капли медленно сперва:
Кап-кап-кап-кап.
Капли стали поспевать.
Капля каплю догонять.
Кап-кап-кап-кап-
Кап-кап-кап-кап.
Зонтик поскорей раскрой.
От дождя себя укрой!

Логопед: А теперь мы покажем, какая история произошла с нашими героями в лесу… (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6).

11. Знакомство детей с пословицами.

Логопед: Ребята, назовите пословицы, которые подходят к нашей сказке?

Дети:

– В тесноте, да не в обиде.

– Милости прошу к нашему шалашу.

– Вместе жить – все делить.

Логопед: А какие еще сказки подходят к этим пословицам?

Дети: «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье зверей».

12. Итог занятия.

Логопед: С какой сказкой знакомились? Что помогло героям сказки? Что учились делать на занятии?

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР

Алла Ануфриева
Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР

Выступление на тему: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР»

Слайд 2

Федеральные государственные образовательные стандарты раскрывают направления в организации коррекционной деятельности учителя-логопеда. В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей:

– лексической стороны, – грамматического строя речи,

– произносительной стороны речи, – связной речи – диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности,

– практическое овладение воспитанниками нормами речи;

Развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству. В том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Слайд 3

Хорошим стимулом для развития и совершенствование речи является театрализованная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора. Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у дошкольников с ОНР мною была выбрана театрал-я деятельность, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.

ОНР у детей рассматриваются, прежде всего, как нарушение средств общения. И именно театрализованная игра является такой ситуацией, когда даже самые необщительные и скованные дети легко вступают в речевое общение и раскрепощаются.

Слайд 4

Главной целью использования театрализованной деятельности в работе с детьми является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Исходя из основной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков) развитие познавательных способностей

2. Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков.

3. Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи

4. Совершенствование монологической и диалогической форм речи

5. Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

6. Формирование у дошкольника устойчивого интереса к художественной литературе и театру; развитие творческих способностей, речи и игровой деятельности детей посредством театра.

Слайд 5

В логопункте нашего детского сада создан театрализованный уголок, в котором использую следующие виды тетра: пальчиковый театр, театр картинок и игрушек, настольный плоскостной театр, театр би-ба-бо, ростовой театр, игра-драматизация

Слайд 6

Театрализованные игры проходят поэтапно.

На первом этапе выполняются игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.

На втором этапе вводятся игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

На третьем этапе включаю игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы, рассказывать стихи. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Таким образом, переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

На четвертом этапе переходим к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети разыгрывают текст как актеры.

Подготовка к драматизации включает в себя:

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выво 1. Ознакомление с произведением, распределение ролей (учитывая возрастную категорию): для старших детей – обязательно считаясь с личными пожеланиями.

1. Обогащение словаря. 2. Разучивание текста. 3. Изготовление атрибутики.

4. Подбор музыкального сопровождения.

5. Совершенствование актерской игры с использованием выразительных средств театрального искусства (мимика, жесты, походка, голосовое исполнение)

Слайд 7

Пальчиковый театр представлен маленькими куклами разных персонажей. Часть пальчиковых кукол связано и сшито руками родителей.

Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития

Слайд 8

Театр картинок на тросточках удобен в обращении. В театре игрушек использую любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу.

Действуя с различными картинками и игрушками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Слайд 9, 10

Настольный плоскостной театр помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью;

Читайте также:  Логопедический массаж, эффективность применения логопедического массажа

Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

В марте дети подготовительной группы выступили со сказкой «Волк и семеро козлят» перед детьми других групп.

Слайд 11, 12

Театр бибабо – самый популярный вид детской театральной деятельности. Дети закрепляют умение правильно надевать куклу на руку, манипулировать куклами. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой. С удовольствием разыгрывают потешки, сценки из сказок.

Слайд 13, 14

Ростовая кукла позволяет ребенку быстро перевоплотиться в ту или иную роль. Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;

Формирует творческие способности, артистизм.

В апреле 17г перед детьми подготовительной группы было разыграно театральное представление с ростовыми куклами «В гостях у Василисы и Матвея» для детей младших групп.

Слайд 15, 16

Игра-драматизация Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности это драматизация. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация. Дети с удовольствием разыгрывают сценки из сказок, выступают на утренниках и вечерах развлечениях. Драматизацию сказки «Колобок» мы с детьми готовили два месяца и в мае представили ее зрителям (родителям, детям д/с).

Слайд 17

Драматизация требует предварительной тренировочной работы. Это — маленькие этюды, в которых происходят события в предполагаемых условиях: ссора, встреча, знакомство, угощение, разговор по телефону и т. д. Это этюды на основные эмоции: грусть, гнев, радость, удивление, страх; или на пять органов чувств: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Например, почувствовать какой горячий колобок, только что вынутый из печи.

Слайд 18

К каждой театрализованной постановке подбираем костюмы, маски, декорации. Большую помощь оказывают родители.

Слайд 19

Мною составлена картотека театрализованных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр – превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.

ВЫВОД С уверенностью могу сказать, что использование театрализованных игр в коррекционной логопедической работе с детьми оправдала себя: дети с логопедическим заключением ОНР стали более раскрепощенными, открытыми, улучшилась речь и взаимопонимание между детьми.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с ОНР

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР

Конопацкая Лидия Леонидовна, город Норильск, МБДОУ № 3 «Детский сад «Солнышко», e-mail: *****@***ru

Цель статьи – повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения. Организация коррекционно-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями должна строиться на основе становления их как субъектов общения. Для более успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следует уделять использованию театрализованной деятельности. Использование театральных средств, атрибутов и их элементов обогащает и актуализирует словарный запас детей, развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления высказывания, нормализует произносительную сторону речи, оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы. Кроме того, занятия становятся интересными, эмоционально окрашенными, в них исключена монотонность и скука.

Основные ключевые понятия и слова: общее недоразвитие речи, артикуляция, коррекция, мимика, жесты, голос, интонационная выразительность, речевой выдох, модуляция голоса, связная речь.

Коррекция речевых дефектов – один из наиболее сложных видов комплексной помощи детям. Сложность оказания такой помощи обусловлена тем, что нарушение речевой деятельности никогда не существует само по себе, оно носит многосторонний характер. Это подтверждается психолого-педагогическими, психолингвистическими и медико-педагогическими исследованиями (Т. Б.Филичева, Р. Е.Левина, Р. И.Лалаева, Л. Ф.Спирова, В. А.Ковшиков, В. В.Ковалев и др.).

ОНР представляет собой системное проявление речевой аномалии, при котором нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй. Как отмечают Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина, у детей с ОНР трудности общения связаны с задержкой формирования коммуникативной и обобщающей функцией речи, Л. Г.Соловьева считает, что особенности речевого развития детей с ОНР препятствуют полноценному общению, выражающемуся в снижении потребности в нем, несформированности коммуникативных навыков, особенностями поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

Система занятий с этими детьми должна быть направлена как на устранение имеющихся у них речевых недостатков, так и на предупреждение возможных негативных последствий речевого недоразвития для становления личности.

Особенности развития связной речи, ее механизмы раскрываются в трудах Л. С.Выготского, утверждающего: в овладении речью ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее к простой фразе, еще позже к сложным предложениям. Формирование связной речи, изменение ее функций зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, уровня его интеллектуального развития.

У детей с ОНР уровень сформированности навыка связной речи отличается недостатками: связные высказывания короткие и непоследовательные, малоинформативные, состоящие из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой. Следует отметить, что чаще дети рассказывают очень активно о событиях своей жизни, но неохотно составляют рассказы по заданной теме. Это обусловлено несформированностью речевого высказывания ребенка.

Опыт работы в речевой группе убеждает меня в том, что нарушение всех компонентов речи накладывает отпечаток и на психику ребенка. Пока ребенок не владеет достаточными произносительными навыками, не способен грамматически правильно оформлять самостоятельную речь, он замкнут, малообщителен с окружающими, а при малейшем изменении обстановки теряется, не может выразить свои мысли. Часто у таких детей появляются различные навязчивые движения, вегето-сосудистые изменения (краснеют, бледнеют) и т. д. Некоторые дети на индивидуальных занятиях общаются уверенно, но как только им приходится то же самое продемонстрировать на публике, начинают раскачиваться, их речь замедляется, усиливаются персеверации или совсем не могут произнести ни слова. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью или наоборот скованностью, зажатостью. Исходя из этого, мне хочется поделиться опытом работы использования театральных средств, атрибутов и их элементов на занятиях с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. На практике я убедилась, что с помощью элементов театрализации можно развивать и активизировать речь, мышление детей и успешнее решать задачи всестороннего, гармоничного развития ребёнка, имеющего тяжёлые речевые нарушения.

Элементы театрализации включаю в основные направления логопедической работы: совершенствование произносительной стороны речи; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; развитие самостоятельной развернутой фразовой речи; подготовка к обучению грамоте.

Активное использование элементов театрализованной деятельности на индивидуально-подгрупповых логопедических занятиях на этапе постановки и автоматизации звуков дает ощутимый результат. Здесь мы не только отрабатываем правильное речевое дыхание, но и нормализуем мышечный тонус артикуляционного аппарата ребенка, развиваем у него фонематический слух и формируем фонематическое восприятие, вырабатываем необходимый алгоритм движения для произнесения нужного звука. Для коррекции конкретных нарушений мною подбирается определенный комплекс упражнений. Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Затем использую уже знакомые артикуляционные сказки, или сочиняю свои таким образом, чтобы была возможность решить поставленные задачи. Комплексы артикуляционных и дыхательных упражнений в виде занимательных историй и сказок вызывают у детей интерес к органам артикуляции, активизируют зрительное восприятие (все упражнения выполняются перед зеркалом). Очень эффективно использовать элементы драматизации в период автоматизации звуков, требующего от ребенка многократного повторения слов и фраз. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями тяжело переживают свои трудности, часто проявляют негативизм по отношению к занятиям. Обыгрывание какого-либо персонажа вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно. Дошколята отвлекаются от речевых трудностей, их настроение улучшается, они с удовольствием бегут на занятия.

Совмещая на занятиях различные виды театрализованной деятельности (пальчиковый театр, маски-шапочки различных героев, куклы, игрушки), удается создать положительную атмосферу и желание выполнять артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастики.

В нашей группе основной контингент детей составляют дошкольники с общим недоразвитием речи с дизартрическим симптомокомплексом. Нарушения фонетической и просодической стороны речи при дизартрии имеют свой специфический механизм, длительную и сложную динамику коррекции. Интонационная сторона речи у детей с дизартрическим симптомокомплексом часто формируется фрагментарно, что негативно влияет на процесс преодоления данного речевого нарушения. Это позволило определить основные задачи логопедического воздействия: развитие физиологического и фонационного дыхания; формирование голосовых модуляций и умения использовать их для выражения различных интонационных структур; формирование эмоциональной лексики. Эти задачи решаем на протяжении всех занятий. Большое внимание уделяем развитию дыхательных функций в определенной последовательности. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Все упражнения выполняются в игровой форме, с использованием театральных средств, атрибутов и их элементов. Работа над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания (игровые упражнения «Хомячок» – пошмыгать носом при закрытом рте; «Собачке жарко»). Далее ведется работа над развитием длительного выдоха (игровые упражнения «Бабочка», «Лодочка», «Футбол» и т. д.). Игровые упражнения с использованием театральных средств развивают не только направленную воздушную струю, но и укрепляют язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков. Так постепенно дети переходят к диафрагмальному дыханию – дыханию животом. Используя этот тип дыхания, мы постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, иммунную системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, укрепляет здоровье, улучшает внимание, мышление. Превращение монотонных упражнений в увлекательные театрализованные игры пробуждает в ребенке желание самому активно участвовать в коррекционном процессе.

Развиваем через гимнастику, игры и упражнения – мимику, жесты, голос, интонационную выразительность. Для этого использую комплекс специальных приемов, направленных на отработку интонации на материале эмоциональных междометий, мимики, жестов, выражающих: радость (Браво! Вот это да! Ура!); горе, печаль, ужас, досаду (Ах! Ох!); удивление (Ух, ты! Да? Ба!);страх (Ой-ой! Ух!).

Можно предложить ребенку повторить разные чистоговорки с вопросительной, восклицательной интонацией, используя мелкие игрушки, «би-ба-бо», шапочки и т. д. А можно предложить другой вариант заданий, когда ребенок повторяет одну и ту же фразу, наделяя своих героев различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, обида, удивление). Важно давать детям возможность самостоятельно придумать имя своему герою, подобрать для него новую интонацию. Такие виды заданий направлены на закрепление правильного произношения, способствуют эмоциональному развитию детей. Закрепляем умения выражать свои эмоции средствами интонационной выразительности на материале стихотворных текстов, сказок, коротких рассказов, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применять.

На фронтальных занятиях использование театрализованных игр, создание игровых ситуаций повышает умственную и эмоциональную активность, развивает диалогическую речь, пополнять словарь, совершенствует умение составлять описательные рассказы, а также способствует нравственно-этическому воспитанию. На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина, настольный театр, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки, маски-шапочки. На занятиях по продуктивным видам деятельности дети совместно с воспитателями изготавливают различные поделки по всем лексическим темам. Изготовление «сказочных» предметов своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику, обогащает фантазию и образное мышление. Тем интереснее их обыгрывать. Уже один вид «своего произведения» вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению. Данные игры используются на занятиях при составлении описательных рассказов, рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста позволяет превратить обучение в игру. Использование элементов театрализации на логопедических занятиях помогает развитию речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации поставленных звуков), тренирует мелкую моторику рук.

Особое внимание хочу обратить на использование такой формы работы, как театр кукол «би-ба-бо», пальчиковый театр, так как дети с ОНР чаще имеют ярко выраженные общую, мелкую и артикуляционную недостаточность. Дети управляют куклой при помощи движений пальцев и кистей рук, в результате чего они становятся более подвижными и гибкими. Им приходится внимательно следить за всеми движениями куклы – это развивает внимание, мышление, память. Ребенку предлагается объяснить своей кукле, как должны работать язык, губы, работает или нет голосовой «моторчик» при произнесении определенного звука. В этой ситуации ребенок выступает в роли логопеда. Можно предложить ребенку выполнить руками куклы хлопки, произнести правильно закрепляемые звуки в слогах, словах, например: ша-ша-ша, шо-шо-шо. Вместе с куклой можно преодолевать любые препятствия, пройти по звуковой дорожке, проехать по станциям и т. д.

Заключительным этапом в театрализованной деятельности является участие детей в сказках-драматизациях и сценках. Определенная роль, диалог персонажей ставит ребенка перед необходимостью четко, ясно, понятно изъясняться, пополнять словарь, совершенствовать грамматический строй речи. Подразумевается последовательное усложнение речевого материала и увеличение его объема. К примеру, если в начале года дети готовили короткие инсценировки, то позже уже разыгрывали целые музыкальные сказки.

Распределяя роли в игре-драматизации, важно учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Фиксация ребенка на речевом дефекте часто порождает неуверенность в себе, собственных силах. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность научиться преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застенчивостью и робостью. Работа над ролью позволяет детям овладевать навыками, необходимыми для построения связного высказывания: отбирать лексический материал, использовать разнообразные синтаксические конструкции. Для драматизаций используем такие сказки, в которых много персонажей, чтобы задействовать в постановке каждого ребенка речевой группы: «Кошкин дом», «Муха-Цокотуха», «Волк и семеро козлят». При создании спектакля большое значение уделяется музыкальному оформлению. Музыка в сочетании с движением и речью помогает более точно создать образ того или иного сказочного персонажа.

Немаловажное значение в успешной работе имеет тесный контакт логопеда с родителями. Когда логопед и родители предъявляют единые требования к речи и поведению детей, помощь будет эффективной. Родители активно участвуют в пошиве костюмов, изготовлении элементов декораций. Это как нельзя лучше сплачивает детей и родителей, позволяет им лучше понимать друг друга. И, несомненно, самыми благодарными зрителями детских выступлений являются мамы, папы, бабушки и дедушки. Благодаря увлекательности, эмоциональности, образности театрализованных постановок ребенок сочувствует героям, сопереживает с ними, учится выражать свое отношение к добру и злу и тем самым формирует выразительную речь. Выступление перед аудиторией взрослых и детей, признание и поддержка зрителей повышают самооценку ребенка, помогают поверить в собственные силы, развивают самостоятельность и уверенность в себе.

Таким образом, использование театральных средств, атрибутов и их элементов в коррекционно-образовательном процессе значительно повышает интерес у детей к логопедическим занятиям, способствует успешной коррекции недостатков речевого развития детей. Применение элементов театрализации оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, усвоение способов невербального общения: овладение мимикой, жестами, использование их в практике общения; развитие связной, диалогической речи. Все это свидетельствует об эффективности использования в работе логопеда театрализованной деятельности.

А. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.

Разыгрываем сказки // Дошкольное воспитание. 1998. №12.

В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.

Б., П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб., 2001

С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1966. № 6.

В. Театр для малышей. М., 1960.

В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. // Дошкольное воспитание. 1948. № 9.

П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., 1982.

Практическое пособие. М., 2004.

И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1987.

Б. Шесть шагов к развитию речи. Система игровых занятий по развитию речи на основе русских народных сказок. М., 2001.

Б., В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников.

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 07.07.2014

Читайте также:  Конспект комплексного занятия по грамоте и развитию речи

Статья просмотрена: 371 раз

Библиографическое описание:

Солдатова, Т. Н. Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада / Т. Н. Солдатова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5954/ (дата обращения: 07.01.2021).

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи является трудным процессом, требующим использования особых методических приёмов.

Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи малыша.

В основе развития механизма связного устного высказывания находится система скоординированных внутренних действий ряда анализаторов, способность прогнозировать высказывание и обеспеченность этого высказывания словарём. При наличии этих факторов у ребёнка возникает мотивация к высказыванию, без которой речь невозможна.

Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на психическое развитие ребёнка, что является залогом успешной адаптации и социализации в современном российском обществе.

ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием к получению образования в условиях массовых образовательных учреждений, обеспечить им успешную социализацию.

Речь является показателем общей культуры ребёнка, его умственного, нравственного и эстетического развития.

Коммуникабельность единодушно признаётся российскими и зарубежными исследователями как одно из базовых качеств личности.

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к развитию детей.

Сегодня все педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение взрослых с ребенком. В связи с этим речь детей, как эффективное средство коммуникации — не выполняет своей функции.

Федеральные Государственные Требования ставят перед образованием задачу — развитие детей через ведущий вид деятельности — игру. Как научить ребёнка играть? Как в игре и через игру раскрыть потенциал ребёнка? Как с помощью игры активизировать речь детей?

Этому поможет театр!

Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как активное, но ненавязчивое педагогическое средство.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Это самый распространённый вид детского творчества. Он близок и понятен ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение, потому что связан с игрой.

Но всякое ли развитие способно заглянуть в будущее, помочь ребёнку ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах? Традиционный — информационный метод обучения детей не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей, не мотивирует способность прогнозировать высказывание.

Поэтому в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, необходимо использовать сочетания различных способов развития с привлечением дополнительных источников положительной мотивации.

К ним можно отнести: внешние стимулы (новизна); сюрприз, мотив помощи, познавательный мотив (почему так?) ситуация выбора, биологические и социальные потребности (например потребность в общении, поощрении), утилитарный мотив (мне это нужно).

Сочетание различных мотивов в работе с дошкольниками возможно только в игре, которая является основным видом деятельности дошкольника.

Наиболее оптимальным средством, воздействующим на развитие ребёнка, является такой вид деятельности как творческая игра — игра-театрализация.

Театральная деятельность помогает детям эмоционально раскрепощаться, развивать выразительность речи, а исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Совместная театрализованная деятельность ребят и взрослых оказывает воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребёнка, повышает речевую активность. Формирует осознанные умения и навыки генерирования связных высказываний, помогает усвоить правила смысловой, содержательной организации высказывания.

У ребёнка улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Усваиваемые элементы языковой системы дают возможность использовать художественные образы и двигательную активность в непосредственном общении, служат в качестве средства компенсации при недостаточности развития языковых способностей, развивают природные речевые возможности и способности.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны речи.

Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, что особенно важно на этапе автоматизации нарушенного звука.

С социально педагогической точки зрения театрализация многофункциональна, т. е. она выполняет функцию социализации (приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыту), креативную функцию (способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление), а так же лексико-образную.

Перечисленные функции способствуют быстрейшей социализации детей, а лексикобразная функция дополнительно активизирует и развивает слухоречевую память ребёнка.

Вышеназванные направления лучше всего реализовывать через инсценировки, проигрывания речевых и пластических этюдов, при работе над упражнениями пальчиковой и психогимнастики, при работе с произведениями малых художественных форм (беседы по прочитанному, просмотры видиороликов и видеопрезентаций, инсценировки песен др. форм литературного творчества, придумывание историй, решение проблемных ситуаций, игры с движением, ролевые диалоги, пантомимы, упражнения на воображение, игры «Изобрази героя», подбор и характеристика музыки к частям сюжета или к образам героев, тематические досуги, костюмированные праздники и многое другое.)

При этом происходит индивидуализация интерпретация вербально-знаковых форм произведения, а при воспроизведении ребёнком (пересказе, повторе, драматизации и т. д.) осуществляется развитие способностей к индивидуальной интерпретации произведения, развитие речевой культуры воспитанника, активной мотивации устного высказывания.

При этом у ребёнка функционируют и развиваются обе языковые функции — экспрессивная и коммуникативная. Дети с удовольствием превращаются в сказочных персонажей и рассуждают от имени их. Это доставляет им удовольствие, следовательно, активизирует речь детей.

При работе над коррекцией звукопроизношения, развитием связной речи, используя театрализованную деятельность как вид работы с детьми, нами было замечено, что большое влияние на поведение ребёнка оказывает игровой образ. Создавая тот или иной образ, ребёнок искренне верит тому, что изображает. Он ярко показывает своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства, стремится передать их так, чтобы окружающие ему поверили. Разыгрывая роль ребёнок не только подражает действиям того или иного персонажа, но и передаёт его отношение к людям, к обязанностям, его чувства, переживания. Речь ребёнка становится более выразительной, содержательной, образно и эмоционально окрашенной. Всё это является опорной базой для развития монологической и диалогической речи, глубоких переживаний ребёнка, способствует приобщению его к духовным ценностям, развивает его эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

И как следствие, у ребёнка развиваются симпатии и антипатии к определённому образу или действиям, совершаемым каким-либо героем. Благодаря театрализованной деятельности происходит познание ребёнком мира не только умом, но и сердцем. Всё это находит отображение в речевом эквиваленте.

Формирование у логопатов осознанных умений и навыков генерирования связных высказываний предполагает обязательное знакомство их с правилами, по которым строятся высказывания, и практическое усвоение правил смысловой, содержательной и лексико-синтаксической языковой организации текста (устного высказывания).

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка совершенствуется в развитии смысловая, регулирующая функция речи, которая тесно связана с развитием внутренней (монологической) речи, с целенаправленной возможностью программированной интеллектуальной деятельностью. На основе внутренней мыслительной деятельности строится и внешнее речевое высказывание или связная речь.

Таким образом, можно сделать вывод: все вышесказанное даёт основание утверждать, что ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к активизации речевого высказывания детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

Похожие статьи

Театральная деятельность как средство развития связной речи.

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь, способность, ребенок, развитие детей, навык генерирования связных высказываний, игра, дошкольный возраст.

Развитие коммуникативных способностей детей посредством.

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь, способность, ребенок, развитие детей, навык генерирования связных высказываний, игра, дошкольный возраст.

Театрализованная деятельность как средство развития.

театрализованная деятельность, ребенок, диалогическая речь, диалог, дошкольник, педагог, образ, фольклорное произведение, сюжетная игра, спектакль.

Развитие связной диалогической речи у детей с общим.

Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе.

Коррекционная работа по развитию связной диалогической речи строится в два этапа

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

– формирование связной речи детей, – совершенствование грамматического оформления фразы

Задачи развития связной речи: Диалогическая речь.

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного.

Ключевые слова: игра, ребенок, речь, правила игры, детская игра, диалогическая речь, игровая деятельность. Игра — это жизнь дошкольника, его маленький мир, необходимая для него деятельность. В игре ребёнок усваивает полученный опыт, наблюдая за окружающими.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через.

Определила основные направления развития речи детей, используя театрализованные игры.

У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. −2-е изд.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через.

ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг, родной язык, речевое развитие.

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое.

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Театральная деятельность, как средство развития правильной речи у детей с ОНР

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, развитию выразительности речи, формированию связности высказываний, раскрытию творческого потенциала.

Статья:

Дети с тяжёлыми нарушениями речи имеют бедный словарный запас, не могут связно выражать свои мысли и чувства, многие из них несколько отстают от сверстников в интеллектуальном развитии. В 5-6 лет многие из них не были в театрах, кинотеатрах, музеях. Дети не знают самых простых слов, не могут построить фразу, соблюдая грамматические правила родного языка. Речь детей невыразительна, монотонна. Родители из, казалось бы, социально благополучных семей часто не уделяют должного внимания эстетическому, познавательному и речевому развитию детей. Поэтому в нашей старшей группе для детей с общим недоразвитием речи мы решили через проектную деятельность познакомить детей с различными видами театра, и через театрализованную деятельность формировать у детей речевую и коммуникативную компетенции.

В основе проекта – идея развития связной, выразительной, грамматически правильной речи детей через игры-драматизации, а так же формирование заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью с педагогами и самостоятельно в свободное время.

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, развитию выразительности речи, формированию связности высказываний, раскрытию творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, тесно связанный с:

художественным образованием и воспитанием детей;

формированием эстетического вкуса;

развитием памяти, воображения, инициативности;

развитием коммуникативных качеств;

созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности;

развитием речи дошкольников.

Поэтому, мы считаем, реализация проекта позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Цели проекта:

Приобщать детей к театрализованной деятельности.

Развивать речь и коммуникативные навыки у детей.

Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Задачи проекта:

Расширять представления детей о театре, его видах, профессиях, атрибутах.

Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ.

Формировать в ДОУ художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду.

Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.

Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).

Способствовать формированию эстетического вкуса.

Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.

Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.

Приобщать родителей к культурно-досуговой жизни ДОУ.

Принципы реализации проекта:

Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей.

Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.

Участники проекта: Педагоги (воспитатели, учитель-логопед)– дети – родители старшей группы «Родничок» для детей с общим недоразвитием речи МБДОУ №17 «Ручеёк».

Тип проекта: Творческий.

Срок реализации: с декабря 2015 по конец января 2016 года.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный (определение темы проектной деятельности, планирование, анкетирование родителей, обследование детей через беседу);

Основной (реализация непосредственной образовательной деятельности логопеда, воспитателей, постановка сказки «Ёлочка» с детьми, обогащение предметно-развивающей среды группы с привлечением родителей, организация игр детей с использованием различных театральных атрибутов);

Заключительный этап: организация совместного с родителями мероприятия «Театр собирает друзей», где дети и родители играют в подражательные игры, дети показывают родителям драматизацию, а родители детям – кукольный спектакль по стихотворению А. Барто «В январе», участие педагогов в смотре-конкурсе уголков творчества среди педагогов ДОО, презентация проекта.
Содержание воспитательно-образовательного процесса.
Формы работы с детьми:

образовательная деятельность воспитателей, учителя-логопеда;

знакомство детей с разными видами театра (кукольный, драматический, теневой, музыкальный),

драматизация с детьми сказки «Ёлочка»;

просмотр презентаций, книг, иллюстраций о разных видах театра;

выставка театральных атрибутов.

Методы и приемы:

творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);

беседы после просмотра спектаклей;

упражнения на развитие мимики;

репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Работа с родителями: Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Формы взаимодействия работы с родителями:

инсценировка стихотворения «Дело было в январе»;

наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;

побуждение родителей к посещению новогодних театральных представлений всей семьей.

Работа педагогов.

организация предметно-развивающей среды;

НОД по развитию речи, конструированию;

показ разных видов спектаклей (кукольный, с использованием магнитной доски, оборудования для игр с песком и игрушек, кукольного, теневого театра).

Деятельность детей.

инсценировка сказки «Ёлочка»;

совместное с родителями посещение театральных представлений;

свободные игры с оборудованием для разных видов театра.

Ожидаемые результаты проектной деятельности.

Развитие интереса к театральной деятельности.

Развитие речи, мимики, жестов.

Развитие инициативы, активности, самостоятельности.

Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.

Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

Обогащение предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях.

Отчёт о предварительном этапе проекта

Через анкетирование родителей и беседы с детьми выяснилось, что дети не знают, что такое театр, не имеют представления о разных видах театра, не знают театральных профессий и атрибутов (100% детей). Только одна семья из семей 11 воспитанников посещала совместно с ребёнком театрализованное представление (если исключить цирковые, на которых были 15 % детей), остальные дети были только на представлениях кукольного театра, которые организовывались для детей в детском саду. 100% детей ни разу не были в Северодвинском драматическом театре и в театрах в других городах. У 100% детей речь малопонятная, невыразительная. Дети затрудняются в соединении речи с выразительными движениями, координация движений и двигательные навыки нарушены и недостаточно сформированы у 100% детей.

Отчёт об основном этапе проекта:

Все дети испытывали огромный интерес к театральным играм и спектаклям. Расширились представления детей о разных видах театра, театральных профессиях и атрибутах. 9 воспитанников участвовали в драматизации для родителей сказки «Ёлочка», все дети с удовольствием играли в театрализованные игры.

Предметно-развивающая среда группы пополнилась новой ширмой для кукольных представлений, куклами для пальчикового театра, масками.

Читайте также:  Конспект НОД: Звуки (Р) и (Рь), буква Р

В группе силами педагогов были проведены спектакли с использованием оборудования для песочной терапии, теневого театра, театра марионеток, кукольные спектакли, спектакли с использованием пальчикового театра.

Несколько семей посетили новогодние детские представления в НТЦ «Звёздочка».

Отчёт о заключительном этапе проекта:

100% родителей положительно оценили результаты проекта «Театр и дети».

Все дети впервые участвовали в драматизации сказки, старались передавать характер героя различными выразительными средствами (в массовых группах такие дети не только не участвовали в драматизациях, но и не читали стихи на утренниках), что было отмечено родителями. Родители творчески и ответственно подошли к заключительному совместному мероприятию, подготовили для детей небольшой кукольный спектакль. Педагоги группы с помощью родителей значительно пополнили уголок творчества в группе.

Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – С. 5-13.

Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников: пособие для воспитателя детского сада / В.Я. Воронова. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.

Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – С. 13-18. С. 87-112.

Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно творческого: В мире прекрасного: программно-методическое пособие / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. – М.: Гуманист. Изд. центр Владос, 2004. – 368 с.

Петрова, И. М. Театр на столе / И.М. Петрова. – СПб.: Детство-Пресса, 2003. – 144 с.

Особенности развития речи у детей с ОНР через театральную деятельность

Личность и способности ребенка

развиваются только в той деятельности,

которой он занимается по собственному

желанию и с интересом, то есть

по внутреннему побуждению.

В современном мире чистая правильная речь это визитная карточка человека, поэтому с самого раннего возраста необходимо уделять огромное значение развитию и формирования всех компонентов родного языка. Работая по программе «От рождения до школы» мы столкнулись со следующей проблемой: наши детки ни как не дотягивают до требований программы. У большей части деток ОНР т.е. нарушены все компоненты речи (звукопроизношении, связанная речь, грамматический строй и т.д.). Общее недоразвитие речи – сложное комплексное нарушение, при котором страдают все компоненты речи малыша. Чтобы справиться с этой проблемой, логопеду и воспитателям нужен ни месяц, а годы. Как же разнообразить эту монотонную работу, как превратить скучные занятия в интересную игру? Изучив необходимую литературу, мы решили развивать речь деток через театрализованную деятельность. Так появился кружок «Театральный калейдоскоп». Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю. Так же дополнительно проводятся индивидуальные занятия с логопедом.

В своей работе мы следовали следующим принципам:

– Не принуждать, а побуждать.

– Не оценивать, а поощрять,

– Не торопить, а помогать.

Основной целью нашей работы является:

  1. Создание условий для исправления речевых дефектов речи детей и развитие мотивации ребенка говорить правильно.
  2. Задачи, которые ставят педагоги нашей группы, тесно переплетаются с развитием речи и её компонентов.

– Пополнять и активизировать словарь детей;

– Обогащать словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;

– Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию,

– Продолжать работать над интонационной выразительностью речи;

– Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;

– Развивать диалогическую и монологическую речь в процессе театрально-игровой деятельности;

– Совершенствовать умение связано и выразительно пересказывать сказки самостоятельно, с опорой на картинки;

– Воспитывать культуру речевого общения.

Каким же образом мы развивали все компоненты речи:

Развитие лексики и грамматического строя речи:

Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны и развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, связанности – с другой стороны в театрализованных играх тесно связаны. Одна из ведущих ролей в этой работе принадлежит воспитателю, который знакомит детей с художественным произведением. Дети вначале выступаю зрителями; они не могут сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участников в театрализованных играх. Детки наблюдают, как взрослый разговаривает, действует за персонажей, имитирует ролевые движения. Особое внимание при этом уделяется анализу сюжета игры, характеристике действий, совершаемых предметами, явлениям, их значениям.

Логопед организует различные упражнения: «Пройди как кошечка, как медведь», «Пробеги, как мышка, собачка», детям становится интересно не только разговаривать, как герои но, и действовать как они. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются все лучше и лучше играть.

Театрализованные игры пронизываю все этапы работы над речью детей: от развития понимания в младшей группе до умения связано рассказывать, чувствовать, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр в подготовительной к школе группе. Они могут иметь разные варианты – это и игры-драматизации, и инсценировки всего произведения или его части, и появлению сказочного персонажа на занятиях по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой.

Очень важно в этой работе взаимосвязь педагога и логопеда. Воспитатель знакомит детей с художественным произведением и в театрализованной игре ставят на первое место воспитательные, нравственные задачи. Логопед, опираясь на полученные знания, продолжает работу, в свою очередь, выдвигая на первый план речевые задачи. Отработанные логопедом грамматические категории воспитатели частично включают в свои занятия.

Театрализованная игра хорошая основа для обучения детей. Она с одной стороны, закрепляет навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывает потребность в познании нового, расширяет кругозор, знания об окружающем мире, учит совместным действиям и переживаниям.

Поскольку процесс развития лексико-грамматических категорий очень длительный и трудоемкий, мы с особой тщательностью подбираем художественные произведения для решения этих задач. Театрализованные игры, проводим на основе только хорошо отработанного материала. Для достижения максимальных результатов необходимо привлекать к этой работе родителей, которые в повседневной жизни смогут закрепить полученные детьми знания.

На информационном стенде для родителей мы выставляем книги с пройденными художественными произведениями, рекомендуемые вопросы для беседы, задания для закрепления и повторения лексико- грамматических категорий, стихов и песен.

Обучение творческому рассказу на занятиях по развитию речи.

Творческие рассказы детей отличаются от рассказов, придуманных по серии картин или описательных рассказов. Главное в творческом рассказе – воображение ребенка.

Творческое рассказывание деткам с ОНР дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитие сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого сюжета. Поэтому формирование связанной речи у детей с онр приобретает первостепенное значение.

Основные направления коррекционной работы по обучению составлению рассказов и пересказов с элементами творчества.

  1. Составление предложения по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, яблоко) с последующим распространением другими второстепенными членами предложения. (Девочка ест яблоко. Девочка ест сочное, сладкое яблоко. Милая, добрая девочка, в красивой синей юбке, ест сочное сладкое яблоко.)
  2. Составление предложения из слов данных в разбивку. (живет, в, лиса, лесу, густом); одно или несколько слов дан в начальной грамматической форме, имеется пропуск слов, отсутствует начало предложения.
  3. Составление предложений по «живым картинкам», предметные картинки вырезаны по контуру, показываем действия на фланелеграфе.
  4. Восстановление предложения не правильно составленного по смыслу. (Бабушка постряпала сладкие пирожки из огурцов).
  5. Отбор слов названных воспитателем и составление из них предложения. (Мальчик, девочка, читать, рисовать, мыть, книжку.)

Эти задания помогают научить детей располагать предложения в логической последовательности, находить опорные слова, что является следующей ступенькой к умению составлять рассказы.

На следующем этапе работы, мы используем серии сюжетных картинок.

Работа проводится в определенной последовательности:

  1. Предложить детям рассказать отработанную на предыдущих занятиях тему без 1-2 картинок, включить себя в разряд действующих лиц или вообще рассказать от первого лица.
  2. Предложить детям инсценировать отработанный рассказ, включив туда элементы пантомимы.
  3. Предложить детям придумать рассказ аналогичной серии сюжетных картинок.
  4. Предлагаем детям выделить главную мысль в рассказе, придумать название рассказа.

Далее предлагаем следующие задания:

– придумать начало рассказа;

– придумать сказку по предложенному сюжету;

Необходимо подчеркнуть важность взаимосвязи, преемственности и единства требований в работе воспитателя, музыкального руководителя и логопеда. Это основной залог успешного преодоления речевого недоразвития детей. Тесная взаимосвязь педагогов возможна при совместном планировании работы: выбор темы и разработка занятий, индивидуальная и подгрупповая работа. Вся работа четко планируется, и распределяются задачи для каждого специалиста.

Воспитатели: формируют положительные навыки речевого поведения; закрепляют навыки пользования доступной самостоятельной речью на протяжении всего рабочего дня.

Логопед: активизирует и обогащает словарь детей, формирует грамматический строй речи, учит пользоваться диалогической и монологической речью.

Музыкальный руководитель: вырабатывает правильную интонацию и мелодику речи, работает с темпом и ритмом речи.

Такая взаимосвязанная четка работа позволяет нам добиться желаемых результатов. Наши выпускники преодолевают общее недоразвитие речи, эмоциональную неуверенность и имеют возможность поступить не только в массовые школы, но и в гимназии и лицеи. А самое главное для нас, что они сохраняют любовь к театру на всю жизнь.

1. Е.В. Парфенова «Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности». 2013.

2. А. Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду». 2006

3. Глухов В.П. «Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – Автореф.канд. дис. М., 1987

4. Жукова Н.С. «Логопедия. Преодоление ОНР у детей». -М., 1998.

5. Вакуленко Ю.А. «Театрализованные инсценировки сказок в детском саду». – Волгоград, 2007.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике

Ткаченко Мария Александровна,

Логопед,Центр развития личности «Мега интеллект»

Республика Казахстан, город Павлодар

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции [2, с. 4].

Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:

игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);

занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;

развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);

упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.

пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;

массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.

Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.

Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа – улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].

Дети любят всех зверей: (большой)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)

Пеликанов, журавлей, (средний)

Бегемотов, соболей, (безымянный)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей; (большой)

Любят горного козла, (указательный)

Обезьянку и осла, (средний)

Дикобраза и ежа, (безымянный)

Черепаху и ужа. (мизинец)

Пальчиковая гимнастика.

Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Коготки» – сильное полусгибание и разгибание пальцев.

Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.

Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» – вернуться в исходное положение [3, с. 17].

Игры с использованием нестандартного оборудования.

Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.

Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

– Но я же играю с тобою, малыш!

– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Упражнения с эспандерами. Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее!

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Массаж шариками Су-Джок.

Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Игрушки Катины сидят:

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Зайчик, мишка, Буратино,

Да веселый Чиполлино,

Пара сереньких мышат.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы поможем нашей Кате

Все игрушки сосчитать.

(дети катают Су-Джок между ладоней).

Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.

Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.

Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.

Ссылка на основную публикацию