Театрализованная деятельность в работе логопеда

Методы:

1. Установки-общения («Задай вопрос другу о его настроении»).

  1. Установки-алгоритмы («Чтобы определить эмоциональное состояние друга, вспомни, видел ли ты это раньше»).
  2. Сравнение («Сравни, чем отличается твое настроение и настроение друга»).
  3. Знаково— символические методы, которые позволяют (знаки-средства эмоций: рисунки жестов, мимики, волнистые линии разной окраски, музыкальные инструменты).
  4. Мимические маски.
  5. Пантомимические этюды («Я удивился» «Я обрадовался» «Мне хорошо», «Это чудо», «Мне взгрустнулось»).
  6. Рефлексивные методы, стимулирующие самоконтроль и самооценку эмоциональных проявлений у дошкольников «Для чего человеку нужны эмоции, «Кто из сказочных героев проявлял такие эмоции».
  7. Игровые методы
  • «Изобрази без предмета»;
  • «Сурдоперевод» (кто-то читает стихотворение, а кто-то, изображая диктора мимикой и жестами, переводит его);
  • «Театральные режиссеры» (Детям за 15-20 мин. предлагается поставить спектакль по тексту из 4 строчек);
  • «Кинооператор» (создать фильм по сказке по законам немого кино).
  1. Разные виды кукольного театра:
    • Театр верховых кукол (куклы над ширмой)
    • Театр марионеток
    • Театр теней
    • Театр кукол Бибабо
    • Перчаточные (варежковые, пальчиковые, носковые, ложковые) куклы
    • Настольный театр
    • Театр картинок

Постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.

Можно выделить 6 направлений:

  1. Театрализованнаяя игра включает в себя игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, игры, развивающие внимание, память и наблюдательность. При проведении этих игр необходимо создавать весёлую, непринуждённую атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей. Допустимо использование этих игр и в работе воспитателя.
    2. Культура и техника речи включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, чёткой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии. Данное направление повышает интерес ребёнка к коррекционным занятиям. Речевые упражнения и игры желательно включать в каждое занятие, а также объединять с ритмопластикой и театральными играми.
    3. Ритмопластика включает комплексные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма. У детей с речевыми нарушениями наблюдается перенапряжение всех или отдельных групп мышц или расслабление движений. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, проводятся специальные игры в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц.
    4. Основы театральной культуры обеспечивают условия для овладения элементарными знаниями и понятиями профессиональной терминологии театрального искусства. В игре дети знакомятся с правилами поведения в театре, на сцене, за кулисами, на репетициях.
    5. Работа над спектаклем включает знакомство со сказкой, её содержанием, беседу, обсуждение, игры по сказке, даёт представление о необходимости выполнять определённые упражнения для коррекции речи. У всех спектаклей есть специфика: главный герой не может произносить некоторые звуки или вообще говорить. По содержанию он вынужден научиться этому, проходя различные речевые испытания.

На основании результатов обследования звукопроизношения, слоговой структуры сложных слов, связной речи и просодической стороны речи (сила голоса, его тембр и выразительность) детей – логопатов в сентябре 2011 г. и мае 2012 г. составлен сравнительный анализ среднегрупповой успешности выполнения речевых проб дошкольниками, который представлен в гистограмме № 1:

Анализ данных, представленных в гистограмме № 1, показывает значительное улучшение звукопроизношения и слоговой структуры слова, просодической стороны речи, высокие результаты по связной речи детей после коррекционного обучения. Речь детей стала более выразительной и эмоциональной. В процессе коррекционной работы используемые методы и приемы помогают улучшить речь дошкольников, а значит, включение театрализованной деятельности в работу по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста является целесообразным и эффективным. Таким образом, театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи и выступает хорошим мотивом на исправление речевых дефектов у детей. Всё это помогает развитию речи дошкольников в ненавязчивой форме.

3. Библиография

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.

2. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. М., 1983.

3. Бачина О.В. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ // Логопед. – 2009. – № 1. – с. 12-17.

4. Довгаль Н.В. Применение куклотерапии в логопедической практике // Логопед. – 2009. – № 3. – с. 34-37

5. Жога Л.Н., Саяпова Н.Г., Епрева Е.Ю., Овчинникова Е.В., Рукосуева Л.А. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада // Логопед. – 2007. – № 4. – с. 46-75

6. Жулина Е.В., Голубева И.В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи // Логопед. – 2008. – № 5. – с. 111-116

7. Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. – 2008. – № 7. – с. 76-81

8. Линчук Л.А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы // Логопед. – 2007. – № 6. – с. 84-93

9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.

10. Муллаярова Г., Гафурова Н. Развитие детей в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2002. – №3. – С.32-35.

11. Родионова Ю. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2006. – №4. – С.43-46.

12. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96с.

13. Трошин О.В., Голубева И.В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития // Логопед. – 2006. – № 1. – с. 4-10

14. Фурсенко Н.А. Театрализованные игры в помощь логопеду // Логопед. – 2005. – № 5. – с. 92-95

15. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.

16. Шулика Е., Шинкарева М., Потапова И., Закутина Л. Развиваем выразительность речи // Дошкольное воспитание. 2006. – №8. – С.54-57.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений»

«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений»

Творчество делает жизнь ребенка

богаче, полнее, радостнее.

Театр – это целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра…

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения — одна из главных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений.

Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Любое нарушение речи в той или иной степени, как правило, отражается на деятельность и поведение ребенка.

Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает воздействие на эмоциональную и познавательную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

В основу её заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.

Овладение выразительными средствами общения бывают: вербальными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

обогащение словаря: образных выражений, сравнений, синонимов, антонимов и пр.)

На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина, настольный театр, теневой, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. В этих играх дети могут создать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки.

В режиссерских играх, к которым относятся настольный театр игрушек и картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрирует его действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

Игры драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети — артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.

Распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно.

«Высший результат» в театральной деятельности – участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для них необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.

Театрализованные игры дают возможность детям перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение. Играя, участвуя в спектаклях, дети охотно развивают свою речь, активизируют словарь. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь.

Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность дает возможность использовать ее как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Конспект занятия: Дифференциация согласных К – Г в устной и письменной речи

Представляю Вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи.

Занятие направлено на развитие умения успешно соотносить звук с буквой, а также на развитие фонематического восприятия, слухового и зрительного внимания, звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

Читайте также:  Методическая разработка: Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте

Для реализации поставленной цели была проведена сравнительная характеристика дифференцируемых звуков.

Тема: «Дифференциация согласных К – Г в устной и письменной речи».

Цель : учить различать звуки [к] — [г] изолированно, в слогах, словах и предложениях.

  • закреплять навыки правильного звукопроизношения;
  • уточнить артикуляцию звуков [к] – [г];
  • учить давать сравнительную характеристику звуков [к] — [г];
  • учить правильному, осознанному чтению;
  • учить дифференцировать буквы К — Г в письменной речи;
  • развивать навыки согласования и управления слов;
  • развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать общую моторику;
  • воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
  • создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
  • снятие утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (игра «Доскажи словечко»).

Оборудование : карточки с буквами К и Г (на каждого ребёнка), рабочие тетради, ручки, простые карандаши, набор звуковых схем, мяч.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Подведение к теме занятия.

– Отгадайте слово по первым звукам названий картинок. (Книга)

– Составьте звуковую схему слова книга, назовите согласные, твёрдые звуки в слове книга. ([к] — [г]).

– Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем учиться различать? (Звуки [к] — [г])

– Тема нашего занятия: «Дифференциация согласных К — Г в устной и письменной речи».

III. Основная часть.

1. Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).

– Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [к].

– В каком положении у нас губы? Где находится язык? Положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?

– Давайте дадим характеристику звуку [к]. (Звук [к] – согласный, глухой, твёрдый.)

– Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [г].

– В каком положении у нас губы? Где находится язык? Положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?

– Давайте дадим характеристику звуку [г]. (Звук [г] – согласный, звонкий, твёрдый.)

2. Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.

– Что общего у звуков [к] — [г]? (Они согласные и твёрдые.)

– В чём разница? (Звук [к] – глухой, а звук [г] – звонкий.)

– Какой буквой на письме обозначается звук [к]? (Буквой К).

– Какой буквой на письме обозначается звук [г]? (Буквой Г).

3. Работа по развитию фонематического восприятия.

– Сейчас я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите звук [к], поднимите карточку с буквой К, а когда услышите звук [г], поднимите карточку с буквой Г.

Звуки: д, к, м, г, з, к, т, г, б ,г, с ,к, х ,м, к, з.

4. Развитие слухового внимания.

– Повторите за мной слоги.

Ка – га – га, го – ко – ко, ку – гу – ку, гы – гы — кы, гэ – кэ – гэ, га – гу – ку, ка – ко – го, гу – гу – ка.

5. Различение звуков [к] — [г] в словах.

– Я вам буду называть различные слова. Когда вы услышите слово со звуком [к], напишите букву К, а когда услышите слово со звуком [г], напишите букву Г.

Слова: белка, горох, река, огурец, кора, гора, музыка, магазин.

Игра «Доскажи словечко».

– Я буду произносить начало слова, а вы должны догадаться, какого слога не хватает: КА или ГА.

Слова: дос(ка), ре(ка), но(га), ро(га), вил(ка), доро(га), бел(ка), кни(га), раду(га), бан(ка), бере(га), сум(ка).

7. Развитие зрительного внимания и звукобуквенного анализа и синтеза на уровне слова.

– Запишите слова, заменяя геометрические фигуры соответствующими буквами.

Слова: голуби, капуста, грузовик, крокодил, груша, клубника, виноград, яблоко, гвоздика.

8. Дифференциация звуков занятия на уровне словосочетания (работа с карточками).

– Соедините слово из первого столбика с подходящим по смыслу словом из второго столбика, чтобы получилось словосочетание. Подчеркните букву К одной чертой, а Г – двумя чертами.

Словосочетания: дорогой подарок, маленькая букашка, громкий гудок, горячее молоко, гречневая каша.

9. Работа по дифференциации звуков занятия на уровне предложения.

– Прочитайте предложения, вставляя пропущенные буквы К – Г.

  1. Собака грызёт большую кость.
  2. Коля забил в ворота гол.
  3. Галя купила интересную книгу.

– Запишите предложения. Подчеркните букву К – одной чертой, а букву Г – двумя чертами.

IV. Итог занятия.

– Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии? (Звуки [ к ] — [ г ], буквы К – Г.)

– Что у них общего? Чем они отличаются?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Все были молодцы.

Володина Виктория Владимировна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ №2108 «Альфа»,
г. Москва

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Г-К.

Цели:

1.Закрепить у учащихся умение различать согласные Г-К в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:сигнальные карточки, магнитофонная запись, перфокарты, карточка с текстом «Мышка испугалась», 2 бумажных колеса.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. С какими звуками в работали на прошлом занятии? Характеристики звуков (согласные, К – глухой, Г- звонкий). В чем сходство и различие артикуляций этих звуков?

Игра «Буква потерялась».

Найдите потерявшиеся буквы в словах.

. ора . орка кни. а доро. а

…рибы сне…овик . ошка . рот.

нет. и Ни. ита . рокодил.

III. Закрепление пройденного материала.

1.Дифференциация звуков Г-К в слогах.

Записать слоги в две строчки: с Г – в первую, с К – во вторую.

КЫ, КО, ГИ, ГЯ, КЁ, АГА, АКА, ГАК, КАЧ.

2.Дифференциация Г-К в словах.

1) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи.

Горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная, красивый, глубокий, гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, колодец.

2) Где больше слов (в левом или правом колесе)? Читайте по часовой стрелке и в обратном направлении, но обязательно подряд.

(Ответ: справа – песок, сок, покос, око; слева – коса, оса, док

Словарная работа: око, код.

3) Изменените слова так, чтобы после согласного Г или К появился гласный.

УТЮГ – УТЮГИ МОЛОТОК –

4) Ответьте на допросы одним словом. Запишите ответы, Подчеркните Г и К разными пастами.

Чтона спине у верблюда?

Как называется вид качелей, сплетенных из веревок в виде сети?

Что остается на столе после разрезанного хлеба?

Что грохочет во время грозы?

Как называется зеленый массив в городе?

Чем измеряют температуру?

Слова для справок: горб, гамак, крошки, гром, парк, градусник.

3.Дифференциация Г-К в предложениях.

а) Окончить предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

гости-кости Собака грызет ….

В четверг к нам приедут ….

горка-корка Гриша любит хлебную .

В понедельник весь класс ходил на .

Галина-калина В саду цветет .

Катину подругу зовут .

икра-игра. Во дворе шла интересная .

Очень полезна черная .

б) Работа с перфокартами: Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквами Г, К.

Сегодня на уроке мы отгадывали ____________.

Подул сильный ветер, __________ гром.

В лесу кукует ______________.

Галя раскрашивает картинку цветными _____________.

В лесу ребята собрали белые __________и спелые ___________.

Дождь перестал и __________ солнышко.

Прочтите предложения, назовите главные члены предложения.

Логопедический физминутка.

4.Дифференциация Г-К в связной речи.

Письмо по памяти. Прослушайте рассказ. Запишите, как запомнили.

Мышка испугалась.

Пошла мышка на рынок. Купила мышка сыр и положила в сумку. Когда она возвращалась в свой домик, зажглась первая звездочка. Мышка бежала через лес. В темноте она заблудилась. Вдруг мышка видит, между елками светятся два глаза «Наверное, это кошка», – испугалась мышка и юркнула под пенек. А когда взошло солнышко, мышка поняла, что испугалась окон своего дома.

Прочтите записанный рассказ.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 41

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Ж-Ш.

Цели:

1.Сформировать у учащихся умение дифференцировать согласные Ж, Ш в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, индивидуальные карточки с заданиями; картинки: жук, шар, желудь, шапка, лягушка, жаба, пирожное, груша, жасмин, баклажан, машина, шина, этажерка, галоши, крыжовник.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Назовите звонкий, глухой. В чем сходство и отличие артикуляции этих звуков?

Игра «Доскажи словечко».

Вы должны подобрать слова с каким-либо из этих звуков.

Что за скрип, что за хруст? Михаил играл в футбол

Это что еще за куст? И забил в ворота . (ГОЛ).

Как же быть без хруста.

Если я . (КАПУСТА). Лодки по морю плывут,

Люди веслами …(ГРЕБУТ).

Кругла, рассыпчата, бела.

На стол она с полей пришла На вербе с треском рвутся почки.

Ты посоли ее немножко. На речке лёд трещит в ночи.

Ведь правда вкусная . (КАРТОШКА). И гнезда вьют без проволочки

На ветках первые . (ГРАЧИ).

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно. (КАРАНДАШ).

III. Знакомство с новым материалом.

1.Выделение звуков. Что изображено на картинке? (ЖУК, ШАР) из начала слов по предметным картинкам. Выделите первый звук. Характеристика звука. (Аналогичная работа со вторым звуком).

2.Уточнение артикуляции звуков, установление их сходства и различия.

3.Сопоставление артикуляции звуков их графическим изображением.

Эта буква широка Ах, табуретка хороша!

И похожа на жука, Псревернул – и буква – Ш!

И при этом точно жук

Издаст жужжащий звук: Ж-Ж-Ж.

4.Дифференциация Ж-Ш.

а) в слогах (слоговая таблица).

1) Прочитайте слоги парами. Скажите, какими буквами отличаются эта пары слогов.

ЖА-ША ЖУ-ШУ ША-ЖА ШУ-ЖУ

ЖО-ШО ЖИ-ШИ ШО-ЖО ШИ-ЖИ

2) Прослушайте слоги и звукосочетания. Запишите только согласные.

ЖА, ШИ, ША, ЖИ, ШУ, ШУ, ЖО, ШО, ШТА, ЖДА, ШТУ, ЖДУ, ЖДЕ, ШЛО, ЖНЕ, ШТЫ, ШТИ, ЖНИ.

Подсчитайте количество букв, определите каких букв больше.

3) Прослушайте ряды слогов. Повторите их в той же последовательности. Запишите.

жа-ша-жа жу-шу-жу жа-ша-жа-ша

ша-жа-ша шу-жу-шу ша-жа-ша-жа.

б) Дифференциация Ж, Ш в словах.

1) Слоговой аукцион. Придумайте слова со слогом (жаворонок, жара, жало и т.д.); со слогом ША – шар, шапка .

2) «Лесенка». Принимайте слова, которые начинались с Ж, Ш.

3) Отхлопывание слогов.Прослушайте слова, отхлопайте ладошками количество слогов, входящих в слово.

шум, жук, жаба, шапка, шуба, шаги, шумел, журчал, шалун, пешеход, стрижи, сторожил, кожаный, мешок, мешал, мошка, жеребенок, медвежонок, школа, жирный.

4) Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов. Устно составьте предложение с каждым словом.

5) Рассмотрите картинки. Определите наличие и место звуков Ж, Ш в названиях картинок.

Приблизительные перечень картинок: желудь, шапка, лягушка, жаба, пирожное, груша, жасмин, баклажан, машина, шина, этажерка, галоши, крыжовник.

6) Вставьте в слова недостающий слог ЖИ или ШИ. Запишите эти слова. Перед записью слов повторите правописание ЖИ-ШИ.

7) Запись слов в два столбика (разными пастами):

ОКОШКО, ЖУРАВЛЬ, ШАЛАШ, ЧИЖ, ПЛЯЖ, ЛАНДЫШИ, АБАЖУР, ШЛЯПА, КРУЖКА, МЕШОК.

Прочтите слова 1-го столбика, второго.

в) Дифференциация Ш, Ж в предложениях.

1) Вставьте в предложения пропущенные слова с буквами Ж или Ш.

В болоте квакала .

Читайте также:  Стимуляция активной речи у детей раннего возраста с ДЦП

Миша пил молоко из .

Бабушка печет вкусные .

Туристы воду носят во .

Слова для справок: кружки, пирожки, лягушка, мышку, фляжке.

Прочтите предложения. Найдите главные члены предложения.

Логопедическая физминутка.

г) Дифференциация Ж – Ш в связной речи.

Работа с карточками. Прочитайте тексты, запомните их и запишите по памяти. (Каждый учащийся, получив карточку с индивидуальным заданием, читает содержание, запоминает. Затем переворачивает карточку и пишет по памяти. После выполнения работы опять переворачивает карточку и проверяет правильность написанного. Кроме этого, в карточке есть дополнительное задание).

В гору деревяшка, а под гору – коняшка.

Отгадай загадку, напиши отгадку. Вспомни, как пишутся ЖИ, ШИ.

Ель на ежика похожа:

Еж в иголках, елка – тоже.

Вспомни, как можно проверить согласную в конце слово.

На дорожку вышли рожки.

Вы не будете бодать.

Я потрогал их немножко

Рожки спрятались опять.

Отгадай загадку. К выделенным словам подбери проверочные слова.

Мышка в кружечке зеленой.

Наварила каши пшённой.

Обрати внимание как пишутся выделенные слова. Напиши эти слова по слогам.

У меня три подружки, у каждой по кружке,

Сколько кружек у всех моих подружек?

Отгадай загадку. Напиши отгадку. К выделенным словам найди в тексте проверочные слова.

На бахче у нас растет,

Как разрежешь – сок течет,

Свеж и сладок он на вкус,

Отгадай загадку. Подбери проверочное слово к слову СВЕЖ. Обрати внимание, как пишется выделенное слово. Напиши его по слогам.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 42

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Дифференциация Г-К в устной и письменной речи
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Планы-конспекты занятий помогают отдифференцировать Г-К на слух, в произношении и на письме, развивают фонематический слух, звуко-буквенный анализ, грамматический строй речи обучающихся 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Дифференциация Г-К в устной и письменной речи57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Г-К В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ».

Цель: – дифференцировать Г-К на слух, в произношении, на письме;

– уточнять и расширять словарный запас учащихся;

– развивать грамматический строй речи;

– воспитывать слуховое внимание, развивать зрительную память.

Оборудование: предметные картинки; кассы букв; наборы для анализа слов, предложений; сигнальные карточки; профиль артикуляции звуков [г], [к]; слоговые таблицы для чтения; мяч; таблицы с текстами загадок; таблица «Оглушение парных звонких согласных»; текст рассказа Е. Чарушина.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа по новой теме.

На магнитную доску выставляются предметные картинки – ГАЗЕТА, ГРАЧИ, КАПУСТА, КУВШИН. Дети должны назвать картинки и выделить из слов звуки в начальной позиции – [г], [к].

Звуки [г], [к] соотносятся с буквами Гг, Кк и выставляют рядом с предметными картинками.

Звуки [г], [к] сравниваются по звучанию и артикуляции.

В момент произнесения звука [г], [к] смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь находящемуся позади под давлением воздуху, который с шумом вырывается наружу.

  • Можно ли спеть, потянуть долго звуки [г], [к]? – Нельзя.
  • Как мы называем такие звуки? – Это звуки согласные.
  • Определим, какой звук звонкий, а какой глухой? – Звук [г] – звонкий согласный, а звук [к] – глухой согласный. Когда произносим звук [г] – голос слышно, горло дрожит, а [к] – голос не слышно, горло не дрожит. Звуки [г], [к] – парные.
  1. Дифференциация Г-К на слух, в произношении, на письме:

а) работа с сигнальными карточками (прослушать слово, поднять карточку с буквой Г или К):

ма Г азин, К рапива, бума Г а, жу К , ру К ава, Г лубина, Г возди, мор К овь, К арандаш, К олос, о Г онь, бума Г а, Г лаза, К онь, и Г ра.

б) звуко-буквенный анализ слогов:

Выложить схемы слогов цветными фишками и буквами из разрезной азбуки:

ГА , КА , АГА , АКА . (При проверке выполнения задания дети дают характеристику всех звуков, читают слоги, им предлагается вспомнить и подобрать слова, которые начинаются на слог ГА, КА: ГАзета, ГАраж, ГАлоши, КАпуста, КАрандаш, КАток).

в) чтение слогов по таблице:

ГА – КА ГА – КА – ГА

ГО – КО КО – ГО – КО

ГУ – КУ ГУ – ГУ – КУ

ГЫ – КЫ КЫ – КЫ – ГЫ

г) игра «Наоборот» с перекидыванием мяча (изменить согласный звук в слоге):

ГА – КА , ГО – __, КУ – __, ГЫ – __, КО – __, ГУ – __, КА – __, КЫ – __.

д) записать под диктовку слоги:

ГА, КУ, ГЫ, КО, ГО, ГУ, КЫ, КА.

е) работа с карточками (добавить слог ГА или КА, чтобы получилось слово):

му__, ду__, вет__.

ж) прочитать предложение, подобрать недостающее слово из скобок, записать предложение в тетрадь:

Весь чердак уже ___________ , (в окне, в огне)

бьются голуби ___________ .

(При проверке задания сравнить по звучанию и значению слова – в оГне, в оКне).

4. Подведение итогов занятия.

– Какие звуки мы сегодня учились различать на слух, чётко и правильно произносить, не путать на письме? – Звуки [г], [к].

– Вспомните всё, что мы знаем об этих звуках? – Звук [г] – согласный, звонкий, парный. Звук [к] – согласный, глухой, парный.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа по материалам прошлого занятия.

Детям предлагается прослушать и отгадать загадки.

– Красные лапки щиплют за пятки. (Гусь)

– Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книжка)

– С какого звука начинается первая отгадка? – Гусь – первый звук [г]. Книжка – первый звук [к].

– Эти звуки мы учили на прошлом занятии. Вспомните характеристику звука [г], [к]. – [г] – звук согласный, звонкий, парный; [к] – согласный, глухой, парный.

– Подберите, вспомните по два слова со звуком [г], [к].

  1. Дифференциация Г-К на слух, в произношении, на письме:

а) игра «Волшебный мешочек» (достать картинку, назвать её, определить, какой звук есть в слове [г] или [к], определить место звука [г], [к] в слове, разложить картинки в две колонки, устно со словами придумать предложения): Глаза, ноГа, Кувшин, Газета, руКа, веревКа, радуГа.

б) чтение слогов по таблице:

ГА – КА КА – ГА АГ – АК АК – АГ

ГО – КО КО – ГО ОГ – ОК ОК – ОГ

ГУ – КУ КУ – ГУ УГ – УК УК – УГ

ГЫ – КЫ КЫ – ГЫ ЫГ – ЫК ЫК – ЫГ

в) звуко-буквенный анализ слов (выложить схемы слов из фишек, разрезной азбуки, прочитать, записать в тетрадь, устно придумать предложения):

КОСЫ, ГОРЫ, НОГА, РУКА.

г) записать слова в две колонки по наличию [г], [к] под диктовку / с доски:

Глаза, Гром, прыГал, заГар, Крыша, заКат, Крапива, сКазал.

д) закончить слово, добавляя слог ГА или КА с перекидыванием мяча:

ду__, ру__, но__, доро__, гор__, вил__, загад__, раду__, вет__, верёв__, палат__, мыш__, заряд__.

е) анализ и запись предложений:

На сосне пры-ала бел-а.

Дедуш-а несёт молото-.

Во время проверки повторить правила написания начала предложения, имён, отработать правописание словарных слов ЯБЛОКО, МОЛОТОК, выложив их из букв разрезной азбуки, подчеркнуть Г, К в словах.

  1. Подведение итога занятия.

– Какие звуки мы сегодня учили? – [г], [к]. – Дайте им характеристику.

– Послушайте пословицу и объясните, почему так говорят:

НЕ ГОНИ КОНЯ КНУТОМ, А ГОНИ КОНЯ ОВСОМ.

– В каких словах есть звуки, которые мы сегодня учили?

– Произнесём хором пословицу, отстукивая слоги. Запомните эту пословицу.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа по материалам прошлых занятий.

– Вспомните, какую пословицу мы выучили на прошлом занятии?

– Какие звуки встречаются часто?

– Дайте характеристику звуку [г], звуку [к].

  1. Дифференциация Г-К на слух, в произношении на письме:

а) работа с цифровыми сигнальными карточками (определить место звука в произносимых словах, показав нужную цифру):

[г] – Гриша, заГадал, прыГал, Гвозди, береГа, маГазин, заГар;

[к] – Катя, руКава, оКно, волК, морКовь, сКазал, Крыша.

б) прочитать слова, списать, вставляя пропущенную букву Г или К (с доски или по карточкам):

-нига, -орка, -олуби, гребён-а, бел-а, ябло-о.

При проверке задания, устно со словами придумать предложения.

в) зрительно-предупредительный диктант:

На сосне пры-ала бел-а. -атя нашла -рибок. На заводе -удит -удок.

г) чтение и отгадывание загадок по таблицам:

ПОД СОСНАМИ, ПОД ЁЛКАМИ ЛЕЖИТ МЕШОК С ИГОЛКАМИ. (Ёжик)

БЕЗ РУК, БЕЗ ТОПОРЁНКА ПОСТРОЕНА ИЗБЁНКА. (Гнёздышко)

ДВА БРАТЦА ЖИВУТ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ, А ДРУГ ДРУГА НЕ ВИДЯТ. (Глаза)

  1. Подведение итогов занятия.
  1. Организационный момент.
  2. Беседа по материалам прошлых занятий.
  3. Дифференциация Г-К на слух, в произношении, на письме:

а) сопоставить по смыслу и звучанию слова-паронимы:

ГОРА – КОРА ИГРА – ИКРА ГАРДИНА – КАРТИНА

Слова-паронимы записать в тетрадь, устно со словами составить предложения.

б) оглушение звонкого Г в конце слова.

– Со звонким звуком [г] на конце слова при произношении может происходить оглушение, когда вместо него слышно глухой звук [к]. Чтобы не сделать ошибку при записи слов, нужно подумать, какую букву писать в конце слова Г или К. Для этого нужно сделать проверку, изменяя слово так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная буква. СО К – СО К И, СНЕ Г – СНЕ Г А – в каком слове есть оглушение звука [г] на [к] (СНЕГ), а в слове СОК оглушения нет. В конце слова мы слышим и пишем глухую согласную.

– Давайте попробуем не ошибаться, помогайте мне правильно дописать слово, подбирая проверочное:

БЕРЕ_ – БЕРЕГА, ФАРТУ_ – ФАРТУКИ, ОВРА_ – ОВРАГИ, ПАУ_ – ПАУКИ, КРУ_ – КРУГИ, ВРА_ – ВРАГИ, ЛУ_ – ЛУКОВИЦА.

– Самостоятельно проверить и правильно написать слова:

УТЮ_ – ______ , СТО_ – ______ , СНЕ_ – ______ , ПАУК _ – ______ .

(При проверке назвать и подчеркнуть согласный, который оглушается на конце слова).

– Прочитать загадку, вставляя пропущенные буквы, подобрать проверочные слова, записать по памяти:

БЕЗ РУ_, БЕЗ НО_, А РИСОВАТЬ УМЕЕТ.

в) дать полные ответы на вопросы устно (или письменно), используя слова для справок (или предметные картинки): ГОЛУБЬ, ИГОЛКА, ГВОЗДИК, КНИГИ.

ЧТО НУЖНО ПОРТНОМУ?

ЧТО ВБИВАЮТ В СТЕНУ?

ЧТО ДАРЯТ ДЕТЯМ?

г) прослушать рассказ Е. Чарушина «Тетерев», ответить на вопросы, прочитать по цепочке, пересказать с опорой на предметную картинку:

Очень красивый этот лесной петух. Хвост косицами, сам весь чёрный, а брови красные-красные, ноги короткие, все в пёрышках, будто в валенках, чтобы зимой не мёрзли.

Сидит он зимой на берёзе, клюёт берёзовые серёжки, соберётся спать – и бултых вниз головой прямо в снег! В снегу повернётся раз-другой, у него там получится комнатка снеговая, он в ней и спит всю ночь. А весной соберутся тетерева на лесных полянах и токуют.

Подскакивают, дерутся и песни поют. Кто на весь лес чуффыркает: чуффык! чуффык! А кто голубем воркует: гур-гурру! гур-гурру!

ВОПРОСЫ: 1) Какой у тетерева хвост, брови, ноги?

2) Где спит тетерев ночью зимой?

3) Что делают тетерева весной на полянах?

  1. Подведение итогов.

Логопедическое занятие по теме “Дифференциация согласных “к-г””. 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2

1. Закрепить умение дифференцировать согласные к- г в устной и письменной речи.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Развитие и совершенствование грамматического строя речи.

4. Развитие связной речи.

Оборудование: сигнальные карточки, карточки для мнемонического приёма, наборы карточек для индивидуальной работы, таблицы Шульте, числовые ряды,

Кинезиологические упражнения (“колечки”,”лизгинка”, “ухо-нос”, претиксы).

2. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии?

Характеристика звуков. В чём сходство, различие?

Сопоставление артикуляции звуков с их графическим изображением (мнемонический приём: буква к- аист несущий в клюве соломинку, подъёмный кран, буква г- гусь, крючок).

3. Сообщение темы занятия.

На занятии продолжаем учиться различать согласные к-г в устной и письменной речи.

4. Закрепление пройденного материала.

1) Дифференциация звуков в слогах.

а) Прослушать слоговые цепочки и повторить в той же последовательности:

ка-ка-га ку-гу-ку га-ка-га ко-ко-го го-го-ко гы-кы-кы

ки-ги-ки кю-кю-гю гя-гя-кя кё-гё-кё ге-ге-ке гя-кя-кя

б) Записать слоги в две строчки разными цветами (с буквой г – синей пастой, с буквой к – простым карандашом):

гы. кы, ка, га, гу, ку, ке, ге, ака, ага, ока, ога, ука, ига, его, ого, ёки, еки, угу

2) Дифференциация в словах.

а) Работа с сигнальными карточками: горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, красная, красивые, горячее, глубокие, гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, колодец.

б) Игра ” Весёлая семейка” /развитие фонематических представлений, развитие фонематического анализа, мыслительной деятельности/

Открыл однажды КРОТ
В горе огромный .
Достал мешок КОСТЕЙ
И пригласил .
Издалека ШАКАЛ
На пир к нему .
Топтыгин шапку СКИНУЛ –
Шакал от страха .
А краб бороться с КРАБОМ
Давай в тени под .
Свернулся ёж в КЛУБОК,
Стал сон его .
И, закусив КОРОЙ,
Зайчишка под .
Чтоб отличиться в ИГРАХ,
Плясал до боли в .

в) Зачеркните цифру, соответствующую месту заданного звука в слове.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 каникулы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 кочегар

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 георгин

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 лягушка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 кенгуру

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 велогонка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 калькулятор

Проверка: сравнить с записью на доске

г) Игра”Расшифруй слово”: радуга, колокольчик, салфетка, магазин, прыгалка, матрёшка.

д) Работа по индивидуальным карточкам .

Вставить пропущенные буквы к, г разными цветами:

с. аз. а, . амень, . рафин, за. ад. и, . ро. одил, . усты, по. ода, . олуб. а

3. Дифференциация в словосочетаниях

К словам из первого столбика подобрать слова из второго по смыслу, чтобы получились словосочетания:

гроздиколбасы
кистикрупы
мешоккалины
горстьвинограда
кусоккартошки

Записать, получившиеся словосочетания . Буквы к, г подчеркнуть разными цветами.

4. Дифференциация в предложениях.

Работа по индивидуальным карточкам.

Исправить слова в предложении:

Под ёлкой вырос рыжий криб. На берег выполз серый граб. Молого лакает гот. Пират зарыл под дубом глад. Мальчик крикнул во весь колос. Любит Любочка гомпот. Нас за пятку щиплет кусь. Во дворе стоит кора, эта корка изо льда.

5. Дифференциация в связной речи.

Чтение сказки “Как варить компот”:

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал: “Слушайте все, я прочитал в старой книге, как сварить компот!”

“Ну и как же его сварить?”

“Принесите каждый всё самое вкусное, остальное – за мной”.

Вся компания отправилась искать самое, самое вкусное. А кот тем временем развёл костёр и повесил над ним котёл с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, а кролик – клевер. Сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, арбузные корки, кукурузу, клевер и колбасу в котёл и закрыл крышкой. Через некоторое время он позвонил в колокольчик:

“Готово! Кушайте на здоровье!”

Попробовали друзья, плюются:

“Компот называется! Сам ешь!”

“Почему же так невкусно получилось”- мрачно размышлял кот.

Как вы думаете, почему у кота не удался компот?

Когда вы читали текст, какая буква вам чаще встречалась К или Г? Вспомните и назовите слова со звуком К, звуком Г.

Ответьте на вопросы по содержанию сказки:

1) Кто жил во дворе?

2) Что сообщил друзьям кот?

3) Что принесли животные коту для компота?

4) Понравилось ли друзьям угощение кота?

5. Итог. Рефлексия.

Сегодня на занятии вы отлично работали. Я горжусь вами, потому что вы сегодня сделали ещё один шаг к успеху. А сейчас аплодисментами ответьте на мои вопросы:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ “Дифференциация согласных звуков К-Г-Х в слогах, словах, предложениях, тексте”.

конспект рассчитан на работу с группой учащихся, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико- фонематическим недоразвитием речи (2 класс)

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ “Дифференциация согласных звуков К-Г-Х в слогах, словах, предложениях, тексте”.»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

с группой учащихся, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико- фонематическим недоразвитием речи (2 класс)

Провела: учитель-логопед логопедического пункта при ОШ I-III ст. № 15 г. Макеевки

Долматова Л.Д.

Тема: Дифференциация согласных звуков К-Г-Х в слогах, словах,

предложениях, тексте.

учить различать согласные К-Г-Х в устной и письменной речи в слогах, словах, предложениях;

развивать фонематический слух, звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;

совершенствовать навыки словообразования при образовании прилагательных от существительных, учить подбирать родственные слова;

обогащать словарный запас, развивать память, логическое мышление, внимание, формировать навыки грамотного письма;

воспитывать бережное отношение к животным, любознательность, чувство товарищеской взаимопомощи.

Оборудование: игрушки бычок, поросенок, ворона, таблицы слогов, предметные картинки,

профили звуков, загадки, текст для чтения.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Ребята! К нам на занятие прибежал бычок Гаврюша (показываю игрушку бычка).

Он встревожен, его друзей похитила злая волшебница. Она их освободит, если Гаврюша выполнит все её задания. Но бычок совсем не силен в этом. Поможем Гаврюше вернуть друзей?

– Гаврюша принес фотографии своих друзей. Посмотрите на фото и определите, кто это?

– Конечно же это Хрюша и Каркуша! Наши любимые герои из телепередачи.

– Определите, какие звуки стоят в начале каждого имени (К-Г-Х).

II. Основная часть. Задания от злой волшебницы. Вспомнить всё, что мы знаем о звуках и буквах К-Г-Х.

Задание №1. Артикуляция звуков К-Г-Х и их характеристика, чем они похожи, чем отличаются. Какой буквой обозначаются на письме.

К: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом. Голосовые связки не вибрируют. К – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Г: произносится так же, но голосовые связки работают, слышен голос (звонкий, согласный, твёрдый и мягкий).

Х: отличается от артикуляции звука К тем, что корень языка не смыкается с небом, а образует с ним щель, через которую проходит тёплая струя воздуха (согласный, глухой, твёрдый и мягкий).

При произнесении звуков «К» и «Г» спинка языка (середина) высоко приподнята;

при произнесении звука «Х» спинка языка немного приподнята.

Задание №2. Игра «Будь внимательным». Накрыть буквы фишками. Гаврюша передает каждому из вас листочки с буквами. Надо букву К накрыть фишкой-копейкой, Х– фишкой-хомяк, Г – гайка.

В Г О А Р К Н З М Е Ч Г П

И Х В К С К Н А З Г О Л У

Х К Н Т Ы Е Г З С Х Н Г Я

С И Г А Е Ч К З В С Ы Д Г

О Щ К Ш З Д Т Г С Н Х Ш

Задание №3. Чтение слоговых таблиц.

КА-КО-КУ-КЫ ХА-ХО-ХУ-ХИ ГА-ГО-ГУ-ГИ

КА-ГА-ГА-КА ХА-КА-ХА-КА ГА-КА-ХА-ГА

4. Задание №4. «Слог потерялся». Вставь в слово слоги КА, ХА, ГА.

РУ __, НО__, У__, __ЗЕТА, __НАВА, __ОС, МА__ЗИН, РУБА__, ДУ__.

5. Задание №5. Игра «Шифровальщик». Зашифруйте названия картинок, записав только букву К, Г, Х. (петух, тыква, сапоги, клюшка, мак, черепаха, гриб, иголка, хомяк)

Сверьте запись с записью на доске: Х, К, Г, КК, К, Х, Г, ГК, ХК.

6. Задание №6. Игра «Доскажи словечко». Назвать пары слов, чем они похожи, чем отличаются. Записать их, подчеркнуть буквы, которыми они отличаются.

Младший мой братишка Глеб,

Очень любит свежий ….. хлеб.

У людей на пальцах ногти,

У зверей на лапах …. когти.

Нет еды, мы скажем – голод,

Нет тепла, мы скажем …. холод.

Мы пришли сегодня в гости,

Принесли собачке … кости.

7. Задание №7. Игра «Кто быстрее».

Помогите Каркуше, Гаврюше и Хрюше отобрать слова с их любимыми звуками. Определите место звуков К, Г, Х в слове. Запишите слова в три столбика. Образуйте прилагательные от существительных:

капуста – капустный хлеб – хлебный

груша – грушовый огурец – огуречный

тыква – тыквенный

Задание №8. Отгадывание загадок. Волшебница решила загадать вам загадки.

Очень зелены, густы

в нашем садике . кусты.

Затвердела снега корка, будет скользкой наша

. горка.

Мы пришли сегодня в гости,

принесли собачке . кости.

Жаворонка слышен голос,

зреет в поле спелый . колос.

Определите место звуков Г-К-Х в словах-отгадках? Образовать родственные слова к словам-отгадкам.

Кусты – кустик, кустистый, кустовой, куститься.

Горка – горочка, горный, пригорок, гористая, горец.

Кости – косточка, костяной, костлявый, костистый, костный.

Колос – колосок, колосья, колосится, колосистый.

Физкультурная пауза.

Грач качался в гамаке, (наклоны в сторону)

Гуси – в волнах на реке. (наклоны вперед-назад)

Мимо голуби летели (покачивание руками)

И на веточку присели. (приседания)

Веточка качается – (покачивание руками)

Неплохо получается.

Работа с предложениями и текстом. У Гаврюши новое задание. Надо прочитать слова и составить из них предложения. Расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ. Придумать название рассказу, прочитать его. Назвать слова со звуками К-Г-Х.

Белка, гнезда , выбралась, из. (Белка выбралась из гнезда.)

Поскакала, еловыми, за, шишками, она. (Она поскакала за еловыми шишками.)

Шишки, белка, сидит, ёлке, на, шелушит, и. (Сидит белка на ёлке и шишки шелушит.)

Вкусная, зверька, у, будет, кладовой, еда, в. (Будет вкусная еда у зверька в кладовой.)

Закружилась, лесу, вьюга, вдруг, в. (Вдруг закружилась в лесу вьюга.)

Гнезду, поспешила, к белка. (Белка поспешила к гнезду.)

Забралась, гнездо, белка, тёплое, в. (Забралась белка в тёплое гнездо.)

Пол, хвоей, гнезде, укрыт, в, сухой. (Пол в гнезде укрыт сухой хвоей.)

Бисерография «Укрась хвост петуха». Волшебница отпустила друзей Гаврюши.

Друзья принесли вот таких красивых петушков. Детям раздаются петушки из пластилина с хвостиками из проволоки. Дети должны за пять минут украсить хвостики (нанизать на проволочку бисер).

Пока вы будете украшать хвосты петухам, я вам расскажу про хвосты.

Хвосты есть почти у всех животных. С помощью хвоста рыбы плавают. Рак ползает по дну, правда, задом наперед. Кенгуру отталкивается от земли и прыгает дальше всех. А потом сядет на хвост, как на стул и отдыхает. У птиц хвост вместо руля. Без него не смогли бы летать ни вверх, ни вниз, ни влево, ни вправо. Белка, перепрыгивая с ветки на ветку, рулит своим хвостом. А у лошадей и коров хвост – мухобойка. А в хвосте у гремучей змеи погремушка, которой она отпугивает врагов.

Но для чего петуху такой красивый хвост? Наверное, чтобы куры думали, что он генерал, и

слушались его. Вспомните, для чего хвосты рыбам, кенгуру, раку, белке, птицам, змее?

III. Итог занятия.

– Ребята! Вы сегодня большие молодцы! Вы спасли друзей от злой волшебницы, научились различать звуки и буквы К-Г-Х и научили этому зверушек. Гаврюша, Хрюша и Каркуша дарят вам этих красивых петушков и хотят, чтобы вы дома выучили стишок, записали его в тетрадку, подчеркнули наши буквы и нарисовали к нему картинку:

Ссылка на основную публикацию