Стимуляция активной речи у детей раннего возраста с ДЦП

Ранняя стимуляция речевого развития при ДЦП

У детей с церебральными параличами отставание в развитии речевого общения часто является следствием нарушений речевой моторики. К этим нарушениям относятся ограниченная подвижность мышц языка и губ, насильственные движения, затрудняющие звукопроизношение, расстройства дыхания и голосообразова-ния. У многих детей с церебральным параличом рот полуоткрыт, усилено слюнотечение, наблюдаются затруднения при жевании, иногда при кусании, глотании, питье из чашки и т. п.

Нарушения звукопроизношения усиливаются за счет общих двигательных расстройств. Так, при ярко выраженных насильственных движениях в конечностях усугубляются насильственные движения в мышцах лица и языка, голосового и дыхательного аппарата. При общем повышении мышечного тонуса возникает и напряжение мышц речевого аппарата.

Стимуляция речевого развития у детей раннего возраста с церебральным параличом имеет специфические особенности. Прежде всего она тесно взаимосвязана с развитием предметной и игровой деятельности. Ребенка учат умению манипулировать предметами и игрушками, поскольку овладение действиями стимулирует и предваряет усвоение значений слов. При проведении этих занятий особенно важен учет двигательных возможностей ребенка. Перед проведением игр-занятий ребенку делают массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, активизируют внимание, восприятие и произнесение доступных ему звуков, звукосочетаний или простых слов. Массаж и артикуляционная гимнастика зависят от характера поражения артикуляционной моторики. По особенностям их проведения родителям следует получить консультацию у детского невропатолога или логопеда.

Далее мать показывает малышу игрушки, выполняет с ними определенные действия, сопровождая их словами и предложениями. Затем она подключает к игре ребенка и играет вместе с ним, обучая его при этом различным умениям: надевать и снимать кольца с пирамиды, строить дома из кубиков и других деталей, катать шарики и складывать их в коробки, раскладывать предметы по цвету и т. п.

Взрослый показывает и кратко комментирует свои действия. Таким образом у ребенка накапливаются речевые впечатления и развивается способность подражать действиям и речи окружающих. Не следует принуждать к речи и торопить с ответом детей, особенно находящихся на начальных этапах речевого развития. Инструкции типа «скажи», «повтори» могут вызвать у них повышение мышечного тонуса, усиление насильственных движений, что резко затруднит произвольное подключение голоса. В дальнейшем это может способствовать выработке негативизма и возникнове-

нию страха речевого общения. Поэтому детей с церебральными параличами побуждают к речи другими приемами. Можно, например, повторять за ребенком только что произнесенные им звуки или вести односторонний «диалог», во время которого взрослый спрашивает и сам отвечает на заданные вопросы.

Поощряя любые звуковые реакции, взрослые не должны повторять за ребенком аморфные слова-корни или искаженные и сокращенные слова. Дети должны слышать только правильно произносимые слова и предложения.

Стимуляции речевого развития способствует звукоподражание. Поскольку период лепета у детей с церебральными параличами часто рудиментарен или вовсе отсутствует, полезно использовать ле-петные звуки и так называемую вокальную игру, которые целесообразно сопровождать определенным музыкальным ритмом. Это способствует мышечному расслаблению и координации дыхания, фонации и артикуляции.

Важное значение для стимуляции речевого развития имеют занятия по формированию речевого слуха, звуковысотного и фонематического внимания, восприятия темпа и ритма речи. Развивая звуковысотный слух, малыша учат дифференцировать вариации голоса взрослого по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи. Это достигается выразительным чтением сказок по ролям.

Для развития слухового внимания проводят специальные игры: «Угадай, что звучит», «Чей это голос?», «Откуда слышится звук?». Ребенок должен сосредоточить свой взгляд на издающих те или иные звуки игрушках. Одновременно со взрослым он произносит звуки, слова, изменяет голос по высоте и тембру, регулирует громкость голоса и темп речи.

В дошкольном возрасте стимуляция речевого развития направлена на расширение словаря и развитие грамматического строя речи. Детей ежедневно знакомят с новыми предметами, их словесными обозначениями, и полученные представления закрепляют в процессе игровой деятельности. Занятия по развитию речи проводят поэтапно. В их основе лежит обучение составлению различных видов предложений с постепенным усложнением их синтаксической структуры. С ребенком постоянно разговаривают о том, что он видит в данный момент. Если он говорит неправильно, его не перебивают и не поправляют. Взрослый лишь повторяет эти слова несколько раз правильно и таким образом побуждает ребенка к подражанию. Полезны также специальные игры-занятия, во время которых взрослый просит ребенка называть предметы, действия и изображения на картинках.

Малыша следует также научить специальным приемам сенсорного обследования предметов с обязательным подключением движений, т. е. ребенок должен ощупывать предмет и узнавать его на ощупь, особенно пораженной рукой. Одновременно вводятся слова, обозначающие качества предмета. Для их освоения ребенка учат сравнивать предметы, противоположные по свойствам,

например тяжелый с легким, твердый с мягким и т. п. Следует помнить, что качества и свойства предметов только тогда приобретут для ребенка определенную значимость, когда они будут включены в результативную практическую деятельность и игру.

Для закрепления и активизации словаря важное значение имеют игры-упражнения по описанию предметов, отгадыванию загадок, различные дидактические игры, а также повседневное общение с ребенком.

Общие направления стимуляции речевого развития детей с церебральными параличами должны быть индивидуализированы с учетом формы и тяжести заболевания, структуры речевого дефекта, состояния интеллекта, возраста. Однако во всех случаях при проведении специальных игровых занятий важное значение имеет поза ребенка. Ребенок должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений. При выборе правильной позы следует прежде всего обращать внимание на положение головы: она не должна быть повернута в сторону, опущена на грудь или поднята вверх и откинута назад. Если ребенок не вполне способен контролировать положение головы, применяют специальные приспособления, прикрепленные к спинке стула. Кроме того, ребенку следует тщательно подобрать стул по высоте и ширине таким образом, чтобы стопы полностью опирались на опору, а также ширину сидения. Если у ребенка слабы мышцы спины и формируется сутулость, то ему под спину подкладывают плотную подушечку, а спереди придвигают стол, в котором имеется специальная выемка для опоры на руки. Во всех случаях надо следить за тем, чтобы поза ребенка была симметричной.

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

Разделы: Логопедия

Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте: от 1 года до 3 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность. При правильной организации взаимодействия с детьми к 5-6 годам большинство из них правильно произносят все звуки родного языка, имеют необходимый для свободного общения словарный запас, полно излагают свои мысли, легко строят сложные предложения, свободно пользуются монологической речью. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с другими детьми и взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве). Они способны изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Дети, не получившие в этом возрасте соответствующего речевого развития, впоследствии, как правило, имеют отставание в темпах речевого развития и проявление вторичных отклонений в психическом развитии.

К сожалению, в последние годы количество детей, имеющих речевые проблемы, резко возросло. Обычно большую тревогу у родителей вызывают дети 4-5 лет с нарушениями звукопроизношения, либо дети с общим недоразвитием речи, когда нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Коррекционная работа с такими детьми осуществляется достаточно успешно, поскольку используемые в работе методики хорошо известны и отработаны.

Но в отдельных случаях к логопедам обращаются родители трёхлетних малышей. Они обеспокоены тем, что их дети никак не перейдут от лепета к словам, их речь значительно отстаёт от уровня развития речи сверстников. Овладение речью у них задерживается по времени. При этом физический слух и двигательные функции сохранны. «Он всё понимает, но не говорит», – так характеризует мама своего ребёнка. Родители жалуются, что малыш почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам, почти не рассматривает книжки и не слушает, когда ему читают или рассказывают; неохотно повторяет слова и предложения, которые слышит, а на просьбу повторить слово – молчит. Ему безразлично, понимает ли его кто-то. Если вовремя не обратить внимания на эти проблемы, они могут исказить дальнейшее становление речи и личности ребёнка.

По мнению специалистов, специально организованные упражнения в процессе предметно-практической, игровой деятельности позволяют предупредить отставание в темпах развития речи. Особенно эффективна специально-организованная деятельность взрослого с детьми в сензитивный для речи период: в возрасте от 1,5 до 3 лет, когда идёт активное становление речевой функции.

Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности и речевого общения:

1. Диалог-образец

Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

– Что я взяла? – Чашку.
– Что это такое? – Чашка.
– Что поставила? – Чашку. И т. д.

2. Разговор с самим собой

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т.п.

3. Параллельный разговор

Взрослый описывает все действия ребёнка: что он трогает, видит, слышит.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Не спешить сразу же выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим», «глупым»: «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.

5. Распространение

Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения его к повторению.
Ребёнок: «Сок».
Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок очень вкусный», «Сок наливают в кружку».

6. Приговоры

Использование в совместной деятельности игровых песенок, потешек, приговоров. Цель большинства произведений устного народного творчества – развитие двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками.

7. Выбор

Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

8. Поручения

Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу… ».

9. Опосредованное общение

В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

10. Игры с природным материалом

Уже на первом году жизни ребёнок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В этом заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции и т.п., то есть стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности.

11. Продуктивные виды деятельности

Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют появлению речевой активности ребёнка. Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

12. Замещение

Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю», вызывают у ребёнка большой интерес, побуждают малыша к использованию речевых средств, стимулируют его речевую активность.

13. Ролевая игра

Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.

14. Музыкальные игры.

Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

15. Похвала

Читайте также:  Обучение глобальному чтению

Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребёнка в его присутствии другим членам семьи. Это стимулирует потребность в речевом общении.

Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные игровые приёмы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев, полностью компенсировать речевое недоразвитие ребенка ещё до поступления его в школу.

Литература.

1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 240 с.;
2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит: Книга для тех, кому интересно / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004.– 48 с.
3. Жукова Н.С. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева // Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн. для логопеда. Серия: учимся играя. – Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.– с. 24-26;
4. Максаков А.И. Как развивается речь ребенка. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) / А. И. Максаков // Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1983. – с. 32-35;
5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада.– 2-е изд., испр. и доп./ А. И. Максаков, Г. А. Тумакова – М.: Просвещение, 1983.– 144 с.;
6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда / С. А. Миронова – М.: Просвещение, 1991.– 208 с.
7. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 1999.– 112 с.

Глава 10. Речь (Хелен А. Мюллер)

– Стадии речевого развития
– Проблемы
– Помощь
– Общение в младшем возрасте

Основные этапы развития речи

Новорожденный о своих потребностях сообщает с помощью движений тела, мимики и плача. Первые звуки младенца в целом монотонные, он произносит их «в нос». Вскоре появляются случайные звуки при движениях (когда малыш сучит ножками, ест или даже засыпает). Он может слышать гласные звуки и интонации нашей речи, но слуховое восприятие у него весьма ограниченно.
«Радостные» звуки, которые издает трехмесячный ребенок, больше продуцируются ртом и в меньшей степени имеют носовой оттенок. Однако плач и хныканье все так же остаются «носовыми» по звучанию. Лежа на спине, ребенок начинает издавать горловые звуки.
Примерно в 4 месяца малыш начинает гулить, повторяя одни и те же звуки. Особенно часто он гулит, когда остается один.
Из этого следует, что произносимые звуки становятся уже произвольными. Губы участвуют в формировании звуков в основном тогда, когда ребенок лежит на животе. На этом этапе он поворачивается в сторону источника звука и следит за ртом взрослого, когда тот говорит.
В шестимесячном возрасте, когда ребенок учится сидеть и жевать (см. главу 18 о кормлении), в формирование звуков включаются губы и язык. Звуки повторяются более ритмично и часто, появляются цепочки слогов. Восприятие звуков тоже совершенствуется, и теперь малыш различает звуки высокой частоты, например согласные.
В возрасте около восьми месяцев цепочки слогов становятся более упорядоченными, то есть появляются одиночные слоги и сочетания из двух слогов, например «ба-ба» и обратное сочетание – «а-ба». Расширяется диапазон высоты и громкости звуков, часто ребенок имитирует сам себя. По существу, возникает первый простейший диалог.
Начиная с девяти месяцев в речи ребенка появляются слова, в том числе из двух слогов, например «мама». Теперь он сопровождает движения ритмичными звуками с элементами подражания.
Годовалый малыш начинает понимать смысл простых предложений, которые часто слышит, например: «Дай это маме», особенно если фраза подкреплена жестом. В этом возрасте он будет подражать интонациям взрослой речи – так начинает формироваться его собственный «младенческий» язык.
К двум годам «младенческий» язык постепенно заменяется нормальной речью. Теперь малыш часто употребляет фразы из двух, а иногда и из трех слов. Однако следует помнить, что на данном этапе ребенок гораздо лучше понимает речь, нежели может что-то выразить с помощью слов. По этой причине дети двух-трех лет очень часто заикаются; по мере развития речевого аппарата такое заикание проходит. Родителям важно понять, что заикание в этом возрасте – всего лишь временное явление, и придавать значения ему не стоит.
Трехлетний ребенок уже произносит несколько простых предложений подряд и разделяет речь и жесты. В то же время, пусть и в гораздо меньшей степени, мимика и жесты все еще сопровождают его речь.
Принимая во внимание этапы речевого развития, можно сделать следующие выводы:
– развитие речи начинается с движений и социального контакта;
– в раннем возрасте движения тела и звуки, которые произносит младенец, связаны, но со временем, конечно, ребенок учится управлять собой и своими чувствами и разговаривать со спокойным лицом;
– речь закладывается в младенчестве;
– развитие речи начинается не с первых слов, а с рождения: речевое развитие зависит от общения с окружающими людьми и от стимуляции младенца.
Именно этими выводами следует руководствоваться, когда мы имеем дело с нарушениями развития речи у детей с церебральным параличом.
Когда у ребенка есть какие-то двигательные нарушения, они отражаются на работе его речевого и дыхательного аппарата, на голосе и артикуляции, мимике и жестах. У такого ребенка в большей или меньшей степени будут выражены нарушения чувствительности. Все это накладывает отпечаток на развитие речи.

Речевое развитие ребенка с церебральным параличом

Дети с церебральным параличом по-разному отвечают на обращенную к ним речь. Ребенок со спастической или атаксической формой церебрального паралича произносит звуки медленно, его мимика скудна. При гиперкинетической форме, напротив, у ребенка избыточная мимика, он гримасничает, а звуки издает очень высокие и громкие. Обе эти реакции необычны, и мы склонны считать их странными и истолковывать как признак непонимания или нарушения умственного развития. Из-за этого нередко мы ограничиваем общение с малышом, избегаем обращаться к нему, часто оправдывая себя тем, что «он, похоже, ничего не понимает». Так мы лишаем его важнейшей стимуляции, без нее невозможно языковое развитие, которое включает развитие способности думать, говорить и формирование языка.
Если же ребенок никак не реагирует на звуки и шум и вы подозреваете, что у него нарушен слух, – не стесняйтесь и покажите его врачу. Для языкового развития и развития речи у ребенка с тугоухостью, которая хотя и редко, но встречается, крайне важно выявить нарушение слуха и начать правильное обучение как можно раньше.

Подготовка к формированию речевых навыков

Если вы занимаетесь с ребенком так, как описано в предыдущих главах, то во время кормления вы будете помогать ему сохранять правильное положение головы и туловища. При этом вы во многом обеспечиваете ему условия, которые необходимы для развития речи: правильное дыхание, координацию движений губ и языка, возможность без особых усилий произносить звуки и более или менее легко артикулировать.

Рис. 10.1. Разговаривая с ребенком, следите, чтобы он мог видеть ваш рот. Он не должен запрокидывать голову; чтобы сохранять правильное положение головы, поддерживайте малыша за плечи или за руки.

Как и во время большинства других занятий, при речевых упражнениях положение тела ребенка с церебральным параличом должно быть устойчивым и не должно провоцировать никакие патологические движения. На рис. 10.1 показана подходящая поза для маленького ребенка. При общении мы используем разные виды восприятия, например, слушая собеседника, мы что-то читаем по его губам. Поэтому во время общения и вам, и малышу очень важно занять правильное положение, например вы можете помогать ему удерживать голову. Ваше лицо должно всегда находиться на уровне его глаз или чуть ниже, чтобы он не запрокидывал голову. В противном случае он чрезмерно разогнет туловище, в таком положении ему будет трудно дышать и говорить, и он еще сильнее выгнется. Во избежание этого, разговаривая с малышом, садитесь так, чтобы быть на одном с ним уровне (рис. 10.2,5). Когда он собирается вступить в разговор – сказать или пролепетать что-либо, – помогайте ему, воздействуя на «ключевые точки» (см. главу 6, которая посвящена тому, как правильно удерживать на руках ребенка с церебральным параличом).

Рис. 10.2. а – неправильно. Ребенок чрезмерно выгибает туловище, потому что взрослый обращается к нему сверху. В этой позе ему трудно произносить звуки; б – правильно. Лицо взрослого находится на уровне глаз малыша. Контролировать правильное положение головы ребенка можно, поддерживая его за плечо или верхнюю часть руки, либо надавив ладонью на середину грудины.

Для речи и лепета ребенку необходимы тонкие координированные движения губ, рта и языка. Если эти движения нарушены, помогайте малышу управлять своим ртом так, как показано на рис. 18.5. Контролировать рот полезно при играх на развитие движений языка и губ, которые помогают малышу учиться лепетать. Во время этих игр усаживайте его так, как показано на рис. 18.1 и 18.2 (см. главу 18 о кормлении). Когда вы постукиваете по его верхней или нижней губе, поворачиваете язык либо открываете и закрываете рот, слегка поддерживая нижнюю челюсть, вы сами должны показывать ему движения и сочетания звуков, которые ждете от него, например «а-ба-ба, ба-ба-ба» и т. д. Заучивать только один звук или одно движение рта нельзя – это неестественно и только затормозит развитие речевого аппарата и «зациклит» ребенка на этом звуке или слове. Игры в лепет должны быть непродолжительными и доставлять малышу удовольствие. Конечно, вы будете ожидать от него определенных успехов, но рассчитывать на них при первом же занятии не следует – сразу воспроизвести ваши звуки малыш не сможет.

Некоторые распространенные трудности

Как только ребенок достигнет возраста, когда его надо научить произносить тот или иной звук или исправить его произношение, не объясняйте и не показывайте ему, как надо действовать, заставлять его тренироваться перед зеркалом тоже не следует. Дело в том, что повреждение в его головном мозге не позволяет ему действовать на основании устных или зрительных (особенно зеркально отраженных) указаний.
Очень важно помнить – у ребенка с церебральным параличом никогда не тренируют произношение изолированного звука. Трудности, которые он испытывает, осваивая речь, – следствие сенсомоторных нарушений, а не лени или недостатка ума, и об этом не следует забывать. Наша неоправданная настойчивость еще больше расстроит малыша, который и так слишком часто страдает от своих неудач. Гораздо больше пользы ему принесет помощь в освоении движений, необходимых для воспроизведения звуков. Учитывая четкость, плавность и скорость движений при артикуляции, понятно, что эта задача не из легких. Конечно, иногда разрешить ее удается только с помощью логопеда.
Иногда трудности в освоении речи связаны с неправильным дыханием. Устранить их с помощью «дыхательной» гимнастики нельзя – она будет только провоцировать еще большее повышение мышечного тонуса. В этом случае целесообразно посоветоваться с физическим терапевтом или логопедом.
Если голос ребенка тихий, советовать ему говорить громче не следует, ведь ему придется напрягаться, а это чревато повышением мышечного тонуса. Лучше помогите ему контролировать положение головы и туловища – ему будет легче дышать, а значит, и говорить он станет громче. Открытый рот – будь то следствие чрезмерного разгибания головы и туловища, или низкого мышечного тонуса – всегда бездействует. Помочь устранить это нарушение могут физический терапевт или логопед. Дома, когда ребенок ест или спит, вы можете помогать ему держать рот закрытым с помощью правильного положения головы и тела. Время от времени нажимайте ему на верхнюю губу, надавливая прямо, а не вниз (см. главу 18 о кормлении), либо постукивайте по его нижней губе двумя-тремя легкими прикосновениями; при этом говорить что-либо не нужно. Помните, что закрытый рот – непременное условие дыхания через нос, глотания, артикуляции, смыкания зубов и их здоровья.
Не надо постоянно напоминать малышу, чтобы он закрыл рот. Устранение этого нарушения – часть общей программы помощи ребенку с церебральным параличом. Однако все ваши усилия окажутся напрасными, если он привыкнет сосать палец. Заметив у малыша эту привычку, предложите ему пустышку, поскольку отучить от нее гораздо проще. Постарайтесь переключить его внимание на игрушки или займите его чем-то интересным. Привычка сосать палец не имеет отношения к изучению рук и предметов с помощью рта. Исследование ртом рук и предметов ребенку необходимо, в том числе и для развития речи, это занятие обогащает малыша новыми ощущениями и движениями, и его надо поощрять (см. главу 18).
Запомните, что все занятия, направленные на развитие речи, должны быть включены в повседневную жизнь ребенка начиная с младенчества; в этом случае малыш будет готов к тому, чтобы заговорить, он будет владеть всеми «инструментами речи».

Читайте также:  Начальные этапы коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми

Чувствительность

Мы уже говорили, что, воспринимая речь, младенец также воспринимает мимику и жесты, для чего требуется участие не только слуха, но и других органов чувств. Двигательные нарушения могут привести к тому, что у ребенка не окажется возможности получить те или иные ощущения, которые знакомы обычным детям. Сенсорный опыт ребенка с церебральным параличом обеднен, и вы должны восполнить этот недостающий опыт. Но не обрушивайте на малыша вал новых ощущений, ведь его восприятие пока недостаточно развито – он не способен отличить главное от второстепенного, установить закономерность и последовательность событий. Развитие восприятия у малыша с повреждением головного мозга замедлено, и если вы, повинуясь естественным стремлениям, чересчур рьяно возьметесь ускорять его, ребенок замкнется или потеряет интерес к занятиям.
Когда ребенок берет предмет в рот, вертит его в руках, исследует, играет с ним и слушает ваши пояснения, он учится и формирует свои представление о предмете. Для обучения подойдет все: части тела малыша, элементарные простые игрушки, предметы, которые вы используете во время еды и купания, одежда и т. д. Ребенок сосредоточится и охотно поиграет, но только недолго – не требуйте от него слишком много. Не ждите, что благодаря вашим занятиям малыш сразу заговорит, – пусть он только подражает вашим словам. Прекращайте занятие, пока он еще играет с удовольствием, и он будет с нетерпением ждать следующего занятия.
Если во время занятий малыш слушает, смотрит, действует и даже смеется, но молчит, не беспокойтесь – для ребенка младшего возраста это естественно, он вполне может «заговорить» лишь спустя много дней. Первые годы жизни дети учатся во время игр, поэтому проводите занятия не в назидательной, а в игровой форме. Используйте предметы разных цветов и форм, сделанные из разных материалов и с разным звучанием, даже с разным вкусом и температурой. Назовите предмет, кратко опишите его и расскажите, для чего он нужен. Таким образом вы будете развивать у ребенка сенсорное восприятие, которое необходимо для формирования языка.
Игры с использованием ритма играют важную роль на ранних стадиях развития младенца. Поэтому ритмичные игры-песенки для ребенка с церебральным параличом полезно сопровождать ритмичными движениями, например хлопками в ладоши. Такие игры обязательно используют тогда, когда малыш учится использовать одну руку независимо от другой. Конечно, со временем вы замените их играми-стихами и песенками, когда ребенок должен выполнять то или иное действие или вставлять то или иное слово.

Попытки говорить

Если вы постоянно поправляете малыша, который лепечет или только начинает говорить, но делает это еще без особого успеха, вы лишаете его всей прелести первых попыток освоить речь. Помните: обычно освоение речи занимает не менее пяти лет. Учтите, что удовольствие, которое получает ребенок, играя со словами, – очень важное условие развития речи. Позвольте малышу «играть» с речью, оставьте ему простор для экспериментов, не спешите поправлять его. Однако входить в раж от первых успехов ребенка тоже не нужно. Не заставляйте его снова и снова повторять удачно произнесенное слово. Излишняя суета отбивает желание учиться не меньше, чем постоянные замечания и пренебрежение.
Относитесь к попыткам ребенка говорить спокойно, покажите ему на практике, как нужна речь в повседневной жизни и как интересно уметь говорить.

Жесты

В течение первых лет жизни жесты ребенку крайне необходимы. Занимаясь обычными делами, комментируйте свои действия, особенно те, что непосредственно касаются малыша. Сначала используйте существительные – называйте предметы, потом глаголы – обозначьте свои действия, и наконец опишите их простыми предложениями. Не увлекайтесь жестами, иначе ребенок не сможет отделить речь от жестов и не научится без них ни воспринимать слова, ни выражать собственные мысли.
Какими бы неудачными и отрывочными ни были первые попытки ребенка выражать собственные мысли, мы должны показать ему все доступные способы выразить себя. Когда мы угадываем все желания малыша по его глазам и жестам, отвечаем за него на все вопросы и разговариваем за него, потребность говорить исчезает, и важная стадия развития речи оказывается пропущенной. Учитывая умственное и речевое развитие ребенка, задавайте ему простые вопросы, показывая интонацией и выражением лица, что вы ждете ответа. Постепенно прекращайте реагировать на его жесты и кивки головой, это очень важно для развития речи, а ожидая ответа, будьте терпеливы – помните, что реакция ребенка часто запаздывает.

Личное взаимодействие

Надеюсь, эта глава не оставила у вас сомнений в необходимости и важности вашего тесного контакта с ребенком, вашей помощи в формировании его «внутреннего языка», без которого речь не разовьется. Возможности, предоставляемые телевидением, радио, аудио– и видеозаписями, несмотря на всю их привлекательность, для развития речи весьма ограниченны, они не заменят малышу вас, контакт с вами и вашу помощь в пополнении словарного запаса. Например, читая ему книгу, вы говорите медленно, объясняете новые слова, часто останавливаетесь, чтобы повторить и пояснить смысл прочитанного, то есть вкладываете в обучение душу, что очень важно, – техническим средствам это недоступно.
Помогая ребенку получить представление о мире, в первую очередь надо познакомить его с собственным телом, предметами, которые окружают его в кроватке и манеже и т. д. Постепенно расширяйте круг его знакомств – переходите к предметам, которые он видит в комнате и которыми пользуется. Позже познакомьте его с видом из окна, описывая то, что вы видите, дайте ему посмотреть на почтальона, который принес письма, на продавца молока и т. д. После этого можно переходить к изучению картинок, на которых изображены знакомые малышу предметы, а позже – к картинкам с простыми сценками из повседневной жизни.
Когда вы выбираете для своего малыша книжку с картинками, учитывайте, что опыт ребенка с церебральным параличом ограничен. Если ребенок относительно неподвижен или, к примеру, никогда не был за городом, узнать на картинке домашних животных он не сможет.
Подбирайте книги тщательно, старайтесь расширить мир ребенка. Показывая на картинке незнакомый предмет, назовите его, расскажите, для чего он нужен, опишите его особенности, цвет и т. д.; начинайте с существительных, затем переходите к прилагательным и глаголам. При этом не забывайте, что рассказать за один раз обо всем нельзя. Позже, когда малыш кое-чему научится, полезно использовать для занятий иллюстрированный толковый словарь для детей. Ваши занятия должны быть короткими и приятными, и вскоре малыш сам будет просить вас рассматривать вместе с ним все новые и новые картинки. «Кормите» его небольшими порциями, и он усвоит новую информацию и сохранит интерес к занятиям.
Произносить те или иные согласные или употреблять слова все дети начинают в разном возрасте, поэтому не стоит ориентироваться на какой-то конкретный возраст. Помните, что для будущего ребенка с церебральным параличом важно не прекрасное произношение, а умение пользоваться родным языком, то есть говорить и свободно, без лишних физических усилий и напряжения, выражать свои мысли, а значит, быть понятым окружающими.
В этой главе я попыталась показать, как важно с самого раннего возраста готовить сенсорную (чувствительную) и двигательную систему ребенка к речи, а также как родители могут помочь ему хорошо говорить. Возможно, вашему малышу потребуются какие-то вспомогательные средства коммуникации. Выбрать из них самое подходящее для вашего ребенка, использовать его вовремя и правильно, научить ребенка им пользоваться вам поможет логопед (см. главу 11, посвященную коммуникации и вспомогательным техническим средствам коммуникации).

Коррекция речи у ребенка с ДЦП

Подход к коррекции речевых нарушений при дцп требует комплексной работы: логопеда-дефектолога; невролога; психолога. Занятия нужно начинать по принципу, «чем раньше, тем лучше», так как нервная система ребенка более восприимчива, чем у подростка. Коррекция и развитие речи у ребенка с дцп проходит плодотворно, в более раннем возрасте.

Методика коррекции речевых нарушений при ДЦП подбирается индивидуально и зависит от степени и тяжести нарушений, уровня интеллекта, участка на котором поражена ЦНС. Занятия по коррекции речи проводятся индивидуально, чтобы ребенок легче воспринимал информацию и выполнял инструкции логопеда-дефектолога более продуктивно.

У детей с ДЦП нарушение речи может возникнуть в следствии 2-х причин:

  • Это поражение структур головного мозга, отвечающих за речь и правильную работу речевого аппарата
  • Нарушение созревания участков мозга, которое в норме проходит со взрослением ребенка и приобретением речевых навыков

Речевые нарушения связаны с двигательными патологическими рефлексами, нарушением артикуляции. При сохраненном интеллекте, говорить таким детям трудно, речевое развитие детей с ДЦП сильно страдает.

РАБОТА ЛОГОПЕДА ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ

Логопед работает в следующих направлениях:

  • Логопедическая гимнастика, направленная на нормализацию артикуляционного аппарата;
  • Логомассаж, помогающий активизировать речевые центры;
  • Зондовый массаж;
  • Создание у пациента желания разговаривать;
  • Расширение словарного запаса (актив и пассив);
  • Освоение грамматических критериев;
  • Коррекция звукопроизношения;
  • Активизация внимания и восприятия ребенка.
  • Снижение слюнотечения и появление навыков жевания и глотания.

РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ РЕЧИ

При работе над постановкой речи важно правильное дыхание. Его улучшают с помощью простых упражнений (надувание шаров, использование свистков, задувать свечку).

Хорошие результаты при коррекции речи показывает чтение вслух сказок и стихов. Звукопроизношение путем подражания разным звукам, изолированное повторение каждого из них.

Логопедическая помощь должна быть поэтапной и ежедневной, только тогда она даст видимые результаты.

Очень важно, чтобы в этом процессе участвовали родители, которые могут закрепить результаты специалиста и приумножить их, а также максимально адаптировать своих детей к окружающей среде.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Развитие и будущее ребенка с ДЦП во многом зависит не только от его потенциальных возможностей, но особенно от правильного подбора коррекционных приемов.

Особенности нарушений речи у детей с ДЦП зависит от локализации тяжести поражения мозга. Чем ярче выражен дефект нервной системы или зон мозга, тем сильнее проявляется функциональное нарушение.

В нашем центре при лечении ДЦП применяется комплексная терапия. Одновременно с физическим восстановлением нами уделяется огромное внимание речевому развитию наших пациентов. И чем раньше начать начинают заниматься восстановлением ребенка, тем раньше и быстрее у него появятся хорошие результаты. Мозг маленького ребенка развивается очень активно, и способен часть работы от пострадавших отделов «делегировать» другим отделам. Это значит, что состояние ребенка можно компенсировать.

При первой встрече с ребенком, специалисты центра «Сакура» определяют логопедический уровень ребенка и выбирают план действий, направленных на речевое развитие. Работа с ребенком строится индивидуально, т.к. дети имеют абсолютно разный уровень речи. Занятие с логопедом направлено на улучшение работы артикуляционного аппарата. Для этого с ребенком занимаются логопедической гимнастикой, делают специальный логопедический массаж, стимулируют голос, развивают дыхательный аппарат с помощью вспомогательных средств, а также вызывают желание ребенка говорить. Затем идет работа по наращиванию пассивного, следом активного словаря и формирование связной речи. Что в последующем приводит к налаживанию коммуникативных действий пациентов с окружающими.

НАША ПРОГРАММА

В Медицинском центре «Сакура» на коррекцию и развитие речи разработан целый комплекс мероприятий, дополняющих друг друга. В комплекс входит: работа профессиональных логопедов-дефектологов; методика Томатис, которая направлена на речевую коррекцию с помощью специальных программ и позволяет добиться хороших результатов в два раза быстрее; процедура БАК (биоакустическая коррекция), которая улучшает умственную деятельность, восприятие, внимание. Иглоукалывание, направленное на снижение слюнотечения, стимулирование точек, отвечающих за речь. Также в нашем центре есть процедура, выполняемая китайским специалистом – цигун лица, в ней используются различные техники, направленные на коррекцию речевых нарушений при ДЦП, таких как глотание, жевание, расслабление спазмированных мышц лица, появление новых звуков. Наша статистика подтверждает хорошие результаты у 95% пациентов.

Медицинский центра “Сакура” принимает пациентов из всех регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Уфы, Казани и других.

Преодолеем вместе

Сайт для родителей особых детей
Вологодской области

Особенности речевого развития детей с церебральным параличом

В сложной структуре нарушений у детей с церебральным пара­личом значительное место занимают речевые расстройства, часто­та которых составляет до 80%.

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зави­ сят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности. Отставание в разв итии речи при ДЦП связано также с ограничением объема зна­ ний и представлений об окружающем, недостаточностью пред­ метно-практической деятельности и социальных контактов. Боль­ ные дети имеют сравнительно небольшой жизненный опыт, об­щаются с весьма небольшим кругом людей, как сверстников, так и взрослых. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускаемые родителями ошибки воспитания. Часто родители чрез­ мерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, пре­ дупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд. При этом у ребенка не формируется потребность в ре­ чевом общении, которая является важной предпосылкой развития речи. Отрицательно сказываются на развитии речи, особенно в первые годы жизни, длительное пребывание в различных лечеб­ных учреждениях, а также отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, нередко возникающие у больных детей при отрыве от матери и изменении привычного образа жизни в случае помещения в больницу.

Читайте также:  Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности

Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология, ограничивающая возможнос­ ти передвижения и познания окружающего мира. Отмечается клин ическая и патогенетическая общность между речевыми и двига­ тельными нарушениями у детей с церебральным параличом. Дли тельное сохранение патологических тонических рефлексов оказы вает отрицательное влияние на мышечный тонус артикуляцион­ ного аппарата. Выраженность тонических рефлексов повышает то нус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх. По добные нарушения артикуляционной моторики задерживают фор мирование голосовой активности и нарушают звукопроизноситель ную сторону речи. В связи с недостаточностью кинестетического восприятия ребенок не только с трудом выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение органов артикуляции и конечностей. Отмечается определенная зависимость между тяжес тью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью наруше ний функции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляци­ онной моторики отмечаются у детей, у которых значительно по ражены верхние конечности.

Все перечисленные факторы определяют специфику наруше­ний доречевого и речевого развития детей с церебральным пара личом. Различные нарушения двигательной сферы обусловливают разнообразие речевых расстройств. Для каждой формы детского церебрального паралича характерны специфические нарушения речи. При ДЦП речевые расстройства затрудняют общение детей с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии.

Развитие речи у детей с ДЦП в раннем и

При ДЦП отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонема тической.

П очти у всех детей с церебральным параличом в раннем возра­ сте крайне медленно увеличивается активный словарь, длина пред­ ложения, речь долго остается неразборчивой. Пассивный словарь (понимание обращенной речи) обычно значительно больше ак­ тивного. Задерживается развитие мелодико-интонационной сторо­ны речи, а также восприятие и воспроизведение ритма. Речевая активность детей низкая, в речи преобладают отдельные слова, реже — простые короткие предложения. С трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим действием. Особенно слож­ но усваиваются слова, обозначающие действие. Часто они заменя­ ются словами, обозначающими предметы.

У всех детей с церебральным параличом в результате наруше­ ния функций артикуляционного аппарата недостаточно развита, прежде всего, фонетическая сторона речи, стойко нарушено про­ изношение звуков. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, в дальнейшем часть из них произносится иска­ женно либо заменяется близкими по артикуляции, что приводит к общей невнятности речи. Для многих детей с церебральным пара­ личом характерно атипичное (патологическое) усвоение фонем, не совпадающее с последовательностью их усвоения при нормаль­ ном онтогенезе. Уже на ранних этапах овладения фонетическим строем речи могут появляться дефектные артикуляционные укла­ ды, которые закрепляются в дальнейшем по мере формирования патологического речевого стереотипа.

При ДЦП у многих детей отмечаются нарушения фонема­ тического восприятия, что вызывает трудности звукового анали­ за. В тяжелых случаях дети не различают звуки на слух, не выделя­ют звуки в словах, не могут повторить слоговые ряды. В более лег­ ких случаях отмечаются трудности звукового анализа слов лишь с дефектно произносимыми звуками.

В дошкольном возрасте многие дети общаются с окружающими с помощью простых коротких предложений из двух—трех слов. Даже имея достаточный уровень речевого развития, дети не реализуют своих возможностей в общении (на заданные вопросы часто дают стереотипные однословные ответы). У большинства детей с ДЦП отмечаются своеобразные наруше­ ния лексического строя речи, обусловленные спецификой заболе­ вания. Ограниченный словарный запас при спонтанном развитии в значительной степени свя­ зан с ограничением объема, несистематизированностью, неточ­ ностью, а иногда и ошибочностью знаний и представлений об ок­ ружающем. Дети обладают ограниченными лексическими возмож­ ностями, не располагают необходимыми языковыми средствами для характеристики различных предметов и явлений окружающего мира. Своеобразное формирование словарного запаса находит свое выра жение в нарушении усвоения многих языковых категорий. Особен­ но ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и ка­ чества предметов. Дети испытывают трудности в понимании и упот­ реблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкци­ями, а также слов, обозначающих пространственно-временные от­ ношения, абстрактные понятия. С трудом усваивают лексическое значение слова (при многозначности слова вычленяют в нем только конкретное значение, не понимая его контекстного смысла; пута­ ют значения слов, совпадающих по звучанию).

Часто у детей с церебральным параличом отмечаются наруше­ ния формирования грамматического строя речи, которые зачастую обусловлены лексическими расстройствами. Грамматические формы и категории усваиваются крайне медленно и с большим трудом, что во многом обусловлено ограничением речевого общен ия, нарушением слухового восприятия, внимания, низкой речевой активностью и недоразвитием познавательной деятельности. Дети испытывают трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении, употреблении правильных па­ дежных окончаний. Нередко отмечаются нарушения порядка слов, пропуски слов, незаконченность предложений, многочисленные повторы одного и того же слова (тут, вот и др.). Даже к началу обучения в школе большинство детей с церебральным параличом практически не умеют пользоваться грамматическими средствами оформления предложений. У них отчетливо выявляется недостат очная сформированность связной речи.

Возрастная динамика речевого развития детей с церебральным параличом во многом зависит от состояния интеллекта. Чем выше интеллект ребенка, тем более благоприятная динамика развития речи, лучше результаты логопедической работы.

При подготовке статьи использованы материалы интернет-ресурсов.

Развиваем речь ребенку c ДЦП

В сегодняшней статье мы поговорим о способах, как развивать речь ребенку c ДЦП, методиках и тактиках, которые используются при коррекционных работах в развитие речи у детей с ДЦП .

При применении данных приемов у детей происходит активное развитие речи.

И снова мы будем учится вместе с нашими детьми, Развиваем речь ребенку c ДЦП, одним им не справится, а в паре мы заговорим быстрее.

Игры и обучение

И так друзья, для нас не секрет и мы все замечаем, что малыш лучше запоминает те предметы, с которыми он активно контактирует.

При пополнении спектра игровых манипуляций, необходимо учить ребенка произвольно упускать игрушки, класть их самостоятельно либо с помощью взрослых, катать машинку или мячик, снимать и надевать кольца на пирамиду, строить башню из кубов, брать большие предметы, играться куклами.

Связь нарушений умственных и речевых способностей с мелкой моторикой уже давно подтверждена многочисленными исследованиями.

Методики развития понимания речи

  1. Осуществление простых действий согласно инструкции.
  2. Увлекательные игры: прятки, ку-ку.
  3. Формирование понимания обобщенных значений. К примеру, собака резиновая плюшевая, надувная.
  4. Подбор игрушки по просьбе родителей.
  5. Взаимодействие с предметами согласно инструкции.

Подражание означает выполнение мероприятий, принятие поз, воспроизведение звуков, которые задает взрослый. В процессе повторения ребенок учится копировать, выполнять какие-то вещи подобно тому, что он лицезреет, рисует, создает из кубиков. При использовании мышц и суставов малыш учится двигаться. Он ощущает, как это должно быть с его телом.

Прежде чем ребенок научится воспроизводить что-то своей устной речью, ему необходимо научиться повторять звуки. Сначала мы учим повторять простые действия.

В процессе умывания, массажа, игр, можно касаться частей лица и тела, произнося их названия. Ребенка нужно просить показать определенную часть тела в зеркале. Помимо этого, отлично подойдет рисование, лепка и другие разновидности творчества с намеком на разные части тела.

Одной из самых ранних и эффективных игр для формирования речи является «ладушки». Она помогает раскрыть ладони ребенку с дцп. Кроме этого, очень популярными являются игры на подражание, прятки, специальные мультики и т.д.

Активация связанной речи у детей раннего возраста проводится вызыванием лепетных слов. Необходимо привлечь внимание крохи к взрослому. При этом нужно поощрять его энтузиазм и пытаться вызвать у него повторение звуков, благодаря чему происходит развитие речевой активности.

Чтобы научить ребенка произносить звуки, можно использовать такие занятия:

  • упражнение на перекличку, повторять звуки вместе с ребенком;
  • для стимуляции голосовой активности малыша, произносите восклицания, гуления, лепет;
  • помогайте ребенку при произношении звуков о, у, удерживая при этом губы.

Звуки вовлечены в систему коммуникации и отображают чувства, явления, переживания. (корова –му, а – плач, ко-ко – курочка и др).

Логопедический массаж для детей-видео

Посмотрите видео: Как делать детский речевой массаж в домашних условиях

Тактильно-вибрационный способ

Применение данной методики показано с целью воспроизведения звуков. Возьмите ладонь малыша, приложите ее к щекам, скажите в ладонь определенное слово. На следующей стадии вслед за примером слова поднесите ладонь ко рту ребенка, чтобы он сам выговорил это слово.

Занятия соединения рук, упражнения двумя руками, коллекционирование разных изображений, способствуют созданию межполушарного взаимодействия, восприятию образа.

Пальчиковые игры не только способствуют активному развитию мелкой моторики в раннем возрасте ребенка, но и стимулирует активную и пассивную речь, поэтому в занятия с ребенком должны обязательно входить пальчиковые манипуляции. Идеально подходит пальчиковая гимнастика, попевки, шнуровки и прочее.

Учите малыша воспроизводить движения под музыку. Пусть танцует, поет слова, конечным результатом будет ритмичность движений, желание спеть.

У деток с дцп в большинстве случаев наблюдаются нарушения произвольных движений языка, в результате чего происходит задержка развития речи.

При этом очень эффективной оказывается артикуляционная гимнастика. Цель данного занятия состоит в том, чтобы развить у малыша кинестетические чувства, подвижность губ, языка. Такие упражнения могут проводиться детьми старше двух лет в виде игр.

Дидактические игры для детей с детским церебральным параличом используются в целях обогащения познавательного процесса. Дошкольные пособия представляют собой материал обучающего, формирующего и воспитывающего плана. Темы занятий нацелены на развитие личности и раскрытие потенциала дошкольников.

Занятие по развитию речи для малышей 2- 3 лет — видео

Дыхательные упражнения

Занятия подразумевают пальчиковые игры, дыхательные упражнения. Взрослые должны принимать участие в данных уроках вместе с детьми.

Взаимодействуя с малышом совместно с профессионалом, родители делятся успехами ребенка, говорят о их достижениях и проблемах, понимают, как нужно работать с детьми с диагнозом дцп, осознают особенности поведения ребенка в определенных ситуациях, овладевают основами методических тактик по корректировке формирования речи, реально оценивают форму патологии малыша и его способности.

В процессе занятий со специалистами, с родителями проводятся беседы, обсуждаются проблемы детей. Такая тактика помогает сосредоточиться на естественных методиках контакта с малышом, применения речи и других методик коммуникаций в быту и играх.

Надеюсь теперь молодые родители будут знать с чего начать формировать речь ребенка и на что обращать внимание с годика малыша.

Только дорогие мои, не заблуждайтесь, что с матами, как многие утверждают ребенок заговорит быстрее. Нет! Проверено на личном опыте.

Как только не пытались некоторые мои знакомые учить дочку матерится, она смущенно отворачивалась. А вот пройдя 3-х месячный курс в спец-санатории моя Алька приехала с первым запасом слов.

Совет: У вас в семье дают ключ от квартиры детям? Отлично. Приспособьте к ключу, в виде брелка, зажим от подтяжек. Пристегнув ключ к краю кармана, ваш ребенок сможет хоть на голове стоять и не опасаться, что не попадет в дом из-за потери ключа, т.к с этим приспособлением утеря не возможна.

На этом мы с вами прощаемся! Уважаемые читатели, подписывайтесь на обновления блога и делитесь с друзьями информацией в социальных сетях, а мы всегда рады знать, что вы с нами и читаете нас.

Ссылка на основную публикацию