Стимуляция активной речи у детей раннего возраста с ДЦП

Речевые нарушения у детей с церебральным , параличом в раннем возрасте

Впервые месяцы жизни ребенка весьма сложно определить на­личие ДЦП, можно только описать краткие характеристики неко­торых отличий от нормы, которые могут отмечаться в развитии речевой деятельности при тяжелых формах ДЦП.

На первом месяце жизни ребенок малоактивен, он либо долго спит, либо постоянно кричит. Плач монотонный, непродолжи­тельный и беден интонациями. Ориентировочная реакция харак­теризуется заторможенными общими движениями при зритель­ных и слуховых раздражителях.

При ДЦП уже в первые дни жизни у ребенка наблюдается на­пряжение и дрожание языка. Язык почти не участвует в процессе сосания и глотания.

Обычно сосательные рефлексы проявляются очень слабо, либо вообще отсутствуют. У этих детей появление данных функций ос­ложняется из-за ослабленного состояния оральной мускулатуры

и кормления через зонд. В^дальнейшем появившиеся с задержкой оральные рефлексы долго не редуцируются и сохраняются в иска­женном виде в моторных схемах еды и артикуляции.

В этом периоде психомоторного развития (0-1 мес.) позотонические рефлексы непосредственно влияют на процесс формирова­ния артикуляции. Если здоровый ребенок хорошо держит голову, то у ребенка с ДЦП рефлексы орального автоматизма могут быть чрезмерно усилены, общедвигательные реакции (в основном удер­жания и вращения головы) заторможены рефлекторно-голосовые реакции не приобретают коммуникативного значения, ярко выражена псевдобульбарная симптоматика, характеризующаяся нарушениями сосания, глотания, дыхания и крика, и особенно нарушением ладонно-ротового рефлекса Бабкина. У детей с ДЦП не реализуются возможности артикуляторной и лицевой мото­рики,

На 2-3-м месяце фрагментарно может присутствовать «комп­лекс оживления». Улыбка редко наблюдается при общении со взрослым. Значительно выражена патология орально-артикуляторных мышц.

В процессе артикуляции ярко выражены нарушения мышечно­го тонуса в виде паретичности, спастичности, дистонии, гиперки­неза и дрожании языка.

В крике эта симптоматика четко определена, он очень тихий, непродолжительный, монотонный. Мимика также мало выра­зительна и несимметрична. В связи с этим голосовая активность слаба, очень бедна, гукание появляется с опозданием и не форми­руются механизмы аутоэхолалии, гуление также задерживается от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от уровня на­рушений.

В этом периоде психомоторного развития (2-3 мес.) появляет­ся двигательный компонент и доминируют общие рефлекторные реакции. Четко выделяется выпрямительный лабиринтный реф­лекс, который позволяет ребенку поднимать голову в положении лежа на животе. В ротовой полости наблюдается повышенная чув­ствительность,, особенно губ и языка. У детей с ДЦП сильно выра­жена патологическая симптоматика, прежде всего нарушение со­сания и глотания.

В возрасте от 3 до 6 месяцев «комплекс оживления» недиффе­ренцированный или отсутствует, крик мало выразителен. Ребенок слабо реагирует на звуковые раздражители. Певуче гуление и смех отсутствуют.

Гуление находится на очень рудиментарном уровне, проявляет­ся с огромным опозданием и характеризуется недифференциро-

ванными гласными звуками «а», «е», «ы», которые возникают спонтанно при общении со взрослыми.

Дети с ДЦП издают звуки, у которых абсолютно отсутствует напевность, мрдуляция и ритм, из чего следует, что гуление на этой стадии слабо выражено (чему способствует и отсутствие гортанных звуков). Более ярко выраженное гуление указывает на менее тяже­лую форму ДЦП.

При псевдобульбарной симптоматике сохраняются нарушения голосового образования и крика. При спасхичности артикуляторных мышц появляется повышенный тонус языка и губ. Язык на­пряжен, кончик языка не выражен, губы напряжены,, что вызывает ограничение произвольных движений во время артикуляции.

При гипотонии отмечается вялость жевательных и мимических мышц артикуляторной мускулатуры. У детей она мало подвижна, в результате чего рот постоянно полуоткрыт. В случае дистонии мышцы артикуляции постоянно сокращаются, что сопровождает­ся гиперкинетическими компонентами.

У детей с ДЦП мышечная гипертония отражается на патологи­ческой симптоматике асимметричного шейно-тонического реф­лекса. Патологический рост тонуса в мышцах .языка и губ, резкая гипертония или гипотония, отсутствие произвольных движений органов артикуляции, постуральная активность, содружественные движения, произвольная ручная моторика являются явными пока­зателями задержки в формировании двигательной активности, а также в появлении цепных выпрямительных рефлексов.

В периоде от 6 до 9 месяцев жизни ребенок с ДЦП с трудом от­личает мать от других лиц, часто отмечаются отрицательные эмоци­ональные реакции на новое лицо, малоактивен в общении, с трудом вступает в контакт со взрослым в игре. Не использует жесты во вре­мя общения, мимика маловыразительна. Лепет имеет специфичес­кие особенности и может растянуться на несколько лет.

В этом периоде (6-9 мес.) особенно важным является наличие сенсорных и интегративных связей. Цепной двигательный реф­лекс становится ведущим в развитии серии движений и организа­ции двигательного акта. Он не только отвечает на активизацию зрительно-моторного манипулятивного поведения, но и воздей­ствует на спонтанные голосовые реакции ребенка.

У детей с ДЦП наблюдаются ярко выраженные безусловные рефлексы орального автоматизма. Кусание и жевание слабо выра­жены, особенные затруднения возникают при жевании, которое часто вообще отсутствует.

Крайне заторможены реакции языка и губ. Часто имеют место изменения мышечного тонуса губ и языка и гиперкинез языка, что

препятствует подвижности и появлению произвольных артикуляторных движений.

Во время приема пищи наблюдается псевдобульбарная симп­томатика в виде защитных рефлекторных реакций, оральной синкинезии и повышенной саливации.

В 5 периоде от 9 до 12 месяцев у ребенка с ДЦП отмечаются слабо выраженные эмоциональные реакции. Он предпочитает об­щаться при помощи жестов. В тяжелых случаях ребенок проявляет слабый интерес к окружающему миру. Лепет малоактивный (не бо­лее 1-2 лепетных слов).

Если у здорового ребенка лепет тонко дифференцирован по месту и способу образования, то у детей с риском ДЦП переход к экспрессивной речи происходит гораздо позднее, ближе к двум годам. Лепет мало выразителен, слабо дифференцирован, беден ин­тонационными оттенками. Крайне редко встречаются 2-3 слога.

Этот период психомоторного развития (9-12 мес.) характеризу­ется дифференцированными сенсорными функциями, что отра­жается на выпрямительных реакциях и на контроле за движе­ниями. Оральные движения становятся более дифференцирован­ными, контролируемыми и координированными, хотя пища еще вытекает изо рта во время еды.

У детей с ДЦП с 18 до 36 мес. наблюдается нарушение понима­ния как на уровне речи, так и на уровне жестов; отсутствует пони­мание значения слова «да», речь бедна, фрагментарна, отрывочна, с дефектами артикуляции и присутствием персеверативных эхолалий.

Нарушения речевого развития выражаются в «бедности их ак­тивного и пассивного словаря, в недифференцированном знании слов», дети часто путают слова, обозначающие предметы.

Речь, как основное средство общения, развивается через дви­жение и при социальных контактах, и ее фундамент закладывается еще на первом году жизни ребенка. Когда ребенок страдает нару­шением сенсомоторной сферы при ДЦП, прежде всего изменя­ются процессы артикуляции, звукопроизношение, управление ми­микой лица и жестами, кинестетическое восприятие, контроль за дыханием и передвижением, исчезает возможность детей само­стоятельно реализовывать себя в окружающем мире. Все это ока­зывает непосредственное влияние на ограничение речевой дея­тельности и психическое развитие в целом.

У детей, страдающих ДЦП, отмечается нарушение фонемати­ческой системы речи, что приводит к неспособности различить на слух слова, близкие по звучанию (квазиомонимы) При низкой ост­роте слуха часто имеет место недостаток слуховой памяти и слухо-

вого восприятия. Данные расстройства имеют прямое отношение к задержке и нарушениям в формировании артикуляции при ДЦП. Ребенок, который испытывает трудности восприятия речевых зву­ков и одновременно ограничен в способности движения речевых мышц, испытывает трудности и в процессе артикуляции, что осо­бенно характерно для данной патологии.

К 2-м годам при нормальном развитии редуцируются рефлек­сы, характерные для ребенка 1-го года жизни. Дети с ДЦП в это время еще находятся под влиянием рефлексов. При тяжелых фор­мах доминирует асимметричный шейно-тонический рефлекс, который является наиболее примитивным и ранним. Этот рефлекс препятствует появлению и развитию шейно-вьпрямительного рефлекса.

При спастической симптоматике преобладает усиление мышечного тонуса. Нормальные схемы движения заменяются на рефлекторную, сгибательную и разгибательную синергию. Чем более повышена спастичность, тем более примитивными являются постурально-тонические и динамические виды деятельности:

При атетозной форме ДЦП, как и при спастической, в положе­нии лежа на спине доминирует модель разгибательной рефлектор­ной деятельности, тогда как в положении лежа на животе домини­рует сгибательный рефлекс.

Данные действия оказываются более нарушенными при усиле­нии непроизвольных движений. Кроме того, характерен изменен­ный мышечный тонус, который переходит из экстремальной гипо­тонии в экстремальную гипертонию, но, в отличии от ригидности спастичного ребенка, ребенок с атетозной формой только очень кратковременно сохраняет данное положение.

При проведении коррекционной работы важным является осознание нормального развития рефлексов грудного младенца и маленького ребенка в сопоставлении с детьми, страдающими ДЦП, что позволяет разрабатывать комплексный подход, состоя­щий в том, чтобы затормозить патологические рефлексы и добить­ся нормального развития других необходимых рефлексов.

Важно отметить, что исследование наличия, нехватки или отсутствия различных рефлексов, имеющих прямое отношение к процессу формирования артикуляции, не только имеет значение для разработки соответствующих методик реабилитации, но и явля­ется способом раннего диагностирования детского церебрального паралича.

Таким образом, развитие общей моторики непосредствен­но связано с развитием оральной сферы в целом и частично с формированием артикуляции.

Стимуляция и восстановление двигательно-кинестетической сферы являются главной задачей в доречевом периоде развития ребенка с ДЦП.

Речевые нарушения у детей с церебральным параличом в раннем возрасте

В первые месяцы жизни ребенка весьма сложно опреде-|Ить наличие ДЦП, можно только описать краткие характе-юстики некоторых отличий от нормы, которые могут от-ючаться в развитии речевой деятельности при тяжелых |ормах ДЦП.

На первом месяце жизни ребенок малоактивен, он либо Цолго спит, либо постоянно кричит. Плач монотонный, не­продолжительный и беден интонациями. Ориентировочная юакция характеризуется заторможенными общими движе-1Иями при зрительных и слуховых раздражителях.

При ДЦП уже в первые днижизни у ребенка наблюдает­ся напряжение и дрожание языка. Язык почти не •Участвует в процессе сосания и глотания.

Обычно сосательные рефлексы проявляются очень слабо [Либо вообще отсутствуют. У этих детей появление данных [функций осложняется из-за ослабленного состояния ораль-поМ мускулатуры и кормления через зонд. В дальнейшем поя­вившиеся с задержкой оральные рефлексы долго не реду-‘цируются и сохраняются в искаженном виде в моторных схемах еды и артикуляции.

В этом периоде психомоторного развития 1 месяц)по-[вотонические рефлексы непосредственно влияют на процесс [формирования артикуляции. Если здоровый ребенок хоро-I Шо держит голову, то у ребенка с ДЦП рефлексы орального >автоматизма могут быть чрезмерно усилены, общедвигатель-1е реакции (в основном удержания и вращения головы) 1торможены, рефлекторно-голосовые реакции не приобрета-‘ коммуникативного значения, ярко выражена псевдобуль-1рная симптоматика, характеризующаяся нарушениями сания, глотания, дыхания и крика, и особенно нарушени-ладонно-ротового рефлекса Бабкина. У детей с ДЦП н е (ализуются возможности артикуляторной лицевой моторики.

Глава VI. Нарушение речевых функций у детей с ДЦП !

На 2—3-м месяцефрагментарно может присутствовать] «комплекс оживления». Улыбка редко наблюдается при об­щении со взрослым. Значительно выражена патология орал ь-но-артикуляторных мышц.

В процессе артикуляции ярко выражены нарушения мыЛ шечного тонуса в виде паретичности, спастичности, дисто-нии, гиперкинеза и дрожании языка.

В крике эта симптоматика четко определена, он очень ти-1 хий, непродолжительный, монотонный. Мимика также ма­ло выразительна и несимметрична. В связи с этим голосовая активность слаба, очень бедна, гукание появляется с опозда­нием и не формируются механизмы аутоэхолалий, гуление так-1 же задерживается от нескольких месяцев до нескольких лет I в зависимости от уровня нарушений.

В этом периоде психомоторного развития (23 месяц)по является двигательный компонент и доминируют общие рефлекторные реакции. Четко выделяется выпрямительный лабиринтный рефлекс, который позволяет ребенку подни­мать голову в положении лежа на животе. В ротовой поло­сти наблюдается повышенная чувствительность, особенно губ и языка. У детей с ДЦП сильно выражена патологиче­ская симптоматика, прежде всего нарушение сосания и гло­тания.,

В возрасте от 3 до 6 месяцев«комплекс оживления» не­дифференцированный или отсутствует, крик маловыразите­лен. Ребенок слабо реагирует на звуковые раздражители. Пе­вучее гуление и смех отсутствуют.

Гуление находится на очень рудиментарном уровне, про­является с огромным опозданием и характеризуется недиф­ференцированными гласными звуками «а», «е», «ы», ко­торые возникают спонтанно при общении со взрослыми.

Дети с ДЦП издают звуки,-у которых абсолютно отсутст­вует напевность, модуляция и ритм, из чего следует, что гу­ление на этой стадии слабо выражено (чему способствует и отсутствие гортанных звуков). Более ярко выраженное гу­ление указывает на менее тяжелую форму ДЦП.

При псевдобульбарной симптоматике сохраняются на­рушения голосового образования и крика. При спастично­сти артикуляторных мышц появляется повышенный тонус

•выка и губ. Язык напряжен, кончик языка не выражен, гу-•Ы напряжены, что вызывает ограничение произвольных •вижений во время артикуляции.

При гипотонии отмечается вялость жевательных и ми-•Ических мышц артикуляторной мускулатуры. У детей она Ьйлоподвижна, в результате чего рот постоянно полуоткрыт. В случае дистонии мышцы артикуляции постоянно сокраща­ется, что сопровождается гиперкинетическими компонен­тами.

У детей с ДЦП мышечная гипертония отражается на па-‘ Тологической симптоматике асимметричного шейно-тони-г ческого рефлекса. Патологический рост тонуса в мышцах языка и губ, резкая гипертония или гипотония, отсутствие I. произвольных движений органов артикуляции, постураль-ная активность, содружественные движения, произвольная [ ручная моторика являются явными показателями задерж­ки в формировании двигательной активности, а также в по-; явлении цепных выпрямительных рефлексов.

В периоде от 6 до 9 месяцевжизни ребенок с ДЦП с трудом I отличает мать от других лиц, часто отмечаются отрицатель-| ные эмоциональные реакции на новое лицо, малоактивен [ в общении, с трудом вступает в контакт со взрослым в игре. I Не использует жесты во время общения, мимика маловыра­зительна. Лепет имеет специфические особенности и может растянуться на несколько лет.

В этом периоде (6—9 мес.) особенно важным является наличие сенсорных и интегративных связей. Цепной двига­тельный рефлекс становится ведущим в развитии серии дви­жений и организации двигательного акта. Он не только от­вечает на активизацию зрительно-моторного манипулятив-ного поведения, но и воздействует на спонтанные голосовые реакции ребенка.

У детей с ДЦП наблюдаются ярко выраженные безуслов­ные рефлексы орального автоматизма. Кусание и жевание слабо выражены, особенные затруднения возникают при же­вании, которое часто вообще отсутствует.

Крайне заторможены реакции языка и губ. Часто имеют место изменения мышечного тонуса губ и языка и гиперкинез

Глава VI. Нарушение речевых функций у детей с ДЦП_________

языка, что препятствует подвижности и появлению произ­вольных артикуляторных движений.

Читайте также:  Представление учителя-логопеда на ребенка (для ПМПК)

Во время приема пищи наблюдается псевдобульбарная симптоматика в виде защитных рефлекторных реакций, оральной синкинезии и повышенной саливации.

В периоде от 9 до 12 месяцев у ребенка с ДЦП отмечаются слабо выраженные эмоциональные реакции. Он предпочита­ет общаться при помощи жестов. В тяжелых случаях ребе­нок проявляет слабый интерес к окружающему миру. Лепет малоактивный (не более 1—2 лепетных слов).

Если у здорового ребенка лепет тонко дифференцирован по месту и способу образования, то у детей с риском ДЦП переход к экспрессивной речи происходит гораздо позднее, ближе к двум годам. Лепет мало выразителен, слабо диффе­ренцирован, беден интонационными оттенками. Крайне ред­ко встречаются 2—3 слога.

Этот период психомоторного развития (9—12 мес.) харак­теризуется дифференцированными сенсорными функциями, .что отражается на выпрямительных реакциях и на контроле за движениями. Оральные движения становятся более диф­ференцированными, контролируемыми и координированны­ми, хотя пища еще вытекает изо рта во время еды.

У детей с ДЦП с 18 до 36 месяцев наблюдается нарушение понимания речи и жестов; отсутствует понимание значения слова «да», речь бедна, фрагментарна, отрывочна, с дефек­тами артикуляции и присутствием персеверативных эхо-лалий.

Нарушения речевого развития выражаются в бедности ак­тивного и пассивного словаря, в недифференцированном знании слов, дети часто путают слова, обозначающие пред­меты.

Речь как основное средство общения развивается через движение и при социальных контактах, ее фундамент за­кладывается еще на первом году жизни ребенка. Когда ребенок страдает нарушением сенсомоторной сферы при ДЦП, прежде всего изменяются процессы артикуляции, звукопроизношение, управление мимикой лица и жеста­ми, кинестетическое восприятие, контроль за дыханием

§ 1. Речевые нарушения у детей с ДЦП в раннем возрасте_____

| Ц передвижением, исчезает возможность детей самостоятель­но реализовывать себя в окружающем мире. Все это оказы­вает непосредственное влияние на ограничение речевой дея-иельности и психическое развитие в целом.

У детей, страдающих ДЦП, отмечается нарушение фоне-[Митической системы речи, что приводит к неспособности различить на слух слова, близкие по звучанию (квазиомони-[ Мы). При низкой остроте слуха часто имеется недостаток слу-I Ховой памяти и слухового восприятия. Данные расстройства Имеют прямое отношение к задержке и нарушениям в фор-• мировании артикуляции при ДЦП. Ребенок, который испы-| тывает трудности восприятия речевых звуков и одновременно ;, ограничен в способности движения речевых мышц, испыты-I вает трудности и в процессе артикуляции, что особенно ха-[ рактерно для данной патологии. .

К двум годам при нормальном развитии редуцируются 1 рефлексы, характерные для ребенка 1-го года жизни. Дети с ДЦП в это время еще находятся под влиянием рефлексов. При тяжелых формах доминирует асимметричный шейно-тонический рефлекс, который является наиболее примитив­ным и ранним. Этот рефлекс препятствует появлению и раз-| витию шейно-выпрямительного рефлекса.

При спастической симптоматике преобладает усиление , мышечного тонуса. Нормальные схемы движения заменяют-I ся на рефлекторную, сгибательную и разгибательную синер-, гию. Чем более повышена спастичность, тем более примитив-‘ ными являются постурально-тонические и динамические ви-( ды деятельности.

При атетозной форме ДЦП, как и при спастической, в по­ложении лежа на спине доминирует модель разгибательной рефлекторной деятельности, тогда как в положении лежа на животе доминирует сгибательный рефлекс.

Данные действия оказываются более нарушенными при усилении непроизвольных движений. Кроме того, харак­терен измененный мышечный тонус, который переходит из экстремальной гипотонии в экстремальную гипертонию, но, в отличии от ригидности спастичного ребенка, ребенок с ате­тозной формой только очень кратковременно сохраняет дан­ное положение.

Глава VI. Нарушение речевых функций у детей с ДЦП

§ 2. Нарушение формирования артикуляции.

При проведении коррекционной работы важным являет­ся осознание нормального развития рефлексов грудного мла­денца и маленького ребенка в сопоставлении с детьми, стра­дающими ДЦП, что позволяет разрабатывать комплексный подход, состоящий в том, чтобы затормозить патологические; рефлексы и добиться нормального развития других необхо­димых рефлексов.

Важно отметить, что исследование наличия, нехватки или отсутствия различных рефлексов, имеющих прямое отноше­ние к процессу формирования артикуляции, не только имеет значение для разработки соответствующих методик реаби­литации, но и является способом раннего диагностирования детского церебрального паралича.

Таким образом, развитие общей моторики непосредствен­но связано с развитием оральной сферы в целом и частично с формированием артикуляции.

Стимуляция и восстановление двигатель-н о-к инестетической сферы — главная задача в доречевом периоде развития ребенка с ДЦП.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Коррекционная работа при ДЦП

Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются:
оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Существует несколько основных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.

  1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.
  2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3—4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок.
  3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности. В младенческом возрасте (до 1 года) ведущий вид деятельности — эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте (от) года до 3 лет) — предметная деятельность; в дошкольном возрасте (от З до 7 лет) — игровая деятельность; в школьном возрасте — учебная деятельность.
  4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.
  5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Родители — основные участники педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебно-воспитательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества.

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду).

В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку.

Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте являются:

  • развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
  • стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
  • развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
  • формирование математических представлений;
  • развитие зрительно-моторной координации я функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;
  • воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической работе. Ее основными задачами являются:

  • развитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости речи;
    нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
  • развитие речевого дыхания, голоса, просодики; формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке;
  • выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции;
  • коррекция нарушений произношения.

Материал на тему “Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками”

Описание разработки

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программы Power Point.

Целью разработок является оптимизация коррекционного процесса средствами ИКТ и в результате формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности.

У детей с общим недоразвитием речи, поступающих в логопедическую группу, отмечается нарушение всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

По состоянию звукопроизношения дети нередко имеют более 12 нарушенных звуков (отсутствие звука, его искажения и замены).

У детей, имеющих недостатки речи, часто отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно-психической сферы. У детей отмечаются негативные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм).

Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности.

Использование презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.

Компьютерные средства позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей.

В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.

Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных в программе Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видеопрезентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания.

Очень эффективно применение программы создания презентаций MS Power Point при подготовке к подгрупповым и индивидуальным логопедическим занятиям по автоматизации звуков у детей с ОНР и ФФНР.

Автоматизация звуков – это последовательное, постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в связную речь.

С точки зрения нейрофизиологии этот процесс представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей, следовательно, требует большого числа повторений и активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада.

Проблема, часто наблюдаемая у детей, имеющих самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В. В. Коноваленко выделяет несколько причин возникновения этой проблемы:

Читайте также:  Игры на развитие лексической стороны речи детей

– недостаточное развитие артикуляционной моторики;

– недоразвитие фонематического восприятия;

– нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;

– грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;

– отклонения в нервно-психической сфере;

– снижение уровня познавательной активности;

– отклонения в поведении детей.

Весь материал – в документе.

Содержимое разработки

использование информационно-коммуникационных технологий в работе

учителя-логопеда с дошкольниками

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программы Power Point.

Целью разработок является оптимизация коррекционного процесса средствами ИКТ и в результате формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности. У детей с общим недоразвитием речи, поступающих в логопедическую группу, отмечается нарушение всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. По состоянию звукопроизношения дети нередко имеют более 12 нарушенных звуков (отсутствие звука, его искажения и замены). У детей, имеющих недостатки речи, часто отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно-психической сферы. У детей отмечаются негативные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм).

Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности.

Использование презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.

Компьютерные средства позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей. В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных в программе Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видеопрезентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания. Очень эффективно применение программы создания презентаций MS Power Point при подготовке к подгрупповым и индивидуальным логопедическим занятиям по автоматизации звуков у детей с ОНР и ФФНР.

Автоматизация звуков – это последовательное, постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в связную речь. С точки зрения нейрофизиологии этот процесс представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей, следовательно, требует большого числа повторений и активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Проблема, часто наблюдаемая у детей, имеющих самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В.В. Коноваленко выделяет несколько причин возникновения этой проблемы:

недостаточное развитие артикуляционной моторики;

недоразвитие фонематического восприятия;

нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;

грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;

отклонения в нервно-психической сфере;

снижение уровня познавательной активности;

отклонения в поведении детей.

Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов. Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды. Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью. Использование презентации повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм и формализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен. Звуковые сигналы активизируют внимание всех детей и дают хорошие результаты при работе с аудиалами. Так как в подгруппе, как правило, присутствуют дети-кинестетики, отличным стимулом является возможность самим действовать мышью. Схематичное изображение правильной артикуляции может быть помещено на каждый слайд.

Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи. В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления. При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разномодальности, активности и полифункциональности обучения.

Положительно оценивается логопедами-практиками такая готовая программная продукция, как «Видимая речь», «Игры для Тигры», «Говори правильно», логопедический тренажер «Дельфа-142».

В своей практике я использую компьютерную технологию логопедической коррекции «Игры для Тигры» (автор Л.Р. Лизунова), которая включает СD-диск со специализированной компьютерной программой «Игры для Тигры» и учебно-методическое пособие с подробными рекомендациями. Эта программа предназначена для коррекции ФФНР, ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых на рушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок делают программу привлекательной, способствуют повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям, индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение». Основные принципы, положенные в основу построения программы «Игры для Тигры»:

– системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

– полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;

– дифференцированный подход к обучению;

– игровая форма обучения.

Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий.

Также в работе использую обучающие компьютерные игры с озорной Бабой-Ягой компании «МедиаХауз», в основе которых методика опережающего обучения. Игра «Баба-Яга учиться читать» – предназначена для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх и забавах. Игры «Баба-Яга учится считать», «Школа на курьих ножках», «Баба-Яга в плену врага» можно порекомендовать родителям для занятий с детьми дома.

Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

· Программа должна иметь указание на возраст ребенка;

· Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением;

· Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям;

· Программа должна быть на русском языке;

· Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором;

· Задания – интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения;

· Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут;

· Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно;

· Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме;

· Чередование разных компьютерных игр.

Таким образом, с помощью разработанных компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Значение использования ИКТ(информационно-компьютерных технологий) в коррекционной работе логопеда

Консультация для родителей

Саратовская область Энгельсский район п.Новопушкинское
МБДОУ «Детский сад п.Новопушкинское»
Учитель-логопед: Гоголева Галина Сергеевна
Оригинал статьи скачать

Выписка из внесенных изменений в СанПиНе 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
Пункт 12.21: «Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 минут.
Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога».
Китайская пословица гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня и я научусь»
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

– предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
– движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
– постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
– компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе.

Основные задачи это вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям с помощью ИКТ, вызывать положительные эмоции у детей при помощи ИКТ; развитие всех основных психических процессов (речь, память, мышление, воображение, восприятие и т.д) при помощи ИКТ .
Мною были выбраны основные логопедические программы, с помощью которых осуществляется автоматизация звуков в речи, происходит развитие фонематического слуха, осуществляетсязвуковой анализ слов и т.д.

К таким программам относятся
– «Домашний логопед. Практический курс».
– «Развитие речи. Учимся говорить правильно».

Цель программы «Домашний логопед. Практический курс» – преодоление неречевого восприятия, а также звукоразличительного слуха, подготовка артикуляционного аппарата, формирование правильных произносительных навыков. Данную программу использую в своей работе на подготовительном этапе логопедического воздействия по формированию неречевого восприятия, фонематического слуха, подготовке артикуляционного аппарата, постановке звуков, которые преодолеваются двумя способами (по подражанию и смешанным способом – объяснением и показом). В программе содержатся две мини-игры, которые направлены на развитие неречевого слуха и формирование речевого восприятия. Формирование неречевого слуха и речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей.

По подготовке артикуляционного аппарата в программе содержатся основные упражнения с показом и красочными картинками, опираясь на которые ребенок может без помощи взрослого сделать данные упражнения, обязательно зрительно себя контролируя (перед ребенком на компьютерном столе стоит небольшое зеркало). По постановке звуков в программе «Домашний логопед» разработан блок- правильного звукопроизношения. Опять же, опираясь на изображение на экране и зрительно контролируя себя в зеркале, ребёнок правильно ставит язычок.

Также в коррекционной программе большой выбор чистоговорок и скороговорок, которые помогают автоматизировать и закреплять звуки в речи.

Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» подходит для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Цель программы направлена на формирование слухового восприятия, развитие навыков правильного произношения звуков русского языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения. Выполняя красочные задания, дети расширяют знания об окружающей действительности, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Программа содержит четыре раздела: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи.

Применение ИКТ позволило сделать мне следующие выводы:
– компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
– способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);
– с помощью использования ИКТ у детей быстрее происходят изменения в развитие фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи;
– ИКТ способствует повышению речевой и познавательной активности;
– вызывает положительные эмоции у детей;
– компьютер дает знания в увлекательной и визуализированной форме;
-вызывает чувство удовольствия от интереснейшего процесса познания;
– с помощью ИКТ ребенок овладевает компьютерной грамотой;
-развивает творческие способности.

Используемая литература:
1.Ковригина Л.В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста// Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3 – С. 57-59
2.Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2003
3.Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. № 6.
4.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.,1988.
5. Компьютерные программа «Домашний логопед. Учимся говорить правильно». авторы – Г.О. Аствацатурова, Л.Е. Шевченко.
6. Компьютерная программа «Трудные звуки», автор Скворцова И.В.
7. Компьютерные программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно». авторы – Г.О. Аствацатурова.

Читайте также:  Конспект КРО по развитию фонетико-фонематической стороны речи

Использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда. – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемyu-urzpmss.edusite.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда.” — Транскрипт:

1 Использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда

2 Компьютерные технологии помогают в: коррекционно – развивающей работе с детьми ; работе с родителями ; самообразовании.

4 Цель работы показать возможности применения компьютерных программ в практической работе логопеда

5 Задачи работы: Проанализировать проблему использования компьютерных программ в работе логопеда. «Плюсы» и «минусы» используемых в практической работе коррекционных программ. Показать использование коррекционных программ в практической работе логопеда.

6 Методика опережающего обучения. Впервые на компьютере азбука в стихах и играх. Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр. Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актерами. Профилактика оптической дисграфии. Частушки про буквы на бис. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55

7 Программа специально разработана для детей от 3 до 5 лет. Включает 15 тематических заданий. Дает понятие о гласных и согласных звуках. Великолепная мультипликационная графика. Игра озвучена профессиональными актерами. АнимацияЗвук Возмож- ность использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из15 54,4

8 Предназначена для коррекции ОНР у дошкольников и младших школьников. В программе более 50 упражнений, собранных в четыре тематических блока: ФОНЕМАТИКА, ПРОСОДИКА, ЛЕКСИКА, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. Для работы с блоком ПРОСОДИКА потребуется обычный микрофон. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из 4 55

9 АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из7 54,2 Игра учитывает особенности детской психологии. В играх используются хорошо знакомые и любимые персонажи, и прежде всего Незнайка. Отличная графика, выполненная замечательными художниками, озвучивание на студии “Союзмультфильм”. 12 разнообразных оригинальных игр, в которые приятно и весело играть. Формирование словаря по теме «Одежда». Развитие мелкой моторики. Формирование быстроты реакции.

10 АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55 Диск разработан специально для обучения дошколят основным понятиям, необходимым для школы: цвет, направление, форма, размер, обучение числам, развитие логического мышления.

11 Игра разработана специалистами в области обучающих развлекательных программ. Обучение основам техники чтения и элементарной арифметике. Уроки творчества: музыка, пение, работа с цветами и формами. Слова и счет на испанском языке. Занятия по расширению кругозора и эрудиции. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из6 43

12 Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти. 40 упражнений распределены по блокам: звук, буква, слог, слово, предложение, текст.

13 Отсутствие жестких временных рамок, мешающих при обучении. Успокаивающая музыка, озвученные профессиональными актерами диалоги. Несложные задания, рассчитанные на поэтапное усвоение материала. Минимальные системные требования. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл ,8

14 Десять обучающих заданий, подобранных специально для дошкольников. Каждое задание – маленькая забавная история из жизни Лунтика и его друзей. Замечательная графика и анимация. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55

15 Звуковое и текстовое сопровождение в стихотворной форме. Развитие навыков логического мышления, зрительной и слуховой памяти, пространственного воображения, зрительного и слухового восприятия. Озвучивание игры известными актерами. Красочная мультипликация и flash-анимация. Возможность выбора игр в любой последовательности. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55

16 Основная идея этой программы – сделать чтение и письмо увлекательной игрой с «живыми», ‘говорящими’ буквами. Задания, которые предстоит выполнять ребенку, таковы: найди букву на экране, вставь пропущенную букву в слово, напечатай букву или слово и т.д. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 4445все54,4

17 Вместе с Лёликом ребенок может узнать много интересного: познакомится с цифрами и алфавитом; научится определять форму и цвет предметов; поиграет в игры, развивающие воображение, память и реакцию; получит представление о природе, временах года и погоде. И все это ненавязчиво и весело! АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55

18 Программно-методический комплекс Развитие речи.

19 В первом разделе два режима работы : « Изучение » и « Задание », что позволяет осуществлять дифференцированный подход. В режиме « Задание » предусматривается несколько уровней сложностей. Раздел Речевые звуки включает в себя : Голосистые звуки ( три уровня сложности ), Безголосые звуки, звуки – двойняшки, Сердитые и ласковые звуки В этих подразделах дети учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух, определять расположение изучаемого звука в слове, определять количество слогов в слове, выделять слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы Раздел Развитие связной речи представлен играми – заданиями следующих типов : – Слово – действие, Подбери действие, Слово – признак, Подбери признаки с несколькими уровнями сложностями ; – Составляем описание ; – Послушай рассказ. Ценность этого комплекса в том, что в каждом задании трёх разделов на панели меню имеется клавиша Отключить / Включить голос диктора, которая отключает все дикторские инструкции. Используя эту клавишу, логопед может самостоятельно объяснять ученикам все задания с целью достижения лучшего понимания задачи.

20 Домашний логопед Домашний логопед Мультимедийный диск предназначен для работы над звуками речи и представлен разделами : Согласные звуки. Гласные звуки. Советы родителям. Мини – игры Звуковичок, Угадай – ка. В первых двух разделах в игровой форме содержится материал, который помогает сделать произношение чётким, и представлен подразделами : – правильная артикуляция звуков ; – подготовительные упражнения ; – постановка звуков ; – автоматизация в слогах, словах, предложениях, фразовой речи ; – весёлые скороговорки ; – поучительные пословицы и поговорки. Мини – игры Звуковичок, Угадай – ка формируют навыки правильного произношения звуков, помогают развивать фонематический слух.

21 «Компьютерный практикум для логопедических занятий в начальной школе» Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет. В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Практикум включает пять разделов: Подготовительный. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Восполнение пробелов лексико – грамматического развития. Развитие пробелов в формировании связной речи. Развитие индивидуальных качеств учеников. Контроль за ходом выполнения игры сопровождается звуковыми сигналами. При правильном действии они более мелодичные, при неправильном – более тревожные. Но самое главное – это наличие Конструктора урока, благодаря которому самостоятельно строить занятие, выбирая только нужные упражнения, задавая длительность каждого из них.

22 Компьютерные программы «Лента времени» – программа поможет выявить, систематизировать, расширить и обогатить тот опыт впечатлений, который был накоплен самим ребенком на протяжении всего предшествующего периода жизни (от ребёнка требуется рассмотреть фотографии окружающего мира и соотнести их с сезонами года) «Солнечный замок» – серия упражнений для детей от 3 до 6 лет, направленных на коррекцию фонетико-фонематической стороны речи. «Читаем сами» – развитие речи детей с задержкой речевого развития. «Учимся запоминать» – формирование словаря по темам: «Домашние животные и птицы», « Животные жарких стран»; формирование представлений о целостности предметов.

23 Компьютерные программы МИР ЗА ТВОИМ ОКНОМ – программа предназначена для детей, имеющих самые разные проблемы в развитии, обучающихся в специальных школах, специальных классах при массовых школах, подготовительных группах детских садов, реабилитационных центрах. Программа особенно полезна тем детям, которые испытывают трудности в анализе явлений окружающей действительности, общении, систематизации и словесном выражении накопленных впечатлений и представлений. «В ГОРОДСКОМ ДВОРЕ» – авторами создан уникальный инструмент обучения – Калейдоскоп, позволяющий собирать десятки вариантов картин жизни обычного городского двора в любой сезон года, экспериментировать с признаками, осмысливать границы допустимых изменений, устанавливать соответствие между образом и словом.

24 Компьютерный комплекс “РЕЧЕВОЙ КАЛЕЙДОСКОП” Применение программы рассчитано на любой возраст: от дошкольников до взрослых людей. Условно в программе компьютерного комплекса можно выделить 4 группы модулей по своему назначению: I группа предназначена для работы над дыханием и голосом; II группа – для работы над звуками речи; III группа – для работы над произношением в целом; IV группа – для развития слухового восприятия и слухового контроля за собственной речью. “Речевой калейдоскоп” может быть использован: на этапе постановки звука, в ходе коррекции и дифференциации звуков друг от друга и на этапе автоматизации. С этой целью программой предусмотрено почти в каждом модуле по 2 варианта игр.

25 Требования к организации занятий: включать игру лучше к концу занятия ; продолжительность работы с компьютером – не более 10 минут ; периодичность – 2 раза в неделю ; обязательны физкультминутки и гимнастика для глаз ; дозирование нагрузки при зрительных нарушениях и невротических расстройствах ; противопоказания – эпилепсия.

26 При создании презентаций необходимо помнить: размер шрифта в тексте 32 – 40, заголовка 60 – 100; Количество слайдов 15 – 25; должен быть контраст фона с текстом; при желании можно добавить сопроводительный текст, анимацию, музыку.

27 Выводы: Компьютеризированные разработки повышают эффективность логопедического занятия. Во многих случаях они просто революционно меняют возрастные границы, темпы и качество коррекционной работы. Использование компьютера позволяет индивидуализировать коррекционный процесс.

ИКТ в работе учителя-логопеда

Ведущее предназначение современной педагогической деятельности заключается в совершенствовании процесса коррекции дисфункций речевого развития. Учитель-логопед, идущий в ногу со временем, должен владеть прогрессивными методиками обучения, включая компьютеры и интерактивные устройства. Использование ИКТ в работе учителя логопеда в разы повышает мотивацию и значительно улучшает навыки общения и уровень интеллектуального развития учащихся.

По словам экспертов, 15-20% детей в возрасте от 7 до 13 лет имеют речевые расстройства различной степени тяжести. Наблюдается дизартрия, задержка речевого развития, дислалия, недоразвитие речи, дислексия, заикание. Речь является основной формой передачи мысли, поэтому от ее состояния зависит полноценная реализация личности каждого ребенка. Интеграция информационных технологий содействует положительной динамике и хорошо сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка.

Актуальность применения ИКТ учителем логопедом в школе

  • Повышение интереса к занятиям. Учебная практика показывает, что ни высокий уровень подготовки логопеда, ни его профессионализм и стаж не способны мотивировать ребенка, побудить его учиться и развиваться;
  • Индивидуализация обучения. Специальные обучающие компьютерные программы помогают подобрать для каждого ребенка индивидуальную стратегию, которая будет позитивно сказываться на формировании необходимых навыков.

Информационные технологии — важная составляющая успешного совершенствования речи у детей в ДОУ и школах. В соответствии с ФГОС, школа, где работает логопед, должна быть оснащена прогрессивными интерактивными устройствами. С их помощью педагог сможет вовлекать школьников в учебный процесс, что позволит достичь более действенных результатов.

Средства ИКТ в коррекционно-развивающей работе

  • Аудиопрограммы. Незаменимы для формирования чувства ритма, слухового внимания, памяти;
  • Мультимедийные презентации. Позволяют наиболее продуктивно организовывать и проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми младших классов;
  • Готовые интерактивные программы. Содействуют эффективной коррекции навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. С их помощью легко удерживать внимание ребенка на протяжении всего занятия.

Современный кабинет логопеда в школе должен быть оснащен интерактивными устройствами, позволяющими в игровой форме развивать в детях интеллектуально-творческий потенциал. Внедрение компьютерных технологий в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия является неотъемлемой составляющей успешного обучения.

Преимущества интеграции информационных технологий

  • Систематизация процесса обучения. Средства ИКТ позволяют логопеду в начальной школе обобщить и проанализировать собранный материал, что помогает значительно повысить качество обучения;
  • Самостоятельная работа. В процессе занятий школьники могут самостоятельно выполнять различные упражнения на компьютере, что позволяет вовлекать их в коррекционный процесс;
  • Привлекательная форма коррекции. Детям легче запомнить какую-либо информацию или что-либо усвоить, когда занятия проходят в игровой и непринужденной форме. Когда ребенок получает одобрение со стороны компьютера в виде разных картинок-призов, он испытывает еще больше положительных эмоций.

Логопед в начальной школе должен в совокупности использовать и традиционную, и инновационную методику обучения. Это позволит повысить продуктивность коррекционно-образовательного процесса, а также снизить риск социальной дезадаптации школьников.

Системный подход с использованием современных прогрессивных методик и информационных технологий — залог успешной коррекции речи детей.

Ссылка на основную публикацию