Стимулирование речевой активности ребенка через обогащение сенсорного опыта

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

Разделы: Логопедия

Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте: от 1 года до 3 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность. При правильной организации взаимодействия с детьми к 5-6 годам большинство из них правильно произносят все звуки родного языка, имеют необходимый для свободного общения словарный запас, полно излагают свои мысли, легко строят сложные предложения, свободно пользуются монологической речью. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с другими детьми и взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве). Они способны изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Дети, не получившие в этом возрасте соответствующего речевого развития, впоследствии, как правило, имеют отставание в темпах речевого развития и проявление вторичных отклонений в психическом развитии.

К сожалению, в последние годы количество детей, имеющих речевые проблемы, резко возросло. Обычно большую тревогу у родителей вызывают дети 4-5 лет с нарушениями звукопроизношения, либо дети с общим недоразвитием речи, когда нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Коррекционная работа с такими детьми осуществляется достаточно успешно, поскольку используемые в работе методики хорошо известны и отработаны.

Но в отдельных случаях к логопедам обращаются родители трёхлетних малышей. Они обеспокоены тем, что их дети никак не перейдут от лепета к словам, их речь значительно отстаёт от уровня развития речи сверстников. Овладение речью у них задерживается по времени. При этом физический слух и двигательные функции сохранны. «Он всё понимает, но не говорит», – так характеризует мама своего ребёнка. Родители жалуются, что малыш почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам, почти не рассматривает книжки и не слушает, когда ему читают или рассказывают; неохотно повторяет слова и предложения, которые слышит, а на просьбу повторить слово – молчит. Ему безразлично, понимает ли его кто-то. Если вовремя не обратить внимания на эти проблемы, они могут исказить дальнейшее становление речи и личности ребёнка.

По мнению специалистов, специально организованные упражнения в процессе предметно-практической, игровой деятельности позволяют предупредить отставание в темпах развития речи. Особенно эффективна специально-организованная деятельность взрослого с детьми в сензитивный для речи период: в возрасте от 1,5 до 3 лет, когда идёт активное становление речевой функции.

Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности и речевого общения:

1. Диалог-образец

Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

– Что я взяла? – Чашку.
– Что это такое? – Чашка.
– Что поставила? – Чашку. И т. д.

2. Разговор с самим собой

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т.п.

3. Параллельный разговор

Взрослый описывает все действия ребёнка: что он трогает, видит, слышит.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Не спешить сразу же выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим», «глупым»: «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.

5. Распространение

Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения его к повторению.
Ребёнок: «Сок».
Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок очень вкусный», «Сок наливают в кружку».

6. Приговоры

Использование в совместной деятельности игровых песенок, потешек, приговоров. Цель большинства произведений устного народного творчества – развитие двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками.

7. Выбор

Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

8. Поручения

Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу… ».

9. Опосредованное общение

В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

10. Игры с природным материалом

Уже на первом году жизни ребёнок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В этом заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции и т.п., то есть стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности.

11. Продуктивные виды деятельности

Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют появлению речевой активности ребёнка. Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

12. Замещение

Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю», вызывают у ребёнка большой интерес, побуждают малыша к использованию речевых средств, стимулируют его речевую активность.

13. Ролевая игра

Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.

14. Музыкальные игры.

Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

15. Похвала

Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребёнка в его присутствии другим членам семьи. Это стимулирует потребность в речевом общении.

Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные игровые приёмы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев, полностью компенсировать речевое недоразвитие ребенка ещё до поступления его в школу.

Литература.

1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 240 с.;
2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит: Книга для тех, кому интересно / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004.– 48 с.
3. Жукова Н.С. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева // Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн. для логопеда. Серия: учимся играя. – Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.– с. 24-26;
4. Максаков А.И. Как развивается речь ребенка. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) / А. И. Максаков // Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1983. – с. 32-35;
5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада.– 2-е изд., испр. и доп./ А. И. Максаков, Г. А. Тумакова – М.: Просвещение, 1983.– 144 с.;
6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда / С. А. Миронова – М.: Просвещение, 1991.– 208 с.
7. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 1999.– 112 с.

РАЗВИТИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ СЕНСОРНОГО ОПЫТА

Нормальное развитие ребенка представляет собой непре­рывный процесс познания окружающего мира. Все види­мое, слышимое, тактильно или эмоционально ощущаемое является бесценной информацией о мире вещей и людей. Знания о предметном мире обеспечивают самостоятельную ориентировку в окружающем пространстве, закладывают основу для самостоятельных действий.

Дети с глубокими интеллектуальными нарушениями обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, так как не у всех есть тяжелые наруше­ния слуха и зрения. Вместе с тем, общая инертность пси­хики, нарушения движений и речи, препятствуют фор­мированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей их среды.

Одной из задач коррекционной работы по обогащению сенсорной сферы является развитие ощущений и восприя­тий на основе предметной деятельности. Воспитание детей организуется как разнообразная практическая, в своем роде исследовательская деятельность с предметами, обладающими различными свойствами: мягкоетвердое, холодноегоря­чее, большоемаленькое, низкоевысокое, длинноеко­роткое, веселоегрустное, громкоетихое и т. д.

Таким образом, развитие и формирование сенсорной де­ятельности опирается на сохранные органы чувств, движе­ния, сопровождение всех видов практической деятельности речью. Специально организованные формы обучения и вос­питания определяются следующими задачами: 1. Учить различать предметы:

• по величине (большой — маленький), основываясь на зрительно воспринимаемом образе, гаптических и так­тильных ощущениях («Этот мяч маленький, его мож­но взять одной рукой. Вот так.» — «Этот мяч вот какой большой! Давай возьмем его двумя руками!»);

• по цвету (на примерах красного, желтого, зеленого, других цветов). На начальных этапах обучения достаточно научить выделять предмет такого же или друго­го цвета, далее — выделение заданного цвета, его диф­ференциация (различение);

• по форме: круг («мячик»), квадрат («кубик»), осно­вываясь на зрительно воспринимаемых образах и так­тильных ощущениях;

2. Формировать слуховое внимание, умение различать предметы и действия по звуку: игрушка пищит, бумага шуршит, вода течет, капает, музыка играет и др.;

3. Обогащение и развитие сенсорного опыта с помощью игровых действий и разнообразных видов детского творче­ства: игры с водой, песком, снегом, игрушками из материа­лов с различной фактурой, рисование, лепка.

Приведем примеры организации таких занятий: Игра «Цветные лягушки»

Цель: закрепить понятия «такой же», «одинаковые»; учить группировать предметы по цвету.

Оборудование: игрушечные пластиковые лягушки красного, желтого и зеленого цветов (по количеству детей), кубики (формы) соответствующих цветов.

Ход игры: педагог показывает детям резиновых (пла­стиковых) лягушек, называет каждую из них по цвету. Де­тям, знающим названия цветов, предлагается взять игрушку определенного цвета, остальным педагог раздает игрушки, повторяя название цвета: «Эта лягушка красная». Для уточ­нения понятий о цвете можно использовать дополняющие образы: «Эта лягушка желтая. Желтая, как платье у Тани».

—«Эта лягушка красная, мы завяжем ей красный бантик».

—«Эта лягушка зеленая, она сидит на зеленой травке». Далее педагог расставляет перед детьми кубики (формы)

и предлагает для лягушек найти «домики» — каждую ля­гушку положить в «домик» (на кубик (камешек)) соответ­ствующего цвета.

Рисование «Ягоды в траве» «пальчиковой» техникой

Цель: закрепить понятия о красном и зеленом цвете, развивать тактильные ощущения, координацию движений пальцев.

Оборудование: краски, листы бумаги. Ход занятия: перед началом занятия детям показы­вают изображения клубники (земляники) среди зелени тра­вы, далее педагог «рисует пальцами» на чистом листе бумаги ягоды: (красные «точечки»), как отпечаток пальца, а зеленая трава — движения пальцами в зеленой краске по бумаге.

После показа и анализа цветов, движений, осуществля­ется выбор необходимых для рисования красок: ягоды — красные, трава — зеленая.

Дополнительно проводится пальчиковая гимнастика или упражнения, развивающие подвижность кистей и пальцев рук, определяются «пальчики-художники».

Рисование может быть в индивидуальной форме или кол­лективной: несколько детей рисуют траву, а другие — яго­ды. Процесс рисования комментируется педагогом и детьми (одна красная ягодка, много красных ягод, трава зеленая, высокая, ягоды круглые, маленькие).

Выполненные работы обсуждаются, вывешиваются на стенде. В ходе работы закрепляется понимание того, кто выполнил рисунок («Ты нарисовал. Ты нарисовал ягодку, травку. Кто еще рисовал? Мы рисовали вместе.)

В качестве критериев оценки сенсорных представ­лений выступают:

понимание доступной инструкции, содержащей указа­ние на признаки предметов (большой — маленький, хо­лодный — горячий и др.);

– возможность осуществлять выбор предмета на примере образца такого же цвета или другого цвета;

– адекватные реакции на шумовые, звуковые раздражите­ли (указывает, находит источник звука);

– проявляет интерес к играм-занятиям, принимает в них посильное участие;

– умеет переносить в свои действия элементы обучения, по­каза, упражнений.

Примерное содержание развития сенсорных процессов

(ощущений, восприятий предметного мира,

их физических свойств)

Тактильные ощущения и координация движений

• Развитие положительных эмоций на прикосновения,
поглаживания, ласковые щекотания, пальчиковые
игры и др.

• Развитие тактильной чувствительности в играх по фи­зическому воспитанию с ползанием, передвижением босыми ногами по мягкой, шершавой, бугристой, теплой, влажной, др. поверхности (дорожке).

• Обучение удерживанию, захватыванию ложки, зуб­
ной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша, др.
предметов.

• Исследовательские игры с предметами из разных форм
и текстуры, использование «полосы препятствий», где
«прячется» какая-то игрушка: мягкая, твердая, круг­
лая и т. д.

• Организация исследовательских игр по типу «Волшебный мешочек», «Сундучок» (поиск, складывание, перекладывание, передача другому мелких предметов,
игрушек).

Читайте также:  Итоговая беседа по теме Спортивная Олимпиада с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

• Игровые обучающие действия на материале твердых и
мягких вкладок, мозаик, матрешек, конструктивных,
разбирающихся по частям предметов и игрушек.

• Организация игр с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами, плавание с поддержкой, в жилете, «охота» на шарики и др.

• Действия и игры по лепке из пластилина, муки, глины, снега.

• Рисование картин пальчиками, ладошками, босыми
ножками.

• Шнуровки, застегивания, расстегивания пуговиц,
«молний».

Развитие понимания свойств исследуемых предметов
и совершаемых с ними действий на основе речи: мягкий — твердый, пушистый — гладкий, горячий — хо­лодный, мокрый — сухой, маленький — большой; возьми, положи, сложи, брось, достань, дай, передай, шлепай, поставь, кати, катай и др.

Вкусовые ощущения и восприятия

• Формирование и развитие положительной реакции на
пищу.

• Обучение самостоятельным приемам пищи и соответствующие речевые стимуляции со стороны взрослого.

• Называние пищи, порядок действий: ешь суп ложкой,
суп вкусный, возьми чашку двумя руками, пей кисель,
он сладкий; возьми пирожок в одну руку, чашку — в
другую руку и т. д.

• Дифференциация ощущений на основе слова: горя­чее — холодное, сладкое — кислое, соленое, твердое,
жидкое.

• Распознавание названий готовой пищи и продуктов
питания: каша, чай, компот, кисель, картошка, котле­
та, хлеб, пирожок, сыр, яблоко, салат и др.

• Закрепление представлений о вкусе, продуктах питания в тематических занятиях и играх: «В магазин за
продуктами», «Приготовим кукле завтрак», «Соберем корзину с фруктами», «Как называется?», «Самое
сладкое, самое кислое» и т. д.

• Пиктограммы, рисунки с продуктами питания, их
дифференциация, выбор «любимого фрукта, напитка,
еды» («Что ты любишь?»).

Зрительные восприятия

• В коррекционной педагогике, благодаря многочислен­ным научным исследованиям, установлено, что многооб­разные нарушения зрения у детей неразрывно связаны с па­тологией деятельности головного мозга. При обследовании глубоко умственно отсталых детей отмечается нарушения зрения, включая тотальную слепоту, остаточное зрение, слабовидение, катаракта, косоглазие, амблиопия и др

Тяжесть и характер дефекта зрения нарушают качество, точность, широту познания предметного мира. Зрение че­ловека доставляет около 90% информации об окружающем его мире. При отсутствии явных нарушений зрения следу­ет указать на то, что характерные для глубокой умствен­ной отсталости нарушения движений, речи препятствуют точности, последовательности, объему зрительно воспри­нимаемых образов, зрительных представлений, процессов памяти, являющихся «фундаментом» для дальнейшего формирования наглядно-действенного и образного мышле­ния. В этой связи комплексная коррекционная работа по развитию зрительных восприятий, как и других сенсор­ных процессов (см. выше), чрезвычайно важна для психи­ческого развития, для формирования системы социальных умений.

Педагогическая работа по развитию зрительных воспри­ятий проводится в определенной системе. Организация исследовательской деятельности детей в окружающем их предметом мире, определение объ­екта по форме, цвету, вкусу, запаху, прикосновению, действию, слову (Что такое? Для чего?).

• Формирование и систематическое закрепление на­
именований образов среды (идентификация на основе
показа и речи).

• Опознавание, выделение, сравнение общих и отличи­
тельных признаков знакомых предметов среди других
(яблоко: круглое, продолговатое, большое, маленькое,
красное, зеленое, желтое, вкусное, ароматное, растет
на дереве, фрукт; похож на
. ; отличается от (чего?
чем?).

• Распознавание и узнавание подвижных объектов (об­
разы движения) на фоне неподвижных.

• Формирование пространственных понятий (далеко
близко, дальшеближе, высоконизко, выше
ниже, справаслева, глубокомелко и др.).

• Восприятие объема, величины, количественных при­
знаков предметов: большоймаленький, много
мало, большеменьше и др.).

Занятия по развитию зрительных восприятий, как и другие разделы воспитания, проводятся в форме специаль­ного обучения, они содержательно строятся на предмет­ной деятельности и игре. Овладение, умственно отсталыми детьми предметными действиями в значительной степени основывается на совместном действии ребенка и взрослого, элементы обучающего содействия со стороны педагога яв­ляются ведущими. Главной трудностью обучения и воспи­тания умственно отсталого ребенка являются нарушения произвольной деятельности, поэтому основными методами обучения является поэлементный путь формирования лю­бого действия, многократность его повторения в меняю­щихся условиях.

Консультация «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Марина Леонтьевна Чеботарёва
Консультация «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Тема: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Подготовила: Овчаренко Марина Леонтьевна

Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей младшего дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте: от 1 года до 5 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

1)сензитивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка; дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка;

2)речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

3)значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;

4)постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;

5)существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

6)глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать только те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные методы и приёмы для стимуляции речевой активности и речевого общения, направленные на:

• формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;

• совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников и речевому подражанию — эхолалии;

• развитие психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков;

• формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного, обеспечивающего минимальное общение;

• формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого высказывания;

• формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу — примитивного);

• профилактику возникновения вторичных речевых нарушений.

Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Ряд дидактов (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе и др.) выделяли три группы методов: словесные, наглядные, практические. Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами – кошкой, собакой, птицей и т. д. ; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д. ; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.

Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста:

2. Разговор с самим собой.

3. Параллельный разговор.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

6. Использование малых форм фольклора.

8. упражнения на развитие речевого дыхания.

11. Опосредованное общение.

12. Продуктивные виды деятельности.

14. Музыкальные игры.

15. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук.

17. Игровой прием.

Поговорим о них более подробно.

Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

– Что я взяла? – Чашку.

– Что это такое? – Чашка.

– Что поставила? – Чашку. И т. д.

2. Разговор с самим собой.

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т. п. При этом, важно говорить медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребенка. Например: «Где кукла?», «Я вижу куклу», «Кукла в коляске» и т. п.

3. Параллельный разговор.

Этот прием отличается от предыдущего тем, что описываются все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими», непонимающими. Например, если ребенок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно в данный момент и даем ему… не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужную ему игрушку. При возникновении можно подсказать ребенку. В подобных ситуациях ребенок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.

Продолжаем и дополняем все сказанное ребенком, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он нас слышат. Например: Ребенок: «Суп». Взрослый: «Суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая ребенку распространенными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью.

6. Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К. Д. Ушинский, Е. М. Водовозова, Е. И. Тихеева, П. Ф. Лесгафт. Ушинский К. Д. подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”,“Чики – чики – чикалочки”. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время.

7. Звукоподражание – эффективный прием активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т. д.

8. Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания: «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Забей гол», «Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

Это еще один прием – предоставляем возможность выбора ребенку. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или машиной». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу…».

11. Опосредованное общение.

Читайте также:  Человек, Наше тело - конспект занятия

В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т. п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

12. Продуктивные виды деятельности.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование (конструкторы ЛЕГО) способствуют появлению речевой активности ребёнка. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь. Проблемные ситуации, возникающие во время данных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш, вынуждают ребёнка просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

Дети к трем годам способны представить себя самолетом, кошечкой, мишкой и т. д. Как магическое заклинание для него звучат слова «Представь, что мы – самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая игровая форма развивает у ребенка способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать, сопереживать. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я делаю». Начинать надо с элементарных действий: причесываться, читать книжку и т. д. После того как ребенок угадал наши действия, предлагаем ему загадать для нас действие, а затем «оживить» заданную ситуацию. Такие игры-пантомимы и игры- имитации являются хорошими стимуляторами речевого развития.

14. Музыкальные игры.

Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

15. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук (пальчиковая гимнастика) стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.

16. Пескотерапия – это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

17. Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой прием. Этот прием предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Создание условий для речевого развития детей раннего возраста.

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой, крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

Тема: «Роль сенсорного развития на обогащение словарного запаса детей раннего возраста»

Инна Березина
Тема: «Роль сенсорного развития на обогащение словарного запаса детей раннего возраста»

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в дошкольном учреждении, в школе и для многих видов труда

Опыт работы показывает, что важное значение для повышения качества воспитательно–образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательно – речевой деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка.

Сенсорное воспитание – целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и пополнение новыми словами пассивного и активного словарного запаса детей. Сенсорные процессы непрерывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который ребёнок рассматривает, воздействует на его глаз; с помощью рук он ощущает его твердость или мягкость, шероховатость; с помощью языка и умения произносить звуки он может его называть и т. д; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает ухо.

В настоящее время, с переходом на качественный уровень воспитания и развития детей, возникает необходимость разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов, а также целенаправленного развития речи, в обогащении пассивного и активного словарного запаса детей, что является актуальным в сенсорном развитии и обогащении словарного запаса.

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно:

– является основой для интеллектуального развития;

– упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

развивает наблюдательность;

– готовит к реальной жизни;

– позитивно влияет на эстетическое чувство;

– является основой для развития воображения;

развивает внимание;

– даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

– обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

– обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

– влияет на расширение словарного запаса ребёнка;

– влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное развитие служит основой для познания мира и является одной из важных сторон дошкольного развития.

Поэтому видными представителями дошкольной педагогики Я. Коменским, – Формирование представлений о внешних свойствах предметов и способность к подражанию действиям, словам и фразам (простым и более сложным) развивать восприятие ребёнка.

– Проявлять потребность к исследованию окружающего мира (хочу всё знать).

Именно поэтому, я решила построить содержание своей работы через – создание условий для сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей раннего возраста с учетом возрастных особенностей и современных требований в воспитании и развитии детей.

Освоение образовательной области «Познание» происходит в форме совместной образовательной деятельности.

Реализация темы предполагает решение определённых задач:

– создать условия для интенсивного развития понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения,

обогащение словарного, слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей на основе интеграции различных игр (речевых, настольных, подвижных и т. д.)

– формировать у родителей интерес к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ через посещение занятий, клуба общения для родителей «Ладушки», развлечений.

Занятия разрабатывала с учётом принципов:

• Принцип взаимосвязи, обучения и развития.

• Принцип индивидуального подхода.

• Принцип интеграции, основанный на разнообразных видах детской деятельности.

Средства выполнения основных задач:

Развитие памяти и внимания через дидактические, сенсорные игры.

Развитие речи через пальчиковые игры, сказки, «оживлялочки» стихи с движениями.

Развитие коммуникативных качеств через игры-забавы и театральные постановки.

Развитие координации мелкой моторики через создание простейших картинок, сувениров и т. д.

Вначале ознакомилась со специальной литературой, составила план работы, разработала серию занятий, дидактических и сенсорных игр. Учитывая положение народной педагогики о том, что путь сказки – это ближайший путь к уму и сердцу каждого ребенка, я составила рубрику «Мудрые советы». В рубрику вошли сказки, потешки, стихи для самых маленьких.

Особое внимание при организации образовательного процесса уделяю комфортному состоянию ребенка в разнообразных играх, занятиях, упражнениях.

Через игру развиваются память, внимание и образное представление. Обогащается чувствительный опыт и умение фиксировать его в речи.

Значительное место в сенсорно-интегрированной деятельности раннего возраста занимает дидактическая игра.

В своей работе я уделяю большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через познавательно – речевые игры с дидактическим и нетрадиционным материалом. В подборке и оформлении дидактического материала опираюсь на литературу Марии Монтессори.

В познавательно – развивающей среде группы есть игрушки и игры сделанные руками воспитателей и родителей из нетрадиционного, бросового, природного материала. Для изготовлении использовали разные технологии. Оформлены игры для развития тактильных, двигательных ощущений «Просей крупу», игры с прищепками: «Ёжик», «Солнышко»; шнуровки «Узнай фигуру и её цвет», «Ягодка»; игра «Крупы ножками узнаем», игра «Определи на ощупь», «Узнай цвет геометрической фигуры».

Чтобы заинтересовать детей новизной предметов, я разрабатываю и провожу непосредственно образовательную деятельность в нетрадиционной форме:

• познавательно – развивающая образовательная деятельность

Таким образом, правильно организованная непосредственно образовательная деятельность и подбор иллюстрированного демонстрационного материала, разнообразных игрушек, дидактических игр помогает ребёнку воспринимать качества и свойства предметов, отражать их в речевом сопровождении.

В результате моей работы словарь детей обогащается, такими частями речи, как:

Работа по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Взаимодействие организую через различные формы:

• родительские собрания «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи»;

• встречи клуба «Ладушки» для родителей детей раннего возраста

• выставки литературы, игр, пособий по познавательно-практической деятельности;

• практические рекомендации «Игры с песком», «Игровые комплексы для детей раннего возраста», «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка»;

• консультация «Влияние движений, речи на развитие сенсорного восприятия малышей».

Родители стали активными участниками педагогического процесса. Много пособий, дидактических игр мы изготовили только благодаря помощи наших родителей. Смастерив какую – либо игру, мамы сами проводили презентацию для детей, участвовали в игровой деятельности совместно с детьми. Брали дидактический материал домой.

Таким образом, внедряя разнообразные формы работы с родителями, установлен тесный контакт, вместе с ними мы добиваемся положительных результатов по развитию у детей умений, навыков, знаний по сенсорному и речевому развитию и воспитанию.

Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетические способности ребёнка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов ил звуков ребёнок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.

Как правильно создать развивающую среду в особый период развития ребенка. Сенсорное развитие детей раннего возраста Ранний возраст – особый период развития ребенка. Как же правильно создать для него развивающую среду? Как вести себя с ребенком, чтобы содействовать.

Значение работы по формированию представлений о геометрических фигурах Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов одна из сторон сенсорного воспитания. Значение сенсорного воспитания.

Тема по самообразованию сенсорное развитие детей на 2014 год

Здравствуйте читатели и гости блога, на связи Татьяна Сухих. Сегодня тема по самообразованию сенсорное развитие детей, думаю она будет полезна для тех кто работает на эту же тему и не знает, как составить план самообразования на сенсорное развитие детей. Сейчас на блоге будут появляться труды моей работы за 3 — 5 лет, я несколько месяцев готовила материал к аттестации и уже отправила его в комитет по образование. О других работах можно узнать из моего портфолио здесь. Постепенно портфолио наполнится новым материалом, следите за обновлением. Итак, знакомьтесь сенсорное воспитание самообразование.

Роль сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей

Многолетний опыт работы показывает, что важное значение для повышения качества воспитательно – образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательно — речевой деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка.

Читайте также:  Использование графического рисунка как приема коррекционной работы логопеда

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и пополнение новыми словами пассивного и активного словарного запаса детей.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я.Коменский, М.Монтессори, Е.И.Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Таким образом, актуальностью сенсорного развития в обогащении словарного запаса является:

  • Младший дошкольный возраст наиболее благоприятный для активного общения со взрослым, с помощью интенсивного пополнения словарного запаса, дети выражают свои мысли и желания при взаимодействии с предметами в окружающей их действительности.
  • Формирование представлений о внешних свойствах предметов и способность к подражанию действиям, словам и фразам (простым и более сложным) развивают восприятие ребёнка.
  • Поисковая активность выражена в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из главных в естественных проявлениях детской психики (хочу всё знать).

Исходя из этого, поставила перед собой цель — создание условий для сенсорного развития в обогащении словарного запаса с учетом возрастных особенностей и современных требований в воспитании и развитии детей.

Задачи по сенсорному развитию и обогащению словарного запаса

  • Создать условия в группе для интенсивного развития понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения, обогащения и накопления сенсорного опыта детей через занятия и познавательно – речевые игры.
  • Разрабатывать и использовать в совместной деятельности с детьми познавательно – речевые игры, направленные на обогащение словарного, слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей.
  • Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта для пополнения словарного запаса детей через выполнение с ними различных видов деятельности.
  • Оформить в группе познавательно – развивающую среду по сенсорному воспитанию и речевому развитию детей.

План работы

Изучить методическую литературу по данной теме, познакомиться с опытом работы воспитателей.

В течение года

Октябрь — апрель

Октябрь — ноябрь

Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми и родителями, коллегами по данной теме.

В течение года

Разработать и реализовать план обогащения развивающей предметно-пространственной среды по данной теме.

В течение года

№ п/пФорма работыСроки
1
2Диагностика сенсорно – речевых способностей и навыков у детей младшего возраста
3Подготовить методические рекомендации для педагогов и родителей по организации работы по сенсорному воспитанию детей младшего возраста
4
5«Роль сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей»В течение года
6
7Изготовление папок – передвижек, буклетов, памяток по данной теме.В течение года

Формы работы с родителями

  • Родительские собрания,
  • Консультации,
  • Беседы,
  • День открытых дверей,
  • Выставки,
  • Рекомендации для родителей

Прогнозируемый результат

На основании изученной литературы и изученного опыта педагогов по теме «Роль сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей», была разработана и реализована работа по данному направлению с родителями, детьми и коллегами. Она способствовала повышению уровня сенсорного и речевого развития:

  • у детей повысился уровень активного словарного запаса и познавательной активности сенсорного ощущения, обогатился пассивный и активный словарь детей через сенсорное восприятие, сформировано представление о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, обогатился опыт об окружающем мире;
  • у родителей повысился уровень компетентности по обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий и тесного взаимодействия с воспитателем.
  • Повысился уровень моей профессиональной компетенции по теме «Роль сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей».

Способ демонстрации результата проделанной работы

Отчет результатов работы перед педагогическим коллективом, мониторинг, консультация для родителей.

Форма отчета о проделанной работе: Обобщение опыта работы на районом уровне.

Изучение литературы по сенсорному развитию и воспитанию детей раннего и младшего возраста.

С уважением, Татьяна Григорьевна Сухих

Крик о помощи — май месяц в детском саду

Здравствуйте, читатели блога, с вами Татьяна Сухих! Сегодня речь пойдёт о…

План по нетрадиционному рисованию в дошкольных учреждениях: приемы и методы

Здравствуйте уважаемые читатели моего блога. С вами Татьяна Сухих. Сегодня…

Как писать календарно — тематический план по ознакомлению детей с водой?

Здравствуйте, мои хорошие подписчики. С вами Татьяна Сухих и сегодня…

Обогащение непосредственного чувственного опыта детей через продуктивную деятельность. (Игры занятия со строительным материалом как средства обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста.)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Обогащение непосредственного чувственного опыта детей через продуктивную деятельность.

(Игры занятия со строительным материалом как средства обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста.)»

(из опыта работы)

Н.М. Головко-воспитатель 1 категории

Е.Г. Сафонова – воспитатель

«ЗАТО Северск 2016»

Обогащение непосредственного чувственного опыта детей через продуктивную деятельность

(Игры занятия со строительным материалом как средства обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста.)

Актуальность:

Раннее детство – основа общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начинаний. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни, ведь ранний возраст – это период, когда ребенок интенсивно впитывает в себя социальный опыт человечества. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Происходит совершенствование деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающим.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Игры – занятия со строительным материалом являются одним из специфических видов предметной деятельности детей раннего возраста, где развивается представление о цвете, о форме, величине, улучшается ориентация в пространстве, что на данном возрастном этапе составляет основу сенсорного развития.

Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала.

Педагогическая идея:

В раннем детстве восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельностью. У детей раннего возраста обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям.

Поэтому ведущая педагогическая идея заключается в обогащении сенсорного опыта детей в играх – занятиях со строительным материалом (настольным, напольным)

Цель: Развивать конструктивные способности детей младшего дошкольного возраста и создавать условия для обогащения сенсорного опыта детей в играх со строительным материалом. На занятиях и в совместной игровой деятельности.

Задачи:

  • Обогащать сенсорный опыт путем выделения формы, цвета и величины предметов.
  • Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения, микро и макромоторику воспитанников (крупная и мелкая моторика);
  • Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения).
  • Научать способам конструирования – прикладыванию, накладыванию.
  • Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.
  • Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Описание опыта работы

Прежде чем приступить к конструктивной деятельности с детьми нами были изучены различные методические рекомендации по организации и проведению обучающих занятий и совместной деятельности детей на основании (изучения) программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М. А Васильевой, что соответствует ФГОС.

На первоначальном этапе работы было проведено обследование детей( первого полугодия) с занесением результатов в диагностические карты. Изучив способности и интересы воспитанников выяснили: что не все дети могут различать строительный материал по форме, не знают названий деталей, не умеют строить элементарные постройки. Используя результаты обследования, нами было составлено перспективное планирование «Игры – занятия со строительным материалом детей раннего возраста» . При планировании игр – занятий со строительным материалом учитывали возраст детей и уровень их развития. На занятиях дети приобретают новые знания и умения. Занятия проводим систематически со всей группой детей один раз в неделю. Если в начале учебного года дети просто нагромождали кубики .То сейчас они уже в состоянии что то строить.

При проведении занятий со строительным материалом важно соблюдать последовательность, т.к она учитывает нарастание степени трудности конструктивных задач которые ставятся перед ребенком: Мы показываем, что и как надо строить, как с постройкой можно поиграть (обыграть). Свои действия поясняем словами. После общего показа и объяснения мы предлагаем выполнить постройку под непосредственным руководством каждому ребенку, оказывая по мере необходимости помощь. В конце занятия они каждый раз получают сюжетные игрушки (посуду, кукол, матрешек, машины) для обыгрывания построек.

Приемы возведения новой постройки ребенок усваивает не сразу, поэтому занятия с одним и тем же содержанием повторяем неоднократно. Если большинство детей плохо справляются с какой либо постройкой, её нужно повторить, а если трудности испытывает 1,2 ребёнка то с ними мы проводим индивидуальную работу. Обучение конструированию происходит не только в непосредственно организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности детей. Например, на занятии дети научались конструировать стол и стул для матрешек, затем мы наблюдали в процессе свободной игровой деятельности как дети конструируют стол и стул для куколки и соблюдают порядок постройки.

Нам хотелось бы по подробнее остановиться на двух занятиях «стол», «стул» – где перед детьми ставилась проблемная ситуация (игровая), так же проводилась предшествующая работа (это и рассматривание сюжетных картин, чтение худ. литературы, беседах и т.д)

«Стол» на первом этапе (игровой прием) – «Ребята к нам в гости пришла матрёшка. Матрёшка хочет кушать. Давайте построим ей стол. Вот кубик. На кубик кладу кирпичик. Это стол. На стол поставим тарелку с кашей для матрёшки.» Обыгрываем постройку , после чего предлагаем детям построить такой же стол, и матрешка придет к тебе в гости. На втором этапе (параллельная постройка) – мы строим, а ребенок подражает, стоит рядом. Берем кубик и предлагаем ребенку взять такой же: « У меня кубик и у тебя кубик. Возьми кирпичик, положи кирпичик на кубик». Важно, если у ребенка не получается, используем меру помощи «рука в руке». Кладем свою ладонь, на руку ребенка помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию. После обыгрываем постройку.

«Стул» – так же на первом этапе идет игровой прием – «Ребята постройте дорожку для матрёшки : « Шла матрёшка по дорожке, У неё устали ножки, Посиди наша матрёшка, Отдохнут у тебя ножки». К нам пришла матрёшка у неё устали ножки. Матрешка хочет отдохнуть. Мы построим для матрешки стул. Смотри как я строю стул. Вот кубик. Возьмем кубик, рядом поставим кирпичик. Это стул. На втором этапе (параллельная постройка) – мы строим, а ребенок подражает, стоит рядом. Берем кубик и предлагаем ребенку взять такой же: « У меня кубик и у тебя кубик. Возьми кирпичик и рядом поставь вертикально с кубиком вот так. Получился стул.

Поэтому в играх – занятиях мы используем такие методы, как:

  • Наглядные: показ образца с объяснением последовательности действий, пример, наблюдение, рассматривание образца постройки, выполненного воспитателем, показ способов конструирования.
    • Информационно-рецептивные: совместная деятельность ребенка и взрослого(рука в руке).
    • Репродуктивные: уточнение и воспроизведение известных действий по образцу выполнение действий рукой ребенка, а затем по словесной инструкции.
    • Словесные: поощрение, беседа, объяснение, художественное слово. На занятиях предполагается пополнение активного словаря названиями строительных деталей и частей построек, поэтому при их проведении мы педагоги должны максимально активизировать речь детей.
      • Игровые приёмы обучения в конструктивной деятельности направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии,

это: проблемные игровые ситуации, обыгрывание построек.

При проведении занятий со строительным материалом важно соблюдать последовательность, так как она учитывает нарастание степени трудности конструктивных задач, которые ставятся перед ребенком.

  • Показываем, что и как надо строить, как с постройкой можно поиграть. Свои действия поясняем словами.
  • После общего показа и объяснения воспитатель предлагаем выполнить постройку под непосредственным руководством каждому ребенку, оказывая по мере необходимости помощь.
  • В конце занятия они каждый раз получают сюжетные игрушки (посуду, кукол, матрешек, машины) для обыгрывания построек.

Так же проводилось взаимодействие с родителями воспитанников – необходимое условие. Исходя из особенностей раннего возраста и низкой компетенции родителей по вопросам конструирования, нами были проведены ряд консультаций с целью повышения интереса к данному виду деятельности. В своей работе с родителями мы использовали наглядные методы: информация была размещена в приёмных, в папках – передвижках. Вот примерная тематика: – «Детское конструирование – что это такое?», «Игротерапия для детей.», «Учим ребенка различать цвета».

В результате проделанной нами работы по обогащению сенсорного опыта детей раннего возраста в строительных играх прослеживается положительная динамика:

  • дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
  • с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;
  • стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в конструктивной деятельности.

Ссылка на основную публикацию