Стимулирование речевой активности ребенка через обогащение сенсорного опыта

Стимулирование речевой активности ребенка через обогащение сенсорного опыта

Аннотация: В статье дается понятие сенсорной интеграции, зачем она нужна дошкольнику, какие проблемы за собой влекут нарушения восприятия сенсорной информации. Приведены примеры игр и упражнений, используемые мной, как логопедом, для обогащения сенсорного опыта и стимулирования речевой активности.

Стимулирование речевой активности ребенка через обогащение сенсорного опыта

В последнее время всё чаще можно услышать словосочетание «сенсорная интеграция». Но что это такое и зачем это нужно? Давайте разбираться.

Мы постоянно получаем различные ощущения от нашего тела через различные органы чувств: обоняние, зрение, слух, осязание, вкус, глубокое мышечное чувство, вестибулярная система.

Этот комплекс позволяет нам ощущать происходящее с нашим телом в полной мере. Каждую миллисекунду наш мозг получает огромное количество информации от различных рецепторов. Он постоянно занимается тем, что принимает эти сигналы, сортирует и организовывает сенсорный поток.

Когда все поступающие ощущения интегрированы, то у ребенка в полной мере формируется восприятие, поведение и т.д. Но часто бывает, что из-за определенных нарушений, ребенок с трудом воспринимает сенсорную информацию, что приводит к ряду проблем.

Сенсорная интеграция показана, если:

  • У ребенка проблемы с мышечным тонусом;
  • Задержка двигательного ответа на раздражители;
  • Плохо развита мелкая и крупная моторика;
  • Трудности с удержанием равновесия;
  • Проблемы с тактильным различением;
  • Нарушения осанки, походки;
  • Рассеянное, неустойчивое внимание;
  • Задержка речевого и психического развития;
  • Гиперактивность;
  • Трудности в школьном обучении;
  • ДЦП.

Хочу поделиться теми играми и упражнениями, которые я наиболее часто использую в своей коррекционно-развивающей деятельности и которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными при работе с детьми, имеющими нарушения или задержку речевого развития.

Цель всех представленных ниже игр – обогащение сенсорного опыта. Играя, развиваем вестибулярный аппарат, общую и мелкую моторику, чувство ритма и равновесия.

«Угадай на вкус»

Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, помидор и т.д.). Предложите ребенку закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он попробовал.

«Растопи лёд»

Достаньте из холодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе. Предложите малышу растопить лёд и прокомментировать, как это происходит (холодный, твердый, жидкий) и что он чувствует.

«Кто летает?»

Объясните ребенку: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее — подними ручки, нелетающее — хлопай в ладоши.

– Ракета. — Голубь. — Стол. и т. д. »

Дайте малышу время подумать.

Аналогично проводятся игры: «Что идёт?» и т. д.

«Найди такой же»

Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному. Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие — в другую. Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые.

При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда — маленький круг. Ребенок раскладывает круги.

Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и т.д.

«Где круг, а где квадрат?»

Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные. Начинайте группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы.

Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т. д.

«Большой и маленький»

Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т. д.

Попросите ребенка из каждой пары выбрать тот, что больше. Можете попросить его разложить предметы в две группы — большие и маленькие.

Вариант 2: предложите малышу два карандаша — большой и маленький. Попросите провести линию большим карандашом. Задание можно и усложнить: пусть ребенок проведет большим карандашом большую дорожку, а маленьким — маленькую.

«Прятки»

Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.

Попросите ребенка «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).

«Чудесный мешочек»

В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Ребенок на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

«Кем ты хочешь быть?»

Приготовьте много интересной тематической одежды. Поговорите с ребенком и узнайте, кем он хочет быть — как он хочет одеться. Помогите подобрать одежду, которая соответствует персонажу, сделать головные уборы врача, пожарника, продавца, строителя.

Пусть воспитанник покажет, как ведет себя тот, кого он изображает, что говорит, что делает.

«Узнай по весу»

Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но разных по весу.

Предложите ребенку подобрать пару похожих, но разных по весу предметов.
Начать можно с распределения всех предметов на две группы — «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком.

«Спрячь листок»

Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая — в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие — зеленые).
Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно.

Если он затрудняется, можно дать более контрастные цвета — красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т. д.

Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого).
Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.

«Найди твой цвет»

Дайте ребенку в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т. д.).

Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

«Бусы»

Возьмите 4 больших круглых бусины и столько же квадратных (бусы желательно подобрать одинакового цвета), тонкий шнур или толстую нить.

Объясните малышу, что бусины разной формы, и нанизывать их нужно по очереди — шарик, потом кубик.

Варианты: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.

«Головоломка»

Разрежьте на 3 части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем — самостоятельно.

«Заклей дырки»

Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники. Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.

«Сделай, как было»

Расставьте на столе 5 знакомых ребенку игрушек. Предложите посмотреть, что где лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите одну игрушку.
Затем попросите сказать, что изменилось. Постепенно задание можно усложнять.

«Угадай, что я делаю»

Предложите ребенку догадаться, какие действия вы будете выполнять.

Показывайте, без слов, как вы умываетесь, чистите зубы и т. д., а ребенок называет действия. Затем поменяйтесь ролями.

«Порисуем?»

Прикрепите бумагу к столу и расположите на ней кубик, а потом попросите малыша толкать этот кубик карандашом, оставляя след на бумаге.
Пофантазируйте с малышом, на что может быть похоже полученное изображение.

«Что это?»

Выберите любые три предмета для игры, например, перо, расческу и мячик.
Пусть малыш выберет один из этих предметов и водит им вверх и вниз по вашей руке до тех пор, пока вы с закрытыми глазами не определите по ощущениям, что это за предмет. Теперь меняйтесь ролями.

Подобные игры требуют серьезных мыслительных усилий и способствуют развитию сенсорного восприятия.

Для развития моторики, чувства ритма и чувства равновесия могу также предложить:

1. Играть в мяч — подходят любые игры, где нужно бросать, ловить, отбивать мяч рукой или ногой.

2. Крутить ребенка, держа его за руки.

3. С малышами — подбрасывать на коленях: «По кочкам, по кочкам, в ямку — бух!»

4. Игры по принципу «Замри — отомри». Например, бегать и кривляться, пока не прозвучит команда «замри». После этого замереть и не двигаться до команды «отомри».

5. Любые варианты игр, где есть команды «старт» и «стоп». Например, бежать наперегонки до угла дома: «На старт, внимание, марш!»

6. Размазывать ладонями пену для бритья по какой-нибудь поверхности.

7. Хлопать ладонями мыльные пузыри.

8. Прыгать через скакалку.

9. Проползать через тоннель, сделанный из стульев.

10. Заворачивать ребенка в одеяло, как рулет.

11. Игры на реакцию, когда нужно шлепнуть ладонью по ладони партнера до того, как он отдернет руку.

12. «Камень, ножницы, бумага».

13. Стоять как аист на одной ноге (кто дольше простоит).

14. Играть с воздушными шарами (подбрасывать, ловить, перебрасывать через забор и т. д.)

15. Тренировать основные моторные навыки: ходьбу, бег, прыжки, перепрыгивание, боковые приставные шаги.

16. Крутить ребенка в офисном кресле.

17. Ходить как канатоходец по какой-нибудь узкой и длинной поверхности типа гимнастической скамейки или бревна. Можно сделать на полу дорожку из скотча и ходить по ней, как по узкому мостику над пропастью.

18. Считалки — ритмичное произнесение текста в сочетании с движением руки.

19. Стихи с движениями.

20. Хлопать в ладоши в ритм музыки.

21. Ритмично танцевать под музыку, петь.

22. Игры на различение запахов с закрытыми глазами.

23. Знакомить с разными текстурами: месить тесто, пересыпать крупу, переливать воду.

24. Насыпать фасоль или горох в большую миску и спрятать туда несколько мелких игрушек, потом попросить ребенка найти их.

25. Рисовать пальчиковыми красками.

26. «Рисовать» у ребенка на спине буквы или цифры пальцем и просить угадывать их, потом поменяться ролями.

27. Открывать и закрывать банки, шкатулки, кошелечки и т. д. с разными типами крышек и замков.

Обогащая сенсорный опыт подобными играми, мы помогаем ребенку лучше воспринимать окружающий мир, различать предметы и квалифицировать их по группам, получать новые чувственные ощущения.

Тема: «Роль сенсорного развития на обогащение словарного запаса детей раннего возраста»

Инна Березина
Тема: «Роль сенсорного развития на обогащение словарного запаса детей раннего возраста»

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в дошкольном учреждении, в школе и для многих видов труда

Опыт работы показывает, что важное значение для повышения качества воспитательно–образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательно – речевой деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка.

Сенсорное воспитание – целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и пополнение новыми словами пассивного и активного словарного запаса детей. Сенсорные процессы непрерывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который ребёнок рассматривает, воздействует на его глаз; с помощью рук он ощущает его твердость или мягкость, шероховатость; с помощью языка и умения произносить звуки он может его называть и т. д; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает ухо.

В настоящее время, с переходом на качественный уровень воспитания и развития детей, возникает необходимость разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов, а также целенаправленного развития речи, в обогащении пассивного и активного словарного запаса детей, что является актуальным в сенсорном развитии и обогащении словарного запаса.

Значение сенсорного развития состоит в том,что оно:

– является основой для интеллектуального развития;

– упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

развивает наблюдательность;

– готовит к реальной жизни;

– позитивно влияет на эстетическое чувство;

– является основой для развития воображения;

развивает внимание;

– даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

– обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

– обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

– влияет на расширение словарного запаса ребёнка;

– влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное развитие служит основой для познания мира и является одной из важных сторон дошкольного развития.

Поэтому видными представителями дошкольной педагогики Я. Коменским, – Формирование представлений о внешних свойствах предметов и способность к подражанию действиям, словам и фразам (простым и более сложным) развивать восприятие ребёнка.

– Проявлять потребность к исследованию окружающего мира (хочу всё знать).

Именно поэтому, я решила построить содержание своей работы через – создание условий для сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей раннего возраста с учетом возрастных особенностей и современных требований в воспитании и развитии детей.

Освоение образовательной области «Познание» происходит в форме совместной образовательной деятельности.

Реализация темы предполагает решение определённых задач:

– создать условия для интенсивного развития понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения,

обогащение словарного, слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей на основе интеграции различных игр (речевых, настольных, подвижных и т. д.)

– формировать у родителей интерес к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ через посещение занятий, клуба общения для родителей «Ладушки», развлечений.

Занятия разрабатывала с учётом принципов:

• Принцип взаимосвязи, обучения и развития.

• Принцип индивидуального подхода.

• Принцип интеграции, основанный на разнообразных видах детской деятельности.

Средства выполнения основных задач:

Развитие памяти и внимания через дидактические, сенсорные игры.

Развитие речи через пальчиковые игры, сказки, «оживлялочки» стихи с движениями.

Развитие коммуникативных качеств через игры-забавы и театральные постановки.

Развитие координации мелкой моторики через создание простейших картинок, сувениров и т. д.

Читайте также:  Развитие речи в сенсорной комнате

Вначале ознакомилась со специальной литературой, составила план работы, разработала серию занятий, дидактических и сенсорных игр. Учитывая положение народной педагогики о том, что путь сказки – это ближайший путь к уму и сердцу каждого ребенка, я составила рубрику «Мудрые советы». В рубрику вошли сказки, потешки, стихи для самых маленьких.

Особое внимание при организации образовательного процесса уделяю комфортному состоянию ребенка в разнообразных играх, занятиях, упражнениях.

Через игру развиваются память, внимание и образное представление. Обогащается чувствительный опыт и умение фиксировать его в речи.

Значительное место в сенсорно-интегрированной деятельности раннего возраста занимает дидактическая игра.

В своей работе я уделяю большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через познавательно – речевые игры с дидактическим и нетрадиционным материалом. В подборке и оформлении дидактического материала опираюсь на литературу Марии Монтессори.

В познавательно – развивающей среде группы есть игрушки и игры сделанные руками воспитателей и родителей из нетрадиционного, бросового, природного материала. Для изготовлении использовали разные технологии. Оформлены игры для развития тактильных, двигательных ощущений «Просей крупу»,игры с прищепками: «Ёжик», «Солнышко»; шнуровки «Узнай фигуру и её цвет», «Ягодка»; игра «Крупы ножками узнаем», игра «Определи на ощупь», «Узнай цвет геометрической фигуры».

Чтобы заинтересовать детей новизной предметов,я разрабатываю и провожу непосредственно образовательную деятельность в нетрадиционной форме:

• познавательно – развивающая образовательная деятельность

Таким образом, правильно организованная непосредственно образовательная деятельность и подбор иллюстрированного демонстрационного материала, разнообразных игрушек, дидактических игр помогает ребёнку воспринимать качества и свойства предметов, отражать их в речевом сопровождении.

В результате моей работы словарь детей обогащается, такими частями речи,как:

Работа по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями.Взаимодействие организую через различные формы:

• родительские собрания «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи»;

• встречи клуба «Ладушки» для родителей детей раннего возраста

• выставки литературы, игр, пособий по познавательно-практической деятельности;

• практические рекомендации «Игры с песком», «Игровые комплексы для детей раннего возраста», «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка»;

• консультация «Влияние движений, речи на развитие сенсорного восприятия малышей».

Родители стали активными участниками педагогического процесса. Много пособий, дидактических игр мы изготовили только благодаря помощи наших родителей. Смастерив какую – либо игру, мамы сами проводили презентацию для детей, участвовали в игровой деятельности совместно с детьми. Брали дидактический материал домой.

Таким образом, внедряя разнообразные формы работы с родителями, установлен тесный контакт, вместе с ними мы добиваемся положительных результатов по развитию у детей умений, навыков, знаний по сенсорному и речевому развитию и воспитанию.

Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетические способности ребёнка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов ил звуков ребёнок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.

Как правильно создать развивающую среду в особый период развития ребенка. Сенсорное развитие детей раннего возраста Ранний возраст – особый период развития ребенка. Как же правильно создать для него развивающую среду? Как вести себя с ребенком, чтобы содействовать.

Значение работы по формированию представлений о геометрических фигурах Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов одна из сторон сенсорного воспитания. Значение сенсорного воспитания.

Семинар для родителей детей младших групп: «Влияние сенсорного опыта на речевое развитие ребенка»

Цели семинара:
1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей третьего года жизни.
2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей первой младшей группы.
3. Познакомить с классификацией игр, направленных на сенсорное и речевое развитие детей;
4. Провести практическую работу по обмену опытом с родителями (представить игры, направленные на сенсорное развитие);
5. Познакомить родителей с пособиями, направленными на сенсорное развитие.

Просмотр содержимого документа
«Семинар для родителей детей младших групп: «Влияние сенсорного опыта на речевое развитие ребенка»»

Семинар для родителей детей младших групп:

«Влияние сенсорного опыта на речевое развитие ребенка»

Дата проведения семинара:28.01.2016 г.

Цели семинара:

1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей третьего года жизни.

2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей первой младшей группы.

3. Познакомить с классификацией игр, направленных на сенсорное и речевое развитие детей;

4. Провести практическую работу по обмену опытом с родителями (представить игры, направленные на сенсорное развитие);

5. Познакомить родителей с пособиями, направленными на сенсорное развитие.

Методы: лекция, практическая часть.

Время проведения: 1 час.

Ход проведения: Влияние сенсорных и пальчиковых игр на всестороннее и речевое развитие детей младшего возраста

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. Сенсорное развитие для детей младшего возраста является основным этапом в познании окружающего мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Если мы понаблюдаем за двухлетним ребенком, то увидим, что он постоянно с чем-то играет. Это означает, что он исследует предметы с помощью рук. Через этот опыт, полученный в окружающей среде, он перепроверяет в форме игры те вещи и впечатления, которые воспринял его ум. Иначе говоря, игра – это работа ребенка над самим собой.

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно:

– является основой для интеллектуального развития;

– упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

– готовит к реальной жизни;

– позитивно влияет на эстетическое чувство;

– является основой для развития воображения;

– даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

– обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

– обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

– влияет на расширение словарного запаса ребёнка;

– влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное развитие служит основой для познания мира и является одной из важных сторон дошкольного развития.

Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами помогает организация в дошкольных учреждениях сенсомоторных уголков.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т. д.)

развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

снятия мышечного и психоэмоционального напряжения;

создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

повышения мотивации к самостоятельной деятельности.

Место расположения уголка в групповом помещении должно быть удобным для доступа детей. Подбор сенсомоторных объектов должен быть безопасным для жизни и здоровья детей.

Основные принципы проведения сенсорных игр:

Основные требования к играм:

Пособия, игрушки предлагаются после показа действий взрослым, иначе ребенок использует их не по назначению.

Игры могут повторяться, пока ребенок не овладеет соответствующими умениями.

Большая часть времени при проведении игр используется для самостоятельных действий ребенка с предметами.

Одни и те же предметы нужно давать в различных вариантах (разной окраски, размеров).

Игры проводятся ежедневно в свободной деятельности.

Длительность проведения игр — 12-15 минут.

При проведении сенсорных игр следует руководствоваться определенными правилами.

Ребенку предоставляется самостоятельность в выборе пособия.

Родитель показывает, как обращаться с материалом в том случае, если ребенок выбрал его впервые и не знает, как им пользоваться.

Большинство материалов должно быть самоконтролирующими (позволяют исправить ошибку самому игроку).

Начатое дело ребенок должен довести до конца, а затем убрать игрушки.

Развитие мелкой моторики рук

Одним из составляющих факторов сенсорного развития является осязание. Совершенствование функций мелкой моторики рук —это одна из составляющих процесса осязания. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику рук, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

Как оказывается на практике, у большинства детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас родители даже обувь детям покупают на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще лет 20 назад большую часть работы приходилось делать руками: перебирать крупу, стирать белье, шить, вышивать. Сейчас на каждое занятие есть по машине и как следствие- слабое развитие общей моторики, что ведет к проблемам с речевым развитием. Дети, имеющие низкий уровень развития моторики испытывают трудности в обучении, они медлительны, переключаемость и последовательность движений нарушены.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово от ребенка.

Существует множество способов и увлекательных игр, которые помогают улучшить развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика — это один из наиболее интересных и эффективных способов развития моторики рук ребенка. Стихотворные тексты потешек, которые используются при проведении гимнастики, с участием рук и пальчиков, приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, его речь становится более активной, активизируется воображение и мыслительная деятельность.

Божья коровка, улети на небо,
Принеси, нам хлеба,
Черного и белого только не горелого.

Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов- карандаша, грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием четверостиший, скороговорок.

Упражнения с карандашом.
Карандаш в руках катаю,
между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
быть послушным научу.

Упражнения с прищепками.
Сильно кусает котенок- глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь

Поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу на ударные слоги стиха. Проверьте, чтобы прищепка была не слишком тугой.

Прищеплю прищепки ловко
Я как мама на веревку.

Даем ребенку любой плоский предмет и несколько прищепок. На каждый ударный слог стихотворения ребенок прицепляет прищепку .

Сухой бассейн

«Сухой бассейн» представляет собой открытый резервуар, заполненный Его основное назначение- одновременное активное механическое воздействия на различные нервные окончания рук, пальцев, ладоней. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, руки ребенка становятся более чувствительными. Суть игр сводится к поиску различных игрушек, мелких предметов ( игрушки спрятались, а ты попробуй их найти).

Упражнения с массажными мячиками.

Существует большое количество различных приспособлений для микро массажа кистей рук. Малышей очень привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Дети с удовольствием выполняют несложные упражнения, катая мячик между ладонями.

Гладила мама ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат?»

Игры-шнуровки.

По настоящему зашнуровать ботинок — дело довольно сложное. Можно для начала потренироваться на плоскостных пособиях. В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти, что создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости. Такой же эффект дают и упражнения основанные на завинчивании и отвинчивании различных предметов.

Выкладывание фигур из макарон и палочек.

Работа с этим материалом способствует развитию навыков художественного конструирования и вкуса, пальчиковой моторики. Главное условие, чтобы задания детям давались по принципу от простого — к сложному. Детям младшего возраста даются несложные задания на выкладывание отдельных фигур: домик, елочка, лесенка. Дети старшего возраста способны самостоятельно и по образцу выкладывать более сложные фигуры и даже создавать целые картины.

Чтобы пальчиковые игры приносили пользу, а не вред здоровью и развитию ребенка, необходимо соблюдать правила их проведения.

Правила проведения пальчикового тренинга

    Длительность физкульт минуток около 2-3 минут (в зависимости от возраста)

    Количество упражнений в одном комплексе 4-5 или 6-8 (в зависимости от возраста).

    Одно упражнение повторять 4-6 раз.

    Пальцы правой и левой рук нагружать равномерно (упражнения выполнять сначала правой, затем левой рукой, потом одновременно).

    После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями).

    Упражнения должны быть разнообразными: развивать подвижность пальцев, их силу и гибкость.

    Таким образом, игры и упражнения, которые стимулируют сенсорное развитие и общую моторику рук, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую и учебно- практическую деятельность.

    Используемая литература.

    Журнал «Ребенок в детском саду» № 6 за 2002г.
    Г. Любина. «Игра — это работа ребенка над самим собой».

    «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 5 за 2008 г.
    «Формируем предметно развивающую среду».

    Журнал «Дошкольная педагогика» № 6 за 2006 г.
    Ф. Р. Елагина, О. Н. Писковенко, Е. В. Левинская. «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста».

    Журнал «Дошкольная педагогика» (сентябрь 2001 г.)
    Л. П. Воронина ” В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи”.

    «Роль сенсорного развития на обогащение словарного запаса детей раннего возраста»

    «Роль сенсорного развития на обогащение словарного запаса детей раннего возраста»

    Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в дошкольном учреждении, в школе и для многих видов труда.

    Важное значение для повышения качества воспитательно–образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательно – речевой деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка.

    Сенсорное воспитание – целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и пополнение новыми словами пассивного и активного словарного запаса детей. Сенсорные процессы непрерывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который ребёнок рассматривает, воздействует на его глаз; с помощью рук он ощущает его твердость или мягкость, шероховатость; с помощью языка и умения произносить звуки он может его называть и т. д; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает ухо.

    Читайте также:  Развитие лексической стороны речи детей в игре

    В настоящее время, с переходом на качественный уровень воспитания и развития детей, возникает необходимость разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов, а также целенаправленного развития речи, в обогащении пассивного и активного словарного запаса детей, что является актуальным в сенсорном развитии и обогащении словарного запаса.

    Значение сенсорного развития состоит в том, что оно:

    – является основой для интеллектуального развития;

    – упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

    – готовит к реальной жизни;

    – позитивно влияет на эстетическое чувство;

    – является основой для развития воображения;

    – даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

    – обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

    – обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

    – влияет на расширение словарного запаса ребёнка;

    – влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

    Сенсорное развитие служит основой для познания мира и является одной из важных сторон дошкольного развития.

    Значительное место в сенсорно-интегрированной деятельности раннего возраста занимает дидактическая игра.

    Большое внимание должно уделяться обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через познавательно – речевые игры с дидактическим и нетрадиционным материалом. В познавательно – развивающей среде группы могут быть игры сделанные из нетрадиционного, бросового, природного материала: «Подбери по цвету», «Шнуровки», «Найди свой домик» и т.д.

    Правильно организованная непосредственно образовательная деятельность и подбор иллюстрированного демонстрационного материала, разнообразных игрушек, дидактических игр помогает ребёнку воспринимать качества и свойства предметов, отражать их в речевом сопровождении.

    Словарь детей необходимо обогащать такими частями речи, как:

    Для формирования речевых навыков важно развивать мелкую моторику. Такие занятия с детьми можно проводить еще задолго до того, как будет произнесено первое сознательное слово. Вместе с малышом можно ощупывать различные вещи – гладкие, бархатистые, шершавые; пересыпать мелкие предметы – манку, гречку, рис, пуговицы, монетки; играть в пальчиковые игры. Ребенок получает новые тактильные ощущения, учится взаимодействовать с окружающими предметами. Чуть позже можно предложить крохе поиграть со шнуровкой, пластилином, тестом для лепки. Сенсорные игры, основная цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые позволяют установить с ребёнком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи ребёнка.

    Ребенок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представление, добытые сенсорным путем. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным. Роль речи в умственном развитии ребенка, единство сенсорного и лингвистического воспитания.

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

    Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

    Для ознакомления младших дошкольников со свойствами предметов (цветом, формой, величиной) широко используют в работе с детьми игры с дидактическими материалами (деревянные матрёшки, вкладышами, настольно печатные игры, т. д.) Например, знакомя детей с деревянной матрёшкой, воспитатель помогает детям выявить и назвать величину вкладышей, игры со строительным материалом обогащают игру детей помогают познакомиться с формой предметов, их цветом.

    Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия. В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так и пушистый воротник, и меховую шапку он называет «киской» и т.п.). В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.

    Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

    В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития. Использование «опредмеченных» слов-названий обусловлено тем, что ребёнку бесполезно говорить о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их различают уже впервые 2-3 месяца. На втором году жизни дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые детали для строительного набора для «крыши» и т.д. Постепенность, последовательность в усложнении заданий, направленных на сенсорное развитие, значима как для детей раннего возраста, так и для более старших.

    Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легко установить контакт, чаще и в большем объеме проявляется речевая реакция.

    В группах созданы центры для сенсорного воспитания:

    1. Уголок для дидактических игр на закрепление цвета, величины, формы и развития мелкой моторики

    2. Сенсорный стол (пирамидки, стучалки, домики вкладыши, прищепки, шнуровки, матрешки, кубики, пазлы, паровозики мягкие с застежками, вкладыши).

    3.Дидактический стол для игр с песком и водой.

    Игры на развитие сенсорного развития:

    « Собери пирамидку» Цель: развивать координацию мелких движений кисти рук, учить различать размеры колец и располагать их в определённой последовательности, в постепенно убывающем порядке, понимать слова «надень», «сними», «кольцо», и название цвета, а детей в возрасте около 2-х лет и называть их.(величина, форма, цвет).

    Ход игры: Воспитатель даёт ребёнку пирамидку из 3-х колец одного цвета, резко контрастных по размеру. На глазах у детей собирает башенку, приговаривая: «Возьми самое большое кольцо (надевает его на стержень), а теперь возьми кольцо поменьше, а теперь самое маленькое». Предлагает детям собирать башенку, помогая, если ребёнок затрудняется.

    «Большой – маленький»

    Цель: учить сравнивать и группировать предметы по величине учить показывать и называть «большой», « маленький» предмет.

    Ход игры: Берём кубики двух размеров одного цвета, по 3 больших и 3 маленьких. Сначала их произвольно перемешивают и предлагают ребёнку с одной стороны расположить большие, а с другой маленькие. Попросить показать большой кубик и маленький, говорящим детям проговаривать слова « большой», « маленький». Тоже самое проделывают с любыми другими игрушками.

    «Катание с лотка цветных шариков»

    Задачи: Научить детей сосредоточенно играть одной игрушкой 3-5 минут, выполнять действия, показанные воспитателем, понимать слова «покатай», «шарик», «положи», «корзиночка».

    Ход игры: Воспитатель даёт ребёнку 5-6 шариков красного и синего цвета (можно дать сочетание двух других цветов – жёлтый – зелёный и т. п.). Ребёнку дают возможность поиграть шариками, как ему хочется. Через некоторое время воспитатель ставит на стол невысокий лоток и скатывает с него по очереди шарики, приговаривая: «Вот как катится шарик!». Затем предлагает малышу: «Покатай шарик! Ещё покатай шарик!».

    Если ребёнок умеет катать шарик, то в следующий раз вместо лотка дают две корзинки и воспитатель показывает, как можно перекладывать шарики из одной корзинки в другую и приговаривает: «Положу в корзинку шарик! Потом ещё положу шарик», затем предлагает и ребёнку так перекладывать. В конце дать кубик и попробовать его прокатить. «Кубик не катится!»

    Понедельник – знакомство с игрой.

    Вторник – побуждать проговаривать слова «большой» , « маленький» шар

    Среда – учить проговаривать слова« покажи», «назови», «катится».

    Четверг – закрепление цвета и называние цвета

    Пятница – показать детям что кубик не катится.

    «Волшебный мешочек» Цель: учить произносить звукоподражательные слова, обогащение словаря,(корова, собака, кошка, гусь, курочка) развитие тактильных ощущений.

    Для игры следует подобрать игрушки, которые ребенок знает. Это могут быть резиновые игрушки из серии «домашние животные». или просто предметы, с которыми малыш играет: мячики, кубики. Складываем все игрушки, которые будут в игре, в плотный непрозрачный мешочек.

    Ход игры: Предлагаем ребенку или детям, если есть компания, подходить по одному и опускать руку в волшебный мешочек, вытягивать игрушку из мешочка. Говорящий ребенок должен сказать кто это, или произнести звукоподражательное слово. Обязательно похвалите ребенка за правильный ответ! И не журите, если малыш не угадает игрушку.

    Игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей.

    «Разноцветные бусы» Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету, учить называть и показывать цвет.

    Развивающие игры с крупами очень полезны и интересны для детей. Для таких игр с ребенком подойдет все, что есть: гречка, просо, манка, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль.

    Развивающая игра с макаронами «Бусы для любимой бабушки»

    Задача ясна: нанизать макаронины на шнурок.

    Развивающая игра – « Гравюры». С малышом можно заняться необычным рисованием. Для этих целей потребуется все та же крупа. «Рисовать» можно на плоском блюде либо подносе. Важно, чтобы цвет посуды не сбивал с толку, поэтому лучше всего — белый. На поверхность блюда насыпьте немного крупы и равномерно распределите ее тонким слоем — «холст» готов! Необходимо показать ребенку, как пальчиком рисовать простейшие фигуры и узоры: квадратики, ромбики, кружочки, листики-цветочки. «Работать» нужно аккуратно, иначе все рассыплется. Задание не такое уж и простое, как может показаться на первый взгляд, поэтому не желательно предлагать ее детям младше 2 лет.

    Игры, способствующие развитию понимаемой речи.

    Игры с бельевыми прищепками.

    Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

    Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

    Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

    Игра – «Шнуровка»

    Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

    Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

    В этой игре не забыто также и развитие воображения: “вышивание” условных контуров по ассоциации с реальными предметами – основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, “видения сути предмета”.

    Ловкость рук я развиваю

    Со шнуровкою играю.

    И мелкую моторику!

    Очень важно разговаривать с ребенком, комментировать свои действия, побуждайть детей повторять слова по образцу. Накапливаемый словарный запас послужит в дальнейшем для формирования фразовой речи ребенка.

    Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

    Разделы: Логопедия

    Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте: от 1 года до 3 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность. При правильной организации взаимодействия с детьми к 5-6 годам большинство из них правильно произносят все звуки родного языка, имеют необходимый для свободного общения словарный запас, полно излагают свои мысли, легко строят сложные предложения, свободно пользуются монологической речью. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с другими детьми и взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве). Они способны изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Дети, не получившие в этом возрасте соответствующего речевого развития, впоследствии, как правило, имеют отставание в темпах речевого развития и проявление вторичных отклонений в психическом развитии.

    К сожалению, в последние годы количество детей, имеющих речевые проблемы, резко возросло. Обычно большую тревогу у родителей вызывают дети 4-5 лет с нарушениями звукопроизношения, либо дети с общим недоразвитием речи, когда нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Коррекционная работа с такими детьми осуществляется достаточно успешно, поскольку используемые в работе методики хорошо известны и отработаны.

    Но в отдельных случаях к логопедам обращаются родители трёхлетних малышей. Они обеспокоены тем, что их дети никак не перейдут от лепета к словам, их речь значительно отстаёт от уровня развития речи сверстников. Овладение речью у них задерживается по времени. При этом физический слух и двигательные функции сохранны. «Он всё понимает, но не говорит», – так характеризует мама своего ребёнка. Родители жалуются, что малыш почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам, почти не рассматривает книжки и не слушает, когда ему читают или рассказывают; неохотно повторяет слова и предложения, которые слышит, а на просьбу повторить слово – молчит. Ему безразлично, понимает ли его кто-то. Если вовремя не обратить внимания на эти проблемы, они могут исказить дальнейшее становление речи и личности ребёнка.

    Читайте также:  Звуковые зрительные символы в работе с детьми 4-5 лет, имеющих различные нарушения речи

    По мнению специалистов, специально организованные упражнения в процессе предметно-практической, игровой деятельности позволяют предупредить отставание в темпах развития речи. Особенно эффективна специально-организованная деятельность взрослого с детьми в сензитивный для речи период: в возрасте от 1,5 до 3 лет, когда идёт активное становление речевой функции.

    Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности и речевого общения:

    1. Диалог-образец

    Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

    – Что я взяла? – Чашку.
    – Что это такое? – Чашка.
    – Что поставила? – Чашку. И т. д.

    2. Разговор с самим собой

    Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т.п.

    3. Параллельный разговор

    Взрослый описывает все действия ребёнка: что он трогает, видит, слышит.

    4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

    Не спешить сразу же выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим», «глупым»: «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.

    5. Распространение

    Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения его к повторению.
    Ребёнок: «Сок».
    Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок очень вкусный», «Сок наливают в кружку».

    6. Приговоры

    Использование в совместной деятельности игровых песенок, потешек, приговоров. Цель большинства произведений устного народного творчества – развитие двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками.

    7. Выбор

    Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

    8. Поручения

    Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу… ».

    9. Опосредованное общение

    В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

    10. Игры с природным материалом

    Уже на первом году жизни ребёнок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В этом заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции и т.п., то есть стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности.

    11. Продуктивные виды деятельности

    Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют появлению речевой активности ребёнка. Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

    12. Замещение

    Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю», вызывают у ребёнка большой интерес, побуждают малыша к использованию речевых средств, стимулируют его речевую активность.

    13. Ролевая игра

    Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.

    14. Музыкальные игры.

    Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

    15. Похвала

    Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребёнка в его присутствии другим членам семьи. Это стимулирует потребность в речевом общении.

    Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные игровые приёмы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев, полностью компенсировать речевое недоразвитие ребенка ещё до поступления его в школу.

    Литература.

    1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 240 с.;
    2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит: Книга для тех, кому интересно / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004.– 48 с.
    3. Жукова Н.С. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева // Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн. для логопеда. Серия: учимся играя. – Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.– с. 24-26;
    4. Максаков А.И. Как развивается речь ребенка. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) / А. И. Максаков // Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1983. – с. 32-35;
    5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада.– 2-е изд., испр. и доп./ А. И. Максаков, Г. А. Тумакова – М.: Просвещение, 1983.– 144 с.;
    6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда / С. А. Миронова – М.: Просвещение, 1991.– 208 с.
    7. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 1999.– 112 с.

    Конспект занятия: Творческий пересказ рассказа «Мой город Клин»

    Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей с ОНР

    1. Закрепление представлений о городе.
    2. Развитие диалогической речи – «свободный» диалог по содержанию рассказа.
    3. Творческий пересказ рассказа по плану с добавлением детьми эпизодов о достопримечательностях города, людях, прославивших город и любимых местах.

    1. Беседа о городе.
    2. Беседа о людях, прославивших город.
    3. Чтение и разучивание стихотворений о родном городе.
    4. Экскурсия по городу.
    5. Рассматривание фотографий с видами города.

    1. Демонстрационные картины: сквер с фонтаном, стадион, кинотеатр, детский сад, школа, магазин, многоэтажный дом и детская площадка.
    2. Фотографии с видами города: Ледовый дворец, фонтан «Девочка-грибница», Спортивная школа, Советская площадь, Музыкальная школа, сквер «Победы», река Сестра, Дом-музей П.И.Чайковского, Дом-музей А.П.Гайдара.

    1. Организационный момент.

    Отгадывание темы занятия по схеме слова:

    О О О О
    ( К л и н)

    В Подмосковье город есть,
    Невозможно глаз отвесть.
    Дети все в нём проживают
    И названье отгадают.

    2. Подбор родственных слов к слову-отгадке Клин.

    Люди, живущие в Клину – клинчане.
    Женщина, живущая в Клину – клинчанка.
    Мужчина, живущий в Клину – клинчанин.
    Магазин в Клину – клинский.

    3. Чтение или рассказывание рассказа «Мой город» без установки на запоминание и пересказ – целостное эмоциональное восприятие детьми.

    Я живу в городе Клин.
    Клин – один из древних городов Подмосковья.
    Он небольшой, но очень красивый.
    В нашем городе есть улицы Гагарина, Миши Балакирева, Менделеева, Гайдара, Танеева, Толстого.
    Главная площадь нашего города – Советская.
    С трёх сторон город омывается рекой Сестрой.
    Наш город знают во всей стране и во всём мире. В Клину жил и работал композитор Пётр Ильич Чайковский.
    Я очень люблю свой город.

    4. Беседа по содержанию рассказа – «свободный» диалог.

    Планируемые вопросы детей (при необходимости логопед помогает детям, начиная вопрос, подсказывая ключевое слово, предлагая опорные слова):

    – Как называется наш город?
    – Город Клин какой?
    – Названия каких улиц в нашем городе вы знаете?
    – Какую площадь вы знаете?
    – Почему наш город знают во всей стране?
    – Кто по профессии Пётр Ильич Чайковский?

    – В каком городе мы живём?
    – Как называется центральная площадь нашего города?
    – Что есть в каждом городе?
    – Где работают люди?
    – Где отдыхают люди?
    – Где учатся школьники?
    – Куда водят детей?
    – Какой транспорт ходит в городе?
    – Какие достопримечательности нашего города вы знаете?
    – Что является украшением города?

    5. Динамическая пауза.

    Речевая подвижная игра «Мы по городу шагаем».

    Мы по городу шагаем,
    Много видим, называем:
    Светофоры и машины,
    Ярмарки и магазины,
    Скверы, улицы, мосты,
    И деревья, и кусты.

    6. Второе чтение рассказа с установкой на запоминание.

    7. Третье чтение с установкой на запоминание и пересказ. Деление на смысловые отрывки (части). Выделение главной мысли в каждой части – ключевые фразы из текста для плана.

    Название города.
    Возраст города.
    Улицы города.
    Площадь города.
    Река города.
    Люди, прославившие город.
    Отношение к городу.

    8. Творческий пересказ по плану с добавление эпизодов о достопримечательностях города, людях, прославивших город и любимых местах.

    Добавления вносятся по опорным картинкам и фотографиям.

    – Какие иллюстрации можно нарисовать к рассказу?

    Гомылева Ольга Владимировна,
    учитель-логопед реабилитационного центра «Радуга»
    для детей и подростков с ограниченными возможностями,
    город Клин, Московской области

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе ” Мой родной город Клин”
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира), «Художественно-эстетическое развитие» (чтение художественной литературы), «Социально-коммуникативное развитие», музыкальное развитие.

    Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, познавательная, игровая, музыкальная, Восприятие художественной литературы, конструирование.

    Цели. Познакомить детей с малой родиной.

    Задачи.

    1. Расширять представления детей о родном городе;

    2. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города;

    3. Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни;

    4. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.

    Словарная работа: город Клин, название улиц, название зданий (больница, библиотека, школа, детский сад, магазин).

    Материал: демонстрационные фотографии «Достопримечательности Клина», открытки с видами города: Ледовый дворец, фонтан «Девочка-грибница», Советская площадь, сквер «Победы», река Сестра, Дом-музей П.И Чайковского, разрезные фотографии о г.Клин, познавательная игра «Путешествие по родному городу Клин», ватман, ножницы, клей.

    Ход занятия.

    Воспитатель. Ребята, послушайте загадку. В Подмосковье город есть, невозможно глаз отвесь.

    Дети все в нём проживают и названье отгадают. ( Клин)

    Воспитатель. А теперь скажите, как называют людей, живущих в Клину. Дети. Люди, живущие в Клину – клинчане. Женщина, живущая в Клину – клинчанка. Мужчина, живущий в Клину – клинчанин. Магазин в Клину – клинский.

    Воспитатель. Подсказка, обращаю внимание детей на фотографии.

    Воспитатель. Посмотрите внимательно на фотографии и скажите, что на них изображено? (воспитатель демонстрирует иллюстрации с достопримечательностями города). Дети отвечают.

    Воспитатель. Ребята у меня случайно порвались фотографии, я прошу вас мне помочь. Давайте соберём их в одно целое и посмотрим, что у нас изображено на них.

    Дети собирают пазлы фотографий и говорят, что на ней изображено.

    Воспитатель. Ребята, а где находится наш город? (На берегу реки Сестры) .

    Воспитатель. На свете очень много больших и малых городов. А мы будем говорить о нашем городе, самом любимом и самом красивом. Я правильно сказала, что наш город самый красивый? (ответы детей)

    Воспитатель. Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится больше всего в нашем городе? (ответы детей) .

    Воспитатель. В городе Клин много улиц. И каждая улица имеет свое название. Назовите, на какой улице вы живете? (ответы детей)

    Воспитатель. Ребята, вы каждый день ходите с родителями на прогулку. А какие здания можно увидеть на улицах нашего города? (Магазин, почта, аптека, больница, школа, библиотека, детский сад)

    Воспитатель. Ребята, предлагаю весёлую познавательную игру «Путешествие по родному городу Клин» (рассказывает правила игры)

    Дети. Встают друг за другом по 5 чел. Кидают большой кубик на игровое поле, что выпадает то и делает ребёнок, озвучивая свои действия.

    Воспитатель. Ребята, расскажите, а чем занимаются ваши мамы и папы?

    Где они работают? (рассказы детей). Воспитатель. Кто заботится о красоте нашего города? (Взрослые люди). А как они заботятся? (ответы детей: рассаживают деревья, цветы, убирают мусор.)

    Правильно ребята. Взрослые стараются сделать наш город красивым и уютным. Хотят, чтобы всем людям жилось весело и интересно в родном городе. Поэтому мы должны беречь то, что сделано чужими руками, соблюдать чистоту и порядок.

    Физкультминутка «Мы по городу шагаем».

    Мы по городу шагаем, много видим, называем: Светофоры и машины, Ярмарки и магазины, скверы, улицы, мосты, И деревья, и кусты. Воспитатель. Все люди любят свой город, в котором они живут. Сочиняют стихи и песни о родных городах. Давайте тоже попробуем составить описательный рассказ. Сначала послушайте меня.

    «Я живу в городе Клин. Он небольшой, но очень красивый. В нашем городе есть много улиц. Главная площадь города – Советская. Клин омывается рекой Сестрой. Здесь жил и работал знаменитый композитор Пётр Ильич Чайковский. Я очень люблю свой родной город».

    Дети составляют рассказ о городе Клин.

    Вывод. Ребята, вы очень много знаете о родном городе. Правильно сказали, что у нас много улиц, домов, красивая природа. В городе трудится много людей, которые хотят, чтобы он стал лучше, красивее и богаче. Давайте пойдем «гулять по улицам города». Кто найдёт фотографию нашего города, показывает всем ребятам (на столе разложены фотографии Клина и других городов).

    Воспитатель. А сейчас, я предлагаю послушать произведения П.И Чайковского.

    Воспитатель. У нас много разнообразного материала давайте выпустим газету и расскажем о нашем городе Клин родителям.

    Ссылка на основную публикацию