Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

Средства развития мелкой моторики рук детей с нарушением речи

Наталья Васильева
Средства развития мелкой моторики рук детей с нарушением речи

У большинства детей дошкольного возраста (не только с нарушением речи) выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук.

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких скоординированных движений рук и ручной ловкости в целом.

Еще раз подчеркну, что эта работа должна быть четкая и целенаправленная.Мы привыкли к постулату: мелкая моторика влияет на развитие речи детей. К сожалению, это всего лишь миф. Современные исследования нейрофизиологов и нейропсихологов говорят о том, что прямого влияния на формирование и развитие речи мелкая моторика не оказывает. Опосредованное влияние есть. Пальцевые игры и упражнения оказывают тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга, вызывая у детей эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения, учат концентрироваться, сосредотачиваться на выполнении того или иного действия.

Еще раз повторюсь, что бы мы не делали, мы четко должны понимать, для чего это делаем. Для чего нам необходимо развивать мелкую моторику дошкольников? Каковы основные задачи этой работы?

• Формирование содружественных действий двух рук (для письма).

• Формирование содружественных действий руки и глаза.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения со взрослыми.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики, хорошо вписываются во все виды деятельности (занятия, прогулка, различные режимные моменты, ознакомление с художественной литературой и т. д.)

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

Пальцевые упражнения можно разделить на следующие группы: с предметами и без предметов; со словесным сопровождением и без; статические и динамические.

Я уверена, в вашей копилке много упражнений и игр для развития мелкой моторики. Тем не менее, хочу порекомендовать вам эффективные приемы развития мелкой моторики рук.

Неврологические пробы (движения выполняются одновременно и реципрокно (последовательно):

• ладони спрятали – ладони показали;

• ладонь – ребро (дорожка-заборчик);

В работе по развитию мелкой моторики полезно использовать различные массажные движения.

Японский ученый Намикоши Токухиро считает,что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

• массаж большого пальца повышает активность мозга;

• массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

• массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;

• массаж безымянного пальца стимулирует печень;

• массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

Массаж и упражнения с шестигранным карандашом

«Добывание огня»– между ладоней: Карандаш катать я буду, может быть огонь добуду.

«Утюжок»– по столу: Карандаш по столу прокачу вперед-назад, как захочу.

«Горка»– по тыльной стороне ладони: Карандашик мой скользит, съехать вниз скорей спешит.

«Догонялочка»: Пальчики бегут вперед и никто не отстает.

«Волчок»: По столу круги катаю, карандаш не выпускаю.

«Вертолет»: Отправляется в полет наш красавец вертолет.

«Ладошка»: Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко.

Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т. д.,например:

Игра с пуговицами.

Содержание выполняемых действий: нанизывать пуговицы на проволочки или нити; выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с «ушками»; подвесив одну крупную пуговицу на плотной нити, раскручивать ее так, чтобы получился звук; считать пуговицы на ощупь; разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек.

Игра с разноцветными скрепками.

Содержание выполняемых действий: нанизывать скрепки одну на другую, чередуя по цвету или величине; разгибать их, собирать из них цепочку; подбирать рассыпанные скрепки пинцетом, магнитиком; вылавливать из воды колечки скрепкой, привязанной к нитке.

Содержание выполняемых действий: сворачивать фотопленку в рулон и отпускать; продевать в перфорации мягкую проволоку, нити; рассматривать отпечатки пальцев на фотопленке.

Содержание выполняемых действий: щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растянуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скрутить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.

Игра с нитками, шнурками, тесьмой.

Содержание выполняемых действий: наматывать нитки на палец, карандаш; завязывать на шнурках разные узелки; распутывать их; скручивать ленту в рулончики; рассматривать предметы через ленты разного цвета; «рисовать» нитями разного цвета и фактуры на фланелевой основе; мастерить кукол из нитей.

Игра с пустыми деревянными катушками.

Содержание выполняемых действий: нанизывать катушки на проволоку; рассматривать предметы сквозь отверстие в катушке; прокатывать катушки между пальцами; надев катушку на палочку, катать по столу; гонять по столу пушинку, дуя сквозь отверстие в катушке; наматывать на катушки разноцветные нити.

Игра с винтиками, шурупами, гайками.

Содержание выполняемых действий: подбирать гайку к винтику по размеру;раскладывать в коробочки винтики или шурупы по размеру: маленькие и большие, длинные и короткие, тонкие и толстые; нанизывать гайки на проволоку; выкладывать цепочку гаек — от самой маленькой до самой большой; выкладывать фигурки из гаек.

Игра с семенами фасоли разного цвета, бобов, гороха.

Содержание выполняемых действий: описывать сходство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы из разных семян; составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.

Игра с прищепками, зажимами для волос и т. п.

Содержание выполняемых действий: прищепками подхватывать и переносить легкие предметы (листок бумаги, лоскуток, вату); сооружать различные конструкции, прикрепляя прищепки одну к другой; изготавливать игрушки.

Игра с тестом, глиной, песком.

Содержание выполняемых действий: изготавливать тесто из муки, воды, соли и пищевых красителей; лепить из теста, глины, мокрого песка различные фигурки и сооружения; сравнивать свойства этих материалов.

«Сухой бассейн».

Содержание выполняемых действий: нахождение спрятанных игрушек.

Игра с водой и грушей на 50 мл.

Содержание выполняемых действий: заполнение формочек для песочниц водой из груши.

Работа по развитию кистей рук проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно, в детском саду и дома. Постепенно дети становятся ловкими в кистевой моторике.

Таким образом, данные упражнения развивают у детей тонкую моторику, точную координацию, формируют зрительно – двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие в будущем навыков письма и чтения.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы : скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки.

Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки.

Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей, во-первых, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка; во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребёнок научается сравнивать предметы; в-третьих, дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, а позднее могут

самостоятельно дать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.

На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.

Можно выполнять такие упражнения. Упражнения в перекладывании предмета.

  1. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – руки в стороны -вдох; 3-4 – руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку – выдох. То же, мешочек в левой руке.
  2. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1 – руки в стороны; 2 -правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 – руки в стороны, ногу опустить; 4 – исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.
  3. Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счёт 1 -руки в стороны – вдох; 2-3 – наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку – выдох; 4 – и.п. То же, наклон к правой ноге.
  4. Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловли (жонглирование одним предметом).
  5. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 – то же. То же, мешочек в левой руке.
  6. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке.
  7. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.
  8. Упражнения в бросках и ловле предметов в парах.
  9. Броски и ловля мешочков двумя руками, дети стоят на расстоянии 2-4 м друг от друга.
  10. Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой рукой
  11. Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей.
  12. Групповые упражнения в передаче, подбрасывании и ловле предмета. 1. Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает – передача прекращается с возобновлением музыки игра продолжается.
  13. 2. Дети стоят по кругу, водящий – в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший становится водящим.

Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т. д.. Матерчатый мяч (размером с теннисный)изготавливается из любой ветоши, плотно скатанной и шар, который затем обшивается тканью. Кольца изготавливаются диаметром 20-25 см, толщиной 0,5-1 см. Они могут быть деревянные или пластмассовые. Можно изготовить даже из фанеры или толстого картона, обмотав их каким-нибудь ленточным материалом.

Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.

Читайте также:  Начальный этап работы по воспитанию высших форм фонематического анализа

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

У детей, имеющих диагноз фонетикофонематическое недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией.

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.

Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.

С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики»

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения ( например «Сорока – белобока кашку варила..»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

— Запускать пальцами мелкие волчки.

— Разминать пальцами пластилин, глину.

— Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

— Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка( утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

— Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

— Двумя пальцами руки( указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

— Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

— Показать отдельно только один палец — большой.

— Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

— Махать в воздухе только пальцами.

— Кистями рук делать «фонарики»

— Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.

— Собирать все пальчики в щепотку ( пальцы собрались вместе- разбежались).

— Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

— Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец получается колечко или спираль).

— Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

— Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

— Закручивать шурупы, гайки.

— Игры с конструктором.

— Игра с вкладышами

— Рисование в воздухе.

— Игры с песком, водой.

— Мять руками поролоновые шарики, губку.

— Шить, вязать на спицах.

— Рисовать, раскрашивать, штриховать.

— Рисовать различными материалами ( ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)

К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми на увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок — полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Пальчиковая гимнастика.

Мы капусту рубим,

(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим,

(имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали,

(потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали.

(ставят кулак на кулак).

Будем мы варить компот,

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»).

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья дуба соберем,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем.

(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

(ритмичные хлопки по столу).

Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Автор: Зулпиева Раисат Омаровна.

Воспитатель первой младшей группы «Малышок».

Рабочая программа ‘Коррекционно-развивающая работа с детьми в подготовительной группе с ТНР’

автор: Кизерова Ольга Сергеевна

педагог-психолог МАДОУ детский сад «Радуга»

Рабочая программа педагога – психолога коррекционно — развивающей работы на

подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Рабочая программа

педагога – психолога коррекционно — развивающей работы на

подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

для детей с ТНР №8 «Солнышко» на 2019-2020 учебный год

Кизерова О.С., педагог — психолог

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Пояснительная записка

Программа спроектирована на основе ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников. В программе определены цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательного процесса на каждой ступени дошкольного образования.

Программа обеспечивает благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в возрасте от 6 до 7(8) лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям (образовательным областям): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие (ФГОС ДО).

В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи основную роль играет взаимодействие всех сторон образовательного процесса: педагога – психолога, учителя — логопеда, воспитателя, как специальная помощь ребенку в процессе обучения и воспитания. Проведение индивидуальной и групповой диагностики детей, сбор анамнестических данных. Все участники коррекционно-развивающего процесса разрабатывают рекомендации родителям.

Коррекционно развивающая работа на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ведется на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Советского района.

Рабочая программа педагога – психолога разработана на основе:

  • Образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой
  • Программа психолого педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет Куражева Н.Ю.

2.Содержательный раздел.

2.1.Цели и задачи рабочей программы

— Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

  1. Оказание помощи (содействия) ребенку с тяжелыми нарушениями речи в решении актуальных задач развития, обучения и социализации.
  2. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций. Коррекция эмоциональных особенностей ребенка (плаксивость, тревожность, негативизм) и формирование социально приемлемого поведения.
  3. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения. Коррекция трудностей в общении со сверстниками.
  4. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  5. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  6. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Читайте также:  Постановка и автоматизация звука (Р)

2.2.Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности заданий, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи образовательного материала

2.3.Сведение о контингенте воспитанников:

Возраст детей: 6-7 лет

Всего воспитанников – 8: 8 мальчиков.

2.4. Характеристика психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Мышление. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными

операциями: сравнение, классификации, анализа и синтеза отстают в развитии словесно — логического мышления. С трудом овладевают мыслительными операциями анализом, синтезом, сравнением. Для многих детей с ТНР характерна ригидность мышления.

Воображение. Характерна быстрая истощаемость процессов воображения. Отмечаются

использования штампов в работе, однообразность.

Внимание. Дети быстро устают в процессе деятельности, продуктивность и темп быстро падают. Дошкольники испытывают трудности при планировании своих действий, поиске способов и средств, в решении различных задач, ошибаются на протяжении всей работы. Память. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно

снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Восприятие. Дети испытывают трудность при соотнесении образца с сенсорными эталонами и предметами окружающего мира. Характерно нарушение пространственной ориентировки.

Моторика. Движения у таких детей плохо координированы, снижены скорость и четкость их выполнения. Дети испытывают трудности при выполнении движений по словесной инструкции.

Недостаточная координация движений прослеживается во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Характерными являются особенности развития мимической моторики.

Эмоционально — волевая сфера. Характерна эмоционально — волевая незрелость. Не достаточно сформированы формы коммуникации. Ограниченность речевого общения ребенка во многом способствует развитию отрицательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, негативизму, заниженной самооценке, агрессивности. Как следствие затрудняются не только процесс межличностного взаимодействия детей, но и создаются серьезные проблемы, которые сказываются при развитии и обучении.

2.5.Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога на каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи средней, старшей , подготовительной к школе группы (Приложение 1)

2.6.Направление коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

Заключение ТПМПККоличество детей%
1Развитие высших психических функция.8100

2.7.Уровень психического развития детей.

2.8. Планируемые результаты освоения психолого-педагогической Программы детьми дошкольного возраста с ОНР от 6 до 7(8) лет, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей

Эмоциональное благополучие детей подготовительной групп

Активность — проявляет активность в играх с детьми, легко вовлекается в совместную со взрослым деятельность;

эмоциональный фон — имеет жизнерадостное, бодрое настроение, оптимистичный настрой

формируется самооценка посредством оценки окружающих, смело приступает к новым видам деятельности, имеет адекватную самооценку; адекватную тревожность, проявляет раскованность и свободу в самовыражении; соответствие с трахов ребенка «возрастной норме», а грессивность на низком уровне;

в коммуникации со взрослым — радуется при обращении к нему взрослого, инициативен, проявляет богатую мимику и жестикуляцию, движения выразительные

в коммуникации со сверстниками — сам проявляет инициативу контактировать со сверстниками, живо разговаривает, стремится к общению, умеет не теряться в ситуациях общения

Сформирована психологическая готовность к обучению в школе у детей 6-7 лет.

Компоненты сформированной психологической готовности к обучению: познавательный доминирующий мотив, сформированная внутренняя позиция школьника, сформированная произвольная сфера ( способность копировать сложный образец и умение действовать по правилу), развитые мыслительные операции и речевая сфера, показатели обучаемости высокого или среднего уровней.

3.Организационный раздел

3.1.График организации индивидуальной коррекционно – развивающей

работы педагога – психолога.

СрокиСодержание работы
октябряДиагностика познавательного развития
ноября – маяИндивидуальные коррекционно – развивающие занятия.
апрельДиагностика познавательного развития
1 раз в квартал и по необходимости.Консультации с родителями
Еженедельно.Консультации с педагогами.

3.2.График работы педагога-психолога

3.3.Расписание коррекционно-развивающей работы

с детьми подготовительной к школе группы (6-7(8) лет) с тяжелыми нарушениями речи на неделю.

День неделиФ.И. ребенкаВремя
ПонедельникФедориненко Степан8.30.-8.55
Басанько Павел11.00.-11.25.
Буклей Ярослав
Булатов Илья15.15-15.40
Герасимов Костя
пятницаДовиденков Артем8.30-8.55
Проценко Александр
Черемных Иван

3.4.Максимально-допустимая образовательная нагрузка воспитанников.

в соответствии с требованиями СанПиНа, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №13)

детей подготовительной группы

4.Система психолого-педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов детей с тяжелыми нарушениями речи.

4-6,5 лет. В адаптации

  1. Список использованной литературы.
    1. А.В.Сунцова. С.В. Курдюкова Увлекательные игры и упражнения для развития. 2018г.
    2. Н.В. Нищева. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет. ФГОС » Детство Пресс, 2015 г.
    3. Н.В. Нищева. «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. ФГОС» Детство Пресс, 2016 г.
  • Н.В. Нищевой. Образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
  1. Н.В.Нищева. Картинный материал ребенка с общим недоразвитием речи от 4-7 лет.
  2. Н.Ю.Куражева. «Цветик – Семицветик» программа – педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет.
  3. Куражева Н.Ю. Диагностикий комплекс 6-7 лет
  4. О.Н.Земцова. Развивающие тесты для детей 6-7 лет.
  5. О.Н.Земцова. Тесты первые шаги для детей 6-7 лет. 2016г.
  6. О.Н.Земцова. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками.
  7. О.Н.Земцова. Найди отличия, развиваем внимание для детей 5-6 лет.
  8. О.Н.Земцова. Тесты «Что я знаю и умею» 6-7 лет. 2016г.
  9. О.Н.Земцова. Тесты для детей 5-6 лет. 2016 г.
  10. О.Н.Земцова. Тесты от простого к сложному для детей 6-7 дет. 2016г.
  11. Т.А. Андреенко. Задачки для ума развиваем мышление для детей 6-7 лет.
  12. Т.А. Овечкина. «Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования» СПб АППО Институт Детства, Санкт-Петербурга, 2014 г.

Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 131

Утверждаю: заведующий ________

дата ___________________________подпись____________________номер приказа__________________

Принято: на заседании педагогического совета

Согласовано: зам. зав. По ВМР ________

Рабочая программа коррекционно – развивающей работы

в специальной (коррекционной) подготовительной группе

для детей с ОНР

Программа составлена на основе Программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. Нищева Н. В.

на 2018 – 2019 учебный год

учитель – логопед Силакова С. В.

Комсомольск – на – Амуре

1. 1. Пояснительная записка…………………………………………………3 – 11

1. 2. Планируемые результаты освоения программы…………………….11 – 1

2. Содержательный раздел

Проектирование коррекционно – образовательного процесса…………..13 – 28

2. 1 Проектирование коррекционно – образовательного процесса………..13

2. 2. Диагностическое направление………………………………………..13 – 14

2. 3. Непосредственно коррекционно – развивающее направление……..14 – 24

2. 4. Организационно – консультативное направление…………………..24 – 26

2. 5. Информационно – просветительское направление………………..26 – 28

3. Информационно – методическое обеспечение программы…………..29 – 33

1. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность рабочей программы и необходимость ее внедрения в практику образования.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) старшей группе для детей 6 – 7 лет составлена в соответствии со следующими нормативными документами: Закон РФ «Об образовании», ФГОС ДО, Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), Типовое положение о ДОУ, СанПиН 2.4.1.3049-13, Устав ДОУ, ООП ДОУ, Положение о рабочей программе в ОУ (Приложение 1. Нормативные документы).

Рабочая программа составлена на основе Программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. Нищева Н. В. (2006 г.), с учетом речевого профиля группы, возраста детей 6 – 7 лет. (Приложение 2 . Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. Нищева Н. В. (2006 г.), Приложение 3. Речевой профиль группы).

Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения: с 1 сентября 2018 года по 31 мая 2019 года.

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно – развивающей работы с детьми 6 – 7 лет, имеющими общее недоразвитие речи II, III, IV уровня, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников.

Основной задачей рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами и индивидуальными особенностями детей, отраженными в таблицах 1, 2, 3, что позволяет избежать переутомления и дезадаптацию дошкольников.

Таблица 1. Сводные данные по речевым заключениям

Таблица 2. Сводные данные по группам здоровья

Таблица 3. Сводные данные по индивидуальным особенностям

Эмоционально – волевая сфера

Тревожность – 6 Заторможенность – 8

Вторичная задержка интеллектуального развития – 4

Группу посещают дети седьмого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи II, II, IV уровня, заикание).

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Активная речь детей с третьим уровнем речевого развития представлена простыми распространенными предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

В речи детей с ОНР четвертого уровня встречаются элизии, в основном заключаются в сокращении звуков, и редко – пропуски слогов. Также наблюдаются парафазии, перестановки звуков, редко слогов.

Вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Имеются недостатки фонематического слуха.

При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются названиями приблизительного значения: овальный – круглый. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации (кошка катает мяч – вместо «клубок»), в смешении признаков (высокий забор – длинный; дедушка старый – взрослый).

Имея запас слов, обозначающих разные профессии, дети плохо дифференцируют обозначения лиц мужского и женского рода.

Словообразование с помощью увеличительных суффиксов вызывает большую трудность. Стойкими остаются ошибки при употреблении уменьшительно-ласкательных существительных (ременьчик – ремешок и т.д.) и образование притяжательных прилагательных (волкин – волчий; лисовый – лисий).

Связная речь весьма своеобразна. При составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок нарушена логическая последовательность, присутствуют пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни они пользуются простыми малоинформативными предложениями. Сохраняются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах. К физиологическим симптомам заикания относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим – речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности.

Таким образом, исходя из сводных таблиц и требований ФГОС ДО в рабочей программе учитываются:

– индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,

– возрастная адекватность дошкольного образования,

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования,

– возможности освоения ребенком с нарушениями речи рабочей программы на разных этапах ее реализации,

Читайте также:  Развитие слухового восприятия детей раннего возраста

– специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность.

Все коррекционно – развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и заданиями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем – логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно – развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Рабочая программа строится с учетом ведущих принципов оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: соблюдения интересов ребенка, системности, непрерывности, вариативности, рекомендательного характера оказания помощи.

Целью коррекционной работы является овладение детьми с ОНР самостоятельной связной речью и коммуникативными навыками, что стимулирует познавательное и личностное развитие ребёнка и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР являются: формирование навыков связной речи; понимание, уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР (практическое усвоение лексических средств языка); формирование грамматического строя речи (практическое усвоение грамматических средств языка); формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия); развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики); развитие и коррекция психических процессов.

Основой рабочей программы является создание оптимальных условий для коррекционно – развивающей работы, что достигается за счет создания комплекса коррекционно – развивающих мероприятий в группе, учета основных принципов коррекционного воздействия, подбора эффективных методов и приемов коррекционной работы, интеграции усилий специалистов и родителей дошкольников, установления связей между образовательными областями, создания развивающей предметно – пространственной среды в кабинете учителя – логопеда и в групповом помещении, с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента и основных принципов логопедического воздействия/

Коррекционно – образовательный процесс строится с соблюдением следующих принципов логопедического воздействия: системности и учета структуры речевого нарушения; комплексности (психолого – медико – педагогическое воздействие); дифференцированного подхода; поэтапности развития; онтогенетического (с учетом закономерностей и последовательности развития речи в онтогенезе); с учетом личностных особенностей; деятельностного подхода (с учетом ведущей – игровой деятельности); использования обходного пути (восстановление нарушенных функций с опорой на сохранные звенья).

Для достижения наиболее успешных результатов коррекционной работы широко применяются словесные, наглядные, практические методы обучения, обеспечивающие принцип полисенсорной основы коррекционного обучения.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Данная группа методов позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова педагог может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей. Этими методами формируют практические умения и навыки.

Организация проведения коррекционно – образовательного процесса с детьми 6 – 7 лет по образовательному направлению речевое развитие, согласно ФГОС, строится с интеграцией в образовательный процесс задач всех образовательных направлений: физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную табличную форму, могут планировать по своему усмотрению (Таблица 4).

Таблица 4. Интеграция образовательных областей в логопедической работе

Рабочая программа ‘Коррекционно-развивающая работа с детьми в подготовительной группе с ТНР’

Администрация Мордовского района

Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога по работе с детьми с ОНР.

Подробности Категория: Программы Опубликовано 17.09.2017 17:37 Автор: Администратор Просмотров: 8408

1.1.Пояснительная записка

Данная Рабочая программа (далее Программа) разработана педагогом-психологом на основе Программы воспитания и обучения дошкольников с общим недоразвитием речи на основе примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой.

Структура и содержание рабочей программы разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

• Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. N 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования РФ»;

• Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 12 ноября 2007 г. № 2405 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога»;

• Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 года N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;

• Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от7 января 1999 г. N 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;

Программа построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития детей с нарушениями речи. Речь – не врождённая способность человека. Она формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и интеллектуальным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Развитие речи имеет свои закономерности. В раннем возрасте детям свойственно физиологическое косноязычие, обусловленное недостаточной сформированностью речевого аппарата. Сначала у ребёнка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, необходимо работать над пониманием речи и обогащением пассивного словаря, а на этой основе развивать активную речь.

Для формирования психики и интеллекта ребёнка имеют важное значение три выступающие в тесном единстве функции речи: коммуникативная, познавательная и регуляционная.

Коммуникативная функция способствует развитию навыков общения ребёнка с окружающими, предоставляет возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. В дальнейшем на основе социальной речи формируется внутренняя речь ребёнка.

При общем недоразвитии речи ребёнок долгое время «говорит» с помощью жестов и интонации.

Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. При недоразвитии речи обедняется восприятие ребёнка, слабо развивается представление о себе и об окружающем мире. Речь лежит в основе формирования вербальной памяти, необходимой для развития словесно-логического мышления. При ОНР могут отмечаться вторичные трудности в формировании обобщённого мышления, та как у ребёнка затруднено формирование мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, синтеза.

Регулирующая функция речи при нормальном развитии начинает складываться уже на ранних этапах развития. К 4 – 5 годам, когда развита смысловая сторона речи, слова взрослого становятся для ребёнка регулятором поведения. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программирования интеллектуальной деятельности. При недоразвитии регулирующей функции поведение ребёнка становится импульсивным, речь взрослого мало корректирует деятельность ребёнка, возникают затруднения присоблюдении последовательности выполнения тех или иных операций. Ребёнок не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, легко отвлекается на несущественные раздражители. Развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально.

Для детей с ОНР характерны определённые психологические трудности. Дети могут быть возбудимыми, двигательно расторможенными или наоборот, вялыми, ослабленными, истощаемыми. Среди детей-логопатов встречаются страдающие синдромом гиперответственности, чрезмерное стремление которых безупречно выполнить все задания приводит к закрепощению мышц тела, в том числе, языка, что затрудняет у таких детей постановку и автоматизацию звуков. Есть дети, малочувствительные, не проявляющие интереса к окружающему. Отсутствие желания исправлять свою речь означает для них отсутствие самоконтроля.

Таким образом, дети с ОНР нуждаются в психологической коррекции познавательных процессов и усовершенствовании эмоционально-волевой сферы.

Рабочая программа ‘Коррекционно-развивающая работа с детьми в подготовительной группе с ТНР’

Скачать дипломы можно в личном кабинете

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 64913 от 16.02.2016

  • Дошкольное
  • Начальное общее
  • Основное общее
  • Среднее (полное) общее
  • Среднее профессиональное
  • Высшее
  • Дополнительное

Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:

  • – Зарегистрироваться или авторизоваться на сайте
  • – Перейти на страницу подачи публикации
  • – Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
  • – Если свидетельство не нужно, то в поле «Данные онлайн оплаты» введите – «Без свидетельства»
  • – Если свидетельство необходимо, то оплатите организационный взнос (250р).
  • – Прикрепите файл с публикацией к заявке.
  • – После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.

1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:

  • Дошкольное
  • Начальное общее
  • Основное общее
  • Среднее (полное) общее
  • Среднее профессиональное
  • Высшее
  • Дополнительное

2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.

Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

  • Главная
  • Публикации
  • Дошкольное
  • “РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)”

“РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)”

Дата публикации: 23.02.16

Автор:
Мальцева Е.А., Ляпина С.А., Золотухина О.В. учитель-логопед, воспитатель, воспитатель, МКДОУ “Детский сад №29”, пос. Зауральский Еманжелинский район Челябинская область

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29»

Еманжелинского Муниципального района

Челябинской области.

Принято на заседании Утверждаю:

педагогического совета заведующий МКДОУ «Детский сад№ 29»

от ___________________ Сандак С.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

(ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)

на 2015/2016 учебный год

учитель-логопед Мальцева Е.А.

воспитатели Ляпина С.А.

п. Зауральский 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ 2

  • Целевой раздел 3
    • Пояснительная записка 3
    • Характеристики, значимые для разработки и реализации программы 9
    • Планируемые результаты освоения программы 14
  • Содержательный раздел 24
    • Содержание образования по пяти образовательным областям, с учетом регионального компонента 24
    • Развитие игровой деятельности 77

2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы 80

3. Организационный раздел 143

4. Краткая презентация программы

  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с ООП «Детского сада №29», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Данная программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ .
  • Приказом Министерства образования и науки России № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» .
  • Конвенцией ООН о правах ребенка (1989 г.).
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
    • Типовым положением о ДОУ.
    • Уставом ДОУ.

Также данная программа разработана на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы), «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» (автор Н. В. Нищева) и с учетом региональной образовательной программы «Наш дом – Южный Урал» под редакцией Е. С. Бабуновой.

Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в подготовительной логопедической группе с 1 сентября по 1 июня.

Программа обеспечивает образовательную деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, где она обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми 6 – 7 летнего возраста. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по пяти образовательным областям:

От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной работы, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

Ссылка на основную публикацию