Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи
консультация по логопедии на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
dlya_attestatsii_2016.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

Подготовила учитель – логопед

Кандидат П.Н., Голикова Е.О

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста одновременно с нарушением речи отмечается-121 недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы: скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки.

Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки.

Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей, во-первых, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка; во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребёнок научается сравнивать предметы; в-третьих, дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, а позднее могут самостоятельно дать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.

На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.

Можно выполнять такие упражнения. Упражнения в перекладывании предмета.

  1. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – руки в стороны -вдох; 3-4 – руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку – выдох. То же, мешочек в левой руке.
  2. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1 – руки в стороны; 2 -правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 – руки в стороны, ногу опустить; 4 – исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.
  3. Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счёт 1 -руки в стороны – вдох; 2-3 – наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку – выдох; 4 – и т. д. То же, наклон к правой ноге.
  4. Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловли (жонглирование одним предметом).
  5. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 – то же. То же, мешочек в левой руке.
  6. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке.
  7. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.
  8. Упражнения в бросках и ловле предметов в парах.
  9. Броски и ловля мешочков двумя руками, дети стоят на расстоянии 2-4 м друг от друга.
  10. Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой рукой
  11. Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей.
  12. Групповые упражнения в передаче, подбрасывании и ловле предмета. 1. Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает – передача прекращается с возобновлением музыки игра продолжается.
  13. 2. Дети стоят по кругу, водящий – в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший становится водящим.

Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т. д. Матерчатый мяч (размером с теннисный) изготавливается из любой ветоши, плотно скатанной и шар, который затем обшивается тканью. Кольца изготавливаются диаметром 20-25 см, толщиной 0,5-1 см. Они могут быть деревянные или пластмассовые. Можно изготовить даже из фанеры или толстого картона, обмотав их каким-нибудь ленточным материалом.

Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

Япарова Зиля Анваровна Учитель-логопед МБДОУ Детский сад №312 г. Уфа, Республика Башкортостан

Консультация для родителей

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»

Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает их к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:

во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,

во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, широко применяются в индивидуальной работе с детьми и при проведении групповых дидактических игр.

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.

Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы:

  • пальчиковая гимнастика;
  • показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
  • перекатывание между ладонями шестигранного карандаша;
  • упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами;
  • конструирование из счетных палочек;
  • лепка из соленого теста и теплого воска;
  • рисование в воздухе;
  • рисование различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем, пальцами и т. д.);
  • обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона), с последующим сбором обрывков и выполнением аппликации «Радуга»;
  • сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги (заготовка фактурной бумаги для рисования или аппликации);
  • наждачная бумага (буквы вырезанные из наждачной бумаги);
  • плетение ковриков из бумажных разноцветных полос;
  • набор мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина. Для изготовления элементов используются цветные пластиковые емкости от шампуней и пищевых продуктов, разрезанные на квадраты размером 1×1 см;
  • нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску;
  • резать ножницами. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок — полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
  • создание на ткани изображений и узоров из цветных нитей;
  • сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки;
  • завязывание бантов и узлов различной конфигурации;
  • перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль);
  • игры с «осьминогами». Утяжеленный предмет (например, мешочек с песком), обвязанный цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка.
  • игры с прищепками;
  • игры с песком (крупы). Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в чистый сухой песок, просеивают его между ладонями. Строительство дорог, туннелей, гор, мостов, рисование по сухому и мокрому песку пальцами или палочкой, выкладывание узоров из мелких камешков — увлекательное занятие.
  • игры с водой.

Подобные игры способствуют развитию:

  • воображения, мышления, способности к анализу;
  • тактильной (кожной) чувствительности;
  • элементарной ловкости в обращении с мелкими предметами;
  • словаря;
  • предметной деятельности;
  • терпения, усидчивости;
  • пространственной ориентации.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры « Ладушки » , « Сорока-белобока » , « Коза рогатая » и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства, особенно у детей с нарушением речи.

Средства развития мелкой моторики рук детей с нарушением речи

Наталья Васильева
Средства развития мелкой моторики рук детей с нарушением речи

У большинства детей дошкольного возраста (не только с нарушением речи) выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук.

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких скоординированных движений рук и ручной ловкости в целом.

Еще раз подчеркну, что эта работа должна быть четкая и целенаправленная. Мы привыкли к постулату: мелкая моторика влияет на развитие речи детей. К сожалению, это всего лишь миф. Современные исследования нейрофизиологов и нейропсихологов говорят о том, что прямого влияния на формирование и развитие речи мелкая моторика не оказывает. Опосредованное влияние есть. Пальцевые игры и упражнения оказывают тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга, вызывая у детей эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения, учат концентрироваться, сосредотачиваться на выполнении того или иного действия.

Еще раз повторюсь, что бы мы не делали, мы четко должны понимать, для чего это делаем. Для чего нам необходимо развивать мелкую моторику дошкольников? Каковы основные задачи этой работы?

• Формирование содружественных действий двух рук (для письма).

• Формирование содружественных действий руки и глаза.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения со взрослыми.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики, хорошо вписываются во все виды деятельности (занятия, прогулка, различные режимные моменты, ознакомление с художественной литературой и т. д.)

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

Пальцевые упражнения можно разделить на следующие группы: с предметами и без предметов; со словесным сопровождением и без; статические и динамические.

Я уверена, в вашей копилке много упражнений и игр для развития мелкой моторики. Тем не менее, хочу порекомендовать вам эффективные приемы развития мелкой моторики рук.

Неврологические пробы (движения выполняются одновременно и реципрокно (последовательно):

• ладони спрятали – ладони показали;

• ладонь – ребро (дорожка-заборчик);

В работе по развитию мелкой моторики полезно использовать различные массажные движения.

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

• массаж большого пальца повышает активность мозга;

• массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

• массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;

• массаж безымянного пальца стимулирует печень;

• массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

Массаж и упражнения с шестигранным карандашом

«Добывание огня» – между ладоней: Карандаш катать я буду, может быть огонь добуду.

«Утюжок» – по столу: Карандаш по столу прокачу вперед-назад, как захочу.

«Горка» – по тыльной стороне ладони: Карандашик мой скользит, съехать вниз скорей спешит.

«Догонялочка»: Пальчики бегут вперед и никто не отстает.

«Волчок»: По столу круги катаю, карандаш не выпускаю.

«Вертолет»: Отправляется в полет наш красавец вертолет.

«Ладошка»: Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко.

Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т. д., например:

Игра с пуговицами.

Содержание выполняемых действий: нанизывать пуговицы на проволочки или нити; выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с «ушками»; подвесив одну крупную пуговицу на плотной нити, раскручивать ее так, чтобы получился звук; считать пуговицы на ощупь; разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек.

Игра с разноцветными скрепками.

Содержание выполняемых действий: нанизывать скрепки одну на другую, чередуя по цвету или величине; разгибать их, собирать из них цепочку; подбирать рассыпанные скрепки пинцетом, магнитиком; вылавливать из воды колечки скрепкой, привязанной к нитке.

Содержание выполняемых действий: сворачивать фотопленку в рулон и отпускать; продевать в перфорации мягкую проволоку, нити; рассматривать отпечатки пальцев на фотопленке.

Содержание выполняемых действий: щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растянуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скрутить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.

Игра с нитками, шнурками, тесьмой.

Содержание выполняемых действий: наматывать нитки на палец, карандаш; завязывать на шнурках разные узелки; распутывать их; скручивать ленту в рулончики; рассматривать предметы через ленты разного цвета; «рисовать» нитями разного цвета и фактуры на фланелевой основе; мастерить кукол из нитей.

Игра с пустыми деревянными катушками.

Содержание выполняемых действий: нанизывать катушки на проволоку; рассматривать предметы сквозь отверстие в катушке; прокатывать катушки между пальцами; надев катушку на палочку, катать по столу; гонять по столу пушинку, дуя сквозь отверстие в катушке; наматывать на катушки разноцветные нити.

Игра с винтиками, шурупами, гайками.

Содержание выполняемых действий: подбирать гайку к винтику по размеру; раскладывать в коробочки винтики или шурупы по размеру: маленькие и большие, длинные и короткие, тонкие и толстые; нанизывать гайки на проволоку; выкладывать цепочку гаек — от самой маленькой до самой большой; выкладывать фигурки из гаек.

Игра с семенами фасоли разного цвета, бобов, гороха.

Содержание выполняемых действий: описывать сходство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы из разных семян; составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.

Игра с прищепками, зажимами для волос и т. п.

Содержание выполняемых действий: прищепками подхватывать и переносить легкие предметы (листок бумаги, лоскуток, вату); сооружать различные конструкции, прикрепляя прищепки одну к другой; изготавливать игрушки.

Игра с тестом, глиной, песком.

Содержание выполняемых действий: изготавливать тесто из муки, воды, соли и пищевых красителей; лепить из теста, глины, мокрого песка различные фигурки и сооружения; сравнивать свойства этих материалов.

Содержание выполняемых действий: нахождение спрятанных игрушек.

Игра с водой и грушей на 50 мл.

Содержание выполняемых действий: заполнение формочек для песочниц водой из груши.

Работа по развитию кистей рук проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно, в детском саду и дома. Постепенно дети становятся ловкими в кистевой моторике.

Таким образом, данные упражнения развивают у детей тонкую моторику, точную координацию, формируют зрительно – двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие в будущем навыков письма и чтения.

“Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи”

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Все это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей. Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.

Содержимое разработки

Консультации для воспитателей

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы: скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки.

Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физ-минуток, прогулки.

Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей, во-первых, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка; во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребёнок научается сравнивать предметы; в-третьих, дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, а позднее могут

самостоятельно дать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.

На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.

Можно выполнять такие упражнения. Упражнения в перекладывании предмета.

Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – руки в стороны -вдох; 3-4 – руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку – выдох. То же, мешочек в левой руке.

Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1 – руки в стороны; 2 -правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 – руки в стороны, ногу опустить; 4 – исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.

Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счёт 1 -руки в стороны – вдох; 2-3 – наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку – выдох; 4 – и.п. То же, наклон к правой ноге.

Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловли (жонглирование одним предметом).

Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 – то же. То же, мешочек в левой руке.

Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке.

Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.

Упражнения в бросках и ловле предметов в парах.

Броски и ловля мешочков двумя руками, дети стоят на расстоянии 2-4 м друг от друга.

Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой рукой

Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей.

Групповые упражнения в передаче, подбрасывании и ловле предмета. 1. Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает – передача прекращается с возобновлением музыки игра продолжается.

2. Дети стоят по кругу, водящий – в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший, становится водящим.

Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т. д.. Матерчатый мяч (размером с теннисный) изготавливается из любой ветоши, плотно скатанной и шар, который затем обшивается тканью. Кольца изготавливаются диаметром 20-25 см, толщиной 0,5-1 см. Они могут быть деревянные или пластмассовые. Можно изготовить даже из фанеры или толстого картона, обмотав их каким-нибудь ленточным материалом.

Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы : скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки.

Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки.

Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей, во-первых, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка; во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребёнок научается сравнивать предметы; в-третьих, дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, а позднее могут

самостоятельно дать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.

На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.

Можно выполнять такие упражнения. Упражнения в перекладывании предмета.

  1. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – руки в стороны -вдох; 3-4 – руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку – выдох. То же, мешочек в левой руке.
  2. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1 – руки в стороны; 2 -правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 – руки в стороны, ногу опустить; 4 – исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.
  3. Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счёт 1 -руки в стороны – вдох; 2-3 – наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку – выдох; 4 – и.п. То же, наклон к правой ноге.
  4. Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловли (жонглирование одним предметом).
  5. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 – то же. То же, мешочек в левой руке.
  6. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке.
  7. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.
  8. Упражнения в бросках и ловле предметов в парах.
  9. Броски и ловля мешочков двумя руками, дети стоят на расстоянии 2-4 м друг от друга.
  10. Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой рукой
  11. Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей.
  12. Групповые упражнения в передаче, подбрасывании и ловле предмета. 1. Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает – передача прекращается с возобновлением музыки игра продолжается.
  13. 2. Дети стоят по кругу, водящий – в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший становится водящим.

Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т. д.. Матерчатый мяч (размером с теннисный)изготавливается из любой ветоши, плотно скатанной и шар, который затем обшивается тканью. Кольца изготавливаются диаметром 20-25 см, толщиной 0,5-1 см. Они могут быть деревянные или пластмассовые. Можно изготовить даже из фанеры или толстого картона, обмотав их каким-нибудь ленточным материалом.

Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.

Развитие мелкой моторики детей с нарушением речи

Разделы: Логопедия

“Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев”
В.А.Сухомлинский

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, строили жилище, защищали, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили и учились…

Одним их показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

Современные научные данные подтверждают, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. У детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

При ежегодном обследовании детей на логопункте мною, как учителем-логопедом, отслежена прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики пальцев рук каждого ребенка: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом была в норме. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Многочисленные нервные окончания в коже и мягких тканях кисти – особенно на кончиках пальцев – воспринимают огромный поток осязательной информации и направляют её для обработки в головной мозг. В процессе деятельности мышцы выполняют три основные функции:

  • органов движения
  • органов познания
  • аккумуляторов энергии

Если ребёнок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Родители и педагоги не должны паниковать: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Меня, как учителя – логопеда, конечно же, всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе?

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений я в своей работе с детьми использую различные мелкие предметы (хозяйственные мелочи: прищепки, бусы, пуговицы, крупы …). Они привлекают детей, повышают их интерес к деятельности, развивают фантазию, ориентировку в пространстве, мелкую моторику руки. В ходе работы необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности. Например, при использовании пуговиц, бусинок педагогу необходимо следить за тем, чтобы дети не брали их в рот; прищепки должны быть не слишком тугими при открывании.

Чтобы работа по ручному праксису была результативной, я создала благоприятную развивающую среду – Мастерская “Умелые руки”.

Предлагаю вниманию коллег игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики. Задания детям следует давать по принципу от простого к сложному.

Во время выполнения упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Игры и упражнения с прищепками

Цель: развивать мелкую моторику и силу пальцев, ориентировку в пространстве.

Я своим сюрпризом маму
Непременно удивлю.
И поймет, родная, сразу,
То, что я ее люблю.

(к кругу из цветного картона прикрепить прищепки, чтобы получилось солнышко, цветок, подсолнух для любимой мамы).

Давайте, ребята, пальцы развивать:
Прищепки прикреплять, снимать, считать.
Не зевайте, не болтайте,
А за мной повторяйте.

(по сигналу взрослого один ребёнок прикрепляет прищепки на одежду, второй их снимает и считает).

Рыбку золотую “оживить” хочу,
Я ей плавники и хвост прикреплю.

(к силуэту рыбки прикрепить прищепки, чтобы у рыбки выросли плавники и хвост).

Эй, ребята, не зевайте!
Зайцу уши прикрепляйте.
Пусть ушами шевелит,
Наших деток рассмешит.

(к силуэту зайца прикрепить прищепки, чтобы у зайчика выросли ушки).

Ёж без иголок – какая беда!
Давайте поможем ему, детвора.

( к силуэту ёжика прикрепить прищепки, чтобы у ёжика выросли иголочки).

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений и слова.

Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга так глядеть.
Я горошинку возьму,
Пальцем к столику прижму,
Покатаю, покручу
И сестричку научу.

(горошину катать двумя пальцами с детьми средней группы в течение 30 секунд, со старшими дошкольниками – в течение 1 минуты).

Мы крупу перебирали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнём,
Перебирать опять начнём.

(перебирать и сортировать различные крупы: рис, пшено, горох и т.д.).

Села птичка на дорожку,
Поклевала чуть горошку.
Посиди, не улетай,
Улетела птичка…Ай!

(выложить дорожку из горошинок).

Наша Маша рано встала,
Рис от гречки отделяла,
Чтобы кашку сварить,
Своих кукол накормить.

(сортировать смешанные крупы).

Игры и упражнения с бусами

Цель: развитие мелкой моторики, координации слова и движения; автоматизация понятий “справа – слева”.

Маму милую свою
Очень крепко я люблю!
Ей на день рождения
Бусы подарю.
(нанизывать бусы на леску)

Покатаю я в руках
Бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей
Пальчики, ладошки!

(Детям средней группы катать бусинку диаметром 10 мм между ладонями (пальчиками) в течение 30 секунд; детям старшей группы – бусинку диаметром 15 мм в течение 1 минуты).

Задания с использованием бусинок:

  • по инструкции взрослого выложить из бусинок изучаемую букву,
  • достать из коробочки столько бусинок, сколько звуков в слове,
  • переложить из правой коробочки в левую ( и наоборот) столько бусинок, сколько слогов в слове, – достать из коробочки слева (справа) столько бусинок, сколько слов в предложении, – нанизать на леску справа (слева) от узелка столько бусинок, сколько слов на указанную тему придумает ребенок. По просьбе педагога он их называет, снимая бусинки с лески.

Игры с карандашом

(эти игры оказывают тонизирующее и оздоравливающее действие, развивают мелкую моторику)

“Мои ловкие пальчики”

Карандаш ребристый в руки я возьму,
На ладони покатаю,
Между пальчиками поверчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

Малыши, малыши,
Где же ваши карандаши?
На ладони их катаем,
Свои руки развиваем.

Упражнения с пуговицами

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знаний о величине и форме предметов.

  • выложить из пуговиц буквы, слоги, слова (по памяти или по образцу),
  • классифицировать пуговицы по различным признакам: величине, цвету, форме,
  • нанизывать пуговицы на леску,
  • застёгивать пуговицы на собственной одежде и одежде своих друзей.

Игры с шариками

(шарики сделаны из различных материалов – деревянные, каучуковые, металлические)

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений и слова.

Дети прокатывают по гладкой поверхности шарик снизу вверх пальцами правой и левой руки.

Шар воздушный,
Шаловливый,
Непослушный,
Вместе с ветром убежал.
А куда? И не сказал. ( сл. Ф. Бобылёв )

Ребёнку предлагается прокатывать шарик поочерёдно различными пальцами правой и левой руки, имитируя дождик.

Дождик песенку поёт:
Кап, кап…
Только кто её поймёт –
Кап, кап?
Не поймём ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,

И зелёная трава… ( сл. Б. Заходер )

1. Т.А. Воробьева “Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи”.

2. Савельева Е. “ Пальчиковые игры от 2 до 6 лет”.

3. Т.А. Ткаченко “ Если ребенок плохо говорит”.

4. А.И. Павлова, В.И. Рождественская “ Игры, упражнения для исправления заикания”.

Читайте также:  Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя
Ссылка на основную публикацию