Спортивно-речевое педагогическое мероприятие на тему: Но приданья старины забывать мы не должны

Внеклассное мероприятие в 7-9 классе. Культура речи

Цель: Воспитание культуры речи учащихся.
Задачи:
Образовательные: формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.
Практические: профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов и сленга.
Развивающие: развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в команде, умений сопоставлять, сравнивать и анализировать, а так же умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, активной жизненной позиции, чувства товарищества и ответственности за порученные задания.

Оборудование: Конспект мероприятия, видеоролик «Ералаш: Почему мы так говорим», презентация, карточки для жеребьевки, карточки с заданиями для команд( список сленговых слов и стихотворение для инсценировки), 2 ватмана, ножницы, клей, цветные карандаши и фломастеры, линейки, картинки для оформления стенгазеты, опорные материалы, индивидуальные карточки для проведения рефлексии.

Здравствуйте ребята, я рада вас видеть.

Знаете, в детстве, да если сказать честно и сейчас мне очень нравилась программа «Ералаш». А вы знаете такую передачу? Смотрели ее когда-нибудь? Как раз сегодня утром, когда я собиралась к вам, я случайно наткнулась на одну из его серий. Посмотрев ее, я улыбнулась, но и задумалась одновременно. Я не поленилась скачать это видео, и мне хотелось бы показать его вам. Действие там происходит в 1974 году, когда ни вас, ни меня, еще не было. Прошло 40 лет, а как дела обстоят в наше время. Об этом вы мне скажете после просмотра. Слайд 1 (видео ролик “Ералаш” – Почему мы так говорим?)

Скажите, в чем главная мысль ролика? Правильно, вот именно об этом мы сегодня с вами и будем разговаривать. А в настоящее время как обстоят дела? Люди более старшего поколения всегда понимают вашу речь? Могла бы такая же ситуация случиться в наше время? Лексика мальчика, конечно, немного поменялась бы, но взрослый по-прежнему ее не понимали бы.

Есть такая поговорка: «Встречают по одежке, а провожают по уму»». А как же люди узнают об уме, ведь вас же не заставляют каждый раз знакомясь с новыми людьми, делать тест IQ, или что-то подобное. А можно по речи человека, по тому, как он говорит определить его умственные способности?

Согласно современным исследованиям, есть 2 явления, наиболее засоряющие речь современных подростков: это слова-паразиты и сленг. Вы знаете, что это такое? Слайд 2.

Слова- паразиты – это слова, употребляющиеся в устной спонтанной речи, они не несут никакого смысла, т.е без них, смысл высказывания никак не изменится, служат для заполнения пауз, употребляются людьми с бедным словарным запасом.
Сленг – это особые слова, выражающие значение уже существующих слов. Употребляется определенной группой людей: молодежный сленг, профессиональный, тюремный.
Скажите честно, а вы сами наверняка употребляете в своей речи, как одно, так и другое явление. Кто-то чаще, кто-то реже, но, тем не менее, все или почти все.

Вы уже разделены на 2 команды. Одна из которых сегодня будет выполнять задания связанные со словами-паразитами, а другая с молодежным сленгом.

Что такое сленг и слова-паразиты мы уже определились, а вот современных примеров еще не приводили. Это и есть первое задание, которое вы получаете. Опираясь на свой личный опыт, на свою речь, речь ваших друзей и одноклассников, я предлагаю вам составить так называемый словарь-паразитариум, куда вы запишите тот сленг и те паразиты, которые сами употребляете. Я думаю, пару минут, вам будет достаточно, напоминаю, вы работаете в группах.
Озвучьте, пожалуйста, ваши примеры. Начнем со слов-паразитов. Слайд 5.

Следующее задание будет у каждой группы свое, мы уже говорили, что сленг – это слова имеющие эквиваленты в литературном языке. Зачастую люди, употребляющие в своей речи сленг, считают, что в любой момент могут от него отказаться и перейти на нормальный литературный язык. А давайте проверим, так ли легко это сделать, перед вами листок со сленговыми словами – а вы должны подобрать к ним синонимы, передать смысл слова другим выражением.
1. Прикинь –
2. Ништяк –
3. Хавчик –
4. Базар –
5. Прикид –
6. Тусить –
7. Предки –
8. Бро –
9. Ботан –
10. Батл –
11. Сяпки –
12. Рот оф-
13. Фиолетово –
14. Замутить –
15. Глюк –
16. Шухер-

17. Кульно –
18. Го –
19. Фейк –
20. Няшно –

А вторая группа в это время, пытается творчески подойти к инсценировке одного очень интересного стихотворения, написанного Аркадием Хайтом и называющегося “Лишние слова”.
1. Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “ноль один”
Срочно сообщает:
2. Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
Вообщем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
1. Можно трубку положить
Все давно сгорело.

1. – Как проехать на вокзал? –
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает
2. – Вообщем, где-то, так сказать,
Это близко очень.
Просто тут рукой подать,
Говоря короче.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе…
Вы проехали давно
Возвращаться нужно.

1. Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
2. – Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте.
Не для вас для одного
Будут, значит, гости!
Вообщем, я сказать хотел,
Что терпеть не стану…
1. Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.

Как видно из этого стихотворения, употребление в речи слов-паразитов может привести к самым абсурдным последствиям.

Мы сегодня с вами так активно и творчески работаем, наверное вы уже немного устали? А хотите я вас научу как всего парой движений, и зная несколько точек научиться активизировать работу мозга, избавиться от раздражения, повысить настроение и многое другое?

Для этого нам с вами нужно прежде всего встать, расправить плечи и расслабиться. Разогреем ладошки. Чтобы избавиться от умственной усталости и ощутить прилив сил нужно найти и помассировать по часовой стрелке Слайд 7

• 2 точки по сторонам от ногтя мизинца, слегка надавали и массируем.
• Посмотрели на большой и указательный пальцы, нашли место где у вас сходятся косточки, массируем с легким нажимом по часовой стрелке.
• Нашли небольшую впадинку на задней части головы и помассировали ее, опять же по часовой стрелке.

Для снятия стресса: Слайд 8.

• 2 выступающие косточки чуть ниже шеи.
• Точка на запястье со стороны мизинца. При выполнении массажа дышим глубоко и ровно.

Ну и что бы с вашим настроением всегда все было в порядке, тоже есть несколько точек: Слайд 9

• точка на лбу между бровями
• точка у крыльев носа (движения вверх вниз)
• 3 точки над верхней губой, под нижней губой и на подбородке.

Отлично, ну я надеюсь, все взбодрились, усталость ушла и можно с новыми силами продолжать наш разговор дальше.
Мы уже выяснили, что сленг и слова-паразиты загрязняют и обедняют нашу речь, заставляют нас выглядеть нелепо в глазах собеседников, но, наверное, с ними можно как-то бороться? А вы знаете, что раньше для борьбы с нежелательными словами использовался такой метод как мытье языка с мылом? А как вы думаете, есть какие-то более гуманные, но действенные способы для этого?

Да, это очень сложный вопрос, я приготовила несколько вариантов действий, давайте вместе посмотрим, какие из них могли бы нам в этом помочь. Слайд 10-12
– Вообще ничего не говорить.
– Признаться себе в том, что у Вас действительно есть проблемы с чистотой речи
( употребление слов паразитов и сленга)
– Выяснить какие именно слова-паразиты характерны для Вас, принять решение от них избавиться.
– Попросить знакомых делать вам замечание каждый раз когда вы произнесли слово-паразит или сленговое слово, и не обижаться, если на первых порах это будет происходить крайне часто.
– Ничего не делать, я вырасту, и молодежный сленг исчезнет сам собой.
– Назначит самому себе штраф за использование слов-паразитов и сленга( например выполнить какое-либо нелюбимое действие, помыть посуду к примеру, или каждый раз громко и при всех кукарекать, мяукать, лаять и так далее).
– Делать упражнения на дикцию.
– Старайтесь говорить чуть медленнее, слова-паразиты вылетают у нас при спонтанной речи, для заполнения пауз. Если чуть замедлить темп речи, у вас появится время, чтобы продумать дальнейшие слова, пауз не возникнет, и слова-паразиты не будут употребляться.
– Стараться чаще выступать на публике.
– Больше читайте, это увеличит словарный запас.
– Взять словарь и каждый день учить по 10-20 новых слов.
– Бить себя по губам каждый раз, когда произносишь слово-паразит или сленговое слово.
– Выписать все сленговые слова, которые употребляешь, и поободрать к ним синонимы, которыми их можно заменить.
– Поспорить с друзьями, что вы не будете употреблять в своей речи сленг.
– Записаться в кружок ораторского искусства.

А что бы информация, которую вы сегодня узнали лучше вам запомнилась, и что бы с ней могли ознакомиться не только вы, но и учащиеся других классов, давайте сделаем своеобразную стен газету, в которой четко и лаконично отразим основные тезисы нашего сегодняшнего мероприятия. Все необходимое для этого у вас есть на столах, а схему, по которой вы будете делать стенгазету, вы видите на экране. Слайд 13

Тема, над которой работала ваша группа (сленг либо слова-паразиты).
Определение этого явления, то есть, что оно из себя представляет.
Примеры ( их вы записывали в свой паразитариум).
Способы избавления от нежелательно лексики. Выберите 2-3 самых действенных способа и запишите их.
Ну и не забудьте поработать над оформлением.

Давайте повесим наши стенгазеты на доску.

Подведем итоги, у каждого из вас есть небольшая табличка, в котором вы должны оценить, интересным ли для вас было данное мероприятие, как вы работали в ходе него, и что получилось в итоге. Оценочный лист можно не подписывать.

А в заключении нашего мероприятия, еще раз посмотрите на свои газеты, вспомните все о чем мы говорили, и ответьте мне на несколько вопросов. Изменилось ли ваше отношение к словам – паразитам и сленгу? Задумались ли вы над тем, а не слишком ли часто они встречаются в вашей речи? Какое решение вы приняли, нужно ли с ними бороться или вас все устраивает? Вы по прежнему считаете, что в любой момент сможете отказаться от их использования и это будет легко и просто, и они бесследно исчезнут?

Спасибо вам большое, мне было очень приятно с вами работать, я надеюсь, вы тоже получили удовольствие, от нашего совместного времяпровождения.

Рекомендуем посмотреть:

Похожие статьи:

Самоанализ внеклассного мероприятия.

Вашему вниманию было представлено внеклассное мероприятие: «На чистом, русском языке».
Целью данного мероприятия было воспитание культуры речи учащихся. Для достижения данной цели мной были поставлены следующие задачи:
Образовательные: формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.
Практические: профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов и сленга.
Развивающие: развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в команде, умений сопоставлять, сравнивать и анализировать, а так же умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, активной жизненной позиции, чувства товарищества и ответственности за порученные задания.

Недавно я проводила исследование по использованию слов-паразитов, сленга, иноязычной лексики в речи современных подростков, которое выявило следующую проблему: 100% респондентов очень часто используют их в своей речи, и 95% из них, искренне верят, что в любой момент, смогут без каких-либо усилий отказаться от их использования. Поэтому, я считаю выбранную тему актуальной, доступной и соответствующей возрастным особенностям учащихся. Так же она позволяет выполнить принцип интеграции с другими образовательными областями, в данном случае с такими предметами как, русский язык, литература, риторика.
Форма проведения мероприятия – интеллектуально-творческая игра, именно сочетание элементов творческой, игровой и учебно-воспитательной деятельности позволяют добиваться поставленных задач.
Мероприятие включало в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-аналитический.
Остановимся на каждом более подробно.
Целевой компонент. В качестве вводного момента был использован один из выпусков программы «Ералаш», подходящий к заданной тематике. Так это занятие в гостях, и я не знаю ребят, а они не знают меня, это так же способствовало созданию доброжелательной, благоприятной эмоциональной атмосферы. Ребята улыбнулись, и немного расслабились. Цель урока определяется самими учащимися под руководством учителя.
Содержательный компонент: Выбранная тема дает широкие возможности для эмоционального воздействия, а вопросы, задаваемые мной ученикам позволяли достичь связи содержания с жизненным опытом обучающихся.
Оганизационно-деятельностный компонент: Включал в себя элементы
театральной и коллективной творческой деятельности.
Выполнению принципа здоровьесбережения способствовало проведение динамической паузы, когда ребята получили представления о точечном массаже, и его воздействии.
Оценочно-аналитический компонент подразумевает проведение рефлексии различных типов. В своем мероприятии я использовала интеллектуальную рефлексию, в форме систематизации полученных знаний, и создания стенгазет. А так же рефлексию деятельности при заполнении индивидуальных оценочных листов.
Оптимальность предложенного объема материала позволяла менять виды деятельности учащихся. В ходе мероприятия мной были использованы все виды работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Поскольку учащиеся находились в ситуации стресса, незнакомый учитель, члены жюри, в ходе мероприятия мной использовалась классическая музыка. Это позволило убить сразу 2 зайцев, разрядить обстановку и оказывать незаметное эстетическое воздействие на музыкальные вкусы ребят, не смотря на то что, предложенная музыка была в современной обработке, она вряд ли могла быть услышанной ими в других ситуациях.
По окончанию мероприятия я получила следующий результат, некоторые ребята поменяли свое отношение к словам-паразитам и сленгу, стали считать их более опасными, задумались над тем, а так ли легко они смогут от них избавиться, выбрали для себя несколько подходящих методов борьбы с нежелательной лексикой. Пусть не все учащиеся поменяли свое мнение, но если я донесла это, хотя бы до нескольких человек, это уже успех.
В целом, я считаю что цели и задачи данного мероприятия, были достигнуты.

Внеклассное мероприятие на тему «Помним, гордимся, традиции чтим»

Внеклассное мероприятие по истории, посвящённое 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. «Помним, гордимся, традиции чтим».

Учитель истории Маринин П.А.

Цель урока: патриотическое воспитание обучающихся на примере жизни и подвига ветеранов Великой Отечественной войны.

– Сформировать у обучающихся познавательный интерес к истории своей страны.

– Расширить знания обучающихся об истории Великой Отечественной войны, её защитниках и их подвигах.

– Содействовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь к Родине, уважение к истории своего государства, трепетное отношение к ветеранам.

– Развивать умение представлять свои проекты.

-Продолжить формирование навыков обсуждения проблем, развивать ценностные ориентиры и социальную активность обучающихся.

Основные понятия: Родина, патриот, патриотизм.

– Музыкальные композиции, песни военных лет.

– Раздаточный материал (цитаты о героизме)

– Презентации обучающихся « Участники ВОВ и труженики тыла»

Подготовка к уроку:

– Провести анкетирование « Зачем Родину любить»

– Подобрать цитаты по теме.

– Подобрать музыкальные композиции.

– Подготовка проектов обучающимися по теме « Участники ВОВ – родные, близкие, знакомые, соседи.»

– Подготовка презентации по теме « Великая Отечественная война»

– Выступление по вопросам.

Форма и приёмы проведения урока: занятие- размышление, презентация, представление проектов, диалог, викторина.

Введение в тему;

4 судьбоносных сражения ВОВ;

Защита проектов учащимися;

Анализ статьи «Якутия» за 30 января 2015года, « Экзамен на мужество и человечность» (кто такой современный патриот?);

Викторина « Время, события, участники в Великой Отечественной войне»;

Организационное начало мероприятия.

Формирование эмоционального настроения (звучит фонограмма песни « Журавли»)

Вступительное слово учителя: чтения стихотворения В. Шефнер

Верим в Победу
Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!

Только хочет он или не хочет,
А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны!
Добрый день!- Какую важную памятную дату отмечает наша страна 2020 году? У вас ещё будут мероприятия, посвящённые этому событию. И одно из них наше на тему: «Помним, гордимся, традиции чтим». Мы посвящаем наше мероприятие всем участникам Великой Отечественной войны, ветеранам тыла.

2.Учитель: Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Гитлеровская Германия без объявления войны вероломно напала на СССР. Историки выделили 4 основных сражения решивших исход войны. Это битва за Москву. К Москве рвались фашисты, окрылённые своими удачами в начале войны предвкушая марш на Красной площади. Наши солдаты стояли насмерть и не пропустили врага. Битва за Москву началась в сентябре 1941 года. Фашисты хотели её уничтожить. План наступления на Москву получил название « Тайфун». Москва и её окрестности вместе с жителями должны быть затоплены водой. Там, где сейчас стоит Москва, должно возникнуть море, которое навсегда скроет столицу русского народа. Защита Москвы была долгом каждого. Битва за Москву показала, что фашистскую армию можно победить. Сталинградская битва была вторым грандиозным сражением по своему значению. Наступление наших войск началось в ноябре 1942. А уничтожение врага происходило с 10 января по 2 февраля 1943года. Сражение продолжалась 200 дней и окончилось победой Красной Армии. Имя « Сталинград» золотыми буквами вписано в историю нашей Родины. Третье сражение было на Курской дуге, под Прохоровкой, когда наши войска опрокинули фашиста и погнали его назад. Курская битва проходила с 5 июля по 23 августа . Четвёртое завершающее войну судьбоносное сражение- это битва за Берлин. 16 апреля по 8 мая 1945 года. Наши войска освободили не только Советский Союз, но и всю Европу.

Читайте также:  Речевая карта при отсутствии речи

Учитель: Ребята, а у кого прадедушка воевал? Сейчас вам представят свои проекты о ветеранах ВОВ и тыла ваши одноклассники.

3. Защита проектов.

Учитель: Ребята как вы думаете, для чего наши деды и прадеды, отдавая свою жизнь , боролись фашистами?

Учитель: Мне очень приятно, что вы хорошо знаете историю своих родных, земляков их боевой путь. В ваших работах, живёт гордость и огромная благодарность к ветеранам. Сегодня многие пытаются переписать историю, исказить факты. Наша задача и задача следующих поколений не допустить этого. Люди, отдавшие свою жизнь ради других людей, не должны остаться в забвении. Мы обязаны хранить и чтить традиции наших предков и так же с ответственностью и чувством долга защищать своё Отечество. Как говориться честь имею.

Ученик читает стихотворение

— Береги честь смолоду! —
Справедливо слово то.
Было много раз оно
Там, где надо, сказано.

Но и в зрелые года
Честь твоя — не ерунда,
И ее — об этом речь —
Тоже следует беречь!

А в преклонном возрасте
Честь дороже почести:
Жизнь осмысленна, коль есть
Сохранившаяся честь!

Ну, а после? Ну, а после.
Если жизнь прошла без пользы,
То от жизни толка чуть:
Остается только жуть.

Люди добрые, поверьте:
Честь нужна и после смерти.
Долговечней жизни честь —
Это следует учесть!

Учитель: работа и анализ цитат о патриотизме(распечатанные на бумаге)

Много войн выпадало на долю нашего народа, но всегда русские люди выходили из них победителями.

– Что значит быть патриотом, а не казаться им?

– Что для вас значат слова честь, чувства долга?

– О ком вы можете сказать , что этот человек до «глубины души» является патриотом?

4.Анализ статьи из газеты «Якутия» за 30 января 2015 года, «Экзамен на мужество и человечность»

– Можно ли назвать Эдуарда Сидорова патриотом?

Патриоти́зм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и желание поддержать своим участием процветание своей страны, отечества, любовь к отчизне, отечеству.

– Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ. — Николай Чернышевский

– Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть. Н. М. Карамзин

– Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. К. Г. Паустовский

5.Учитель: Проводится викторина , внимательно слушайте вопросы и поднимайте руку для ответа. Вопросы:

– Назовите дату начала ВОВ.

– Когда началось сражение за Москву.

– В этот день отмечается День Победы.

– Битва, завершившая коренной перелом в ходе ВОВ.

-Кто командовал окружённой группировкой противника под Сталинградом.

– Кто, где и когда подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии со стороны СССР.

Наше мероприятие подошло к концу, и думаю, что оно было полезным для всех нас. Хочу пожелать вам любить свою Родину, своих близких, свою семью. Успешно сдать ЕГЭ , получить хорошее образование и работать на благо нашей Родины. И хочу завершить наш разговор стихотворением.

Александр Евгеньевич Гаврюшкин

Патриот – не тот, поверьте,
Кто стучит в грудь кулаком,
Что в Отчизне он до смерти
Проживёт – хоть батраком.

Патриотом назову я
Всякого, кто в мире есть.
В ком ужились, не враждуя.
Его совесть, ум и честь.

Не герой пусть кто-то вовсе,
Но за Родину горой.
Кто не моет предков кости
Грязной ложью, чист собой.

Тот, кто в жизни не обидит
Стариков, детей, старух.
Тот кто правду ясно видит,
В ком живёт Отчизны дух.

Где живёт он, мы не знаем.
Да и нужно ли нам знать?
Он Россию уважает,
Обожает, словно мать!

Внеклассное мероприятие по технологии «Преданья старины глубокой» 7 класс

Учитель технологии – Ширяева Ирина Александровна

Внеклассное мероприятие по предмету Технология для 7-х классов.

Праздник: «Преданья старины глубокой».

Цель мероприятия: 1. Познакомиться со старинными русскими песнями, пословицами, поговорками, обычаями и культурой русского народа её кухней.

2. Развивать у учащихся речь, умение готовить блюда русской кухни, привить умение экономного ведения хозяйства.

3. Воспитывать у учащихся уважение к русской культуре, к народным обрядам и традициям, чувства национального достоинства, самостоятельности, коллективизма и аккуратности.

Оборудование и наглядность:

Оформление: класс украшен предметами старины (чугунки, корзины, рушники, скатерти, салфетки и т.д.) и изделиями современных народных умельцев.

Столы накрыты для гостей и учащихся

Русские национальные костюмы.

4. По классу развешены пословицы и поговорки.

Ход мероприятия:

(звучит музыка)

1 Ученица: Россия… Огромная страна, раскинувшаяся от Балтийского моря на западе до Тихого океана на востоке, от Арктики на севере до Кавказских гор и Китая на юге.

2 Ученица: Россия… Самая большая страна по территории, разнообразная по своему рельефу, природным богатствам, населяющим её, их культуре, фольклору и традициям.

3 Ученица: Каждый народ имеет свой язык, обычаи, свои неповторимые песни, танцы и сказки.

Во всех странах ближнего зарубежья: на Украине, в Белоруссии, в Казахстане, в Киргизии и Прибалтийских республиках – везде присутствует уважительное отношение людей к своей национальной культуре. На Украине, например, можно часто встретить людей в национальных костюмах. В Казахстане люди с гордостью, не стесняясь, ходят в стёганых халатах, меховых шапках или фетровых шляпах, в сапогах даже летом.

К сожалению, в России не принято ходить в национальной одежде. Её можно увидеть только в музее, на картине или во время выступления фольклорных ансамблей. Постепенно забываются старинные песни, обряды, обычаи.

Сегодня на нашем празднике мы поговорим о них. Может, быть вам запомнится, то о чём мы будем говорить, и потом вы расскажите своим детям; споёте колыбельную, загадаете загадку – и вот снова заживёт новой жизнью культура русского народа, дошедшая до нас из глубины веков.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…» (И.С. Лихачёв).

1 Ученица: Национальная одежда – одна из ярких страниц художественного прошлого народа. Художники-модельеры на основе изучения народного костюма открывают новые линии и формы и применяют их в современной одежде.

2 Ученица: Одежда крестьянок русского Севера и центральной России состоит из рубахи, сарафана, пояса и передника. Особенно богато украшали вышивкой рубаху. Сарафаны северорусской женской одежды отличаются стройным, расширенным к низу силуэтом. В те времена особенно любимы народом были малиновый и алые цвета.

3 Ученица: В южнорусских областях, носили несколько другую одежду: рубахи с трапециевидными вставками на плечах. Все детали одежды богато украшались вышивкой, тесьмой, цветным кружевом, кусочками ситца, атласными лентами. Мотивы украшений были геометрические, растительные, зооморфные сюжеты, среди них птицы – павы, кони, барсы.

1 Ученица: Расположение орнамента на рубахах не случайно. Они несут большую смысловую нагрузку, как бы защищая человека от злых сил и призывая на помощь силы добра. Обязательным элементом костюма был передник, он защищал одежду от загрязнения и выполнял чисто декоративную задачу.

2 Ученица: Невозможно представить костюм без пояса. Он давался каждому при крещении. Ходить без пояса было неприлично. Распоясать человека – значит обесчестить его.

3 Ученица: Головной убор завершал весь обряд: девичьи предполагали открытые волосы и теменную часть головы, делались в виде обруча или повязки. Женские – полностью открывали волосы, обладавшие по народным поверьям, колдовской силой и навлекавшие несчастья. Любой крестьянский костюм дополнялся обувью – лаптями. Их плели из лыка и бересты.

1 Ученица: Мужской русский народный костюм отличался меньшим разнообразием. Он состоял из рубахи-косоворотки, украшенный по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканным или сплетённым поясом.

(Рассказ сопровождается демонстрацией русских народных костюмов с комментариями учителя)

Учитель: В каждой стране есть не только свои национальные костюмы, но и свои излюбленные блюда, особые традиции застолья, приготовления пищи. И сегодня мы познакомим вас с русской национальной кухней.

2 Ученица: Приготовлением пищи в русских домах обычно занималась мать семейства, а если в семье был женатый сын, то у печи хлопотала невестка. Она должна была встать досветла, затопить печь, приготовить еду для домочадцев и накрыть стол. Каждая трапеза имела свой определённый час. Особенно строго соблюдалось время обеда и ужина. Вся семья собиралась за столом, где у каждого было своё место. Во главе стола сидел хозяин дома, он первым садился за стол, за ним все остальные. Мытьё рук перед едой считалось обязательным.

3 Ученица: Исстари Русский народ считался хлебосольным, то есть гостеприимным, готовым поделиться всем, что имеется в доме. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб да соль.

(Под музыку учащаяся подносят гостям на полотенце хлеб-соль, с низким поклоном ставят на стол.)

1 Ученица: На Руси в старину говорили: «Худ обед, коли хлеба нет».

2 Ученица: Если в дом приходил посторонний человек и заставал домочадцев за обедом, то, как правило, он приветствовал их словами: «Хлеб да соль».

3 Ученица: Хозяин на это отвечал: «Хлеб кушать, милости просим».

Такое уважение к хлебу на Руси объясняется тем, что он был всегда символом нелёгкого крестьянского труда, благополучия, достатка.

1 Ученица: Однако не только хлеб занимал и занимает почётное место на русском столе.

Как никакая другая, русская кухня славится своими мучными и крупяными кушаньями – блинами, кашами, пирогами.

Учитель: (отгадайте загадки)

Промеж гор Печёр

Лежит бык печён,

В брюхе мак толчён,

В боку нож вострён.

Из под липова куста

Бьёт метелица густа.

Бьют меня палками

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножом.

За что меня так губят?

За то, что любят.

2 Ученица: С древних времён известен на Руси праздник Масленица, главное угощение на котором – блины. Блины олицетворяют собой праздник проводов зимы и встречи весны. Поэтому неслучайна форма блина, ведь он является как бы маленьким солнцем.

3 Ученица: «Блин кругл, как настоящее круглое солнце. Блин красен и горяч, как горячее, всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолом. Блин – символ Солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». Так писал о блинах русский писатель А.Куприн.

Обычай издавна такой,

Обряд, заведённый не нами:

Весну с языческой мечтой

Встречали русичи блинами.

Обряд языческих племён

Живёт, хранимый вечно нами.

Он изменён и обновлён,

Но замечателен блинами

2 Ученица: В 16-17 веках правила хорошего тона рекомендовали не брать мяса всей рукой, а только тремя пальцами. Всеобщее признание вилки произошло в последней четверти 16 века. Вилка понадобилась, чтобы за едой не пачкать дорогих воротников.

3 Ученица: До 17 века ножи были остроконечными. В ущерб хорошему тону ими нередко ковыряли в зубах. Вмешался кардинал Ришелье и распорядился закруглить их концы, чтобы ножами нельзя было пользоваться как зубочистками. Так появился столовый нож. С этого времени ножами и вилками стали пользоваться на Руси.

1 Ученица: А вот ложка появилась на Руси в 10 веке. Первые ложки были серебряными. Простой народ обходился деревянными.

2 Ученица: Тарелками средневековому едоку служили куски хлеба, которые клали на деревянные кружки. После еды такой хлеб бросали собакам. Позже стали пользоваться глиняной и деревянной посудой. На Руси тарелки появились (тарели) появились в 16 веке.

3 Ученица: Начиная со средних веков, обязательной принадлежностью стола была солонка. Почётные места за столом размещались ближе к солонке. На Руси в деревне солонка была среди предметов, высоко почитаемых – ведь хлеб-соль были символом благополучия и гостеприимства.

1 Ученица: Кроме хлеба пекли пироги со всевозможной начинкой: капустой, картофелем, садовыми и дикими ягодами и фруктами, мясом, птицей и рыбой. «Не красна изба углами, а красна пирогами».

2 Ученица: Пекли ватрушки, пряники. Печатный пряник считался особым гостинцем, его дарили друг другу во время торжественных обрядов. Пряники известны на Руси с былинных времён. С ними связано представление о путешествии русских кораблей в далёкие в далёкие страны Востока и Индии за пряностями. В 16 веке пряники выпекались во многих русских городах. Славились на Руси пряники тульские, вяземские, архангельские и другие, которые отличались по формам, размерами, вкусовым качеством.

3 Ученица: Доступным и распространённым блюдом на Руси издавна был кисель:

-Где кисель, там и присел, где пирог, там и прилёг (гласит русская поговорка).

Кисель из овсяной и ржаной муки был известен ещё в 10 веке. Помним в сказке: «В то давнее время, когда реки были молочные, а берега кисельные…»

1 Ученица: Ни одна кухня мира не имела такого своеобразного блюда. Россияне ещё не в столь отдалённое время с большой пользой для здоровья повсеместно употребляли в пищу знаменитые овсяные, гороховые и пшеничные кисели. Благодаря значительному содержанию крахмалистых веществ, грубых волокон в сочетании с квасом и овощами давали возможность длительное время, обходиться без мяса и другой скоромной пищи и выполнять тяжёлую работу.

2 Ученица: Русские квасы по праву входят в число наиболее популярных напитков мира. Первое упоминание о квасе можно прочесть в летописи «Повесть времённых лет». В нём повествуется о том, что в 988 году по случаю крещения Киевской Руси князь Владимир приказал раздать народу во время пиршества питьё хмельное и хлебный квас.

3 Ученица: В чём причина тысячелетней, устойчивой популярности квасов в русском народе? Вкусны – это само собой. Но ещё питательны и даже целебны. По своему действию на организм квас подобен кефиру, простокваше, ацидофилину, кумысу. Он, как и всякий продукт молочно-кислого и дрожжевого брожения регулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, препятствует размножению вредных и болезнетворных микробов, благотворно влияет на центральную нервную систему, обмен веществ и деятельность сердца.

1 Ученица: Не уступала киселям и квасам, а возможно и превосходила по распространению каша.

-Хороша каша, да мала чаша.

-Гречневая каша – матушка наша.

2 Ученица: Особым блюдом на Руси была кутья. Она упоминается в летописи 12 века. В те времена её готовили из зёрен пшеницы с мёдом. В 19 веке кутья превратилась в блюдо из риса с изюмом. Однако в деревнях это блюдо знали понаслышке, так как рис с изюмом были привозными, заморскими. В деревне говорили:

В меду, да в масле и лапоть съешь.

3 Ученица: О популярности чая надо сказать особо: не даром русские, конкурируя с англичанами, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши предки не удовлетворялись простым чайником, который использовался в других европейских странах.

-Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо. Что это? (Самовар.)

Ученица: В Туле изобрели самовар. Вода в нём долго не остывала, а для растопки годилось всё: и щепки, и шишки. Самовары получили очень широкое распространение. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными. Самовары искусно украшали, разрисовывали.

-Самовар кипит, уходить не велит.

-Где есть чай, там и под елью рай.

2 Ученица: В последнее время самовары делают в основном электрические. Чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. Наши предки пили чай не просто из стаканов и чашек, а, наливая его в блюдца, которые держали за донышко.

Послушайте стихотворение о чае (выходит девочка и держит в руках нарисованный самовар).

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Что с ним делать, как с ним быть?

Взял тогда налил водички,

Всыпал этот чай в горшок

И прибавил перцу, лука

Да петрушки корешок.

Варево разлил по плошкам,

Остудив его немножко,

На господский стол подал.

Читайте также:  Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с нарушениями речи (cтаршая группа)

Гости мялись и плевались,

Барин аж рассвирепел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

Я забыл чай посолить.

Учитель: (а как надо было заварить чай?)

(на компьютере выполнить задание: вставить пропущенные слова)

залить кипятком на ….

дать настояться ….минут

долить чайник горячей водой …..

добавить в чашку ….. по вкусу.

(воду, чайник, чай, 1/3, 5-10 минут, до верха, сахар)

Учитель: Поэтичны и красивы наши народные песни.

Выходит хоровод, девочки одеты в русские национальные костюмы. (Поют русскую песню, помахивают платочками, пританцовывают, идут по кругу.)

Учитель: Есть у нас и задушевные и нежные колыбельные песни, которыми убаюкивают русские женщины своих детей.

(Исполняется колыбельная песня).

Учитель: Есть и весёлые шуточные считалки, песни, потешки и частушки.

(исполняют частушки).

Учитель: Славен русский народ и считалками.

(Ученицы по очереди считают считалки.)

Шёл баран по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку.

Тот и вон пойдёт.

Заяц белый, куда бегал?

Родион. Выйди вон.

3 Ученица: Пословицы и поговорки дошли до нас с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по смыслу изречения.

Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, то дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму разуму

Поговорка-цветочек, пословица- ягодка.

Красная речь с поговоркой.

Без углов дом не строится.

Без пословицы речь не молвится.

Конкурс пословиц и поговорок между хороводами.

(какой класс назовёт больше пословиц и поговорок)

-Семь раз отмерь, один раз отрежь.

-На охоту ехать – собак кормить.

-Длинная нитка – ленивая швея.

-Глаза боятся, а руки делают.

-Всякое дело терпеньем можно одолеть.

-Ленивому всегда праздник.

-Пироги на кустах не растут.

-Под лежачий камень вода не бежит.

-Видать Акулька пироги пекла – все ворота в тесте.

-Какова пряха, такова на ней и рубаха!

-Акуля, чего шьёшь не оттуля?

-А я матушка ещё пороть буду.

Учитель: А теперь отгадайте загадки

(Конкурс загадок между хороводами.)

Дедушка старый, весь белый.

Лето придёт — не глядит на него.

Дуйся – не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день — деньской

И пойдёшь на покой.

Из рук не вырывается,

Часто на берег глядит.

Под небеса ушёл.

(Печь, огонь, дым).

Учитель: Все молодцы, хорошо справились с заданием.

Вот и завершается наш праздник. Много мы сегодня услышали и узнали.

В настоящее время мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Я надеюсь, что на этом не закончатся ваши познания о жизни наших предков. Мы ещё много будем говорить об обычаях русского народа на уроках технологии. Я желаю вам активно приобретать культурное богатство русского народа. Всем спасибо за подготовку и проведение праздника.

Сверху пар, снизу пар-

Шипит наш русский самовар.

Милости просим за чашку чая!

Вот так мы живём:

Пряник жуём, чаем запиваем,

В гости всех приглашаем!

Учитель: столы накрыты. Всех гостей приглашаем отведать праздничные блюда (все садятся за столы и пьют чай).

Вестник Педагога

Автор: Карелина Наталья Николаевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МКДОУ “Детский сад №29”
Населённый пункт: город Коркино, область Челябинская
Наименование материала: конспект
Тема: Творческое рассказывание сказки “Репка” на новый лад
Дата публикации: 03.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Занятие по развитию речи в старшей логопедической

группе на тему: «Творческое рассказывание сказки

«Репка» на новый лад».

Воспитатель Карелина Н.Н. МКДОУ «Детский сад№29»

Цели:
Учить детей на основе знакомого сюжета сказки придумывать новую сказку, содержательно и эмоционально рассказывать её, используя выразительные средства. Продолжать учить детей подбирать признак к предмету (какая?) и образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Пополнять активный словарь детей: библиотека, библиотекарь, переплёт, обложка, страница, иллюстрация. Уточнить для детей пространственное расположение предметов, выраженное предлогами «под» и «на». Развивать воображение, логическое мышление, память, внимание. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Словарная работа:
активизация словарного запаса: библиотека, библиотекарь, переплёт, обложка, страница, иллюстрация.
Предварительная работа:
экскурсия в библиотеку «Где живут сказки», чтение и анализ народных сказок, иллюстрации и книги о сказках, беседы о прочитанном, сюжетно – ролевая игра «Библиотека», лото «Сказочные герои», игра «Любимые сказки», «Узнай героя сказки», викторина загадок о сказках.
Оборудование:
красочный пакет с книгой, схематичное изображение предметов со словами «под» и «на», иллюстрации к сказке, материал для раскрашивания (мелки и цветные карандаши).
Ход занятия:
В группе на столе яркий пакет с запиской, если вы хотите узнать, что находится в пакете, отгадайте загадку: Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами Всем понятным языком.
Молодцы, правильно отгадали, ребята, это книга, рассмотрим нашу книгу. В каждой книге, есть. воспитатель показывает, дети отвечают: Что это? (обложка) А это что? (страницы) Как называется эта часть книги? (переплёт) Вспомните, как называются рисунки в книге? (иллюстрации). А как называется место для хранения книг? Правильно, специальное место для хранения книг называется библиотека. А как называется человек, который отвечает за все книги в библиотеке – библиотекарь. А у нас в группе есть книжный уголок, где находятся книги, напомните правила, как нужно обращаться с книгами (выслушиваю ответы детей и подходим к книжному уголку). – Рассмотрим книги в книжном уголке. Что вы можете сказать об этих книгах, какие они? (большая, толстая, красочная и т.д.). А какая эта книга? (маленькая, толстая, красивая, красочная) А что можно сказать про эту книгу? (ответы детей). Скажите, какие книги больше всего любят дети? Конечно же, сказки!
Игра «Следопыт»
с использованием предлогов
под, на


С вами хотят поиграть герои из одной сказки, они спрятались от вас по всей группе, а для того чтобы вы их нашли они оставили вам карточки – подсказки (показываю карточки) – Вспомните, что обозначает маленькое слово под (что предмет находится под другим предметом), а что обозначает маленькое слово на (что предмет находится на каком – то предмете). Молодцы, отправляйтесь на поиски. дети находят картинки и приносят, называют, где он прятался, расставляем картинки у доски.
Игра «Назови ласково».
– Героям сказки так у вас понравилось, что они хотят ещё с вами поиграть. Они просят чтобы вы назвали их ласково: дед – дедушка, баба – бабушка, внучка – внученька, Жучка – Жученька, кошка – кошечка, мышка – мышонок.
Творческое рассказывание сказки


Все герои из одной сказки. Кто догадался из какой, назовите? («Репка»). А репки нет, надоело деду репку садить и посеял дед – горох. Попробуем сочинить новую сказку, которая будет начинаться со слов: «Посеял дед горох и вырос горох высокий превысокий. » Кто продолжит? дети по цепочке рассказывают сказку (расставляют карточки по сюжету). А кто может рассказать сказку от начала до конца. Ваша сказка должна быть небольшой, законченной. (предлагаю рассказать детям)

Художественное творчество:
Хорошие у нас с вами сказки получились. Как назовём новую сказку? Но только иллюстрации к сказке не красочные, чёрно – белые, вы их раскрасите, и все цветные иллюстрации соберём в одну книгу и подарим малышам, они тоже любят сказки, а теперь занимайте свои места. После завершения работы дети одевают свои иллюстрации на кольца в папке (упражнение на развитие мелкой моторики). «Когда вы раскрашивали иллюстрации к книге, я приготовила обложку для сказки, вот теперь у нас получилась настоящая книга».
Итог занятия.
Что вам больше всего понравилось на занятии? (ответы детей).

Сценарий сказки «Репка на новый лад»

Посидите тихо, детки.

Да послушайте про репку.

Сказке этой много лет.

В этой сказке один дед

В землю овощ посадил,

Овощ этот уродил.

Так он в землю врос корнями,

Впрочем, все смотрите сами.

Репка. Уважаема в народе

Я росту на огороде.

Вот какая я большая!

До чего же хороша я!

Сладкая и крепкая –

Называюсь репкой я.

Вам с такой красавицей

Ни за что не справиться (садится на грядке).

Автор: Дед пришел на огород

Дед. Ох, устал сегодня я. Где же вся моя семья?

Бабка смотрит сериал.

Внученька, как и все дети, потерялась в интернете.

Жучка с кошкой, вот беда, разбежались кто куда.

Вот мышонок здесь копался и куда он подевался?

Дед находит репку.

Дед. Вот так диво! Вот какая репка выросла большая.

Пытается вытянуть репку.

Дед. Нет, не вырвешь, вот досада! Звать на помощь бабку надо.

Бабка, эй, сюда беги, дергать репку помоги.

Частушки: Я бабуля хоть куда

Без зарядки молода

На печи весь день лежала

Даже спиночка устала.

Фитнес, фитнес говорят

Мне на спорт идти велят,

Но на фитнес не пойду

Очень печку я люблю.

Дед, мне некогда сегодня, подождет твой огород.

В передаче про здоровье Комаровский речь ведет (уходит).

Дед. Внученька, сюда беги, дергать репку помоги!

Музыка выход внучки.

Внучка. Нет, дедуля, скоро вечер, у меня на сайте Встреча.

Я к компьютеру бегу, тебе завтра помогу. (убегает).

В руку зеркальце возьму,

Губки алым подведу.

Глазки я накрашу

Тьфу, на репку вашу!

Дед. Эй, Барбос, сюда беги, дергать репку помоги.

Музыка выход барбоса

Барбос. Очень я хочу помочь. Только не могу сейчас никак.

Опоздать боюсь сегодня я на выставку собак (уходит).

Дед. Кошечка, сюда беги дергать репку помоги.

Музыка выход кошки

Кошка. Мне, дедуля не до репки. Отдыхаю нынче редко.

Съемка у меня в рекламе, вы теперь справляйтесь сами (уходит).

Выходит мышка, читает книжку.

Дед. Ну, а ты, малышка мышка, все грызешь на завтрак книжку?

Ведь невкусная она.

Мышка. Дед, грызть книги – это вредно.

Книжка, обрати вниманье, про здоровое питанье.

Дед. Репка выросла большая. Что с ней делать, я не знаю.

Мышка. Репка! Это же прекрасно! Витаминов в репке масса.

Хватит на год их вполне и тебе и всей семье (все слушают мышку).

Мышка.

Бабка, ты у нас моложе,

Репку вытянуть поможешь?

Бабка. Что, дедуля, тяжело?

А я ведь бабка — ого -го!

Пусть не делаю зарядки, —

Каждый день полю я грядки.

Ну, берись за репку смело,

Нам по силам это дело

Автор. Бабка за дедку, дедка за репку.

Тянут, потянут – вытянуть не могут!

Наша репка велика,

Сила у нее крепка.

Внучку звать придется нам, (кричит).

Внучка, помогай дедам!

Дед. Как тянуть? С какого боку?

Выйди внучка на подмогу!

Внучка.

Что случилось, бабка? Звал меня ты, дедка? Вот так чудо в грядке! Урожай — в порядке! Я поправлю платье, Смажу кремом ручки, Туфельки обую, Ладно, подсоблю я!

Автор. Тянут- потянут, вытащить не могут!

Ломит спину, ноют ручки!

Нет, не справится без Жучки.

Жучка, к нам беги скорей, За меня берись смелей!

Что за шум здесь? Что за драка?

Я устала как собака.

У меня так много дела —

Целый день хвостом вертела,

Я облаяла соседку. (гав-гав).

Автор. Жучка за внучку.

Жучка. Разбудить придётся кошку,

Пусть потрудиться немножко!

Посмотри на чудеса!

Автор. Кошка за Жучку.

Вот так я и знала,

Напрасен наш труд. Я хвостик помяла, А репка все тут.

Мышка. Встали! Выдохнуть, вдохнуть!

А теперь пора тянуть!

Вот взялись они за репку

Все тянули во всю мочь,

Не ушли с работы прочь

Тянут, потянут, вытянули репку.

А потом они все вместе

Веселились, пели песни.

Частушки: 1. Ай, да репка хороша

И кругла ты и вкусна,

Ай, люли, ай люли

И кругла ты и вкусна.

2. Да как вместе мы взялись

И немножко напряглись,

Ай, люли, ай люли

Да как вместе напряглись.

3. Славный вырос урожай

Удивили мы весь край,

Ай, люли, ай люли

Удивили мы весь край.

4.Мы вам пели и плясали

Сказку «Репка» показали,

А теперь пришла пора

Вы, похлопайте друзья!

Автор. Наши актёры.

Каждый представляет себя.

Программа самообразования педагога на 2020 – 2021 учебный год. Тема:…

Программа самообразования педагога на 2020 – 2021 учебный год Тема: «Культура питания – как составляющая здорового образа жизни» Индивидуальный план самообразования Должность Воспитатель ФИО Носкова.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе. Аппликация…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе. Аппликация «Цыплёнок»

Конспект ООД по аппликации в средней группе «Голубь – символ…

Конспект ООД по аппликации в средней группе «Голубь – символ мира» Цель: формирование знаний у детей о празднике «День Победы». Создание коллективной.

План конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей логопедической группе…

План конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей логопедической группеТема: «Космическое путешествие» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Задачи: Закреплять представления детей о.

Перспективный план по физическому развитию детей 3-5 лет в летний…

Перспективный план по физическому развитию детей 3-5 лет в летний период 2012 г. Август АВГУСТ Виды деятельности 1-я неделя Утренняя гимнастика на воздухе Комплекс №5: пятница Пособия.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству в…

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству в первой младшей группе«Путешествие с колобком» Программное содержание: продолжать закреплять четкую артикуляцию звука.

Комментарии

  • Юлия

В блогах

“Новогодняя веранда”

Зима-прекрасное время года! Ведь именно в это замечательное время года мы все ждем наступление любимого праздника Нового Года. А Новый Год уже не за горами. Дети ждут ежегодную сказку, а волшебство начинается 31 декабря.Впервые в нашем детском саду проходит конкурс самой.

Опыт работы «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего возраста»

Театр для детей – это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждают его воображение, активность.

Проект “Формула любви”

Проект в младшей группе «Любовь в семье» Воспитатели: Дмитренко Е.П., Топтыгина Я.Н. Участники проекта: воспитанники младшей группы родители, воспитатели. Срок реализации проекта: 3 недели. Тип проекта: познавательно- творческий Актуальность : в основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств. Любовь маленького.

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию Подбери цвет. Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях. Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что.

Методическая разработка образовательной деятельности «Репка на новый лад»

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи (получения) накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности.

Все функции речи диалектические связаны между собой: они формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой. Прочная связь существует между речью и мышлением, сознанием в целом.

Мышление отражает определенные связи и отношение между признаками предметов и явлений. Считается, речь является средством выражения этих отношений и связей в опосредованной языковой форме, одним из ярких показателей развития человека. Как человек говорит, так он и мыслит, думает, придумывает. Речевое общение в группе должно организовываться постоянно: на образовательной деятельности и в свободной деятельности детей.

Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности учебно – познавательной, игровой, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

— ухудшение состояния здоровья детей

— существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей

— глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.

Проводя диагностику в старшей группе на начало учебного года по развитию речи и связного высказывания детей 5-6 лет (пособие Р.В. Калинина «Психолого – педагогическая диагностика в д/с»), я выявила у большинства детей низкий уровень речевой активности.

Количественный уровень усвоения программы по данному разделу в среднем по группе составил 58%;

Качественный уровень усвоения программы по данному разделу в среднем по группе составил 39,2%;

Полученные данные я использовала для планирования фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы, и поставила перед собой задачу повысить речевой уровень детей.

Читайте также:  Мастер-класс по теме: Игры и упражнения, направленные на развитие речи детей

Проработав методическую литературу по развитию речи (Ф.А. Сохина, В.В. Гербова, В.И. Селиверстов, и ряд журналов «Дошкольное воспитание»), я сделала вывод: что возникновение и дальнейшее протекание речевого высказывания проходят несколько этапов.

I этап – психологический, на котором возникает мотивация речевой деятельности и создается внутренняя программа высказывания,

II этап – лингвистический, для него характерно оформление будущего высказывания в соответствии с грамматикой родного языка и уточнением лексических средств,

III этап – сенсомоторный, предполагающий моторное программирование высказывания.

При условии благоприятного протекания всех этапов возможна осознанная и активная речь.

Следовательно, необходимо использование таких методов и приемов работы с детьми, которые были бы адекватны данным этапам возникновения высказывания и учитывали возрастные особенности детей 5-6 лет.

Учитывая данные факторы, я разработала методику проведения занятия (использование речевой книги, созданной руками педагога и родителей) предполагающую достаточно высокий уровень речевой активности детей по развитию речи для детей старшей группы. Методика предполагает в течение занятия последовательное применение методов и приемов работы с детьми, направленные на создание мотивации речевой деятельности, развития внутреннего программирования, активизацию речевых средств для лексико – грамматического оформления высказывания и благоприятное протекание сенсомоторного уровня речи.

Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать задания на придумывание сказок. У детей повышается внимание к слову, к его точности, уместности употребления в определенном контексте, вырабатывается критическое отношение к собственной речи.

В соответствии с данной методикой структура занятия включает следующие методы:

Методические приемы:

— использование малых форм фольклора

— минутки вхождения в день

— рисование сказки — наоборот с использованием графических схем

В методике проведения занятия созданы благоприятные условия, активирующие разные уровни организации движений (пальчиковая гимнастика, имитация движений, хороводная игра, физминутка), соблюден баланс умственной и физической нагрузкой.

Значимый момент – развитие самоконтроля детей за ходом своего высказывания с помощью собственных схем, которые позволили ребенку следить за последовательностью и полнотой своей речи.

Особенности данного занятия

С помощью яркой, необычной книги я установила с детьми эмоциональное общение. Интересное содержание привлекло внимание детей, доставило им радость, помогло вовлечь в творческую деятельность и решить поставленные задачи: развивающие, обучающие, воспитательные. Такая организация образовательной деятельности позволила, поддерживать активный интерес к сказке и помогло осознать поступки героев, привлекло детей к творческому поиску.

Отличие от обычного занятия

Традиционное обучение дошкольников пересказыванию строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные формы руководства. Функция ребенка на таком занятии исполнительская, а не развивающая.

Предлагаемый конспект образовательной деятельности дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.

Конспект образовательной деятельности способствует ребенку не уставать от обучения, а позволяет отвлечься, поиграть, перейти от более сложного задания, к более легкому.

Оригинальность и новизна представленного вашему вниманию конспекта занятия состоит в том, что он основан на «речевой» книге, созданной совместно с родителями.

Данная методика позволяет изменить традиционную структуру занятия, исключив двукратное рассказывание педагогом произведения. Главное преимущество такого подхода состоит в предоставлении большей части времени речевой активности детей.

На занятии по развитию речи (обучению рассказыванию сказки наоборот) основное внимание уделяется решению речевых задач в их взаимосвязи (словарь, грамматика, звуковое оформление высказывания).

Ведущим приемом на занятии выступает рассказывание сказки наоборот собственного сочинения с использованием графических схем.

Данная методика предполагает разные варианты окончания занятия, это творчество каждого воспитателя.

На моем занятии дети самостоятельно рисуют сказку и рассказывают свой вариант сказки наоборот.

Книга эта многофункциональна в своем применении. Она может быть использована в работе с детьми не только в группе, но и дома при занятии с ребенком. К книге прилагается инструкция.

Конечный результат

Наблюдение за поведением детей на образовательной деятельности позволяет утверждать, что с помощью «Речевой книги» можно организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения пересказывания сказки и последующего придумывания сказки и ее драматизации.

Результаты проведенного занятия показали: речь детей стала насыщеннее и богаче, словарь пополнился различными грамматическими категориями.

Позитивные изменения в речи детей. Дети научились строить сложные предложения, планировать связное высказывание, придумывать сказки наоборот.

А самое главное, на протяжении всего занятия у детей была высокая речевая активность.

Информационный лист для родителей к книге «Репка»

Откройте эту книгу – и перед вами предстоит удивительный сказочный мир. Книга с занимательными заданиями предназначена для развития речи, мышления, внимания детей.

В ней содержаться игровые упражнения, способствующие расширению словарного запаса, формированию грамматического строя речи.

Мамы, папы, бабушки и дедушки!

Не игнорируйте стихотворный материал, подобранный в книге – заучивание стихотворений прекрасно тренирует память.

Соблюдайте следующие рекомендации.

— прочитав ребенку задание, стихотворение, объясните значение непонятных слов, при объяснении используйте иллюстрации, картинки.

— выясните, правильно ли ребенок понял смысл задания, содержание стихотворения.

Примерная последовательность работы с книгой

— Дайте ребенку полистать книгу, заинтересуйте его, назовите её авторов.

— Расскажите сказку, задайте следующие вопросы:

1) Кто помогал деду тянуть репку?

2) Какими качествами обладали эти герои?

3) Правильно ли они поступили, что помогли дедушке?

4) Какие пословицы подходят к этой сказке?

«Скучен день до вечера, когда делать нечего»

«Делу время, а потехе час»,

«Без труда не вытащить и рыбку из пруда».

«Сделал дело – гуляй смело!»

— Обратите внимание детей на пальчики. Дайте возможность ребенку самостоятельно перечислить героев сказки. Выучите пальчиковую гимнастику.

— Рассмотри репку. Репка какая…? (большая, вкусная, сладкая, красивая, желтая и т.д.). Спросите у ребенка как он думает, почему у дедушке выросла такая большая репка?

— Репка – это овощ или фрукт? Почему? Дайте возможность ребенку объяснить свой ответ, показать где растет репка.

— Что из репки можно приготовить? Что приготовила бабушка из репки?

— Спросите ребенка кто первый, второй… вышел тянуть репку? Посмотрите кто на картинке первым увидел репку, прочитайте стихотворение про мышку, спросите, как думает ваш ребенок, смогла ли мышка одна вытянуть репку.

Предложите ребенку самому придумать сказку,

«Сказка на новый лад»

Не забывайте о том, что задача книги – обогатить и активизировать словарный запас ребенка научить его составлять небольшие рассказы, сказки, улучшить произношение.

Если вы, слушая, сказку и ответы детей обнаружили, дефекты в звукопроизношении обратитесь к логопеду.

Интеграция с другими образовательными областями

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно–творческое развитие», «Познавательно-речевое».

Виды деятельности

Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная

Цель: формирование навыка самостоятельного творческого рассказывания.

Задачи:

— Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

— Подвести к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы.

— Обогащать словарь детей образными словами и выражениями, активизировать в речи глаголы, синонимы и антонимы.

— Обучать понимать свои чувства и чувства других людей.

— Развивать зрительное и слуховое внимание.

— Совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения.

— Развивать общую и мелкую моторику.

— Развивать самоконтроль за собственной речью и поведением.

— Воспитывать дружелюбие и взаимовыручку в игровых обучающих ситуациях.

Материал: книга, изготовленная воспитателем совместно с группой родителей.

Раздаточный материал: листы бумаги сложенные в форме гармошки, фломастеры.

Атрибуты: репки, мышки, пальчиковый театр по сказке «Репка»

Ход образовательной деятельности

Привлекаю внимание детей на яркую книгу в книжном уголке, предлагаю рассмотреть ее.

Открываем 1 страницу.

Есть у деда огород зеленые грядки

Урожай он берет, как всегда в достатке,

Но однажды корнеплод все тянули – градом пот.

Мышь мала, но все ж она вырвать …(репку) помогла.

— Дети о какой сказке говориться в загадке?

— Правильно, о сказке «Репка».

Садитесь удобнее, послушайте сказку (рассказываю сказку, отвечаем на вопросы).

Вопросы:

1. Кто помогал деду тянуть репку?

2. Какими качествами обладают эти герои?

3. Правильно ли они поступили, что помогли дедушке?

4. Какие пословицы подходят к этой сказке?

«Скучен день до вечера, когда делать нечего»

«Делу время, а потехе – час»

«А Васька слушает да ест»

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

«Сделал дело – гуляй смело!»

5. Покажите как герои тянули репку?

Чем они держались друг за другом

(предлагаю детям показать имитацию действий)

6. Когда вытянули репку, какое настроение было у героев?

Покажите это настроение.

Открываем 2 страницу.

Проводим пальчиковую гимнастику, перечисляя героев сказки.

Пальчики дружные все такие нужные.

Этот пальчик дедушка.

Этот пальчик бабушка.

Этот пальчик внучка

Этот пальчик Жучка.

Пальчики дружные все такие нужные

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик — жучка

Этот кошка Машка,

Этот мышка Дашка.

Вот и вся дружная семья!

Открываем 3 страницу.

Репка какая …. (большая, вкусная, сладкая, красивая, желтая и т.д.)

— Как вы думаете, почему у дедушки выросла такая большая репка?

(он поливал репку, полол, солнышко ярко светило, грело репку)

Предлагаю поиграть в музыкально-хороводную игру «Репка-Репонька»

Ни мала ни велика

До мышиного хвоста

(Дети выбирают мышку и репку. Репка сидит в кругу, а мышка ходит за кругом. Дети идут по кругу проговаривая слова. По окончании слов репка убегает, мышка пытается поймать репку).

Открываем 4 страницу.

Репка – это овощ или фрукт?

Почему вы так думаете?

Открываем 5 страницу.

— Что из репки можно приготовить?

— Как вы думаете, что приготовила бабушка из репки?

Проводится артикуляционная гимнастика для язычка.

Открываем 6 страницу.

Вспомните, как начинается и заканчивается сказка «Репка».

Кто первый, второй… вышел тянуть репку?

Но вот один сказочник решил составить сказку «Репка» совсем по другому.

Посмотрите, кто в новой сказке первым тащит репку?

Да, мышка! Она вышла первой в огород и пропищала:

«Я – мышка, я – мышка,

Сильнее медведя сильнее слона!

Поэтому вытащу репку одна»

Скажите, почему мышка такая сильная.

(она делает зарядку занимается физкультурой)

Давайте и мы с вами сделаем зарядку, чтобы быть сильными.

Эх! Попрыгаем на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе-хе! Прогнули спинки.

Посмотрите на картинки.

Эге-ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Э-Э-Э! Какой же ты лентяй!

Потянись, но не зевай

Повернись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Сделали зарядку, а теперь мы с вами нарисуем и расскажем сказку на новый лад. (Дети рисуют и придумывают сказку «наоборот»).

Сказки составленные детьми.

Посадил дед репку. Настала ночь, дед пошел спать. На утро мышка зашла в огород удивилась какая репка большая выросла.

Позвала друзей репку тянуть. Тянули-тянули и вытащили репку. Наварили каши и наелись. Потом опять наступила ночь и все пошли спать.

Мышка посадила репку. Выросла репка большая-пребольшая. Мышка не знала ,как ее достать и позвала она Жучку.

— Жучка, иди репку тянуть.

Тянут, потянут, а вытащить не могут, позвали кошку. Опять не могут вытянуть.

Кошка, позвала внучку.

— Внучка, иди репку тянуть.

Тянут, потянут, а вытащить не могут. Позвала внучка Бабку. Тянут, потянут, вытащить не могут. Позвала бабка деда. Дед пришел и вытянул репку. Все обрадовались и стали веселиться возле репки, а потом пошли варить кашу.

Гуляла, мышка увидела репку.

— Ой, какая большая репка. Попробовала ее вытянуть, не смогла. Решила она позвать деда.

Тянули-тянули не вытянули. Позвал дед внучку. Тянули -тянули не вытянули.

Внучка позвала бабку. Тянули, тянули не вытянули. Позвала бабка Жучку. Тянули-тянули не вытянули. Жучка позвала кошку. Тянули-тянули и вытянули репку. Сварили кашу и все вместе пошли спать.

Автор: Груздева Светлана Васильевна, воспитатель МКДОУ детский сад №1 «Сказка»,
р.п. Коченево, Коченевский район, НСО.

Статья размещена в авторской редакции

Конспект НОД для детей средней группы. Сказка ” Репка” на новый лад.

Целевые ориентиры : -обобщить знания детей об обуви;

-развивать связную речь детей, активизировать словарь;

-развивать творческую фантазию и умение импровизировать, свободно общаться в заданной ситуации, стимулировать инициативу детей и их интерес к театрализованной игре.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД для детей средней группы. Сказка ” Репка” на новый лад. »

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

детский сад “Подсолнух”.

для детей средней группы.

Сказка ” Репка” на новый лад.

Составила: Устинова Ольга

г.Тамбов 2015 год.

Конспект НОД.

Репка на новый лад. Тема :Обувь.

Целевые ориентиры : -обобщить знания детей об обуви;

-развивать связную речь детей, активизировать словарь;

-развивать творческую фантазию и умение импровизировать, свободно общаться в заданной ситуации, стимулировать инициативу детей и их интерес к театрализованной игре.

Оборудование: Сказочный домик, музыка, карточки- схемы, реквизит для каждой роли.( бабке- платок, деду- шапку -ушанку, Внучке- парик с косой, сарафан; шапочки- кошки, собаки, мышки.) шапочка для репки и накидка на плечи. ; калоши ,лапти ,сапоги. туфли ,босоножки, сланцы.

Предварительная работа: Беседа о театре, чтение стихов о театре.

Словарная работа: Зрители, актеры, музыканты, фойе, зрительный зал.

(звучит русская народная музыка открываются ставенки домика, дети сидят на стульчиках.)

Сказочница: –Детушки- касатушки,

Садитесь не стесняйтесь,

Всем ли видно, всем ли слышно?

Приготовьте ушки, глазки,

Расскажу сейчас вам сказку.

Сказка эта вам известна

Дед и баба в сказке есть,

Внучка, Жучка, Кошка, Мышка,

Ты узнал ее – малышка?

Чтобы в сказке оказаться

Нужно будет разобраться

Про театр, сцену, зал ,

Чтобы больше ты узнал.

( сказочница выходит из домика.)

_ -Ребята, вы уже были на экскурсии в театре?

-Что нового вы о нем узнали?

-Как называется раздевалка в театре?

-Как называют людей ,которые пришли в театр смотреть спектакль?

-Кто такие актеры?

– Сегодня я предлагаю вам стать актерами. Назовите персонажей сказки Репка.

– На столе лежат карточки, в них зашифрована ваша роль.

Выдерите себе карточку. ( дети выбирают себе роль, обсуждаем у кого что, на другом столе лежит реквизит, дети переодеваются.)

– Вы должны внимательно слушать текст и делать то, о чем говориться.

Сказка будет необычна.

Репка, да на новый лад.

В сказке нужно рассказать,

Кому какую обувь взять.

( дети снимают свою обувь)

-Жил на свете дед -чудак,

В поле он большой мастак!

Вырастит такое чудо,

Не поверишь, что откуда,

Да и как оно растет.

Вот такие чудеса,

Высотой под небеса

Репка желтая растет,

Ох и чудо корнеплод! (дети выбирают себе обувь по тексту сказки и выполняют действия.)

– Вот выходит в поле дед

В лапти новые одет,

Спину кое-как согнул ,

Да за репку потянул. ( все дети хором проговаривают :-Тянет- потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку.

Дед: – Бабка, иди тянуть репку.

– Посмотрела бабка в поле,

Что-то сыро на просторе.

Будут очень хороши на ногах калоши.

– Бабка за дедку, дедка за репку, ВСЕ: тянут-потянут вытянуть не могут. Позвала бабка Внучку.

Бабка: -Внучка, иди тянуть репку.

Внучка модницей была

И капризною слыла.

Внучка в поле не взглянула,

Туфли яркие обула,

На подмогу к деду , бабке,

Неспеша идет по грядке.

-Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, ВСЕ: тянут- потянут вытянуть не могут . Позвала Внучка Жучку.

Внучка: – Жучка, иди тянуть репку.

– Жучка зов то услыхала,

За ухом лапой почесала,

Сапоги надела вскоре,

Побежала спешно в поле.

– Жучка за Внучку, Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку,

ВСЕ: тянут- потянут вытянуть не могут. позвала Жучка Кошку.

Жучка: Кошка иди тянуть репку.

-Кошка сладенько зевнула,

Хвостиком слегка вильнула,

Выбрала на ножки ,

Кошка за Жучку, жучка за Внучку, Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку,

ВСЕ:- тянут -потянут, вытянуть не могут.

Позвала Кошка Мышку.

Кошка:- Мышка, иди тянуть репку.

-Мышка шустрая была,

Спохватилась и она

Обула то, что ей осталось,

Сланцы- вот что ей досталось.

Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку,

ВСЕ: тянут- потянут, вытянули репку!

– Славно! Вытянули репку
В этом дружба помогла.

И ни капли не устали,

Вот такие вот дела!

Сказочница: – Молодцы ребята, вы настоящие актеры. Посмотрите, кто из

героев сказки во что был обут.

– Как одним словом назвать то, во что каждый герой был обут?

– Каждый герой назовите свою обувь “ласково”.

Я называю обувь со словом ОДИН, а вы со словом МНОГО.

Кто правильно выбрал обувь? Почему?

А почему никто не взял валенки?

-Кому не удобно будет работать в поле в этой обуви? Почему?

-Вы ребята молодцы! И сказку показали И про обувь рассказали.

Вот и сказке конец, а кто слушал- молодец!

А у меня для вас есть необычная репка.( сюрпризный момент раздаются конфеты репки.)

Ссылка на основную публикацию