Спортивно-речевое педагогическое мероприятие на тему: Но приданья старины забывать мы не должны

Внеклассное мероприятие в 7-9 классе. Культура речи

Цель: Воспитание культуры речи учащихся.
Задачи:
Образовательные: формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.
Практические: профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов и сленга.
Развивающие: развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в команде, умений сопоставлять, сравнивать и анализировать, а так же умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, активной жизненной позиции, чувства товарищества и ответственности за порученные задания.

Оборудование: Конспект мероприятия, видеоролик «Ералаш: Почему мы так говорим», презентация, карточки для жеребьевки, карточки с заданиями для команд( список сленговых слов и стихотворение для инсценировки), 2 ватмана, ножницы, клей, цветные карандаши и фломастеры, линейки, картинки для оформления стенгазеты, опорные материалы, индивидуальные карточки для проведения рефлексии.

Здравствуйте ребята, я рада вас видеть.

Знаете, в детстве, да если сказать честно и сейчас мне очень нравилась программа «Ералаш». А вы знаете такую передачу? Смотрели ее когда-нибудь? Как раз сегодня утром, когда я собиралась к вам, я случайно наткнулась на одну из его серий. Посмотрев ее, я улыбнулась, но и задумалась одновременно. Я не поленилась скачать это видео, и мне хотелось бы показать его вам. Действие там происходит в 1974 году, когда ни вас, ни меня, еще не было. Прошло 40 лет, а как дела обстоят в наше время. Об этом вы мне скажете после просмотра. Слайд 1 (видео ролик “Ералаш” – Почему мы так говорим?)

Скажите, в чем главная мысль ролика? Правильно, вот именно об этом мы сегодня с вами и будем разговаривать. А в настоящее время как обстоят дела? Люди более старшего поколения всегда понимают вашу речь? Могла бы такая же ситуация случиться в наше время? Лексика мальчика, конечно, немного поменялась бы, но взрослый по-прежнему ее не понимали бы.

Есть такая поговорка: «Встречают по одежке, а провожают по уму»». А как же люди узнают об уме, ведь вас же не заставляют каждый раз знакомясь с новыми людьми, делать тест IQ, или что-то подобное. А можно по речи человека, по тому, как он говорит определить его умственные способности?

Согласно современным исследованиям, есть 2 явления, наиболее засоряющие речь современных подростков: это слова-паразиты и сленг. Вы знаете, что это такое? Слайд 2.

Слова- паразиты – это слова, употребляющиеся в устной спонтанной речи, они не несут никакого смысла, т.е без них, смысл высказывания никак не изменится, служат для заполнения пауз, употребляются людьми с бедным словарным запасом.
Сленг – это особые слова, выражающие значение уже существующих слов. Употребляется определенной группой людей: молодежный сленг, профессиональный, тюремный.
Скажите честно, а вы сами наверняка употребляете в своей речи, как одно, так и другое явление. Кто-то чаще, кто-то реже, но, тем не менее, все или почти все.

Вы уже разделены на 2 команды. Одна из которых сегодня будет выполнять задания связанные со словами-паразитами, а другая с молодежным сленгом.

Что такое сленг и слова-паразиты мы уже определились, а вот современных примеров еще не приводили. Это и есть первое задание, которое вы получаете. Опираясь на свой личный опыт, на свою речь, речь ваших друзей и одноклассников, я предлагаю вам составить так называемый словарь-паразитариум, куда вы запишите тот сленг и те паразиты, которые сами употребляете. Я думаю, пару минут, вам будет достаточно, напоминаю, вы работаете в группах.
Озвучьте, пожалуйста, ваши примеры. Начнем со слов-паразитов. Слайд 5.

Следующее задание будет у каждой группы свое, мы уже говорили, что сленг – это слова имеющие эквиваленты в литературном языке. Зачастую люди, употребляющие в своей речи сленг, считают, что в любой момент могут от него отказаться и перейти на нормальный литературный язык. А давайте проверим, так ли легко это сделать, перед вами листок со сленговыми словами – а вы должны подобрать к ним синонимы, передать смысл слова другим выражением.
1. Прикинь –
2. Ништяк –
3. Хавчик –
4. Базар –
5. Прикид –
6. Тусить –
7. Предки –
8. Бро –
9. Ботан –
10. Батл –
11. Сяпки –
12. Рот оф-
13. Фиолетово –
14. Замутить –
15. Глюк –
16. Шухер-

17. Кульно –
18. Го –
19. Фейк –
20. Няшно –

А вторая группа в это время, пытается творчески подойти к инсценировке одного очень интересного стихотворения, написанного Аркадием Хайтом и называющегося “Лишние слова”.
1. Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “ноль один”
Срочно сообщает:
2. Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
Вообщем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
1. Можно трубку положить
Все давно сгорело.

1. – Как проехать на вокзал? –
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает
2. – Вообщем, где-то, так сказать,
Это близко очень.
Просто тут рукой подать,
Говоря короче.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе…
Вы проехали давно
Возвращаться нужно.

1. Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
2. – Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте.
Не для вас для одного
Будут, значит, гости!
Вообщем, я сказать хотел,
Что терпеть не стану…
1. Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.

Как видно из этого стихотворения, употребление в речи слов-паразитов может привести к самым абсурдным последствиям.

Мы сегодня с вами так активно и творчески работаем, наверное вы уже немного устали? А хотите я вас научу как всего парой движений, и зная несколько точек научиться активизировать работу мозга, избавиться от раздражения, повысить настроение и многое другое?

Для этого нам с вами нужно прежде всего встать, расправить плечи и расслабиться. Разогреем ладошки. Чтобы избавиться от умственной усталости и ощутить прилив сил нужно найти и помассировать по часовой стрелке Слайд 7

• 2 точки по сторонам от ногтя мизинца, слегка надавали и массируем.
• Посмотрели на большой и указательный пальцы, нашли место где у вас сходятся косточки, массируем с легким нажимом по часовой стрелке.
• Нашли небольшую впадинку на задней части головы и помассировали ее, опять же по часовой стрелке.

Для снятия стресса: Слайд 8.

• 2 выступающие косточки чуть ниже шеи.
• Точка на запястье со стороны мизинца. При выполнении массажа дышим глубоко и ровно.

Ну и что бы с вашим настроением всегда все было в порядке, тоже есть несколько точек: Слайд 9

• точка на лбу между бровями
• точка у крыльев носа (движения вверх вниз)
• 3 точки над верхней губой, под нижней губой и на подбородке.

Отлично, ну я надеюсь, все взбодрились, усталость ушла и можно с новыми силами продолжать наш разговор дальше.
Мы уже выяснили, что сленг и слова-паразиты загрязняют и обедняют нашу речь, заставляют нас выглядеть нелепо в глазах собеседников, но, наверное, с ними можно как-то бороться? А вы знаете, что раньше для борьбы с нежелательными словами использовался такой метод как мытье языка с мылом? А как вы думаете, есть какие-то более гуманные, но действенные способы для этого?

Да, это очень сложный вопрос, я приготовила несколько вариантов действий, давайте вместе посмотрим, какие из них могли бы нам в этом помочь. Слайд 10-12
– Вообще ничего не говорить.
– Признаться себе в том, что у Вас действительно есть проблемы с чистотой речи
( употребление слов паразитов и сленга)
– Выяснить какие именно слова-паразиты характерны для Вас, принять решение от них избавиться.
– Попросить знакомых делать вам замечание каждый раз когда вы произнесли слово-паразит или сленговое слово, и не обижаться, если на первых порах это будет происходить крайне часто.
– Ничего не делать, я вырасту, и молодежный сленг исчезнет сам собой.
– Назначит самому себе штраф за использование слов-паразитов и сленга( например выполнить какое-либо нелюбимое действие, помыть посуду к примеру, или каждый раз громко и при всех кукарекать, мяукать, лаять и так далее).
– Делать упражнения на дикцию.
– Старайтесь говорить чуть медленнее, слова-паразиты вылетают у нас при спонтанной речи, для заполнения пауз. Если чуть замедлить темп речи, у вас появится время, чтобы продумать дальнейшие слова, пауз не возникнет, и слова-паразиты не будут употребляться.
– Стараться чаще выступать на публике.
– Больше читайте, это увеличит словарный запас.
– Взять словарь и каждый день учить по 10-20 новых слов.
– Бить себя по губам каждый раз, когда произносишь слово-паразит или сленговое слово.
– Выписать все сленговые слова, которые употребляешь, и поободрать к ним синонимы, которыми их можно заменить.
– Поспорить с друзьями, что вы не будете употреблять в своей речи сленг.
– Записаться в кружок ораторского искусства.

А что бы информация, которую вы сегодня узнали лучше вам запомнилась, и что бы с ней могли ознакомиться не только вы, но и учащиеся других классов, давайте сделаем своеобразную стен газету, в которой четко и лаконично отразим основные тезисы нашего сегодняшнего мероприятия. Все необходимое для этого у вас есть на столах, а схему, по которой вы будете делать стенгазету, вы видите на экране. Слайд 13

Тема, над которой работала ваша группа (сленг либо слова-паразиты).
Определение этого явления, то есть, что оно из себя представляет.
Примеры ( их вы записывали в свой паразитариум).
Способы избавления от нежелательно лексики. Выберите 2-3 самых действенных способа и запишите их.
Ну и не забудьте поработать над оформлением.

Давайте повесим наши стенгазеты на доску.

Подведем итоги, у каждого из вас есть небольшая табличка, в котором вы должны оценить, интересным ли для вас было данное мероприятие, как вы работали в ходе него, и что получилось в итоге. Оценочный лист можно не подписывать.

А в заключении нашего мероприятия, еще раз посмотрите на свои газеты, вспомните все о чем мы говорили, и ответьте мне на несколько вопросов. Изменилось ли ваше отношение к словам – паразитам и сленгу? Задумались ли вы над тем, а не слишком ли часто они встречаются в вашей речи? Какое решение вы приняли, нужно ли с ними бороться или вас все устраивает? Вы по прежнему считаете, что в любой момент сможете отказаться от их использования и это будет легко и просто, и они бесследно исчезнут?

Спасибо вам большое, мне было очень приятно с вами работать, я надеюсь, вы тоже получили удовольствие, от нашего совместного времяпровождения.

Рекомендуем посмотреть:

Похожие статьи:

Анна Николаевна Зирина # 30 января 2015 в 18:03 0

Самоанализ внеклассного мероприятия.

Вашему вниманию было представлено внеклассное мероприятие: «На чистом, русском языке».
Целью данного мероприятия было воспитание культуры речи учащихся. Для достижения данной цели мной были поставлены следующие задачи:
Образовательные: формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.
Практические: профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов и сленга.
Развивающие: развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в команде, умений сопоставлять, сравнивать и анализировать, а так же умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, активной жизненной позиции, чувства товарищества и ответственности за порученные задания.

Недавно я проводила исследование по использованию слов-паразитов, сленга, иноязычной лексики в речи современных подростков, которое выявило следующую проблему: 100% респондентов очень часто используют их в своей речи, и 95% из них, искренне верят, что в любой момент, смогут без каких-либо усилий отказаться от их использования. Поэтому, я считаю выбранную тему актуальной, доступной и соответствующей возрастным особенностям учащихся. Так же она позволяет выполнить принцип интеграции с другими образовательными областями, в данном случае с такими предметами как, русский язык, литература, риторика.
Форма проведения мероприятия – интеллектуально-творческая игра, именно сочетание элементов творческой, игровой и учебно-воспитательной деятельности позволяют добиваться поставленных задач.
Мероприятие включало в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-аналитический.
Остановимся на каждом более подробно.
Целевой компонент. В качестве вводного момента был использован один из выпусков программы «Ералаш», подходящий к заданной тематике. Так это занятие в гостях, и я не знаю ребят, а они не знают меня, это так же способствовало созданию доброжелательной, благоприятной эмоциональной атмосферы. Ребята улыбнулись, и немного расслабились. Цель урока определяется самими учащимися под руководством учителя.
Содержательный компонент: Выбранная тема дает широкие возможности для эмоционального воздействия, а вопросы, задаваемые мной ученикам позволяли достичь связи содержания с жизненным опытом обучающихся.
Оганизационно-деятельностный компонент: Включал в себя элементы
театральной и коллективной творческой деятельности.
Выполнению принципа здоровьесбережения способствовало проведение динамической паузы, когда ребята получили представления о точечном массаже, и его воздействии.
Оценочно-аналитический компонент подразумевает проведение рефлексии различных типов. В своем мероприятии я использовала интеллектуальную рефлексию, в форме систематизации полученных знаний, и создания стенгазет. А так же рефлексию деятельности при заполнении индивидуальных оценочных листов.
Оптимальность предложенного объема материала позволяла менять виды деятельности учащихся. В ходе мероприятия мной были использованы все виды работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Поскольку учащиеся находились в ситуации стресса, незнакомый учитель, члены жюри, в ходе мероприятия мной использовалась классическая музыка. Это позволило убить сразу 2 зайцев, разрядить обстановку и оказывать незаметное эстетическое воздействие на музыкальные вкусы ребят, не смотря на то что, предложенная музыка была в современной обработке, она вряд ли могла быть услышанной ими в других ситуациях.
По окончанию мероприятия я получила следующий результат, некоторые ребята поменяли свое отношение к словам-паразитам и сленгу, стали считать их более опасными, задумались над тем, а так ли легко они смогут от них избавиться, выбрали для себя несколько подходящих методов борьбы с нежелательной лексикой. Пусть не все учащиеся поменяли свое мнение, но если я донесла это, хотя бы до нескольких человек, это уже успех.
В целом, я считаю что цели и задачи данного мероприятия, были достигнуты.

Методическая разработка открытого внеурочного занятия Преданья старины глубокой

План – конспект внеурочного занятия
«В мире книг»
Класс: 4
Тема занятия: «Преданья старины глубокой» (интеллектуальная игра)
Цели:
закрепить знания, полученные на занятиях по изучению мифов.
способствовать формированию навыков свободного общения учеников на уроках, развивать критическое мышление;
воспитать интерес к истории и литературе, уважение к культуре и традициям своего народа.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формированиемотивации к обучению и познанию
3) формированиецелостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире людей.
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
2) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Форма занятия: игровая, коллективного взаимодействия.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, выставка рисунков, иллюстрации русских народных праздников.
Ход занятия
Мотивационный этап
– Представьте, что мы сейчас с вами не в классе, а на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щечки. У вас замерзли носик и ушки. Потрите их. Вас стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего занятия.

– Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте их поприветствуем:
Дорогих гостей встречаем,
Добрым словом привечаем,
По обычаям российским
От души поклон вам низкий.
(расходятся на свои места)
II. Сообщение темы и целей
– На занятиях по внеурочной деятельности мы с вами познакомились с мифами древних народов, с историей создания народных игрушек, с русским фольклором. И сегодня вам предстоит увлекательное путешествие в мир прошлого, полный тайн и загадок.
– А начать мне бы хотелось со слов А.С. Пушкина
«Пусть ведают потомки православных
Страны своей минувшую судьбу.»- Ребята, а все ли слова вам понятны?
(Потомки – это, те кто будет жить после нас, ведать – значит знать)
– Как вы думаете, что хотел сказать поэт своими словами?
(ответы детей)
– А зачем же нужно знать то, что давным-давно прошло?
(ответ)
– А теперь из всего сказанного, попытайтесь определить тему.
(ответы)
– Вас ожидает игра «Преданья старины глубокой»
– Сегодня на занятии мы с вами:
Вспомним Мифы древних народов.
Узнаем Что означает слово предание, старина.
Научимся Работать в команде.
Обобщим Наши знания по мифам славянских народов.
III. Актуализация знаний
– Итак, давайте вспомним, что означает слово МИФ?
(миф – это фантастическая легенда, сказание о богах, явлениях природы, открытиях)
– Мифы каких народов мы читали?
– Чему в основном были посвящены эти мифы?
IV. Основная часть
– Наша игра называется «Преданья старины глубокой», а что же означает слово предание? (ответ)
– Давайте посмотрим, а какое же толкование этого слова дается в словаре Ожегова.
(Предание – переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда.)
– А что же такое старина?
( Глубокая старина – давнее, давно прошедшее время)
– Теперь, когда мы знаем что означают слова в названии нашей игры, мы можем начинать и саму игру.
– В нашей игре участвуют две команды: команда «Феникс» и команда «Ратибор»
– Я буду задавать вопросы сразу обеим командам. Отвечает команда первая поднявшая флажок и получает фишки за правильные ответы. А выигрывает команда, набравшая больше фишек. Кроме того, вам предстоит самим попытаться оценить работу своей команды при помощи двухцветного светофорика.
– Команды поприветствуйте друг друга:
Команда «Феникс»
Девиз:
Птица феникс, надо знать,Других любит зажигать!Не огнем, а позитивом.Обыграем всех красиво! Команда «Ратибор»
Девиз:
К состязанию готовыИ настроены сурово.
Знаний много мы имеем,Победить мы вас сумеем.
– Ну что же теперь можем начинать.
1 тур. «Славянская мифология».
Вы попадете в мир славянских языческих мифов, в те стародавние времена, когда жизнь людей всецело зависела от природы, от воли могущественных богов и духов. Вы должны определить, о каком боге идет речь.
Задание № 1«Пантеон славянских богов»
(пантеон в переводе с греческого языка означает «храм, посвященный всем богам»).
Бог Солнца, тепла и света. Его имя слышится в дожившей до наших дней молитве: «Дай Боже!». (Даждьбог)
Все, рожденное им, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники. (Род)
Могучий волшебник и оборотень, покровитель путешественников и торговцев, бог удачи. (Велес)
Как древние славяне называли бога-отца света, бога неба, научившего человека искусству ковать и брачным связям, подарившего людям сыновей-богов? (Сварог)
Какой грозный владыка был сыном верховного божества Сварога? Он почитался как бог грома и молний. (Перун)
Какое божество олицетворяло разрушительную стихию, небесные или атмосферные явления? Его называют повелителем ветров. (Стрибог)
Задание № 2
«Нечистая сила»
20396201596390 Суеверия (вера в таинственные сверхъестественные силы) послужили основой многих примет, сказок, поговорок. К суевериям относится и «чертово племя». Что же это за племя? Более пятидесяти обитателей насчитывается в нем. В народе говорят, что за душу каждого человека спорят чёрт и ангел-хранитель. Если добрые дела человека перевешивают, то ангел прогоняет черта, и наоборот. Давайте вспомним некоторых представителей нечистой силы.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
Домашний дух, живущий по соседству с человеком в его жилище.
Маленькая безобразная старушка с куриными ногами, принадлежащая как к лесному, так и к крестьянскому хозяйству
Эта представительница нечистой силы, отправляясь на «дело», покидает жилище через печную трубу и летает по воздуху на метле, на кочерге.
Злая, уродливая старуха-волшебница, в языческие времена была могущественной богиней, хозяйкой леса и зверей. Её избушка считалась вратами в подземное царство.
Летучий огненный дракон, одно из самых страшных чудовищ русских сказок и былин.
Девушки, обитавшие в воде, летними вечерами водившие хороводы по берегам рек и озер.
Хозяин леса и зверей. Он может испугать, завести в глухую чащобу и лишить охотничьей добычи.
Задание № 3
«Таинственный сундук»
Известно, что Василиск – это мифическое животное, огромный змей, способный убивать ядом, взглядом и дыханием. Умирает от собственного взгляда.
Вам предстоит сразиться с Василиском. Какой предмет, находящийся в этом сундуке, поможет вам победить змея? (зеркало)
Итог I тура. Первый тур окончен. Как вы можете оценить игру своей команды. просигнальте светофориком.
II тур «Народная игрушка»
Задание № 1 «Тарарушки – тарарушки – это русские игрушки».
О чем только не расскажут народные игрушки! О преданиях глубокой старины и об особенностях быта, о сказках и легендах своего народа, о местности, в которой он живет, и, конечно, о его характере.
1.Самой распространенной игрушкой были тряпичные куклы. Их делали из остатков ткани, иногда набивали соломой, шили для них сарафанчики и рубахи. Кто должен был сделать первую куклу для девочки?
А. папа
Б. мама
В. старшая сестра или брат
2. Назовите родину дымковской игрушки
А. Вятка
Б. Москва
В. Норильск
3. Как назывались на Руси маленькие деревянные или костяные игрушки, предназначенные для семейных и даже светских развлечений?
А. бирюльки
Б.миниатюры
В.фитюльки 4.Кто является самым популярным героем деревянной богородской игрушки?
А. собака
Б. медведь
В. крокодил

– Много русских мастеров из разных мест трудились над созданием игрушки. У каждой были свои особенности и отличия. Создавая эскизы, узоры, мастера использовали различные краски, цвета. И я предлагаю вам следующий конкурс.
Задание № 2 «Раскрась игрушку».
Каждая команда должна раскрасить образец дымковской игрушки. (Предоставляются наборы цветных фломастеров или карандашей.)
Итог II тура. Второй тур окончен. Как вы можете оценить игру своей команды. Просигнальте светофориком.
Музыкальная физкультминутка
III тур
«Русский фольклор»
Русский народ – создатель богатого фольклорного наследия: мудрых пословиц, хитрых загадок, печальных обрядовых песен. Пословицы и загадки тесно связаны друг с другом, входят в песни, былины и сказки, служат людям верную службу: учат, советуют, предупреждают.
На вид пословицы просты,
Начни-ка вспоминать.
Но мудрости и красоты
У них не занимать.
И если их перечитать
То убедишься снова:
Захочешь что-то поменять –
Не выкинешь ни слова.
Необходимо выбрать правильное окончание пословицы.
Задание № 1. «Знаешь ли ты пословицы и поговорки?».
Необходимо подчеркнуть правильное окончание пословицы.
Авось да как-нибудь.
. и так проживем
. до добра не доведут
365760037465. само дело делается
2. Волков бояться.
. ружьём запасаться
. трусом остаться
. в лес не ходить
3. Что в воду упало, то.
. рыба достала
. пропало
. ко дну пристало
4. Сколько волка не корми, он.
. всё равно собакой не станет
. всё равно не наестся
. всё равно в лес смотрит
5. В огороде бузина, а…
… голод – не тетка
… в Киеве – дядька
… Одесса – мама
Задание № 2. «Расшифруй слова».
На волшебной двери – письмена.
Расшифруй, получишь столько силы,
Сколько мудрость вечная одна
В дар героям славным приносила
GУIRSZМ WДVА СМQЕКRАЛJКА
ЧDSТО JБРVZАLТ С UСQЕСRТРFDОLЙ
– Ребята, как вы понимаете смысл волшебной надписи? (Ответ)
Итог III тура. етий тур окончен. Как вы можете оценить игру своей команды. Просигнальте светофориком.
IV тур
«Праздничный»
Жизнь русского народа была богата праздниками – веселыми и замечательными. Эти праздники дошли и до наших дней, не забылись, не утратили свою былую яркость, задор. Праздники отвлекали людей от обычного распорядка ежедневной жизни и предполагали следования различным обычаям и правилам. И у каждого праздника есть своё лицо.
Как называется день перед Рождеством, когда православные верующие ничего не едят до самого вечера, ждут появления первой звезды? Ответ: сочельник
Какой праздник связан с воскрешением Иисуса Христа? В этот день красят яйца и пекут куличи. Ответ: Пасха
Во время этого праздника в церквях освещают воду и приносят её домой. Эту святую воду пьют сами, окропляют ею жилища. По языческим традициям в эти праздничные дни принято гадать. Что это за праздник? Ответ: Крещение
Главную роль в этом празднике играют блины, которые добрыми хозяйками пеклись всю неделю. Любимой народной потехой были борьба и кулачные бои. Как называется этот праздник? Ответ: Масленица
С папоротником связаны народные поверья. Считалось, что раз в году, в ночь на этот праздник, на нем распускается цветок, обладающий магическими свойствами. О каком празднике идет речь? Ответ: Иван Купала
– Окончен IV. Заключительный тур. Как вы оцениваете работу своей команды?
– Вот игра и вся!
Конец!
Кто играл в ней – молодец!
IV. Рефлексия
– Вот и подошло к концу наше путешествие в мир древних славян. Но вы в любую минуту можете сами продолжить его. Некоторые из этих поговорок, загадок вы запомнили и потом расскажите, загадаете – и вот снова заживет новой жизнью художественное слово народа, дошедшее до нас из глубины веков.
– Ну, а теперь пора узнать победителя. Подсчитайте, пожалуйста, свои фишки.
– У вас на партах лежат солнышко и страшилка. Если вам было интересно, комфортно на уроке, поднимете вверх солнышко. Если что-то не понравилось, вам было неинтересно и ничего полезного вы не узнали – страшилку. Покажите свои карточки.
– Занятие окончено.

  • 2875510-1-razrabotka_zanyatiya_predanya_stariny_glubokoy_4_klass2
    Размер файла: 2 MB Загрузок: 0

Конспект бинарного занятия по художественно-эстетическому развитию “А предания старины забывать мы не должны”
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Уважаемые коллеги! Представляю вам конспект бинарного занятия в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию.

Этот нетрдиционный вид занятия способствует в увлекательной форме закрепить у детей имеющиеся знания о русском народном творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_binarnogo_zanyatiya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект бинарного занятия по художественно-эстетическому развитию Тема: А предания старины забывать мы не должны

Цель: обобщить первоначальные представления детей о творчестве русского народа

Воспитательные: Воспитывать отзывчивость, трудолюбие, дружеские взаимоотношения, чувство гордости за свою родину.

Развивающие : развивать самостоятельную творческую деятельность, художественно-эстетический вкус, мышление, память, глазомер, мелкую моторику, интерес к жизни русского народа

Образовательные : продолжать формировать образную речь посредством пословиц, поговорок, закрепить прием кругового ткачества.

Задачи музыкального руководителя:

Воспитательные задачи : Воспитывать культуру исполнения хороводной песни и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.

Развивающие задачи : Развивать музыкальный слух, голос, память, тембровое и ритмическое восприятие, воображение.

Образовательные задачи : Эмоционально воспринимать музыку, высказывать свои впечатления о характере музыкального произведения.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Методы: Словесный , наглядный ,практический

– прием активизации деятельности детей

-приемы поддержания интереса у детей

Технологии: здоровьесберегающая технология, технология развивающего обучения

Материалы и оборудование : ТСО, ИКТ, пряжа, иголка и основа для ткачества на каждого ребенка, по две деревянные ложки на каждого ребенка.

Предварительная работа воспитателя: работа над проектом “Народная культура и традиции” , знакомство с традицией ткачество, проведение цикла занятий по круговому ткачеству.

Предварительная работа воспитателя: работа над проектом “Народная культура и традиции” , знакомство с народным костюмом, экскурсия в Тоцкий краеведческий музей, проведение цикла занятий по круговому ткачеству

Связь с предыдущим занятиям воспитателя: Коллективное изготовление коврика круговым ткачеством

Связь с предыдущим занятием музыкального руководителя: Занятие “Народные песни и хороводы”

Мир Вам, гости дорогие!

Вы явились в добрый час –

Встречу тёплую такую

Мы готовили для Вас.

Но ещё не все собрались – жду я ребятишек – девчонок и мальчишек!

Под весёлую русскую народную музыку в зал входят дети.

Х: Здравствуйте, ребята ( с поклоном) , я рада видеть вас таких нарядных, красивых с хорошим настроением.

Д : Здравствуй, хозяюшка с поклоном

Все дети гостям : Здравствуйте, гости, дорогие!

Х: Проходите, садитесь.

Дети проходят садятся.

Ребята, а скажите как называется комната, в которой я вас встречаю?

И одеты мы с вами по особому, в народные костюмы, потому что сегодня на занятии поговорим о том, как люди на Руси трудились, рукодельничали, веселились.

-А ну-ка, ребятки, отгадайте загадку

Я сижу на берегу
Живописного пруда.
Без чего я не смогу
Вынуть рыбку из пруда?

Х: А в загадке спряталась пословица, догадались какая?

Правильно, ведь всякое уменье трудом дается .

слайд . трудились люди

Х: Издавна русский народ славился трудолюбием. Почему так говорят?

Ответы детей: Потому что русский народ любил трудиться .

Правильно, ребята, а еще люди помогали друг другу.

-Как они помогали друг другу?

Дети: вместе строили дома, вместе косили траву, вместе сажали рожь и пшеницу, вместе убирали урожай.(слайды..)

Хозяйка: Правильно, вместе делали одно дело. Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда друг другу в помощи не отказывал.

– А если они помогали друг другу, значит они были какие?

Дети: дружные, добрые, отзывчивые.

Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде, о дружбе.

/Дети говорят пословицы и поговорки/

Х : И я тоже прошу вас о помощи, задумала как-то подарки для гостей сделать, соткать коврики-подставочки , да вот беда не успела. Поможете?

Тогда, пожалуйста, садитесь за стол. (дети проходят и садятся за столы)

– Ребятушки, а скажите пожалуйста, как называется этот вид рукоделия?(показ изделия)

Дети : Этот вид рукоделия называется круговое ткачество.

Ткачество – старинный вид рукоделия. Талант рукодельничать передавался из поколения в поколение, и сегодня у нас есть возможность прикоснуться к истокам народного мастерства.

-Как называется ниточка, которая помогает создавать красивое плетение?

Дети: Ниточка называется “уточка”

Но сначала, давайте вспомним технику безопасности при работе с иголкой, ножницами. Дети проговаривают.

Не бери иглу без дела

правила ты не забудь: не колоть себя, соседа и в игольницу вернуть.

Ножницы также используем по назначению.

А перед рукоделием разомнем пальчики

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

И работать захотели.

Хозяюшка : За дело смело принимайтесь,

Творите чудо, не стесняйтесь.

Помнить, детки, вы должны-

Умельцы нам всегда нужны.

Самостоятельная деятельность детей.

Какие замечательные коврики у вас получились. Спасибо вам, ребята, за помощь.

А сейчас мы дружно встанем

И подарочки подарим.

Дети под музыку проходят и дарят подарки гостям , садятся на стульчики.

М.Р. -Здравствуйте, пустите к себе в избу?

Х: Зачем пожаловали?

М.Р.: хозяйку повеселить.

—Рассказать, послушать, посмеяться, поплясать, да себя показать.

Музыкальный руководитель : Здравствуйте, добрые молодцы, да красные девицы! Дети : Здравствуйте! (с поклоном)

В старину после долгого трудового дня выходили красны девицы да добры молодцы хороводы водить, добрым словом перемолвиться. Вот и сейчас мы с вами и заведем наш хоровод.

Хоровод -танец «..На горе-то калина. »

Музыкальный руководитель : Молодцы ребята! Как вы хорошо исполняли этот хоровод, словно мы оказались в том времени, когда без хоровода жизнь русского народа была невозможна.

Музыкальный руководитель : Какой характер у этого хоровода?

Дети : Веселый, озорной

Музыкальный руководитель : Правильно, дети! И характер у русского народа веселый, озорной!

Но на Руси не только хороводы водили, но и песни народные пели.

Слушание народных песен, определение видов песен

Виды песен: колыбельные, плясовые, хороводные .

Вот ложки точеные, ручки золоченые.

Хочешь – ими щи хлебай, а не хочешь – так играй!

(Берет ложки, ударяет друг о друга, затем раздает ложки)

Подходите, подходите, ложки все себе берите.

Игра на ложках (сели )

Музыкальный руководитель : Очень хорошо, что эта музыка радует нас сейчас так же, как и наших предков много-много лет назад.

Х: Вам интересно было сегодня на занятии? Что для вас было особенно интересно? А мне приятно было с вами общаться, рукодельничать. Вы трудолюбивые, добрые, отзывчивые ребята.

М.Р.Я с восхищением смотрела на вас, когда вы водили хоровод, с удовольствием откликались на слушание народных песен, играли на ложках. Спасибо вам, ребята.

М.Р : Желаем вам, ребята чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни, но предания старины, забывать мы не должны.

Под музыку дети и педагоги выходят к гостям.

Дети и педагоги: Благодарны всем гостям, что пришли сегодня к нам.

Сценарий мероприятия: «Преданья старины глубокой»

Одним из приёмов формирования интереса учащихся является использование исторического материала, что позволяет активировать учащихся, повысить их интерес к русской истории, культуре, обычаям. Чуткое и внимательное отношение к прошлому имеет не только познавательное значение, но и воспитывает нравственные качества личности.

Сценарий мероприятия «Преданья старины глубокой»

Одним из приёмов формирования интереса учащихся является использование исторического материала, что позволяет активировать учащихся, повысить их интерес к русской истории, культуре, обычаям.

Чуткое и внимательное отношение к прошлому имеет не только познавательное значение, но и воспитывает нравственные качества личности.

1 вед. Добрый вечер,

Гости званные и желанные,

Люди старые и молодые,

Женатые и холостые.

2 вед. Сегодня мы собрались для того,

Чтобы поведать вам преданья

1 вед. Заглянем в дом простого русского крестьянина и увидим,

Как неприхотлив был в быту русский человек.

2 вед. Струганные стены, струганный пол,

Струганный потолок. Шум берез под окнами.

Стол, позеленевший от времени.

Некрашеный сундук, лавки вдоль стен…

1 вед. Изба простолюдина – это символ понятий и отношений к миру.

Красный угол, например, ( передний, большой, святой) – это духовный центр избы,

Обращен он к юго-востоку и является олицетворением зари.

Здесь всегда стоял обеденный стол, висели иконы,

Украшенные тканями и вышитыми полотенцами.

Потолок подобен небесному своду,

А матица – млечному пути.

2 вед. И если в духовном смысле главным

Местом в избе был красный угол, то

Сосредоточением материально- нравственного центра была русская печь –

Никогда не остывающий очаг семьи.

Печь кормила, поила, лечила, утешала.

На ней подчас рожали младенцев.

Она же, когда человек дряхлел, помогала

Достойно выдержать краткую смертельную муку, и успокоиться навек.

Печь нужна была в любом возрасте, в любой состоянии и положении.

Она остывала только с гибелью семьи или дома.

1 вед. Быт и занятия наших предков нашли

Своё отражение в загадках, пословицах, поговорках.

Послушайте и отгадайте наши загадки.

2 вед. Что две недели зеленится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает? (Рожь)

1 вед. Зимой нет теплее,

Летом нет холоднее. (Печь)

2 вед. Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блин)

1 вед. Ни живота, ни головы,

А четыре ноги. (Стол)

2 вед. Долгим зимним вечером

Девушки пряли пряжу, вышивали.

А чтобы скоротать время – пели песни.

(Девочки, одетые в сарафаны, поют песню и вышивают, прядут одежду)

Песня « В низенькой светёлке»

В низенькой светёлке огонёк горит

Молодая пряха у окна сидит,

Молода, красива, карие глаза.

По плечам развита русская коса

Русая головка, думы без конца

Пряха, моя пряха, где же ты моя.

1 вед. Вот так рукодельничали русские девушки!

А песня их была постоянным спутником.

Порадует ли что русского человека,

Он радость свою выражает в песнях весёлых,

Приключится ли горе,

И он выльет его в песнях протяжных, заунывных.

В летнюю страдную пору, после дневных трудов,

Русский человек с песней возвращается домой.

2 вед. Устраивал русский люд и праздники

С массовыми гуляньями, песнями, шутками, прибаутками.

Наиболее известен такой праздник как Масленица

(провожают зиму и встречают весну)

В этот день пекли блины – символ солнца

Сжигали соломенное чучело – символ зимы.

Песня «Масленица». Девушки водят хоровод.

1 вед. Веселится русский народ,

Только красна – девица пригорюнилась, опечалилась.

Быть скоро свадьбе.

2 вед. Свадьбы крестьян устраиваются почти везде однообразно,

Только с некоторыми отличиями в обрядах.

Жених и невеста часто не знают друг друга,

Но женятся по воле и расчетам родителей.

1 вед. Давайте приоткроем дверь и посмотрим, как проходит сватовство.

Сват заходит в дом, молится иконам и, кланяясь, говорит:

«Богу челом и хозяину с хозяюшкой».

– Здравствуй, добрый человек. Отведай наш хлеб – соль. Ну, рассказывай, с чем пожаловал?

– Тут дело не простое. У вас есть девка, а у нас порки.

– Вестимо, этот товар не домашний. Лишь бы Бог послал хорошего купца.

– Матвей Патрикеевич приказал вашей милости кланяться и желает к вам в родство.

– Но наперёд должны поглядеть женихов дом.

– Тут еще дело такое. Какой жених обладает кладкою? Ну.. Сколько положить с жениха денег на покупку невесте китайки или кумача с других нарядов.

– Товар у нас хорош. Судите сами!

– На том и порешили.

2 вед. Со дня помолвки подружки невесты и родные из девиц навещают её.

Они гостят до свадьбы, помогают шить бельё и прочее.

1 вед. Давайте заглянем к ним в светлицу.

– Ой, да ты Еленушка Гурьяновна,

– Ой, да ты зачем рано замуж пошла!

– Ой, да ты зачем рано поизволила.

– Ой, да вы, подруженьки, голубушки,

– Ой, да не сама собой во замуж пошла,

– Ой, да не сама собой поизволила

– Ой, да спотокнули люди добрые

– Ой, да проживал кормилец – батюшка

– Ой, да со родимою матушкой

– Ой, да на чужую дальнюю сторонушку

– Ой, да за одно вино зелёное

– Ой, да удалу за головушку.

2 вед. Утром в свадебный день

От жениха приезжает сваха для одевания невесты.

На неё надевают кумачовый или китайчатый сарафан,

Косы расчёсывают и заплетают, накрывают фатой,

А девушки подружки во время всего обряда поют.

1 вед. В это же время одевают и жениха

В красную рубаху, пёстрые порты, сапоги, чёрный новый зипун или полушубок.

Опоясывают красным кушаком,

Благословляют и отправляют за невестой.

2 вед. Вот так, честным пирком, да за свадебку.

1 вед. О многом ещё можно говорить – судить.

Но мы решили остановиться именно на этих страницах жизни нашего народа.

Классный час по теме “Преданья старины глубокой”

Ход праздника

Звучит песня “Москва-златоглавая”. На экране слайды современной Москвы.

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.

Москва – древний город. В этом году в нашей стране будет отмечаться её …-летие. Впервые Москва упоминается в летописи в первой половине 12 века в 1147 году. (Слайд).

Звучит песня “Моя Москва”.

Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит наш Кремль теперь,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь.
Поселялись люди редко
На реке, в глуши лесной. (Звучит рожок)

Только предки наших предков
Появились тут весной.
То ль в ладьях они приплыли,
То ль верхами, то ль пешком.
Посидели, обсудили,
Осмотре6ли всё кругом.
И решили: “Места много,
Есть, что есть и есть, что пить!”
Помолились люди Богу,
Стали строиться да жить.

Суздальский князь Юрий Долгорукий (слайд) летом 1147 года объезжал свои владения. Подъезжая к Москве – реке он увидел холм. Въехал на него. Его глазам открылась необычайная красота. И сказал тогда князь: “Други! На сём месте будет Москов – град!”.

Древняя Москва была обнесена деревянными стенами и представляла собой крепость. Город строился и расширялся постепенно (слайд).

Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка,
На пригорке – церковушка,
Кучка княжьих теремов
Да десятка два домов.

Тихо и незаметно простояла Москва больше ста лет. Пока не пришла с востока на Русь страшная беда: ордынский хан Батый с несметным войском напал на русские княжества, сжигая и опустошая всё на своём пути (слайд). Не устояла и Москва. На целых триста лет воцарилось на Руси монголо-татарское иго.

Звучит тревожная музыка.

К берегам Москвы – реки
Хан Батый привёл полки.
И татарин хитрый, смелый,
До зубов вооружён.
Мечет огненные стрелы,
Лезет в Кремль со всех сторон.

Он в ворота бьёт тараном,
Он у стен костры кладёт.
Нету сил бороться с ханом.
Пропадает наш народ.
Занялись у стен пожары,
Загорелся Кремль свечой.
Всё дотла сожгли татары
И умчались саранчой.

Постепенно стала Москва возрозждаться. А особенно окрепла, когда на московский престол вступил князь Иван Данилович Калита (слайд). Был он хитрым и ловким. Понимал, что Русь ещё слаба и не может одолеть врага. Стал тогда Калита ездить в Золотую Орду к ханам с дорогими подарками. А за это не нападали татары на Москву целых 40 лет. За эти годы разрослась, разбогатела Москва.

Сорок лет земель московских
Не топтал татарский конь,
Но у старых стен кремлёвских
Был опасный враг-огонь.
Раз в засушливое лето
Загорелось что-то где-то,
И пополз огонь бедой
В слободу за слободой.
Велика Москва была –
Да сгорела вся дотла!

Вот прошло 130 лет,
Прежде чем увидел свет
Кремль московский, только новый,
Не дубовый, не сосновый;
Дмитрий – князь, Ивана внук,
Переделал всё вокруг. (Слайды)

На дороге близ Коломны
День-деньской народ снуёт:
Для Кремля с каменоломни
Возят камень целый год.
И былой стене на смену
Строит каменную стену,
Строит башни и мосты
Внук Ивана Калиты.

Белый камень испытывали на прочность водой, огнём и молотком. На два-три дня камни погружали в воду. Кремль стал ещё краше, а Москва расширила свои границы.

Век прошёл. Сто лет прошло,
Время горе унесло.
За дремучими лесами,
За зелёными холмами
Крепнет, ширится Москва,
И растёт о ней молва.

Звучит спокойная лиричная музыка.

Правнук Дмитрия Донского
Древний Кремль отстроил снова.
Для построек москвичи
Стали делать кирпичи.
Князь Иван Васильич Третий
Русским людям услужил –
Перестроил стены эти,
Рвом глубоким окружил. (Слайд )

Для постройки стен кирпичных,
Башен, храмов и дворов
Князь Иван позвал отличных
Русских зодчих-мастеров.

Девятнадцать грозных башен
Простояли пять веков,
Никакой им враг не страшен,
Сколько б не было врагов.
Сохранились эти стены.
До сих пор они стоят,
Неприступны, неизменны
Как и пять веков назад!

Многое в старину в Кремле было по-другому. Здесь кроме царской семьи жили глава русской церкви – патриарх, многочисленные царские слуги, князья, бояре и именитые купцы. Стояли монастыри, церкви, приказы, ведавшие разными делами государства. С раннего утра до позднего вечера в Кремле шумел народ, гудели колокола, кричали дьяки у приказов.

В Теремном дворце жили царь и царица со своими детьми. Царский дворец раньше находился в другом окружении. Рядом с ними стояли Сытый, Хлебный и Кормовой дворы. (Слайд)

Дети танцуют и поют русскую народную песню “Во поле берёзка стояла”.

Царь-пушка была самым крупным орудием в древности. Отлита она славным мастером пушечного двора Андреем Чоховым и весит 40 тонн. (Слайд )

Пушка эта не сразу попала в Кремль, а стояла раньше на Красной площади для устрашения врагов. Ядра, которые лежат у основания пушки декоративные. Их не смог бы поднять ни один воин, потому что весят они целую тонну каждое.

А вот Царь-колокол сразу стали отливать в Кремле. История этого колокола началась с того, что задумала однажды российская империатрица Анна Иоанновна отлить самый большой колокол, чтобы не было ему равного в мире. (Слайд)

И тогда вызвались отлить колокол два русских мастера отец и сын Иван и Михаил Моторины. Целых три года готовились они к отливке и работали с ними сто помощников. Наконец, колокол был отлит и лежал в литейной яме.

И в это время случился в Кремле сильнейший пожар. Горело всё вокруг. Вот огонь подобрался к деревянным постройкам, окружавшим колокол. Испугались мастера, что от высокой температуры колокол может расплавиться, и стали заливать его холодной водой.

И тут произошло непоправимое: от разницы температур колокол треснул и от него откололся “кусочек” весом 11,5 тонн. Долго ещё пролежал колокол на земле пока его с помощью специальных подъёмных машин не извлекли из ямы и не установили на постаменте.

Раньше колокольня Ивана Великого была в городе самым высоким зданием. Она использовалась как сторожевая башня, потому что с её вершины на многие вёрсты обозревалось пространство, и можно было издалека заметить приближающихся врагов.

Завидев врага, стражники ударяли в колокол, и народ собирался на защиту Москвы. (Cлайд)

Расширяется столица,
И растёт за домом дом.
Каждый хочет поселиться,
Хоть и тесно, под Кремлём.
Но приходит час войны:
Чем дома защищены?
Вот тогда-то на реке,
От Кремля невдалеке,
Новый город основался,
Китай-городом назвался. (Cлайд)

В Китай-городе было две сотни дворов. Вокруг всё было обнесено крутой стеной. Од стеной был глубокий ров. Наверху стены располагалась боевая площадка, а её толщина была почти равна высоте, чтобы неприятельские пушки не могли её пробить.

Рядом со зданием Исторического музея стоит Казанский собор. Этот собор построен на средства князя Дмитрия Пожарского как храм – памятник в честь освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков. Здесь хранилась считавшаяся чудотворной икона Казанской Божьей Матери. Эта икона сопровождала русские войска в походах и помогала им в битвах с врагами. За свою историю Казанский собор несколько раз перестраивался, а в 1936 году был полностью разобран. Сейчас собор вновь восставлен на древнем фундаменте. (Cлайд)

О строителях собора Василия Блаженного существует легенда. Рассказывают, что когда собор был уже построен, призвал будто бы царь Иван Грозный его создателей и спросил, могут ли они, построить ещё такой же? “Можем”, – ответили зодчие. И тогда царь приказал ослепить их, чтобы нигде и никогда не появлялся собор прекраснее, чем этот. (Cлайд)

В Москве более четыреста улиц и переулков. Многие названия хранят память об истории, природе, событиях, проходивших, здесь, или людях, здесь живших.

Звучит песня “Московские окна”.

Ордынка – на этой улице селились послы Золотой Орды, а поблизости, в районе Большого и Малого Толмачёвских переулков, жили толмачи-переводчики с татарского языка. (Cлайд)

О врагах, угрожавших Москве, напоминает название ещё одной улицы – Сретенки. В конце XIV века дошло до Москвы страшное известие: идёт на Русь с несметным войском непобедимый хан Тамерлан. (Слайд)

Стали москвичи готовится к войне, стали думать, как защитить свой родной город.

И решили они привезти из города Владимира чудотворную икону Владимирской Божьей Матери. Считалось, что эта икона защищает русские земли о врагов. И вот её привезли в Москву. Торжественно под звон колоколов встретили икону тысячи москвичей и с почётом отнесли в Успенский собор. (Колокольный звон, слайды)

Встреча или Сретение, как тогда говорили, произошла на улице, по которой проходила дорога на Владимир. С тех пор улица эта называется Сретенской.

Усердно днём и ночью молились москвичи перед этой иконой. Неожиданно Тамерлан повернул назад и ушёл в восточные степи.

Когда-то речек в Москве было множество, около 150-ти: Синичка, Золотой Рожок, Сивка, Черторый, Капля, Неглинка, Яуза и другие. Многих речек этих давно уже нет или они текут в подземных трубах, а память о них осталась в названиях улиц и переулков.

Звучит песня “Подмосковные вечера”.

А слышали ли вы когда-нибудь название “Сокольники”? В этом месте устраивали соколиную царскую охоту. С соколами охотились на лебедей, журавлей, гусей, а также на зайцев. Соколы ценились на Руси очень дорого.

Спит Москва, Руси столица.
Сон спокойный людям снится.
Караулы там и тут
В колотушки глухо бьют.
Тёмны улицы кривые,
Лают псы сторожевые.
Торопясь, домой идёт
Запоздалый пешеход.

И под звёздным небосводом
Кремль, построенный народом,
Словно сторож над страной,
Он стоит в тиши ночной.
Все ворота на засовах,
И стрельцы из войск царёвых
Караулят пять ворот
Днём и ночью, круглый год. (Слайд)

Вот они – страны охрана,
Дети Грозного Ивана,
Наши русские стрельцы,
Удалые молодцы.
И у всех пяти ворот
Перекличка в свой черёд.

У Фроловских начинают:
“Славен град Москва!” – кричат.

У Никольских отвечают:
“Славен Киев!” – говорят.

И у Троицких не спят:
“Славен Новгород!” – кричат.

Конкурсно-игровая программа «День русских забав»

Сценарий конкурсно- игровой программы для детей «День русских забав»

Данная методическая разработка мероприятия предназначена для работы с детьми школьного возраста.

Цель – активизация детей к совместной деятельности.

В зале всех встречают скоморохи :

Заходи, честной народ,

В зал, где много игр вас ждёт!

В день забав повеселимся,

Будем вместе забавляться,

Танцевать и развлекаться!

Скоморох 1: Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие!

Скоморох 2: Здравствуйте гости, милости просим!

Не хотите ль поиграть,

Свою удаль показать?

Отчего ж не поиграть?

Всегда мы играм рады!

А будут ли награды?

А наградой будет смех

Задорный и веселый!

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ,

Далеко гляди вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.

– Ребята, как вы думаете, как развлекались и отдыхали от работы люди на Руси в старые давние времена, когда не было ни телевизоров, ни компьютеров. (ответы детей)

– Да, люди играли. А весело играть получается не в одиночку, а когда много участников игры!

– Для начала наши скоморохи загадают вам «Богатырские загадки», ведь в народе русском всегда любимы сказки о богатырях. А мы с жюри (представление жюри) проверим вашу смекалку.

Игра «Богатырские загадки» (загадки имеют богатырскую специфику. Сначала предлагаются несложные и забавные задания).

Богатырская цифра (три);

Не один в поле (воин);

Отчество Змея (Горыныч);

– Ну, а теперь пойдут загадки посложнее- старинные! Справитесь?

5. Чёрное семя руками сеют, ртом собирают (буквы);

6. Зубов много, а ничего не ест (гребень);

7. Потайная кладовая со всей обновкой: тут и спички, и табак, и медный пятак (карман);

8. В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришёл, всех вокруг себя собрал (стол);

9. Не крылата, а перната, как летит, так и свистит, а сидит, так молчит (стрела);

10. Сидит Пахом на коне верхом, грамоты не знает, а читает (очки).

– Молодцы! Справились достойно!

Далее ведущий вызывает желающих участвовать в состязаниях. Делит желающих на 2 команды (количество участвующих в каждой команде должно быть чётным).

-Давайте вспомним ещё раз о богатырях. Без кого не может богатырь отправиться в далёкие края на исполнение благих дел? (ответы детей). Правильно, у богатыря обязательно должен быть хороший конь, который тоже должен быть крепким и сильным, готовым к любым испытаниям.

Эстафета «Переездной конь»

Все участники делятся на две команды: одни – “кони”, другие – “наездники”. “Наездники” садятся на “коней” и образуют круг. Одному из “наездников” вручается мяч. “Наездники” передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: “кони” становятся “наездниками”, а “наездники” – “лошадками”.

– Вот мы и посмотрели каковы наездники и кони бывают в бою. А теперь проверим вашу ловкость и быстроту!

Эстафета «Бег в калошах»

Для эстафеты используются калоши 45-го размера. Игрокам необходимо добежать до указанного места и, вернувшись обратно, передать эстафету следующему участнику.

Скоморохи: Теперь бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Слушайте, запоминайте,
Да складно, быстро повторяйте.

*Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.

*Дали Клаше каши с простоквашей.
Ела Клаша кашу с простоквашей.

– Следующее состязание нам покажет силу и ловкость участников.

Игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Ведущий : А теперь отгадайте такую загадку:

В этом доме печь стоит,

Да не каждый день дымит.

Есть и веник, вот беда-

Не метёт он никогда.

Уважают в доме жар,

А хозяин в доме – пар.

Конкурс «Русская баня»

Кто попариться желает

Кто парную уважает,

Есть и веник, и вода,

Веник в руки и, как встарь,

Сам соперника попарь.

Побеждает только тот,

Кто веник быстро обобьёт!

(По два человека «парятся» вениками из газеты)

Конкурс проходит под музыкальное сопровождение- песня «Русская баня»

Игра «Перетягивание каната»

Скоморох: Всех ребят, парней, девчат

Вызываю на канат.

Десять слева, десять справа

Только мускулы трещат!

(Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту).

Игра со всем залом.

-Я вас по очереди буду говорить начало пословицы, а вы мне будете отвечать ее окончание.

1. Семь раз отмерь. (один раз отрежь) .

2. Без труда. (не вытащишь рыбку из пруда) .

3. Дареному коню. (в зубы не смотрят) .

4. Один в поле. (не воин) .

5. С кем поведешься,. (от того и наберешься) .

6. Слово не воробей. (вылетит не поймаешь) .

7. Лучше синица в руках,. (Чем журавль в небе) .

8. Не имей сто рублей,. (а имей сто друзей) .

9. Любишь кататься,. (люби и саночки возить) .

10. Поспешишь. (людей насмешишь) .

– Продолжаем наше состязание. Следующий конкурс- русская народная игра «Прыжки».

Для игры нужно наметить линию, это будет линия старта. Игроки по очереди прыгают с места в длину. Представитель первой команды прыгает от линии старта, место, куда он приземлиться, отмечается. Представитель второй команды должен прыгать от линии отметки в противоположную сторону. И так пока не прыгнут все игроки. Чья команда победит зависит от прыжка последнего игрока. Если игрок приземлится за линией старта, то команда, которой принадлежит этот игрок, выигрывает, если же игрок не допрыгнет до линии старта и приземлится перед ней, то его команда проигрывает.

-А теперь ответьте мне: какая обувь является визитной карточкой Руси? (лапти). Правильно!

Участники снимают с одной ноги обувь и относят в указанное место. Далее все выстраиваются в колонны, а ведущий перемешивает обувь. По сигналу старта каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться!

Эстафета «У Салохи»

Конкурс по мотивам известного произведения Н. В. Гоголя. Салоха «упаковывает» всех своих поклонников в мешки так, чтобы мешок доходил до пояса, а одна рука его придерживала. Участники должны по очереди доскакать до указанного места и, вернувшись обратно, передать эстафету следующему.

«Брось предмет в цель»
Это достаточно старая игра, в ней используется по традиции предмет, который дети, возможно, раньше никогда не видели.
Прищепку для белья можно заменить монетой, конфетой или другим небольшим предметом.
Дети по очереди становятся но колени на стул и пытаются забросить небольшой предмет (который вы выберите для игры) в коробку или корзину.
Тот, кто смог забросить большее количество предметов в корзину, победил.
Если в игре используются конфеты, ребенок в конце игры забирает все, что попало в корзину, в качестве приза.

Игра с залом «Пол, нос, потолок»

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить.
Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол».
Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок».
Делайте это не торопясь.
Пусть ребята показывают с вами, а называть будете вы.
Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос».
Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа.
В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».

Конкурс капитанов: Борьба «вручную»
Игроки становятся напротив друг друга, ноги на ширине плеч, правая нога одного участника находится рядом с правой ногой второго участника.
Затем они сжимают правые руки и по сигналу начинают толкать или тянуть друг друга, пытаясь заставить другого потерять равновесие.
Кто первый сдвинулся с первоначальной позиции – проиграл.

Конкурс «Достань яблоко»
Для игры необходим большой таз с водой.
В таз бросают несколько яблок, а затем игрок встает на колени перед тазом, держа руки за спиной, и пытается зубами поймать яблоко и достать его из воды.

Жюри подводит итоги.

– Пока жюри подводит итоги, я приглашаю всех желающих поиграть в русскую народную игру «Ручеёк»

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизменном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

Озвучивание жюри результатов состязания.

Отдохнули мы на славу,

Победили все по праву.

С настроеньем все остались!

1 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»-О. Л. Князева, М. Д. Маханева.Учебно-методическое пособие 2006г.

2 « Детские подвижные игры народов СССР» под редакцией Т.И.Осокиной 1988 г.

3 «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»-составители: Н.П.Ильчук, В.В.Гербова, Л.Н.Елисеева, Н.П.Бабурова. 1998г.

Читайте также:  Словарь по лексическим темам с упражнениями
Ссылка на основную публикацию