Создание клуба для родителей детей младших и средних групп (Учим деток говорить)

Особенности формирования групп в детском клубе

Особенности формирования групп в детском клубе

У свежеиспеченного директора детского клуба всегда масса нерешенных вопросов и один из них касается формирования групп. Каким принципом руководствоваться при наборе? Сколько человек должно быть в группе? При каком числе детей группа может начинать работу? Давайте рассмотрим эти вопросы по порядку.

Прежде всего обратимся к критериям формирования групп. Тут нет никакого секрета. Вы уже посетили разные детские клубы и, конечно, заметили, что группы набираются по возрасту. Действительно, это самый верный подход. Каждый этап развития ребенка имеет свои особенности – это знают все, а не только педагоги и психологи. Так что, годовалых малышей будем записывать в одну группу, а двухлетних – в другую? И да и нет.

Возрастной критерий является определяющим при организации комплексных занятий для детей от года, а также занятий по подготовке к школе. Их структура обязательно включает интеллектуальный компонент, который сильно зависит от психофизиологических особенностей того или иного возраста. Поэтому в данном случае возрастной принцип нужно строго соблюдать (о том, как это сделать, поговорим чуть позже).

Творческие занятия, такие как рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т. д., к счастью, не задают столь жестких рамок — возрастные границы групп могут быть расширены. Так, малыши трех-четырех

лет могут запросто ходить на лепку или рисование вместе. И чем старше становятся дети, тем смелее можно увеличивать возрастной диапазон. Например, ничего страшного не случится, если в одну группу запишутся дети от пяти до семи лет. А в еще более старшую группу однозначно стоит набирать школьников восьми-двенадцати лет. По такому же принципу следует делить детей на группы при организации театральной студии.

Помните: для трех-четырехлетних малышей всегда нужно создавать отдельную группу, поскольку у таких деток многие умения и навыки еще не сформированы, да и сам процесс выработки умений носит более длительный характер. Скорость ответной реакции тоже достаточна низка, в отличие от пяти-шестилетних детей. Другими словами, малыши гораздо медленнее выполняют любые задания, поэтому все присутствующие на занятии будут испытывать дискомфорт.

Говоря о творческих занятиях, отмечу, что иногда возраст имеет еще более размытое значение, чем даже при обучении рисованию или театральному мастерству. У нас, например, есть такое направление, как арт-студия. В отличие от курсов рисования и лепки, а также театральной студии, которые все же предполагают усвоение определенных техник, способов деятельности и т. д., арт-студия нацелена на полное раскрепощение творческих способностей ребенка, установление свободной и открытой коммуникации между детьми. Это один из наших любимых курсов: в группе могут присутствовать как трехлетние дети, так и восьмилетние. В результате на занятиях случаются чудеса, о которых писал А. С. Макаренко: младшие тянутся за старшими, а те, исполнившись чувства собственной важности, охотно помогают малышам и обучают их. Родители, приводящие детей на подобные занятия, совсем не возражают против возрастных различий и получают удовольствие от совместной дружной деятельности ребят.

Набирая детей на занятия по шахматам, музыке, вокалу, танцам, бисероплетению, батику и т. д., также стоит руководствоваться возрастным критерием. Однако здесь нет общих рекомендаций – в каждом конкретном случае советую прислушаться к мнению специалиста, который будет вести эти курсы.

Вернемся к комплексным развивающим занятиям и занятиям по подготовке к школе, при организации которых выделяются следующие возрастные группы:

• с одного года до полутора лет;

• с двух до трех лет;

• с трех до четырех лет;

• с четырех до пяти лет;

• с пяти до шести лет;

• с шести до семи лет.

Малышей от года до двух целесообразно разделить на две группы, поскольку в этом возрасте ребенок развивается очень интенсивно и дети с разницей в полгода сильно отличаются друг от друга сформированностью психических процессов и темпом выполнения заданий. Раскрою небольшой секрет: в нашем клубе месяцы учитываются и при записи двухлетних малышей. Действительно, дети в два года и два месяца будут отличаться от тех, которым исполнилось два года и девять месяцев. Кстати, в клубе много групп для двухлетних детей – это один из самых популярных возрастов. Беседуя с мамой, мы уточняем возраст малыша и предлагаем соответствующие группы. Бывает, конечно, что ребенок в два года и три месяца так прекрасно говорит и столь замечательно организован, что его можно смело отправлять в группу для детей постарше.

Вот мы с вами и подошли к проблеме, которую администратору и педагогам клуба предстоит решать регулярно. Нередко родители настаивают на том, что их двухлетний ребенок очень развитой и его надо обязательно взять в группу к трехлетним. «Мой все умеет делать и ему скучно на занятии», «У нас очень развитой ребенок, он пополз в пять месяцев, а заговорил в год! Он тянется к детям постарше, а с ровесниками ему совсем неинтересно!», «Переведите нас в группу постарше, здесь все неговорящие», «Мне не нравится, что мой ребенок в группе самый умный. Ему не на кого равняться», – вот лишь небольшой перечень замечаний, которые вы непременно услышите. С вопросом придется разбираться – тут никак не отвертеться. Если вы оставите все как есть и отмахнетесь фразой «У нас группы и методики рассчитаны на конкретный возраст» или придумаете нечто подобное, клиент будет потерян.

Сотрудники нашего клуба поступают в зависимости от ситуации. Если клиент пришел впервые и сразу уверяет, что не хочет отдавать ребенка в группу помладше, мы уговариваем его посетить пробное занятие. Благодаря этому решаются две задачи: мама оценивает уровень заданий, предназначенных для данного возраста, а мы смотрим на ребенка. Пробное занятие реально позволяет выяснить, сформированы ли психические процессы и умения, необходимые для обучения в группе постарше. При положительном ответе мы приглашаем ребенка на пробное занятие в старшую группу. Если все психические процессы, а также знания и умения сформированы достаточно хорошо и малыш чувствует себя комфортно, занимаясь с детьми постарше, не стоит препятствовать его переводу в такую группу. Родители других детей сначала могут выразить недовольство, но, видя, что ребенок успевает и не тянет группу назад, однозначно проявят доброжелательность к столь умному малышу.

Бывает и так: ребенок давно посещает занятия, как вдруг мама заявляет, что он уже всему научился и его надо перевести в группу постарше (чаще всего подобные решения обусловлены речевым развитием малыша). А педагог знает, что ребенок и с этой-то программой справляется с трудом. Тогда приходится подробно разъяснять особенности программы, используемой в младшей группе, показывать всю сложность умений, которые формируются на данном этапе, ссылаться на то, что перепрыгивать через ступеньки нежелательно.

Иногда мы тестируем малыша в присутствии родителей, которые считают, что он перерос программу. Тестирование проводится исключительно в доброжелательной атмосфере и составляется таким образом, чтобы родители увидели, какие базовые умения остались ^сформированными. Оно обязательно должно включать задания, которые покажут сильные стороны малыша, но при этом не затмят слабые стороны развития. Во время теста методист или педагог может рассказать, что программа для данного возраста совсем не проста, хотя подчас и создается такое впечатление. На самом деле с помощью увлекательных игровых заданий формируются очень сложные умственные действия, составляющие основу мышления, или базовые математические понятия, без которых не обойтись в дальнейшем. Если тестирование будет построено грамотно и профессионально, родители проникнутся доверием к педагогу и не станут настаивать на переводе ребенка в старшую группу.

Отдельно следует затронуть занятия иностранным языком. При наборе детей в группу нужно учитывать как возрастной принцип, так и уровень владения языком. В зависимости от того, сколько лет ребенок изучал язык и каких успехов достиг, его можно определить в более или менее продвинутую группу.

Итак, принцип формирования групп ясен. Самое время решить, сколько человек должно быть в группе. Здесь также невозможно дать однозначный ответ, поскольку надо принять во внимание следующие факторы:

• особенности помещения (в маленькую комнату 10 человек не посадишь);

• особенности проведения занятий (педагог может работать как один, так и вместе с ассистентом);

• позиционирование клуба (в клубе премиум-класса не может быть больших групп – только малочисленные; клуб экономкласса запросто принимает до 12–15 человек в группу);

• специфику занятия (комплексные занятия для малышей – 5 человек, а танцы, театральная студия – 10 человек и более);

• возраст детей (чем младше дети, тем меньше человек в группе).

Расскажу о своем клубе. При проведении комплексных занятий для малышей от года до трех в группе насчитывается не более 5 детей. Это число гарантирует плодотворную работу и отличные результаты. Кроме того, пусть малышей лишь пятеро, зато всего в учебной комнате находится 11 человек! Нельзя забывать о взрослых, сопровождающих ребенка, и о педагоге. Каждая мама (няня) обычно повторяет слова педагога своему ребенку, и во время занятия постоянно раздается легкое «жужжание». Пока детей немного, уровень шума остается вполне допустимым. Но стоит взять в группу шестого малыша, «жужжание» начинает раздражать. В результате родители и дети устают и все чувствуют дискомфорт.

На занятиях для детей от трех до четырех лет взрослые присутствуют по желанию. В этих группах у нас тоже по 5 малышей.

А вот в группах для четырехлетних детей уже 6 человек и взрослые на занятиях не присутствуют. Почему? С четырех лет у детей формируется умение понимать педагога и справляться с задачей без посторонней помощи. Школа не за горами – ребенку надо учиться удерживать инструкцию в голове и самостоятельно выполнять задание. Группа, состоящая из 6–7 человек, – оптимальный вариант: педагог успевает уделить внимание каждому ребенку и применить к нему индивидуальный подход. На первых порах некоторые дети этого возраста не хотят заниматься без мамы или няни. Обычно период адаптации длится два-три занятия, после чего ребенок начинает чувствовать себя комфортно и присутствие взрослого уже не требуется.

Мы с вами затронули основные принципы формирования групп, обозначили возможное число детей в группе и подошли к решению последнего вопроса. Начиная с какого количества детей можно открывать группу?

Давайте рассмотрим типичную ситуацию. Вы только что открыли новый клуб, и вам позвонила мама двухлетнего малыша, проживающая неподалеку. При беседе выяснилось, что ее все устраивает и она готова прийти завтра на занятие. Что делать? Есть два варианта:

• начать работать с одним ребенком;

• записать контактные данные собеседницы и объяснить, что группа начнет работать только тогда, когда в нее запишут хотя бы еще одного малыша.

Все поступают по-разному. Многие клубы не открывают группу, пока в нее не запишутся три ребенка. Это объясняется соображениями рентабельности: один клиент прибыли не принесет, а зарплату педагогу платить придется.

Наш клуб руководствуется иным принципом. Мы начинаем работать даже с одним малышом. Первым быть всегда тяжело: практически все мамы хотят прийти в сформированную группу, чтобы дети могли общаться. Один из самых частых вопросов: «Сколько в группе человек? Мы не хотим оказаться одни!» Но нам известно, как уговорить родителей «стать первыми». Там, где есть один ребенок, всегда очень быстро появляется и второй, а затем третий и… пятый. Счастье быть единственным в группе длится недолго. Группа открывается, педагог выкладывается по полной, мама первого малыша остается довольна и зовет друзей. Этот принцип неизменно срабатывает при условии, что у вас действительно хорошие занятия, адекватные цены и продуманная рекламная кампания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Спектр занятий в детском клубе

Спектр занятий в детском клубе Еще на стадии создания клуба следует тщательно обдумать, какой спектр занятий вы будете предлагать клиентам. Этот вопрос очень важен, поскольку именно за занятия клиенты отдают деньги, покупая клубные карты, абонементы или платя разово.

Обеспечение пожарной безопасности, санитарной гигиены и охраны труда в детском клубе

Обеспечение пожарной безопасности, санитарной гигиены и охраны труда в детском клубе Соблюдение требований пожарной безопасностиВыше отмечалось, что помещение детского клуба должно соответствовать требованиям органов госпожнадзора и СЭС. Среди руководителей малого

Основные принципы составления расписания в детском клубе

Основные принципы составления расписания в детском клубе Если вы заглянете в словарь Ожегова, то увидите, что слово «расписание» означает «график… последовательность чего-либо». При открытии детского центра надо хотя бы примерно представлять, как распределить в

Глава 4. Педагогика в детском клубе

Глава 4. Педагогика в детском клубе Я уже упоминала, что детский клуб – достаточно специфический бизнес, поскольку его основой являются педагогические услуги. Должен ли его директор быть педагогом? Нет, конечно. Многие владельцы салонов красоты никогда не держали в

Организация методической работы в детском клубе

Организация методической работы в детском клубе Выше уже упоминалось, что директор клуба может и не быть педагогом – это далеко не самый принципиальный момент. Но все же директору приходится руководить педагогами, да и основная цель деятельности детского центра –

Виды комплексных занятий в детском клубе

Виды комплексных занятий в детском клубе Мы с вами рассмотрели разные модели детских клубов, поговорили о спектре возможных занятий, затронули выбор методики обучения и коснулись вопроса о необходимых дидактических пособиях. Теперь перейдем непосредственно к занятиям.

Контроль работы педагогов в детском клубе

Контроль работы педагогов в детском клубе Директором детского клуба может стать каждый. Однако сложно управлять процессами развивающего центра, если совершенно ничего не знать о педагогике. Такого руководителя подстерегает масса опасностей.• Приходится за большие

Игры для формирования осязания и тактильной чувствительности ладони и пальцев

Игры для формирования осязания и тактильной чувствительности ладони и пальцев Подберите предметы разной формы, величины, фактуры и т. д. Манипулируя такими предметами, малыш тренирует память, учится узнавать и запоминать знакомые

9. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ

9. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ 9.1. Общее представление о психофизических основах формирования исполнительской техники В профессиональном и предпрофессиональном музыкальном образовании значительное место занимает обучение игре на

9.1. Общее представление о психофизических основах формирования исполнительской техники

9.1. Общее представление о психофизических основах формирования исполнительской техники В профессиональном и предпрофессиональном музыкальном образовании значительное место занимает обучение игре на музыкальном инструменте. С него начинается подготовка не только

Глава 5 Идентичность детей в учреждении: особенности формирования

Глава 5 Идентичность детей в учреждении: особенности формирования Идентичность можно определить как устойчивое представление о себе и своем месте в социуме и мире. Это не просто знание о разных гранях своей личности, но и принятие себя таким, какой есть, с критическим

Пространственная организация школы как основа формирования опыта правового поведения

Пространственная организация школы как основа формирования опыта правового поведения Если представлять школу как совокупность пространств, то главной деятельностью педагогов и управленцев является забота о создании самих пространств и насыщении их соответствующим

Особенности режима детей 6-летнего возраста, начавших обучение в детском саду

Особенности режима детей 6-летнего возраста, начавших обучение в детском саду В соответствии с программой обучения детей 6-летнего возраста предельная учебная нагрузка в течение недели составляет не более 20 ч, а ежедневная – 4 ч, т. е. 4 урока в день. В отличие от

Пять стадий формирования сексуальности у ребенка

Пять стадий формирования сексуальности у ребенка Фрейд правильно описал пять стадий формирования сексуальности у ребенка. Практическое значение этих теоретических положений еще до конца не оценено. Повторим вкратце эти стадии.1. Стадия орального каннибализма.

§ 3. Классификация групп несовершеннолетних противоправной направленности и административная деятельность по предупреждению групповых правонарушений несовершеннолетних

§ 3. Классификация групп несовершеннолетних противоправной направленности и административная деятельность по предупреждению групповых правонарушений несовершеннолетних Групповые правонарушения несовершеннолетних в структурном отношении – явление весьма сложное.

Темы встреч клуба для родителей

Ребенок и компьютер

Дата: 2 декабря, с 19.00 до 22.00

По статистике, каждый шестой случай обращения к детскому психологу связан с компьютерной зависимостью. Родители бьют тревогу. Сегодня, к сожалению, у детей увлечение книгами отошло на задний план. В центре внимания находятся значительно более интересные, зрелищные, цветные компьютерные игры, которые так захватывают! И в доме на время таких игр все затихает: не слышно шума, беготни, плача. Ваш ребенок будто перенесся в другое измерение и в настоящий момент представляет себя, например, мужественным рыцарем или автогонщиком.

Для современных детей компьютер — почти «наше все». Здесь они общаются по скайпу, проводят время в соцсетях, скачивают музыку, фильмы, игры. Они намного быстрее, чем взрослые, схватывают технические новшества, лихо с ними управляются. Но часто увлечение новейшими технологиями идет в ущерб другим занятиям: прогулкам, чтению книг, живому общению со сверстниками.

На встрече мы обсудим следующие вопросы:

  • Полезны такие увлечения или нет?
  • Есть ли какие-нибудь нормы занятий с компьютером для ребенка?
  • Как влияет он на психику и здоровье сына или дочери?
  • Как определить, нормально ли поведение ребенка, или же увлечение перешло роковую черту и стало заболеванием?
  • Как сделать оптимальным время, которое ребенок проводит за компьютером? Как противостоять компьютерной зависимости?

Детская агрессивность

Дата: 19 декабря, с 19.00 до 22.00

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет.

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка — большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность — признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Агрессия — это обязательная часть здорового развития человека. Но агрессия, как и всё в жизни, хороша на своём месте — тогда, когда есть в ней необходимость: ведь способность напасть, прогнать, напугать может спасти жизнь человека и его близких. Проблемы же начинаются тогда, когда она проявляется в тех формах, которые считаются неприемлемыми, и в тех ситуациях, где она абсолютно не нужна.

Читайте также:  Конспект НОД: Автоматизация звука (Р)

Родители, ребенок которых ведет себя агрессивно, чувствуют себя загнанными в угол – педагоги недовольны, одноклассники постоянно жалуются, родители угрожают. При этом все разъяснительные беседы не приносят никакого толка – ребенок дерется и обижает детей.

На занятии мы разберем причины возникновения агрессивного поведения, определим цели, которые преследует маленький забияка, рассмотрим виды детской агрессии. И, конечно же, выработаем правильную стратегию поведения с ребенком, агрессивность которого приносит дискомфорт окружающим и ему самому.

Дети и деньги

Дата: 13 января, с 19.00 до 22.00

Отношение ребёнка к деньгам скла­дывается с самого раннего детства, когда мама, делая любимому чаду очередную покупку или же, наобо­рот, отказывая в ней, пытается дос­тупным для малыша языком объяс­нить ценность той или иной вещи, соотношение возможностей семей­ного бюджета и его детских жела­ний. У всех это получается по-разному. Каждый по-своему реша­ет проблему семейных покупок и распределения денег.

Личные расходы детей растут пропорционально возрасту. Часто слышатся жалобы старшего поколения: дети не умеют сопоставлять свои возможности и траты. Состоятельные родители порой готовы удовлетворять любой каприз детей. Но не знающий ни в чем отказа ребенок может вырасти в безответственного транжиру. Поэтому не стоит пускать на самотек такое важное дело, как навык управления личными деньгами.

На встрече мы обсудим следующие вопросы:

  • Зачем ребенку карманные деньги? Давать или не давать?
  • С какого возраста стоит давать ребенку деньги на мелкие (а потом и не очень мелкие) расходы?
  • Сколько давать карманных денег? Как выдавать?
  • Контролировать ли самостоятельные траты ребенка?
  • Стоит ли поощрять или наказывать деньгами?
  • Как научить ребенка общаться с деньгами?

Безусловная любовь — как принять ребенка таким, какой он есть

Дата: 6 февраля, с 19.00 до 22.00

Ребенок, живя в семье, накапливает большой опыт межличностных отношений. Он воспринимает, правильно или искаженно, как родители относятся к нему: избегают его, недовольны им, признают его автономность или ущемляют ее, доброжелательно относятся к нему или нет. Со временем ребенок осмысляет, любят его родители или нет, нужен ли он им, значим ли для них. Ребенок в семье также формирует и свое отношение: любит ли он сам родителей такими, какие они есть, чувствует ли их эмоциональную отдаленность и стремится ее уменьшить, избегает ли он травмирующих отношений с родителями. На основе этого складывается внутренняя позиция ребенка по отношению к родителям и к себе. Теряя чувство собственной значимости, ребенок стремится отгородиться от всего: от людей, от новых, казалось бы, интересных занятий. В глубине души ребенок надеется, что родители услышат его, увидят бурлящий котел его чувств и начнут любить его, заботиться о нем. Детская «месть», которая проявляется в негативном поведении, часто имеет скрытое содержание — «посмотрите как мне плохо». Это крик о помощи, обращенный к родителям, тем временем как полное безразличие, отгороженность от них указывает на еще большее психологическое расстояние между родителями и ребенком.

На встрече мы выясним, что же такое безусловная любовь к ребенку и откуда она появляется. Разберем причины возникновения эмоционального отвержения, и каковы его последствия для дальнейшей жизни ребенка. Обсудим, позволяет ли безусловное принятие ребенка сердиться на него и быть недовольными его негативным поведением. Решим, что же первично – дисциплина или хорошие отношения с ребенком.

Непослушание: причины и последствия

Дата: 27 февраля, с 19.00 до 22.00

Многие родители желают видеть в своем ребенке послушного и воспитанного, те, кому это удается – не нарадуются своим чадом. Те, а их большинство, кому не удается – раздражаются, гневаются, во всем понукают и одергивают своих детей, наказывая их, ругая, называя их бестолковыми, растяпами и т.д.

Уже с младенчества у человека возникает противостояние, сопротивление действиям извне, так называемое детское непослушание. Ребенок сопротивляется, начиная с пеленания и заканчивая уроками в школе. По мере развития личности дети начинают чувствовать свое «Я» и пытаются противостоять любому вмешательству в их самость. Дети, будучи импульсивными и не понимающими всех общественных, семейных норм воспринимают любое посягательство на их личность в штыки. То, что мы взрослые называем детским непослушанием, это порой, всего на всего проявление своего развивающегося «Я». Еще не имеющие жизненного опыта дети зачастую просто не могут отдавать себе отчета в своих действиях и поступках. Развитие познания, любознательность, импульсивность ребенка порой заставляют его, бессознательно, совершать на взгляд родителей и вообще взрослых, безумные поступки.

На встрече мы разберем причины детского непослушания. Проанализируем, как мы — родители можем помочь непослушному ребенку. Обсудим, как правильно поощрять и наказывать своих детей. Как в построении стратегии воспитания не переступить грань разумного — не задавить, не сломать развивающуюся личность? Сформулируем варианты конструктивного поведения взрослого в различных ситуациях детского непослушания.

Ребенок плохо учится. Как помочь ему стать успешным

Дата: 6 марта, 19.00 — 22.00

Как не было бы грустно, но иногда некоторые дети плохо учатся. Задумывались ли вы, почему дети плохо учатся? Особенно актуальным вопрос становится, если это происходит с вашим ребенком, и вы приложили немало усилий к исправлению ситуации, но все напрасно. Вы чувствуете, что ваши гигантские усилия уходят в песок, а результат — рёв, нежелание учиться, нежелание идти в школу. Ребенок в школе как бы отсутствует на уроке, все пропускает мимо ушей, «витает в облаках». Он не сосредоточен на чем-то постороннем, он погружен в себя, в свой внутренний мир, в фантазии и мечты. Естественно, учеба от этого страдает. Атмосфера в доме накаляется.

В чем причина нежелания учиться? Возможно, у ребенка не сложились отношения с одноклассниками или учителем? А может быть, ребенок просто медлительный и он не успевает работать в одном темпе с другими детьми?

Что же, ситуация не приятная, но не смертельная. Нет непоправимых ситуаций. Всегда можно найти выход из, казалось бы, безвыходного положения.

На встрече мы обсудим причины неуспеваемости детей в школе. Рассмотрим взаимосвязь школьной успеваемости и темперамента, характера ребенка. Обсудим пути выхода из ситуации школьной неуспешности ребенка. Проанализируем стратегию и тактику грамотного поведения родителей в данном случае.

Стили родительского воспитания и отношения. Гиперопека, контроль… Что эффективнее?

Дата: 18 марта, 19.00 — 22.00

Существует множество мнений. Нас учат разным наукам. Но, к сожалению, нас не учат быть родителями. Чаще всего эту науку мы постигаем из семейных традиций – воспитываем так, как воспитывали нас. Или учимся на собственных ошибках. Психологи разделяют несколько стилей взаимодействия между родителями и детьми. Каждый из них накладывает свой отпечаток.

При авторитарном стиле родительского воспитания решения принимаются одним из родителей, мнения детей не учитываются, правила довольно часто очень жесткие, нарушение их ведет к наказанию. В семьях, где преобладает гиперопекающий стиль — противоположная ситуация: желания ребенка – закон, родители работают не покладая рук, чтобы удовлетворить их, каждый шаг ребенка контролируется, родители беспокоятся за каждую мелочь и стремятся облегчить жизнь своего чада.

Демократический стиль: дети в таких семьях вовлечены в жизнь семьи наравне со взрослыми, часть обязанностей лежит на них, рамки и требования расширяются согласно возрасту. В такой семье так же есть определенные правила, но они одинаково распространяются на детей и взрослых. Все члены семьи знают, что будет, если правила нарушаются. Конечно демократический стиль – самый успешный и комфортный для развития ребенка.

На встрече мы обсудим, есть ли панацея в вопросах воспитания. Как правильно воспитывать детей? Возможно ли в процессе воспитания придерживаться только одного стиля? Или в разных ситуациях родители могут использовать различные подходы: например, авторитарный при опасности, а демократический в уборке квартиры. Нет ли опасности перепутать демократию со вседозволенностью, и есть ли возможность удерживать баланс между тем, во что уже можно вовлекать детей и во что они еще в силу возраста допущены не могут быть. Что делать? Как грамотно поступить?

«Гиперактивный», «тихоня» — как правильно вести себя родителю

Дата: 27 марта, с 19.00 до 22.00

Гиперакивный ребенок: неусидчивость его бросается в глаза, а Ванька-встанька кажется малоподвижным рядом с ним. Он рассеян, и внимание его не может задержаться ни на чем больше мига. Его может отвлечь все что угодно. Он делает все машинально. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников и сам не знает, что ему взбредет в голову через мгновение. Настроение его колеблется от минуса до плюса. Он способен отвечать на пустяк агрессией и проигнорировать значительную обиду. А негативизм – это просто норма для него.

Он обычно самый шумный среди шумных, он заводила, он всегда в центре драки — там, где баловство, проказы, где можно шалить. И даже если его наказали, он не будет жаловаться или унывать. Эти качества притягивают к нему сверстников, но только баловней и шалунишек.

Конечно же, в сравнении с гиперактивностью застенчивость воспринимается как благо. Застенчивый ребенок – умница, чуткий, внимательный! Многие завидуют родителям таких деток, ведь они всегда послушны, практически никогда не закатывают истерик, в общем, не дети, а мечта. Застенчивый ребенок не шалун, не хулиган и не проказник. К тому же в играх – он не нападающая сторона. Пожалуй, он обычно вообще избегает игры, боясь, что что-то сделает не так. Такой ребенок – часть комфорта для родителей, он удивительно удобен.

Такие разные характеристики поведения! С кем же удобнее? С кем проще?

На встрече мы проанализируем причины возникновения гиперактивности и застенчивости, врожденная ли это особенность поведения или ребенок приобретает его позже. Разберем, чем чревато такое поведение в будущем. Зависит ли самооценка ребенка от того, как он себя ведет. Сравним трудности, с которыми сталкиваются такие дети, рассмотрим проблемы их родителей. Выработаем стратегию поведения для родителей «тихонь» и детей-«ураганов».

4mama

Как организовать семейный клуб для молодых мам, какие радости и трудности ждут на пути, рассказывают две мамы-умнички, Юлия Мациенко и Юлия Забелина, из Запорожья.

Как родилась идея организовать семейный клуб, на какую проблему была откликом?

Идея создания семейного клуба, целевой аудиторией которого были бы в первую очередь именно родители, возникла из анализа собственных потребностей – потребностей молодой мамы с маленьким ребенком (или несколькими детьми) в саморазвитии, получении новых знаний и навыков, живом общении с другими людьми.

Вообще, изначальная идея нашего проекта заключалась в создании особого, дружественного к детям пространства, где родители могли бы заниматься своими делами (общаться с друзьями, посещать обучающие занятия и тренинги), даже работать. И при этом, не терять контакта со своим ребенком.

Долгое время в своём близком окружении мы слышали от молодых родителей: «Как жаль, что в нашем городе нет такого места, куда можно было бы прийти с маленьким ребенком в удобное тебе время и комфортно заниматься чем-то полезным, находясь поблизости с малышом». Это действительно так. Едва ли у нас можно найти даже кафе, куда можно спокойно прийти, например, с ползунком. Максимум, что вам предложат – это высокий стульчик для кормления. Но ребенок 6-9 месяцев не усидит в нем спокойно дольше нескольких минут, а затем начнёт крутиться и проситься «на волю», лишая родителей возможности просто насладиться чаем. Ведь не выпустишь малыша ползать по кафельному полу. Значит, единственный выход – держать на руках или как можно быстрее завершить трапезу.

О том, чтобы посещать какие-то интересные занятия или мастер-классы, многие мамы, у кого есть детки до 3 лет, и не думают: зачастую просто не с кем оставить ребенка. А взять с собой – значит мешать другим. Или условия неподходящие.

Мы вдохновились опытом нашей подруги Анны Кравченко, которая создала вот такое идеальное детско-родительское пространство под названием «Зелёнка» в Киеве, где всегда происходит уйма интереснейших ивентов для взрослых и деток, и куда взрослые могут прийти поработать пару часов, оставив ребенка в игровой комнате с другими детками и воспитателем. Всерьёз стали прорабатывать эту идею для нашего города. Очень помогло участие в проекте «Бизнес-платформа», в котором учили начинающих предпринимателей основам бизнеса и опыт Анны! Мы составили подробный бизнес-план, получили консультацию экспертов, оценили риски, и поняли, что финансово не осилим проект самостоятельно. Также нам подсказали альтернативные варианты финансирования, на привлечение которого требовалось время. Занимаясь поиском со-финансирования, мы решили параллельно уже хоть как-то заявить о себе. Мы начали существовать онлайн (в соц. сетях) и периодически проводить мероприятия на базе детского развивающего центра. При этом нам удалось осуществить главный замысел: на встречи для родителей можно было брать с собой детей любого возраста.

Как и кто воплощал ваши замыслы?

Две молодые мамы из Запорожья, обе Юли, у обеих – по две маленьких дочурки от 0 до 5 лет

С какими трудностями вам пришлось столкнуться?

Юля Мациенко: На самом деле, любая внешняя активность, связанная с организацией чего-либо вне семьи, практически для любой молодой мамы – одна сплошная трудность :). Начиная с поиска свободного времени на новый проект, организации нового режима дня для всей семьи и координации своих повседневных задач с задачами нового проекта, заканчивая поиском действительно подходящего помещения. Помимо обычной «мамской» занятости, на протяжении всех пяти лет декрета я не прекращала работать из дома (у нас с мужем общий бизнес). Но в разгаре деятельности по созданию «Теплицы», работа ушла на дальний план, а порой и ужин забывала вовремя приготовить :).

Мне потребовалось немало смелости, чтобы, в конце концов, решиться на активные действия по реализации проекта. И если бы не «волшебный пендель» в лице моей напарницы, проект, возможно, до сих пор был бы на стадии обсуждения идеи.

Юля Забелина: Это совсем новая деятельность для меня. Пришлось много учиться, в частности мы стараемся распределять обязанности и на мне – SMM продвижение мероприятий.

И настоящим вызовом для мамы является совмещение домашних обязанностей с внешней деятельностью. На момент проведения первых встреч клуба моей младшей дочке было всего 1,5 месяца. Мне пришлось учиться делегировать))).

И когда у вас маленькие дети, всегда возникают форс-мажоры. Я очень рада, что нас двое. Стараемся друг друга подстраховывать.

Какие радости вам приносит клуб?

Каждая удавшаяся встреча, каждые успешные переговоры с потенциальными спикерами, каждое новое интересное знакомство, связанное с деятельностью клуба, а также каждый благодарный отзыв от довольных посетителей – всё это радость для нас.

Самая большая радость – узнать, что люди применяют полученные знания и навыки на практике. Это даёт понимание того, что энергия не была потрачена впустую, что есть реальная польза от нашей деятельности.

Что самое теплое происходит в клубе?

Сложно выделить какую-то одну самую тёплую встречу или цикл занятий. Мы стараемся все мероприятия, проводимые «Теплицей» наполнять ощущением уюта, доброжелательности по отношению ко всем участникам, заботой и теплом.

Самое яркое, что вспоминается – это встречи-вдохновения с активными многодетными запорожскими мамами, семинары с семейным психологом, музыкальные пикники для взрослых и детей, творческие мастер-классы, встречи со стилистом-имиджмейкером да и много чего ещё.

Практически все наши мероприятия сопровождаются дружеским чаепитием с ароматной домашней выпечкой и тёплым общением на отвлеченные темы. Мы создаём, своего рода, общий круг, мамочки знакомятся между собой, находят общие интересы, делятся интересным опытом… Мы стараемся, чтобы с каждой «тепличной» встречи люди уходили «наполненными».

Ваши встречи проходят платно или бесплатно?

Изначально проект не планировался, как благотворительный. Ведь у нас нет каких-либо внешних спонсоров – все затраты, связанные с проведением встреч “Теплицы” несут лишь две семьи организаторов. Однако, в самом начале деятельности, нам удалось договориться с благотворительным фондом «Улыбка ребёнка» об использовании помещения их детского центра для проведения встреч без оплаты за аренду. Благодаря этому нам удалось провести ряд бесплатных мероприятий для молодых родителей Запорожья. Впоследствии характер деятельности и расписание работы центра изменилось, и мы перенесли наши встречи в арендуемое помещение. Кроме того, есть и множество других статей затрат, помимо аренды. Поэтому, участие в наших мероприятиях платное. Хотя цена, на самом деле, символическая.

Бывают ли на встречах клуба приглашенные известные/интересные люди?

Все наши спикеры – интересные люди и отличные специалисты в своей сфере, многие из них пользуются популярностью и уважением других профессионалов в своей отрасли. Быть может, у нас и не было пока что мероприятий с именитыми «звёздами» национального масштаба, но на уровне города и области большинство побывавших у нас спикеров хорошо известны.

Совет: если читатели захотят организовать подобный клуб, с чего лучше начать? Какие ошибки обходить и на что делать упор?

Прежде всего, определитесь с вашими личными целями и задачами.

Обязательно просчитайте проект и определите для себя, насколько вы готовы к тому, что эта деятельность, возможно, совсем не будет приносить дохода, особенно в первые месяцы. Если вы впервые сталкиваетесь с ведением бизнеса – поговорите с владельцами (или администраторами/управляющими) детских центров и тайм-кафе в вашем городе. Расспросите, с какими проблемами и рисками им приходится сталкиваться. Сразу хотим предупредить: семейный клуб больше относиться к общественной деятельности, чем к бизнесу.

Продумайте, какой формат работы клуба для вас наиболее предпочтителен. Это будут онлайн-конференции или оффлайн встречи? Будете ли вы арендовать помещение на постоянной основе или только разово для проведения отдельных мероприятий? Если вы не планируете на начальном этапе значительных капиталовложений в развитие клуба, идеальным будет поиск взаимовыгодного сотрудничества с уже существующими организациями, занимающимися смежной деятельностью.

Также, нелишним будет заручиться поддержкой и пониманием своих домочадцев. Подготовьте родных к тому, что на первых порах вам придётся максимум свободного времени уделять новому проекту. А вот времени на выполнение рутинных домашних обязанностей резко станет не хватать. Вам будет легче сосредоточиться на новых задачах, если будет уверенность, что «тылы прикрыты», и ваши близкие готовы прийти на помощь по хозяйству и уходу за детьми в случае форс-мажоров.

Читайте также:  Протокол обследования речи

Делайте упор на продвижение.

Чтобы достойно смотреться на просторах интернета стоит воспользоваться услугами дизайнера. Учитывайте, что на разработку фирменного стиля (логотип, фирменные цвета и шрифты, шаблоны для полиграфической продукции и оформления постов в соц. сетях) тоже требуется время. У нас на это ушло не меньше двух месяцев.

А в вашем городе есть семейные клубы? Расскажите нам о них, пишите https://www.facebook.com/4mama.com.ua/ .

фото:личный архив Юлии Мациенко и Юлии Забелиной

Проект детско-родительского клуба «Семейная игротека» как ресурс оптимизации детско-родительских отношений

Леонтьева Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУДО ДДТ «Кировский» г. Новосибирска

Проект детско-родительского клуба «Семейная игротека» как ресурс оптимизации детско-родительских отношений

Дошкольное объединение Центр развития ребёнка «Филипок» работает на базе Дома детского творчества «Кировский» уже более 20 лет. К нам приходят дети, которые не посещают детский сад по разным причинам. В большей части это дети с особыми потребностями развития, здоровья, социальной адаптации.

Семьи, приходя к нам, часто просят педагогов помочь не только в психологическом и педагогическом аспекте воспитания детей, но и в выборе развивающих игр, пособий, книг для детского чтения. Педагоги дополнительного образования, которые работают с нашими воспитанниками, накопили большой опыт традиционных консультаций, тематических мастер-классов для родителей, в ходе многолетнего наблюдения за родителями дошколят, заметили тенденцию снижения родительской компетенций. Данные педагогического наблюдения были подтверждены результатами анкетирования.

В результате анализа анкет были выявлены следующие моменты:

– 72% детей проводят свободное время у телевизора или монитора компьютера за просмотром мультфильмов;

– 31% родителей затруднились назвать более двух настольных игр, в которые можно играть вместе с детьми.

– 17% опрошенных родителей не знают, какими развивающими играми можно заполнить свободное время детей.

– В то же время, 86% семей выразили готовность участвовать в клубных формах совместной деятельности.

Осознание противоречия между необходимостью содержательного взаимодействия родителей с детьми и отсутствием у большинства родителей опыта организации такого взаимодействия, привела к идее создания на базе ЦРР «Филипок» детско-родительского клуба «Семейная игротека».

Все детско-родительские объединения по интересам, семейные клубы и сообщества призваны обучать родителей методам и приёмам взаимодействия с детьми и создавать условия для свободного выбора детьми видов совместной с родителями деятельности. В данной ситуации педагогам важно было найти такие формы воспитательной работы, которые сочетали бы в себе лучшие достижения педагогики совместной деятельности и соответствовали бы возрастным и психологическим особенностям детей и родителей.

Новизна нашего проекта заключается в особых правилах: каждый педагог приносит развивающую игру в копилку «Семейной игротеки», которая не используется на занятиях, и пишет аннотацию к игре. Так пополнялась «копилка игротеки», на её основе педагогами центра разработаны методические рекомендации по использованию различных типов игр в соответствии с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями детей.

Что такое семейная игротека? Это возможность при помощи игр показать родителям и детям новые способы совместного взаимодействия. Даже самые простые игры вырабатывают умение действовать по заданным правилам, терпеливо ждать своей очереди, внимательно считать свои очки, достойно проигрывать. А более сложные игры учат выделять и называть признаки предметов, учитывать сразу несколько свойств, быстро сравнивать образы, оценивать на глаз количество и форму. Педагогические игры дают много шансов побыть и победителем, и проигравшим, и это тоже важный опыт. Ребёнок видит, как реагирует на проигрыш другой человек, берёт на вооружение успешные стратегии других игроков, учится радоваться успехам других.

А что могут получить от подобных игр родители? С одной стороны, это возможность содержательно провести время вместе со своими детьми и, окунаясь в игру, «вернуться в детство». С другой стороны, это приятная компания и полезный опыт для многих семей. Ведь игры – это взаимодействие с детьми на равных, поскольку во многих играх дети схватывают идею быстрее взрослых. А родителям очень важно бывает увидеть, что их ребёнок отлично соображает, обладает хорошей памятью, вниманием и реакцией! Родителям необходимо видеть успехи детей, чтобы поддержать их, помочь им сформировать правильное представление о своих способностях.

Таким образом, семейная игротека под руководством компетентных педагогов может принести радость и пользу, как детям, так и родителям.

Цель создание условий для деятельности детско-родительского клуба, как площадки приобретения опыта совместной игровой досуговой деятельности родителей и детей дошкольного возраста.

1. Разработать Положение и создать на базе МБУДО ДДТ «Кировский» общественную структуру – детско-родительский клуб.

2. Организовать картотеку аннотированных игр и наполнение «копилки» развивающих игр.

3. Привлечь к систематической работе «Семейной игротеки» большинство родителей дошкольников, посещающих ЦРР «Филипок».

1. Познакомить родителей с приёмами и формами организации содержательного игрового досуга детей.

2. Через игровую деятельность способствовать закреплению, конкретизации и расширению представлений дошкольников о мире.

3. Способствовать созданию позитивной установки на совместную деятельность педагогов, родителей и детей.

Проект рассчитан на 1,5 года. Его реализация проходила в три этапа.

1 этап – подготовительный. Анкетирование родителей, анализ проблем и противоречий. Поиск информации по теме. Разработка концептуальной идеи, оформление проекта.

2 этап – основной. Открытие «Семейной игротеки». Проведение основных мероприятий по плану проекта.

3 этап – заключительный. Итоговая диагностика, разработка перспективного плана дальнейшей работы детско-родительского клуба.

Принципы и правила работы:

Принцип амплификации (увеличения воздействия) заключается в содействии обогащению жизнедеятельности детей и наполнению ведущего типа деятельности дошкольников разнообразными развивающими играми.

Принцип включённости родителей означает не только их активное участие в проведении игровых занятий, но и в принятии решений по всем вопросам жизнедеятельности детско-родительского клуба.

Принцип взаимного уважения и равноправия всех членов клуба

По содержанию и направленности все развивающие игры, предлагаемые семьями в «копилку» игротеки разделены на четыре блока: прикладные, словесно-логические, настольные и подвижные игры.

С помощью игр прикладного блока детям и родителям предлагалось создавать творческие продукты (инженерно-конструкторские или дизайнерские) своими руками с помощью подручных материалов или элементов конструкторов, мозаик, кубиков и пр.

В блоке словесно-логических игр семейные команды соперничали друг с другом в умении объяснять слова, придумывать слова на заданный слог или букву, в способности идти от общего к частному.

Блок настольных игр помог детям и взрослым проявить свою ловкость, быстроту реакции, память, стратегическое мышление, коммуникативные способности.

Блок подвижных игр – это хороводы, игры на знакомство и коммуникацию, игры с мячом, лабиринты и многое другое.

Чтобы «Игротека» получилась, необходимо:

– Квалифицированные педагоги. Все педагоги, работающие с дошкольниками и младшими школьниками в ЦРР, имеют специальное среднее и высшее образование, аттестованы на первую и высшую квалификационные категории.

– Для решения организационных задач проекта ЦРР обладает необходимым оборудованием и помещениями. Игровой зал представляет собой большое благоустроенное пространство, где одновременно размещаются несколько столов и стульев для проведения игр в трёх блоках, на ковровом покрытии можно играть в подвижные игры. Игровой зал оснащён современной аудиоаппаратурой.

– ЦРР «Филипок» располагает библиотечкой методической литературы, в том числе по игровой деятельности дошкольников. Каждый педагог имеет в наличии разработки, достаточное количество наглядных и дидактических пособий, раздаточного и игрового материала.

Все результаты проекта можно разделить на две группы: результаты – творческие продукты и результаты – педагогические результаты.

1 группа результатов. Это тематические разработки, викторины, информационные буклеты, статьи, видеофильмы и фотоальбомы и пр., созданные в результате совместной деятельности детей и взрослых в рамках работы клуба «Семейной игротеки». В эту же группу входят и документы, сопутствующие деятельности клуба: Положение о детско-родительском клубе «Семейная игротека», календарный план работы, отчёты руководителей секций, сводный отчёт по проекту.

2 группа – педагогические результаты трёх уровней. Уровень знаний – расширение кругозора участников проекта, стремление детей и подростков к приобретению систематизированных знаний. Уровень отношений – положительная динамика социально-коммуникативных навыков обучающихся, их проектных, исследовательских умений.

Уровень приобретения жизненного опыта – навыки самостоятельного анализа и синтеза личных возможностей, обучение способам и приёмам проведения содержательного игрового досуга.

Программа «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи» для учащихся 2 класса

Методическое пособие

Программа «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи» для учащихся 2 класса

Срок реализации- 1 год

Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково. Последние годы в школах наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Она обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН), вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка.

Дисграфия (частичное специфическое нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ.

Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка.

Одна из главных задач логопеда – правильно определить причины, лежащие в основе нарушений процесса письма, так как от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы. В основе дисграфии лежит несформированность какой-либо из сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической). В зависимости от характера нарушений речи, нарушения письма проявляются в разных формах.

Фонетико-фонетическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонетического недоразвития речи является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне важна и может быть выражена в речи ребенка различным образом (заменой букв более простыми по артикуляции, трудностями различения звуков, особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте).

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

В основном дети с фонетико-фонетическим недоразвитием речи пишут так, как слышат. У учащихся нарушена слуховая дифференциация фонем (глухих-звонких звуков, твердых-мягких, шипящих-свистящих) и фонематический анализ и синтез.

На письме наблюдаются замены букв: п-б, т-д, ш-ж и так далее.

Данная категория детей нуждается в коррекционной помощи специалиста.

Данная программа составлена с учетом Программы по русскому языку для начальных классов.

Актуальность программы.

У учащихся вторых классов общеобразовательных школ среди различных отклонений речевого развития на первый план выдвигаются нарушения письма и чтения. Дети часто замедленно усваивают материал по русскому языку и другим предметам, т. к. нарушения чтения и письма отрицательно сказываются на продуктивности овладения знаниями. Трудности усвоения тех или иных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения школьной мотивации, возникающих в связи с этим трудностями в поведении. Среди них на первом плане стоят нарушения чтения и письма.

Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, с сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом и чтением. К ним относится и фонетико-фонетическое недоразвитие речи.

Распространенность нарушений письма среди детей довольно велика. В связи с этим, возрастает актуальность проблемы быстрого выявления таких школьников среди остальных учащихся с помощью обследования. Особенно остро встает проблема своевременного и эффективного оказания помощи в виде комплексной коррекционной работы с детьми с фонетико-фонетическим недоразвитием речи.

Концептуальность программы

Данная программа написана в соответствии с основными принципами логопедии и имеют реализацию логопедических методов на всех этапах коррекции.

Программа опирается на следующие принципы: системности, комплексности, общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Устная и письменная речь представляет собой вид временных связей второй сигнальной системы, но письменная речь, в отличии от устной, формируется только в условиях целенаправленного обучения. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражителей (Л.С. Выготский, В.Г. Ананьев). Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

А.Р. Лурия определил письмо как особую форму экспрессивной речи, отмечая, что письмо начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций.

На формирование письменной речи воздействует ряд онтогенетических факторов: становление механизмов устной речи и эволюция пространственного различия у нормально развивающегося ребенка.

Формирование речевой функции в онтогенезе происходит по определенным закономерностям, определяющим последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетической стороны, лексического запаса и грамматического строя речи). Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи.

Нарушение звукопроизношения, фонетического и лексико-грамматического развития находят отражение в письме и чтении.

Цель программы.

Целью данной программы является коррекция фонетико-фонематической нарушений речи. Развитие и совершенствование фонетико-фонематической и лексико-грамматической стоны речи у учащихся 2 классов с фонетико-фонетическим недоразвитием речи.

Задачи программы.

Приоритетными задачами программы являются:

1. Развитие фонематического восприятия и представлений.

2. Развитие фонематического слуха.

3. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти.

4. Формирование звукобуквенных связей.

5. Развитие мнезиса и сукцессивных функций. (Это функции, участвующие в воспроизведении последовательности движений, звуковых и графических ритмов, изображений, временной последовательности вербальных стимулов: слов, цифр; в автоматизации речевых рядов: времена года, дни недели и т.д.)

6. Закрепление пространственно-временных представлений.

7. Развитие умения сочетать речь с различными каналами коммуникаций (обонятельных, тактильных, зрительных, слуховых, вокализационных, позо- и жестомимических. Развитие данного умения направлено на развитие полноценной речевой актуализации).

Адресат.

Программа адресована для учащихся вторых классов, которые обучаются по программе 1-4 и имеют нарушения письма – фонетико-фонематическое недоразвитие речи, в основе которого лежит недоразвитие фонематического слуха.

Формы и режим занятий.

Все занятия будут проходить в стенах школы в классе.

Коррекционное занятие проводится в форме урока в группе из 6 учащихся.

Занятия проходят 2 раза в неделю.

В начале, середине и конце курса проводятся родительские собрания, на которых разъясняются цели и содержание данного этапа коррекционной работы, даются рекомендации по проблеме и списки литературы.

На занятиях используют пособия по коррекции устной и письменной речи, раздаточный материал, дидактические игры, наглядный материал, учебная литература.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Формы подведения итогов реализации программы.

Оценка результатов коррекционной работы проводится в несколько этапов. На каждого ребенка составляется классификатор ошибок. С помощью классификатора ошибок проводится анализ ошибок на первом и последнем занятиях и в конце каждого этапа коррекционной работы.

Особое значение имеет сравнение результатов анализа ошибок в начале первого этапа и в конце последнего этапа коррекционной работы.

В зависимости от этого составляется план последующей работы с ребенком (при неусвоении программы это может быть переход на другую форму работы, на более легкий материал или повторное прохождение некоторых тем коррекционного курса, при усвоении — последующее сопровождение ребенка с целью закрепления навыков).

Основной формой подведения итогов в середине и конце года являются открытые уроки для родителей, на которых ученики показывают результаты работы через выполнение устных и письменных заданий.

Все занятия разделены на два блока.

I блок направлен на:

  • развитие фонематического восприятия и представлений
  • развитие фонематического слуха
  • развитие зрительного и слухового внимания, памяти
  • на формирование звукобуквенных связей
  • на формирование навыков языкового анализа и синтеза, что подразумевает развитие умения анализировать предложение на слова, слова на слоги, слоги на звуки и буквы.
  • развитие чувства ритма, являющейся базовым для правильной постановки ударения и деления на слоги.

II блок направлен на:

  • выработку навыков дифференциации смешиваемых пар звуков.

Так, работа по дифференциации аффрикат и близких к ним звуков, построена не случайно. В связи с соответствующим принципом от простого к сложному первая дифференцируемая пара – [ц]-[с], так как звук [с] входит в состав сложного звука [ц]. Уже начатая работа со звуком [ц] продолжается его различением со звуком [т’], парным звуку [т], так же входящим в состав [ц]. Далее берется в работу звук [щ’] и сравнивается сначала с простым звуком [с’], а только потом со сложным звуком [ч’], который состоит из звуков [т’] и [щ’]. Поэтому следующей парой для дифференциации будут звуки [ч’] — [т’]. Заканчивается дифференциация сравнением сложных аффрикат [ц] — [ч].

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития речи учащихся 2 специального (коррекционного) класса

Главная > Рабочая программа

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

по коррекции фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития речи учащихся

2 специального (коррекционного) класса VII вида.

Рабочая программа составлена на основе «Рабочей программы по коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи младших школьников». – Рыбинск, 2007, рекомендованной МО логопедов г. Рыбинска и адаптирована для детей с ОВЗ.

На изучение материала отводится 3 часа в неделю. Период обучения длится 32 учебных недели – 95 часов.

Изменений в программе нет.

логопедических занятий с группой учащихся 2 СКК

Углубленное логопедическое обследование

Гласные и согласные. Звук и буква А.

Гласные и согласные. Звук и буква О.

Дифференциация А – О.

Дифференциация У – О.

Дифференциация Ы – И

Дифференциация У – И.

Сравнительный анализ односложных и двусложных слов

Парные звонкие и глухие согласные.

Дифференциация В-Ф по акустико-артикуляционным признакам

Дифференциация П-Б по акустико-артикуляционным признакам. Различение в слогах, словах и предложениях. Дифференциация в четкой позиции.

Дифференциация Т-Д по акустико-артикуляционным признакам. Различение в слогах, словах и предложениях. Дифференциация в четкой позиции.

Дифференциация С-З по акустико-артикуляционным признакам. Различение в слогах, словах и предложениях. Дифференциация в четкой позиции.

Дифференциация К-Г по акустико-артикуляционным признакам. Различение в слогах, словах и предложениях. Дифференциация в четкой позиции.

Дифференциация Ш-Ж по акустико-артикуляционным признакам. Различение в слогах, словах и предложениях. Дифференциация в четкой позиции.

Парные звонкие и глухие согласные в конце слова. Оглушение звонких согласных в конце слова. Проверка парных согласных в конце слова.

Читайте также:  Рабочая программа 'Учимся читать, играя'

Слоговой анализ и синтез. Деление слов на слоги. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов.

Слоговой анализ и синтез. Слогообразующая роль гласной. Перенос слов. Способы переноса двусложных слов. Способы переноса трехсложных слов.

Позиционный анализ звуков

Парные гласные. Сравнение по акустико-артикуляционным признакам. Нахождение в слогах, словах, предложениях.

Гласные 2 ряда. Мягкость согласных.

Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда. Дифференциация А – Я. Обозначение мягкости согласных гласной Я.

Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда. Дифференциация О – Ё. Различение мягких и твердых согласных. Обозначение мягкости согласных гласной Ё.

Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда. Дифференциация У – Ю. Различение мягких и твердых согласных. Обозначение мягкости согласных гласной Ю.

Дифференциация Ю – Ё по акустико-артикуляционным признакам. Ё, Ю в начале слова и в слоге-слияния. Нахождение и различение в слогах, словах, предложениях.

Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда. Обозначение мягкости согласных в слоге-слияния. Обобщение.

Мягкие и твердые согласные. Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака. Обозначение мягкости согласных в конце слова. Мягкий знак в конце слова.

Разделительный мягкий знак.

Сравнение мягкого знака, обозначающего мягкость с разделительным мягким знаком. Разделительный мягкий знак у существительных множественного числа 2 склонения в И.п. и Р.п.

Мягкие и твердые согласные. Обозначение мягкости в слоге-слияния и на конце слова. Обозначение мягкости согласных на письме. Обобщение.

Свистящие и шипящие. Дифференциация Ш – С.

Свистящие и шипящие. Дифференциация Ж – З.

Свистящие. Дифференциация Ц – С по акустико-артикуляционным признакам. Различение в слогах, словах, предложениях.

Свистящие и шипящие. Дифференциация Щ – С по акустико-артикуляционным признакам. Различение в слогах, словах, предложениях.

Шипящие. Дифференциация Ш – Щ по акустико-артикуляционным признакам. Различение в слогах, словах, предложениях.

Шипящие и свистящие. Дифференциация Щ – Ц по акустико-артикуляционным признакам.

Дифференциация Ч – Т по акустико-артикуляционным признакам.

Шипящие и свистящие. Дифференциация Ч – С по акустико-артикуляционным признакам. Различение в слогах, словах, предложениях.

Шипящие. Дифференциация Ч – Ш по акустико-артикуляционным признакам.

Шипящие. Дифференциация Ч – Щ по акустико-артикуляционным признакам. Различение в слогах, словах. Дифференциация в словах и предложениях.

Свистящие и шипящие. Дифференциация Ч – Ц по акустико-артикуляционным признакам. Различение в слогах, словах. Дифференциация в словах и предложениях.

Написание гласных после шипящих. Существительные во множественном числе с основой на Ш, Ж. Глаголы настоящего времени 1 лица с основой на Ч. Щ.

Заднеязычные. Дифференциация К – Г – Х по акустико-артикуляционным признакам. Различение в слогах, словах. Дифференциация в словах и предложениях..

Соноры. Дифференциация Л – Р по акустико-артикуляционным признакам. Различение в слогах, словах и предложениях.

Сравнение и различение рукописных букв сходных по начертанию. Дифференциация букв Т – П изолированно и в слогах по акустико-артикуляционным и оптико-кинетическим признакам. Различение в слогах и словах. Различение в словах и предложениях.

Сравнение и различение рукописных букв сходных по начертанию. Дифференциация букв Д – Б изолированно и в слогах по акустико-артикуляционным и оптико-кинетическим признакам. Различение в слогах и словах. Различение в словах и предложениях.

Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах.

Слого-ритмическая структура двусложных слов. Слого-ритмическая структура трехсложных слов.

Нахождение безударной гласной в слове. Нахождение проверочных слов из ряда родственных. Подбор проверочных слов. Правописание безударной гласной в корне слова.

Проведение итоговых проверочных работ. Количественный и качественный анализ ошибок.

Оценка результативности коррекционной работы. Подведение итогов работы за год.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

Различать гласные и согласные, находить место звука в слове, выделять предыдущий и последующий звуки. Определять количество и последовательность звуков в слове. Различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, ударные и безударные гласные; правильно произносить звуки и называть буквы, соотносить количество звуков и букв в словах; использовать в активной речи соответствующие термины;

Знать гласные 1 и 2 ряда. Называть парные гласные.

Обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и е ё ю я и мягким знаком (Ь);

Дифференцировать свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные.

Делить слова на слоги, переносить слова по слогам;

Различать и правильно писать сходные по начертанию буквы ( т-п, б-д)

Правильно писать слова с сочетаниями жи ши ча ща чу щу чк чн ;

Определять и обозначать в слове ударную гласную, использовать термин ударение; находить безударную гласную, требующую проверки;

Раздельно писать предлоги со словами;

Употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в его конце; списывать слова и предложения с печатного и рукописного текста;

Писать под диктовку текст в 35-40 слов, проверять правильность написанного;

Составлять предложения из отдельных слов и 3-4 предложения на заданную тему;

Восстанавливать деформированное предложение;

Различать имена существительные, глаголы, имена прилагательные; преобразовывать словоформы имен существительных в начальную форму и ставить вопросы кто? что?; различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?; ставить вопросы к глаголам и прилагательным;

Выделять главные члены предложения, употреблять термины подлежащее, сказуемое.

Программа «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 2-4 классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи /НВОНР в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы».

Цель: устранить нарушения письменной речи у учащихся 2 — 4 классов.

Адресат: учащиеся 2—4 классов с ФФНР/НВОНР, испы­тывающие затруднения при овладении устной и письменной речью.

Программа способствует решению следующих задач:

  • восполнить пробелы в развитии звуковой стороны речи;
  • в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
  • формировать связную речь;
  • развивать и совершенствовать психологические предпосыл­ки и коммуникативную готовность к обучению;
  • обеспечивать условия для приобретения учащимися зна­ний, умений, навыков, необходимых для успешного усвое­ния материала по родному языку.

В программе также заложены возможности формирования у обу­чающихся общеучебных умений и навыков, предусмотрен­ных стандартом, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенций.

Содержимое разработки

«Коррекционно-развивающее обучение учащихся 2-4 классов

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи /НВОНР

в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы».

Пояснительная записка.

Настоящая программа разработана на основе:

— инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

— инструктивно-методического письма «О работе учителя-лого­педа при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястре­бовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.

Цель: устранить нарушения письменной речи у учащихся 2 — 4 классов.

Адресат: учащиеся 2—4 классов с ФФНР/НВОНР, испы­тывающие затруднения при овладении устной и письменной речью.

Программа способствует решению следующих задач:

восполнить пробелы в развитии звуковой стороны речи;

в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

формировать связную речь;

развивать и совершенствовать психологические предпосыл­ки и коммуникативную готовность к обучению;

обеспечивать условия для приобретения учащимися зна­ний, умений, навыков, необходимых для успешного усвое­ния материала по родному языку.

В программе также заложены возможности формирования у обу­чающихся общеучебных умений и навыков, предусмотрен­ных стандартом, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными осо­бенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.

Коррекционная программа опирается на совокупность ос­новных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учиты­вает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психоло­гии, согласно которым развивающий и воспитывающий эф­фект может быть достигнут в процессе формирующейся учеб­ной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Основные методы обучения: практические, наглядно-демон­страционные, игровые, словесные, методы ролевого модели­рования типовых ситуаций.

Одно из принципиальных требований программы, соблю­дение которого способствует оптимизации корригирующего обучения — коммуникативная направленность всего комп­лекса коррекционно-воспитательного воздействия. Всё это от­ражается в содержании программы.

Общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями чтения и письма, обусловленными ФФНР, и первого этапа коррекционной ра­боты детей с НВОНР примерно одинаковы. Поэтому коррек­ционная работа с учащимися с ФФНР предполагает обучение только по первому этапу данной программы.

Программа рассчитана на 90 часов в год (3 часа в неделю) по I этапу; на 90 часов в год (3 часа в неделю) по II—III этапам.

Программой предусмотрено: проведение 6 проверочных работ в первый год обучения; проведение 6 проверочных работ во второй год обучения;

Рабочая программа предполагает использование методи­ческих пособий для учителей-логопедов:

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001;

Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2002;

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их пре­одоление у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1995;

Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.

Рабочая программа предполагает использование дополнительной литературы для учащихся:

Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Яро­славль, 2006;

Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004.

Для коррекции нарушений письменной речи, обусловлен­ных ФФНР и НВОНР, разработана специальная программа курса групповых занятий, которая включает в себя три этапа.

На I этапе ведётся работа по формированию:

полноценных фонематических процессов;

представлений о звукобуквенном составе слова;

навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова;

психологических предпосылок и коммуникативной готов­ности к обучению.

На II этапе проводится работа по формированию у детей необходимых представлений о морфологическом составе сло­ва и синонимии родного языка.

В процессе работы над морфологическим составом слова у детей формируются умения и навыки образования слов с по­мощью различных аффиксов, а также активного и адекватно­го использования их в целях общения в различных ситуаци­ях, отрабатывается умение устанавливать связи между фор­мой слова и его значением (единство смысла и функции).

Основная цель III этапа — развивать и совершенствовать умения и навыки построения связного высказывания: про­граммирование смысловой структуры высказывания; установ­ление связности и последовательности его; отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки). Эти цели реализуются в опре­деленной последовательности:

формирование практических представлений о тексте;

развитие умений и навыков анализировать текст;

построения самостоятельного связного высказывания.

Поставленные программой задачи отражаются в её содер­жании и реализуются в ходе изучения следующих тем на I этапе:

Речь. Предложение. Слово (9 часов).

Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Ударение. Пространственные представления. Временные пред­ставления. Слова-предметы. Слова-признаки. Слова-действия.

Звуки и буквы (81 час).

Звукослоговой анализ и синтез. Ударение (13 ч).

Представление о звуке, различение на слух и при произ­ношении гласных и согласных (отсутствие или наличие пре­грады в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогооб­разующая роль гласного), звукослоговой анализ слов (уста­новление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отра­жающей его звукослоговую структуру.

Гласные 2-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные (20 ч).

Обозначение на письме мягкости согласных звуков глас­ными буквами (е, ё, и, я, ю) и ь (в середине и конце слова). Дифференциация гласных и, ая, эе, ую, оё). Раз­делительный ь.

Звонкие и глухие согласные (25 ч).

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих со­гласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на пись­ме. Дифференциация парных согласных звуков ([з] [с], [ж ] [ш], [в] [ф], [б] [п], [д] [т], [г] [к]).

Свистящие, шипящие, аффрикаты (17 ч).

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипя­щих, аффрикат. Дифференциация звуков ([с] [ш], [з ] [ж], [ч] [т’], [щ ] [с’], [щ] [ч], [ц] [с], [ц] [ч]).

Буквы, сходные по оптическим и кинетическим при­знакам (4 ч).

Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Различение букв по оптическим и кинетичес­ким признакам. Дифференциация букв, сходных по оптичес­ким и кинетическим признакам (б — д, а — о, и — у, п — т, и — ш, л м, к н, н п).

Итоговая контрольная работа (2 ч).

Поставленные программой задачи отражаются в её содер­жании и реализуются в ходе изучения следующих тем на II этапе:

Повторение (9 ч).

Включаются темы, по которым допущено наибольшее ко­личество ошибок во входных контрольных работах.

Корень. Однокоренные слова (7 ч).

Родственные и однокоренные слова. Корень слова. Сложные слова. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значениями при­ставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу.

Безударная гласная (10 ч).

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безудар­ных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге кор­ня. Общее представление об орфограмме.

Словообразование, словоизменение (29 ч).

Устранение аграмматизмов в словообразовании. Овладение суф­фиксальным и приставочным способами образования слов. Раз­витие способности проводить разбор слов по составу. Обогащение словарного запаса (синонимы, антонимы, многозначные слова). Правильное употребление предлогов, развитие связной речи.

Согласование (7 ч).

Число имён существительных (единственное, множествен­ное), изменение имён существительных по числам. Изменение имён прилагательных в единственном числе по родам при соче­тании с именем существительным. Согласование имён суще­ствительных с именем прилагательным в числе, роде. Согласо­вание глагола с существительным в числе, роде и во времени.

Управление (7 ч).

Изменение имён существительных по падежам. Осознан­ное употребление каждой падежной формы при помощи во­просов. Правильное употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование предложе­ний из слов в начальной форме (для каждого падежа). Поиск конкретных падежных форм в текстах.

Проверочная контрольная работа (2 ч).

Поставленные программой задачи отражаются в её содер­жании и реализуются в ходе изучения следующих тем на III этапе:

Связная речь (17 ч).

Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста (композиция). План. Связь между предло­жениями в тексте, частями текста. Структура текста-пове­ствования, текста-описания, текста-рассуждения. Изложения по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Итоговая контрольная работа (2 ч).

Содержание программы носит воспитывающий и развива­ющий характер. При проведении занятий используются бесе­ды, работа в группах, организационные игры и т.д.

Итоговый контроль проводится в форме диктанта и списы­вания.

Учитывая, что у детей с НВОНР остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на протя­жении всего курса коррекции в занятия включаются зада­ния, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым яв­лениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтро­ля, контрольных действий, способности к переключению.

Данный вариант последовательности изучения тем и количе­ства часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФФНР/НВОНР, являются при­мерными и определяются конкретным составом группы, т.е. зависят от того, каков уровень сформированности речи у детей.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

к концу коррекционного обучения.

При завершении I этапа коррекционно-развивающего обу­чения у учащихся:

должны быть восполнены пробелы в формировании фоне­матических процессов;

уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

уточнены и активизированы имеющийся у детей словар­ный запас и конструкции простого предложения (с неболь­шим распространением);

введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, согласные, твёрдые — мягкие, звонкие — глухие согласные, предло­жение и т.д.;

— сформирована направленность на звуковую сторону речи.

По истечении II этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны:

ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. опре­делять, с помощью каких частей слова, стоящих перед общей частью или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются при этом их значения;

активно пользоваться различными способами словообразования;

правильно использовать новые слова в предложениях раз­личных синтаксических конструкций (устанавливать связь между формой и значением);

передавать суть выполняемых упражнений, последователь­ность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.

К концу III этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны:

строить связное высказывание (программирование смысла и смысловой структуры высказывания);

устанавливать логику (связность, последовательность), точ­ное и чёткое формирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;

отбирать языковые средства, адекватные смысловой кон­цепции, для построения высказывания в тех или иных це­лях общения (доказательство, повествование, рассуждение).

Учащиеся должны уметь:

различать слова, обозначающие предметы, действия пред­метов и их признаки; подбирать слова-предметы, действия, признаки к схемам; практически пользоваться вопросами: кто? что? что делает? какой?; употреблять в речи слова, выражающие признаки предметов по цвету, величине, со­стоянию и т.д.;

сравнивать звуки по способу их образования (гласные, со­гласные);

уметь дифференцировать согласные по глухости-звонкос­ти, твёрдости-мягкости;

выполнять звукобуквенный, слоговой анализ слов;

соотносить звук с буквой;

обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и ь;

определять место ударения в слове;

вычленять слова из предложений;

чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

правильно списывать слова и предложения, написанные букварным и рукописным шрифтом;

грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения, тексты;

образовывать слова посредством различных аффиксов, а так­же активно использовать их в целях общения;

производить разбор слов по составу и подбирать слова к схемам;

программировать смысловую структуру высказывания, ус­танавливать его связность и последовательность;

анализировать текст и самостоятельно строить связное вы­сказывание.

Ссылка на основную публикацию