Создание клуба для родителей детей младших и средних групп (Учим деток говорить)

Рабочая программа клуба для родителей и детей первой младшей группы «Вместе с мамой» на 2017–2018 учебный год

Юлия Михайловна Воронина
Рабочая программа клуба для родителей и детей первой младшей группы «Вместе с мамой» на 2017–2018 учебный год

В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами, непослушанием? Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы?

Так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, на заседания клуба мы будем учить родителей правильно и пользой играть со своими малышами; и одновременно рассказывать о новых игровых технологиях взаимодействия с малышами.

Социализация начинается уже в младенчестве, и в дальнейшем этот процесс становится все более сложным и разносторонним, связанным с определенными трудностями. Часто дети и их родители нуждаются в помощи и поддержке на этом пути, поэтому дошкольное учреждение выступает территорией психологической безопасности для ребенка. При совместном пребывании в нашем клубе «Вместе с мамой» ребёнок будет идентифицироваться с опытом социализации матери, использовать её ресурсы; получит опыт взаимодействия со сверстником в безопасной для него обстановке.

Речевое развитие и взаимоотношения в процессе общения детей — очень важная проблема личностного развития. Для социально-коммуникативного развития детей 2-3 летнего возраста важен детский коллектив, который решает задачу, связанную с развитием общения: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками, развитие свободного общения.

Однако, детский коллектив сам по себе не развивает доброжелательных отношений, необходимо руководство и грамотное сопровождение этого процесса взрослым. Только знающий и опытный взрослый сможет развить коммуникативные навыки детей и сформировать дружеские отношения между ними, а также между детьми и взрослыми. Отношение же к другим людям отражает и выражает отношение человека к самому себе — его ощущение себя и самосознание.

Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно обратить внимание на то, испытывает ли ребенок в группе эмоциональный комфорт.

Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому.

Программа детско- родительского клуба «Вместе с мамой»» обеспечивает развитие личности детей данной возрастной категории в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических, физиологических особенностей и направлена на решение задач ФГОС.

Клуб для родителей и детей первой младшей группы (2-3года)

Срок работы – 1год.

Место в образовательном процессе – 1 раз в месяц, во второй половине дня, продолжительность занятия 30 мин.

Рабочая программа клуба является частью образовательной программы ДОУ, формируемая участниками образовательных отношений.

Цель работы клуба:

• Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения и развития детей дошкольного возраста;

• Создание условий для снижения периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми.

– Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

– Выявлять положительный опыт семейного воспитания;

– Оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;

– Развивать социальные и коммуникативные умения (самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям) у детей раннего возраста путем взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье.

Предполагаемый результат в ходе работы клуба для родителей :

• сформируются определенные модели поведения с ребенком;

• повысится уровень педагогических знаний и умений;

• активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать и преодолевать трудности воспитания детей;

• установятся доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно скажется на эмоциональном состоянии ребенка раннего возраста;

• сформируется умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности.

Предполагаемый результат в ходе работы клуба для детей :

• адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада будет проходить в легкой и средней степени;

• улучшатся показатели речевого развития детей;

• проявление у детей внутреннего комфорта или эмоциональной удовлетворенности: активные и любознательные ко всему окружающему, у них возникнет привязанность к педагогам, желание играть со сверстниками, взаимодействовать с игрушками и предметами окружающей среде;

• сформируется положительное эмоционально-окрашенное отношение к физическим упражнениям, развивающим играм, культурно-гигиеническим навыкам, сказкам, потешкам, театрализованной деятельности и т. д.

Правила поведения родителей на заседаниях Родительского клуба:

• на протяжении всего занятия выступать в разных ролях – партнёр, помощник;

• контролировать поведение своего ребёнка без угроз и сравнений с другими детьми;

• принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;

• быть естественными, открытыми, раскрепощёнными.

Содержание программы

Организация работы клуба идет по следующим направлениям:

Формы работы клуба:

– Беседы и дискуссии за круглым столом;

– Анкетирование, тестирование, экспресс-опрос;

-Моделирование игровых и проблемных ситуаций;

– Практические советы и рекомендации;

– Презентации семейного опыта;

Тематическое планирование клуба «Вместе с мамой»

для родителей и детей 1 младшей группы

Месяц Тема заседания – направления Срок реализации

Сентябрь Анкетирование родителей

Октябрь «Сенсорные игры для малышей»

Ноябрь «Кубики Никитиных»

Декабрь «Наши пальчики играют, говорить нам помогают»

«Рисуем вместе»

Февраль «Экспериментируем дома»

Март Мастер –класс «10 развивающих игр от Монтессори»

Апрель «Играя, развиваем речь»

Май «Здоровый малыш»

Годовой отчет воспитателя первой младшей группы за 2017–2018 учебный год Годовой отчет за 2017–2018 учебный год Воспитатель 1 младшей «Б» группы “Чебурашка”: Аббасова Г. М. В первой младшей группе 25 человек,.

Отчет воспитателей первой младшей группы о проделанной работе за 2017–2018 учебный год Первую младшую группу «Радуга» посещают 35 человек: 20 мальчиков и 15девочек. Образовательная деятельность проводится с использованием.

Рабочая программа младшей разновозрастной группы (1.5–3 года) на 2017–2018 учебный год. Часть 1 I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Введение Рабочая программа 1 младшей группы разработана в соответствии с примерной основной.

Рабочая программа младшей разновозрастной группы (1.5–3 года) на 2017–2018 учебный год. Часть 2 Возрастные особенности детей 1.5–3 лет. На втором-третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная.

Рабочая программа педагога-психолога в контексте ФГОС на 2017–2018 учебный год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога в контексте ФГОС на 2017 – 2018 учебный год Оглавление ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 Введение 4 1. Общие.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на 2017–2018 учебный год Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Кубаночка» ст. Брюховецкой муниципального.

Рабочая программа по аппликации в средней группе на 2017–2018 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по аппликации в средней группе, разработана с учетом федерального государственного образовательного.

Рабочая программа театрального кружка «Солнышко» для детей 6–7 лет на 2017–2018 учебный год СОДЕРЖАНИЕ: Пояснительная записка ….3 Цель программы …4 Задачи программы ….4 Основные направления программы….5.

Рабочая программа для второй младшей группы на 2017–2018 год. Работа с родителями Взаимодействие с семьями воспитанников В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:.

Организация работы родительского клуба в детском саду

Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба. Но, как и любой другой элемент образовательной деятельности, эта работа нуждается в детальной проработке всех уровней организации.

Суть понятия

Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.

Родительский клуб — это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ

Цели и задачи работы родительского клуба

Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.

  1. Обеспечение необходимого психолого-педагогического и методического сопровождения отношений родителей и детей дошкольного возраста. То есть открытые возможности для мам и пап задавать интересующие вопросы и получать на них ответы, оказание помощи в решении учебных задач. Так, например, если ребёнку не удаётся освоить тот или иной информационный блок, педагог не только указывает, что нужно проработать дома, но и как (!) это сделать.
  2. Установление партнёрских отношений между детским садом и семьёй в вопросах развития, обучения и воспитания дошкольников. Родители — не наблюдатели, а участники образовательного процесса, что находит отражение в проведении совместных занятий, праздников.
  3. Проведение просветительской работы, направленной на организацию диалога родитель-малыш с учётом всех психологических особенностей и возрастных интересов последних. Например, если ребёнок второй младшей группы (3–4 года) при подготовке к утреннику на Новый год отказывается дома учить стихотворение, то родителям не нужно заставлять его. А тем более угрожать или шантажировать («Никаких машинок на Новый год, если не будешь учить!»). Выявив с помощью воспитателя текущие интересы малыша, к примеру, увлечение игрушками-конструкторами, которые разбираются, что называется, до винтика, предложить упрямцу сыграть в игру, где каждый винтик закручивается только после того, как рассказана строчка стихотворения. Ребёнок наверняка втянется в такую историю.
  4. Популяризация работы ДОУ в родительской среде. В последние годы из-за социально-экономической ситуации в странах бывшего СССР мамы и папы почти круглосуточно заняты обеспечением благосостояния семьи. И в этой ситуации детский сад становится чем-то вроде камеры хранения. Родительский клуб призван объяснить и наглядно продемонстрировать, чем и как занимается детский сад, а также призвать семью в помощники, которые понимают основные направления образовательной деятельности и участвуют (!) в ней.

Одной из целей работы родительского клуба является объяснение мамам и папам функций детского сада и семьи в воспитании ребёнка

Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:

  • повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
  • определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
  • помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших — подготовка к началу обучения в школе);
  • содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной — ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
  • установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).

Как работает родительский клуб

Работа клуба определяется стратегией образовательного процесса в конкретном ДОУ. Клубное членство существует в двух форматах: общее всего сада и частное для отдельной группы. Обычно участники клуба всего сада собираются на заседания (клубные часы) один раз в квартал в музыкальном зале для работы над вопросами, которые не привязаны к возрасту детей. Например, обсуждение проблемы «Ребёнок и компьютер». Родительский клуб конкретной группы отдельно не собирается, а работает в рамках родительских собраний, на которых поднимаются вопросы, тревожащие мам и пап детей определённого возраста.

Семейный клуб в группе работает на родительских собраниях

Участники родительского клуба

Кроме воспитателя, 3–4 родителей от каждой группы (или всех мам и пап, изъявивших желание вступить в клуб), в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:

  • учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания);
  • учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
  • психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
  • учителя начальных классов (для работы с родителями старшей и подготовительной групп);
  • методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).

Чем занимаются на заседаниях

Участники родительского клуба:

  • слушают консультации узких специалистов;
  • задают педагогам интересующие вопросы;
  • обсуждают рекомендации относительно организации учебно-воспитательной работы дома;
  • осваивают практические знания и умения (например, родители первой и второй младшей группы учатся правильно подбирать и проводить артикуляционную гимнастику с малышами, которые только-только начали говорить).

Родители также принимают участие в подготовке атрибутов для театрализованной деятельности ребят

Формы работы семейного клуба

Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:

  • заседания круглого стола, посвящённые актуальным проблемам взаимодействия участников образовательного процесса;
  • клуб чтения, где родители читают и обсуждают психолого-педагогическую литературу;
  • психолого-педагогические консультации с узкими специалистами;
  • мастер-классы (и педагогов, и самих родителей);
  • тренинги (обычно на психологические темы, например, «Рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребёнком»);
  • практикумы (освоение конкретных методических приёмов, к примеру, пальчиковые игры в первой младшей группе);
  • решение педагогических ситуаций (например, обсуждение причин почему 2–3 малыша в группе постоянно дерутся, а также путей решения этого конфликта);
  • обмен опытом (доклады из первых уст об успехе в решении какой-либо психолого-педагогической проблемы);
  • проведение совместных праздников (спортивных, утренников, развлечений).

В рамках работы родительского клуба проводятся спортивные мероприятия

Программа работы клуба

Тематика работы общего родительского клуба планируется методическим советом ДОУ. Но при этом она может изменяться по запросу родителей. Для этого в каждой группе есть «Волшебный почтовый ящик», в котором мамы и папы могут оставлять заявки по интересующим вопросам. За 1–2 недели до очередного заседания методист детского сада собирает эти запросы, анализирует их и корректирует тему в зависимости от волнующих вопросов. В рамках группы выбор темы для обсуждения происходит чаще всего на усмотрение воспитателя, но обязательно с учётом личных просьб родителей.

Тематика заседаний родительского клуба

В моей практике на августовском педагогическом совете методическим советом детского сада предлагается около 10 тем для родительского клуба. Педагоги утверждают этот список, а затем в течение года каждый раз перед проведением встречи члены методического совета подбирают наиболее актуальную тему, уточняют её и корректируют в соответствии с запросами семьи и/или педагогов.

Примерный перечень тем может быть таким:

  • «Как подготовить ребёнка к школе»;
  • «Как научить ребёнка усидчивости и внимательности»;
  • «Развиваем память у дошкольников»;
  • «Интеллектуальные игры для развития мышления у детей»;
  • «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей»;
  • «Рекомендации по обучению и воспитанию гиперактивного ребёнка»;
  • «Возрастные кризисы»;
  • «Детские страхи»;
  • «Капризы и упрямство»;
  • «Ребёнок и компьютер»;
  • «Речевые нарушения и причины их возникновения»;
  • «Формирование словаря у детей посредством речевых игр».

Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей

Планирование клубного часа

Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа. Проработка темы осуществляется в четыре этапа.

Приветствие

Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.

Таблица: варианты игр для приветствия

НазваниеСуть
«Пожелания»Каждый участник группы по кругу произносит какую-либо фразу, посвящённую всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового» и т. п. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
«Танцевальный привет»Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику: «Как я рад вас видеть!» или «Какой замечательный сегодня день!» и пр.
«Комплимент»Участники по кругу берут за руки друг друга и говорят комплименты и др.

Игровая форма приветствия даёт положительный настрой на работу

Основной этап

На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.

Теоретический аспект

Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:

  • мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
  • притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
  • демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).

На теорию выделяется около 15 минут.

Практическая часть

Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:

  • дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников заседания);
  • психологические упражнения, игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми (проводятся как между собой, так и с привлечением малышей);
  • детско-родительские практикумы (формы работы, подключающие детей к продуктивной деятельности, например, выполнение совместного рисунка для последующего проведения психологической диагностики).

Совместная продуктивная деятельность сплачивает коллектив родителей и детей

Это интересно. Обычно, чтобы поддерживать интерес у аудитории, теория и практика не разделяются, а перемежаются между собой.

Практика занимает до 45 минут.

Эмоциональная разгрузка

Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.

Заключительный этап

Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:

  • письменной (участники формулируют ответы на вопросы «Чем полезна эта встреча?», «Что бы вы хотели обсудить на следующем заседании?»);
  • устной (например, передавая друг другу мяч, участники говорят о своих впечатлениях от работы, или описывают себя в гипотетической ситуации, сходной с той, что рассматривалась на клубном часе).

Заключительный этап длится около 15 минут.

Рефлексия может быть в виде фигурок, вырезанных из цветной бумаги, где каждый оттенок — определённая эмоция

Таблица: пример конспекта клубного часа «Адаптация ребёнка в детском саду» (фрагменты)

Автор — Малашкина Е.С., педагог-писхолог, Россия.

Детско-родительский клуб одна из форм работы с родителями детей раннего возраста

Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка.

Семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми условиями нормального развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после 3 лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша, ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и т. д.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребенка и начинают учить и воспитывать 2-летнего малыша так же, как ребенка 5–7 лет (учат читать и писать, пользоваться компьютером, сажают перед телевизором и т. д.). В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Результатом такого “неумения” родителей является нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и т. д.).

Известно, что в настоящее время резко увеличилось количество детей раннего возраста имеющих различные отклонения в психомоторном развитии.

Анализ контингента детей, поступающих к нам в детский сад, в группу раннего возраста показал, что увеличивается количество детей нуждающихся в ранней психолого-педагогической помощи. Поэтому была открыта группа, где осуществляется индивидуально-ориентированная психолого-педагогическая помощь с учетом состояния здоровья, темпа уровня развития, возраста и характерологических особенностей ребенка.

Маленький ребенок зависим от взрослого, родители и педагоги являются его главными авторитетами, он обладает повышенной внушаемостью, стремиться подражать. Нервная система ребенка необычайно пластична и способна к изменению, перестройке, именно поэтому уже в раннем возрасте необходимо начинать целенаправленную работу по коррекции нарушений.

Для создания условий более эффективной работы с детьми раннего возраста и привлечения внимания родителей к проблемам развития детей, с целью создания пространства “детский сад – семья” в нашем учреждении была разработана программа взаимодействия педагогов с семьями воспитанников раннего возраста, реализованная в рамках детско-родительского клуба “Растём вместе”.

Содержание программы предусматривает построение отношений с семьями на принципах добровольности и личной заинтересованности. Тематика встреч определена по запросам родителей и предусматривает гибкую коррекцию в случае необходимости.

Целью разработанной нами программы является оказание психолого-педагогической помощи семьям в период первого года пребывания детей в дошкольном учреждении.

Программа направлена на решение следующих задач:

  1. Обучение родителей игровому взаимодействию с детьми.
  2. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
  3. Обеспечение психологической комфортности детей и родителей в дошкольном учреждении.

Адресатом программы являются дети раннего возраста и их родители.

Программа реализуется в течение 9 месяцев педагогами дошкольного учреждения: учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель.

Общее время проведения программы – 16 часов. Встречи организуются 2 раза в месяц по 1 часу. Каждая встреча проводится в два этапа: на первом этапе проводится теоретическая часть – 30 минут, на втором этапе – практическая часть с детьми и привлечением других педагогов – 30 минут.

Теоретический раздел включает работу с родителями. Основными методами работы являются групповая дискуссия, разбор конкретных случаев и педагогических ситуаций, отработка умений и навыков в тренинговых упражнениях. Содержание работы с родителями рассчитано на формирование у них осознанного отношения к развитию психомоторных качеств детей раннего возраста, а также информирование о проблемах воспитания и развития детей раннего возраста.

Практический раздел предполагает работу с детьми и родителями. Работа с детьми включает развивающие занятия с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на развитие психомоторных качеств. Координация движений, мелкая моторика, чувство ритма развиваются через использование на занятии подвижных игр, пальчиковой гимнастики, через проведение развивающих игр с использованием игрушек, различных видов терапии, а также с помощью продуктивной познавательно-творческой деятельности. Фото 2, 3, 4, 5, 6 (Приложение 4)

В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение развивающих и воспитательных задач.

Главным и необходимым условием для достижений целей программы являются отношения между матерью и ребёнком. Специалисту отводится роль консультанта, обучающего родителя специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком. Таким образом, специалист и родитель находятся на одном уровне партнёрских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребёнка.

Таким образом, программа “Растем вместе” носит комплексный характер. В ней представлены все виды деятельности, доступные детям раннего возраста. Занятия проходят в спокойной, доброжелательной обстановке. Этому способствуют психолого-педагогические условия – активное взаимодействие родителей и детей на занятии, атмосфера и условия сенсорной комнаты, музыкальное сопровождение, которое создаёт положительный эмоциональный настрой на занятии.

Учебно-тематический план программы детско-родительского клуба “Растём вместе”.

Цель: Способствовать активному включению родителей в воспитательный процесс. Гармонизировать межличностные отношения родителей и детей. Вызывать у родителей потребность в совместной деятельности с ребёнком.

№ п/пНаименование раздела.Всего часовВ том числе
теоретическиепрактические
1Презентация программы семейного клуба “Растём вместе”. Знакомство родителей с пространством детского сада.11
2Родительские ожидания. Итоги анкетирования.11
3Развитие ребёнка раннего возраста.11
4Игрушка в жизни ребёнка.10,50,5
5Непослушный ребёнок.10,50,5
6Песочная терапия.10,50,5
7Водная терапия.10,50,5
8Арт-терапия. Новый год.10,50,5
9Капризы детей. Песочная терапия.10,50,5
10Стили общения в семье. Арт-терапия. Божья коровка.10,50,5
11Если ребёнок кусается…Водная терапия.10,50,5
12Безусловная любовь к ребёнку. Арт-терапия. Зайчик и его друзья.10,50,5
13Наказываете ли вы ребёнка? Песочная терапия.10,50,5
14Психомоторное развитие ребёнка. Арт-терапия. Мишка пришёл в гости.10,50,5
15Общение детей. Водная терапия.10,50,5
16Итоговое занятие.10,50,5

Результатом реализации программы является повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития детей, возрастных особенностей и игрового взаимодействия с детьми, социализация ребёнка на основе оптимизации семейной микросреды в целом и взаимоотношений между детьми и родителями в процессе продуктивной игры, положительные изменения в умственном и эмоционально-личностном развитии детей.

Контроль за реализацией программы осуществляется педагогом-психологом в начале и конце учебного года в качестве диагностического инструментария используется методика психолого-педагогического обследования детей Е.А.Стребелевой. Родителям предлагается анкета, в которой они отмечают изменения, происходящие с ребёнком.

В современных социальных условиях в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.

Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и дошкольного учреждения.

  1. Айрих О.А. Эмоциональное развитие детей: занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьёй / автор-составитель О.А.Айрих. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2008.
  3. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет./– 4-е изд., перераб.– М.: Просвещение, 2001.
  5. Зенгелидзе В.Я. Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития детей в условиях ДОУ //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №10. – 2008. – С. 28-42.
  6. Кожина А.Л. Психолого-педагогическая помощь семье в адаптации ребенка к детскому саду// Справочник старшего воспитателя, №8. – 2009. С.55-62.
  7. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия/– Волгоград: Учитель, 2010.
  8. Смирнова Е.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  9. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  10. Шерстобитова С.Ю. Комплексное сопровождение детей 2-4 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование. Рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал/ авт.-сост. С.Ю.Шерстобитова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  11. Шахова Т.Ю., Французова О.А. Игровой практикум для родителей// Справочник старшего воспитателя, №11. – 2009. – С.71-73.
  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655 “Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”.

Работа с родителями в детском саду (ДОУ)

Консультации для родителей в детском саду

Работа с родителями в ДОО – Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом; Эффективные формы взаимодействия специалистов ДОО и родителей в развитиии ребенка; Взаимодействие детского сада и семьи в условиях освоения ФГОС

Консультация для родителей «Ребёнок на даче»

Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Консультация для родителей «Учим ребенка общаться»

Консультация для родителей «Почему дети разные?»

Консультация для родителей в старшей группе «Как победить застенчивость»

Консультация для родителей «Зелёный мир на окне»

Устный журнал для родителей «Светофор»

Консультация для родителей «Ребёнок и книга»

Консультация для родителей «Отец как воспитатель»

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии «Домашняя игротека»

Консультация для родителей «Дорожная азбука»

Консультация для родителей «Кризис трех лет»

Консультация для родителей «Не отрываясь от дел»

Консультация для родителей «Детское упрямство»

Консультация в школе молодых родителей «Как подготовить малыша к детскому саду»

Консультация для родителей «Будь здоров малыш»

Консультация для родителей «Лечение любовью»

Консультация для родителей «Вежливый ребенок»

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями»

Консультация для родителей «Игрушки-чудовища»

Консультация для родителей «Фу, вашу кашу!»

Консультация для родителей в ДОУ «Осторожно клещи»

Консультация для родителей «Семейный досуг зимой»

Консультация для родителей в старшей логопедической группе «Роль семьи в развитии личности ребенка. Цели воспитания»

Мастер-класс для родителей детей подготовительной к школе группы «Как подготовить руку ребёнка к письму»

Памятки, рекомендации родителям, анкеты для родителей

Анкета для родителей об образовательно-воспитательном процессе на занятиях хореографии

Памятка по ПДД для родителей дошкольников «Обучение детей наблюдательности на улице»

Памятка для родителей в детском саду «Читаем сказки детям»

Родительские собрания в детском саду

Родительское собрание в средней группе «Азы воспитания»

Общее родительское собрание в средней группе – Подготовка к школе

Конспект родительского собрания «Игра – не забава»

Родительское собрание в средней группе «Какие игрушки нужны детям»

Родительское собрание (совместно с детьми) «Готовим детей к школе. Что это значит?»

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит»

Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей

Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)

План-конспект интеллектуальной игры с детьми подготовительной и старшей группы и родителями по ПДД «Семейная гостиная»

Конспект родительского собрания-диспута по Конвенции о правах ребенка «Защитим наших детей»

Родительское собрание «Именины Мишутки» во II младшей группе

Родительское собрание в подготовительной группе: «Роль игры в организации поведения ребенка»

Выступление на родительском собрании в подготовительной группе «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания «Азбука прав ребенка»

Родительское собрание в детском саду «Ребенок и компьютер»

Родительское собрание в детском саду «Посеешь привычку – пожнешь характер»

Круглый стол для родителей в средней группе «Организация детского питания»

Конспект творческой встречи с родителями и детьми «Учимся общаться с ребенком»

Родительское собрание во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»

Родительский уголок в детском саду и его оформление, перспективные планы по работе с родителями

Родительский уголок в ДОУ – представлены ширмы для оформления детских уголков в ДОО по таким темам, как “Адаптация детей в детском саду”, “Домашние обязанности детей”, “Наказания и поощрения” и др.

Стенды для детского сада: Ранний возраст

Уголок по ПДД в детском саду в картинках: «Уголок юного пешехода»

Перспективный план по работе с родителями во 2 младшей группе

Перспективный план по работе с родителями в средней группе

Перспективный план по работе с родителями в старшей группы

Экологическая газета для родителей «Прикоснись к природе сердцем»

Экологическая газета для родителей «Вода – это жизнь»

Перспективный план кружка «Колесо истории»: План работы с семьей

Темы встреч клуба для родителей

Ребенок и компьютер

Дата: 2 декабря, с 19.00 до 22.00

По статистике, каждый шестой случай обращения к детскому психологу связан с компьютерной зависимостью. Родители бьют тревогу. Сегодня, к сожалению, у детей увлечение книгами отошло на задний план. В центре внимания находятся значительно более интересные, зрелищные, цветные компьютерные игры, которые так захватывают! И в доме на время таких игр все затихает: не слышно шума, беготни, плача. Ваш ребенок будто перенесся в другое измерение и в настоящий момент представляет себя, например, мужественным рыцарем или автогонщиком.

Для современных детей компьютер — почти «наше все». Здесь они общаются по скайпу, проводят время в соцсетях, скачивают музыку, фильмы, игры. Они намного быстрее, чем взрослые, схватывают технические новшества, лихо с ними управляются. Но часто увлечение новейшими технологиями идет в ущерб другим занятиям: прогулкам, чтению книг, живому общению со сверстниками.

На встрече мы обсудим следующие вопросы:

  • Полезны такие увлечения или нет?
  • Есть ли какие-нибудь нормы занятий с компьютером для ребенка?
  • Как влияет он на психику и здоровье сына или дочери?
  • Как определить, нормально ли поведение ребенка, или же увлечение перешло роковую черту и стало заболеванием?
  • Как сделать оптимальным время, которое ребенок проводит за компьютером? Как противостоять компьютерной зависимости?

Детская агрессивность

Дата: 19 декабря, с 19.00 до 22.00

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет.

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка — большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность — признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Агрессия — это обязательная часть здорового развития человека. Но агрессия, как и всё в жизни, хороша на своём месте — тогда, когда есть в ней необходимость: ведь способность напасть, прогнать, напугать может спасти жизнь человека и его близких. Проблемы же начинаются тогда, когда она проявляется в тех формах, которые считаются неприемлемыми, и в тех ситуациях, где она абсолютно не нужна.

Родители, ребенок которых ведет себя агрессивно, чувствуют себя загнанными в угол – педагоги недовольны, одноклассники постоянно жалуются, родители угрожают. При этом все разъяснительные беседы не приносят никакого толка – ребенок дерется и обижает детей.

На занятии мы разберем причины возникновения агрессивного поведения, определим цели, которые преследует маленький забияка, рассмотрим виды детской агрессии. И, конечно же, выработаем правильную стратегию поведения с ребенком, агрессивность которого приносит дискомфорт окружающим и ему самому.

Дети и деньги

Дата: 13 января, с 19.00 до 22.00

Отношение ребёнка к деньгам скла­дывается с самого раннего детства, когда мама, делая любимому чаду очередную покупку или же, наобо­рот, отказывая в ней, пытается дос­тупным для малыша языком объяс­нить ценность той или иной вещи, соотношение возможностей семей­ного бюджета и его детских жела­ний. У всех это получается по-разному. Каждый по-своему реша­ет проблему семейных покупок и распределения денег.

Личные расходы детей растут пропорционально возрасту. Часто слышатся жалобы старшего поколения: дети не умеют сопоставлять свои возможности и траты. Состоятельные родители порой готовы удовлетворять любой каприз детей. Но не знающий ни в чем отказа ребенок может вырасти в безответственного транжиру. Поэтому не стоит пускать на самотек такое важное дело, как навык управления личными деньгами.

На встрече мы обсудим следующие вопросы:

  • Зачем ребенку карманные деньги? Давать или не давать?
  • С какого возраста стоит давать ребенку деньги на мелкие (а потом и не очень мелкие) расходы?
  • Сколько давать карманных денег? Как выдавать?
  • Контролировать ли самостоятельные траты ребенка?
  • Стоит ли поощрять или наказывать деньгами?
  • Как научить ребенка общаться с деньгами?

Безусловная любовь — как принять ребенка таким, какой он есть

Дата: 6 февраля, с 19.00 до 22.00

Ребенок, живя в семье, накапливает большой опыт межличностных отношений. Он воспринимает, правильно или искаженно, как родители относятся к нему: избегают его, недовольны им, признают его автономность или ущемляют ее, доброжелательно относятся к нему или нет. Со временем ребенок осмысляет, любят его родители или нет, нужен ли он им, значим ли для них. Ребенок в семье также формирует и свое отношение: любит ли он сам родителей такими, какие они есть, чувствует ли их эмоциональную отдаленность и стремится ее уменьшить, избегает ли он травмирующих отношений с родителями. На основе этого складывается внутренняя позиция ребенка по отношению к родителям и к себе. Теряя чувство собственной значимости, ребенок стремится отгородиться от всего: от людей, от новых, казалось бы, интересных занятий. В глубине души ребенок надеется, что родители услышат его, увидят бурлящий котел его чувств и начнут любить его, заботиться о нем. Детская «месть», которая проявляется в негативном поведении, часто имеет скрытое содержание — «посмотрите как мне плохо». Это крик о помощи, обращенный к родителям, тем временем как полное безразличие, отгороженность от них указывает на еще большее психологическое расстояние между родителями и ребенком.

На встрече мы выясним, что же такое безусловная любовь к ребенку и откуда она появляется. Разберем причины возникновения эмоционального отвержения, и каковы его последствия для дальнейшей жизни ребенка. Обсудим, позволяет ли безусловное принятие ребенка сердиться на него и быть недовольными его негативным поведением. Решим, что же первично – дисциплина или хорошие отношения с ребенком.

Непослушание: причины и последствия

Дата: 27 февраля, с 19.00 до 22.00

Многие родители желают видеть в своем ребенке послушного и воспитанного, те, кому это удается – не нарадуются своим чадом. Те, а их большинство, кому не удается – раздражаются, гневаются, во всем понукают и одергивают своих детей, наказывая их, ругая, называя их бестолковыми, растяпами и т.д.

Уже с младенчества у человека возникает противостояние, сопротивление действиям извне, так называемое детское непослушание. Ребенок сопротивляется, начиная с пеленания и заканчивая уроками в школе. По мере развития личности дети начинают чувствовать свое «Я» и пытаются противостоять любому вмешательству в их самость. Дети, будучи импульсивными и не понимающими всех общественных, семейных норм воспринимают любое посягательство на их личность в штыки. То, что мы взрослые называем детским непослушанием, это порой, всего на всего проявление своего развивающегося «Я». Еще не имеющие жизненного опыта дети зачастую просто не могут отдавать себе отчета в своих действиях и поступках. Развитие познания, любознательность, импульсивность ребенка порой заставляют его, бессознательно, совершать на взгляд родителей и вообще взрослых, безумные поступки.

На встрече мы разберем причины детского непослушания. Проанализируем, как мы — родители можем помочь непослушному ребенку. Обсудим, как правильно поощрять и наказывать своих детей. Как в построении стратегии воспитания не переступить грань разумного — не задавить, не сломать развивающуюся личность? Сформулируем варианты конструктивного поведения взрослого в различных ситуациях детского непослушания.

Ребенок плохо учится. Как помочь ему стать успешным

Дата: 6 марта, 19.00 — 22.00

Как не было бы грустно, но иногда некоторые дети плохо учатся. Задумывались ли вы, почему дети плохо учатся? Особенно актуальным вопрос становится, если это происходит с вашим ребенком, и вы приложили немало усилий к исправлению ситуации, но все напрасно. Вы чувствуете, что ваши гигантские усилия уходят в песок, а результат — рёв, нежелание учиться, нежелание идти в школу. Ребенок в школе как бы отсутствует на уроке, все пропускает мимо ушей, «витает в облаках». Он не сосредоточен на чем-то постороннем, он погружен в себя, в свой внутренний мир, в фантазии и мечты. Естественно, учеба от этого страдает. Атмосфера в доме накаляется.

В чем причина нежелания учиться? Возможно, у ребенка не сложились отношения с одноклассниками или учителем? А может быть, ребенок просто медлительный и он не успевает работать в одном темпе с другими детьми?

Что же, ситуация не приятная, но не смертельная. Нет непоправимых ситуаций. Всегда можно найти выход из, казалось бы, безвыходного положения.

На встрече мы обсудим причины неуспеваемости детей в школе. Рассмотрим взаимосвязь школьной успеваемости и темперамента, характера ребенка. Обсудим пути выхода из ситуации школьной неуспешности ребенка. Проанализируем стратегию и тактику грамотного поведения родителей в данном случае.

Стили родительского воспитания и отношения. Гиперопека, контроль… Что эффективнее?

Дата: 18 марта, 19.00 — 22.00

Существует множество мнений. Нас учат разным наукам. Но, к сожалению, нас не учат быть родителями. Чаще всего эту науку мы постигаем из семейных традиций – воспитываем так, как воспитывали нас. Или учимся на собственных ошибках. Психологи разделяют несколько стилей взаимодействия между родителями и детьми. Каждый из них накладывает свой отпечаток.

При авторитарном стиле родительского воспитания решения принимаются одним из родителей, мнения детей не учитываются, правила довольно часто очень жесткие, нарушение их ведет к наказанию. В семьях, где преобладает гиперопекающий стиль — противоположная ситуация: желания ребенка – закон, родители работают не покладая рук, чтобы удовлетворить их, каждый шаг ребенка контролируется, родители беспокоятся за каждую мелочь и стремятся облегчить жизнь своего чада.

Демократический стиль: дети в таких семьях вовлечены в жизнь семьи наравне со взрослыми, часть обязанностей лежит на них, рамки и требования расширяются согласно возрасту. В такой семье так же есть определенные правила, но они одинаково распространяются на детей и взрослых. Все члены семьи знают, что будет, если правила нарушаются. Конечно демократический стиль – самый успешный и комфортный для развития ребенка.

На встрече мы обсудим, есть ли панацея в вопросах воспитания. Как правильно воспитывать детей? Возможно ли в процессе воспитания придерживаться только одного стиля? Или в разных ситуациях родители могут использовать различные подходы: например, авторитарный при опасности, а демократический в уборке квартиры. Нет ли опасности перепутать демократию со вседозволенностью, и есть ли возможность удерживать баланс между тем, во что уже можно вовлекать детей и во что они еще в силу возраста допущены не могут быть. Что делать? Как грамотно поступить?

«Гиперактивный», «тихоня» — как правильно вести себя родителю

Дата: 27 марта, с 19.00 до 22.00

Гиперакивный ребенок: неусидчивость его бросается в глаза, а Ванька-встанька кажется малоподвижным рядом с ним. Он рассеян, и внимание его не может задержаться ни на чем больше мига. Его может отвлечь все что угодно. Он делает все машинально. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников и сам не знает, что ему взбредет в голову через мгновение. Настроение его колеблется от минуса до плюса. Он способен отвечать на пустяк агрессией и проигнорировать значительную обиду. А негативизм – это просто норма для него.

Он обычно самый шумный среди шумных, он заводила, он всегда в центре драки — там, где баловство, проказы, где можно шалить. И даже если его наказали, он не будет жаловаться или унывать. Эти качества притягивают к нему сверстников, но только баловней и шалунишек.

Конечно же, в сравнении с гиперактивностью застенчивость воспринимается как благо. Застенчивый ребенок – умница, чуткий, внимательный! Многие завидуют родителям таких деток, ведь они всегда послушны, практически никогда не закатывают истерик, в общем, не дети, а мечта. Застенчивый ребенок не шалун, не хулиган и не проказник. К тому же в играх – он не нападающая сторона. Пожалуй, он обычно вообще избегает игры, боясь, что что-то сделает не так. Такой ребенок – часть комфорта для родителей, он удивительно удобен.

Такие разные характеристики поведения! С кем же удобнее? С кем проще?

На встрече мы проанализируем причины возникновения гиперактивности и застенчивости, врожденная ли это особенность поведения или ребенок приобретает его позже. Разберем, чем чревато такое поведение в будущем. Зависит ли самооценка ребенка от того, как он себя ведет. Сравним трудности, с которыми сталкиваются такие дети, рассмотрим проблемы их родителей. Выработаем стратегию поведения для родителей «тихонь» и детей-«ураганов».

Особенности формирования групп в детском клубе

Особенности формирования групп в детском клубе

У свежеиспеченного директора детского клуба всегда масса нерешенных вопросов и один из них касается формирования групп. Каким принципом руководствоваться при наборе? Сколько человек должно быть в группе? При каком числе детей группа может начинать работу? Давайте рассмотрим эти вопросы по порядку.

Прежде всего обратимся к критериям формирования групп. Тут нет никакого секрета. Вы уже посетили разные детские клубы и, конечно, заметили, что группы набираются по возрасту. Действительно, это самый верный подход. Каждый этап развития ребенка имеет свои особенности – это знают все, а не только педагоги и психологи. Так что, годовалых малышей будем записывать в одну группу, а двухлетних – в другую? И да и нет.

Возрастной критерий является определяющим при организации комплексных занятий для детей от года, а также занятий по подготовке к школе. Их структура обязательно включает интеллектуальный компонент, который сильно зависит от психофизиологических особенностей того или иного возраста. Поэтому в данном случае возрастной принцип нужно строго соблюдать (о том, как это сделать, поговорим чуть позже).

Творческие занятия, такие как рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т. д., к счастью, не задают столь жестких рамок — возрастные границы групп могут быть расширены. Так, малыши трех-четырех

лет могут запросто ходить на лепку или рисование вместе. И чем старше становятся дети, тем смелее можно увеличивать возрастной диапазон. Например, ничего страшного не случится, если в одну группу запишутся дети от пяти до семи лет. А в еще более старшую группу однозначно стоит набирать школьников восьми-двенадцати лет. По такому же принципу следует делить детей на группы при организации театральной студии.

Помните: для трех-четырехлетних малышей всегда нужно создавать отдельную группу, поскольку у таких деток многие умения и навыки еще не сформированы, да и сам процесс выработки умений носит более длительный характер. Скорость ответной реакции тоже достаточна низка, в отличие от пяти-шестилетних детей. Другими словами, малыши гораздо медленнее выполняют любые задания, поэтому все присутствующие на занятии будут испытывать дискомфорт.

Говоря о творческих занятиях, отмечу, что иногда возраст имеет еще более размытое значение, чем даже при обучении рисованию или театральному мастерству. У нас, например, есть такое направление, как арт-студия. В отличие от курсов рисования и лепки, а также театральной студии, которые все же предполагают усвоение определенных техник, способов деятельности и т. д., арт-студия нацелена на полное раскрепощение творческих способностей ребенка, установление свободной и открытой коммуникации между детьми. Это один из наших любимых курсов: в группе могут присутствовать как трехлетние дети, так и восьмилетние. В результате на занятиях случаются чудеса, о которых писал А. С. Макаренко: младшие тянутся за старшими, а те, исполнившись чувства собственной важности, охотно помогают малышам и обучают их. Родители, приводящие детей на подобные занятия, совсем не возражают против возрастных различий и получают удовольствие от совместной дружной деятельности ребят.

Набирая детей на занятия по шахматам, музыке, вокалу, танцам, бисероплетению, батику и т. д., также стоит руководствоваться возрастным критерием. Однако здесь нет общих рекомендаций – в каждом конкретном случае советую прислушаться к мнению специалиста, который будет вести эти курсы.

Вернемся к комплексным развивающим занятиям и занятиям по подготовке к школе, при организации которых выделяются следующие возрастные группы:

• с одного года до полутора лет;

• с двух до трех лет;

• с трех до четырех лет;

• с четырех до пяти лет;

• с пяти до шести лет;

• с шести до семи лет.

Малышей от года до двух целесообразно разделить на две группы, поскольку в этом возрасте ребенок развивается очень интенсивно и дети с разницей в полгода сильно отличаются друг от друга сформированностью психических процессов и темпом выполнения заданий. Раскрою небольшой секрет: в нашем клубе месяцы учитываются и при записи двухлетних малышей. Действительно, дети в два года и два месяца будут отличаться от тех, которым исполнилось два года и девять месяцев. Кстати, в клубе много групп для двухлетних детей – это один из самых популярных возрастов. Беседуя с мамой, мы уточняем возраст малыша и предлагаем соответствующие группы. Бывает, конечно, что ребенок в два года и три месяца так прекрасно говорит и столь замечательно организован, что его можно смело отправлять в группу для детей постарше.

Вот мы с вами и подошли к проблеме, которую администратору и педагогам клуба предстоит решать регулярно. Нередко родители настаивают на том, что их двухлетний ребенок очень развитой и его надо обязательно взять в группу к трехлетним. «Мой все умеет делать и ему скучно на занятии», «У нас очень развитой ребенок, он пополз в пять месяцев, а заговорил в год! Он тянется к детям постарше, а с ровесниками ему совсем неинтересно!», «Переведите нас в группу постарше, здесь все неговорящие», «Мне не нравится, что мой ребенок в группе самый умный. Ему не на кого равняться», – вот лишь небольшой перечень замечаний, которые вы непременно услышите. С вопросом придется разбираться – тут никак не отвертеться. Если вы оставите все как есть и отмахнетесь фразой «У нас группы и методики рассчитаны на конкретный возраст» или придумаете нечто подобное, клиент будет потерян.

Сотрудники нашего клуба поступают в зависимости от ситуации. Если клиент пришел впервые и сразу уверяет, что не хочет отдавать ребенка в группу помладше, мы уговариваем его посетить пробное занятие. Благодаря этому решаются две задачи: мама оценивает уровень заданий, предназначенных для данного возраста, а мы смотрим на ребенка. Пробное занятие реально позволяет выяснить, сформированы ли психические процессы и умения, необходимые для обучения в группе постарше. При положительном ответе мы приглашаем ребенка на пробное занятие в старшую группу. Если все психические процессы, а также знания и умения сформированы достаточно хорошо и малыш чувствует себя комфортно, занимаясь с детьми постарше, не стоит препятствовать его переводу в такую группу. Родители других детей сначала могут выразить недовольство, но, видя, что ребенок успевает и не тянет группу назад, однозначно проявят доброжелательность к столь умному малышу.

Бывает и так: ребенок давно посещает занятия, как вдруг мама заявляет, что он уже всему научился и его надо перевести в группу постарше (чаще всего подобные решения обусловлены речевым развитием малыша). А педагог знает, что ребенок и с этой-то программой справляется с трудом. Тогда приходится подробно разъяснять особенности программы, используемой в младшей группе, показывать всю сложность умений, которые формируются на данном этапе, ссылаться на то, что перепрыгивать через ступеньки нежелательно.

Иногда мы тестируем малыша в присутствии родителей, которые считают, что он перерос программу. Тестирование проводится исключительно в доброжелательной атмосфере и составляется таким образом, чтобы родители увидели, какие базовые умения остались ^сформированными. Оно обязательно должно включать задания, которые покажут сильные стороны малыша, но при этом не затмят слабые стороны развития. Во время теста методист или педагог может рассказать, что программа для данного возраста совсем не проста, хотя подчас и создается такое впечатление. На самом деле с помощью увлекательных игровых заданий формируются очень сложные умственные действия, составляющие основу мышления, или базовые математические понятия, без которых не обойтись в дальнейшем. Если тестирование будет построено грамотно и профессионально, родители проникнутся доверием к педагогу и не станут настаивать на переводе ребенка в старшую группу.

Отдельно следует затронуть занятия иностранным языком. При наборе детей в группу нужно учитывать как возрастной принцип, так и уровень владения языком. В зависимости от того, сколько лет ребенок изучал язык и каких успехов достиг, его можно определить в более или менее продвинутую группу.

Итак, принцип формирования групп ясен. Самое время решить, сколько человек должно быть в группе. Здесь также невозможно дать однозначный ответ, поскольку надо принять во внимание следующие факторы:

• особенности помещения (в маленькую комнату 10 человек не посадишь);

• особенности проведения занятий (педагог может работать как один, так и вместе с ассистентом);

• позиционирование клуба (в клубе премиум-класса не может быть больших групп – только малочисленные; клуб экономкласса запросто принимает до 12–15 человек в группу);

• специфику занятия (комплексные занятия для малышей – 5 человек, а танцы, театральная студия – 10 человек и более);

• возраст детей (чем младше дети, тем меньше человек в группе).

Расскажу о своем клубе. При проведении комплексных занятий для малышей от года до трех в группе насчитывается не более 5 детей. Это число гарантирует плодотворную работу и отличные результаты. Кроме того, пусть малышей лишь пятеро, зато всего в учебной комнате находится 11 человек! Нельзя забывать о взрослых, сопровождающих ребенка, и о педагоге. Каждая мама (няня) обычно повторяет слова педагога своему ребенку, и во время занятия постоянно раздается легкое «жужжание». Пока детей немного, уровень шума остается вполне допустимым. Но стоит взять в группу шестого малыша, «жужжание» начинает раздражать. В результате родители и дети устают и все чувствуют дискомфорт.

На занятиях для детей от трех до четырех лет взрослые присутствуют по желанию. В этих группах у нас тоже по 5 малышей.

А вот в группах для четырехлетних детей уже 6 человек и взрослые на занятиях не присутствуют. Почему? С четырех лет у детей формируется умение понимать педагога и справляться с задачей без посторонней помощи. Школа не за горами – ребенку надо учиться удерживать инструкцию в голове и самостоятельно выполнять задание. Группа, состоящая из 6–7 человек, – оптимальный вариант: педагог успевает уделить внимание каждому ребенку и применить к нему индивидуальный подход. На первых порах некоторые дети этого возраста не хотят заниматься без мамы или няни. Обычно период адаптации длится два-три занятия, после чего ребенок начинает чувствовать себя комфортно и присутствие взрослого уже не требуется.

Мы с вами затронули основные принципы формирования групп, обозначили возможное число детей в группе и подошли к решению последнего вопроса. Начиная с какого количества детей можно открывать группу?

Давайте рассмотрим типичную ситуацию. Вы только что открыли новый клуб, и вам позвонила мама двухлетнего малыша, проживающая неподалеку. При беседе выяснилось, что ее все устраивает и она готова прийти завтра на занятие. Что делать? Есть два варианта:

• начать работать с одним ребенком;

• записать контактные данные собеседницы и объяснить, что группа начнет работать только тогда, когда в нее запишут хотя бы еще одного малыша.

Все поступают по-разному. Многие клубы не открывают группу, пока в нее не запишутся три ребенка. Это объясняется соображениями рентабельности: один клиент прибыли не принесет, а зарплату педагогу платить придется.

Наш клуб руководствуется иным принципом. Мы начинаем работать даже с одним малышом. Первым быть всегда тяжело: практически все мамы хотят прийти в сформированную группу, чтобы дети могли общаться. Один из самых частых вопросов: «Сколько в группе человек? Мы не хотим оказаться одни!» Но нам известно, как уговорить родителей «стать первыми». Там, где есть один ребенок, всегда очень быстро появляется и второй, а затем третий и… пятый. Счастье быть единственным в группе длится недолго. Группа открывается, педагог выкладывается по полной, мама первого малыша остается довольна и зовет друзей. Этот принцип неизменно срабатывает при условии, что у вас действительно хорошие занятия, адекватные цены и продуманная рекламная кампания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также:  Спортивно-речевое педагогическое мероприятие на тему: Но приданья старины забывать мы не должны
Ссылка на основную публикацию