Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях

Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Важнейшая задача дошкольного учреждения – всесторонняя подготовка его воспитанников к обучению в школе, а самое главное к успешному освоению навыков письма и чтения.

В связи с этим особенно важно на этапе дошкольного обучения скорректировать не только звукопроизношение, но и сформировать фонетико-фонематические и лексико-грамматические компоненты языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
sovershenstvovanie_fonetiko-fonematicheskih_funktsiy_i_leksiko-grammaticheskogo_stroya_rechi_u_doshkolnikov_v_igrah_i_uprazhneniyah.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников

в играх и упражнениях.

Важнейшая задача дошкольного учреждения – всесторонняя подготовка его воспитанников к обучению в школе, а самое главное к успешному освоению навыков письма и чтения.

В связи с этим особенно важно на этапе дошкольного обучения скорректировать не только звукопроизношение, но и сформировать фонетико-фонематические и лексико-грамматические компоненты языка.

Предлагаемые упражнения будут способствовать пониманию грамматических конструкций, развитию у ребёнка чувства языка, внимания к языковым формам и тем самым создавать благоприятный фон для формирования фонематического анализа и синтеза.

В специальной литературе под понятием «фонематический анализ», понимаются элементарные сложные формы анализа звуковой структуры слов.

Элементарная форма – выделение звука на фоне слова, у детей с нормой речевого развития появляется спонтанно в дошкольном возрасте. У детей с нарушением речи требуются специальные коррекционные занятия. Однако рекомендуется все же проводить игровые упражнения со всеми детьми.

К сложным формам фонематического анализа относится выделение первого и последнего звука в слове, позиционный и количественный анализ структуры слова. Эти операции формируются в процессе систематического обучения всех категорий детей.

В данном пособии предлагаются некоторые простые игры и упражнения, которые родители могут проводить самостоятельно. Занятия не требуют специальных материалов или особых знаний родителей. Безусловно, их проведение в домашних условиях пойдет на пользу будущим школьникам.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ и ЗАДАНИЯ

Взрослый говорит: «Я знаю пять названий ….. (называется любая лексическая тема: домашние и дикие животные и птицы, их детеныши, игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, насекомые, транспорт, профессии и т.д.)», ребенок называет по-одному слову, взрослый считает. Затем игроки меняются местами.

2 «Большой – маленький»

Взрослый и ребенок по-очереди называют друг другу слова из любой лексической темы, при этом первый игрок предлагает название большого предмета, а второй игрок название маленького. ( напр., огурец – огурчик, сова – совушка, чашка – чашечка и т.д.)

3. « Отгадай, что задумано»

Взрослый называет 2-3 признака задуманного предмета. А ребенок должен отгадать, о чем сказано. Затем игроки меняются местами. (Напр., взрослый говорит: «Круглый, оранжевый, сочный», ребенок угадывает: «Апельсин» и др.). Если названных признаков недостаточно для отгадывания, их количество можно увеличить.

Взрослый предлагает: «Поиграем в поваров, будем варить супы. Я сварю суп только из моркови, суп получится – морковный, а ты свари только из капусты. Какой получится суп? (капустный)……» Можно варьировать задания, напр.:

– суп из двух овощей (напр., свекла и лук – свекольно-луковый)

– компот из фруктов (одного или двух)

– варенье из ягод (одного вида или нескольких)

Можно использовать разные варианты:

– словарный запас: «Что бывает красного цвета?» (деревянным, твердым, шершавыми др.), ребенок должен подобрать варианты ответа (напр., помидор, куртка, карандаш . т.д.)

– согласование сущ. и прил. в роде и числе:

«Про что я скажу – зеленая….» – «Трава, лягушка,…»

Если ребенок затрудняется, можно использовать опору на окружающие предметы: «Посмотри вокруг и догадайся, о каком предмете я скажу – пластмассовая…» – «Лейка»

6. «Третий лишний»

Взрослый предлагает ребенку определить лишнее слово из названных и объяснить почему, например: – груша, яблоко, кабачок (кабачок – это овощ)

– стол, диван, чашка (чашка – это не мебель, а посуда)

Взрослый называет взрослое животное (домашнее, дикое, жарких стран, севера), ребенок – детеныша. Лучше называть по-очереди.

8. «Назови ласково»

Взрослый называет предмет, а ребенок называет его ласково. (напр., собака – собачка, чашка – чашечка, нос – носик и т.д.) Лучше называть по-очереди.

Развитие лексико-грамматических средств речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Татьяна Дедловская
Развитие лексико-грамматических средств речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Развитие лексико-грамматических средств речи

у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Согласно современным научным представлениям фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) относится к нарушениям средств общения и представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

При работе с детьми по восполнению в их речи пробелов, связанных с некоторыми трудностями усвоения морфологического состава слов и способов грамматического оформления речи, необходимо использовать такие коррекционные приемы, которые на практическом уровне стимулируют детей к самостоятельному выделению и сравнению морфем, развитию их умений выбирать нужные грамматические формы слова и использовать те или иные словообразовательные модели. В связи с этим целесообразно проведение логопедической работы по развитию у детей умений выполнять различные операции по словоизменению и словообразованию (образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах; использование родовых окончаний существительных; подбор слов, образованных с помощью различных способов словообразования; анализ семантики и способов образования сложных слов и др.).

Параллельно с собственно логопедической работой по формированию и совершенствованию лексико-грамматических навыков у детей осуществляется развитие внимания, памяти, мышления и других высших психических функций.

1. Тема занятия: Звук А

Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа имени существительных.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Один — много». Логопед называет один предмет (его название начинается на звук А, а дети — много таких же предметов.

Лексико-грамматический материал: альбом — альбомы, автомат — автоматы, автобус — автобусы, аптека — аптеки, апельсин — апельсины, ананас — ананасы, аист — аисты, атаман — атаманы.

Цель: упражнять детей в подборе к заданному существительному однокоренных прилагательных.

Ход выполнения задания. Логопед просит детей подобрать слово, похожее на им сказанное, но отвечающее на вопрос,: какой? Предлагаемые логопедом слова начинаются на звук У.

Лексико-грамматический материал: ум — умный, уют — уютный, утка — утиный, ухо — ушной, уголь — угольный, ус — усатый.

Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа имени существительных.

Ход выполнения задания. Логопед играет вместе с детьми в игру «Один — много». Произносимые логопедом слова в ходе игры начинаются на звук У.

Лексико-грамматический материал: ученик — ученики, ухо — уши, учитель — учителя, утка — утки, ученица — ученицы, утенок — утята, ус — усы, участок — участки, улитка — улитки, улица — улицы, укол — уколы.

Цель: упражнять детей в различении на практическом уровне лексико-семантических категорий рода и числа существительных и в использовании притяжательных местоимений в речи.

Ход выполнения задания. Логопед раздает детям картинки с изображениями различных предметов (в названиях предметов есть звук Л’)- Затем предлагает детям назвать предметы, изображенные на картинках, добавив одно из слов — мой, моя, мое, мои.

Лексико-грамматический материал: лента, ленты,- лейка, лейки, липа, липы, лекарство, лекарства, лебедь, лебеди, линейка, линейки, линь, леска.

5. Тема: Звуки П — П’

Цель: обратить внимание детей на различие в значении различных частей речи; продолжить работу по развитию логического мышления детей.

Ход выполнения задания. Логопед напоминает детям, что бывают «слова-предметы», «слова — признаки предмета», «слова-действия». Затем предлагает выполнить задание «выдели лишнее слово» (выделяемые детьми слова включают звуки П — П’).

Лексико-грамматический материал: а) пугает, пальто, павлины, паук; б) пыль, плита, пьет, петух; в) поет, панама, падает, пылает; г) пуховый, пыльный, питьевой, поле.

Цель: закрепить навык детей в образовании формы винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных.

Ход выполнения задания. Логопед выкладывает предметные картинки (в названиях картинок есть звук Т) на наборном полотне и предлагает детям сказать, что (или. кого) видит каждый из них.

Лексико-грамматический материал: танк, табуретка, тарелка, бегемот, тополь, нота, ветка, вата.

Цель: тренировать детей в правильном использовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Большой — маленький». В ходе игры дети употребляют в речи субстантивные словосочетания с прилагательным большой (маленький).

Лексико-грамматический материал: (большой — маленький) дом — домик, пень — пенек, конфета — конфетка, конь — конек, панама — панамка, кнут — кнутик, туфли — туфельки.

Цель: упражнять детей в образовании прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям изменить данные им слова так, чтобы они звучали «ласково».

Лексико-грамматический материал: тонкий — тоненький, полный — полненький, толстый —’ толстенький, мокрый — мокренький, добрый — добренький, худой — худенький, седой — седенький.

9. Тема: Звуки К, X

Цель: упражнять детей в образовании глаголов с приставками.

Ход выполнения задания. В начале занятия логопед предлагает детям: «Сядет тот, кто сможет изменить слова копает, ходит, едет, прибавив к ним в начале один или несколько звуков». При необходимости логопед приводит пример: копает — накопает.

Лексико-грамматический материал: перекопает, выкопает, накопает, откопает; входит, выходит, переходит, сходит, уходит; съедет, наедет, поедет, переедет, объедет, отъедет, уедет.

10. Тема: Звуки Г, К, X

Цель: закрепить у детей навык подбора к заданным существительным однокоренных прилагательных.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям подобрать слово, похожее на сказанное им, но отвечающее на вопрос какой? (какая) Логопед называет слова, включающие изучаемые звуки Г, К, X.

Лексико-грамматический материал: конь — конный, танк — танковый, мак — маковый, охотник — охотничий, кухня — кухонный, пух — пуховый, хлеб — хлебный.

Цель: упражнять детей в использовании в речи существительных, обозначающих детенышей животных.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям поиграть в игру «у акуленка друзья». В процессе игры дети выполняют поручения «акуленка» — приглашают к нему в гости детенышей животных, в названиях которых есть звук Л’.

Лексико-грамматический материал: олененок, бельчонок, тюлененок, львенок, крольчонок, теленок, лисенок.

Цель: упражнять детей в образовании формы родительного падежа множественного числа существительного; тренировать детей в подборе однокоренных относительных прилагательных к заданным существительным.

Ход выполнения задания. 1. Логопед предлагает изменить названное им слово так, чтобы можно было закончить предложение «Я вижу много.». 2. Логопед просит детей подобрать к названному им слову другое, отвечающее на вопрос какой?

В упражнениях используются слова со звуком Л’.

Лексико-грамматический материал: лебедь — лебедей, поляна — полян, ель — елей, лифт — лифтов, олень — оленей, лев — львов; липа — липовый, ель — еловый, калина — калиновый, клюква — клюквенный, пыль — пыльный, малина — малиновый.

Цель: привлечь внимание детей к семантике сложных слов и возможным способам их образования (на практическом уровне).

Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям назвать слово, которое получится, если объединить два названных им слова.

Лексико-грамматический материал: пыль «сосет» — пылесос, лес рубит — лесоруб, книги любит — книголюб, поле «водит» — полевод, лес «водит» — лесовод.

Цель: тренировать детей в составлении предложения по образцу с включением в его состав формы родительного падежа существительного с предлогом.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям составить предложения по образцу, предложенному им, заменив одно из слов («Скажи то же, но про папу /про маму, про Вову/ про Тату.»). При этом дети тренируются в правильном произнесении звука Ы в окончаниях существительных. С учетом речевых возможностей детей можно предложить детям сделать предложение «длиннее» (распространить его за счет новых членов предложения).

Лексико-грамматический материал: У Наты дыни. У папы дыни (У мамы дыни. У Вовы дыни). У моей сестры Наты большие спелые дыни. У Люды тыква. У мамы оранжевая спелая дыня и т. п.

Цель: тренировать детей в подборе однокоренных относительных прилагательных к заданным существительным.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям подобрать к заданному слову другое, отвечающее на вопрос: какой? В процессе выполнения задания логопед стимулирует детей к четкому произнесению окончаний прилагательных (-ый).

Лексико-грамматический материал: дым — дымный, осина — осиновый, ива — ивовый, клен — кленовый, дуб — дубовый, береза — березовый, стекло — стеклянный, железо — железный, бумага — бумажный и т. д.

«Игры на логопедических занятиях» Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.

Игры на развитие фонематического слуха. Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность.

Лексико-грамматический подход в коррекции звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Опираясь на данные ежегодных логопедических обследований можно с уверенностью утверждать, что более 60% дошкольников с нарушением речи составляют дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Согласно современным научным представлениям ФФНР – относится к нарушениям средств общения и представляет собой нарушение процессов формирования произносительной стороны у детей вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Но все чаще у детей с ФФНР отмечаются некоторые отставания в лексическом развитии, особенно у детей, имеющих среднюю и тяжелую степени фонематического недоразвития.

Анализ данных многолетних логопедических обследований, проводимых мною, показывает, что нарушения проявляются в неточном употреблении слов, в поиске подходящих слов, в трудностях актуализации словаря, обедненности словарного запаса. Несмотря на то, что состояние пассивного словаря находится в пределах нормы. Все эти нарушения свидетельствуют не только о недостаточной сформированности семантических полей, но и о несформированности дифференциации внутри семантических полей.

Согласно исследованиям психологов (Л.С.Выготского и А.Р.Лурия и др.) слово не только указывает на предмет, действие, качество или отношения. Слово вызывает к жизни множество новых слов, актуализирует целый комплекс ассоциаций, который называется семантическим полем. В свою очередь слова в лексиконе соединяются друг с другом смысловыми связями, которые принято называть валентностями слов, представляющими собой своеобразие грамматической стороны речи.

По мере развития мышления ребенка лексика не только обогащается, систематизируется и группируется в семантические поля. Внутри самих семантических полей происходит распределение лексики: выделяется ядро и периферия. Ядро является всегда объемным и только смысловым. Его составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками. Периферия состоит из родственных слов, слов обозначающих названия действий предметов, слов, обозначающих признаки предметов, слов-синонимов, слов-антонимов, различных словоформ, словоизменений.

Необходимо отметить, что такое объемное семантическое поле ребенок не способен смоделировать сразу. Только в процессе обучения и развития дети сначала учатся моделировать небольшое поле, связанное с определенной ситуацией, а затем постепенно его расширяют.

Существование смысловых связей и организация семантических значений слов позволяет вызывать к жизни множество новых слов, облегчает поиск слов, помогает строить словосочетания, а также целые высказывания.

По мнению Лалаевой Р.И. и Серебряковой Н.В развитие лексики в онтогенезе необходимо рассматривать в тесной связи с развитием всех компонентов: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Коррекционное обучение детей ориентированное, в первую очередь, на формирование словарного запаса, усвоение грамматических форм словоизменения и словообразование готовит базу для формирования фонематической стороны. Что, в свою очередь создает основу для коррекции звукопроизношения не только “искусственным” путем, но и “естественным”, то есть через развитие лексико-грамматической стороны речи ( как у детей в онтогенезе) (З.А.Репина и др.).

Использование в рамках одного занятия нетрадиционного объединения коррекционных целей, направленных на совершенствование фонетической стороны речи и лексико-грамматического строя, показалось мне новым, интересным и оправданным при работе с дошкольниками, имеющими ФФНР. Так как коррекционный процесс по преодолению ФФНР в условиях логопедической группы массового детского сада ограничен во времени, в отличие от условий при коррекции тяжелых нарушений речи (таких как общее недоразвитие речи).

Построение занятий с включением релаксационных упражнений, элементов психогимнастики, дыхательных упражнений, заданий на развитие тонкой моторики рук , логоритмики позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

ТЕМА: ЗВУК “С” И СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СЛОВА “САД”

Образовательные:

  • Формировать семантическое поле слова САД , развитие смысловых связей слов.
  • Упражнять в практическом изменении и образовании слов.

Коррекционные:

  • Закреплять произношение звука “С” в слогах, словах, предложениях, фразах, связных высказываниях
  • Продолжать развивать фонематические процессы: слух, восприятие, представления; упражнять в звуко-слоговом анализе.
  • Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать самоконтроль у детей за своей речью и навыки осознанного правильного произношения звуков.
  • Создавать атмосферу дружеского общения и комфортности на занятии.

Ход занятия

1. Дети входят под музыку. Слышится пение птиц.

– Куда мы с вами попали? Что такое сад? (Участок земли, на котором выращивают фрукты и овощи, ягоды, цветы).

2. Послушайте стихотворение:

Как-то много лет назад
Посадили странный сад,
Не был сад фруктовым,
Был он просто словом.
Это слово, словно корень,
Стало разрастаться вскоре.
И плоды нам принесло.
Стало много новых слов.

3. Скажите, какой звук чаще всего слышался в этом стихотворении? (Звук С)

4. Расскажите все, что вы знаете о звуке С. (Звук С – согласный, глухой, твердый, парный – есть мягкий братик СЬ.

5. Этот звук сегодня именинник. Постарайтесь все занятие произносить его правильно. А в этом нам поможет СЛОВЕСНЫЙ САД. Чтобы в него попасть вы должны прочесть слоги с твердым звуком С на яблоках.

“СЛОГИ НА ЯБЛОНЕ”

6. – Итак, мы попали в сад. Произнесите это слово, четко проговаривая все звуки. Как проверить последний согласный? (дети выполняют звуко-слоговой анализ САД и составляют звуковую схему слова; закрепляют правила: сколько гласных в слове, столько и слогов; способы проверки: прохлопать слово; если согласный вызывает сомнение, много предметов называй ты скорее: сад – сады).

7. – Послушайте, в этом саду еще кто-то есть. (Звучит музыка, и поет садовник)

– Как вы думаете, кто это? (Садовник, человек, который ухаживает за садом, садит семена, поливает ). Садовник просит помочь ему выполнить работы в саду и рассказать, что вы знаете о саде.

– Ребята, а еще о таком человеке можно сказать по-другому. Скажите на одну ладошку сад, на другую – водит. У вас получится новое слово САДОВОД . “СЛОВО НА ЛАДОШКАХ”

8. “ДОПИШИ” СЛОВО”

  • если садов много – сады;
  • маленький сад – садик;
  • ласково о саде – садочек;
  • о большом саде – садище.

(дети соединяют стрелками “дописывают” САД с частями: – ы; – ик; – очек; – ище, называют получившиеся слова)

– Что может вырасти в саду? (овощи, фрукты, ягоды, цветы)

9. (Садовник просит о помощи) “РАССОРТИРУЙ ОВОЩИ И ФРУКТЫ” – отобрать только те, в названии которых есть звук С. (Свекла, капуста, фасоль, салат, редис; абрикос, слива, ананас). Дети отбирают нужные картинки.

– Что можно сварить из овощей? (суп). Какие названия супов вы знаете?

(борщ, щи). А что можно приготовить из овощей: из помидоров – томатную пасту; из множества овощей – салат.

– Что можно приготовить из фруктов? (мусс, сок, джем, варенье, морс)

– Что вы знаете об овощах и фруктах? (капусты не бывает без листьев, у редиса и свеклы красный нос)

– Какой сок из ананаса, сливы, абрикосов? (абрикосовый, ананасовый, сливовый)

– Любимый сок всегда какой? (вкусный, сладкий, кисло-сладкий)

– Как вы будете его пить? (с удовольствием, с наслаждением). Покажите.

10. “ЧТО ЛИШНЕЕ ВЫРОСЛО?”

– В саду выросли: сладкая смородина, пестрые астры, сочная слива, свежие флоксы, сухие сорняки.

11. “ОПИШИТЕ СЛОВАМИ” САД И САДОВНИКА.

Старый – сад и садовник; скромный – садовник, старательный – садовник, чистый – сад и садовник, усталый – садовник, пустой – сад, тенистый – сад, солнечный –сад , просторный –сад пустынный – сад.

12. – Какие работы можно выполнять в саду? (сажать, растить, полоть, поливать).

13. Когда придет время уборки урожая, что будут делать с ягодами? Снимать.

С яблоками – срывать, с помидорами – снимать, капусту – срезать, свеклу – выдергивать, выкапывать.

14. ФИЗМИНУТКА “СБОР УРОЖАЯ” (дети под музыкальное сопровождение в шапочках-овощах поют и выполняют движения

15. – Ребята, что бывает в саду для того, чтобы отдыхать? (скамейка). Давайте сядем на скамейку и представим себя садоводами.

– Если бы вы были садоводами, что вы хотели бы посадить в своем саду? (семена, кусты, рассаду астры, смородину, сливу) А сорняки?

– Куда бы вы стали садить рассаду, астры?

“ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ” (с опорой на предметные картинки клумба, теплица)

  • сажать рассаду в (теплицу);
  • астры на (клумбу).

“ПОКАЖИ И ОБЪЯСНИ” ( индивидуальная работа с графическими опорами-словами и “грядками” и “рассадой”, “семенами”:

ПОСАДИТЬ, РАССАДИТЬ, ЗАСАДИТЬ, ОТСАДИТЬ, ПЕРЕСАДИТЬ, ДОСАДИТЬ.

(Дети собирают слова из мозаик-пазлов, читают получившееся слово, объясняют значение, показывая выполнение движений).

16. Игра с мячом “НАЗОВИ НАОБОРОТ”

  • Низкий куст – высокий куст
  • Молодой сад – старый сад
  • Редкий кустарник – густой кустарник
  • Тесный сад – просторный сад
  • Кислая смородина – сладкая смородина
  • Солнечный сад – тенистый сад.

17. Садовник благодарит за помощь: Спасибо вам, ребята, что помогли мне выполнить много работ и много рассказали о саде. До свидания! Ой! Эх я, голова садовая! Совсем забыл вас угостить яблоками. (уходит)

– Почему садовник так сказал о себе? Уж не в саду ли выросла его голова?

Как по-другому можно сказать? ( голова глупая, рассеянная, странная, забывчивая)

18. Скажите, а само слово САД имеет одно значение? Какой бывает сад? (фруктовый, зимний, “зимний”, ботанический, детский)

(дети объясняют значение слов с опорой на сюжетные картинки)

“КАКИМ БЫВАЕТ САД?”

18. – Остается только закончить стихотворение, которое вам начала рассказывать в начале занятия, до конца. (под тихую музыку)

Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом,
А вот садовод (возвращается садовод с яблоками)
С ним садовник идет.
Очень интересно гулять в саду словесном.

19. ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

“ВЫРОСЛИ НОВЫЕ ЛИСТОЧКИ-СЛОВА” (работа с рисунком-схемой “Дерево”; Дети припоминают все новые слова, которые называли на занятии по теме “САД” и помещают листики в прорези кроны дерева; садовник угощает детей яблоками).

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Теоретические аспекты развития грамматических категорий у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Учитель-логопед г.Тамбов Никонова Елена Викторовна
Оригинал статьи в формате MS Word скачать

Согласно современным научным представлениям фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) относится к нарушениям средств общения и представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Многие авторы отмечают, что несформированность фонематических представлений у данной категории детей приводит к тому, что их готовность к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем при нормальном развитии речи (Каше Г.А., 1972, 1985; Ефименкова Л.Н., 1985; Фомичева М.Ф., 1980идр.).
Нередко у детей с ФФН наблюдается некоторое отставание в грамматическом развитии (Ефименкова Л.Н., 1985; Филичева Т.Б.,ЧиркинаГ.В., 1993 и др.).
С учетом этого в системе коррекционного обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического строя речи, развитие связного речевого высказывания (Филичева Т.Б., Туманова Т.В., 1994; Миронова С.А., 1991; Успенская Л.П., Успенский МБ., 1993; Селиверстов В.И.,1994 и др.).
В начале логопедической работы, когда в речи детей много ошибок фонетико-фонематического характера, в грамматические упражнения включаются главным образом легкие по произношению и слоговой структуре слова, которые не вызывают затруднений у детей. Как правило, в материал игр и заданий в данный период не входят слова со свистящими, шипящими, сонорными звуками.

При работе с детьми по восполнению в их речи пробелов, связанных с некоторыми трудностями усвоения морфологического состава слов и способов грамматического оформления речи, необходимо использовать такие коррекционные приемы, которые на практическом уровне стимулируют детей к самостоятельному выделению и сравне¬нию, развитию их умений выбирать нужные грамматические формы слова и использовать те или иные словообразовательные модели. В связи с этим целесообразно проведение логопедической работы по развитию у детей умений выполнять различные операции по словоизменению и словообразованию (образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном па¬дежах; использование родовых окончаний существительных; подбор слов, образованных с помощью различных способов словообразования; анализ семантики и способов образования сложных слов и др.).
На последующих этапах обучения логопедом ведется работа над развитием и совершенствованием умения детей использовать в речи простые, а затем распространенные, сложные предложения различной структуры. Проводя такую работу, логопед сначала может предложить загадки описательного характера, поговорки и другой речевой материал, который содержит образцы правильно построенных предложений. Постепенно дети приучаются самостоятельно составлять предложения разного типа по заданию логопеда. При этом могут быть использованы такие виды заданий, как подбор слов-действий к названным логопедом предметам, подбор эпитетов к названиям предметов и составление с данными словами предложений; добавление в заданное предложение пропущенных предлогов; составление предложений по опорным словам и многие другие.
В дошкольный период жизни ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение в условиях школьного обучения приводит к дисграфии — нарушению письма.
Ведущая роль в коррекции и развитии речи отводится логопеду. Но никакая самая тщательная работа специалиста не исключает необходимости занятий, как воспитателей, так и родителей с детьми, имеющими речевые нарушения. Без закрепления материала не будет эффективности в работе, значительно удлинится период коррекционного обучения.
И воспитатели, и родители должны следить за речью детей, за правильностью ее фонетического и грамматического оформления, а в случае необходимости в тактичной форме ис¬правлять замеченные ошибки. Регулярное выполнение языковых упражнений помогает детям усваивать грамматические нормы языка.

Работа по коррекции и формированию грамматического строя речи осуществляется в речевых группах на всех занятиях. Специфика этой работы заключается в организации системы упражнений по восполнению пробелов в речевом развитии ребенка: умении анализировать языковый материал, синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, обобщать полученные знания с учетом существенных и несущественных признаков. На этой основе у детей формируются представления о различных грамматических формах и конструкциях, которые затем, в ходе выполнения специальных заданий, включаются в коммуникативные функции.
Специально организованные упражнения носят двоякую направленность. С одной стороны, это упражнения, готовя¬щие детей с дефектом речи к использованию полученных знаний, умений и навыков в процессе повседневного общения, с другой — создающие предпосылки для освоения языковой системы, компенсирующие отсутствие языкового чутья у детей.
При планировании грамматических тем и отборе языкового материала к ним необходимо соблюдать ряд требований. Так, предлагаемый грамматический материал должен соответствовать коммуникативным потребностям детей данного возраста, т. е. он должен быть коммуникативно мотивированным. Как правило, для упражнений, направленных на знакомство с новыми грамматическими единицами и их закрепление, подбирается хорошо известный детям, освоенный ими лексический материал, а вновь вводимая и закрепляемая лексика мо¬жет и должна включаться только в те грамматические конструкции, которыми дети уверенно владеют.
Задания по словоизменению и словообразованию направлены на формирование грамматического строя речи, устране¬ние имеющихся аграмматизмов, кроме того, они предусматривают дальнейшее накопление и уточнение пассивного и активного словаря, расширение знаний различных форм слов и оборотов разговорной речи, активизацию и совершенствова¬ние имеющихся у детей речевых навыков и, в конечном счете, развитие связной речи.
В процессе выполнения заданий проводится работа над словом, словосочетанием, предложением. Указанные направ¬ления тесно связаны между собой. Так, например, словарная работа, основной задачей которой является уточнение и обогащение словаря, осуществляется в ходе выполнения всех упражнений, отрабатываемые словосочетания включаются в предложения и тексты.
Практические упражнения позволяют использовать многообразные приемы коррекционной работы, из которых можно выделить следующие:
– рассматривание и называние тех предметов, о которых идет речь в упражнении (отобрать овощи, которые нужны для приготовления щей; найти и назвать предметы, о ко¬торых можно сказать «деревянные» и т.д.);
– постановка вопросов на уточнение названий признаков предметов, действий, которые ребенок видит вокруг (Что делает папа? Что сделала мама?) Сначала вопросы носят подсказывающий характер (Лимон сладкий или кислый?; Сегодня день солнечный или дождливый?), а затем тре¬буют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими и точными, доступными по содержанию.
– подбор названий предметов к действиям и названий дей¬ствий к предметам (мяукает — . кошка, собака — . лает и т. д.);
– подбор слов, противоположных по значению (подо¬шел — отошел, улетел — прилетел);
– дополнение предложений нужным по смыслу словом (Лиса заметает следы очень хитро, лиса (какая?) . хит¬рая. Папа взял пилу. Он будет пилить дрова (чем?). пи¬лой.);
– нахождение ошибки в предложении и исправление ее (Осенью на юг надо улетать птицы — вместо птицам.);
– при пересказе текстов с отрабатываемыми грамматиче¬скими категориями дети сначала должны ответить на во¬просы по тексту, затем пересказать текст полностью. В упражнениях и заданиях дается речевой материал, кото¬рый используется для формирования и коррекции граммати¬ческого строя речи.
Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в целях повышения интереса к выполнению речевых упражнений задания целесообразно выполнять в игровой форме. Для выполнения каждого за¬дания должна даваться точная инструкция. Выбор инструкции зависит от целей и задач коррекционной работы, решаемых в данный момент. Так, для поддержания интереса к речевым уп¬ражнениям можно предлагать:
– задания с мячом (например: взрослый называет большой предмет — «кукла» — и бросает ребенку мяч, ребенок, пой¬мав мяч, называет маленький предмет — «куколка» и т. д.);
– выполнять действия, о которых идет речь в упражнении (подойти к окну, отойти от окна), затем ответить на во¬прос: что ты сделал?;
– рисовать в тетради предметы, о которых идет речь в упражнении, с последующим объяснением того, что нарисовал (нарисовать 3—4 вида фруктов — больших и маленьких);
– находить в окружающей обстановке предметы, о которых идет речь в упражнении (показать шерстяной платок, ситцевое платье и т.д.);
– использовать игрушки и действия с ними (поставив машинку, спросить: «Что?»; ребенок отвечает: «Легковая машина»; убрав машинку: «Нет чего?» — «Нет легковой машины» и т. д.;
– выполнять упражнения пальчиковой гимнастики при проговаривании слов и словосочетаний.
Таким образом, учет психологических особенностей детей дошкольного возраста, общедидактических принципов, использование многообразных дидактических игр и приемов в сочетании с многократностью и вариативностью предлагаемых речевых упражнений позволяют достичь эффективности в коррекционной работе по формированию грамматического строя речи и устранению аграмматизмов у детей с общим недоразвитием речи. Так, при регулярном выполнении заданий наиболее эффективно и качественно корригируется грамматический строй речи, что проявляется в полном устранении или, при тяжелой патологии, в значительном снижении количества аграмматизмов в речи детей; работа в тетрадях (рисование) помогает осмыслению речевого материала; значительно расширяется и обогащается активный словарь детей, улучшаются слуховое внимание, память, развивается мышление; задания на составление самостоятельных высказываний способствуют форми¬рованию грамматических навыков и умений.

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

Картотека “Игры для развития лексико-грамматического строя речи.”

Нарушения речи у дошкольников

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

Просмотр содержимого документа
«Картотека “Игры для развития лексико-грамматического строя речи.”»

Картотека воспитателя логопедической подготовительной к школе группе Волненко Л.Ю.

Игры для развития лексико-грамматического строя речи.

Нарушения речи у дошкольников

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. С этой целью я решила провести с детьми углубленную работу.

Поставила следующие задачи:

оптимально сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим;

знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений;

постоянно поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта;

подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование;

включать в работу по развитию лексико-грамматического строя

воспитателей и родителей.

В начале учебного года провожу мониторинг с целью выявления уровней развития словаря и грамматического строя у детей с тяжелыми нарушениями речи. Он показал, что у них низкий уровень развития как словарного запаса, так и грамматического строя речи. Так как в группе дети разного возраста и с разными диагнозами, то и коррекционные задания подбираю разного уровня сложности.

Работу веду по следующим направлениям:

1. Развитие словаря:

активизация и обогащение словаря по теме;

описание предметов, особенностей строения;

называние действий с данными по теме предметами;

называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

2. Формирование грамматических представлений:

упражнения на словоизменение (число, род, падеж) ;

упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных) ;

составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило

словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.

Цель: образование относительных прилагательных.

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

Цель: образование притяжательных прилагательных

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

– Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .

– Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).

-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает,тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит) .

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

1.1 Становление лексико-грамматической системы у детей в норме

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Слова – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру.

Словарь – это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Различают словарь активный и пассивный.

Активный словарь – это слова, которое говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни.

Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. [12]

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы.

Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования; синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

К 1 году жизни у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Так называемые «слова – корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации, как действия, так и предметы.

К 2-му году жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.

Грамматическая структура предложения усваивается ребенком поэтапно. Первыми появляются следующие формы слова: Именительный падеж единственного и множественного числа, Винительный падеж имен существительных; повелительное наклонение. Форма третьего лица единственного числа настоящего времени глаголов. Предложение включает до 3-4 слов.

К 3 годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова – обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняется значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, обобщения с окружающими взрослыми. Дети усваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у, с. Предложение состоит из 5-6 слов, отношения в нем выражаются с помощью предлогов и флексий. Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.

К 4 годам словарный запас возрастает до 1600-1900 слов. Из них по данным А.Н. Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% – глаголы, 11,8% – прилагательные, 5,8% – наречия.

На данном этапе формируется глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляются согласование прилагательного с существительным. Предложение становится более распространенным, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзом чтобы, потому что, который.

К 5 годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных. Отдельные трудности касаются употребления существительных в родительном и предложном падежах множественного числа. К этому времени дети усваивают основные формы согласования слов.

После 5 лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.

Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка. [20]

Читайте также:  Конспект НОД: Дифференциация звуков (Щ) - (СЬ)
Ссылка на основную публикацию