Составление творческого рассказа: Что можно сделать для нашего аула для его процветания?

СОСТАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

Дети 5—6 лет любят фантазировать, придумывать свои сказки и истории. Я разработала специальное пособие по со­ставлению творческих рассказов и историй, которое поможет детям правильно и грамотно составить этот рассказ.

У детей закрепится понятие о структуре рассказа (начало, середина и конец). Они научатся правильно использовать в своей речи слова и выражения, позволяющие начать и закон­чить рассказ (сказку).

У меня есть две общие карты-схемы №1 и карты-схемы №2, №3 — помощники для составления рассказа.

Можно использовать общую карту-схему №1 и по ней со­ставить рассказ. Также можно (второй вариант) общую карту- схему №1 разрезать по горизонтали (по 3 квадрата) и скле­ить — получится длинная карта-схема из 6 квадратов. Общую карту-схему №1 можно также разрезать по вертикали, для того чтобы варьировать варианты игры, можно начать рассказ не с первого квадрата, а с любого, например с третьего. Это будет служить тоже началом рассказа.

Квадрат «Кто я?» Нарисовано схематически лицо девочки (мальчика). Нужно подобрать изображения разных героев: феи, злой ведьмы, короля, зверей и т.д.

Квадрат «На чем?» Нарисованы схематически виды транс­порта. Нужно подобрать картинки из группы «Разные виды транспорта» и волшебный транспорт: летучий корабль, лета­ющая тарелка, ступа Бабы Яги и т. п.

Квадрат «Место и время». Нарисованы схематически дере­вья, солнце, девочка идет по тропинке. Нужно подобрать кар­тинки: лес, море, река, дворец, луна, сказочный дворец и т. п.

Квадрат «Что случилось?» Нарисован знак вопроса, обо­значающий, что же случилось с героем, кого он встретил.

Нужно подобрать картинки: Снежная королева, роботы, Ко­щей Бессмертный и т. п.

Квадрат «Кто помог?» Нарисованы схематически заяц, зер­кало, цветок, очки и т. п. Нужно подобрать картинки: разные животные, джинн, Снегурочка, ковер-самолет и т.д.

Квадрат «Конец». Нарисованы схематически смеющееся и плачущее лица. Нужно подобрать картинки: свадьба, дед и баба и т.д.

На основе подобранных к квадратам предметных и сюжет­ных картинок дети учатся составлять творческие рассказы (ис­тории).

Далее я знакомлю детей с картами-схемами №2 и №3, которые помогут им правильно начать и закончить рассказ (сказку). Я помогаю детям при переходе от одной картинки к другой словами-связками «И тогда. », «И вдруг. », «А в это время. » и т.д.

У каждого рассказа (сказки), придуманного ребенком, должны быть: название, интересное содержание (начало, се­редина и конец), правильно построенные предложения разных типов. Не торопите ребенка. Доброжелательно, с интересом выслушайте все его рассуждения. Мягко поправьте его или подскажите нужную информацию, но обязательно акценти­руйте внимание на его успехе.

Я предлагаю три варианта игры.

Вариант 1 (для детей 4—5 лет).

Цельигры — составить творческий рассказ, опираясь на три картинки карты-схемы №1.

Для игры понадобятся карточки с надписями «Кто я?», «Что случилось?», «Конец» и предметные (сюжетные) картинки.

Ход игры

Педагог вместе с ребенком выкладывает на столе три кар­тинки: «Кто я?», «Что случилось?», «Конец» в нужной после­довательности, объясняет, что каждая из них обозначает — начало, середину и конец рассказа.

Далее педагог помогает ребенку заменить эти картинки на другие предметные или сюжетные картинки, например:

Первая картинка — «Кто я?» — нашли карточку «девочка».

Вторая картинка — «Что случилось?» — нашли карточку «птичка».

Третья картинка — «Конец» — нашли карточку «бабушка с дедушкой».

Картинки служат своеобразным планом рассказа, что по­зволяет точно передавать сюжет, не сбиваясь от начала до конца. Далее педагог показывает картинку «девочка» и пред­лагает ребенку придумать имя героя, предысторию события. Можно задать вопросы: «Где была девочка раньше? Что она делала?»

Затем нужно вспомнить слова и выражения, позволя­ющие начать рассказ (см. карту-схему №3). Ребенок само­стоятельно или с помощью взрослого придумывает начало рассказа.

Педагог показывает картинку «Птичка» и просит ребенка придумать середину рассказа. Можно задать вопросы: «Что случилось с девочкой? Кого она увидела? Почему девочка хо­тела поймать птичку? Почему она плачет?»

Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого при­думывает середину рассказа. Педагог показывает картинку «Бабушка с дедушкой» и просит ребенка придумать конец рассказа. Можно задать вопросы:

Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого приду­мывает конец рассказа. Педагог просит ребенка пересказать весь рассказ с опорой на картинки.

Затем нужно вспомнить слова, которыми можно закончить рассказ (см. карту-схему №3). Педагог с ребенком придумы­вает название рассказа и помогает ему при переходе от одной картинки к другой словами-связками (см. карту-схему №3).

Примерный рассказ по картинкам «Птичка»

Это было летом. Девочка Катя жила у бабушки с де­душкой в деревне. Как-то раз она пошла гулять во двор

и увидела на тропинке маленькую птичку коричневого цвета. Хотела Катя поймать ее, побежала и упала, а птичка улетела на дерево. В это время бабушка с дедушкой пошла внучку искать. Сидит Катя на тропинке и плачет: и коленке больно, и птичку не поймала. Успокоили ее дедушка с бабушкой и сказали: «Нельзя ловить птичек» (или «Вот и вся история!»).

Вариант 2 (для детей 5—6 лет).

Цельигры — составить творческий рассказ, опираясь на карту-схему №1.

Для игры понадобятся все 6 карточек общей карты-схемы №1 и предметные (сюжетные) картинки.

Ход игры

Я вместе с ребенком рассматриваю все карточки по карте- схеме №1 и предлагаю составить рассказ или сказку по ней от имени героя. Помогаю ребенку заменить эти картинки на другие предметные или сюжетные, например: первая картин­ка — «Кто я?» — нашли картинку «король» и т.д. (как в 1-м варианте игры).

Далее ребенок выкладывает картинки на столе в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей. Картинки служат своеобразным пла­ном рассказа (сказки), позволяет точно передавать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. Сейчас можно составить рассказ.

Первый ребенок составляет начало рассказа по 1—2 кар­тинкам «Кто я?», «На чем?»

Второй ребенок продолжает составлять рассказ по 3— 4 картинкам «Место и время», «Что случилось?»

Третий ребенок составляет конец рассказа по 5—6 картин­кам «Кто помог?», «Конец».

Четвертый ребенок пересказывает весь рассказ с опорой на картинки.

Затем нужно вспомнить слова, которыми можно начать и закончить рассказ (сказку), придумать название (см. карту- схему №3).

Вариант 3 (для детей 5—6 лет).

Цельигры — составить творческий рассказ не с первой картинки — «Кто я?» (как в вариантах №1 и №2), а, напри­мер, с третьей картинки — «Место и время» — это будет яв­ляться тоже началом рассказа. Далее ребенок сам составляет из картинок план рассказа, подставляя к третьей картинке, например, первую, четвертую, пятую, вторую, шестую картин­ки. Педагог помогает ему заменить эти картинки на другие предметные или сюжетные, соблюдая последовательность. Ре­бенку остается по ним составить любой рассказ.

Это пособие можно использовать со второй младшей груп­пы, оно помогает детям:

  • составлять творческие рассказы, передавая правильную временную и логическую последовательность;
  • закреплять структуру рассказа (зачин, кульминация, раз­вязка);
  • расширять словарный запас;
  • развивать логическое мышление и фантазию.

Карта-схема №1
Кто я?На чем?Место и время
девочкамашиналес
мальчикпоездполе
дедпароходморе, река
бабаметлалуна
царьлошадкапланета
царицаракетацирк
внуклетучий корабльдом
внучкалетающая тарелкаАфрика
волшебницавоздушный шарикв сказке
злая ведьмашапка-невидимкав театре
Баба Ягацветик-семицветикзима
детисапоги-скороходыосень
корольавтобуссказочный город
королевасамолетСеверный полюс
заяцлодкатропинка
лисазонтполянка
ежзебраокеан
белкаМарс
волкдеревня
медведьболото
золотая рыбкадворец
зоопарк
в Москве
весна
лето
Карта-схема №2
Что случилось? (Кого встретили?)Кто помог? (Волшебные вещи)Конец
Баба Ягаволшебницасвадьба
Дед Морозджиннвсем весело — улыба­
солдатснеговикются
инопланетянептицыумер герой
пиратызолотая рыбкаслезы
Снежная королеваМальчик-с-пальчикразлука
Кощей Бессмертныйковер-самолетпир
ведьмашапка-невидимка
водянойцветик-семицветик
феямертвая и живая вода
роботысапоги-скороходы
гномыскатерть-самобранка
попал в болотопосох Деда Мороза
бурялетающая тарелка
заморозиливолшебное яблоко
грозадудочка
метельпалочка
сломалсязеркало
штормочки
заколдовалидобрая фея
ураганДед Мороз
дождьСнегурочка
корабль пиратовзвери
Карта-схема №3
Какими словами можно начать рассказ?Слова-связкиКакими словами можно закончить рассказ?
Жили-были.А в это время.Туг и сказке конец.
Давно это было.Потому что.Вот и сказке конец,
Как-то раз.Пустились они.а кто слушал — моло-
Однажды.И видят.дец.
Дело было летом.И стали они.Вот вам и сказка,
В некотором царстве.Решили они.а мне бубликов связка.
Давным-давно.Вот потому и.И все стало ясно.
Далеко-далеко.В связи с этим.И стали они жить
За тридевять земель.Все началось с того.в мире и согласии.
В одном лесу.Неожиданно.Так они жили и не ту­-
В одном королевстве.Вдруг.жили.
И вот тогда.Вот и вся сказка
А тут.(история).
Там он.Живут там и пожива­
А навстречу.ют, и горя не знают.
Один раз.Вот и сказка вся,
Они всегда.больше сказать нельзя.
Взяли они.Стали они жить-
Тут пришел.поживать и добра
Мимо пробегалнаживать
(проходил).
А его друг и.
(говорит, или побежал,
или испугался).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Творческие рассказы

Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его композицию (завязку, кульминацию, развязку), владеть большим запасом слов, уметь построить содержание интересно и занимательно, точно и выразительно передать свой замысел.

Ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений. Существуют различные варианты творческих рассказов.

Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Примером может служить незаконченный рассказ Л. А. Пеньевской «Как Миша варежку потерял» (см.: Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1976). Воспитатель задает детям вопросы: «Нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог?» Это дает толчок творческому воображению детей. Однако его необходимо направить так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что еще могло произойти с Мишиной варежкой, т. е. предложить различные варианты (может быть, она зацепилась за куст или ее утащил щенок и т. п.).

Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант. Тематика рассказов самая разнообразная: «Что случилось с Юрой», «Как Володя помогал Леночке», «Случай в лесу». Это может быть и сказка: «Приключения зайца», «Что сказал мне ежик по секрету».

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.

Л. А. Пеньевская предлагает составлять план в естественно-разговорной форме. Например, в придумывании сказки «Приключения ежика» воспитатель дает следующий план: «Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошло». В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.

Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут быть объединены одной темой, например серия рассказов про Лену. «Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в детском саду» и т. д. Дети учатся наглядно в образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа. (Рекомендация Э. П. Коротковой.)

Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял», «Приключения волка» и т. д.

Самый сложный вид рассказывания — это придумывание рассказа или сказки па самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».

Читайте также:  Автоматизация звука (З) в слогах, словах, предложениях - конспект урока

Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами, видеть д положительные и отрицательные стороны рассказов. Для этого воспитатель дает образец оценки, например, говорит: «Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку — «рыжая шубка».

Надо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой передано это содержание, внимательно следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение этому виду рассказывания вдет постепенно, под влиянием точных указаний педагога. Так, перед рассказыванием о конкретном времени года («Весна», «Мое любимое время года») нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в это время года с животными, как играют дети итрудятся взрослые. Можно предложить, например, такой план: 1) Чем весна отличается от зимы? 2) Какая погода бывает весной? 3) Что происходит весной с деревьями и кустами? 4) Как живут весной птицы и звери? 5) Что люди делают на огороде и в садах?

На начальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание дошкольников на последовательность передачи содержания в рассказе. По мере освоения детьми умений составлять четкий а последовательный рассказ можно предоставить им возможность самим решать вопрос о плане в последовательности наложения.

Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на «равнении природных явлений («Зима и лето», «Река осенью и весной», «Зимой и летом в лесу»). Такие темы создают широкие возможности не только для того, чтобы разнообразить содержание, но и для использования различных грамматических и синтаксических структур, в частности распространенных и сложных предложений.

В занятия по обучению рассказыванию можно включать небольшие словесные упражнения, связанные с тематикой занятия.

Например, в начале занятия, посвященного рассказыванию на тему «Весна», воспитатель дает детям задание подобрать эпитеты, сравнения, помогая тем самым овладеть элементарными средствами художественной выразительности.

Занятия такого типа могут начинаться с загадки о временя года (может быть рассмотрена иллюстрация). Далее педагог предлагает придумать определения к слову небо: «Какое оно весной? (Голубое, безоблачное, синее, приветливое, радостное, солнечное). А в дождливый день?» (Хмурое, серое, черное, неприветливое, низкое и т. д.). Затем предлагается слово солнце (яркое, теплое, ясное, веселое, красное, золотое, румяное). Дети придумывают сравнения к слову ручеек (ручеек, как змейка, вьется; как колокольчик звенит; как будто змея в траве ползет). После этого они составляют рассказы о весне.

Прилетели грачи (рассказ Жени Р.)

Прилетели грачи. Землю клювом ковыряют, червяков ищут, прутики собирают. Стали они гнездо вить. Все трудятся: кто травку несет, а кто прутик. Много хлопот у грачей весной!

Непослушные медвежата (рассказ Сережи К.)

Медведица, когда проснулась весной, у нее в берлоге копошились медвежата. Медведица убрала снег и повела их на прогулку. Медвежата за ней побежали вприпрыжку, кругленькие, как комочки. Медведица подвела их к березе и стала копать яму и дала им сладкого корня. Эх, и вкусно было! На другой день медвежата одни побежали. Нашли корень, да не тот, не вкусный совсем. Мама вернулась и отшлепала их: «Эх вы, несмышленыши!»

Хрустальный звон (рассказ Кати В.)

Весной был жаркий день. Сосульки на лед падали и звенели звонко я весело А вечером сосульки подмораживало, они становились длинней я длинней. А утром падали снова звонко и весело. И целый день весной слышен был хрустальный звон!

Дружба березки и травки (рассказ Светы Н.)

Был снег, а потом яркое солнышко пригрело, и снег растаял, а около березки выросла травинка. А когда поднялся ветер, травинка стала шептаться с березкой. Она ей говорила: «Как я рада, что тепло! Я буду расти!» А березка сказала, что когда наступит май, она наденет свое нарядное зеленое платье.

Как просыпаются деревья (рассказ Наташи О.)

Солнышко весной пригрело и разбудило ручеек. Он потек, как змейка, разбудил все деревья. Они стали говорить: «Как хорошо, что пришла весна! Спасибо ручейку, что он нас разбудил!»

Конечно, дети не сразу переносят в свои сочинения усвоенные средства художественной выразительности, но и в их рассказах постепенно будут появляться сравнения, эпитеты, интересные словосочетания.

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить детям нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это явится хорошим толчком для развития детского творчества. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.

“Составляем творческий рассказ”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие по развитию речи в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Обучение творческому расказыванию47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшей группы

Тема: «Обучение творческому рассказыванию.

Составление творческого рассказа».

Воспитатель: Жвавая. М.В.

Краснодарский край; Щербиновский район; станица Старощербиновская

МБДОУ детский сад №8 комбинированного вида.

-развивать связную речь детей

– развивать воображение , внимание, логическое мышление.

-учить детей составлять творческий рассказ на тему предложенную воспитателем, с конкретно обозначенными персонажами и заданным началом и концом рассказа.

– воспитывать интерес к созданию книги, к совместно составленному творческому рассказу детьми

-воспитывать гуманное отношение к животным.

– знакомство детей со структурой рассказа (начало, середина,конец)

-рассматривание иллюстраций о животных

-чтение художественной литературы

-беседа о животных

-дидактические игры: «Опиши игрушку», «Веселые картинки», «Чудесный мешочек», «Придумай продолжение сказки».

Вовлечение родителей в ОД:

-рекомендовать родителям прочитать детям сказки и рассказы о животных

-побеседовать о прочитанном

-совместное иллюстрирование с детьми героев прочитанных сказок

Методы и приемы:

– прием для мотивации детей к составлению середины рассказа

-использование речевого приема «Случай воспитателя»

-чтение частей рассказа

-беседа по картинкам

-обобщающий рассказ воспитателя

-использование персонофецированного подхода при оценке речевых высказываний детей

-использование приема постепенного перевода от продуктивной речевой деятельности к продуктивно-изобразительной связанной с содержанием составленного детьми творческого рассказа.

-Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Они пришли посмотреть, как вы будете учиться составлять рассказ.

-Воспитатель: Ребята, со мной сегодня рано утром случилась необычная история.

Воспитатель: пройдите пожалуйста на стульчики (дети садятся полукругом).

По пути на работу, мне встретилась плачущая девочка. Что случилось? – спросила я: «Почему ты плачешь?» И она рассказала, как шаловливый ветер вырвал и унес листочек из её новой книги, которую они с мамой даже не успели прочитать, и осталось только две странички (показ страничек, на доске).

Воспитатель: послушайте, что написано на первой страничке: «Однажды летним днем девочка Маша вышла поиграть во двор. И вдруг она услышала, как кто-то жалобно скулит, она подошла к забору и увидела маленького, беззащитного щенка….

– А вот, что написано на последней страничке «Они подружились и стали играть вместе. Так у Маши появился маленький пушистый друг по кличке «Дружок»

– А что случилось с девочкой и щенком дальше, после того как она нашла его мы не знаем. Нет этой странички.

Воспитатель: – Ребята, я пообещала малышке, что мы ей поможем и сделаем для нее новую книжку.

– Вы согласны, мне помочь? (Да)

Воспитатель: Чтобы сочинить середину рассказа, давайте вспомним

– О чем рассказывается на первой страничке? (Показ) Помоги мне Танечка.

– Анечка, о чем говорится на последней страничке? (обратиться к другим детям, если ребёнок затрудняется)

– Ребята, я приготовила вот эту страничку (показ пустого листа) и прошу вас помочь мне придумать рассказ для маленькой девочки.

– Как вы думаете, что могло произойти дальше, после того, как девочка увидела маленького, беззащитного щенка?

Воспитатель: Что думает Дима, как поступила Маша?

Дети: Маше стало жаль щенка, она взяла его на руки, прижала к себе и решила отнести домой…..

Воспитатель: Спасибо, Дима!

– А кто думает по другому. Помоги нам Лера?

Дети: Маше щенок очень понравился, и он решила взять его к себе домой. Дома она за ним ухаживала и попросила дедушку построить для щенка будку.

Воспитатель: А что придумала Василиса? (Они принесла щенка, накормила и стала с ним играть)

– Ребята вы предложили разное развитие сюжета нашего будущего рассказа.

Предлагаю вам немножко отдохнуть

Физминутка «Во дворе щенок играл».

Во дворе щенок играл(шагают на месте)

Прыгал бегал и считал(бегают и прыгают одновременно)

Раз-прыжок и три кивка(кивают три раза)

Два -направо голова

И помчался до ворот(бег на месте)

А потом вздохнул и сел(вздыхают и садятся)

Он устал и присмирел(опускают голову)

Воспитатель: – Вы уже знаете, что у всех рассказов есть начало, середина и конец.

Вы предложили разные сюжеты для середины рассказа.

– А теперь давайте попробуем «прочитать» наш рассказ.

1. Я читаю первую страничку, начало нашего рассказа.

2. Вы продолжаете – середину рассказа о том, как поступила девочка со щенком.

3. И я зачитываю конец рассказа.

– Рассказы детей (3-4человека)

Воспитатель читает текст и заканчивает при каждом новом рассказе.

Воспитатель: Мне понравились ваши рассказы. А хотите послушать мой.

Однажды летним днем девочка Маша вышла поиграть во двор. И вдруг она услышала, как кто-то жалобно скулит, она подошла к забору и увидела маленького, беззащитного щенка.

Девочка взяла его на руки: – Как ты сюда попал малыш! Где твоя мама? Но в ответ щенок только тыкался своим мокрым носом ей в ладоши. Маша, прижав щенка, поспешила в дом.

– Бабушка! Бабушка! Посмотри, кого я нашла!

– Можно он останется у нас? Увидев, маленького кроху, бабушка согласилась.

Но сказала Маше, наливая в блюдце молоко «Если найдется хозяин, его придется вернуть. Наевшись, сытый щенок сразу заснул на коврике. Маша еще долго сидела возле щенка и смотрела на него счастливыми глазами.

Она назвала щенка Дружком. Они подружились и стали играть вместе. Так у Маши появился маленький пушистый друг по кличке «Дружок».

Воспитатель: Ребята, чему мы с вами сегодня учились? (Составлять середину рассказа)

– А чей рассказ вам понравился больше всего? (Почему?)

Воспитатель: Мне понравились все ваши рассказы. Они были последовательны, не похожи друг на друга!

Спасибо вам всем!

Я обязательно запишу наш рассказ и мы для девочки сделаем новую книжку .

А что еще есть в книге кроме текста?

Воспитатель: Сейчас вы немножко отдохнете и мы с вами нарисуем картинки для нашего рассказа.

Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств

Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием

· грамотных, четких предложений,

· связей предложений и частей рассказа,

· акцентирования наиболее значимых слов,

· фонетической четкости каждой фразы.

Мы предлагаем взрослому записывать рассказ ребенка, чтобы затем обсудить и оценить его. При записи рассказа взрослый не должен подменять речь ребенка своими словами. Вначале следует исправить ошибки ребенка, устранить неточности высказываний, добиться правильного построения фраз и только затем записывать их.

Прежде всего следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ (Однажды. Как-то раз. В один летний день и пр.). Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых отразятся мораль либо основной смысл высказывания.

При работе над связностью детского рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложений (потом, теперь, в это время), имена детей, местоимения и пр. Следует помнить высказывание Ф. А. С ох и на: «Связность речи это связность мыслей!».

В случаях когда ребенок совсем не может составить творческий рассказ, взрослый зачитывает ему образец, данный в приложении в конце пособия. После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его самостоятельно.

Обращаем внимание на то, что в предлагаемых образцах рассказов не случайно даны предложения с причастными и деепричастными оборотами. Ребенку, для которого такие фразы сложны, не обязательно воспроизводить их дословно. Но для детей с высоким уровнем речевого развития важно, чтобы пересказ образца, как любое занятие, поднимал планку развития, позволял совершенствовать имеющиеся навыки.

Анализ и оценка творческого рассказа

Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.

Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. По этой причине оценки «плохо», «не очень хорошо» и т. п. заменены в таблицах к картинам более мягкими. Но мягкость оценок не исключает разумной требовательности взрослого. Она мобилизует ребенка, заставляет его активно перестраиваться, стимулирует поиск наилучших замыслов и речевых средств.

В тех случаях когда взрослый избегает проявлений несогласия с ребенком и одобряет любые его высказывания, речевое и умственное развитие малыша блокируется.

Однако нежелательна и другая крайность: излишняя критичность, особенно при оценке замысла ребенка. Взрослому не следует сразу же отвергать образы, придуманные ребенком, говоря, к примеру: «Раки в грязных реках не водятся!» или «Птица не может схватить клювом яйцо!». В таких случаях появляется опасность сковать творчество, фантазию ребенка большим количеством запретов.

Исправлять малыша следует только при нелепом, пустом фантазировании (бык залез на дерево и зачирикал, коза взяла микрофон и запела песню и пр.).

Ошибочные слова в высказывании ребенка взрослому не следует повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить измененную фразу целиком.

Как работать с пособием

Пособие состоит из 16 сюжетных картин и методических рекомендаций по работе с ними. Таблицы, расположенные рядом с соответствующими картинами, помогут педагогу или родителю обучить ребенка творческому рассказыванию либо совершенствовать имеющийся навык.

Воспользоваться методическими рекомендациями смогут не только педагоги (воспитатели, логопеды), но и неспециалисты: родители, родственники дошкольников и пр.

В каждой из 16 таблиц к картинам

• обозначены этапы работы,

• намечены основные направления педагогического воздействия,

• даны вопросы и задания к определенной картине,

• оставлено место для записи детских рассказов и их анализа,

• представлены критерии оценки детских рассказов.

Заниматься по материалам таблиц следует последовательно, без пропусков и перестановок указанных этапов, вопросов, заданий. Иначе возможно снижение результативности упражнений.

Мы предлагаем педагогам и родителям без ограничений добавлять к имеющимся в таблице заданиям и вопросам свои, смелее подбирать для творческого рассказа новые варианты развития событий, иные действующие лица, объекты и пр. Таким образом, работа с таблицами предоставит значительный простор для творчества как детям, так и взрослым.

Если составление рассказа по воображению— деятельность, непривычная для ребенка и взрослого, мы предлагаем воспользоваться нашими образцами, данными в приложении в конце пособия.

Составляя данные рассказы, мы стремились не только к занимательности сюжета, но и сделать их правильными в грамматическом и лексическом отношении, создать атмосферу добра, теплоты, юмора. Однако не следует рассматривать тексты как литературные образцы, автор ни в коей мере не претендует на лавры детского писателя.

С языковой точки зрения рассказы сознательно упрощены, так как предлагаются детям не только для слушанья, но и для пересказа. Они не содержат длинных фраз, сложных оборотов, образных сравнений и пр. Мы считаем, что только в таком адаптированном виде тексты соответствуют уровню восприятия, мышления и речевого развития дошкольников и могут служить для них действенными образцами при составлении самостоятельных творческих рассказов.

Существенно, что ребенку следует не заучивать (воспроизводить дословно), а по возможности полно пересказывать своими словами текст, данный в пособии, одновременно воспринимая сюжетную картину, по которой он составлен. Таким образом, малыш не механически скопирует рассказ, а осознанно воспользуется речевыми средствами, получит, по высказыванию А.М.Леушиной, «новый, обогащающий его литературный опыт».

Профессионалам известна важность для педагога отчетливого представления о том, что необходимо донести до ребенка при том или ином обучении. Но не менее важно — как обучать. Единственное, что потребуется от ребенка для занятий по этому пособию — желание заниматься. Взрослому для успешной работы понадобится определенная подготовка.

Что мы советуем не упустить начинающему педагогу или родителю? На чем сосредоточиться? Как подготовиться?

Обозначим главное

• понимание недостаточности знаний малыша, наличия у него некоторых трудностей;

• право ребенка избегать некомфортных ситуаций;

• настрой на партнерское общение, а не на поучение;

• эмоциональный контакт, заинтересованная манера обращения;

• готовность принять и обсудить любые варианты высказываний;

• терпение, сотворчество, артистизм;

• поощрение за любую, даже самую маленькую удачу.


Таблица 1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.

Анализ содержания картиныАктивизация психических процессов, необходимых для творческого рассказыванияСоставление исходного рассказа по картинкеПланирование творческого рассказаСоставление творческого рассказаАнализ и оценка творческого рассказа
· Где происходит действие картины? · В какое время года? · Как можно об этом догадаться? Где находятся девочки? · Что они делают? · Какие цветы сажает каждая девочка? · Почему они так поступают? · Придумай разговор между двумя девочками.· Перечисли 5-6 названий садовых и полевых цветов. · Для чего люди сажают цветы на клумбах? · Где используются искусственные цветы? · Из какого материалы их делают? · Чем живые цветы отличаются от искусственных? · Какие цветы тебе нравятся больше? Почему? Сравни их? · Что произойдет с искусственными цветами после дождя? · Кто может подойти к девочкам? О чем спросить их? · Что посоветовать?___________________Начало, середина, конец Глагольная цепочка Название Варианты развития событий (пришла мама и отругала девочку, соседи из-за забора увидели и посоветовали, подошла подружка и объяснила) ______________________________________ – наличие – отсутствие  точность слов  образность выражений  грамотность предложений  связь предложений и частей рассказа  выразительность  отсутствие пауз  плавность речи Общая оценка:  хорошо  очень хорошо Следует поучиться

Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; Нарушение авторского права страницы

Мастер-класс Игровые приемы при обучении творческому рассказу по картине

Игровые приемы при обучении

творческому рассказу по картине

Цель: повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитию фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

    Познакомить с игровыми приемами при обучении творческому рассказу по картине; Поделиться опытом работы по обучению творческому рассказыванию по картине.

Картина, белые листы бумаги, фломастеры, картинки-анализаторы

Ход мастер – класса:

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине.

Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Дети и педагоги не любят такие занятия, но научить детей составлять рассказ по картине нужно. И для того, чтобы занятие проходило интересно, творчески предлагается вводить различные игры с картиной, такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

У нас в гостях картина. Посмотрите на нее. Сегодня она будет участвовать в наших играх. Давайте придумаем ей название. (Придумываем название картины)

1 этап: “Определение состава картины”.

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.

Для побуждения слушателей к выделению и называнию объектов на картине используется прием “Подзорная труба”.

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его. Для определения деталей одного объекта используются приемы “Аукцион”, “Охота за подробностями”, “Кто самый внимательный” и др.

Дидактическая игра «Фотографирование».

А теперь, я предлагаю немного пофантазировать. Представьте, что у вас в руках фотоаппараты. Возьмите свой фотоаппарат, настройте свои объективы, внимательно рассмотрите картину выберите только один предмет и сфотографируйте его.

Участники называют предметы. (Предполагаемые ответы: Девочка, мальчик в синей куртке, девочка в розовой куртке, дерево, птицы, озеро, небо, снег, кормушка и др.).

Как много разных предметов мы с Вами назвали, предлагаю вам самим проявить свои фотографии. У вас на столах есть листы бумаги и фломастеры (каждый схематично изображает свой кадр). Для детей это может быть предварительная работа (рисунки по картине).

2 этап “Установление взаимосвязей между объектами на картине».

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить.

Игры, которые помогают устанавливать связь между предметами и объектами на картине: «Кто с кем дружит?», «Соединяем, украшаем», «Волшебные схемы»

Дидактическая игра «Кто с кем дружит».

Мы разобрали картину на части. Теперь попробуем их объединить.

(Соединяем на доске два рисунка – схемы и объясняем почему).

Я соединяю дерево и кустарник, потому что это растения.

3 этап “Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств”

Цели: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Игры, которые развивают умение описывать картину через различные анализаторы (органы чувств): «Вхождение в картину», «Я чувствую руками», «На ощупь», «Я слышу звуки», «Запахи», «Горячее сердце», «Волшебник».

Вхождение в картину

А сейчас я предлагаю вам войти в картину. Давайте, встанем в круг возьмемся за руки, закроем глаза и представим, что мы перенеслись в нашу картину:

Раз, два, три в картину войди…

А сейчас нам будут помогать волшебные картинки:

Какие звуки вы услышали? (Ответы участников)

Понюхайте воздух, какой он? (Ответы участников)

Какими на ощупь Вам кажутся предметы? (Например, снег)

Что вы почувствовали?

Опять возьмемся за руки и вернемся на занятие.

Раз, два, три. В детский сад верни…

Садимся на места.

4 этап “Составление рассказов-фантазий”

Цели: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить составлять рассказы фантастического содержания.

Игры, которые учат проецировать картину в двухмерном пространстве:

«Живая картина», «Я – режиссер», «Раз, два, три…картина оживи», «Кто я на картине?»

Дидактическая игра «Оживи картину» (Ориентация в двухмерном пространстве)

А сейчас предлагаю вам оживить нашу картину. Расскажите, кто вы на картине и найдите свое место.

(Выстраиваем картину на ковре)

Я – девочка Маша, в розовой куртке, сижу на корточках и смотрю как мальчик кормит птиц.

Участники проецируют картину на ковре.

«Раз, два, три картина оживи!»

Вот какая интересная, живая картина у нас получилась! Мы с Вами отличные актеры!

этап «Путешествие во времени».

Логопед предлагает детям придумать, пофантазировать и рассказать, что будет дальше.

Игры, развивающие творческую, речевую и мыслительную деятельность детей: «Что будет дальше?», «Фантазия», «Будущее», «Прекрасное далеко».

Составление рассказа по картине

Вызываю одного ребенка. Предлагаю составить рассказ по картине.

(Напоминаю, чтобы ребенок использовал в своем рассказе то, о чем мы говорили при рассматривании картины и использовали в играх.)

Другой ребенок может попробовать закончить рассказ тем, что будет потом..

В результате занятия с применением ТРИЗ у детей:

*Снимается чувство скованности;

*Развивается воображение, речевая и общая инициатива;

*Повышается уровень познавательных способностей, что помогает преодолевать застенчивость.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.

Таким образом, проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог, при предъявлении любой новой картины, в свой комплекс целенаправленного воздействия включает отработку мыслительных операций по анализу картины, как целостной системы, так и отдельно взятого объекта на ней.

Сегодня, мы с вами познакомились поближе с нашей картиной и играли с ней. Скажите, что мы учились делать?

(Учились рассматривать картину, составлять красивые предложения и обыгрывать предметы на картине)

Как написать рассказ: идеи, план и подсказки в помощь новичкам

Хочу написать рассказ, но понятия не имею, с чего начать. Это обычная проблема новичка – никак не подступиться к первым литературным опытам без волшебного пенделя.

Чтобы откопать вдохновение и побороть страх белого листа, попробуем найти идею для вашего первого рассказа, составить план и написать историю, которую будет не стыдно выставить на суд публики.

О чем можно написать рассказ

Говорят, авторы делятся на две категории. Одни неплохо пишут, но поиск идей для сюжетов стоит им титанических трудов. Другие пишут отвратительно, зато гениальных задумок у них на 30 томов собрания недописанных сочинений. Есть и третья группа – счастливчики, у которых и идей тьма, и навык художественного письма имеется.

Сначала постараемся помочь безыдейным найти тему для сюжета.

Заведите уже блокнот для заметок

Записывайте туда наблюдения за знакомыми и незнакомыми людьми, спонтанные идеи и вообще любые глупости, которые приходят в голову. Совет банальный, но работает.

Главное, не забывать регулярно перечитывать свои наброски и стараться развивать сюжеты на основе более или менее оригинальных задумок.

Читайте СМИ, историческую литературу, дневники

Журналисты и историки поставляют писателям тонны материала. Ищите то, что вызывает у вас эмоциональный отклик и связано с личным опытом.

Прямо сейчас пролистайте новостную ленту. Там точно найдется жизненный анекдот, про который можно написать рассказ.

Используйте изображения

Вот вам картинка.

Вот это сюжетный поворот.

Попробуйте написать любой рассказ на основе этого изображения. Подумайте, что здесь произошло, кто главный герой, какую цель ему можно придумать, и что будет ему мешать? Чем закончится его история?

Не подошло это изображение – найдите другое, которое сразу зацепит. Благо, дело это нынче быстрое и бесплатное. За 15 минут отыщете, про что можно написать рассказ по картинкам или даже детскому рисунку.

Совет четвертый (почти рекламный)

Есть книжка «642 идеи, о чем еще написать» – сборник заданий для развития писательских навыков. Некоторые задачки можно использовать как основу идей для первых рассказов. Остается только развить их в полноценные сюжеты.

Если идея уже есть…

Порой одной удачной мысли или образа достаточно, чтобы воображение закипело, и в голове, как из ниоткуда, стали всплывать целые фразы и даже абзацы. Будто кто-то диктует вам готовый текст.

Если удалось поймать такую волну, не держите все в себе – поделитесь этим потоком сознания с бумагой или ноутбуком.

Рассчитываете, что у вас сразу получится добротный рассказ? Зря! Есть вероятность, что вы даже не сумеете довести историю до логического завершения и зайдете в тупик где-то на полпути. Но у вас появится черновик.

Перечитайте его и оцените замысел – оригинален ли он, интересен ли? Есть желание продолжить работу над этим сюжетом или ну его в топку?

Вы также сумеете понять, чего не хватает вашей истории. Может, надо устроить себе ликбез, поискать дополнительные материалы и изучить выбранную тему?

Не всем подойдет метод спонтанного творческого письма, но в противовес предварительному планированию всего рассказа от начала до финала у него есть одно преимущество.

У хорошей истории должен быть неожиданный поворот или финал – сюрприз, без которого читатель будет разочарован. Придумать нечто оригинальное путем титанического умственного усилия почти невозможно. Зато спонтанное творческое письмо помогает найти необычное решение без напряжения мысли. Удается не всегда, но пробовать стоит.

Что главное в рассказе

Когда новички пристают к опытным авторам с вопросом: как написать рассказ – обычно все сводится к тому, что они не понимают, с чего начать. И тут выручит правильная подготовка. Она поможет сформировать крепкий сюжет и стимулирует воображение.

Чтобы проделать подготовительную работу, ответьте на несколько вопросов.

На какую тему вы хотите написать рассказ?

Теоретически можно обойтись и без нее, но есть риск, что по завершении работы вы сами зададитесь вопросом: а зачем я все это писал? История получится бессмысленной. Заметите это не только вы, но и читатель.

Тема хороша, если она находит эмоциональный отклик и хоть как-то связана с вашим личным опытом. Иначе выйдет сплошная фальшь.

Не пытайтесь объять необъятное – тему надо подбирать достаточно узкую, чтобы удалось раскрыть ее в небольшом рассказе. Например, не просто любовь, а неразделенное чувство поэтически настроенного юноши к меркантильной особе.

Кто ваш герой?

Главному персонажу понадобится:

  • имя и/или прозвище, возраст;
  • описание внешности, манеры одеваться, 1-3 примечательные черты;
  • профессия, работа, семейное и финансовое положение;
  • характер, основные модели поведения, склонности, ценности и жизненные приоритеты;
  • цель. Она может быть глобальной – цель всей жизни, например, быстрые деньги. Другой вариант – ситуативная цель, продиктованная обстоятельствами, которые вы описываете в рассказе.

Это очень упрощенная модель главного героя. Многие авторы готовят детальное описание персонажа и его предыстории, хотя большая его часть не находит отражения в рассказе.

Главное здесь добиться двух целей. Первая – отчетливо представить себе своего героя и ход его мыслей в рамках сюжета вашей истории. Вторая – вызвать симпатию и сочувствие читателей к персонажу.

В чем суть конфликта?

У вашего персонажа есть цель, но по какой-то причине он не может ее достичь, не приложив для этого больших усилий. В этом и заключается конфликт.

Например, у рыбака из повести «Старик и море» есть цель – побороть свое невезение и принести большой улов. Его противником здесь становится сама природа. Это один из вариантов конфликта.

Помимо стихии, человек еще может вступить в неравный бой с судьбой или случаем, с другим человеком или с самим собой.

Последний вариант самый интересный, но и качественно реализовать его непросто. Нужно поставить героя в ситуацию, когда ему придется делать тяжелый выбор между двумя сильными мотивами.

Например, оказать помощь другим людям или позаботиться о своем спасении, обрести желанное богатство или выручить друга из большой передряги.

Где и когда происходит действие?

Это будет современная Москва или древние Фивы? Чикаго в 30-е годы или космическая станция в 2247-м?

Можно взять реальное место и время или все выдумать, но автор должен отчетливо представлять задний план истории, чтобы без грубых ляпов и анахронизмов показать его читателю.

Как составить план рассказа

В самом простом виде повествование развивается линейно – вы описываете события в их временной последовательности. Это решение не всегда лучшее, но самое простое для начинающего автора.

Всю историю можно разбить на 5 частей:

  1. Экспозиция. Здесь нужно познакомить читателя с героем в его привычной среде и показать задний план.
  2. Завязка. Тут происходит событие, которое порождает конфликт и заставляет героя шевелить булками, то есть активно действовать.
  3. Развитие событий или квест. Персонаж локомотивом прет к своей цели, попутно снося все препятствия, не жалея лба своего. Хорошо бы подложить ему знатную свинью – неожиданный поворот, который сильно усложнит положение героя и сделает его цель почти недостижимой.
  4. Кульминация. В этой части рассказа напряжение нужно довести до пика. Герой уже не может уклониться от последнего действия, которое приведет к разрешению конфликта. Например, схватиться с главным врагом, назвать имя убийцы или признаться, что старинную вазу расколошматил именно он.
  5. Развязка. Наконец-то читатель узнает, чем все закончилось, то есть как герой вышел из конфликта. Здесь персонаж или достигает своей цели, или терпит поражение. В отдельных случаях он обретает нечто более значимое, чем то, к чему он изначально стремился. Прям как в фильме «День сурка».

Используйте этот план, чтобы составить перечень событий вашей истории. Для наглядности можно нарисовать временную ось и расположить на ней ключевые моменты сюжета в их последовательности.

По мере продвижения по сюжетной линии напряжение должно нарастать

Сделали? Рано радуетесь – на этом планирование не заканчивается. Всю эту историю еще нужно разбить на сцены. Каждая из них развивается по тому же принципу, что и весь рассказ – от экспозиции до развязки.

Что должно быть в сцене:

  • задний план – краткое описание места действия;
  • не менее двух персонажей, даже если вторым участником сцены выступает внутренний голос героя, и ему для этого необязательно быть шизофреником;
  • события, меняющие положение главного персонажа;
  • усложнение основного конфликта.

Сцены нужно логично связать между собой. Важно, чтобы по содержанию они не повторяли, а дополняли друг друга. Можно добавить авторские отступления, воспоминания героя, описания событий, которые произошли раньше.

Вангуем, что сейчас у читателя костью поперек горла встал вопрос: а обязательно составлять план? Одни писатели считают, что это строго необходимо. Другие делают только общий набросок или вообще ограничиваются проработкой героя и конфликта и начинают писать, не зная, куда их заведет история.

Многим новичкам второй вариант покажется более удобным, но не пренебрегайте планированием только потому, что вам лень.

Если продумать весь сюжет и каждую сцену сразу не удалось (хотя вы очень старались!), попробуйте написать историю экспромтом.

Возможно, она получится удачной и потребует только небольших доработок. В ином случае вы хотя бы получите черновик, а на его основе подготовить план будет легче.

С чего начать писать рассказ

С начала! Но это необязательно. Когда воображение уже рисует яркую сцену кульминации, глупо принуждать себя начинать работу с экспозиции. Пишите, как пишется.

Помните только одно: все события и связи между ними должны быть понятными и правдоподобными. Когда в наличии есть только эффектная концовка и нет никакого плана, появляется соблазн схалтурить. Почти наверняка вы попытаетесь искусственно подогнать предшествующие события под уже придуманный финал. Они получатся притянутыми за уши, а читатель точно это заметит и не простит.

Вы написали рассказ – что дальше

Отложите готовый текст и перечитайте его через недельку. Не удивляйтесь, если он покажется вам полной фигней, хотя поначалу вы были твердо убеждены, что создали шедевр мировой литературы.

Самые неудачные рукописи тоже не пропадут. Сгодятся на растопку.

Станут заметны ошибки, слабые и скучные моменты, лишние фразы и даже целые сцены. Не исключено, что вы заснете, не дочитав и до середины.

Теперь вычеркните все ненужное и решите, что надо доработать:

  • герой получился плоским, унылым, да и вообще мерзким типом;
  • в начале рассказа есть все, кроме самого главного – интриги;
  • тема истории не раскрыта, а конфликт получился слабым и неинтересным;
  • кульминации не хватает накала, или она вообще проходит незамеченной;
  • действия главного персонажа неестественны и надуманы;
  • события неправдоподобны, непонятны или просто скучны;
  • недостает мелких деталей.

Будьте беспощадным критиком и заносите найденные проколы в черный список, а потом сделайте работу над ошибками и начните все с чистого листа.

Некоторые авторы переписывают произведения по 10-15 раз. Необязательно совершать такие трудовые подвиги, но если вам лень дорабатывать свои рассказы, лучше бросайте это гиблое дело и займитесь чем-нибудь полезным. Елку посадите, маме позвоните.

И, кстати, чтоб вы знали: Хемингуэй переписывал финал романа «Прощай, оружие!» 47 раз…

Финальная шлифовка

Остался последний рывок.

Итоговую версию рассказа надо отредактировать:

  • вычеркнуть предложения и даже целые абзацы, которые не имеют существенного значения для повествования;
  • сократить все, что можно сократить без потери смысла, образности и эмоциональной составляющей текста;
  • добиться предельной точности в каждой фразе и даже слове путем подбора синонимов и изменения расположения слов в предложениях;
  • найти и исправить опечатки, пунктуационные и грамматические ошибки.

Прочитали рассказ на 10 раз и как будто нашли каждую мелкую погрешность? Не обольщайтесь – там почти точно есть еще 1-2 обидные опечатки, которые вы в упор не видите. Исправит их либо корректор, но за деньги, либо первые читатели бесплатно, но с укором и обвинениями в неграмотности.

Если рискнете представить плоды своего творчества широкой и незнакомой публике, заранее готовьте самолюбие к беспощадному унижению.

Конструктивную критику человека, который знает на своем опыте, как написать рассказ самому, можно распознать по нейтральности тона и точности замечаний. Она полезна и заслуживает внимания. Все остальное, включая восторги экзальтированных особо, пропускайте мимо глаз и ушей.

А чтобы получить больше советов о том, про что и как писать, смотрите мастер-класс Донцовой «Коммерческий успех писателя».

Читайте также:  Логопедическая зарядка, физкультминутка, физкультурная пауза по теме Одежда и Обувь
Ссылка на основную публикацию