Составление рассказов об осени – конспект

«Коммуникация» Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цели:

Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.

Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.

Закрепление представлений о ранней осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
rannyaya_osen.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.

Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.

Закрепление представлений о ранней осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.

Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье. »,

А. К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. »,

А.Н. Плещеева «Осень наступила. »,

Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. »

Ход ООД:
Воспитатель:

Дети, какое сейчас время года?

Время года – осень.

Назовите месяца осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

Обозначим план рассказа.

Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.

Солнышко светит мало.

Моросит мелкий дождь.

После дождя появляются грибы.

Часто дует холодный ветер.

Птицы улетают в теплые края.

Теперь вспомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки.

Листья на деревьях стали желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные.

С деревьев падают листья.

Деревья стоят в зелёно – золотом уборе.

Осенью начинает желтеть и жухнуть трава.

Жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну

Дети, кто обобщит услышанное?

Ранняя осень – красивое время года.

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.

Дует ветер и срывает с ветки листочек. Они летают. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

Спасибо, Рада, очень интересный рассказ получился.

Ранней осенью холодает, но ещё тепло. Солнце светит ярко. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё цветут цветы. На огородах и садах собирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг.

Спасибо, Даша, замечательно.

В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. Люди одеваются теплее.

Спасибо, вам, девочки у вас получилась разная красивая осень

А сейчас мы немного отдохнём.

(Воспитатель говорит, дети изображают)

Листья дубовые, листья кленовые

Желтеют и падают тихо.

Ветер хватает, в кучу бросает,

Кружит листики тихо.

Так заставляет летать и кружиться,

Так он играет и веселится.

Листья танцуют свой хоровод,

Снова вернутся лишь через год.

Дождик появился, хоровод на землю опустился.

Давайте заглянем в сады и огороды и я расскажу о том, что делают люди.

Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.

Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.

Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.

Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.

Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.

В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.

Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему

«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;

продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику;

продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье. »,

А. К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. »,

А.Н. Плещеева «Осень наступила. »,

Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. »

картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников)

сюжетные картинки для составления рассказов

1. Организационный момент. Рассказ-загадка.

Воспитатель. Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто – то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

Воспитатель. Ребята, о каком времени года здесь говорится?

Назовите месяца осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

Обозначим план рассказа.

Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.

Трава пожелтела, птицы стали улетать.

-Вос. А кто еще знает признаки наступления осени?

Дети Осенью часто идут дожди.

-Осенью начинает холодать.

-Бывают первые заморозки.

Вос. А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»

Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Вос. – листья осенью (что делают?) –

Дети Листья осенью желтеют и опадают.

Вос. -дождь осенью (что делает?) –

Дети. Дождь осенью моросит, идет.

Вос. -урожай осенью (что делают?) –

Дети Урожай осенью убирают.

Вос. – птицы осенью(что делают?) —

Дети. Птицы осенью улетают.

Вос. -деревья осенью(что делают?) —

Дети Деревья осенью роняют листья.

Вос. -звери осенью (что делают?)—

Дети .Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультминутка «Осенние листья»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

А теперь внимательно посмотрите на картинки. (На доске картинки с приметами осени). Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Вот такая она – ранняя осень!

Предлагаю послушать стихотворение Плещеева А.Н.

Конспект занятия «Составление рассказа Осень»

Любовь Валентиновна Кужелева
Конспект занятия «Составление рассказа Осень»

Составление рассказа по теме «Осень»

Цель: Систематизировать знания об осени и осенних явлениях.

• Содействовать умению отвечать на вопросы и задавать их;

• Развивать умение детей использовать в речи глаголы и прилагательные, наблюдательность логическое мышление;

• Воспитывать любовь к природе, умение слушать ответы других.

Ход занятия:

– Здравствуйте, ребята! Сегодня, я решила прочитать Вам стихотворение великого русского поэта Алексея Плещеева «Осень»:

Осень наступила,

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

-О каком времени года это стихотворение? А знаете ли Вы осенние месяцы? Какая она, осень? Что такое листопад?

Осень замечательное время года. Хотите ли Вы сейчас оказаться на осенней улице или в парке?

– В таком случае, я предлагаю Вам отправиться туда прямо сейчас!

– Давайте отправимся туда на автомобиле!

-Но прежде чем отправиться в путь нам нужно проверить накачены ли у нас колеса (артикуляционное упражнение на произношение звука «ш»).

Зальем полный бак бензином (артикуляционное упражнение на произношение звука «с»). Работает ли у нас клаксон (артикуляционное упражнение на произношение слога «би»).

Эй, машина, погоди, ты ребяток прокати, куколку и мишку, зайку трусишку, мышку норушку, курочку пеструшку. Би-би-би-поехали!

-Ну вот мы и оказались на осенней улице. Давайте с вами поиграем (игра «Подбери действие»)

-Листья осенью что делают?

-Дождик осенью что делает?

-А что делают с урожаем люди?

-Что деревья делают осенью?

-Что птицы делают осенью?

– Что звери делают осенью?

-Как хорошо мы поиграли в эту игру. Давайте сыграем в другую игру (игра «Подбери признак»).

-Листья осенью, какие?

-Дождик осенью, какой?

– Погода осенью, какая?

-А как можно сказать одним словом какие листья? (разноцветные)

– Давайте сыграем еще в одну игру (игра «Осень спросим»)

В эту игру мы играем так: посчитаемся, выберем

Осень и Дождик. Дождик куда-нибудь пока

прячется, а Осень выходит в середину круга.

На ней венок из осенних листьев, рябиновое ожерелье, в руках сноп.

Мы начинаем медленно ходить и петь:

Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Принесла я вам муки! отвечает Осень.

Значит, будут пирожки! кричим мы хором.

Принесла вам гречки! говорит Осень.

Каша будет в печке! радуемся мы.

Принесла вам овощей! говорит Осень.

И для каши и для щей! кричим мы.

Рады ли вы грушам? спрашивает Осень.

Мы их впрок насушим! отвечаем мы.

А уж яблоки что мед! говорит Осень.

На варенье, на компот! радуемся мы.

Принесла и мёду! говорит Осень.

Полную колоду! удивляемся мы.

После этого опять кружимся и поём:

Ты и яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?

Дождику вы рады? хитро улыбается Осень.

Не хотим, не надо! кричим мы и бросаемся врассыпную.

Но Дождик тут как тут он гоняется за нами,

Кто под дождик попадёт,

Тот сейчас водить пойдёт.

Мы бегаем до тех пор, пока Дождик кого-нибудь не

поймает. Тот, кого он поймает, становится

Дождиком, а Осень мы выбираем новую. Посчитаемся

-А пока мы с вами играли, нам пришло письмо. Но по дороге оно попало под дождь. И без Вашей помощи прочитать его я не смогу. (Игра «Письмо»)

-На смену лету пришла… (золотая осень).

-Солнышко все реже и реже выглядывает (из-за тучи).

-Деревья надели (разноцветные сарафаны).

-Листья (красные, желтые)горят на солнце.

– А затем подул (холодный ветер).

– Листья опадают и ложатся (на землю золотым ковром).

– Дождик (моросит) и заставляет прятаться (под зонтом, в доме).

– Птицы собираются в стаи и (улетают на Юг).

– Зверине играют а делают …запасы на зиму).

– Скоро белокрылая зима… (вступит в свои права).

– Ребята, так о каком времени года мы сегодня с Вами говорили?

– Что бывает только осенью?

– Какие Вы все молодцы! А теперь мы отправляемся назад в детский сад, а там нас с вами уже ждут подарки от осени.

Конспект логопедического занятия «Составление описательного рассказа о зиме» с использованием новых технологий Конспект логопедического занятия по теме: «Составление описательного рассказа о зиме» с использованием новых технологии. (подготовительная.

Конспект НОД в старшей группе. Составление описательного рассказа об осени с опорой на схему «Осень в гости к нам пришла». Конспект НОД в старшей группе. Составление описательного рассказа об осени с опорой на схему «Осень в гости к нам пришла». Цели: развивать.

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине «В школу» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине «В школу» (подготовительная группа). Задачи: – связная речь: учить составлять.

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по плану-схеме «Насекомые» Цель: развитие связной речи детей посредством составления описательного рассказа по алгоритму. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о пчеле» Программное содержание: Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему. Пополнить словарный запас детей по теме: «Насекомые».

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Составление рассказа «К нам осень пришла по мнемодорожке» Конспект НОД по речевому развитию в средней группе №1. Воспитатель: Дубровина Е. В. – МДОУ №8 «Сказка» город Южноуральск, Челябинской области.

Конспект занятия «Составление описательного рассказа по плану-схеме» в подготовительной группе Тема:Составление описательного рассказа по плану-схеме на материале лексической темы “Овощи. Огород”. Цели Образовательная: Активизировать.

Конспект занятия в младшей группе. Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами» Образовательные области: «Речевое развитее», «Познавательное развитие». Задачи: 1. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.

Конспект занятия с применением ТРИЗ «Составление рассказа по картине «Деревенский двор» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №3 «РАДУГА» Мастер – класс с элементами.

Конспект занятия -составление рассказа по картине «Соня и собака» 1. Закрепить правильное произношение звука «С». 2. Формировать фонематический слух и слоговую структуру слова. 3. Формировать умение объединять.

Конспект ООД “Составление рассказов об осени”

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (19)
  • В РОДИТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИЧОК (24)
  • ПРОЕКТЫ (3)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ (12)

Конспект ООД “Составление рассказов об осени”

Цель.

Совершенствовать умение детей составлять связный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Задачи.

  • Обобщать представления детей о признаках осени, ее характерных особенностях.
  • Продолжать учить строить полные и четкие предложения, а из них короткий рассказ.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь и обогащать словарный запас детей через участие в словесно – речевых играх.
  • Воспитывать умение осуществлять совместную творческую деятельность.

Словарная работа. Дать определение осенней погоды: солнечная, ветреная, облачная, дождливая, сырая, морозная, снежная.

Предварительная работа.

  • Экскурсии в природу, наблюдения на прогулке.
  • Беседы с детьми об осени, осенних явлениях, жизни растений, животных и людей осенью.
  • Рассматривание иллюстраций, картин.
  • Заучивание стихотворений, чтение произведений об осени.
  • Загадки на тему «Осень».
  • Дидактические игры по экологии.
  • Проведение физкультминуток.

Виды деятельности. Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная, двигательная.

Форма организации: игровое занятие, 30 минут

Средства. Письмо, магнитная доска, магниты, мнемотаблица для составления рассказа, компьютер, музыка для физминутки, осенние листочки (по количеству детей), мнемотаблица «Фрукты, овощи», поднос с фруктами и овощами, корзина, осенние медали (по количеству детей).

Участники. Дети подготовительной группы.

Организационный момент.

Эмоциональный настрой детей «Хорошее настроение».

Воспитатель. Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и всем окружающим вас людям. Подарите свои улыбки нашим гостям, чтобы у них появилось хорошее настроение.

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо. Сейчас я вам его прочитаю (показывает конверт).

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам птичка-невеличка. Я живу в одном лесу на большом красивом дереве. Это дерево – мой дом. Мне знакома на нем каждая веточка и каждый листочек. Однажды я заметила, что с деревом что-то происходит. Зеленые листочки на дереве стали желтеть и опадать. С каждым днем листьев на дереве становится все меньше и меньше. Наверное, мое дерево заболело и скоро погибнет. Где же я буду жить? Ребята, расскажите мне, что происходит с моим деревом?»

Воспитатель. Скажите, что происходит с деревом, на котором живет птичка? Оно погибает? (Нет. Это пришла осень.)

Воспитатель. Как мы можем рассказать об этом птичке? (нарисовать осенний рисунок, выполнить аппликацию, сделать фото, составить рассказ).

Воспитатель. Вы хотите составить рассказы об осени и отправить в письме птичке – невеличке? (да). Она их прочитает и больше не будет волноваться о своем дереве.

Ход ООД.

Воспитатель. Когда наступает осень? (после лета)
Воспитатель. Какой месяц начинает осень? (сентябрь)
Воспитатель. Какой второй? (октябрь)
Воспитатель. Третий месяц осени? (ноябрь)

Воспитатель. Хочу предложить вам поиграть в осеннюю игру, которая называется «Друзья». В этой игре слова поссорились со словом «осень», а мы должны их подружить.

Осень, небо – осеннее небо Осень, лист – осенний лист

Осень, солнце – осеннее солнце Осень, лес – осенний лес

Осень пальто – осеннее пальто Осень, сапоги – осенние сапоги

Осень, ветер – осенний ветер Золото, осень – золотая осень

Осень, день – осенний день Осень, погода – осенняя погода

Воспитатель. Осеняя погода очень переменчива. В народе говорят: осенью семь погод на дворе. Бывает даже так, что за один день можно увидеть все семь погод.

Игра «Осенний день»

Утром на небе светило солнце. Если светит солнце, какая это погода? (солнечная)

Вдруг налетел сильный ветер. Что говорят о такой погоде? (ветреная)

Ветер собрал на небе много облаков, которые закрыли все небо. Какая это погода? (облачная)

В обед с неба полил сильный дождь. Как можно сказать? (дождливая)

Дождь прошел, вокруг была сырость. Как можно охарактеризовать? (сырая)

К вечеру пришел мороз. Что скажете о такой погоде? (морозная)

А ночью выпал снег. Как называют такую погоду? (снежная)

Воспитатель. Вот таким может быть осенний день.

Воспитатель. Но, тем не менее, ребята, осень красивое время года. Об осени поэты сочинили много стихов, художники написали много картин. А я предлагаю вам составить интересный рассказ об осени. Хотите это сделать? (да).

У меня есть карточки – подсказки, которые помогут в составлении рассказа.

Карточка№1 – желтого цвета.

Воспитатель. Какое время года мы обозначаем желтым цветом? Составьте предложение со словом «осень» (ответы детей)

Воспитатель. К нам пришла осень.

Карточка №2 – солнце.

Воспитатель. Составьте предложение о том, какое солнце осенью? (ответы детей).

Воспитатель. Солнце светит, но слабо согревает землю.

Карточка №3 – туча и дождь.

Воспитатель. Что это обозначает? (ответы)

Воспитатель. Осенью небо затянуто облаками, часто идет дождь.

Карточка №4 листья падают с деревьев.

Воспитатель. Что происходит осенью с листьями? (ответы детей)

Воспитатель. Листья на деревьях меняют свою окраску, падают с деревьев. Деревья стоят голые.

Карточка №5 птицы.

Воспитатель. Какие изменения происходят в жизни птиц. Расскажите, что вы знаете об этом? (ответы детей)

Воспитатель. Перелетные птицы улетают в теплые края, остальные остаются с нами зимовать.

Карточка №6 – звери.

Воспитатель. Что делают осенью звери? (ответы)

Воспитатель. Звери готовятся к зиме: делают запасы на зиму, меняют шубку, кто-то впадает в спячку до самой весны.

Карточка №7 – урожай.

Воспитатель. Что поспевает осенью в садах и огородах? (ответы).

Воспитатель. Люди собирают урожай. В садах и огородах поспевают овощи и фрукты.

Карточка №8 одежда.

Воспитатель. Что обозначает эта карточка? (ответы)

Воспитатель. Осенью погода становится прохладной, поэтому люди надевают теплую одежду.

Воспитатель. Осенью часто дует ветер, который срывает листочки с деревьев. Посмотрите, сколько листьев нападало вокруг (на полу разбросаны осенние листья). Предлагаю вам с ними поиграть.

Физминутка «Листочки, листочки» (муз. А Филиппенко)

Листочки, листочки по ветру летят, (попеременно поднимают руки вверх)

У деток под ножками тихо шуршат.

И плавно качаясь, ведут хоровод. (подняв руки, кружатся вокруг себя)

А ветер осенний им песню поет.

То вправо, то влево листочки летят, (качают руками вправо – влево)

Прощается с нами осенний наш сад.

И плавно качаясь, ведут хоровод, (подняв руки, кружатся вокруг себя)

А ветер осенний им песню поет.

Воспитатель. Ребята, вы назвали много осенних признаков. Посмотрите, какая большая схема у нас получилась. Теперь можно составить рассказ об осени. У каждого рассказа есть название, начало и конец. Послушайте мой рассказ.

«К нам осень пришла»

К нам пришла осень. Солнце все реже появляется на небе и слабо греет землю. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся желтыми, красными, оранжевыми. Когда дует сильный ветер, они летят с деревьев разноцветной метелицей. С каждым днем становится все холоднее и холоднее. Погода бывает пасмурная, часто идет дождь. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. С нами остаются только зимующие птицы, потому что им зима не страшна. Звери тоже меняют свой образ жизни: делают запасы на зиму, меняют шубку на более теплую, а кто-то ложится спать до самой весны. Люди собирают выращенный урожай овощей и фруктов и делают домашние заготовки на зиму. Мне очень нравится осень.

(Далее 2-3 ребенка составляют описательный рассказ об осени, опираясь на схему).

Воспитатель. Молодцы! Хорошие получились у вас рассказы. Я отправлю их в письме птичке-невеличке, чтобы она не волновалась за свое дерево.

Воспитатель. В своих рассказах вы говорили о том, что осенью поспевает урожай овощей и фруктов. Сейчас мы будем придумывать загадки про фрукты и овощи.

(выставляет на стол поднос, на котором лежат: морковь, огурец, картошка, яблоко, банан, лимон)

Игра «Угадай по описанию».

(дети с помощью мнемотаблицы составляют загадки- описания)

Это фрукт. Он бывает красного, зеленого и желтого цвета, круглой формы, может быть большим и маленьким, сладкий, растет на дереве, на ощупь – твердый. Можно есть в сыром виде, сварить компот, варенье (яблоко).

Это овощ. Оно коричневого цвета, круглой формы, растет на огороде в земле, Можно варить, жарить, запекать (картофель). И т.д.

Релаксация.

Воспитатель. Кто прислал нам письмо?

Какое полезное дело мы сделали для птички?

За ваши хорошие рассказы осень приготовила подарки. Она дарит вам игру и осенние награды.

Игра «Приметы осени. Да или нет» (дайте правильный ответ)

Вставайте в круг. Я буду задавать вопросы, а за правильный ответ вы получите осенние медали.

Осенью растут цветы? (нет)

А давайте уточним, какой осенью не растут цветы, ранней или поздней? (поздней)

Осенью растут грибы? (да)

Тучки солнце закрывают? (да)

Туманы осенью плывут? (да)

А букашки прилетают? (нет)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто – часто льют дожди? (да)

Достаём ли сапоги? (да)

Можно детям загорать? (нет)

Ну, а что же надо делать

Куртки, шапки одевать? (да)

Воспитатель. Молодцы, хорошо знаете, что такое осень, поэтому все получили награды.

Слово педагога

Автор: Гаврилова Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР -детский сад № 45 “Колосок”
Населённый пункт: г. о. Подольск, Московская область
Наименование материала: Конспект открытого занятия в средней группе. НОД по развитию речи.
Тема: Чтение стихов об осени. Составление рассказов – описаний игрушек.
Дата публикации: 22.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка -детский сад № 45 ” Колосок”

открытого занятия в средней группе.

НОД по развитию речи.

Составила: воспитатель Гаврилова Т.В.

г.о. Подольск, 2017г.

НОД по развитию речи

Тема: Чтение стихотворений об осени.

Составление рассказов – описаний игрушек.

Цель : развитие интереса к художественной литературе, приобщение детей к

восприятию поэтической речи.

– Расширять представления детей о многообразии природных явлений,

устанавливать простейшие связи между ними.

– Обобщить сведения об осени.

– Учить внимательно слушать поэтическую речь.

– Продолжать учить рассказывать об игрушке по плану.

– Совершенствовать монологическую и диалогическую речь, учить активно

участвовать в беседе.

– Формировать бережное отношение к игрушке.

– Развивать память, образное мышление, внимание.

– Воспитывать интерес к литературе и любовь природе.

элементы осеннего пейзажа в группе

листочки желтого, красного, оранжевого цветов ) ; портреты А. Пушкина и

А. Плещеева, корзинки с овощами и фруктами, букет осенних цветов.

Методы и приемы.

2. Чтение стихотворений.

3. Наблюдение за явлениями природы.

4. Дидактическая игра “Опиши игрушку”.

5 Прослушивание музыки.

7. Исполнение песни.

Джойс ” Осенний сон”.

П.И. Чайковский “Осенняя песня”.

организованной образовательной деятельности.

Организационный момент ( дети сидят перед доской).

На столе у воспитателя осенний букет. На доске висят крупные, красочные

Воспитатель (беседа по вопросам) Здравствуйте ребята! Сегодня мы

поговорим об осени, почитаем и послушаем стихи. Дети, давайте посмотрим

в окно. Ранняя осень миновала

и заканчивается второй осенний месяц –

ноябрь . Изменилась погода , большие изменения происходят в природе.

Давайте сравним лето и осень.

– Как изменилась температура осенью?

Дети: Стало прохладно.

Воспитатель. А как было летом?

Дети. Было жарко.

Воспитатель. А почему было жарко? От чего это зависит?

Дети: Согревало солнышко.

Воспитатель Каким стало небо ?

Дети: Хмурым и серым ,

Воспитатель А каким было летом?

Дети. Летом было голубым.

Воспитатель Каким стал ветер?

Воспитатель. Как изменилось настроение людей?

Дети: Стало грустно.

Воспитатель. Вместе с тем и в стихах об осени изменилось настроение.

(воспитатель читает стихотворения А Пушкина ” Уж небо осенью дышало. “

(отрывок из романа “Евгений Онегин” ). Тихо звучит музыка.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на полях туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель. Какое настроение присутствует в этом стихотворении?

Воспитатель. Дети, а вы знаете стихи об осени ?

Воспитатель. А кто хочет почитать нам стихи?

Дети выходят по-одному и читают стихи.

А. Плещеев “Осень наступила”

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет

Е. Благинина «Осень спросим».

Здравствуй осень, здравствуй осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

«Что в подарок принесла?

Ты и яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?»

Физкультминутка. ” Моя семья”. (дети загибают пальчики).

Этот пальчик- бабушка.

Этот пальчик- дедушка.

Воспитатель. Ребята, скажите , почему осень называют “золотой”?

Дети. На земле много желтых листьев.

Воспитатель. А как называется природное явление, когда падают листья?

Звучит песня в исполнении детей (П.И. Чайковский “Осенняя песня”).

Воспитатель. Но осень – это не только хмурые дни и грустное настроение.

Осень – это и время сбора урожая овощей и фруктов. Осенью мы запасаемся

витаминами. Посмотрите , что же осень нам принесла?

( Воспитатель обращает внимание на корзину с фруктами и овощами)

– Что у меня стоит на столе?

Дети. Корзина с овощами и фруктами.

Воспитатель. Назовите , какие вы видите овощи ?

Дети. Помидоры , огурцы , перец, лук.

Воспитатель. Назовите , какие вы видите фрукты ?

Дети. Виноград , яблоко , грушу

Воспитатель. Какой формы помидор и капуста ?

Воспитатель. А огурец ?

Дети. Продолговатый и длинный.

Воспитатель. Из какого материала сделаны игрушки ?

Дети. Из пластмассы.

Воспитатель. В каких играх можем мы использовать эти игрушки?

Дети. “Дом”, “Столовая” , ” Магазин”.

Воспитатель. Итак , мы с вами описали игрушки , которые лежат у меня на

столе. А теперь кто-нибудь из вас хочет описать свою игрушку (обращает

внимание на игрушки, которые стоят на столах у детей).

Описывают свою игрушку 2 человека.

Воспитатель. Молодцы! Итак, наши игрушки узнали о себе много нового.

Завершая разговор об осени , нужно ещё добавить , что ещё она радует нас

красивыми цветами. Посмотрите на букет, в нём последние осенние цветы.

Послушайте стихотворение о цветах.

Воспитатель читает стихотворение «Осенние цветы».

Осень последними красками

Разукрасила наши цветы.

Вот георгины красные,

А вот жёлтые ноготки.

Вспыхнули солнцем настурции

Бархатцы пахнут свежо,

Астры горят всеми красками,

Осень, как же с тобой хорошо!

Воспитатель предлагает детям подарить цветы гостям. Дети дарят цветы

Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?

– Каким красивым словом называют осень?

– Понравились вам новые стихи об осени ? А музыка?

Воспитатель благодарит всех детей за участие в занятии.

1.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.:”Мозаика-Синтез”, 2017.

2. Хрестоматия по литературе для средней группы.

Портал педагога

Автор: Коротеева Жанна Владимировна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ №4 г. Ельца
Населённый пункт: Липецкая область город Елец
Наименование материала: конспект ОД по развитию речи
Тема: “Составление рассказа на основе личного опыта на тему “Осень”
Дата публикации: 22.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект образовательной деятельности

по развитию речи

детей комбинированной подготовительной к

школе группы на тему:

«Составление рассказа на основе личного опыта

1 квалификационной категории

МБДОУ № 4 детский сад г. Ельца

Коротеева Жанна Владимировна

Форма проведения: образовательная деятельность

Образовательная область: познавательное развитие

Цель: совершенствовать умение детей в составлении рассказов на

Учить детей составлять рассказы, опираясь на свои непосредственные

восприятия ( т.е. на материале образов памяти);

самостоятельно отбирать материал, излагать его в определенной

последовательности с достаточной полнотой и последовательностью;

рассказывать живо и последовательно;

продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь у

развивать навыки разговорной речи, познавательных интересов;

развивать умения отбирать для рассказа самое интересное и находить

целесообразную форму передачи этого содержания, включая в повествование

описание окружающей природы, окружающей действительности;

совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, расширять

воспитывать навыки культурного общения, формировать навыки

сотрудничества, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки на осеннюю тематику, мнемотаблица для

составления рассказа, дидактическое пособие для дыхательной гимнастики.

Словарная работа: золотая осень, листопад , деревья в золотом уборе.

Педагогические технологии: элементы здоровьесберегающей технологии,

игровая деятельность, элементы личностно – ориентированной технологии,

информационно – коммуникационные технологии.

Методы педагогической технологии: словесные, наглядные, игровые.

Оборудование: ИКТ, дидактический материал – картинки, пособие для

дыхательной гимнастики мнемотаблица.

-Воспитатель: «Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся».

Обратить внимание на 4 картинки на интерактивной доске» (Осень)

-Воспитатель: « Ребята, а какое время изображено?» ( Ответы детей).

-Воспитатель: «А теперь послушайте загадки:

Летел пан, на воду пал.

Сам не тонет и воды не мутит. (Лист.)

Летит без крыльев и поет,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь.)

-Воспитатель: «Ребята, о чем рассказала нам эти загадки?» ( Ответы детей:

загадка рассказала об осени, о сезонных изменениях в природе, о дожде,

который часто идет осенью , об облетевших листьях, которые разноцветным

ковром укрывают землю).

падают на землю (ш-ш-ш тихо), а как шелестят листья , когда дует сильный

ветер? ш-ш-ш произносят громко).

Стук в дверь: приходит зайчик, приносит письмо.

Воспитатель читает: « Детский сад № 4, детям подготовительной группы.

Заячья поляна пригородного леса».

«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели

принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось

так, что одни считают, что надо, а другие говорят, что рано. Посоветуйте, что

-Воспитатель: «Дети, зайцы живут в лесу и ничего не знают

прекрасном времени года, как осень»

-Воспитатель: «А вы бы хотели рассказать зайчикам об осени? » (Да!)

осенние месяцы вы знаете? (ответы)

-Воспитатель: « А какие приметы осени вы знаете? (

деревьев опадают листья, …)

А какого цвета листья бывают осенью? (Ответы)

-Воспитатель: «Правильно, и сейчас мы поиграем в интересную игру «С

какого дерева лист»; я буду показывать вам лист, а вы должны угадать

какого он дерева.

-Воспитатель: «Давайте подумаем, какая бывает осень?» Осень бывает:

когда идет дождь-дождливая,

когда дует сильный ветер-ветреная.,

вы правильно справились с заданием, а теперь

немного отдохнем, давайте сядем на ковер и

представим, что мы в лесу,

подул тихий ветерок, последние листики на дереве только слегка закачались,

ветер подул сильнее, листики стали падать и подул сильный ветер, листики

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «Листики» проводится с детьми, сидя на

-Воспитатель: « Ребята, вот мы с вами побывали в осеннем лесу, а скажите

какие правила поведения мы должны соблюдать, гуляя в парке, или в лесу в

разное время года?» (Не ломать деревья, не разжигать костров, не разрушать

птичьи гнезда, не мусорить)

РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ

доску. (Здесь изображены вещи для осени и для лета).

-Дети, посмотрите на доску и скажите, что нам необходимо для прогулки в

осеннее время? ( Дети составляют предложения).

Почему мы не взяли кепку, сандалии? (Ответы детей)

-Воспитатель: «А почему осенью надевают теплые вещи?» (Мы надеваем

Воспитатель: «Ребята, а какие интересные и красивые пословицы об осени

вы знаете? У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети

складывают в нее пословицы и приметы всех времен года. А вы хотите

положить туда свои наблюдения?»

В круг ребята становитесь,

крепко за руки держитесь,

я шкатулочку возьму и пословицы с приметами соберу.

Коли ясно, то осень прекрасна.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

Гром в сентябре – теплая осень.

Грибок в кузовок-зимой будет пирожок.

Гром в сентябре – теплая осень

-Воспитатель: «Ребята, а о ком мы

заботимся с вами, когда

выходим на прогулку? ( М

вывешиваем кормушки, насыпаем туда корм, потому что

потом и зимой корма для птиц становится мало и птицам нечего будет есть)

Работа с картинками , разложенными на столе.

-Воспитатель: «Дети, посмотрите, сколько интересных здесь

картинок. Что вы видите здесь?» (Работа с картинками,

разложенными на столе)

С каким временем года связаны эти картинки?» (Лето, зима, осень,

Назовите картинки, которые относятся к

-Воспитатель: «Эти картинки помогут вам в составлении ваших

( Рассказы об осени)

1 ребенок рассказывает о погоде осенью.

2 ребенок рассказывает о деревьях и листьях.

3 ребенок рассказывает том, как звери и птицы готовятся осенью к зиме.

4 ребенок рассказывает о том, как мы помогаем птицам осенью.

-Воспитатель: ребята, каждый из вас составил правильный рассказ об осени,

но мы должны написать письмо зайцам на лесную поляну и найти

убедительные доказательства того, что все-таки наступила осень, скоро зима

и зайцам пора менять серые шубки на белые, а поможет нам в этом вот эта

Переход к схеме.

-Воспитатель: «Посмотрите вот на эту схему, она нам может помочь

но, прежде чем начать свой рассказ давайте поиграем с

Веселые листочки закружились, осенний ветер зашумел над ними,

Весело они летели и на землю сели

Вот ветер снова тихо набежал и листочки снова он поднял,

Весело они летели и на землю сели.

-Воспитатель: «Вот мы с вами поиграли и немножко отдохнули».

Воспитатель обращает внимание детей на мнемотаблицу:

«Дети, как можно начать свой рассказ?» ( Наступила

-Воспитатель: «Правильно, это начало рассказа».

-Воспитатель: «О чем мы дальше можем рассказать, глядя на

Зелёные листочки стали жёлтыми, багровыми, красными. Вначале

осени в садах зацвели, заиграли разными цветами астры. Среди деревьев

особой красотой отличается рябина. Но вот прошёл первый месяц осени –

сентябрь, ему на смену приходит октябрь. Солнышко стало реже появляться

на небе, пасмурно, дождливо.

-Воспитатель: «А какие становятся деревья?»

Летят листья по ветру, покрывают землю и образуют на земле разноцветный

ковёр. Это явления называется листопад. Падают, падают листочки и вскоре

деревья, кустарники роняют последние листья. Смотришь на них, а

листочков на деревьях нет. Так они готовятся к зиме. Деревья отдыхают,

запасаются новыми силами, чтобы к весне проснуться. Незаметно пролетает

октябрь и наступает последний месяц осени ноябрь.

В ноябре до нас уже доносится дыхание зимы. Реки покрываются тоненькой

-Воспитатель: «Как жители леса готовятся к зиме?».

Жители леса активно готовятся к зиме. Белка и заяц готовятся поменять

шкурки. Заяц был серым, станет белым, чтобы легче было прятаться от

-Воспитатель: «Для кого

трудное время года»

Не слышно в лесу стало и птичьих голосов. Птицы в это время собираются в

стаи и улетают в тёплые края.

Какие мы одеваем теплые вещи

когда идем гулять

(Курточку, шапку, шарф, сапоги)

-Воспитатель: «А как можно закончить рассказ? (Мне очень

это самое красивое время года.

-Вот мы с вами и вспомнили, что у рассказа должно быть начало,

середина и конец рассказа.

Послушайте, какой я составила рассказ, ведь мне очень хочется

написать письмо зайчику

Зелёные листочки стали жёлтыми, багровыми, красными. Вначале осени в

садах зацвели, заиграли разными цветами астры. Среди деревьев особой

красотой отличается рябина. Но вот прошёл первый месяц осени – сентябрь,

ему на смену приходит октябрь. Солнышко стало реже появляться на небе,

Летят листья по ветру, покрывают землю и образуют на земле

разноцветный ковёр. Это явления называется листопад. Падают, падают

листочки и вскоре деревья, кустарники роняют последние листья. Смотришь

на них, а листочков на деревьях нет. Так они готовятся к зиме. Деревья

отдыхают, запасаются новыми силами, чтобы к весне проснуться. Незаметно

пролетает октябрь и наступает последний месяц осени ноябрь.

В ноябре до нас уже доносится дыхание зимы. Реки покрываются

тоненькой корочкой льда.

Жители леса активно готовятся к зиме. Белка и заяц готовятся поменять

шкурки. Заяц был серым, станет белым, чтобы легче было прятаться от

Не слышно в лесу стало и птичьих голосов. Птицы в это время

собираются в стаи и улетают в тёплые края.

Мне очень нравится

это самое красивое время

-Воспитатель: «Дети, давайте вспомним начало в моем рассказе».

-Воспитатель: «О чем я рассказала в своем рассказе?»

-Воспитатель: «А как я закончила свой рассказ?»

-Воспитатель: «Дети в рассказе обязательно должно быть начало,

середина и конец рассказа»

-Воспитатель: «Дети, вы составили очень интересные рассказы, по

я напишу письмо зайчику на лесную поляну, и он

обязательно подготовится к зиме и поменяет серую шубку на белую, ведь вы

очень правильно рассказали о таком прекрасном времени года, как осень.

Игра на интерактивной доске: «Времена года»

Читайте также:  Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ
Ссылка на основную публикацию