Урок русского языка по теме “Развитие речи”. Составление рассказа по сюжетным картинкам “Кормушка”
- работать над формированием письменной и устной связной речи с опорой на сюжетные картинки;
- воспитывать любовь к природе через знакомство с красотой
- развивать воображение и внимание на уроке через работу с сюжетными картинками.
2. Настрой на урок.
Ребята, послушайте внимательно. Что вы слышите? (Звучат голоса птиц на фоне музыки.)
Как вы думаете, о чем будет наш урок?
3. Проверка домашнего задания.
Я попросила вас к уроку подобрать пословицы о птицах. На партах у вас лежат 3 разрезанные пословицы. Составьте их и прочитайте.
Как вы их понимаете?
Какие вы еще пословицы о птицах знаете?
4. Словарная работа.
Выпишите из пословиц названия птиц. (Ворона, воробей, журавль, синица.)
Поставьте ударение, подчеркните орфограммы, разделите слова на слоги.
Какое слово здесь лишнее? (Журавль – 2 слога, большой размер, перелетная птица.)
Каких еще зимующих птиц вы знаете?
(Слайды 2, 3) (Зимующие птицы.)
Хорошо ли живется зимующим птицам? Может ли человек помочь им? Как? А вы помогали зимующим птицам? Как?
Ребята второго класса тоже помогали птицам. И об этом у вас на партах картинки. Внимательно их рассмотрите и разложите их в том порядке как происходили события.
Рис. 1
Рис. 2

Рис. 3
Давайте подберем подписи к этим картинкам. Я их уже записала, но правильно ли я их расставила?
- Кормушка занесена снегом.
- Ребята чистят кормушку.
- Вкусный обед.
У нас получился план. По этому плану мы с вами и будем работать. Запишите его. Каждую часть рассказа мы будем начинать с красной строки.
5. Подбор подходящих по смыслу слов и вставление их в текст.
Что изображено на первой картинке? (Заснеженный сквер. На дереве висит кормушка. Она занесена снегом. На ветках сидят птички.)
Каких птиц вы видите? (Воробьи, синички, снегири.)
Почему птицы не смогли пообедать?
Гимнастика для глаз.
Когда я составляла предложения, некоторые слова пропали. Попробуйте сами вставить подходящие слова. Прочитайте слова для справок. Здесь много слов, но вам надо выбрать только те, которые подойдут по смыслу. При списывании обратите внимание на орфограммы, особенно те, с которыми мы еще незнакомы.
Ученики записывают текст в тетрадь, проверка чтением.
6. Восстановление деформированного текста.
Переходим ко второй части плана. Как она называется?
Что вы видите на 2 картинке?
Какой корм принесли ребята? Для каких птиц?
Я составляла для вас два предложения, но компьютер перепутал все слова.
Попробуйте самостоятельно восстановить эти предложения. Запишите их
Проверка записанного: Какие предложения получились? (Слайд 5)
7. Творческая работа: самостоятельное составление предложений.
Давайте посмотрим на третью картинку. Как она называется?
Что сделали дети? Зачем? Как повели себя птички?
Ребята, третью часть вы будете придумывать и записывать сами, важно не только придумать, но и грамотно записать. Для этого я выписала вам слова, которые могут помочь в составлении предложений, и выделила все орфограммы.
Вы можете использовать эти слова, изменять их и добавлять свои слова.
Ученики самостоятельно составляют и записывают предложения.
Прочитайте получившиеся предложения. Молодцы.
8. Чтение детских рассказов.
У нас с вами получился рассказ. Прочитайте свои рассказы.
Как вы относитесь к ребятам? Как их можно назвать? (Молодцы.)
Давайте запишем это предложение, как итог нашего рассказа.
Запись с комментированием.
Не только ребята в нашем рассказе молодцы, но и вы тоже молодцы. Вы сделали большую работу: вставляли слова в предложения, собирали рассыпанные предложения, сами сочиняли предложения.
Какой вид работы вам показался самым трудным? Самым легким? Самым интересным?
Составление рассказа по сюжетным картинкам
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Конспект занятия по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_rasskaza_po_serii_syuzhetnyh_kartinok.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное детское образовательное бюджетное учреждение
Детский сад «Солнышко»
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
– продолжать формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картин, последовательность которых служит планом при рассказывании; употреблять в речи сложные формы предложений;
– развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей;
– развивать внимание, мышление, творческое воображение, монологическую речь, активизировать словарь детей;
– воспитывать любовь к животным, интерес к их образу жизни и повадкам.
Интеграция образовательных областей:
коммуникация, социализация, физическая культура.
- сюжетные картинки из серии «Истории в картинках», указка, иллюстрации из мультфильмов, доска.
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
В. : Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательную экскурсию. Поэтому занимайте свои места, садитесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики.
В. : Чтобы начать нашу экскурсию, нужно чтобы вы закрыли глаза. ( Дети закрывают глаза)
В. : Ребята, представьте, что мы сели в автобус, и он поехал. Вот мы едем по широкой центральной улице, проезжаем дома, магазины. Наш автобус проезжает мимо красивого парка. Мы проехали по мосту, автобус сворачивает на другую улицу и вдруг останавливается. (Во время рассказа воспитатель расставляет и развешивает иллюстрации из мультфильмов.)
В. : А теперь, ребята, откройте глаза и посмотрите, куда мы с вами приехали! Как вы думаете, где мы? ( Ответы детей)
В. : Ребята, мы с вами приехали на студию, где создают мультфильмы
А кто из вас знает, что надо сделать, чтобы получился мультфильм? ( Ответы детей) . Молодцы! Да, мультфильм сначала надо нарисовать. Тогда подумайте и скажите, кто рисует мультфильмы?
Правильно, мультфильмы рисуют художники. Их называют художники-мультипликаторы. Чтобы получился мультфильм, художник- мультипликатор рисует много рисунков, потом соединяет их в правильном порядке и получается мультфильм.
Вот художник нарисовал мультфильм, и нам его показывают. Герои мультфильма оживают, начинают бегать, играть, плавать.
А что еще необходимо мультфильму, чтобы он стал более понятным и интересным? ( Ответы детей)
В. : Правильно, его надо озвучить, т. е. герои нашего мультфильма должны заговорить.
Сейчас я научу вас озвучивать мультфильмы. Вы будите выполнять действия, а я буду их озвучивать, и у нас получится мультфильм. А назовем мы наш мультфильм «Мышиная зарядка».
Вставайте около своих стульчиков и представьте, что вы мышки.
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения.
Скок, скок, скок-поскок,
Сел мышонок на пенек.
В барабан он громко бьет,
На зарядку всех зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднимись.
Ставим лапки на носок,
А потом на пятку,
На носочках скок-поскок,
А потом вприсядку.
Молодцы, ребята, хорошо мышиную зарядку вы сделали.
А сейчас с новыми силами мы возвращаемся в студию. Нас ждет интересная работа.
Теперь вы знаете, как озвучивать мультфильмы. Вот и мы с вами сейчас будем озвучивать новый мультфильм, он называется «Про мышонка». Для этого нам нужно разделиться на 2 команды. Каждой я дам конверт с одной серией мультфильма. Посмотрите, как художник – мультипликатор нарисовал этот мультфильм. Дети рассматривают картинки (1-2 минуты) .
В. : Ребята, посмотрите, первая картинка – начало мультфильма – завязка, то с чего начитается наш мультфильм. ( Воспитатель указкой показывает первую картинку)
Дальше, вторая и третья картинка – середина мультфильма – кульминация – это основные действия и события мультфильма.
И четвертая картинка – окончание мультфильма – развязка, то, чем все закончилось.
В. Вы еще раз внимательно рассмотрите вашу серию картинок и затем постарайтесь ее озвучить, т. е. составить совместный рассказ по своей картинке. Когда ваши рассказы будут готовы, мы сможем еще раз посмотреть мультфильм, но уже со звуком.
Дети самостоятельно составляют рассказы. Затем по одному ребенку от каждой подгруппы выходят и рассказывают рассказ по своей картинке. Воспитатель или дети из подгруппы помогают по мере необходимости.
Физ. Минутка: Раз – подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать
Шесть – за стол тихонько сесть.
В. : Ребята, вам понравился новый мультфильм?
В. : Вот такая интересная история приключилась с мышкой!
В. : Дети, садитесь на свои места. Вы хотите знать какие приключения ждут нашего мышонка? Вашим домашним заданием будет, ннарисовать продолжение. Вы все станете художниками-мультипликаторами и нарисуете свою историю.
В. : Наша экскурсия на мультстудию подошла к концу, и мы с вами возвращаемся в детский сад.
Рефлексия. Где мы сегодня с вами были? Что делали? Озвучивали и рисовали мультфильмы? Молодцы, вы все хорошо справились с заданиями.
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок
Елена Ефанова
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок
Конспект нод по речевому развитию в старшей группе.
Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок
«Граница Родины — на замке» (с использованием плана-мнемотаблицы)
Цель: формировать умение детей составлять связно и последовательно рассказ по серии сюжетных картинок, с использованием плана (мнемотаблицы).
продолжать учить детей логично, последовательно составлять рассказ по сюжетным картинам;
продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы;
продолжать знакомить детей с военными профессиями.
развивать связную речь;
развивать умение работать по мнемокарточкам;
развивать сообразительность, логическое мышление, память, внимание;
развивать общую и мелкую моторику;
развивать умение работать вместе.
воспитывать чувство гордости за нашу армию;
вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
рассматривание иллюстраций: военной техники, военных профессий; беседа о нашей армии, о войсках; загадывание загадок на военную тему; чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа» и других стихов и рассказов о военных.
Оборудование: сюжетные картины «Граница Родины — на замке», план-мнемотаблица, разрезные картинки, конверт с фотографией и письмом дяди Стёпы.
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в группу почтальон принёс письмо. Мне очень интересно от кого оно, а вам? (открывают письмо)
В-ль показывает, что в конверте находится письмом и фотография дяди Стёпы, разрезные картинки с военными профессиями. В письме д. Стёпа предлагает выполнить его задание.
Проводится игра «Собери картинку».
Дети собирают разрезные картинки (танкист, лётчик, ракетчик, моряк, десантник, солдат и пограничная СОБАКА).
Воспитатель: -Кто изображён на ваших картинках? (Ответы детей)
-Как этих людей можно назвать одним словом? (Военные; воины; защитники Родины, Отечества.)
-От кого защищают нашу Родину воины-защитники? (от врагов, от нарушителей)
-Почему же здесь оказалась собака? Кому нужна собака? (Собака нужна пограничнику.)
-Что охраняет пограничник? (Пограничник охраняет границу от врагов.)
2. Объявление темы занятия.
Воспитатель: Ребята, у дяди Стёпы есть друг- пограничник Василий. Пограничник Василий и его верный пёс Рекс охраняют границу нашей страны. О том, какая история однажды произошла на границе, мы узнаем, если составим рассказ по картинкам.
Воспитатель предлагает сесть на стулья.
3. Рассматривание серии картин с последующим обсуждением.
Посмотрите на первую картинку.
– Кто изображён на картинке? (На картинке изображен пограничник Василий и собака Рекс).
-Что вышли охранять пограничник и собака? (Пограничник и собака вышли охранять границу.)
-Что вдруг Василий заметил на земле? (Вдруг Василий заметил на земле след.)
-Кому пограничник показал свежий след? (Пограничник показал свежий след собаке /Рексу.)
Посмотрите на вторую картинку.
-К кому привели следы? (Следы привели к нарушителю.)
-Что пограничник увидел в руках у нарушителя границы? (Пограничник увидел в руках у нарушителя границы был пистолет.)
– На кого нарушитель направил пистолет? (Нарушитель направил пистолет на пограничника и собаку.)
Рассмотрим третью картинку.
– На кого напал Рекс и что сделал? (Рекс напал на врага и схватила его зубами за руку.)
– Что нарушитель сделал с пистолетом? (Нарушитель уронил пистолет.)
– Почему нарушителю не удалось перейти границу? (Нарушителю не удалось перейти границу, потому что граница нашей страны надежно охраняется.)
4. Оздоровительная пауза
А сейчас, чтобы стать похожими на сильных, смелых российских воинов я предлагаю нам провести весёлую солдатскую зарядку.
Наши воины идут-раз-два, раз-два, (ходьба на месте)
В барабаны громко бьют: тра-та-та, тра-та-та («барабан»)
В море наши корабли: нынче здесь -завтра там! («качалочка»)
Долго плавали в дали по морям, по волнам! (круговые движения руками)
Пограничник на посту: кто идёт? кто идёт? (ходьба на месте)
Едут танки по мосту: трр-вперёд, трр-вперёд! («моторчик»)
Над землёю самолёт: у-у, у-у! (руки в стороны)
Разрешён ракетам взлёт: Уух, уух! (приседают, ладошки сложены перед
грудью, встают-поднимают руки вверх)
Наши пушки точно бьют: бух, бах! («бокс»)
Нашей армии – салют! (поднимают руки вверх)
Воспитатель: Молодцы ребята, присаживайтесь на свои стулья.
5. Составление плана рассказа.
Воспитатель: Ребята, кто желает самостоятельно составить рассказ?
Чтобы рассказ получился интересный, вам поможет план.
– Сначала вы скажите кто изображён на картинке? (№1)
-Затем расскажите, что вышли охранять пограничник и собака? (№1)
-Дальше скажите, что пограничник заметил на земле? (№2)
-Потом, кому Василий показал свежий след? (№3)
-Дальше расскажите к кому привели следы? (№4)
– После этого расскажите, что пограничник увидел в руках у нарушителя границы? (№5)
– Скажите на кого нарушитель направил пистолет? (№5)
– После, на кого напал Рекс и что сделал? (№6)
– Расскажите, что нарушитель сделал с пистолетом? (№7)
– А в конце скажите, почему нарушитель не смог перейти границу. (№8)
6. Составление рассказов детьми.
«Случай на границе» (Примерный текст.)
Пограничник Василий и собака Рекс вышли охранять границу. Вдруг Василий заметил на земле следы. Пограничник показал свежие следы Рексу. Следы привели к нарушителю. Василий увидел в руках у нарушителя границы пистолет. Нарушитель направил пистолет на пограничника и собаку. Рекс напал на врага и схватила его зубами за руку. Нарушитель уронил пистолет. Нарушителю не удалось перейти границу, потому что граница нашей страны надежно охраняется.
7. Итог. Рефлексия.
Воспитатель: Какие вы молодцы!
Какие интересные рассказы вы составили!
Вы хорошие рассказчики и внимательные зрители!
– Скажите ребята, что вы сейчас делали?
-Вам понравилось сочинять, придумывать рассказ?
– Какой герой рассказа вам нравится больше?
Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.
Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: формировать умение составлять по образцу простые.
Конспект ОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.
Конспект открытого занятия «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снежный ком» в старшей группе
Юлия Алешкина
Конспект открытого занятия «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снежный ком» в старшей группе
Конспект открытого занятия в старшей группе
«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снежный ком»»
(ОО Речевое развитие)
Цель: Продолжать учить выстраивать в логической последовательности серии картинок, объединенных одной тематикой и составлять на этой основе развернутые рассказы.
Задачи:
1. Учить детей составлять текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок, изображающих последовательность событий.
2. Закрепить представление детей о зиме и предметах.
3. Развивать зрительное внимание, мышление, память, координацию речи с движением.
4. Подбирать слова-признаки и слова действия к существительным.
5. Активизировать словарь по теме «Зима».
6. Контролировать произношение в самостоятельной речи.
7. Формировать навыки сотрудничества, инициативности.
8. Воспитывать доброжелательность, взаимопонимания.
Оборудование и материалы:
Серия сюжетных картинок «Снежный ком»; конверт с письмом.
Ход занятия:
1. Вводная часть
1.1 Организационный момент Дети заходят в группу, воспитатель приглашает встать в круг.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Воспитатель: Я очень рада видеть вас сегодня! Нас ждут увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Воспитатель: А теперь присаживайтесь на свои места.
Давайте, поиграем с вами в очень интересную игру.
1.2 Игровое упражнение «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ….(снег)
С неба все скользят пушинки –серебристые…. (снежинки).
На поля и на лужок, все снижается ….(снежок).
Вот веселье для ребят –все сильнее (снегопад).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в …. (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик).
Рядом снежная фигурка –это девочка (снегурка).
На снегу – то посмотри?- с красной грудкой (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег).
Воспитатель: Молодцы! О каком времени года были все эти слова? (ответы детей -о зиме) Да, вы правы, все эти слова о зиме, потому что у нас наступила зима.
Воспитатель:Ребятки, вижу я, что ваши язычки еще не совсем проснулись, поможем им проснуться? (ответы детей – Да)
1.3 Речевая разминка:
Тогда, повторяйте за мной:
Да-да-да – наступили холода!
За-за-за – пришла зимушка, зима!
Оз-оз-оз – на улице уже мороз!
Ам-ам-ам – гости пришли к нам!
Воспитатель: Да, вот сейчас действительно ваши язычки проснулись.
2. Основная часть
Воспитатель: Давайте, посмотрим, кто же это пришел. (Воспитатель забирает конверт у почтальона)
Воспитатель: Ребята, почтальон принес нам письмо. (читает, что написано)Детский сад «Ромашка», для ребят старшей группы «Родничок». Как вы думаете, что может быть в конверте? (ответы детей-письмо, открытка и т. д.) Давайте, посмотрим. (Открывает конверт, достает письмо и сюжетные картинки).
Воспитатель: Ребята, ведь это письмо от Дедушки Мороза!
Воспитатель читает письмо.
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам Дедушка Мороз! Вы каждый год отправляете мне письмо с пожеланиями и просьбами, теперь пришла моя очередь просить у Вас помощи. Помогите, пожалуйста, разобраться в картинках и составить рассказ, проказница Метель перепутала все картинки!
Буду очень Вам благодарен, Ваш Дедушка Мороз!
Воспитатель: Поможем Дедушке Морозу? (ответы детей-Да)
Воспитатель: Давайте, вспомним правила, как мы отвечаем на занятиях:
Первое правило:
1. Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
Никуда мы не спешим!
И второе:
2. Если хочешь ты ответить, не шуми
Только руку подними!
Воспитатель: Молодцы, а теперь посмотрим о ком или о чем нам нужно будет составить рассказ.
Воспитатель показывает детям первую картинку. Что изображено на этой картинке? (зимний пейзаж, пришла зима, какая зима) Почему вы так думаете? (ответы детей)
Воспитатель показывает детям вторую картинку. Что изображено на этой картинке? (санки стоят дома в коридоре). Что стоит? Для чего они нужны? Кто будет кататься на них?
Воспитатель показывает третью картинку. Что изображено на этой картинке? (мальчик катает снежный ком). Для чего он это делает? Кого он кочет слепить? (мальчик хочет слепить снеговика) Какого снеговика может слепить мальчик? (большого, красивого)
Воспитатель показывает четвертую следующую картинку. Что на ней изображено? (Мальчик привез снежный ком домой) Почему мальчик не слепил снеговика до конца? (мама домой позвала, стало темно) Почему мальчик повез снежный ком домой? (подумал, что его кто-нибудь сломает)
Воспитатель показывает пятую картинку. Что на ней изображено? (Санки, а под ними лужа) Откуда появилась лужа? (растаял снежный ком)
Воспитатель: А как вы думаете, что сказала мама мальчику? (мама отругала его, мама сказала, что в следующий раз они вместе слепят снеговика во дворе)
Воспитатель: Для начала нам нужно расставить картинки по порядку, как вы думаете, с какой картинки все начиналось. и т. д. (дети рассказывают в каком порядке должны стоять картинки и почему) Кто хочет попробовать расположить картинки в правильном порядке? (воспитатель вызывает одного ребенка) А остальные ребята будут помогать.
Воспитатель: Теперь мы узнали, о чем будет наш рассказ, но для того, чтобы рассказать весь рассказ, нам нужно немного отдохнуть.
2.1 Физкультминутка «Снег, снег»
Снег, снег, белый снег. (Дети машут руками перед собой)
Осыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали («Встают» на лыжи)
И по снегу побежали. («Бегут»)
Сегодня из снежного (Дети идут по кругу, «катят» снежный ком)
Мы снежную бабу слепили у дома. (Рисуют руками в воздухе три круга)
Стоит наша баба у самых ворот.
Никто не пройдет, (Грозят указательными пальчиками)
Никто не пройдет.
знакома она уже всей детворе. (Идут по кругу)
А жучка все лает «Чужой во дворе».
Воспитатель: Мы рассмотрели внимательно все картинки, обсудили, что на них изображено, теперь вы будете составлять рассказ сразу по всем картинкам от начала до конца.
Воспитатель: Для начала нам нужно придумать название нашего рассказа. Как мы с вами назовем наш рассказ? (ответы детей: зимние игры. зимняя прогулка, снеговик и т. д.)
Воспитатель: Мы с вами знаем, что у рассказа есть начало, середина и конец.
О чём нужно рассказать в начале рассказа?
(В начале рассказа надо говорить о главных героях, где происходило событие, когда происходило событие.)
Воспитатель: О чём расскажем в середине рассказа?
(В середине рассказа нужно подробно рассказать всё, что произошло с героями.)
Воспитатель: О чём расскажем в конце? (Чем закончилась история.)
Воспитатель: Ребята, кто хочет начать рассказ? (желающий начинает)
Кто расскажет середину рассказа? (другой ребенок продолжает).
Кто закончит рассказ? (дети слушают окончание)
Ребята, а может кто-то хочет рассказать весь рассказ полностью, от начала и до конца? (1-2 ребенка рассказывают по желанию, рассказ полностью).
Вот какой замечательный рассказ у нас получился!
Вот мы и помогли Дедушке Морозу.
Воспитатель: Как вы думаете, понравится ли наш рассказ Дедушке Морозу? (ответы детей-Да) И я думаю, что понравится.
З. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте вспомним, чем мы сегодня с Вами занимались? Кому помогали? Чем помогли?
1. Помогали Дедушке Морозу
2. Рассматривали картинки
3. Раскладывали их по порядку
4. Придумали название
5. Составляли рассказ
Воспитатель: Вам понравилось составлять рассказ? Я думаю, что вы сегодня замечательно потрудились. Ваш рассказ я запишу на листе, и мы с вами отправим его Дедушке Морозу. А что вы бы хотели попросить у Дедушки Мороза в подарок на Новый год? (ответы детей)
Воспитатель: Давай-те вы нарисуете то, что хотите получить в подарок и мы вместе с вами положим рисунки в конверт с рассказом, а потом отправим Дедушке Морозу. Я думаю, что он обязательно выполнит все Ваши пожелания.
Воспитатель: На этом наше занятие подошло к окончанию, Всех благодарю за внимание!
Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Составление творческого рассказа из личного опыта «Как я отдыхал летом» Конспект открытой организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Составление творческого рассказа из личного.
Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.
Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.
Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт» Рассказ-сравнение «Птица и самолёт» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Птицы» и «Самолёт». 2. Обучать умению сравнивать предметы,.
Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»
Цель: Обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии картинок с достаточно подробно представленным развитием сюжетного действия.
1.Развитие умения передавать предметное содержание сюжетных картинок, устанавливать и адекватно отображать в речи действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей
2.Формирование умения объединять действия, изображенные на картинках, в общую сюжетную ситуацию путем установления причинно-следственной взаимосвязи изображенных событий.
3. Обучение детей составлению завязки («экспозиции») к изображенному действию.
4.Развитие грамматически правильной фразовой речи детей в процессе обучения рассказыванию и др.
Оборудование: 4 цветные картинки среднего формата, наборное полотно или демонстрационная доска, магнитофон.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Определение персонажей будущего рассказа (отгадывание загадок).
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Зверь усатый, полосатый,
Острые зубы, могучие лапы» (Тигр)
Весит он триста тонн,
Тонна ушки, тонна ножка
Хобот вместо носа» (Слон)
2. Разбор содержания каждой картинки.
Кто изображен на этой картинке? Тигр.
Кого вы видите на этой картинке? Тигра, зайчиков.
Сколько здесь зайчиков? Здесь три зайчика..
Что делают зайчики? Зайчики пляшут (танцуют).
Где пляшут зайчики? На полянке (лужайке).
«Зайчики пляшут (танцуют) на лужайке».
Что еще изображено на картинке (указание на фрагмент картинки)? Лес
Что делает тигр? Тигр бежит за зайцами.
Что сделали зайцы? Зайцы побежали к реке.
Куда они побежали?
Кого вы еще видите на этой картинке? Слона.
Что сделали зайчики? Зайчики прыгнули на слона.
Что сделал тигр? Тигр остановился, встал на задние лапы.
Куда перебрались зайчики? Зайчики перебрались на другой берег реки.
Что сделал слон? Слон облил тигра водой.
А что делают зайчики? Они снова танцуют.
3. Размещение детьми картинок серии в нужной последовательности на наборном полотне.
Уточняются детали сюжета, имеющие значение для составления рассказа.
Например, по 2-ой картинке:
Что здесь нарисовано? Река..
По 4-ой картинке:
Какой водой облил слон тигра? Холодной водой
Детям предлагается составить предложение со словоформой «холодной»: Слон облил тигра холодной водой.
4. Составление детьми высказываний по отдельным картинкам-фрагментам (по цепочке).
Занятие 7.
Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»
Цель: Обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии картинок с достаточно подробно представленным развитием сюжетного действия.
1. Развитие умения передавать предметное содержание сюжетных картинок, устанавливать и адекватно отображать в речи действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей
2.Формирование умения объединять действия, изображенные на картинках, в общую сюжетную ситуацию путем установления причинно-следственной взаимосвязи изображенных событий.
3. Обучение детей составлению завязки («экспозиции») к изображенному действию.
4.Развитие грамматически правильной фразовой речи детей в процессе обучения рассказыванию и др.
Оборудование: 4 цветные картинки среднего формата, наборное полотно или демонстрационная доска, магнитофон.
Ход занятия
1. Организационная часть.
2. Игра-упражнение «Будь внимателен!» Один из детей размещает на наборном полотне картинки серии в нужной последовательности. Затем, ориентируясь на картинки, дети поочередно заканчивают нужным по смыслу словом предложение, даваемое педагогом.
На лужайке танцевали три. (зайчика); Из леса выскочил. (тигр); Зайцы побежали к. (реке); На речке они увидели. (слона); Зайчики залезли на спину. (слону); Слон набрал хоботом. (воду); Он облил тигра. (водой) и др.
3. Составление рассказа.
§ Составление «экспозиции» рассказа по вопросам педагога:
а) Кто пришел однажды на лужайку? Однажды.
б) Что зайчики стали делать на лужайке?
в) Кто был в лесу и услышал, как играют зайчики?
Педагог объединяет ответы детей в короткий текст начала рассказа.
§ Составление детьми рассказа по двум-трем фрагментам серии с включением составленной завязки.
При затруднениях оказывается помощь по ходу составления рассказа:- стимулирующие вопросы («Что было потом?» и др.), указание на соответствующую деталь картинки, подсказ начала фразы-высказывания (начального слова очередной по смыслу фразы).
4. Придумывание продолжения к изображенному действию (по направляющим вопросам педагога).
а) Как вы думаете, что потом сделал тигр?
б) Что сказали зайчики слону?
в) А что слон сказал зайчикам?
(При необходимости дается подсказ возможного ответа на последний вопрос:«Наверное, он сказал им: «Если с вами опять случится беда, то. »).
5. Составление рассказа по всей серии картинок в целом одним из детей по предваряющему плану (проводится в более сильной группе детей).
§ Кто и что делал на лужайке?
§ Что случилось потом?
§ Куда побежали зайчики?
§ Как им удалось спастись от злого тигра?
§ Чем закончилась эта история?
По ходу составления рассказа используются побуждающие вопросы, указания на картинку или ее деталь.
6. Упражнение в подборе определений к данным словам (характеристика персонажей рассказа):
зайчики — веселые, находчивые; тигр — страшный, свирепый (злой); слон — добрый, сильный и т.п.
7. Дополнение составленного рассказа другими детьми (с использованием магнитофонной записи рассказа ребенка).
8. Анализ детских рассказов. Обращается внимание на полноту и последовательность изложения, грамматическую правильность речи, проявление элементов творчества в рассказах детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Формирование связной речи у старших дошкольников с ОНР на основе игровых приемов – это специальное направление в коррекционной работе, способствующее овладению навыками полноценного речевого общения, умению более свободно пользоваться разнообразными синтаксическими, грамматическими и морфологическими формами языка.
В исследовании были рассмотрены особенности формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР. Теоретический анализ научно-методической литературы по данному вопросу показал, что предлагаются различные методики по формированию связного высказывания у различных категорий детей. Поэтому проблема формирование связной монологической речи является одной из самых актуальных в логопедии.
Результаты констатирующего эксперимента в дошкольном учреждении показали, что старшие дошкольники с ОНР испытывают значительные трудности в формировании и овладении связным высказыванием, в результате чего появляется большое количество ошибок в ходе коррекционных занятий. У большинства старших дошкольников с ОНР связные высказывания чаще короткие, состоящие из одного – двух слов; отмечается непоследовательность высказываний, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; высказывания детей состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
Следует отметить, что в настоящее время возникло реальное противоречие между необходимостью эффективной коррекции связной речи детей с ОНР, объективным ростом требований к развитию связной речи воспитанников в момент поступления в школу, и недостаточностью современных технологий логопедической работы, отсутствием коррекционных методик, игровых приёмов формирования связной речи, раскрывающих алгоритм эффективной коррекции на логопедических занятиях.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин»
Цель: закрепление умения составлять рассказы по сюжетным картинкам.
– учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки;
– подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей; составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели;
– подбирать слова и фразы, схожие по звучанию.
– развивать умение описывать картину;
– развивать логическое мышление;
– развивать речь детей.
– воспитывать коммуникативные навыки детей;
– воспитывать умение работать в группе.
– загадывание загадок о животных;
– чтение рассказов о животных;
– обучение составлению рассказов по серии сюжетных картин;
– работа над пословицами и поговорками.
I. Организационный момент. Мотивация.
– У вас, конечно, есть друзья! Да, ребята?
– Кто такие друзья? (Ответы.)
– А вы помогаете друзьям? (Ответы.)
– Сегодня мы с вами вновь будем составлять рассказ о друзьях, о помощи им. Этот рассказ мы поместим с вами в копилку наших добрых дел, а дома расскажете его родителям. Договорились? Сегодня же вы постараетесь все поработать?
II. Основная часть.
1. Отгадывание загадок
– Про кого мы будем составлять рассказ-сказку догадаетесь, отгадав загадки:
Маленький, серенький (бывает беленький).
По лесочку прыг-прыг,
По лужочку тык-тык
– Какой заяц? (Трусливый, быстрый,…)
– Назовите членов семьи зайца (заяц, зайчиха, зайчонок)
Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко.
Не пустует никогда
У меня кладовка.
– Какая белка? (Быстрая, шустрая,…)
– Назовите членов семьи белки? (папа-белка, мама-белка, бельчонок).
– Где живут белки? (В дупле.)
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые торчком.
– Итак, про кого будем рассказывать? (Ответы.)
2. Работа по первой сюжетной картинке
Кого здесь можно назвать друзьями? (Зайца и бельчонка), а волка? (Ответы.)
– А по-другому как их можно назвать? (Малыши, зверята, товарищи)
– Зовут их Пушок и Рыжик? Кто из них Пушок (Рыжик?) Почему? (Ответы.)
– Что делает Пушок? (Прыгает.)
– Подберите слова близкие по смыслу к слову «прыгает» (скачет, подпрыгивает).
– Что делает Рыжик? (Ждет, считает, радуется.)
– Какие зверята? (Озорные, счастливые, бодрые, резвые)
– Кто выглядывает из-за кустов? (Волк.)
-Какой он? (Злой, серый, хитрый.)
– Что он хочет? (Поймать, съесть, напугать.)
3. Игра «Закончи предложение»
Закончите предложение, которое я начну. Будьте внимательны, запоминайте, потом будете сами рассказывать.
В теплый летний день… (… вышли Пушок и Рыжик на полянку).
Они взяли с собой прыгалки, чтобы (…порезвиться, попрыгать).
Они даже не заметили, что … (… из-за кустов за ними следит волк).
– Давайте составим рассказ по первой картинке (составление рассказа).
4. Работа по второй сюжетной картинке.
– Волк выскочил так внезапно, что… (… зверята опомниться не успели).
– Бельчонок посмотрел вверх и … (… увидел на сосне много шишек).
– Он быстро… (…вскарабкался на дерево и стал рвать шишки).
– А бедный зайчик ничего и сказать не мог, потому что … (…сильно испугался).
– Но Рыжик крикнул ему… (Не бойся! Мы с ним справимся!)
(составить рассказ по второй картинке)
III. Физкультминутка (в кругу)
Как-то раннею весной (идут по кругу друг за другом).
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)
За мамой лисицей крался лисенок, (идут крадучись)
За мамой ежихой катился ежонок, (передвигаются в глубоком приседе)
За мамой медведицей шел медвежонок, (идут в вперевалочку)
За мамой белкой скакали бельчата, (скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой зайчихой-косые зайчата, (скачут, сделав ушки из ладоней).
Волчица вела за собою волчат. (идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят (останавливаются, делают лакательные движения языком).
IV. Основная часть (продолжение).
V. Работа по третьей сюжетной картинке.
-Рыжик не растерялся. Он … (…стал кидаться в волка шишками).
– У волка на голове … (… сразу вскочила шишка)
– А Пушок все еще не верил, что … (… друг спас его)
(Составить рассказ по третьей картинке.)
VI. Работа по четвертой сюжетной картинке.
– Чем же закончилась эта история?
– Каким оказался бельчонок? (Смелым, быстрым, находчивым.)
– А зайчик? (Он сначала испугался, а потом понял, что можно не бояться, и обрадовался.)
– Малыши с прогулки идут какие? (Радостные, веселые, счастливые.)
– Куда они идут, как вы думаете?
– Пушок пригласил Рыжика в гости, он хотел… (…угостить его морковкой.)
VII. Название всей сказки.
– Придумайте название сказке. (Варианты названий.)
– Я бы назвала эту сказку «Шишка» Какая шишка имеется в виду? (…И та, которую белочка бросила, и та, которая у волка вскочила).
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
VI. Составление сказки.
– Я даю вам минутку для того, чтобы вы составили свою сказку и договорились, кто будет рассказывать первым, а кто продолжать. Итак, сосредоточимся и расскажем сказку, которую мы назвали «Шишка». (Рассказывают полностью сказку.)
– Какое веселое слово «шишка». Придумайте слова, сходные с этим словом по звучанию (шишка-малышка, мартышка, шалунишка).
На него все шишки валятся.
– Что было сложного?
– Какой рассказ вам больше понравился?
– В следующий раз мы узнаем новые приключения зайчонка, которого зовут…
– И бельчонка, которого зовут…
Электронное портфолио воспитателя
Электронное портфолио воспитателя
Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему: «Экскурсия в…
Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему: «Экскурсия в зоопарк»
Сценарий развлечения к 23 февраля для детей средней группы «Наши…
Сценарий развлечения к 23 февраля для детей средней группы «Наши деды и отцы – вот какие молодцы!» Описание работы: сценарий данного.
Конспект фронтального логопедического занятия «Грибы»
Конспект фронтального логопедического занятия «Грибы» Цель – расширить и активизировать лексический запас по теме. Задачи: Коррекционно-обучающие: познакомить детей с видами грибов, разобрать особенности.
Сценарий праздника для детей второй младшей группы «День защитника Отечества»
Сценарий праздника для детей второй младшей группы «День защитника Отечества» Цель: расширение представлений о Российской Армии. Задачи: – формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, ловкими; -.
Интегрированное занятие в подготовительной группе с использованием технологии «игра по…
Интегрированное занятие в подготовительной группе с использованием технологии «игра по станциям»Тема: «Путешествие в страну Знаний» Цель: Сформировать позитивное отношение к школе.
Комментарии
В блогах
Конспект занятия На тему: «Насекомые луга – бабочка» (старшая группа)
Конспект занятия На тему: «Насекомые луга – бабочка» (старшая группа) Автор работы: Грачева Анна Вячеславовна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ Новоталицкий д/с №1 Ивановская область, Ивановский район, д.Беляницы. Пояснительная записка к занятию: Образовательная область: Познавательное развитие Тема занятия: Насекомые луга.
Картотека сюжетно-ролевых игр для старшего возраста
Сюжетно-ролевые игры (старший дошкольный возраст) 1.«Дом, семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный.
Консультация для родителей на тему: «Детские страхи»
Консультация для родителей на тему: «Детские страхи» «Мой ребенок боится» . Эту фразу довольно часто приходится слышать психологу от обеспокоенных родителей. Поводы для волнения могут быть весьма разнообразными – ребенок видит страшные сны, отказывается оставаться один в комнате, боится темноты.
Консультация для родителей «Рассказать о войне…»
Консультация для родителей «Рассказать о войне…» РАССКАЗАТЬ О ВОЙНЕ . Нужно ли рассказывать детям о войне? Этот вопрос возникает не только у родителей. КОГДА? Беседа на такую взрослую тему, как война, требует подходящего момента. Поговорить можно в преддверии праздника 9 Мая, а заодно пояснить.