Составление рассказа-описания диких животных по наглядному плану

Альманах педагога

Автор: Прахова Алёна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад № 46”
Населённый пункт: город Псков
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи для подготовительной к школе группы
Тема: ” Составление описательного рассказа о диком животном”
Дата публикации: 25.01.2018
Раздел: дошкольное образование

НОД по развитию речи.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема: « Составление описательного рассказа о диком животном»

Цель: Формирование умения составлять рассказ-описание на основе

Активизация и закрепление знаний о диких животных;

Уточнение и активизация словаря по теме: «дикие животные»;

Образование слов признаков к словам предметам.

Развитие долговременного внимания и памяти;

Развитие связной речи;

Воспитывать усидчивость и трудолюбие;

Воспитывать дружелюбное и вежливое отношение друг к другу.

Предварительная работа: беседа по теме.

Оборудование: «Волшебный мешочек», маски диких животных, разрезные

картинки диких животных, картинка медведя, схему описательного рассказа

«Расскажи – ка», пазлы, сундучок.

В.: Сегодня я для вас приготовила не большой сюрприз, но что бы получить

его вам нужно, следовать моим загадкам и выполнить задания, которые я для

вас приготовила. Готовы?

В.: Тогда начнём. Но чтобы приступить к первому заданию, его сначала

нужно найти, а где его искать вам подскажет моя загадка.

Утром тебя с нее трудно поднять.

Потому что очень на ней ты хочешь поспать.

В.: И правда это кровать, значит, как вы думаете, где нужно искать первое

В.: Давайте посмотрим.

(Дети находят конверт)

В.: А вот и первое задание, посмотрим что там?

( с конверта достаётся загадка и читается детям)

Живут в лесу и сами пищу добывают,

заботы человеческой совсем они не знают.

Скажите дети, как их называют?

Д.: Это дикие животные.

В.: Ребята, а где живут дикие животные?

Д.: Дикие животные живут в лесу.

В.: Скажите, а почему этих животных называют дикими?

Д.: Дикие животные это звери, которые живут в лесу , сами заботятся о своих

детёнышах и сами добывают себе пищу.

В.: И правда, молодцы, вы справились с моим первым заданием, но это ещё

не всё, готовы продолжить дальше?

В.: Ну что же тогда послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, где

я спрятала следующее задание:

Театр, как много значит слово

Для всех кто был там много раз,

Как важно и порою ново

Бывает действие для нас!

Мы на спектаклях умираем ,

С героем вместе слёзы льём

Хотя порой прекрасно знаем,

Что все печали не о чём.

-О чём это стихотворение?

Д.: Это стихотворение о театре.

В.: Вы уже догадались, где я спрятала следующее задние?

(Дети идут к театральному уголку и находят там конверт )

В.: Хочу я предложить, сыграть в одну игру, давайте представим, что вы

теперь не дети, а дикие животные! Каждый расскажет про себя, а поможет

вам в этой игре, мой волшебный мешочек.

(на доску вывешивается картинка дикого леса)

медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой;

лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая;

волк – злой, голодный, хищный, зубастый, серый;

заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый,

ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый;

белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая;

лось – рогатый, большой, длинноногий, травоядный;

жираф – длинноногий, травоядный, пятнистый, длинношеий.

тигр – хищный, опасный, большой, полосатый, сильный.

В: Ребята, скажите кто из перечисленных нами животных лишний и почему?

Д: Жираф и тигр лишние, потому что это дикие животные жарких стран.

В.:И так играя, мы с вами справились с ещё одним заданием, но это ещё не

всё и вот вам ещё одна подсказка к следующему заданию.

На крышке тарелки да ложки,

Под крышкой четыре ножки.

В.: Верно это стол, и здесь я приготовила для вас ещё одно задание.

(Дети идут к столу с заданием)

Д.И. Собери картинку.

В.: Для каждого из вас я приготовила задание и спрятала его в конверте,

возьмите конверт и достаньте оттуда все содержимое.

– Это картинки, но чтобы узнать, что на них нарисовано вам нужно их

(дети выполняют задание)

– Ребята кто у вас получился?

В.: Скажите, а знаете ли, вы как называются жилища диких животных?

Д.: Волк живёт в логове.

-Где живёт медведь?

Д.: Медведь живёт в берлоге

– Где живёт белка?

Д.: Белка живёт в дупле.

Д.: Лиса живёт в норе.

– А где же живёт заяц?

Д.: Заяц не строит себе жилища, он спит, где придётся под кустом, под

В.: И вот мы совсем близко подошли к сюрпризу, который я для вас

приготовила, но прежде чем продолжить давайте с вами сядем за парты и я

вам расскажу о последнем задании.

(Дети возвращаются за столы)

Подготовка к составлению рассказа.

В.: Ребята один шаг отделяет нас с вами от сюрприза. Вы готовы узнать, что

же мы будем делать дальше?

В.: Я хочу предложить вам составить рассказ описание об одном из диких

животных, а чтобы узнать о каком животном мы с вами сегодня будем

рассказывать, отгадайте мою загадку.

Из берлоги слышен храп —

Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло.

(на доску вывешивается картинка медведя)

В.: Верно сегодня я хочу вам предложить составить рассказ о таком диком

животном как медведь, а поможет нам в этом план – схема, которую я для вас

(на доску вывешивается схема составления рассказа описания)

Разбор схемы составления рассказа описания.

В.: Давайте озвучим, что здесь нарисовано?

– Как подаёт голос?

– Чем занимается зимой?

– Какую пользу приносит человеку?

В.: всё ли мы с вами назвали?

В.: Тогда я предлагаю попробовать составить рассказ. Я начну.

Медведь – это дикое животное. Он очень большой и имеет коричневый

окрас. У медведя есть туловище, голова, уши, маленький хвост, пасть и

острые зубы. Тело покрыто густой длинной шерстью. Медведь умеет

рычать. Он кушает всё: ягоды, траву, мясо, рыбу. Медведь – это

сладкоежка. Он забирает у пчёл мёд, но медведь это хищное животное.

Живет он в лесу, далеко от людей. На зиму он делает себе берлогу, где и

спит всю зиму. Для людей важен его мех.

В.: Вот такой рассказ у меня получился, а теперь я хочу предложить вам

попробовать составить самим рассказ.

В.: Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо справлялись со всеми

заданиями, которые я для вас приготовила. И поэтому я хочу вручить вам

сюрприз, о котором я говорила в начале нашего увлекательного

путешествия, но прежде чем это сделать, скажите мне, о чём мы сегодня

Д.: Мы разговаривали о диких животных.

В.: А раз мы сегодня говорили о диких животных то и мой сюрприз, будет

связан с дикими животными. Подойдите, пожалуйста, к столу и откройте

(Из сундука дети достают плазы, которые они начинают собирать)

«СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА – ОПИСАНИЯ О ЖИВОТНЫХ ЛЕСА”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект непосредственной организационной деятельности по речевому развитию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
sost_opisat_rasskaza.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29 «Рябинка»

г. Саров Нижегородской области

Конспект непосредственной организационной деятельности по речевому развитию в старшей группе

Тема: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА – ОПИСАНИЯ О

I квалификационной категории

Цель: совершенствовать умение составлять описательный рассказ с опорой на наглядный план.

1. развитие связной речи; зрительного внимания и памяти; логического мышления.

2. учить подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде

3. звуковая культура речи: учить произносить слова со звуками с из отчётливо и внятно; вычленять эти звуки из слов; упражнять детей в умении регулировать силу голоса ( произносить фразы и слова громко, тихо и шёпотом).

4. воспитание дисциплины; формировать умение внимательно слушать ответы сверстников, дополнять, анализировать их.

Словарная работа: активизировать словарный запас по теме «Дикие животные».

Пособия и оборудование: план-схема, мяч, волшебный мешочек, картинки с изображением диких животных; магнитики, магнитная доска.

Предварительная работа: : беседа с детьми о жизни диких животных родного края, рассматривание картин с изображением диких животных, д/и «Чей детеныш?», д/и «Подбери словечко», д/и «Чей хвост, чья голова?», отгадывание загадок о диких животных, чтение русских народных сказок о диких животных, беседа в библиотеке на тему “Животные леса”.

Последующая работа : экскурсия в музей, художественное творчество на тему “Дикие животные”, заучивание стихов по данной теме, расширение словарного запаса.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Предполагаемый ответ детей: Здравствуйте!

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Какое у вас сейчас настроение?

Предполагаемые ответы детей : Хорошее.

Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение. И поэтому я назову вас ласково: Сядет на стульчик Мишенька, Максимушка, Лизонька и т.п.

На доске картинки диких животных.

– Ребята, вчера Незнайка оставил для нас картинки. Давайте внимательно на них посмотрим и расскажем, кто на них изображен?

Предполагаемые ответы детей: Это дикие животные.

Воспитатель: А почему же они называются дикими?

Предполагаемые ответы детей: Они называются дикими, потому что живут в лесу, сами добывают себе пищу и сами о себе заботятся.

Воспитатель: Правильно! Чем дикие животные отличаются друг от друга?

Предполагаемые ответы детей: Они разного размера. Они питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы и т.д. Шерсть у них разного цвета и т.д.

Воспитатель: Чем они похожи?

Предполагаемые ответы детей: Они живут в лесу, сами себе добывают корм. У них у всех есть туловище, голова, глаза и т.д. Их тела покрыты шерстью. А у ежа тело покрыто иглами.

Воспитатель: А давайте вспомним, как называются жилища диких животных. Как называется жилище медведя?

Предполагаемый ответ детей: Берлога.

Предполагаемый ответ детей: Логово.

Предполагаемые ответы детей: Нора.

Предполагаемый ответ детей: Нора.

Предполагаемый ответ детей: Дупло.

Воспитатель: А где живет заяц?

Предполагаемый ответ детей: Под кустиком.

Воспитатель: Молодцы! У каждого животного теплая шерсть и в своих жилищах им тепло и уютно. А знаете ли вы, чем дикие животные питаются?

Дидактическая игра « Кто чем питается?»

Воспитатель: Ребята, прежде чем ответить на этот вопрос, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным животным.

Предполагаемые ответы детей: Травоядные: заяц (ест траву, кору деревьев), белка (ест орехи, грибы), лось (ест траву, кору деревьев, ветки, сено).

Воспитатель: А к хищникам?

Предполагаемые ответы детей: Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей), рысь (мясо животных).

Воспитатель: А кто из диких животных готовит на зиму запасы?

Предполагаемые ответы детей: Белка

Воспитатель: Что она запасает?

Предполагаемые ответы детей: Орехи, грибы, ягоды.

Дидактическое упражнение «Красивые слова»

Воспитатель: Дикие животные хотят с вами поиграть! Игра называется «Какой? Какая?». Сейчас я буду бросать мяч и называть дикое животное (волк, медведица, бельчонок, лиса, ежонок, лось и т. д.), а вы должны придумать, какое это животное? (показывает образец: «Заяц – заяц трусливый”)

Я – медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой;

Я – лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая;

Я – волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый;

Я – заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий;

Я – ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.

Я – белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.

Я – лось – рогатый, большой, длинноногий, травоядный.

Я – рысь – хитрая, хищная, ловкая, сильная, прыгучая, быстрая.

Воспитатель: А сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка “Быстро встаньте”.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рассказывать о диких животных. В этом нам поможет такая схема. Посмотрите на нее внимательно. Первая картинка – это название животного; вторая картинка – размер животного; какого цвета; третья картинка – жилище животного: где живет? Последняя картинка – чем питается?

Сейчас вы будете сюда выходить, доставать картинку из волшебного мешочка и рассказывать, как я: «Это медведь. Он большой. Медведь коричневого цвета. Он живет в берлоге, питается ягодами и медом».

Воспитатель анализирует рассказы, детей по ходу занятия. Отмечает среди них наиболее развернутые и оригинальные.

Воспитатель: Диким животным очень понравилось быть у вас в гостях, и они хотят вас немного повеселить и поиграть с вами.

Са-са-са – прилетела к нам оса.

Воспитатель: Скажем все вместе, на одном выдохе. А теперь повтори чистоговорку громко, тихо, шёпотом (проговаривается индивидуально)

Су-су-су – в лесу видели лису .

За-за-за – прилетела стрекоза.

Зу-зу-зу- мы поймали стрекозу.

Воспитатель: А теперь отгадайте загадки:

“Бел, да не сахар,

Ног нет, а идёт” (Снег)

Летом – серый” (Заяц)

Воспитатель: Произнесите громко и протяжно звуки « с» и «з» в словах снег, заяц.

Воспитатель: Что мы сегодня с вами делали? Кто был у нас в гостях? В какие игры мы с ними играли? Вам понравилось сегодня играть с дикими животными? Им тоже очень понравилось. Теперь дикие животные расскажут Незнайке, как хорошо у вас в гостях, и какие вы молодцы! Он дарит вам разноцветные магнитики. Возьмите магнитик того цвета, которое отражает ваше настроение, и поместите его на магнитную доску.

Дети выставляют цветные магнитики на магнитную доску в форме цветка.

Воспитатель: Вот какой прекрасный цветок у нас получился, я вижу, что у всех у вас хорошее настроение. И наше путешествие к диким животным вам понравилось.

  1. Бабаева Т.И. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» / Бабаева Т.И., Михайлова З.А. – СПб: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию – СПб: Издательство «Детство – ПРЕСС», 2006.
  3. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-6 лет- Мю.: Издательство «Вентана – граф», 2008.
  4. Шорыгина Т.А. Беседы о том, кто, где живет – М.: ТЦ «Сфера» 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в 3 классе коррекционной направленности.

Конспект занятия по развитию речи детей с ОНР.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные).

Данные схемы помогут вашим детям при составлении описательного рассказа одного из предметов по конкретной лексической теме. Опора на алгорити и наглядность позволит детям легко и прост.

Развивать навык словообразования. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Обогащать речь детей существительными. Совершенствовать умение согласовывать слова в пре.

Цель:- учить давать описание о себе, – дать представление об особенностях внешности, – учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использ.

Занятие по развитию речи «Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы»

Ольга Шигапова
Занятие по развитию речи «Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы»

Программное содержание:

– учить детей составлять описательные рассказы о диких животных, используя при этом план – схему;

– продолжать учить связности, развёрнутости,

– активизировать словарь по теме;

– развивать память, внимание, словесно- логическое мышление.

– закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

-закреплять употребление существительных в родительном падеже;

– воспитывать доброжелательные отношения к разным животным.

Материал к занятию: план – схема, картинки с изображением диких животных, их жилищ, игрушки – перчатки (заяц, белка, ёж, волк, медведь, лиса, ёлка, письмо в конверте (звуковое письмо на кассете, картинка с изображением инопланетян.

Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, чтение художественных произведений о животных, аппликация «Медведь», лепка диких животных, заучивание загадок.

Методы и приёмы: игровой момент – пришло письмо, рассматривание схемы, игры: «Кого не стало», «Какой, какая?», «Четвёртый лишний», «Кто где живёт?», объяснение воспитателя, самостоятельные рассказы детей, итог.

Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Игра «Четвёртый лишний»

Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.

– волк, белка, лиса, кошка;

– слон, лось, заяц, барсук;

– ёж, комар, олень, белка;

– лиса, медведь, заяц, дятел;

– заяц, корова, собака, лошадь.

– бельчонок, лисёнок, медведица, зайчонок;

– сорока, белка, синица, воробей.

Отвечает тот ребёнок, кому воспитатель кидает шарик или мячик.

После игры раздаётся стук в дверь. Пришло письмо от инопланетян. Воспитатель читает письмо и показывает портрет инопланетянина детям:

«Мы слышали, что в ваших лесах живут дикие звери. К сожалению, мы ни разу их не видели и не знаем, как они выглядят. Поэтому мы просим вашей помощи. Не могли бы вы рассказать об этих животных и отправить нам свои рассказы. Мы будем очень рады, если вы сможете выполнить нашу просьбу. Большое спасибо. До свидания».

Ребята, поможем инопланетянам, выполним их просьбу? Давайте придумаем рассказы про диких животных, которые водятся в наших лесах. Ваши рассказы я запишу на плёнку, а плёнку отправим инопланетянам.

А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).

1. Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело?

2. Где живёт (берлога, нора, логово, дупло?

3. Чем питается (на кого охотится?

4. Как зовут детёныша?

1. Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и вызывает слабых детей ответить на вопросы.

Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.

Затем воспитатель предлагает детям выбрать картинку и составить по ней рассказ о диком звере, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 3 – 4 человека)

(дети ходят по кругу и изображают как передвигаются звери: лиса, заяц, волк, медведь, олень)

Обрадовались звери, что вы составили про них такие замечательные рассказы и появились под нашей волшебной ёлочкой. Они предлагают поиграть в игру «Кого не стало?» (воспитатель объясняет правила игры).

Ребята, а давайте представим, что вы теперь не дети, а лесные звери и каждый расскажет про себя.

Проводится игра «Какой? Какая?». (Каждый ребёнок называет по три слова определения)

Я медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой;

Я лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая;

Я волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый;

Я заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий;

Я ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.

Я белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.

Я лось – рогатый, большой, длинноногий, травоядный.

Я рысь – хитрая, хищная, ловкая, сильная, прыгучая, быстрая.

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

Наигрались звери, про себя рассказали, пора и по домам. Давайте мы поможем нашим лесным друзьям найти свои дома.

Проводится игра «Кто где живёт?» (дети по сигналу воспитателя подбегают к тем картинкам, на которых изображено нужное им жилище и рассказывают: «Я волк – живу в логове, здесь рождаются волчата и т. д.).

Итог: Что понравилось?

Давайте нарисуем в подарок инопланетянам диких животных, чтобы они не только послушали ваши рассказы, но и увидели какие дикие звери обитают на планете Земля.

«Составление описательного рассказа об игрушке с помощью схемы» Программное содержание: • Побуждать детей составлять описательные рассказы об игрушке по схеме • Способствовать развитию умения использовать.

Составление описательного рассказа по теме «Овощи» с использованием карты-схемы и моделей Тема: «Составление описательного рассказа по теме «Овощи» с использованием карты-схемы и моделей. Цель: учить детей самостоятельно составлять.

Конспект НОД по развитию связной речи. Составление описательного рассказа о пчеле с использованием коллажа Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ; пополнить словарный запас по теме «Насекомые»; развивать умение логически последовательно.

Конспект по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о насекомых» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о насекомых» Обучающие задачи: * расширять представление.

НОД Коммуникация «Составление описательного рассказа об осени с использованием наглядной схемы» Составление рассказа об осени с использованием схемы (подготовительная группа) Цель: продолжать формировать монологическую речь детей, с.

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа «Снеговик» с опорой на схемы и картину» НОД в старшей группе Коммуникация. Тема: «Составление рассказа «Снеговик» с опорой на схемы и сюжетную картину «На прогулке» с последующим.

Составление описательного рассказа с использованием схемы «Игрушки» Конспект НОД детей старшей группы на тему: «Составление описательного рассказа с использованием схемы «Игрушки». Образовательные области:.

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: Составление рассказа-описания по теме мебель, с использованием схемы. Задачи: 1. Учить детей описывать предметы мебели, опираясь на схему. 2. Закрепить умение пользоваться обобщающими словами по теме «Мебель»,.

Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа о животном севера» ЦЕЛИ: коррекционно—образовательная: обучать детей составлению описательного рассказа от первого лица с опорой на схему коррекционно—развивающие:.

Составление описательного рассказа о домашних животных по нагляднографическому

    Ирина Беляева 2 лет назад Просмотров:

1 I Z H МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 12«ЯКОРЁК» Конспект открытого занятия по развитию речи ТЕМА: Составление описательного рассказа о домашних животных по нагляднографическому плану. Подготовила: Ильина Алевтина Александровна, воспитатель I категории П. Жигалово

2 Интеграция образовательных областей:«коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Безопасность». ЦЕЛЬ: Составление описательных рассказов о домашних животных по наглядно-графическому плану. Задачи: Воспитательные – Воспитывать выдержку, усидчивость, умение выслушивать ответы товарищей, высказывать свое мнение; – упражнять в умении громко и четко произносить слова, – отвечать на вопросы полным предложением, – развивать интерес к речевым занятиям. Образовательные – Формировать навык составления рассказа – описания по схеме; – обучать детей рассказыванию с опорой на наглядность. Развивающие – – Расширять и активизировать словарь по теме «Домашние животные»; – развивать мышление – с помощью отгадывания загадок; – закреплять навыки практического образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: коза – козочка, кошка – кошечка и т.д.; – закреплять навыки практического употребления притяжательных прилагательных (хвост длинный, и т.д.), существительных в предложном падеже (о корове, о свинье); – развивать зрительное восприятие, внимание, память, речевое внимание. Предварительная работа: Загадывание загадок, придумывание сказок на заданную тему, составление рассказа об игрушках, рассматривание иллюстраций к народным сказкам, чтение народных сказок. Оборудование: сюжетные картины с изображением домашних животных и их детенышей; кот Федот; наглядно-графический план рассказа.

3 ХОД ЗАНЯТИЯ. 1. ОРГМОМЕНТ. В группу входит кот. Кот. Здравствуйте! Я, кот Федот. Хочу найти себе хозяина. А вдруг у моего нового хозяина уже есть домашние животные. Мне хочется больше узнать о домашних животных. Расскажете мне ребята о домашних животных? Дети. Расскажем. Кот. Хорошо. А давайте сначала поиграем: Пальчиковая гимнастика «Машина каша». Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке) Маша кашей всех кормила. (Руки разводят в стороны) Положила Маша кашу Кошке – в чашку, (Загибают по одному пальчику на левой руке) Жучке – в плошку, А коту – в большую ложку В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам. Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок) Всё до крошки раздала. (Сдувают «крошки» с ладошки). Кот: (загадывает детям загадки, дети отгадывают, о ком говорится, и по очереди выставляются сюжетные картинки с изображением домашних животных). – Что за зверь Со мной играет: Не мычит, не ржёт, не лает, Нападает на клубки, Прячет в лапках коготки! (Кошка) – Раннее утро. Выходят рога, Тихо мыча, В заливные луга: Травы пощипать И неспешно пастись – Вкусным, парным Молоком запастись. (Корова) – Заворчал живой замок, Лег у двери поперёк. (Собака). V

4 – Пашет землю Трактор без колёс. Для него горючее -Овёс. Ест сено, любит хлеб и сахар – Вот какой он пахарь. (Лошадь) – По лужайке с травкою Я хожу и чавкаю. У забора с дыркою Я стою и фыркаю. У реки с осокою Я лежу и чмокаю. Хвостик закорюкою – Радуюсь и хрюкаю! (Свинья) -В дверь вошло животное, Рогатое, голодное: Съело веник и метлу, Съело коврик на полу, Занавески на окне И картину на стене, Со стола слизнуло справку И опять пошло на травку. (Коза) Кот: А знаете, ли вы как называются детеныши животных. (Да). а давайте проверим? Предлагаю поиграть в игру «Мамы и детёныши» (можно играть с мячом). Согласны? У кошки – котята У козы – козлята У коровы – телята У лошади – жеребята У овцы – ягнята У собаки – щенки У свиньи – поросята У крольчихи – крольчата. 3. Давайте назовём наших животных ласково. Коза – козочка Кошка – кошечка Лошадь – лошадка Собака – собачка и т.д.

5 4. ФИЗМИНУТКА. А сейчас мы отдохнём. «В нашем маленьком домишке. » Движения сопровождаются соответствующим текстом. 5. Кот: А теперь, ребята мы с вами вспомним, где живут наши домашние животные и как называются их домики. Дидактическая игра «Кто, где живёт?». Собака живёт в конуре. Лошадь в конюшне. Корова в коровнике. Коза в хлеву. Свинья в свинарнике. Кошка в доме Овечка в овчарне. Кролики в клетке. б.план рассказа: Кот Федот: когда я к вам собирался, мне Сорока вот такую картину дала, сказала, что это план по которому можно составитьрассказ о домашнем животном. (Кот показывает и рассказывает, что означают знаки на плане – схеме). Кто это? Цвет Какие части тела у него есть? Чем покрыто тело? Как животное подает голос? Чем животное питается? Как называется его дом? Как называются его детёныши? Какую пользу приносит? Примерный рассказ. (Рассказ кота или педагога) Я хочу рассказать о собаке. Собака – домашнее животное. У неё светло – коричневая шкура.у неё есть туловище, голова, ушки, глазки, рот, лапы и хвост. Тело покрыто шерстью.собака лает. Питается собака косточками, кашей, супом.её дом называется конура. Детёныши называются – щенки. Она приносит пользу человеку – сторожит дом.

6 I I Пед. Кто хочет составить рассказ по этому плану (дети выбирают картинки с изображением животных) Составление рассказа о домашнем животном (3-4 ребенка) 8. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Оценка работы детей Кот: Вы сегодня постарались и рассказали нам о домашних животных много интересного (оценка каждого из детей). Кот. Как вы думаете, с помощью плана легче составлять рассказ или труднее? (ответы детей), может мне вам оставить этот план, и вы будете составлять рассказы и про других животных? Я так рад, что я смог вам помочь. Но мне пора уходить. До свидания, дети. Дети. До свидания, кот Федот!

«Описание диких животных по наглядному плану» для группы детей 5–6 лет компенсирующей направленности

Светлана Бухтиярова
«Описание диких животных по наглядному плану» для группы детей 5–6 лет компенсирующей направленности

Тема «Описание диких животных по наглядному плану»

для группы детей 5-6 лет компенсирующей направленности

Цель: учить составлять описательный рассказ с опорой на наглядный план

• уточнять и расширять знания детей о диких животных;

• подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде;

• активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные».

• развитие связной речи,словообразования, качественного и глагольного словаря;зрительного внимания и памяти;

• продолжать работать над развитием интонационно-речевой выразительности.

• умение внимательно выслушивать товарища.

Материал: план-схема,куклы «бибабо» – заяц, лиса, медведь, волк, ежик, маска белки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Здравствуйте! Я хочу пригласить на прогулку в зимний лес. Но зимой очень холодно, и что бы мы с вами не замерзли, нам нужно надеть шапку, шубку, сапожки. Готовы? А теперь закройте глаза и все вместе скажем волшебные слова: 1, 2, 3в лес мы пришли. 2 слайд.

– Открывайте глаза. Ребята, мы с вами и правду оказались в зимнем лесу.

– Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом.

– Лес как будто спит под пуховым одеялом. Какие красивые, снежные деревья, стоят вокруг, снежок блестит на солнышке.

2. Введение в тему.

– Скажите, какая зима (морозная, холодная, суровая, лютая, снежная, вьюжная). Да, нелегко приходится лесным обитателям зимой в лесу. А каких лесных обитателей мы сегодня встретим в зимнем лесу,вы узнаете из загадки:

Летом ходит без дороги, возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос (медведь).3 Слайд.

– Правильно, медведь. Сегодня мы с вами будем учиться рассказывать о диких животных. В этом нам поможет схема (демонстрирую детям план-схему описательного рассказа). Посмотрите на нее внимательно. Первая картинка-это название животного… и т. д.

– Но вы не просто будете рассказывать о животном, а превратитесь в него. В этом нам помогут куклы (выходит ребенок, надевает куклу бибабо). Кто расскажет о медведе?

– Скажем волшебные слова – 1, 2, 3 в медведя превратись. Теперь ты медведь, расскажи о себе.

– Молодец медведь, интересно рассказал ты о себе. А теперь 1, 2, 3 опять в (имя ребенка) превратись.

– Ребята, вспомните, как называют медведя в сказках? (топтыжка, Михайло-Потапыч, Мишутка, Хозяин, Косолапый).

Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, кур в деревне крадёт (Лиса).4 Слайд.

– Скажем волшебные слова – 1, 2, 3 в лисицу превратись. Теперь ты лиса, расскажи о себе.

– Молодец, лиса, интересно рассказал ты о себе. А теперь 1, 2, 3 опять в (имя ребенка)превратись.

– Ребята, скажите, как ласково можно назватьлису? (Лисонька, лисичка).

– А как называют лису в сказках (Лиса – Патрикеевна, хитрая, плутовка, лгунья, лисица-сестрица, кумушка, голубушка).

Слушайте следующую загадку:

Пышный хвост торчит с верхушки, что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко. Ну, конечно, это (Белка).5 Слайд.

– Скажем волшебные слова – 1, 2, 3 в белку превратись. Теперь ты белочка, расскажи о себе.

-А еще что делает белка? (перепрыгивает, скачет, прячет (орехи, грызет).

– Молодец,белочка, интересно рассказала ты о себе. А теперь 1, 2, 3 опять в (имя ребенка) превратись.

– Белочка на зиму запасает еду, значит, как ее по-другому можно назвать? (запасливая).

– У белочки длинный хвост, значит она какая? (длиннохвостая).

– А сейчас веселый Снеговик приглашает нас отдохнуть.

Отдохнули, слушайте следующую загадку:

Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета – на зиму, на лето (заяц).

– Правильно это заяц. Слайд 7.

– Я предлагаю рассказать о зайцес помощью этой схемы. Скажем волшебные слова – 1, 2, 3 в зайца превратись. Теперь ты заяц, расскажи о себе. (Рассказ по схеме).

– Молодец заяц, интересно рассказал ты о себе. А теперь 1, 2, 3 опять в (имя ребенка) превратись.

– Зачем зайцубелая шубка? (чтобы незаметным быть на снегу, чтобы от врагов скрываться).

– Зачем зайцу такие длинные лапы? (быстро бегать, и далеко прыгать,скакать).

– Как ласково можно назвать зайца? (зайчик, зайчишка, заинька).

– Ребята, а как называют зайчика в сказках? (зайка-побегайка, зайчишка-трусишка, хваста).

Кто зимой холодной в лесу бродит злой, голодный? (Волк).8 Слайд.

– Скажем волшебные слова – 1, 2, 3 в волка превратись. Теперь ты волк, расскажи о себе.

– Молодец, волк, интересно рассказал ты о себе. А теперь 1, 2, 3 опять в (имя ребенка)превратись.

– Ребята, как называется жилище волка? (волчье логово).

– Как называют волков, когда их много? (волчья стая).

– Ребята, вспомните, как называют волка в сказках (волчище-серый хвостище, волк-зубами щелк, волчек-серый бочок).

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной (Ёж).9 Слайд.

– Скажем волшебные слова – 1, 2, 3 в ежа превратись. Теперь ты еж, расскажи о себе.

– Молодец,ежик, интересно рассказал ты о себе. А теперь 1, 2, 3 опять в (имя ребенка) превратись.

– Ребята, скажите, как ласково можно назватьежа? (ежик, ежонок).

Игра «Чье, чья, чьи»10 Слайд.

– Ну, что ж, на этом наша прогулка по зимнему лесу закончена. Не будем ежику мешать спать, ведь нам пора возвращаться домой. Тихонько встаньте и повторяйте за мной – вокруг себя ты покружись и дома окажись.

– Ну, что ребята, замерзли пока мы с вами гуляли зимнем лесу?

– Что мы с вами сегодня узнали? (узналикакдикиеживотные живут зимой в лесу).

– Мне понравилось, как вы интересно рассказывали о лесных обитателях и правильно отвечали на вопросы.

Пример описания животного по схеме:

Я медведь. Моя шерсть коричневого цвета. У меня большое туловище и голова. На голове маленькие уши, нос, глаза, пасть с острыми зубами. А на туловище широкие 4 лапы, короткий хвост. Все туловище покрыто густой шерстью. Я большой. Питаюсь всем: ягодами, корешками, медом, рыбой – я всеядное животное. Живу в лесах, зимой сплю в берлоге. Я хожу, бегаю, лазаю по деревьям, реву, слушаю, нюхаю, переваливаюсь с лапы на лапу, впадаю в спячку. Моя семья – папа медведь, мама медведица, я медвежонок.

Пример описания: Я лиса. Моя шерсть оранжевого цвета. У меня небольшое туловище и голова. На голове маленькие ушки, нос, глаза, пасть с острыми зубами. А на туловище 4 лапы, длинный, пушистый хвост. Все туловище покрыто шерстью. Я меньше волка, но больше зайца. Я хищное животное, питаюсь мышами, птицами, зайцами. Живу в лесу, в норе. Я ищу, нюхаю, охочусь, крадусь, выслеживаю добычу, нападаю. Моя семья – папа лис, мама лисица, я лисенок.

«Путешествие на цветочную полянку». Интегрированная НОД для детей группы компенсирующей направленности Путешествие на цветочную полянку. Интегрируемые образовательные области: «Познание». «Коммуникация», «Физкультура». Виды детской деятельности:.

Анализ-описание предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе компенсирующей направленности Анализ-описание предметно-пространственной развивающей среды В старшей группе компенсирующей направленности В центре предметно-пространственной.

Конспект подгруппового занятия по теме «Лето» для детей 5–6 лет группы компенсирующей направленности с ОНР Конспект подгруппового занятия по теме «Лето» для детей 5-6 лет группы компенсирующей направленности с ОНР с использованием здоровьесберегащих.

Конспект занятия «Царство диких животных» в старше-подготовительной группе компенсирующей направленности Царство диких животных Конспект занятия по познавательному развитию в старше – подготовительной группе компенсирующей направленности (Для.

Конспект занятия по экологии с детьми подготовительной группы «Подготовка диких животных к зиме» НОД «Подготовка диких животных к зиме» Цель: Формирование целостной картины мира, развитие коммуникативных и творческих способностей. Задачи:.

НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности «Звук [Ч], буква Ч» Тема: Звук [Ч] и буква Ч Задачи: Коррекционно-образовательные: – закреплять правильное произношение звука [ч] в слогах, словах и предложениях;.

Паспорт центров группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Центр физического развития «Здоровячок» Задачи:[/u] Учить проявлять активность в разных видах двигательной деятельности.

Сценарий новогоднего утренника для детей подготовительной группы компенсирующей направленности «12 месяцев» «12 месяцев» Цель: создать праздничное настроение. Задачи: – Закрепить полученные на музыкальных занятиях умения и навыки; – Развивать умение.

Сценарий праздника для детей группы компенсирующей направленности «Моя мама лучшая на свете» Сценарий праздника ко Дню матери «Моя мама лучшая на свете» (праздник для детей группы компенсирующей направленности) Цель: воспитывать.

Тема : Составление рассказа-описания дикого животного по схематическому плану. Медведь

Открытый урок по развитию речи.

Тема : Составление рассказа-описания дикого животного по схематическому плану. Медведь.

    Расширение словаря по теме «Дикие животные» Обучение изменение существительных в ед. числе по падежам. Упражнение в практическом использовании притяжательных прилагательных. Упражнение в образовании сложных прилагательных. Развитие фразовой речи. Составление рассказа-описания по схематическому плану. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, памяти, мелкой моторики.

Сядет тот, кто составит слово. (раздать цветные конверты с буквами по уровням. Красный конверт содержит сложное задание ( волчица, медвежонок, волчонок), синий конверт содержит задания средней сложности ( лисица, медведь) , зеленый конверт содержит задания легкого уровня ( волк, лиса, заяц) Дети сами выбирают уровень сложности)

Повторить, какие слова получились.

Назовите одним словом, эту группу животных. (дикие животные)

Назовите ещё диких животных.

Сегодня мы составляем рассказ-описание дикого животного по схематическому плану. А вот какого животного – сейчас выберем. Работа по карточкам. Я загадываю загадки, а вы закрываете отгадки

( раздаются карточки см. таблица №1)

Быстрый маленький зверек

По деревьям скок-поскок. (белка)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный. (волк)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. ( медведь)

Заметает след метлой. (лиса)

По полю скачет – уши прячет,

Встанет столбом – уши торчком. ( заяц)

Под соснами, под елками

Живет клубок с иголками. (еж)

Назовите животное, которого закрыли третьим. ( медведя)

Тема нашего урока. Медведь.. ( выставляется первая картинка плана)

На доске записаны слова

Давайте подберем к слову медведь – родственников, однокоренные слова.

(дети называют слова, учитель их подчеркивает на доске.)

Как вы думаете, почему медведя назвали так, а не иначе. (Варианты детей)

Медведь – большой лакомка. В малиннике он может сидеть весь день. А мед любит так, что даже имя свое получил из-за меда:

Выставляется следующая картинка

Это дикое или домашнее животное? почему?

– это дикое животное, потому, что живет в лесу.

Как называется его жилище? (выставляется следующая картинка)

– медведь живет в берлоге.

Текст читает учитель:

Ранней зимой, как только выпадет снег, залегают медведи в берлоге.

Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти зимние берлоги. Мягкой душистой хвоей, корой молодых елочек, лесным сухим мохом выстилают свое жилье.

Тепло и уютно в медвежьих берлогах.

– из чего делают медведи свою берлогу? ( из хвои, коры молодых елочек, лесного мха)

Как делают медведи берлогу? ( старательно, умело)

Какого размера медведь? (выставляется следующая картика)

Я читаю слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слова, которое правильно описывает размеры медведя.

– сколько раз вы хлопнули?

– сколько слов вы подобрали?

Назовите эти слова (Крупный Громадный Большущий Огромный Мощный)

Какого цвета медведь? (выставляется следующая картинка-схема)

Выбрать из предложенных цветов, цвет который больше всех подходит к медведю. (раздается карточка с цветами. См. таблица №2)

Работа по карточке

    Прочитайте первый столбикПрочитайте вторую строчку.Назовите цвет, который находится в правом нижнем углу (…)Назовите цвет, который находится в левом нижнем углу (…)Назовите цвет, который находится в правом верхнем углу (…)Назовите цвет, который находится по середине (…)

Выбрать из предложенных цветов, цвет который больше всех подходит к медведю

-_ медведь бурого цвета. (Бурый цвет похож на коричневый)

Чем покрыто его тело? (выставляется схема – карточка)

Его тело покрыто шерстью.

– мохнатой, теплой, лохматой, бурой, густой, и т. д.

Его тело покрыто шерстью.

Какие особенности его частей тела? (выставляется следующая картинка-схема)

– большая голова, значит медведь большеголовый

Лапы ставит косо, значит медведь косолапый.

Куцый хвост, значит он куцехвостый

Короткие лапы, значит он коротколапый

Острые зубы, значит он острозубый.

Как называются детеныши медведя?( выставляется следующая картинка-схема)

У медведя медвежата.

Какие звуки он издает? (выставляется следующая картинка-схема)

Медведь рычит, ревет.

Чем питается медведь? (выставляется следующая картинка-схема)

Медведь питается медом, рыбой, малиной.

Вечером вышла медведица с медвежонком на лесную полянку, увидела муравьиную кучу. Хочется ей полакомиться муравьями и угостить медвежонка.

Подошла медведица к муравьиной куче, стала разгребать лапой кучу. Раскопала её и высунула длинный красный язык.

Облепят муравьи медвежий язык, а медведица – хоп! Хоп! – и проглотит муравьёв. Смотрит на медведицу медвежонок, учится, как нужно есть муравьев.

Значит медведь, еще питается и муравьями.

А теперь проговорим рассказ, который получился о медведе по опорным схемам.

Это медведь. Его так назвали, потому что он ведает где находится мёд. Он дикое животное, потому что живет в лесу. Медведь живет в берлоге. Он делает свою берлогу старательно и умело. Хозяин леса большущий и громадный. Его тело покрыто бурой, теплой, густой и лохматой шерстью. Лесной житель – большеголовый, куцехвостый, косолапый и острозубый. У медведя рождаются медвежата. Он громко рычит и грозно ревет. Медведь питается малиной, рыбой, медом и лакомится муравьями.

Сегодня мы составляли рассказ устно, а на следующем уроке мы его запишем.

Что нового узнали?

Спасибо всем за урок, работали все очень хорошо.

Читайте также:  Конспект логопедического речевого праздника для учащихся начальной школы VIII вида (Мы любим родной язык и изучаем его)
Ссылка на основную публикацию