Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу

Составление описательного рассказа на тему: «Весна» с использованием мнемотаблицы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 20

г. Ульяновск

Конспект занятия по речевому развитию в старшей

логопедической группе

Тема: Составление описательного рассказа на тему: «Весна» с использованием мнемотаблицы

Воспитатель: Кучеренко О. В.

Цель: развитие у детей умения составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу, обогащение словаря по лексической теме «Весна»

Программные задачи:

1.Сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу;
развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.

2. Развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа о весне, обогащать и активизировать словарь по теме «Весна»: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, проталинка, ручей, птички, набухать; формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).

3.Воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.

Оборудование: мнемотаблица по теме «Весна», картинки-схемы, мяч, карандаши, краски, альбомные листы, магнитофон, видео или аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Предварительная работа:

• экскурсии и наблюдения в природе;

• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;

• рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;

• рисование по теме «Весна»;

• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

• разучивание стихотворения С. Когана «За окном сосулька тает… », стихотворений о месяцах весны.

• дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

Ход НОД:
1. Орг. момент
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.

Доброе утро, – нам шепчут цветы,

Доброе утро, – журчат ручейки,

Доброе утро, – шумят тополя,

Доброе утро, – родная земля.

Доброе утро, – солнцу и птицам,

Доброе утро, – улыбчивым лицам!

– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.

2.Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, в гости к кому мы отправимся.
Вдруг чирикнул воробей после зимней стужи
Солнце ярче и теплей
На дорожках лужи
Вся застывшая природа пробудилась ото сна
Дни становятся длиннее
Это к нам идет ( весна)
-Про какое время года эта загадка ( про весну)
-Ребята, вы хотите попасть в гости к весне? (Ответы детей)

Давайте вместе скажем: Раз, два, три, весна приди!

(появляется весна)
3.- Здравствуйте, дети, я весна! Сегодня я приглашаю вас на весеннюю полянку, чтобы поговорить о чудесном времени года. Пожалуй, это любимое время года у большинства людей. Оно является символом тепла, пробуждения, радости, надежд на будущий урожай и хорошую погоду.
О весне много написано книг, стихотворений. Поэты и писатели любят это время года за расцвет, весеннее настроение, пробуждение природы.

4.Вот послушайте стихотворение Алексея Плещеева «Весна»
А. Плещеев «Весна»
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.

А.Н. Плещеев (Уж тает снег. )
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Скажите, о каких признаках весны поэт рассказал в этом стихотворении? (Ответы детей). А вы любите весну?
5.Давайте поиграем в игру ««Весенние слова» ( Игра с мячом)
Я буду называть слова, а вы отгадайте, о чём я говорю.
– Голубое, чистое, ясное, весеннее, безоблачное (небо)
– Яркое, золотое, тёплое, ласковое (солнце)
-Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная (капель)
-Холодный, светлый, солнечный, весенний, погожий (день)
– Первые, молодые, зелёные, клейкие (листочки)
– Перелётные, зимующие, весенние, хлопотливые, поющие (птицы)
– Белые, пушистые, кудрявые, плывут по небу (облака)
– На речке тает (лёд)
Молодцы.

6.Поиграем ещё в одну игру «Какая, какое?»

Весна (какая?) – ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…

Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное…

Облака (какие) – лёгкие, пушистые, воздушные…

Небо (какое) – голубое, облачное, серое…

7.Музыкальная разминка «Солнышко лучистое»

8.А сейчас давайте придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной». (Показ картинок –схем)

Весной солнце светит ярче, теплее.

Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.

Весной облака легкие, перистые, пушистые.

Весной на крышах домов тают сосульки.

Весной на деревьях появляются зелёные листики.

Весной появляются первый цветы.

Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.

Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.

Весной животные просыпаются после зимней спячки.

Весной зайчик, белочка меняют свои шубки.

Весной с юга прилетают птицы.

Весной люди снимают шубы и надевают легкую одежду.

Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.

– Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.

А теперь давайте для встречи скворцов построим скворечник.

9. Пальчиковая игра « Скворечник ».

Тук, тук, тук, тук,

Раздаётся громкий стук.

Будем ждать мы птенцов

Строим дом для скворцов

Вот такие стены, вот с такой крышей, вот с таким окошком.

10.Ребята, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла»?

Потому что весной пригревает солнышко, и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки.

– Какие ещё вы знаете пословицы о весне?

Дети рассказывают пословицы о весне.

11.А сейчас я предлагаю вам послушать рассказ о весне. Для вас я приготовила необычные картинки, на которых собраны все приметы весны.

Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, на крышах появляются сосульки, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляются первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из теплых мест возвращаются перелетные птицы: ласточки, скворцы и строить гнёзда. Первыми прилетают грачи. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Появляется первая весенняя травка. Люди сменили тёплую одежду на лёгкую. Я очень люблю весну!
Понравился вам мой рассказ.

А сейчас минута отдыха, поиграем в игру, повторяйте за мной.

12.Физкультурная минутка:
Если речка голубая
Пробудилась ото сна(руки вверх, потянулись)
И бежит в полях, сверкая (прыжки на месте,
Значит, к нам пришла весна(хлопки в ладоши)
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна(приседания)
И поёт пичужек стая
Значит, к нам пришла весна (хлопки в ладоши)
Если солнце разрумянит
Наши щёки до красна (наклоны головы к левому – правому плечу)
Нам ещё приятней станет-
Значит, к нам пришла весна(прыжки на месте!

-А теперь я предлагаю вам составить рассказ о весне, используя картинки-схемы. (мнемотаблица)

Все ваши рассказы я буду записывать.
Рассказы детей.

-Какое красивое время года – весна. Про весну поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.

– А хотите послушать музыку о весне?

Мы прослушаем отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года».

– Понравилась вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку?

(Дети отвечают, что услышали, как звенит капель, капают сосульки, журчит ручей, радостно чирикают воробушки и т.д.) ».

Я вам ещё раз включу эту музыку. А теперь я вам предлагаю отправиться со мной в художественную мастерскую, где вы можете нарисовать картину о весне.

13.Итог
-Ребята, чей рассказ и картина вам больше всего понравился? О каком времени года мы сегодня говорили?

Педразвитие

Автор: Ильичева Ольга Львовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад
Населённый пункт: г. Кондрово
Наименование материала: Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе.
Тема: Составление описательных рассказов по мнемотаблицам «Четыре времени года»
Дата публикации: 11.02.2020
Раздел: дошкольное образование

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

в старшей группе по теме:

Составление описательных рассказов по мнемотаблицам

«Четыре времени года»

образовательных

областей: «Речевое

Цель: Развитие

возраста, посредством метода мнемотехники.

используя мнемотаблицу; формировать грамматическую правильную речь,

признаках времен года.

Развивающие: развивать у дошкольников умение логически мыслить,

мышление; развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь;

выступления своих товарищей, уточнять и дополнять их.

Демонстрационный материал: письмо из Африки, мнемотаблицы с

комочек снега, запись шума вьюги, макет солнышка.

Раздаточный материал: шестигранные карандаши со снежинками;

картинки к игре «Найди лишний» (овощи, птицы, фрукты, ягоды, насекомые,

Предварительная

I часть. Мотивационно – побудительная часть.

Дети стоят в шахматном порядке с воспитателем.

Коммуникативная игра: «Добрый день»

Ты шагай, шагай, шагай,

Себе пару выбирай.

Поздоровайся и ножкой

Плечиком и локотком

И конечно язычком.

Ты шагай, шагай, шагай,

Другую пару выбирай.

Поздоровайся и ножкой

Пальчиком и кулачком

И конечно язычком

Добрый день, наши гости!

Воспитатель: Ребята, утром, когда я шла на работу в детский сад мне

встретился почтальон и передал вот это. Вы догадались, что это может быть?

Если мы с вами посмотрим на конверт, как вы думаете, откуда оно пришло?

(рассуждения детей). Да правильно, это письмо прислали нам из Африки

дети. Их зовут мальчик Джон и девочка Ния (показываю фотографию детей).

(Вынимаем письмо из конверта)

но оно необычное, состоит из картинок. Давайте попробуем

расшифровать картинки и прочитать письмо. И мы тогда поймем, о чем нам

хотят рассказать Джон и Ния.

воспитателя составляют рассказ по опорным картинкам.

Это дети – девочка и мальчик

Они живут на острове.

У них теплая погода, жарко, светит яркое солнце.

фрукты: ананасы, бананы.

Дети на острове любят играть в мяч, бадминтон и купаться в море.

Давайте дружить! Напишите нам ответ. До свидания!

(Дети садятся на стульчики)

IIчасть. Основная часть.

Воспитатель: – Джон и Ния живут в Африке и никогда не видели зиму,

весну и осень, так как там постоянно лето. Дети хотят с вами дружить и

просят познакомить их с временами года.

– Ну что, ребята, расскажем Джону и Ние о временах года, чем они

отличаются друг от друга. Но как мы познакомим детей, ведь они в Африке, а

мы в России (рассуждения детей).

Я предлагаю нам послать по почте наши схемы по временам года. И

они сразу поймут, о чем мы с вами хотели – бы им рассказать. Согласны?

Воспитатель: -Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите

Четыре времени года проходят, значит проходит…(один год)

– А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей)

– Ребята, я сейчас загадаю вам загадку. Не перебивая, послушайте её до

Сколько снега намело!

Стало чисто и светло

И мороз почти до слез

Ущипнул меня за нос.

Знать уже пришла сама

Воспитатель: – Вам нравится зима? А зима какая? Передавая комочек

снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная,

красивая, вьюжная, лютая).

Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.

Что на ней изображено?

– Буква «З» – обозначает что? (настала зима)

– Солнышко и короткая полосочка, месяц и длинная полосочка – день

короткий, а ночь длинная.

– Солнышко – низко над землей – светит, но не греет.

– Тучка – небо скрыто темными тучами.

– Снежинки – часто идет холодный снег.

– Деревья в снегу – деревья и земля покрыты снежным одеялом.

– Кормушка – люди вешают кормушки и подкармливают птиц.

– Девочки, мальчики и– они гуляют на улице.

– Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.

– Коньки, санки – катаются на коньках и санках

помощи указки по таблице.

Звучит в записи шум ветра, вьюги.

Воспитатель: Что это ребята? Это зимняя вьюга. На какой звук похожа

Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу

Дата публикации: 07.06.2019

Должность: воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Кемеровская область город Новокузнецк

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

Читайте также:  Дифференциация звуков К-Г - конспект

ТЕМА: составление описательного рассказа на тему

« Весна « по плану – схеме

ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа

на тему « Весна » с опорой на схемы.

. Закрепление представлений о весне и её приметах.

. Расширение и активизация словаря по теме» Весна».

. Развитие связной речи, внимания, памяти ,логического мышления, фонематического слуха.

. Развитие координации движений с речью.

. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей природе.

. Показать уникальность природы весной.

. Рассматривание картины Алексея Кондратьевича Саврасова « Грачи прилетели».

. Беседа на тему: « К нам весна шагает ».

. Разучивание стихов, загадок, чистоговорок ,пословиц.

. Экскурсии в парк.

. Наблюдение на прогулке.

. Выставки детских рисунков.

. Конкурс поделок из природного материала.

. Чтение произведений Георгия Скребицкого “Сказка о Весне”,

Художник-Весна (“Четыре художника”), русской народной сказки

«Ручей и камень», Виталия Бианки “Весна” (из сказки-рассказа “Синичкин календарь”),» Весна» ( из сказки-рассказа «Синичкин календарь» )

.Владимира Сутеева “Как зима кончилась”

. Просмотр Д.В.Д. «Планета Земля» ,»Насекомые»

. Коллективная посадка семян цветов для высадки на участке.

. Оформление коллективной работы «Скворцы прилетели»

. Оформление коллективного панно «Вена идёт, весне дорогу!» ( (в технике оригами).

ОБОРУДОВАНИЕ: план-схема, бумажные зелёные листочки на каждого ребёнка, картинки с изображением солнца ,тучи, ветра, гнездо, перо ,корзинка, мяч, стакан молока, камушек, весенняя полянка.

РИТУАЛ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЗАНЯТИЯ.

( дети стоят в кругу)

Доброе утро солнце.

Все мы проснулись,

ИГРА : « НАЗОВИ ЛАСКОВО».

Пальчиковая игра «НАСТРОЕНИЕ».

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель: Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей

Если стал теплее вечер

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит к нам пришла (весна ) Е.Карганова.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Закрепление представлений о весне и её приметах.

Воспитатель: я приглашаю, вас прогуляться по весенней полянке. Нас там ждёт много интересного. Мы пойдём по дорожке, будем собирать природный материал и складывать его в корзину, называя слова, которые отвечают на вопрос ( Какая бывает весна?» ( ранняя, поздняя, пасмурная, дождливая, хмурая, солнечная и т.д.)

ИГРА « Какая весна?» ( каждый листочек, палочка и т.д. – слово)

Воспитатель: как много природного материала вы собрали! Так чем же, покрыта земля весной ?

Дети: листьями, шишками, хвоёй, травой, веточками.

Воспитатель: как вы думаете, нам всё – это может пригодиться ?

Дети: да, из природного материала можно делать разные поделки.

Воспитатель: первая наша остановка на полянке – « Солнечная»

Как светит и греет солнце весной?

Дети: солнце светит ярко, пригревает, день становиться длиннее, а ночь короче.

ИГРА на развитие внимания: »Солнце, ветер и туча»

Воспитатель: давайте поиграем в игру

( если я показываю солнце – вы поднимаете руки вверх, если тучу – вы закрываете лицо руками, если ветер – вы кружитесь).

Воспитатель: пока мы с вами играли, я увидела, что- то очень интересное. Давайте подойдём и посмотрим.

Дети : это гнездо и перо.

Воспитатель: как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить?

Воспитатель: как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются? (перелётные).

Воспитатель: почему они улетают?

Дети: птицам нечего кушать, насекомые прячутся, становится холодно.

Воспитатель: почему птицы весной к нам возвращаются?

Дети: чтобы вить гнёзда, выводить птенцов, насекомые уже проснулись.

Воспитатель: каких перелётных птиц, вы знаете?

ИГРА « ПЕРЕДАЙ ПЁРЫШКО» ( называем птиц)

Воспитатель: все ли птицы вернулись обратно?

Дети: нет, на пути их подстерегают разные опасности.

Воспитатель: одну из причин гибели птиц вы узнаете, если отгадаете загадку?

« БЕЛОЕ МОЛОКО РАЗЛИЛОСЬ НАД РЕКОЙ» (туман)

Воспитатель: давайте проведём маленький опыт.

В стакан с молоком бросим маленький камушек.

Вы видите камушек? Дети – нет.

Вывод: при тумане птицам тоже ничего не видно.

Воспитатель: так чем же опасен туман для птиц?

Дети: во время тумана птицы могут сбиться с пути.

Воспитатель: следующая наша остановка «Весенняя»

Игра с мячом «ПОДБЕРИ СЛОВА ДЕЙСТВИЯ» отвечающие на вопрос « Что делает?», « Что делают?»

1.Солнце (что делает?)— светит, греет, всходит.

2.Туча (что делает?)— закрывает, плывёт. 4

3.Ветер (что делает?)— дует, гонит, завывает.

4.Насекомые (что делают?)— прячутся, летают, ползают.

5. Птицы (что делают?)— летают, машут, клюют, кричат и т.д.

6.Люди (что делают?) – садят, поливают, копают, надевают.

6.Животные (что делают?)- просыпаются, меняют, охотятся и т.д.

7.Листья (что делают?)- распускаются, зеленеют, вырастают.

Воспитатель: следующая остановка «Лиственная»

Воспитатель: что это за художница, пришла без красок и без кисти, а разукрасила нам в зелёный цвет все листья? Дети (весна).

Воспитатель: что будет, если листья на деревьях весной не вырастут (ответы детей)

Воспитатель: Что растениям необходимо для роста, чтобы они всегда радовали нас своей красотой.

Дети: вода, свет, земля, тепло.

III.Проведение динамической паузы « Веснянка»

Воспитатель: ребята, давайте поиграем. Мы будем рассказывать стихотворение и выполнять движения.

Солнышко, солнышко, золотое донышко Гори, гори ясно чтобы не погасло

(дети идут по кругу взявшись за руки) Побежал в саду ручей ( бегут друг за другом по кругу) прилетело сто грачей ( летят по кругу) А сугробы тают ,тают (медленно приседают) А цветочки подрастают (тянуться на цыпочках, руки) Игра на развитие фонематического слуха

Разделите эти слова на слоги хлопками.

Грач, солнышко, ручей, цветочки, сугробы.

Воспитатель: ребятишки, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку о весне? (ответы детей)

-А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали Весну? ответы детей)

-А вот какими бы вы были писателями, и какой рассказ о весне вы бы написали – мы сейчас и услышим.

IV. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМАМ

Воспитатель: Внимательно посмотрите на схемы и составьте рассказ о весне.

Дети составляют рассказ – описание по схемам.

Весной ярко светит солнце. День становится длиннее, а ночь короче. По небу плывут белые, воздушные облака. Земля покрыта зелёной травой. На деревьях распускаются зелёные листочки. Возвращаются из тёплых краёв перелётные птицы-грачи, ласточки, скворцы, стрижи. Люди надевают весеннюю одежду. Работают в садах и огородах. Животные медведь и ёжик проснулись после зимней спячки. Заяц меняет белую шубку на серую, а белка с серой на рыжую. Весной можно пускать кораблики, прыгать на скакалке, играть в мяч. Я люблю весну. ИТОГ ЗАНЯТИЯ Воспитатель: вот какая у нас замечательная весна! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказать, были активными. Молодцы !

Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу

Ермачкова Марина Александровна – Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №11 «Рябинушка» г. Заринск, Алтайский край
Дата поступления работы на конкурс: 06.06.2017г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Составление рассказа о весне»

Образовательная область : речевое развитие.

Цель : создание условий для формирования умения составлять рассказ.

  • способствовать формированию грамматического строя речи;
  • активизировать в речи детей слова, обозначающие действие указанных существительных;
  • упражнять в умении составлять рассказ по мнемотаблице.

Возрастная группа детей : средняя группа.

Материалы и оборудование :

  • письмо от Пети, фотография Пети, кейс – иллюстрации для игры «Четвёртый лишний», кейс – иллюстрации для составления предложений, мнемотаблица на тему «Весна».

Технология : кейс – технология; мнемотехника.

Методы и приемы : создание проблемной ситуации, беседа, игровое упражнение «Четвёртый лишний», составление предложений, составление рассказа.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент

Деятельность детей

Деятельность педагога

Дети проявляют интерес

Перед детьми возникает проблема.

Дети отвечают на вопросы.

Высказывают свои предположения.

Педагог обращает внимание детей на письмо и говорит:
– Дети, сегодня утром я получила письмо, на нём написано «Детям группы № 7».
– Хотите узнать от кого оно?
– Посмотрите, здесь фотография какого-то мальчика.
– Кто же это?
– Может он написал нам письмо?
– Давайте прочитаем, что же там написано.
(читаю письмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Петя. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Однажды, мимо меня пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа».

Педагог создаёт проблемную ситуацию:

Вопросы к детям: «И о чём же он нас просит?»; «Мы сможем ему помочь?» «А как это можно сделать?»

Запишем рассказ и отправим его Пете

2. Основная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Дети проходят к столу, и

выполняют задание самостоятельно.

Дети отвечают на вопросы

Солнышко
светит, греет…
снег
тает
ручеёк
бежит, журчит.

Дети составляют предложение.

Рассказать ему о весне

Дети составляют рассказ опираясь на мнемотаблицу.

Педагог предлагает детям поиграть и вспомнить всё, что они знают о весне.
Педагог приглашает детей к столу, где лежат кейс – иллюстрации и говорит:
– возьмите каждый по конверту,
– найдите себе удобное местечко,
– откройте ваши конверты,
– что вы в них видите?
– попробуйте сами догадаться, что нужно сделать.
Я буду смотреть за временем.
Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Педагог обращается к одному из детей:
– Как ты разложил картинки?
– Почему?
– Правильно, одна из картинок лишняя и не подходит к весне.

– Все согласны?
Давайте рассмотрим картинки, которые вы отнесли к весне.
– Что на них изображено?
А солнышко весной что делает?
– Что вы видите на следующей картинке?
А снег, что делает весной?
А что изображено на следующей картинке?
А ручеёк весной что делает?
Педагог предлагает взять, ещё по одному конверту и говорит:
– откройте ваши конверты;
– что вы в них видите?
Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картинки и придумать предложение по своей картинке так, чтобы каждое предложение начиналось со слова «весной».
Педагог обобщает ответы детей, проговаривает все предложения.
Ну вот мы с вами поиграли и вспомнили все о весне, давайте вспомним о чем нас просил Петя?
Ребята давайте повторим рассказ с опорой на картинки.
А я запишу ваши рассказы, для того чтобы отправить их Пете.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: “Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц”

Класс: д/с

Образовательные задачи:

  • Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
  • Совершенствовать умения детей создавать схематическую запись текста.
  • Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план.
  • Упражнять детей в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде,
  • числе и падеже.
  • Закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу.

Развивающие задачи:

  • Развивать коммуникативные и речевые навыки.
  • Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение
  • Развивать фонематический слух.

Воспитательные задачи:

  • Формировать доброжелательность, инициативность.
  • Воспитывать умение слушать ответы других детей.
  • Воспитывать интерес к природе.

Методические приемы:

  • беседа, чтение рассказа, вопросы, лексико-грамматические
  • упражнения, словарная работа, игровой момент, составление модели к рассказу в виде
  • картинно-графического плана, физминутка, сюрпризный момент.

Виды детской деятельности:

  • коммуникативная,
  • двигательная,
  • восприятие художественной литературы,
  • игровая.

Материал:

  • Рассказ К.Ушинского «Четыре желания»,
  • мнемотаблицы,
  • картинки с изображением разных времён года, блокнотики для детей.

Ход занятия

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас много гостей. Давайте, поздороваемся с гостями.

– Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на занятие.

Сегодня утром к нам в гости приходил Почтальон Печкин, для нас он принёс конверт.

– Что же там внутри? (загадка).

В светлице живут четыре сестрицы:
Одна от горя седая,
Другая зеленая, молодая,
Третья жаркая, пряная,
Четвертая желтая, румяная.
(времена года)

– А давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:

– Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)

– Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)

– Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)

– Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

– Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем в игру. Я буду говорить вам начала предложения, а вам предстоит его закончить, используя противоположное по смыслу слова.

Летом погода тёплая, а зимой . (холодная)

В сентябре ранняя осень, а в ноябре . (поздняя)

Облако лёгкое, & туча (тяжёлая)

Читайте также:  Материал для обследования лексико-грамматического строя речи у школьников

Летом дни длинные, а зимой дни …(короткие)

Осенью птицы улетают в тёплые края, а весной птицы… (прилетают).

Осенью насекомые засыпают, а весной . (просыпаются)

Осенью дни пасмурные, а летом … (солнечные, ясные)

В солнечный день настроение веселое, а в пасмурный день…(грустное)

Урожай бедный, а наоборот . (богатый)

Яблоко кислое, а наоборот. (сладкое)

Летом идёт дождь, а зимой. (снег)

II. Основная часть
1. Объявление темы

– А какое у вас любимое время года и почему? (ответы детей)

– Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя, и ему нравились все четыре времени года? (реплики детей)

– Об этом мальчике писатель Константин Дмитриевич Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания». Хотите послушать? Я попрошу Вас быть очень внимательными.

(воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»)

2. Первичное чтение

3. Беседа с детьми

– На доске вы видите схемы-подсказки. С их помощью, мы запишем план нашего рассказа. Который потом поможет нам пересказать рассказ как можно более точно.

— О чём говорится в этом рассказе? – (о разных временах года)

— О каком времени года в рассказе говориться первым? ( о зиме)

— Почему Митя прибежал домой румяный и весёлый?- (Ответы детей)

— Чем Мите понравилась зима? – (Ответы детей)

— О каком своём желании он сказал отцу? (Ответы детей)

— Куда предложил отец записать желание Мити? (Ответы детей)

— Почему Митя назвал весну прелестью? (Ответы детей)

— Какое желание мальчик назвал отцу в этот раз? (Ответы детей)

— Что опять посоветовал отец сделать Мите? (Ответы детей)

— Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)

— Какими словами мальчик сказал об осени? (Ответы детей)

– Скажите, может так быть, чтобы человеку нравились все времена года, как Мите? (Ответы детей)

– Почему рассказ называется «Четыре желания»? (Ответы детей)

– Ребята, какой же можно сделать вывод — какое же время года лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему)

4. Словарная работа (работа по тексту)

– Ребята, в рассказе есть слова, значение которых мы с вами уточним.

—Что означает слово румяный? (красный, алый).

—Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).

—Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много).

—Что значит, восторг (веселье, радость).

– Что такое сенокос (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено).

– Ребята‚ а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

5. Физльтминутка

– А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика, Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Мы на саночках катались (полуприседания)
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх,)
Хорошо, когда зима (прыжки на месте!)
Бабочки порхают (помахать руками,)
Цветы зацветают (наклоны вперед),
Всюду, всюду красота (разводят руками,)
Что за прелесть весна (прыжки на месте!)
Мы с отцом на сенокосе (имитация покоса травы,)
В речку удочку забросим (размахнуться, руку вперед,)
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (обмахиваются,)
Лето — лучшее время года (прыжки на месте!)
Груши, яблоки в саду (руки в стороны),
Осень – лучшее время в году (прыжки на месте!)

6. Вторичное чтение с установкой на пересказ. Повторение теста с демонстрацией мнемотаблиц

— Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно. Поможет вам в этом план, составленный нами на доске.
(При вторичном прочтении, обостряется внимание детей на составленном из мнемотаблиц плане.)

—А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор.

Повторное чтение рассказа воспитателем.

– А сейчас я буду читать рассказ еще раз, а вы не забывайте обращать внимание на таблицы. В правильном ли порядке мы их расположили?

– Итак‚ слушайте очень внимательно.

1. Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была! ”

– Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя записал.

(таблица: модель времени года, санки, коньки, карманная книжка).

2. Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

(таблица: модель времени года, бабочка, цветок, карманная книжка).

3. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

(таблица: модель времени года, рыбу, копну сена карманная книжка)

4. Наступила осень. В саду собирали плоды _ румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

(таблица: модель времени года, яблоко, грушу, книжку).

– Ребята‚ мы верно составили с вами схемами этот рассказ? (Ответы детей)

— Для вас эти схемы являются планом рассказа, они нам помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно.

– Кто хочет рассказывать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.

— Кто может рассказать историю с начало до конца?

III. Заключительная часть
Итог занятия

— Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.

— С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)

— Кто написал рассказ? (Константин Дмитриевич Ушинский).

— Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

– Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

Сюрпризный момент

— За ваши старания я приготовила вам записные книжки, куда вы можете записывать свои рассказы в картинках.

Сказка «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

«— Запиши твоё желание в мою карманную книжку», — сказал отец.

Пришла весна, Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному

лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

– Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

* Используемые во время занятия мнемотаблицы.

Использование мнемотаблиц, схем в художественно – речевом развитии дошкольников Подготовила Воспитатель МКДОУ 2 п.Дубна Минайчева Л.М. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемДарья Капитонова

Похожие презентации

Презентация по предмету “Дошкольные (подготовительная группа)” на тему: “Использование мнемотаблиц, схем в художественно – речевом развитии дошкольников Подготовила Воспитатель МКДОУ 2 п.Дубна Минайчева Л.М.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Использование мнемотаблиц, схем в художественно – речевом развитии дошкольников Подготовила Воспитатель МКДОУ 2 п.Дубна Минайчева Л.М. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

2 Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

3 Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Их используют для: обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов; Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

4 Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

5 Составление рассказа по мнемотаблицам. 1. Рассматривание мнемодорожек. 2. Составление предложений по мнемодорожкам. 3. Рассматривание мнемотаблиц. 4. Составление рассказа воспитателем. 5. Составление рассказа детьми. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

6 Пересказ рассказа. 1. Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок. 2. Ответы на вопросы по содержанию( языковой разбор текста). 3. Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы. 4. Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу. 5. Коллективный пересказ. 6. Самостоятельный пересказ текста. 7. Анализ самостоятельных пересказов детей Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

7 Этапы работы над стихотворением Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу. Конкурсмоя педагогическая инициатива Портал «О детстве»

8 Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

9 Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

10 Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

11 Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

12 Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

13 Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

14 Портал «О детстве»

15 Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

16 Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

17 Портал «О детстве»

18 Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

19 Индивидуальная работа по опорным картинкам. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

20 Пересказ рассказа Здравствуй, зимушка-зима! 1. Чтение воспитателем текста и демонстрация опорных картинок. Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой! 2. Ответы на вопросы по содержанию. Вопросы: Какое наступило время года? Где лежит снег? Какой снег? Какая погода на улице? Куда пошли дети? Как они оделись? Что делали дети на прогулке? Нравиться ли детям гулять зимой? 3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. 4. Пересказ текста ребёнком своими словами. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

21 Составление рассказа о зиме по мнемотаблице Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег. Снег лежит на земле, на деревьях, на домах. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

22 В домах зимой топят печи. В небо идёт дым. Люди зимой делают кормушки для птиц. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Читайте также:  Стихотворный материал, используемый при массаже кистей рук массажным шариком Су-Джок

23 Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик. Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

24 В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

25 Н.Нищева Ёлочка Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

26 В зимнем небе, сделав круг, Накренились сани вдруг! И с подарками мешок Выпал прямо на снежок! Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

27 Дед Мороз. Дед Мороз, Дед Мороз, Деткам ёлочку принёс, А на ней фонарики, Золотые шарики, Дед Мороз, Дед Мороз, Деткам сладости принёс, Вафли ароматные И конфеты мятные. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

28 Работа с мнемотаблицей на слово весна. 1. Перекодирование информации по данной таблице. Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из- под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы. 2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

29 Заучивание стихотворения Весна – красна. Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме. ^ Весна – красна Ты, весна, весна – красна, Что с собою принесла? Принесла я для лугов Покрывало из цветов. Принесла для ёлки Новые иголки. Для осины и берёз Свежих листьев целые воз. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

30 Пересказ рассказа Весна в окно стучится по мнемосхеме. Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба. 2. Ответы на вопросы по содержанию текста: Что делает весной солнце? Как солнце весной светит и греет? Что делают ручьи? Какие изменения происходят на реках? Что такое проталины? Как называются самые первые цветы? Что сделали насекомые? Что можно сказать про вербу? 3. Повторное чтение рассказа. 4. Пересказ текста детьми своими словами.. 1. Чтение текста воспитателем и демонстрация мнемотаблицы. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

31 Составление рассказа-описания Весна – красна по мнемотаблице. 1. Рассматривание мнемодорожек. 2. Составление предложений по мнемодорожкам. Весной солнце часто появляется на голубом небе. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

32 Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки. Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи. Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки. Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

33 4. Составление рассказа о весне воспитателем. Пришла весна – красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники. 5. Составление рассказа детьми. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

34 Материалы для развития памяти, речи и заучивания стихотворений В нашем детском саду – маленькие столики. В нашем детском саду – голуби и кролики. В нашем детском саду – песенки и сказки. В нашем детском саду – кубики и краски. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

35 Посмотрите – в магазине Все игрушки на витрине: Заводные зайчики, Куколки и мячики, Пушистые котята, Матрёшки, медвежата! Все на полочках сидят, С нами поиграть хотят! Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

36 На большом диване в ряд Куклы Катины сидят. Два медведя, Буратино и весёлый Чипполино, И котенок и слоненок. 1,2,3,4,5- Помогаем нашей Кати мы игрушки сосчитать. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

37 В огород пойдём, урожай соберём. натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный.очень вкусный, Щавеля нарвем немножко. И вернемся по дорожке. Мы морковки Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

38 БЕГАЛ ЗАЙКА ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ, Сделать дом ему не лень. Да боится, что в домишко Заберется лапой мишка Серый волк или лиса- Лучше бегать по лесам Дом у зайки под кустом. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

39 Ходит-бродит по лужку Рыжая корова. Даст она нам к вечерку Молока парного. Саше, Маше и Маринке – Будет всем по полной крынке. Всем попить достанется. И коту останется. Портал «О детстве»

40 В работе можно использовать ребусы Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

41 Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

42 Особое внимание хочу обратить на наглядно-предметную схему для развития навыков словообразования, т.е. образование новых слов путём слияния двух других слов. Можно использовать игровые наглядные схемы («ПАР» + «ХОД» = «ПАРОХОД»). Самым положительным моментом этой схемы является, что речь педагога сводиться к минимуму – он показывает, а ребёнок образовывает нужное словосслово. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

43 В работе с предложением, с помощью графической схемы учу детей самостоятельно составлять схему к предложению, анализировать, сколько слов в предложении, задавать вопросы к каждому слову. Можно использовать другой вариант составления предложения ввиде схематических рисунков. Он состоит из отдельных фрагментов, которые помогают, подсказывают ребёнку направление мысли. Это помогает установить связь между отдельными фрагментами, даёт возможность проявить творчество, выбирая самостоятельно нужные фрагменты Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

44 Применять модельные схемы можно и в других видах деятельности. Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ предмета; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

45 Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

46 Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удалаётся достичь следующих результатов: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

47 Используемая литература: Л.Н. Ефименкова Формирование речи у дошкольников, 1985 г.; Т. Ткаченко – журнал Дошкольное воспитание 10, 1990 г; В.П. Глухов О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР, Дефектология, 1990; Войкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. Болынева Т.В. Учимся по сказке. Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – – 3. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

48 Спасибо за внимание. Конкурсмоя педагогическая инициатива Портал «О детстве»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

Автор:
Иванова Галина Васильевна,
воспитатель
МДОУ д/с “Золотая рыбка”
г.Лянтор Сургутский район
Тюменской области

Цели занятия:

Повторить и закрепить знания о звуках. Продолжать учить различать гласные и согласные звуки.

Закреплять умение находить место звука. Продолжать учить выполнять звуковой анализ слова: делить слова на слоги.

Способствовать развитию звукого анализа и фонематического слуха.

Развивать устную речь, логического мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук, познавательность.

Воспитывать желание помочь слабым, доброжелательность, любовь и бережное отношение к птицам.

Предшествующая работа: Чтение сказки «Гуси-лебеди» отгадывание загадок, беседа о птицах.

Оборудование: дерево-яблоня, печка, речка, фишки цветные, предметные картинки, тетради, карандаши, яблоко, корзина с яблоками, картинка синицы.

2 Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами на занятии обучению грамоте отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать.

В сказке небо синее

В сказке птицы страшные

Яблонька спаси меня

Реченька спаси меня

-Ребята, нам пришло письмо от Аленушки она просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к бабе-яге. Поможем Аленушке? Чтобы начать путешествовать по сказке, давайте скажем волшебные слова.

Ра-ра-ра- начинается игра.

СА-са –са- ждут в пути нас чудеса.

(Выбегает баба-яга под музыку)

Вы зачем сюда явились? Не отдам я вам Иванушку, не найдете вы его.

Ребята, где живет баба-яга? (в дремучем лесу)

В лесу воют волки у-у-у

Шелестят листья ш-ш-ш

Ползают и свистят змеи с-с-с

Что мы произнесли? (Звуки)

Что такое звуки ?( мы слышим , произносим)

Какие бывают звуки? Чем согласные звуки отличаются от гласных ?

-Ребята, смотрите дерево? Что за дерево?(яблоня). Давайте, спросим у яблони куда гуси-лебеди Иванушку унесли?

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

  1. Поиграйте с яблоком. Игра «Звуки потерялся».

(передаем яблоко называя слово)

…арелка, …тул, …осуда, …ыба, …уртка, …каф, …ожка, …ираф, …илка.

Молодцы! Справились с заданием. Идем дальше.

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка-яга живет (поворот обратно)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая? ( грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят.

  1. Ребята смотрите мы дошли до речки может речка знает куда гуси-лебеди Иванушку

Унесли? Давайте, спросим. Речка, речка куда гуси-лебеди полетели? Нам нужно пойти через речку. Чтобы пройти через речку, надо правильно определить мягкие и твердые звуки, с которых начинаются слова на карточках.

(Работа с карточками и фишками)

Молодцы, ребята! Справились. Вот мы с вами прошли речку.

  1. Встречаем печку

Печка-печка куда гуси-лебеди полетели? Определите место звука а в словах задания к нам прилетели синичка. Она хочет нам помочь. Как и в слове, у синички есть начало-голова, середина -тело, конец-хвост. Где у нас летом живут синица? А зимой? Почему?

Синицы приносят большую пользу лесам, паркам и садам.

Большая синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сами.

(Выполнение задания, Идем дальше.)

Это деревья в лесу

Это деревья в лесу

Руки подняли плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут тоже

Покажем, руки положим назад.

(Баба-яга выбегает под музыку)

  1. Отгадайте загадку

На курьих ножках

Звуковой анализ слова изба

Ск-ко звуков в слове? (4)

2 зв? (з)согласный, твердый, звонкий.

3 зв? (6)согласный, твердый, звонкий.

Сколько слогов в этом слове? Молодцы!

Баба-Яга, не отдам Иванушку, заштрихуете мою избушку, тогда отпущу.

  1. Работа в тетради

Баба-яга: Вы справились заданиями, забирайте своего Иванушку.

Иванушка: Спасибо ребята, что вы меня спасли от злой бабы-яги. Вам яблоня передала яблоки,

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Ссылка на основную публикацию