Составление описательных рассказов

Консультация для воспитателей по теме “Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста”ассказов детьми младшего дошкольного возраста”

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №19 «Яблонька»

Консультация для воспитателей по теме “Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста”

с. Барановское

Московская область

“Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста”

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь, а речь ребёнка развивается с его мышлением. Мыслительные и языковые навыки дети приобретают при общении с окружающими. В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап обучения по составлению описательных рассказов. Дети этого возраста еще не могут дать самостоятельного связного изложения, поэтому взрослые должны научить их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Речь их носит характер диалога со взрослым. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. В младшем возрасте главной целью является – обогатить словарь, речь детей, научить рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. Большую роль играют не только вопросы взрослых, но и его высказывания, которые обобщают детские ответы и служат образцом построения предложений, расширению словарного запаса слов. При повторном рассматривании картины новые слова, словосочетания закрепляются в памяти детей. Большое значение имеет ваша речь: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной и понятной для вашего ребенка. Таким образом, вы научите детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность. При рассматривании картины надо упражнять детей в связных высказываниях, формировать внимание к точной и эмоционально выразительной речи. Картины помогают обогатить содержание детских высказываний, усиливают желание ребенка делиться впечатлениями, мыслями, чувствами.

Описательный рассказ – это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе всегда присутствует много определений, обстоятельств, элементов образности.

Описательные рассказы бывают 3-х видов:

описательные: описание одного предмета.

– сравнительные: описание 2-х предметов с контрастными признаками (причём поэтапно сопоставлять их однозначные признаки);

– объяснительные: это рассказ с элементами рассуждения и доказательств.

Методика обучению рассказу – описанию детей 3-4 лет:

– рассматривание и исследование игрушки;

– беседа с детьми;

Приёмы описания игрушки: Критерии отбора игрушек:

– рассматривание; – не должны быть мелкими;

– сравнение; – могут быть одинаковыми по

-беседа с детьми; названию, но разными по

– совместное рассказывание; внешнему виду;

– вопросы взрослого; – близки к естественному виду;

– тактильное восприятие; – должны быть безопасны.

– игра с этим предметом;

Практика показывает, что данный вид рассказывания вызывает трудности. Такая деятельность утомляет детей однообразием. Составление рассказа по описанию нужно строить с опорой на мотивировки, близкие и понятные.

Например игра «Магазин».

Как научить составлять описательный рассказ, используя игру «Магазин» Предложите ребёнку поиграть в магазин, например – овощной. Разложите на столе – «прилавке» игрушки и объясните, что вы будете продавцом, а ребёнок покупателем. Но поставьте перед ребёнком условие, что игрушку вы продадите, если ребёнок опишет её, но не станет называть. Для детей 3 – 4 лет можно предложить описывать предмет по 2 – 3 признакам: форме, цвету и вкусу. Примерные образцы рассказа: для детей 3 – 4 лет: «Он круглый, оранжевый, сладкий…»

Можно использовать такую разновидность составления рассказа, как занятие – выставка. Взрослый организует выставку предметов. Выбирает экскурсовода и посетителей. Например, мама и папа, бабушка и дедушка

могут быть посетителями, а ребёнок экскурсоводом. Ребёнок должен, как можно подробнее, рассказать вам обо всех предметах на выставке, ответить на все ваши вопросы. Экспонатами выставки могут быть любые предметы: игрушки, посуда, спортивный инвентарь и даже собственные рисунки вашего ребёнка.

Примерные образцы рассказа: для детей 3 – 4 лет: «Это посуда. Тут кастрюля, там половник. Они нужны, чтобы варить суп». Ещё можно использовать игру – соревнование и рассказывать об игрушках. Игрушка ближе всего ребёнку и это не будет выглядеть как занятие. Эта игра – занятие больше всего подходит для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет).

Сначала взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любую игрушку. На пример: «Это медведь. У него густая коричневая шерстка, чёрные глаза. У медведя весёлая мордочка. Он одет в розовые шортики. Мне очень нравится эта игрушка».

– Затем предложите ребёнку описать любую игрушку самостоятельно.

– Научив ребёнка описывать игрушки, можно перейти к описанию животных. Взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любого животного. Как и в игре в «магазин», в зависимости от возраста, увеличивается количество признаков, по которым ребёнок должен описать животное.

-Взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любого животного.

Например: «В лесу я встретила ёжика. Сам он серый, с белыми острыми колючками. У ёжика короткие лапы и хитрая мордочка. Ёж был очень симпатичный».

– Затем предложите ребёнку описать любого животного самостоятельно. После того, как ребёнок научился составлять элементарные описательные рассказы, можно попробовать описывать предметы, сравнивая друг с другом.

Сравнивать можно: – описывая два предмета по очереди (например: «Лось большое животное. По цвету он тёмно-коричневый. Рога у него широкие, низкие и расходятся в разные стороны. Олень меньше лося. Окрашен он в серо-белый цвет. Рога у оленя высокие, ветвистые). Особенности обучения детей составлению описательных рассказов, предусматривает обучение детей построению описательных и повествовательных высказываний сначала совместно со взрослым, а потом самостоятельно. Поскольку описание содержит, прежде всего, выделение самых разнообразных признаков объекта, на 1 этапе обучения привлекайте внимание детей к особенностям объекта (т.е. учите детей наблюдать и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают). На данном этапе можно проводить следующие игры: «Про кого я говорю?»; «Угадай, что за зверь?»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого предмета. Взрослый описывает кого-либо из детей группы, называя несколько деталей внешнего вида и одежды, дети определяют о ком идет речь. Затем дети сами выделяют характерные признаки предметов и объектов в играх и упражнениях типа: «Скажи какой?».

Цель: учить выделять признаки предметов. Взрослый вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой либо признак, например: «Это груша. Она желтая, похожа на лампочку…». «Кто, что умеет делать?». Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Детям показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком;

собака – лает, сторожит, кусается, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. «Кто больше действий назовет». Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия. Детям задаются вопросы, требующие использования при ответе глаголов. Например: что можно делать с цветами? – рвать, нюхать, дарить, сажать, поливать. Что делает дворник? Продавец? Парикмахер? Мама? Что можно делать с мячом?

«Кто больше увидит и назовет». Цель: учить выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки. Когда дети стали называть 3 – 4 признака предмета, можно переходить на следующий этап обучения. На 2 этапе подводите детей к целостному описанию, т.е., к описанию содержащему все структурные части: начало – называние объекта, середина – перечисление признаков и действий, конец – отношение к нему (понравился? Чем?). Ведущим приемом в обучении составлению описательных рассказов в младшей группе используется совместное рассказывание. Начинать надо со сравнительного описания, когда два объекта сравниваются между собой. Виды описания: – Пофразное параллельное описание. Взрослый задает содержание, говорит фразу об одном объекте, а ребенок о другом. Для сравнения возьмите сначала очень похожие предметы: куклы в различной одежде, зайцы, разные по окраске, с разными предметами в лапах; затем совсем разные: медведь и заяц, белка и лиса, яблоко и помидор. – Сопряженное описание. Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Это … заяц. У зайчика…Зайка любит … Он живет … и т. д. – Коллективное описание несколькими детьми. Игра: «Встань в круг». Цель: учить составлять коллективное описание игрушки. Дети встают в круг. Вносится новая игрушка. Первый играющий (вначале взрослый) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки. При составлении описательных рассказов с детьми младшего дошкольного возраста следует помнить о необходимости мотивации речевой деятельности. Мотивация должна исходить из условий естественного общения. Так, обычно мы пользуемся описательным типом речи, если хотим сделать кому-то комплимент, подмечая какие-либо достоинства внешности и характера человека. С детьми мы тоже хвалим кого-то: куклы спорят, кто из них наряднее, разрешим их спор, расскажем, какие они красивые, похвалим их. По обучению описательному рассказыванию в качестве методических приемов обучения используем вопросы и указания, образец, совместное рассказывание. Эти же приемы используются и при описании детьми предметов и картинок. В описании по памяти (о своей любимой игрушке, домашнем животном, новом платье) используется прием параллельного описания. Развитие речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. И вопрос о проблеме развития связной речи всегда являлся одним из самых актуальных. Из моего опыта и опыта моих коллег видно, как сложно детям овладеть свободным высказыванием. Поэтому из маленьких капелек собираются большие водоёмы. Составление описательного рассказа – это то же маленькие капельки, которые помогут прийти к большому водоёму развёрнутой связной речи. А связная речь – это развёрнутое

изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Пересказ текста с элементами творчества «Спор животных» (по К.Д.Ушинскому).

Цель: Обучение детей пересказу с элементами творчества.

Задачи: учить пересказывать текст, используя элементы драматизации; совершенствовать фразовую диалогическую речь: развивать воображение, умение перевоплощаться: воспитывать заботливое отношение к домашним животным; воспитывать чувство доброжелательности друг к другу.

Оборудование:картинки с изображением домашних животных; план-схема; шапочки с изображением животных (корова, лошадь, собака, кошка, коза).

Рассмотрите картинки с изображением животных и ответе на вопросы:

Какие это животные?Каких домашних животных вы еще знаете?

Дидактическая игра «Подбери словечко».

А. признак к предмету.

Б. действие предмета

Воспитатель – кошка (какая?) – Дети: ловкая, игривая, мягкая, ласковая;

– собака (какая?) – Дети: пушистая, злая, сердитая;

– свинья (какая?) – Дети: толстая, жирная, грязная;

Воспитатель: – кошка (что делает?) Дети: – лакает, царапается, мяукает, облизывается, выгибается;

– собака (что делает?) – Дети: сторожит, охраняет, лает, грызет, бросается, кусает, нападает, виляет;

– свинья (что делает?) – Дети: хрюкает, роет, чавкает.

Чтение текста «Спор животных».

Словарная работа. Ребята, как вы понимаете, что значат слова:

– заспорили – начали спорить, доказывать свое;

– соха, борона – орудия труда, инструменты для того, чтобы пахать и рыхлить землю;

– стерегу – охраняю, сторожу;

– спорить по-пустому – говорить зря;

– пропал бы – плохо было бы, тяжело стало жить.

Ответы на вопросы.

– Какие домашние животные затеяли спор? – Что говорила лошадь? корова? собака? – Кто прекратил спор? – Что он сказал? – Почему хозяин сказал животным: «Каждый из вас хорош на своем месте?»

Физминутка. Использование потешек.

Дидактическая игра «Отвечай одним словом» (на внимание). У кого рога? Мягкие лапки? Вымя? Копыта? Пятачок? Грива?

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

А. составление плана с помощью схем. – Кто заспорил сначала? Потом? – Кто прекратил спор? (Дети выставляют карточки).

Б. распределение ролей.

В. пересказ текста путем драматизации диалога.

Задание на воображение. Что бы ты ответил, если был бы кошкой? козой? и т.п.

Драматизация рассказа с участием новых персонажей. Дети рассказывают сказку по ролям, вводя новых персоонажей.

Как составить текст-описание 2 класс

С текстом-описание учащиеся знакомятся во 2 классе начальной школы. Особенность и цель данного текста – точное описание людей, растений, животных, предметов, явлений природы и других объектов.

Что значит описать предмет? Рассказать о предмете так, чтобы его можно было представить.

Текст-описание отвечает на вопрос: какой? какая? какое? какие? Следовательно, прилагательные являются опорными словами для текста-описание.

Текст-описание состоит из 3 частей. Его части можно менять местами в зависимости от построения:

  1. Главная мысль.
  2. Описание внешнего вида.
  3. Особенности.
Читайте также:  Проект создания системы взаимодействия специалистов в ДОУ

Рассмотрим пример текста-описания животного «Лиса».

Лиса – осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.

Определим части текста.

Главная мысль. Лиса – осторожный и хитрый зверь.

Описание внешнего вида лисы. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.

Особенности. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.

Учителя во 2 классе дают разные задания по составлению текста-описание:

1) составить текст-описание домашнего животного. Описать кота или собаку, которая живет рядом с человеком легче, чем представить дикое животное. Описывая домашнее животное, можно подробно рассказать о его внешнем виде и повадках.

Пример текста-описание кошки:

Кошка Кесси.

У меня есть кошка. Зовут ее Кесси, порода шотландская вислоухая. Цвет шерсти серый с полосками, животик светлвй, шерстка плюшевая.
Характер у кошки сложный. На руки она не идет, но любит играть с мячиком, «мышкой» и фантиками. Очень боится большой резиновый мяч. Если ей что-то не нравится, то она страшно шипит и рычит. Любит корм Dresms.
Договориться с Кесси не получается, но мы ее любим. Ведь с ней веселей.

2) Составление текста-описание дикого животного.

Пример текста-описание дикого животного:

Крокодилы
Крокодилы – водные хищные животные, длиной два – семь метров. У них плоская голова, приплюснутое туловище, массивные короткие ноги и мощный хвост. Глаза расположены высоко. Кожа толстая. Зубы находятся в специальных ячейках.
Крокодилы обитают во всех тропических странах, в пресных водоёмах. Первые крокодилы жили на суше. Современные крокодилы обитают в воде, яйца откладывают на суше.
Крокодилы – долгожители, они могут прожить до ста лет. У них нет врагов в природе. Крокодилы растут на протяжении всей жизни.

3) составление текста по опорным словам: маленькая, рыжая, густая, пушистая, красивая, стоят торчком, питается желудями, запасает летом, живет в лесу, хлопотливый, веселый.

Пример текста-описания по опорным словам:

Белочка

Идёшь по лесу, и вдруг видишь – мелькнёт в еловых ветвях маленький рыжий огонёк. Ну, конечно, это белка! Это очень весёлый зверёк. Шёрстка у неё густая, пушистая, красивая, ушки стоят торчком.
Всю жизнь белочка живёт в лесу. Питается жёлудями, орехами, грибами, ягодами и другими лесными дарами.
Все эти припасы наш хлопотливый зверёк прячет в кладовых. Всю зиму белочка будет питаться тем, что запасёт летом.

Презентация к тексту-описанию “Белочка”

4) составление текста-описания по плану:

План:
1. Встреча со зверьком (почему привлек внимание)
2. Описание внешности и повадок (какой он и какие совершает действия)
3. Твое отношение (Вывод)
Хомяк
В этом году я впервые увидел хомяка. Вечером, кто-то проскочил мимо, и скрылся под крыльцом дома. А через некоторое время появилась удивительная мордочка странного зверька.
Это был зверёк, похожий на жирного кролика. Хвост длинный, толстый. Спинка буро-рыжая, брюшко черного цвета. Лапки маленькие и скрещены на груди. Усы длинные и носик розовый. А глаза черные, светятся в темноте. Это был хомяк. Он смотрел на нас и удивлялся, почему мы здесь? Пришлось его спугнуть. Зверек побежал по тропинке к кустам, а я за ним. И я очень удивился тому, что он с лёту прыгнул в воду и поплыл. Оказывается, он умеет плавать! А когда плывёт, щёки у него становятся большими.
Когда хомяк скрылся, я долго думал, почему он меня не испугался и так долго смотрел на меня? А потом понял. Хомяк ведь был дома у себя, это я у него в гостях, просто он маленький и не может вступить в бой с человеком.

Подведем итог: изучая разные виды текста в начальной школе, учащиеся знакомятся с текстом-описание, сравнительное описание, текст-повествование, текст-рассуждение.

«Составление описательных рассказов о профессиях с опорой на план — схему». НОД по развитию связной речи у детей

Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье».

Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная.

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

  • Формировать умение составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.
  • Расширять и активизировать словарь по теме “Профессии”.
  • Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном и дательном падеже; в подборе слов-действий.
  • Совершенствовать умение вслушиваться в стихотворный текст загадки.
  • Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности инициативности.
  • Создавать эмоционально благополучный климат, обеспечивать необходимую двигательную активность.

Оборудование:

  • демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий
  • раздаточные картинки с изображением инструментов
  • схемы для составления описательных рассказов
  • компьютерная презентация
  • кукла Незнайка
  • мяч

Предшествующая работа:

  • Беседы «Профессии наших мам и пап».
  • Чтение В.Маяковский «Кем быть?», Е. Пермяка «Мамина работа».
  • Игры «Загадки о профессиях», «Как сказать иначе», «Доскажи словечко».
  • Экскурсии на стройку, в магазин, больницу.

Ход НОД

Организационный момент.

Игровое упражнение «Кто это? Кто спрятался (кого не стало?)»

Компьютерная презентация загадок.

Введение в тему.

Воспитатель: Сегодня на улице я встретила мальчика. На все вопросы он отвечал «не знаю», «не знаю». Вы не скажите, кто это, как его зовут? (Незнайка). Я его пригласила к нам.

Незнайка: О чем вы тут говорите?

Дети: О профессиях людей.

Незнайка: Я тоже много профессий знаю и даже знаю, кто, чем занимается.

Игровое упражнение «Кто что делает?»

Предложить детям послушать, как Незнайка рассказывает о том, что делают люди разных профессий. Решить, правильно ли он говорит, и поправить Незнайку, если это необходимо.

Учитель учит детей в школе.

Повар лечит людей.

Шофер убирает двор.

Дворник водит машину.

Швея чинит сапоги.

Сапожник шьёт одежду.

Продавец продает продукты.

Строитель подстригает людей.

Парикмахер строит дома.

Незнайка благодарит детей за правильные ответы и предлагает поиграть в следующую игру.

Игровое упражнение с мячом “Кто, где работает?”

Дети стоят в кругу.

Шофер – на дороге.

Повар – в столовой.

Строитель – на стройке.

Продавец – в магазине.

Парикмахер – в парикмахерской.

Воспитатель – в детском саду.

Незнайка приглашает помочь разобраться кому, что нужно для работы.

Игровое упражнение «Кому что?»

Работа в микрогруппах. Дети к картинке с профессией подбирают инструменты.

Затем детям предлагается определиться, кем бы они хотели быть, когда вырастут. Раздаются схемы для составления рассказов.

Изучение нового.

Составление описательного рассказа по схеме.

Название профессии. (Кто это?)

Место работы. (Где работает?)

Что делает человек данной профессии?

(Что делает на работе?)

Что ему нужно для работы?

(Какие предметы нужны ему для работы?)

— Это продавец. Продавец работает в магазине(супермаркете, универсаме и т.д.). Он продает продукты, одежду, мебель и т.д. для работы ему нужны прилавок, весы, касса, продукты, одежда.

Самостоятельные рассказы детей.

Закрепление материала.

Игровое упражнение «Составь предложение»

Незнайка предлагает, опираясь на картинки закончить предложение.

— Чему вы сегодня научились?

— Что узнал Незнайка из ваших рассказов?

Автор: Глызина Алена Алексеевна,
воспитатель речевой группы,
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение № 324,
г. Красноярск, Красноярский край, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы. Тема: «Составление описательных рассказов при помощи заданной схемы»

Программное содержание: учить детей составлять описательные рассказы при помощи заданной схемы. Совершенствовать умение детей отвечать полным предложением, уметь грамматически правильно строить их. Закрепить умение подбирать уменьшительно-ласковые существительные к заданным словам. Продолжать учить подбирать слова антонимы. Проводить дальнейшую работу над звукопроизношением окончаний «оч», «ич». Активизировать в речи детей слова: деревянный, пластмассовый, плюшевый. Воспитывать усидчивость, желание заниматься.

Ход занятия

– Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?

– Правильно, весна. Какой сейчас месяц весны? (май)

– Конечно, сейчас у нас время года весна и последний месяц весны май.

– Ребята, я знаю, что многие из вас знают стихотворения о весне?! Кто хотел бы их прочитать?

(Когда будете слушать, обратите внимание, как стихотворение было прочитано, с какой интонацией, выразительно или нет, радостно, грустно, тихо).

– А теперь, ребята, давайте вспомним шорох весенних листьев.

– Как они шуршат? (ш-ш-ш)

– Какой звук мы слышим? (ш)

– Скажите тише, громче, опять тише.

– А сейчас я вам прочитаю скороговорку и мы её проговорим все вместе и по одному: «Я по камешкам пошёл, шубу шёлковую нашёл».

– Ребята, хотите поиграть в интересную игру?! Называется она

«Под мостиком проплыви, слово ласковое назови».

(Дети становятся парами. Держась за руки проходят под «мостиком» из рук детей. Воспитатель показывает каждой паре новую картинку. Один ребёнок называет слово, обозначающее предмет на картинке, другой называет это слово ласково).

– Правильно, назвали все слова. А сейчас полетели как бабочки тихо-тихо и сели на свои стульчики.

– Ой, ребята, к нам кто-то стучится. (Раздаётся стук в дверь и появляется медвежонок)

– Здравствуй медвежонок! Как тебя зовут?

– Мишутка. Я пришёл к вам за помощью. У моей мамы скоро день рождения. Я хотел бы ей подарить подарок, но не знаю где его взять. У нас в лесу магазинов нет, где продают игрушки.

– Что мне делать, ребята?

– Не переживай, Мишутка. У нас в детском саду есть такой магазин игрушек. И я предлагаю вам поиграть в игру «Магазин игрушек».

– Мишутка, какую игрушку ты хотел бы подарить своей маме? (миша выбирает)

– Я буду продавец, а вы покупатели. Покупатель купит игрушку если правильно опишет её вот по этой схеме. (показ схемы)

– Медвежонок выбрал подарок, но рассказать о ней по схеме не может.

– Я помогу Мишутке.

(3-4 ребёнка рассказывают, указывая: название, цвет, форма, материал, как играть, размер).

– Мишутке очень понравились ваши рассказы об игрушке.

– А сейчас мы с вами немного разомнёмся.

Физминутка «Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И в вразвалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

– Молодцы, хорошо медвежата размялись. А сейчас сели на полянке. Мишутка приготовил для нас интересное, весёлое стихотворение. Слушайте внимательно и скажите, что здесь перепутано.

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете. (пауза обсуждения)

Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете. (пауза обсуждения)

А за ним во всю прыть
Прыгая шагами, (пауза обсуждения)

Волк старался переплыть
Миску с пирогами. (пауза обсуждения)

Заяц на небо взглянул:
Там землетрясенье. (пауза обсуждения)

И из тучи на него
Капало варенье. (пауза обсуждения)

(Дети замечают неправильные высказывания, обговаривая как правильно)

– Молодцы, послушали такое весёлое стихотворение. Мише понравилось как вы отвечали.

– И ещё Мишутка назовёт слова, а вы к ним попробуйте подобрать слова противоположные – антонимы:

Верёвка толстая – а нитка ….(тонкая)

Уголь чёрный, а снег….. (белый)

Груша сладкая, а лимон…. (кислый)

Кисель варят густой или ….. (жидкий)

Пруд мелкий, а море….. (глубокое)

– Ребята, мне с вами было очень интересно играть, я ещё к вам приду. А сейчас с подарком мне надо бежать к маме. Досвидания.

Составление описательного рассказа об игрушке с использованием мнемотаблицы “Моя любимая игрушка” для детей старшей группы,

В данной разработке предствлен конспект по развитию речи для детей ствапршей группе на тему ” Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы ” Моя любимая игрушка”

Читайте также:  Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом

Просмотр содержимого документа
«Составление описательного рассказа об игрушке с использованием мнемотаблицы “Моя любимая игрушка” для детей старшей группы,»

Образовательная деятельность по развитию речи

cоставление описательного рассказа об игрушке с использованием мнемотаблицы “Моя любимая игрушка” для детей старшей группы,

Актуальность темы. В современном мире все больше детей увлекаются игрушками, которые изготавливаются на станках в основном из пластмассы или компьютерными играми. Все эти игрушки конечно развивают ребенка, но не несут в себе никакой ценности. Мне хочется привлечь внимание детей к игрушкам сделанным из разных материалов – дерева, пластмасса, резина, металла.

Программное содержание. Учить детей составлять описательный рассказ об игрушке, опираясь на мнемотаблицу. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Совершенствовать грамматической строй речи (образованием имен существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами), учить образовывать прилагательные существительными. Закреплять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых сделаны игрушки.

Методические приемы. Сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец

воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.

Предварительная работа. Заучивание стихотворения, беседа о любимых игрушках. Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Игрушки». Раскрашивание картинок-разукрашек с изображением игрушек.

Приемы руководства деятельностью детей:

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация иллюстраций, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.

2.Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.

3. Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.

4.Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.

Ожидаемый результат

1 Названия игрушек, их отличительные признаки, состав­ные части;

2.Как можно играть той или иной игрушкой;

3.Из какого материала сделана игрушка.

Оборудования: презентация ,мультфильм, интерактивная игра.

Воспитатель. Ребята подойдите ко мне и встаньте в круг. В нашей группе ты и я. Вместе дружная семья. Будем мы гулять по кругу. Здравствуй скажем мы друг другу.

Воспитатель. Давайте возьмемся за руки, посмотрим в друг другу глаза, улыбнемся и скажем. Здравствуй.

Воспитатель. Ребята чтобы узнать о чем мы будем говорить, пройдемся стульчикам.

Воспитатель. Вам понравилось этот мультфильм. Про что это мультфильм.

Дети. Об игрушках, о том как девочка относилась к своим игрушкам. У нее было много игрушек. О том как плохо относиться своим игрушкам.

Воспитатель. Надеюсь среди вас таких мальчиков и девочек нет.

Воспитатель. Ребята вот мы подошли к теме нашей занятии. Сегодня мы поговорим о наших игрушках.

Воспитатель. Давайте подойдем к столу, на котором разложены игрушки. Посмотрите, какие игрушки у нас в гостях. Они одинаковые.

Сделано из разных материалов, они разного цвета и размера. Все разные, не похожие друг на друга. Они разного размера, цвета, сделана из разных материалов. С ним можно поиграть в разные игры.

Воспитатель. Давайте рассмотрим их повнимательней. Возьмите по одной игрушке, по трогайте и определите из какого материала сделана это игрушка. Это тема вам уже знакома, вы справитесь. Подержали? Потрогали? Определили? Давайте по очереди расскажем из чего сделана игрушка в ваших руках.

Игра ” Из чего сделано

Индивидуальные ответы детей.
Эта матрешка сделана из дерева, значит она – … (деревянная)
Это мяч сделана из резины – … (резиновая)
Ведро сделано из пластмассы – … (пластмассовое)

Это машина сделана из металла (металлическая)
Это мягкая игрушка сшита из меха.

Исследовательская деятельность.

Если я брошу мяч, что произойдет. Игрушка разобьется или сломается.

Дети. Мяч останется целым, будет подпрыгивать, ударяясь об пол.

Воспитатель. Если я сожму резиновую игрушку в руке. а потом отпущу, что тогда произойдет?

Дети. Мяч вернет свою форму.
Воспитатель. Что можно сказать о пластмассовых игрушках? (Кубик)

Дети. Она прочная, легкая, твердая не меняет своей формы.
Воспитатель. А теперь проведите рукой по металлической игрушке. Что можно сказать о ней.

Дети. Твердый, гладкий, звонкий.

Воспитатель. А что можно сказать о деревянной игрушке. (Твердая, не ломается)

Ребята, давайте опустим деревянный кубик в воду и посмотрим, что с ними произойдёт. Что делают кубик в воде? Дети: Плавает. Воспитатель: А теперь металлические предметы опустите в воду, что произошло с ними? Дети: Утонули. Воспитатель: Как вы думаете, почему деревянный кубик плавает, а металлические утонули? Дети: Деревянные -лёгкие, поэтому они держатся на воде, а металлические предметы утонули, потому что они тяжелее.

Игра “Один много” “Назови ласково”

Кукла, куклы, куколка

Машина, машины, машинка

Слон, слоны, слоник

Матрешка, матрешки, матрешечка

Барабан, барабаны, барабанчик.

Воспитатель. Молодцы ребята.

Появляется Незнайка

Незнайка. Здравствуйте детишки. Как здорово, что я вас нашел. Я слышал, что здесь про игрушки разговаривали. А в моем городе мастеров все смеются на до мной. Говорят что я не умею про игрушки рассказывать.. Ребята, помогите мне. Научите меня рассказывать про мои любимые игрушки.

Воспитатель. Ребята мы конечно же поможем незнайке. Но сначала мы с вами сделаем небольшую зарядку, чтобы набраться сил.

Физкультминутка

Воспитатель. Ребята, перед вами на экране схема. Она поможет вам научиться рассказывать про игрушки. На схеме картинки, обозначают цвет, форму величину, части игрушки, материал из чего сделана и способ обращения с игрушкой.

Воспитатель. Ребята тоже принесли любимую игрушку, попробуют рассказать о ней. А чтобы было вам легче, я вам раздам схему.

Примерный рассказ по таблице.

Моя любимая игрушка это машина. Она красного цвета, прямоугольной формы. Он не большого размера. Машина сделана из пластмасса, она пластмассовая. У него есть кузов, кабина, колеса, фара. Эту игрушку можно катать, играть в игру “Шафера” и “Такси”. А если она сломается, ее можно ремонтировать.

Моя любимая игрушка это кукла. На ней красное платье. Она не большого размера. Кукла сделана из резины, значит она резиновая. У куклы есть головка, шея, руки, туловище, ножки. Ее можно укладывать спать, покатать в коляске.

Воспитатель. Молодцы ребята. Незнайка, а ты понял как надо рассказывать о своих игрушках.

Незнайка. Я у вас многому научился, теперь никто не будет надомной смеяться. А вот моя любимая игра (пазлы). я решил их вам подарить. Ребята а вы любите играть в пазлы?

( Дети собирают пазлы под музыку)

Незнайка. Вы быстро собрали пазлы. А из чего они сделаны (картона или бумаги).

Незнайка. Молодцы а сейчас я хочу рассказать вам один секрет (как мультфильме котором вы смотрели). А на вас тоже обижаются игрушки.

Незнайка. Иногда игрушки тоже жалуются друг другу, кому что сломали, порвали, испортили. Какие правило нужно помнить.

Дети. Игрушками надо обращаться бережно не ломать их и долговое время нас радовали.

Воспитатель. Вы знаете стихотворение “Берегите игрушки”. Давайте вспомним его.

Заяц с куколкой играл

Платье куклы разорвал

Взял потом себе машинку

Разобрал на половину

Мячик маленький нашел

Этот мячик проколол

А когда конструктор взял все детали растерял.

Чем играть теперь другим? Нет не надо быть таким

Вы игрушки берегите и заботливо храните.

Пусть игрушки дружат снами.

Обижать их мы не станем.

Поиграем, а потом

Все на место уберем

Сами мы себе поможем

По местам мы их разложим

Игрушки не люди, но все понимают

И очень не любят когда их ломают.

Итог Воспитатель. Вам понравилось наше занятие. Что нового вы узнали?

Чему вы научились. С кем вы поделитесь.

Использованная литература

1.В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». – М.: Мозаика – синтез, 2011, 144с.;

2. Н.С. Голицына “Конспекты комплексно тематических занятий”, Москва “Издательство Скрипторий “, 2016 год соответствует ФГОС

3.О.С.Ушакова Е.М. Струнин “Игры и упражнения по развитию речи детей 5-6 лет” , Москва Издательский центр “Вентана-Граф”, 2016 год ФГОС.

4. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи», 2011 год.

5. Т.И.Подрезова “Материал к занятиям по развитию речи”, Айрисс-Пресс, Москва 2011 год

Социальная адаптация детей с синдромом Дауна
консультация на тему

Проблема социальной адаптации детей с синдромом Дауна заключается в том, что данный синдром не является болезнью, успешно коррегируемой медикаментозно, это особый тип развития, требующий специальных условий обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Социальная адаптация детей с синдромом Дауна12.93 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная адаптация детей с синдромом Дауна

Проблема социальной адаптации детей с синдромом Дауна заключается в том, что данный синдром не является болезнью, успешно коррегируемой медикаментозно, это особый тип развития, требующий специальных условий обучения и воспитания. Вся практика деятельности специалистов, и основного и вспомогательного плана (специалистов сопровождения), в конечном итоге преследует одну цель – максимально реализовать потенциальные возможности каждого ребенка с синдромом Дауна при обучении и воспитании, обеспечить ему социальную адаптацию во время нахождения в ДОУ и создать адаптированный ресурс для начальной и средней школы.

Чтобы организовать коррекционную работу по социальной адаптации детей с синдромом Дауна в ДОУ, необходимо использовать тематическое планирование.

Воспитатель планирует работу в рамках одной лексической темы в течение недели. На основе планирования подбирается речевой материал (стихи, речевые игры с движениями, рифмовок), доступный для понимания и воспроизведения с помощью графического языка (картинки, рисунки, пиктограмм, фотографии). Планируются ситуативные диалоги (с использованием мимики и жестов, пиктограмм), речевые игры с движениями, формирующие и закрепляющие умения использовать естественные общеупотребительные жесты при выполнении режимных моментов.

Социальная адаптация детей с синдромом Дауна происходит на протяжении всего дня пребывания ребенка данной категории в ДОУ, как на индивидуальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, в ходе режимных моментов, на прогулке и т.д.

Образовательная деятельность воспитателя с ребенком с синдром Дауна строится по четкому алгоритму, позволяющему ребенку данной категории неоднократно закрепить полученные знания. В процессе работы с ребенком данной категории используются три метода обучения: на первом месте находятся практические и наглядные методы, дополнением является словесный метод.

С помощью приемов альтернативной коммуникации (вербальные и невербальные средства общения), например, жесты как дополнение основных слов, обозначающих действие, регулирующих поведение. Кроме жестов можно использовать пиктограммы, картинки, рисунки, фотографии. Важно, чтобы ребенок с синдромом Дауна проявлял инициативу и самостоятельность в общении со сверстниками и взрослыми, задавая вопросы, начиная разговор, приглашая к деятельности, включаясь в игру.

Ещё одной составляющей специфики работы с детьми с Синдромом Дауна является организация работы с родителями, которые становятся активными участниками процесса социальной адаптации детей с синдромом Дауна к ДОУ. В тетрадях взаимодействия воспитатель даёт практические задания по использованию общеупотребительных жестов, схем, пиктограмм, в обыденной повседневной жизни.

Коррекционная работа по социальной адаптации детей с синдромом Дауна требует большой терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем. Не каждого ребенка с синдромом Дауна можно успешно подготовить к самостоятельной жизни. Но в любом случае коррекционно-педагогическая работа помогает развить у него способности к коммуникативному взаимодействию (вербальными и невербальными средствами общения), сгладить негативные проявления нарушений, усилить психическую активность, повысить качество жизни.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе

Рубрика: Психология

Дата публикации: 05.06.2017 2017-06-05

Статья просмотрена: 2116 раз

Библиографическое описание:

Гусейнова, С. Н. Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе / С. Н. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 398-401. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44049/ (дата обращения: 07.01.2021).

В статье раскрываются особенности воспитания, обучения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями с интеллектуальным недоразвитием вследствие генетической, хромосомной патологии (синдром Дауна).

Ключевые слова: ребенок-инвалид, синдром Дауна, психолого-педагогическая реабилитация

Согласно современному подходу к образованию и социокультурной политике в целом, право на образование принадлежит всем детям, включая детей — инвалидов независимо от причин инвалидности. Одним из процессов развития общего образования является инклюзивное образование, которое подразумевает доступность образования для всех, приспособление образования к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями вследствие психических болезней, обусловленных генетическими и хромосомными нарушениями, по-прежнему, является нерешенной и носит острый государственный характер в России 1 .

Анализ научной литературы и результаты исследований показывают, что синдром Дауна изучался в русле и в форме «олигофрении», Л. Даун говорил о синдроме Дауна как о идиотии монголоидного происхождения. В начале XX века многие ученые согласились с генетическим происхождением данного заболевания. Развитие детей с синдромом Дауна имеет несколько отличительных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования российских дефектологов, что отражено непосредственно в трудах Л. С. Выготского. Л. С. Выготским была заложена идея о структуре аномального развития ребёнка, согласно которой идея о наличие дефекта интеллектуального может вызвать выпадение одной из функций, а это в свою очередь приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает аномальное развитие ребенка. Сложность структуры аномального развития «особенного ребенка» связана с тем, что в наличии первичного дефекта, который был вызван биологическим фактором и вторичным нарушением, возникло неправильное развитие «особенного ребенка».

В качестве последствий неправильного развития детей отмечается феномен «социального аутизма» — отстраненность от внешнего мира. Если исключить детей с синдромом Дауна из жизни общества, то это обязательно отразится на качестве жизни детей данной категории, и их семьи; тем самым происходит нарушение связи между семьей и обществом. Нарушения в развитии проявляются у детей с синдромом Дауна с первых месяцев их жизни.

Так при осмотре ребенка с синдромом Дауна бросается в глаза низкая активность таких детей, они бездейственны. У детей с синдромом Дауна происходит замедленное формирование двигательных функций, а это приводит к задержке развития всех процессов в психологическом плане. Структура психических нарушений у детей с синдромом Дауна различна: речь возникает поздно и на протяжении всей жизни у многих детей с синдромом Дауна остается неразвитой, они понимают слова не в полном объеме, запас слов скудный. Особенно отстает мелкая моторика и речь. Поэтому для полноценного развития «особенных детей» необходима индивидуальная программа по развитию мелкой моторики, в частности применение крупотерапии. Ближе к 3–4 годам дети с синдромом Дауна становятся более активными и живыми, потому что начинают делать свои первые шаги. В этом возрасте у «особенных детей» начинает формироваться речь, они начинают чувствовать любовь к своим близким и родным. Однако развитие речи в этом возрасте (3–4 года) у «особенных детей» идет медленно, и они очень сильно отстают от сверстников. Речевые нарушения у «даунят» связаны с недостаточностью их развития в интеллектуальной сфере и врожденными проблемами со слухом. Однако, хотя интеллектуальный дефект и присутствует в процессе рождения «особенного ребенка», эмоциональная сфера у них сохраняется на протяжении всей жизни. «Особенные дети» очень ласковые, послушные, доброжелательные.

Дети с синдромом Дауна, как и все нормальные дети, любят, смущаются, обижаются, хотя иногда им присуще раздражительность, злобность и упрямство. Многие из детей с синдромом Дауна очень любопытные, могут хорошо подражать сверстникам и взрослым; такие качества обусловливают возможность обучения их навыкам самообслуживания и привлечения к труду. Состояние уровня навыков и умений, которого могут достичь «солнечные дети» различны и для всех детей разное.

Данный фактор, по мнению многих исследователей, обусловлен генетикой ребенка и средой обитания. Необходимо отметить, что по отношению к «особенным детям» исследователи занимают самые разные точки воззрения. Одни ученые до сих пор придерживаются точки зрения, что «особенные дети» не способны ни к какому обучению и воспитанию. Они считают, что «солнечным детям» недоступны чтение и письмо, потому, что уровень их интеллекта характерен для развития «имбицил». Другие исследователи придерживаются позиции в сторону оптимизма, аргументируя ее тем, что, несмотря на то, что «особенным детям», как правило, недоступны счетные операции, а также абстракция, для многих из «особенных детей» характерна хорошо развитая память и наблюдательность. У «особенных детей» наблюдаются экстраординарные способности к подражанию. А это значит, что детей с синдромом Дауна можно обучать и развивать, придав тем самым им направленность в жизни. Изучение опыта исследователей данного синдрома, а также опыт родителей, которые воспитывают «особенных детей», убеждает в том, что уровень возможностей каждого ребенка с синдромом Дауна должен оцениваться только индивидуально. Поэтому, любые обобщения с детей с синдромом Дауна являются ошибкой, поскольку физическое или психическое состояние ребенка с синдромом Дауна нельзя рассматривать отдельно от понимания его индивидуальных особенностей. Несмотря на генетические нарушения у детей с синдромом Дауна, а также отсутствие эффективной формы обучения особенных детей, на сегодняшний день существует возможность социальной интеграции детей данной категории в социум. Дети с синдромом Дауна имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, им необходимо не только упрощенная система помощи в обучении и развитии, а скорее индивидуальная программа обучения, но только в обычных условиях интеграции с обычными детьми. «Солнечным детям» сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, могут обладать очень хорошими способностями к визуальному обучению.

Запрос общества и государства об улучшении «качества жизни», социализации детей с ограниченными возможностями здоровья отражается в целом ряде документов: стратегическом направлении «Равные и разные», во введении ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) дошкольного образования. Поскольку, Стандарт дошкольного образования исходит из принципа создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, то встает вопрос об определении понятия психолого-педагогической реабилитации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья как деятельности по формированию специфических компенсаторных умений, навыков и качеств, потребность в которых «возникает в связи с нарушениями в действии механизмов социального наследования», обусловленными ранним влиянием аномального фактора.

Адаптацией и интеграцией людей с синдромом Дауна средствами социально-культурной деятельности занимаются организации, непосредственно работающие с людьми данной категории: «Даунсайд Ап» в Москве, Санкт — Петербургская общественная организация инвалидов «Даун центр», «Самарские солнышки» и другие. В театральной сфере были осуществлены многие проекты, например: «Danza Mobile», театр «Кабуки», театр «Экспромт», «Театр Простодушных». «Театр Простодушных» — социокультурный феномен современной России. Это некоммерческая театральная группа, основной состав которой люди с синдромом Дауна.

Работа учителя-дефектолога с педагогическим коллективом осуществляется по следующим направлениям 5 :

– Методическое и практическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов (семинары, семинары-практикумы, консультации и т. д.)

– Индивидуальная профессиональная поддержка педагогов в решении конкретных сложных ситуаций, связанных с оказанием помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

– Сбор качественной информации от педагогов (откликов, отзывов, пожеланий, потребностей) с последующим анализом и использованием их в составлении методических и программных материалов, в определении актуальных оснований для обсуждения на круглых столах, конференциях, методических объединениях и т. д.

Ещё одной из важнейших задач в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна является привлечение к активному сотрудничеству семей, т. к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся ему помочь. Поэтому специалисты детского сада консультируют родителей по проблемам развития их детей, знакомят с методами и приемами оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи. В условиях любого специализированного детского сада осуществляется инклюзивное образование детей с синдромом Дауна в общеразвивающих группах.

Инклюзия — это процесс увеличения степени участия детей в социуме, имеющих трудности в физическом и познавательном развитии. Инклюзивное образование предполагает разработку и применение таких решений, которые смогут позволить каждому ребенку с ОВЗ равноправно участвовать в академической и общественной жизни.

Процесс инклюзивного образования обеспечивается педагогами общеразвивающих групп. Специальная педагогическая помощь оказывается внутри учреждения занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом. Организация комплексного коррекционно-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна предполагает участие в нем каждого специалиста и руководителя детского сада.

Реализация сопровождения воспитанников с синдромом Дауна в рамках инклюзивного образования осуществляется по нескольким модулям. Диагностический модуль включает всю диагностику в рамках комплексной программы общеразвивающей группы, а также дополнительную диагностику в рамках коррекционной программы для детей с синдромом Дауна.

Коррекционно-развивающий модуль включает систему профилактических и развивающих занятий специалистов детского сада. Образовательный модуль включает разработку индивидуального образовательного маршрута, в реализацию которого включаются как воспитатели группы, так и узкие специалисты. В рамках данного модуля основным необходимым условием является учёт особенностей и уровня развития ребёнка с синдромом Дауна при организации образовательного процесса. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в инклюзивном образовании. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции. Она направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений ребёнка, имеет характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Окружающий предметный мир пополняется, в соответствии с возрастными возможностями ребёнка. При создании предметно-пространственной развивающей среды педагогический коллектив детского сада придерживается следующих принципов. Насыщенность среды: соответствует реализации комплексно — тематического построения (календарь праздников, тематических мероприятий) и возрастным особенностям детей 6 .

Трансформируемость: обеспечение возможности менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. Полифинкциональность: использование в детском саду множества возможностей предметов пространственной среды, их изменение в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, позволяет организовать пространство группового помещения.

Вариативность: возможность выбора. ребёнком пространства для осуществления различных видов деятельности (игровой, двигательной, конструирования, изобразительной, музыкальной) материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей.

Доступность: свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам и пособиям в разных видах детской деятельности (используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребёнок мог дотянуться до них без помощи взрослых, что способствует развитию самостоятельности).

Безопасность: соответствие предметно-развивающей среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасности (в помещении отсутствуют опасные предметы, острые углы). Материалы, игрушки и оборудование имеют сертификат качества и отвечают педагогическим и эстетическим требованиям.

Нужно отметить, что формирование речи детей с синдромом Дауна, а также их коммуникативных способностей — это весьма трудоемкий и длительный процесс, в котором задействованы все члены семьи и логопед. Правильная и непрерывная работа по развитию коммуникативных навыков детей с синдромом Дауна в дальнейшем будет способствовать их социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

  1. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафо- нова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 1. — С. 83–92.
  2. Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна: пособие для родителей. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. — С. 108–110.
  3. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — CПб.: Речь, 2005. — С. 115–116.
  4. Особенности формирования речевых и коммуникативных навыков у детей раннего возраста с синдромом Дауна // Современные тенденции образования лиц с ОВЗ / О. Г. Приходько и др. — М., 2014. — С. 25–28.
  5. Российская лекотека. Методическое пособие. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения (Особый ребенок в семье: помощь и поддержка). — М., 2006. — С. 13–15.
  6. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна: руководство для родителей / Кумин Либби; перевод с англ. Н. С. Грозной. — изд. 2-е, доп. — М: Благотворительный фонд «Даунсайд АП», 2012. — С. 128–129.
Ссылка на основную публикацию