Составление описательного рассказа с опорой на предметную картинку и схему

Конспект НОД для детей старшей группы по формированию связной речи «Составление описательного рассказа с опорой на схему»

Лариса Исламова
Конспект НОД для детей старшей группы по формированию связной речи «Составление описательного рассказа с опорой на схему»

Исламова Лариса Витальевна

КОНСПЕКТ

занятия для детей старшей группы

Вид занятия: Формирование связной речи.

Тип занятия: Составление описательного рассказа с опорой на

модель в виде плана-схемы.

Тема занятия. День рождения бурого медведя.

Цель: Научить строить описательный рассказ о бурых медведях с опорой на предложенную модель в виде плана-схемы.

– Развивать психические процессы: память, внимание, воображение,

– Учить принимать познавательную задачу и решать ее,

– Развивать умение находить причинно-следственные связи,

– Упражнять в умение соотносить слова с действиями в логоритмических

– Укреплять мимические мышцы лица посредством психогимнастики,

– Укреплять мышцы глаз,

– Развивать диафрагмальное дыхание,

– Развивать мелкую моторику,

2.ЗАДАЧИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ:

– Упражнять в согласовании существительных и прилагательных с числительными 2 и 5,

– Упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных мужского и женского рода множественного числа,

– Учить образовывать сложные прилагательные из 2-х слов,

– Упражнять в образовании существительного именительного падежа в существительное родительного падежа,

– Активизировать словарь детей: вечнозеленые, труднопроходимые, смешанные, хвойные, травоядные хищники; словами действиями; антонимами; прилагательными,

– Обогащать словарь детей: шатун, всеядные,

– Строить простые предложения,

– Строить сложноподчиненные предложения, используя союз «потому что»,

– Способствовать развитию диалогической речи,

– Строить описательный рассказ с опорой на предложенную модель в виде плана-схемы;

– Создать эмоционально-положительное настроение у детей,

– Воспитывать чувства сопереживания, радости,

– Воспитывать интерес к музыке.

Организационный момент –загадка:

«Этот мишка снежно-белый, самый крупный, самый смелый!

он всю жизнь живет в снегу, на холодном берегу».

Логопед – Ребята, вы узнали, кто это?

Дети – Белый медвежонок.

Появляется белый медвежонок (игрушка) – Умка.

Умка – Здравствуйте, я белый медвежонок – Умка.

Узнал, что у меня есть родственники – бурые медведи.

Хочу прямо сейчас увидеть своего брата – бурого медвежонка.

Л – Дети возможно ли зимой увидеть бурого медвежонка?

Д – Нет. Бурые медведи зимой залегают в спячку в берлогу.

У – Как же так? Я проделал длинный путь, чтобы познакомиться с бурыми медведями (огорченно).

Л – Дети, давайте что-нибудь придумаем (предложение). Давайте Умке расскажем все, что мы знаем о буром медведе. А я постараюсь вам помочь.

1 подсказка. А вот и 1 подсказка (показываю схему со знаком вопроса)«?» – кто это?

ИГРА: «Убери лишнее слово»

Л – лохматый, косматый, колючий, бурый

Д – «колючий»

Л – проговорим оставшиеся слова

Д – лохматый, косматый, бурый

Д – бурый медведь (показываю картинку с мишкой).

(Л. Представляет подсказки по плану- схеме).

УПРАЖНЕНИЕ «Нелепица»

Л – вносит картинку, где бурого медведя кормит хозяйка.

Д – так не бывает, чтобы бурого медведя кормила хозяйка. Он добывает пищу сам.

Л – бурый медведь – это домашнее или дикое животное?

Д – бурый медведь – это дикое животное. –(схема)

(Л. Дает краткий образец описания по первой подсказке).

2 подсказка – логопед представляет описание внешнего вида (с показом схемы).

Л – какой бывает бурый медведь?

УПРАЖНЕНИЕ «Путаница»

Л – представляет картинку – мозаику, где тело бурого медведя,а некоторые части других животных:

Морда кабанья, лапа волчья, уши заячьи, хвост лисий.

Л – Дети, Умка не знает как выглядит бурый медведь? Он все напутал, давайте разберемся.

Чья это голова? – кабанья (Дети отвечают)

Чья это лапа? – волчья

Чьи это уши? – заячьи

Чей это хвост?– лисий.

Л – Смотри, Умка, как правильно (убираю эти части).

Чья это голова? – медвежья (Дети отвечают)

Чья это лапа? – медвежья

Чьи это уши?- медвежьи

Чей это хвост? – медвежий.

УПРАЖНЕНИЕ С МЯЧОМ «Скажи наоборот»

Логопед в центре круга, бросает мяч ребенку, называя прилагательное, ребенок, бросая мяч логопеду, называет антоним прилагательного.

– У лисы хвост длинный – а у медведя короткий (Ребёнок отвечает)

– У слона уши большие —маленькие

– У человека нос белый — черный

– У рыси лапы узкие —широкие

– У мышки тело маленькое—большое

– У кошки мех редкий —густой

УПРАЖНЕНИЕ «Скажи одним словом»

Медведь с картинки строит диалог с ребенком:

– У меня черный нос – ты черноносый (Дети отвечают)

– У меня широкие лапы – ты широколапый

– У меня косые лапы – ты косолапый

– У меня широкая грудь – ты широкогрудый

– У меня короткая шея – ты короткошеий

– Я лежу на боку – ты лежебока

Логопед представляет описание второй подсказки. (показывая схемы «части тела», «мех»).

3 подсказка – логопед показывает схему- «место обитания».

Логопед вносит карту земного шара.

Л – Дети, покажите на карте, где обитают бурые медведи. Умка не знает.

Д – В лесах (ставят карточку с нарисованным медведем на карту России, где зелёный цвет (обозначение лесов).

Л – Но леса бывают разные (на стене представлены 2-е картины – смешанный и хвойный лес).

УПРАЖНЕНИЕ «Помоги бурому медведю найти свой лес»

Л – где живут бурые медведи?

Д – бурые медведи живут в вечнозеленых лесах.

(ребята берут картинку и «относят в лес»).

– бурые медведи живут в труднопроходимых лесах,

– бурые медведи живут в хвойных лесах,

– бурые медведи живут в густых лесах.

(Логопед представляет описание по третьей подсказке – схема «Карта России»).

4 подсказка – логопед показывает схему «Повадки».

Л – все лето бурый медведь охотится, добывает пищу. На кого охотится бурый медведь?

Д – на ежей, зайца, рыбу.

ИГРА «Большая охота» (с числительными: 2 и 5)

Л – Большая рыба –

Д – 2-е больших рыбы; 5 больших рыб

Л – Маленький заяц –

Д – 2 маленьких зайца; 5 маленьких зайцев

Л – Колючий ежик –

Д – 2 колючих ёжика; 5 колючих ежей.

ИГРА «Накорми медведя»

(Набор игрушек)

Л – предлагает брать картинкупредмет, называть определять это растение или животное.

Например: Бурые медведи едят репу – репа – это растение.

– Бурые медведи ловят рыбу – рыба – это животное.

Дети группируют предметы.

Л – животное, которое питается растениями, называют – травоядное животное, а того, кто питается животной пищей – хищник.

А бурый медведь тогда кто? Травоядное животное или хищник?

Д – ответы детей.

Л – бурые медведи всё едят – они всеядные.

ИГРА с мешочком (можно – с мячом) «Что умеет делать бурый медведь?» (закрепить словарь глаголов)

ИГРА «Что умеет делать бурый медведь»

Шла медведица к реке

с медвежонком бурым,

повалялась на песке,

Сына дальше повяла,

поискала и нашла

и полезла в воду.

Смотрит маленький медведь

А потом давай реветь:

– Как же я – то, мама!

Оглянулась мать, ворча,

и вернулась к «сыну» мишке.

Мокрой лапой с горяча хлопнула трусишку.

мишка в воду угодил, забарахтался, поплыл. ,

Ну а если плавать начал – нет причины плакать, значит!

УПРАЖНЕНИЕ «Кто где зимует»

Л – Собрались дикие животные в лесу и стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит.

– Я – сказала белка, (Л. надевает себе шапочку белки) – буду зимовать в дупле, там сухо, тепло, до весны запасов хватит.

– А я, – сказал бурый медведь (логопед надевает шапочку бурого медведя ребенку) – построю берлогу в яме под деревом, натаскаю листьев, постелю мох, забросаю ветками и залягу в спячку.

Логопед представляет описание по 4-ой подсказке, показывая схемы.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ (в руках у детей бумажные снежинки на палочках)

Л- действительно, когда пойдет первый снег, медведи уже в берлоге.

«Снежинка, снежочек, покружились разочек – в право, в лево, в верх, в низ, на носу остановись»

5 подсказка- логопед показывает схему «Назови семью».

Л – назовите семью бурого медведя.

Д – Папа – медведь

Детеныш – медвежонок

Л – Наступила зима по лесу ходили бурые медведи. А сейчас их нет.

Была медведица- нет медведицы (Дети)

Был медведь- нет медведя

Был медвежонок- нет медвежонка

У – Меня уже заждалась, моя мама. Давайте поскорее их разбудим.

Д – Нельзя! (объясняют по чему)

(Закрепляем слово «медведь- шатун»)

Л – И вообще, Умка, в наших лесах не только медведь залегает в спячку.

Еж, медведь, барсук, енот

спят зимою каждый год,

волка, зайца, рысь, лису

и зимой найдешь в лесу.

Описательный рассказ – одним ребенком.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ВЬЮГА»

Л – Всю зиму выла вьюга (дыхательная гимнастика)

Но наконец наступила весна.

ФИЗ. МИНУТКА с медвежонком (игрушкой)

Вышел миша из берлоги, – зажмурились

Разминает миша ноги

На носочках, он пошел, – ходьба на носках

И на пяточках потом, – ходьба на пятках

На качелях покачался, – приседания

И всем нам заулыбался – улыбнулись.

У – Здравствуй, я тоже медведь, только белый и зовут меня Умка!

М – А меня Мишутка. Я приглашаю всех на свой День Рождения!

Л – Дети, предлагаю сделать Мишутке подарки.

Упражнение на воображение «Ниткопись»

Д – Дарят «подарок» и называют его. Например «Я дарю тебе улитку».

Л –какой же праздник без угощения. (Угощает детей печеньем).

Конспект НОД по развитию речи у детей подготовительной к школе группы «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Время проведения 40.

Конспект НОД по развитию связной речи с опорой на схему-модель Т. А. Ткаченко «Магазин игрушек» Конспект НОД по развитию связной речи с опорой на схему – модель Т. А. Ткаченко «Магазин игрушек» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по развитию связной речи. Составление описательного рассказа о пчеле с использованием коллажа Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ; пополнить словарный запас по теме «Насекомые»; развивать умение логически последовательно.

Конспект по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о насекомых» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о насекомых» Обучающие задачи: * расширять представление.

Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» в старшей группе. Программные задачи: учить детей составлять.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» Цель: учить составлять небольшой рассказ (из – 2-3 предложений, отражающий содержание картины, учить подбирать определения к словам «снег»,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по пейзажной картинке» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ Связная речь: формировать у детей умение составлять рассказ по пейзажной картине, логически последовательно излагать.

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа «Снеговик» с опорой на схемы и картину» НОД в старшей группе Коммуникация. Тема: «Составление рассказа «Снеговик» с опорой на схемы и сюжетную картину «На прогулке» с последующим.

Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа о животном севера» ЦЕЛИ: коррекционно—образовательная: обучать детей составлению описательного рассказа от первого лица с опорой на схему коррекционно—развивающие:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа. Тема: «Зимующие птицы». Задачи: 1. Расширять.

Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей »

Консультация для воспитателей

«Обучение детей составлению описательных рассказов

на основе схем-моделей »

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и т. д. И наконец-то, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.

Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.

Слово, опирающееся на ясные и чёткие представления, обогащает ребёнка знаниями, развивает фонематические способности, помогает развитию мышления, памяти, внимания. Общение со взрослым формирует у ребёнка процессы социализации, приобщает его к общественным ценностям, активизирует словарный запас и общие коммуникативные навыки, что способствует успешному обучению в школе. Особо важной является работа по формированию связной речи посредством составления рассказов.

Существует ряд методик развития речи дошкольника (, , и др.). Однако, при обучении детей с общим недоразвитием речи использовать эти методики в полной мере невозможно. Для таких детей характерен скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания и несовершенством логического мышления.

Ведущий логопед г. Ткаченко разработала систему занятий для детей с ОНР по составлению описательных рассказов на основе схем.

Использование данных схем способствует совершенствованию связной речи и облегчает обучение детей составлению описательных и сравнительных рассказов.

Читайте также:  Конспект НОД: Автоматизация звука (Р)

Существует несколько видов составления рассказов:

1. Составление рассказа по демонстрируемому действию.

2. Составление рассказа по одной сюжетной картине.

3. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

4. Составление рассказа на основе сравнения предметов.

5. Составление описательного рассказа о предметах и временах года.

Самым сложным видом рассказывания является описательный рассказ о предмете, он вызывает наибольшие затруднения.

Вот основные из них:

1. Самостоятельно определить при рассматривании объекта его

главные свойства и признаки.

2. Установить последовательность изложения выявленных признаков.

3. Удержать в памяти эту последовательность, которая и является

обратила внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

1. Один из таких факторов – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки и производимые с ними действия.

2. В качестве второго вспомогательного фактора автор выделяет создание плана высказывания, где в предварительной программе-схеме есть все конкретные элементы высказывания. Важно также, что каждое звено высказывания последовательно сменяется другим.

Остановимся подробнее на принципах составления и использования рекомендуемых схем.

Лист картона разделен на 6-8 квадратов (по количеству характерных признаков предметов либо времен года)

1. Цвет. В первом квадрате нарисованы цветовые пятна (красное, желтое, зеленое, синее). Важно, чтобы они не имели четкой узнаваемой детьми формы, тогда внимание концентрируется на цвете предмета.

2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировать именно на форме предмета. Если форма игрушки сложная (кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается белым листом.

3. Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что величина предметов – это не только понятия «большой-маленький», но и «тонкий-толстый», «высокий-низкий», «длинный-короткий».

4. Материал. На это окошко наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу, дерево.

5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная и части не разбираются (мяч, кубик), то этот пункт закрывается белым листом.

6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря детей ( например, машину можно катать, привозить в ней песок, отвозить песок на стройку, завести ее в гараж, ремонтировать и т. д.)

ОПИСАНИЕ ПОСУДЫ

1. Цвет. Нарисованы 3-4 цветовых пятна.

2. Форма. В квадрате нарисованы круг, квадрат, прямоугольник

3. Величина. Нарисованы большая и маленькая кастрюли (или миски)

4. Материал. На окошко наклеены фольга, пластмасса, и пленка «под дерево» соответственно металлической, пластмассовой (или стеклянной) и деревянной посуде.

5. Части посуды. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды (донышко, ручка, крышка, носик).

6. Действия с посудой. Изображена кисть руки. Дети должны назвать, что можно делать с этой посудой (варить в ней компот, жарить картошку, наливать в нее воду, мыть ее и т. д.)

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ

1. Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна (красный, желтый, синий, зеленый). Детям объясняют, что цвет фруктов или овощей может быть и другим.

2. Форма. Изображены геометрические фигуры: круг, овал, треугольник.

3. Величина. Изображены 2 яблока – большое и маленькое (напоминают, что овощи и фрукты могут быть длинными, крупными, мелкими).

4. Вкус. Нарисованы конфета и лимон – контрастные по вкусу объекты. Детям предлагают вспомнить вкус описываемого предмета.

5. Место произрастания. Изображены дерево и грядка. Имеется ввиду:

растет в саду или в огороде.

6. Как употреблять в пищу. В квадрате изображены тарелка, вилка,

ложка и нож. В предварительной работе уточняется, какие овощи и

фрукты можно есть сырыми, какие варят, жарят, консервируют.

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ОДЕЖДЫ

1. Цвет. В квадрате изображены 4 цветовых пятна (красный, желтый, зеленый, синий) Детям объясняют, что цвет одежды может быть разным (белым с синими цветочками, в клеточку, в желто-красную полоску и. т.д.)

2. Материал. В квадрате 3-4 кусочка ткани (шерсть, хлопок, капрон). Естественно, что до составления описательного рассказа целесообразно провести предварительную работу по ознакомлению детей с разными тканями, из которых шьется одежда.

3. Части одежды. Изображен костюм, все детали которого находятся на некотором расстоянии друг от друга. Предварительно детей знакомят с названиями всех деталей костюма (воротник, рукава, карман, манжеты, юбка, оборка, пояс и т. д.)

4. Сезонность одежды. В квадрате нарисованы солнце (символ лета), кленовый желтый лист (символ осени), подснежник (символ весны), и снежинка (символ зимы).

5. Назначение. В квадрате нарисованы дети (мальчик и девочка) и взрослые (мужчина и женщина). Под назначением понимается одежда для взрослых или для детей.

6. Действия с одеждой. Нарисована рука с разведенными пальцами. Дети рассказывают, как за одеждой ухаживают (гладят, чистят, стирают, сушат и т. д.).

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ПТИЦ

1. Внешний вид. В квадрате – графическое изображение птицы. Ребенок называет птицу и части тела, цвет оперенья ( голова, два крыла, две ноги, хвост, покрыта перьями ).

2. Зимующая или перелетная. В квадрате изображена елочка со снежинками и пальма с солнцем. В предварительной работе уточняются зимующие и перелетные птицы, а также домашние они или дикие.

3. Где живет. В квадрате изображены скворечник и дупло. В предварительной работе уточняется место проживания: дупло, гнездо, скворечник, а также место обитания – сад, лес, озеро, болото и т. д.

4. Чем питается. В квадрате нарисована миска. В предварительной работе уточняется, чем питается конкретно каждая птица ( червячками, зернышками, семенами растений, ягодами, рыбой и т. д. )

5. Как выводит птенцов. В квадрате изображено гнездо с яйцами. В предварительной работе уточняется, как птица выводит птенцов (высиживает ли яйца, заботиться ли о птенцах).

6. Какую пользу приносит человеку. В квадрате изображен человек. В предварительной работе уточняется, как птицы помогают человеку (дятел лечит деревья, уничтожая вредных насекомых, курица несет яйца, которые человек использует в пищу и т. д.).

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

1. Внешний вид. В квадрате – графическое изображение животного. Ребенок называет животного и части тела (голова, 4 лапы, хвост, уши, покрыт шерстью или кожей и т. д.)

2. Место, где живет. В квадрате изображено здание. В предварительной работе уточняются места проживания животных: в норе, в берлоге, в логове, в конюшне, в коровнике, в доме и т. д.

3. Чем питается. Изображена миска. В предварительной работе уточняется, чем конкретно питается каждое животное (ягодами, растительной пищей, рыбой, мясом, мелкими зверьками).

4. Как зовут детеныша. В квадрате изображена детская коляска. Ребенок называет детеныша животного.

5. Какую пользу приносит человеку. В квадрате изображен человек. Этот пункт используется только для описания домашних животных (лошадь помогает человеку в хозяйстве, корова дает молоко и мясо и т. д.)

6. В каких сказках или мультфильмах встречается данное животное. В квадрате – изображение телевизора и книги. Ребенок называет сказки, где данное животное является героем («Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Кот Леопольд», «Три поросенка» и т. д.)

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ВРЕМЕН ГОДА

Составлению рассказов по этой схеме предшествует предварительная работа, которая проводится на прогулках, и в свободное от занятий время. Это систематическое наблюдение за погодой и за сезонными изменениями в природе. Как показывает опыт работы, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например – пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава, – необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребенка.

Все рассказы можно начинать так: «Наступила осень» или «Пришла весна».

1. Солнце. В первом квадрате схемы нарисовано солнце. Дети рассказывают о солнце в определенное время года (светит жарко, светит, но не греет, часто бывает за тучами и т. д.)

2. Небо. Изображены облака. Имеется в виду внешний вид неба

(пасмурное, ясное, покрыто облаками и т. д.)

3. Земля. Нарисован клочок земли с травой. Дети рассказывают, как

выглядит земля в разное время года: покрыта снегом, опавшими

листьями или сырая от дождя, покрыта сухой травой или появилась

первая весенняя травка, цветут цветы.

4. Деревья. Изображено дерево без листьев. Ребенку предлагается

рассказать, как выглядят деревья в определенное время года: появились почки, появились листья, листья пожелтели и опали, деревья стоят в снегу и инее и т. д.

5. Одежда людей. На этой части схемы изображены мужчина и женщина.

Ребенок должен рассказать об изменениях в одежде людей и причинах такого изменения.

6. Изменения в жизни зверей. Нарисованы 2 знакомых детям зверя,

например, заяц и белка. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года ( «зимой заяц меняет серую шубку на белую, чтобы быть незаметнее на снегу» или «ранней весной просыпается медведь и выходит из своей берлоги»).

7. Изменения в жизни птиц. Изображены контурно 2 знакомые детям птицы, например ворона и ласточка. Дети в своем рассказе отражают изменения в жизни птиц («осенью ласточки, стрижи и другие перелетные птицы улетают в теплые края» или «зимой на деревьях можно увидеть воробьев, ворон, сорок, они ищут корм и человек заботится о них, ставит кормушки»)

8. Занятия и игры детей. В квадрате – снеговик, скакалка и бумажный

кораблик. Ребенок рассказывает, чем занимаются дети в то или иное

время года: катаются на санках, лепят снежную бабу, убирают опавшие

листья, купаются в реке, мастерят скворечники, сажают цветы и т. д.

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ

В предварительной работе у дошкольников должна быть достаточная информация об основных профессиях, которые ребенок знает в соответствии со своим возрастом.

1. Название профессии. В квадрате нарисован повар, готовящий обед.

2. Место работы. В квадрате – графическое изображение завода.

3. Что делает человек данной профессии. В квадрате нарисована ладонь.

4. Что нужно для работы (инструменты и оборудование). В квадрате нарисованы молоток, ложка и клещи.

Такие схемы могут быть составлены к каждой лексической теме и в ее рамках могут являться универсальными для любого предмета.

Как они могут быть использованы на занятиях?

Как часть занятия

1. В виде дидактической игры, например «Писатель», когда ребенку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ» или «сказку» о звере, или птице, или посуде, или одежде в зависимости от изучаемого материала. Затем кто-либо из детей выходит под аплодисменты друзей и рассказывает подготовленное им по опорной схеме описание картинки или предмета.

2. Игра «Самый главный» тоже хорошо воспринимается дошкольниками. Педагог раздает детям муляжи овощей или фруктов (или предметные картинки зверей, птиц,) и рассказывает сказку о том, как поспорили фрукты-овощи в саду-огороде (или звери-птицы в лесу), кто из них самый главный. Дети озвучивают героя, описывая его по схеме от первого лица и заканчивая словами «Я самый главный!». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные, и все они главные, среди них нет более или менее важных.

3. Еще одна игра «Загадки». В данном случае один ребенок загадывает предмет и описывает его по схеме, а остальные дети отгадывают, о чем он говорил. Ребенок, который первым отгадал название предмета, составляет следующий описательный рассказ.

В индивидуальной работе

Аналогично можно использовать дидактические игры «Писатель» или «Покупатель». Воспитатель предлагает побыть ребенку писателем или покупателем, а сам будет благодарным слушателем или продавцом. «Писатель» рассказывает «сказку» о предмете, а «Покупатель» описывает предмет, который хочет купить у продавца.

Итак, составление рассказов развивает монологическую речь, творчество, фантазию и способность к сочинительству.

Список изученной литературы

1. Гербова по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.,1987.

2. Ткаченко и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. – М.,2007.

3. Сохина речи детей дошкольного возраста. – М.,1979.

4. Источник: http://logoportal. ru/razvitie-svyaznoy-rechi-konsultatsiya/.html

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» п. Шумячи

«Обучение детей составлению сравнительных рассказов»

«Составление описательных рассказов о профессиях с опорой на план — схему». НОД по развитию связной речи у детей

Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье».

Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная.

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

  • Формировать умение составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.
  • Расширять и активизировать словарь по теме “Профессии”.
  • Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном и дательном падеже; в подборе слов-действий.
  • Совершенствовать умение вслушиваться в стихотворный текст загадки.
  • Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности инициативности.
  • Создавать эмоционально благополучный климат, обеспечивать необходимую двигательную активность.

Оборудование:

  • демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий
  • раздаточные картинки с изображением инструментов
  • схемы для составления описательных рассказов
  • компьютерная презентация
  • кукла Незнайка
  • мяч

Предшествующая работа:

  • Беседы «Профессии наших мам и пап».
  • Чтение В.Маяковский «Кем быть?», Е. Пермяка «Мамина работа».
  • Игры «Загадки о профессиях», «Как сказать иначе», «Доскажи словечко».
  • Экскурсии на стройку, в магазин, больницу.
Читайте также:  Звук (3), буква З - конспект НОД

Ход НОД

Организационный момент.

Игровое упражнение «Кто это? Кто спрятался (кого не стало?)»

Компьютерная презентация загадок.

Введение в тему.

Воспитатель: Сегодня на улице я встретила мальчика. На все вопросы он отвечал «не знаю», «не знаю». Вы не скажите, кто это, как его зовут? (Незнайка). Я его пригласила к нам.

Незнайка: О чем вы тут говорите?

Дети: О профессиях людей.

Незнайка: Я тоже много профессий знаю и даже знаю, кто, чем занимается.

Игровое упражнение «Кто что делает?»

Предложить детям послушать, как Незнайка рассказывает о том, что делают люди разных профессий. Решить, правильно ли он говорит, и поправить Незнайку, если это необходимо.

Учитель учит детей в школе.

Повар лечит людей.

Шофер убирает двор.

Дворник водит машину.

Швея чинит сапоги.

Сапожник шьёт одежду.

Продавец продает продукты.

Строитель подстригает людей.

Парикмахер строит дома.

Незнайка благодарит детей за правильные ответы и предлагает поиграть в следующую игру.

Игровое упражнение с мячом “Кто, где работает?”

Дети стоят в кругу.

Шофер – на дороге.

Повар – в столовой.

Строитель – на стройке.

Продавец – в магазине.

Парикмахер – в парикмахерской.

Воспитатель – в детском саду.

Незнайка приглашает помочь разобраться кому, что нужно для работы.

Игровое упражнение «Кому что?»

Работа в микрогруппах. Дети к картинке с профессией подбирают инструменты.

Затем детям предлагается определиться, кем бы они хотели быть, когда вырастут. Раздаются схемы для составления рассказов.

Изучение нового.

Составление описательного рассказа по схеме.

Название профессии. (Кто это?)

Место работы. (Где работает?)

Что делает человек данной профессии?

(Что делает на работе?)

Что ему нужно для работы?

(Какие предметы нужны ему для работы?)

— Это продавец. Продавец работает в магазине(супермаркете, универсаме и т.д.). Он продает продукты, одежду, мебель и т.д. для работы ему нужны прилавок, весы, касса, продукты, одежда.

Самостоятельные рассказы детей.

Закрепление материала.

Игровое упражнение «Составь предложение»

Незнайка предлагает, опираясь на картинки закончить предложение.

— Чему вы сегодня научились?

— Что узнал Незнайка из ваших рассказов?

Автор: Глызина Алена Алексеевна,
воспитатель речевой группы,
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение № 324,
г. Красноярск, Красноярский край, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

Алгоритм рассказа

Содержание статьи.

(Для быстрого перехода нажмите на название раздела)

На этой странице представлены карточки – схемы или алгоритмы рассказа, которые помогут ребенку легко составлять рассказ описание по теме.

Эти схемы ребенок должен держать у себя в голове, и когда ему предстоит рассказать на определенную тему, он мысленно представляет себе эту таблицу и производит описание.

Что же такое алгоритм рассказа?

Алгоритм – это точное представление у ребенка того что надо сказать, и в какой последовательности это надо говорить.

Например, просим ребенка рассказать вот об этом предмете. Опираясь на мнемотаблицу.

Примерно, мы должны услышать следующее:

Это посуда, кастрюля, кастрюля красного цвета в белый горошек, она среднего размера и сделана из железа, у нее есть две ручки и крышка, кастрюля нужна для того чтобы готовить суп, кашу или компот.

Все просто! Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!

Сейчас у многих детей отсутствует умение связно составить рассказ на заданную тему.

Это один из трудно дающихся видов речи у детей. Так как в силу возраста не хватает словарного запаса и знаний у детей.

Этому навыку обучают воспитатели в детских садах, но часто бывает так, что для ребенка этого недостаточно. Ребенку постоянно нужна практика, поэтому родители тоже должны включиться в этот процесс, если хотят, чтобы ребенок к школе мог легко и просто рассказать о любом животном, овоще или фрукте, явлении природы и т.п. Чтобы у ребенка была красивая и связная речь.

В процессе освоения монологического рассказа, на помощь приходят мнемотаблицы, по – другому, можно назвать, алгоритмы рассказа или схемы.

О пользе, и как работать, и что делать, более подробно читайте тут Мнемотехника для детей.

Коротко о том, что надо сделать.

Надо распечатать таблицы и иногда просить ребенка, рассказать Вам, о какой либо игрушке, ягоде, грибе, смотря на таблицу.

Опорные схемы для составления описательного рассказа. Набор из 22 карточек-схем в картинках

Познакомить ребенка с таблицей:

  1. Прочитайте вопрос из ячейки, показывая пальцем на тот квадрат, где он написан.
  2. Спросите, все ли ему понятно?
  3. Если нет, то доступно объясните ребенку непонятные для него вещи.
  4. Покажите на- примере, как пользоваться таблицей.
  5. Попросите ребенка, чтобы он попробовал.

Такие таблицы составляются на разные темы (животные, семья, времена года, животные, грибы, ягоды, деревья, птицы, овощи и фрукты и т.д)

Цель занятий с алгоритмами рассказов, это развитие связной речи у ребенка. Делайте успехи вместе с ребенком, играйте и развивайте его словарный запас.

Благодаря мнемотаблицам ребенок научится выстраивать логические цепочки и излагать свои мысли.

Выбирайте алгоритмы рассказа.

Схема рассказа о Грибах

Схема рассказа о Ягодах

Схема рассказа о Деревьях

Развиваем связную речь у детей 5 лет . Комплект наглядных пособий: картинки, схемы, планы рассказов, 13 сюжетных картинок. 44 цветные карточки формата А4 + методические рекомендации.

Схема рассказа о Фруктах, Овощах.

Алгоритм рассказа «Весна».

Алгоритм рассказа «Лето»

Алгоритм рассказа «Зима»
Алгоритм рассказа «Осень»

Развиваем связную речь у детей 6 лет . Комплект наглядных пособий: картинки, схемы, планы рассказов, 13 сюжетных картинок . 44 цветные карточки формата А4 + методические рекомендации.

Конспект занятия. Описательный рассказ по картине.

Составление рассказа-описания по сюжетной картине “Скатерть бела весь свет одела”.

Цель занятия: составление детьми разных видов описательных рассказов о конкретных объектах картины с использованием метафор.

Задачи: 1. Закреплять умение определять состав картины, моделировать его.

2. Продолжить работу по обучению составлению описательного рассказа трёх видов:

—рассказ, как фиксация изображённых объектов и их смысловых взаимодействий;

—описание картины, как раскрытие темы;

—развёрнутое описание конкретно взятого объекта.

3. Продолжить работу по обучению создания образных характеристик объектов путём составления метафор.

4. Продолжить работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.

5. Упражнять в образовании и употреблении относительных и качественных прилагательных, согласовании их с существительными.

6. Активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные».

7. Закреплять умение составлять сложноподчинённые предложения с союзными словами потому что, чтобы, если бы.

8. Воспитывать умение сопереживать героям картины, понимать их чувства.

Словарь. 1.Названия: берлога, нора, дупло, шкура, хищники,

2. Признаки: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, гибкий, осторожный, хищный.

3. Действия: добывать, рыскать, рычать, охотиться, прятаться, сосать, лакомиться.

I . Организационный момент.

— Дети, посмотрите, какие у нас красивые, улыбающиеся, добрые гости. Надо с ними поздороваться.

Игра “Кто больше подберёт красивых слов?” ( с мячом).

Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, лохматый

Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, злой, голодный, клыкастый

Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, быстрая, ловкая

Заяц (какой?) – маленький, длинноухий, пугливый, ловкий, пугливый

Белка (какая?) – рыжая, маленькая, шустрая, быстрая, ловкая, запасливая.

Игра “Скажи верно”.

– У лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая).

– У зайца короткий хвост. Какой заяц? (Короткохвостый).

– У лисы острые уши. Какая лиса? (Остроухая).

– У медведя большая голова. Какой медведь? (Большеголовый).

– У снегиря красная грудка. Какой снегирь? (Красногрудый).

– У белки рыжий хвост. Какая белочка? (Рыжехвостая).

II . Основная часть.

1. Определение состава картины.

Игра “Кто самый внимательный?”

Выделяем предметы на картине. Располагаем предметные картинки на мольберте (медведь, лиса, белки. заяц, снегири, берлога, дерево, ель, рябина, снег, шишка, сугробы).

Игра “Кто что умеет делать?”

Подбираем глаголы к предметам.

Медведь умеет ходить, спать, рычать, лакомиться, добывать.

Лиса умеет бегать, искать, охотиться, догонять, вынюхивать.

Заяц умеет прыгать, петлять, убегать, прятаться.

Белка умеет запасать, перепрыгивать, хлопотать.

Снегирь умеет летать, зимовать, клевать, вспархивать.

2.Установление взаимосвязей между объектами на картине.

Игра “Ищу друзей”.

На мольберте мелом соединяем друзей, дети оречевляют.

– Медведь дружит с берлогой, потому что он в ней спит.

– Заяц дружит с кустом, так как он под ним прячется.

– Лиса дружит со снегом, потому что он ей помогает отыскать зайца.

– Белки дружат с дуплом, так как там устроен их уютный дом.

-Снегири дружат с ветками рябины, которыми собираются полакомиться.

III . Физминутка “На лесной полянке”. Дыхательные и голосовые упражнения.

– А сейчас звери нас приглашают к себе на полянку подышать лесным свежим морозным воздухом. Набираем носом воздух и на выдохе произносим: “Хорошо!”

– Вокруг полянки растут высокие и низкие деревья (Подняли руки вверх). Ветер шумит в низких деревьях, тихо шелестя:”Ш-ш-ш”; в высоких деревьях – сильнее: “Ш-ш-ш”. А затем ветер стихает.

IV . Закрепление материала.

1. Подбор объектов по определённому признаку.

Игра “Какой, что такое же. “

– У нас есть картинки-подсказки (лежат на столах).Подбираем слова к предметным картинкам.

Медведь огромный. большой, как гора.

Заяц белый, как молоко.

Лиса рыжая, как апельсин.

Белка пушистая, как свитер.

Снегирь круглый, как яблоко.

2. Подбор метафор.

Игра “Охарактеризуем”

– Какие человеческие качества подходят к нашим героям?

Медведь – неуклюжий, косолапый.

Заяц – трусливый, пугливый, слабый.

Белка – запасливая, хлопотливая.

Снегирь – ленивый, увалень.

3. Составление описательных рассказов.

– А сейчас мы составим красивые рассказы о наших героях с картины. В этом нам поможет схема и картина. Вика нам расскажет о медведе. А Ксения составит рассказ о лисе и зайце. Ей поможет Арсений. Матвей подготовит рассказ обо всех животных на этой картине. А помощниками ему будет Вероника и я.

V . Итог занятия.

– Сегодня мы с вами много и плодотворно поработали, за что вас и поздравляю и благодарю.

Использование проблемно-поисковых технологий в работе учителя-логопеда

Предлагаю вашему вниманию план работы с использованием проблемно-поисковых методов в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал может заинтересовать не только начинающих, но и опытных логопедов.

Использование проблемно-поисковых технологий в работе учителя-логопеда в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание речевого развития в старшем дошкольном возрасте составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применения языка в познавательной деятельности и общении. Овладение языком происходит при расширении знаний о явлениях и многообразии отношений в окружающем мире. Но центральным звеном языкового развития старшего дошкольника является формирование метаязыковой функции – функции осознания языка и речи в доступных ребенку формах.

Основными задачами в работе над формированием лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста являются:

  1. Обогащение, расширение и активизация словаря путем введения в языковое сознание ребенка тематические группы слов, синонимические ряды, антонимические пары, многозначные слова.
  2. Развитие творческой речевой деятельности и выразительности.
  3. Формирование грамматического строя речи путем включения работы над морфологией, изучающей грамматическое значение в пределах слова (изменение по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).

Данное пособие включает педагогическую технологию, которая обеспечивает функционирование всех компонентов педагогического пространства и содействует развитию каждого ребенка как неповторимой индивидуальности, как личности, испытывающей потребность в познании, в обогащении себя через разные виды деятельности. Воспитание в данной системе обеспечивается такими методическими средствами, которые позволяют ребенку удовлетворить важнейшие человеческие потребности: самоутверждение и познание.

Своеобразие данной педагогической технологии заключается в том, что основополагающими в работе являются проблемно-поисковые методы. Проблемные речевые ситуации моделируются в разнообразных словесных дидактических играх с лексическим и грамматическим содержанием. В проблемных речевых ситуациях (ситуации «письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает рассказ; в ситуации совместного сочинения, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает) дети учатся строить предложения разной структуры, произвольно корректировать речь.

Важное условие полноценного речевого развития – взаимосвязь разных типов словесных игр, упражнений, проблемных ситуаций, их постепенное усложнение, систематическая постановка проблемных речевых задач. Оптимальной формой работы по развитию лексико-грамматического строя речи является создание специальной речевой деятельности, в процессе которой задачи развития речи решаются в комплексе и взаимосвязи. Педагог создает проблемную ситуацию, ставит перед детьми познавательную задачу и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Педагог, опираясь на предшествующие знания, не спешит с выводами, а предоставляет возможность делать их самим, побуждает обосновывать свои суждения.

Схематически методику данного образовательного процесса можно выразить в следующих шагах:

  1. Знание или образец действия.
  2. Создание проблемного поля.
  3. Преобразовательная деятельность ребенка.
  4. Новый личный опыт.

В каждом конкретном случае педагог сам решает, в какой форме проводить работу: с подгруппой детей или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей умение критически мыслить, предпочтение следует отдавать подгрупповым формам работы.

Мною представлен план работы по развитию лексико-грамматических форм языка с использованием проблемно – поисковых методов:

  • тематика занятий,
  • упражнения,
  • игры,
  • наблюдения,
  • работа с родителями.
Читайте также:  Формирование словоизменения у дошкольников с ОНР

В основе организации занятий лежит комплексный подход, направленный на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, эмоционально – выразительную), и на их основе – на решение главной задачи — развитие связной речи. Занятия построены по тематическому принципу и проводятся два раза в неделю – восемь занятий в месяц.

Технологии и методики практической профессиональной деятельности учителя-логопеда

Елена Шадрина
Технологии и методики практической профессиональной деятельности учителя-логопеда

Технологии и методики, применяемые в практической профессиональной деятельности учителя – логопеда

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

В системе современного образования логопеду необходимо постоянно самосовершенствоваться, изучать и применять в своей практической профессиональной деятельности помимо традиционных коррекционных методик, современные инновационные коррекционные технологии и методики.

Работая логопедом на дошкольном логопункте, я применяю в работе с детьми различные методики и технологии. При диагностике и коррекции звукопроизношения предпочтение отдаю традиционным и проверенным временем методикам и технологиям известных педагогов, логопедов и дефектологов.

ТЕХНОЛОГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Цель логопедического обследования – выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрута индивидуального развития.

Для обследования звукопроизношения использую методику Г. А. Волковой “Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи”.

Также активно использую методы логопедического обследования детей, рекомендованные Г. В. Чиркиной.

ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Работу по коррекции звукопроизношения осуществляю на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

.В ходе индивидуальных занятий мною решаются следующие задачи:

• уточнение произношения звуков;

• постановка и закрепление отсутствующих звуков;

• развитие фонематического восприятия;

• преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;

• закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.

При коррекции недостатков звукопроизношения использую методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой, С. Н. Шаховской, Т. А. Ткаченко.

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

Одним из компонентов логопедического занятия является дыхательная гимнастика. Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей логопатов независимо от вида их речевого дефекта.

Детям с нарушениями речи требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания использую методики Л. И. Беляковой и А. Н. Стрельниковой. Применение данных технологий позволяет детям с заиканием усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствуют правильному программированию речевого высказывания.

ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, применяю различные приёмы логопедического массажа.

Дифференцированный логопедический массаж – часть комплексной медико – психолого – педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж использую при работе с детьми с дислалией, дизартрией, заиканием. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективного логопедического воздействия.

Логопедический массаж провожу по авторской методике Е. А. Дьяковой.

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи.

Работу по развитию и обогащению словарного запаса провожу как на индивидуальном, так и на групповом занятии.

Цель реализации технологий: формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи дошкольников.

• Формирование речевой активности.

• Расширение пассивного и активного словаря.

• Формирование навыков словоизменения.

• Формирование навыков словообразования.

• Формирование навыка употребления простых и сложных предложений.

В работе использую программы и методические рекомендации Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. С. Жуковой, Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой.

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

У детей с нарушениями речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одних и тех же слов в различных значениях делает речь детей бедной и стереотипной.

Формирование связной речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

В работе по развитию связной речи использую приёмы, рекомендованные Л. Н. Ефименковой.

При обучению рассказыванию опираюсь на систему работы В. П. Глухова и на рекомендованные им методы:

– составление высказываний по наглядному восприятию;

– воспроизведение прослушанного текста;

– составление рассказа – описания;

– рассказывание с элементами творчества.

Также использую оригинальную и эффективную систему работы развития связной речи, разработанную Т. А. Ткаченко.

Её технологию моделирования и проигрывания сказок использую на индивидуальных логопедических занятиях.

Активно внедряю предложенные ею схемы и модели для обучения детей составлению описательных рассказов.

На индивидуальных занятиях использую технологию формирования слоговой структуры слова, предложенную Т. А. Ткаченко.

Изучая различные методики и технологии развития связной речи, мною была разработана и написана авторская программа по развитию речи детей дошкольного возраста “Речецветик”, рассчитанная на 4 года обучения.

В практической работе с детьми активно использую следующие технологии:

Технология проблемного обучения.

Создаю проблемные ситуаций с целью активизации самостоятельной деятельности воспитанников.

Технология развивающего обучения.

Ориентирую образовательный процесс на потенциальные возможности детей. Активизирую взаимодействие воспитанников с окружающей средой как самостоятельных субъектов на всех этапах деятельности.

Технология сотрудничества.

Совместно с детьми вырабатываем содержание занятий, даём оценку, находимся в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технология дифференцированного обучения.

При работе учитываю типологические особенности детей (аудиалы, визуалы, кинестеты) и уровень их речевого развития.

– Игровые технологии.

Во время образовательного процесса проигрываем сюжеты реальных жизненных ситуаций, придумываем и восстанавливаем сказочные сюжеты и истории.

Для большей эффективности коррекционно-развивающего процесса активно внедряю в свою работу нетрадиционные и инновационные технологии.

Эти технологии нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых технологий и привносят в них новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных функций и их активизации.

АРТ – ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

(Здоровьесберегающие технологии)

Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка.

Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

Коррекционные задачи музыкотерапии:

• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций) ;

• улучшение общего состояния детей;

• улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность) ;

• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

• стимуляции речевой функции;

• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации) ;

• формирование навыков словообразования;

• формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа использую произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Музыкальное сопровождение использую во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи,включение элементов сказкотерапии позволяет решать следующие задачи:

• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;

• совершенствование лексико – грамматических средств языка;

• совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

• развитие диалогической и монологической речи;

• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

• создание на занятии благоприятной атмосферы, улучшение психоэмоционального состояния детей;

• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Сказкотерапия развивает в детях активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, связную речь. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий.

Куклотерапия –использование в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклы, как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтные ситуации в коллективной деятельности.

Техники изо-терапии,используемые для развития речи:

• рисование на стекле;

• рисование на манке;

Пескотерапия – метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует:

• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

• обогащению словарного запаса;

• развитию связной речи;

• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

• развитию фантазии и образного мышления.

Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.

• улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;

• стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;

• приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает в развитии:

• зрительной и слуховой памяти;

• зрительного и слухового внимания;

• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Телесноориентированные техники

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.

• биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Упражнения позволяют повышать стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.

Логоритмика – это система музыкально-двигательных речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

• массаж орехами, каштанами;

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж травяными мешочками;

• массаж приборами Су-Джок терапии;

• массаж специальными сенсорными мячами, кольцами, валиками.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В своей работе использую информационно – коммуникативные технологии.

Для закрепления лексического материала, а также для автоматизации звуков использую компьютерные игры, видеопризентации и видеоуроки.

Возможность использования ИТ в логопедии:

• повышает мотивацию к логопедическим занятиям;

• расширяет сюжетное наполнение традиционной игровой деятельности;

• даёт возможность быстрого создания собственного и дидактического материала;

• визуализирует акустические компоненты речи;

• расширяет спектр невербальных заданий;

• обеспечивает незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

предоставляет значительные возможности в развитии ВПФ: схематизации, символизации мышления; формировании планирующей функции мышления и речи;

• за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляет более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Использование всех вышеперечисленных технологий приводит к повышению эффективности коррекционной работы.

Считаю, что в работе учителя-логопеда важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе, а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

Пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения методики и технологии.

«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» (из опыта работы) Наше учреждение в декабре 2014 года было передано из государственной в муниципальную собственность. Будучи государственным коррекционным.

Циклограмма деятельности учителя-логопеда Циклограмма деятельности учителя – логопеда на 1.5 ставки Д. с. № 25 Васиной М. А. на 2015- 2016 учебный год Вид деятельности Время выполнения.

Инновационные технологии применяемые в работе по развитию речи с дошкольниками в соответсвии с требованиями Госо Республики Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические.

Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе с использованием лего-технологии «Мебель для Кирюши» Тема: Цель: Уточнить и расширить представления детей о мебели. Задачи: Коррекционно – образовательные: • Учить детей дифференцировать мебель.

Папки в коррекцонно-развивающей деятельности учителя-логопеда Одной из задач учителя-логопеда является оказание помощи родителям. Практика работы на логопункте свидетельствует о том, что родителям не.

Педагогические технологии, методики и приемы в практической деятельности В первую очередь каждая технология направлена на реализацию ФГОС в дошкольном образовании. Среди педагогических технологий, которые используются.

Современные технологии взаимодействия и сотрудничества учителя-логопеда с семьей В современных условиях, когда родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение.

Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве Учитель-логопед – это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Стремительное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в России стало общепризнанным фактом. Необходимо признать, что ни.

Ссылка на основную публикацию