Составление описательного рассказа с опорой на предметную картинку и схему

Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.

Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам

(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).

Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.

Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»

  1. Размер.
  2. Форма.
  3. Цвет.
  4. Из чего сделана игрушка.
  5. Составные части (детали) игрушки.
  6. Как в неё играют.

Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»

  1. Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
  2. Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
  3. Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
  4. Что перевозит этот транспорт.

Самолет – пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.

Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»

  1. Вид птицы (зимующая или перелетная).
  2. Размер.
  3. Окрас перьев, внешний вид.
  4. Как передвигается, особенности поведения.
  5. Чем питается.
  6. Где живет.

Скворец – перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.

Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»

  1. Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
  2. Размер животного.
  3. Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
  4. Чем питается животное.
  5. Где живет (место обитания).
  6. Способы передвижения, поведение.
  7. Опасно или неопасно для человека.
  8. Польза для человека (только для домашних животных).

Лиса – дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса – хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.

Схема рассказа-описания по теме «Семья»

  1. Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
  2. Домашний адрес.
  3. С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
  4. Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
  5. Сколько всего человек.
  6. Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).

Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.

Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Величина.
  4. Вкус.
  5. Место произрастания (где растет).
  6. Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).

Яблоко – это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.

Схема рассказа-описания по теме «Времена года»

  1. Состояния неба и солнца в данное время года.
  2. Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
  3. Как одеваются люди в данное время года.
  4. Поведение птиц в данное время года.
  5. Поведение животных в данное время года.
  6. Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.

Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду – шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.

Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.

Схема составления описательного рассказа по картине

Екатерина Александровна
Схема составления описательного рассказа по картине

Использование в работе общепринятых схем и логоритмов для составления описательных рассказов дало подтверждение факту, что на начальном этапе, с учётом определённых проблем в речевом развитии, они являются сложными для ребёнка. Вместо помощи в формировании грамматически правильного строя речи, они “обнажали” пробелы в речевом развитии, чем ставили ребёнка в неловкое положение. Поэтому на этапе предварительной работы мною были составлены упрощённые схемы для составления описательного рассказа по картине. Как показала практика, эти схемы послужили хорошей базой для активизации словаря ребёнка, построения монологической и диалогической речи, повышения уровня развития связной речи.

На следующем этапе детям были предложены схемы, которые можно найти в методической литературе и на просторах сети Интернет. Наблюдения и мониторинг показали уверенную работу детей, без трудностей, вызванных ранее.

Составление описательного рассказа о посуде нтеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно.

Составления рассказа в средней группе посредством презентации «Муравей и воробей» На протяжении всей педагогической практике, я стараюсь использовать в любой деятельности, а чаще всего в развитии речи с детьми различные.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи. Составление описательного рассказа по картине «Не боимся мороза» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи.

Конспект НОД «Составления описательного рассказа «Весна» с использованием мнемотаблицы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 Конспект НОД по образовательной области «речевое развитие».

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Лошадь с жеребёнком» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Лошадь с жеребёнком» Цель: учить самостоятельно.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «ЛОШАДЬ С ЖЕРЕБЕНКОМ» Цели : – учить составлять описательный рассказ по картине, включая в.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Составление описательного рассказа по картине «На границе» Конспект открытого занятия Составление описательного рассказа по картине «На границе» Воспитатель: Кармаева С. В..

Конспект занятия по теме «Составление описательного рассказа по картине «Заяц» Конспект занятия по теме: «Составление описательного рассказа по картине «Заяц». Подготовила воспитатель: Бернат Ольга Викторовна Программное.

Схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося 1. Общие данные об ученике: а) фамилия, имя, класс, возраст;.

Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами» (младшая группа) Программное содержание: Формировать у детей отчётливое представление о домашних животных и их детёнышах. Учить выделять особенности строения.

Составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок в старшей логопедической группе

Раниса Фазлутдинова
Составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок в старшей логопедической группе

Тема: Составление рассказа «Зима» с опорой на серию

Читайте также:  Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения

сюжетных картинок в старшей логопедической группе.

Цели: Закрепление употребления в речи прилагательных, косвенных падежей существительных. Обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам. Распространение предложений определениями, упражнять в подборе признаков к предметам. Воспитывать коммуникативные способности детей

и дружеские взаимоотношения.

Оборудование: Зимний пейзаж.

Предметные картинки: мальчик, девочка (в зимней одежде,

лыжи, санки, коньки, снеговик.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Игра «Когда это бывает?»

Снег на полях, лёд на реках.

Вьюга гуляет, когда это бывает?

Наступили холода. Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает?

– Какие приметы зимы вы знаете (в природе, в жизни людей, в повадках зверей).

2. Игра «Подбери признаки»

Зима (какая) – холодная, суровая, морозная, метельная, вьюжная, длинная

Снег (какой) – белый, пушистый, мягкий, падающий, серебристый,

Мороз (какой) – жгучий, трескучий, крепкий, сильный, злой… .

3. Игра «Подбери действия»

Снег (что делает) – падает, кружится, лежит, покрывает, скрипит,

хрустит, искрится, тает… .

Ветер (что делает) – дует, воет, свистит, бушует, завывает… .

4. Рассматривание пейзажной картины «Зима»

Вопросы: Какое это время года?

Как вы догадались, что это зима?

Какие приметы зимы вы видите на картин

Какого цвета больше всего на картине? – Почему больше всего белого?

5. Составление короткого рассказа «Зима».

1. Составление предложений по опорным словам с последующим распространением их определениями-прилагательными.

Наступила зима. – Наступила (холодная, суровая, снежная) зима.

Земля покрыта снегом. – Земля покрыта (белым, пушистым, мягким) снегом.

Дети – мороз. – Дети не боятся (трескучего, жгучего, сильного) мороза.

2. Составление предложений по опорным предметным картинкам.

Дети (девочка, мальчик) – снеговик. – Дети лепят снеговика.

Дети – санки. – Дети катаются на санках.

Девочка – коньки. – Девочка катается на коньках.

Мальчик – лыжи. – Мальчик катается на лыжах.

3. Преобразование 4 предложений в одно с однородными членами с помощью вопроса

Что делают дети?

Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках.

4. Определение эмоциональной окрашенной концовки.

Детям весело зимой!

На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.

Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают. (Дети потирают руку об руку)

Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: топ-топ-топ.

(Дети топают ножками)

Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем. (Дети приплясывают).

7. Заучивание рассказа.

Наступила холодная, снежная, суровая зима. Земля покрылась белым, мягким, пушистым снегом. Дети не бояться трескучего мороза. Они катаются на санках, на лыжах, на коньках, лепят снеговика.

Детям весело зимой!

8. Подбор родственных слов – игра в мяч.

Снег – снежок, снежинка, Снегурочка,снеговик, снежный, снегопад, снегирь, подснежник.

Зима – зимушка, зимний, зимующие, зимородок, зимовать.

9. Игра «Подбери предметы к признакам»

Зимний –(день, сад, лес)

Зимняя – (шапка, шуба, одежда, обувь)

Зимнее – (утро, развлечение, пальто, солнце, небо)

Снежный – (ком, дом, снеговик)

Снежная – (крыша, баба, горка)

Снежные – (сугробы, заносы,горы, поля)

Конспект интегрированного НОД в старшей группе «Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» Конспект интегрированного НОД в старшей группе. (интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество). Тема: «Составление.

Составление описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на мнемотаблицу (подготовительная группа) Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на мнемотаблицу. Цель: Формировать умение составлять описательные рассказы.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа о зиме с опорой на графический план» Составление рассказа о зиме с опорой на графический план Цель: Совершенствование навыка составления связного рассказа с опорой на графический.

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие». Составление рассказа по серии сюжетных картин «Мальчик и собака» с детьми 5–6 лет Задачи: Образовательная область «Речевое развитие» Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сюжетных картинок «Маленький друг» Цель: расширение глагольного словаря, признаков предметов. Обучение составлению предложений по опорным словам. Обучение детей составлению.

Непосредственно-образовательная деятельность для детей 6–7 лет «Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин» Цели. 1. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок, отображающих последовательность событий, являющихся.

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа «Снеговик» с опорой на схемы и картину» НОД в старшей группе Коммуникация. Тема: «Составление рассказа «Снеговик» с опорой на схемы и сюжетную картину «На прогулке» с последующим.

Составление описательной картины «Зима» с опорой на схемы Цель: – закреплять и расширять представления о зиме, типичных зимних явлениях в природе; – расширять активный словарь по теме «Зима»;.

Составление рассказа по серии картинок «Осень золотая в гости к нам пришла» Тема: Составление рассказа по серии картинок на тему «Осень золотая в гости к нам пришла» Вид занятия: познавательное Программное содержание:.

Занятие по развитию речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как щенок искал друзей» Программное содержание: Учить составлению повествовательного рассказа по ССК с опорой на план. Развивать умение выстраивать сюжетную линию.

Алгоритм рассказа

Содержание статьи.

(Для быстрого перехода нажмите на название раздела)

На этой странице представлены карточки – схемы или алгоритмы рассказа, которые помогут ребенку легко составлять рассказ описание по теме.

Эти схемы ребенок должен держать у себя в голове, и когда ему предстоит рассказать на определенную тему, он мысленно представляет себе эту таблицу и производит описание.

Что же такое алгоритм рассказа?

Алгоритм – это точное представление у ребенка того что надо сказать, и в какой последовательности это надо говорить.

Например, просим ребенка рассказать вот об этом предмете. Опираясь на мнемотаблицу.

Примерно, мы должны услышать следующее:

Это посуда, кастрюля, кастрюля красного цвета в белый горошек, она среднего размера и сделана из железа, у нее есть две ручки и крышка, кастрюля нужна для того чтобы готовить суп, кашу или компот.

Все просто! Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!

Сейчас у многих детей отсутствует умение связно составить рассказ на заданную тему.

Это один из трудно дающихся видов речи у детей. Так как в силу возраста не хватает словарного запаса и знаний у детей.

Этому навыку обучают воспитатели в детских садах, но часто бывает так, что для ребенка этого недостаточно. Ребенку постоянно нужна практика, поэтому родители тоже должны включиться в этот процесс, если хотят, чтобы ребенок к школе мог легко и просто рассказать о любом животном, овоще или фрукте, явлении природы и т.п. Чтобы у ребенка была красивая и связная речь.

В процессе освоения монологического рассказа, на помощь приходят мнемотаблицы, по – другому, можно назвать, алгоритмы рассказа или схемы.

О пользе, и как работать, и что делать, более подробно читайте тут Мнемотехника для детей.

Коротко о том, что надо сделать.

Надо распечатать таблицы и иногда просить ребенка, рассказать Вам, о какой либо игрушке, ягоде, грибе, смотря на таблицу.

Опорные схемы для составления описательного рассказа. Набор из 22 карточек-схем в картинках

Познакомить ребенка с таблицей:

  1. Прочитайте вопрос из ячейки, показывая пальцем на тот квадрат, где он написан.
  2. Спросите, все ли ему понятно?
  3. Если нет, то доступно объясните ребенку непонятные для него вещи.
  4. Покажите на- примере, как пользоваться таблицей.
  5. Попросите ребенка, чтобы он попробовал.

Такие таблицы составляются на разные темы (животные, семья, времена года, животные, грибы, ягоды, деревья, птицы, овощи и фрукты и т.д)

Цель занятий с алгоритмами рассказов, это развитие связной речи у ребенка. Делайте успехи вместе с ребенком, играйте и развивайте его словарный запас.

Читайте также:  Одежда, Обувь - рекомендации логопеда для родителей

Благодаря мнемотаблицам ребенок научится выстраивать логические цепочки и излагать свои мысли.

Выбирайте алгоритмы рассказа.

Схема рассказа о Грибах

Схема рассказа о Ягодах

Схема рассказа о Деревьях

Развиваем связную речь у детей 5 лет . Комплект наглядных пособий: картинки, схемы, планы рассказов, 13 сюжетных картинок. 44 цветные карточки формата А4 + методические рекомендации.

Схема рассказа о Фруктах, Овощах.

Алгоритм рассказа «Весна».

Алгоритм рассказа «Лето»

Алгоритм рассказа «Зима»

Алгоритм рассказа «Осень»

Развиваем связную речь у детей 6 лет . Комплект наглядных пособий: картинки, схемы, планы рассказов, 13 сюжетных картинок . 44 цветные карточки формата А4 + методические рекомендации.

«Составление описательных рассказов о профессиях с опорой на план — схему». НОД по развитию связной речи у детей

Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье».

Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная.

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

  • Формировать умение составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.
  • Расширять и активизировать словарь по теме “Профессии”.
  • Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном и дательном падеже; в подборе слов-действий.
  • Совершенствовать умение вслушиваться в стихотворный текст загадки.
  • Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности инициативности.
  • Создавать эмоционально благополучный климат, обеспечивать необходимую двигательную активность.

Оборудование:

  • демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий
  • раздаточные картинки с изображением инструментов
  • схемы для составления описательных рассказов
  • компьютерная презентация
  • кукла Незнайка
  • мяч

Предшествующая работа:

  • Беседы «Профессии наших мам и пап».
  • Чтение В.Маяковский «Кем быть?», Е. Пермяка «Мамина работа».
  • Игры «Загадки о профессиях», «Как сказать иначе», «Доскажи словечко».
  • Экскурсии на стройку, в магазин, больницу.

Ход НОД

Организационный момент.

Игровое упражнение «Кто это? Кто спрятался (кого не стало?)»

Компьютерная презентация загадок.

Введение в тему.

Воспитатель: Сегодня на улице я встретила мальчика. На все вопросы он отвечал «не знаю», «не знаю». Вы не скажите, кто это, как его зовут? (Незнайка). Я его пригласила к нам.

Незнайка: О чем вы тут говорите?

Дети: О профессиях людей.

Незнайка: Я тоже много профессий знаю и даже знаю, кто, чем занимается.

Игровое упражнение «Кто что делает?»

Предложить детям послушать, как Незнайка рассказывает о том, что делают люди разных профессий. Решить, правильно ли он говорит, и поправить Незнайку, если это необходимо.

Учитель учит детей в школе.

Повар лечит людей.

Шофер убирает двор.

Дворник водит машину.

Швея чинит сапоги.

Сапожник шьёт одежду.

Продавец продает продукты.

Строитель подстригает людей.

Парикмахер строит дома.

Незнайка благодарит детей за правильные ответы и предлагает поиграть в следующую игру.

Игровое упражнение с мячом “Кто, где работает?”

Дети стоят в кругу.

Шофер – на дороге.

Повар – в столовой.

Строитель – на стройке.

Продавец – в магазине.

Парикмахер – в парикмахерской.

Воспитатель – в детском саду.

Незнайка приглашает помочь разобраться кому, что нужно для работы.

Игровое упражнение «Кому что?»

Работа в микрогруппах. Дети к картинке с профессией подбирают инструменты.

Затем детям предлагается определиться, кем бы они хотели быть, когда вырастут. Раздаются схемы для составления рассказов.

Изучение нового.

Составление описательного рассказа по схеме.

Название профессии. (Кто это?)

Место работы. (Где работает?)

Что делает человек данной профессии?

(Что делает на работе?)

Что ему нужно для работы?

(Какие предметы нужны ему для работы?)

— Это продавец. Продавец работает в магазине(супермаркете, универсаме и т.д.). Он продает продукты, одежду, мебель и т.д. для работы ему нужны прилавок, весы, касса, продукты, одежда.

Самостоятельные рассказы детей.

Закрепление материала.

Игровое упражнение «Составь предложение»

Незнайка предлагает, опираясь на картинки закончить предложение.

— Чему вы сегодня научились?

— Что узнал Незнайка из ваших рассказов?

Автор: Глызина Алена Алексеевна,
воспитатель речевой группы,
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение № 324,
г. Красноярск, Красноярский край, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

Использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Обследование детей с ОНР выявило у них отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов – микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки). Это свидетельствует о трудностях в программировании связных монологических высказываний.

Таким образом, работе с детьми с ОНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, при которой или по поводу которой происходит речевой акт. Важность этого фактора отмечали С. Л. Рубинштейн, Л. В.Эльконин, А.М. Леушина. В качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалась педагогами В. К. Воробьевой, В. П. Глуховым. Выготский Л.С. отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, мною были использованы средства моделирования (схемы, пиктограммы, предметные картинки)

Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников:

  • Пересказу;
  • Составлению описательного рассказа о единичных предметах;
  • Составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине;
  • Составлению рассказов из личного опыта;
  • Рассказыванию (с элементами творчества).

При этом метод наглядного моделирования способствует:

  • Усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;
  • Овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины; определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
  • Формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
  • Обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.

Остановимся подробнее на использовании моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине

В методической литературе целях формирования связной речи детей рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом.

1. Составление рассказов по серии сюжетных картин.

При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Мною использовались следующие приемы работы по серии сюжетных картинок:

  • Установление последовательности серии.
  • Отобрать из нескольких картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ.
  • Восстановить последовательность событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки).
  • Определить, какой картинки не хватает (необходимо выложить картинки, кроме одной; дети должны догадаться, чего не хватает и рассказать; и тогда выкладываем недостающую картинку).
  • Найти лишнюю картинку.
  • Распутать две сюжетные линии про одного главного героя.
  • Подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения.
  • Использовать семантические абсурды (найти несоответствие между текстом рассказа и картинками).

Также дети выделяли главную мысль в каждой картинке серии и изображали ее в виде пиктограммы (схематичного рисунка). Таким образом составлялся графический план рассказа.

2. Составление рассказов по сюжетным картинам.

Для составления рассказов мы используем многофигурные картинки с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета (“Мы дежурим”, “Дочки-матери”, “Семья”, “Игры на детской площадке”, “Зимние развлечения”). Но на занятиях не стоит ограничиваться только картинами, предназначенными для дошкольников. Также детям предлагается жанровая живопись, способная взволновать ребенка, вызвать желание обсудить увиденное: “Прибыл на каникулы”, “Опять двойка” Ф.П. Решетникова, “Иван царевич на сером волке”, “Три богатыря”, “Аленушка” В. М. Васнецова, “Утро в сосновом бору” И.И.Шишкина и другие. Надо, чтобы ребенок видел особенности композиции картины, цветовой палитры, сумел выразить свое отношение к изображенному на картине; при описании жанровой картины – почувствовал мастерство художника и его настроение. При анализе картины необходимо уделить внимание построению рассказа. В качестве плана при составлении рассказов по картине используются карточки-символы:

  • Вопросительный знак (дети рассказывают, как называется картина)
  • Символ, обозначающий место действия;
  • Символ, обозначающий время действия;
  • Карточки со стрелками, обозначающие композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины)
  • Действующие лица, изображенные на картине;
  • Действия героев картины;
  • Их одежда;
  • Настроение и характер действующих лиц;
  • Цветовая палитра
  • Символ “сердце” (дети рассказывают, какие чувства вызывает у них картина).
Читайте также:  Автоматизация звука (Л) в словах, словосочетаниях

3. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий.

Основные этапы работы с картинкой:

1. Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение.

“Кто больше назовет живых предметов?”,

“Кто больше назовет неживых предметов?”,

“Кто больше увидит?” (ребенок называет изображенные на картинке предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала).

Используется схематическое изображение слов-предметов

“Кто самый внимательный?” (дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку.)

2. Нахождение связей между объектами на картинке.

Логопед соединяет линией два предмета:

“Расскажи, как связаны между собой объекты, которые я соединяю линией?”, “Кто лучше запомнил? (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи).

Используется схематическое изображение слов-действий.

Возможно обыгрывание детьми в пантомиме действий персонажей картинки с последующим оречевлением.

3. Исследование картинки на полисенсорной основе.

“Закрой глаза и представь, что ты попал в картинку.

“Пройди по картинке, дотронься до предметов,которые тебе попадаются на пути. Что ты почувствовал?”

“Вдохни запах. Какие запахи ты почувствовал?”

“Побробуй на вкус. Какие у тебя возникли вкусовые ощущения?”

Используется следующее схематическое изображение:

4. Копилка образных сравнений.

“Скажи, какой предмет? Что такое же?”.

Придумывание метафор и сравнений по моделям

(используются элементы ТРИЗ).

5. Выстраивание временной последовательности событий на картинке.

“Выбери какого-нибудь героя. Придумай, что он делал раньше до появления на картинке, что будет делать потом”.

6. Разные точки зрения.

“Выбери какого-нибудь героя, войди в его состояние и опиши окружающие предметы или события с его позиции. Затем опиши того же героя в другом состоянии или другого героя в ином состоянии”.

4. Описание пейзажной картины.

При разборе картины с использованием символов дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением, описывают изображенные объекты, выражают свое отношение к картине (символы: время года, часть суток, погода, композиция, слова – признаки, образные выражения, цветовая палитра, сердце) – (Приложение 1) . Одна из основных задач при этой работе – развитие образной речи, что идет через эмоциональную сторону восприятия картины. Дети учатся подбирать сравнения, образные выражения. Детям предлагаются репродукции картин И. И. Левитана “Золотая осень”, И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”, “Сентябрьский снег”, работы К.Ф. Юона, И.И.Шишкина, А.К. Саврасова и другие.

Работа по картинке проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В процессе подготовительной работы дошкольники учатся анализировать и обобщать изображенное на картине, у них формируется целостное и одновременно дифференцированное представление об изображенной ситуации. На фронтальном занятии дети справляются с заданием составить рассказ по картине, могут логично, связно передать содержание, употребляя разнообразную лексику и образные сравнения.

Тема: Составление рассказа по картине В. М. Васнецова “Аленушка”.

Цели:

  1. Закрепление навыка составления описательного рассказа по картине мастера живописи.
  2. Обогащение новой лексикой.
  3. Развитие наблюдательности и зрительного внимания.
  4. Обучение восприятию внутреннего мира человека (вглядываясь в его лицо).
  5. Развитие логического мышления и творческого воображения.
  6. Употребление слов, обозначающих оттенки цветов.
  7. Употребление грамматически правильно составленных предложений.
  8. Воспитание интереса к произведениям живописи.

Оборудование: Репродукция картины В. М. Васнецова “Аленушка”; серия карточек – символов (вопросительный знак, место действия, время действия; композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, символ “сердце”).

1. Организационный момент.

Сегодня мы будем рассматривать картину и рассказывать, что на ней изображено. Посмотрите на нее. Это натюрморт? Это пейзаж? Почему?

Это портрет (чтение стихотворения М. Яснова “Портрет”). Объясните, почему это портрет. Дети дают свои объяснения.

2. Работа с картиной.

– Картина называется “Аленушка”. Написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов. Кто изображен на картине? (На берегу озера, на камне, сидит, задумавшись, девушка.)

– Какое произведение устного народного творчества напоминает эта картина? Почему?

– Художник написал “Аленушку” под впечатлением известной народной сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее.

– Вспомните, о чем рассказывает русская народная сказка? Кто ее герои? Какое зло приключилось с ними? Ответы детей.

– Есть ли в сказке то, что изображено на картине В. Васнецова? (Нет, в сказке по берегу пруда бегал козленочек и жалобно звал сестрицу, а Аленушка лежит на дне пруда с тяжелым камнем на шее. Картина не соответствует сюжету сказки.)

– В. Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо, сироты.

– Как изображена Аленушка? Что можно сказать о выражении лица, настроении, о ее одежде? – выставляются карточки-символы (Аленушка изображена почти в центре картины. Лицо ее выражает тревогу, печаль. Особенно ярко выделяются на нем глаза. Аленушка смотрит на воду, но как будто не видит ее. Чувствуется, что девушка чем-то озабочена, она грустит. Одета девушка очень просто, бедно: на ней старый пестрый сарафан и голубая кофточка..)

– Что делает девушка? – символ – (Она босиком сидит на камне. Аленушка положила голову на колени.)

– Какие чувства вызывает она у вас? – символ “сердце” (Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своею печалью в темном лесу на берегу озера).

– Какие краски использует Васнецов для изображения Аленушки? – символ “цветовая палитра” – (Серо-голубые для одежды; светло-розовые для лица и рук, для рисунка на сарафане; зеленые различных оттенков: от светлого до темно- зеленого, почти черного.)

3. Зрительная гимнастика.

Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!

Выполняют круговые движения глазами.

Выполняют движения глазами влево – вправо.

Выполняют движения глазами вверх – вниз.

Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!

4. Динамическая пауза.

Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять.

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.

Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали.

И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем.

Ходьба на пятках.

Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.

4. Продолжение работы над картиной.

– Где происходит действие картины? – символ – (Алёнушка сидит на сером камне на берегу озера, вода в котором черная. Кругом темный лес, пожелтевшая трава) .

– Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить? (Художник изобразил раннюю осень. Мы видим желтые листья, слегка пожелтевшую траву. Небо хмурое, холодное, осеннее.)

– Подберите теперь слова-признаки к словам небо (осеннее, хмурое, унылое, серое); листья (опавшие, пожелтевшие, желтые); озеро (глубокое, бездонное); вода (темная, почти черная, холодная,); лес (мрачный, темный, таинственный).

5. Составление рассказа детьми с использованием карточек-символов.

– Сейчас мы будем описывать картину, а помогут нам эти карточки – символы (логопед напоминает значение карточек и выставляет их в последовательности рассказа: вопросительный знак, место действия, время действия, композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц; цветовая палитра, символ “сердце”)

Дети представляют свои рассказы.

Подведение итога занятия. Оценка рассказов детей.

Ссылка на основную публикацию