Состав слова, корень слова, однокоренные слова – конспект занятия

Однокоренные слова. Корень слова. Русский язык. 3 класс. Конспект урока

УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Миссия школы при исправительной колонии заключается в том, чтобы обучающиеся-осужденные, отбывая срок наказания, научились жить в современном обществе, исправлять свои жизненные ошибки, пересмотрели своё негативное отношение к школе, стремились повысить своё образование и, в первую очередь, моя задача состоит в том, чтобы научить писать грамотно. И в заключение хочу сказать, что, работая в нашей школе, мы можем позитивно влиять на наших обучающихся, создавать условия для их самореализации, развивать в них нравственные общечеловеческие ценности, осуществлять ресоциолизацию осуждённых.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • введение понятия «корень слова»;
  • формировать умение находить в словах корень;
  • уточнение представлений обучающихся о признаках родственных слов.

Развивающие:

  • развивать умение распознавать и подбирать родственные слова;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать творческую активность.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.

Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал.

Формы работы: коллективная, групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания

III. Словарная работа

(Взаимопроверка, обмениваются тетрадями).

IV. Сообщение темы урока

У: А теперь послушайте загадку. Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова?

Учитель: Правильно. Все вы прекрасно знаете, что всё в нашем мире из чего-нибудь состоит (вспомним урок окружающего мира по теме «Тела, вещества, частицы»). Например, облака состоят из мельчайших капелек воды, воздух состоит из смесей различных газов, наш класс – из учеников, наша речь состоит из предложений, предложения из слов. А слова, которые мы произносим и пишем, тоже имеют свой состав, они сделаны из разных частичек. И каждая из этих частичек вносит в слово свою часть смысла. Но есть в словах и самая главная частичка, без которой и не будет никаких слов. Кто догадался, о какой частичке веду я речь? (О корне)

У.: Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились, – многозначное. Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова. У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем на уроке говорить о корне, как о главной части слова.

V. Изучение нового материала

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Мотивация

У.: Послушайте сказку.

Много-много лет тому назад нашел старик странное семечко. Он решил его посадить в землю и посмотреть, что же из него вырастет. Сначала из семечка вырос странный корень. Вот он. (Карточка с корнем – сад перевернута словом к доске. Учитель прикрепляет ее на доску). Затем из этого корня стали отходить ростки. Были они чем-то похожи на этот корень, но и свое в каждом было. Вот эти отростки. (Карточки со словами рассада, садовник, садовод, посадки прикрепляются на нарисованные, на доске ветки дерева). И выросло вот такое дерево!

У.: Из чего же состоит это дерево?

У.: Прочитайте внимательно слова. (Обучающиеся читают слова) Посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы обучающиеся)

У.: Правильно, это часть – сад. (Учитель переворачивает карточку-корень).

– Чем похожи все эти слова?

О.: У них есть общая часть.

У.: Как она называется?

У.: А как называются слова, у которых есть общая часть? (Однокоренные, родственные).

Фронтальная работа. Постановка учебной задачи (проблемы) и поиск решения учебной задачи (проблемы)

У.: Правильно. Давайте сами «вырастим» такие слова из корня. Например, из корня – ход. (На доске написано слово «ход»). Записываем слова на доске и в тетрадях. (Обучающиеся называют слова: выход, выходить, поход, походка, обход, обходить, выходка, переход; записывают в тетрадь, один ученик работает у доски).

У.: Вот, сколько слов у нас получилось вырастить из одного корня. Прочитайте их. (Обучающиеся читают записанные слова). Чем похожи эти слова?

О.: У них есть общая часть.

У.: Назовите мне ее.

О.: Это часть – корень – ход.

У.: Правильно, корень – ход. Давайте выделим этот корень специальным значком – дугой во всех словах. (Выделяют корень – ход во всех записанных словах).

У.: А теперь попробуйте прочитать только корень (Читают).

У.: Вы поняли, что означает это слово? (Да).

– Давайте уточним значение слова ход в толковом словаре. Ход – движение, перемещение в каком-н. направлении.

– Теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)

– Ясен ли смысл слов? (Нет.)

– Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы обучающихся.)

У.: Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. В корне передается значение слова. От него «растут» другие слова.

– А теперь прочитаем правило в учебнике. Откройте учебник на странице 99 и прочитайте правило самостоятельно.

– Прочитали? Тогда ответьте мне на вопрос: что такое корень слова? (Выслушиваются ответы нескольких обучающихся).

О.: Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.

У.: Приведите примеры однокоренных слов (ответы обучающихся). Прочитайте правило еще раз.

2. Работа над двумя признаками однокоренных слов (Проблемный метод).

Дидактическая игра «Найди свой дом».

– А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень «земл», во втором – «звер», в третьем – «вод». У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.

– Начинаем заселять дома: (по очереди прикрепляют свои слова).

Постановка проблемы: как различать однокоренные слова со словами с одинаковым корнем?

У.: Внимательно посмотрите и скажите, у всех ли слов в каждом столбике одинаковые корни? (Да)

– Все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее).

– Верно, слово водитель «лишнее». Значит однокоренные слова – это, какие слова? (Ответы обучающихся).

– Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл (признаки).

У.: Какой вывод можно сделать?

О.: У всех однокоренных одинаковый корень и одинаковое значение.

У.: Мы с вами только что выделили 2 признака однокоренных слов.

– А как написан корень в однокоренных словах?

У.: Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково. И это вам нужно будет запомнить.

– А чтобы лишнему слову не было «скучно», подберём ему однокоренные слова и запишем их, корень выделим. (Письмо с комментированием учителя. Обучающиеся называют слова, учитель пишет на доске и проговаривает, Обучающиеся пишут в тетрадях: водитель, приводить, провод, проводка, подводить, проводы).

(После записи выделяется корень в словах.)

У.: Закончили работу? Обменяйтесь тетрадями друг с другом. Проверьте работы, поставьте отметки (работа в парах, взаимопроверка).

Урок-исследование по русскому языку во 2 классе «Корень слова. Однокоренные слова»

Ольга Яськова
Урок-исследование по русскому языку во 2 классе «Корень слова. Однокоренные слова»

Урок русского языка во 2 классе

Учитель: Яськова О. М.

Тип учебного занятия: урок – исследование

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

через исследовательскую деятельность уточнить представление детей об однокоренных словах, о корне слова;

развивать умение образовывать однокоренные слова и разбирать их по составу;

помочь обучающимся усвоить и запомнить лексическое значение слов, обогатить их словарный запас;

развивать внимание, логическое мышление, технику чистописания, речь;

воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: презентация в PowerPoint, «Таблички радости», магнитофонная запись диалога «Родня ли гусеница гусу?», баян.

Ход урока

II. Актуализация знаний.

У: Ребята, что мы сейчас изучаем на уроках русского языка?

О: Мы начали изучать состав слова.

У: С какими частями слова вы уже знакомы?

О: Мы познакомились с окончанием, основой слова, корнем.

У: Что такое корень слова? Основа слова? Окончание?

У: Для чего нужно знать состав слова?

О: Чтобы правильно, без ошибок писать слова. Например: в корне может быть безударный гласный или парный согласный звуки. Мы научились их проверять. Чтобы проверить безударный гласный звук – нужно подобрать однокоренное слово с ударением в нужном месте; парный согласный – подобрать однокоренное слово, где после этого согласного стоял бы гласный звук.

III. Минутка чистописания

У: Поработаем над чистописанием. Для чего мы это делаем на каждом уроке?

О: Чтобы правильно и красиво писать соединения в словах.

Запись на доске:

ввв врв орв ва во

У: Назовите общий признак записанных слов.

О: Это словарные слова.

У: Значит какой следующий этап нашего урока?

IV. Словарная работа.

У: Объясните значение этих слов (Слайд 1)

О: это инструмент для рубки дров.

У: Языковеды связывают значение этого слова со словом топать, как и тяпать. Глагол этот некогда значил «ударять», «сечь», «рубить». Топор – буквально «топало», «рубило» (Слайды:2, 3, 4)

У: Объясним слово кровать (Слайд 5)

О: Это предмет мебели, на котором спят.

У: Синоним к слову кровать – койка (Слайды 6, 7, 8)

У: Я вам сейчас буду диктовать словарные слова. Ваша задача записать их распределив в 3 столбика

I – слова, обозначающие предмет, II – слова обозначающие признак предмета, III – слова обозначающие действие предмета. (Слайд 9)

У: Обед, нарисованный, заморозить, рисунок, рисовать, мороз, обеденный, морозный, обедать.

Взаимопроверка (Слайд 10)

У: Что вы заметили в написании этих слов?

О: Среди них есть однокоренные слова.

У: Докажите, что это однокоренные слова, выделите корень.

V. Постановка целей урока через проблемную ситуацию

У: Над чем мы сегодня будем работать на уроке? (Слайд 11)

У: Какую цель поставим для себя?

Читайте также:  Летний образовательный проект 'Цветочная азбука'

Сегодня, ребята, я предлагаю вам быть исследователями. Вы должны выяснить, какие слова являются однокоренными и как определить корень слова.

Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?» (Прослушивание)

– Я гусь, это гусыня, это наши утята. А ты кто?

– А я ваша тётка – гусеница.

У: И так начнём исследование. Есть ли в этом рассказе «родственники»? Запишите родственные слова, выделите в них окончание, основу и корень.

У: Денис выписал такие слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Артём: «Гусеница – это не родственное слово».

Денис: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница – родственное слово».

У: Вы согласны с Денисом? Почему?

О: Слово гусеница имеет другое смысловое значение.

У: Какой вывод сделаем из этого исследования? Какие слова можно назвать однокоренными? (Слайд 12)

(Танцевальные движения под аккомпанемент баяна)

VII. Продолжение исследования

У: Прочитайте слова – пододеяльник, подорожник, подосиновик, подберёзовик (Слайд13)

У: Являются ли эти слова однокоренными?

О: Да, они имеют одинаковый корень «подо»

О: Нет! Эти слова разные по смыслу!

У: Давайте объясним значение этих слов. Что обозначает слово пододеяльник? (Слайд 14)

Пододеяльник – мешок из ткани, надетый на одеяло.

Подорожник – лекарственное растение, растущее вдоль дорог.

Подосиновик – гриб, растущий под осиной.

Подберёзовик – гриб, растущий под берёзой.

У: Значит можно ли назвать эти слова однокоренными?

Прочитайте слова парами (Слайд 15)

У: Что вы можете сказать о парах слов в I и II столбиках?

О: Это однокоренные слова.

У: какие слова называются однокоренными?

О: Слова, близкие по смыслу, с одинаковым корнем.

У: Запишите эти слова парами, выделите корень.

Взаимопроверка (Слайд 16)

У: В результате исследования к какому выводу мы пришли?

VIII. Значение корня. Первичное закрепление.

(Слайд 17) Работа в группах

Задание 1. «Посадить» корень слова, вырастить деревце.

Задание 2. В записанных словах прочитайте только корень.

У: Вы поняли, что означает это слово? А теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшуюся часть слова. Ясен ли смысл слова?

Подведём итог нашего исследования. В какой части слова заключён его смысл?

Смысл слова заключён в его корне. Корень это главная часть слова. От него «растут» другие слова

IX. Самостоятельная работа

Учебник с. 139 №72

X. Итог урока

У: Подведём итог нашей исследовательской работы. Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

О: Научиться находить однокоренные слова, выделять в них корень.

У: Какие слова называются однокоренными? Выберите правильный ответ (Слайд 19)

I Корень– это общая часть всех слов.

II Корень – это главная часть предложения.

III Корень – это общая часть однокоренных слов

XI. Д/З: с. 139 №71 (подобрать однокоренные слова к слову чёрная, выделить корень;

*посадить корень слова, вырастить деревце)

У: Оцените свою работу на уроке

Дети заполняют «Таблички радости»

Мне было интересно ….

У: Спасибо за хорошую работу на уроке.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Состав слова. Приставка» У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Давайте попросим их помочь нам в работе.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова» Тема: Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова Цель: актуализировать знания об.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Урок по русскому языку в 1 классе школы УМК «Письмо заглавной буквы «К» Технологическая карта урока Предмет:русский язык Класс: 1 «А» УМК: Школа России Тема урока: Письмо заглавной буквы К. Место и роль урока.

Открытый урок по русскому языку «Страна Глаголия» в 5 классе Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: Повторение изученного о глаголе. Цели и задачи: 1. Проверить знания, умения и навыки.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Конспект урока на тему (Состав слова. Корень.)

Данный урок разработан по программе “Шклола 2100” по русскому языку для учащихся 2 класса. Целью данного урока является развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов. Урок включается в себя различные виды заданий, прививает интерес к русскому языку, обогощает словарный запас детей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему (Состав слова. Корень.) »

Русский язык 2 класс

Тема: Состав слова. Корень.

Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

(технология оценивания учебных успехов)

– Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами. А вы поделитесь улыбкой со своим соседом по парте.

Улыбнись мне в ответ

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбку свою дарил.

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

– Запишите в тетрадях число. Урок начнем с минутки чистописания. Я показываю на доске, вы за мной в воздухе, а потом записываете в тетрадях.

– Какие словарные слова с таким сочетанием вы знаете?

Воробей, город, дорога, мороз, огород, сорока, хорошо, корова.

– Подчеркните опасные места в словах.

– Назовите лишнее слово. Почему оно лишнее? (хорошо)

– Какой общий признак объединяет остальные слова? На какие группы можно их разбить? Придумайте предложение с одним из этих слов.

– Запишем одно из предложений в тетрадь.

Мокрый воробей сидел у дороги.

– Выделите основу предложения. При помощи стрелок покажите связь слов в предложении.

– Какой предлог встретился в этом предложении?

– Что мы знаем о предлогах?

– Подчеркните пробел между предлогом и словом.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3. Актуализация знаний.

Рассмотрим новый кадр на киноплёнке

– Чему удивился Петя Зайцев?

– Что такое корень? (Подземная часть растения.)

– Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)

– Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)

– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? (Корень слова.)

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме.

Развитие умений – применение знания.

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Работа на доске.

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево.(Слайд 2)

Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

– Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)

– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)

– Выделите корень значком.

– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.)

– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)

– Проведём маленький эксперимент (опыт).

– Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова, от него «растут» другие слова.

– Такие словесные «деревья» называются словообразовательными гнездами.

– Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.)

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Работа по учебнику.

Какой корень «посадили» здесь?

б) Упр. 117. с 74-75. (По заданию)

в) Работа над правилом с. 75.

г) Сделайте выводы. Мы узнали о корне вот что:

– что такое корень;

– роль корня в слове;

– как выделить в слове корень.

Что такое корень слова?

– Чем занимались на уроке? Что нового узнали?

– Найдите правильное определение корня.

Читайте также:  Речевая карта от 8 мес до 1 г 3 мес

«Корень – это общая часть всех слов.

Корень – это главная часть предложения.

Корень – это общая часть однокоренных слов».

1. Задание № 2, тема 9 в Рабочей тетради.

2. Упр. 100 («Дидактический материал»).

П. Придумайте сказку про корень. (По желанию.)

Урок русского языка по теме “Корень слова”. 3-й класс. УМК “Школа России”

Класс: 3

Планируемые результаты изучения темы “Состав слова”:

  • учащиеся научатся распознавать однокоренные слова и группировать их; различать однокоренные слова и синонимы;
  • работать со словарём однокоренных слов; работать с памяткой “Как разобрать слово по составу”;
  • образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
  • составлять описательный текст по картине.

Цели. Уточнить представление о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, учить находить корень в словах.

Оборудование: дополнительный материал к уроку (карточки), словари, памятки “Как найти корень слова”, игровые видеоупражнения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться!
Не лениться, а трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

II. Проверка домашнего задания.

Работа с толковым словарём. Нахождение лексического значения слова “корень”

Корень – подземная часть растения.

Корень – внутренняя, находящаяся в теле, часть зуба.

Корень – часть слова. (Слайд 2, 3, 4)

III. Актуализация знаний.

1. Где мудрость, там и успех, где разум, там и процветание во всём.

Ум да разум надоумят сразу.

– Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этих пословиц?

– Запишите любую из пословиц в тетрадь.

2. Прочитайте группы слов ( Слайд 5, слайд 6)

12
ученик

обучающийся

класс

одноклассник

– Что можете сказать про каждую группу слов?

– Сформулируйте тему урока. ( Слайд 7)

– Чему мы будем учиться на уроке?

IV. Самоопределение к деятельности.

– Составьте алгоритм, по которому будем находить корень.

(1 шаг. Подбираем группу однокоренных слов с одним и тем же лексическим значением.

2 шаг. Находим общую часть слов.

3 шаг. Выделяем корень.

2. Образование родственных слов.

– Найдите корень в словах. (Слайд 8,9,10)

– Попробуем посадить семечко, под названием “ход”. Понаблюдаем, какие “вырастут” слова из этого корня.

Ходим, ходики, ходули, ходунки, поход, переход, походка. (Дети слова записывают в тетрадь в один столбик)

– Что можете сказать про эти слова? (Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же лексическим значением)

3. Работа в парах по образованию слов. (Слайд 11)

1 ряд-сад (садик, садовая, садовник)

2 ряд-корм (кормушка, кормить, кормовая)

3 ряд-берёза (берёзка, березняк, берёзовая)

V. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику. Стр. 74 упр. 130.

– Найдите однокоренные слова. Как вы их определили? Объясните лексическое значение каждого из этих слов. Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Подчеркните в корне непроверяемую орфограмму. (Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.)

Гусеница повстречала семью гусей.

– Я – гусь, это гусыня, а это наши дети – гусята. А ты кто?

– Я ваша родственница-гусеница.

– Права ли гусеница?

Составление правила о корне слова.

Корень слова – это главная, значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

4. Знакомство с правилом от Мудрой Совы. (с.74)

Из-за парт все выходите
И лопаточки берите.
Мы копаем, мы копаем,
В почву семена сажаем.
Разрастётся в почве корень,
Урожая будет “море”.
Вот морковка, вот редис,
Окопали барбарис.
Поливали, удобряли,
Славный урожай собрали!

VII. Закрепление изученного материала.

1. Развитие речи. (На экране текст упр. 131 с пропущенными словами. Задание: вставить подходящие по смыслу слова)

2. Работа по учебнику. Стр. 74 упр. 131.

– Найдите однокоренные слова.

– Объясните их лексическое значение.

– Какая часть в каждом из однокоренных слов “хранит” общее лексическое значение всех однокоренных слов.

– Выполните письменное задание к упражнению.

Взаимопроверка.

3. Синтаксический разбор. (Слайд 12)

Долину окружали лесистые горы.

– Какое предложение по цели высказывания?

– Докажите, что это простое предложение.

4. Фонетический разбор слова “лесок”

5. Игра “Помоги братьям лосям спуститься на землю”

– Докуко Настя ведёт игру. Фендель Александр фиксирует на компьютере правильные ответы, которые дают дети.

1 лось. Молодой, молодость, молоденький, молодец.

2 лось. Рябина, рябинка, рябинушка, рябиновый.

3 лось. Серебро, серебрить, серебряный.

4 лось. Ночь, ночной, ночник, ночевать.

VIII. Рефлексия. Самооценка.

Игра “Третий лишний”. (Слайд 13)

– Назовите лишнее слово.

Желток, железо, жёлтый.
Белый, белка, белить.
Циркач, циркуль, цирк.
Гром, громкий, громадный.
Вода, водитель, подводный.

Работа по карточкам.

Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.

1. Лекарство стекло с ложечки.

2. Через стекло я наблюдал за первым снегом.

3. Стеклянная сова предназначалась победителю игры.

Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.

1. Вода в реке была уже холодная.

2. Водитель остановил автобус.

3. Водяной распевал песни .

Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.

1. Белой краской бабушка покрасила стул.

2. На ветке сидела белка.

3. Стены в классе пришлось перебеливать.

– Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока.

– По вашему мнению, наш урок достиг цели?

– Обратите внимание на пословицы, с которых начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока

– А какую связь с нашим уроком вы заметили? (В пословице есть родственные слова). Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

– Что такое корень?

– Назовите признаки однокоренных слов.

X. Домашнее задание. (Слайд 14)

– Ребята дома вам предстоит выбрать родственные слова и выделить у них корень.

  • 1 группа. Составить из слов текст.
  • 2 группа. Составить 3 словосочетания.
  • 3 группа. Составить одно предложение , выписать из него словосочетания.

Спасибо за работу на уроке! (Слайд 15)

Конспект урока по русскому языку “Корень слова”

Цель урока: сформировать у учащихся такие понятия, как “корень”

Содержимое разработки

Предмет: Русский язык

Тема урока: Корень слова

Цель: сформировать у учащихся такие понятия, как «корень».

а) образовательные: научить учащихся подбирать однокоренные слова, правильно выделять корень слова;

б) развивающие: развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

в) воспитательные: способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищества.

Тип урока: урок-открытие

Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая.

Методы и приемы обучения: проблемные, практические (упражнения, наблюдения), наглядные (иллюстрации), словесные (работа с книгой, сказка, эврестическая беседа).

Необходимое оборудование: рабочие тетради, учебник, ручки, карандаши, пять листов формата А3, карточки “схема – корень” по количеству учащихся.

Урок начнем с того, что погадаем на ромашке.

Необходимо ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

Морфемика – это наука, которая изучает морфемы

Морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание, основа

Приставка- которая находится перед корнем

Суффикс- часть слова которая стоит после корня

Окончание- часть слова без окончания

Основа- изменяемая часть слова

Начнём знакомство с загадки.

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту.

-Уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете.

-Ребята, сегодня мы что будем изучать?

– Назовите тему нашего урока. (Корень слова). Запишите её в тетрадь.

А)Выяснение лексического значения слова КОРЕНЬ.

Работа с толковым словарём С. И. Ожегова.

Значение слова КОРЕНЬ по толковому словарю С. И. Ожегова:
1. Подземная часть растения.

2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба.

3. В языкознании: часть слова без приставок и суффиксов.

– Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (Многозначные).

– О каком значении этого слова мы будем говорить на уроках русского языка? (Корень – это часть слова).

– Какая часть для растения самая главная? (Корень.) Почему? (Без корня растение не может жить). У слов тоже самая важная, самая главная часть – корень.

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать сказку “Два корня”.

Эта история произошла ни в тридевятом царстве, ни в тридесятом государстве, а в стране под названием “Грамматика” в городе “Морфология”. Одним прекрасным весенним днём встретились два корня: корень куста и корень слова.

– Добрый день, – говорит один, – я корень, а ты кто?

– Я тоже корень, – отвечает другой.

– Этого не может быть! – возразил первый.

– Очень даже может быть, – ответил второй.

– Я в земле живу, – сказал первый. – А ты где?

– А я живу в словах, – ответил второй.

– Скажешь тоже, в словах! Как корень может жить в словах? – усмехнулся первый. – Ты на меня посмотри. Вот я корень так корень! Как свои корни пущу, закреплюсь в земле покрепче, пойдут от меня росточки, а из росточков вырастут целые кусты душистой сирени или сладкой земляники. А от тебя какая польза? Что может от тебя вырасти?

– А от меня слова новые “вырастают”, – ответил второй корень.

– Не верю, – возразил первый корень. – Покажи на примере.

– Ну что ж, будь по – твоему, – сказал второй корень.

– Ребята, помогите мне доказать, что от корня могут “вырастать” новые слова, – попросил второй корень.

-Ну что, ребята, поможем?

V.Потренируемся! Игра “Волшебное дерево”.

Давайте посадим дерево с корнем –цвет- .

– Интересно, какие слова вырастите вы на этом дереве?

Вот мы поливаем дерево водой. И появляется росток, еще росток. (Дети записывают слова на листочках, а учитель прикрепляет их к дереву).

– Любые ли слова могут вырасти на нашем дереве? (Нет, только родственные, т.е. однокоренные).

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

(Корень-общая часть родственных слов, Приставка-которая находится перед корнем, Суффикс– часть слова которая стоит после корня, Окончание-изменяемая часть слова, Основа-часть слова без окончания).

Затем каждая пара получет свое задание. На листочке для каждой пары записан корень -гриб-, – лес-, -нос-, -сад-, – час –, ваша задача “вырастить” из этого корня новые слова, т.е. образовать однокоренные слова, записать их на листочек и выделить корень. Затем один человек от пары презентует свою работу у доски. Время на выполнение работы 5 минут.

( При ответе они прикрепляют листы к доске.)

1 пара: гриб, грибник, грибной, грибок, грибница.

2 пара: лес, лесной, лесник, лесок, лесничий.

3 пара: нос, носик, носище, носовой.

4 пара: сад, садик, садовник, садовый.

5 пара: ход, вход, выход

-Как можно назвать каждую группу слов?

-Докажите свою точку зрения.

– Однокоренными называются слова, имеющие общее значение и общую часть слова – корень.

VII.Сделаем остановку, поиграем в игру «Найди лишнее»

Я слова читаю вам.
Вы прислушайтесь к словам.
Может, лишние попали?
Докажите, как узнали.

Белка, беленький, белить.
Левый, лев, налево.

Лето, лететь, летний

Полёт, лётчик, летели

Вода, водитель, водопад

Вывод: В русском языке немало похожих слов, но не все они являются родственными.

-Почему вы выбрали именно эти слова?

-Так как у них есть общая главная часть слова. Это корень – бел-. Эти слова близки по значению:

– Какие слова лишние среди этой группы слов?

-Молодцы , ребята! Здорово!

VIII.Работа с текстом. В. Волиной «Чужак».

2.Найдите в тексте однокоренные слова.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Где ему родственников искать?

Выпишите в тетрадь однокоренные слова, которые вы услышали в тексте. Выделите в них корень.

– Какие однокоренные слова вы выписали? Обоснуйте свой ответ.

Я буду называть однокоренные слова к словам лес, -сад , а вы если услышите слова с корнем лес – то поднимаете ручки вверх и хлопаете, если с корнем сад – то опускаете ручки вниз и тоже хлопаете.

Лесник, садовник, рассад, лесной, садовый, посадка, пересадка, лесопилка, лесничий, садовод.

X.Самостоятельная работа. «Собери листики»

Что же ветер натворил?
Все деревья оголил.
Сколько листиков кругом…
Мы сейчас их соберём.

Задание: Вам надо собрать листики , выделить в них корень и выложим корзину.

XI. Закрепление изученного материала.

Предлагаю закрепить новые знания.

А) главная значимая часть слова Б) часть речи В) часть предложения.

2. Чтобы найти корень, нужно.

А) изменить слово Б) подобрать однокоренные слова

А) могут быть только одной частью речи,

Б) могут быть только разных частей речи,

В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

4. В какой строке записаны однокоренные слова?

А) (длинная) коса, косить (траву), косой (заяц);

Б) купить, купаться, купание

В) трава, травяной, травинка.

-Итак, подведём итог нашего урока. Сегодня на уроке вы прослушали сказку о двух корнях.

-Ребята, корень слова нам хотела что-то сказать. Давайте выслушим

-Спасибо, дорогие друзья!

– Мы все доказали, что от корня могут “вырастать” новые слова.

-Значит, друзья что такое корень?

(Вместе) Корень – это общая часть однокоренных слов.

-Было ли вам интересно?

На уроке отвечали,
Все мы корень изучали,
А теперь без промедленья
Покажите настроенье.

(Ребята показывают “смайлики” настроения).

Оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат листочки. Возьмите их, что вы видите?

-Знак – корень слова.

-Ваша задача раскрасить этот знак нужным цветом:

красный – урок понравился, мне всё понятно;

жёлтый – урок понравился, но я не всё понял;

зелёный – урок понравился, но я не понял тему урока;

синий – урок не понравился и я не понял тему урока.

Выучить правило.1. Придумайте сказки про корень

2. Выполните упражнение 9 на стр. 59

Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы так пригодились!

Хочу сказать спасибо за урок. Сегодня все работали замечательно! Надеюсь, что вы всегда будете такими же активными, трудолюбивыми и любознательными.

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Состав слова. Корень слова.

Тема. Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое корень слова, находить корень в слове, приводить примеры слов с одним корнем (однокоренных слов).

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Однокоренные слова, родственные слова, корень слова.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • находить корень в слове;
  • приводить примеры однокоренных слов.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунок? Что он обозначает? Какую информацию даёт?

Как видно, на рисунке представлена схема однокоренных слов. Корень всех этих слов –цвет-. От корня –цвет- образовались однокоренные слова: цветок, цветник, цветной, цветение, расцветать, зацветают, цветочный.

Сегодня на уроке

  • находить корень в слове;
  • приводить примеры однокоренных слов.

Вспомним! Однокоренные слова- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Рассмотрим еще одно дерево из слов.

Сердцевиной слова, его смысловым центром, является корень –вод-. От него растут слова, как ветви на дереве. От корня – вод- образовались разные слова: подводник, водичка, водяной, водоём, водовоз, водопад, водный.

И это еще не все!

На этом дереве могли вырасти и другие ветки – глагольные:

  • обводнить – обеспечить водой степи, пастбища;
  • обезводить- «лишить» воды;
  • наводнить- – «наполнить» слишком большим количеством воды;
  • приводниться – о летательном аппарате (опуститься на воду);

А сколько сложных слов (слов, состоящих из двух разных корней) можно образовать от корня – вод-:

  • водопровод;
  • водопад;
  • водоросль;
  • водоснабжение;
  • водохранилище;
  • водоём;
  • водопой:
  • водолечебница;
  • водомер;
  • водоочистительный;
  • водораздел;
  • полноводный;
  • водоплавающий;
  • водоотталкивающий.

Много слов! А подумать…. – и сразу вспоминаются ещё слов с этим корнем!

У Максима Горького (известного русского писателя) герой, одного из его произведений, произносит такие слова: «Слова, дружище, – это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист такой, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться!»

Такое же сравнение можно найти и в стихотворении белорусского поэта Максима Танка:

Слова, как деревья, ветвисты.

Возьми хоть бы слово любовь.

Войди в этот мир многолистный

И в музыку вслушайся вновь,

Любовь моя, Любонька, Люба.

Любляна, Любань, Люблино.

В науке такие деревья называют словообразовательные гнёзда. Есть специальный словарь для школьников, где представлены словообразовательные гнёзда многих русских слов. Называется он «Школьный словообразовательный словарь». Составил его известный учёный А.Н. Тихонов.

Приведем пример таких слов из словаря:

без-биле’т-н(ый) → безбиле’тн-ик → безбиле’тн-иц-а

о-биле’т-и-ть → обиле’ч-ива-ть (черед. т – ч)

Как найти корень в слове?

Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза – березняк, берёзовый, подберёзовик. Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.

Послушайте стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятие смехом».

  1. Найдите в этом стихотворении родственные слова (однокоренные).
  2. Определите, какой корень будет в этих словах.

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Родственными (однокренными0 словами в этом стихотворении будут слова: рассмейтесь, смехачи, засмейтесь, смеются, смехами, смеянствуют, смеяльно, усмеяльно, рассмешищ, надсмеяльных, усмейных, смейево, усмей, осмей, смешики, смеюнчики. Почему они являются родственными (однокоренными)? Потому что все они относятся к слову «смех».

Корнем этих слов будет являться –смех-.

Обратим внимание, что в этом стихотворении автор придумал много слов, которых нет на самом деле, но мы понимаем, о чём идет речь, потому что в них есть корень, а в корне и заключается смысл.

При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов:

[г//з’//ж] – подруга, друзья, дружеский

[з//з’//ж] – воз, возить, вожу

[г//ж] – дорога, дорожный

[к//ч’] – яблоко, яблочко

[х//ш] – орех, орешек

[ц//ч’] – отец, отеческий

[з//ж] – вязать, вяжу

[с’//ш] – просить, прошу

Прочитайте. Укажите, какие слова являются родственными (однокоренными).

Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки. Под деревьями вижу подосиновики.

Осиновый, осинник, осинки, подосиновик.

Прочитайте. Распределите слова на три группы.

Чистота, сказывать, масло, сказка, масляный, чистить, маслить, сказочный, чистый, чистенький, маслице.

  1. Чистота, чистить, чистый, чистенький.
  2. Масло, масляный, маслить, маслице.
  3. Сказывать, сказка, сказочный.

Прочитайте. Укажите однокоренное слово к слову «горе»

Ссылка на основную публикацию