Социализация детей с ОВЗ

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Наталья Сыропятова
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Аннотация:Статья посвящена проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в рамках общеобразовательной школы.

Ключевые слова: инклюзия; дети с ОВЗ; социализация; семья; службы ранней помощи.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одно из приоритетных направлений системы образования России. Но в современных условиях система образования каждого государства ориентируется на мировую образовательную политику и становится всё более открытой, единообразной и преемственной.

Российское правительство и общественность стали уделять образованию «особых» детей более пристальное внимание после принятия в 1994 г. на Всемирной конференции по образованию Саламанкской Декларации (г. Саламанка, Испания, которую подписали 92 государства, в том числе и Россия. В декларации раскрывались принципы, политика и практическая деятельность в сфере образования детей с особыми образовательными потребностями, и инклюзивный подход был провозглашён главным направлением развития современного образования, позволяющей данной системе гибко приспосабливаться к особенностям и потребностям каждого ребёнка.

Симптоматично, что на современном этапе развития специального образования отмечается серьёзное переосмысление сущности понятия «интеграция», вводится новый термин – «инклюзия». Речь идёт о придании нового, социально-педагогического смысла процессу интеграции детей в Инклюзия основывается на идеях единого образовательного пространства для всех детей, в котором имеются разные образовательные маршруты. Инклюзия исходит из позиции общей педагогики и психологии, которые ориентированы на ребёнка с учётом его индивидуальных образовательных потребностей.

В статье В. И. Лопатиной [1] указано, что методологической основой инклюзивного образования является постулат: «Не ребёнок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребёнка. Основываясь на этом принципе, мы можем говорить, по крайней мере, о четырёх ведущих категориях детей, требующих создания оптимальных образовательных условий для реализации их законных прав:

– дети с ограниченными возможностями здоровья;

– дети из различных культурных и конфессиональных групп;

– дети из социально неблагополучных семей.

Но, как пишет в своей статье Дорохова Е. С. [2] Конституция РФ и Закон РФ «Об образовании» предоставляют право на образование каждому, не останавливаясь на инвалидах отдельно, что в целом соответствует концепции интегрированного образования. Но, по сути, не все граждане с особыми образовательными потребностями могут воспользоваться этими правами. В социальной и образовательной сфере инвалиды, в том числе и дети с особыми образовательными потребностями, сталкиваются с трудностями, которые постепенно вытесняют их за пределы общей системы образования и обычных социокультурных отношений.

Одной из проблем в специальном образовании является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрегационными, что носит дискриминационный характер и выражает навешивание «социального ярлыка». В этой связи развивается система образования для детей с особыми потребностями по типу интеграции.

Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов [3]:

– полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений;

– психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.

Одним из направлений решения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей.

Определить структуру системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого-педагогические условия их реализации в современных социально-экономических и нравственно-психологических условиях общества – это значит помочь детям с ограниченными возможностями здоровья включится в социальные отношения общества.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии (организация движения детского милосердия, школы помощника социального педагога и т. д.)

Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает [4]:

– развитие духовных и физических способностей детей;

– поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;

– облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;

– содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;

– обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;

– установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.

А также важную нишу в успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья занимает семья, в которой они воспитываются. Ведь, одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества, семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведения своих членов, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения.

Проблема заключается в том, что параллельно с процессом социализации ребёнка протекает процесс ресоциализации (т. е. повторной социализации) его родителей. Данные процессы обусловлены биологическим (учёт характера инвалидизирующей патологии, уровня функциональных нарушений и т. д., социальным (учёт условий социально-средового окружения) и психологическим (учёт личностных особенностей родителей и их потребностей) фактором.

Очень часто в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно наблюдать формы поведения родителей в семье, которые нарушают адекватный ход социализации детей. Примером подобного является подсознательное «отвержение» ребёнка. «Отвержение» выражается отсутствием интереса к ребёнку, недостаточности взаимодействия с ним, грубом обращении, физическом наказании. Особое внимание нужно уделить психологическому отвержению, которое заставляет ребёнка думать, что «он плохой», «недостоин родительской любви и внимания». В результате, у детей формируется пониженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность.

Негативное влияние на развитие психики больного ребёнка оказывает и чрезмерная опека его родителей. Большинство родителей испытывают неосознанное чувство вины перед ребёнком, жалеют его, стараются всё сделать за него, выполняют каждое желание. В этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе, эгоцентричными. Для них характерна психическая и социальная незрелость, которая препятствует социальной адаптации. [5]

Родители как и их дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке. Для оказания такой помощи в России создана система ранней психолого-педагогической помощи детям и их семьям. Службы ранней помощи детям с ОВЗ помогают родителям получить те знания и умения, необходимые для выявления и развития способностей ребёнка и предупреждения возможных осложнений, также оказывают практическую помощь детям и семьям.

Основными задачами этих служб является:

– выявление детей раннего возраста, нуждающихся в ранней специальной помощи;

– своевременная коррекция и профилактика отклонений в развитии ребёнка раннего возраста;

– квалифицированная помощь семье ребёнка с ОВЗ;

– методическая помощь педагогам ДОУ в вопросах организации и проведения образовательной работы с детьми имеющими ОВЗ.

Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации.

При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они будут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от действия универсальных психологических и социально-психологических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с ограниченными возможностями здоровья и характера взаимодействия человека с ограниченными возможностями здоровья и других людей.

1. Лопатина, В. И. Широкие аспекты инклюзивного образования/ В. И. Лопатина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – №6. – С. 11-15

2. Дорохова, Е. С. Организация инклюзивного образования в системе ДОД / Е. С. Дорохова // Дополнительное образование и воспитание. – 2010. – №1. – С. 27-33

3. Фирсов М. В. Теория социальной работы. – М.: Владос, 2001

4. Филонов Г. Н. Специальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М.: ИСП РАО, 1995.

5. Геворкян, А. Р. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / А. Р. Геворкян, О. А. Донцова – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/6_PNI_2014/Psihologia/5_157696.doc.htm

Доступность качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Игра в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются.

Конкурс-фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Радуга-2014» Видео Конкурс-фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями “Радуга” на протяжении многих лет давал возможность детям-инвалидам реализовать.

Организация дистанционной поддержки для детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день Правительством РФ созданы.

Организация работы с детьми 5–7 лет с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада Инклюзивное образование в России – новая, недостаточно изученная форма обучения детей с ограниченными возможностями. Оно предполагает изменение.

Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Слайд 1 Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения.

Проект «Создание ресурсной комнаты для детей с ограниченными возможностями здоровья» Тема проекта: «Создание ресурсной комнаты для детей с ограниченными возможностями здоровья». Что означает ОВЗ? ОВЗ – ограниченные возможности.

Психологическая помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья Как вы уже знаете отделение в «Мать и дитя» существует для предоставление помощи детям раннего возраста, а так же детям имеющих сложные.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Методы социализации детей с ОВЗ: технология БОС

Методы социализации детей с ОВЗ: технологии биологической обратной связи (БОС). Меерзон. Т.И., ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург, Россия

Аннотация

В силу особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, объективных и субъективных причин усложнен процесс социализации. Использование технологии БОС у детей с ограниченными возможностями здоровья способствует развитию интеллектуальных процессов, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, самостоятельности и самоконтроля, повышению коммуникативных навыков и социальной активности.

Ключевые слова: социализация, социальная реабилитация, дети с ограниченными возможностями здоровья, технологии бос.

Состояние социально-экономической и политической жизни России, обострение новых проблем в обществе поставили общественность, ученых и педагогических работников перед поиском новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющимся условиям жизнедеятельности в социуме. Особую группу нуждающихся в социальной помощи составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, число которых постоянно растет.

Современное общество стремительно меняет свой социальный облик. Основным источником современного прогресса выступает не только взаимодействие человека и природы, но и внутреннее развитие личности, ее возможности самосовершенствования, усвоения и воспроизведения знаний, способность изменять окружающий мир и окружающее ее общество.

Современный социум достаточно сложный организм, в котором от деятельности каждой личности зависит эффективность его жизнедеятельности в целом. В мире ежесекундно рождаются люди, которые еще не знакомы с правилами, нормами и законами, окружающего их общества, и чтобы они стали активными участниками и самостоятельными членами этого общества, их нужно всему обучить.

Социализация: понятие, сущность

Социализация подразумевает развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Формирование социализации может происходить стихийно, относительно направляемо или целенаправленно под действием условий жизни на всех возрастных этапах.

В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые знания, умения и навыки, позволяющие адаптироваться для жизни в обществе. Доминирующей стороной развития личности является социальный опыт, который усваивается на протяжении всей жизни. При этом наиболее важным является усвоение его в детском возрасте. В процессе усвоения социального опыта происходит приобретение как знаний и умений, так и развитие способностей, формирование личности.

Процесс социализации базируется на формировании психических функций и начальный формах социального поведения, развитие его происходит через систему обучения и воспитания, становление коммуникаций, в общении и совместной деятельности индивида. Жизнь человека сложный процесс и не всегда условия, в которых происходит развитие индивида, являются оптимальными. Порой на развитие ребенка влияют различные вредоносные факторы, нарушающие его онтогенез, и с незапамятных времен в мире появлялись «особенные» дети, которые отличались от окружающих – дети с ограниченными возможностями здоровья.

С каждым годом в России увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть с особыми потребностями жизнедеятельности и обучения. Согласно Федеральной службе статистики, на 1 апреля 2013 года в России насчитывалось 573 тысячи детей-инвалидов, в январе 2014 года их количество увеличилось до 582 тысячи, а на 1 января 2015 года уже составляло 590 тысяч. Около 90 тысяч составляют дети, имеющие нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам [1].

Основные черты развития каждой личности, учитывая одинаковые условия обучения и воспитания, зависят как от природных задатков, так и в большей степени от собственных усилий личности, работоспособности и затраченной энергии в различных видах деятельности. Этим во многих случаях объясняются различия в процессе социализации подрастающего поколения, в том числе и детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которые живут и воспитываются в одних и тех же условиях и испытывают одинаковые воспитательные воздействия.

В последнее время наблюдается тревожная ситуация, усиливается рост заболеваемости детей по всем классам болезней. Здоровье и развитие детей относится к числу важнейших характеристик, определяющих как положение детей в обществе, так и состояние здоровья всего общества в целом. Поэтому уровень здоровья детей, обеспечение условий их успешной социализации и адаптации в обществе, создание равных стартовых возможностей для всех возрастных категорий детского населения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, определены в качестве наиболее важных, актуальных и приоритетных направлениях развития Российской образовательной системы.

Актуализация проблемы

Известно, что в современном обществе человеку с ограниченными возможностями здоровья в силу ряда объективных и субъективных причин изначально гораздо сложнее стать субъектом социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, и затрудняющие детям вести полноценную жизнь. Их состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения и воспитания. Поэтому общество должно создать все необходимые условия для формирования и постоянного проявления социальной активности ребенка с особыми потребностями.

Успешность процесса социализации и эффективность медико-социальных технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во многом зависят от активного внедрения медико-социальных практик, направленных на предупреждение инвалидности, своевременного прогнозирования развития вторичных нарушений, более полного использования реабилитационного потенциала и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум [2].

Читайте также:  Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе: С котиком играем - все мы знаем.

Социальная политика современной России, ориентированная на детей с ОВЗ, основывается на медицинской модели инвалидности, которая рассматривается их статус как недуг, заболевание или патологию. Такая модель вольно или невольно обособляет ребенка с ОВЗ от «нормального» детского общества, стимулирует осознание ребенком своего неравенства по сравнению с другими детьми, снижает осознание собственной социальной значимости, ослабляет его социальную позицию, что приводит к замедлению процесса социализации у ребенка с особыми потребностями.

Инвалидность, ограниченные возможности здоровья не относятся к разряду чисто медицинских явлений и должны рассматриваться в контексте социокультурного окружения человека.

Социальные, социально-медицинские, экономические, психологические факторы оказывают значительное влияние на понимания этой проблемы. ВОЗ данную проблему анализирует следующим образом: «Структурные нарушения, которые ярко выраженные или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, в результате чего и формируются «ограниченные возможности» [2]. Совокупность этих факторов при соответствующих условиях будет способствовать развитию социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации.

В процессе становления индивида задействована единая система социокультурных и биологических факторов. Нарушенное развитие формирует первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами. Он, в свою очередь, вызывает вторичные изменения, развивающиеся на возникшей патологической основе.Доказано, что чем позднее развиваются вторичные симптомы, тем успешнее будет проходить их коррекция.

Основными факторами, влияющими на развитие ребенка с ОВЗ, являются тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды.

Ограничение возможности здоровья у детей часто обусловливается минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, длительной социальной депривацией. Для этого состояния характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что сопровождается нарушениями памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений.

Снижение познавательной активности и недоразвитие речи проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем, практических навыков, недостаточности фонетико-фонематического восприятия и слухоречевой памяти. Слабость волевых установок, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, аффективная возбудимость, двигательная расторможенность, или вялость и апатичность у детей с ОВЗ являются следствием нарушений в эмоционально-волевой сфере и поведении [3].

Многие дети с ОВЗ оказываются неподготовленными к вступлению во взрослую жизнь и неспособными преодолеть возникающие с этим трудности. Хотя доказано, что любой человек, имеющий дефект развития, при создании специальных условий может стать полноценной личностью, освоить профессию, обеспечить себя материально, развиваться духовно и приносить пользу обществу. Но при всем этом обнаружить и развить свои способности и дарования детям с ОВЗ мешает неравенство возможностей и для того чтобы обеспечить процесс социализации детей с ОВЗ необходимо проводить их грамотную социальную реабилитацию.

Методы социализации детей с ОВЗ: БОС-терапия

Социальная реабилитация включает комплекс мер, направленных на восстановление человека в утраченных правах, социальном статусе, здоровье и дееспособности. Основой социальной реабилитации является развитие в личности способности к самостоятельной жизнедеятельности, к адаптации отрицательным влияниям окружающей среды, активизация его социального потенциала.

В отношении детей с ОВЗ социальная реабилитация должна быть направлена как на самих детей с ОВЗ, так и на их окружение. Основным итогом социальной реабилитации детей с ОВЗ и инвалидов является формирование навыков, которые позволят ему вести полноценную жизнь, развивать и сохранять психологическое и психическое здоровье, быть коммуникабельным, способным при всевозможных отклонениях получить образование, освоить трудовые и профессиональные навыки, обрести чувство социальной значимости в социальной среде.

Одной из сторон социальной реабилитации детей с ОВЗ является психологическая помощь, которая позволяет гармонизировать личностный и интеллектуальный потенциал и проводить коррекцию имеющихся нарушений в психофизическом развитии.

Современные методы немедикаментозной коррекции нарушений в психофизическом развитии детей с ОВЗ предусматривает комплексный подход, включающий применение технологии биологической обратной связи (БОС). Доказано, что правильно подобранные методы немедикаментозной коррекции с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ОВЗ оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития. Также способствуют повышению социальной активности, развитию самостоятельности и самоконтроля, укреплению социальной позиции личности ребенка с ОВЗ, развитию интеллектуальных процессов, коррекции и развитию эмоционально-волевой и мотивационной сферы, повышению коммуникативных навыков.

Особое внимание в процессе немедикаментозной коррекции уделяется психологической коррекции личностного развития и нарушения поведения. В программу социальной реабилитации детей с ОВЗ может быть включен комплекс специальных психологических занятий по методу биологической обратной связи (БОС).

БОС – это комплекс современных высокоэффективных методов и технологий, принципиальной основой которых является обратная связь. Работа по методу БОС направленна на активизацию внутренних резервов организма, способствует развитию самоконтроля и саморегуляции через формирование программы физиологически адекватного управления функциями организма [4]. Применение технологии БОС позволяет одновременно осуществлять массовую коррекцию и повышать эффективность образовательного процесса.

Работа по методу БОС помогает легко и быстро овладеть навыками саморегуляции, управления физиологическими функциями и эмоциональным состоянием, что повышает устойчивость к стрессу, улучшаются внимание и память, способствует нормализации темпов биологического созревания и показателей физического развития.

Основная цель работы по методу БОС – повысить уровень осознания и произвольного контроля физиологических процессов у детей с ОВЗ. Немедикаментозная коррекция и лечение по методу БОС проводится в виде специальных тренировок. Во время тренировок специальные приборы через компьютерные комплексы БОС регистрируют физиологические параметры состояния какой-либо функциональной системы организма или органа и фиксируют информацию в доступной форме, в виде зрительных и слуховых сигналов обратной связи, что позволяет ребенку видеть и слышать, как работает его организм.

Полный курс по технологии БОС включает следующие периоды: предварительный, основной, поддерживающий. Предварительно проводится сбор данных о ребенке, обязательны консультации невролога, психолога, проводят психодиагностику когнитивного, интеллектуального развития, эмоциональных нарушений.

Немаловажную роль в проведении методики БОС имеют родители ребенка с ОВЗ. Специалист БОС проводит обязательную консультацию с родителями и предлагает им пройти тренировку по методу БОС для овладения навыками диафрагмального релаксационного дыхания, освоения контроля выраженности и управляемости мышечной реакцией, управления биоритмами функциональной активности головного мозга.

Эффективность проведения метода БОС зависит от уровня мотивации ребенка. Высокий уровень мотивации достигается психологической установкой ребенка на положительные результаты и внешними факторами, повышающими заинтересованность ребенка в процессе занятия и достигнутых результатах. Для чего широко используется технология мотивационного подкрепления, когда каждое правильно выполненное задание награждается игрой, показом мультфильмов.

Этапы технологии БОС

Основной этап обучения метода БОС делится на несколько этапов. Перед каждым этапом проводится диагностический сеанс. Первый этап основного периода начинается с диагностического сеанса, где регистрируются первоначальные параметры биологической активности головного мозга, мышечного тонуса, состояния сердечно-сосудистой системы.

С целью нормализации деятельности сердечно-дыхательной системы и баланса симпатической и парасимпатической вегетативной нервной системы проводят обучение ребенка навыку диафрагмально-релаксационного дыхания (ДАС-БОС тренинг). Контроль освоения проводят с помощью методики биоуправления по дыхательной аритмии сердца. Проводится 10 сеансов продолжительностью 15-20 минут.

На втором этапе основного периода ребенок уже использует навык диафрагмально-релаксационного дыхания (ДРД). После регистрации физиологических параметров и контроля навыка ДРД приступают к обучению навыку мышечного контроля и произвольному снижению повышенного мышечного тонуса с использованием обратной связи по электромиограмме.Применение ЭМГ-БОС обеспечивая глубокую мышечную релаксацию, позволяет снизить активность симпатоадреналовой системы и симптомы стресса. Всего проводится 6 сеансов длительностью 20 минут.

На третьем этапе основного периода ребенок успешно использует навыки ДРД и прямой мышечной релаксации. Предварительно регистрируются физиологические параметры и контроль навыков ДРД и нервно-мышечной релаксации. Проведение третьего этапа включает аппаратный метод обучения саморегуляции. Он позволяет регистрировать электрические сигналы коры больших полушарий головного мозга, ЭЭГ-БОС.

Технологии БОС позволяют определить изменения ритмов энцефалограммы (ЭЭГ) в зависимости от текущего функционального состояния пациента, а также обучить его самостоятельному управлению ритмами головного мозга. Определяя изменения сигнала обратной связи, ребенок самостоятельно регулирует функциональное состояние ЦНС и организма в целом.

Сюжетная часть обратной связи зависит от возраста и мотивации ребенка. Количество сеансов в основном 30 продолжительностью от 25-40 минут. ЭЭГ-БОС тренинг обучает ребенка общим навыкам самоконтроля и саморегуляции, способствует повышению уровня активного внимания и формирование навыков планирования деятельности. Методика Джекобсона через контроль выраженности и управляемости мышечной реакцией обучает самоконтролю. Сочетание контроля сюжета и своевременное выполнение определенных действий способствует развитию навыка воздержания от импульсивных моторных реакций. На тренингах ЭЭГ-БОС ребенок обучается изменять биоритмы функциональной активности головного мозга, ориентируясь на изменения параметров энцефалограммы (ЭЭГ)

На заключительном четвертом периоде ребенок использует навыки ДРД, прямой мышечной релаксации и альфа-релаксации. Проводится регистрация физиологических параметров ребенка, контроль навыков ДРД, нервно-мышечной релаксации и управления альфа-ритмом.

На поддерживающем этап предполагается консультации родителей, предоставление результатов и выводов по проделанной работе применения технологии БОС. Родителям рекомендуется провести повторный курс ЭЭГ-БОС тренинга через 4-6 месяцев [4].

Использование технологии БОС дает высокий положительный эффект в коррекции синдрома нарушения активности и внимания, тревожности при нарушениях психоэмоциональной сферы у детей с ОВЗ, который проявляется в формировании навыка саморегуляции и использовании его в жизненных ситуациях. Оптимизация психофизического статуса ребенка с ОВЗ используя технологии БОС формирует основу успешной социализации.

Ссылки на источники
  1. Габдрахимова Э.Ф. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ / Э.Ф. Габдрахимова// Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2016/1933/23471 (дата обращения: 24.03.2017).
  2. Королева Ю.А. Флексибильность как ресурс жизнеспособности современной личности // Социальная психология и общество. 2014. №1. – С. 5-16.
  3. Меерзон, Т.И. Методы медицинской коррекции нарушений здоровья детей и взрослых. Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Т.И. Меерзон; Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2016. – С. 103-117.
  4. Провоторова Ю. А. Технология БОС в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями/Ю.А. ПровотороваURL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/11/21/tekhnologiya-bos-v-korrektsionnoy-rabote-s-detmi-s-osobymi(дата обращения: 24.03.2017).

Участник I Международных научно-методических социальных чтений «Социальное обслуживание населения: традиции и инновации». Рабочая секция: социальные практики, технологии и методики в работе с семьей и детьми.

Социализация детей с ОВЗ

Дата публикации: 05.12.2016 2016-12-05

Статья просмотрена: 839 раз

Библиографическое описание:

Петракова Г. М. Социализация детей с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 682-683. — URL https://moluch.ru/archive/130/36113/ (дата обращения: 28.02.2020).

Для воспитания нужно не принуждение, а только доброжелательное содействие, насколько умеете помогайте развитию ребенка

Н. Г. Чернышевский

Учитывая сложный процесс социального развития ребенка, овладения им опытом социальных действий, усвоение социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, обеспечивающее преемственность, системность, взаимосвязь, а так же целостность учебно-воспитательного процесса, в современных условиях перед образовательными учреждениями стоит задача подготовить воспитанников ко всем превратностям жизни, то есть у ребенка должны быть сформированы определенные социальные знания, умения, навыки, что составляет основную задачу социального воспитания.

Под социальным воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации. Основываясь на данном определении, можно сделать вывод, что социальное воспитание имеет практико-ориентированный характер. Развитие ребенка происходит в трех основных сферах: деятельность, общение, самосознание.

В сфере самосознания формируется образ «собственного я», как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В сфере общения у ребенка становится шире круг общения, наполнения и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружение ребенка, в обществе в целом.

В сфере деятельности ребенок учится ориентироваться в каждом виде деятельности, овладевает соответствующими формами и средствами деятельности.

Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребенок получает в кругу близких для него и дружелюбно настроенных близких и родных, в семье. Но социальная жизнь ребенка не может быть ограничена только рамками семьи. Для вхождения в социальную жизнь важными ступенями становятся детские дошкольные учреждения, школы, формальные и неформальные группы общения, трудовая деятельность, создание семьи и многое другое. И в каждом новом объединении индивиду приходится приобретать или поддерживать заново свой социально-психологический статус.

Особенности самого ребенка и особенности микросоциальной среды, в которую он включается, входит число основных факторов, определяющих степень успешности вхождения ребенка в социальную среду. К индивидуальным особенностям ребенка, от которых зависит эффективность его адаптации, относят его потребностно-мотивационную сферу (потребности, цели, мотивы, установки и т. п.), эмоциональные и интеллектуальные свойства, а также некоторые характерологические и типологические особенности.

Существует активный и пассивный тип адаптации.

Для активного типа характерен активный поиск товарищей на основе общих интересов, а так же целеустремленность ребенка или подростка в налаживании контактов со сверстниками или другими людьми. Детей этого типа временные неудачи не разочаровывают, а побуждают к большей активности. Пассивный тип адаптации характеризуется некритическим, конформным принятием целей и ценностных ориентации группы.

Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов. Взаимодействие с ними, влияние их на человека не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу.

От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни, и в целом — его социализированность.

У детей, имеющих те или иные жизненные ограничения, из-за дефектов развития затруднено взаимодействие в социальной среде, ограничена возможность адекватного реагирования, они испытывают трудности в достижении целей в рамках существующих норм. Эти трудности особенно заметными становятся в те моменты жизни, когда возникает необходимость изменения привычных стереотипов адаптивного поведения.

Таким образом, социальный статус людей с ограниченными возможностями все еще очень низкий. Действительное включение их в социальную жизнь потребует еще немало времени, финансовых ресурсов, дополнительных усилий.

Хорошо социализированный ребенок должен уметь и обладать следующими умениями и навыками:

  1. Умение общаться с младшими и старшими, со сверстниками;
  2. Умение вести себя в общественных местах;
  3. Умение ориентироваться а различных жизненных ситуациях;
  4. Навыки общения с противоположным полом;
  5. Обладать навыками совместной деятельности с другими людьми, с группами людей;
  6. Профессиональные интересы и склонности, предпочтения в соответствии со своими возможностями;
  7. Ценности, убеждения, идеалы;
  8. Взрослость, самостоятельность, ответственность.
  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Выготский Л. С. Собр. сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М., 1983.
  3. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2005.
  4. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. Воронеж, 1996.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2016

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РФ

С каждым годом численность детей с особыми потребностями на территории Российской Федерации увеличивается. Согласно Федеральной службе статистики, на 1апреля 2013 года в России насчитывалось 573 тысячи детей-инвалидов, на 1 января 2014 года- 582 тысячи, а на 1 января 2015 года уже 590 тысяч. При этом около 90 тысяч детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам [11].

В нашей стране дети с ограниченными возможностями здоровья воспитываются и обучаются не только в домашних условиях, но и в школах-интернатах, домах-интернатах и коррекционных школах. Однако ни одно из данных учреждений не решает проблему социальной изоляции детей с ограниченными возможностями здоровья от сверстников.

Читайте также:  Звуки (Т), (Ть) - конспект НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Их состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [7].

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от “нормального” детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства по сравнению с другими детьми. А это означает, что у ребенка с особыми потребностями нарушается процесс социализации.

В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» – земли, средств производства и т.п. Применительно к человеку он нашел отражение в работе американского социолога Ф.Г. Гиддинса «Теория социализации» (1887). В ней термин «социализация», применяется в значении близком к современному: «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни [6, с. 47].

Социализация- процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта [6, 43].

Современные исследователи (А. В. Мудрик, С. А. Козлова) рассматривают социализацию ребенка в триединстве ее проявления:

– адаптация к социальному миру;

– интеграция и принятие социального мира как данности;

– дифференциация — способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем [12, с. 64-65].

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и ограниченности практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.

Каждый вид аномального развития имеет свои специфические особенности, однако для всех видов отклонений доминирующим является нарушение речевого общения, способности к приему и переработке информации. По этой причине дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности при обучении, в частности при изучении родного языка, чтении, выработке различных навыков и умений, что отражается на их интеллектуальном развитии и формировании коммуникативных качеств.

До настоящего времени государственная социальная политика ориентирована в основном на изоляцию детей с ограниченными возможностями и содержание их в стационарных учреждениях интернатного типа. Основой данного традиционного подхода выступает то, что в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения таким детям якобы можно создать оптимальную среду для развития, обучения и воспитания [4, с. 128]. Подобные образовательные учреждения позиционируются как социализирующие. Однако, практика показывает, что далеко не каждый выпускник данного учреждения продолжает обучаться в профессиональном училище. И, конечно же, не все имеют возможность трудоустроиться после окончания обучения в коррекционном учреждении по специальности, полученной в нем.

Поступая в специализированные учреждения, дети с первых же дней начинают отставать в развитии от своих сверстников. Это происходит в силу тяжести интеллектуального нарушения, имеющегося у ребенка [2, с. 22]. Также у детей пропадает надобность принимать решения за себя самого, забываются правила поведения в определенных жизненных ситуациях, теряются или же не формируются умения и навыки, необходимые в жизни, протекающей вне стен коррекционного учреждения.

Принципиально новый подход к изучению социализации особенного ребенка, предложен Л.С.Выготским, который рассматривал общение детей с окружающими как фактор развития и коррекции их недостатков. Он указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Л.С. Выготский писал, что при всех достоинствах специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственно отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л. С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.

В современном обществе достойное и качественное образование является одним из немногих гарантов, обеспечивающих интеграцию и социализацию ребенка в обществе.

В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761, говорится о «создании условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях…» [8].

Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с законом Российской Федерации “Об образовании” при наличии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии [9].

Интегрированный характер взаимодействия здоровых детей и подростков с особыми потребностями подразумевает совместное пребывание на определенной территории в одно и то же время, а также участие во всех видах совместной деятельности. Подобное образование называется инклюзивным или включенным.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности [13, с. 28].

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [3, с. 80].

Восемь принципов инклюзивного образования:

1.​ Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2.​ Каждый человек способен чувствовать и думать;

3.​ Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4.​ Все люди нуждаются друг в друге;

5.​ Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6.​ Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7.​ Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8.​ Разнообразие усиливает все стороны жизни человека [5, с. 8].

Данные принципы позволят ребенку с особыми потребностями, группе здоровых детей и классному коллективу взаимодействовать друг с другом исключив непонимание.

Основным условием для возникновения межличностных отношений выступает совместная деятельность. Детей объединяет не только непосредственная симпатия друг к другу, но и отношения, связанные с выполнением тех или иных заданий. Целостная система отношений со своей структурой и динамикой начинает складываться в ходе возникновения ролевой игры. По мере ее развития все более заметными становятся структурные компоненты межличностных отношений, включающие в себя функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения, которые постепенно начинают выполнять роль регуляторов во взаимоотношениях с людьми [10, с. 45].

Функционально-ролевые отношения проявляются в раз​личных видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, про​дуктивной и др.) и разворачиваются в ходе усвоения ребен​ком норм и способов действий в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого или же само​стоятельно в неформальных группах. Они позволяют ответить на вопросы: «в какой конкретной совместной деятельности они возникают» и «что они отражают?».

Эмоционально-оценочные отношения дают возможность понять: соответствует ли поведение детей в группе социаль​ным нормам, какие эмоции оно вызывает, что нравится или не нравится им в сверстниках. Основная функция эмоцио​нально- оценочных отношений в детской и подростковой груп​пе — осуществление коррекции поведения сверстника в соот​ветствии с принятыми нормами совместной деятельности.

Личностно-смысловые отношения — это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл, значение — «для ме​ня». При этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка как свои соб​ственные, ради которых они, принимая различные социаль​ные роли, действуют.

То есть, включаясь в различные виды деятельности и вы​полняя соответствующие роли, дети и подростки не только познают мир взрослых, но, прежде всего, учатся взаимодей​ствовать с людьми, осваивая, таким образом, нормы чело​веческих отношений [1, с. 194].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в Российской Федерации. Учреждения, оказывающие учебную и воспитательную функции, не в полной мере справляются с одной из наиболее важных для данной категории детей проблемой – неспособность и нехватка сил для интеграции в обществе. Для того, чтобы они не отставали в развитии от своих сверстников необходимо включать их в инклюзивное образование, которое позволит им учиться и получать социальный опыт в одних и тех же условиях.

Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /Л.И. Акатов. – М.: Владос, 2003. – 368с.

Жаворонков, Р.Н. Реализация права детей-инвалидов на образование (европейская практика и российский опыт) [Текст]/ Р.Н. Жаворонков // Человек и труд. – 2005. – № 9. – С. 22-28.

Гусева, Т.Н. Организация деятельности координатора по инклюзии в ОУ [Текст]/ ред. Т.Н. Гусева; сост. Т.П. Дмитриева. – М.: Школьная книга, 2010.- 80 с.

Зайцев, Д.В. Интегрированное образование детей с ОВЗ// Социологические исследования. – 2004. – №7. – С.127-132.

Карпенкова, И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение

ребенка с особенностями развития: Метод. пособие/ Под ред. М. Л. Семенович. – М.: Теревинф, 2010.

Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебн. пособие [Текст]/ Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.

Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: режим доступа: URL: http://www.s367.zouo.ru/index.php?id=1422 (дата обращения 22.10.2015)

О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы [Текст]: указ презид. РФ от 2012-06-01 № 761: принят Гос. Думой Фед. собр. РФ 1 июня 2006 г. [Электронный ресурс]: режим доступа: URL: http://base.garant.ru/70183566 (дата обращения 30.11.2015)

Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование) [Текст]: постановление от 1999-06-02 №:4019- II ГД: принят Гос. Думой Фед. собр. РФ 2 июня 1999 г.// Законодательство Российской Федерации. М.: Проспект,-2013.

Поликашева, Н.В. Формирование социального опыта у детей и подростков/ Н.В. Поликашева// Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты.- 2014.- №1.- С. 43-52.

Положение инвалидов в РФ [Электронный ресурс]: режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения 22.10.2015)

Шевчук, Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении [Текст]/ Л.Е. Шевчук// Дефектология. – 2004. – № 6. – С. 28-31.

Шипицына, Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /Л.Шипицына //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004.- №2. – С. 7 – 9.

Социализация детей с ОВЗ

Важность социализации детей с ОВЗ

Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.
  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
    • Самообслуживающий труд.
    • Использование бытовых устройств.
    • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
    • Художественно-прикладной труд.
  3. Творческая деятельность.
  4. Спорт.

Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

  • Разработать специальные программы социальной адаптации.
  • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
  • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
  • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
  • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
  • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
  • Обеспечить педагогическое сопровождение
  • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.

  • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
  • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
  • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
  • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
  • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
  • Научить оценивать свои навыки и способности.
  • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
  • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

  • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
  • Воспитать толерантное отношение к социуму.
  • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
  • Сформировать адекватную жизненую позицию.
  • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
  • Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
  • Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
  • Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
  • Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
  • Сформировать положительную реальную Я-концепцию.
Читайте также:  Конспект: Составление рассказов-описаний о мебели с использованием мнемотаблицы

Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

«Социализация детей с ОВЗ. Работа с родителями детей с ОВЗ».

В современном мире, который полон новыми тенденциями, разработками, внедрениями, все также остается место для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети, которые могут никогда не услышать, не почувствовать, не увидеть то, что для нас – здоровых людей, кажется привычным.

Социализация — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.

Основная цель работы:

Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.

Социально – личностное развитие ребенка неразрывно связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития.

Задачи по социально- личностному развитию детей:

  1. Создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;
  2. Создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;
  3. Совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
  4. Создание условий для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  5. Формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
  6. Профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но очень часто не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами. Очень хочется найти ту нить, которая бы соединяла воспитателя и семью. Не секрет, что многие родители даже не интересуются жизнью своего ребенка в детском саду и считают, что это место, где просто присматривают за их детьми и от этого появляются трудности, порой бывает очень сложно достучаться до мам и пап. На протяжении всей жизни ребенка главной опорой есть и будут именно родители и чтобы работа воспитателя и родителей была продуктивной, и давала свои положительные результаты, все должны работать в тандеме.

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать. Большое внимание уделяется работе с родителями, соц.партнерству.

Социальное партнерство – социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. В самом общем виде можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждой группе и обществу в целом.

Можно выделить следующие ключевые моменты социального партнерства:

  • социальная проблема;
  • интересы партнеров;
  • правовая обоснованность партнерства;
  • возможности и сильные стороны партнеров;
  • правила взаимодействия и взаимного контроля;
  • наличие информационного поля, освещающего процессы социального партнерства;
  • наличие проекта как способа соорганизации сторон;
  • постоянство и стабильность процесса социального партнерства;
  • инновационные пути решения социальных проблем.

Узловой момент, вокруг которого формируется социальное партнерство, – это социальная проблема.

Но ее выявления и осознания всеми не достаточно для возникновения социального партнерства – необходима артикуляция интересов сторон:

  • значимость социальной проблемы для каждой из сторон;
  • установление интересов каждого из возможных партнеров;
  • совместное формулирование целей и задач деятельности;
  • осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблемы;
  • выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;
  • осознание сторонами, что объединение их сил и средств дает кумулятивный эффект.

Именно поэтому возникают часто вопросы: как заинтересовать родителей в совместной работе с педагогом? Конечно же, самым распространенным решением проблемы раньше была беседа, консультация психологов, но в век инноваций и новых технологий появилось много иных методов работы с родителями, которые могут успешно применять молодые педагоги, чтобы найти ту «золотую» середину, которая так необходима при взаимодействии с семьей.

Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной и той же проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. В данной статье рассматриваются, как индивидуальные, так и групповые формы работы.

Остановимся на некоторых из них:

  1. Индивидуальная работа с родителями.

В практике работы с семьей хорошо зарекомендовали себя отдельные поручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям: сшить костюмы для кукол, починить игрушки, помочь оформить помещение к празднику, написать газету, оформить уголок для родителей, для поздравления детей с днями рождения. Многие родители с удовольствием откликаются на такие просьбы и проявляют свою выдумку и фантазию. Так у нас в группе появились куклы в костюмах, дидактические пособия для занятий, дорожки здоровья, зрительные ориентиры.

  1. Организация конкурсов для детей и родителей.

Очень часто интерес наблюдается у детей и родителей, когда в детском саду объявляется конкурс. Чтобы привлечь родителей к участию, в первую очередь завлекаются дети, которые рады всему новому, они и помогут своим родителям найти время для маленькой поделки, необычной фотографии или просто рисунка. Темы конкурсов выбираются исходя из современных интересов семей. Например: «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо семьи», «Мой любимый домовёнок», «Мой домашний питомец».

  1. Трудовой десант

Благоустройство территории детского сада зачастую ложиться на плечи воспитателя, но если немного пофантазировать, то можно привлечь к этой интересной работе и родителей. Родители собираются вместе с воспитателями в определенный день и дружно работают: красят оборудование на участках, носят песок в песочницы, белят бордюры и деревья, придумывают новые постройки для детей. В таких мероприятиях происходит формирование командного духа среди родителей, совместная деятельность объединяет родителей и детей, помогает лучше понять друг друга, улучшить взаимоотношения. Итогом такой работы может стать, например, сказочный городок на участке своей группы.

  1. Проведение совместных массовых мероприятий, экскурсий.

Для проведения массовых мероприятий используем достаточно эффективный метод общения детей со своими родителями – проектный метод. Ведь именно совместное проведение досуга является самой важной основой для счастливой жизни семьи. Например, «Наш огород», «Любимая мамочка», «Самый лучший друг – папа», « Мой город».

  1. День открытых дверей

Родители приглашаются в группу не в качестве слушателей или смотрителей, а в качестве участников той или иной деятельности. Тем самым у ребенка просыпается еще больший интерес к продуктивным видам деятельности, инсценировкам видя, что мама или папа с удовольствием ему помогают в этом.

  1. Родительские уголки

Несмотря на то, что форма работы весьма традиционна, она пользуется большой популярностью, если ее немного модернизировать, то она станет не только полезной, но и весьма увлекательной. Например, ввели рубрики родителей, где они делятся новыми достижениями своих малышей, интересными и полезными советами по закаливанию и питанию, режиму дня. Создаём фотоотчеты о совместных мероприятиях, чтобы у других родителей появилась мотивация к новым поступкам.

  1. День познания себя и других.

В связи с тем, что тренинги в наше время приобретают все большую значимость и популярность, назначаем дни, которые будут им посвящены. Также проводим различные анкетирования, тестирования, почта «горячих предложений », где родители высказывают свои пожелания, просьбы и получают ответы на свои вопросы. В этой работе воспитателю приходят на помощь педагог – психолог, логопед, учитель-дефектолог, руководитель физического и музыкального воспитания, старший воспитатель.

Только при совместной, постоянной и непрерывной работе педагога и семьи, только при большом желании двух сторон будет положительный результат. Появится именно то, взаимопонимание к которому стремятся и воспитатели, и родители, и детский сад в целом. Любому ребенку, в любом возрасте, с абсолютно любым ограничением в здоровье хочется быть окруженным теплотой и любовью не только у себя дома, но и в детском саду, который по праву можно назвать вторым домом, где ребенок проводит свою, пускай маленькую, детскую, но очень интересную, насыщенную жизнь.

Многие родители задумываются о том, каким будет их ребенок. Известие о том, что у ребенка проблемы в развитии, часто ставит родителей в тупик, многие переживают шок, досаду или разочарование. После того как негативные эмоции уступают место разумным доводам, родители ищут способы помощи своему ребенку, или полностью игнорируют все проблемы. Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача педагогов детского сада проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. Для успешной работы воспитателям, дефектологу и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьёй ребёнка. В настоящее время в педагогической практике существуют различные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.

Их цель: сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.

Задачи:

– установить партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
– повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
– формировать навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
– усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности, защищённости в условиях семьи;
– воспитание привычки обращаться за помощью к врачам и педагогам в вопросах коррекции и воспитания.

Принципы: закрепление сотрудничества между родителями и детским садом, разъяснение ответственности родителей за воспитание детей, воспитанности, чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Условия:

– целенаправленность, систематичность, плановость;
– индивидуально-дифференцированный подход; доброжелательность.

Формы и методы: ознакомительные беседы; индивидуальные беседы с родителями по вопросам:

а) состояния речевого и психического развития их детей (логопед, дефектолог);
б) объяснение задания логопеда, дефектолога записанного в индивидуальной тетради ребёнка (воспитатели);

– родительские собрания; анкеты; ежемесячные бюллетени
(поздравление с праздником, объявление, просьба, информация, благодарность);
– педагогическая библиотечка; консультации (плановые, неплановые – по мере необходимости).

Консультации проводятся в виде: докладов, бесед, обмена опытом, стендов, папок-передвижек; открытых занятий; дней открытых дверей; совместных мероприятий.

Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к дефектам детей неоднозначно. Поэтому особое значение приобретает первая беседа родителей с логопедом и дефектологом, когда им в доступной и убедительной форме рассказывают о негативном влиянии недостаточной сформированности психических функций, низкого уровня познавательного развития и речевых нарушений на процесс обучения и развития ребенка.

Следует отметить, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе. Логопед и дефектолог объясняют родителям необходимость открытия и функционирования коррекционных групп для детей с НОДА.

Родителей знакомят с особенностями речевого и психического развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения. Объясняют, что ребенку может потребоваться помощь нескольких специалистов – это врачи (педиатры, невропатологи, психоневрологи, отоларингологи, офтальмологи), логопеды, дефектологи, физиотерапевты и врачи лечебной физкультуры.

Знания и советы разных специалистов помогут родителям получить ответы на многие интересующие их вопросы.

Большое значение имеет и проведение родительских собраний с приглашением специалистов – логопеда, дефектолога и психолога. На этих собраниях освещаются в доступной форме следующие вопросы:

  1. Необходимость специального направленного обучения детей в условиях групп для детей с НОДА.
    2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей
    3. Информация о содержании коррекционных занятий.

Большое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специального детского сада. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в саду.

Раскрывая задачи и содержание коррекционных занятий, педагоги знакомят с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку. Особо логопед отмечает роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:

а) единство требований к ребенку;
б) контроль за выполнением заданий;
в) помощь в оформлении тетради ребенка, игр, дидактического материала;
г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, праздники, родительские собрания, оформление групповой комнаты, стендов для родителей и т.д.).

Таким образом, специалисты и воспитатели создают установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс. На протяжение учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Специалисты показывают приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркивает его трудности и успехи, подсказывает, на что необходимо обратить внимание дома.

Рекомендуется провести цикл бесед для родителей по тематике, связанной с особенностями воспитания и обучения детей.

Примерные темы бесед:

  1. Речевые нарушения и причины их возникновения.
    2. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
    3. Краткие советы родителям, имеющим детей с НОДА.
    4. Что делать, если у ребенка плохая память?
    5. Подвижные игры в системе коррекционной работы.
    6. Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома.
    7. Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка.
    8. Труд – важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома.

Полезным для родителей является посещение открытых занятий логопеда, дефектолога и воспитателя, мастер – классов, тренингов, практических занятий. Они проводятся систематически. Родители получают возможность следить за успехами детей, видеть их трудности, наблюдать за проведением режимных моментов, организацией игровой деятельности, самим учиться приемам коррекционной работы.

Задача педагогов, работающих в детском саду, поддержать родителей, помочь и дать надежду, подсказать и вместе найти оптимальный путь решения проблемы. Родители в свою же очередь могут помочь своему ребенку, неукоснительно выполняя рекомендации врачей, специалистов работающих с детьми, участвуя в жизни детского сада.

  1. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 1996
  2. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. М., 1991.
  3. Петрова В.Г., Белякова ИЛ. Кто они, дети с отклонениями в разви­тии? — М., 1998.
  4. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Пер с англ. М., 1997.
  5. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / Тара Делани; пер. с англ. В. Дегтяревой; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. – 272 с.
  6. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1999.
  7. Солнцева Л.И., Хорош СМ. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. — М., 1983.
  8. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с. (Коррекционная педагогика)
  9. Филичева Т.Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М., 1999.
  10. Фромм М. Азбука для родителей. — Л., 1991.

Ссылка на основную публикацию