Слово и слог. Деление слов на слоги’ – открытое занятие по логопедии в 2 классе

Логопедическое занятия для 2 класса. Звукобуквенный анализ. Деление слов на слоги
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Конспект логопедического занятия для обучающихся второго класса, испытывающих проблемы в усвоении программы по русскому языку и чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Логопедическое занятия для 2 класса. Звукобуквенный анализ. Деление слов на слоги54 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятия для 2 класса

Звукобуквенный анализ. Деление слов на слоги

Оборудование: карточки с таблицами, карточки со словами, картинки, мяч, тетради, листочки в клетку.

1. Начало занятия

Откройте тетради, запишите число. Какое сейчас время года?(весна) Какой по счёту месяц весны?(первый) Какой по счёту месяц года?(третий) Сколько букв и звуков в слове «март»? Сколько слогов?

2. Работа с таблицей

Задание 1: дается 5 минут на нахождение и запись в тетрадь слов, находящихся в таблице (Приложение А).

Чтение найденных слов по цепочке. Объяснение значений непонятных слов.

Задание 2: Разделите слова на слоги и поставьте ударение. Надпишите над словами количество букв и звуков.

3. Физ. минутка с мячом

Я бросаю мяч и говорю слог со звонким согласным. Вы возвращаете мне мяч, меняя согласный на парный глухой.

4. Графический диктант «Собака» (Приложение Б)

5. Работа с картинками

У меня на доске написаны слова:

Почему я написала их в квадратных скобках? Рядом со словами прикрепите картинки. Запишите в тетради названия картинок. Разделите слова на слоги. Поставьте ударение. Над словами напишите количество букв и звуков.

Положите правую руку на левое плечо, а левую – руку на лоб. Покажите левой рукой на окно, а правой – на потолок. Закройте левой рукой правый глаз, а правой – правое ухо.

7. Работа с карточками (Приложение В)

Слова из таблицы: пас, клуб, колбаса, палуба, вол, лук, лак, куб, раб, бар, бра, бас, клоп, сало, раса, полк, палка, полка, луна, кубик, акула.

  • 2 клетки вправо
  • 1 клетка вверх
  • 1 клетка вправо
  • 1 клетка вверх
  • 1 клетка вправо
  • 4 клетки вниз
  • 3 клетки вправо
  • 1 клетка вверх
  • 1 клетка вправо
  • 5 клеток вниз
  • 2 клетки влево
  • 1 клетка вверх
  • 2 клетки влево
  • 1 клетка вниз
  • 2 клетки влево
  • 4 клетки вверх
  • 2 клетки влево
  • 2 клетки вверх

Разделите слова на слоги. Составьте и запишите из последних слогов слов новые слова.

Сало, ступа, вата.____________________________________________

Веточка, море, оперетта. _____________________________________

Купи, перо, снежок. _________________________________________

Драма, грабли, машина. ______________________________________

Муза, вода, машина. _________________________________________

Много, чучело, носок. _______________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательное коррекционное логопедическое занятие с использованием приёмов сказкотерапии и пескотерапии., картинного наглядного и речевого материала. Доступные и интересные упражнения на развит.

Цель: учить переносить слова, учитывая правила переносаЗадачи: формировать навык переноса слов, общеинтеллектуальные умения – развитие образного и вербально-логического мышления (деление на груп.

Ударные и безударные слоги.Наблюдение над значением слова.

Цели: Образовательная : -учить сопоставлять количество гласных звуков и слогов в слове -делить слова для переноса -п.

Лексическая тема: ВеснаЦель: закрепление навыка звукового анализа и синтеза.Задачи:Коррекционные:1. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.2. Определять место звуков и букв в словах.3. Закрепля.

урок русского языка в 1 классе.

Презентация к уроку русского языка в 1 классе на тему “Деление слов на слоги. Ударение” (Повторение).

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Слоговой анализ и синтез слов»

Коровинская Мария
Конспект логопедического занятия во 2 классе «Слоговой анализ и синтез слов»

Тема : Слоговой анализ и синтез слов.

Цели деятельности педагога: Развивать и совершенствовать навыки звукобуквенного и языкового анализа и синтеза.

Предметные:

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. Определение места звуков и букв в слогах, словах. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Формирование фонематического анализа, синтеза, представлений. Закрепление навыков слогового анализа и синтеза

Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.

Метапредметные:

Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные:

Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать полученную информацию. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы и методы изучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: доска, карточки с заданиями, предметные картинки.

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Александровна

Прозвенел звонок весёлый.

Мы сейчас не отдыхаем,

А работать начинаем!

Актуализация знаний.

– Сегодня у нас занятие – сказка и помогать будем героям этой сказки. А какая это сказка – догадайтесь! (Звучит песенка Винни-Пуха «Хорошо живёт на свете Винни-Пух»).

-Догадались, как называется эта сказка?

Назовите главных героев этой сказки (Винни-Пух,Пятачок, Кролик,Сова, Ослик)

Наши герои очень любили ходить в гости, но везде их ждали необычные испытания и трудности. Будем помогать героям преодолевать их.

Постановка цели и задачи урока

Сегодня будем учиться делить слова на слоги, определять количество и последовательность слогов в словах, а так же записывать слова состоящие из нескольких слогов, четко их проговаривая, а в этом нам помогут Винни-Пух и его друзья.

Работа по теме урока

Отгадайте, какую картину нарисовал нам Винни-Пух?

Узнаем её название, если правильно назовем и запишем:

• первый звук в названии предмета, изображенного на картинке (предъявляется картинка с изображением очков, запишем на доске соответствующую букву; О

• первый звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением весов); В

• второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением дома); О

• последний звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением плаща); Щ

• второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением кита). И

– Прочитаем составленное слово. (ОВОЩИ.)

Предъявляется картинка с изображением овощей.

Задание: В слове «овощи» определите количество гласных и соответственно слогов. Повторяем правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников».

2. Определение количества слогов в слове.

Игра «Кто быстрее соберёт?»

На доске предметные картинки: репа, морковь, помидор, тыква, капуста, огурец, свёкла. Один ученик выбирает картинки, в названии которых два слога, а другой – картинки с трехсложными словами. Кто быстрее и правильнее выберет картинки, тот победил. Проводится коллективная проверка.

Задание «Найди первый слог»

-Прочитайте названия овощей.

-Выделите в каждом слове первый слог и запишите в тетрадь.

На доске предъявляется запись слов:

ПОМИДОР, РЕДИСКА, КАПУСТА

Игра «Живые слова».

Наши друзья уже заскучали. Дело в том, что они находятся посреди Унылой Поляны, где нет ни цветочка, ни живой души. Давайте оживим Унылую Поляну и поиграем в игру. (Вызываю по 3 ребенка, каждый ребенок – слог. Называю, кто первый, второй, третий слог. Слоги называю в беспорядке. Остальные отгадывают слова).

Слова: БЕРЕЗА, СОЛОВЕЙ, РОМАШКА, КУЗНЕЧИК.

Стала наша полянка вовсе не унылой! (Вывешиваю на полянку картинки березы, соловья, ромашки и кузнечика).

Поднялось настроение у Винни Пуха и Пяточка. Так они обрадовались, что захлопали в ладоши. А мы прохлопаем слова, которыми заселили полянку, выделив громко ударный слог.

БЕ- РЕ- ЗА СО- ЛО- ВЕЙ РО-МАШ-КА КУЗ- НЕ- ЧИК Молодцы, ребята! Друзьям пора

– Прежде, чем работать дальше, давайте немного отдохнём

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

Работа по теме урока

Игра «Цепочка слогов».

Составление слов из слогов по правилу: последний слог в слове будет первым в следующем:

Вот уже виден дом Кролика. Да что-то неважное у него настроение. Вот беда – ключ от дома потерял. Помогите ему найти ключ – распутайте цепочку слов.

(Слова составляем устно).

ША БА КА КА КА РЫ РАН МЫШ

Сколько слогов в каждом слове?

Ключик нашелся, спасибо вам, ребята! Погостив у Кролика, Винни Пух и Пятачок отправились дальше.

Составление слов по первому заданному слогу.

Видят друзья высокое дерево, а на ветке – старая знакомая, Сова. Днем Сова ничего не видит, поэтому не может найти свое дупло. Дупло высоко.

Поможем Сове? Закончите слова, в которых первый слог ЛО, каждое слово станет подставкой на ветке для Совы.

Дети придумывают слова, Сова постепенно поднимается вверх к дуплу. Слова:

Ло шадь, Ло пата, Ло си, Ло жка, Ло коны и т. д.

Вот и дом Совы! Друзья идут дальше.

И вот перед ними озеро. Кого же видят они на берегу?

Ослик Иа-Иа стоит грустный – грустный, ему необходимо перебраться на другой берег. Давайте построим для него мостик. А для этого нам необходимо выполнить задания

-Слоги решили пошалить и забрались не в свои слова. Давайте найдём лишний слог в каждом слове и запишем слова правильно.

На доске предъявляется запись слов:

(чеснок, репа, тыква, перец, огурец, свекла)

Что общего во всех этих словах? (Это овощи).

Мост построен. Друзья увидели дорогу к школе и решили пойти учиться. Но в школу без экзаменов нельзя.

Итоги урока

Тест – контрольное задание.

Дети, отвечают на вопросы, поднимают карточки + или –

1. В слове столько слогов, сколько в нем согласных букв.

2. В слове столько слогов, сколько в нем гласных букв.

3. Слог обязательно содержит гласную букву.

4. Слог не бывает без согласных букв.

5. Слог может состоять из одной буквы.

6. В слове ДОМ 3 слога.

7. В слове ПАРК 1 слог.

Рефлексия

Ребята, а сейчас оцените свою деятельность на уроке

У вас нас столе лежат карточки трёх цветов —

-Возьмите зелёный лепесток, если вы считаете, что вы активно участвовали в уроке.

– -Если вы были мало активны, но урок вам понравился возьмите желтый

– Если вы ничего не поняли и вам было неинтересно возьмите красный

Фотоотчет «Индивидуальное занятие «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить.

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация [с] — [ш]» План-конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса на тему «Дифференциация С-Ш» Цель: учить детей различению изучаемых звуков на.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Слоговой анализ и синтез слов» Конспект логопедического занятия в 3 классе Тема: “Слоговой анализ и синтез слов” Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза. Задачи:.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры» Конспект группового логопедического занятия Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры Цель: развивать навык звуко-буквенного.

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Словосочетание. Управление» Тема: «Словосочетание» Цель: составление словосочетаний в родительном, винительном, дательном и творительном падежах без предлогов Задачи:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуко-буквенный анализ и синтез слов» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Звуко-буквенный анализ и синтез слова Подготовила: учитель-логопед.

Конспект занятия для детей старшей группы с ТНР Тема: Звуко-буквенный анализ слов Тема:Звуко-буквенный анализ слов. Транспонирование. Цель: Развитие фонематического восприятия. Задачи: 1. Учить детей транспонировать слова,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги. Воспитатель Хдошоянц Л. Т. ГБДОУ.

Опыт работы «Фонетический анализ и синтез слов» Развитие фонетического анализа и синтеза Учитывая сложность форм фонетического анализа и синтеза слов логопедическая работа начинается в.

Открытое логопедическое занятие “Деление слов на слоги”

Лексическая тема: Овощи – фрукты

Цели и задачи:

закрепить понятие «слог»,

учить различать речевые единицы «слог – слово»;

учить слоговому анализу и синтезу.

активизировать мыслительную деятельность;

развивать речевой слух, произвольное слуховое внимание,

развивать сенсомоторные функции детей;

развивать эмоционально-волевую сферу;

развивать связную устную речь детей.

воспитывать культуру речи,

умение работать в коллективе,

воспитывать уважение к труду людей.

Оборудование: запись песни «Антошка»; «Словарь настроений»; таблички с названием тем занятия, таблички с названиями игр, плакат со словами и слогами; блюдо с кусочками натуральных фруктов и овощей; музыкальная запись со звуками журчания ручья, пения птиц, шуршания листьев; тетради учеников, карточки желтого цвета со словами; табличка со слоговыми схемами для проверки самостоятельной работы детей; сюжетная картина «Уборка урожая»; табличка со схемой предложения.

– Здравствуйте, дети! Рада вас видеть! Приготовьтесь внимательно слушать и правильно говорить!

Звучит отрывок детской песни «Антошка»

Вам знакома эта песня? Как она называется?

– Куда дети звали Антошку?

Каким обобщающим словом можно назвать картошку?

Представьте, что вы овощи на грядке. Изобразите толстый серьёзный помидор, тоненький огурчик. Печальный лук, Веселую морковку.

– Теперь вы фрукты. Спелое веселое яблоко на дереве. Висит, покачивается.

-Длинный строгий банан.

Логопед обращает внимание на стенд «Словарь настроений»:

– На кого из детей вы были похожи, изображая печальный горький лук, а веселую морковку? А серьезный помидор?

Логопед подводит итог:

Молодцы! Вы правильно выражали свои эмоции.

– А какое настроение должно быть на занятии, чтобы всё получалось?

– Я уверена, что вы такими будете.

– Садитесь на свои места.

III . Сообщение темы занятия.

Кого вы изображали?

Логопед вывешивает название темы на доску.

Сегодня на занятии поговорим об овощах и фруктах.

Сообщение основной темы занятия.

Ребята, из чего состоит наша речь?

– Правильно! Из чего состоят предложения?

– Из чего состоят слова? Из чего состоят слоги?

– Какие вы знаете звуки?

Правильно. Молодцы! Всё помните.

Сегодня вы ещё будете учиться делить слова на слоги. Делениеслов на слоги

– Итак, сегодня будем говорить об овощах и фруктах, и учиться делить слова на слоги, не путать слог и слово.

IV . Подготовительная работа.

Развитие слухового восприятия, внимания.

– А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Я буду называть вам слова и слоги, а вы хлопните в ладоши только тогда, когда услышите слог.

Словарь: Груша, си, тыква, виноград, стру, перец, огурец, ор, ец, помидор, жи, капуста, яблоко, боч, апельсин, уст, кабачок, ик, очк, горох, ла, ста, капуста.

Как вы определяли слоги?

V . Основная часть занятия. Тренировочные задания и упражнения.

Игра «Подбери слог»

-Поиграем в игру «Подбери слог».

Название игры вывешивается на доску.

Здесь у слов пропали слоги:

Заблудились по дороге.

Если вы их приведете,

Сразу все слова прочтёте.

– Подберите пропущенные слоги, чтобы получились слова.

З апись на доске:

– Для чего нужны эти предметы?

– Молодцы! Были внимательны и отлично справились! Правильно определяли слоги в словах.

Ребята, где растут овощи?

-Где растут фрукты?

– У кого рядом с домом есть огород или сад?

– Скажите, легко ли вашей семье выращивать овощи?

– Да, не просто вырастить хороший урожай.

Вы помогаете своим родителям? Как вы помогаете?

– Молодцы! Я уже собрала урожай фруктов и овощей. Приглашаю вас к «Витаминному столу» (название вывешивается на доску)

-Почему я его так назвала?

– Отгадайте, какие, овощи и фрукты я собрала. Попробуйте на вкус, рассмотрите.

На блюде или разносе лежат небольшие кусочки моркови, свеклы, лука, яблока, банана, лимона, груши, редьки.

– Как определить, сколько слогов в слове?

VI . Минутка отдыха – релаксация «В саду»

– Ребята, пора отдохнуть. Приглашаю вас в осенний сад. Сядьте удобно, наклонитесь на спинку стула и расслабьтесь. Закройте глаза. (Звучит музыка).

Представьте, что вы сейчас в осеннем саду. Тихо шелестит ветерок желтыми листьями, где-то недалеко журчит ручеёк.

Вам легко и свободно дышится. Ласково припекает осеннее солнышко. Вы ощущаете тепло его лучей у себя на лице.

Вы довольны, вам хорошо и спокойно.

-Подул ветерок и принёс какой-то запах. Возьмите бутыльки и вдохните аромат.

– Кому-нибудь он показался знакомым? Что напомнил этот запах?

– Это запах хвоинок пихты. Он полезен тем, что помогает бороться с простудой. Помажьте себе крылья носа.

– А теперь вернёмся в класс. Что вы себе представили, когда звучала мелодия?

Мне понравились ваши воображаемые картины.

VII . Компьютерная игра «Разгадай слова»

– Вспомните, как определить количество слогов в слове?

– Я предлагаю вам поиграть в компьютерную игру «Разгадай слова». Подойдите к моему столу.

– Перед вами слова и схемы слогов, но подходит только одна. Выберите нужную.

1 – ый слайд: ГОРОХ

– Объясни, почему выбрал эту схему?

4 – ый слайд: САД

7 – ой слайд: ЯБЛОКО

10 -ый слайд: Л ИМОН

13- ый слайд: ПЕТРУШКА

е у а а у е а о

16-ый слайд: ПЕРЕЦ

19-ый слайд: УКРОП

22-ой слайд: ВИШНЯ

– Молодцы! Правильно понимаете и применяете правило. Умеете различать слог и слово.

VIII . Самостоятельная работа в тетрадях.

Оформление работы в тетрадях.

-Возьмите карточки желтого цвета. Прочитайте запись про себя. Прочитайте вслух.

-Зашифруйте слова. Составьте слоговые схемы к данным словам. Запишите только схемы.

Самопроверка: логопед вывешивает схемы слов.

-Поднимите руку, у кого без ошибок?

-Молодцы! Значит вам всё понятно.

IX . Составление предложения по картинке и данной схеме.

Теперь творческая работа.

-Посмотрите на картину. Какое время года?

-Что делают люди? Где работают люди?

-Составьте предложение по картинке, используя эту схему.

-Сколько слов в предложении?

-Составьте предложение из четырех слов.

-Устно разделите слова на слоги.

– Как определить количество слогов?

-Я увидела, что вы хорошо знаете правило деления слов на слоги и пользуетесь им. Различаете слоги и слова.

– Для чего нужно уметь делить слова на слоги?

-Я уверена, что вы не забудете, чему учились, и будете писать грамотно на других уроках и в жизни.

– Я увидела, что на сегодняшнем занятии вы старались не допускать ошибок в речи, потому что были серьёзными, внимательными, активными, бодрыми.

– А теперь какое у вас настроение?

– Спасибо за работу, желаю хороших отметок на уроках! До свидания!

Стоят у своих парт.

Дети слушают отрывок из песни.

-Дети звали Антошку копать картошку.

Один ребенок подходит к стенду, показывает, и объясняет, например:

-Когда я показывал помидор, я был похож на этого серьёзного мальчика.

Один ученик выходит, показывает и говорит:

– На занятии мы должно быть серьёзными, бодрыми, активными.

Мы показывали фрукты и овощи.

Дети читают название лексической темы занятия.

– Речь состоит из предложений.

– Предложения состоят из слов.

– Слова состоят из слогов.

– Слоги состоят из звуков.

– Звуки бывают гласные и согласные.

Дети читают основную тему занятия.

Дети слушают и хлопают в ладоши, когда нужно.

-Слог – это сочетание гласного с согласными. У слова есть значение, смысл, а у слога его нет.

Дети по одному выходят к доске, вставляют пропущенный слог, читают полученное слово, делят его на слоги и определяют количество слогов

– Грабли – два гласных – два слога. И т.д.

– Эти предметы нужны для работы в саду и огороде.

-Овощи растут на грядках в огороде. Фрукты растут на деревьях в саду.

– Нет. Надо много работать.

Я помогал копать землю, поливать. Я рвала сорняки на грядках и т.д.

Дети встают и подходят к столу логопеда.

– Потому что фрукты и овощи очень полезны, в них много витаминов.

Дети по одному выбирают кусочки, пробуют и говорят, какой на вкус, цвет – что это такое. Делят название на слоги.

– Сколько гласных, столько и слогов.

Дети расслаблены, сидят с закрытыми глазами, слушают мелодию.

Дети вдыхают аромат пихтового масла

– Запах ёлки, хвои.

– Я представил себя в саду, светит солнце, я ем сладкое яблочко.

-Я представил, что иду по саду, и шуршат опавшие листья.

– Сколько гласных, столько и слогов.

Дети подходят к столу логопеда.

По одному по очереди выполняют задание.

– Я выбрал эту схему, потому что в слове ГОРОХ два гласных О О, 2 слога,

Дети проходят на свои места.

Дети записывают в тетрадях число.

На столах карточки со словами желтого цвета. Слова пронумерованы.

Самостоятельная работа детей

Дети выполняют самопроверку.

– Время года – осень.

Люди убирают урожай.

– Люди работают в огороде.

– Работают в огороде, потому что убирают овощи.

Дети устно составляют предложения об уборке урожая.

Дети устно делят каждое слово на слоги в своём предложении.

Сколько гласных, столько и слогов.

– Нужно для переноса слов на письме, чтобы писать без ошибок.

-Пригодиться на уроках математики, русского языка и в жизни, когда будем писать что-нибудь.

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса с ОНР “Слоговой состав слова”

Цель: формирование навыка составления слов из слогов вразбивку, развитие слогового анализа и синтеза, связной речи, слуховой и зрительной памяти, общей и мелкой моторики

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса с ОНР “Слоговой состав слова”»

Учитель-логопед Каткова Татьяна Борисовна

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса с ОНР

Тема: Слоговой состав слова.

Цель: формирование навыка составления слов из слогов вразбивку, развитие слогового анализа и синтеза, связной речи, слуховой и зрительной памяти, общей и мелкой моторики

Развивать умение слышать и выделять гласные звуки из слов и делить слова на слоги;

Научить выделять слоги из слов, определять лишний слог в слове;

Закрепить полученные знания в письменной речи.

Развивать зрительно – моторную координацию и пространственную ориентировку; Развивать слуховое восприятие.

Воспитывать умение слушать и слышать речь логопеда и товарищей;

Воспитывать взаимопомощь при выполнении различных видов деятельности.

Содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся, соблюдение охранительного педагогического режима.

Напечатанные на карточках слова с лишними слогами;

Карточки к самостоятельному заданию по количеству детей;

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для вас,

Все вошли спокойно в класс,

Встали вы у парт красиво,

2.Упражнение «Проверили осанку…»

3. Даосский комплекс «Шесть целительных звуков»

4. Тихо сели, спинки прямо.
Будем слушать, рассуждать

и друг другу помогать.

II. Постановка цели занятия

Закрепление знаний о слоге, слове, делении слов на слоги.

-Послушайте стихотворение «Петя и слова»:

Вот с какими он словами прибежал однажды к маме:

– Если руки мыли ВЫ ,

– Если руки моем МЫ,

– Если руки моешь ТЫ,

– Значит, руки… (ВЫМЫТЫ).

-Что у вас получилось? (слово).

– Сколько слогов в слове «вымыты»?
– Как вы это узнали?
– Какое правило вы знаете?

Сколько в слове гласных,
Столько и слогов –
Это знает каждый из учеников.

2. Развитие слухового внимания: определить количество слогов в слове, поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов.

ДОМ, КОРОВА, ЛИМОН, КАРТА, ВОЛК, ХОЛОДОК, МОРОЗ, ЛИЛИПУТ

3. Массаж рук карандашом.

4. Игра «Шифровальщики» – нарисовать в тетради слоговые схемы слов: собака, арбуз, молоко, стол.

5. Работа в группах.

На столе лежат карточки с заданием. В карточке написан только первый слог слова. Дописать слова, чтобы получилось новое слово. Каждому слогу записать по два слога

6. Физминутка «Любопытная Варвара»

7. Игра «Потерянные буквы»

-Потерялась буква О

-Потерялась буква И

8. Работа в группах

Составление слов и слогов, данных в беспорядке:

У КА ЛИТ ( улитка)

ТА КОН ФЕ (конфета)

ГА ЗИН МА (магазин)

РО ВО НА (ворона)

9. Зрительная гимнастика «Душистые цветы»

На горе мы видим дом, Поднять глаза вверх

Много зелени кругом Круговые движения глазами.

Вот деревья, вот кусты, Посмотреть влево – вправо

Вот – душистые цветы Посмотреть вперёд

10. Упражнения в словообразовании.

Игра «Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает».

Слово спряталось куда – то.
Слово спряталось и ждет:
-«Пусть найдут меня ребята,
-Ну–ка, кто меня найдет?»

Записаны «заколдованные слова», в каждом слове лишний слог. Нужно «расколдовать» слова, в подарок – вкусное слово, которое получилось.

11. Работа со слогами

-Рыдают слоги в каждой строчке.
– От наших слов – одни кусочки.
-Что необходимо сделать, чтобы не рыдали слоги?

-Составьте из слогов слова:

– Назовите одним словом. (цветы)

– Назовите одним словом. Как можно назвать фрукты другим словом (плоды).

Образование относительных прилагательных:

абрикос – абрикосовый; мандарин – мандариновый; апельсин – апельсиновый; виноград – виноградный; яблоня – яблочный.

– Что общего у цветов и фруктов? (В числе прочих сходств необходимо выделить запах).

– Какой у них запах? (приятный) Как можно назвать приятный запах иначе? (аромат).

Чтение слова, выделение гласных, деление на слоги.

Встаньте прямо, улыбнитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам спокойно встать
И немного подышать.

III. Итог занятия

1. Игра со слогами

– Возьмите у первого слога первый слог, у второго слова – второй слог.

Лупа + мина = луна

Чайник + щука = чайка

Коза + конфета = кофе

Зина + мама = зима

Жаба + кора = жара

Метель + пушок = мешок

Котёнок + роса = коса

Ворона + мода = вода

Папа + макет = пакет

IV. Рефлексия. Оценка деятельности учащихся.

– Молодцы! Наше занятие подходит к концу. Наденем шапку Мудреца!

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса на тему “Слово и слог” с использование здоровьесберегающих технологий.

Представлен конспект урока к теме “Слово и слог” с использованием здоровьесберегающих технологий

Содержимое разработки

Конспект логопедического занятия

(с использованием здоровьесбергающих технологий)

Логопед: Жукова Марина Васильевна

Цели: 1. Дать понятие «слога»;

2. научить дифференцировать понятия «слово» и «слог»

Задачи: 1. Научить учащихся делить слова на слоги, определять

порядок слогов в слове;

2. обучить слоговому анализу и синтезу слов;

3. развить фонематические процессы, внимание и память

4. воспитать языковую наблюдательность, любовь к родному языку

Оборудование: картинки с изображением Фили и Тотоши, предметные картинки, слоги, набор полосок разной длины, грецкие орехи, прищепки.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие мы с вами начнем необычно. Сейчас сядет тот, кто назовет свое имя по слогам, отхлопав их количество. (Дети по очереди выполняют задание)

Молодцы! Все справились с заданием! Стоять никто не остался.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

Логопед: Сейчас небольшая артикуляционная гимнастика. Только к движениям языка мы еще прибавим движения рук (элементы биоэнергопластики).

«Качели»

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать

– движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз

Часики»

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт (тик – так, тик – так).

– движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз

II. Повторение пройденного материала

Логопед: Из чего состоит текст?

Дети: Из предложений.

Логопед: Из чего состоит предложение?

Логопед: Сегодня мы узнаем, из чего состоит слово. Слова делятся на части, как апельсин на дольки. Эти дольки и называются СЛОГОМ.

Вы уже знаете, что СЛОГ – это часть слова. Каждое слово состоит из слогов.

1. Определение количества слогов в словах.

Логопед: А как узнать сколько в слове слогов?

Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Логопед: А еще какие есть способы определения слогов?

Дети: надо хлопать в ладоши и говорить слово по частям или проговаривать слово положить руку на подбородок.

Логопед: Сейчас я посмотрю, как вы умеете определять количество слогов в словах:

Задание 1 Логопед называет слова, дети считают слоги

названными способами : БУРЯ, НЕБО, СОРОКА, ВОРОНА, ГУ-

СЕНИЦА, КАТЯ, ВИТЯ, МАША, ДОМА, КАТЮША…

Задание 2 Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают их и определяют количество слогов в словах- отгадках

Закаляют нас всегда

Солнце, воздух и …

Хвост пушистый – краса

Совсем прохудились мои…

Я расчищу снег, ребята,

Только мне нужна…

Вывешиваются картинки с изображением сказочных героев.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости пришли сказочные герои –

Задание3 Нам надо подарить им подарки. У нас есть картинки, назва-

ния которых состоят из 2 слогов и из 3 слогов. Как вы ду-

маете, кому из гостей какие картинки достанутся и почему?

Дети: Имя ФИЛЯ состоит из 2 слогов – ему картинки в названиях, которых 2

слога, а ТОТОШЕ – картинки, где слова с 3-мя слогами.

Логопед демонстрирует картинки, а ученики прикрепляют их под изображениями ФИЛИ и ТОТОШИ, объясняя свой выбор (ГРУША, МЫЛО, ЛОПАТА, КУРИЦА, СОБАКА, МАШИНА, РАДУГА, ВАЗА, ПИЛА,ЛЫЖИ)

Логопед: Осенняя пора, как известно, время сбора урожая. Давайте и мы с ва-

ми соберем сладких яблок.

«Сорви яблоки» Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

«Свеча» Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

2. Дифференциация слова и слога

Логопед вывешивает звук «ли».

– Ребята, что здесь написано?

– Есть ли смысл в слоге «ли»?

Аналогично разбираются слоги «мо», «ны»

Логопед:Что получится, если мы соединим эти слоги?

Логопед: Значит, сам по себе слог не содержит смысл. А любое слово

имеет определенный смысл .

Задание 4 Ребята, наши гости пришли не с пустыми руками. Найдите

слоги на торте, который нам принесли Филя и Тотоша.

Устно дополним слог до слова, чтобы появился смысл..

Задание 5 Составление новых слов по первым слогам записанных

Слог. Деление слов на слоги. 2 класс

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тема урока: Слог. Деление слов на слоги. 2 класс

Цели и задачи урока:

Развитие умения делить слова на слоги, составлять из слогов слова; развивать умения восстановления деформированного текста, распределения слов в алфавитном порядке;

Приучать детей высказывать свое мнение и уметь слушать чужое высказывание, а также работать и прислушиваться к ответам одноклассников, не настаивая на своем, уметь признавать свои ошибки.

Оборудование урока : любимые игрушки детей, карточки для индивидуальной, групповой работы.

Ход урока: на уроке использовались элементы современных образовательных технологий:

• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание);

• личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);

• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения;

• проблемное обучение (частично – поисковое).

Оживляют урок игровые моменты, наличие в классе любимых игрушек детей.

I. Организационный момент.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по русскому языку, темой нашего путешествия будет «Деление слов на слоги» а направлять нас будут ваши любимые игрушки. У каждой игрушке есть задание, а когда его выполнить нам поможет список нашего класса, который составлен в алфавитном порядке.

– Скажите сколько человек у нас в классе? (6) А если со мной? (7)

Обратите внимание у вас на столах лежат листочки, что вы на них видете? (Радугу без цветов)

– А сколько цветов у радуги? (7)

– Кто назовёт? (Каждый охотник желает знать где сидит фазан)

Так вот столько заданий вас ждёт.

Оценивать себя вы будете сами путём рисования цветов в радуге по порядку.

Чья фамилия стоит первой по алфавиту? Демченко Сергея.

Какое задание принесла твоя любимая игрушка? (На игрушке- карточка: «Выполни словарную работу».)

II . Словарная работа :

Но прежде откроем тетради и запишем число. Классная работа.

Записать данные словарные слова в алфавитном порядке, вставив пропущенные буквы и поставив ударение в словах:

У доски будет работать….

К.пуста, р.бочий, х.роший, т.традь, дев.чка, т.варищ, с.рока, п.суда. (На доске)

(Девочка, капуста, посуда, рабочий, сорока, товарищ, хороший)

У кого нет ошибок или одна ошибка возьмите карандаш красного цвета и нарисуйте первый цвет в нужном месте. (Остальные рядом рисуют тучку)

Игрушка Ждановой Эльвиры приготовила для нас задание – письмо по памяти.

III . Письмо по памяти.

По лесам гуляет осень. На доске с обратной стороны.

Краше этой нет поры. (А.Балонский)

После записи учащихся в тетрадях, учитель открывает запись и проводит с учащимися взаимопроверку записи стихотворения. Далее поставьте красным цветом точки под буквами, обозначающие гласные звуки,

и разделите слова на слоги. (Карандашом чёрточки)

Проверяем. Отвечает учащийся.

У кого одна ошибка или три ошибке возьмите карандаш оранжевого цвета и нарисуйте второй цвет в нужном месте. (Остальные рядом рисуют тучку)

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на слова, я думаю, что вы уже заметили закономерность, которая поможет нам определять количество слогов в словах.

Какая же здесь закономерность.

Учащиеся делают вывод : сколько в слове гласных, столько и слогов.

Слоги – это части слова, на которые оно делится при произношении: ве-тер. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков: дом, у-чеб-ник.

Я называю слово- имя учеников вашего класса, а вы отхлопываете кол-во его слогов и делаете наклоны. Влево и вправо. Слово состоящее из одного слога отхлопываем и стоим ровно.

Имена: Максим, Саша, Сережа, Эля, Андрей, Серёжа.

Вывод: – Что дала нам физминутка? (Закрепление знаний об определение слогов в словах именах.)

V . Работа по теме урока.

Вот так слова я перенес – е-два

И получил за это два.

Укол я перенес – у-кол

И получил за это кол.

Опять я перенес- о-пять,

Теперь, наверно, будет пять?

-Что вы можете сказать вот об этих словах:

о-пять (Какие они? Двусложные.

А что ещё вы видете? У них есть слог состоящий из одного гласного слога.

А может ли слог состоять из одного согласного слога? Нет.

Фамилия Компанейцева Андрея следующая в алфавитном списке нашего класса, вот для вас задание от его игрушки:

Вписать слова, разделив их на слоги.

У вас ниже приведены слова для справок, необходимо вписать эти слова в нужную сторочку разделяя эти слова на слоги.

Слова для справок: цветы, кусты, осень. (Каждому раздать)

Учащиеся проверяют . Один анализирует вслух.

У кого нет ошибок или одна ошибка возьмите карандаш жёлтого цвета и нарисуйте третий цвет. (Остальные рядом рисуют тучку)

Игрушка Сажина Саши принесла предложение, но по дороге произошло невероятное: все слова перепутались, и прочитать предложение невозможно. Давайте расставим слова по местам и запишем полученные предложения в тетради.

Там, густо, ёлочки, молодые, зеленели. (Напечатать и повешать на листочках)

Девочки, через, шли, лес.

Записав предложения, необходимо разделить слова на слоги карандашом. Все ли слова смогли разделить чертой на слоги? Нет.

Почему? Правильно, слова там, шли, разделять не нужно, потому что в них только один слог.

У кого нет ошибок или одна ошибка возьмите карандаш зелёного цвета и нарисуйте четвёртый цвет. (Остальные рядом рисуют тучку)

Какой можно сделать вывод о словах, состоящих из одного слога?

Вывод: Если слово состоит из одного слога, то его нельзя разделить на слоги и, соответственно, нельзя переносить с одной строки на другую.

Игра «Собери урожай».

Игрушка Сиротина Сергея предлагает поиграть.

У меня в корзине лежат яблоки, к которым прикреплены слова, надо взять яблоко и слово, записанное на карточке разделить на слоги. В тетради. Приступили.

Паук, радуга, лесник, дорога, стрекоза, ландыши, беседа.

Проверяем работу. По цепочке зачитывают как написали.

У кого нет ошибок возьмите карандаш голубого цвета и нарисуйте пятый цвет. (Остальные рядом рисуют тучку)

VI . Повторение пройденного

А вот игрушка Ширяева Максима хочет проверить вас на знание алфавита. Так совсем недавно вы изучали эту тему на уроках русского языка. Для выполнения данного задания возьмите карточки, которые лежат у вас на партах, прочитайте слова, распределите их в алфавитном порядке, в этом же порядке запишите номера данных слов в тетради.

карандаш; 2) портфель; 3) ручка; 4) азбука; 5) дневник.

Проверить. Один ученик называет порядок получившихся чисел.

Запись в тетрадях: 4, 5, 1, 2, 3. На доске запись для проверки, показать позже.

Далее проводится самопроверка работы учащимися.

У кого нет ошибок возьмите карандаш синего цвета и нарисуйте шестой цвет. (Остальные рядом рисуют тучку)

А вот задание моей игрушки: выписать слова, в которых количество звуков меньше, чем количество букв, доказать, записать в тетради, разделив на слоги.

Сухарь, пенал, пузырьки, цветы, голубь, дым.

Запись в тетрадях: су-харь , пу-зырь-ки, го-лубь.

Учащиеся проводят взаимопроверку, один зачитывает ответ и доказывает.

У кого нет ошибок поднимите руку: пройти и нарисовать седьмой цвет (фиолетовый) тем у кого правильно.

VII . Подведение итогов урока. (1мин)

– Чему учились сегодня на уроке?

– Слог – это …(слова)

В слове столько слогов сколько в нем … (звуков).

Слог может состоять из одного … (звука).

Посмотрите на свои оценочные листы.

У кого «Радуга» из 7 или 6 цветов – оценка «5»

У кого из 5 цветов – «4»

У кого из 4-3 цвета – оценка «3». Но не расстраивайтесь у вас всё впереди! Вы на верном пути! Старайтесь, а значит, доберётесь до вершины обязательно.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития
Ссылка на основную публикацию