Словесные игры в работе логопеда

Варианты использования словесных дидактических игр на логопедических занятиях

Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Предлагаю некоторые словесные игры, которые использую в своей работе с детьми с нарушением речи.

Содержимое разработки

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВЕСНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

С.Н. Стефаненко, учитель-логопед,

ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района, г.Санкт-Петербург

Особое значение в коррекционной работе с детьми с нарушением речи имеет проведение словесных дидактических игр, целью которых является не только воспитание, но и обучение детей. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Особенно важны эти игры при подготовке детей к школьному обучению, так как они формируют и развивают умение слушать педагога, быстро находить ответ на вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять имеющиеся знания и умения в соответствии с поставленной задачей. В игре процесс мышления протекает легче, активнее, трудности умственной работы ребенок не замечает, преодолевает их легко.

Как и все дидактические игры, словесная игра включает в себя четыре основных элемента: дидактическую задачу, содержание, правила, игровое действие. Основным элементом является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены ей и обеспечивают ее выполнение. Содержанием игр может быть окружающая действительность, например: природа, люди, животные, их взаимоотношения и т.д. Логопед может сам изменять условия игр в зависимости от образовательной задачи. Важная роль принадлежит правилам, так как они указывают путь к достижению цели, определяют, что должен делать в игре каждый ребенок, формируют умения управлять своим поведением. Последний элемент – игровое действие, то есть проявление активности детей в игровых целях.

Дети с нарушениями речи инертны, пассивны, малоэмоциональны, замкнуты или расторможены, легко ранимы, обидчивы, пасуют перед трудностями. Для закрепления нового речевого, двигательного, звукопроизносительного стереотипа, для фиксирования временных пространственных отношений и выражение их в лексико-грамматических конструкциях, необходимо очень большое количество повторов. Только в игре ребенок с радостью, с удовольствием будет повторять действие на различном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Использование дидактических игр на занятиях позволяет заинтересовать детей, привлечь и сконцентрировать внимание, создать эмоциональное положительное отношение к предлагаемым заданиям. Организуя дидактическую игру, создаются условия, при которых ребенок, достигая игровой цели, усваивает программный материал.

При организации словесных игр необходимо соблюдать следующие условия:

– игра не должна быть длительной по времени, должна проводиться в неторопливом темпе, чтобы дети могли понять задание, осознанно исправить допущенную ошибку, а логопед мог помочь им в этом, внося по ходу игры коррективы в поведение детей, форму их ответов, игровые действия;

– игра должна быть интересной для ребенка, содержать элемент соревнования, награду за успешное выполнение задания;

– необходимо добиваться активного речевого участия в игре всех детей, при этом по возможности использовать двигательную активность;

– в игре следует развивать навыки контроля за своей и чужой речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание.

На логопедических занятиях используются разные группы словесных игр. В первую группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да – нет», «Чьи вещи?», «Что за птица (зверь?)». Во вторую группу – игры для развития умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит …», «Найди два слова – неприятеля». В третью группу – игры для развития умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Отвечай быстро», «Кто больше назовёт?», «Назови три слова», «Назови одним словом», «Вершки-корешки». Четвёртая группа – игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Так бывает или нет?», «Наоборот», «Добавь слог», «Дополни предложение», «Скажи слова с нужным звуком», «Скажи по- другому», «Подбери слово», «Когда это бывает?».

Вот пример игр по закреплению словообразования существительных: «Назови ласково», «Что для тебя?», «Кто у кого?», «Назвать животных парами», «Как зовут маму, папу, детеныша?», «Два брата ИК и ИЩ», «Назвать профессии».

Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры, помогающие развивать у детей умение высказывать предположения: «Что было бы…?», «Что бы я сделал. », «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. А также игры, пробуждающие воображение детей: «Что бы я увидел на Луне, если бы был космонавтом», «Что бы я сделал, если бы был волшебником», «Если бы я стал невидимкой». Эти игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей словесной игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Дети вспоминают известные загадки и могут придумать свои.

На коррекционном занятии можно использовать такие словесные игры как игры-беседы (игры-диалоги) и игры-путешествия. Ценность игры-беседы заключается в том, что она представляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы логопеда, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание, дополнять. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ. Игры-путешествия, имея сходство со сказкой, ее развитием и чудесами, отражают реальные факты или события, обостряют внимание, наблюдательность. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. Путешествие – это целевое движение куда-то, зачем-то. Это может быть и путешествие в намечаемое место, преодоление пространства и времени, совершение практических действий («Путешествия в страну сказок» по сказкам любого автора в форме викторины, «Путешествие в страну вещей», «Путешествие в весенний лес» и т.д.), путешествие мысли, воображения «Не сходя с места» («Представьте себе, что мы оказались в …»).

Предлагаю некоторые словесные игры, которые использую в своей работе с детьми с нарушением речи.

Игра «Назови лишнее слово»: на слух при повторении цепочки слов отличать заданное слово от тех, что на него похожи (гора, пора, гора, нора, гора, гора; голос, голос, голос, колос, голос, волос; коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза).

Игра «Повторяй-ка». Дети выбирают себе образы или получают их от логопеда. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя: «Я – лягушка. Я умею прыгать. Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам. Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д. Основная сложность данной игры в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

Игра «Урожай собирай». Нужно собрать как можно наибольший «урожай» слов на определенный звук, названный ведущим. Одно условие – все предметы должны находиться в комнате, где проходит игра, в том числе можно называть предметы одежды, надетой на игроках. Слова называются поочередно. Тот, кто затрудняется с ответом, выбывает из игры. Победитель – тот, кто продержится дольше остальных.

Игра «Перепутанные названия». Дети отгадывают сказки, названия которых перепутала Баба Яга: «Суп из метелки», «Царевна – пчела», «Мальчик – великан», «Гадкий котенок», «Домик-домок», «Редиска», «Лиса и семеро поросят», «Три волчонка», «Лягушка – домоседка», «Солнечная королева», «Комарище», «Иванушка – умник», «Подаренная луна», «Шар, трубочка и ботинок», «По карасьему приказу», «Иван-царевич и зеленый крокодил». Можно выбрать одну из сказок и рассказать ее в новом варианте.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной. Для детей-дошкольников и младших школьников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991.

2. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. Биробиджан: ОблИУУ, 2005.

3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004.

4. Козырева О.А. Лексико-грамматические игры // Логопед, 2004, № 6.

5. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1996.

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова

Разделы: Логопедия

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:
– сокращение слога;
– опускание слогообразующей гласной;
– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов;
– перестановка звуков соседних слогов.
3. Искажение структуры отдельного слога:
– сокращение стечений согласных;
– вставки согласных в слог.
4. Уподобление слогов.
5. Персеверации (циклическое повторение).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
7. Контаминации (смешение элементов слова).

Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова [4].

Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой [10], которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, сок).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Свою работу я строила в два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

На подготовительном этапе я проводила упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

Читайте также:  Конспект фронтального коррекционного логопедического занятия с детьми 6-7 классов

На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

  1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
  2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
  3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Игра с мячом «Передай дальше»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
кет букет
фет буфет
Бу тон бутон
бен бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед: Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Цепочка слов»

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб»

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

Литература:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
  2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
  3. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
  4. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
  7. Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
  8. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
  10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.

Использование логопедом словесных игр в работе с детьми над автоматизацией звуков.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Cистематическое, многоплановое использование словесных игр, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы по автоматизации поставленных звуков. Значение словесных игр в работе с детьми, имеющими нарушения речи, велико, т. к. их использование даёт более быстрое формирование правильного звукопроизношения. Игра облегчает осознание процесса овладения звуками, дети начинают проявлять живой интерес к звуковой стороне речи. Правильное использование этого интереса в своей работе – вот главная задача логопеда. Преимуществом словесных игр является и то, что они не требуют специального материала, определённых условий, а нуждается лишь в знании логопедом самой игры. Логопед может сам варьировать словесный материал игры в зависимости от поставленной дидактической задачи, а при необходимости, может ввести варианты игры с усложнением. Словесная игра создаёт условия для активности всех играющих, что так же крайне важно в процессе работы над поставленным звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Использование логопедом словесных игр в работе с детьми над автоматизацией звуков91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: «Использование логопедом словесных игр в работе с детьми над автоматизацией звуков»

Учитель-логопед ГБДОУ №21

Московского р-на, г. Санкт-Петербурга.

Цель моей работы – показать практическое значение словесных игр в процессе последовательного введения в речь ребёнка поставленного звука.

Адресовано: учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения речи.

Актуальность: Автоматизация – сложный многоступенчатый процесс введения в речь ребёнка нового звука. Если в этой работе использовать только различные тренировочные упражнения со специально подобранным картинным или вербальным материалом, логопедические занятия могут стать для детей утомительными и мало интересными. В первую очередь, это проявится в работе с детьми, имеющими незрелость основных психических процессов, страдающих речевым негативизмом. Учить ребёнка нужно без принуждения на положительных эмоциях и заинтересованности, используя словесные игры это легко можно сделать, т.к. дидактическая задача, завуалированная в игровую форму успешнее решается ребёнком.

Результативность : Использование данной методической разработки на подгрупповых занятиях с детьми значительно ускоряет процесс формирования правильного звукопроизношения. Словесная игра облегчает осознание процесса овладения звуками, формирует у детей живой интерес к звуковой стороне речи. Правильное использование этого интереса в своей работе – главная задача логопеда. Словесные игры должны войти в число любимых детьми самостоятельных игр и как можно чаще использоваться на логопедических занятиях.

Игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма и условием становления человека. Игра никогда не предъявляет ребенку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем, она требует от него определенного напряжения сил. Именно поэтому игра влияет на формирование всех основных психических процессов значительно больше, нежели использование только дидактических приемов воспитания.

Огромна роль игры в логопедической работе с детьми. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов, так как дети имеющие нарушения речи, интеллектуально здоровы, а следовательно и потребности в игре у них такие же как у их сверстников. А вот необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов требует от логопеда использования игровых приемов даже в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Особое значение в этой коррекционной работе имеет проведение словесных дидактических игр, целью которых является не только воспитание, но и обучение детей .

Словесные игры не требуют особого оснащения, это игры без игрушек и картинок, игры со словом. Они давно известны в педагогике, как в народной, так и в классической. Своими истоками словесные игры уходят в народные игры – потешки, такие как: «Ладушки», «Сорока – ворона» «Коза рогатая» «У медведя во бору» «Гори – гори ясно», которые являются первыми любимыми «уроками» маленьких детей родному языку.

Особенностью всех словесных игр является то, что дети учатся думать о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, опираться на представления о ранее воспринятых предметах и явлениях. Таким образом происходит отрыв ребенка от наглядного мышления. Дети играют не с предметами, а со словами и в этой игре упражняются в их правильном использовании и произношении. Именно в этом заключается особая ценность словесных игр для логопедической работы.

Как и все дидактические игры, словесная игра включает в себя четыре основных элемента :

  1. Дидактическую задачу
  2. Содержание
  3. Правила
  4. Игровое действие.

Основным элементом является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены ей и обеспечивают ее выполнение.

Словесные игры, о которых пойдет речь, имеют дидактическую задачу – формирование и закрепление правильного звукопроизношения .

Содержанием игр может быть окружающая действительность, например: природа, люди, животные, их взаимоотношения и.т.д.

Важная роль принадлежит правилам, так как они указывают путь к достижению цели, определяют, что должен делать в игре каждый ребенок, формируют умения управлять своим поведением.

Последний элемент – игровое действие, то есть проявление активности детей в игровых целях. Ребенок увлекается игрой, все его внимание направлено на игровую ситуацию, он начинает интересоваться звуковой стороной речи, активно включается в работу по координированному развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, значит более легким становиться осознание процесса закрепления правильного произношения поставленного звука. Так, незаметно для себя, без особого напряжения, играя, дети успешно закрепляют правильное произношение поставленных звуков.

Автоматизация – это процесс последовательного введения в речь ребенка поставленного звука.

Этапы автоматизации звука:

Первым этапом работы над автоматизацией поставленного звука является его изолированное произнесение.

В этот период используем игры – звукоподражания, целью которых является четкое произнесение вновь поставленного звука всеми детьми подгруппы. Именно игровая форма позволяет использовать различные вспомогательные приемы: длительное произнесение, если звук можно тянуть, например, свистящий [С] или многократное повторение, если это например аффрикат [Ц]. Таким образом удаётся привлечь внимание детей к его звучанию.

На первом этапе обучения целесообразно, чтобы инициатором игровой деятельности был логопед, ведущий. Необходимо добиться, чтобы все дети включались в игру и каждый играющий имел возможность активно в ней участвовать. При этом очень важно использовать правильную интонацию, мимику, жесты, логопед должен показать свою искреннюю заинтересованность в игре. Чтобы игра была занимательной, можно использовать такой игровой элемент, как считалка. Она воспитывает выдержку, помогает соблюдать справедливость, развивает слуховое внимание.

Очень стимулирует детей, поднимает их игровое настроение использование стимульного наглядного материала, такого как маски и «медальоны». Надев на себя определенный атрибут, ребенок легко и естественно входит в образ своего героя и уже «живёт его жизнью». Таким образом, игра становится зрелищной и вызывает у ребят радость.

Перечень словесных игр, используемых на первом этапе.

Для автоматизации шипящих [Ш] [Ж] [Щ] и аффриката [Ч] используются игры:

«Пчелы и медвежата»

«Пчелки собирают мед»

Для автоматизации сонорных звуков [Р] [Р’] [Л] [Л’]

«Воробушки и автомобиль»

Работа по устранению недостатков произношения свистящих звуков требует длительных и кропотливых действий. Одной из первых игр, предложенных мною, была игра «Насос». Цель игры: Автоматизация изолированного звука [С]. Описание игры: Детям предлагалось сесть на стульчики, образовав полукруг. Выполняя роль ведущей, я предлагала: «Давайте отправимся в путешествие на велосипедах. Только нужно проверить, хорошо ли накачаны шины. Ай- ай- ай, пока наши велосипеды стояли, шины спустились. Давайте возьмем насосы и будем их накачивать так: С-С-С…» При этом я сама показывала правильную артикуляцию звука и длительно произносила его, выполняя движения, имитирующие работу насоса. Затем дети по очереди вставали со стульчиков и произносили изолированный звук, подражая показанным мною движениям. Если кто-то из детей произносил звук неправильно, я обыгрывала ситуацию. «Ой, а у Алеши насос сломался, нужен ремонт». При этом уточнялась правильная артикуляция звука, и ребенок, обнаружив свою ошибку, повторял все еще раз.

После того, как все дети справились с заданием, я предлагала накачать вторую шину велосипеда, но теперь уже всем вместе по моей команде. В конце я давала оценку игры в целом, поощряла тех, кто очень старался.

Аналогично проводились игры-звукоподражания на автоматизацию изолированных звуков [С’], [З], [З’], аффриката [Ц].

Для автоматизации изолированного шипящего звука [Ш] я предлагала поиграть в игру «Лес шумит». Цель игры: Автоматизация изолированного звука [Ш]. Описание игры: Сначала я с детьми вспоминала о том, как летом ходили в лес, и видели там высокие деревья у которых зеленые верхушки, много веточек, листьев. Затем каждому предлагалось выбрать, какое дерево он хотел бы изобразить. Надевая «медальоны», дети превращались кто-то в могучий дуб, кто-то в стройную, белоствольную березку или в пушистую вечно зеленую елочку. Затем вспоминалась правильная артикуляция звука [Ш] и детям предлагалось сымитировать звук, похожий на звук листвы. По команде «шуми ветерок» дети-деревья сначала поднимали руки вверх, а затем равномерно двигали ими из стороны в сторону, произнося Ш-Ш-Ш… Первый раз команду давала я, а затем кто-то из детей.

Можно немножко усложнить эту игру, предлагая дополнительные команды, например: «Ветер усиливается, начинается ураган!», а потом: «А теперь он постепенно затихает, превращаясь в лёгкий ветерок». При этом дети сначала произносили звук с большей силой, а затем постепенно, ослабляя воздушную струю, всё тише и тише. В конце игры нужно было дать оценку каждому ребёнку, похвалить отличившихся. Таким же образом позже проводились игры-звукоподражания на автоматизацию изолированных звуков [Ж] [Щ] [Ч].

Для автоматизации сонорного звука [Р] я предлагала игру-звукоподражание «Цветные автомобили». Дети сидели на стульчиках. У каждого из них медальон с изображением легкового автомобиля или грузовичка. Один ребёнок выполнял роль ведущего. В руке у него был флажок. По команде ведущего: «Поехали» и взмаху его флажка дети разбегались, имитируя движения водителя, поворачивали руль то в одну, то в другую сторону. При этом они раскатисто произносили звук [Р], подражая звуку мотора. По команде ведущего: «Автомобили возвращаются в гараж» дети возвращались на свои места. Эту же игру можно проводить и при автоматизации звука [Р’], используя легковые автомобильчики.

Аналогично были проведены в дальнейшем игры-звукоподражания на автоматизацию изолированных звуков [Л], [Л’].

Проанализировав всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что именно игровое действие, как главный элемент словесной игры, дало возможность более быстрого привлечения внимания детей к новому звуку, его звучанию. В игре дети закрепляли правильную артикуляцию, чёткое произношение изолированного звука. Увлекаясь, стараясь правильно соблюдать все её правила, они овладевали новым звуком. Между тем, установка логопеда на механическое повторение не дала бы такого эффекта. Хочу отметить, что наиболее заметным был результат у детей с негативными реакциями, с изменениями в эмоционально-волевой сфере. Игровой элемент стимулировал их на новые успехи и вызывал интерес к игре, радостное ожидание последующих занятий.

Вторым этапом работы над автоматизацией поставленного звука является его правильное, чёткое произнесение в слогах и словах.

Задача логопеда – постепенно, в игровой форме приучать детей пользоваться новым звуком при проговаривании слогов и слов. При этом на начальном этапе от ребёнка следует добиваться утрированного произнесения поставленного звука (т. е. при проговаривании того или иного слога или слова дети должны выделять отрабатываемый звук, произнося длительнее других и с большей силой голоса.)

При подборе словесных игр для работы с детьми на данном этапе я учитывала следующие моменты:

Главное – это соблюдение принципа постепенного перехода от простого к сложному.

Рассмотрим особенности произношения, кот. очень важны.

Новый звук произносится длительно, причём в обратных слогах длительно следует произносить и предшествующий гласный. Исключение составляют звуки [Ц] [Ч], кот. произносятся кратко (при этом предшествующий гласный произносится долго).

По трудности произнесения слова делятся на следующие группы: 1) с ударением на слоге, где находится поставленный звук; 2) без ударения на слоге с новым звуком; 3) трудные слова.

Вновь поставленный звук намного легче произносится в тех словах, где он составляет слог, находящийся под ударением. Это объясняется тем, что в русском языке ударный слог всегда сильный и самый долгий. Воздух выдыхается сильнее и продолжительнее именно на ударном слоге. Это способствует выделению нового звука. Ни в коем случае не следует стараться искусственно удлинять безударный слог, т. к. в этом случае возникает иллюзия второго ударения, что помешает ребёнку усвоить правильный вариант. Работая над произношением слогов и слов на данном этапе, я пользовалась приёмом «дирижирования», который способствовал соблюдению длительности звучания.

Слова без ударения на слоге с новым автоматизируемым звуком следует произносить по слогам и с соблюдением предыдущего правила.

К трудным относятся слова со стечением согласных в слоге и с несколькими слогами, содержащими новый звук. Эти слова произносятся после проработки более лёгких, причём произносить трудные слова нужно со значительно меньшей длительностью поставленного звука: в обратных слогах предшествующий гласный произносится кратко, отсутствует слоговое произнесение слова. Тем самым утрированное произнесение как бы подводится к нормальному, например: ш-кола, з-дание (слова со стечением согласных), с-амос-вал (слово с двумя звуками [С]).

Логопед должен правильно выбрать в каждом конкретном случае определённую систему отработки произношения вновь поставленного звука: в одном случае, например, звуки [С] [З] [Ш] [Ж] [Щ] [Л] вначале лучше взять прямые слоги, затем обратные. При автоматизации звуков [Ц] [Ч] лучше начинать с отработки обратных слогов, а затем перейти к прямым. При автоматизации твёрдого звука [Р] хорошо идти от произнесения слов, имеющих сочетания [тр] [др],где звуки [Т] и [Д] являются опорой для произнесения звука [Р].

– Ещё один важный момент, кот. необходимо учитывать – это соблюдение правил орфоэпии. Следует помнить о том, что в словесном материале предлагаемых игр новый звук не изолирован от других, а находится в сочетании с ними и нужно знать, как произносятся звуки в разных фонетических позициях:

1) безударный гласный -О- произносится, как -А-;

2) звонкие согласные перед глухими и в конце слова оглушаются;

3) глухие согласные перед звонкими озвончаются.

И ещё 2 момента, о которых следует помнить:

Подбирая словесные игры для определённой подгруппы, логопед должен учитывать уровень владения ими слоговой структурой слова.

Если в предлагаемом материале встречаются звуки, кот. ещё не поставлены, не следует акцентировать на них внимание детей.

Хочу обратить внимание на то, что автоматизация звука на фоне слова – сложный, многоступенчатый процесс. Материал должен прорабатываться последовательно, а ни в коем случае не выборочно. Нельзя пропускать отдельные этапы работы, т. к. любые пропуски и недоработки скажутся на качестве исправления, поэтому наряду со словесными играми нужно широко использовать различные упражнения с картинным и вербальным дидактическим материалом.

Вот перечень игр, которые удовлетворяют всем необходимым требованиям:

Для автоматизации в слогах и в словах свистящих звуков и аффриката [Ц] я использовала следующие словесные игры:

Для закрепления шипящих и аффриката [Ч] были использованы игры:

55 игровых приема работы по формированию слоговой структуры слова у детей с моторной алалией

Игры по формированию

слоговой структуры слова

В данной статье перечислены игровые приемы для формирования слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.

У ребенка с моторной алалией практически всегда можно встретить несформированность слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слова при моторной алалии имеет стойкий характер, в связи с чем работа по его устранению является длительной и систематичной (Р.Е. Левина, O.K. Маркова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

Актуальным является вопрос о том, как ускорить и облегчить эту работу и для ребенка, и для специалиста.

Важно вывести детей на высокий уровень сформированности слоговой структуры слова, так как низкий уровень будет приводить к невозможности освоить процессы чтения и письма в начальной школе. Чаще всего логопеды могут наблюдать в этом случае дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза и/или фонематическую дислексию.

Какие типы ошибок слоговой структуры встречаются у детей? К основным можно отнести:

  • пропуск звуков и слогов;
  • замещение субститутами;
  • уподобление слогов;
  • перестановку звуков и слогов;
  • добавление лишних слогов;
  • добавление слогообразующего гласного.

У детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. В логопедической работе именно игровые приемы и позитивный эмоциональный фон способные заинтересовать ребенка, сделать процесс обучения незаметным, быстрым и эффективным.

Игровые приемы — это методы активного обучения. Они состоят из игровых действий или отдельных элементов активности малой продолжительности, которые не предусматривают поэтапность действий.

Анализ литературных источников позволил выделить игровые приемы по формированию слоговой структуры слова у детей с моторной алалией. Также в списке представлены игровые приемы, разработанные автором данной статьи.

Нами выделены 55 игровых приема, которые классифицированы в две группы:

I. С опорой на наглядность, музыкальные инструменты, движения:

  1. Измерение количества слогов в слове хлопками (ма-ши-на, хлопнули три раза);
  2. Называние картинки, которую спрятал логопед;
  3. Называние всех предметов на картинке, которую закрыл логопед;
  4. Назвать на картинке лишнее слово, т.е. слово, которое отличается от остальных по количеству слогов (машина, панама, кабина, муха);
  5. Отстукивание слогов мячом об пол и одновременное произнесение слова (па-на-ма);
  6. Подбрасывание шарика с одновременным проговариванием слогов (ка-би-на);
  7. Собирание разрезной картинки, на которой количество частей соответствует количеству слогов, называние каждого слога отдельно и слова целиком (со-ба-ка, используется разрезная картинка собаки из трех частей);
  8. Обыгрывание ритмического контура слова с помощью жестов;
  9. Деление слова на слоги с помощью прыжков на месте (све-то-фор);
  10. Сгибание-разгибание пальцев рук с синхронным проговариванием слогов;
  11. «Подъем» пальцами рук по объемной или плоскостной лестнице с одновременным проговариванием слогов;
  12. Проговаривание слогов с опорой на ходьбу, ребенок делает столько шагов, сколько слогов в слове (мед-ведь);
  13. Называние слова, после правильного произнесения которого ребенку разрешается его нарисовать, забрать и раскрасить дома. Также слова может изобразить логопед и подарить рисунки ребенку;
  14. Отгадывание предмета, изображаемого логопедом на глазах у ребенка;
  15. Найти потерянный слог с опорой на графическое изображение слогов (моко-молоко);
  16. Соотнесение количества слогов с цифрой на картинке;
  17. Составление слогов из букв разрезной азбуки;
  18. Составление слова из карточек- слогов;
  19. Исправление ошибок в неправильно составленных из слоговых карточек словах (ба-ка-со — собака);
  20. Замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено – полено);
  21. Поиск на картинке и последующее называние слова с заданным слогом (слог НА находится в составе слов панама, канава);
  22. Произнесение слога столько раз, сколько точек на карточке;
  23. Нанизывание колец на стержни с одновременным проговариванием цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог);
  24. «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки с одновременным проговариванием цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог);
  25. Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
  26. Придумывание слов из разрезной азбуки с помощью добавления слогов к слову (точка- уточка);
  27. Отстукать карандашом количество слогов в слове, изображенном на картинке;
  28. Отстукивание количества слогов с помощью музыкальных инструментов (металлофон, барабан и др.);
  29. Образование именительного падежа множественного числа с опорой на картинки (рама-рамы);
  30. Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова много с опорой на картинки (дыня- много дынь);
  31. Отстукивание ритма рукой по столу в такт счета логопеда; логопед меняет ритм: то убыстряет его, то замедляет;
  32. Замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено-полено, нитки-тапки, кофта-муфта);
  33. Распределение односложных и двусложных слов на две группы с опорой на наглядный материал;
  34. Поиск в комнате предметов с короткими или длинными названиями. Найдя предмет, ребенок называет его;
  35. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если слово произнесено правильно и топнуть, если неправильно;
  36. Ребенку предлагается закончить стихотворение с опорой на картинку. Например:

Доски на гору везем, будем строить новый …(дом).

  1. II. Без опоры на наглядность, музыкальные инструменты, движения:
  2. Повторение за логопедом, ребенок изображает эхо, которое должно повторить слоги или слова правильно;
  3. Повторение слогов и слов за игрушкой- героем занятия;
  4. Договаривание слов (маши… на);
  5. Называние слова, которое соответствует заданному количеству слогов;
  6. Отгадывание загадок;
  7. Интонационное выделение слога, произнесение слогов с разной интонацией, или силой голоса (так-ТОК-ТУК, тук? -ТАК? -ТЫК);
  8. Пропевание слов сопряженно с логопедом;
  9. Придумывание слов на заданный слог устно (ма, ко и др.);
  10. Придумывание слов, состоящих из одного слога (двух, трех, четырех, пяти);
  11. Называние первой части слова (шина-машина);
  12. Называние ударного и неударного слогов (слог МИ в слове пирамида);
  13. Определение звука или слога по беззвучной артикуляции логопеда;
  14. Подсчет уме количества слогов, которые произнес логопед (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
  15. Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я», са-со…);
  16. Проговаривание слогов наоборот (са-ас, тса-аст);
  17. Образование именительного падежа множественного числа с опорой на картинки (рама-рамы);
  18. Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова много (дыня -много дынь);
  19. Называние самого длинного, самого короткого слова из предложенных;
  20. Ребенку предлагается придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо-хоро-шо; ши-ши-ши-малыши…

В логопедической работе специалист может дополнять, варьировать данные игровые приемы, исходя из особенностей развития речи конкретного ребенка. Они подходят как для индивидуальной, так и для групповой форм обучения. Мы надеемся, что они также будут рекомендованы и родителям для проведения простых игр и упражнений.

Библиографический список

  1. Логопедия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой — М: Просвящение, 1989
  2. З.Е. Агранович — Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. С. П.: Детство-пресс, 2000
  3. А.К. Маркова — Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред. Р.Е. Левиной — М., 1961
  4. Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова – Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2009
  5. С.Е. Большакова – Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: методическое пособие – М., 2007
  6. Н.Н. Китаева — К вопросу о нарушении звукослоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией // Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. – СПб, 2000
  7. Т.А. Ткаченко — Коррекция нарушений слоговой структуры слова. — М., Издательство ГНОМ и Д, 2009
  8. Н.С. Четверушкина — Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. — М.: Гном Пресс, 2006

Конспект занятия. Звуки П,Т,К (подготовительная к школе группа)

  • Сидим дома (19)
  • Практический материал для занятий по развитию речи (1)
  • Родителям о развитии ребенка (3)
  • Развиваем речь ребенка вместе (8)
  • Практический материал для занятий по подготовке к обучению грамоте (2)
  • Игры и игровые упражнения в коррекционной работе (1)
  • Практический материал для автоматизации звуков (10)

Конспект занятия. Звуки П,Т,К (подготовительная к школе группа)

Цель : дифференциация звуков и букв П, Т, К.

Образовательные задачи:

  • закреплять навык четкого произношения звуков П, Т, К и их дифференциации в слогах, словах и предложениях;
  • упражнять в звуковом анализе и синтезе обратного слога;
  • закреплять навык определения согласного звука в конце слова;
  • упражнять в составлении предложений с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени;

Развивающие задачи:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать зрительный анализ и синтез;
  • развивать внимание, память;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательная задача:

  • совершенствовать коммуникативные качества.

Оборудование: предметные картинки (паук, танк, сноп, самолет, самокат, тыква, капуста, туфли); схема для характеристики звуков; символы для обозначения звуков (демонстрационные и индивидуальные); таблицы с буквами для индивидуальной работы; счетные палочки; демонстрационные буквы на шариках; игрушка « Тутуляк»; портрет игрушки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Проведение коммуникативной игры « Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! ( «Пружинка»)

Топ-топ-топ! (Топают ногами)

Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам)

Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево)

Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево)

Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед)

Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком)

Здравствуйте, гости! (протягивают руки вперед)

1.Постановка цели занятия

Логопед: «А где же Тутуляк? Здесь только его портрет. Наверно, его заколдовал злой Волшебник. Нам надо выполнить задания, чтобы Тутуляк к нам вернулся».

-Мы будем говорить о звуках и буквах П, Т, К.

-Какие это звуки? (согласные)

-Почему они так называются? (когда мы их произносим, во рту есть преграда)

-Что образует преграду? (губы, зубы, язык)

2.Произнесение звуков П, Т, К:

а) звук П – губы смыкаются и размыкаются

б) звук Т – язык толкается в зубы

в) звук К – язык комочком отодвигается назад

Произнесение сопровождается показом работы губ и языка с помощью кистей рук.

3.Проговаривание слоговых рядов:

а) с различной позицией ударного слога

па-па-та ту-ту-ку па-та-та ку-ту-ту

б) проведение игры «Телефон»: каждый ребенок называет один слог из слогового ряда друг за другом

4.Анализ и синтез обратного слога

а) слоги ап, ут, ик (ладошки сложены перед собой – ап; раскрываем ладошки – левая звук «а», правая звук «п»);

-Сколько звуков произнесли? (два)

-Какой первый звук? (а)

-Какой второй звук? (п)

-Сложим ладошки, что получилось? (ап) и т.д.

б) проведение игры «Живые звуки» с демонстрационными домиками:

красный домик – гласный звук

синий домик – согласный звук

Два ребенка называют поочередно гласный и согласный звуки, держа в руках соответствующие домики; остальные дети называют получившийся слог.

в) составление схемы обратного слога из символов

5.Работа с предметными картинками:

а) определение картинок, в названии которых есть звуки П, Т, К

б) определение последнего согласного звука в составе слова (сноп, танк, паук, самолет, самокат) в игре «Поймай звук»;

в) проведение игры «Что изменилось» – запоминание последовательности картинок в ряду и определение изменений в этой последовательности;

г) проведение игры «Назови картинки, которые я показала» – запоминание показанных картинок и называние их.

6.Составление предложений по данному образцу.

Инструкция: «Я говорю про один предмет, а вы – то же самое о нескольких предметах».

Мальчик копает яму. (Мальчики копают яму.)

Девочка покупает конфеты. (Девочки покупают конфеты.)

Папа купает коня. (Папы купают коня.)

Капля капает кап. (Капли капают кап-кап.)

7.Выполнение речевого упражнения: проговаривание скороговорки с изменением темпа.

-Как капают капли? (поднятые вверх руки плавно опустить на стол)

Как? (плечи поднять, опустить)

Капли капают (поднятые вверх руки плавно опустить на стол)

Кап-кап (2раза стукнуть по столу ладошками)

8.Подведение итога: о каких звуках мы говорили? (п, т, к); какие это звуки? (согласные).

9.Появление тифлопедагога с Тутуляком и шариками под музыку.

Выполнение логоритмической гимнастики с музыкальным сопровождением: дети маршируют по кругу, сходясь к центру, хлопают в ладоши.

10.Рассматривание шариков и называние букв П, Т, К.

11.Выполнение заданий по таблицам с буквами за мольбертами:

а) упражнение в сличении изображений по принципу сходства и различия: соединение линиями одинаковых букв больших с маленькими;

б) определение пространственных соотношений элементов букв: дописывание незаконченных букв;

в) узнавание контурных наложенных изображений.

12.Выполнение гимнастики для глаз:

Раз – налево (соответствующие движения глазами)

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

А теперь нажмем немножко (надавливающие движения

Точки возле своих глаз, указательными пальцами вокруг глаз)

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в «тыщу» раз.

13.Конструирование букв П, Т, К из палочек.

14.Конструирование букв П, Т, К с помощью рук.

15.Проведение игры «Угадай букву»: дети встают друг за другом, каждый пишет пальцем букву (П, или Т, или К) на спине товарища, а тот должен угадать, какая буква была написана.

3.Подведение итогов занятия, какие буквы мы повторяли? (П, Т, К).

Конспект логопедического занятия учителя – логопеда Туровской С. В. Тема.” Дифференциация звуков К – Т”
план-конспект занятия (логопедия, средняя группа) по теме

Тема. Звуки К – Т.

Цель . Закрепить навыки четкого произношения звуков.

1. Повторить характеристики звуков.

2. Уточнить правильную артикуляцию звуков.

3. Учить определять первый звук в словах.

1. Раз вивать слуховое внимание и память.

2. Развивать мышцы языка.

3. Слушать и выполнять инструкции.

4. Учить различать звуки на слух.

5. наращивать слоговую структуру слов.

6. Дифференцировать звуки К – Т в слогах, словах, предложениях.

Воспитывать внимательное отношение друг к другу. Учить выслушивать ответы других детей.

1. Организационный момент.

2.1. Сообщение темы занятия.

К детям приходит кот Том.

2.2. Уточнение артикуляции звуков К и Т.

Повторение. Уточнение артикуляции звуков.

· Показ и объяснение правильной артикуляции логопедом.

· Определение гласный или согласный звук.

– Поднесите руку ко рту и почувствуйте, как струя воздуха толчками выходит изо рта.

· Определение детьми глухой или звонкий изучаемый звук.

– Приложите ладошку к своей шее и произнесите звук. Если горлышко дрожит, то звук звонкий, а если нет , то звук глухой.

· Определение детьми твёрдый или мягкий изучаемый звук.

Звук «к» произносится с преградой. Он согласный, глухой, твёрдый. Звук «к» – обозначается синим квадратом.

· Показ и объяснение правильной артикуляции логопедом.

· Определение гласный или согласный звук.

· Определение детьми глухой или звонкий изучаемый звук.

· Определение детьми твёрдый или мягкий изучаемый звук.

Звук «т» не поётся. Он согласный, глухой, твёрдый. Звук «т» – обозначается синим квадратом

2.3. Развитие фонематического восприятия в игре

«Кто самый внимательный?»

1) ка – та ку –ту ко – то ки – ти

та – ка ту – ку то – ко ти – ми

2) ак – ат ук – ут ок – от ык – ыт ик – ит эк – эт

ат – ак ут – ук от – ок ыт – ык ит – ик эт – эк

2.4. Проговорите слова парами. (Если ребёнку трудно произнести два слова подряд, то попросите его повторить за вами слова по одному)

Коля – Толя как – так мак – мат бык – быт

куда – туда кит – Тит кот – тот как – так

кем – тем кого – того кому – тому когда – тогда

копка – топка копоть – топот какой – такой бок – бот

кубы – тубы копить – топить копать – топать тук – тут

2.5. Определение звука в словах с опорой на картинки.

– Тики – так, тики – так. Наклоняем голову вправо – влево.

Так ходики стучат.

-Туки – так, туки – так, Поочерёдно правой и левой рукой

Так колёса стучат. описываем перед собой круги.

Токи – ток, токи – ток. Стучим кулачками.

Так стучит молоток.

2.7. Наращивание слоговой структуры. Хоровое и индивидуальное произнесение слов.

1). Односложные слова из одного закрытого (открытого) слога.

Кот, кит, так, ток

2). Двух сложные слова с двумя открытыми слогами.

ко – ты ке – та ки – ты Ка – тя

3). Двухсложные слова с одним закрытым слогом.

ка – нат коф – та тан – ки тык – ва

ка – ток кан – ты ко – тик

3. Подведение итога занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком .

Предлагаемый конспект НОД поможет дошкольникам с ОНР не только актуализировать словарный запас по теме “СПОРТ”, развить связное высказывание (с помощью опорных картинок), но и закрепить произношение з.

«Дифференциация звуков [Р],[Л]».

Цели:1. Автоматизация, дифференциация звуков С, З в слогах, в словах, в стихах.2. Развитие звукового анализа. Развитие слухового внимания и памяти.3. Определение по.

Цели:Закрепить навыки различения звуков Л – Л’ в словах, фразах.Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, умение соотносить символ со звуком.Закрепить навыки словообразован.

Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему “Дифференциация звуков Л-Ль.Буква Л”Цели:• Дифференциация звуков «Л-Ль»;• Ознакомление с буквой Л.Зада.

Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й». Буквы «Л», «Й.

Конспект занятия по логопедии «Дифференциация звуков [Т], [К]»

Наталья Гузенко
Конспект занятия по логопедии «Дифференциация звуков [Т], [К]»

1. Игра «Повтори слоги»

та-ка-та ка-ка-та ка-ка-ка-та ак-ат-ак

то-ко-то то-ко-ко ко-то-то-ко ок-от-от

ку-ту-ку ту-ку-ку ту-ку-ту-ку ут-ут-ук

ты-кы-кы кы-ты-ты ты-кы-кы-кы ык-ык-ыт

2. Игра «Будь внимательным»

(Повтори слова)

том-ком Толя – Коля кошка-Тошка

точка-кочка тушь-куш бант-банк

3. Игра «Доскажи-ка буковку»

Налетел сильный ураган, и на конце представленных слов потерялись буквы, тебе нужно помочь буквам К и Т найти свои домики, закончив слова.

со_ живо_ бан_ лиф_ су_ щено_ лу_ кро_ клубо_

ко_ мешо_ жу_ гороше_

песо_ бегемо_ аис_ кус_

4. Игра «Рассмотри картинки»

5. Физическая минутка

Катились колёса, колёса, колёса (руки согнуты, толкающие движения)

Катились колёса всё влево, всё косо (руки на поясе, вращательные движения туловищем)

Скатились колёса на луг под откос (вращательные движения в другую сторону)

И вот, что осталось от этих колёс (выпрямиться, развести руки в стороны).

6. Игра «Будьте ушки наготове»

Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук К, и топни ножками, когда услышишь звук Т.

курица колесо акация хлопушка таракан

цветы вывеска компас лук тайна

торт птенцы хвост топот конь

конфета капуста вата Коля таблица

7. Игра «Повтори словосочетания»

Колючая кофта Дети бегают Красная кастрюля

Клубок ниток Зеленая елка Усатый таракан

Голубой платок Катя поет Вкусный торт

Пушистый хвост Юбка в складку Медицинская вата

8. Игра «Ну-ка четко повторим»

(Повторение чистоговорок с четким проговариванием звуков К и Т)

ка-ка-ка – эта горка высока

та-та-та – хвост пушистый у кота

ко-ко-ко – одеваться так легко

ты-ты-ты – эти рыжие коты

ку-ку-ку – Таня сеяла муку

ту-ту-ту – дали кушать мы коту.

9. Повтори предложения

Катя купила в магазине капусту, курицу и конфеты.

Кот Тиша любит спать в своей корзине.

Большая пуховая подушка лежит на кровати.

У нас в подъезде новый, красивый лифт.

Толя и Коля ушли на рыбалку.

Котик закатил клубок ниток за тумбочку.

10. Выучи стихотворенье.

Как то котинька коток,

Подтолкнул вперед клубок,

Он под тумбу покатился,

А от туда в уголок.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [а]-[у]» Тема. «Дифференциация звуков А-У» Задачи: Дифференциация звуков У,А на слух и по предметным картинкам. Звуковой анализ звукосочетаний.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]» Тема: «Дифференциация звуков [П]-[Б]» Цель: закрепить умение детей правильно произносить и дифференцировать на слух звуки [п]-[б] в слогах,.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии» Цели: 1. Коррекционно-образовательные: • различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях; • уточнение.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: продолжать учить ребенка различать на слух [Р].

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]» КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ Тема: Дифференциация звуков Л – Ль. Цель: учить дифференцировать звуки Л – Ль в слогах, словах, предложениях.

Конспект индивидуального занятия по логопедии «Автоматизация звуков [Р]-[Р’]» Коррекционно-образовательные цели. Совершенствование грамматического строя речи (работа над словообразованием учить образовывать прилагательные.

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [К] — [Х]» (подготовительная группа). Цель: занятия: дифференциация согласных звуков К – Г. Задачи. Коррекционно-образовательные: – учить дифференцировать звуки.

Конспект логопедического занятия «Транспорт. Дифференциация звуков [С] и [С’]» Тема: «Транспорт. Дифферннциация звуков «С» и «Сь» Задачи: Коррекционно-образовательные: Продолжать работу со звуками «С» «СЬ», закреплять.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [С] в словах» Грамматическая тема: Дифференциация звуков Ш и С в словах. Лексическая тема: «Одежда» Цель: Учить дифференцировать Ш-С в словах, словосочетаниях,.

Ссылка на основную публикацию