Словарный запас у детей дошкольного возраста

«Словарный запас детей дошкольного возраста»
статья по развитию речи ( группа) на тему

Каждому ясно – чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении грамотным письмом. Например, для усвоения и применения многих грамматических правил, нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. А это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
novaya_statya.odt25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для педагогов на тему:

«Словарный запас детей дошкольного возраста»

Татаринова Алена Альбертовна.

За последние десятилетие резко возросла речевая патология детей дошкольного возраста. У 70% – 90% детей посещающих дошкольные учреждения имеются признаки задержки развития речи разной степени выраженности. То есть дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения. 40% учащихся массовых школ переходят в пятые классы с дисграфией (нарушение письма), это значит, что ребята обречены на хроническую неуспеваемость по русскому языку. Отклонение от нормы в речевом развитии ребёнка может проявляться: бедностью его словарного запаса.

Каждому ясно – чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении грамотным письмом. Например, для усвоения и применения многих грамматических правил, нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. А это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова.

Для предупреждения такой ситуации необходимо ещё в дошкольном возрасте уделить накоплению детьми словарного запаса самое серьёзное внимание. При этом заботиться нужно не только об усвоению ребёнком как можно большего количества слов, но также и о правильном понимании их значений и смыслового родства. Кроме того, очень важно, чтобы словарный запас ребёнок накапливал не хаотично, как это происходит в большинстве случаев, а в определённой системе.

Самые первые слова у ребёнка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой слова – предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребёнок может высказать и какую – то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т.п. В дальнейшем у ребёнка появляются всё новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения. Накопление словарного запаса у ребёнка неразрывно связано с овладением речевыми звуками и грамматическим строением речи. А поскольку многие речевые звуки у него ещё отсутствуют, то и усвоенные слова он произносит неправильно, искажённо («афета» вместо конфета, «пать» вместо спать). До определённого возраста это вполне нормально и не должно вызывать у родителей тревоги, потому, что по мере постепенного овладения речевыми звуками структура произносимых ребёнком слов всё более и более уточняется и приближается к норме. Полностью правильным звукопроизношением ребёнок овладевает только к 5-6 годам. Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребёнок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, – названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребёнка слов зависит от тех условий, в которых он живёт и воспитывается. Так, двухлетние дети в разных семьях могут иметь в своём запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребёнком значений слов, включая многозначность и переносные значения. Например, под словом ножка ребёнок понимает сначала только свою собственную маленькую ножку. Позднее он узнает, что этим же словом обозначается и ножка стола и стула, и ножка гриба. Или: глагол спать ребёнок сначала понимает только как такое «действие», которое относится непосредственно к нему самому или к другим людям, но постепенно к нему приходит и понимание переносного значения этого глагола, спать в зимнее время могут деревья и даже вся природа в целом. К 3 – 4 годам в речи ребёнка начинают появляться обобщающие слова (если он слышит их в речи взрослых), которые обозначают не какой – то один конкретный предмет. А целые группы однородных предметов: посуда, одежда, овощи, фрукты. Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению, имеющегося у ребёнка запаса слов. Детское словотворчество нужно всячески поощрять, включаясь в занимательную игру с ребёнком.

Итак, к началу школьного обучения ребёнок должен иметь достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений.

Грамотную помощь в очень сложном для ребёнка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему не только педагоги, но и родители – чтение художественной литературы, словесные игры, обучение рассказыванию и так далее.

Сейчас мы говорили о нормальном ходе накопления ребёнком словарного запаса. Однако это не всегда бывает так, есть основные признаки отклонения от нормы:

  1. Запаздывание появления первых слов. У некоторых детей самые первые слова вместо года появляются лишь после 2 – 4 лет. Это тревожный признак, свидетельствующий о явном отклонении от нормального хода речевого развития.
  2. Иногда первые слова у детей появляются в положенный срок, к году, но дальнейшее обогащение словарного запаса прекращается или происходит только за счёт лепетных слов, непонятных окружающим.
  3. Обогащение словарного запаса происходит только за счёт имён существительных при почти полном отсутствии в речи ребёнка глаголов, что не позволяет ему перейти к фразовой речи, поскольку в каждом предложении должно быть сказуемое, то есть глагол.
  4. Отсутствие попыток связать слова между собой. Некоторые дети, имея уже достаточно большой запас слов, образно говоря, «рассыпают их как горох», не пытаясь построить фразу.
  5. Иногда дети долго употребляют существительные только в именительном падеже, как бы ни замечая их окончаний, тогда как при нормальном ходе речевого развития ещё до перехода к фразовой речи

( на втором году жизни) ребёнок начинает использовать и косвенные формы слов.

  1. Частые и длительно сохраняющиеся замены близких по значению слов, то есть не точное их употребление (санки – лыжи; кровать – диван) – это свидетельствует о бедности словарного запаса и о недостаточно точном понимании им значений слов.
  2. Длительное припоминание слов при назывании изображённых на картинках предметов и действий или при ответах на вопросы взрослого.
  3. Частые перестановки слогов и звуков в словах – нарушение структуры слова (вместо дерево – «деверо», молоток – «мотолок»).

При появлении подобных особенностей в речи ребёнка нужно без промедления показать специалисту.

Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста: методы и приемы

Развитие речи ребенка – важное направление дошкольного и школьного образования. И один из критериев успеха – богатый словарный запас (объем слов, которым ребенок может пользоваться в ходе общения).

Чтобы избежать задержки речевого развития, уже с первого года жизни нужно обогащать словарный запас малыша. Занятия, направленные на расширение и активизацию словаря, должны вестись не от случая к случаю, а ежедневно. Только при условии регулярной и систематической словарной работы вы сможете вырастить эрудированного и интеллектуально развитого ребенка.

Особенности детского словаря по годам

1–3 года

Годовалый малыш знает и умеет употреблять 5–9 одно- или двухсложных слов («дай», «ма-ма», «па-па», «ля-ля»). В следующие 2 года его словарь быстро расширяется за счет слов, которые употребляют его родители в бытовом общении, и достигает 800–1000 лексических единиц.

Тематические категории, которыми оперирует малыш в 1–3 года:

  • имена членов семьи, клички домашних животных;
  • названия игрушек, окружающих его бытовых вещей (посуды, мебели, пищи);
  • наименования 5–10 животных и растений;
  • названия времен года и погодных явлений («дождь», «снег», «солнце»).

Основа словаря трехлетнего малыша – существительные с конкретным значением и глаголы. Прилагательные и наречия в этом возрасте не используются: ребенок не может с помощью слов описать предмет или свое эмоциональное состояние.

4–5 лет

В этот период происходит качественный скачок: словарь ребенка обогащается новыми тематическими группами и достигает объема в 1900–2200 слов.

Новые тематические категории в словаре ребенка в 4–5 лет:

  • душевные переживания, чувства и эмоции («веселый», «злой», «грустный», «обиженный»);
  • качественные характеристики предметов («большой», «зеленый», «холодный»);
  • уменьшительно-ласкательные формы («мамочка», «братик»);
  • названия детенышей животных («котенок», «утенок»).

В 5 лет ребенок познает основы словообразования. Теперь он может создавать группы однокоренных слов, используя приставки и суффиксы: «вода» – «водяной», «гусь» – «гусенок», «стол» – «столик». При этом он осознает не только родство таких лексических единиц, но и их различия («гусь – это взрослая птица, а гусенок – детеныш»).

5–7 лет

Словарный запас ребенка увеличивается примерно в 2 раза: теперь его объем составляет около 3000–4000 слов.

Тематические группы, которыми должен пользоваться ребенок в 5–7 лет:

  • временные интервалы («минута», «час», «год»), дни недели, месяцы и времена года;
  • пространственные понятия («верх», «низ», «лево», «право»);
  • числительные (от 1 до 10, иногда – до 100);
  • имена и фамилии родителей, близких родственников, известных писателей;
  • некоторые термины обществознания («страна», «Родина», «народ», «труд», «Россия»), названия городских достопримечательностей и праздников («Новый год», «День рождения», «Рождество»);
  • профессии и виды спорта, цвета и оттенки, части человеческого тела, природные явления;
  • бытовые предметы (одежда, обувь, головные уборы, игрушки, посуда, мебель, средства гигиены), транспортные средства (водные, наземные, воздушные);
  • домашние и дикие животные, растения, фрукты, ягоды, овощи, цветы;
  • слова с обобщающим значением («животные», «транспорт», «посуда»);
  • эмоционально-оценочные слова со значением чувств и переживаний человека.

Перед зачислением малыша в первый класс почти все школы проводят тестирование, включающее оценку речевого развития ребенка. Вот почему так важно заранее выявить пробелы в знаниях будущего первоклассника и своевременно их устранить.

Способы развития словарного запаса

Существует общепринятая формула, описывающая механизм пополнения детского словаря:

  1. ребенок слышит слово;
  2. понимает его значение;
  3. запоминает слово (отправляет в пассивный словарный запас);
  4. учится применять его в речи (переводит в активный словарный запас).

Именно на этой универсальной формуле должны быть построены упражнения и занятия, способствующие увеличению словарного запаса крохи. Если хотя бы одно звено будет упущено, необходимое слово не станет частью детского словаря.

Наблюдение с комментариями

С самого рождения крохи начинайте разговаривать с ним: малыш должен привыкнуть к звучанию человеческой речи. Варианты занятий:

  1. Во время прогулки рассказывайте младенцу обо всем, что вы видите. Постарайтесь сделать рассказ живописным и образным: используйте много прилагательных, употребляйте синонимы. Пример удачного описания: «Это дерево. Оно зеленое, яркое, с сочной листвой. А какое оно большое, высокое и величественное! Это по-настоящему гигантское дерево!» Постарайтесь комментировать события эмоционально: говорите, какие чувства вы испытываете от созерцания радуги или что вы ощущаете, когда к руке прикасается горячий предмет.
  2. Восьмимесячному ребенку уже можно рассказывать о строении тела. Дотроньтесь до него и скажите: «А вот это ручка, твоя ручка; маленькая розовая ручка». Потом покажите свою руку и скажите: «А вот это моя ручка: посмотри, какая она большая». Не забывайте использовать как можно больше прилагательных.
  3. Организуйте совместное наблюдение за чем-нибудь: за домашним животным, за насекомым, за колышущимся на ветру деревом или за происходящим на улице. Одновременно комментируйте происходящее: «Смотри, кузнечик ползет по листочку. Сейчас он пошевелил лапкой. Забавный, не правда ли? О, ну все, он ускакал». Если есть возможность, дайте ребенку потрогать наблюдаемый предмет, понюхать или даже облизнуть.
  4. Можете провести несколько экспериментов с ребенком. Поднесите его ручку к шерстке кошки и скажите: «Это кошка; она мягкая, теплая и гладкая». Потом предложите крохе подержать кусочек льда и скажите: «Это холодный, твердый и мокрый лед».
  5. С 2 лет можно целенаправленно вводить в словарь малыша новые лексические единицы. Для этого вы должны продемонстрировать ребенку предмет, произнести его название несколько раз и убедиться, что малыш его запомнил. Старайтесь делать это естественно. На прогулке, как бы между прочим, покажите ему дерево и скажите: «Это ель». Покажите на другую ель и снова скажите: «И это ель». Потом, указав на дерево, спросите: «Как ты думаешь, это ель?». Чтобы убедиться, что малыш запомнил слово, покажите на ель и спросите: «Что это за дерево?»

Беседы

С 3 лет ребенок уже понимает смысл звучащего текста и осознает содержание стихов и сказок, которые читает ему мама. Поэтому вы можете обсуждать прочитанные книжки или просмотренные иллюстрации. Эффективные упражнения:

  • ребенок рассказывает, что изображено на картинках, составляет по ним рассказы;
  • малыш отвечает на вопросы по только что прослушанному тексту (удачные вопросы: кто тебе больше всех понравился? какое событие запомнилось? как бы ты поступил на месте героя? почему?);
  • ребенок подробно описывает какой-либо предмет (родители могут задавать уточняющие вопросы: а какой он формы? какого цвета?).

Чтобы изучить названия частей тела и предметов одежды, предложите ребенку описать себя или куклу.

Чтение художественной литературы

Обязательно читайте ребенку вслух. Ведь чтение художественной литературы – важнейший способ обогащения словаря. Дети, которые с детства полюбили книги, обладают более развитой речью, чем их сверстники, умеют грамотно строить предложения, лучше пишут сочинения в школе.

Читая ребенку книгу, постарайтесь четко, громко и правильно произносить слова, не допускать ошибок в артикуляции и постановке ударений. Если в тексте встречаются незнакомые слова, объясняйте их значение малышу.

Словарные игры

  1. «Назови животное (растение, имя и т.д.)». Возьмите мяч и поставьте детей перед собой полукругом. Кидайте мяч детям по очереди: ребенок, который поймал мяч, должен назвать слово из заданной тематической группы и кинуть мяч обратно. Малыш, который не смог вспомнить слово, выбывает из игры. Победителем считается ребенок, который смог остаться в игре.
  2. «Съедобное – несъедобное». Ведущий называет любое слово и кидает ребенку мяч. Если слово обозначает съедобный предмет, ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает. Упражнение помогает понять, насколько правильно ребенок освоил значение слов. Например, если малыш утверждает, что тарелка относится к группе съедобных предметов, есть повод призадуматься.
  3. «Большой – маленький». Правила такие же, как и в предыдущей игре. Ведущий произносит одно слово из пары («стул» или «стульчик», «стол» или «столик», «ложка» или «ложечка»). Если ребенок считает, что ведущий назвал маленький предмет, он ловит мяч, если большой – отбрасывает.
  4. «Посылка». Каждый игрок получает «посылку» с каким-либо предметом. Ребенок должен подробно описать свой предмет, чтобы остальные поняли, о чем идет речь.
  5. «Аналогии». Напишите на карточке «уравнение»: «Голубь – птица, кошка – ?». Ребенок должен понять, к какой тематической группе относится второе слово. Это упражнение помогает изучить слова с конкретным и обобщающим значением.

Формирование активного и пассивного словарного запаса

Случается, что ребенок знает слово, но не употребляет его. Причина зачастую кроется в том, что малыш не уверен в его значении. Он просто не знает, в каком контексте его можно использовать. Задача родителей – выявить эти «мертвые» лексические единицы и постараться перевести их в активный запас (объяснить их значение и показать пример употребления в речи).

Для формирования словарного запаса ребенка выбирайте разнообразные методы. Активным и подвижным детям придутся по вкусу игры с мячом: они будут старательно вспоминать слова, лишь бы игра продолжалась. А вот спокойные дети предпочитают прослушивание книг и выполнение упражнений с описанием. И помните! Развитый словарный запас – гарантия успешного обучения в школе.

Консультация для педагогов «Расширение словарного запаса у дошкольников»

Вавина Олеся Сергеевна
Консультация для педагогов «Расширение словарного запаса у дошкольников»

Дошкольный возраст – период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.

При благоприятных социальных условиях ребёнок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято и сказано раньше.

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д.

Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Дети пользуются всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки и др.

Словарный запас – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек. Выделяют активный и пассивный словарь ребенка.

Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятного ребенку. Она зависит от возраста, психического развития, социальной среды. Пассивный словарь – это то, что ребенок понимает, но не использует в своей речи.

Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретного ребенка.

На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные особенности. В течение дошкольного детства осознание ребенком смысла слова проходит длительный путь.

Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой слова-предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребенок может высказывать и какую-то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т. п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения.

Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью (так называемый «бытовой словарь», — названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. Так, двухлетние дети в разных семьях могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребенком значений слов, включая многозначность и переносные значения. Например, под словом ножка ребенок понимает сначала только свою собственную маленькую ножку. Позднее он узнает, что этим же словом обозначается и ножка стола или стула, и ножка гриба, и пр.Или: глагол спать ребенок сначала понимает только как такое «действие», которое относится непосредственно к нему самому или к другим людям; но постепенно к нему приходит и понимание переносного значения этого глагола спать в зимнее время могут деревья и даже вся природа в целом.

Постепенно в речи ребенка начинают появляться обобщающие слова (если, конечно, он слышит их в речи взрослых, которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов посуда, одежда, овощи, фрукты и т. п. Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов.

К началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений. Грамотную помощь в очень сложном для ребенка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему педагоги дошкольных учреждений — чтением, словесными играми, обучением рассказыванию по картине, наконец, своей грамотной и образной речью.

Развитие речи – одна из основных задач обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Главными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса.

Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

Активизация словаря. Усваиваемые детьми словаделятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.

Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову. (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее). Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными.

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарнойработы можно проследить в трех следующих направлениях:

1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарнойработы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т. д.

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

Игры для развития словаря детей дошкольного возраста

Дети выдувают мыльные пузыри.

Пузыри что делают? Они надуваются, летят, лопаются, падают.

Мы что делаем? Прыгаем, улыбаемся, радуемся, лопаем пузыри.

У кого какой предмет?

Цель: упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных (ведущих) признаков; развивать наблюдательность. Обогащать словарь дошкольников за счет существительных — названий деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. Добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества и т. п.

Игровой материал: парные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга несколькими признаками и деталями (2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек; 2 рыбки, разные по форме тела, длине и окраске плавников и хвоста; 2 рубашки — полосатая и клетчатая, с длинными и короткими рукавами, у одной карман наверху, у другой — два внизу;

Ход игры.Воспитатель кладет перед детьми по 2-3 пары картинок и объясняет: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой — тот, кого я вызову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и вы должны определить форму предмета». Вызывает ребенка и предлагает ему вместе рассказать про рубашки. Воспитатель. На моей картинке — рубашка. Ребенок. На моей — тоже рубашка. Воспитатель. У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осенне-зимнего сезона. Ребенок. У меня рубашка с короткими рукавами для весенне-летнего сезона. Воспитатель. Моя рубашка клетчатая. Ребенок. А моя полосатая. Воспитатель. У рубашки один карман, расположенный на левой стороне груди. Ребенок. У рубашки два кармана, расположенных снизу. Другому ребенку воспитатель предлагает вместе рассказать о рыбках. Воспитатель. У меня рыбка красного цвета. Ребенок. А у меня голубого. Воспитатель. У моей рыбки большой хвост. Ребенок. У моей маленький.

Цель: расширить словарный запас детей

Игровой материал: машинка, мяч, тарелка …

Ход игры.Ребенок достает предмет из мешочка и отвечает на вопросы: «Что это? Какое это? Что делает?»

Пример: Это машина. Она металлическая, маленькая, игрушечная, красная. Она стоит, ездит, тормозит, выезжает, заезжает.

Игра «Что каким бывает?»

Тут, конечно, каждый знает,

Что каким у нас бывает.

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. Логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)

Игра «Кто чем занимается?»

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, воспитатель называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.Воспитатель:строитель – Дети: строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает) художник (рисует) и т. д.

Вариант 2. Воспитатель называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).

Игра «Утро, день, вечер, ночь»

Утро, вечер, день и ночь

Навсегда уходят прочь.

Провожать их не спеши,

Что ты делал, расскажи.

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу, дети отвечают на вопросы ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью. • Что ты делал утром? • Что ты делал вечером?

Варианты. 1. «Назови «соседей» утра». 2. «Сначала вечер, а потом?.»

3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем.)

Игры для расширения словарного запаса ребенка Эти словесные игры не занимают много времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание.

Игры для расширения словарного запаса ребенка Эти словесные игры не занимают много времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание.

Консультация для родителей на тему «Развитие словарного запаса детей дошкольного возраста» «Развитие словарного запаса детей дошкольного возраста»Словарь – это слова (основные единицы речи, обозначающие предметы, явление, действие.

Консультация для родителей «Развитие словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста» Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад.

Консультация для родителей «Обогащение словарного запаса детей через игру» Больше слов, больше интеллекта Как известно, в современном мире, красивая и правильная речь – символ высокой культуры и хорошего образования.

Консультация для родителей «Обогащение словарного запаса детей посредством игры» Расширяем словарный запас! Наблюдая за тем, как малыш растет и познает окружающий мир каждый день, мы обращаем внимание на любое новое слово,.

План по самообразованию в средней группе «Расширение и обогащение словарного запаса детей» План самообразования воспитателей средней группы на 2018-2019 учебный год. 1. Ф. И. О. педагога – Морозова Вероника Валерьевна 2. Образование/категория.

План работы по самообразованию учителя-логопеда «Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР» Учитель – логопед Белоносова Т. М. План работы по самообразованию учителя – логопеда Активизация словарного запаса дошкольников группы компенсирующей.

Развитие словарного запаса у дошкольников с ОНР посредством метода «синквейн» Видео На сегодняшний день имеется достаточное количество учебно- методических пособий, освещающих ресурсное обеспечение коррекционного воздействия.

Консультация «Игры для развития словарного запаса ребёнка-дошкольника» Широта и разнообразие словаря – признаки высокого развития речи ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Словарный запас ребенка

Под словарным запасом (его ещё называют лексикон) понимают набор слов, которыми владеет человек. Чем больше наш лексикон, тем нам легче объяснить свои мысли, а также понять окружающих. Богатая речь даёт преимущества в учёбе, работе и отношениях с другими людьми. Поэтому родители так озабочены развитием словарного запаса у своего ребёнка: они хотят дать ему инструмент, который очень пригодится в жизни.

Активный и пассивный словарный запас

Словарный запас может быть активным и пассивным. Под активным понимают слова, которые ребёнок использует в разговоре. Пассивный словарный запас – это набор слов, которые дошкольник узнаёт на слух или в книгах, но сам не использует.

Объясним на примере. Вы демонстрируете годовалому ребёнку картинки с домашними животными и спрашиваете, где собака. Малыш показывает на соответствующее изображение. Это означает, что слово «собака» – в его пассивном словаре. Когда ребёнок впервые самостоятельно произнесёт это слово или издаст похожую комбинацию звуков, наделяя её соответствующим смыслом, — значит, переход из пассивного словаря в активный состоялся.

Пассивный лексикон всегда больше активного. Многие взрослые знают, что такое «предвосхитить», «корреляция» или «амбивалентный», но в речи их используют редко. У ребёнка – то же самое, и это нормально.

Сколько слов должен знать ребёнок дошкольного возраста?

Есть усреднённые нормы, показывающие, сколько слов должно быть в активном словаре у ребёнка дошкольного возраста на каждом из этапов развития:

• 1,5 года: 20-40 слов

• 2 года: 50-200 слов

• 3 года: 800-1000 слов

• 3.5 года: 1100 слов

• 4 года: 1600-1900 слов

• 5 лет: 1900 – 2200 слов

• 6-7 лет: 3500 слов

Как видно из таблицы, лексикон ребёнка пополняется очень быстро, а резкий скачок в речевом развитии происходит в 2-3 года.

Как подсчитать объём активного и пассивного словаря у ребёнка?

Чтобы подсчитать объём пассивного словаря малыша, предложите ему показать на тот или иной предмет, животное, растение или человека. Правильно ответил? Значит, засчитываем слово в пассивный лексикон.

При оценке активного словаря ребёнка учитываются не только те слова, которые малыш произносит чётко, но и следующее:

• звукоподражательные слова («би-би», «мяу», «ко-ко»);

• неполные слова («коун» вместо «клоун», «бака» вместо «собака», «копомощь» вместо «скорая помощь»);

• слова, которые воспроизводятся неверно, но количество слогов и ударение правильное: «макакат» вместо «самокат».

• слова с одинаковым звучанием, но разные по значению, например, «ма», означающее и маму, и кошку, и машину. Каждое из значение следует засчитать отдельно.

Чтобы считать объём словарного запаса ребёнка было легче, мы рекомендуем вести дневник развития речи. Это поможет вовремя обратиться к специалисту, если речевое развитие будет сильно отставать от среднестатистических норм.

Способы развития словарного запаса у ребёнка

Больше читайте

Когда мы читаем ребёнку книгу, он сталкивается с ситуациями и объектами, с которыми до этого не взаимодействовал, а может, и не встретится никогда. Приведём пример: жирафа, тушканчика или птицу ткачика ребёнок из средней полосы России может увидеть разве что в зоопарке, а благодаря чтению книги «Мартышкин дом» Бориса Заходера с хорошими иллюстрациями узнает о существовании таких животных, их названиях, месте обитания и некоторых повадках. Расширится кругозор ребёнка, появится пища для его фантазии, новая тема для творчества и, конечно, увеличится словарный запас.

Для формирования лексикона детей младшего возраста хорошо подходят виммельбухи – книги с крупными детализированными иллюстрациями без текста или с его минимальным количеством. Они знакомят ребят с новыми для них ситуациями. Например, с жизнью в деревне или в большом городе. Рассматривая книжки-картинки вместе с малышом, вы можете объяснить незнакомые понятия и проговорить новые слова. А чтобы их лучше запомнить, давайте ребёнку простые задания, например: «Найди и покажи курочку», «Кто сидит в тракторе?», «Кто первый найдёт гусеницу – ты или я?».

Говорите с ребёнком

Для ребёнка нормально и естественно изучать окружающий мир через взаимодействие со взрослыми, через интерпретации, которые даёт родитель происходящим вокруг событиям. Важно разговаривать с сыном или дочкой с рождения. Делаете малышу массаж или гимнастику – называйте части его тела. Гуляете в парке – перечисляйте растения и птиц, которых видите. Идёте по городу – расскажите про машины, дома, строительную технику. Следите, чтобы ваша речь была разнообразна: используйте синонимы, говорите распространёнными предложениями. Эмоциональный настрой тоже важен: покажите чувства, которые вы испытываете. Здорово, если у малыша будет возможность потрогать, понюхать или даже облизать новый предмет, хотя это не всегда уместно.

Играйте в игры

Дети познают мир через игру, поэтому научить их чему-либо проще всего в игровой форме. Есть несколько способов расширить словарный запас ребёнка в увлекательной манере.

1. Съедобное-несъедобное. Знакомая всем игра: ведущий бросает мяч и называет предмет. Если это что-то съедобное, мяч нужно поймать. Если наоборот – отбить. Тот, кто ошибётся, становится водой. Кстати, в эту игру можно играть по-разному: например, называть живое и неживое, или тёплое и холодное.

2. Кто больше вспомнит? В эту игру удобно играть по дороге в детский сад. Определите категорию, к которой будете подбирать слова, например, «Животные». Поочередно придумывайте с ребёнком подходящие слова. Кто не сможет подобрать – проигрывает. Кстати, если вы немного поможете ребёнку и позволите ему выиграть, он будет воодушевлён.

3. Опиши вещь. Вариант игры «Крокодил» для самых маленьких: пусть ребёнок опишет любую вещь из окружающей обстановки, а вы её отгадаете. Потом можно поменяться ролями.

4. Аналогии. Предложите ребёнку продолжить фразу вроде этой: «Футболка – одежда, ботинок – …»

5. Весёлая семейка. Ведущий бросает мяч всем поочередно. Сначала при каждом броске он называет варианты имён. Если имя игроку подходит, мяч нужно поймать. В какой-то момент вода бросает мяч и произносит «Семейка» или «Весёлая семейка». Если участник поймает такой мяч, сможет придумать себе имя сам. А вот если упустит, право выбора перейдёт к воде. После имени выбирают отчество, фамилию, место жительства, профессию, домашнего питомца, мужа или жену.

6. Скажи наоборот. Один из участников называет слово, а другой должен подобрать к нему антоним: день – ночь, мокрый – сухой и др.

7. Что это значит? Хороший способ запомнить новые слова. Взрослый называет незнакомое ребёнку слово (например, «рептилия») и предлагает варианты его значений. Задача малыша – выбрать правильный вариант.

8. Правда или нет? «Акулы ходят по земле», «Солнце кубической формы», «Цыплята больше собаки»: предлагайте ребёнку варианты верных и ложных утверждений, а он будет радоваться, находя ошибки.

Ребёнку с богатым словарным запасом легче учиться, легче общаться со взрослыми и другими детьми. Задача родителей – помочь ему реализовать природный потенциал, в том числе – развить грамотную речь и восприятие информации в устном и письменном виде.

Развитие словарного запаса ребёнка дошкольника

Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас – тот объём слов, которым он пользуется в процессе общения и обучения.

  1. Особенности развития словарного запаса дошкольников
  2. Особенности пополнения словаря детей различными видами частей речи
  3. Активный и пассивный словарный запас
  4. Развиваем словарный запас дошкольника
  5. Читаем с ребёнком
  6. Игры и задания для расширения словарного запаса

Специалисты подсчитали, что в возрасте полутора лет словарный запас маленьких детей может насчитывать не более 50 слов, а к пятилетнему возрасту малыши уже свободно оперируют 2000–2500 слов. Однако важен не только количественный показатель (сколько слов использует ребёнок), но и качественный – насколько он понимает значения слов, которыми пользуется, правильно ли употребляет нужные словоформы.

Именно поэтому развитие словаря детей дошкольного возраста – очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании.

Особенности развития словарного запаса дошкольников

На начальном этапе лексикон ребёнка пополняется в основном за счёт слов, которые он часто слышит в процессе бытового общения с родственниками.

В возрасте одного-трёх лет малыш усваивает следующие категории слов:

  • названия игрушек, имена членов семьи; слова, обозначающие элементы быта, который окружает ребёнка (посудные и постельные принадлежности, мебель, еда);
  • слова, демонстрирующие познания об окружающей природе: названия погодных явлений и времён года, наименования самых распространённых и простых в произношении растений и животных;

В этом периоде способность детей оперировать эмоционально-оценочной лексикой (словами, обозначающими эмоциональные состояния, качественные характеристики предметов) ещё крайне низка.

В возрасте 4-5 лет происходит существенный скачок не только в количественном наполнении словарного запаса (1500-2000) слов, но и в его качественном содержании. Ребёнок начинает активно использовать следующие тематические группы:

  • слова, обозначающие переживания и чувства: весёлый, грустный, радостный;
  • оценивать предметы и явления по их качественным характеристикам: высокое, горячее, тяжёлое;
  • пробовать свои силы в словообразовании, употребляя уменьшительно-ласкательные формы слов: мамочка, голубушка. Образовывать словоформы однокоренных слов, например, формы, обозначающие детёнышей животных: кот – котик – котёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок и т.д;

В возрасте 5–6 лет количественный запас словарного состава дошкольника может составлять уже порядка 3000–4000 тысяч слов, при этом также происходит очередной рывок в его качественном наполнении. Дошкольник начинает употреблять следующую группу понятий:

  • лексику, обозначающую временные интервалы: часы, дни недели, минуты, месяцы. Слова, описывающие категорию пространства: верх – низ, право – лево;
  • простые и сложные числительные (один, пять, двенадцать, двадцать);
  • слова, обозначающие категории обществоведения: народ страны, Родина, труд национальная армия, государство;

Наблюдая за развитием словарного запаса дошкольников, специалисты выделили суще моментов, на которые необходимо обращать внимание.

Особенности пополнения словаря детей различными видами частей речи

Быстрее и охотнее всего дети начинают использовать имена существительные и глаголы, что позволяет им легко обозначать предметы и действия, которые производятся с этими предметами. А вот такая важная часть речи, как имя прилагательное, используется дошкольниками неохотно. Между тем активное использование имён прилагательных позволяет сделать речь красивой и насыщенной, даёт возможность составлять распространённые предложения и полноценные речевые конструкции. Поэтому необходимо, чтобы родители уделяли больше внимания описанию признаков предметов и явлений, их качественным характеристикам.

Активный и пассивный словарный запас

Очень часто бывает так, что дети знают слово, но не использует его в своей речи. Это связано с тем, что они не совсем чётко представляют себе значения этих слов и сферу их употребления. Поэтому важно отслеживать наличие «мёртвых» слов в лексиконе дошкольника и «переводить» их из пассивного словаря в активный.

Для этого необходимо:

  • Объяснить значение «мёртвого» слова, проговорить его чётко несколько раз. Таким образом, вы активизируете не только слуховой механизм восприятия информации, но и мускульно-двигательный, то есть, произношение слова закрепится в памяти речевого аппарата произносящего его человека.
  • Чаще употреблять слово в нужной ситуации. Желательно также подобрать строчки литературных произведений, в которых это слово употребляется и его значение легко понять из контекста.

Можно использовать антонимичные значения для толкования смысла нового слова. Некоторым детям легче запомнить информацию, отталкиваясь «от противного», то есть от противоположного значения слова.

Развиваем словарный запас дошкольника

Читаем с ребёнком

Читая вслух дошкольнику, обязательно обращайте внимание на следующие моменты:

  • Чётко и ясно произносите слова, соблюдая правильную постановку ударений и артикуляцию.
  • Обязательно поясняйте значения незнакомых слов, встречающихся в тексте, обращайте внимание на их произношение, в случае необходимости, на следующий день повторите новые слова, попросив ребёнка пояснить их значения.

Чтение книг обеспечит полноценное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста, и очень важно, чтобы дети полюбили читать книги.

Привив у ребёнка любовь к чтению, вы не только обеспечите качественный источник пополнения его словарного запаса, но и поспособствуете развитию навыков грамотного письма.

Это будет обусловлено работой зрительной памяти – зачастую много читающие дети пишут грамотно, не утруждая себя знанием орфограмм. Они просто «фотографируют» верное написание слова, оставляют в зрительной памяти его правильный вариант.

Игры и задания для расширения словарного запаса

«Проводник» – во время прогулки закройте глаза, и попросите малыша побыть вашим «проводником», максимально точно описывая вам, что он видит вокруг себя. Можно усложнить задание, попросив ребёнка по возможности не использовать одни и те же слова.

Игры с мячом позволяют не только расширить словарный запас детей, но и развить логическое мышление, обобщая познания в области слов различных лексических групп.

«Называем животных» – ведущий по очереди бросает мяч детям. Задача ребёнка – поймав мяч, ответить, назвав какое-нибудь животное. Из игры выбывают те дети, которые не смогли назвать животное, когда подошла их очередь. Победителем будет тот игрок, который дольше всех продержится, назвав большее количество животных.

Этот же вариант игры можно использовать для закрепления знания слов из других обобщающих категорий: «транспорт», «фрукты», «овощи», «растения» и т.д.

«Где кто живёт?» – ведущий, бросая мячик детям, задаёт вопросы:

Кто живёт в норе? – /крот, мышь, лиса, ёж/.

Кто живёт в реке? ­– /лягушка, рыба, выдра/.

Кто живёт в море? – /кит, осьминог, дельфин, медуза/.

Это игра позволит расширить не только словарный запас детей, но и укрепить их познания об окружающем мире.

«Большой – маленький»

Тренируем навык образования словоформ с уменьшительно-ласкательным значением. Объясните ребёнку на примере, как получаются такие слова: стул-стульчик, вилка-вилочка, ключ-ключик, яблоко-яблочко. Кидая малышу мячик, назовите слово, от которого он должен образовать уменьшительно-ласкательную форму. Первое время давайте ему на выполнение этого задания достаточно времени, не торопите.

Заданий, позволяющих эффективно пополнять и развивать словарный запас дошкольников очень много, выбирайте из них те, выполнение которых доставят юным ученикам удовольствие. Например, подвижным детям лучше предложить задания с мячом, флегматичным и наблюдательным – задания описательного характера, предполагающие анализ явлений, предметов и ситуаций.

Своевременное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста позволит им легко овладевать навыками правильной связной речи, а также поспособствует в будущем гармоничному развитию их интеллекта и логического мышления.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Логопедические уроки на пополнение словарного запаса ребёнка:

«Использование приемов мнемотехники в работе учи­теля-ло­гопе­да с дошкольниками с задержкой психического развития»
методическая разработка по логопедии на тему

Сообщение из личного опыта работы «Использование приемов мнемотехники в работе учи­теля-ло­гопе­да с дошкольниками с задержкой психического развития» на районном методическом объединении в г.о.Мытищи

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_priemov_mnemotehniki_v_rabote_logopeda_s_detmi_s_zpr.docx25.69 КБ
ispolzovanie_priemov_mnemotehniki_v_rabote_logopeda_s_detmi_s_zpr.pptx2.62 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 9 «КОЛОБОК»

Муниципальное методическое объединение учителей-логопедов

Тема: «Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития»

Здравствуйте, коллеги. Тема моего сообщения – «Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».

На сегодняшний день формирование образной, богатой дополнениями, описаниями речи у детей с ЗПР – это особая сложность, так как особенности их поведения, в отличии от детей логопедической группы – высокая возбудимость, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость, потеря интереса к занятию. А в речи таких детей существует множество проблем:

  • дефекты произношения;
  • небольшой словарный запас;
  • односложная, состоящая из простых предложений речь (неспособность грамматически правильно построить предложение);
  • бедная диалогическая речь (неспособность грамотно доступно поставить вопрос, построить краткий или развернутый ответ);
  • неспособность построить монолог, например: сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста;
  • отличаются непоследовательностью при передаче содержания даже знакомого текста;
  • заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

При обучении ребёнка с задержкой психического развития самостоятельному рассказыванию необходимо задействовать как можно больше анализаторов (слух, зрение, осязание и т.д.), чтобы существенно облегчить нагрузку на его речевой аппарат. Одним из факторов, облегчающих развитие связной речи, является использование мнемотехники.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Использование мнемотехники как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Я определила структуру мнемотехники:

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Я начала работу с применения мнемоквадратов . Используя приёмы приложения, мы выкладывали из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, дети составляли уже небольшие рассказы.

Следующий этап – работа с мнемотаблицами.

В своей работе я использую мнемотаблицы для:

  • обучения составлению описательных рассказов,
  • при заучивании стихов,
  • при заучивании потешек для автоматизации звуков.

Я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов о временах года, игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно

определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

В основу легли символы Н.Э.Теремковой и из Тематического словаря в картинках. Все мнемотаблицы переработаны и нарисованы мною.

Вот, к примеру, мнемотаблица для составления рассказа о времени года. Как вы думаете, о каком времени года можно рассказать по данной таблице? Давайте с вами попробуем составить рассказ, опираясь на данную последовательность. Таким образом, дети составляют рассказ. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Чтобы процесс составления рассказа был интереснее, в мнемотаблицы я добавила настоящие элементы – перья, мех, зерна – чтобы дети могли развивать тактильную память через ощущения от прикосновения к различным предметам.

Таким образом дети получают возможность использовать три сенсорных канала: кинестетический (ощупывают поверхность пособия), визуальный (видят картинку-схему), аудиальный (слышат пояснения педагога и рассказы сверстников).

Описательные рассказы составляются детьми в конце занятия.

Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

При заучивании стихотворений весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После этого ребёнок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники становится для дошкольников делом весёлым и эмоциональным.

Давайте с вами попробуем выучить стихотворение с помощью мнемотаблицы.

Я буду читать стихотворение, а вы внимательно следите за последовательностью изображений в мнемотаблице:

Вот на ветках, посмотри, в красных майках снегири.

Распушили перышки, греются на солнышке. Головой вертят, улететь хотят.

Теперь попробуйте сами, с помощью мнемотаблицы рассказать стихотворение.

Вот так интересно, быстро и просто можно выучить с детьми любое стихотворение.

Так же мнемотаблицы использую для автоматизации звуков – разучивания чистоговорок.

Текст, необходимый для автоматизации тех или иных звуков, запоминается легко, если его последовательность наглядно представляется ребенку. Поэтому основное внимание ребенок может сосредоточить на правильном произношении трудных для него звуков. Мнемотаблицы также помогают избежать ослышек при заучивании чистоговорок.

Приемы мнемотехники облегчают процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных текстов, их связностью. Помогают запоминать стихотворения, чистоговорки.

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование приемов мнемотехники у детей с задержкой психического развития заметно облегчает овладение составлением рассказов-описаний о предмете. Кроме того, наличие зрительного плана делает рассказы более чёткими, связными, полными, последовательными. Появился интерес к заучиванию стихов.

Таким образом, использование приема мнемотехники в коррекционно-образовательной работе является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.

И свое выступление я хочу закончить словами известного педагога:

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет

долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать

таких слов – и ребёнок усвоит их на лету… » К. Д. Ушинский.

Методические рекомендации по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ЗПР

В статье говорится о трудностях овладения связной речью детей с ЗПР и возможности использования метода мнемотехники в обучении рассказыванию, предлагаются формы работы с мнемотаблицами и мнемосхемами.

Актуальность проблемы

Наиболее сложная форма речевой деятельности — связная речь представляет собой развернутое изложение определенного содержания, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Соответственно дети с нарушениями речи часто отстают от сверстников в усвоении учебного материала по школьным предметам. Красивая грамотная речь является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Значительные сложности в овладении навыками связной контекстной речи наблюдаются у детей ЗПР. Трудности объясняются особенностями развития. При относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

У младших школьников с ЗПР ограничены представления об окружающем мире, отмечаются бедный словарный запас, грамматически неправильное оформление речи.

Школьники отличаются недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Ребенок испытывает трудности в отборе лексических средств, в способах выражения, лексико-грамматическом структурировании, в реализации замысла высказываний, в нарушении связности и последовательности изложения, в построении и удержании в памяти программ внутренней речи.

Реализация связного развернутого высказывания предполагает задействование контроля за процессом речевой деятельности с опорой на слуховое, зрительное восприятие.

Успешность обучения в школе зависит от уровня овладения детьми связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, оформление мысли языковыми средствами требуют достаточного развития уровня связной речи. Испытывая все перечисленные трудности, у школьников пропадает интерес не только к работе с текстами, но и в целом к учебному процессу в школе.

Каждый учитель знает, как трудно научить детей грамотно составлять рассказы и пересказывать. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для своевременной коррекции навыков связной речи, закладывания основ грамотного оформления своих высказываний.

Считаю, что чем раньше мы будем побуждать детей осознанно рассказывать или пересказывать, тем лучше подготовим их к обучению в среднем и старшем звене школы.

Обоснование использования метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ЗПР.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время для обучения дошкольников.

Я успешно использую этот метод при работе с младшими школьниками с ЗПР, т. к. наличие зрительного плана-схемы облегчает овладение связной речью. Мнемотаблицы и схемы-модели способствуют лучшему запоминанию материала.

Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Если Т. В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Л. Е. Белоусова предлагает детям зарисовывать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель использует и Т. Б. Полянская со старшей группы.

Так как я работаю с детьми младшего школьного звена, я использую готовые мнемотаблицы и схемы-модели.

Схемы-модели и мнемотаблицы учат фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. Но при заполнении схемы-модели дети более активно включены в работу. Они предлагают сами, каким значком-символом или картинкой они заменят ключевое слово в предложении, выбирают цвета для рисунка. У школьников появляется интерес к данному виду деятельности. Дети проявляют активность при составлении рассказов и пересказе.

Наличие зрительного плана-схемы делает рассказы чёткими, связными и последовательными. Картинки у детей перед глазами — и это помогает удержать в памяти программу внутренней речи.

Использование мнемосхем, таблиц помогает установить последовательность излагаемого материала, проследить логические связи между предложениями в тексте. Также рисование и закрашивание на занятиях способствует развитию мелкой моторики детей.

При использовании мнемотехники, также как и при других методах работы с текстом активизируется словарный запас, расширяются представления об окружающем мире, развивается грамматический строй речи.

С помощью мнемотехники можно пересказывать, составлять рассказы-описания, творческие рассказы.

Цели метода: научить детей пересказывать, составлять рассказы

Задачи метода:

  1. Упражнять детей в пересказе, составлении рассказов, используя мнемотаблицы и мнемосхемы.
  2. Закреплять умение составлять текст связно, в логической последовательности.
  3. Активизировать в речи выражения, позволяющие начать и закончить текст.
  4. Расширить круг знаний об окружающем мире.
  5. Активизировать словарный запас.
  6. Совершенствовать грамматический строй речи.
  7. Пробудить желание пересказывать как на занятии, так и в повседневной жизни.
  8. Помочь преодолеть робость, застенчивость; научить свободно держаться перед аудиторией.

Формирование универсальных учебных действий:

Коммуникативные:

  • научить формулировать собственное мнение и позицию;
  • научить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • научить правильно задавать вопросы;
  • побудить детей к активному сотрудничеству на занятии.

Познавательные:

  • научить использовать мнемосхему для составления рассказа;
  • научить составлять рассказы в устной и письменной форме.

Личностные:

  • помочь преодолеть в себе робость, застенчивость;, научить свободно держаться перед аудиторией;
  • пробудить интерес детей к работе над составлением рассказа;
  • сформировать мотивацию для коррекции собственной речи.

Регулятивные:

  • научить принимать и сохранять поставленную задачу;
  • научить планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Ожидаемый результат: при условии систематического использования на логопедических занятиях разных типов мнемотаблиц и схем при обучении детей пересказу и составлению рассказов, должны улучшиться показатели связной речи детей.

Предлагаемая система работы не требует выделения в курсе логопедических занятий по дисграфии специальных часов, т. к. она соотносится с разделом программы «Связная речь».

Контингент детей, участвующих в апробировании данного метода в условиях школьного логопункта: учащиеся 3 класса КРО:

Р. А. ЗПР смешенного генеза. ОНР, 3 уровень. Дисграфия.
С. С. ЗПР смешенного генеза. ОНР, 3 уровень. Дисграфия.
С. А. ЗПР смешенного генеза. ОНР, 3 уровень. Дисграфия.
С. Д. ЗПР цереброорганического генеза. ОНР, 3 уровень. Дисграфия.

Содержание работы с использованием метода мнемотехники

Перед проведением занятия рекомендуется провести предварительную работу:

  • предложить детям найти познавательный материал на интересующую тему — статьи, книги, картинки (привлекаются к работе учителя, родители);
  • уточнить в беседе с детьми о уже сформированных представлениях об обсуждаемом предмете или явлении;
  • подготовка оборудования и раздаточного материала логопедом;
  • выбор логопедом приёмов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

В занятия я включаю подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов.

На занятиях идёт работа по увеличению словарного запаса. Подбираются глаголы, прилагательные, слова-синонимы в контексте данного рассказа. Эти слова записываются рядом с мнемотаблицей или схемой-моделью на доске, чтобы учащиеся их использовали в своём рассказе. Отвечая на вопросы логопеда по тексту, учащиеся совершенствуют грамматический строй речи.

Формы работы

Пересказ, составление рассказа по картинке с опорой на мнемотаблицу.

Я провожу работу по мнемотаблице в несколько этапов:

  1. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
  2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
  3. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Если дети затрудняются, я оказываю помощь в виде наводящих вопросов или повтора предложений. Большая работа идёт с детьми по обучению чтению символов. У детей с ЗПР ограничены представления об окружающем мире, они путают и не запоминают последовательность времён года, поэтому через тексты я знакомлю детей с сезонными явлениями природы . С этой целью использую мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна».

Школьники затрудняются в выражении логической последовательности действий, поэтому я использую тексты, где чётко и последовательно отражается смена действий — «Как Люба варила компот». На занятии выслушивается рассказ каждого ребёнка.

Составление рассказа по картинке, рассказа-описания с опорой на схемы-модели

Этапы работы по схеме-модели:

  1. Замена ключевых слов в предложениях значками-символами, зарисовывание предметов и явлений действительности не только символами, но и картинками, буквами или словами.
  2. Использование схемы-модели как план пересказа.
  3. Закрепление навыков рассказывания путём неоднократного повторения текста с опорой на схему-модель

Составляем рассказы по картинке («Подарок маме», «Уборка урожая»), где последовательность предложений в рассказе отражаем в схеме-модели. Через составление рассказа-описания я знакомлю детей с характерными особенностями животных и птиц: «Белочка», «Снегири», «Кот Васька», «Баран Богдан».

Детям раздаются альбомные листы с заготовками для схем-моделей, например, в виде окружностей, расположенных по кругу.

Та окружность, с которой будет начинаться рассказ, отмечается красным цветом. В процессе составления рассказа окружности детьми заполняются рисунками, схематичным изображением предметов или буквами. В процессе обсуждения логопед предлагает вариант изображения, но окончательный выбор остаётся за учеником. Модели-схемы одновременно заполняются логопедом на доске и учениками на листах. Затем после рассказа логопеда выслушиваются рассказы детей.

Творческие рассказы с опорой на мнемотаблицы или схемы-модели

Эту форму работы можно использовать на заключительных этапах работы над связной речью.

Предлагаются мнемотаблицы, в которых некоторые квадраты не заполнены. Дети должны придумать своё развитие событий, но чтобы оно вписывалось в общий план содержания текста. Если используются модели-схемы, то начало рассказа учащиеся составляют вместе с логопедом, а конец придумывают самостоятельно. Затем выслушивается рассказ каждого ребёнка.

Вывод:

По итогам работы можно сделать вывод, что показатели связной речи улучшились. Дети лучше стали пересказывать, составлять рассказы по картинкам, используя мнемотаблицы и мнемосхемы. Тексты стали более связные, выстроенные в логической последовательности. Используя метод мнемотехники, можно повысить и мотивацию учащихся к обучению.

Кухоренко Анна Александровна,
учитель-логопед,
МБОУ СОШ №8, г. Самара

Читайте также:  Конспект занятия Автоматизация звука (З)
Ссылка на основную публикацию