Скороговорка как фонетическое средство развития подвижности артикуляционного аппарата при дизартрии

Постановка звука “Р” при дизартрии. Логопедические упражнения на развитие речи

Нарушение речи у детей – распространенное явление. В одних ситуациях причины проблемы являются психологическими. В таком случае прогнозы положительные: при совместной работе педагогов и психологов возможно полное восстановление функций речи ребенка. Но не редкостью являются и физиологические патологии, которые сказываются на способности человека правильно произносить звуки. Проблемы в формировании речи возникают не только у тех детей, у которых повреждены органы, непосредственно участвующие в артикуляции (например, короткая уздечка). Существует ряд других заболеваний, которые задерживают и нарушают речевое развитие.

В данной статье речь пойдет о том, как правильно с точки зрения логопедии происходит поставка звука «Р» при таком патологическом состоянии, как дизартрия.

Что такое дизартрия? Причины возникновения

Диагноз «дизартрия» подтверждает невропатолог, учитывая заключение логопеда. Чем характеризуется такое состояние? Признаками заболевания является ограниченность подвижности органов речевого аппарата, в частности, языка и губ, которые возникают в результате неврологических патологий: детского церебрального паралича, родовых травмах черепа, нарушении мозгового кровообращения, травмах и опухолях головного мозга и других нарушениях.

У детей отмечаются нарушения восприятия на слух речи, произношения слов. И, как следствие, неспособность к обучению чтению и письму, общая недоразвитость речи.

В первую очередь необходимо провести медицинское обследование и выявить первопричину патологического состояния. Только затем можно приступать к постановке звуков логопедическими методами. Постановка звука «Р» при дизартрии требует регулярных длительных занятий на фоне применения методов ЛФК, приема лекарств и других показаний невропатолога.

Виды дизартрии

В зависимости от того, какой вид дизартрии подтвердит невропатолог, зависит дальнейшая работа логопеда, в частности, постановка звука «Р». В работе педагога крайне важно учитывать физиологические отклонения ученика и планировать занятия с учетом этих факторов и возможностей ребенка. Нарушения при дизартрии различают следующие:

  • сложность в произношении связных слов наблюдается при параличе артикуляционных мышц;
  • при повреждении мозжечка головного мозга речь растянутая;
  • невнятная «носовая» речь бывает при поражениях подкорковой области мозга;
  • неправильное произношение слога характерно для нарушений коры головного мозга;
  • монотонная речь встречается при ДЦП;
  • в отдельных случаях происходит нарушение работы мышц лица;
  • шипящие и свистящие звуки неправильно произносятся, когда развилась стертая дизартрия.

Постановка звука «Р» предполагает целенаправленную взаимосвязанную работу над индивидуальной проблемой.

Цель работы логопеда при постановке звука «Р» при дизартрии

При таком состоянии, как дизартрия, спрогнозировать результат достаточно сложно. Так как основное заболевание часто приводит к необратимым нарушениям нервной системы ребенка.

Цель логопеда в работе с ребенком, у которого поставлен такой диагноз, – развить внятную, понятную окружающим речь малыша. При своевременном начале работы можно достичь хороших результатов.

Правильная артикуляция звука «Р»

Отметим, что работа логопеда над звуком «Р» с малышом, страдающим дизартрией, начинается только после овладения другими звуками, так как данный звук трудно поддается правильному произношению, а многие методики разработки произношения опираются на другие схожие по артикуляции звуковые единицы.

В русском речи постановка языка при звуке «Р» следующая: широкий кончик языка находится на верхних альвеолах, губы приоткрыты, сильная струя воздуха проходит посередине и вызывает частую мелкую вибрацию.

При произношении звука «РЬ» язык выгибается, кончик оказывается ниже середины спинки.

Подготовительный этап постановки

Происходит в несколько этапов постановка звука «Р». Подготовительный этап предназначен для активации артикуляционных и мимических мышц, налаживания правильного дыхания. Кроме того, работать над постановкой такого сложного в произношении звука можно начинать только тогда, когда ребенок овладел практическими всеми остальными звуковыми единицами.

На подготовительном этапе проводят артикуляционные, мимические и дыхательные упражнения, при необходимости прибегают к массажу и лечебной гимнастике, например, при параличе мышц.

Логопедический массаж

Эффективным методом подготовки к постановке звука «Р» при дизартрии является логопедический массаж. Выполнять такую процедуру может только квалифицированный логопед, так как массаж имеет разные виды. Те движения, которые в одних случаях принесут пользу, в других – противопоказаны. Виды массажных движений зависят от существующей проблемы с речевым аппаратом. При тонусе мышц с помощью массажных упражнений целью ставится расслабление мускулатуры, а при слабой деятельности, наоборот, необходимо активизировать работу артикуляционных мышц.

Проводится ручной и инструментальный массаж шеи, лба, области щек, губ. Для массажа языка эффективно применяют специальный логопедический зонд в виде шарика. Подробно о логопедическом массаже при различных видах дизартрии описано в книге Елены Архиповой.

Артикуляционная гимнастика

Требует определенных артикуляционных навыков постановка звука «Р». Подготовительный этап работы над этой звуковой единицей включает различные упражнения для развития правильного произношения. При постановке звука «Р» предлагаем такие упражнения:

  1. «Лошадка». Всем известное «поцокивание» языком по верхним альвеолам с открытым ртом и неподвижной челюстью.
  2. «Почистим зубки». Кончиком языка необходимо проводить по внутренней стороне десен. Схожее по технике выполнения упражнение «Маляр», только тут язык выполняет движения вперед-назад по верхнему небу.
  3. «Играем на баяне». Для выполнения этого упражнения нужно кончик языка поместить на верхнее небо, открыть рот в улыбке. Не изменяя положения языка и губ, необходимо медленно открывать и закрывать рот. Паузы в каждой конечной точке должны составлять 5 секунд.
  4. «Щенок». В этом упражнении предложите малышу облизывать кончиком языка наружную поверхность губ.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Р» существует в самых различных вариантах – можно воспользоваться авторскими методиками или классическими приемами.

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика – неотъемлемая часть логопедического занятия с пациентом, страдающим дизартрией. Разработка мышц лица помогает справиться с их тонусом или, наоборот, вялостью, что способствует правильному освоению и произношению изучаемых звуков, в том числе звука «Р». Обязательно следует уделять внимание наиболее поврежденным и ослабленным мышцам в каждом конкретном случае. Проводить такую гимнастику эффективно в игровой форме. Например, можно использовать кубики, на гранях которых изображены различные эмоции – какая сторона выпадет, такое выражение лица и следует воспроизвести. Например:

  • удивляться – поднять брови;
  • сердиться – нахмуриться;
  • испугаться – широко открыть глаза;
  • улыбаться с закрытым и открытым ртом и тому подобное.

Для самых маленьких подойдет гимнастика – имитация движений животных, например, можно надуть щеки и перекатывать воздух с одной стороны на другую как хомячок, высунуть язык как щенок, шевелить носом, нюхая, как пес. Постановка звука «Р» не предполагает каких-то особенных мимических упражнений.

Дыхательная гимнастика

Оказывается, для того, чтобы правильно произносить звуки, в том числе и «Р», нужно научиться правильно дышать. Предлагаем несколько простых, но эффективных упражнений:

  • зажгите свечу, а ребенку предложите ее задуть;
  • малыш лежит на животе, в области диафрагмы положите небольшую мягкую игрушку; ребенку необходимо «покатать» игрушку делая глубокий вдох и медленный плавный выдох;
  • с помощью коктейльной трубочки и емкости с водой дуем «бурю»;
  • для выработки правильной для произношения звука «Р» струи воздуха попросите малыша выдувать воздух приоткрытым ртом, достигая вибрации губ;
  • можно проводить эстафету «Кто дальше?», используя вату – «снежинки», листочки, скомканные в шарики кусочки бумаги, игрушечные вертушки, кораблики на воде.

Для безопасного проведения таких упражнений применять их нужно не на полный желудок, в свободной одежде и не дольше 5 минут.

Основной этап постановки звука «Р»

После предварительной работы проводится непосредственно постановка звука «Р». Существуют самые разнообразные методики «вызывания» этого звука. Но цель любых упражнений, которые направлены на постановку звука «Р», заключаются в том, чтобы закрепить у ребенка навык постановки языка на верхние альвеолы. После чего сильной струей воздуха «вызывается» необходимый звук. Приемы постановки звука «Р» существуют самые разные, и материал продолжает регулярно пополняться логопедическими разработками. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из способов, которые зарекомендовали себя эффективными и простыми в исполнении:

  1. Упражнение «Дождик» основывается на постановке звука «Р» из звука «Д». Только нужно звук «Д» произносить «неправильно» – упираясь кончиком языка не в резцы, а в альвеолы. Сначала капает слабенький дождик – малыш произносит медленно «тд-тд-тд». Затем дождик стал сильнее – ребенок чаще произносит звуки. Все быстрее и быстрее капает дождь, превращаясь в ливень – произносится максимально быстрое «д-д-д». В этот момент просим ребенка подуть на язычок – появляется вибрация кончика языка и воспроизводится звук «др-р-р».
  2. Закрепит положение языка на альвеолах мотив песенки крокодила Гены, который напевается слогами «да», «ды», «до», «ду».
  3. Простой и проверенный способ научить правильно выговаривать звук «Р»: кончик языка на верхних альвеолах, производится вдох и резкий выдох струей воздуха на язык.
  4. Поставить звук «Р» можно и от звука «Ж». Выдыхая, произносится звук «Ж», язык постепенно перемещается на альвеолы, происходит вибрация и появляется необходимый звук.
  5. Еще один простой способ вызвать звук «Р»: кончик языка упирается в альвеолы. Логопед прижимает широкие края языка к небу, не зажимая кончик. Выдыхая, струя провоцирует вибрацию и вызывает звук «Р».

Постановка звука «РЬ»

Постановка звука «Р» мягкого чаще всего происходит путем подражания после автоматизации твердого «Р». Делается это путем разучивания чистоговорок, основанных на слогах с мягким звуком «Р».

Иногда ставят мягкий «РЬ» со слогов «ЗИ», «ЗЕ», «ЗЯ» постепенно заменяя «ЗЬ» на «РЬ». После чего отрабатывают звук в слогах.

Механическая постановка звука

Механическая постановка звука «Р» предполагает использование специального логопедического зонда. Чтобы поставить звук «Р» применяют шариковый зонд (№6). За неимением специального приспособления в домашних условиях используют медицинский шпатель или зубную щетку.

Как правильно применять зонд?

Зонды логопедические для постановки звука «Р» значительно уменьшают длительность занятий, фактически достаточно часто звук образовывается после первого использования инструмента.

Как же правильно использовать зонд? Перед применением инструмента ставят звук «Р» от «Ж», но не разрабатывая вибрации. Затем, отработав фрикативный «Р», переходят к применению зонда. Ребенка просят произносить сильный звук «Ж» на верхних альвеолах. В этот момент логопед устанавливает зонд снизу языка в передней его части и производит частые, но аккуратные движения из стороны в сторону, вызывая тем самым вибрацию кончика языка и ставя звук «Р».

Автоматизация звука

Автоматизация звука «Р» подразумевает закрепление полученных навыков и отработки произношения звука в слогах и словах. Это достаточно длительный процесс, так как требует четкой систематизации и закрепления различных сочетаний и положений изучаемого звука. На этом этапе также уделяют внимание развитию фонетического слуха, выделяя звук из потока других звуков, слогов и слов. План занятий можно составить следующим образом:

  1. На первом закрепительном занятии отрабатывают звук «Р» методом подражания. Например, можно рычать как тигр, мурлыкать, изображать трактор и тому подобное. Рекомендуется потренироваться произносить звук с разной силой и длительностью.
  2. Далее отрабатывают произношение звукосочетаний ТР, ДР.
  3. Следующим этапом является овладение обратными слогами: АТР, ОТР, УТР и так далее.
  4. Только теперь можно переходить к открытым слогам, изучая чистоговорки и вставляя пропущенные слоги.
  5. Сложными в овладении являются сочетания нескольких согласных со звуком «Р»: «пра», «бра», «вра» и их вариации с иными гласными.
  6. После овладения предыдущим этапом можно отрабатывать обратные слоги со стечением нескольких согласных: «фра», «кра», «гра» и их производные.
  7. Затем можно начинать работу со словами, применяя различные игровые приемы, например, изучая коротенькие рифмы, скороговорки, подбирая недостающие слова и другое.

Этап автоматизации не исключает артикуляционные упражнения для постановки звука «Р».

Развитие речи

Применять логопедические упражнения для развития речи можно начинать с самого маленького возраста – такие занятия принесут только пользу, развивая артикуляционный аппарат и мелкую моторику ребенка. Пособий и материалов по развитию речи существует большое количество. Прелагаем доступные и занимательные упражнения:

  1. Пальчиковый массаж и рифмованная гимнастика – эффективный способ развивать мелкую моторику с самого рождения.
  2. Звукоподражание используют с 6 месяцев, когда малыш может произносить некоторые звуки. Не стоит отказываться от такого упражнения из-за того, что ребенок еще не может повторить звуки за мамой, зато он отлично их слышит и запоминает – пройдет несколько месяцев, и кроха скажет свое первое «мууу» и «гав».
  3. Стихи с движениями предлагают детям от года.
  4. Артикуляционная, дыхательная и мимическая гимнастика – неотъемлемая часть развития связной речи. Не стоит ругать малыша за то, что он кривляется – это очень даже полезно.
  5. Чистоговорки, рифмовки и скороговорки, составление рассказов по картинке можно предложить ребятами с 3 лет.
  6. А еще чаще надувайте шарики и пускайте мыльные пузыри – весело и очень полезно!

Применяя такие несложные приемы на практике, значительно уменьшается вероятность применения агрессивных и не всегда безопасных методов коррекции речи, например, таких, как постановка звука «Р» с механической помощью, применение физиотерапевтических процедур или прием лекарственных препаратов.

Многие нарушения речи можно откорректировать. Но чем быстрее обнаружена патология, тем меньше времени и усилий понадобится для решения задачи. Внимательно относитесь к развитию ребенка, следите за соответствием умений малыша согласно возрасту, проходите регулярные плановые осмотры, в том числе посещайте невропатолога и логопеда. Вовремя выявленная проблема – это половина пути на ее преодолении.

Тема: Развитие артикуляционной моторики у детей 5-6 лет со стертой формой дизартрии (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Тема: Развитие артикуляционной моторики у детей 5-6 лет со стертой формой дизартрии

Тема: Развитие артикуляционной моторики у детей 5-6 лет со стертой формой дизартрии

Глава 1. Теоретические основы………………………………………………….5

1.2. Понятие дизартрии, этиология……………………………………………8

1.3. Артикулярная моторика при стертой форме дизартрии………………..15

1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии…………………………………………………..20

Глава 2. Практико – методические основы……………………………………29

2.1. Особенности коррекции артикулярной моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии………………………………………29

2.2. Диагностика развития артикулярной моторики (аппарата)…………..….34

2.3. Комплекс мероприятий по развитию артикулярной моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии………………………41

Актуальность. В современной логопедии вопросы диагностики и коррекции стертой формы дизартрии остаются дискуссионными. При этом при дефекте речи нарушены и другие процессы моторной реализации речевой деятельности: голос, дыхание, мимика, мелодико-интонационная сторона речи.

От того, как рано или поздно выявлены дефекты нарушения речи, от того, когда начата логопедическая работа с ребенком, страдающим нарушением речи во многом зависит результат исправления дефектов речи. К сожалению, проблема раннего логопедического воздействия пока еще не всегда находит свое понимание у врачей педиатров, не всегда и родители, имеющие детей с проблемами в развитии от 0 до 1 года обращаются за помощью к логопеду или педагогу-дефектологу. А ведь раннее выявление дизартричечких расстройств и, следовательно, ранняя коррекционная работа педагога-логопеда непременно дадут положительные результаты в динамике моторного и речевого развития ребенка.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по теме Ударение

Все выше сказанное позволяет назвать проблему развития артикуляционной моторики у детей 5-6 лет со стертой формой дизартрии актуальной.

Объект исследования – процесс развития артикуляционной моторики у детей 5-6 лет со стертой формой дизартрии.

Предмет исследования – методика коррекции артикулярной моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Цель исследования – изучить особенности нарушения звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии и методики коррекции этих нарушений.

Проанализировать значение артикулярной моторики при стертой форме дизартрии. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Определить особенности коррекции артикулярной моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Выделить комплекс мероприятий по развитию артикулярной моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Контингент испытуемых – дети дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Гипотеза: Нарушение звукопроизношения у детей стертой формой дизартрии имеют взаимосвязь между динамической организацией двигательного акта пальцев рук и артикуляторных органов.

Глава 1. Теоретические основы

Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения.

По мнению произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно. Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений [12].

Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, котором язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Наиболее активны кончик языка и его боковые края (передней и средней частей), т. к. от их работы зависит качество произносимых звуков. В зависимости от того, какая часть языка наиболее активна в образовании согласных звуков, их подразделяют на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х).

Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (с, з, ц), подниматься за верхние зубы (т, д, н), прижиматься к верхним альвеолам (л), вибрировать, дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (р). передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к верхним альвеолам и образовывать с ними щель (с, з, ц), подниматься к твердому небу вместе с кончиком языка и образовывать с ним щель (ш, ж, щ) [6,7,8,17].

Средняя часть спинки языка ограничена в своих движениях. Без продвижения передней и задней части она может только подниматься к твердому небу («й», мягкие согласные).

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с твердым небом (к, г) или образовывать с ними щель (х).

Боковые края могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать в стороны выходящую струю воздуха (с, з, ц, ш, ж, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха (л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем резонирующей полости рта, от чего зависит качество звука.

Подвижность губ также играет роль в образовании звуков и оказывается влияние на их качество. Губы могут: вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние верхние и нижние зубы (с, з, ц, л), слегка выдвигаться вперед рупором (ш, ж).

Наибольшей подвижностью обладает губа. Она может: смыкаться с верхней губой (п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в).

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Когда мягкое небо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки (м, м?, н, н?). Если мягкое небо поднять, то оно прижимается к задней стенке глотки и образует качественный небно-глоточный затвор, т. е. закрывает проход в нос; тогда выдыхаемая струя воздуха идет только через рот, и образует ротовые звуки (все, кроме м, м?, н, н?) [17].

Таким образом, при произнесении различных звуков речевые органы занимают строго определенное положение. Но так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое.

По мнению , четкое произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии достаточной подвижности органов речевого аппарата, их способности быстро перестраиваться и работать четко, строго координировано, дифференцировано. Что предполагает точность, плавность, легкость движения артикуляционного аппарата, темпы и устойчивость движения.

Точность движений речевого органа определяется правильность конечного результата, что может быть оценено местоположением и формой этого органа. Плавность и легкость движения предполагают отсутствие толчков, подергиваний, дрожания органов. Напряженность мышц всегда нарушает плавность и мягкость; движение должно выполняться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.

Темп – скорость движения; регуляция темпа произвольна.

Устойчивость – положение речевого органа удерживается произвольно без изменений довольно долго. Переход от одного движения к другому должен быть плавным и достаточно быстрым. Такая четкая, скоординированная работа речевого аппарата осуществляется мышцами языка, губ, мягкого неба, щек, а также мимической и жевательной мускулатурой, т. е. органами артикуляции. Иннервируют эти органы V, VII, IX, XII, пары черепно-мозговых нервов, получающих приказы-импульсы, поступающие из речевых отделов коры головного мозга [8,9].

Речь – это результат согласованной деятельности различных областей головного мозга. Каждое звено, которого вносит свой специфический вклад в характер речевой деятельности.

Область Верники – сенсорное звено речевой деятельности.

Область Брока – речевая моторная зона, в которой проходит работа по формированию двигательных речевых (артикуляторных) программ.

Как отмечают авторы, , артикуляторная программа – отбор команд для организации речевых (артикуляционных) движений. Эти движения осуществляются посредством V, VII, IX, XII пар черепно-мозговых нервов. V пара черепно-мозговых нервов – тройничный нерв. Двигательные волокна этого нерва осуществляют движения жевательной мускулатуры, нижней челюсти. VII пара черепно-мозговых нервов – лицевой нерв. Иннервирует мимическую мускулатуру, мышцы губ, щек, шеи. IX пара черепно-мозговых нервов – языкоглоточный нерв. Его двигательные волокна осуществляют иннервацию мягкого неба, корень языка, частично голосовые связки. XII пар черепно-мозговых нервов – подъязычный нерв иннервирует мышцы языка, обеспечивая наиболее тонкие, дифференцированные движения языка [18,19,20].

Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

1.2. Понятие дизартрии, этиология

, , пишут «дизартрия – нарушение звукопроизносительной речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата». Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации. При дизартрии, может нарушаться звукопроизношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушение гласных классифицируется по рядам и подъемам, нарушения согласных – по их четырем основным признакам: наличию и отсутствию вибрации голосовых связок, способу и месту артикуляции, наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому небу [22].

Что такое пассивная артикуляционная гимнастика

Дизартрия – это болезнь, при которой человек не может внятно произносить звуки и слова, ему трудно дается речь, страдает дикция. Нарушение артикуляции – это серьезная проблема, которая многим людям значительно ухудшает качество жизни. Справиться с ней можно только с помощью комплексных мер: обращения к врачу-логопеду, соблюдения всех его рекомендаций и самостоятельного выполнения упражнений для развития дикции. Именно о них и пойдет речь в данной статье: в ней представлена информация о пассивной артикуляционной гимнастике при дизартрии, ее видах и пользе для лечения заболевания.

Что такое пассивная артикуляционная гимнастика?

Следует понимать, для чего нужна гимнастика при дизартрии. Дело в том, что это заболевание характеризуется, прежде всего, малой подвижностью губ и языка, и, соответственно, их неразвитостью.

Для более четкого представления можно провести аналогию с мышцами рук и поднятием тяжестей. Если человек никогда не занимался спортом и его мышцы находятся в состоянии слабого развития, то поднять тяжелый предмет ему будет непросто (если вообще возможно), долго держать он его не сможет, прямо стоять при этом ему будет трудно. В то же время, если тот же предмет поднимет человек, чьи мышцы находятся в хорошей форме, то это действие дастся ему гораздо легче, и он вполне сможет долго удерживать тяжесть, при этом не испытывая сильного физического дискомфорта. Такая же ситуация может быть и с мышцами губ и языка: если человек не поддерживает их в тонусе и не разрабатывает упражнениями, то выполнять привычные для других людей действия ему будет сложно.

Конечно, разговаривать – это вполне естественное действие для человека, которое, казалось бы, должно быть заложено в нем самой природой. Но происходят различные ситуации, после которых эта способность нуждается в разработке. Несколько примеров (дизартрия не обязательно должна быть их следствием, но это вполне реальные варианты событий):

  • по причине социального неблагополучия семьи ребенок не научился вовремя разговаривать (в 2-3 года);
  • в ходе развития детские мышцы разрабатываются неравномерно, и для улучшения артикуляции нужна дополнительная работа;
  • мышцы лица плохо функционируют у человека после инсульта;
  • плохая речь и дикция – следствие серьезного заболевания вроде ДЦП.

Именно в том случае, когда по каким-либо причинам мышцы языка и лица нуждаются в разработке, и обращаются к логопеду. Тот, в свою очередь, рекомендует специальные упражнения, называемые артикуляционной гимнастикой. Она бывает трех видов, пояснение к каждому из которых приведено ниже.

  1. Пассивная артикуляционная гимнастика. Это упражнения, которые выполняют исключительно посредством дополнительного механического воздействия, т. е. самостоятельно управлять мышцами человек не может. Если даже у него есть такая возможность, то его мышцы движутся с малой силой или в неверной траектории, и ее нужно исправлять для дальнейшего правильного развития.
  2. Пассивно-активная артикуляционная гимнастика. Эти упражнения проводятся при совместной внутренней и внешней работе. Как правило, этот вид гимнастики применяется, когда лечение дизартрии уже находится не на начальной стадии, и идет процесс перехода мышц на полностью самостоятельные движения. На этом промежуточном периоде человек старается сам управлять своим языком и губами в соответствии с нужными упражнениями, а внешнее механическое воздействие только помогает ему (зачастую мышцы бывают еще недостаточно сильны для некоторых движений).
  3. Активная артикуляционная гимнастика. Применяется либо при слабых формах дизартрии (когда симптомами являются только незначительные нарушения дикции), либо на поздних стадиях лечения, когда человеку, для движения мышц губ и языка, уже не требуется помощь. Упражнения должны выполняться полностью самостоятельно и закреплять результат правильной работы мышц.

Важно! Гимнастика для губ и языка – это самое лучшее средство для скорейшего восстановления, но делать упражнения можно только по рекомендации и под присмотром врача-логопеда. Особенно важно это для первых двух видов: пассивной и пассивно-активной артикуляционной гимнастики.

Самостоятельно начинать процесс восстановления ни в коем случае не стоит, ведь только квалифицированный врач может:

  • грамотно оценить ситуацию и степень развития мышц;
  • подобрать верные упражнения, способные помочь в каждом индивидуальном случае;
  • оказывать механическое воздействие на мышцы таким методом, чтобы не повредить их и способствовать равномерному развитию.

Активная гимнастика предусмотрена и для самостоятельного выполнения, но требует обязательного согласования и рекомендаций лечащего врача.

Как она помогает при дизартрии?

Для того чтобы привести мышцы в должный тонус и справиться с дизартрией, необходимо принимать комплексные меры, включающие в себя:

  1. постоянные консультации врача-логопеда;
  2. регулярные упражнения согласно рекомендациям;
  3. психологическую терапию;
  4. массаж;
  5. общее оздоровление и всестороннее развитие.

Внимание! Для того чтобы лечение было эффективным и артикуляционная функция восстановилась, работу нужно проводить согласно четко выстроенному плану.

Процесс борьбы с дизартрией должен проходить через следующие этапы:

  • работа с дыханием (правильная частота и глубина вдохов/выдохов во время речи, задержка воздуха в легких во время произнесения определенных звуков и слов);
  • работа с артикуляционной моторикой (координация движения губ и языка, именно на этом этапе необходима пассивная артикуляционная гимнастика);
  • работа над восприятием речи на слух и запоминанием полученной информации;
  • работа над развитием крупной и мелкой моторики (здесь имеет эффективность не только гимнастика для лица, но и для других частей тела – это помогает улучшить координацию, развить память и способность к ориентированию).

Пассивная артикуляционная гимнастика – это тот этап, когда человек еще не может правильно управлять собственными мышцами, и ему понадобится сторонняя помощь для того, чтобы задать им нужное направление. Основной функционал этих упражнений:

  1. создание условий для правильного функционирования определенных групп мышц, направление их движения в верной траектории;
  2. включение в процесс произнесения слов новых мышц, ранее не задействованных (именно потому, что они не работают, определенные звуки получаются нечеткими);
  3. стимулирование произвольных движений речевой мускулатуры;
  4. регулирование правильного образа артикуляционной позиции, необходимой для реализации звука.

Таким образом, этот вид упражнений выполняется для того, чтобы «показать» губам и языку, как они должны функционировать. На этом этапе это делается с помощью внешнего воздействия, на дальнейших – человек уже сможет самостоятельно задавать верный курс для работы своих мышц.

Примеры упражнений

Внимание! Перед пассивной артикуляционной гимнастикой, при дизартрии, обязательно должен присутствовать массаж мышц – его проводит логопед для стимуляции кровообращения и подготовки губ и языка к дальнейшей работе.

Также очень эффективна дыхательная практика: ей обязательно нужно выделять время, т. к. развитие артикуляции предусматривает под собой не только правильное произношение звуков и слов, но и устранение проблемы с нехваткой воздуха во время речи.

Читайте также:  Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами - конспект и презентация

Занятия пассивной гимнастикой должны начинаться с общих упражнений для языка и губ. Выполняются они не самостоятельно, а с содействием врача-логопеда (то есть все движения мышц человека зависят от направления и силы, заданной внешним воздействием).

Общие упражнения для развития языка:

  • поочередное вытягивание языка изо рта и втягивание его обратно;
  • движение языка от одной губы к другой (сверху вниз);
  • боковые движения от одного края рта к другому (слева-направо и наоборот);
  • давление языком на твердое небо;
  • давление языком на дно ротовой полости;
  • легкое покачивание из стороны в сторону;
  • круговые движения внутри ротой полости.

Общие упражнения для развития губ:

  1. сдавливание верхней губы из двух углов к середине;
  2. сдавливание нижней губы аналогичным способом;
  3. смыкание и размыкание губ (рот открывается и закрывается);
  4. поочерёдное оттягивание верхней и нижней губы;
  5. придание губам положений, соответствующих произнесению отдельных гласных звуков.

Важно! Во время выполнения пассивных упражнений очень важно поддерживать речевой и зрительный контакт. При фиксации губ и/или языка в определенном положении врач должен четко комментировать все для пациента, так как сам он еще не чувствует или не осознает расположения своих мышц.

Помимо того, чтобы воспринимать ситуацию на слух, пациент должен еще и видеть ее со стороны: в работе с врачом-логопедом обязательно должно быть задействовано зеркало.

В заключение

Пассивная артикуляционная гимнастика – это обязательный метод, применяемый для лечения дизартрии. Без него нельзя обойтись во время восстановления дикции и моторики, поэтому к этому этапу нужно подходить со всей ответственностью.

Большую роль играет выбор лечащего врача, ведь именно от его рекомендаций зависит успех лечения. Перед тем, как обратиться к определённому специалисту, следует обязательно ознакомиться с его лицензией и отзывами о нем других пациентов.

Кроме того, очень важен также ответственный подход к самостоятельной работе. Для правильной артикуляции, в первую очередь, сигнал должен идти из мозга, поэтому упражняться нужно ежедневно, прилагая все возможные усилия – только тогда можно получить результат!

Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста.

Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста.

СПб.: КАРО, 2008.

Дифференцированный логопедический массаж — часть комплексной медико-психолого-педагогическиой работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Логопедический массаж — это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, массаж в конечном счете опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет возможности выполнять определенные артикуляционные движения.

Дифференцированный логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, инструктор ЛФК, который прошел специальную подготовку.

СОДЕРЖАНИЕ

I глава Перинатальная патология центральной нервной системы у детей. 4

II глава Дизартрические нарушения речи у детей раннего и

дошкольного возраста. 12

2.1. Основные нарушения (структура дефекта) при дизартрии. 12

2.2. Степени выраженности дизартрии. 17

2.3. Ранняя диагностика речедвигательных расстройств. 21

2.4. Современные подходы к классификации дизартрии. 23

Нарушения звукопроизношения и артикуляции

При различных формах дизартрии (классификация дизартрии

По принципу локализации мозгового поражения)

Нарушения артикуляцииНарушения звукопроизношения
Бульбарная дизартрия— Избирательные, преимущественно право- или левосторонние параличи мышц речевого аппарата — Атрофия мышц — Атония мышц — Любые произвольные и непроизвольные движения нарушены— Все согласные приближаются (конвергируют) к щелевым звукам — Гласные конвергируют к звуку типа безударного [а]или [ы] со стиранием противопоставленности по ряду, подъему и огубленности — Носовой оттенок — Ослабление специфических речевых шумов, возникающих при артикуляции ротовых звуков
Псевдобульбарная дизартрия— Двусторонние спастические параличи мышц речевого аппарата — Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии (язык напряжен, отодвинут назад) — Подвижность артикуляционных мышц резко ограничена — Избирательные нарушения произвольных движений— Избирательно страдают наиболее сложные и дифференцированные по укладам звуки [р], [л], [щ], [х], [ц], [ч] — Смягчение звуков
Нарушения артикуляцииНарушения звукопроизношения
Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия— Резкое изменение тонуса — Нарушение эмоционально-двигательной иннервации — Гиперкинезы — Трудности при необходимости сохранить артикуляционные позыСтабильные нарушения звукопроизношения отсутствуют
Мозжечковая дизартрия— Выраженная асинхронность дыхания, фонации и артикуляции — Тонус в артикуляционной мускулатуре понижен — Трудности удержания артикуляционных укладов — Движения языка неточные — При тонких целенаправленных движениях возможен тремор языка — Темп движений замедлен— Нарушено произнесение переднеязычных, губных, взрывных — Назализация большинства звуков
Нарушения артикуляцииНарушения звукопроизношения
Корковая дизартрияI. Кинестетическая постцентральная— Недостаточность кинестетического праксиса — Неверная и нечеткая артикуляция звуков — Активный поиск правильных укладовЗаменяются шумовые признаки согласных звуков: — места образования (особенно язычных); — способа образования (особенно аффрикатов ишипящих); — твердости и мягкости. Замены лабильны инеоднозначны
II. Кинетическая премоторная— Недостаточность динамического кинетического праксиса — Нарушается последовательность артикуляционных движенийНарушена артикуляция согласных звуков: — начальные и конечные согласные часто удлинены или толчкообразны; — замены щелевых на смычные; — пропуски звуков в стечениях согласных; — упрощение аффрикат; — избирательное оглушение звонких смычных
III (по Е.М. Мастюковой)— Изолированное поражение отдельных мышц артикуляционного аппарата — Избирательный спастический парез речевой мускулатуры — Страдают наиболее тонкие изолированные движения (подъем языка)— Нарушается произношение переднеязычных звуков [ш], [ж], [р]: они отсутствуют или заменяются другими согласными — Трудны согласные, образующиеся при сближении кончика языка с верхними зубами или альвеолами [л]

В речевой моторике отмечаются аналогичные дефекты. Тип дизартрического нарушения речи определяется по характеру клинического синдрома. Эта классификация дизартрии ориентирует логопеда на качество нарушения артикуляционной моторики, что позволяет более целенаправленно определить выбор средств лечебной и логопедической работы по нормализации тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата. Данной классификацией логопед может пользоваться только совместно с невропатологом, который определяет ведущий неврологический синдром.

Когда в структуру речевого дефекта включаются различные синдромы, дизартрию характеризуют как смешанную.

• Спастико-паретическая дизартрия (ведущий синдром — спастический парез).

• Спастико-ригидная дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез и тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности).

• Гиперкинетическая дизартрия (ведущий синдром — гиперкинезы).

• Атактическая дизартрия (ведущий синдром — атаксия).

• Спастико-атактическая дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез и атаксия).

• Спастико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез и гиперкинезы).

• Спастико-атактико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез, атаксия, гиперкинезы).

• Атактико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — атаксия и гиперкинезы).

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Варианты логопедического заключения для детей раннего возраста

Задержка речевого развития.

Задержка речевого развития на фоне спастико-паретического синдрома в мускулатуре и моторике артикуляционного аппарата.

Задержка речевого развития, дизартрия.

Задержка познавательного и речевого развития.

Задержка психоречевого развития.

Заключение (диагноз) «дизартрия» употребляется только тогда, когда у ребенка развивается собственная (экспрессивная) речь хотя бы на уровне слов и простых фраз. До этого момента (вне зависимости от возраста), если у ребенка отмечаются речедвигательные (неврологические) нарушения в мышцах и моторике речевого аппарата, то в заключении указывают «симптоматика спастического пареза в артикуляционной мускулатуре» или «спастико-паретический синдром в речевой моторике».

Варианты логопедического заключения для дошкольного возраста

1. Когда у ребенка с дизартрией отмечаются только фонетические нарушения:

— дизартрия: фонетический дефект;

— стертая спастико-паретическая дизартрия;

— средняя степень гиперкинетической дизартрии;

— неярко выраженная спастико-атактическая дизартрия.

2. Если при дизартрическом расстройстве отмечаются нарушения звукопроизношения и фонематических процессов:

— фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией;

— фонетико-фонематическое недоразвитие при дизартрии;

— фонетико-фонематическое недоразвитие у ребенка со стертой дизартрией.

3. Если у ребенка с дизартрией нарушены все компоненты речи:

— общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрией;

— общее недоразвитие речи (II уровень) при дизартрии;

— общее недоразвитие речи (III уровень) у ребенка с легкой степенью дизартрии.

4. Если у ребенка с задержкой психического развития или умственной отсталостью отмечаются речедвигательные расстройства при нарушении всех компонентов речи:

— системное недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.

IV глава
Специфика коррекционно-логопедической работы при дизартрии

4.1. Принципы, задачи и методы
логопедической работы при дизартрии

Знание особенностей структуры нарушений у детей с дизартрией позволяет сформулировать основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы.

Массаж язычной мускулатуры

При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка — укрепляющий массаж. Спастичность язычной мускулатуры отмечается значительно чаще, чем гипотония языка. При гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные, чем при спастичности.

При спастичности языка для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем можно подержать во рту (2-3 раза) теплый настой трав (1 ч. л. крапивы, 1 ч. л. зверобоя, 1 ч. л. ромашки, 1 ч. л. чая на 0,5 л кипятка).

Массаж языка можно осуществлять различными способами:

1) зондовый массаж (используются зонды Е. В. Новиковой или постановочные зонды Рау);

2) пальцевый массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку);

3) массаж деревянным или металлическим шпателем;

4) массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости щетины, размеру). При массаже используются как щетина, так и палочка щетки.

Перед началом массажа языка нужно выяснить степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка не следует проводить после кормления ребенка.

Во время массажа языка рот ребенка открыт. Логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне полости рта (попросив высунуть язык) и, наконец, удерживая язык марлевой салфеткой.

Приемы массажа языка (направление массажных движений):

1) поглаживание языка в различных направлениях:

— от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы);

— от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы);

— круговые, спиралевидные движения;

2) похлопывание языка начиная* с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно (ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы);

3) «прокачивание» — легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку);

4) массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком);

5) покалывание языка (игольчатым зондом);

6) «перетирание» языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле);

7) распластывание языка маленькой клизмой-спринцовкой (сложенная два раза большая часть клизмы — во рту, кончик — снаружи).

4.3. Пассивная и активная
артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика проводится сначала в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.

Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста.

СПб.: КАРО, 2008.

Дифференцированный логопедический массаж — часть комплексной медико-психолого-педагогическиой работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Логопедический массаж — это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, массаж в конечном счете опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет возможности выполнять определенные артикуляционные движения.

Дифференцированный логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, инструктор ЛФК, который прошел специальную подготовку.

СОДЕРЖАНИЕ

I глава Перинатальная патология центральной нервной системы у детей. 4

Обследование качества звукопроизношения детей с дизартрией

Обследование строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики описанных выше речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста. Чем меньше ребенок и чем ниже общий уровень его речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений. В настоящее время на основе оценки неречевых нарушений разработаны приемы ранней диагностики дизартрии. Наиболее частым первым проявлением дизартрии является наличием псевдобулъбарного синдрома, первые признаки которого можно отметить уже у новорожденного. Это – слабость крика или его отсутствие (афония), нарушения сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов (сосательного, поискового, хоботкового, ладонно-рото-головного). Крик у таких детей длительное время остается тихим, плохо модулированным, нередко с носовым оттенком, иногда в виде отдельных всхлипываний, которые производятся в момент вдоха.

Цель исследования: выявить особенности звукопроизношения детей с дизартрией.

На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:

1. Обследование общей произвольной моторики.

2. Исследование ориентации в схеме тела.

3. Исследование дифференциации пространственных понятий.

4. Исследование зрительно-пространственной ориентации движения (проба Хэда).

5. Исследование развития кинестетической основы движений руки.

6. Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»).

7. Определение конструктивного праксиса.

8. Выявление синкинезий.

9. Исследование кинетической основы движений руки.

10. Исследование пространственного восприятия.

11. Исследование зрительно-моторной координации (графические пробы).

12. Монометрический тест.

13. Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий).

14. Обследование кинестетического орального праксиса.

15. Обследование кинетического орального праксиса.

16. Обследование динамической координации артикуляционных движений.

17. Обследование мимической мускулатуры.

18. Обследование губной мускулатуры.

19. Обследование язычной мускулатуры.

На данном этапе эксперимента мной были использованы следующие диагностические методы:

– диагностика обследования состояния звукопроизношения у детей Фомичева М.Ф.;

– диагностика обследования подвижности артикуляционного аппарата Чиркиной Г.В.;

– приемы, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной.

Все методы были объединены в одну диагностику определения актуального состояния звукопроизношения детей с дизартрией.

Обследование подвижности артикуляционного аппарата

При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строения языка, зубов, губ, неба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а если нет, то каков характер нарушения.

Читайте также:  Части тела - конспект НОД

Протокол обследования. В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку индивидуально предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений.

Упражнение для определения подвижности артикуляционного аппарата Чиркиной Г.В.

– открыть и закрыть рот;

– удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.);

– облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции);

– произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губе;

– удерживать кончик языка у правого, левого угла рта (2-3 сек.);

– пощелкать языком (3-5 раз);

– вытянуть губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2-3 раза);

– вызвать вибрацию губ, произнеся кучерское «тпру»;

– имитировать языком положение «трубочки;

– произвести 2-3 движения из перечисленных упражнений попеременно.

При выполнении вышеперечисленных упражнений надо обратить внимание на:

1) На четкость артикуляционных движений;

2) Быстроту и плавность их воспроизведения;

3) Умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

Технология «Виммельбух» как инструмент развития речи

Елена Пасько
Технология «Виммельбух» как инструмент развития речи

Развитие и формирование правильной устной речи является одной из наиболее актуальных задач современного образования. Современные правовые документы в сфере образования касаются создания особых условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС ДОО указывает на необходимость использования специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с ТНР.

Большинство педагогов, работающих в ДОУ, знают из практики, каким долгим и утомительным может быть процесс автоматизации звуков у детей с нарушениями речи. Сколько труда нужно потратить, насколько разнообразным должен быть речевой материал и яркие иллюстрации, чтобы повысить внимание ребенка и интерес к логопедическим занятиям, нужно долго и упорно искать материал, который разнообразит занятия, чтобы они не надоели малышу.

У нас возникает вопрос, в какой форме мы можем представить ребенку речевой материал, чтобы заинтересовать его, вызвать желание сотрудничать? Наряду с традиционными методами и приемами вполне разумно использовать оригинальные, творческие методы – инновационные образовательные технологии, эффективность которых очевидна. Такой находкой стала технология «Виммельбух».

«Виммельбух» – это книга для рассмотрения, которая не содержит текста, который может быть использован как в работе с дошкольниками, так и для развития связной речи младших школьников.

В переводе с немецкого «wimmelbuch»«изобилующая, мельтешащая книга». С этим художественный жанром можно впервые встретиться в работах художника Али Митгуша в 50-х годах XX века. «Виммельбух»имеет свои отличительные особенности: как правило, количество разворотов в книге небольшое – 7–10 страниц, напечатанных на плотном картоне; иллюстрации отличаются яркостью, насыщенностью, множеством деталей, при этом все фигуры кажутся равными, независимо от расположения.

Целью нашей педагогической деятельности является развитие речи дошкольников с помощью книг-виммельбух

* развитие грамматической структуры и связной речи;

* развитие внимания;

* улучшение ориентации в пространстве и на листе бумаги.

Используя данную технологию, педагог развивает психические процессы детей с нарушениями речи, расширяет кругозор, формирует умение устанавливать причинно-следственные связи. Виммельбух также является помощником в работе над лексическими и грамматическими категориями. Поскольку у нас в группе есть дети с особенностями эмоционально-волевой сферы и преимущественным развитием зрительной памяти, эта технология очень актуальна. Работа с виммельбухом объединяет такие образовательные направления, как речевое, когнитивное, социальное и коммуникативное развитие.

Виммельбух – это универсальный инструмент для развития речи. Эту книгу можно просматривать часами – подмечая все новые и новые детали, воображая, придумывая собственные истории, которые случаются с героями.

Классический виммельбух довольно большой, в формате А2, но есть и более компактные версии. Работая со дошкольниками с нарушениями речи, где обучение и коррекция речи происходит по лексическим темам, мы разработали собственные версии виммельбуха, где собрали сюжетные картинки на лексические темы «Детский сад», «Времена года», «Мой город», «Транспорт», «Правила Дорожного Движения», «Семья» и другие темы.

Мы также разработали ряд бесед на эти лексические темы, потому что только правильно построенная беседа, продуманные вопросы, способствуют активному вхождению в лексическую тему. Составив серию последовательных вопросов для каждой страницы,мы объединили решение сразу нескольких задач: автоматизация звуков; обогащение словаря; развитие грамматической структуры и связной речи; развитие внимания; улучшение ориентации в пространстве. Каждый раз, когда ребенок открывает книгу, он находит новые отношения, жизненные ситуации, подсматривает за привычками своих любимых героев, сравнивает и предполагает развитие событий, знакомится с новыми словами и понятиями — и все это в виде увлекательных, сиюминутных историй.

Прелесть их в том, что ребенок практически любого возраста откроет в них что-то для себя. Подойдут виммельбухи и для самых маленьких, и для детей старшего дошкольного возраста, да что там, и взрослому они могут быть интересны.

Работая над звукопроизношением или автоматизацией звуков, с детьми

старшей группе было предложено например найти -все ррычащие слова, или в каких словах можно услышать шшипение? Найди его! С чего начинается буква” А”?

Работать с виммельбухом можно бесконечно, придумывая все новые и новые способы игры для развития ребенка. Животные и транспорт являются привычными и любимыми темами для большинства детей, поэтому в книге есть много известных слов, но стоит присмотреться повнимательнее, чтобы найти что-то новое и еще незнакомое. Именно так пополняется словарный запас.

Во время осмотра виммельбуха мы предлагаем рассказать дошкольникам о том, что они видят.В ходе рассмотрения мы задаем вопросы: «почему», «как вы думаете, что произошло раньше» и другие. Мы спрашиваем о том, какие чувства или эмоции испытывает тот или иной персонаж. Воспитатель сочиняет начало, и детям предлагается продолжить работу при поддержке виммельбуха. Наши педагоги находят знакомые предметы с ребенком, конкретного персонажа на всех страницах книги, устраивают конкурсы «кто быстрее?». Мы сравниваем образы с пространством, в котором живет ребенок (дом, детский сад, улица, парк, и находим похожие предметы.

Для того чтобы реализовать взаимодействие педагога-логопеда и воспитателя,мы разработали картотеку речевых пятиминуток: опираясь на изображение, дети делают пальцевую, артикуляционную, мимическую гимнастику, выполняют логоритмические упражнения, играют в игры, развивающие фонематические процессы.

Таким образом, Виммельбух развивает связную речь, учится рассказывать истории, вступать в диалог. В книгах всегда есть несколько сюжетных линий, и интересные, радостные, грустные и удивительные события происходят с персонажами на каждом шагу. Виммельбухи совершенно ненавязчиво тренируют память, внимание, расширяют словарный запас, развивают кругозор, умение находить причинно-следственные связи и являются блестящей находкой для воспитателя дошкольного учреждения.

Проведенный промежуточный мониторинг динамики уровня речевого развития показал положительную динамику в развитии устной речипо всем параметрам языковой нормы: дошкольники ставят звуки; дети умеют дифференцировать звуки; последовательно называют звуки в словах,определяют положение звука в слове: начало, середина слова; фиксируют грубые нарушения грамматической структуры речи; воспитанники умеют рассказывать истории по сравнению с установлением связности и последовательности высказываний.

Таким образом, внедрение инновационного подхода в коррекционно-образовательный процесс позволяет более успешно корректировать нарушенные речевые навыки, формировать познавательные процессы у детей с речевой патологией, развивать языковые средства, создавать устойчивую мотивацию и интерес к занятиям у детей, что способствует повышению эффективности всего коррекционно-образовательного процесса в целом.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Мастер-класс «Технология развития словотворчества в детском саду» Уважаемые коллеги! Самым интересным завораживающим фактором в общении с ребенком является речь. Все мы знаем, что речь принимает участие.

Как использовать Виммельбухи для развития речи ребенка?
консультация по развитию речи

Виммельбух – мельтешащая книга («wimmeln» – «мельтешить, роиться, толпиться», «buch» – «книга») . В народе ее называют книгой-гляделкой, или книгой для рассматривания. Это отличное пособие для развития внимания, усидчивости, наблюдательности и памяти вашего малыша. Практически полное отсутствие текста вовсе не портит такую книгу, а лишь наоборот – развивает фантазию, пополняет словарь детей и, собственно, речь.

Такую книгу можно разглядывать часами, находя все новые детали, и придумывать свои собственный истории, происходящими с ее героями. С помощью вопросов – Что это? Куда он пошел?, Зачем она это делает? и т.д. ваш малыш начинает впитывать все новые и новые знания. Даже совсем маленькие дети, еще не умеющие формулировать свои мысли и не знающие названия многих предметов, с интересом рассматривают такие картинки, жестикулируя и издавая восторженные возгласы.

Легко, непринужденно и ненавязчиво, взрослый знакомит малыша с разнообразием животного мира, временами года и их особенностями, различиями проживания в деревне и в городе и многим другим.

Предлагаю на выбор несколько идей, которые можно использовать во время рассматривания книг-гляделок в целях разностороннего развития вашего малыша:

  • выбрав понравившегося персонажа книги, искать его на каждом развороте (Кто быстрее найдет? – взрослый, или ребенок), а затем придумывать ему новые приключения (у кого лучше получилось придумать?);
  • находить просто знакомые предметы – кто больше нашел?;
  • закрыв разворот книги после рассматривания, предложите малышу припомнить все то, что там было изображено.

Идеи не заставят себя ждать, они появятся у вас сами собой во время рассматривания страниц книги.

Для какого возраста предназначены эти уникальные издания? Ответ здесь не может быть однозначным. Возраст знакомства с виммельбухом зависит только от конкретного ребенка, его особенностей и энтузиазма родителей. Некоторые мамы уже с 10 месяцев привлекают внимание ребенка к таким картинкам и отмечают, что дети с удовольствием их рассматривают, издавая восторженные возгласы и называя предметы на страницах книги “по-своему”.

Кто-то начинает знакомить своего ребенка с виммельбухом с 2-х – 2,5 лет. Почему нет? Вообще большинство таких книг для рассматривания российских издательств маркируются как 0+, поэтому решать здесь только родителям. Предложить для рассматривания книгу можно и в совсем раннем возрасте и просто понаблюдать. Если ребенок не проявит к ней интерес, отложите ее ненадолго и, спустя время. попробуйте снова.

Развивайте своего ребенка не с помощью гаджетов, а с помощью вот таких вот помощников, как виммельбухи!

Скачать:

ВложениеРазмер
vimmelbuh.pptx2.96 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Виммельбухи , что в переводе с немецкого означает «мельтешащие книги» (« wimmeln » – «мельтешить, роиться, толпиться », « buch » – «книга»)

От других книг виммельбухи (их еще называют книги-гляделки, или книги для рассматривания) отличает практически полное отсутствие текста. Иллюстрации в них очень яркие, насыщенные, детализированные. Множество предметов и героев, изображенных на каждой картинке, приковывает внимание не только ребенка, но и взрослого. Виммельбух можно разглядывать часами – замечая всё новые и новые детали, фантазируя, придумывая собственные истории, происходящие с героями.

РАБОТА ЛОГОПЕДА ИЛИ РОДИТЕЛЯ С ВИММЕЛЬБУХОМ: «Что это? А это кто такой? Куда он идет?» – услышите вы от маленького исследователя (или же заметите явный интерес крохи, который еще не разговаривает, а только пытается это делать и жестикулирует). И что приятно, родителям самим будет интересно рассматривать картинки и отвечать на вопросы ребенка. Легко и непринужденно вы познакомите его с разнообразием животного мира, временами года, особенностями жизни в городе и деревне, деталями рыцарского замка и культурными особенностями других стран. Виммельбухи , несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают речь ребенка и обогащают его словарный запас. Сюжет по иллюстрациям виммельбуха можно придумывать самим, что тренирует детское воображение, улучшает фантазию и опять же речь. .

Интересные идеи по изучению виммельбуха для развития ребенка: – находить знакомые предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее; – искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа; – составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает; изучать иностранный язык; – сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом), искать похожие предметы; – закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать то, что там было изображено. Если ребенок еще не говорит, пусть выберет нужные карточки из заранее приготовленных вами

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34. Игротренинг для воспитателей.

Больше проводите время с ребенком на свежем воздухе, играйте в подвижные игры, используйте игры для развития речи. Характерной чертой нашего стремительного века является то, что взрослое поколен.

Развитие и формирование правильной устой речи одна из актуальных задач современного ДО. Для лучшего развития речи ребенка ему необходимо как можно чаще рассматривать книги, в которых абсолютно нет сло.

Дети не могут быстро запомнить текст, путаются в строчках, переставляет слова местами».Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая па.

Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух – как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ». Цель: повышение профессионального маст.

Предлагаемая программа развития речи старших дошкольников, разработанная на основе технологии Виммельбух, рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине. Пе.

Развитие и формирование правильной устной речи является одной из наиболее актуальных задач современного образования. Современные правовые документы в сфере образования касаются создания особых условий.

Ссылка на основную публикацию