Сказкотерапия в коррекционной деятельности с детьми дошкольниками

Метод сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Знакомство с основными этапами коррекционной работы посредством метода сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
skazkoterapiya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками

Что такое сказкотерапия? Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире. Сказкотерапия – это лечение сказками. Здесь имеется ввиду совместное открытие с ребенком тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой развивает личность педагога, создает невидимый мост между ребенком и взрослым, сближает родителей и детей.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не совсем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное.

Основные этапы работы

На этом этапе работы большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, в повседневной жизни играли в различные пальчиковые игры.

Конечно, дети еще и рисовали сказки. Мы просили детей нарисовать любимого сказочного героя, сказочную страну и так далее. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения.

В сказкотерапевтическом рисовании используются:

– проективное диагностическое рисование;

В первую группу могут войти такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев».

Под спонтанным сказкотерапевтическим рисованием подразумевается изготовление и рисование объемными «волшебными красками». Дети могут сами изготавливать краски и подбирать цвета по своему желанию и внутреннему состоянию.

Детские рисунки — это и звездное небо, и поляна с колокольчиками и ромашками, и сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, и пещера лесного человека. В своих работах дети находят много разных существ и придумывают о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.

Решение сказочных задач

Решение сказочных задач — это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения.

Чтобы попасть на Волшебную поляну, нужно пройти через железный лес. Он такой большой, что его не обойти, а когда подходишь к нему, то он встает стеной. Как попасть на Волшебную поляну?

Маша А. Можно перепрыгнуть!

Педагог. А у тебя хватит сил и смелости? Лес огромный, деревья высокие!

Маша А. Нет, но я могу перелететь его на метле!

Как сказочные задачи, так и ответы детей бывают разные. Задания могут быть направлены на то, чтобы не повторять ответы товарищей. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни.

Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Работа со страхами детей

В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяется страхам детей (по просьбе родителей). Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. При помощи этого вида сказок решаются проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.

На этом этапе даются такие задания, как придумывание новых эпизодов к сказкам, рассказы о любимых игрушках, дополнение неоконченных историй и сказок.

Психодинамические медитации и танцы

Психодинамические медитации — это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.

Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Этот прием был также использован во время проведения утренней зарядки или как физкультурная минутка. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными.

Танец — это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.

Педагог говорит: «Сегодня мы с вами попали в сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Они очень мало говорят и общаются друг с другом не словами, а лишь танцуя. А теперь мы превращаемся в жителей этой страны и начинаем танцевать».

Педагог включает музыку и дает детям различные задания:

  • Сейчас мы танцуем, потому что нам очень весело.
  • А сейчас мы танцуем так, как будто грустим.
  • А теперь мы на что-то сильно рассердились, злимся, топаем ногами и машем руками.
  • Но вот наша злость прошла, и мы танцуем радостно.

Наблюдая за тем, как дети танцуют, можно получить богатую информацию об их внутреннем мире. Дети все разные, и каждого надо понять. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним нужно постоянно двигаться, третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить множество ситуаций, значительно расширить его мировосприятие и усвоить способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Погружение в различные стихии

Здесь используются приемы, связанные с погружением в различные стихии.

Мы находимся в сказочном лесу. Здесь все меняется быстро, как в сказке: идет дождь, и земля стала мокрая, мы с вами идем по мокрой земле. А вот и солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам. Или: мы пришли к сказочному озеру. Всем хочется искупаться. Вода в озере теплая, приятная, мы отплываем от берега, и вода становится холоднее.

Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, описанные выше, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок и историй.

Самостоятельное сочинение сказок и историй

Составляя творческий рассказ или сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передавать свой замысел. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.

Групповое рассказывание сказок.

Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки.

Педагог говорит детям: «Вы находитесь у ворот волшебной страны Рас- сказии. Ее король очень любит слушать сказки. Давайте доставим ему удовольствие и расскажем одну из наших любимых сказок. »

Педагог берет куклу-марионетку короля, дети садятся в кружок и рассказывают сказку «Колобок» или любую другую по их желанию. Каждый из детей говорит 2—3 фразы. Все внимательно следят за тем, о чем рассказывают другие. Если кто-то из детей затрудняется, то помогают король или педагог, в зависимости от ситуации. Затем король приглашает детей к себе в гости, дети гуляют по волшебной стране, слушают пение птиц, превращаются в животных, плещутся в воде.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

Здесь последний ребенок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно.

Групповое придумывание сказки.

Педагог берет куклу-марионетку (ребенок испытывал огромную радость, когда брали именно его куклу) и начинает о ней рассказывать сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса Эвелина. » Дети продолжают, сказка обычно заканчивается после первого же круга.

Продумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки.

Педагог говорит: «Сегодня мы с вами превратимся в маленьких волшебников и нарисуем сказочную страну. Закройте глаза и представьте себе ту сказочную страну, которую будете рисовать. Правило всех волшебников: не толкаться и не ссориться».

Каждый ребенок рисует кусочек сказочной страны, затем придумывает общую сказку о том, что было в этой стране, что там происходит сейчас и что будет происходить.

Таким образом, разные формы рассказывания позволяют обогатить речь детей: она становится более образной, дети легче и свободнее выражают свои мысли, улучшается память, внимание становится более устойчивым, у детей развивается способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и уметь встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

Читая сказки, рассказывая, продумывая их, педагог объясняет детям, что каждая сказка нас чему-то учит.

Работа по сказкотерапии дает хорошие результаты. Дети учатся думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, кчатся вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованны, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Учатся фантазировать, сами организовывают игры по сказкам, их речь становится образной, выразительной.

Сказкотерапия как средство коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
skazkoterapiya_kak_sredstvo_korrektsionnoy_raboty_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.ppt574.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сказкотерапия как средство коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. МАУДО г.Ялуторовска «Детский сад №9» Тендентник М.Н. 2017 г.

Коррекция сказкотерапевтическими приемами личностных свойств дошкольников актуально в настоящее время, поскольку, будучи не директивным внушением, сказка в своих символах и коллизиях содержит зашифрованными важнейшие психологические характеристики, модели поведения, социально желательные убеждения и тем самым способствует становлению личности ребенка. Хорошо известны науке и способы коррекции внутреннего мира дошкольника через творчество. Уже сам переход от репродуктивной деятельности к творческой, смена позиции потребительской на созидательную означает переворот в сознании человека.

К сказке интуитивно тянутся люди: ищут скрытый смысл в сказках, возможно, и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно известно. Поэтому сказкотерапия – это лечение сказкой, совместное с ребенком, открытие тех знаний, которые живут в душе. Сказка адресована живому творческому созидательному началу в человеке. Сказка – древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок. Сказкотерапия – это самый древний способ терапии, который возник тогда же, когда люди научились говорить. Сказками передавались духовные знания, моральные ценности, правила поведения в обществе, жизненные основные сценарии и много другой важной информации. Стоит заметить, что в древности сказки и мифы рассказывали не только детям – но и взрослым.

как инструмент передачи опыта “из уст в уста”. Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта. как инструмент развития . В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. как нарратив (рассказ, повествование). Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. СКАЗКОТЕРАПИЯ

Виды сказок по происхождению по содержанию по задаче сакральные (мифологические) народные авторские антропоморфные бытовые волшебные дидактические психокоррекционные психотерапевтические медитативные

Структура сказкотерапевтического занятия: ЭТАП НАЗНАЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 1. Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. Коллективное упражнение. Например: взявшись за руки в кругу , все выполняют «сплачивающее» действие

2. Повторение Вспомнить то, что в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Воспитатель задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз пр. 3. Расширение Расширить представ-ление ребенка, о чем-либо. Воспитатель рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки.

4. Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. Воспитатель проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения. 5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью Воспитатель обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они мо-гут использовать тот опыт, что пробрели сегодня.

6. Резюмирование Обобщить приобретённый опыт, связать его уже с имеющимся. Подвожу итоги занятия, отмечаю каждого ребёнка за достижения, подчеркиваю значимость приобретённого опыта, проигрываю конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт. 7. Ритуал «выхода» в сказку Закрепить новый опыт, подготовить ребёнка к взаимодействию в привычной среде. Повторени е ритуала «Входа в сказку», с дополнением: «Мы берем с собой, все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились». Можно протянуть руки и сделать вид, что что-то берем, затем приложить руки к сердцу.

Картотека упражнений: «Карточки метафор» Цель: научиться лучше понимать друг друга с помощью метафор, узнать с кем ребенок идентифицирует себя. Упражнение развивает образное мышление, способствует развитию коммуникативных навыков. Детям раздаем по 3 пустые карточки (размер 10см х 15см) и задаем следующие вопросы: 1. Если бы ты был сказочным персонажем, то каким? 2. Если бы я был бы режиссером, то кто был бы главным героем твоего фильма или мультфильма? 3. Если ты был бы артистом, то какую роль хотел бы сыграть? Предлагаем на каждой карточке символически изобразить ответ. Далее дети показывают, что они изобразили на карточках, а группа должна угадать, что там было символически зашифровано. Если не удается сразу, то предлагаются подсказки.

«Игра в переформулирование» Цель: повысить самооценку, научиться по-другому воспринимать себя, свои «недостатки». В таблице в графе «Мои качества» указывается те, которые, как мы считаем, что они нам мешают. В другой графе мы находим положительные моменты от этих качеств. Например, Это упражнение помогает осознать, что не стоит бороться с самим собой, так как в этой «борьбе» победителя все равно не будет. Такая борьба только усиливает внутренний конфликт. Главное понять, что те качества, которые мы себе приписываем, нам для чего-то нужны. В психологии это называется «вторичная выгода». Чтобы измениться, нужно перестать получать таким парадоксальным способом «выгоду». Мои качества Что хорошего в том, что я такой(ая) Ленивый Мне не грозит переутомление Застенчивый Никто меня не будет считать наглым Капризный Добиваюсь своего

«Мои преимущества, что я умею делать лучше всего» (с 5-летнего возраста, верхний уровень не ограничен) Цель: повышение уровня самооценки, упражнение способствует личностному развитию и изменению жизненного сценария. Как показывает практика, многим взрослым людям трудно назвать свои преимущества. Считается, что про это говорить не стоит. Надо указывать только на недостатки. Мы умеем быть самокритичными, но совсем не умеем опираться на свои сильные стороны, в то время как именно благодаря сильным сторонам мы можем развиваться и двигаться вперед .

«Приятные воспоминания» (начиная с 6-летнего возраста) Цель: научиться обращаться к позитивным эмоциям, связанным с приятными воспоминаниями. Предлагается вспомнить какую-нибудь историю из жизни, которая ассоциируется с приятными переживаниями. Вспомнить сначала визуальный образ, потом звуки, которые сопровождают этот образ, потом запахи, тактильные ощущения и, возможно, вкусовые. Зафиксируйте, запомните это состояние. В те моменты, когда вы сталкиваетесь с проблемами, неудачами, можно будет запустить ассоциативный ряд приятных воспоминаний, которые помогут справиться с негативными эмоциями.

«Если бы я был волшебником» (начиная с 6-летнего возраста). Цель: научиться осознавать свои желания, понимать, чем желания отличаются от намерений и целей. Мы все любим мечтать. Но мало кто знает, как осуществлять свои мечты. Начиная с раннего возраста, можно помочь ребенку делать определенные шаги для реализации своих желаний. В этом помогут следующие вопросы для обсуждения: – Что ты хочешь больше всего? – Что ты готов делать уже сейчас, чтобы это случилось? – Как ты можешь приблизить свою мечту? – Какие способы есть у тебя для осуществления желания? – Кто может тебе помочь в этом? – Как измениться твоя жизнь, когда ты достигнешь желаемого? – Изобрази свою жизнь после того, как твоя мечта осуществилась? – Что в большей степени тебе помогло в осуществлении мечты? Такого рода обсуждение вместе с ребенком дает возможность поверить, что на самом деле главным «волшебником» в своей жизни является он сам.

«Мои помощники» Цель: осознать свои ресурсные состояния, чтобы опираться на них в трудные минуты. Вспомните, что вам помогает в трудных ситуациях. Например, вы вспоминаете подбадривающие слова отца: «Я в тебя верю!» или момент, когда вам удалось добиться результата.

ВИДЫ СКАЗОК ДЛЯ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. «СОН КОЛОБКА» Жил у бабушки и дедушки Колобок. Он был послушным, а потому никуда не убегал от них. Каждое утро Колобок катился по дорожке в детский сад. Там он играл с друзьями, веселился, пел всем свою любимую песенку о себе, а когда вечером он возвращался назад к бабушке и дедушке, то всегда говорил им, что интересного произошло с ним сегодня в саду. Все нравилось Колобку в детском саду, кроме одного – он не мог лечь в обед в саду спать: плакал, капризничал, долго не мог заснуть, даже пробовал скатываться с кроватки и пытался покатиться из садика домой к бабушке и дедушке. Но однажды его воспитательница – Лисичка, вовремя успела остановить его на пороге детского сада и принести его обратно в группу. Она положила Колобка назад в удобную кроватку, укрыла его теплым одеялом и спросила. – Почему ты, Колобок, не любишь спать в саду? – Потому что это так грустно, лежать в кроватке с закрытыми глазами и ничего не видеть. Это так не интересно! – А ты не просто лежи, а попробуй заснуть, чтобы увидеть интересные сны! – Ласково сказала Лисичка. – Сны? Я не знаю, что такое сны. Они мне никогда не снятся. – Ложись удобнее и я научу тебя видеть сны . – сказала Лисичка. Тогда воспитательница Лисичка посоветовала Колобку не просто лежать в кроватке с закрытыми глазками, а расслабиться, почувствовать какая теплая и удобная у него кроватка и попробовать помечтать о чем-то приятном. Колобок закрыл глазки и попытался сделать все так, как ему сказала Лисичка. И произошло чудо – он заснул и увидел хороший сон. Ему приснился веселый зайчик, который прыгал с ним, потом Волк играл с ним в игру «Догони меня» – и им было очень весело, потом Мишка танцевал с ним под радостную, веселую музыку. А еще Колобку приснилась его воспитательница Лисичка, в его сне она была такая же добрая и приветливая, как и на яву. Она играла с ним в прятки. А потом Колобок со всеми животными: зайчиком, волком, мишкой и воспитательницей Лисичкой взялись за ручки и по кругу заплясали веселый хоровод. Вот такой хороший сон увидел Колобок. Когда он проснулся – у него был веселый и бодрый настрой. Он сразу рассказал воспитательнице и всем зверям в саду свой увлекательный сон. С тех пор, Колобок с нетерпением ждал обеда в детском саду, чтобы увидеть новый интересный сон. Терапевтический эффект – осложненная адаптации ребенка к условиям детского сада. Возраст детей: 2-5 лет.

«РЫБКА БУЛЬ-БУЛЬ» Жила в море маленькая рыбка-Буль-буль. Каждое утро она приплывала в морской детский сад, но ей было очень грустно, она часто плакала, потому что не хотела ни с кем подружиться, ей было совсем не интересно в морском саду и все, что она делала – это плакала и ждала, когда же приплывет мама и заберет ее домой. В этом саду была воспитательница, но она была не обычная рыбка, а золотая. Ее так и звали – воспитательница Золотая рыбка. И вот, однажды, она сказала я маленькой рыбке Буль-буль: – Я помогу тебе, я волшебная Золотая рыбка и сделаю так, чтобы ты больше не плакала в детском саду, чтобы тебе не было грустно. Махнула Золотая рыбка-воспитательница своим хвостиком – и произошло чудо – рыбка Буль-буль перестала плакать, она подружилась с другими маленькими рыбками в группе и они вместе играли, смеялись и резвились в морском саду. Буль-буль даже было странно – почему же она раньше не замечала, какие дружелюбные рыбки с ней рядом в детском саду и как весело и интересно проводить с ними время! С тех пор Буль-буль с удовольствием каждое утро плыла в садик, ведь знала, что там ее ждут ее друзья. Терапевтический эффект – позитивный настрой на посещение детского сада, Возраст детей: 2-5 лет.

« В ТЕМНОЙ НОРЕ» Два друга, Цыпленок и Утенок, пошли гулять в лес. По дороге они встретили Лисичку. Она пригласила друзей к себе в гости, в свою нору, пообещав угостить их вкусными сладостями. Когда малыши пришли к Лисичке, она открыла дверцу в свою норку и предложила им зайти первыми. Только переступили порог Цыпленок и Утенок, как Лисичка быстро закрыла дверь на замок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Как ловко я вас обманула. Побегу я теперь за дровами, разожгу огонь, нагрею воды и брошу в нее вас, малышей. Вот уже вкусный супчик у меня будет». Цыпленок и Утенок, оказавшись в темноте и услышав насмешки Лисички, поняли, что попались. Цыпленок расплакался и стал громко звать свою маму, ведь ему было очень страшно в темноте. А Утенок, хотя тоже очень боялся темноты, не плакал, он думал. И вот, наконец, придумал! Утенок предложил цыпленку вырыть подземный ход. Они начали со всех сил разгребать лапками землю. Вскоре в небольшую щель проник лучик света, щель становилась все больше, и вот друзья уже были на свободе. – Вот видишь, Цыпленок, – сказал маленький Утенок. – Если бы мы сидели и просто плакали от того, что нам страшно сидеть в темноте – Лисичка бы нас уже съела. Надо всегда помнить, что мы сильнее и умнее наших страхов, а потому легко сможем с ними справиться! Цыпленок и Утенок обнялись и радостные побежали домой. Пришла Лисичка с дровами, открыла дверь, заглянула в норку и замерла на месте от удивления . В норке никого не было. Терапевтический эффект –снижение у ребенка тревожности по поводу страха темноты.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, это делает её эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере, а занятия с использованием музыки детям безумно нравятся, а если ребенок что-то выполняет с желанием, то и результаты поражают.

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми

Тамара Посохова
Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

С первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают. Здесь подчас допускаются серьезные просчеты. В одних случаях излишне балуют ребенка, не приучают его к выполнению посильных обязанностей и, таким образом, растят эгоиста, потребительски относящегося к окружающим. В других случаях грубым обращением, окриками, несправедливым наказанием угнетают детскую личность, вызывают отрицательное отношение к предъявленным требованиям, создают психологический барьер между взрослым и ребенком.

С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ на телевидении оставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры, страшилища. А к этому прибавить ежевечерний просмотр родителями фильмов – ужасов, боевиков, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены. Остается только удивляться, как это все выдерживает маленький ребенок.

Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, а также нарушение межличностных отношений, развитие детских неврозов, появление детских страхов, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.

Используя различные методы коррекции, я отдала предпочтение методу сказкотерапии, которая является самым древним психологическим и педагогическим методом.

Использование сказок в работе с детьми играет важную роль, так как они помогают детям преодолеть тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В них противопоставляются добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – это сложная штука и что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребенку, что, если человек не сдастся, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, он в конце концов победит.

Слушая сказки и рассказы, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.

Что могут дать ребенку сказочные истории?

Во – первых, они рождают у ребенка ощущение, что взрослые его понимают, что взрослых интересуют его проблемы и они готовы ему помочь. Реакция ребенка на эти истории может оказаться для него единственным способом, которым он откроет вам свою душу, расскажет о своих трудностях.

Во – вторых, в результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи».Они усваивают такой подход к жизни: «Ищи силы для разрешения конфликтов в самом себе, ты их обязательно найдешь и победишь».

В – третьих, истории дают детям множество вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций.

Использование в своей работе с детьми метода сказкотерапии помогает понять следующие детские проблемы:

– трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями, – это естественные для каждого ребенка конфликты, переживания, обиды;

– переживание ощущения себя человеком, у которого «что 0 то не так», чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение – это результат ощущения собственной малозначимости и попытка таким образом доказать обратное. Такой ребенок часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребенок, кажущийся слабым и «забитым»;

– страхи и тревоги по самым различным поводам. Здесь важно не то, чего боится ребенок, а то, как он боится. Если страх тормозит его развитие, то требуется квалифицированная помощь;

– проблемы, связанные со спецификой возраста.

Регулярность проведения занятий способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности ребенка. Детям нравятся повторения, и это следует учитывать и иногда повторять сказкотерапевтическое занятие, особенно направленное на словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций, выражение замещающей потребности. Здесь необходимо использовать творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, придумай окончание).

Основная цель занятия – снижение психоэмоционального напряжения у детей, вызванного той или иной проблемой.

Идея сказкотерапии в её общенародном понимании примерно такова: терапевт, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предлагает и (или) внушает метафорическое решение этой проблемы. Но сказка может быть использована и для того, чтобы предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы:

1) сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. Язык сказки их сближает;

2) сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдаёт свои положения за что-то более серьёзное, чем символы, метафоры и аналогии;

3) сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом терапевте. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов (формы поведения, режим функционирования душевных сил, похожие на инстинкты, смысл и значение которых выражается в реальных образах и действиях, первого впечатления;

4) сказка несёт свободу;

5) важной чертою сказки является то, что в ходе её происходит трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного.

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

Этап Назначение Содержание

1. Ритуал «входа в сказку» Создать настрой на совместную работу, «войти в сказку» Коллективные упражнения. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.

2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопрос о том, что они помнят, использовали ли они новый опыт.

3. Расширение Расширить представления ребенка о чем-либо. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу из сказки.

4. Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения.

5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели.

6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.

7. Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением.

Принципы работы со сказками

Принцип Основной акцент Комментарий

Осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первы1й взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

Множественность Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Например, обсуждая с ребенком знакомую «Курочку Рябу», можно подвести его к нравственному уроку сказки – «Не в деньгах (золоте) счастье», а также к решению проблемного вопроса: «Какова причина слез деда и бабы?» Можно провести беседу с детьми, задавая по ходу вопросы: о чем эта сказка? Чему нас учит сказка? Причем вариантов ответов всегда будет много. Основной задачей при обсуждении этой сказки – подвести ребенка к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Неожиданных и нестандартных ответов и тем для беседы не надо бояться. Ведь одной из главных задач использования сказкотерапии в коррекционной работе является принятие ребенком сказки, примеривание ее на себя и свою ситуацию, а, следовательно, сказка стандартная превращается в сказку индивидуальную.

Проводя коррекционную работу, взрослый вместе с ребенком стремится рассмотреть сказочную ситуацию со всех сторон. Использование сказкотерапии в коррекционной работе повышает интерес детей, вызывает у них положительные эмоции. В результате детские души и сердца открываются навстречу тем педагогам-творцам, которые стремятся учить и лечить добротой и мудростью сказки.

Использование сказкотерапии для профилактики эмоционального выгорания педагогов Совместно с педагогом психологом, в течении 2011-2012 учебного года нами были проведены встречи с педагогическим коллективом, направленные.

Нетрадиционные приемы повышения эффективности логопедической работы для развития связной речи у детей с речевыми патологиями Цель проекта: Разработка модели коррекционной работы по развитию речи с детьми 5-7 лет на основе идеи комплексирования занятий по развитию.

Сказкотерапия в коррекционной деятельности с детьми дошкольниками

Своим рождением как автономного направления сказкотерапия обязана отечественным учёным. Её идеологами можно считать Т.Д. Зинкевич-Евстигнееву, И. В. Вачкова . Родиной данного направления практической психологии является Санкт-Петербург.

Итак, что определяет термин «сказкотерапия”? Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, рассуждая об основах сказкотерапии, указывает, что восприятие этого метода неоднозначно.

Приём коррекционной работы

Способ передачи основных знаний о жизни

Все эти взгляды отражают лишь какую-то одну грань комплексной сказкотерапии.

Итак, под сказкотерапией понимается

ž Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

ž Сказкотерапия – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие .

Слайд:По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько методов сказкотерапии.

ž Слайд: Рассказывание сказки

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе

Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Согласно Л. Дюсс если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); оказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно невротического состояния.

Метод рисования сказки

ž Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребёнок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

ž Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

ž Для рисования лучше взять карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

Как считает Чех Е.В. абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказки.

Одним из направлений сказкотерапии является куклотерапия. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы – процесс творения новой сказочной жизни. Очень часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя. Поэтому процесс изготовления куклы – это всегда медитация. И главное – в конце работы человек получает замечательный продукт: куклу, которая уже может жить самостоятельной жизнью.

Иногда, создав куклу, ребёнок испытывает чувство опустошённости. В этом случае ему важно понять, что это чувство естественно: для того, чтобы открыться новой жизни, необходимо отпустить старое, дать ему свою жизнь в образе куклы. Некоторые, наоборот, создав куклу, испытывают прилив сил и радость. Кукла становится для них помощником.

Детям до 8 лет ещё сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу. Полезно к этому процессу привлекать родителей, старших братьев и сестёр.

Проблемы, которые можно решить с помощью изготовления и применения кукол

Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие грубой и мелкой моторики.

Разрешение внутренних конфликтов.

Профилактика и коррекция страхов.

Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

Коррекция отношений в семье.

Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

В целом же значение куклотерапии заключается в следующем:

ž Благодаря куклотерапии создаётся особая «терапевтическая среда», стимулирующая развитие личности ребёнка. Кроме того, развиваются:

ž Эмоциональная и моторная адекватность

ž Укрепляется союз с родителями

В психотерапии есть специальное театральное направление – психодрама. Безусловно, проживание под маской множество жизней значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека. Сказкотерапия не могла обойти стороной приём драматизации.

ž Особое место в сказочных постановках занимают сказки-экспромты. Это сказки, которые рождаются «здесь и сейчас», без домашних заготовок. Эффект психологического воздействия таких сказок огромен. Сами актёры подсказывают ведущему повороты сюжета , поэтому постановка превращается в живой процесс сотворчества.

ž Кроме того, актёры вынуждены постоянно удерживать своё внимание, решать сознательно зашифрованные проблемы. Ведущий может в процессе постановки менять сюжет в зависимости от состояния участников.

Следующим направлением сказкотерапии является песочная терапия.

ž Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может быть использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях.

Как пишет Сакович Н.А. [8], «в подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным ».

ž Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Клиент решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др.

В жизни каждый из нас играет множество ролей. Но бывает так, что мы настолько привыкаем к какой-то роли, одному образу, что через некоторое время становимся его рабом. Психологи называют это явление «соответствие образу» Негибкое соответствие , как известно, лишает человека спонтанности. И вновь на помощь приходит сказка. Именно здесь можно измениться, попробовать себя в неожиданных амплуа.

ž Родоначальник – петербургский сказочник и волшебник Андрей Владимирович Гнездилов.

Смысл сказочной имидж-терапии – мгновенное преображение.С новым имиджем человек символически получает и новое прошлое, настоящее и будущее. Прожив жизнь сказочного героя, он приобретает дополнительную силу. В сказочном образе человек может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни.

Немаловажен процесс сказочной имидж-терапии и для детей. Дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. В сказочной среде они могут выбрать для перевоплощения любой персонаж. Можно предложить им ряд аксессуаров и костюмов(накидки, короны, шляпы, перья, игрушечные шпаги и мечи, корзинки, платочки, веера, украшения, ткани и т.п.) для того, чтобы переодеваясь перед зеркалом, «собрали» свой образ.Когда ребёнок соберёт свой образ, , его можно пригласить к большому сказочному зеркалу, чтобы он продемонстрировал своего героя. Находясь в образе,, он может, с одной стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проиграть и усилить необходимые ему модели поведения.

Арттерапия – это терапия искусством, забота о душе с помощью искусства.

В контексте сказкотерапии возможно применение арт-терапевтических приёмов в четырёх аспектах:

ž В практике сказкотерапии используются следующие арттерапевтические техники:

ž Спонтанное рисование (рука рисует сама)

ž Для этого берётся лист бумаги, выбирается формат, созвучны настроению (вертикальный, горизонтальный), выбирается форма листа Включается спокойная музыка. И рука начинает рисовать. Постепенно рисунок может дополняться аппликацией из журнальных вырезок, природным материалом.

Спонтанное рисование помогает выражать свои чувства на бумаге: отыгрывать агрессию, освобождаться от агрессивных чувств, снять психологическое напряжение.

ž Техника анонимного подарка (участники группы выполняют работы на тему «Мои ощущения» (или «Мои чувства или «Мои мысли»). Главное, чтобы участники не видели, что делает их сосед. После того, как работа готова, участникам предлагается перенести их в специальное место. При этом авторы работ остаются неизвестными. Каждый участник рассматривает все работы и и выбирает ту, которая пробудила желание подарить подарок. После этого участники группы изготавливают маленькие подарки с пожеланиями и кладут на те работы, которые им приглянулись. Такое задание помогает научиться чувствовать другого, проявлять о нём заботу, дарить и отдавать.

ž Техника овощных печатей: участники группы вырезают из овощей печати и с помощью их создают композиции. Опыт овощных печатей способствует процессу формирования адекватной самооценки . Ведь обычно печати ставят те, кто обладает соответствующим социальным статусом, а следовательно, и адекватной самооценкой. Так, исподволь, оказывается помощь конструктивно и творчески утверждать себя.

ž Рисование «волшебными» красками: Сначала участники группы делают тесто из муки, соли, подсолнечного масла, клея ПВА, а потом добавляют в него гуашь. Участники группы договариваются между собой, каждый берётся изготовить свой цвет. Для рисования сказки становятся общими. Рисунок выполняется на грубом картоне. В процессе рисования краски не размазываются, а выливаются на картон..Таким образом создаётся объём. Именно с помощью чудесных красок можно рассказать миру о том, что чувствуешь, с чём думаешь, к чему стремишься. В дальнейшем картины используются в качестве декораций или для сочинения рассказов.

ž Техника «мёртвой и живой воды». Участникам группы предлагается выполнить рисунок , например, «Что мне мешает чувствовать себя спокойно». Затем они проговаривают, от чего бы им хотелось освободиться , что они желают полить «мёртвой водой». Затем рисунки сжигаются в огнеупорной вазе , огонь заливается «мёртвой водой»

Телесно-ориентированные техники в сказкотерапии используются в нескольких аспектах:

ž Релаксационный практикум (применение медиативных сказок, «заземляющих упражнений – хождение по разным видам почвы и др.)

ž Формирование навыков позитивной невербальной коммуникации (здесь развиваются способность понимать язык прикосновений, умение поддержать в тяжёлом состоянии с помощью прикосновения. Телесная коммуникация, сопровождаемая образами, прослеживается в таких детских играх, как , например, «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…». Дети говорят, что таким образом они делают массаж.)

ž Спонтанное самовыражение (техника спонтанного танца) Главная идея – отойти от стереотипных движений, ощутить ритм музыки и откликнуться на него гармоничным движением.

В комплексной коррекционной работе с детьми дошкольного возраста используется ряд сказкотерапевтических программ: программа Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой», В основу её подхода могут быть положены слова Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой6»Развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с миром, а также обучение, диагностика и коррекция – вот основные возможности сказкотерапии».

Свой практический опыт в работе с детьми дошкольного возраста с использованием сказкотерапии предлагает Н.Малюткина.Целью её программы является коррекция поведения детей.

В современной психотерапевтической практике широко используется программа эмоционально-волевого развития детей и подростков , разработанная коллективом авторов под руководством Т. Зинкевич – Евстигнеевой – Т.Грабенко и Д. Фроловым. Цель данной программы – коррекция комплекса проблем: страхов, тревожности, плаксивости, подавленности, и др(эмоциональная неадекватность)

Интересной представляется коррекционно-развивающая программа для детей, имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью Н.Погосовой «Погружение в сказку»

ž Наиглавнейшими задачами курса являются: развитие произвольного внимания и обучение искусству расслабления. Приучая мышцы тела расслабляться, успокаиваться, мы помогаем организму восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие

ž На «сказочных» занятиях дети, во-первых, учатся осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания, , а во-вторых, постепенно овладевают «телесным осознанием»(внимание, направленное на внутренние ощущения, идущие от мышц, кожи и внутренних органов).

Программа позволяет решать логопедические задачи

ž В предлагаемых сказочных занятиях мало видимой работы над словом. Невидимая, незаметная на первый взгляд работа готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств. Если мы добьёмся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, , то это неминуемо скажется на речи.

А также способствует решению целого комплекса других проблем

ž Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

ž Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.

Коррекционная и реабилитационная работа с дошкольниками имеет свою специфику. Прямые методы терапевтического воздействия на душевные качества ребёнка часто оказываются неэффективными.

И тогда перед взрослым встаёт вопрос: «Какой приём работы с малышами одновременно является эффективным и щадящим нежную душу ребёнка?»

Таким методом является гениальное наследство человечества – сказка.

«Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста»

«Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольноговозраста» (опыт работы)

Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей дошкольников с нарушениями в поведении и эмоциональном развитии. По данным статистики у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка, наблюдается неадекватное поведение и дети испытывают большие проблемы в общении со сверстниками.

Такая же проблема существует и в нашем детском саду. Ежегодно увеличивается количество детей с нестабильным эмоциональным состоянием среди воспитанников. Как помочь таким детям?

Я изучила психологическую литературу и работы ведущих психологов по работе с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере. Так, например, Хухлаева О. В. предлагает сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок, которые направлены на снижение тревоги, налаживание отношение с окружающими, на повышение уверенности в себе.

Короткова Л. Д. предлагает свои авторские сказки и методические рекомендации для работы с использованием сюжетов сказок, которые дают возможность психологу заниматься коррекционной работой. По ее мнению, через сказку можно апробировать психотерапевтические приёмы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребёнка. Через сказку можно познакомить детей с законами мира, в котором он родился и живёт, и помочь понять и принять их.

Вачков И. В. отмечает, что одним из эффективных методов, используемых в работе с такими детьми, является метод сказкотерапии.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что сказка, является специфической деятельностью ребенка, обладает невероятно притягательной силой, и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. И потому ее необходимо использовать в работе с детьми. Так же она считает, что ребенок, воспринимая сказку, отождествляет себя с положительным сказочным героем. Сказка позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. Сказка предлагает ребенку выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, оказывает позитивную поддержку его возможностей и помогает поверить в себя. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Я посчитала, что моим детям, которые испытывают некоторые проблемы в эмоциональной сфере на помощь тоже может прийти сказка. Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и найти выход из трудной жизненной ситуации, быть более уверенным в себе и т. д.

Передо мной стояла цель:

С помощью сказки оказать помощь детям в развитии эмоциональной регуляции поведения, которое препятствует их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

• С помощью сказки помочь детям преодолевать негативные переживания и страх, уменьшить тревожность, снизить эмоциональное напряжение,

• Развивать в детях самоутверждающие формы поведения, уверенность в себе.

Ребенок, уверенный в себе, с адекватной самооценкой, с положительным отношением к себе и сверстникам, с развитой эмпатией, умеющий свободно выражать свое «Я».

В начале каждого учебного года по результатам диагностики формировались группы детей, нуждавшихся в психокоррекционной помощи. В коррекционные группы входили дети с повышенной агрессией, тревожностью, страхами, застенчивые, с проблемами в общения, гиперактивные, с неадекватным поведением.

Чтобы использовать в своей работе с детьми новую технологию, я подобрала цикл авторских сказок, разработала перспективные планы на старшую и подготовительную группы, составила конспекты занятий. Всего их по 16 занятий на каждый возраст. Занятия проходили раз в неделю. Длительность занятий 30-35 мин.

Основные принципы моей работы:

• Позитивность (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества) ;

• от сказочной ситуации к жизненному опыту ребенка;

•сказочная ситуация должна быть представлена в технике рассказывания сказки, с созданием сказочной атмосферы;

• постепенный переход из роли пассивного слушателя сказок в активного

участника творческого процесса создания сказок;

1. Приветствие детьми друг друга необычными способами. Например, по кругу передавали дети мяч и говорили, улыбаясь своему соседу комплимент. Передавался не только мяч, использовались колпачки, одевающиеся на голову, пушистый хвостик, перышко, мягкие игрушки, и т. д.

2. Вхождение в сказку. Оно осуществлялось с помощью волшебных слов: «Время сказки подошло – началось волшебство»; «Зонтик, зонтик покружись, сказка умная начнись»; «Кристалл волшебный посвяти, путь короткий укажи. Всем дорогу в сказку ласковую добрую, умную, задорную» и т. д. Или с помощью волшебных предметов: ковра- самолета, зонтика, лабиринта, волшебной дорожки, зеркала, лабиринта, платка, зонтика, цветка, волшебной палочки и т. д. Вхождение в сказку являлось очень важным моментом. Его можно назвать – момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того чтобы перенестись в другое пространство, нужна была «волшебная сила», по крайней мере, преодоление ребёнком определённого препятствия или барьера.

3. Чтение сказки. По прочтению задавались детям вопросы по содержанию сказки, обсуждалась конкретная проблема, определялись пути решения и выходы из создавшейся ситуации.

4. Выход из сказки осуществлялся, так же как и вход. Произносились волшебные слова: «Сказка добрая ушла в детский садик нам пора». «Кристалл волшебный посвети, путь короткий укажи – Нам дорогу в детский сад, который каждый видеть рад». Энергия, потраченная на действия, осознания и переживания во время путешествия по сказке, как бы иссякает, и ребёнок автоматически возвращается на обычный уровень осознания и энергии, в привычный реальный мир.

5. Упражнения и игры, которые закрепляли коррекционную задачу, решенную с помощью сказки.

6. Рисование по прочитанной сказке. Под спокойную музыку дети выражают все свои чувства и эмоции, испытанные при работе со сказкой.

7. Ритуал расставания. Дети могут встать в хоровод, пройтись, улыбнувшись друг другу, или, обняв друг друга сказать: «Я тебя люблю».

Начиная работу с детьми с использованием метода сказкотерапии, учитывая сложность поставленных задач, я определила этапы работы:

1 этап – подготовительный (адаптационный)

Цель: Формирование социального доверия. Развитие социальных эмоций.

1. Объединить детей в группу;

2. Снизить эмоциональное напряжение;

3. Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;

4. Помочь детям почувствовать свою принадлежность к группе, ощутить чувство единения с ней;

Первый этап занимает три занятия и является подготовительным. На первом занятии оговариваются «правила и права» общения детей в группе, среди которых ставится условие «не драться и не обзываться в игровой комнате», или же право ребенка позаботиться о себе и не говорить на тему, неприятную для него и т. д.

На первом этапе мы работали по сказкам, которые по большей части, не направлялись сразу на решение серьезных проблем у детей. В подготовительных группах – это «Сказка о подсолнечном семечке», «Как Кенгуренок стал самостоятельным», «Сказка о маленьком Чике», в старших – «Сказка про сказку», «Путешествие в мир сказки», «Лесная школа». Эти сказки были направлены на создание комфортных условий для каждого ребенка, налаживание контакта между детьми и психологом, привыкание к новой и незнакомой для них ситуации, развитие эмпатии.

Для создания игровой сказочной атмосферы, мной была изготовлена кукла Сказочника. Я надеялась, что в общении с куклой у детей проявятся те эмоции, чувства и состояния, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Ведь в диалоге ребенка с куклой происходит «замена» реального контакта со мной, и кукла начинает выступать в роли профессионального персонажа или субъекта. Здесь происходит великий значимый контакт, играющий роль в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.

Когда дети уже привыкли к ситуации в игровой комнате и познакомились друг с другом, и, благодаря созданному положительному настрою, произошло групповое сплочение детей в группе начался основной этап работы.

Второй этап – основной.

Помочь ребенку в решении трудных для него ситуаций, проблем и преодолении нежелательных черт характера.

1. Оказать помощь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов.

2. Корректировать поведение с помощью игр;

3. Учить детей распознавать эмоции по внешним сигналам;

4. Формировать моральные представления;

5. Снять эмоциональное напряжение;

6. Тренировать психомоторные функции.

7. Учить самостоятельно, принимать верные решения.

Были использованы методы и приемы:

• Работа над сочинением продолжения сказки.

• Работа над сочинением сказки.

• Принятие роли сказочного героя на себя.

• Игры, упражнения и беседы, загадки.

• Использование наглядных пособий: рисунков, иллюстраций, игрушек и предметов.

Детям читались сказки: «Смелый гномик», «Медвежонок и баба-Яга», «Приключение медвежонка», «Белочка-припевочка», «Георгин и бабочка», «Сказка о песике по имени Тобик», «История со счастливым концом», «Цветик семицветик». Так сказка «Белочка-припевочка» была направлена на несамостоятельность ребенка. Он всегда говорил «Помогите мне, я не умею». В конце сказки детям задавались вопросы, но большее внимание я уделяла именно этому ребенку. Ему задавались такие вопросы: «Почему так получилось, что Припевочку стали звать неумехой? Что помогло Припевочке достать орешки из шишки? » Отвечая на мои вопросы, ребенок задумался, и ответил: «Она сама придумала, как доставать орешки из шишки. И у нее это получилось».

Читая сказку «Сказка про ежика Витю», которая направлена на трудности в общении со сверстниками, чувство неполноценности.

Эти сказки были направлены на преодоление страхов, неуверенности в себе, корректировку неадекватных форм поведения, изменение неадекватной самооценки. Также эти сказки помогли мне научить ребенка регулировать свое поведение в коллективе, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

После прочтения сказки детям задавались проблемные вопросы, которые побуждали детей искать решение сказочной проблемы:

– Что почувствовал герой в определенный момент?

– Для чего герой так поступил?

– Как бы ты поступил в такой ситуации? и т. д.

Если у сказки был очень большой текст, то я её пересказывала, сохраняя стиль и тонкую авторскую атмосферу. У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности. На занятиях я использовала много наглядного материала, подбирала музыкальное сопровождение в соответствии с содержанием сказки.

Во время работы со сказкой детям предлагалось проиграть конкретную сказочную ситуацию, в которой наглядно представлялась проблема. Детям предлагались роли в такой последовательности: роль смелого и бесстрашного героя предлагалось разыграть детям испытывающим страх и тревожность. Детям застенчивым предлагались роли царя или царевны, где громким голосом они могли отдавать «приказы». Такой прием использовался с целью принятия ребенком роли героя на себя, ведь в своей жизни он не может быть медвежонком, цветиком-семицветиком, белочкой-припевочкой, хвастливой чашкой или подносом. Так оказавшись на месте хвастливой чашки, ребенок прочувствовал ее гордость и обиду, показав это вербальными и невербальными эмоциями. Детям легче было найти выход из ситуации, побывав в той или иной роли.

Так же детям предлагалось самим закончить начатую автором сказку, прослушав начало и только после слов «И вот однажды. » дети по очереди сочиняли недостающий текст. В сказках сочиненных детьми можно увидеть скрытые проблемы ребенка или уже самостоятельно им решенные. Вместе с волшебным изменением образа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор. Если у сказки получился счастливый конец, а чаще всего так и бывает, то вместе с ним и

жизнь детей становится полнее, радостнее, что благотворно отражается и на эмоциональной сфере детей.

Кроме того, детям читались сказки, содержащие ситуативную проблему. Например, нужно было спасти осень из темницы Кощея Бессмертного. Для сочинения детьми сказок использовались картинки: Буратино, Осень, Царевна лягушка, Кощей бессмертный, Емеля и т. д. Дети должны были придумать продолжение сказки. Почти все сочиненные детьми продолжения были похожи на стандартную сказку. Чтобы отойти от традиционного конца, я помогала детям, направляла с помощью подсказок, например, как они представляют Осень, в виде девушки или другого героя? Когда осень освободилась от ледяного замка, как она себя проявила? Чем одарила народ?

Так сказка для меня стала и показательным тестом для кроющихся в душах детей негативных переживаний и дана возможность спланировать работу на будущее.

На этом этапе использовались различные беседы и упражнения, где дети учились говорить о своих негативных переживаниях. Например – страх, тревога.

Дети по желанию рассказывали о ситуациях, когда им было страшно. Я каждый раз просила поднять руки тех детей, у кого было что-то похожее. Обговаривали все возможные страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т. д. Затем дети под спокойную музыку рисовали свой страх, и по желанию рассказывали, что страшное они изобразили. Рисунки оставались в кабинете на ночь, а на следующем занятии необходимо было сказать, присутствует ли еще этот страх у ребенка.

На следующем занятии проводилась беседа «Все ли страхи плохие? » Бояться – это хорошо или плохо? Бывает ли страх хорошим? Например, если мама боится за тебя – это плохо? Бывают ли полезными страхи?

Далее рассматривались рисунки, сделанные на прошлом занятии, и задавался вопрос, как можно с ним справиться и что они с этим страхом хотели бы сделать?

Сказкотерапия – эффективная психологическая методика работы с ребенком

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции, играет большую роль в психоэмоциональном развитии детей. Методика позволяет формировать личность, характер, положительные качества (совесть, чувство долга и взаимопомощи, смелость, честь, справедливость). Чтение детских произведений − наиболее доступный комплексный способ воздействия на сознание, который не портит психику маленького пациента. Это является большим преимуществом, так как психическое состояние дошкольников и школьников очень ранимо, трудно восстанавливается после нанесения вреда.

Понятие сказкотерапии и ее функции

Сказкотерапия – это методика, которая помогает развивать дошкольника, мягко воздействовать на его эмоциональное состояние. Особенно она помогает пациентам с психологическими и поведенческими трудностями. Терапия позволяет бороться со страхами, нерешительностью, агрессивным поведением и другими качествами, которые сильно мешают ребенку. Использование детских рассказов способствует повышению умственных способностей, мышлению, воображению, а также позволяет лучше понимать, как устроен мир.

Цели коррекции при помощи сказок:

  • Уменьшение эмоционального напряжения.
  • Доверительная атмосфера во время прочтения сказки.
  • Восстановление или установление отношений между детьми и взрослыми.
  • Выявление ребенком отрицательных качеств в себе.
  • Помощь в повышении самооценки.
  • Улучшение мыслительной функции, развитие воображения.
  • Повышение уверенности в себе, формирование веры в свои силы.
  • Обучение общению с окружающими.
  • Лечение психоэмоциональных травм, аутизма, синдрома гиперактивности и других патологий.

Сказка показывает пример отношений между людьми. Часто это происходит на примере животных. Произведение помогает увидеть отрицательные и положительные стороны героев, открывает ребенку возможные нежелательные последствия, которые возникли из-за неправильного поведения. В детских рассказах всегда побеждает добро, что показывает дошкольнику или школьнику пример, что лучше быть хорошим, а не плохим. Это все воспитывает моральные качества, учит их быть благородными, добрыми, честными, справедливыми и так далее.

Произведение помогает малышу учиться фантазировать. Он представляет сюжет в разнообразных вариантах, ролях. Если маленький пациент имеет низкую самооценку, то больше подойдет сказка про короля или королеву, принцессу или принца. Дошкольник во время прочтения будет повышать свою самооценку.

Если дошкольник застенчивый, ему больше подойдут сказки про трусливого зайца. Во время прочтения рассказа на приеме у психолога пациент раскроет свои страхи. Если занятие проводится в группе детей, слушатели могут открыть страхи и справиться с ними.

Сегодня родители меньше читают ребенку сказки, что сильно снижает развитие воображения. Дети больше смотрят мультфильмы, слушают аудиосказки. Это сказывается на дальнейшем восприятии школьного материала на слух. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте больше читать малышу.

Детские произведения помогают не только обучать малышей, но и лечить психические травмы. Также сказкотерапия выполняет профилактическую функцию в возникновении психологических патологий. Вымышленные персонажи открывают пациенту проблему на примере какого-либо сюжета, а потом показывают вариант ее решения.

Как сказка помогает ребенку?

Детские произведения раскрывают истину жизни. Дошкольник узнает, что такое добро и зло. Рассказ всегда показывает человеческие ценности, ненавязчиво намекает малышу, как правильно нужно поступать в той или иной ситуации. Дошкольник в ходе чтения тоже делает выбор, как правило, в сторону положительных героев и добра. Произведение позволяет малышу задуматься над поведением и выбором героев, проанализировать правильность их действий.

Психологи советуют родителям обсуждать сюжет с ребенком. Взрослые должны объяснить малышу, где ошибся герой, а где сделал правильно, что плохо, а что нет. Это очень помогает детям в принятии решения по жизни, учит ценностям и размышлению.

Сказочные сюжеты обучают малышей смелости, доброте, искренности, порядочности, целеустремленности. Эти положительные качества в жизни помогают ребенку достойно преодолевать трудности, достигать высот, общаться с окружающими людьми. Дошкольники и школьники с преобладанием положительных качеств более счастливые, успешные, самодостаточные личности.

Сказкотерапию можно использовать в обучающих целях. Она может быть актуальна для изучения математики, геометрии, русского языка и других дисциплин. Методика позволяет в более интересной и простой форме подать материал.

Сказочные произведения дают возможность скорректировать поведенческие отклонения. Их пишут психологи или педагоги. Такие рассказы помогают ребенку исправиться.

Сказкотерапия часто используется для терапии психологических проблем. Рассказ пишут также психологи, социальные работники, педагоги. Сюжет показывает проблему пациента, но в более мягкой форме. Такие сказки позволяют значительно успокоить ребенка, понять смысл, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Если имеется нарушение психики, лучше обратиться к специалисту для консультирования по поводу выбора сказок. Детям с психическими отклонениями можно читать не все произведения. Некоторые из них могут травмировать психику или сильно возбудить ребенка.

Разновидности сказок

Если распределить все функции сказок, то можно выделить несколько разновидностей сказкотерапии. В зависимости от целей лечения или коррекционной работы психологи выбирают тот или иной вид. Выбор может осуществляться также родителями или педагогами.

  • Художественные.
  • Дидактические.
  • Психотерапевтические.
  • Медитативные.

К художественной разновидности произведений относят авторские рассказы и народные сказки. Народные – раскрывают глубокий смысл, древнюю мудрость. Авторские − показывают частную жизнь одного героя.

Дидактические рассказы применяют для обучения детей. Психокоррекционные и психотерапевтические произведения помогают справиться с тяжелым психологическим состоянием или психологической травмой. Для решения какой-либо проблемы специалист по сказкотерапии или психолог пишет сказку персонально для конкретного случая или проблемы (болезни). Это помогает более мягко справиться с травмой или психологическим отклонением. Психотерапевтические сказки отличаются от коррекционных своей лечебной направленностью. Некоторые рассказы используют для диагностики болезней или отклонений в психологии пациента.

Медитативные произведения необходимы для дошкольников с повышенной активностью, гиперактивностью, психозами и другими болезнями. Механизм их воздействия заключается в успокоении, умиротворении пациента, формировании позитивного настроя. Такие произведения читают накануне сна.

Варианты применения сказок

Разнообразие способов работы со сказкой дает возможность повысить интерес детей. Чем больше специалист (психолог или педагог) применяет видов сказкотерапии, тем больше дети тянутся к занятиям.

  • Рассказывание.
  • Сочинение.
  • Рисование.
  • Изготовление куклы.
  • Постановка.

Во время рассказывания сюжета от дошкольника или школьника требуется максимальная эмоциональность и чувственность. Во время воспроизведения допускается изменение сюжета по желанию рассказчика, можно перебивать и задавать вопросы психологу или педагогу. На этом и строится коррекционная работа при помощи сказкотерапии.

Во время сочинения пациент сам строит сюжет произведения, изменяет его, драматизирует, вкладывает все свои чувства. В сказке можно изменять героев, ставить себя на их место. Такой принцип работы помогает воспитаннику улучшить эмоциональное состояние. Сочинение рассказа может осуществляться пациентом совместно с психологом.

Рисование применяют на втором этапе работы с произведением. Пациента просят нарисовать, слепить из пластилина героев, сделать аппликацию. Рисовать можно любыми красками (акварельными, гуашью), а также фломастерами, карандашами. Если состояние пациента тяжелое, он будет изображать мрачные картины, плохих героев сказки (чудовищ), использовать темные оттенки. На фоне сказкотерапии у больного появляются более позитивные сюжеты, яркие краски. Во время рисования малыш раскрывается, успокаивается, уходят тревоги.

Изготовление кукол относится ко второму этапу работы. Пациента просят сделать куклу по сказке (прочитанной накануне или по любимому рассказу). Ребенок во время изготовления куклы успокаивается, расслабляется. На фоне терапии у пациента уходят страх, тревога, стресс. Такой вид терапии тоже относится к медитативным методикам. Часто дошкольник ассоциирует куклу со своим характером и личностными качествами. Работа с куклой позволяет найти решение проблемы через расслабление.

Постановка представления включает прочтение сказки, изготовление кукол или костюмов, придумывание сюжета, представление картины. Участники сценки выбирают себе персонажа, наделяют его качествами (отрицательными, положительными). Методика позволяет расслабить детей, раскрыть в них творческий потенциал. Малыши во время сценки должны ярко выражать чувства и ощущения, которые испытывают их герои. Сказкотерапия при помощи постановки сценок помогает сделать пациентов более общительными, открытыми, адаптированными в обществе, приспособленными.

Во время сценок не используют жесткий сценарий, утомительные репетиции. Больше приветствуется импровизация. Длительные репетиции сильно утомляют детей, притупляют желание участвовать в представлении. Импровизация позволяет раскрыть творческий потенциал, научить ребенка мыслить нестандартно.

Заключение

Сказкотерапия считается очень древним и распространенным способом воспитания, обучения и лечения. Этот метод позволяет развить мышление, воображение, память, восприятие устной речи. Произведения улучшают эмоциональное состояние, помогают справиться с психологическими травмами, изменить поведение пациента к лучшему, снять симптомы гиперактивности, нервозности и других психиатрических патологий. Игнорирование прочтения сказок может привести к эмоциональной и умственной неполноценности.

Читайте также:  Возможности современного оборудования в деятельности учителя-логопеда по сопровождению детей с ОВЗ
Ссылка на основную публикацию