Сказкотерапия в коррекции нарушений речи

Сказкотерапия в коррекции нарушений связной речи у школьников с ограниченными возможностями здоровья

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели “одну забаву”, достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований этих великих личностей была построена современная концепция работы со сказкой.

Сказка, – говорил Э. Фромм, – также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали такие ученые как М, Б. Брун , Э. Пендерсон, В. П. Аникин и другие.

Последние десять лет неоднократно обсуждался вопрос о том, полезна ли работа со сказкой. Конец века все поставил на свои места и сегодня метод работы со сказкой активно разрабатывается в нашей стране многими известными психологами, педагогами и логопедами.

В нашей стране, в Санкт-Петербурге открыт первый Институт сказкотерапии. Он представляет собой научно-практический и исследовательский центр, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Ректор Института – Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева – доктор психологии, сказкотерапевт, автор психолого-педагогической технологии “Комплексная Сказкотерапия”, преподаватель Института специальной педагогики и психологии.

Множество прекрасных сказок для детей, имеющих проблемы и недостатки развития, написано А. В. Гнездиловым – доктором медицинских наук, профессором НИПНИ имени В. М. Бехтерева и кафедры психиатрии МАПО, почетным доктором Эссекского университета в Англии, основателем хосписного движения в России.

Трудно оценить роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, формируют языковые (прежде всего, грамматические) обобщения и практическое усвоение (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций, отражают причинно-следственные взаимосвязи событий. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи (тембр голоса, его сила, темп, выразительность), формирует представления об основных принципах связного сообщения.

Т. Сергеевой написаны и применяются в детских садах уникальные логопедические сказки-помощницы. Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской подобраны замечательные логосказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку.

По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование сказкотерапии облегчает процесс освоения связной речи . Так М. Кольцова считает: “Рассказывая сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то свое, новое. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума”.

Таким образом, сказкотерапия способствует закреплению положительного эффекта не только в развитии личности, но и в развитии связной речи ребенка.

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с умственной отсталостью все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

Как отмечается в пособии Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой [14], обучение связной речи умственно отсталых школьников должно поначалу строиться на темах, близких детям, с опорой на их личный жизненный опыт (пережитое и виденное ими). При этом важной остается задача научить их видеть окружающее, наблюдать, сравнивать, делать обобщения. Для этого хороши упражнения в словесном описании различных предметов или явлений, особенно в плане сравнения.

Так как жизненный опыт умственно отсталых обучающихся весьма ограничен, их речевое развитие идет за счет приобретения разнообразных знаний, поэтому чтение книг должно сыграть большую роль в развитии речи.

Пересказы — популярная, но достаточно сложная форма работы по развитию устной речи обучающихся. Пересказ имеет несколько видов, в зависимости от характера текстов, подлежащих пересказу, и от тех мыслительных задач, которые предлагают детям. Подробный пересказ способствует развитию активного словаря детей, формированию фразовой и связной речи. Дается на не слишком коротких текстах. Легки для первых пересказов ритмические тексты, содержащие повторы, например такие сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

Сегодня психологами, педагогами и логопедами разработаны самые разнообразные формы работы со сказками: анализ, обсуждение, изготовление кукол, драматизация, рисование и другие. Игры и упражнения “сказочных занятий”, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности, повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания (пристальное смотрение на пламя свечи, вглядывание в постоянно изменяющееся движение ленты или куклы, вслушивание в звуки природы, в звон колоколов, в ритм музыки), увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.

Существуют следующие наработанные рекомендации по практическому применению «сказочных» занятий для развития связной речи:

– прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции;

– длительность занятий зависит от возраста детей и их психических возможностей;

– в цикле занятий со сказками нет определенного начала и конца. Занятия со сказками можно проводить в любой последовательности;

– в случае непредвиденного утомления детей занятие необходимо мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла, и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз;

– сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом;

– сказки лишь условно можно поделить на простые и сложные, цикл занятий со сказками построен по типу «от простого к сложному»;

– необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, даже импровизации, надо поощрять особо.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, дети становятся мягче, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру, а, следовательно, преодолевают психологическую боязнь перед самостоятельным высказыванием.

В каждой предлагаемой логопедом сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании.

Сказкотерапевтическое занятие содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (психологический настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки».
Сказкотерапевтический эффект на логопедическом занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки и сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы ребенка, связной речи, обогатить его воображение.

Л.Короткова в своей книге «Сказкотерапия для дошкольников и детей младшего школьного возраста» рекомендует методическую систему работы над сказкой, которая состоит из 2-х этапов:

I этап включает в себя следующие виды работы:

1. чтение сказки логопедом;

2. беседу по сказке на нравственно-духовную тематику, эмоциональное переживание;

3. речевую зарядку (словарная работа, развитие фразовой речи, работа пословицами и поговорками);

4. развитие мышления и воображения (вопросы по сказке, задания на преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою позицию);

5.сказка и экологическое воспитание детей;

6.арттерапия (развитие воображения, восприятия, формирования чувства красоты, мелкой моторики).

II этап предполагает следующие виды совместной деятельности:

1.беседа по содержанию сказки;

2. инсценирование эпизодов или всей сказки;

4. работу над выразительностью речи, тембром голоса, выражением настроения;

5. психокоррекционная работа (снятие тревожности, замкнутости, страха и т.д.).

Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной роли. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует активному развитию его речевой деятельности.

Можно выделить основные направления логопедической коррекционной работы при использовании сказкотерапии:

– формирование культуры речи (правильность, выразительность, четкость);

– развитие артикуляционной и мелкой (пальчиковой) моторики, речевого дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки;

– совершенствование фонематического восприятия, правильного произношения, грамматического строя речи;

– развитие монологической и диалогической формы речи, мыслительных навыков и творческой самостоятельности детей.

Кроме всего сказанного, в каждой театрализованной игре присутствуют сюжетные и ролевые действия. Ведущая роль в них принадлежит логопеду. Роль логопеда в сказке должна служить образцом для подражания. Дети учатся у него ролевым движениям, правильной, выразительной, плавной речи, эмоциональности.

Работа со сказкой позволяет логопеду формировать у ребенка активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать нравственные уроки сказки в свой жизненный опыт, понимать чувства и переживания окружающих и создавать собственные сочинения, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Таким образом, достоинство и роль сказок в работе с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи.

Выводы по главе I:

1. В связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которое представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений.

2. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с умственной отсталостью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения.

3. Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в работе с детьми. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшего развития и социальной адаптации умственно отсталых школьников.

Конспект логопедического подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе ОНР. Тема «Домашние животные»

Конспект логопедического подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе ОНР.

Тема «Домашние животные»

Цель:

– Упражнять детей в составлении рассказа по сюжетной картине, используя коллективно составленный план. Закреплять навык использования межфразовых средств связи: « однажды, как-то раз, один раз, вдруг».

– Активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные» — существительные, прилагательные и глаголы.

– Совершенствование грамматического строя речи ( употребление существительных с предлогами « в, на, за, под, между», употребление существительных в родительном,творительном и предложном падежах, закреплять умение детей использовать в речи названия домашних животных и их детёнышей в единственном и множественном числе, формировать навык употребления притяжательных прилагательных).

– Автоматизация правильного произношения звуков Ш Ж Ч Ц С З.

– Подготовка к обучению грамоте ( определение количества слогов в слове).

– Развитие диалогической и монологической речи, слухового внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, координации речи с движением.

Предварительная работа: просмотр мультфильма « Трое из Простоквашино».

Оборудование: клей, разрезные картинки домашних животных, ватман, картинки корма для животных, картинки детёнышей домашних животных, фигурки деревьев, грибов, кустов ( имитация леса), иллюстрация Т. Ю. Бардышевой « Случай в лесу».

План занятия:

1. Организационный момент.

Л: Ребята, я получила письмо из деревни Простоквашино от кота Матроскина. Он с Шариком уехал погостить к дяде Фёдору в город, а нас попросил присмотреть за своим хозяйством. Нам надо будет не только помочь Матроскину и Шарику, но и рассказать и показать как мы справились. Поможем нашим друзьям?

Л: До деревни нам надо добираться поездом .Садимся все по вагонам и в путь!Впереди встаёт машинист. Им будет ребёнок, имя которого начинается на согласный звук «К».

(Дети встают все друг за другом, кладут руки на плечи соседу, стоящему впереди).

Л: Маша, за кем ты стоишь? М: Я стою за Катей.

Л: Между кем стоишь ты, Миша? М: Я стою между Яриком и Остапом.

Л: Поезд тронулся! Поехали! ( Дети двигаются за логопедом).

В «дороге» индивидуально отрабатываются звуки:

– С — ветерок шумит.

– З — комарик поёт.

– Ц — поёт кузнечик.

Л: Вот мы и приехали .Выходите с поезда и посмотрите какие животные во дворе у Матроскина.

Дети садятся вокруг стола.

(У каждого ребёнка на одежде приклеена геометрическая фигура определённого цвета. Такую же фигуру ребёнок находит на столе и садится около неё).

На столе лист ватмана и рисунки домашних животных, разобранные на части.

Детям предлагается собрать части в единое целое ( у каждого ребёнка свой рисунок).

Дети собирают и приклеивают каждый свою картинку.

Л: Какое же домашнее животное вы увидели? Как оно подаёт голос?

Р: У меня свинья. Она хрюкает и т. д.

Л: Матроскин просил нас позаботиться о них. Ребята, что мы можем сделать?

Д: Покормить (попоить) их.

Л: Правильно! Давайте их покормим и похвалим. Вы ведь знаете поговорку «Доброе слово и кошке приятно». Вспомните, чем питается ваш питомец. Катя, какая у тебя корова? Каждый ребёнок подбирает по 2-3 определения.

В центре стола тарелочка с разнообразным «кормом» для животных.

Ребёнок выбирает нужный «корм» и на каждое слово-определение наклеивает его рядом со своим животным, проговаривая: «Я угощу корову …..сеном. У неё не было …сена». (Т. и Р. п.). Я забочусь о …корове», отвечая на вопрос «Чей хвост? Чья голова?» Выборочно.

2. Л: Какие вы замечательные помощники! Были животные голодные, а стали….сытые. Но, посмотрите, они грустят. Знаете почему? (Ответы детей).

Они потеряли своих детёнышей, помогите их найти! Пойдёмте посмотрим в ближайшем лесочке.

Дети встают из-за стола и с логопедом проходят к «лесочку». Ребёнок находит детёныша своего животного и рассказывает где тот был( предлоги НА, ПОД, В,ЗА).

Л: Давайте отнесём детёнышей к своим мамам. (Дети приклеивают рисунки детёнышей рядом со взрослыми животными, выборочно отвечая на вопрос: « Один котёнок, а много это…котята» и т. д.).

Л: Посмотрите, собирается дождик, как нам укрыть животных от дождя? (Ответы детей). Нужно построить крышу! Дети рисуют крышу каждый над своим животным.

Л: Давайте украсим наши домики и нарисуем такую цифру, сколько слогов в названии животного. ( каждый ребёнок отхлопывает название своего животного, считает в нём количество слогов и пишет на крыше нужную цифру).

Теперь пусть мамы и малыши поспят, а мы тоже отдохнём.

Физминутка.

– Звонко цокают копытца:

Конь к реке идёт напиться:

Физминутка проговаривается два раза, прорабатывается артикуляционное упражнение « Лошадка».

3. Л: Молодцы! Замечательные лошадки у вас получились!

Посмотрите, Шарик оставил нам фотографию .(Т. Ю. Бардышева « Случай в лесу»). Давайте посмотрим, что же такое интересное он запечатлел? Когда это было? В какое время года?Где это случилось? Кто пошёл в лес? Как можно назвать девочку? А собаку? Какая собака? Что она любит? Что случилось с собакой? Как поступила девочка? Разбираются варианты ответов.

Л: Сейчас мы составим рассказ по этой фотографии и обязательно запишем его для Шарика и Матроскина, а поможет в этом план, который мы составим вместе. Коллективное составление плана рассказа.

Читайте также:  Речевые игры как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи

Рассказы детей. Оценка. Логопед записывает рассказы детей.

Л: Очень интересный рассказ получился. Вы очень интересно провели время в Простоквашино и помогли ухаживать за домашними животными!

Запись рассказов и «фотография» прикрепляется к ватману и оставляется для Матроскина и Шарика.

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Домашние животные»

Янина Макарова
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Домашние животные»

Тема: «Домашние животные»

1. Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах.

2. Развитие мелкой и артикуляционной моторики; Дыхательная гимнастика.

3. Учить детей согласовывать числительные с существительными.

4. Развивать логическое мышление на материале лексической темы.

5. Развивать внимание, целостность восприятия.

6. Продолжать учить детей координировать речь с движениями.

7. Продолжать развивать графо-мотороные навыки.

8. Итог занятия.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей, карточки с контурными изображениями домашних животных для пересчета, индивидуальные карточки с изображением наложенных друг на друга домашних животных, картинки с изображением диких животных (еж, волк, цветные карандаши, магнитная доска, магниты.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети входят в кабинет и становятся возле своих стульчиков.

Логопед: Сейчас сядет тот,кто ответит на мои вопросы:

• Назовите животного, которое дает молоко? – Корова, коза.

• Кто охраняет дом человека? – Собака.

• Кто дает шерсть? – Овца.

• Кто ловит мышей? – Кошка.

• Кто помогает человеку перевозить тяжелые грузы, собирать урожай, пахать землю? – Лошадь.

Каких животных мы называли? – Домашних.

2. Развитие мелкой и артикуляционной моторики; Дыхательная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика – игра с мячом «Мяч-ёжик» -эта игра развивает не только мелкую, но и общую моторику, ориентировку в пространстве. Глазомер, ловкость и быстроту реакции. Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)

Взад-вперёд его гоняю. (смена рук)

Им поглажу я ладошку, (соответственно)

Будто я сметаю крошку. (смена рук)

И сожму его немножко, (сжимаем мяч)

Как сжимает лапу кошка. (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

И другой рукой начну. (смена рук)

А теперь –последний трюк: (перебрасывание мяча

Мяч летает между рук! из руки в руку)

Дыхательная гимнастика – упражнение «Погреем ручки» – ребёнок вдыхает через нос и дует на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки (стараться не надувать щёки).

Упражнение «Обезьянка»

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Упражнение «Грибок»

Широко открою рот, Присосу язык на нёбо,

Будто щёлкну я вот-вот. Челюсть вниз – и вся учёба.

Упражнение «Чашечка»

Улыбаюсь,рот открыт: К зубам подняты края –

Там язык уже стоит. Вот и «чашечка» моя.

Упражнение «Часики»

Влево – вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

3. Учить детей согласовывать числительные с существительными.

А теперь, ребята,отгадайте загадки и вы узнаете отгадку:

Тяжело стучат копыта, Заворчал живой замок,

Вымя молоком налито, Лег у двери поперек.

Длинный хвост, рога дугой… Две медали на груди.

Ждут кормилицу домой. Лучше в дом не заходи!

(Корова) (Собака)

Бежит толстушка, Любит кушать он морковку

Хвостик – завитушка, И капусту для сноровки,

Ушки пирожком, А следит за клеткой Толик,

Рыльце пятачком, Там живет пушистый…

На ногах копытца – (Кролик)

Торопится к корытцу.

(Свинья) Мордочка усатая,

Кто ни в жару, ни в стужу Лапкой умывается,

Не снимает шубу? А с водой не знается.

(Овца) (Кошка)

Кто там скачет так игриво Идет, бородой трясет,

Развевая хвост и гриву?Травки просит: «Ме-е-е,

(Лошадь) Дай-те вкусной мне.»

Ребята посмотрите внимательно на картинку. Кто на ней изображен?

– Кошка. Давайте назовем ее детенышей. – Котята. А если один? – Котенок.

Кто изображен на следующей картинке? – Лошадь.

Кто у нее детеныш? – Жеребёнок.

А если много? – Жеребята.

(Свинья – поросята – поросенок; собака – щенки – щенок; корова – теленок; овца – ягненок; кролик – крольчонок; коза – козлята).

4. Развивать логическое мышление на материале лексической темы.

Упражнение «Кто кем был?»

Давайте с вами вспомним, кем были животные, когда они были маленькими?

Собака была щенком. Лошадь была жеребенком. Корова была теленком. Свинья была поросенком. Кошка была котенком.

Игра: «Кто как выглядит». Составление описательного рассказа.

– Какие интересные картинки! Красивые животные! Сейчас я расскажу о корове. Слушайте внимательно, потом вы расскажете о других животных.

Это корова. У нее большая голова, на голове рога. Туловище коровы покрыто короткой шерстью. Четыре длинных ноги и копыта. У коровы длинный тонкий хвост с кисточкой, которым она отмахивается от насекомых.

– А теперь ваша очередь. Кто хочет рассказать про козу?

Дети по очереди составляют рассказ с опорой на картинку, данный логопедом образец и стимулирующие вопросы.

Игра: «Кто чем питается».

Усвоение категории творительного падежа имен существительных.

– Чем питается лошадь? (Травой, сеном, овсом.)

– Чем питается кролик? (Травой, морковкой, капустой.)

– Чем питается коза? (Травой, сеном.)

– Чем питается кошка? (Молоком, мясом (мышами, рыбой.)

– Чем питается собака? (Костями, мясом.)

– Чем питается свинья? (Травой, овощами, зерном.)

– По тому, чем питаются животные,их делят на две группы: хищники – питаются мясом, и травоядные (повторяют хором, которые питаются растительной пищей, травой. Кто из домашних животных хищник? (Собака, кошка.) Остальные домашние животные, какие? (Травоядные.)

Ребята, давайте встанем из-за стола. Слушайте меня внимательно и делайте,как я: – сесть на корточки, похлопать себя по животу, встать, потянуться и погладить руками живот.

Села кошка под кусточек, Встала кошка, потянулась,

Сыра скушала кусочек, Ее шерстка развернулась.

6. Продолжать учить детей координировать речь с движениями.

Теперь возьмите листики, которые лежат у вас на столах. На них изображены животные. Сейчас каждый по очереди посчитает, сколько животных у него нарисовано. (5 свиней, 5 коров, 5 коз, 5 кошек, 5 зайцев, 5 собак)

Упражнение «Четвертый лишний?»

Ребята, посмотрите внимательно на картинки, какие животные на них изображены? Давайте их перечислим.

– Корова, овца, лиса, кролик. Молодцы!

Эти животные все подходят друг другу? Какое животное здесь лишнее?

– Лиса. Правильно, а почему?

– Потому, что лиса – это дикое животное, а все остальные – домашние.

А кто нарисован на следующих картинках?

– Свинья, собака, коза, ёж.

Кто лишний? – Ёж. Почему? – Он дикое животное.

Игра: «Кто какую пользу приносит».

-Собака стережет дом, охраняет хозяина. Какую пользу приносят другие домашние животные? (Корова дает молоко, мясо. Лошадь запрягают и перевозят грузы, пашут. Кролик дает мясо, шкурку, пух. На лошади ездят. Кошка ловит мышей. Свинья дает мясо, кожу. Овца и коза дают шерсть, мясо, молоко.)

7. Продолжать развивать графо-моторные навыки.

А теперь, ребята, возьмите листики, которые лежат перед вами и внимательно на них посмотрите. Какие животные на них изображены?

Домашние.

Давайте все вместе их перечислим. – Лошадь, корова, свинья, собака, коза. Молодцы! А теперь послушайте меня внимательно. Я загадаю вам загадку, а вы попытайтесь ее отгадать.

Он сидит в сарае, в клетке. Любит грызть он и морковку.

С ним клубочки пуха – детки. Он еще похож на зайку.

Он грызет капусту ловко, Кто же это? Отгадай-ка? (Кролик).

Правильно, а теперь найдите кролика среди других животных и раскрасьте его.

8. Итог занятия.

Ребята, что мы делали сегодня на занятии?

– Считали животных.

– Вспоминали о том, какую пользу приносят домашние животные человеку.

– Называли детенышей животных.

– Находили четвертый лишний.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Здравствуй, школа» Цели: 1. Коррекционно—образовательные: – Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Времена года» ОРГ. МОМЕНТ. Д/и. «Когда это бывает?» Дождь поливает, листва опадает когда это бывает? (осенью) Мороз донимает, снег выпадает, когда это.

Конспект подгруппового занятия «Домашние животные». Средняя группа Тип НОД: занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Вид НОД: тематическое. Тема НОД: «Домашние животные». Средняя группа. Цель: актуализация.

Конспект занятия образовательной деятельности в средней группе на тему «Дикие и домашние животные» Программное содержание: формировать знания детей о диких и домашних животных; формировать умение различать животных и их детенышей, правильно.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Домашние животные» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Домашние животные «Как щенок узнал, кто всех важнее» Цель: Актуализация словаря.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и их детеныши» Автор: Скокова Светлана Леонидовна, воспитатель.

Конспект занятия в младшей группе по развитию речи на тему «Домашние животные» Конспект занятия в младшей группе по развитию речи на тему домашние животные. цель: учить детей правильно называть домашних животных, угадывать.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Домашние животные» Задачи. Образовательные: Продолжать формировать у детей представления о домашних животных, упражнять в правильном произношении падежных.

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе на тему «Домашние животные и их детёныши» Конспект занятия для 2 младшей группы на тему: «Домашние животные» (с использованием ИКТ). 1. Образовательные цели: знакомить детей с домашними.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Весна идёт» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 29 ст. Темиргоевской КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО.

Конспект открытого логопедического фронтального занятия в подготовительной группе “Домашние животные”

  • “Дети дома” (2)
  • КОНСУЛЬТАЦИИ (4)
  • СООБЩЕНИЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ (2)
  • ТЕХНОЛОГИИ (5)
  • КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ (6)
  • ГОДОВЫЕ ПЛАНЫ (3)
  • ПРОГРАММЫ (3)
  • ОТЧЕТЫ (3)
  • СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ (1)
  • МАСТЕР-КЛАССЫ (1)
  • ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА (3)

Конспект открытого логопедического фронтального занятия в подготовительной группе “Домашние животные”

Цель: – закрепить и расширить знания детей по лексической теме «Домашние животные и их детеныши».

Задачи:

– учить детей образовывать сложные слова;

– учить образовывать притяжательные прилагательные.

– расширять словарь антонимов;

– активизировать словарь детей по теме, закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа;

– развивать словообразование и словоизменение.

– воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей, трафареты, цветные и простые карандаши.

Ход занятия

Уши чуткие торчком

Хвост взлохмаченный крючком.

А кто в дом идет, она знать дает.

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый, а крючок – вертлявый!

Глазищи, усищи, когтищи, хвостище,

По полю гуляла, травку поедала.

А домой пришла, молока дала. (Корова)

– Где живут эти животные? (Рядом с человеком)

– Как этих животных можно назвать одним словом? (Домашние)

Сегодня мы поговорим о домашних животных, а вы должны подумать, кто же самый нужный для хозяина.

Домашние животные

Самым первым животным, которого человек сделал своим другом, была собака. Шло время. Домашние животные стали сильно отличаться от своих диких сородичей и по внешнему виду, и по характеру. Они миролюбивы и покладисты, не боятся человека, привыкли получать от него пищу, помощь и защиту.

Коровы, бараны, козы, лошади и другие крупные домашние животные –это скот. Скот летом пасется на лугу. Там животные едят свежую травку. На зиму им заготавливают сено. Коров и коз каждый день доят и получают молоко. Из молока делают сметану, кефир, творог, масло, сыр. Баранов и овец стригут, когда у них отрастает шерсть. Из овечьей шерсти делают нитки. Из ниток вяжут шарфы, носки, свитера и делают шерстяные ткани. Коровы, свиньи и бараны дают мясо. Лошади помогают человеку в работе. Они перевозят грузы. Все домашние животные приносят пользу.

Развитие лексико-грамматических категорий.

Игра «Чей, чья, чьи?»

Лапы собаки. Чьи лапы? (Собачьи.)

Копыта коровы. Чьи копыта? (Коровьи.)

Борода козы. Чья борода? (Козья.)

Хвост лошади. Чей хвост? (Лошадиный.)

Морда кролика. Чья морда? (Кроличья.)

Лапы кошки. Чьи лапы? (Кошачьи.)

Игра «Скажи наоборот».

У коровы длинный хвост, а у свиньи… (короткий).

У свиньи толстые ноги, а у овечки… (тонкие).

У свиньи жесткая щетина, а у кошки шерсть… (мягкая).

У козы острые рога, а у барана… (тупые).

У козла длинная шерсть, а у лошади… (короткая).

Игра «Образуй новое слово».

У коровы длинный хвост. Корова какая? (Длиннохвостая).

У козы острые рога. Коза какая? (Остророгая).

У свиньи короткие ноги. Свинья какая? (Коротконогая).

У кролика длинные уши. Кролик какой? (Длинноухий).

У лошади длинная грива. Лошадь какая? (Длинногривая).

У овцы мягкая шерсть. Овца какая? (Мягкошерстная).

У верблюда два горба. Верблюд какой? (Двугорбый).

Игра «У кого кто?»

У коровы кто? (Телята).

У лошади – … (жеребята).

У козы – … (козлята).

У овцы – … (ягнята).

У свиньи – …(поросята).

У кошки – …(котята).

У собаки – …(щенята).

У кролика -…(крольчата).

Физкультминутка. «Пять телят».

Этот теленок пьет молоко.

Этот теленок ушел далеко.

Этот теленок травку жует

Этот теленок копытами бьет;

Этот теленок мычит: «Му-му-му!

Все разошлись! Скучно мне одному!»

Работа с трафаретами. Штриховка и обводка животных.

– О ком мы говорили на занятии?

– Какие новые слова о домашних животных вы узнали?

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме «Домашние животные»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме «Домашние животные» на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме «Домашние животные»

Подготовила учитель-логопед Афанасьева Вера Анатольевна

МБОУ «Начальная школа – детский сад», 2019

Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме «Домашние животные» на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.

1. Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные».

Предметный словарь: кошка, корова, собака, пес, лошадь, конь, коза, овца, кролик; обитатели; сыр, сметана, сливки, творожок, молоко; шерсть; пух; подвал, чердак; конюх, хозяйка, хозяин; хулиганы; овес; сад; лисица; жилище, коровник, сарай, конюшня, клетка, будка (конура), курятник; детвора: ягнята, жеребята, козленок, щенок, поросята; мышки; село; стадо; двор; ферма; лужок; рога, лапы (лапка), копыта; раздолье; груз; польза; глазищи, усищи; шерстка.

Словарь признаков: скотный, хозяйский (двор), домашний, рогатый, крупный, овечий (хор), верный, серенькие (мышки), теплая (шерсть), бабушкин, полезный, нужный, чудесный, теплый (пух), тяжелая (работа).

Глагольный словарь: мяукать, мычать, ржать, блеять, мекать, гавкать (лаять), кормить, ухаживать, заготавливать, прогуляться, выпускать (стадо), поить, причесывать, мыть, постригать, стеречь, переправлять (груз), вязать, приносить, трется, резвиться, пробираться, ловить (мышей), кивать (головами).

2. Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи через использование компонентов театрализованной деятельности в сочетании с показом (сказка «Спор животных» ). У чить доказательной речи через отгадывание загадок с объяснением отгадок по теме «Домашние животные».Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, глаголов от звукоподражаний: “Собака – ( гав-гав ) загавкала. Корова – ( му-му ) замычала. Лошадь – ( иго-го ) заржала. Коза – ( ме-ме ) замекала. Овца – ( бе-е-е ) заблеяла. Кошечка – ( мяу-мяу ) замяукала”). Развитие умения выделять заданный звук в слове («Подними руку, когда услышишь слово с заданным звуком» ), дифференциация на слух и в произношении звуков Д-Т. Соотнесение схемы и слова со звуками Д-Т.

Развитие зрительного (игра «Что забыл нарисовать художник» ), слухового внимания (прослушивание стихотворения «Скотный двор» ); логического мышления (игра «Подарки гостей» ); творческого воображения; подражательности; мимики; жестов (изображение детьми домашних животных); артикуляционной ( «Улыбка», «Лесенка», «Маляр», «Заборчик» ), тонкой (движения, сочетаемые с речью «Прищепки-Кошечки» ) и общей моторики (физкультминутка «Кошка» ).

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении задания (игра «Что забыл нарисовать художник?» ), положительной установки на участие в логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры ( «Прищепки-Кошечки» , мягкие игрушки (лошадь, кошка), предметные картинки (головы животных: собачья, лошадиная, овечья, козлиная, коровья)). Воспитание любви к домашним животным. Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом логопедического заключения.

  • иллюстрации (плакат с изображением домашних животных, картинки голов домашних животных),
  • пальчиковый театр ( прищепки: кошечки, коза, овца, корова, собака) ,
  • мягкие игрушки (лошадь, кошка).

I. Организационный момент.

Логопед: «Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к вам на занятие. Давайте с ними поздороваемся».

Логопед: «Вспомните слова Правителя Города красивой речи: как надо правильно говорить».

Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!

II. Самомассаж лица.

Логопед: «Молодцы! Но, перед тем как приступить к основной части нашего занятия, давайте сделаем массаж мышц лица, лба, щек, ушей, губ, шеи» (под счет).

Звучит магнитофонная запись любой бодрой музыки, и дети делают самомассаж.

Дети потирают ладони.

Хлопают в ладоши.

И лицо теплом своим
Нежно умываем.

Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз.

Пальчики сгребают
Все плохие мысли,

Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.

Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро.

Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.

Их вперед сгибаем,

Сгибают руками ушные раковины вперед.

Тянем вниз за мочки,

Оттягивают уши вниз за мочки.

А потом руками
Трогаем мы щечки.

Легко похлопывают щеки ладошками.

Щечки разминаем, чтобы надувались

Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями.

Губки разминаем, чтобы улыбались

Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу.

Как утята к утке, клювики потянем

Вытягивание обеих губ вперед.

Разомнем их мягко, не задев ногтями

Большие и указательные пальцы разминают обе губы.

Уголками губ мы щечки подниманием

Средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта.

А потом от носа мы к губам стекаем

Спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам.

Губки пожуем мы, шарики надуем

Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щек с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух.

И губами вправо-влево потанцуем

Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый – на верхнюю губу, а левый – на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу.

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит

Язык под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе.

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит

Язык – под нижней губой и поколачивание по нижней губе.

Тянем подбородок и его щипаем

Разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам.

А потом по шейке ручками стекаем

Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами.

III. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: «А теперь, чтобы правильно произносить звуки, выполним зарядку для губ и языка. Повторяйте за мной»:

Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.

Дети выполняют упражнение «Улыбка».

А потом пошел гулять,
По ступенечкам шагать.

Затем увидел маляра:
Красить потолок пора.

Вот и банка с краской рядом,
Обновить заборчик надо.

Язычок наш погулял,
Много нового узнал.
Он немного притомился –
К себе в домик воротился.

Логопед: «А теперь, чтобы узнать, кто из вас самый внимательный поиграем в игру «Подними руку, когда услышишь слово со звуком Д, хлопни, когда услышишь слово со звуком Т» .

Логопед произносит слова с данным звуком (сметана, кошка, творожок, собака, поросята, чердак, копыта, сад).

Логопед: «Ребята, вы все молодцы!»

Логопед: «А теперь, ребята, отгадайте загадку».

Позову – и подойдет, на колени ляжет,
Если очень попрошу, сказку мне расскажет.
Мягенькая шерстка, круглые глазищи,
И расходятся от щек длинные усищи.
Трется ласково у ног, если кушать хочет,
Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.
Убегают от нее серенькие мышки.
От кого они бегут, знаете, детишки? (Кошка)

Логопед: «Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в детский сад! У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Как вы думаете, кто придет к нашей имениннице?»

Дети: «К кошечке придут корова, собака, лошадь, коза, овца».

Логопед: «Как этих животных можно назвать одним словом?»

Дети: «Это домашние животные».

Логопед: «Почему они так называются?»

Дети: «Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает».

Логопед: «Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных».

IV. Игра «Кто спрятался?» (образование притяжательных прилагательных)

Логопед (показывает картинку). «Все гости уже пришли, но спрятались, чтобы сделать кошечки сюрприз. Для того чтобы животные вышли к ней, вы должны отгадать и назвать их».

Дети: (составляют предложения по картинке). «Пришла корова, потому что видна коровья голова. Пришла собака, потому что видна собачья голова. Пришла лошадь, потому что видна лошадиная голова. Пришла коза, потому что видна козлиная голова. Пришла овца, потому что видна овечья голова».

V. Образование глаголов от звукоподражаний.

Логопед: «Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинницу».

Дети: (образуют глаголы от звукоподражаний). «Собака – ( гав-гав ) загавкала. Корова – ( му-му ) замычала. Лошадь – ( иго-го ) заржала. Коза – ( ме-ме ) замекала. Овца – ( бе-е-е ) заблеяла. А кошечка им в ответ – ( мяу-мяу ) замяукала».

Логопед: «Но некоторые из гостей решили не только поздравить нашу именинницу, но и преподнести ей подарки. Посмотрите на картинку. Кто на ней изображен? Как называются их домики? Как вы думаете, что подарил каждый из гостей кошечке?»

Дети: «На картинке изображены: лошадь, корова, собака, кролик. Лошадь живет в конюшне. Корова живет в коровнике. Собака живет в будке. Кролик живет в клетке. Корова подарила кошечке цветы. Собака подарила кошечке косточку. Лошадь подарила овес. Кролик подарил морковку».

Логопед: «Но не только гости решили преподнести кошке подарки, но иона им приготовила сюрприз. Посмотрите на доску. Что на ней изображено?»

На доске висят картинки и схемы этих картинок (дом, том книг, точка, мама с дочкой).

Логопед: «Правильно это картинки и схемы названий этих тартинок. Наша задача назвать картинку и найти ее схему».

Дети выполняют задание.

Логопед: «Вы большие молодцы, справились с задание Кошечки»

VI. Движения, сочетаемые с речью «Прищепки». ( Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного у мизинцу и обратно на ударные слоги стиха).

Логопед: «А сейчас разогреем наши пальчики. Повторяйте за мной».

Кусается сильно кошка-глупышка,
Думает, что это не палец, а мышка.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

VII. Сочинение сказки «Спор животных».

Логопед: «Вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он – самое полезное. Мы сейчас с вами вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное, и попробуем сочинить сказку «Спор животных». (Раздает детям животных из пальчикового театра). Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека».

Дети: (по цепочке придумывают сказку).

« Собака сказала: «Гав-гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.

Кошка не согласилась: «Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.

В спор вмешалась корова: «Му-у-у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я – самое нужное домашнее животное.

Коза возмутилась: «Ме-е-е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я – самое нужное домашнее животное.

Овца заблеяла: «Бе-е-е. А я даю замечательную теплую шерсть. Я – самое нужное домашнее животное.

Лошадь, дослушав овцу, сказала: «Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное».

Логопед: «В это время вышел хозяин и сказал: «Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу». И все животные дружно закивали головами».

VIII. Физкультминутка «Кошка». (Психоречевая гимнастика).

Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.

Логопед: «А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!»

Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).

Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Ее шерстка развернулась.

IX. «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: «Ребята, посмотрите внимательно на картинку. На ней изображены наша именинница и ее друзья-животные. Но вот беда, художник забыл нарисовать некоторые части тел животных. Давайте дорисуем и скажем, чего не хватает у каждого животного?»

Дети: (дорисовывают недостающие части тела и говорят чего у каждого из них не хватает). «У кошки не хватает хвоста. У козы не хватает рогов. У собаки не хватает лапы. У коровы не хватает копыта».

Логопед: «Итак, ребята, наши гости: лошадь, кошка, корова, коза, кролик, собака, свинья, овца. Кто это?»

Дети: «Эти животные – домашние. И для человека они очень важные!»

Логопед: «Правильно! Домашние животные живут рядом с людьми. Люди заботятся о них. Коровы, бараны, козы, лошади и другие крупные домашние животные – это скот. Послушайте стихотворение и ответьте, как называется место, о котором в нем рассказывается». (Дети, прослушав стихотворение до конца, отвечают на заданный вопрос)

Что за шум стоит вокруг?
Громко лает старый пес,
Вот заржали кони вдруг:
Конюх им овса принес.
Здесь мычит корова: “Му-у”,
Вторит ей овечий хор.
И никак я не пойму,
Что за странный это двор?
Там сарай, за ним – конюшня,
Место есть для конуры
И лужок для непослушной,
Очень шумной детворы,
Где ягнята, жеребята,
И козленок, и щенок,
И смешные поросята –
Все резвились, кто как мог.
Летом там для всех раздолье,
Прогуляться за село
Выпускают стадо в поле,
А зимой назад – в тепло.
Их накормят, и напоят,
И жилище приберут,
И причешут, и помоют,
Если нужно – постригут.
Человек заботлив очень,
Верный пес на то в ответ
Стережет жилище ночью
Вот уж много, много лет.
А корова нам подарит
Сыр, сметану, молоко.
Лошадь грузы переправит,
Хоть ей это нелегко,
Из овечьей теплой шерсти
Люди вяжут свитера…
Сколько пользы нам приносят
Обитатели двора!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной группе для детей с нарушением речи проходит в виде путешествия в “Город мастеров”. где дети выполняют различные задания для определения названия профессий. для повышен.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР.

Конспект занятия для коррекции лексико-грамматического строя речи детей на материале лексической темы: “Овощи”.

Коррекция лексико- грамматической стороны речи на материале лексической темы: ” Перелетные птицы”.

Занятие с использованием ИКТ направлено на расширение иуточнение словаря по теме “Домашние животные”. У детей формируется и совершенствуется слоговая структура слова, грамматический строй речи, .

Занятие построено с использованием современных образовательных технологий ( мультимедийная презентация, дыхательная гимнастика, гидрогимнастика, пальчиковая гимнастика, опытная деятельность).

Конспект занятия направленный на расширение, уточнение и активизацию словаря детей на материале лексической темы: “Овощи. Огород”. Расширение представлений о важности труда взрослых. Развити.

Конспект логопедического занятия «Домашние животные»

Конспект фронтального занятия по формированию грамматических средств языка у детей с ОНР

Тема: «Домашние животные»

1. Обучающие:

Закреплять обобщающее понятие, состоящее из двух слов «домашние животные»; расширять и уточнять знания детей о пользе, которую приносят домашние животные, где они живут.

Продолжать учить образовывать названия детенышей животных (теленок, котенок, щенята);

Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных;

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

Учить согласовывать числительные 1,3,5, много с существительными.

Обогащать глагольный словарь детей за счет слов образованных способом звукоподражания.

2. Развивающие:

Развивать связную речь, внимание.

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес и заботу о домашних животных.

Оборудование:

Макет фермы, фигурки домашних животных.

Аудиозапись с голосами домашних животных.

Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Предметные картинки с изображением продуктов питания домашних животных.

Маркеры, круги-модули, мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

Учитель-логопед выставляет макет фермы с фигурками домашних животных.

Вступительная беседа:

-Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? ( Ответы детей).

-Кого вы видите? (Дети называют животных).

-Как, одним словом можно назвать всех этих животных? (Ответы детей).

-Почему мы называем этих животных «домашние»? (Ответы детей — эти животные живут около дома человека, принося пользу человеку, а человек заботится о животных).

-А какую пользу приносит собака, лошадь, корова, овца, кошка. ( Дети отвечают).

-Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали. А теперь послушаем голоса животных и попробуем угадать, кто как говорит.

Лексико-грамматические упражнения:

1. «Кто как говорит?»

Детям предлагается прослушать записи с голосами животных и назвать действия.

2. «Кому чего не хватает?»

-Ребята, как хорошо вы знаете домашних животных, а сможете ли вы, увидеть, что не так на этих картинках?

Логопед предлагает каждому ребенку картинку, где нарисовано домашнее животное с какой-то ошибкой.

Детям необходимо найти ошибку и рассказать, правильно оформив предложение. Бык без рогов. Корова без копыт.

Дети дорисовывают нужные части животным.

-Что у вас получилось, назовите.

-Теперь бык с рогами.

-Значит, чьи рога?

-Теперь корова с копытами.

-Значит, чьи копыта?

Физкультурная минутка

Логопед приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и сделать упражнение.

Вот он крутится волчком Дети кружатся на месте, руки на поясе.

Тузик, Тузик, хвост крючком Кружатся в противоположную сторону.

Вот летит во весь опор Двигаются по кругу,

То на речку, то во двор, совершая поскоки.

То дежурит у ворот- Приседают.

Словом, дел невпроворот Снова двигаются по кругу, совершая подскоки.

3. «Собери семью».

Детям предлагается собрать семью к животному (берётся то животное, которое дорисовывал ребенок в предыдущем упражнение).

На столе разложены картинки с домашними животными и их детенышами. Каждый ребенок собирает семью к своему животному и проходит на круги-модули.

Корова, бык и телята.

Овца, баран и ягнята.

Коза, козел и козлята.

-Расскажите, какая у вас получилась семья.

(У меня корова, бык и телята, значит я собрал коровью семью. У меня лошадь, конь и жеребята, значит я собрал лошадиную семью).

4. «Скажи наоборот». Игра с мячом.

У животных в семье есть и взрослые, и дети. У взрослых животных все части тела большие, а у детенышей маленькие. Мы с вами поиграем в игру « скажи наоборот». Я вам бросаю мяч и говорю про взрослых животных, вы ловите мяч и говорите про маленьких животных. Мяч возвращаете мне.

У коровы длинный хвост, а у теленка короткий хвостик.

У собаки сильные лапы, а у щенка слабые лапки.

У лошади длинная грива, а у жеребенка короткая гривка.

У барана большие рога, а у ягненка маленькие рожки.

У кошки острые зубы, а у котенка тупые зубки.

У свиньи жесткая шерсть, а у поросенка мягкая шерстка.

5. «Накорми животных».

-Наверное, наши животные уже проголодались. Надо их накормить.

На доске висят предметные картинки с продуктами питания для животных.

Дети выбирают для своей семьи животных угощение.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР Тема: « Домашние животные»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР
Тема: « Домашние животные»

логопед МБДОУ № 148 Бахтина Е.Г. Г. Ульяновск

• Закреплять представления детей о домашних животных;

• Дать детям представление о том, где живут домашние животные, какую пользу они приносят человеку, чем питаются, кто какие звуки издает и как за ними ухаживать.

• Формировать навык словообразования;

• Корригировать и развивать связную речь детей;

• Пополнять активный и пассивный словарный запас детей.

• Формировать любовь к домашним животным и желание ухаживать за ними.

Домашние животные (картинки, муляжи, разрезные картинки)

1. Организационный момент

2. Актуализация и проверка знаний, имеющихся у детей по теме «Домашние животные».

-К нам пришли гости, отгадайте, кто они?

Молока кому (корова)

На лапках царапки. (кошка)

4. У кого хвост и грива (лошадь)

5. Дает молоко нам, хотя не корова,

Шерстью своей поделиться готова.

Она непоседа и егоза…

Как называем ее мы? (коза)

6. Толстовата, неуклюжа,

Любит грязь и любит лужи,

Любит спать и любит хрюкать,

Пятачком в грязи похлюпать?

7. С людьми животное живёт.

Его стригут два раза в год.

Даёт нам шерсть, чтоб мы оделись,

В одежде шерстяной согрелись.

В отаре на лугу пасётся.

Как то животное зовётся?

(Отгадки выставляются на магнитную доску)

3. Изучение нового материала.

а) Работа над речевым материалом.

В:-Догадались, кто у нас в гостях?

В:-Как их можно назвать одним словом?

Дети: Домашние животные.

В:Домашние животные живут рядом с человеком и приносят большую пользу. Корова нам дает молоко, кефир, масло, сметану, творог, ряженку. Коза нам дает молоко, шерсть. Овечка нам дает шерсть, из которой прядут нитки. Из ниток вяжут носки, варежки, свитера и делают шерстяные ткани. Лошади помогают человеку перевозить грузы. Собака охраняет дом, кошка ловит мышей. Человек кормит и ухаживает за животными, строит жилище для них.

б) Игра «Кто где живет? »

На магнитной доске изображения домов различных животных, картинки с изображениями животных. Подбираем домик для каждого животного. Дети выходят по очереди к доске, подбирают домик для животного, ставят напротив животного и проговаривают:

-Корова живет в коровнике.

-Собака живет в будке.

-Кошка живет в доме.

-Овцы и козы живут в хлеву.

-Лошадь живет в конюшне.

«Цок-цок-цок! »-лошадка скачет,

На тележке нас везет. Дети скачут, как лошадки на месте.

Останавливаются и ударяют носком ноги по полу.

Снова скачут на месте.

Приседают на корточки и встают.

4. Закрепление изученного материала

а) Расскажите, какую пользу приносят домашние животные.

В:-Собака охраняет дом.

Д:-Кошка ловит ….(мышей)

Д:-Коза дает …. (молоко и шерсть)

Д:-Овца дает ….(шерсть и мясо)

Д:-Лошадь помогает перевозить….(грузы)

Д:-Корова дает …. (молоко)

б) Игра «Кто как голос подает»

Д:-Свинья…. (хрюкает –«хрю-хрю»)

в) Игра «Кто что ест»

В:-Хищные домашние животные едят мясо, рыбу, кости, сметану, молоко, кашу и т. д. Кошка и собака относятся к хищным животным.

Д:-Собака ест …. (кашу, мясо, кости)

Д:-Кошка ест …. (рыбу, молоко, мясо, мышей, сметану)

В:-Травоядные животные едят траву, сено.

Д:-Корова ест…. (траву, сено)

Д:-Лошадь ест ….(траву и сено)

Д:-Коза любит ….(капусту, траву)

Д:-Овца любит ….(траву, сено)

г) Развитие мелкой моторики (работа в тетради на стр. 5)

В:-Что вы видите на картинке?

Д:-Молоко, блюдце и косточку.

В:-Как вы думаете, для кого из домашних животных приготовлено это угощение?

Д:-Молоко-для кошки, а косточка –для собаки.

В:Обведите простым карандашом косточку, коробку с молоком и блюдце, а потом раскрасьте кружку и кружочки на коробке так, как вам хочется,

Вот какой коташка, (идут «кошачьим шагом»)

Круглая мордашка, (гладят лицо)

А на каждой лапке (изображают когти)

Все ему игрушки- (прыжки на месте)

Кубик и катушка.

Котик, словно мячик, (прыгают на месте)

По квартире скачет. (О. Высотская)

д) Развитие навыка связной устной речи.

Воспитатель читает рассказ «Спор животных».

Вопросы к тексту:

-Кто стал спорить?

-О чем спорили домашние животные?

-Что сказал конь?

-Что сказала корова?

-Что сказала собачка?

-Что сказала овца?

-А что сказал человек? Ответы детей подкрепляются зачитыванием соответствующей фразы.

е) Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладоши»

Дети выхлопывают слоговые структуры слов: ко-ро-ва, ло-шадь, ко-за, со-ба-ка, кош-ка, ов-ца и т. д.

ж) Составление домашних животных из разрезных картинок.

Собрать домашнее животное, назвать его, составить предложения по плану.

Какие части тела у него есть?

Домашнее или дикое животное?

Как называется его дом?

Как животное подает голос?

Какую пользу приносит?

5. Подведение итогов.

-Какую тему изучали на уроке?

-Почему их назвали «домашними животными»?

-Каких домашних животных вы знаете?

-какую пользу они приносят человеку?

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР
Тема: « Домашние животные»

логопед МБДОУ № 148 Бахтина Е.Г. Г. Ульяновск

• Закреплять представления детей о домашних животных;

• Дать детям представление о том, где живут домашние животные, какую пользу они приносят человеку, чем питаются, кто какие звуки издает и как за ними ухаживать.

• Формировать навык словообразования;

• Корригировать и развивать связную речь детей;

• Пополнять активный и пассивный словарный запас детей.

• Формировать любовь к домашним животным и желание ухаживать за ними.

Домашние животные (картинки, муляжи, разрезные картинки)

1. Организационный момент

2. Актуализация и проверка знаний, имеющихся у детей по теме «Домашние животные».

-К нам пришли гости, отгадайте, кто они?

Молока кому (корова)

На лапках царапки. (кошка)

4. У кого хвост и грива (лошадь)

5. Дает молоко нам, хотя не корова,

Шерстью своей поделиться готова.

Она непоседа и егоза…

Как называем ее мы? (коза)

6. Толстовата, неуклюжа,

Любит грязь и любит лужи,

Любит спать и любит хрюкать,

Пятачком в грязи похлюпать?

7. С людьми животное живёт.

Его стригут два раза в год.

Даёт нам шерсть, чтоб мы оделись,

В одежде шерстяной согрелись.

В отаре на лугу пасётся.

Как то животное зовётся?

(Отгадки выставляются на магнитную доску)

3. Изучение нового материала.

а) Работа над речевым материалом.

В:-Догадались, кто у нас в гостях?

В:-Как их можно назвать одним словом?

Дети: Домашние животные.

В:Домашние животные живут рядом с человеком и приносят большую пользу. Корова нам дает молоко, кефир, масло, сметану, творог, ряженку. Коза нам дает молоко, шерсть. Овечка нам дает шерсть, из которой прядут нитки. Из ниток вяжут носки, варежки, свитера и делают шерстяные ткани. Лошади помогают человеку перевозить грузы. Собака охраняет дом, кошка ловит мышей. Человек кормит и ухаживает за животными, строит жилище для них.

б) Игра «Кто где живет? »

На магнитной доске изображения домов различных животных, картинки с изображениями животных. Подбираем домик для каждого животного. Дети выходят по очереди к доске, подбирают домик для животного, ставят напротив животного и проговаривают:

-Корова живет в коровнике.

-Собака живет в будке.

-Кошка живет в доме.

-Овцы и козы живут в хлеву.

-Лошадь живет в конюшне.

«Цок-цок-цок! »-лошадка скачет,

На тележке нас везет. Дети скачут, как лошадки на месте.

Останавливаются и ударяют носком ноги по полу.

Снова скачут на месте.

Приседают на корточки и встают.

4. Закрепление изученного материала

а) Расскажите, какую пользу приносят домашние животные.

В:-Собака охраняет дом.

Д:-Кошка ловит ….(мышей)

Д:-Коза дает …. (молоко и шерсть)

Д:-Овца дает ….(шерсть и мясо)

Д:-Лошадь помогает перевозить….(грузы)

Д:-Корова дает …. (молоко)

б) Игра «Кто как голос подает»

Д:-Свинья…. (хрюкает –«хрю-хрю»)

в) Игра «Кто что ест»

В:-Хищные домашние животные едят мясо, рыбу, кости, сметану, молоко, кашу и т. д. Кошка и собака относятся к хищным животным.

Д:-Собака ест …. (кашу, мясо, кости)

Д:-Кошка ест …. (рыбу, молоко, мясо, мышей, сметану)

В:-Травоядные животные едят траву, сено.

Д:-Корова ест…. (траву, сено)

Д:-Лошадь ест ….(траву и сено)

Д:-Коза любит ….(капусту, траву)

Д:-Овца любит ….(траву, сено)

г) Развитие мелкой моторики (работа в тетради на стр. 5)

В:-Что вы видите на картинке?

Д:-Молоко, блюдце и косточку.

В:-Как вы думаете, для кого из домашних животных приготовлено это угощение?

Д:-Молоко-для кошки, а косточка –для собаки.

В:Обведите простым карандашом косточку, коробку с молоком и блюдце, а потом раскрасьте кружку и кружочки на коробке так, как вам хочется,

Вот какой коташка, (идут «кошачьим шагом»)

Круглая мордашка, (гладят лицо)

А на каждой лапке (изображают когти)

Все ему игрушки- (прыжки на месте)

Кубик и катушка.

Котик, словно мячик, (прыгают на месте)

По квартире скачет. (О. Высотская)

д) Развитие навыка связной устной речи.

Воспитатель читает рассказ «Спор животных».

Вопросы к тексту:

-Кто стал спорить?

-О чем спорили домашние животные?

-Что сказал конь?

-Что сказала корова?

-Что сказала собачка?

-Что сказала овца?

-А что сказал человек? Ответы детей подкрепляются зачитыванием соответствующей фразы.

е) Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладоши»

Дети выхлопывают слоговые структуры слов: ко-ро-ва, ло-шадь, ко-за, со-ба-ка, кош-ка, ов-ца и т. д.

ж) Составление домашних животных из разрезных картинок.

Собрать домашнее животное, назвать его, составить предложения по плану.

Какие части тела у него есть?

Домашнее или дикое животное?

Как называется его дом?

Как животное подает голос?

Какую пользу приносит?

5. Подведение итогов.

-Какую тему изучали на уроке?

-Почему их назвали «домашними животными»?

-Каких домашних животных вы знаете?

-какую пользу они приносят человеку?

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР Тема: « Домашние животные»»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР
Тема: « Домашние животные»

логопед МБДОУ № 148 Бахтина Е.Г. Г. Ульяновск

• Закреплять представления детей о домашних животных;

• Дать детям представление о том, где живут домашние животные, какую пользу они приносят человеку, чем питаются, кто какие звуки издает и как за ними ухаживать.

• Формировать навык словообразования;

• Корригировать и развивать связную речь детей;

• Пополнять активный и пассивный словарный запас детей.

• Формировать любовь к домашним животным и желание ухаживать за ними.

Домашние животные (картинки, муляжи, разрезные картинки)

1. Организационный момент

2. Актуализация и проверка знаний, имеющихся у детей по теме «Домашние животные».

-К нам пришли гости, отгадайте, кто они?

Молока кому (корова)

На лапках царапки. (кошка)

4. У кого хвост и грива (лошадь)

5. Дает молоко нам, хотя не корова,

Шерстью своей поделиться готова.

Она непоседа и егоза…

Как называем ее мы? (коза)

6. Толстовата, неуклюжа,

Любит грязь и любит лужи,

Любит спать и любит хрюкать,

Пятачком в грязи похлюпать?

7. С людьми животное живёт.

Его стригут два раза в год.

Даёт нам шерсть, чтоб мы оделись,

В одежде шерстяной согрелись.

В отаре на лугу пасётся.

Как то животное зовётся?

(Отгадки выставляются на магнитную доску)

3. Изучение нового материала.

а) Работа над речевым материалом.

В:-Догадались, кто у нас в гостях?

В:-Как их можно назвать одним словом?

Дети: Домашние животные.

В:Домашние животные живут рядом с человеком и приносят большую пользу. Корова нам дает молоко, кефир, масло, сметану, творог, ряженку. Коза нам дает молоко, шерсть. Овечка нам дает шерсть, из которой прядут нитки. Из ниток вяжут носки, варежки, свитера и делают шерстяные ткани. Лошади помогают человеку перевозить грузы. Собака охраняет дом, кошка ловит мышей. Человек кормит и ухаживает за животными, строит жилище для них.

б) Игра «Кто где живет? »

На магнитной доске изображения домов различных животных, картинки с изображениями животных. Подбираем домик для каждого животного. Дети выходят по очереди к доске, подбирают домик для животного, ставят напротив животного и проговаривают:

-Корова живет в коровнике.

-Собака живет в будке.

-Кошка живет в доме.

-Овцы и козы живут в хлеву.

-Лошадь живет в конюшне.

«Цок-цок-цок! »-лошадка скачет,

На тележке нас везет. Дети скачут, как лошадки на месте.

Останавливаются и ударяют носком ноги по полу.

Снова скачут на месте.

Приседают на корточки и встают.

4. Закрепление изученного материала

а) Расскажите, какую пользу приносят домашние животные.

В:-Собака охраняет дом.

Д:-Кошка ловит … .(мышей)

Д:-Коза дает …. (молоко и шерсть)

Д:-Овца дает … .(шерсть и мясо)

Д:-Лошадь помогает перевозить… .(грузы)

Д:-Корова дает …. (молоко)

Д:-Свинья дает… .(мясо)

б) Игра «Кто как голос подает»

Д:-Свинья…. (хрюкает –«хрю-хрю»)

в) Игра «Кто что ест»

В:-Хищные домашние животные едят мясо, рыбу, кости, сметану, молоко, кашу и т. д. Кошка и собака относятся к хищным животным.

Д:-Собака ест …. (кашу, мясо, кости)

Д:-Кошка ест …. (рыбу, молоко, мясо, мышей, сметану)

В:-Травоядные животные едят траву, сено.

Д:-Корова ест…. (траву, сено)

Д:-Лошадь ест … .(траву и сено)

Д:-Коза любит … .(капусту, траву)

Д:-Овца любит … .(траву, сено)

г) Развитие мелкой моторики (работа в тетради на стр. 5)

В:-Что вы видите на картинке?

Д:-Молоко, блюдце и косточку.

В:-Как вы думаете, для кого из домашних животных приготовлено это угощение?

Д:-Молоко-для кошки, а косточка –для собаки.

В:Обведите простым карандашом косточку, коробку с молоком и блюдце, а потом раскрасьте кружку и кружочки на коробке так, как вам хочется,

Вот какой коташка, (идут «кошачьим шагом»)

Круглая мордашка, (гладят лицо)

А на каждой лапке (изображают когти)

Все ему игрушки- (прыжки на месте)

Кубик и катушка.

Котик, словно мячик, (прыгают на месте)

По квартире скачет. (О. Высотская)

д) Развитие навыка связной устной речи.

Воспитатель читает рассказ «Спор животных».

Вопросы к тексту:

-Кто стал спорить?

-О чем спорили домашние животные?

-Что сказал конь?

-Что сказала корова?

-Что сказала собачка?

-Что сказала овца?

-А что сказал человек? Ответы детей подкрепляются зачитыванием соответствующей фразы .

е) Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладоши»

Дети выхлопывают слоговые структуры слов: ко-ро-ва, ло-шадь, ко-за, со-ба-ка, кош-ка, ов-ца и т. д.

ж) Составление домашних животных из разрезных картинок.

Собрать домашнее животное, назвать его, составить предложения по плану.

Ссылка на основную публикацию