Сказки в развитии связной монологической речи

Пересказ сказок как средство овладения связной монологической речью

Елена Иванова
Пересказ сказок как средство овладения связной монологической речью

Владение связной монологической речью – одна из центральных задач развития дошкольников. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики. Она представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значимые части, связные между собой.

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, узловое образование, которое влияет на организацию речевого высказывания и соотносится с развитием связной речи.

В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу. На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, предполагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребёнка чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают его речевые умения.

Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, А. М. Бородич и других. Все авторы подчёркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат описания, которые вызывают интерес детей, формируют умения описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Подлинно художественные произведения развивают у детей эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей. Начиная со средней группы, программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию. Большое значение имеют индивидуальные и подгрупповые занятия, в процессе которых создаются условия для активного участия каждого ребёнка в пересказе.

На пятом году жизни ребенка уже достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата, что позволяет осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков. В высказываниях пятилеток существенно меняется содержание, на которое влияет общее развитие детей, развитие их способности наблюдать, сравнивать, обобщать, увеличение словаря и тому подобное. Высказывания пятилеток становятся более связными, объемными, информативными, они тематически завершены, есть все структурные компоненты, устанавливаются связи между отдельными предложениями.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение силы голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым,дети могут и сами достаточно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально волевое отношение к высказанному. Дети уже умеют не только говорить достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Они способны менять громкость голоса с учетом содержания высказывания.

Таким образом, возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяется. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире использовать интонационные средства выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно пересказывать тексты.

E.И. Тихеева не отрицала перефразировки литературного произведения как фактора, развивающего речевую речь детей, но придавала ему второстепенное место, на первый план выходила независимая история о ребенке, давая указания о том, как проводить пересказ, для которого она предложила, чтобы выбрать идеальные образы художественной литературы.И еще одно важное качество истории: должно быть четкое соотношение частей с четким определением начала, середины и конца. Если между частями существует четкое логическое соединение, одна часть ведет к другой и объясняет это. Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что пересказывание формирует представление ребенка о структуре связанного утверждения.

Ушакова раскрыла особенности построения пересказывания готового литературного текста и независимого заявления – на картинке, на игрушке, по теме, предложенной учителем. Всесторонний анализ словесных высказываний позволил сделать следующий вывод.

При пересказе текст известен как взрослым, так и ребенку. Передребенком ставится задача обучения: воспроизводить, пересказывать текст, чтобы научиться правильно говорить, хорошо рассказывать. Ребенок знает, что он не сообщает ничего нового для взрослого. Поэтому часто высказываниядетей носят чисто информационный характер: дети передают основное содержание сказки или истории и вообще не думают о форме выражения этого содержания.

С независимой историей педагог также ставит задачу, выполнение которой ребенком способствует развитию его речи, формированию его согласованности.Однако коммуникативная ситуация значительно меняется: содержание истории, которая является ребенком, неизвестно слушателю, они заинтересованы в прослушивании, и интересно рассказать оратору. Анализ детских рассказов, составленный независимо, показал, что связность высказывания в целом существенно зависит от уровня владения построением отдельного предложения, от формирования «программирования» речевых высказываний самой разнообразной сложности.

Эти выводы коррелируют с теми требованиями, которые привели к пересказу и самопознанию E.И. Tихеева. И ее предложение использовать окончание детей как историю, начало которой придумано учителем, по-прежнему широко используется в формировании представлений ребенка о структуре последовательного высказывания – описания или повествования.

Большое значение в работе с живым словом было приложено E.A. Флериной, полагая, что история самих детей развивает навыки мышления и речи ребенка. Успешный прием истории ребенка – его запись в качестве наставника и последующее чтение другим детям.

Е. А. Флерина дала довольно четкие инструкции о том,как учить историю и выбирать репертуар: определение предмета и основного ядра истории, проведение одной линии развития истории, т. е. должна быть четкая структура истории, и изображение должно быть ярко раскрыто и использовать язык простой, но звучный, ритмичный, красочный. Многие преподаватели по-прежнему руководствуются методологическими рекомендациями E.A. Флерина по художественному рассказу, использованию иллюстраций и пошаговому обучению в независимой компиляции согласованных утверждений.

В исследованиях О. С. Ушакова обнаружила, что наибольшая эффективность в преподавании когерентной речи достигается при условии, что работа выполняется не фронтально, а подгруппами и индивидуально. Индивидуальная работа направлена на развитие речевых способностей каждого ребенка. Руководство взрослого человека проводится в атмосфере естественного общения.

В детском саду дети преподают различные виды пересказа: подробные, близкие к тексту, избирательные, сгущенные, креативные.

В дошкольных учреждениях, начиная с младшего возраста, чаще всего используется парафраз, близкий к тексту. Это объясняется не только тем, что оно проще и проще, но и потому, что оно служит средством для исправления содержания чтения во всех деталях в памяти ребенка, а также для усвоения логики выборки и его язык.

Чтобы начать обучение детей дошкольного возраста с таким пересказом, следует из нормативного текста, имеющего четкий развлекательный сюжет, четкую композицию с четко определенной последовательностью действий со знакомыми персонажами с ярко выраженными чертами характера и понятными мотивами поведения и диалогов, доступным языком (без сложных грамматических форм, но с использованием ярких образных средств). Затем вы можете включить в обучающие элементы описания и рассуждения. Для пересказки выбраны народные сказки, истории КД. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Бьянки, Е. Чарушина, В. Сутеева, В. Осеева и другие.

Не рекомендуется пересказывать рассказы в стихах, лирических произведениях, поэтических баснях.

Селективный пересказ включает в себя работу над темой, выбирая из текста ту часть, которая соответствует узкой проблеме, конкретную тему. Отбор проб может выполняться из разных частей текста. Например, вы можете предложить пересказывать все, что относится к акту героя, или которое характеризует картины природы и т. д.

Можно использовать выборочный пересказ, начиная с более старой группы.

В работе с дошкольниками могут использоваться следующие типы выборочного пересказывания:

пересказывание по указанию учителя – пересказ эпизода, сцены, пейзажного эскиза;

пересказывание иллюстрации – воспроизведение только той части истории (сказки, которая изображена на картинке. В пересказе иллюстрация – это не только поддержка воспроизведения содержимого обычно небольшого текста, но и возбудителя эмоций, стимулятора творчества;

– парафраз в параллелях, когда, например, один ребенок пересказывает все, что связано Морозом красным носом, а другое – все о «Морозе голубом носе» (сказка «Два мороза»). Это создает проблемную ситуацию, оживляет оккупацию.

Для пересказки таких рассказов (сказок, в которых сюжетные линии (сказка «Морозко», рассказ Л. Пантелеева «Честное слово» и т. д.) сравнительно легко подбираются.

Сжатый пересказ предполагает передачу только основного содержания текста без подробностей, деталей. Итак, в рассказе Л. Н. В «Птичке» Толстого можно опустить описание ловушки-ловушки устройства для птиц.

Этот пересказ порождает у детей способность вычислять главное, использовать необходимые языковые инструменты. Поскольку это представляет сложность для детей дошкольного возраста, элементы сжатого пересказывания вводятся только в подготовительную группу для школы.

Для сжатого пересказывания не рекомендуется использовать тексты, содержащие диалог. Лучше всего использовать когнитивные тексты, где действие легко прослеживается.

Сжатый пересказ является необходимым этапом в развитии речи. Однако чрезмерное увлечение разрезами может привести к сухости языка и отучить детей от художественных деталей. Поэтому необходимо провести четкую линию между подробными и краткими пересказами.

Творческий пересказ связан с обработкой литературного текста, когда детям специально поручено повторять или дополнять текст. Это творческий процесс мышления.

Работа мысли в пересказе заключается в анализе и обобщении фактов, в понимании связей и отношений семантического содержания, в формировании визуальных образов на основе словесного содержания.

В детских садах старших групп в пересказеиспользуются следующие варианты креативной реструктуризации и добавления:

пересказывание от имени одного из героев;

пересказ с «творческими дополнениями».

По словам Л. М. Гуровича, пересказ от имени героя активно ставит ребенка на место героя, помогает ему войти в изображенные события, поймать истинные отношения между персонажами, глубже проникнуть в смысл их действий и тем самым в смысл работы.

Этот пересказ предполагает интерпретацию всех событий с определенной точки зрения – с точки зрения этого героя. Например, русская народная сказка «Фокс и волк» дети могут проходить от имени лисы, волка или старика, и каждый раз контент будет реконструирован в соответствии с точкой зрения персонажа.

Позиция героя побуждает ребенка изолировать, «вытащить» монолитный авторский сюжет сюжета этого героя, изложить только те обстоятельства и события, свидетелем которых он может быть.

Одной из характерных особенностей пересказки детей от имени героя является явное участие в этих событиях, откровенный опыт ребенка для героя.

Таким образом, пересказ, как своего рода монологическое высказывание, занимает важное место в системе речевой работы в детском саду.

Его роль была высоко оценена многими исследователями, которые подчеркнули важность пересказывания психического, морального, эстетического развития ребенка. Художественный текст выводит ребенка из непосредственно видимого, знакомит с окружающим миром, явлениями, человеческими отношениями, расширяет горизонты детей.

При пересказе развивается способность слушать и понимать литературный текст как произведение искусства, обогащается речь детей, улучшается его структура, выражаются выразительные качества речи, ясность произношения. Однако эти возможности будут реализованы только в том случае, если пересказ систематически изучается.

При описании приобретения старшего дошкольного ребенка в отношении связной речи исследователи также указывают на типичные недостатки. В устной речи старшего дошкольного ребенка присутствует множество неуместных слов, фраз, принудительных необоснованных пауз; в неспособности сформировать и выразить мнение, придерживаться его во время разговора, сосредоточиться на теме выражения. Большинство детей не знают, как планировать свой монолог, организовывать его содержание, ориентироваться в контексте общения, находить необходимое для точного и выразительного выражения мысли и лингвистических средств, контролировать его. Таким образом, речь детей старшего дошкольного возраста довольно бедна, примитивна. Проблема развития когерентной речи у детей старшего дошкольного возраста недостаточно изучена и требует технологического развития.

В перспективе перспектива исследований проявляется в совершенствовании методологии для разработки согласованной речи для детей старшего дошкольного возраста, в частности его культурного уровня.

Пересказ, как своего рода монологическое высказывание, занимает важное место в системе речевой работы в детском саду.

Его роль была высоко оценена многими исследователями, которые подчеркнули важность пересказывания психического, морального, эстетического развития ребенка. Художественный текст выводит ребенка из непосредственно видимого, знакомит с окружающим миром, явлениями, человеческими отношениями, расширяет горизонты детей.

При пересказе развивается способность слушать и понимать литературный текст как произведение искусства, обогащается речь детей, улучшается его структура, выражаются выразительные качества речи, ясность произношения. Однако эти возможности будут реализованы только в том случае, если пересказ систематически изучается.

Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи» «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей» «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Ушинский К. Д.

Мастер-класс «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники» Подготовила: Езжалова Н. Н., учитель –логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области» г.

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3–4 лет Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3-4 лет[/b] Актуальность Массовое явление, связанное с низким уровнем.

Речевое общение со сверстниками как средство развития связной речи дошкольника Владение родным языком и невербальными средствами общения – это суть коммуникативной компетенции человека, которая включает знание языка.

Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников Воспитатель МБДОУ д/с № 7 Гущина И. Н. Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников «Сказки могут помочь воспитать ум,.

Консультация «Сказкотерапия, как средство развития связной речи» Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует.

Традиционные и нетрадиционные методы обучения детей с ОНР монологической речи. Пересказ Ситуация, сложившаяся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих.

Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников Обучение детей творческому рассказыванию начинается в старшем возрасте. У детей уже развиты речевые навыки, умение самостоятельно выбирать.

Владение связной речью Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью,.

Сказкотерапия в развитии связной речи у старших дошкольников

Опыт работы воспитателя с детьми 6-7 лет
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения. Но, к сожалению, специалист не всегда может добраться до проблем речи ребёнка… и на помощь приходит сказка.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм.

Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.

Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. И задача педагогов — так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой – исправлением недостатков речи.

Сказкотерапия-эффективный, развивающий метод для развития связной речи у детей с ОНР III уровня, который позволяет вовлечь ребенка в активную логопедическую работу.
Виды связной речи. Значение сказки в развитии связной речи.

Связная речь относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Отличительными чертами диалогической речи являются: эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса; ситуативность.
Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.

Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания. Простейшие формы диалога (например, реплики-высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения логической последовательности.

Монологическая речь (монолог), понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной жизни). Монолог – наиболее сложная форма речи, служащая для целенаправленной передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

Основные свойства монологической речи:
односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи.

Читайте также:  Конспект НОД: Автоматизация звука (Р)

В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются: описание, повествование, элементарные рассуждения.
К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описание, повествование и др.)
Относятся: связность, Последовательность, логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Таким образом, связная речь включает в себя две формы речи:
Монологическую и диалогическую. Монолог более сложная форма речи.
В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Водовозовой В.М., Ушаковой О.С. и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности использования сказки для развития связности речи детей. Н. Погосова отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:
Лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;

Активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;
При пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербальнообразный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).
Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Сказкотерапия в системе логопедических занятий преследует следующие цели:
Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;
Совершенствование лексико-грамматических средств языка;
Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
Развитие диалогической и монологической речи;
Эффективность игровой мотивации детской речи;
Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом;
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка;
Приобщение детей народному фольклору.

Использование сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:
Активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
Самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов
Самовыражения в речи и движении;
Творчество — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
Эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

Произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
Связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о сказочных образах.
Итак, метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил сравнительно недавно, и сегодня является одним из наиболее перспективных.
Работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у детей не возникает ощущения давления. Педагог как будто просто рассказывает сказки, использует “сказочные” занятия, но, как показывает практика и исследования специалистов, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие, поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.

НОД по развитию речи у детей с ОНР III уровня посредством сказкотерапии.
Обучение пересказу на материале сказок проводится на логопедических занятиях, которым предшествует работа по формированию у детей грамматически правильной речи с использованием логосказок Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской.

Пересказ предусматривает наличие у детей навыка владения фразовой развернутой речью, восприятия и понимания содержания текста. В современных трудах по дошкольной педагогике, подчеркивается особая роль пересказа в формировании связной монологической речи, поэтому пересказу сказок на коррекционных занятиях уделяется большое внимание.

При пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом посредством имитации дети усваивают нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование сказок позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» – внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи. Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями.

В непосредственно образовательной деятельности по пересказу сказки сочетаются с формированием у детей навыков рассказывания элементы творчества.

Используются следующие приёмы:
Придумывание и завершение сказки,
Составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстративный материал,
Коллективное сочинение сказки.
Составление вопросов к сказкам умение в контексте задать вопрос, это является одним из показателей успешного развития дошкольников.
Постановка проблемного вопроса к содержанию сказки (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). Дети начинают искать
Свои варианты, то есть решать поставленную проблему;
Объединение двух коротких рассказов или сказок в одну с новым сюжетом;
Ведение вместо привычного главного героя продуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло;
Конструирование слов, словосочетаний и предложений (составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого – по словечку» «Колобок» – «Колобок катится» – «Колобок катится по дорожке» – «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.);
Придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения;
Усложнение восприятия давно знакомой сказки, создание элемента неожиданности, загадочности.
Пример: из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов. Мы предлагаем детям игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка.

Придумывание дополнительных монологов героев известных сказок.
«Что могла бы сказать муха, когда нашла денежку, купила самовар?» Создание коллажей из сказок и составление по ним новых сказок.
Таким образом, дети постепенно овладевают доступными приемами творческого преобразования сюжета – рассказ по аналогии, пересказ с заменой персонажей или некоторых существенных деталей обстановки, с включением новых действующих лиц и т.д.

Этапы работы по развитию связной речи посредством сказкотерапии.
I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод – словесная игра.)
Цели: интонировать голоса героев сказки; использовать звукоподражательные слова, голоса животных для развития артикуляционного аппарата; знакомить детей с образными выражениями и смысловыми оттенками слов; обращать внимание детей на содержательную сторону слова; использовать игры, в которых малыши продолжают высказывания взрослого.
К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа.
II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование.)
Цели: раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию; воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение, составлять совместно словесные описания; активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы.
III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.
Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Очень важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.

Сказки для развития монологической речи

Сказки для развития монологической речи

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучений и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенность сказок.

К. Д. Ушинский пишет: «Родное слово… объясняет ребёнку природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик…».

Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребёнок впитывает укоренённую в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. В. Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вне его находящимся миром действительности».

Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:

донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;

воспитание любви ко всем людям и природе;

расширение кругозора и представлений о мире;

закладывание нравственных основ и начал;

развитие связной речи.

Использование сказки в системе логопедических занятий:

Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.

Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Развитие диалогической и монологической речи.

Эффективность игровой мотивации детской речи.

Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.

Формирование нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок.

Существительные: великан, весна, восход, встреча, голова, гордость, день, добро, добродетель, доверие, достоинство, друг, дружба, жар, жара, зима, знание, истина, красавец, ласка, мир, мороз, награда, надежда, нищета, нужда, одобрение, отечество, полдень, похвала, почёт, правда, радость, горе, горесть, грусть, огорчение, скорбь, рассвет, свет, свобода, скромность, слава, смелость, смех, счастье, труд, труженица, успех, утро, карлик, осень, закат, разлука, расставание, скромность, смирение, ночь, зло, порок, недоверие, недостаток, враг, вражда, холод, стужа, лето, невежество, заблуждение, урод, строгость, грубость, война, ссора, наказание, безнадёжность, отчаяние, разочарование, роскошь, достаток, осуждение, чужбина, полночь, порицание, позор, презрение, ложь, обман, закат, сумрак, мрак, темнота, неволя, рабство, угнетение, тщеславие, позор, трусость, робость, плач, горе, безделье, лень, лодырь, неудача.

Прилагательные: вежливый, виноватый, высокий, горячий, скромный, дорогой, живой, здоровый, искренний, легкий, любимый, молодой, мудрый, настоящий, огромный, полезный, положительный, прилежный, румяный, сильный, смелый, солнечный, сытый, толстый, хитрый, хороший, честный, чистый, щедрый, юный, ясный, грубый, правый, низкий, холодный, тихий, дешёвый, мёртвый, больной, лицемерный, безобразный, трудный, ненавистный, старый, глупый, фальшивый, крохотный, маленький, вредный, отрицательный, ленивый, бледный, слабый, трусливый, робкий, голодный, тонкий, холодный, простодушный, плохой, бесчестный, грязный, скупой, старый, тёмный.

Глаголы: брать, веселиться, возвышать, возникать, впускать, встречать, входить, жить, забывать, запрещать, кричать, медлить, спешить, радовать, уважать, хвалить, хохотать, грустить, тосковать, скучать, печалиться, унижать, исчезать, выпускать, ложиться, провожать, расходиться, выходить, молчать, спешить, стыдиться, огорчать, печалить, презирать, бранить, плакать.

Наречия: быстро, вместе, вперед, много, можно, нежно, поздно, громко, густо, дорого, легко, тепло, умно, ясно, медленно, отдельно, врозь, порознь, назад, тихо, редко, трудно, мало, грубо, рано, холодно, глупо, темно.

Словарь антонимов, используемый при изучении народных и авторских сказок.

Существительные: весна – осень; восход – закат; встреча – разлука, расставание; голова – хвост; гордость – скромность; гордость – смирение; день – ночь; доверие – недоверие; достоинство – недостаток; друг – враг; дружба – вражда; жар – холод; жара – стужа; жизнь – смерть; защита – нападение; зима – лето; знание – невежество; истина – заблуждение; красавец – урод; ласка – строгость, грубость; мир – война; мороз – зной; награда – наказание; нужда – достаток; одобрение – осуждение; отечество – чужбина; полдень – полночь; похвала – порицание; почёт – позор; правда – ложь, обман; радость – горе; рассвет – закат; свет – темнота; свобода – неволя; слава – позор; смелость – трусость; смелость – робость; счастье – горе; труд – безделье, лень; труженица – лентяйка; успех – неудача; утро – вечер; храбрость – трусость.

Прилагательные: громкий – тихий; вежливый – грубый; виноватый – правый; высокий – низкий; горячий – холодный; дорогой – дешёвый; живой – мёртвый; здоровый – больной; искренний – лицемерный; лёгкий – трудный; любимый – ненавистный; молодой – старый; мудрый – глупый; настоящий – фальшивый; новый – старый; огромный – крохотный; полезный – вредный; положительный – отрицательный; прилежный – ленивый; румяный – бледный; сильный – слабый; солнечный – пасмурный; сытый – голодный; толстый – тонкий; хитрый – простодушный; хороший – плохой; честный – бесчестный; чистый – грязный; щедрый – скупой; юный – старый; ясный – тёмный.

Глаголы: брать – отдавать; веселиться – грустить; возвышать – унижать; возникать – исчезать; впускать – выпускать; встречать – провожать; входить – выходить; говорить – молчать; гордиться; стыдиться; забывать – вспоминать; запрещать – позволять; кричать – шептать; медлить – спешить; радовать – огорчать; уважать – презирать; хвалить – бранить; хохотать – плакать.

Наречия: быстро – медленно; вместе – отдельно; вперед – назад; легко – трудно; много – мало; можно – нельзя; нежно – грубо; поздно – рано; тепло – холодно; умно – глупо.

Использование народных и авторских сказок при прохождении лексических тем, для проведения занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе.

Русские народные и авторские сказки

Развитие связной речи детей через сказки и сочинение их на новый лад.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций.

К сожалению, сегодня у многих детей к старшему дошкольному возрасту уровень развития связной речи ниже положенной нормы. В силу возрастных особенностей развития, у дошкольников уровень передачи эмоциональных состояний героев недоразвит, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту.

Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении.

В возрасте 5-6 лет речь детей должна быть сформирована полностью, они должны не только правильно строить предложения, но и правильно отвечать на вопросы и рассказывать о своих наблюдениях.

Детей с самого раннего возраста привлекает смысловая сторона языка. Они придумывают новые слова, сами того не замечая. Но не у всех детей к определенному возрасту достигается определенный уровень развития речи.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Связная речь – смысловое, развернутое высказывание, которое должно обеспечивать взаимопонимание между людьми. Связная речь должна быть понятна для собеседника.
Она развивается медленно. Ее развитие протекает совместно с развитием мышления и именно она (связная речь) отражает содержание предметного мира.
Основной ее функцией является коммуникативная функция, которая напрямую связана с общением и взаимопониманием .Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности.

Повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста возможно через сказки и сочинение сказок на новый лад.

«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение». Д. Родари.

Мир сказки удивителен и уникален. В этом мире уживается добро и зло. Именно сказка учит детей нравственным нормам поведения.

Читайте также:  Значение формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

К сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.
С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше.А между тем сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.
Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.о меньше.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.

Сказки определяются по содержанию: Антропоморфные

Антропоморфные сказки:в этих сказках животные, предметы, явления, мифологические создания наделены человеческими качествами.

Бытовые сказки:в их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки на семейно-бытовые темы.

Волшебные сказки:перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер,

Сказки по происхождению: Сакральные (мифологические)

Сакральные (мифологические) и народные сказки: Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс “мифосложения” и “сказкотворчества” был связан с принципом “оживотворение».

Авторские сказки: Более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, мы, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекций.

Сказки по задаче : Дидактические

Дидактические сказки: Создаются педагогами для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок “подаются” учебные задачи.

Психокоррекционные сказки: Создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается “замещение” неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Психотерапевтические сказки: Сказки, врачующие Душу.

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.

Медитационые сказки: Успокаивают, расслабляют, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, так как в них закладываются лучшие представления о самих себе. Слушая эти сказки, дети светлеют душой, начинают более осознанно воспринимать окружающий мир и понимать своё место в этой жизни…

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет – апогей сказочного мышления. Сказка – это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.

А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста.

Игра в сказку – способствует активизации разных сторон речи детей:

  • Словаря;
  • Грамматического строя;
  • Диалогической и монологической речи;
  • Совершенствованию звуковой стороны речи.

Развитие связной речи старших дошкольников в программе осуществляю через разнообразные формы организации занятий. На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать сказки и небылицы. Занятия по ознакомлению с художественной литературой вырабатывают у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.

Систему развития связной речи разделила на 4 этапа:

  • I Этап. “Рассказывание”;
  • II Этап. “Пересказывание”;
  • III Этап. “Играем в сказку”;
  • IV Этап. “Сочинялки”.

На каждом из этапов работы по развитию связной монологической речи особое внимание уделяю обучению пересказыванию, поскольку этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания

Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы.

Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческие способности вашего малыша. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить малышу позитивные эмоции, и наши методики. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Существует множество методов, которые позволяют пополнить словарный запас малыша, закрепить грамматический строй речи, научить выражать эмоции, развить речь и фантазию. Дети 4 лет могут сочинять сказки вместе со взрослыми, а 5-6-летние ребята уже свободно могут сочинять сказки самостоятельно.

Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой– организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования..

Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Одним из эффективных средств развития речи детей является обучение сочинению сказок.

Важным моментом в развитии детей дошкольного возраста является умение самостоятельно придумывать сказки и рисовать содержание сказки. Как показала практика, девочки и мальчики придумывают сказки по-разному, создают образ героев сказок на рисунке и получают от этого удовольствие. Дети с наиболее веселым характером рисуют яркие, красочные, веселые образы, а у застенчивых, замкнутых детей образы бывают скованными,

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал.

Дети сочиняют и рассказывают сказки по следующим методикам:

1. Рассказ о сказочных героях.

Приносим шкатулку, в которой находятся изображения сказочных героев, и предлагаю детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.

2. Пересказ сказки.

Обращаем особое внимание на то, как перескажет сказку ребенок: что окажется в ней для него важным, а что – нет, на чем он заострит свое внимание, какие подробности добавит, а от каких, наоборот, предпочтет избавиться. Это важно потому, что рассказчик расставляет акценты именно на те детали, которые значимы лично для него.

3. Рассказ сказки по кругу.

Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки,

При этом следующий рассказчик начинает повествование с того места, на котором остановился предыдущий.

4. Рассказ сказки от лица различных персонажей.

Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации. В результате работы по этой методике появиляются много новых сказок, ведь сказка, рассказанная от лица Ивана Царевича совсем не похожа на сказку, рассказанную от лица Серого волка.

5. Переписывание или перевирание сказки.

Благодаря этой методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так, как пожелает он сам. То развитие событий, которое предпочтет ребенок, будет соответствовать его внутреннему состоянию, а значит, позволит ему избавиться от внутреннего психоэмоционального напряжения.

Можно не только переписывать конец сказки, но и “перевирать” её полностью. Например, почему бы не переделать отрицательных персонажей?

Наши дети по мотивам сказки Ш.Перро “Золушка” сочинили свою сказку, в которой мачеха и ее дочери перевоспитываются, становятся добрыми и трудолюбивыми. И сразу же в их сказке дочери нашли замечательных женихов и удачно вышли замуж.

6.Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре. Например, мы с детьми переделали сказку К.Чуковского “Мойдодыр” в детективную историю.

7. Сказка “наизнанку” – придание сказочным героям противоположных черт характера. Так, девочка Элли превращалась в трусишку, злая Бастинда становилась доброй, а “трусливый” лев ничего не боялся.

Инсценирование сказки – наша любимая драматизация. Спектакли по сказкам готовятся достаточно долго и проигрываются не один раз, например, для родителей и детей других групп. При этом маленькие актёры по своему желанию могут выбрать ту роль, в которой им комфортно. Дети становятся дружными, раскрепощёнными, уверенными в себе. В постановках решается важная проблема: детям предстоит идти в школу. Опыт публичных выступлений поможет им уверенно чувствовать себя при ответах у доски, они будут легко вступать в контакт со сверстниками. До постановки спектакля воспитанники группы выходят к ребятам младших групп, для которых будет показан спектакль. Они играют с ними в народные игры, инсценируют небольшие сказки. Маленькие зрители и актёры учатся общению. Дети приобретают опыт наставничества, ответственности и желание проявлять заботу о малышах.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Сказка-то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг. Так , давайте дадим им такую возможность. И пусть сказка всегда будет путеводной звездой в жизни каждого! Да здравствует сказка!

Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей

Консультация для педагогов
«Овладение монологической речью через сказку»

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Ограниченность речевого общения может негативно влиять на формирование личности младшего школьника, способствовать развитию отрицательных качеств характера (нерешительности, негативизма, чувства неполноценности).
К числу важнейших задач относится формирование у них связной монологической речи. Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности (В.П. Глухов, 2004). Это форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие. Ведь адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.
Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
– информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
– воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
– эмоционально-оценочная.
Одним из методов в развитии монологической речи, применяемых в работе с детьми, является использование сказки. Сказка есть наиболее универсальный, комплексный метод воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введению их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно, строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть не большой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой. Большую роль в рассказывании сказки играет интонация, усиление и ослабление голоса. Старайтесь передать характер героев сказки, так как в книге вы не найдете подробное описание героев.
Достоинство и привилегии данного метода т. е. использование сказки, заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущение давления. Однако «сухое» прочтение сказок не будет иметь широкого коррекционного воздействия. Необходимо искать различные средства, которые помогут детям лучше воспринять сказку.
Наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребенка, является театральная деятельность – искусство синтетическое, воздействующее на детей целым комплексом художественных средств:
чевого воспитания детей дошкольного возраста. Необходимо научить каждого ребёнка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли в монологической речи. Речь дошкольника должна бытхудожественное слово, наглядный образ, художественно – декоративное оформление, музыка, песня, танец. Умелое использование театрализации оказывает большую помощь во всестороннем развитии личности ребенка, в развитии индивидуальных способностей, творческой фантазии. Участие детей в постановке спектакля способствует развитию пластики, координации движений, артикуляции, речевой выразительности. У детей развивается умение интонационно разнообразно передавать текст в зависимости от его содержания, эмоционально пересказывать услышанное.
Целенаправленное использование средств театрального искусства будет повышать уровень развития связной монологической речи у детей с нарушениями речи и развивать их индивидуальные творческие способности, что является ведущей идеей представленного опыта.
Так же для развития монологической речи в младших группах можно воспользоваться творческими методами работы со сказками:
– сказки с новым концом;
– сказки про самого себя;
– моделирования сказки;
– сказки по аналогии с известными;
– сказки о любимых игрушках;
– сказка с новой ситуацией;
– сказки слюбимыми героями.
Их описание поможет более широко и разнопланово использовать полюбившиеся детям тексты.
Эффективным приемом является драматизация сказки или отрывков из знакомых сказок или кукольный театр интересный в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например: «Теремок»
Ребенок приобретает достаточный запас слов и начинает грамматически правильно строить фразы, нормально произносить звуки. Активный словарный запас, которым располагает ребенок в 4 года, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать событие, участником которого был он сам.
Развитие связной речи является одной из центральных задач реь живой, эмоциональной, выразительной.

Читайте также:  Конспект КРО по развитию фонетико-фонематической стороны речи

Использование сказкотерапии в развитии связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня

Развитие связной монологической речи по средствам сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита. Выделяют три уровня речевого развития детей:

дети с ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Нормативный возраст для формирования правильного звукопроизношения – от 4 до 5 лет. В этот же период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.

Я в своей работе активно использую сказкотерапию. Здесь и выработка дикции, развитие интонации, эмоциональности, памяти, мышления, общей, мелкой моторики.

Сказка – это один из основных жанров устного народно – поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира. Осмысляя сюжеты творчества, мы учимся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих на страницах сказки. Мы формируем определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характера. Образы героев приглашают нас принять участие в процессе самопознания.

Сказка представляет собой мощное средство психокорекции. Человек учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации их изменения. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, рассказывают о проблемах человека, и каждый может узнать себя. К таким сказкам относят сказки сочиненные самим ребенком и сложенные совместно с ребенком.

Дидактические сказки раскрывают смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Таким образом, работая со сказкой, можно оказать на ребенка определенное воздействие. У детей не возникает ощущения давления. Практика показала, что сказки прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.

Игры и упражнения таких занятий, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.

Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания, например, пристальное смотрение на пламя свечи, вслушивание в ритм музыки, увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.

В каждой предлагаемой мной сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания дыхания.

Путешествие по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Таким образом, достоинство и роль сказок в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги. Используя в работе такую форму работы со сказкой как драматизация, мы способствуем развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

С дошкольниками старшей группы, имеющими общее недоразвитие речи третьего уровня было проведено экспериментальное исследование развития связной монологической речи посредством сказкотерапии.

В ходе экспериментального исследования была проделана следующая работа: изучение методологии психолого-педагогического исследования, отбор методики проведения психолого-педагогического эксперимента, исследование уровня развития связной монологической речи детей с ОНР, анализ и оформление результатов произведенного исследования, проведение коррекционной работы по развитию связной монологической речи детей с общим ОНР, оформление материалов эксперимента, анализ и оформление результатов произведенного исследования по развитию связной монологической речи детей с ОНР посредством влияния сказки, проведение открытого «сказочного» занятия.

Эксперимент был проведен с 1.11.09 г. по 1.02.10 года.

Цель : исследовать уровень развития связной монологической речи детей с ОНР третьего уровня.

Проведением исследования уровня развития связной монологической речи детей с ОНР было необходимо для того, что бы впоследствии констатировать какие-либо изменения в уровне развития связной монологической речи детей и выявить влияние сказки на развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР. Для исследования уровня развития связной монологической речи были применены методики, к примеру, методика «Пересказ текста».

Методика «Пересказ текста».

Цель : выявить уровень развития связной монологической речи детей.

Инструкция : ребенку предлагается прослушать небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Текст прочитывается дважды, в медленном темпе; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. По окончании текста ребенка просят пересказать то, что он запомнил.

Оценки результатов: пересказы детей записаны и проанализированы в

Уровни понимания текстаКол-во детей
средний8
низкий7
Уровни понимания речиКол-во детей
средний7
низкий8
Уровни понимания речиКол-во детей
средний5
низкий10
Уровни понимания речиКол-во детей
средний5
низкий10

Уровни понимания речиКол-во детей
средний6
низкий9

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 10 баллов; 2 балла – правильное воспроизведение; 1 балл – незначительное отклонение от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

Выводы об уровнях развития:

10 баллов – высокий уровень;

Свыше 5 баллов – средний уровень;

Меньше 5 баллов низкий уровень.

Итоги исследования: в логопедической группе 60% (синий) детей имеют средний уровень развития монологической речи, 40%(зеленый) – низкий уровень развития связной монологической речи.

Следовательно, у детей необходимо целенаправленно развивать связную монологическую речь, а также продолжать формировать полноценную звуковую сторону речи (воспитывать артикуляционные навыки, правильное звукопроизношение. Слоговую структуру и фонематическое восприятие).

Целью подготовительных упражнений являлось – организация внимания детей, подготовка их к восприятию рассказа (отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте; демонстрация соответствующих картинок). Тексты сказок читались детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении использовался прием завершения детьми отдельных предложений. Не законченных мною. Разбор содержания сказок проводился в вопросно – ответной форме. Вопросы были направлены на выделение основных моментов сюжетного действия. Их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

В процессе разбора содержания сказок использован иллюстративный материал, 1 раз в месяц при обучении пересказу использовались диафильмы.

В процессе разбора были использованы авторские логосказки Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской, И.Н. Погосовой. По прошествии первого месяца эксперимента в работе с детьми с общим недоразвитием речи стало использование составление творческого рассказа «придумаем сказку». Это являлось необходимой частью методики в связи с тем, что творческое рассказывание «сочинение сказки» максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Кроме того, творческое рассказывание, сочинение сказки» играет важную роль в развитии для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. На занятиях были использованы такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Кроме того, в процессе эксперимента, 1 раз в неделю по 20–30 минут проводились комплексные занятия по сказкам, на которых помимо основной задачи (развитие монологической речи), осуществлялся целый комплекс задач стоящих перед коррекционной работой с общим недоразвитием речи: активизация процесса мышления, улучшение моторики пальцев рук. Артикуляционной моторики, развитие общих движений тела, совершенствование эмоционально – волевых процессов и т.д. Так же в работе были использованы логопедические игры и задания со сказкой, направленные на развитие связной монологической речи: «Играем с глаголами» развивающая игротека И.С. Кривовяз, «Волшебная азбука», «Живое чтение», логопедические игры и задания Г.А. Быстровой.

Помимо фронтальных занятий были проведены индивидуальные занятия с некоторыми детьми, имеющие низкий уровень развития связной монологической речи.

В процессе проведения эксперимент наблюдался возрастающий интерес детей к занятиям, отмечались постепенные улучшения, происходящие в развитии связной монологической речи детей, помимо этого отмечались улучшения, происходящие в звукопроизношении.

Коррекционные занятия с детьми с общим недоразвитием речи, направленные на развитие связной монологической речи, с использованием сказки проводились в логопедическом кабинете, в песочнице.

Все «сказочные» занятия, проводимые с детьми, проходили в непринужденной творческой обстановке.

В результате проведения данного эксперимента были получены следующие данные:

Уровни понимания речиКол-во детей
высокий3
средний12
низкий

Уровни понимания речиКол-во детей
высокий2
средний9
низкий4
Уровни понимания речиКол-во детей
высокий2
средний11
низкий2
Уровни понимания речиКол-во детей
высокий2
средний10
низкий3
Уровни понимания речиКол-во детей
высокий2
средний10
низкий3

20% (красный) – высокий уровень

50% (синий) – средний уровень

30% (зеленый) – низкий уровень

Вывод: в начале психолого-педагогического эксперимента по выявлению сказки на процесс развития связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи было проведено исследование уровня развития связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, результатом которого явилось получение данных об уровне связной монологической речи детей с ОНР. Исходя из результатов эксперимента, у детей ОНР экспериментальной группы и опираясь на исследования и разработки В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, И.Н. Погосовой, Т.Д. Зинкевич – Евстегнеевой, Т.А. Шуйской, Г.А. Быстровой была разработана методика проведения эксперимента и применен на практике подобранный методический комплекс.

После проведения количественной и качественной обработки фактического материала по результатам эксперимента была определена динамика и эффективность процесса развития связной монологической речи посредством влияния логосказок.

до эксперимента после эксперимента

Красный – высокий уровень

Синий – средний уровень

Зеленый – низкий уровень

Таким образом, в заключении, хочу уточнить, что речь – это форма общения между людьми, характеризующая как процесс приема, переработки и передачи информации. Установлено, что речь не является врожденной способностью, она развивается по мере формирования мозга человека. Ее развитие зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Развитие речевой функции происходит с рождения ребенка и в основном заканчивается к пяти годам (в норме).

Нарушение речи имеют различный характер в зависимости от вызвавшей их причины и проявляются в искаженном произношении звуков, в нарушении ритма и темпа речи, в ее общем недоразвитии, что влечет за собой нарушение всех сторон речи (звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя). Значение логопедии заключается в том, что бы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечив полноценное, всестороннее его развитие.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием фонетико – фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения и т.д.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил только около десяти лет назад. Сегодня этот метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных.

Достоинство и роль этого метода сегодня в работе с детьми с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогаю верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития

Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития.

Цель этой работы — обратить внимание педагогов, медработников и родителей на необходимость ранней диагностики нарушений речи и личностно-ориентированного подхода при коррекции и профилактике этих нарушений.

Как проверить уровень речевого развития ребенка от 1 до 3 лет.

При оценке звукового развития ребенка необходимо знать, в чем конкретно заключается отставание в речевом развитии в каждый возрастной период жизни ребенка.

Ниже приведена диагностическая шкала, с помощью которой можно определить, развивается ребенок нормально или отстает в речевом развитии.

Таблица 1. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития.

Рекомендуем вам также следующую шкалу оценки понимания речи.

Таблица 2. Шкала оценки понимания речи.

1 уровеньРебенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. (Этот уровень характерен для здорового ребенка 3-6 месяцев)
2 уровеньРебенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам: «поцелуй маму», «где папа», «дай ручку», «нельзя» и т. д. (6-10 месяцев)
3 уровеньРебенок понимает название отдельных предметов (10-12 месяцев), узнает их изображение (12-14 месяцев), узнает их по сюжетным картинкам (15-18 месяцев).
4 уровеньРебенок понимает название обозначения действий в различных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), двухступенчатую инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), значения предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь»).Ребенку доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев).
5 уровеньРебенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее (2 года 6 месяцев — 3 года).
6 уровеньРебенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной ситуации (к 4 годам).

При выявленном отставании ребенка необходимо дополнительно проверить, как он воспринимает жесты и мимику.

Если вы обнаружили отставание в развитии своего малыша, вам необходимо обратиться в специальные коррекционные детские учреждения, где подберут специальные упражнения для вашего ребенка.

Об особенностях психо – речевого развития всегда можно судить сравнив достижения малыша с показателями развития детей этого возраста. Важно понять на сколько эпикризных сроков отстает малыш в развитии.

Эпикризный срок у детей до года — каждый месяц, от года до 3 лет — каждый квартал.

Нормальное развитие и группа внимания(отставание на один эпикризный срок) — развитие в пределах физиологической нормы. Развитие с отставанием на два эпикризных срока — состояние, пограничное с патологией, нижняя граница физиологической нормы — группа риска,так как ребенок рискует ухудшить свое развитие. Отставание на три эпикризных срока — состояние, пограничное с патологией; и патология, как и отставание на четыре — пять эпикризных сроков.

Отставание на пять и более эпикризных сроков всегда коррелирует с патологией центральной нервной системы.

Эти дети отнесены к диспансерной группе, которая сигнализирует о вероятности сочетанного неблагополучия.

Эти дети должны быть взяты на диспансерный учет даже в том случае, если, кроме глубокого отставания в развитии, врачам пока не удалось выявить каких-либо отклонений в состоянии здоровья детей.

Чрезмерное опережение выделено в группу внимания, поскольку оно может быть прогнозом психического заболевания.

Ссылка на основную публикацию