Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Любовь Скаделова
Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари.

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия.

Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время популярность в коррекционной педагогике. Связная речь — наиболее сложный раздел в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с общим недоразвитием речи. Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. К статье прилагаются фотоматериалы и конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР с использованием методики В. К. Воробьёвой на тему: «Использование метода сказкотерапии в обучении детей рассказыванию».

В поисках новых форм и методов работы мы интегрируем в логопедию знания смежных дисциплин и инновационных технологий. Одной из таких форм является сказкотерапия. Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. «Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства — регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение», Жан Пиаже. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителями-логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка. Сказкотерапия в системе логопедических занятий по развитию связной речи преследует такие цели: – создание коммуникативной направленности речевых высказываний; – совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи; – развитие просодической стороны речи; – развитие диалогической и монологической речи; – приобщение детей к истокам народной культуры. Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой– организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста сказкотерапией навыкам связной речи, можно назвать использование моделирования плана высказывания. Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом. Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Методическая разработка на тему: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством.

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников» Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я. Гальперин,.

Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников План самообразования по теме: 1. Ф. И. О педагога-Пономаренко Олеся Анатольевна 2. Образование-высшее ЛПИ 2003г 3. Тема самообразования: «Русские.

Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» «]Русская народная сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Русская народная сказка, являясь доступной пониманию.

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Маняпова Асия Октябрисовна, воспитатель МАОУ СОШ №14 (структурное подразделение «Детский сад») города Тобольска Тюменской области Народный.

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей с общим недоразвитием речи» Каким будет новый век, во многом будет, зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание сегодняшних малышей. У людей, живущих.

План-конспект занятия по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Программное содержание: • Коррекционно-образовательные задачи: расширение и конкретизация представлений о домашних животных. Совершенствование.

План самообразования «Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи у старших дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 388» Утверждено: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 388» Дрягина.

Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников Воспитатель МБДОУ д/с № 7 Гущина И. Н. Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников «Сказки могут помочь воспитать ум,.

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
консультация по логопедии на тему

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время популярность в коррекционной педагогике. Связная речь — наиболее сложный раздел в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с общим недоразвитием речи. Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. К статье прилагаются фотоматериалы и конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР с использованием методики В.К. Воробьёвой на тему: «Использование метода сказкотерапии в обучении детей рассказыванию».

Скачать:

ВложениеРазмер
logo_skazka.docx15.1 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время популярность в коррекционной педагогике. Связная речь — наиболее сложный раздел в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с общим недоразвитием речи. Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. К статье прилагаются фотоматериалы и конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР с использованием методики В.К. Воробьёвой на тему: «Использование метода сказкотерапии в обучении детей рассказыванию».

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари.

В поисках новых форм и методов работы я с первых лет работы использовала рассказывание сказок для автоматизации звуков и развития связной речи, интегрируя в логопедию знания смежных дисциплин и инновационных технологий. Одной из таких форм является сказкотерапия. Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. «Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства — регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение», Жан Пиаже. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителями-логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка. Сказкотерапия в системе логопедических занятий по развитию связной речи преследует такие цели: – создание коммуникативной направленности речевых высказываний; – совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи; – развитие просодической стороны речи; – развитие диалогической и монологической речи; – приобщение детей к истокам народной культуры. Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой – организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста сказкотерапией навыкам связной речи, можно назвать использование моделирования плана высказывания. Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом. Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139»

«Использование сказкотерапия с детьми, имеющими речевые нарушения, как средство развития связной речи»

Статья посвящена работе с детьми имеющие речевые нарушения. Использование сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной монологической речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Сказка – это волшебный мир, в который мы часто окунаемся.

Мы испытываем чувство грусти, радости. Сказка – это чудо!

Дети с тяжёлыми речевыми нарушениями, с которыми я работаю, испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи, обусловленные нарушениями основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематической, грамматической, лексической, а также недостаточной сформированностью, как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей, как правило, вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов также создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

Все исследователи психологической природы связной речи отмечают её сложную организацию и указывают на необходимость специального речевого воспитания детей дошкольного возраста (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба). Тем актуальнее становится необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, поиск более новых и эффективных научно обоснованных путей развития связной речи у детей с нарушениями речи.

Это необходимо, как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами в последние годы и применяемых в работе с детьми дошкольного возраста, является использование сказки.

Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной монологической речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли советские психологи Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н.А. Погосова, М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.

Регулярность проведения коррекционной работы с использованием данного метода способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. При организации сказочно-игровых ситуаций идет постепенный переход от невербальных форм взаимодействия к вербальным. При этом наращивается словарный запас ребёнка. Получая что-либо в игре от кого–либо, ребенок что-то отдает, так поддерживается его гармоничное развитие.

Целью моей работы является применение сказкотерапии в развитии связной речи у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.

Предмет исследования: сказкотерапия как один из методов преодоления нарушения связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

В соответствии с поставленной целью предстояло решить ряд задач:

– изучить проблему использования сказкотерапии в работе отечественных педагогов, психологов;

– разработать и апробировать систему работы по развитию связной речи с применением сказкотерапии;

– выявить эффективность применения сказкотерапии в коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

В своей работе исходила из утвердившегося в психолингвистике положения, что речь представляет собой совокупность отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно. При этом опиралась на следующие принципиальные положения:

– принцип постепенного перехода от более простого к более сложному;

– принцип дифференциации, заключающийся в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний, накопленного им опыта, эмоциональной и познавательной сферы;

– принцип деятельности. В непосредственно образовательной деятельности ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний;

– принцип непрерывности и интегративности. Процесс развития связной речи не заканчивается в деятельности учителя-логопеда, а продолжается в совместной деятельности воспитателя и ребенка, ребенка и родителя.

I. Роль сказкотерапии в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Одним из перспективных направлений в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи считаю метод сказкотерапии.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает мне развивать его связную речь.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому использование сказки обеспечивает мне комплексный подход в развитии ребёнка.

Сказкотерапия в системе коррекционной работы по развитию связной речи преследует:

– создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

– совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

– развитие просодической стороны речи;

– развитие диалогической и монологической речи;

– приобщение детей к истокам народной культуры.

Занятия по развитию связной речи с использованием приёмов сказкотерапии мною проводятся один раз в неделю в пятницу. В течение недели воспитателем ведётся предварительная работа: рассматриваются иллюстрации, обыгрываются проблемные ситуации с героями сказки, обсуждаются пословицы и поговорки, которые можно подобрать к сказке.

На занятии используются загадки по содержанию сказки, проводятся физминутки, подвижные игры с героями сказки, упражнения по развитию грамматических категорий, мнемотаблицы, мультимедийные презентации. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

II. Содержание коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Вся коррекционная работа по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи построена мной с учётом методических рекомендаций, изложенных в трудах В.П. Глухова, Т.А. Ткаченко, Т.В. Большевой, Р. И. Лалаевой, Е.М Мастюковой, Т.Б Филичевой, Л.Н Ефименковой, В.К.Воробьёвой.

Данная система работы включает в себя:

• Перечень сказок, используемых в коррекционной работе с детьми по развитию связной речи (приложение 1);

• критерии оценки уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (приложение 2);

• приёмы использования сказки в непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (приложение 3).

Система работы реализуется в три этапа: подготовительный или диагностический, основной или коррекционный и заключительный.

Подготовительный этап продолжается 2 недели. Его основной целью является проведение входящей диагностики.

– получить информацию об уровне развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;

– определить условия для развития речи детей.

Эта работа проводится в индивидуальной форме, позволяющей наиболее точно определить «проблемные зоны» в развитии связной речи каждого ребёнка. По завершению обследования выстраивается индивидуальный маршрут развития всех компонентов речи, в том числе и связной.

Основной этап длится 29 недель.

– совершенствовать умения детей пересказывать сказки;

– совершенствовать умения детей сочинять;

– совершенствовать умения показывать сказки другим детям разного возраста.

Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями.

Дидактическим материалом работы на данном этапе служат различные виды театров: настольный, пальчиковый, бибабо. Также используется фланелеграф и драматизация сказок.

Непосредственно образовательная деятельность с применением приема сказкотерапии состоит из нескольких этапов.

На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с предметами, с которыми дети затем встречаются в сказке.

На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения содержания сказочного произведения.

На третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами. Одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные ситуации.

На четвертом – творческое использование различных ситуаций в самостоятельной деятельности.

В соответствии с вышеизложенной системой работы со сказкой мною были определены дифференцированные задачи и разработана методика, способствующая реализации каждого этапа.

I этап. Цикл кратковременных наблюдений, разработанных в соответствии с содержанием сказочного произведения. Основная цель наблюдений – подготовить детей к пониманию содержания сказки.

• развивать чувственное восприятие сказки и эмоциональное отношение к ней;

• побуждать детей к объяснению наблюдаемых ситуаций;

• выполнять трудовые действия, направленные на освоение сказки.

II этап. Знакомство со сказкой.

• подводить детей к пониманию содержания сказки, опираясь на непосредственный чувственный опыт, с которым дети встречаются в сказке;

• развивать у детей интерес и чуткость к образному языку сказки;

• расширять знания о художественном слове, его эмоциональной окраске;

• способствовать усвоению различных изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах;

• развивать у детей умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;

• развивать у детей умение вживаться в образ, передавать его эмоционально.

При чтении сказки использую эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). Во время беседы постоянно обращаюсь к личному опыту детей, поощряя их высказывания.

III этап. Путешествие по сказке.

• побуждать детей к видоизменению содержания сказки;

• использовать позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение проблем;

• развивать умения детей высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок (как своих, так и сверстников);

• воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям товарищей, умение внимательно выслушивать их, давать оценку.

Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставлю в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом “путешествия” по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом мною используются различные приемы: вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания привлекаю детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при составлении сказки.

IV этап. Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок.

• развивать у детей интерес к творческому рассказыванию, желание фантазировать и сочинять сказки;

• побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок по различным лексическим темам;

• развивать у детей желание и умение совершенствовать свое сочинение (целенаправленность, композиционная целостность, художественная выразительность и оригинальность);

• побуждать к творческому рассказыванию сказок лексического содержания, созданию несколько вариантов на одну тему.

Для этого мною используются разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок.

Заключительный этап длится 2 недели. Его цель – проведение контрольной диагностики.

– получить информацию об уровне сформированности связной речи;

– определить наиболее результативные приёмы сказкотерапи.

III. Эффективность коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Использование приема сказкотерапии в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня развития связной речи детей.

Данные диагностики показывают, что на начальном этапе обучения в 2014 году 2% детей группы показывали высокий уровень сформированности связной речи, 31% – средний, 67% – низкий. На конечном этапе обучения 77% группы детей показали высокий уровень сформированности связных высказываний, 21 – % средний, 2% – низкий. На начальном этапе обучения в 2014 году 8% детей показывали низкий уровень сформированности связной речи, 25% – средний, 67% – высокий. На конечном этапе обучения уже 84% детей показали высокий уровень сформированности связных высказываний, 16% – средний, низкий отсутствует.

Таким образом, на основании вышеприведенных материалов можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в коррекционной работе по развитию связной речи:

– у ребенка исчезают переживания, связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации;

– использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере;

– у детей улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматический строй, обогащается словарный запас.

Сказка и ее использование в работе по развитию связной речи детей с ОНР III уровня

Рассмотрев особенности связной речи у детей с ОНР III уровня, переходим к рассмотрению различных методик и средств, используемых в этих методиках для развития данного вида речи.

Существует большое количество методик по развитию связной речи у дошкольников, как с нормальным речевым развитием, так и с общим недоразвитием речи (В.К.Воробьева [4], В.П. Глухов [6], Т.А. Ткаченко [24,25], О.С. Ушакова [26] и другие.)

Вся работа по развитию связной речи направлена на формирование коммуникативных умений, речевых способностей человека. Именно поэтому большое значение имеет четкое сознание содержания работы по развитию связной речи, ее последовательности и оптимальной, соответствующий задачам отбор методов и средств обучения. В современной методике развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, идет поиск средств и методов, направленных на повышение эффективности данного вида работы.

Т.А. Ткаченко [25] процесс развития у дошкольников связной речи предлагает разделить на несколько этапов:

1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Необходимые речевые средства дает образец рассказа педагога;

2. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа;

3. Пересказ текста с использованием магнитной доски;

4. Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин;

5. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин;

6. Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

7. Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий; дети наблюдают, как правило, конечный результат действий;

8. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствует образец высказывания.

О.С. Ушакова и Е.М. Струнина [26.С 79-112] для развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста предлагают такие формы работы как:

1. Пересказ литературных произведений (сказки или рассказа) – учит детей связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст;

2. Рассказывание по картине (составление описательного и повествовательного рассказа) – обучение самостоятельному составлению рассказа по содержанию картины;

3. Рассказывание по серии сюжетных картин – формирование умения развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

4. Рассказывание из личного опыта (описательные, повествовательные, контаминационные рассказы).

В.П. Глухов [6. С 27-48] для развития связной речи дошкольников с ОНР предлагает следующие этапы:

1. Работа по составлению пересказа: обогащение словарного запаса, усвоение норм построения предложений и целого текста. В начальном этапе работы рекомендуется использовать небольшие по объему тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, и увеличивать их объем по мере возрастания речевых возможностей детей. Также в текстах должно присутствовать четкое деление на фрагменты-эпизоды и ясная логическая последовательность событий. Занятие по пересказу В.П. Глухов предлагает строить по следующей схеме: чтение произведения и разбор текста; закрепление речевого материала с использованием наглядности – сюжетных и предметных картинок, пересказ текста.

2. Обучение рассказыванию по картинам. Виды занятий:

а). Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета. Изначально такая форма работы позволяет детям составить короткие рассказы по отдельным фрагментам, что облегчает дальнейшее составление связного рассказа по всей картине.

б). Составление рассказов – описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих общую тематику картины.

в). Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия.

г). Обучение пересказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам).

д) Описание пейзажной картины

Глухов В. П. предлагает систему обучения рассказыванию детей в несколько этапов, предусматривающих овладение детей навыками монологической речи в следующих формах [6]:

– составление высказываний по наглядному восприятию,

– воспроизведение прослушанного текста,

– рассказывание с элементами творчества.

Проблема формирования связной монологической речи дошкольников рассматривается в трудах Ф.А. Сохина [21. С 115 – 143].

Первым этапом обучения дошкольников связной монологической речи является обучение умению строить пересказ. Предлагается следующий план занятий по пересказу: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. Обучение составлению пересказа начинается с воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе. На занятии детям предлагаются иллюстрации к произведению служащие вспомогательным средством. Показ сопровождается указаниями, вопросами. С детьми проводятся такие виды занятий как: а) пересказ по готовому плану; б) пересказ по выбору детей; в) пересказ в лицах или драматизация произведения.

Следующим этапом обучения дошкольников связной монологической речи является рассказывание по картине.

Занятие включает две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога.

Третий этап – рассказывание по игрушке. На этом этапе дети учатся составлять связные описательные рассказы с опорой на предмет.

Четвертый этап – рассказы детей из опыта
Дети приучаются к широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связной повествовании. Формируется умение четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли. Основа развития этого вида рассказывания — содержательная жизнь детей.

Пятый этап – творческие рассказы. Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его композицию (завязку, кульминацию, развязку), владеть большим запасом слов, уметь построить содержание интересно и занимательно, точно и выразительно передать свой замысел. Существуют различные варианты творческих рассказов: придумывание продолжения и завершения рассказа, придумывание рассказа или сказки по плану педагога, придумывание рассказа по теме, предложенной педагогом (без плана) придумывание рассказа или сказки па самостоятельно выбранную тему

В работе Е. О. Сазоновой [18] доказана возможность и целесообразность формирования у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков составления связных высказываний, в которых:

– соблюдается общая структура текста;

– последовательно выстраиваются и достаточно полно раскрываются микротемы высказывания;

– используются разнообразные внутритекстовые связи.

Большое значение имеет четкое осознание содержания работы по развитию связной речи, ее последовательности и оптимальный, соответствующий задачам отбор методов и средств обучения.

А.А. Леонтьев [10] к основным методам формирования связной речи относит обучение пересказу, рассказу – описанию (о реальных событиях, предметах, по картинам). Умением строить рассказ-описание по данной схеме ребенок овладевает не сразу. В методике разработаны приемы пропедевтического (предваряющего) обучения: придумать только конец рассказа, описать лишь место действия, придумать диалог действующих лиц и т. д. Героем рассказа может быть и автор-ребенок, если он рассказывает о действительном событии («Как прошел мой день рождения»). Еще большее значение, чем форма изложения, имеет содержание рассказа. Чтобы определить, насколько доступно задание для ребенка, и выбрать ведущие приемы, которые помогут ему выполнить это задание, следует учитывать два фактора: о чем должен говорить рассказчик, и на какой психический процесс он будет при этом опираться. В практике работы вполне допустимо смешение видов рассказа в одном высказывании ребенка.

Исходя из анализа различных методик развития связной речи можно говорить о следующем:

– Вся методика развития связной речи строится по определенным этапам, направленным на постепенное усложнение материала, используемого на занятиях, а следовательно и улучшение качества связной речи.

– В каждой из методик используются вспомогательные речевые средства, направленные на облегчение процесса обучения, а также на повышение эффективности данного вида работы. К таким средствам, как правило, относятся: образец устного рассказа педагога, литературные произведения (сказка или рассказ), личный опыт детей. Между тем, такие исследователи как В.П. Глухов и Ф.А. Сохин рекомендуют в работе по развитию связной речи использовать небольшие тексты, в которых присутствуют однотипные эпизоды и повторяющиеся сюжетные моменты. На начальном этапе обучения особенно обращается внимание на то, что наиболее доступным речевым материалом являются с раннего возраста хорошо знакомые детям сказки, построенные на повторе.

Не смотря на актуальность вопроса поиска новых форм и методов развития речи детей, необходимо также воз­рождать лучшие образцы народной педагогики. «Сказка как со­кровищница русского народа находит свое применение в раз­личных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения» [7].

Сказка — жанр эпических произведений в фольклоре и литературе, произведения которых выражены в прозаической либо в стихотворной форме, и содержание которых основывается на вымысле.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начина­ется еще раннего детства, с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем ребенку предлагаются сказки.

Характерные особенности сказок:

· предельно точная моральная направленность;

· образность языка. [7]

По мнению А.А. Гуськовой [7], сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка: «В диалоге со сказкой, в творче­стве с нею ребёнок впитывает укоренённую в веках гуманисти­ческую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья». Различные исследователи видели в сказке глубочайшее воспитательное средство.

Сказка позволяет решать следую­щие задачи:

· донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;

· воспитание любви ко всем людям и природе;

· расширение кругозора и представлений о мире;

· закладывание нравственных основ и начал;

· развитие связной речи.

А. А. Гуськова говорит о том, что использование сказки в системе логопедических занятий, позволяет добиться:

· Коммуникативной направленности каждого слова и выска­зывания ребёнка на занятии.

· Совершенствования лексико-грамматических средств языка.

· Совершенствования звуковой стороны речи в сфере произ­ношения, восприятия и выразительности.

· Развития диалогической и монологической речи.

· Эффективности игровой мотивации детской речи.

· Взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализа­торов.

· Сотрудничества логопеда с детьми и друг с другом.

· Создания на занятии благоприятной психологической атмо­сферы, обогащения эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

· Приобщения детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору. [7]

Т.А. Ткаченко [24] полагает, что сказка служит инструментом для разнообразных развивающих упражнений. Посредством сюжетов сказки творческий педагог способен воспитывать в ребенке: духовность, любовь к природе, гуманность, скромность, доброту, ответственность и пр. При необходимости, логопед может помочь малышу в преодолении робости, страха, агрессивности, раздражительности, плаксивости, негативизма, пассивности, упрямства, замкнутости и пр. В процессе демонстрации сказки у ребёнка, естественно, возникает эмоциональный подъём. Но, помимо этого, заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительная активность.

Таким образом умелое проигрывание сказок позволяет логопеду:

· создавать у ребёнка радостное, приподнятое настроение,

· устанавливать эмоциональный контакт с малышом,

· активизировать речевое общение,

· оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие,

· пополнять запас знаний и сведений дошкольника,

· совершенствовать познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление)

· развивать речь (причём, все её компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам). [Ткаченко технология моделирования]

Таким образом, в работе по развитию связной речи традиционно придерживаются постепенного перехода от более легких видов работ к более сложным: начиная с формирования словарного запаса признаков предмета постепенно переходя к самостоятельному рассказу.

Облегчить процесс развития связной речи помогают различные вспомогательные средства, в том числе не малую роль играют речевые средства. Одним из эффективнейших средств развития связной речи является сказка. Именно она позволяет донести до сознания детей необходимый материал в доступной форме, формируя нравственные качества, расширяя кругозор, а сам по себе сюжет захватывает и мотивирует ребенка на активное участие в занятии.

Роль сказки в развитии связной речи у детей с ОНР

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 708 раз

Библиографическое описание:

Сазонова Н. Н. Роль сказки в развитии связной речи у детей с ОНР [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 130-131. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2095/ (дата обращения: 28.02.2020).

Жизнь человечества в 21 веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств». [1, с. 3]

Дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются начальной ступенью непрерывного образования и входят как составная часть в систему общественного дошкольного образования.

По сравнению с дошкольником, который развивается по возрасту, у ребенка с ОНР отмечаются отклонения в развитии каждого из компонентов речевой системы. Особенно заметны эти трудности в построении предложений.

После проведенного обследования выяснилось, что простые предложения у ребенка с ОНР нередко состоят из подлежащего, сказуемого, дополнения, что связано с недостаточностью в лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастий и деепричастий. Для него затруднительно использовать в собственной речи сложные предложения. Структура сложносочиненных предложений в ряде случаев оказывается упрощенной. Имеются случаи пропуска членов предложения, особенно подлежащих, редко встречаются разделительные и противительные союзы, почти нет условных, уступительных, определительных придаточных предложений. Понимая зависимость между отдельными событиями, ребенок неправильно использует форму сложноподчиненного предложения. [3, с. 5 ]

Поэтому необходима тщательная работа над развитием связной речи.

Научить дошкольника правильно и красиво говорить можно, используя в работе сказку. Сказка близка и интересна ребенку, вызывает эмоциональный отклик, развивает воображение, мышление, речь, дает образцы русского литературного языка. Для развития связной речи рекомендуется шире использовать словесные дидактические игры и упражнения на занятиях и в индивидуальной работе.

После рассказывания русских народных сказок: «Кто, петух и лиса», «Лиса и журавль», «Лиса и рак» и других, рекомендуется поработать с ребенком над построением простых предложений с однородными прилагательными или глаголами. Предложите ребенку рассказать о лисе, помогите ему вопросом: «Какая лиса?» Ответ на вопрос посоветуйте начинать со слова лиса. Также можно поработать и с глаголами и сложными словами.

Для обогащения речи детей наречиями используются куммулятивные и волшебные сказки. После их чтения попросите дошкольника рассказать, кто помогал герою сказки сначала, потом и затем. ( Сначала Колобок встретил зайца, потом волка и медведя, затем лису). При работе над сложносочиненными предложениями с противоположными по смыслу словами, используйте положительные и отрицательные персонажи сказок ( Кощей Бессмертный злой, а Иван – царевич добрый). Научить ребенка использовать форму притяжательного прилагательного можно после знакомства со сказками о животных. После примера взрослого дошкольник легко ответит на вопрос: «Чей?».

Отгадывание загадок поможет научиться объяснять свой ответ и строить правильно сложное предложение. «Пушистохвостая, огненнорыжая и хитрая — это лиса или белка? Скажи почему?»

Очень важно пробудить у ребенка стремление говорить правильно, вызвать интерес к литературным нормам языка. Поэтому надо всячески поощрять вопросы детей по поводу того, как правильно говорить, грамотно ли употреблена форма. Если дошкольник предпочитает отмалчиваться, ограничиться отказом («Не знаю», «Не умею»), необходимо предложить ему: «А ты скажи так, как кажется правильным. Если ошибешься — не беда ошибку можно исправить. Давай вместе подумаем, можно ли сказать, как ты предложил, или надо как — то иначе изменить слово ». [2, c . 201]

Таким образом, использование игровых упражнений и дидактических игр, где тесно переплетаются грамматические и лексические задания с привлечением сказки, эффективно для развития навыков построения предложений и способствует формированию связной речи.

Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи. » – М.: Линка — Пресс, 2003. – 176 с.

Занятия по развитию речи в детском саду/ Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993. – 271 с.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. – М.: Альфа. 1993. – 87 с.

Похожие статьи

Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников

– грамматический строй речи, – связная речь. Определены уровни речевого развития

Ребёнок понимает речь. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами

Для использования сказки как средства речевого развития младших дошкольников.

Развитие связной речи дошкольников через обучение.

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это объясняется рядом обстоятельств.

Пересказ сказки «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин. Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

В методической литературе отражены различные виды игр по развитию связной речи дошкольников.

– создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки.

Консультация для педагогов «Развитие связной монологической. »

Библиографическое описание: Токарева Е. А. Консультация для педагогов «Развитие связной монологической речи у дошкольников.

При повторном чтении сказки, воспитатель обращает внимание детей на последовательность появления героев, на их действия.

Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР

Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

– мимики (как плачет зайчик); – мелкой и общей моторики (как ходит лиса, волк, пальчиковый театр, лепка и рисование)

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки «Лиса. »

Цели: 1. Учить детей пересказывать текст, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин; продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания; образовывать и употреблять притягательные прилагательные.

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников

Речь — одно из основных направлений развития ребенка. Именно родной язык помогает малышу ворваться в привычный нам мир, открывает широкий диапазон возможностей для общения со старшими и сверстниками. Речь — это главный инструмент общения.

Развитие связной речи у детей старшего возраста с ОНР при.

Рис. 4. Декорация к сказке «Лиса и заяц».

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, бычок, связная речь, сказка, Коллективная работа, заяц, декорация, мелкая моторика, одновременное выставление, общая моторика.

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями.

Развитие связной речи дошкольников через обучение. Связная речь — смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание детей.

Использование сказок для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка, в развитии мышления и в психической деятельности в целом. Включение речи в познавательную деятельность ребенка развивает его основные психические процессы.
В последние годы внимание педагогов, логопедов, дефектологов привлечено к росту числа детей с проблемами речи. По наблюдениям последних пяти лет, примерно у 25-30% дошкольников, посещающих речевые группы массового детского сада, есть признаки речевого недоразвития, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. К сожалению, к логопеду такие дети попадают преимущественно перед школой, в лучшем случае после пяти лет. В результате упускаются самый значимый для речевого развития ребёнка возраст (сензитивный период), который длится до трёх-четырёх лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем у ребёнка с речевыми нарушениями стремительно нарастает.

Содержание

ведение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи……….7
1.1. Особенности общего недоразвития речи у детей. 7
1.2. Характеристика развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи…………………………………………………………………..9
1.3. Методы коррекционной работы с общим недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста…………………. 17
Выводы по главе 1………………………………………………………………….20
Глава 2. Анализ опыта использования сказки в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи………………………………………………………………………………….
2.1. Сказка как метод коррекционной работы в логопедии…………………
2.2. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи с помощью сказки………………………………………
Выводы по главе 2……………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий

Тема: Использование сказок для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

студентка 2 курса СДО- 131

Вх.№ ______ от «__»____ 20___г.

Введение………………………………………………………… …………. 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи……….7
1.1. Особенности общего недоразвития речи у детей. . 7
1.2. Характеристика развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи…………………………………………………………………. .9
1.3. Методы коррекционной работы с общим недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста…………………. . . 17
Выводы по главе 1………………………………………………………………….20
Глава 2. Анализ опыта использования сказки в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи…………………………………………………………………… …………….
2.1. Сказка как метод коррекционной работы в логопедии…………………
2.2. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи с помощью сказки………………………………………
Выводы по главе 2……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………… …………………
Список литературы…………………………………………………… ……….

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка, в развитии мышления и в психической деятельности в целом. Включение речи в познавательную деятельность ребенка развивает его основные психические процессы.

В последние годы внимание педагогов, логопедов, дефектологов привлечено к росту числа детей с проблемами речи. По наблюдениям последних пяти лет, примерно у 25-30% дошкольников, посещающих речевые группы массового детского сада, есть признаки речевого недоразвития, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. К сожалению, к логопеду такие дети попадают преимущественно перед школой, в лучшем случае после пяти лет. В результате упускаются самый значимый для речевого развития ребёнка возраст (сензитивный период), который длится до трёх-четырёх лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем у ребёнка с речевыми нарушениями стремительно нарастает.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных формах речевой патологии: моторной, сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии, в том числе при стертой форме дизартрии.

Вместе с тем общее недоразвитие речи может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией (лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей) в сензитивные (возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира) периоды развития речи.

В коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи большую роль играют различные виды и формы игры, умение петь, танцевать, слушать и рассказывать сказки, участие детей в трудовых торжествах, праздниках, обрядовых действиях, зрелищных мероприятиях, которыми богата жизнь народа.

Использование фольклора с его различными жанрами в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста по коррекции общего недоразвития речи будет способствовать формированию правильной речи.

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник познает мир, вместе с тем познает и себя. А через самопознание ребенок приходит к определенному знанию не только о самом себе, но и об окружающем мире. Кроме этого развивается речевая функция ребенка- одна из важнейших психических функций человека. В своей работе логопед использует различные методы исправления речевых нарушений у детей. Одним из методов является использование сказки. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он ещё в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Сказка помогает ребенку справиться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся неразрешимыми в жизни.

Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка-дошкольника достигается тогда, когда обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, изготовления кукол и разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов, а так же постановка театрализованных представлений на основе сюжета русских народных сказок. Поэтому стали использовать в логопедической работе с детьми музыкально – логопедические сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.

Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. Связные смысловые развернутые предложения обеспечивают разностороннее общение и взаимопонимание людей.

Детей с нарушением речи объединяет наличие стойкого системного недоразвития речи. Страдают все ее стороны: фонетико-фонематическая, лексическая и грамматическая. Это обусловливает затруднения детей в усвоении знаний, формировании навыков чтения и письма. Причинами выступают органические поражения речевых зон коры больших полушарий головного мозга на разных стадиях онтогенеза.

Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения – неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. В свою очередь низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов.

Особое внимание в формировании связной речи необходимо уделять при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее речевое недоразвитие. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. Серьезные затруднения возникают у таких детей при пересказе и составлении рассказов по наглядной опоре (например, серии сюжетных картин).

Цель: Изучение значения использования сказок для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи.

Объект: особенности развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет: сказка как метод развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общем недоразвитием речи будет эффективным если в коррекционных занятиях используются сказки.

1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2. Сделать анализ опыта использования сказки в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методы: Теоретический анализ литературы.

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.1. Особенности общего недоразвития речи у детей

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Общее недоразвитие речи неоднородно по механизмам развития и может наблюдаться при различных формах нарушений устной речи (алалии, дизартрии и некоторых других). В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени – от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности средств общения у ребенка общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня.

Первый уровень (ОНР I ур.) характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Дети широко пользуются жестами и мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации.

Второй уровень (ОНР II ур.) характеризуется возрастанием речевой активности детей. У них появляется фразовая речь. Но фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерным остается выраженный аграмматизм. Наряду с ошибками словообразовательного характера, наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов, встречаются семантические (смысловые) замены слов. Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные со знакомыми предметами и явлениями окружающего мира.

Третий уровень (ОНР III ур.) характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не дифференцируют близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую структуру слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Условная верхняя граница III уровня определяется как нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР)

1.2. Характеристика развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Читайте также:  Дикие животные зимой - конспект занятия
Ссылка на основную публикацию