Сказка для Язычка’ для детей старшей группы

Сказки о веселом язычке
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Подборка упражнений для тренировки артикулляционного аппарата

Скачать:

ВложениеРазмер
skazki_o_vesyolom_yazychke.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

С помощью сказок о весёлом язычке можно:

• Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.

• Познакомить с основными движениями языка.

Сказка Н.В.Новоторцевой “О Веселом Язычке”.

“Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

Рядом с дверями

Конфеты и плюшки.

Этот домик – рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке ( язык “лопаткой” на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д-д”). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали : “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. “Пора и мне спать”, – подумал Язычок”.

Сказка М.Г.Генинг и Н.А.Герман “О Веселом Язычке”

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Поваляева М.А. Справочник логопеда.

“Сказка о весёлом язычке”:

За алыми губами за белыми зубами жил-был Веселый Язычок. Его домиком был рот. Он крепко спал, укрывшись белым одеялом (язычок лежит на нижней губе, губы улыбаются так, чтобы хорошо были видны верхние зубы).

Спят усталые игрушки, куклы спят.

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы детям всем присниться.

Глазки закрывай, баю-бай (учить удерживать язычок под счет до 10).

Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрел на небо, ярко светит солнышко (поднять кончик языка к верхней губе). — Здравствуй, солнышко-колоколнышко! Посмотрел на землю — травушка-муравушка растет, ручеек течет (содержание видоизменяется в зависимости от состояния погоды, времени года. Предложить по картинке на каждое время года).

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Белый снег, пушистый.

По ветру кружится

И на землю тихо

Ласточка с весною

В гости к нам летит.

Посмотрел направо, налево (повторить несколько раз, передвигая кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал делать зарядку: лег на коврик (широко распластанный язычок лежит на нижней губе так, чтобы край губы был хорошо виден) и поднимает свой хвостик вверх, опускает вниз, вверх-вниз (повторить от 4 до 8 раз, в зависимости от возраста и физического состояния детей).

Посмотрел на часы: который час (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой). Пора умываться:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам.

(Улыбнуться, подставить ладони, сложенные лодочкой, открыть водичку и спеть ее песенку — С-С-С):

Умой мое личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Теперь нужно почистить зубки.

Этой щеткой чистим зубы,

Этой щеткой — башмаки,

Этой щеткой чистим брюки —

Все три щетки нам нужны.

Привел Язычок себя в порядок и сел завтракать.

Самовар кипит, просит чай всех пить.

Чай горячий, подуем на него.

(Предлагаем подуть на кончик широкого язычка, в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).

Для постановки диафрагмально-речевого дыхания, используется фраза и тактильно-вибрационный контроль. Глубокий вдох, на выдохе произносим: Ах, какой душистый, ароматный (словарь подбирается с учетом произносительных возможностей каждого ребенка в отдельности).

Наелся блинов, напился чаю. Спасибо. Все было очень вкусно! Посмотрел Язычок на себя в зеркало и увидел, что губы выпачканы вареньем.

При этом можно закрепить навыки словообразования: Ты с каким вареньем ел блины? Из слив — сливовое, яблок — яблочное, груш — грушовое, клубники — клубничное, малины — малиновое и т. д.

«Оближи варенье ». (Широким язычком закрываем верхнюю губу и облизываем ее сверху вниз, при этом губы улыбаются, зубы видны.) Дозировка от 4 до 8 раз.

Пора на прогулку:

Вышел Язычок. Видит, стоит его любимая лошадка. Подошел он к ней и говорит:

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

Улыбнуться, присосать спинку язычка к твердому небу — поехали (имитируем езду на лошадке).

Если ребенок маленький, то желательно усадить его на колени лицом к себе и, взяв его за руки, отправляться в путешествие вместе, имитируя скачку не только язычком, но и коленями, что повышает эмоциональный настрой ребенка, сближает со взрослым. Стихотворение используем более легкое, простое:

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня.

«Останови лошадку». (Сильно подуть на плотно сомкнутые губы, вызывая их вибрацию.)

ВСЁ! (Это уже от меня: обратно язычок может поехать на поезде “У-У-У”, уплыть на пароходе “Л-Л-Л”, уехать на мотоцикле “ДР-Р-Р”, снова поскакать на лошадке. )

Рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений «Сказки для Язычка» для детей старшего дошкольного возраста

Седова Наталья Владимировна
Рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений «Сказки для Язычка» для детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений: “Сказки для Язычка” для детей старшего дошкольного возраста

Выполнила: Седова Наталья Владимировна, воспитатель.

Часто у детей поступивших в нашу комбинированную группу обнаруживаются нарушения в строении и подвижности речевого артикуляционного аппарата. В таких случаях проводится артикуляционная гимнастика.

Вот несколько советов по выполнению артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это основа для формирования речевых звуков. При поведении артикуляционной гимнастики происходит не только тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата, но и отработка определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения тех или иных звуков речи.

Для наиболее эффективного результата необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

• Для лучшего закрепления навыков, нужно проводить артикуляционную гимнастику каждый день по 3-4 раза продолжительностью 3-5 минут, лучше с использованием индивидуального зеркала. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

• Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

• Статические упражнения выполняются по 7-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

• Выполняются сначала более простые упражнения и только затем более сложные. Из 2-3 упражнений только одно может быть новым для ребёнка, оставшиеся упражнения проводят для закрепления. Если у ребёнка есть трудности при выполнении какого-либо упражнения, то не стоит вводить новые пока не будет достаточно хорошо отработаны предыдущие.

• Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

• Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

• Для выполнения артикуляционных упражнений необходимо использовать индивидуальные средства гигиены.

• Необходимо помнить, что часто у ребёнка не получается выполнить то или иное упражнение, если вы видите что ребёнок старается, пробует – не скупитесь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка. Проводить упражнения лучше эмоционально, в игровой форме.

Целью гимнастики является выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Названия этих упражнений условные, но необходимо, чтобы дети их запоминали.

Статические подготовительные упражнения дают навык удержания заданной артикуляционной позы.

К ним относятся упражнения: «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Трубочка».

Динамические подготовительные упражнения дают возможность работать мышцам языка и губ. С их помощью формируется: точность, объем, подвижность, переключаемость движений артикуляционного аппарата. К таким упражнениям относятся:

Упражнения для губ: «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок»,»Бублик», «Трубочка», «Кролик».

Упражнения для языка: «Часики», «Лошадка», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Маляр», «Катушка», «Гармошка».

Так же мы используем в своей работе не только динамическую и статическую гимнастику для губ и языка, но и рассказываем «Сказки для Язычка».

Дети сидят за своими столами,смотрят в индивидуальные зеркала и выполняют те упражнения, которые услышали по ходу сказки.

Сказка №1.

«Однажды язычок проснулся и подумал: «Хорошо бы сегодня прогуляться в парк». Он встал, умылся, УЛЫБНУЛСЯ и сел завтракать. На завтрак у него были: вафельная ТРУБОЧКА, ВКУСНОЕ клубничное ВАРЕНЬЕ и ЧАШЕЧКА чая. ЧАСИКИ показывали десять часов, когда он пришел в парк. Там он покачался на КАЧЕЛЯХ, прокатился с высокой ГОРКИ. На каруселях сел на ЛОШАДКУ и представил себя всадником. Один мальчик дал ему свой велосипед, он поехал очень медленно, как ползет ЗМЕЙКА. Тут оторвалась пуговка. Язычок хотел заплакать, на мальчик дал ему КОНФЕТУ, которую Язычок тут же спрятал за щёку. Дома Язычок взял ИГОЛКУ, КАТУШКУ с нитками и пришил пуговицу. Потом он ПОЧИСТИЛ ЗУБЫ и лег спать.

Сказка №2.

«Как то Язычок решил навестить своих друзей Ёжика и Зайчика. Он сел верхом на палочку и поскакал на ней как на ЛОШАДКЕ. Дорога шла под ГОРКУ. Язычок быстро доскакал до леса. Вдруг тропинку переползла ЗМЕЙКА. Язычок испугался и бросился в кусты, а там было ГНЁЗДЫШКО с птенчиками. Они спрятали его, а когда ЗМЕЙКА проползла, Язычок пошел дальше и вскоре увидел Зайчика. Тот копал ЛОПАТОЙ огород. Друзья вместе отправились к Ёжику. Зайчик нёс ёжику в подарок ГРИБОК, а Язычок КАТУШКУ ниток. Ёжик как раз закончил красить ЗАБОР около своего домика. Он пригласил друзей в дом, налил в ЧАШКИ чай, угостил их вкусным ВАРЕНЬЕМ, а КОНФЕТКУ все положили за щёку и пошли гулять. Им было весело, они играли на ГАРМОШКЕ, ДУДОЧКЕ, качались на КАЧЕЛЯХ. А когда посмотрели на ЧАСИКИ, то увидели, что пора расходиться по домам.

Сказка №3.

«Однажды Язычок решил порадовать своих лесных друзей. Приближался Новый год. Язычок решил приготовить и отнести в лес ёлочные украшения. Сначала он взял бумагу и закрасил её разными красками, как МАЛЯР. Вырезал из нарядной бумаги флажки. Затем взял КАТУШКУ, ИГОЛКУ и нанизал флажки на толстую нитку. Из бумажной ТРУБОЧКИ он сделал хлопушки. Из разноцветной бумаги вырезал фонарики. Он представил, как на пушистых хвойных лапах фонарики будут качаться, как на КАЧЕЛЯХ. Все игрушки Язычок сложил в рюкзак, добавил ещё игрушечную ГАРМОШКУ, ЛОШАДКУ и ЧАСИКИ. В отдельный кармашек положил КОНФЕТЫ для подарков. Не забыл ГРИБОК для белочки. Ведь её дом был как раз на большой ёлке. Язычок оделся, надел рюкзак, взял ЛОПАТУ, чтобы расчистить снег около ёлки и, весело напевая, пошёл в лес. Дорожка шла под ГОРКУ, хоть она и извивалась как ЗМЕЙКА. Язычок быстро добрался до леса. Лесные зверята были очень рады подаркам.

Сказка №4.

«Однажды Язычок ЛЕЖАЛ и вспоминал один чудесный летний день на даче. В окно светило и УЛЫБАЛОСЬ солнышко. В кустах свистела птичка (упр. для губ «Дудочка», там было её ГНЁЗДЫШКО. В комнате было тихо, только тикали ЧАСИКИ. Язычок вышел на веранду. Там сидела бабушка и вышивала салфеточку. В руках у неё была ИГОЛКА, а на столике стояла КАТУШКА с нитками. Мама варила ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ из клубники. Она дала Язычку целую ЧАШКУ ягод. Дедушка в саду ЛОПАТОЙ окапывал деревья, а папа красил забор, как МАЛЯР. Язычок побежал к друзьям. Они встретились на берегу озера, под деревянным ГРИБКОМ. Сначала все купались, потом играли в ФУТБОЛ. Качались на КАЧЕЛЯХ, скакали на палочках, как всадники на ЛОШАДКАХ. А вечером развели костер, пели песни, играли на ГАРМОШКЕ и ДУДОЧКЕ. Вот такой чудесный день вспомнил Язычок.

Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Разработка упражнений и игр для детей старшего дошкольного возраста «Геометрические фигуры в образах игрушек» Выступление на педагогическом совете на тему: «Разработка упражнений и игр для детей старшего дошкольного возраста: Геометрические фигуры.

Конспект занятия «Комплекс артикуляционных упражнений для произнесения свистящих звуков [С, С’], [З. З’], [Ц]» Первый комплекс упражнений, подготавливающих артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков с-с’, з-з’, ц Продолжительность.

«Береги глаза смолоду!» Комплекс упражнений и игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста Комплекс упражнений и игр для детей младшего дошкольного возраста. Острота зрения – 0,04. 1. Раскрашивание крупных деталей рисунка (4см).

Картотека артикуляционных упражнений и игр для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи МОУ «Средняя школа №44» г. Ярославль Картотека артикуляционных упражнений и игр для развития физиологического дыхания и формирования воздушной.

Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста Комплексы проводятся 1 раз в две недели. У детей 5-6 лет длительность занятия составляет 25 минут, у детей 6-7 лет занятия длятся 30 минут.

Конспект НОД по ФЭМП «Математика и сказки» для детей старшего дошкольного возраста Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (развитие логической сферы) для детей.

Леэпбук «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Лэпбук «В гостях у сказки» Изготовлен из картона, на который наклеены кармашки, содержащие необходимый систематизированный.

Методические рекомендации для воспитателей «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природными сообществами» Уважаемые коллеги, представляю вам материал по экологии для детей старшего дошкольного возраста. Надеюсь что мои материал станет интересным.

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по развитию связной устной речи МКОУ Тогучинского района «Курундусская начальная школа» Дошкольная группа «Берёзка» Рекомендации для родителей по развитию связной.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Шестой год жизни – хочу всё знать! Вот ваш ребёнок и переходит.

“Сказка о язычке” (артикуляционная гимнастика для малышей)

Артикуляционная гимнастика для активизации мышц языка и губ для малышей.

Часто родители задают вопросы, что можно самостоятельно делать дома, если ребенок плохо говорит те или иные звуки? Чёткость нашей речи напрямую зависит от подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Артикуляционный аппарат ребенка ещё несовершенен, развивается постепенно, в процессе речевой деятельности. Но этот процесс можно немного активизировать с помощью артикуляционной гимнастики.

Работа над дикцией должна начинаться с артикуляционной гимнастики — зарядки для языка. Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для чёткого произношения звуков.

Существует определенный алгоритм действий, присущий всем артикуляционным упражнениям для разных групп звуков.

1. Прежде чем предложить малышу выполнить то или иное упражнение, несмотря на кажущуюся простоту, попробуем сами. Возможно, для этого потребуются определенные усилия с нашей стороны.

2. Проводим артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

3. Частота занятий, конечно, зависит от Вашей занятости, но желательно делать гимнастику не менее двух раз в день по 3-5 минут.

4. Предлагаем малышу не больше 3 упражнений за одно занятие.

5. Начинаем гимнастику с более простых упражнений и заканчиваем сложным. Если ребенку трудно даётся какое-то упражнение, или движения недостаточно четкие, то мы выполняем его до тех пор, пока оно не станет для него легким. Только преодолев эту трудность, целесообразно переходить к выполнению нового упражнения.

6. Делаем гимнастику перед зеркалом. Идеальный вариант — сидя перед большим зеркалом, так что бы малыш одновременно мог видеть и себя и Вас. Если такой возможности нет, подойдёт обычное настольное зеркало. Только в этом случае Вы уже сидите напротив малыша.

7. Не забываем поощрять малыша добрым словом. Даже если ему пока очень тяжело и видимых успехов нет.

8. Обыгрываем каждое упражнение, чтобы малышу было интересно.

«Сказка о язычке»

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:

Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов
Ты в часы играть готов?
(М.Синицына)

Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.

Проснулся язычок и пошел чистить зубки . Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов . Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов ! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
(О.Петрова)

Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье . Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.

Блин мы ели с наслажденьем —
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
(М.Синицына)

А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку ! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…

Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(М.Синицына)

Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине ? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.

По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
«Дын-дын-дын» — гудит мотор!
(М.Синицына)

Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится ? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.

А теперь успоко й киску — погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук —
Раздается громкий звук.
(М.Синицына)

Навстречу язычку скакала лошадка . Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко —
Стук копыт услышишь звонкий.
(М.Синицына)

А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков !

Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.
(О.Перова)

Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея . И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
(М.Синицына)

Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!

Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — Молодец!

Красным цветом выделены названия упражнений.

Предлагаю ознакомиться с другими полезными статьями для родителей по развитию речи на моем сайте logoped-lapteva.ucoz.ru

Узнать нуждается ли Ваш ребенок в логопеде

Советы логопеда по развитию речи ребенка

Скачать бесплатно компьютерные игры и материалы по развитию речи

Получить бесплатную он-лайн консультацию логопеда

Какие нарушения речи бывают у детей

Какие нарушения речи бывают у взрослых

Список пособий для занятий по развитию речи

Проверка готовности ребенка к школе

Артикуляционная гимнастика для детей в картинках и стихах: для детей 3-4, 5-7 лет

При плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели которой — это:

  • выработать определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы;
  • натренировать мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса;
  • для того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать его.

Занятия артикуляционной гимнастикой можно проводить как дома, так и на занятиях с логопедом.

При самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости мышц.

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

  1. В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
  2. Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
  3. Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
  4. Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
  5. Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.






















Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью а ртикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

  • «Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.
  • «Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней.
    Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

  • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
  • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
  • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.

Время упражнения — до 10 секунд.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Комплексы упражнений

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

  1. Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
  2. Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
  3. Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
  4. Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
  5. Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

  1. Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
  2. Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
  3. Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
  4. Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
  5. Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
  6. Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

  1. Надувать и сдувать щёки.
  2. Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
  3. Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
  4. Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
  5. Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Логопедам

Успех занятий зависит от трёх факторов:

  • правильной диагностики нарушений произношения звуков;
  • строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
  • воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла — ваша задача.

Занятие-развлечение “Путешествие в сказку” (для старших дошкольников логопедической группы с ОНР)

Цели:

  • Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
  • Развитие слухового и зрительного внимания.
  • Узнавать изображения символов гласных звуков.
  • Контролировать выполнение артикуляционных упражнений, стремиться к точному их выполнению.
  • Определять и выполнять артикуляционные упражнения по схеме.
  • Развитие диалогической, монологической речи, ее интонационной выразительности.
  • Развивать пальцевую моторику.
  • Поддерживать интерес к занятию.
  • Воспитание чувства коллективизма.
  • Оборудование: рыбки с условными обозначениями артикуляционных упражнений, ведро (детское), 2 удочки, ширма, замок, на ширме надпись “Сказка”, дуб, дидактическая кукла “Царевны-лягушки”, записка, кочки, условные обозначения гласных звуков, мешок (для лягушки), книга “Сказки веселого Язычка”, домик “Веселого Язычка”, дидактическая кукла “Лягушка”, клубок ниток.

    Оформление: фон болота, растения, пруд, лилии, ширма с изображением болота с мостом, дуб, стулья-кочки стоят полукругом по обе стороны ширмы.

    Дети в костюмах Лягушек.

    Музыкальное сопровождение: музыка: “Болото” (фон), “Песня Черепахи Тортиллы” – муз.А.Л.Рыбникова, сл.Ю.С.Энтина (из сказки “Приключения Буратино”), “Песня Лягушки и Комара”.

    Логопед: Здравствуйте гости, ребята!

    Сегодня мы побываем в сказке, где нужно красиво и правильно говорить.

    В мире много сказок –
    Грустных и смешных.
    И прожить на свете
    Нам нельзя без них.
    В сказке может все случиться,
    Наша сказка впереди
    Сказка в двери к нам стучится,
    Скажем гостю: “Заходи!”

    (Висит занавес, на нем надпись “Сказка”, висит замок)

    А чтобы в сказку попасть, нужно открыть волшебный замок. Я думаю, что ребята мне помогут. Для этого нужно выполнить всем ребятам пальчиковую гимнастику “Замок”.

    (Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

    (Логопед открывает замок (шторы при этом распахиваются). Звучит музыка с записью болота. Стоит дерево Дуб (на дубе картинка “Царевна-лягушка” и записка: “Через царство Царевны-лягушки можно благополучно пройти лишь при условии: все должны превратиться в лягушек и перепрыгивая друг за другом с кочки на кочку, громко квакать”. Подпись – Болотный водяной.)

    Логопед: Сейчас мы, поворачиваясь вокруг себя должны сказать: “Вокруг себя обернусь и в лягушку превращусь”.

    (Дети, передвигаясь, перепрыгивают через кочки, квакают и садятся на стульчики)

    Речка, мошки и трава,
    Теплый дождик. Ква-ква-ква.
    Я лягушка, я квакушка
    Поглядите какова.

    Логопед: Наши лягушки умеют не только квакать, но и петь разные звуковые песенки. (Песенка водички, комарика, мышки, гудит поезд, капелька капает и т.д.)

    Логопед: Молодцы лягушки! Лягушонок Дима хочет о чем-то рассказать.

    На поляне алеют цветочки,
    На болоте зеленые кочки,
    А на кочках лягушки сидят
    И в свое отраженье глядят.
    “Ах, какие же мы счастливые,
    Что в болоте таком сидим,
    На комарика все мы глядим”.

    Зеленеют все опушки,
    Зеленеет пруд.
    И зеленые лягушки
    Песенку поют.

    Песня “Лягушки и комарик” – инсценировка – Юля А., Настя Р., Игорь Б.

    (Логопед обращает внимание на болотную кочку и лежащие символы гласных звуков)

    Логопед: Ребята, я на болотной кочке нашла какие-то странные ягодки, они очень похожи на условные обозначения гласных звуков. На какие звуки похожи?

    (Д/у “Узнай символ гласного звука”. Придумай слово с этим звуком)

    Логопед: Молодцы! А я где-то тут увидела двух лягушек, которые о чем-то беседуют. Хотите послушать?

    Диалог: (Юля А., Саша Д.)

    Саша Д.: А что ты купила?

    Всего понемножку:
    Купила ква-пусту, ква-соль и ква-ртошку.

    Логопед: Что же купила лягушка, не совсем понятно.

    (Дети исправляют ошибки и называют)

    Как одним словом назовем то, что купила? (Овощи)

    Логопед: Как здесь красиво кругом: чистый воздух, лес, ягоды, рядом пруд, болото. И никого нет. Как-то даже неуютно. Давайте послушаем, может все-таки кто-нибудь здесь есть?

    (Звучит музыка из к/ф “Приключения Буратино”)

    (Появляется Черепаха Тортилла и поет песню – “Песня Черепахи Тортиллы”)

    Черепаха: У нас на болоте гости.

    Здравствуйте!
    Проходите, проходите
    Очень рада видеть вас,
    С интересной новой сказкой
    Познакомлю вас сейчас.”

    Логопед: Где же Вы, уважаемая Черепаха, взяли эту книгу? В детском саду у ребят пропала такая же книга – “Истории Веселого Язычка”. И ребята очень расстроены.

    Черепаха: Это было совсем недавно, несколько дней назад. Я отдыхала в тени – под мостом. И вдруг я услышала, как что-то упало в воду. И я заприметила, как по мосту бежал маленький старичок – он очень торопился, как будто бежал от кого-то. Я подобрала эту книгу и еще домик чей-то со странным жильцом.

    Логопед: Дорогая Черепаха, это – “Сказки о Веселом Язычке”. А унес их вредный старичок Буквоежка (он грозился навредничать, ребята помните?)

    Черепаха: Только в ней пустые страницы. Книга заколдована и домик пуст. Вам сможет помочь только Царевна-Лягушка.

    Логопед: Большое спасибо. Как же мы тебя сможем отблагодарить?

    Черепаха: Я так много лет обитаю здесь одна. Я забыла что значит веселье, смех. Предлагаю игру “Аист и лягушки”.

    (Выбирается один ребенок аистом)

    Аист-птица, аист-птица,
    Что тебе ночами снится?

    Ребенок-аист: Мне? Болотные опушки.

    Еще? Лягушки –
    Их ловить – не изловить.
    Вот и все:
    Иду водить.

    (Дети разбегаются от Аиста. При приближении лягушки приседают и делают из сомкнутых над головой рук листок)

    Логопед: (по окончании игры обращает внимание на красивое озеро и в нем необычных рыб)

    Много разной рыбы плавает в пруду
    Лягушонок, ты поймай на свою уду
    Маленькую рыбку,
    А на ней картинку,
    Ты картинку посмотри,
    Язычком ты покажи
    И в ведерко рыбку положи,
    Лягушатам всем ты угоди.

    (дети ловят удочкой рыбу, показывают артикуляционное упражнение по условному обозначению)

    (Появляется кукла Царевна-Лягушка – за ширмой)

    Царевна-Лягушка: Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада видеть вас в моем царстве. Только вас сюда привело какое-то несчастье. Чем я могу вам помочь?

    Логопед: Нам нужно расколдовать наши сказки, которые украл у ребят Буквоежка и вернуть домик Веселого Язычка ребятам.

    Лягушка: Я помогу вам. Но для этого нужно одну из сказок прочитать, а упражнения выполнить всем лягушатам правильно и точно. Вот тогда все сказки вернутся в книгу.

    (Чтение сказки, дети выполняют упражнения. Дети берут книгу со сказками)

    Вот и день к концу подходит,
    Вечереет, ночь приходит,
    Но пришла пора прощаться,
    В детский садик возвращаться.

    Давайте пригласим хозяйку Царевну-Лягушку в гости. Мы расскажем и покажем, как живут дети в детском саду. Нам нужно до захода солнца превратиться в тех, кем мы были. Нужно сказать: “Вокруг себя обернусь и в Диму, Юлю, …… превращусь”.

    Лягушка: Я непременно к вам выберусь. А чтобы вы не заплутались, я даю вам клубок, который вас выведет из болота. Счастливого пути.

    (Лягушка кидает клубок ниток к выходу из зала)

    Артикуляционные сказки для детей дошкольного возраста

    Волшебная роль сказок

    Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций.

    Сказка — это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку.

    Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.

    Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке.

    Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

    Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человечка.

    В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее — это дружеский совет.

    Так почему бы не использовать сказку для исправления детской речи?

    К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно на логопедических занятиях , можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.

    Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков . Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.

    Сказка «Как подружились мышонок и котёнок».

    Однажды утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил умыться, причесаться (упражнение «Расчёска»). Улыбнулся котёнок, потянулся (упражнение «Лягушки улыбаются», «Заборчик») и вдруг насторожился (упражнение «Бублик»). Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение «Часики»). Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.

    И тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках. Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.

    «Мур, мяу!» — сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье»). Мышонок приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил язычком (упражнение «Чашечка»).

    — Ты что, не можешь разговаривать? — удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.

    Мышонок открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение «Лошадка»).

    — Да что это с тобой? Давай поиграем! — проговорил Тимка и лизнул мышонка язычком.

    — Уфф! — смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок»). — Так ты хочешь поиграть?

    — Ну, да! А ты что подумал? — удивился Тимка. — Сейчас ещё все спят, а мне скучно. Давай дружить!

    — Давай! – согласился мышонок.

    И теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели»), а мышонок Тимку уже ни капельки не боится!

    Сказка «Находчивый медвежонок».

    Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки») и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!

    Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки»). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка»). Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица (упражнение «Паровозик свистит»).

    Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач»). Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели»).

    «Эй, есть там кто-нибудь?!»- закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка»), и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.

    — Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! — закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка»).

    Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы наконец подкрепиться.

    Сказка «Невоспитанный мышонок».

    Жил в лесу один невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу — не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу? ». Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки (упражнение «Почистим зубки»), причесался (упражнение «Расчёска»).

    Видит, зайчик на качелях качается (упражнение «Качели»). Подошёл и громко поздоровался «Доброе утро!».

    Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок и пошёл дальше. Навстречу змейка ползёт (упражнение «Быстрая змейка»), в язычке гирьку держит, чтоб сильным был (упражнение «Язык-силач»).

    И с ней поздоровался мышонок. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона и во рту бублик держит (упражнение «Бублик»).

    Мышонок громко закричал ей «Доброе утро!». Ворона каркнула в ответ и полетела всем рассказывать, какой мышонок стал вежливый.

    А мышонок всё бегал по лесу, со всеми здоровался и так устал, что споткнулся и покатился с горки (упражнение «Горка»).

    Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его удержал, который лягушата построили (упражнение «Заборчик»).

    Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.

    Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» — кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, — отвечает летучая мышь, — добрый вечер, мышонок!». И мышонок засвистел весело, как паровозик (упражнение «Паровозик свистит»). И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его так долго нет.

    Полезно, чтобы дети повторяли сказки с родителями, воспитателями. Подобное закрепление материла может быть дополнительным заданием по развитию лексики, грамматики, связной речи.

    Удачи вам в занятиях, радости в общении!

    Описание артикуляционных упражнений, используемых в сказках.

    Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции и для формирования движений губ.

    Поглаживать, затем легонько покусывать зубками нижнюю губу.

    «Расческа»: «причесываем» зубами по очереди верхнюю и нижнюю губы.

    «Лягушки улыбаются»: научится улыбаться открытой улыбкой.

    «Заборчик»: научится непроизвольно удерживать улыбку, приоткрывая зубки.

    «Хобот слоненка»: вытянуть губы вперед и сомкнуть.

    «Бублик»: плавно округлить губы и не смыкать под счет до 5.

    «Часики»: открыть рот, высунуть узкий язык; тянуть его попеременно то вправо, то влево.

    Упражнения для правильного произнесения свистящих звуков.

    «Лопаточка»: необходимо научиться расслаблять мышцы языка, удерживая его широким.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, подержать его в таком положении, считая до 5.

    Занести лопатку в рот. Затем опустить лопатку за нижние зубы, стараясь, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.

    «Чищу зубы»: улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком язычка нижние зубы, делая движение из стороны в сторону.

    «Паровозик свистит»: поднести ко рту чистый пузырек, кончик язычка слегка высунуть, чтобы он касался горлышка, выдыхать воздух плавно в пузырек.

    «Язык-силач»: слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить широкий кончик язычка к нижним передним зубам; упирать язык в зубы.

    «Качели»: улыбнуться, открыть рот как при звуке «А»; опустить широкий кончик язычка за нижние зубы (с внутренней стороны) и подержать под счет «раз»; поднять широкий язык за верхние зубы и подержать под счет «два»; повторить несколько раз, следить, чтобы работал только язычок, а не нижняя челюсть.

    «Горка»: открыть широко рот, широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком; плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.

    Упражнения для правильного произнесения шипящих звуков, звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ.

    Научиться вытягивать губы трубочкой и удерживать их в таком положении. (упражнение «Хобот слоненка», «Трубочка»).

    «Чашечка»: широко открыть рот, язык-лопатку положить на нижнюю губу, приподнять края языка и получится пиала.

    «Вкусное варенье»: широким кончиком язычка «слизать варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.

    «Быстрая змейка»: напряженным языком движения изо рта, затем обратно в рот; движения языком из стороны в сторону; движения языком вправо-влево по верхним альвеолам; спрятать язычок в рот.

    «Лошадка»: улыбнуться, приоткрыть рот, пощелкать медленно кончиком языка; стараться, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

    Читайте также:  Проект логопеда 'Как рождается книга'
    Ссылка на основную публикацию