Система занятий по развитию важных для письма двигательных навыков

«Использование физических упражнений для подготовки детей к овладению графикой письма».

Анна Егорова
«Использование физических упражнений для подготовки детей к овладению графикой письма».

Проблема обучения письму детей дошкольного возраста является актуальным, в связи с изменением содержания школьных программ.

В этом возрасте рука ребенка еще не готова к быстрому овладению письмом (слабое развитие мелких мышц руки, не закончено окостенение костей и фаланг пальцев) .

Основываясь на том, что навык письма является двигательным навыком и, следовательно, подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка, можно использовать физические упражнения для развития качеств, определяющих успешность овладения детьми графикой письма. Чем богаче и разнообразнее двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки.

Роль физических упражнений в подготовке детей к овладению графикой письма.

Двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме – все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма.

Для обучения письму необходимо активно использовать различные средства- рисование, лепку, аппликацию, использование прописей. Однако из-за слабого развития мелких мышц кисти у детей графические действия быстро приводят к утомлению. Часто дети отказываются от такой деятельности, мотивируя отказ сильной усталостью рук. В этих условиях возрастает роль физкультурных занятий, так как они представляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих большей частью игровой характер (подвижные игры с потешками, речитативно-физкультурные композиции, перекладывание мелких предметов в эстафетах, броски и ловля мяча, серсо и многие другие). При таком подходе, даже если приходится выполнять достаточно большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие мелких мышц кисти, дети никогда не жалуются на усталость рук. На физкультурных занятиях упражнения выполняются правой и левой рукой поочередно, что стимулирует развитие обеих рук. В этом проявляется преимущество занятий физическими упражнениями.

Конечно, катая мячи, набрасывая колечки, преодолевая препятствия, ребенок не научится писать. Письмо – особая графическая деятельность, и овладеть ею можно только в процессе графических упражнений. Но специально подобранные физические упражнения будут способствовать совершенствованию движений, разовьют руку – то есть дадут ему все, что необходимо для успешного овладения этим сложным навыком.

Задачи: Включить физические упражнения, направленные на подготовку ребенка к овладению графикой письма, во все виды физкультурно-оздоровительной работы.

• Утренняя гимнастика- упражнения на развитие координации движений, ориентировку в пространстве, музыкально-ритмические композиции.

• Физкультминутка – музыкально-ритмические композиции, упражнения на развитие ручной умелости.

Подвижные игры в перерывах между занятиями – игры с предметами: мячами, палками, скакалками, обручами; игры на ориентировку в пространстве, на развитие глазомера.

• Подвижные игры на прогулке – игры на развитие координации движений (лазание, преодоление препятствий, действия с предметами).

• Физкультурные занятия в зале – упражнения на развитие координации движений (прыжки в глубину, броски, ловля, лазание по канату, метание в цель, упражнения на развитие пространственных представлений (игры с перемещением без зрительного контроля, эстафеты на расстановку предметов, упражнения на развитие глазомера, упражнения на развитие чувства ритма (ритмическая гимнастика)

• Физкультурные занятия на улице – спортивные развлечения.

• Физкультурный досуг – элементы музыкально-ритмических композиций, игры и эстафеты с предметами, игровые композиции с упражнениями для пальчиков.

• Физкультурные праздники- упражнения на развитие пространственных представлений (построения, перестроения, эстафеты с предметами, упражнения на развитие координации движений (командные игры, эстафеты с преодолением препятствий, упражнения на развитие чувства ритма (ритмическая гимнастика на показательных выступлениях).

• Самостоятельная двигательная деятельность детей- упражнения на спортивных комплексах, упражнения с предметами: броски, ловля, прыжки через скакалку, ритмическая гимнастика.

Организация условий для самостоятельной двигательной деятельности детей, способствующей подготовке к овладению графикой письма.

Соблюдать регулярность занятий, соблюдение техники безопасности.

Включить в занятия большого количества игр, эстафет, соревнований для повышения активности детей и поддержания их интереса к деятельности. Развивать двигательные умения и навыки, используя национальные узоры.

Подбор уровня сложности упражнений с учетом индивидуальных

показателей физического состояния детей.

Определить эффективность каждого упражненияпо следующим показателям:

-интерес детей, их увлеченность при выполнении двигательных заданий;

-доступность для большинства детей;

-включение индивидуальной деятельности каждого ребенка в игры и эстафеты.

Планирование учебного материала физкультурных занятий.

В каждое занятие включить упражнения «для пальчиков», эстафеты с мелкими предметами.

Проводить общеразвивающие упражнения в форме ритмической гимнастики.

Включить в занятия все виды ходьбы и бега, направленные на развитие координации движений

Для координации движения вводить элементы якутских узоров при выполнении основных движений ходьбы, бега и прыжков.

Включать задания на расстановку и перестановку предметов на точность составления фигур.

Консультация «Формирование полоролевого поведения мальчиков и девочек во время выполнения физических упражнений» Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница жизни каждого человека, время первоначального становления личности, формирования основ.

Консультация «Использование логопедических упражнений и игр при дифференциации звуков» Каждый учитель – логопед начинает свою работу с логопедического обследования ребёнка. Затем на основе этого обследования строит свою работу.

Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе Ещё И. М. Сеченов говорил о том, что «всякое ощущение по природе смешанное», что к нему «обязательно примешивается мышечное ощущение,.

«Шагают наши ножки». Консультация и демонстрация специальных физических упражнений с использованием игрового сюжета Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 89 Приморского района Санкт-ПетербургаОткрытое мероприятие.

Комплекс несложных физических упражнений после сна Комплекс несложных физических упражнений, выполняемых ежедневно утром после сна. Зарядка помогает более быстрому переходу организма от состояния.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Использование физических упражнений и игр для коррекции зрительных отклонений Различные системы тренинга зрения, а также вспомогательные общеукрепляющие корригирующие упражнения занимают особое место. Еще в древние.

Использование театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Использование театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Презентация. 1 слайд Речь является.

Мастер-класс «Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений» Тема «Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений» Участники: педагоги дошкольных образовательных организаций.

Семинар «Использование дидактических игр и игровых упражнений в обучении дошкольников математике» Дидактическая игра Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме: «Дидактические игры и игровые упражнения в обучении.

Влияние физических упражнений на формирование графических навыков у дошкольников

Проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо.

Особое значение данная проблема приобретает в отношении детей с нарушениями речи.

Недостаточное развитие мелкой моторики, плохая координация движений, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки у детей с общим недоразвитием речи может служить причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. Этим объясняется актуальность данной статьи, цель которой описать наиболее эффективные физические упражнения, влияющие на формирование графики письма.

Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка (трудового, спортивного и т.п.). В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет очень важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо) может успешно приобретаться при выполнении физических упражнений [5].

По мнению А.В. Антроповой, А.В. Кенеман, М.М. Кольцовой, Т.С. Комаровой, С.О. Филипповой для успешного овладения графикой письма необходимо развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и мелкой моторики.

В целях изучения уровня готовности дошкольников к овладению графикой письма было проведено исследование, в котором участвовало 12 детей с общим недоразвитием речи подготовительной группы детского сада “Санаторный” г. Абакана. Задания, направленные на изучение уровня готовности дошкольников к овладению графикой письма были включены нами в содержание логопедического обследования. В исследовании использовались тесты Н.И. Озерецкого, тест “Речка” (авторы: С.О. Филиппова, О.А. Каминский), графический диктант.

В результате мы выяснили, что 1 из 12 детей с нарушениями речи имеет высокий уровень овладения графикой письма, у 2 детей – средний уровень, у 8-ми детей низкий уровень и у одного очень низкий уровень. Движения дошкольников с речевыми нарушениями характеризуются недостаточной четкостью и организованностью. Выявлены нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость, истощаемость движений, недостаточная сформированность графических навыков. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряженность, неправильное положение руки во время письма, слабо развита мелкая моторика, нарушена координация тонких движений рук.

На основании данных, полученных в результате диагностики, в нашем детском саду была разработана система работы, направленная на формирование графических навыков через физические упражнения. Основной целью данной работы являлось развитие компонентов, необходимых для успешного овладения графикой письма: координации движений, зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений. Все игровые задания, упражнения были связаны с основной темой занятия и его этапом.

Коррекционно-развивающая программа отличалась тем, что формированиe графических навыков у детей с нарушениями речи осуществлялась на основе создания системы комплексных занятий логопеда и инструктора по физическому воспитанию.

В систему занятий были включены не только логопедические задания, но и специальные физические упражнения (бег с изменением направления по сигналу, прыжки с одной ноги на другую по кружкам, игры-эстафеты, игры с мячом). Работа по формированию графических навыков включалась в индивидуальные и фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, звукопроизношения, а также обучению грамоте.

В соответствии с направлениями коррекционной работы были обозначены этапы реализации программы:

1. Подготовительный этап.

Цель: развитие координации движений, зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений.

Развитию координации движений, мелкой моторики и пространстве способствует применение различных физических упражнений. Наиболее эффективные из них:

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие ловкости, координации движений.

Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Дети стоят в кругу. Логопед бросает ребенку синий или красный мяч. Если ребенок ловит синий мяч, то он называет согласный звук, если красный, то гласный.

Цель: учить детей понимать схематическое изображение позы человека, развивать точность движений.

Изобразить такое же движение, что и человечек на рисунке.

Эстафета “Составь слово”.

Цель: развитие звукового анализа слова, развитие ловкости, координации движений.

Оборудование: набор мячей синего, зеленого, красного цвета.

Группа детей делится на команды. Логопед называет слово. Задача детей с помощью цветных мячей выложить звуковую схему слова. По сигналу логопеда, дети по очереди берут мяч, соответствующий заданному звуку в слове, подбегают к дорожке оставляют мяч и возвращаются назад. (Рисунок 1).

Цель: развитие фонематического слуха, координации движений.

Оборудование: плоские “кочки”, вырезанные из картона.

Дети по очереди переходят болото, наступают на каждую кочку, произнося при этом слоги: са-за-са. Данное упражнение способствует не только развитию координации движений, но и развивает фонематический слух.

Широко используются в логопедии для развития координации движений игры с мячом:

Цель: развитие слогового анализа, четкости и точности движений.

Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Логопед бросает ребенку мяч и называет первый слог, ребенок возвращает мяч и заканчивает слово нужным слогом.

II. Основной этап.

Цель: формирование пространственного восприятия, чувства ритма.

Игра “Справа, слева, впереди в обруч точно попади”.

Цель: закрепление умения ориентирования (справа, слева), развитие моторики.

Оборудование: 2 обруча, мяч.

Дети выполняют следующие задания: стукни 3 раза мячом в правый обруч, 4 раза в левый, 2 раза перед собой.

Цель: развитие чувства ритма, зрительно-пространственных представлений

Выполняется под музыку с четким ритмом. Правая рука в сторону, левая в сторону, правая – вверх, левая – вверх. Затем обе руки вперед и вниз.

Цель: развитие чувства ритма, зрительно-пространственных представлений.

Дети сидят друг за другом, ноги на ширине плеч, руки на плечах. (Рисунок 2)

Динь-дон, динь-дон,
Мы на лодочке плывем
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает
Вправо лодочку качает,

Влево лодочку качает
Динь-дон, динь-дон,
Дружно к берегу гребем,
Вправо к берегу гребем
Влево к берегу гребем
К берегу пристала лодка
Мы на берег прыгнем ловко.

Включение в занятие ритмических движений повышает эмоциональный настрой, дает возможность самовыражения.

Упражнения можно использовать и в качестве физминутки на занятии, связав с темой занятия. Например, проводя занятия по теме “Осень. Откуда хлеб пришел” можно использовать следующее упражнение:

Цель: развитие мелкой моторики, четкости и точности движений.

Я три горсточки муки сыплю в миску из руки,
Подолью воду немножко, размешаю тесто ложкой,
И дрожжами разведу, тесто я руками мну,
Разделяю на кусочки – делаю я колбочки,
Превращу я колобки скалкой в плоские кружки,
Покажу свое уменье, вылеплю я сто печенье.

Речевая подвижная игра “Зимой”. Импровизация движений.

Цель: развитие мелкой моторики, четкости и точности движений

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

При коррекционной работе с детьми с нарушениями речи необходимо учитывать не только особенности графических навыков, но и такие особенности их двигательной сферы как, нарушение координации, неточность двигательных актов, несогласованность работы рук, скованность движений, недостатки плавности, ритмичности, трудности регулирования смены темпа движений.

Таким образом, использование специальных физических упражнений на логопедических занятиях предупреждает переутомление дошкольников, избавляет детей от длительной неподвижности на занятиях, служит средством развития координации, пространственной ориентировки, чувства ритма, то есть создает основу для развития графическими навыками.

Сравнивая результаты диагностики, мы отметили, что в начале года из 12 детей с ОНР высокий уровень готовности к овладению графикой письма у 1 ребенка, средний уровень у 2, низкий уровень у 8 детей. В конце года высокий уровень готовности к овладению графикой письма – у 4 детей, средний уровень – у 7 детей, низкий уровень – у 1 ребенка. Значит, данные упражнения действительно являются эффективными.

Таким образом, результаты диагностики свидетельствуют, что использование физических упражнений на логопедических занятиях предупреждает переутомление дошкольников, способствует формированию графических навыков, избавляет детей от длительной неподвижности на занятиях.

Список литературы:

  1. Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников.// Логопед. – 2005. №3.- с.84-94.
  2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003. – 96с.
  3. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. – М.: Издательство АПН, 1959.-264с.
  4. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. – М.: ВАКО, 2005. -176с.
  5. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 94с.

В качестве примера приводим конспект комплексного занятия учителя-логопеда и инструктора по физвоспитанию по теме “В поисках сокровищ”. Автоматизация звука [р]. (Приложение 1).

Статья «Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму»
статья по обучению грамоте на тему

Статья содержит рекомендации по развитию мелкой моторики играфических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_po_motorike_2014.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму»

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…».

Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Что такое мелкая моторика? Это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук и ног. Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Малыш учится управлять своими ручками, хватать предметы сначала всей ладонью, а затем и двумя пальчиками – формируется пинцетный захват. Затем ребёнок учится правильно держать в руках ложку, а потом и карандаш. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система ребёнка. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции ребёнка на внешние раздражители.
Даже почерк каждого человека имеет свои особенности, связанные именно развитием мелкой моторики рук!
Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка . Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности воспитанников к школьному обучению. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является наиболее сложным. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

Такие авторы, как М.М.Безруких, Е.Н. Соколова, С.О.Филиппова, Л.В. Антакова-Фомина, С.П. Ефимова, М.М. Кольцова, выделяют следующие компоненты готовности к письму: зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие, слуховую память, слухо-моторную координацию, развитие мелкой моторики рук. Они считают, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, т.к. именно к шести – семи годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Мы понимаем, что в настоящее время многие дети в школе, на первом этапе обучения, испытывают затруднения с письмом. У дошкольников быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание элементов письма, нередко встречается «зеркальное» письмо. Дети не различают «лево», «право», «лист», «страница», «строка», они не укладывается в общий темп работы.

При поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты такие компоненты письма, и, прежде всего, двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими. Двигательный навык, по мнению В.А. Силивон, включает:

  • развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно-двигательные связи и координации, способствующие выполнению произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости, направленности и размаху;
  • развитие пространственно-ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение левой и правой сторон и т.д.;
  • сформированность зрительно-двигательных образов и представлений.
  • развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно-целостным способом.

Графический навык предполагает:

  • умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации – широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные).
  • легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;
  • устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
  • выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка. При оценке графических умений следует помнить, что графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать элементы письма четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма, правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. С возрастом упражнения становятся более сложными, требующими более четких движений, более высокой координации. Предлагаем вашему вниманию комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости , которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

– Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

– Занятия с пластилином.

– Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.

– Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.

– Рисование различными материалами – ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.

– Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации.

– Графические упражнения. Штриховка.

– Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. “Пальчиковые игры” очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

“Пальчиковые игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и др.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну “пальчиковую игру”, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с “пальчиковых игр”, чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 – 7 минут.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.

Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения “видеть” предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры “Угадай, что рисую?”, “Загадай, я отгадаю” (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – выполнении гигиенических правил письма.

Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).

Графические упражнения. Штриховка.

Выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка – одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

1. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст]: методическое пособие/С.Е. Гаврина, Н.Л Кутявина, И.Г. Топоркова. – Ярославль: Академия развития, 2001. 240 с.

2. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст]: пособие /М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – СПб.: Детство-пресс 1998. 160 с.

3. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектолог. фак. пед. Вузов/ ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 680 с.

4. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков [Текст]: учебное пособие/ С.О. Филиппова. – СПб.: Питер,1999. 287 с.

5. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]: методическое пособие/В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород, 1995.48 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Умные ручки» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что рече.

Развитие мелких движений пальцев рук зависит от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Выполняя пальчиками различные .

План самообразования на 2017 – 2018 учебный год.

Опыт работы по использованию развивающих упражнений и заданий для развития мелкой моторики и графических навыков у старших дошкольников.

Материал по развитию мелкой моторики и развитию графических навыков у детей дошкольного возраста.

laquo; Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно – моторной координации&raquo.

Развитие зрительно – двигательной координации дошкольника – залог успешного овладения навыком письма начинающего школьника

Из опыта совместной работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога Москва ГБОУ «Школа 1468»

Формирование у дошкольника с ОВЗ общих и специальных умений, обеспечивающих ему своевременное, успешное и безболезненное овладение собственно учебной деятельностью и ее видами.

Из опыта совместной работы

учителя-логопеда Савиной Любови Викторовны и

учителя-дефектолога Труновой Галины Александровны

Москва ГБОУ «Школа 1468»

«Развитие зрительно – двигательной координации дошкольника – залог успешного овладения навыком письма начинающего школьника»

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок не просто переходит из детского сада в школу, но и в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью.

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л.Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – один шаг, а от новорожденного – страшное расстояние».

Психологи отмечают, что «готовность» ребенка к школе – понятие интегральное, комплексное, включающее все стороны развития ребенка.

Многолетнее изучение этой проблемы показало, что готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием. Имеет значение весь комплекс факторов. Поэтому принято считать, что подготовленность ребенка к систематическому обучению в школе это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья (М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева).

У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих. Фактически «неготовые» дети – это «контингент риска»: риска испытать наибольшие трудности, риска неуспеваемости, риска усугубить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок и переутомлении (М.М. Безруких и др.).

У детей с ограниченными возможностями здоровья, дополнительно возникает трудность в приобретении знаний, а это, в свою очередь, по мнению психологов, учителей – дефектологов, учителей – логопедов, может привести к трудностям обучения в школе. Необходима наиболее полноценная подготовка детей с ОВЗ к учебной деятельности. Очень важно предвидеть, какие трудности могут возникнуть у ребенка СОВЗ, если ему своевременно не оказать необходимую помощь.

Сочетание физического, функционального и психического состояния ребенка дает нам тот комплекс факторов, которые определяют его готовность к обучению в школе.

Детальное изучение всего комплекса факторов готовности позволяет выделить и обозначить еще один фактор – сформированность у ребенка общих и специальных умений, обеспечивающих ему своевременное, успешное и безболезненное овладение собственно учебной деятельностью и ее видами.

Один из видов специальных умений – графические умения, обеспечивающие готовность к письму.

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является одним из важнейших. От степени его сформированности во многом зависит успех ребенка в обучении

Процесс письма представляет собой сложную форму деятельности, в которой принимают участие различные межсистемные связи: речеслуховая, речедвигательная, зрительная.

На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв, встречается «зеркальное» письмо. Ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка» (Утехина).

Ребенок, имеющий проблемы в развитии, гораздо медленнее и менее качественно по сравнению с нормально развивающими сверстниками справляется с выполнением графических заданий. Для детей с ОВЗ характерными являются: плохое запоминание и различение конфигурации букв; неадекватное формирование зрительного образа буквы, графических элементов; пропуски и появление новых (лишних) элементов; зеркальное написание букв; ошибки пространственного характера; нарушение границ рабочего поля, строки; трудности в восприятии целостного объекта; трудности в выделении части целого (Г.В. Никулина, А.В. Потемкина, Л.В. Фомичева).

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики, пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно – двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти.

Известно, что степень развития зрительного и двигательного контроля детей к моменту поступления в школу в значительной мере определяют успешность овладения ими графикой письма (Л.А.Венгер и А.Л.Венгер).

У ребенка должно быть сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. Необходимо обращать внимание не на отдельные движения руки или глаза, а на их координацию между собой, то есть на зрительно – двигательную координацию, которая также является одной из составляющих школьной готовности.

На начальных этапах формирования графического навыка письма все движения руки полностью контролируются зрением. Глаз ребенка внимательно следит за движением руки. По мере формирования навыка зрительный контроль постепенно уменьшается. Высокое качество графических навыков связано с определенным уровнем развития интегративной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, то есть с определенным уровнем развития зрительно – моторной координации.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, зрительно – двигательная координация.

Одним из эффективных дидактических приемов развития зрительно – двигательной координации является использование в деятельности ребенка работы с трафаретами. Такие задания способствуют развитию графических навыков, формированию системы «глаз – рука». Очертание внешней линии предмета в процессе обводки силуэта, контура или по трафарету способствует уточнению, конкретизации строения предмета и его изображения, учит детей рисовать различные линии в заданных условиях. Дети начинают осознавать и понимать образование различных линий: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых. Рисование по трафаретам простых по форме предметов, геометрических фигур, ритмическое повторение одних и тех же движений, способствует регуляции моторики руки, развитию мышечного чувства при неполноценном зрительном контроле (Л.И. Плаксина).

Разгадывание лабиринтов детьми – это не только интересное занятие, но это очень полезное занятие, которое помогает развивать внимание детей, способность концентрироваться на поиске правильного решения, логическое мышление, то есть способность анализировать, пространственное мышление, а также развивает графические навыки. Всё это поможет ребёнку в обучении в школе.

Графический диктант – рисование по клеточкам под диктовку взрослого. Это игровой способ развития у ребенка пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Выполняя это задание, ребенок научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.

Формирование слухового сосредоточения и координации «ухо – рука».

  • Рисование по клеточкам под диктовку.

Формирование слухового сосредоточения и координации «глаз – рука».

  • Прямое и зеркальное копирование с образца с опорой на клетки.
  • Продолжи узор.
  • Дорисуй вторую половину изображения.

Упражнения с массажными мячиками улучшают кровообращение, прекрасно подходят для проработки ладоней, на которых находятся точки, отвечающие за состояние всего организма. Они незаменимы для детского массажа, в качестве тренажера развития мелкой моторики.

Самомассаж кистей и пальцев рук – один из видов пассивной гимнастики. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Стимуляция активных точек пальцев и ладоней проводится с помощью карандашей, грецких орехов, еловых шишек, массажных мячей и эспандеров, массажных щеток, шнуров с узелками, воздушных шариков с различными наполнителями.

В своей работе мы используем и другие эффективные приемы, которые способствуют развитию зрительно-двигательной координации. В частности, для развития ручной умелости используем следующие виды деятельности:

  • застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент, шнурков; плетение из ниток; завязывание узелков; перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора; всасывание пипеткой воды из стакана; пересыпание мелких круп; разминание пальцами пластилина и глины; нанизывание бусинок на нитку (леску); игры с конструктором, мозаикой, кубиками; игры с песком, снегом, водой и т.п.
  • работу с ножницами: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок (Н.Л. Кутявиной, С.Е. Гавриной. и др.).

Еще одним эффективным методом подготовки руки к письму являются физические упражнения (Л.С. Сековец, С.О. Филлипова). Игры с мячом (Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук), кальцебросом (вертикальная мишень для нанизывания колец), метание стрел в мишень помогают развивать глазомер и координацию в системе «глаз-рука».

Благодаря творческому использованию в работе с детьми с ОВЗ различных технологий, специалистам нашего учреждения удаётся добиваться хороших результатов в подготовке руки каждого ребенка к письму. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее (Л.А. Венгер и А.Л. Венгер).

Предлагаемые дидактические приемы могут быть полезны не только для детей с ОВЗ, они эффективны для совершенствования координации в системе «глаз – рука» нормально развивающих детей.

Из опыта работы “Формирование двигательного навыка письма”

В нейропсихологии письменная речь рассматривается как сложная функциональная система, в которую входят следующие структурные компоненты, опирающиеся на работу различных участков мозга:

1 блок – энергетический – регуляция тонуса и бодрствования;
При слабости функционирования данного блока страдает активность внимания, быстрая истощение и утомление.

2 блок – прием, переработка и хранение информации.

  • переработка слухоречевой информации: фонемное распознавание, опознание лексем, слухоречевая память;
  • переработка кинестетической информации: дифференциация артикулем, кинестетический анализ графических движений;
  • переработка зрительной информации: актуализация зрительных образов букв и слов;
  • переработка полимодальной информации: – расположение элементов букв, ориентировка на листе, зрительно-моторная координация и т.д.

3 блок – операциональный – планирование, программирование, регуляция и контроль.

  • серийная организация движений;
  • регуляция психической деятельности;

Каждый из перечисленных компонентов может вызвать трудности письма, выступая как изолированно, так и сочетано.

Так, например, недостаточная сформированность серийной организации движений приводит к трудностям овладения двигательным навыком письма, в основе которого лежат

  • дефекты организации движений;
  • трудности переключения с одного элемента на другой, т.е. трудности формирования «плавной кинетической мелодии» (А.Р. Лурия),какой является каждое слово;
  • гипертонус мышц;

При обследовании у данных детей обнаруживается нарушения динамического праксиса, которые выявляются не только в сенсибилизированных условиях (при ускорении или при отсутствии зрительного контроля), но даже в простой пробе «кулак-ладонь», выполняемой в умеренном темпе. Кроме того, у таких детей отмечается «длительное становление почерка, замедленный темп», который отражается на письме:

  • В снижении качества письменных работ – неаккуратность, неровность почерка или увеличение количества специфических и орфографических ошибок;
  • В уменьшении объёма письменных работ;
  • Получая оценки «2» и «3», т.е в условиях постоянной «неуспешности», проблема только усугубляется снижением самооценки и учебной мотивации ребёнка.

Это тема меня заинтересовала, да и количество запросов от учителей и родителей учеников именно с этими трудностями увеличилось. Прочитав статью М.Г. Храковской «Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма при нарушениях динамического праксиса…», опубликованную в сборнике методических материалов научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», я начала заниматься с детьми младшего школьного возраста по тренинговой программе «Ритмический теппинг».

В основу программы входят 4 основных элемента письма.

  • Характер движения (прямые и округлые линии);
  • Направление движения;
  • Амплитуда;
  • Ведущим компонентом программы является ритмическое сопровождение движений руки при выполнении графического орнамента.

Методика включает 3 раздела:
1 раздел – подготовительный
Сюда включены упражнения, направленные на восстановление (формирование) способности удерживать в руке ручку или карандаш, манипулировать с ними пальцами вне процесса письма.
2 раздел – ритмический теппинг
Упражнения направлены на тренировку способности удерживать строку, регулировать направления, амплитуду движений на письме:

1 этап – Трёхэлементный такт.
Слитное написание 3 одинаковых элементов с паузой между тактами;
2 этап – два трёхэлементных такта .

Слитное написание без остановки и без интервала (слитное написание 6 элементов)
Написание орнамента в заданном ритме сопровождается:

  • синхронным счётом до трёх в такт каждому элементу;
  • зрительным восприятием образца орнамента, данного для копирования;
  • зрительным восприятием цифровой схемы программы.

При необходимости, подключается и пассивное ведение рукой в такт ритма.
В 3 разделе программы равномерный ритм движений сменяется комбинациями акцентированных ритмов. Этап нацелен на восстановление графических навыков с опорой на ритмическое программирование.

Приобретя первый опыт, я столкнулась и с трудностями – «подводными камнями» программы. Основной трудностью является задача – как замотивировать ребенка писать ежедневно страницу элементов (именно качественное прописывание). А если брать во внимание, что мы работаем с детьми, которые не любят писать, то эта задача трудна вдвойне. Для её решения необходимо затратить большое количество сил путем стимулирования, укрепления веры в свои силы. Для того, чтобы ребёнок сам видел свои, пускай хоть «маленькие успехи», был введен график темпа работы, на котором каждое занятие отмечается количество элементов, прописанных за минуту (количественное, качественное). Для поддержания интереса на занятиях я использую различные упражнения для развития моторики:

  • Пальчиковая гимнастика с учебными предметами;
  • Рисование пластилином, включая в работу все пальцы поочередно;
  • Работа с бисером и со спичками;

Для развития межполушарного взаимодействия и формирования серийной организации движений включены нейропсихологические пробы:

  • Кулак-ладонь;
  • Кулак-ребро-ладонь;
  • Кулак – колечко.

Количество занятий определяется запросом и зависит от тяжести нарушения. Например, для увеличения темпа письма и снятия напряжения мышц ведущей руки достаточно, как правило, 10 -15 занятий при обязательном условии – четко выполнять все рекомендации специалиста. Максимальное количество – 75 занятий.

Программа получила положительные отзывы и оказалась очень востребованной. После прохождения курса занятий родители, учителя и сами дети отмечают:

  • уменьшение напряжения мышц руки и усталости;
  • повышение скорости письма;
  • уменьшение количества ошибок;

Работа в течение 5-х лет по данной программе позволяет сделать выводы о том, что её успешность определяется не только прямым тренингом серийной организации движений, но и стимуляцией премоторных зон головного мозга, повышением уровня зрительного внимания за счёт включения всех анализаторов при координировании программированным ритмом.

  1. Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти проф.Н.Н. Трауготт/ Отв. ред. М.Г.Храковская.- СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2001.- 296 с.
  2. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой – М.: Московской психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 240 с. (серия «Библиотека педагога-практика»)
  3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов вузов/ Т.Г. Визель. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 384 с. – (Высшая школа)
  4. Узорова О.В. Игры с пальчиками/ О.В.Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: ООО «издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 124 с.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации

Категория:Дети и их воспитание

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 21 969, фото: 4

И. С. Теплова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1. — С. 49-52.

1. Развитие мелкой моторики рук

Каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьёзно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Дети, идя в школу, часто не умеют держать ручку и завязывать шнурки.

Что такое мелкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми.

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка: речевые способности, внимание мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связанны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с пальчиками.

Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев рук, активизировать работу мышц кисти. Существует ряд простых занятий, которые способствуют развитию мелкой моторики.

  • 1. Лепка из глины и пластилина.
    2. Рисование или раскрашивание картинок
    3. Изготовление поделок из бумаги.
    4. Конструирование
    5. Застёгивание и расстёгивание кнопок, пуговиц, крючков.
    6. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
    7. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.
    8. Всасывание пипеткой воды.
    9. Нанизывание бус и пуговиц.
    10. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
    11. Переборка круп.
    12. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребёнка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

– во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

– во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

– в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

2. Развитие графического навыка и зрительно- моторной координации

Графический навык предполагает:

– умение красиво и легко (а значит не напряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации — широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные и т. д.; условные знаки, в том числе и буквенные графемы и т. д.). Выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

– легкое и непринужденное удерживание пишущего инструмента (карандаша, ручки, соблюдая необходимый угол наклона;

– устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

– выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

У детей поступающих в первый класс, ещё недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети дошкольного возраста ещё плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям.

Умение различать правую и левую стороны — это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребёнком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

– Поднять то правую, то левую руку.

– Взять предмет то правой, то левой рукой.

– После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха и т. д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве.

Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку

Трудности в письме связаны, прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.

Самый простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, используя силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает её движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами. Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином и глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок развивает и укрепляет мелкие мышцы пальцев.

Существует интересный способ развития пальцев руки — ощипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев ощипывают клочки и создают своего рода аппликацию. Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Больше всего на свете маленький ребёнок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысление знакомство ребенка с миром. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Активная тренировка общих движений и ручной моторики позволяет совершенствовать произвольное внимание, развивать навыки контроля и планирования целостного действия, а так же формировать учебную мотивацию, развивать регулирующую роль речи.

Зрительно-двигательная координация занимает важное место в формировании готовности к письму

Зрительно-моторная координация — согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Глаз видит — рука изображает — такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.

Важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики руки. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода:

5, 5–6, 5 мес — начинает брать предметы,

6, 5–7, 5 мес вращение кистью с игрушками.

К 11мес совершенствование кистевого и пальцевого праксиса.

1г-1, 5г — попытки рисовать «как попало».

1, 5–2г — появляется тонкая моторика, ребенок опускает предметы в маленькие отверстия.

В 3г появляются двигательные автоматизмы (пытается резать бумагу).

3–4г — режет бумагу, рисует. Происходит латерализация (определение ведущей руки).

В 5–6лет появляется способность обводить клетки.

6–7лет — готовность к развитию графо — моторных навыков.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику — массировать пальчики. Тем самым воздействуя на связанные с корой головного мозга активные точки. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, передаются импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками, «Почтовый ящик»).

Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, рисунки из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д.

Пальчиковый игро-тренинг

Пальчиковые игры и упражнения при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Включение в любое занятие пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи. Они как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самомассаж рук

Массаж карандашами: с помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья и кисти рук (пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны). Такой массаж способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук, стимулирует речевое развитие. Особый интерес у детей вызывают массажные упражнения с проговариванием коротких стихов и рифмовок.

Тренировка зрительно-двигательной координации

Особое внимание необходимо обратить на выработку у детей навыков точной и четкой координации в системе «глаз — рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз.

Многим детям подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Конструирование по чертежам, выкладывание мозаичных узоров или панно в соответствии с образцами, срисовывание изображений различных предметов, обведение, дорисовывание постепенно совершенствуют зрительно-моторную координацию, формируют умение точно воспроизводить графические образцы.

Например, при выполнении задания «Письмо в воздухе» ребенок «прописывает» в воздухе рукой буквы, цифры и целые слова. Усложненным вариантом этого задания является «прописывание» букв, цифр и слов только глазами.

Штриховка — одно из важнейших упражнений. Для штриховки используются раскраски, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов и набор разных лекал. После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями, составлять из них простейшие предметы, ему можно предложить штриховку волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями.

Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы.

Работа по восприятию формы буквы через тактильные и кинестетические ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтесори. И получила распространение уже в 20-е годы XX века. Кроме этого, зрительно-моторную координацию развивают такие занятия, в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого «Дорожки» по прямой, волнистой линии или через лабиринт, в которых надо определить, «Что нарисовано», соединив все точки.

Разнообразные задания: «Дорисуй левую (правую) сторону предмета», «Дорисуй рисунок, соблюдая последовательность», «Продолжи ряд», «Нарисуй такой же», «Дорисуй узор» и др. Обучение ориентировке на листе бумаги.

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки.

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия

Эти упражнения помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги. И Формирование навыка движения по нему руки: формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху — вниз и слева — направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

Специальные физические упражнения

Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на занятиях физической культурой и вне занятий с детьми (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на прогулке) открывают широкие возможности для выработки у дошкольников координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц руки.

Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на канате способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия. Итак, для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму, необходимо регулярно и систематически проводить занятия по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, развивать зрительно-пространственное восприятие.

Конспект логопедического занятия: «Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях, чистоговорках»

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: «Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях, чистоговорках»

Цель: автоматизировать звук [ш] в словах, предложениях, чистоговорках.

1. Коррекционно-образовательные:

закреплять навык автоматизации звука [ш] в словах, предложениях, чистоговорках.

упражнять в употреблении предлогов, согласовании существительных с числительными;

учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

2. Коррекционно-развивающие:

развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционный аппарат;

развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание;

формировать правильное речевое дыхание.

3. Коррекционно-воспитательные:

формировать контроль за собственной речью, развивать познавательную активность.

Оборудование: кукла Маша; игрушка Миша; картинки с изображением упражнений артикуляционной гимнастики («Мерсибо»); цветы из бумаги; картинка избушки; предметы домашней обстановки (стол, лавочка, сундук); предметные картинки со звуком [ш]; схемы слов для определения места звука в слове (шапка, кувшин, ландыш); Су-Джок массажёр (шар и два кольца); шишки.

Ход занятия

I. Вводная часть

Логопед: Кто пришел к нам на занятие? (показываю куклу). Правильно к нам пришла кукла Маша. Какой знакомый нам звук есть в имени МАША? ( Звук [Ш]). Правильно, Маша тоже хочет научиться правильно и красиво говорить и сегодня мы покажем, как мы учимся произносить звук [ш].

Логопед выкладывает на стол схему звука [ш].

Характеристика звука. Логопед: Скажи, пожалуйста, что делают наши губы, зубы и язык когда мы произносим звук [ш]? (Наши губы округляются, зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к небу).

– Что еще ты можешь сказать про этот звук? (Звук [ш] – согласный).

– Почему ты считаешь, что он согласный? (Его нельзя пропеть. Воздух, выходя изо рта, встречает преграду).

– А какой воздух идет, когда мы произносим звук [ш] – теплый или холодный? (Теплый).

II. Основная часть

Логопед: Маша по утрам любит делать гимнастику для язычка, посмотри она и картинки принесла. Давай вместе с Машей сделаем артикуляционную гимнастику.

Развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика).

1. Утром Машенька проснулась и улыбнулась. («Улыбка» – губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы.)

2. Поиграла с губками («Трубочка» – губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед.), а затем опять улыбнулась. Пошла завтракать.

3. Взяла и испекла блинчик («Блинчик» – улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу).

4. Взяла чашечку («Чашечка» – рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам, но не касаться их, боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам).

5. Потом она пошла качаться на качелях («Качели»- рот открыт, кончик языка поочередно ставить за верхние, затем за нижние зубы).

6. А потом играла в мяч («Футбол»- губы сомкнуты, язык упирается с внутренней стороны рта, сначала в одну сторону, затем в другую).

Логопед: Молодец! А теперь мы с Машей пойдем погуляем. Вот мы пришли на полянку, посмотри сколько цветов. Давай понюхаем цветочки.

Формирование правильного дыхания. Логопед: Воздух набираем носиком, выдыхаем через рот, щечки не надувать, плечи не поднимать, выдох должен быть длительный, плавный.

Развитие фонематического слуха Логопед: идем дальше, смотри, избушка. Как ты думаешь, кто живет в лесной избушке? Давай постучим, но постучать нужно вот так (логопед выстукивает ритм) тогда дверь откроется. Повтори, как я. Ребенок повторяет, дверь открывается, но в домике никого нет. Наверное Миша по лесу бродит.

Развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук шариком Су-Джок Логопед: Посмотри, что у Миши есть в домике. Вот мешок, может там что-то спрятано? Просовывай руку в мешок, Что там? Ребенок обнаруживает Су-Джок массажёр (шар и два кольца).

Массаж пальцев рук:

Медвежонок в гости шел.

К рыжей белке он зашел,

И к ежу зашел в нору.

Даже к комаришке

Заходил наш мишка!

Закрепление звука [ш] в словах Логопед: Посмотри, какой беспорядок у Миши, все вещи разбросаны. Давай соберем вещи (ребенок собирает картинки и проговаривает названия предметов).

Автоматизация звука [Ш] в предложениях, закрепление употребления предлогов.

Логопед : Давай вместе с Машей наведем порядок в доме, расставим все предметы по местам (кувшин мы поставим на стол, шапку мы положим в сундук, мишку мы посадим на лавку, шишку мы положим в сундук). Определение места звука в словах (начало, середина, конец)

Логопед: Посмотри, карточки с заданиями. Мишка, наверное тоже занимается. Давай выполним задание: нужно определить место звука Ш в словах ШАПКА, КУВШИН, ЛАНДЫШ. Давай обозначим звук Ш на схемах синим квадратиком (звук Ш – согласный). Логопед: Молодец! У тебя хорошо получается.

Я слышала какой то шум, это наверное мишка возвращается домой.

Мишка по лесу шагал,

Мишка палку увидал.

Бросил палку кверху мишка.

Падай с елки в шапку шишка! (движения по тексту)

Согласование существительных с числительными.

Логопед: Ой! Сколько шишек нападало. По дорожке мы пойдем и все шишки соберем. Собираем шишки и считаем.

Логопед: Пришел мишка домой, а там чистота и порядок. Все игрушки по местам стоят.

Логопед: – А тем временем, Машенька сварила вкусную кашу для Миши.

Автоматизация звука [Ш] в чистоговорках.

Ребёнок за логопедом повторяет чистоговорки.

Ошка-ошка-ошка – где моя большая ложка.

Ошку-ошку-ошку – дайте мне большую ложку.

Ошкой- ошкой- ошкой –буду кашу кушать ложкой.

III. Заключительная часть, рефлексия

Логопед : Маше пора возвращаться домой. – Какой звук мы сегодня закрепили на занятии? Какое задание тебе понравилось больше всего? А какое задание было самым трудным? Молодец, ты справилась со всеми заданиями!

Читайте также:  План урока: Дифференциация (с)-(ц)
Ссылка на основную публикацию