Система работы учителя-логопеда, направленная на коррекцию недостатков в развитии обучающихся с нарушениями в развитии

Система логопедической коррекции в условиях школы
статья по логопедии на тему

Основной целью логопедической работы является преодоление школьной дезадаптации учащихся за счет формирования ключевых компетенций, ликвидации речевых нарушений и пробелов неречевых функций путем развития, воспитания и коррекции всех сфер (двигательной, дыхательной, сенсорной и пр.) детского организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
sistema_logopedicheskoy_korrektsii_v_usloviyakh_shkoly.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Система логопедической коррекции в условиях школы

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

По данным научных литературных источников, значительная часть случаев незрелости фонематического восприятия возникает в связи с сочетанием сенсорной и моторной недостаточности. Так, даже при незначительном несовершенстве работы мышц речевых органов у ребенка при усложнении речевой задачи нарушается их координация, что приводит к нечетким кинестезиям. Один и тот же звук произносится в различных ситуациях по-разному, а в центральный отдел слухового анализатора по поводу одного и того же звука поступает разноречивая информация. Следовательно, в речеслуховых зонах мозга нет четкого представления о каждом из звуков, что влечет за собой (даже при отсутствии слышимых нарушений звукопроизношения), трудности различения сходных по акустическим характеристикам и способу артикулирования звуков (свистящих – шипящих, звонких – глухих, твердых – мягких). На письме это проявляется в виде смешений и замен букв, обозначающих соответствующие звуки, и квалифицируется как фонематическая дисграфия – одно из самых частых нарушений письменной речи учащихся.

Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно условно разделить на три группы.

Первую группу составляют школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только фонетических дефектов без других сопутствующих проявлений. Они составляют 40% от общего количества детей, имеющих отклонения в формировании языковых средств. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Вторую группу составляют школьники, у которых отмечается несформированность всей звуковой стороны речи – произношение, фонематические процессы (фонетико-фонематическое недоразвитие – ФФН). Школьники рассматриваемой группы, особенно учащиеся первых двух классов, имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков. Количество учащихся, имеющих недоразвитие звуковой стороны речи (ФФН) составляет примерно 20-30% от общего количества детей с несформированностью языковых средств. Среди таких учащихся количество реально неуспевающих по русскому языку колеблется от 50 до 100 %.

Третью группу составляют учащиеся, у которых, наряду с нарушениями произношения, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка – общее недоразвитие речи (ОНР). Эти отклонения даже при известной сглаженности проявлений приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении чтением и письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по русскому языку, а также и по другим предметам.

Несмотря на то, что эта группа учащихся немногочисленна, она требует особого внимания учителя-логопеда, так как весьма неоднородна как по степени тяжести, так и по выраженности проявлений общего недоразвития речи. Без целенаправленной индивидуальной логопедической работы успешное усвоение программ такими детьми проблематично.

Цели и задачи логопедической работы в школе:

Основной целью логопедической работы является преодоление школьной дезадаптации учащихся за счет формирования ключевых компетенций, ликвидации речевых нарушений и пробелов неречевых функций путем развития, воспитания и коррекции всех сфер (двигательной, дыхательной, сенсорной и пр.) детского организма.

Учитель-логопед начинает работу с диагностики и определения структуры дефекта, выявления групп логопедического риска. Полученные данные позволяют правильно сформировать логопедические группы и выработать стратегию преодоления недостатков.

Соответственно, перед учителем-логопедом ставятся следующие задачи.

1. Устранить нарушения устной речи.

Нормализация и развитие речевой моторики; развитие просодических элементов; устранение недостатков звукопроизношения; формирование и развитие фонематического восприятия; ликвидация пробелов и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

2. Предупредить нарушения письменной речи учащихся.

Создание функционального базиса и средовых условий через неречевые и речевые упражнения в соответствии с психофизиологическим статусом детей.

3. Преодолеть нарушения письменной речи учащихся.

Развитие неречевых и речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой; формирование предпосылок интеллекта; формирование фонематических представлений и навыков анализа и синтеза.

Структура и содержание логопедической работы

Коррекционная работа направлена на преодоление недостатков неречевых функций: слухового и зрительного внимания, восприятия, всех видов памяти, пространственной ориентировки, голосообразования, навыков контроля и самоконтроля. Логопедические занятия укрепляют у детей с речевой патологией костно-мышечный аппарат, развивают правильное речевое дыхание, совершенствуют моторные функции (в частности воздействуют на мелкую мускулатуру рук, мышцы артикуляционного аппарата и пр.), формируют правильную осанку, вырабатывают координированность движений, направлены на снятие мышечного утомления глаз, укрепление глазной мышцы.

Особое внимание уделяется ликвидации пробелов речевого праксиса и гнозиса: фонематического восприятия, лексической стороны речи, звукопроизношения, словообразования, грамматического строя.

На занятиях уточняется активный словарь учащихся, активизируется пассивный, развиваются все стороны речи (лексическая, грамматическая, просодическая, интонационная и т.д.). Закрепляются полученные на уроках теоретические знания и сообщаются новые в области словообразования, культуры речи, культуры поведения, литературы, родного и иностранных языков, фольклорного искусства.

Занятия способствуют воспитанию и развитию чувства ритма, выразительности, художественно-творческих способностей, личностных качеств детей.

Очень эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных технологий (ИКТ): например, комплекс развивающих программ «Учись быстро читать» (для начальных классов). Он развивает скорость чтения «про себя», скорость мыслительных операций, расширяет поле зрения, объем внимания, его переключаемость, распределение, устойчивость. Это приводит к активизации психологического развития ребенка и существенно влияет на его эффективное обучение в школе.

В младших классах большой упор делается на технику выразительного чтения вслух и часто вообще не уделяется внимания овладению навыкам чтения про себя. Работая с этой программой, учащиеся при чтении про себя фактически повторяют ту же артикуляцию и амплитуду речедвигательного аппарата, что и при чтении вслух, но только беззвучно. Необходимо отметить, что скорость проговаривания в 4 раза меньше скорости работы мысли. Тренажеры комплекса (текст в строчку, текст в столбик, текст с затиркой или закраской) позволяют отключать, в случае необходимости, слуховой и речедвигательный каналы, создавать новые связи между зрительным анализатором и корой головного мозга. Скорость подачи текстовой информации подбирается таким образом, чтобы она оказывалась в 2-3 раза больше скорости чтения, полученной при диагностике.

С помощью тренажера «Пословицы», который также используется для устранения артикуляции из процесса чтения, дополнительно вырабатываются навыки понятийного переключения, установления связей между явлениями, развивается скорость мыслительных процессов. К заданной левой половине пословицы предлагается на выбор пять случайно взятых правых, среди которых нужно определить верную. Компьютер оценивает время выполнения и количество ошибок.

Тренажер «Таблица Шульте» используется для диагностики и тренировки переключения внимания и расширения поля зрения. На экран выводится время выполнения упражнения и количество ошибок.

Тренажер «Разноцвета» развивает зрительное восприятие, уточняет основные цвета, формирует распознавание оттенков цвета, способствует тренировке внимания, совершенствует навыки логического подхода к решению поставленных задач.

После 8-10 регулярных занятий у здорового ребенка происходит качественный сдвиг в учебе. Он становится более успешным и активным на уроках.

Важнейшим условием эффективной логопедической работы является преодоление этиологических проблем. Обязательно консультирование детей у специалистов (лора, окулиста, невропатолога, эндокринолога, психотерапевта, педиатра), своевременное соматическое лечение, профилактика и оздоровление. Тесное сотрудничество с психологами, социальными и медицинскими работниками школы.

Непременным условием является постоянное взаимодействие логопеда с учителями, разъяснение и консультативная помощь в организации работы с детьми-логопатами, методическая работа (сообщения, открытые занятия, участие в семинарах, заседаниях МО, взаимопосещения уроков и пр.), выработка системы единых требований к учащимся.

Необходим доверительный контакт с родителями логопатов, пропаганда звуковой и речевой культуры. Очень важно своевременно довести до родителей информацию, побуждающую их к самостоятельной оценке уровня речевого развития ребенка. Для этого логопед выступает на общих и классных родительских собраниях. Как правило, эти выступления содержат:

– некоторые сведения о речи как о психической функции высшего порядка, о взаимосвязи процессов мышления и речи;

– сообщения об основных показателях речевой готовности ребенка к школе (норма звукопроизношения, звукоразличения, лексики, грамматики, связной речи);

– картину речевого развития детей в классе (общие цифры), а также прогноз возможных ошибок в чтении и на письме;

– перечисление основных факторов, которые могли стать причиной нарушений речи и речевых задержек. Особо выделяются те из них, которые могут устранить сами родители (недостаток общения с детьми; несоответствие уровня и содержания речевых контактов возрастным потребностям ребенка; психологические трудности, обусловленные особенностями взаимоотношений в цепи «родитель-родитель» или «родитель-ребенок» и т.д.);

– информацию о роли родителей, их поддержке и помощи в букварный период, поскольку полноценность и прочность основных понятий и навыков, сформированных на этом этапе, во многом определяют дальнейшее качество письма и чтения.

Подобная информация побуждает значительную часть родителей занять конструктивную позицию по отношению к ребенку. У них меняется ряд установок («У моего ребенка все хорошо; все произойдет само по себе, без моего участия» и т.п.), повышается чувство ответственности за качество обучения, они начинают искать новые формы взаимоотношений с детьми.

Каждый из родителей детей, зачисленных в логопедический пункт, получает возможность подробно ознакомиться с речевым профилем класса и ребенка, который содержит информацию об имеющихся нарушениях звукопроизношения, фонематического восприятия, словарного запаса, развития мелкой моторики, пространственной ориентировки.

Здесь же содержатся краткие сведения о особенностях внимания и трудоспособности ребенка.

В марте-апреле проводится обследование детей дошкольного возраста и вновь поступающих учащихся.

С 10 по 15 сентября для анализа специфических ошибок обучавшихся ранее детей проводятся логопедические диктанты, списывания с печатного и рукописного текстов, анализируются тетради и контрольные работы.

На основе полученных данных формируются группы по структуре и степени выраженности дефекта. Составляется расписание, график работы, циклограмма занятий, разрабатываются тематический и календарный планы работы с детьми по трем направлениям: фронтальная, групповая и индивидуальная работа.

Фронтальная работа является частью логопедического занятия, но в силу своей высокой эффективности уже много лет проводится для всех первоклассников. Ведется в двух направлениях: совершенствование фонематического восприятия и фонемных дифференцировок, а также по предупреждению оптико-пространственных нарушений.

Групповая – по преодолению выявленных нарушений письма и чтения – 2, 3 и 4 классы.

Индивидуальная – по исправлению дефектов звукопроизношения и работе с детьми, имеющими сложные нарушения (дизартрией, ЗПР, полиморфной дислалией).

В течение года проводится изучение и анализ промежуточных, срезовых, самостоятельных, контрольных работ в целях отслеживания динамики коррекционной работы. Статистическая обработка данных и составление отчета проводится по завершению учебного года.

Результаты логопедической коррекции

Процент детей с различными речевыми дефектами к общему числу принятых в школу довольно велик (в среднем более 30 %).

Среднее количество учащихся начальной школы составляет 496 человек. Из них получают логопедическую помощь 42 % детей. В конце первого этапа занятий выпускается в среднем 40 % от зачисленных в группу детей (в основном, дети с фонетическим дефектом). Дети с более глубокими дефектами (ФФН, ОНР) составляют в среднем 60 % от зачисленных. Их обучение проводится в 3 этапа. По завершению коррекционной работы выпуск с полностью исправленной речью – качество – составляет более 90 %.

Особо следует отметить важность и эффективность профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи у учащихся первых классов. В результате продуманной системы предупреждения нарушений письма в самом начале обучения у 34% выявленных детей группы риска устраняются пробелы и нарушения фонематического восприятия на фронтальных занятиях, без зачисления их в логопедическую группу.

В силу запаздывания психологического созревания детей-логопатов преобладающим видом деятельности на протяжении почти всего первого класса остается игра. Поэтому довольно эффективны неречевые и речевые упражнения, логоритмические приемы, так как они замещают различные виды игры, а значит, в полной мере восполняют недостаток игрового сопровождения при обучении. Это наблюдение позволяет определить направление поиска результативных приемов и методов работы в современных условиях социальной депривации большинства детей, поступающих в школу.

Логопедическая работа в начальной школе имеет как ближайший, так и отсроченный результат. Правильно построенная и своевременно проведенная, она позволяет заложить прочный фундамент для формирования ключевых образовательных компетенций учащихся по всем учебным дисциплинам, социально и психологически адаптировать детей, сняв совсем либо значительно ослабив влияние дефекта на все виды деятельности детей-логопатов. Ведь очевидно, что речь, как письменная, так и устная, лежит в основе познания, общения, продуктивной деятельности.

Без логопедической помощи, при обычном обучении, почти половина проявлений дефектов самостоятельно, спонтанно не исчезает.

Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

Мария Артемова
Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

Учитель-логопед – это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы контингент детей общеобразовательных учреждений значительно изменился. С учетом активного внедрения инклюзивной практики в общеобразовательные организации с каждым годом в них увеличивается число детей с различными нарушениями в речевом развитии.

В настоящее время выделяется ряд речевых проблем, которые возможно и целесообразно преодолевать только в рамках специальных (коррекционных) учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи (алалией, а также тяжелой дизартрией, ринолалией, заиканием). Однако детей с такими выраженными речевыми расстройствами (а в некоторых случаях с сочетанной патологией, то есть нарушений не только речевой функциональной системы, но и других линий развития: познавательной, социальной физической) не так много. По мнению большинства специалистов, занимающихся проблемами инклюзии, основная масса детей с речевыми нарушениями может обучаться в условиях общеобразовательного учреждения, на базе которого должна осуществляться целенаправленная систематическая логопедическая помощь.

Учитель-логопед, реализующий сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, осуществляет коррекционную работу, направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении образовательной программы, связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями.

В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования к учителю-логопеду, работающему на логопункте общеобразовательной организации. Это касается всех направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевой патологией, профилактических мероприятий.

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза).

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений речи обучающихся.

5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.

9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации. Совместное с педагогом проведение работы по соблюдению в классе (группе) правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений.

10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику

11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Основные направления деятельности учителя-логопеда в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной организации.

В содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда входит диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа.

Диагностическое направление работы учителя-логопеда включает в себя углубленное изучение ребенка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ. Логопед осуществляет подробное логопедическое обследование в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Результаты логопедического обследования учитель-логопед представляет на школьном медико-психолого-педагогическом консилиуме. Первичное логопедическое обследование позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ. В процессе осуществления логопедической помощи ребенку предусматривается промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка. Итоговая диагностика должна представлять собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы.

Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. В содержание данного направления входят следующие аспекты:

– выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

– организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции нарушений речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Коррекционная работа учителя-логопеда осуществляется в рамках целостного подхода к развитию, обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ.

Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации. На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет следующие документы: речевую карту на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарный планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

Учитель-логопед принимает участие в методических объединениях, заседаниях ПМПк, пополняет логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы. Реализуя инклюзивную практику, логопед постоянно совершенствует свой научно-методический потенциал, изучая информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации, изучает предлагаемые новые нормативно-правовые документы.

Консультативно-просветительское направление работы включает:

• индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;

• консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики. Учитель-логопед консультирует администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ.

Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

1. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О. Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.

«Организация работы с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве ДОУ» Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность.

Циклограмма деятельности учителя-логопеда Циклограмма деятельности учителя – логопеда на 1.5 ставки Д. с. № 25 Васиной М. А. на 2015- 2016 учебный год Вид деятельности Время выполнения.

Циклограмма деятельности учителя-логопеда Циклограмма деятельности учителя-логопеда Кудрявцева Е. Г. на 2014-2015 учебный год МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Дни недели Смена Занятия.

Дыхательная гимнастика в коррекционной деятельности учителя-логопеда Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических.

Использование продуктивной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ Занятия по рисованию, лепке, аппликации объединяются под названием продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребёнком.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР «Путешествие в осенний лес» Коррекционно-образовательные цели: знакомить со звуком «И». Правильная артикуляция звука «И». Уметь определять место звука в словах. Расширять.

Консультация: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве ДОУ» Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда» Тема: «Использование современных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда». Слайд 1. Актуальность.

Совместное творчество с родителями в образовательном пространстве ДОУ Совместное творчество с родителями в образовательном пространстве ДОУ. Сотрудничество с родителями это важнейшее условие повышения эффективности.

Воспитание толерантности в образовательном пространстве ДО в соответствии с ФГОС Что отличает современное общество? Зачастую, его отличает жестокость и нетерпимость людей друг к другу. К сожалению, жестокими являются.

Коррекционная работа с нарушениями в речевом развитии детей

Согласно ведомственному перечню государственных услуг, оказываемых государственными организациями, находящимися в ведении Департамента образования города Москвы обучающимся, имеющим проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации; испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, предоставляется психолого-педагогическая и социальная помощь в образовательной организации (услуга №138). Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, нуждающимся в индивидуальной программе реабилитации или в адаптированной образовательной программе, предоставляются специальные условия образования (реализуется государственная услуга №139).

Согласно п.5 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» и п.1 ст.6 Закона г. Москвы №16 от 28.04.2010 г. «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» органы государственной власти города Москвы создают для лиц с ограниченными возможностями здоровья дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие коррекцию ограничений возможностей здоровья, а также специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

Обучающимся с сохранным интеллектом, имеющих проблемы в фонетическом, фонематическом или в фонетико-фонематическом развитии, и в связи с этим, испытывающих временные трудности в освоении основных общеобразовательных программ, предусматривается оказание помощи в образовательной организации (в рамках реализации услуги №138). В связи с этим, необходимо отразить работу по коррекции этих речевых нарушений в основной общеобразовательной программе в части формируемой участниками образовательных отношений.

Создание специальных условий для коррекции и формирования коммуникативных способностей воспитанников с речевыми нарушениями, способствующих освоению основной образовательной программы дошкольного образования и предупреждению возможных трудностей в освоении программы начальной ступени образования.

1. Преодоление недостатков в речевом развитии.

2. Своевременное предупреждение речевых нарушений.

3. Обеспечение своевременного и эффективного развития речи как средства общения, познания, самовыражения ребёнка.

4. Осуществление своевременного и полноценного личностного развития обучающегося дошкольного возраста с речевым недоразвитием.

5. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала.

6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекции, формирования и развития речи детей.

7. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанника и сотрудниками образовательной организации, оказание необходимой консультативной помощи педагогам.

Коррекционная программа включает в себя:

1. Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития.

2. Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению имеющихся нарушений.

3. Проведение непосредственно коррекционно-развивающей работы.

4. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.

В процессе коррекционно-развивающей деятельности на первое место выходит личностно-ориентированный подход, использование таких видов психолого-педагогической деятельности, как поддержка, помощь, адаптация, коррекция, формирование и развитие.

Формы организации коррекционно-развивающей деятельности – подгрупповая и индивидуальная, которая проводится по следующим направлениям:

1. Развитие фонетико-фонематической системы языка:

• развитие просодической стороны речи;

• коррекция произносительной стороны речи;

• работа над слоговой структурой слова;

• совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.

2. Формирование коммуникативных навыков.

Коррекционное обучение детей предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на определённом возрастном этапе. На материале правильного произношения звуков осуществляется:

• развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

• воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;

• развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;

• развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

• развитие произвольного внимания и памяти.

Основными принципами коррекционно-логопедической работы с детьми являются:

Индивидуализация логопедического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения учителем-логопедом структуры нарушений речи каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его речевом развитии. Речевая работа с детьми осуществляется в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий, в самостоятельной деятельности детей в пространственно-речевой среде. Учитель-логопед и воспитатели имеют возможность оказывать направленную помощь детям и предлагать индивидуальные задания. Задачи и содержание как индивидуальных, так и подгрупповых занятий определяются исходя из клинического диагноза, структуры, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями.

Разносторонность (интегрально-личностный характер) логопедической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе не только речевых, но и индивидуально-типологических особенностей дошкольников, которые прямо и косвенно мешают нормальному развитию их речи. При этом обязательно должны быть приняты во внимание закономерности как общего психического, так и речевого онтогенеза. Нацеленность учителя-логопеда не только на устранение выявленного у ребенка речевого недостатка, но и на целостное развитие его личности – залог успешности логопедического воздействия.

Комплексностькоррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей речевой работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов детской деятельности. На основе рекомендаций учителя-логопеда и в тесном сотрудничестве с ним педагоги и родители создают обогащенную предметно-развивающую и поддерживающую речевую среду в дошкольном учреждении и в семье. Это позволяет оказывать коррекционно-логопедическую помощь детям как параллельно образовательному процессу, так и в его контексте за счет активного привлечения внимания к речевому развитию ребенка близких ему взрослых и их равноправного партнерства в коррекционно-образовательном процессе.

Все перечисленные условия могут быть сведены на «нет» в том случае, если при оказании коррекционно-логопедической помощи детям не будет соблюдаться систематичность. Только проведение хорошо продуманной, рационально спланированной, скоординированной и ежедневной работы дает основание говорить о реальном достижении положительных результатов.

Эффективность решения стратегических тактических и оперативных задач коррекционно-образовательного процесса зависит от того, насколько четко педагогический коллектив представляет себе меру и характер собственной включенности в него. В целом логопедическая работа содержит два вида преемственной взаимосвязи учителя-логопеда и педагогов: они заключаются в развитии (коррекции) речи и в развитии (коррекции) внеречевых психических процессов и функций. Здесь важно учитывать, что основную работу по формированию правильных первичных речевых навыков проводит учитель-логопед, а педагоги включаются в нее на этапе закрепления уже в определенной степени сформированных речевых навыков.

Рассмотрим формы коррекционной работы с детьми в образовательной деятельности:

Виды образовательной деятельностиФормы работы с детьми
Непосредственно образовательная деятельность (НОД)– беседа; – рассказывание, – экспериментирование; – игры: игровые упражнения для постановки звука; игровые ситуации для решения конкретных задач по развитию речи, настольно-печатные и дидактические игры; – упражнения; – восприятие художественной литературы; – драматизация знакомых произведений; – рассматривание иллюстраций; – выполнение практических заданий в тетрадях; – продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация.
Образовательная деятельность в режимных моментах (ОДРМ)– ситуативный разговор, беседа; – анализ проблемных ситуаций; – речевые и артикуляционные гимнастики; – отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, чистоговорок; – подвижные игры с правилами; – игры на основе готовых сюжетов: игры – драматизации, театрализованные, подражательные игры; – развитие трудовых навыков, – музыкальная деятельность: слушание музыкальных произведений, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.
Самостоятельная деятельность (СДД)– игры, с сюжетами придуманными детьми: игры – фантазии, игры-проекты, сюжетно-ролевые, режиссерские; – самостоятельная речевая, музыкальная и художественная деятельность.

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы в соответствии с целевыми ориентирами

Согласно ч. IV Стандарта, требования к результатам освоения программы представляются в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В связи с этим, среди планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы детьми, можно отметить следующие характеристики:

• Ребёнок умеет содержательно и выразительно использовать диалогическую и монологическую формы речи.

• Ребёнок инициативен и самостоятелен в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности.

• Ребёнок наблюдателен, способен к экспериментированию со словом, к речевому творчеству.

• Ребёнок любознателен, умеет рассуждать, обосновывать выбор действия и объяснять полученный результат.

• Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, способен договариваться, адекватно проявлять свои чувства, старается разрешать конфликты.

• Ребёнок способен к волевым усилиям, может подчиняться разным правилам и социальным нормам, принимать собственные решения.

• Ребёнок владеет основными навыками ручной умелости, может контролировать свои движения и управлять ими.

Чтобы проанализировать освоение детьми коррекционно-развивающей программы, учитель-логопед проводит мониторинг в форме диагностики, результаты которой позволяют построить индивидуальную траекторию каждого ребенка; своевременно корректировать характер логопедического воздействия на ребёнка, степень включенности в коррекционную работу тех или иных специалистов и родителей; оптимизировать работу с группой детей.

Мониторинг проводится в процессе наблюдения при создании специальной игровой ситуации, организованной игровой деятельности, непосредственно образовательной деятельности, организованной деятельности в режимных моментах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Портал педагога

Автор: Гречишникова Анастасия Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 281 ДО№4
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: “Коррекционно-развивающие технологии в работе учителя-логопеда”.
Дата публикации: 11.04.2017
Раздел: дошкольное образование

«Коррекционно-развивающие технологии в работе учителя-логопеда».

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности

здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические

технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и

воспитании. В саду должны быть созданы условия специального

пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры

учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными

методами и технологиями коррекционного обучения и воспитания.

Грамотное сочетание педагогами традиционных и инновационных

технологий обеспечивает развитие у обучающихся, воспитанников

познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации

в учебно-воспитательном процессе.

Определение исходного состояния развития ребенка включает в себя

два аспекта. Во-первых, логопед выявляет предпосылки неудач,

обусловленные особенностями речевого и общего развития: состояние

фонематических процессов и грамматического строя речи, словарный запас,

уровень развития связной речи, объем сведений об окружающем мире и т.д.

(по диагностическим картам). Во-вторых, определяет причины, в результате

которых у детей возникли трудности, т.е. при помощи технологических

планов выявляет то звено, в котором произошел сбой в усвоении понятий или

Таким образом, логопед получает сведения о внутренних и внешних

факторах, породивших проблемы в обучении. На основании этих данных

разрабатываются коррекционно-развивающие технологии для оказания

детям реальной помощи.

греческим словам – techne (искусство, мастерство, умение) и lоgos (наука,

мастерстве, искусстве практической деятельности.

В деятельности учителя-логопеда наиболее эффективны:

технологии позволяет выделить наиболее

существенные ее признаки:

– коррекционная технология – это определенная совокупность приемов,

методов и воздействий, применяемых для искоренения и исправления дефектов;

подготовленная и последовательно реализуемая деятельность, направленная на

решение социальной проблемы.

– коррекционная технология – это специально разработанная программа

Теоретическая корреционно-педагогическая технология

наиболее оптимальных методах, средствах и приемах, необходимые в

технологий используется при описании, анализе, обосновании варианта

решения проблемы коррекции в определенных условиях по отношению к

конкретному объекту деятельности.

э т о специально

педагогическое явление, его составные части, особенности проявления,

развития, качественного изменения и т.д.

направленная на совершенствование коррекционно-педагогической

работы как вида деятельности;

– направленная на улучшение деятельности организационных структур

– оптимизирующая деятельность педагога-дефектолога;

Средовые технологии, например, технологии оздоровления окружающей

стрессоустойчивости, превентивные меры по преодолению нарушений

образовании, включают в себя четыре основных этапа:

выявления тех или иных особенностей в его развитии. А затем изучает,

анализирует, интерпретирует полученные данные.

работы для каждого ребенка, намечает формы организации развивающей,

индивидуальная), делает прогноз ожидаемого результата.

3) Превентивный (основной).

процесса. Здесь логопед определяет содержание, методы, формы и приемы

работы с детьми.

динамики коррекции отклонений, делает выводы об эффективности своей

Основу реабилитации детей, имеющих особенности в развитии, составляет

коррекционно-педагогическая работа. Ее целями являются:

умение видеть индивидуальные особенности развития детей;

оказание коррекционно-педагогической помощи детям;

осуществление личностно-развивающего подхода к ребенку.

Учитель-логопед, проведя обследование детей, выявляет отклонения

в их речевом развитии, устанавливает их причину, фиксирует их в речевой

карте, а затем разрабатывает комплекс специальных коррекционных методов

и приемов, направленных на устранение речевых недостатков: ОНР (общее

(фонетико-фонематическое недоразвитие речи), заикание и т.п.

Технологии работы с детьми, имеющими особенности, в современных

образовательно-воспитательных учреждениях интегрируют огромный

арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов. Их общая

характеристика может быть представлена обобщенной технологией развития,

обучения и воспитания детей с особенностями.

К категории детей с особыми образовательными потребностями

относятся: неслышащие (глухие), слабослышащие, незрячие, слабовидящие,

дети с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Технологию их

образования (содержание, методы) разрабатывает специальная педагогика

Особые потребности таких детей в том, чтобы:

• на ранних стадиях с помощью медико-психологической и

социально-педагогической диагностики выявить первичное нарушение в

• начать применять специальное обучение и психолого-

педагогическую поддержку сразу же после диагностики;

• проводить абилитацию и реабилитацию по индивидуальной

• использовать различные средства, « обходные пути» в обучении,

применять такое содержание, которое не включается в образование обычного

• регулярно контролировать, проводить мониторинг хода развития в

процессе абилитации и реабилитации;

• особым образом организовать образовательную среду и жизненное

пространство, адекватное нарушению;

• интегрировать усилия семьи и специалистов, участие окружающих

взрослых в процессе абилитации и реабилитации;

• дифференцировать каждый из возрастных периодов;

• пролонгировать образование с выходом за рамки школьного

В процессе непосредственного обучения детей дошкольного возраста

следует иметь в виду, что чем глубже недоразвитие познавательной

деятельности ребенка, тем дольше и интенсивнее проводится коррекционно-

педагогическая работа с ним.

Коррекционную работу с ребенком нужно проводить в направлении

формирования у него соотносящих орудийных действий. С другой стороны,

обучение должно стимулировать предпосылки становления тех

новообразований, появление которых характерно для данного возрастного

периода, то есть предметно-игровых действий. На коррекционных занятиях

этому ребенку нужно предлагать игры с дидактическими игрушками

(матрешками, пирамидками, разрезными картинками и т. д.), а также задания

на выполнение действий, объединенных общим сюжетом (покорми куклу,

перевези матрешек, покатай Зайку). Такие задания будут способствовать

формированию у ребенка подражательных способностей по отношению к

действиям взрослого, а в дальнейшем и умений действовать по речевой

Назовём базовые ориентиры, которые нужно учитывать при

разработке программ воспитания и обучения детей с неярко выраженными

отклонениями в развитии, поскольку специфические особенности этих детей

вносят свои коррективы в задачи их обучения и воспитания.

Для детей дошкольного возраста базовым предметным областям

соответствуют основные направления развития ребенка.

Основные направления развития детей младшего дошкольного возраста:

-смена ведущих мотивов;

-развитие общих движений;

-развитие восприятия как ориентировочной деятельности, направленной на

исследование свойств и качеств предметов;

-формирование системы сенсорных эталонов;

-развитие наглядно-образного мышления;

-формирование представлений об окружающем;

-расширение понимания смысла обращенной к ребенку речи;

-овладение диалогической речью;

-овладение фонетической, лексической и грамматической сторонами речи;

-овладение коммуникативными навыками;

-становление сюжетно-ролевой игры;

-развитие навыков социального поведения и социальной компетентности;

-становление продуктивных видов деятельности;

Основные направления развития детей старшего дошкольного возраста:

-совершенствование общей моторики;

-развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации;

-формирование произвольного внимания;

-развитие сферы образов-представлений;

-становление ориентировки в пространстве;

-совершенствование наглядно-образного и формирование элементов

-формирование связной речи и речевого общения;

-формирование элементов трудовой деятельности;

-расширение познавательной активности;

-становление адекватных норм поведения.

Содержание любой коррекционной программы должно быть

направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и

психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, то есть

программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные,

развивающие и коррекционные задачи.

При разработке образовательных программ следует учитывать

принципы как общей, так и коррекционной дошкольной педагогики:

Принцип развивающего обучения реализуется на основе положения о

ведущей роли обучения в развитии ребенка в специально созданной

социальной ситуации его ближайшего окружения, учитывающей «зону

его ближайшего развития».

Принцип учета генетической задачи возраста. Реализация этого

принципа позволяет учесть общие закономерности развития ребенка

применительно к его возрасту и ближайшему социальному окружению.

По этому принципу на каждом возрастном этапе жизни ребенка

должны учитываться и формироваться те психологические

новообразования, которые обеспечивают поступательное развитие его

личности и деятельности.

Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации является одним из

ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и

индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку в

зависимости от характера, структуры и выраженности отмеченных у

него отклонений в развитии (коррекционная направленность на

формирование компенсаторных механизмов).

Учет актуального и потенциального уровней развития ребенка

предполагает оценку реальных возможностей малыша и его способности к

обучению, реализуемые в сотрудничестве со взрослым.

Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и

построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного

периода деятельности, в которой не только «вызревают»

психологические новообразования, но и создаются условия для

закрепления в типичных видах детской деятельности определенных

умений и навыков.

Построение коррекционно-развивающих программ в соответствии с

указанными принципами должно обеспечивать социальную направленность

педагогических воздействий и социализацию ребенка. Поэтому важнейшим

компонентом общеразвивающей и коррекционной работы с детьми является

преодоление социальной депривации.

Коррекционно-развивающие технологии в логопедии.

Технологии развития мелкой моторики.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения

пальцев рук достигают достаточной точности при этом развитие пальцевой

моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН

была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и

моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое

внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Развитие мелкой

моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной

детской речи, но и на исправление ее недостатков. Систематические

упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим

влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения

работоспособности головного мозга. У детей, имеющих речевые нарушения,

развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание.

Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5

минут ежедневно в детском саду и дома:

а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия

логопеда и воспитателя;

б) игры с пальчиками — в режимные моменты и прогулки;

в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с

артикуляционной гимнастикой, логопедами в специально отведенное в

режиме дня время, а также дома с родителями;

г) игры и действия с предметами — на физкультурных и других

В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в

выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются

постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью взрослого, а по мере

усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению. (Приложение №1)

Технологии развития артикуляционной моторики.

Правильное произношение звуков обеспечивается благодаря хорошей

подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя

челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений

этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой

деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие

недоразвитая или мозгового поражения, нарушается подвижность органов

артикуляционного аппарата. Работа по развитию подвижности органов

артикуляционного аппарата проходит по следующим направлениям:

проведение дифференцированного массажа лицевой и

проведение работы по борьбе с солевацией;

проведение артикуляционной гимнастики. (Приложение №2)

Технологии развития фонематического слуха.

У детей, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения фонематического

слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Поэтому,

развитию фонематического слуха уделяется большое внимание.

Основные задачи, стоящие при развитии фонематического слуха.

На фонетическом уровне:

1) восприятие устной речи на сенсорном уровне, т. е. развитие распознавания

2) развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора

(формирование четкого слухового образа звука);

З) формирование слухового контроля за качеством собственного

4) создание благоприятных условий для последующего формирования

На фонологическом уровне:

1) развитие дифференциации фонем;

2) развитие фонематического анализа и синтеза.

Таким образом, можно выделить следующие этапы работы по развитию

фонематического слуха у детей:

Развитие распознавания не речевых звуков;

Развитие распознавания и дифференциации фонем на слух;

Формирование фонематического восприятия. (Приложение №3)

Технологии развития речевого дыхания и голоса.

выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые

взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение

усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха

проводится на отдельных звуках, потом — словах, затем — на короткой

фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный,

ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

использованного воздуха свежим, богатым кислородом.

Для того чтобы научить ребенка полноценно дышать, у детей вызывают

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда при организации образовательного процесса умственно отсталых школьников

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда при организации образовательного процесса умственно отсталых школьников»

Юдакова Юлия Юрьевна

п.Касторное 2019 год

Современная школа сегодня меняется стремительно, стараясь идти в ногу со временем. Теперь важно не столько дать обучающемуся как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться и общаться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов. Интеллектуальные речевые нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребёнка, искажают формирование личности, затрудняют социальную адаптацию. Трудности общения умственно отсталых школьников, страдающих системными нарушениями речи со сверстниками, взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного развития, низкого статуса в коллективе, дизадаптации, тревожности, препятствуют полноценному функционированию личности. Современная школа сегодня меняется стремительно, стараясь идти в ногу со временем. Теперь важно не столько дать обучающемуся как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться и общаться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов. Интеллектуальные речевые нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребёнка, искажают формирование личности, затрудняют социальную адаптацию. Трудности общения умственно отсталых школьников, страдающих системными нарушениями речи со сверстниками, взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного развития, низкого статуса в коллективе, дизадаптации, тревожности, препятствуют полноценному функционированию личности.

«Обучение должно нести радость, побуждать интерес к познанию и развитию»

Социальный запрос общества на современном этапе, отражённый в федеральном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью, диктует необходимость формирования и обучения коммуникативно-социальным компетенциям с использованием деятельностного подхода. У обучающихся с трудностями развития навыки общения спонтанно не образуются. Как учитель-логопед, я помогаю таким детям максимально реализовать их потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся речевые недостатки.

Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов

  • учет возрастно-половых особенностей;
  • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
  • структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;
  • использование здоровьесберегающих действий .

Основополагающие принципы моей работы: 1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха. 2. Развитие двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях специального учреждения. 3. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления.

Дети с нарушением интеллекта – это особенные дети. Для них должны быть созданы специальные условия. В моём образовательном учреждении имеется всё необходимое для деятельностного подхода к обучению и воспитанию детей с задержкой развития.

На развитие ребёнка влияет окружающая его обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир. А детям с речевыми нарушениями окружающая их среда особенно важна. Развивающая среда должна создавать условия для общения, коррекции и стимуляции речевой деятельности. Поэтому важно правильно организовать предметно – развивающую среду в кабинете учителя – логопеда, чтобы каждый ребёнок имел возможность учиться, запоминать, развиваться под наблюдением взрослого.

Именно поэтому в моём кабинете имеется всё необходимое для работы. Несмотря на то, что кабинет небольшой, он разделён на зоны.

Зона индивидуальной работы

Зона групповой работы

Рабочая зона логопеда

Зона методического сопровождения

Задача логопеда сделать так, чтобы каждое логопедическое занятие проходило в атмосфере доброжелательности, открытости. Только тогда ребёнок сможет довериться взрослому, только тогда педагог сможет добиться поставленной цели.

  • Технология «Снежный ком»
  • Психогимнастика
  • Куклотерапия
  • Су-джок терапия
  • Технология «Пестование»
  • Биоэнергопластика
  • Музыкотерапия
  • Релаксация
  • Технология «Тренинг общения»
  • Песочная терапия

Инновационные технологии, которые я применяю

в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми

Куклотерапия– метод, призванный помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, решать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

  • Помогает снять стресс;
  • Расслабить мышцы;
  • Восстановить работоспособность

Психогимнастика – это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук

Все перечисленные выше оздоровительные технологии мной апробированы. Логопедические занятия у детей с нарушенным интеллектом проходят в игровой форме: обучение и оздоровление происходит с лёгкостью, дети быстро усваивают материал.

Моя педагогическая практика показала, что используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие.

Следуя главным принципам, я осуществляю свою педагогическую деятельность

Результаты коррекционной работы с умственно отсталыми детьми за 2018-2019 учебный год

Сентябрь 2018 год

«Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее».

Программа коррекционной работы учителя-логопеда

Разделы: Логопедия

Структура программы коррекционной работы:

  1. Пояснительная записка
  2. Направления коррекционной работы учителя–логопеда
  3. Характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, включающие основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей
  4. Перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающий планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения.

1. Пояснительная записка

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.

  • Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
  • Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
  • Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Условия реализации программы коррекционной работы

Работа логопедического пункта организуется на основании:

  • Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании” (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)
  • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 “Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования”
  • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 “О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами”
  • Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 “Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении” (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Положения о логопедическом пункте общеобразовательного учреждения г. Снежинска
  • Должностной инструкции учителя – логопеда средней общеобразовательной школы №… .

– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

– обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

– обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

– обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

– преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

– создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

– коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим (фонематическим) недоразвитием и занятий I и II-го этапа для детей с общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.. При планировании занятий III-го этапа коррекционно–развивающего обучения используются материалы Андреевой Н.Г.

Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию универсальных учебных действий является психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.) и программа «Учись учиться», разработанная коллективом авторов ППМС-центра гимназии № 56 Санкт-Петербурга.

Материально-техническое и информационное обеспечение

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № …» создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.

Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.

Подробно материально–техническое и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте логопедического кабинета»

Этапы реализации программы коррекционной работы (Приложение 1)

В программе коррекционной работы представлены характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей и перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающее планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения. Перспективный план детализируется в тематическом планировании, которое может уточняться (перераспределение часов на изучение отдельных тем) в зависимости от контингента обучающихся с нарушениями речи.

2. Направления коррекционной работы

Программа коррекционной работы учителя – логопеда на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание (Приложение 2).

3. Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект); учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи; учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка (общее недоразвитие речи III–IV уровня) (Приложение 3).

Приведенная группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.

4. Перспективный план работы с группами учащихся с речевым недоразвитием

Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III–IV уровня, организуется в три этапа (Приложение 4).

Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Она осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и обучающихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формировании полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе слова – на втором, синтаксических обобщениях – на третьем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя– логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.

На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения (тематическое планирование).

Содержание I этапа коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР совпадает с направлениями работы с детьми с ФФН и ФН.

В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием

1) будут восполнены пробелы:

  • в развитии звуковой стороны речи
  • в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
  • в формировании связной речи

2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  2. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (в 2-х частях) М: Ось – 89, 2006 г.
  4. Метусс Е.В., Литвина А.В. и др. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс). СПб.: Каро, 2006 г.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011 г.
  6. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. М: Аркти, 1999 г.

Читайте также:  Логопедический досуг по теме Транспорт
Ссылка на основную публикацию