Система формирования навыков и умений по развитию высших психических функций у дошкольников с ОНР

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Одним из нередко встречающихся вариантов отклонения в развитии ребенка является общее недоразвитие речи (ОНР). Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина под общим недоразвитием речи у детей (с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимают такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы; словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи [5].

Вопрос о формировании высших психических функций у детей с нарушениями речи достаточно актуален, это связано с тем, что чем больше выражено недоразвитие речи, тем более значительны отклонения в развитии других психических функций.

Успешное обучение детей с патологиями в нервно-психическом развитии, их адаптация в школе и социуме зависит от раннего выявления нарушений в познавательной деятельности. Развитие речи взаимосвязано со становлением психики, интеллекта, сенсорных функций и моторики.

Как показали работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и других ученых, человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не даются детям от рождения. Они формируются под воздействием целенаправленного воспитания и обучения, условий его жизни в социуме. Поэтому, физиологическим субстратом человеческих психических свойств являются не врожденные нервные механизмы, а прижизненно формирующиеся функциональные системы.

Все психические процессы и у детей — внимание, воображение, память, мышление — развиваются при обязательном участии речи [4,6,7].

У детей с нарушениями речи при отсутствии нужных коррекционных мероприятий, возможное, замедление интеллектуального развития. При наличии у ребенка дефекта речи нарушаются коммуникации с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно сужается, темпы развития мышления замедляются[2,3,10].

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребёнка одной из первых выдвинула Р. Е. Левина. Нарушения речевой деятельности приводят к задержанному развитию высших психических функций. Это отражается на продуктивности мыслительных операций и на развитии познавательной деятельности. Кроме того, речевое нарушение накладывает отпечаток на формирование личности ребенка. Это все тормозит становление его игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение в развитии общего психического состояния, и затрудняет переход к более организованному учебному процессу[8].

Для детей с ОНР присущи нарушения предметного гнозиса, акустического узнавания в виде персевераций, мышления и речи, несформированности процессов обобщения, проявляющихся в непонимании или затруднённом понимании смысла рассказа. В онтогенезе на данном возрастном этапе 5-6 и 6-7 лет наглядно-образное мышление является превалирующим. При этом у детей с ОНР частота встречаемости ошибок выше, чем у детей нормы в связи с нарушением мыслительных операций, вследствие нарушения анализа и синтеза информации. Так же у детей ОНР наблюдается низкая умственная работоспособность и концентрация внимания [1,2,3].

В исследовании «Особенности развития функциональных блоков мозга у детей 5-7 лет с речевой патологией» проводимое Черновой Е.П., Борисовой Е.Ю., Козиной И.Б. (2014) было выявлено, что при общем недоразвитии речи 1, 2 и 3 уровня, отмечались трудности формирования функции всех трех блоков мозга. Также была отмечена неравномерность распределения и разнородность проявлений нарушений отдельных функций блоков как у дошкольников с ОНР 1 и 2 уровня, так и у дошкольников с ОНР 3 уровня [11].

В исследовании речевых и неречевых функций у дошкольников с ОНР 5-6 летнего возраста, Н.И.Сухонина (2005) установила отсутствие недостатков динамического, тембрового и звуковысотного слуха. Вместе с тем отмечаются трудности воспроизведения ритмических структур, а также запоминания слов на слух. Не только словесная, но и зрительная память были ниже показателей нормы: дети не могли найти среди расположенных в ряду предметов 3-4-ранее предъявленных. Из — за недостатков восприятия выявились недостатки узнавания предметов по их частям, трудности дифференциации букв, имеющих сходные элементы [9].

Как показывают наблюдения и некоторые экспериментальные исследования (Филичева Т.Е., Туманова Т.В., 1999; Жукова Н.С, Мастюкова В.М., 1990 и др.), у детей с нарушением развитием речи наблюдается более или менее выраженные отклонения от нормы в психической деятельности, что особенно хорошо проявляется на начальных этапах обучения в школе в виде затруднений в усвоении знаний и адаптации к требованиям педагога [5].

В проведённом исследовании Артемовой К.С. (2013) было выявлено, в результате нейропсихологического анализа особенностей высших психических функций у старших дошкольников с разным состоянием речи .1. У детей с ОНР отмечается системная несформированность ВПФ, которая затрагивает все функции, как передних отделов мозга, так и задних лево- и правополушарных отделов. 2. На фоне системной недостаточности мозговых функций при ОНР на первый план выходит слабость серийной организации движений и речи, а также переработка слуховой и зрительно-пространственной информации. Таким образом, страдают как вербальные, так и невербальные ВПФ. 3. У детей с ФФНР дефект является парциальным, в его основе лежит недоразвитость функций задних левополушарных отделов мозга, прежде всего связанных с переработкой слуховой информации. Выявлена также слабость функций программирования и контроля деятельности. Недостаточные функции при ФФНР тесно связаны с речью. 4. Дошкольники с ФФНР по состоянию своих высших психических функций занимают промежуточное положение между детьми с ОНР и нормальным речевым развитием: их вербальные функции близки к таковым при ОНР, а невербальные сходны с нормой [1].

Таким образом, речь как одна из важнейших психических функций тесно связана с другими психическими функциями (восприятие, внимание, память, мышление) и на логопедических занятиях нужно проводить работу по развитию всех психических функций, не выделяя функцию речи из общей системы. Надо соблюдать принцип взаимосвязи формирования речевых процессов с другими развивающимися психическими процессами [2,3,8].

Список использованной литературы

  1. Артемова К. С. Особенности высших психических функций у старших дошкольников с разными формами речевой патологии /Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2013. — № 5. — С. 90-92.
  2. Бабиева Н.С., Звонова Е.В., Гончарж Т.В. Символика сказки и ситуация выбора у детей дошкольного возраста.// Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.— М: 2016. — С. 385-388.
  3. Бабиева Н.С., Гришина А.Н., Плохова Ю.С., Терешина Е.М., Щелкунова Е.Д. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов// Перспективы науки. — 2016. — № 2. —С. 64-68.
  4. Выготский.Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352 с.
  5. Жукова Н.С, Мастюкова В.М., Филичева Т.Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
  6. Лурия А. Р. Мозг и психические процессы. — М., 1963. — Т. 1.
  7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1965.
  8. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1967.
  9. Сухонина Н.И.Как подготовить к школе детей с нарушением речи / Сухонина Н.И. // Дошк.педагогика. — 2003. — №4.-С.38-40
  10. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольно­го возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
  11. Чернова Е.П., Борисова Е.Ю., Козина И.Б. Особенности развития функциональных блоков мозга у детей 5-7 лет с речевой патологией. // Психология и Психотехника. — 2014. — № 11. — C. 1231-1239. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.11.13211[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ» description=»В данной статье дается краткая характеристика общему недоразвитию речи у детей, что для них характерно. Как дефекты речи влияют на коммуникативный аспект. Также дается краткая характеристика некоторым исследованиям по формированию высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.» author=»Чернова Оксана Петровна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.05.2017_05(38)» ebook=»yes» ]

Особенности формирования высших психических функций у детей с ОНР

Одним из наиболее часто встречающихся вариантов отклоняющегося развития является общее недоразвитие речи (ОНР). Проблема изучения этого феномена находится на стыке таких научных дисциплин, как логопедия, специальная психология и нейропсихология.

В детском возрасте не­достаточность ВПФ обусловлена не локаль­ной мозговой патологией, а является следст­вием функциональной незрелости и ранних органических поражений центральной нервной системы. В логопедиче­ской практике довольно часто распространен подход к коррекции речевых нарушений без учета знаний о причинах, механизмах и основных синдромах несформированности ВПФ у детей, что сказывается на эффективности коррекционной работы.

Несмотря на возросший в последние годы интерес к проблеме профилактики ОНР, на сегодняшний день не выделены основные па­раметры нейропсихологической диагностики детей с ОНР.

Успешность обучения детей с отклонения­ ми в нервно-психическом развитии, их соци­альная и школьная адаптация зависят от ранне­го выявления нарушений в познавательной дея­тельности. Развитие речи непосредственно взаимосвязано со становлением психики, ин­теллекта, сенсорных функций и моторики.

Речь является одной из самых сложных психических функций. Формирование струк­тур речевого развития определяется развити­ем других взаимозависимых с ней психиче­ских функций, изменяющих свои функцио­нальное возможности на разных этапах онто­генеза под влиянием всё более избирательных воздействий.

Таким образом, специфичность речевой функции отражения окружающей действи­тельности и её взаимозависимость развития с другими функциями обуславливает необхо­димость исследования именно на ранних эта­ пах её становления. Поскольку от нормально­ го развития речевой функции зависит успеш­ная адаптация ребенка в социуме.

У детей с ОНР на пер­вый план выходят гностические нарушения предметного гнозиса, фрагментарность восприятия, нарушение акустического узнавания в виде персевераций, лишних импульсах при воспроизведении ритмических структур. Несформированность пространственного гнозиса про­является в псевдоагнозиях.

В сфере праксиса у детей с ОНР прослеживается нарушений координа­ции. У детей с ОНР выявлена несформированность динамического праксиса в виде стереотипии, трудности пространственной организации движений и действий.

У детей с ОНР 5-6 лет прослеживается низкая умственная работоспособность и концентрация внимания. Низкий объём внимания влияет в свою оче­редь на значительно выраженные у детей с ОНР нарушения слухоречевой памяти, сим­птоматика которой проявляется в низкой про­дуктивности запоминания.

В результате исследования мышления и речи по данным анализа нейропсихологиче- ского исследования является несформированность процес­сов обобщения, проявляющаяся в непонима­нии или затруднённом понимании смысла рас­сказа. В онтогенезе на данном возрастном эта­пе 5-6 и 6-7 лет наглядно-образное мышление является превалирующим.При этом у детей с ОНР частота встречаемости ошибок выше, чем у детей нормы в связи с нарушени­ем мыслительных операций, вследствии нару­шения анализа и синтеза информации.

У детей с ОНР на первый план выходят гностические нарушения, про­являющиеся в несформированности предмет­ного гнозиса, импульсивности в гностической сфере, фрагментарности восприятия, псевдо­агнозии. Специфика выявленных особенно­стей обусловлена несформированностью II и III структурно-функциональных блоков, про­ являющаяся в несовершенном приеме инфор­мации извне, в данном случае зрительным анализатором, и несформированностью регуляторного фактора в виде трудности контро­ля, избирательности и целенаправленности при восприятии.

У детей отмечается недоста­точная сформированность фактора регуляции контроля психической деятельности, что от­ражает факт длительного, позднего морфо- функционального формирования передних отделов мозга, в частности, лобных долей, реализующих регуляцию, программирование и контроль.

Также наблюдется нарушение акустико-вокализационного источника речевой деятельности, нераз­рывно связанного с тактильными, оптически­ ми кодами. Можно говорить о сниженной функциональной возможности обработки ин­формации, поступающей из внешнего мира, сниженном объёме внимания, нарушенном анализе тактильно-кинестетических сигналов, нарушение фонематического слуха.

Таким образом, можно предположить, что сужение, бедность словаря, неразвёрнутость речевого высказывания, импульсивность, речевая с­понтанность в речевых пробах, являются вто­ричными нарушениями, определяющимися нарушениями истоков речевой деятельности у детей с ОНР. Некоторые симптомы не являются специфическими при данном нарушении, а лишь отражают особенности формирования ВПФ на данном этапе онтогенеза. Выявление специфических особенностей развития ВПФ требует прослеживания динамики своего развития в онтогенезе, поскольку это дает возможность в даль­нейшем говорить о нарушенной либо несформированной функции. Важен не только качественный системный анализ ВПФ при дизонтогензе, но и сравнение его с нормой, в целях опреде­ления мишеней коррекционной работы

Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности логопеда ДОУ

Юлия Сиденко
Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности логопеда ДОУ

В процессе речевого развития дошкольников формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность, основная функция которой – создать способность к речевому общению.

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются в его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших психических функций, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако, в дальнейшем неизбежно отставание в усвоении школьной программы. Именно поэтому в работе с детьми с ОНР логопеду важно постоянно использовать серии специальных игр и упражнений для развития всех психических процессов. Они являются основой при формировании функционального базиса навыков чтения и письма, что при обучении в школе снижает риск неуспеваемости детей с речевыми нарушениями по основным предметам.

Таким образом, речь как одна из важнейших психических функций тесно связана с другими психическими функциями (восприятие, внимание, память, мышление) и на логопедических занятиях нужно проводить работу по развитию всех психических функций, не вырывая функцию речи из общей системы. Должен соблюдаться принцип взаимосвязи формирования речевых процессов с другими развивающимися психическими процессами (этот принцип в своих психологических работах выдвинула Р. Е. Левина).

Цель: коррекция психических процессов на логопедических занятиях.

1. Развивать элементы логического мышления на основе наглядно-образного.

2. Формировать способность к выполнению основных мыслительных операций.

3. Развивать логическую и образную память.

4. Развивать произвольность внимания.

5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, воображение.

6. Воспитывать навыки самооценки и саморегуляции.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова и другие авторы отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи характерен достаточно низкий уровень развития практически всех психических процессов.

Стартовая диагностика показала следующие результаты:

Низкий уровень развития психических процессов – 75%

Средний уровень развития психических процессов – 25%

Исходя из данных диагностического обследования, можно сделать выводы о некоторых чертах, характерных для мыслительной деятельности данной категории детей:

– недостаточно развитое наглядно-образное мышление, что в свою очередь говорит не о дефектах мышления (как при умственной отсталости, а о пробелах в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны служить базой для становления мышления;

Читайте также:  Профессия логопед, стать логопедом, получить специальность Логопед

– трудности в овладении мыслительными операциями: сравнения, анализа, синтеза, классификации. Детям требуется постоянная направляющая помощь взрослого при овладении данными операционными компонентами мышления.

– ригидность мышления, которая прослеживается в трудностях применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;

– низкий уровень обобщающей деятельности мышления, то есть способность обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира;

– низкий уровень ассоциативного мышления, что выражается в трудностях при подборе слов-синонимов, антонимов или однокоренных слов и понимании их значений;

– слабый уровень развития сукцессивных способностей, то есть способности к воспроизведению последовательности;

– неточное понимание логико-грамматических конструкций (характерны персеверации,

– отсутствие причинных связей в речи ребенка (причина часто меняется со следствием).

Восприятие детейс ОНР характеризуется следующими чертами:

-замедленность. Из-за повышенной отвлекаемости ребенку нужен более длительный период на восприятие чего-либо.

У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Процессу запоминания мешает импульсивность, расторможенность, излишняя двигательная активность или, наоборот, вялость детей.

Педагогическая технология опыта.

С целью решения поставленных задач я постоянно использую в своей работе различные виды заданий на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления дошкольников с ОНР, в частности, в процессе проведения организационных моментов коррекционных занятий:

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия:

• Откуда звучит сигнал сирены (пение птицы?

• Покажи направление звука дудочки (игра с закрытыми глазами).

«Чей голос звучит?» (магнитофонные записи)

«Что за звук?» (предметы, издающие звуки за ширмой)

Развитие зрительной памяти:

• Д/и «Посмотри, запомни и назови»

• Д/и «Чего (кого) не стало?

• Д/И «Что прибавилось, появилось?»

Развитие слуховой памяти:

• Запомни и повтори слова в том же порядке (работа с автоматизируемым звуком).

• Повтори слова в обратном порядке.

• Послушай слова и скажи, какое слово я пропустила при повторе? (упрощённый вариант: посмотри на картинки, запомни их, убери и послушай слова, какое слово потерялось) Какое слово новое появилось?

«Телеграф» (отбивание ритмов карандашом, музыкальным молоточком).

• Выполнение простых и многоступенчатых инструкций логопеда (сядет тот, кто выполнит моё задание в заданном порядке).

Развитие логической памяти и мышления:

• Подбор пары к картинке по смыслу (с ориентировкой на лексическую тему недели).

• Продолжи логический ряд (назвать третье, четвёртое слово с ориентировкой на общность признаков первых названных предметов).

• Работа по словесной инструкции (логические задачки типа «Маша бежит от медведя, кто вереди? кто позади? Волк догоняет зайца. Кто убегает?»).

• Д/и «Найди лишний предмет» (упражнение в классификации по различным признакам).

• Отгадывание загадок (загадки-складки, обманки, рифмовки).

Развитие внимания и зрительного восприятия:

• Д/у «Найди фрагмент или предмет на картинке?»

• Сосчитай предметы (наложенные или в зашумлённом пространстве).

• Д/у «Называем по цепочке» (в соответствии с темой занятия: дни недели, времена года, предлоги, «живые» слова, домашних животных и т. д. с ориентировкой на зрительные образы).

• Д/у «Узнай спрятанную букву» (игры на развитие константности восприятия – буквы разного шрифта, предметные изображения букв).

• Д/и «Что перепутал художник?»

Развитие пространственного восприятия

• Посмотри и скажи, где находится бабочка (кошка, гусь и др. игрушка, предмет) – перед тобой или за тобой? Посмотри, кто (что) находится за тобой? Какую птицу (другой предмет) ты видишь слева, справа?

• Поставь игрушку (предмет) справа, слева от белочки (тетради и пр.).

• «Куда пойдёшь – что найдёшь. Направо пойду – … подосиновик найду (фразы строить в соответствии с картинным материалом расположенным на столе перед ребёнком).

«Магический квадрат» и «Цветные квадратики» – выложить предмет, ориентируясь на тему занятия.

• Игра по типу пробы Хеда (покажи правой рукой левую коленку, закрой левой рукой правое ухо).

Для развития наглядно-образного и словесно-логического мышления на занятиях я использую загадки. Но для активизации речи детей я рекомендую использовать не столько отгадывание, сколько самостоятельное составление загадок. Для этого я использую основные правила составления загадок по технологии ТРИЗ.

Важным направлением в деятельности логопеда с детьми с ОНР является комплекс мероприятий по развитию сукцессивных способностей ребёнка.Работа строится в нескольких направлениях:

– последовательность действий и планирование (Д/и «Телефон»);

– последовательность в пространстве (Д/и «Живые цепочки», «Что изменилось?»);

– последовательность во времени (Д/и «Телеграфист»);

– перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно (Д/и «Картинки-невидимки»);

– последовательность в речи (последовательность в сказках «Репка», «Колобок» и др., игра «Повтори и добавь»).

На занятиях как фронтальных, так и индивидуальных большой интерес у детей вызывают игры и упражнения на развитие навыков мысленного перемещения. Достаточно развитые навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образов являются для ребенка основой в дальнейшем обучении при понимании строения букв и других знаков. При их недоразвитии ребенок испытывает затруднения в узнавании букв при чтении и начертании.

Во время объяснения новой темы и закрепления материала на занятиях я широко применяю наглядность, что положительно влияет на восприятие информации. При этом развивается зрительно-пространственное восприятие, память, внимание, наглядно-образное мышление и, естественно, повышается познавательная и речевая активность детей. Дети, неуверенные в своих речевых возможностях, активнее работают при наличии разного рода наглядности, которая для них становится помощником и опорой.

У детей встречаются как избирательные (только зрительного или только слухового внимания, так и общие модально-неспецифические расстройства внимания. В коррекционной работе с детьми с ОНР я предусматриваю упражнения, адресованные и к слуховой, и к зрительной модальностям. Для этого я организую с детьми упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

На индивидуальных занятиях логопеду представляются большие возможности для использования игр на развитие психических процессов.Это:

– Развитие зрительного восприятия при сосредоточении на артикуляционной позе перед зеркалом;

– Развитие произвольного внимания при выполнении артикуляционной гимнастики и упражнений по постановке и автоматизации звуков;

– Развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной, кинетической) при восстановлении правильного звучания определенного звука, при выполнении знакомых артикуляционных проб, при повторении слов, фраз с автоматизируемым звуком;

– Развитие сукцессивных способностей ребенка через использование игр на развитие фонематического слуха и восприятия.

Результаты и выводы.

Опыт отслеживался с сентября 2014 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе логопеда.

По результатам сравнительной диагностики уровень развития психических процессов увеличился на 55%.

Низкий уровень развития психических процессов – 20%

Средний уровень развития психических процессов – 80%.

Таким образом, систематическое использование игр и упражнений на развитие психических процессов позволяет повысить познавательный интерес ребенка с ОНР к занятиям, активизировать его речевую деятельность. Что, в свою очередь, положительно сказывается на результате работы, повышая эффективность коррекционных занятий логопеда.

Дидактическая игра как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Методическая рекомендация “Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР”.

«Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» (раннего возраста, дошкольного возраста) Ранний возраст:Память. С предметами: «Убери лишнее?» Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание,.

Развитие психических процессов у детей с ОНР через применение развивающих игр в совместной образовательной деятельности ВВЕДЕНИЕ В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию психических процессов для детей 5–6 лет Цель: развитие и коррекция психических процессов детей старшего дошкольного возраста Задачи: Образовательные: – продолжать развивать умение.

Конспект занятия для дошкольников по развитию психических процессов ЗАНЯТИЕ 23 1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов. Сегодня будем учиться запоминать стихи.

Конспект занятия педагога-психолога по развитию психических процессов в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в прошлое» Задачи: развитие произвольного внимания, целостности восприятия, наглядно-схематического и логического мышления,.

Подготовка и проведение прогулки в средней группе: развитие психических познавательных процессов В летний период время на проведение прогулки увеличивается и наполняется различными видами деятельности, которые проходят совместно с воспитателем.

Работа с родителями одаренных детей в процессе совместной практической деятельности. Работа с родителями одаренных детей в процессе совместной практической деятельности. Работа с одаренными детьми сегодня выделяется в разряд.

Семинар «Развивающие игры как средство формирования психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» Актуальность данной работы заключается в том, что у детей с задержкой психического развития при поступлении в школу обнаруживается недостаточность.

Технологии и методики практической профессиональной деятельности учителя-логопеда Технологии и методики, применяемые в практической профессиональной деятельности учителя – логопеда Современная логопедия находится в постоянном.

Коррекция психических процессов у старших дошкольников с ОНР в условиях дошкольного учреждения.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Одним из важных факторов в социализации ребенка является речь. Формирование естественной устной речи важно не только для обеспечения ее благозвучия, но и для того, чтобы ребенок успешнее воспринимал речь собеседника. В процессе речевого развития дошкольников формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
na_sayt.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция психических процессов у старших дошкольников с ОНР в условиях дошкольного учреждения.

В детском саду дети способны адаптироваться в коллективе, если в нем созданы необходимые условия для ребенка.

Одним из важных факторов в социализации ребенка является речь. Формирование естественной устной речи важно не только для обеспечения ее благозвучия, но и для того, чтобы ребенок успешнее воспринимал речь собеседника. В процессе речевого развития дошкольников формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.

Нарушение памяти и внимания мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Работа по развитию психических процессов имеет огромное значение для детей с общим недоразвитием речи. Как правило, недоразвитие речи отягощается неврологическим статусом, соматическими заболеваниями и т.д. Поэтому у детей с ОВЗ снижены зрительное и слуховое внимание, резко сокращено время сосредоточения, внимание рассеянное. Особенно малый объем слухового внимания и его кратковременность свойственны возбудимым детям, с которыми мы работаем постоянно.

В своей логопедической группе мы стараемся создать оптимальные условия для гармоничного развития фонематического слуха и слухового внимания. В группе есть музыкальный уголок, где представлены различные детские музыкальные инструменты: металлофон, гусли, маракасы, бубны, пианино и т.д. В коррекционном уголке есть различные звучащие игрушки, емкости с сыпучими продуктами, разные виды бумаги, представлены несколько видов застежек. Область развития слухового внимания распространяется на все виды деятельности ребенка в детском саду.

Данная работа проводится логопедом и воспитателями в тесном содружестве, стремлении к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

Без специального систематического обучения детям с ОНР очень сложно овладеть навыками звукового анализа. Поэтому уделяется большое значение развитию фонематического слуха. В этой работе выделяются следующие этапы:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
  3. различение слов, близких по своему звуковому составу;
  4. дифференциация слогов;
  5. дифференциация фонем;
  6. развитие навыков элементарного звукового анализа.

Усилия педагогов по развитию слухового внимания и речевого слуха у дошкольников должны быть направлены на выработку умения внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, направление звучания, различение звуков речи в словах; формирование умения отличать одни звуки от других, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности; контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.

Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает предупредить нарушения письма и чтения, что необходимо для дальнейшего полноценного обучения и общения с окружающими.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются в его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших психических функций, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако, в дальнейшем неизбежно отставание в усвоении школьной программы. Именно поэтому в работе с детьми с ОНР логопеду важно постоянно использовать серии специальных игр и упражнений для развития всех психических процессов. Они являются основой при формировании функционального базиса навыков чтения и письма, что при обучении в школе снижает риск неуспеваемости детей с речевыми нарушениями по основным предметам.

Таким образом, речь как одна из важнейших психических функций тесно связана с другими психическими функциями (восприятие, внимание, память, мышление) и на логопедических занятиях нужно проводить работу по развитию всех психических функций, не вырывая функцию речи из общей системы. Должен соблюдаться принцип взаимосвязи формирования речевых процессов с другими развивающимися психическими процессами (этот принцип в своих психологических работах выдвинула Р. Е. Левина).

Цель: коррекция психических процессов на логопедических занятиях.

  1. Развивать элементы логического мышления на основе наглядно-образного.
  2. Формировать способность к выполнению основных мыслительных операций.
  3. Развивать логическую и образную память.
  4. Развивать произвольность внимания.
  5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, воображение.
  6. Воспитывать навыки самооценки и саморегуляции.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова и другие авторы отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи характерен достаточно низкий уровень развития практически всех психических процессов.

Стартовая диагностика показала следующие результаты:

Низкий уровень развития психических процессов – 70%

Средний уровень развития психических процессов – 3%

Исходя из данных диагностического обследования, можно сделать выводы о некоторых чертах, характерных для мыслительной деятельности данной категории детей:

– недостаточно развитое наглядно-образное мышление, что в свою очередь говорит не о дефектах мышления (как при умственной отсталости), а о пробелах в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны служить базой для становления мышления;

– трудности в овладении мыслительными операциями: сравнения, анализа, синтеза, классификации. Детям требуется постоянная направляющая помощь взрослого при овладении данными операционными компонентами мышления.

– ригидность мышления, которая прослеживается в трудностях применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;

– низкий уровень обобщающей деятельности мышления, то есть способность обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира;

– низкий уровень ассоциативного мышления, что выражается в трудностях при подборе слов-синонимов, антонимов или однокоренных слов и понимании их значений;

– слабый уровень развития сукцессивных способностей, то есть способности к воспроизведению последовательности;

– неточное понимание логико-грамматических конструкций (характерны персеверации),

– отсутствие причинных связей в речи ребенка (причина часто меняется со следствием).

Восприятие детей с ОНР характеризуется следующими чертами:

-замедленность. Из-за повышенной отвлекаемости ребенку нужен более длительный период на восприятие чего-либо.

У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Процессу запоминания мешает импульсивность, расторможенность, излишняя двигательная активность или, наоборот, вялость детей.

Педагогическая технология опыта.

С целью решения поставленных задач я постоянно использую в своей работе различные виды заданий на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления дошкольников с ОНР, в частности, в процессе проведения организационных моментов коррекционных занятий:

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия:

  • Откуда звучит сигнал сирены (пение птицы)?
  • Покажи направление звука дудочки (игра с закрытыми глазами).
  • «Чей голос звучит?» (магнитофонные записи)
  • «Что за звук?» (предметы, издающие звуки за ширмой)

Развитие зрительной памяти:

  • Д/и «Посмотри, запомни и назови»
  • Д/и «Чего (кого) не стало?
  • Д/И «Что прибавилось, появилось?»

Развитие слуховой памяти:

  • Запомни и повтори слова в том же порядке (работа с автоматизируемым звуком).
  • Повтори слова в обратном порядке.
  • Послушай слова и скажи, какое слово я пропустила при повторе? (упрощённый вариант: посмотри на картинки, запомни их, убери и послушай слова, какое слово потерялось?) Какое слово новое появилось?
  • «Телеграф» (отбивание ритмов карандашом, музыкальным молоточком).
  • Выполнение простых и многоступенчатых инструкций логопеда (сядет тот, кто выполнит моё задание в заданном порядке…).

Развитие логической памяти и мышления:

  • Подбор пары к картинке по смыслу (с ориентировкой на лексическую тему недели).
  • Продолжи логический ряд (назвать третье, четвёртое слово с ориентировкой на общность признаков первых названных предметов).
  • Работа по словесной инструкции (логические задачки типа «Маша бежит от медведя, кто вереди? кто позади? Волк догоняет зайца. Кто убегает?»).
  • Д/и «Найди лишний предмет» (упражнение в классификации по различным признакам).
  • Отгадывание загадок (загадки-складки, обманки, рифмовки…).

Развитие внимания и зрительного восприятия:

  • Д/у «Найди фрагмент или предмет на картинке?»
  • Сосчитай предметы (наложенные или в зашумлённом пространстве).
  • Д/у «Называем по цепочке» (в соответствии с темой занятия: дни недели, времена года, предлоги, «живые» слова, домашних животных и т.д. с ориентировкой на зрительные образы).
  • Д/у «Узнай спрятанную букву» (игры на развитие константности восприятия – буквы разного шрифта, предметные изображения букв).
  • Д/и «Что перепутал художник?»

Развитие пространственного восприятия

  • Посмотри и скажи, где находится бабочка (кошка, гусь и др. игрушка, предмет) – перед тобой или за тобой? Посмотри, кто (что) находится за тобой? Какую птицу (другой предмет) ты видишь слева, справа?
  • Поставь игрушку (предмет) справа, слева от белочки (тетради и пр.).
  • «Куда пойдёшь – что найдёшь. Направо пойду – … подосиновик найду (фразы строить в соответствии с картинным материалом расположенным на столе перед ребёнком).
  • «Магический квадрат» и «Цветные квадратики» – выложить предмет, ориентируясь на тему занятия.
  • Игра по типу пробы Хеда (покажи правой рукой левую коленку, закрой левой рукой правое ухо).

Для развития наглядно-образного и словесно-логического мышления на занятиях я использую загадки. Но для активизации речи детей я рекомендую использовать не столько отгадывание, сколько самостоятельное составление загадок. Для этого я использую основные правила составления загадок по технологии ТРИЗ.

Важным направлением в деятельности логопеда с детьми с ОНР является комплекс мероприятий по развитию сукцессивных способностей ребёнка. Работа строится в нескольких направлениях:

– последовательность действий и планирование (Д/и «Телефон»);

– последовательность в пространстве (Д/и «Живые цепочки», «Что изменилось?»);

– последовательность во времени (Д/и «Телеграфист»);

– перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно (Д/и «Картинки-невидимки»);

– последовательность в речи (последовательность в сказках «Репка», «Колобок» и др., игра «Повтори и добавь»).

На занятиях как фронтальных, так и индивидуальных большой интерес у детей вызывают игры и упражнения на развитие навыков мысленного перемещения. Достаточно развитые навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образов являются для ребенка основой в дальнейшем обучении при понимании строения букв и других знаков. При их недоразвитии ребенок испытывает затруднения в узнавании букв при чтении и начертании.

Во время объяснения новой темы и закрепления материала на занятиях я широко применяю наглядность, что положительно влияет на восприятие информации. При этом развивается зрительно-пространственное восприятие, память, внимание, наглядно-образное мышление и, естественно, повышается познавательная и речевая активность детей. Дети, неуверенные в своих речевых возможностях, активнее работают при наличии разного рода наглядности, которая для них становится помощником и опорой.

У детей встречаются как избирательные (только зрительного, или только слухового внимания), так и общие модально-неспецифические расстройства внимания.В коррекционной работе с детьми с ОНР я предусматриваю упражнения, адресованные и к слуховой, и к зрительной модальностям. Для этого я организую с детьми упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

На индивидуальных занятиях логопеду представляются большие возможности для использования игр на развитие психических процессов. Это:

– Развитие зрительного восприятия при сосредоточении на артикуляционной позе перед зеркалом;

– Развитие произвольного внимания при выполнении артикуляционной гимнастики и упражнений по постановке и автоматизации звуков;

– Развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной, кинетической) при восстановлении правильного звучания определенного звука, при выполнении знакомых артикуляционных проб, при повторении слов, фраз с автоматизируемым звуком;

– Развитие сукцессивных способностей ребенка через использование игр на развитие фонематического слуха и восприятия.

Результаты и выводы.

Опыт отслеживался с сентября 2013 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе логопеда.

По результатам сравнительной диагностики уровень развития психических процессов увеличился на 55%.

Низкий уровень развития психических процессов – 20%

Средний уровень развития психических процессов – 80%.

Таким образом, систематическое использование игр и упражнений на развитие психических процессов позволяет повысить познавательный интерес ребенка с ОНР к занятиям, активизировать его речевую деятельность. Что, в свою очередь, положительно сказывается на результате работы, повышая эффективность коррекционных занятий логопеда.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как показывает практика, особая роль в корекции принадлежит сюжетно – ролевым играм. В них дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей.

Рекомендация от дефектолога для воспитателей по использованию дидактических игр для коррекции психических процессов.

ВведениеАктуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррел.

В данной статье раскрыта актуальность темы и даны методические рекомендации.

Спортивный танец – это направление, подразумевающее использование движений и элементов в соответствующем ритме, и последовательности под заранее заданную музыку.

Обучение по АООП с учётом особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития обучающихся.

Рекомендации по внедрению на занятия с детьми дидактических игр для воспитателей , педагогов , работающих в ДОУ с детьми с ЗПР.

Ш №1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В ПРЯМЫХ СЛОГАХ, СЛОВАХ

ША – ШО – ШУ ШИ – ШЕ – ША

ШО – ШУ – ША ШЕ – ШУ – ША

ШУ – ША – ШО ШИ – ШУ – ШЕ

ШЕ – ШУ – ШО ШУ – ШИ – ША

Повторять слова с ударными слогами:

Шаль, шахта, шаг, шар, шайба, шавка, ушанка, мышата, большая, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

Шёл, шёпот, шорох, шёлк, петушок, порошок, пушок, мешок, большой, гребешок, ушёл, нашёл, пришёл.

Шить, шило, ширма, шире, пиши, камыши, кувшин, ерши, малыши, ошибка, машина, шили, решили.

Шутка, Шура, шутит, шум, шуба, мишутка, тушу, пишу, дышу, прошу, ношу, шея, шейка, шей, решение, мишень, ошейник.

Повторять слова с безударными слогами:

Шалун, шакал, шалить, ваша, наша, Даша, Миша, Наташа, Алеша, крыша.

Шутник, шуруп, чешуя, мишура.

Шиповник, широкий, шипеть, мыши, уши, ландыши, ладоши, камыши, горошина, хороший, тишина, младший.

Ш №2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В ЧИСТОГОВОРКАХ

Ша – ша – ша – шапка Ша – ша – ша – мама моет малыша

Шо – шо – шо – шов Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Шу – шу – шу – шуба Шо – шо – шо – говорю я хорошо.

Ши – ши – ши – шина Ши – ши – ши – как сапожки хороши.

Ше – ше – ше – шея

Ши – ши – ши, ши – ши – ши Шо – шо – шо, шо – шо – шо

Что-то шепчут камыши. – Я пишу уж хорошо.

Ше – ше – ше, ше – ше – ше Шу – шу – шу, шу – шу – шу

Это утка в камыше. – Все, что хочешь, напишу.

Ша – ша – ша, ша – ша – ша Ши – ши – ши, ши – ши – ши

Выходи из камыша! «Ешьте кашу» – напиши

Ше – ше – ше, ше – ше – ше Шу – шу – шу, шу – шу – шу

Нет уж утки в камыше. – Это я уж напишу.

Ши – ши – ши, ши – ши – ши Шо – шо – шо, шо – шо – шо

Что – то шепчут камыши? – Вижу, пишешь хорошо.

Ш №3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СЛОВАХ, ЧИСТОГОВОРКАХ, ФРАЗАХ

Ша – ша – ша – наша Маша хороша.

Шо – шо – шо – говорим мы хорошо.

Шу – шу – шу – помогите малышу.

Ши – ши – ши – на поляне малыши.

Штамп, штаб, штопка, штопор, шторы, штука, штурвал, штык.

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкура

Шланг, шлак, шла, шлем, шли, шлюпка, шляпа.

Шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпатель, шпилька, шпион.

Наша школа. Швейная машина. Шумные шалуны. Шелковая шаль. Душистый шампунь. Дашина шапка. Шелуха шиповника. Шутник Мишутка. шумят камыши. Шпиль башни. Машина школа. Хоккейная шайба. Полный штиль. Длинный шланг. Тушеный шпинат. Платяной шкаф. Шпулька ниток. Липкая мышь. Мягкая подушка. Зеленая лягушка. Пышная плюшка. Хоккейная клюшка. Маленькая мошка. Душистые ландыши. Наша бабушка. Душная комната. Теплая шуба. Шипы шиповника. Наташины галоши. Гладкий шов. Штык винтовки. Мамины шпильки. Большой шмель. Шины для машины. Глубокая шахта. Катушка шелка. Пшенная каша. Шелковая штопка. Пушистая шляпа.

Вот каша. Даша ест кашу. У Шуры новая шуба. У Паши шуба и шапка. Малыш шагает в школу. У реки камыш. Камыш шумит. Наташа пишет. На дороге шумит машина. Наш котенок – шалун. Хороши ландыши.

Ш №4 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Ш В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ, СЛОВАХ

АШ – ОШ – УШ ЫШ – УШ – ОШ

ЯШ – ЁШ – ЮШ ЕШ – ИШ – ЮШ

АШ – ЯШ – ЮШ ИШ – ЫШ – АШ

ЁШ – ЯШ – УШ ЫШ – ИШ – ЕШ

Наш, ваш, пашня, башня, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, чашка.

Крошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, горошек, картошка, окрошка, кошка.

Душ, ушки, пушка, мушка, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, ракушка.

Крышка, малышка, пышка, вышка, мартышка, покрышка, малыш, камыш.

Гуляш, бляшка, Яша, Алёша, рыбешка, лепешка, матрешка, льешь, пьешь, поешь, трешь, берешь.

Орешки, пешки, вешки, ешь, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, ворчишь.

Ш №5 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СЛОВАХ , ЧИСТОГОВОРКАХ И

ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Башлык, башмак, кашне, каштан.

Ушли, петушки, бабушка, дедушка, Аленушка, Буренушка, тушканчик, ландыш, детеныш, донышко, перышко, пятнышко

Полюшко, брюшко, мякиш, финиш, кормишь, валишь, делишь, пилишь, даришь.

Аш – аш – аш – дайте карандаш. Ашка – ашка – летит букашка.

Ош – ош – ош – у меня нож. Ошка – ошка – на окошке кошка.

Уш – уш – уш – теплый душ. Ушка – ушка – лягушка – квакушка.

Иш – иш – иш – у меня малыш. Ишка – ишка – маленькая мышка.

Кошка ловит мышку. Алеша, надень рубашку. Ребята играют в кошки-мышки. У кошки ушки на макушке. Наташа чистит картошку. Малыш, надень калоши. На столе чашка, в ней ложка. Воробышек клюет зернышки. Маша пошла в школу. Мама шьет на швейной машине. У бабушки шелковая шаль. Даша вымыла голову шампунем. Лушина шапка упала под вешалку. Наташа и Миша нашли ландыши. В Машиной шкатулке много шпулек и катушек. Маша пришила Паше вешалку на шинель. Луша надела шубу, шапку, шарф, валенки и пошла гулять с Наташей. Алеша нашел много волнушек и шампиньонов. Луша шила голышу штанишки и шапку. Большой шмель летал над душистой липой.

Ш №6 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш

У воды шумят камыши. На шиповнике колкие шипы. Малыши нашли большую шишку. Наташа и Алеша ушли в кино. Яша ушиб лоб. Дедушка купил Алеше шахматы. Шила в мешке не утаишь. Не найду я ушки у нашей лягушки. Леша и Клаша едят пшенную кашу. Я по камушкам пошел, шубу шелкову нашел. У Маши на кармашке маки и ромашки. У кошки ушки на макушке. Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка. Метил в лукошко – попал в окошко. Тише, мыши, кот на крыше.

У Алеши есть плюшевый мишка. У мишки гладкая бархатистая шкурка, а ушки на макушке. Дедушка купил Алеше большую машину. Алеша катал мишку в кузове. А потом решил: пусть будет мишка шофером. И теперь мишка ездит в кабине.

Наша Наташа – школьница. В этом году она пошла в первый класс. А Маша младше Наташи. Но зато Маша умеет шить. Швейную машину Маше подарил дедушка Паша. Вместе с Машей он ходил покупать швейную машину в «Детский мир». А бабушка Даша подарила Маше шкатулку. В шкатулке у Маши хранятся иголки, нитки, шпульки, катушки. Маша нашла в шкатулке моток яркого шелка и вышила дедушке к Новому году рубашку. Бабушке она сшила варежку-хваталку, Наташе – мешок для галош, а кукле-голышу – рубашку, штанишки и шапку.

Автоматизация звука [Ш]

1) Произносить (читать) слова Ш__ТА, Ш__ТО, Ш__ТУ, Ш__ТЫ, Ш__ТЭ

Звук [Ш] произносится длительно

2) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Ш] в начале

Образец: ш__ляпа, ш__тука

3) Произносить (читать) слоги Ш__А, Ш__О, Ш__Ё, Ш__У, Ш__И, Ш__Е

Звук [Ш] произносится длительно

4) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в начале слова

5) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в середине

6) Произносить (читать) слоги АШ__, ОШ__, УШ__, ЫШ__, ЭШ__, ИШ__, ЕШ__, ЁШ__, ЮШ__, ЯШ__

Звук [Ш] произносится длительно

7) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в конце

Образец: ваш__, камыш__.

8) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Ш] в середине

9) Произносить (читать) словосочетания

  • Наша школа.
  • Швейная машинка.
  • Шумные шалуны.
  • Шёлковая шаль.
  • Дашина шапка.
  • Шелуха шиповника.
  • Шутник Мишутка.
  • Шумят камыши.
  • Шпиль башни.
  • Ковш каши.
  • Тушёный шпинат.
  • Шитьё шинели.
  • Наш душ.
  • Пышная плюшка.
  • Душистые ландыши.
  • Наша бабушка.
  • Наш дедушка.
  • Шипы шиповника.
  • Наташины калоши.
  • Большой шмель.
  • Шины для машины.
  • Катушка шёлка.
  • Пшённая каша.
  • Шёлковая штопка.
  • Пушистая шапка.

10) Проспрягать предложения

  • Я мешаю пшенную кашу.
  • Я шью на швейной машинке.
  • Я вешаю шубу и шапку на вешалку.
  • Я кушаю шоколад.
  • Ты кушаешь шоколад.
  • Он (она) кушает шоколад.
  • Мы кушаем шоколад.
  • Вы кушаете шоколад.
  • Они кушают шоколад.

11) Произносить (читать) предложения.

  • Алеша пошел в школу.
  • Даша шьёт на швейной машинке.
  • У бабушки шёлковая шаль.
  • Лушина шапка упала под вешалку.
  • Наташа и Маша нашли ландыши.
  • В Машиной шкатулке шпульки и катушки.
  • Даша пришила Паше вешалке на шинель.
  • Алёша нашёл волнушки и шампиньоны.
  • Малыши нашли большую шишку.
  • Дедушка купил Алёше шахматы.
  • У кошки ушки на макушке.
  • Вот чашка и кашка, лепёшка и ложка.
  • Маша вышла на опушку и увидела кукушку.
  • Бабушка и Алёнушка пошли гулять, воздухом дышать.
  • Две лягушки-квакушки пошумели на опушке.
  • Нюшка отдохнула на опушке и пошла дальше.
  • Паша и Наташа кушали пшённую кашу.

12) Произносить (читать) чистоговорки

  • Шила в мешке не утаишь.
  • Я по камушкам пошёл, шубу шелковую нашёл.
  • Пыхтит как пышка наш пухлый Мишка.
  • Шапка да шуба – вот наш Мишутка.
  • Метил в лукошко – попал в окошко.
  • Шла кошка у кошки лукошко.
  • Шапкой Мишка шишки сшиб, получил на лбу ушиб.
  • В шалаше шесть шалунов.

13) Произносить (читать) и пересказывать текст

Пушок – шалун

Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок её дома поджидал. Днём вошла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и бабушкина шаль, и папина шапка – ушанка. А мамины шлёпанцы лежали в её шляпе, на шкафу! Кот – шалун сидел под вешалкой и шевелил ушами.

14) Произносить (читать) стихотворения

На окошке
Крошку-мошку
Ловко ловит
Лапой кошка

Маша кашу не доела,
Маше каша надоела.
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай.

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

Петушок, петушок!
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано поёшь,
Детям спать не даёшь!

Пушок

Что ты так, Пушок, шипишь?
Не большой ты, а малыш.
Слышишь шорох? Даже мышь
Поняла, что ты глупыш.

15) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Шум и гомон на опушке,
Пляшут шмель и мошки,
Шаловливые лягушки
Не жалеют ножки.

Пляшет мишка от души,
Пляшут даже кошки,
А мышата – малыши
Хлопают в ладошки.

Автоматизация звука (Ш) в открытом слоге

Автор публикации Байрамгулова Лилия Салаватовна
учитель-логопед 2 квалификационной категории
МБДОУ дс общеразвивающего вида «Солнышко»,
Ханты-Мансийский автономный округ, Сургутский р-н, г.п. Федоровский

Артикуляционная гимнастика

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

Автоматизация изолированного звука [Ш]

  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренны м зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык

принимает форму ковшика или чашечки.

  • голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
  • Игра «Хлопни в ладоши»
    Объясните ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-то определенный звук. После этого, начинайте четко произносить сначала звуки, затем слоги и

    слова. А ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит нужный звук.

    Звуки: Ш, А, М, Ш, С, О, И, Ш, З, К, М, Ж, Р, Д, В, Ш, Г, Ш, Л, С и т.д.
    Слоги: ШО, ОМ, ША, МА, ВУ, ЛО, АШ, НА, КИ, ОШ, СА и т.д.
    Слова: шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка и т.д.

    Шарик лопнул. Он падает и шипит: «Ш-ш-ш». Пошипи вместе с ним.
    Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: «Ш-ш-ш…».

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [Ш] в слогах
    В прямых слогах:
    Повтори за мамой:
    ша — ша — ша шо — шо — шо ша-ши-шо-шу
    ши — ши — ши шу — шу — шу ши-шо-шу-ша
    ше — ше — ше шо-шу-ша-ши
    шу-ша-ши-шо
    шик шов шейх шок ширь.

    В обратных слогах:
    Повтори за мамой:
    аш-аш-аш ыш-ыш-ыш аш-ош-уш-ыш
    ош-ош-ош иш-иш-иш ош-уш-ыш-аш
    уш-уш-уш уш-ыш-аш-ош
    ыш-аш-ош-уш
    мышь, тушь, рожь[ш], уж[ш], ложь[ш], тишь.

    Покажи, каким был шарик сначала, обведи его по контуру и заштрихуй в заданном направлении. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не

    останавливайся и произноси: «Ш-ш-ш…».

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [Ш] в словах
    Повтори за мамой слова:
    шайба, шайка, шик, шея, шапка, шалун, шина, шевро, шелковица, шепот, шип, шифер, шейх, шевиот, шиньон, шериф, шок, шахта, шипит, шакал, шорох, шорты, шоколад, каша,

    вешалка, кошелек, ноша, баклуши, вишенка, порошок, лошадь, ошибка, мошенник, душок, ушанка, уши, башенка, пушок, пороша, ушиб, прошение.

    Закончи предложения:
    Я иду и ты … (идешь). Я пою и ты … (поешь). Я веду и ты … (ведешь). Я даю и ты … (даешь). Я ем и ты … (ешь). Я несу и ты … (несешь).

    Игра «Назови ласково».Ребенок называет, мама записывает.
    воля – волюшка, доля – ________, дума – ___________, кума – _________, зима – ________, камень – _________, солнце – _________, хлеб – ________, изба – ________,

    хозяйка – _________, штаны – __________, мать – ________, тётя – __________, дядя — __________.

    Давай подарим Пятачку много красивых шариков. Обведи по контуру каждый шар и заштрихуй в заданном направлении. Не забывай произносить: «Ш-ш-ш—

    шарик». Сосчитай, сколько шариков у Пятачка: «Один шарик, два шарика…».

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [Ш] в словах

    «Измени первый звук в слове»
    Внимательно послушай слово и замени в нем первый звук на звук [Ш].
    Тапка- __апка, жаль — __аль, мах -__ах, губы — __убы, мыло -__ило, бык -__ик, дар-__ар, майка-__айка, топот — __ёпот, чашка-__ашка, мышка-__ишка, парить-__арить,

    Повтори за мамой слоги со стечением согласных:
    шпа, шпы, шпэ, шпо, шпу, шма, шмы, шмэ, шмо, шму, шла, шлы, шлэ, шло, шлу, шна, шны, шнэ, шно, шну, шва, швы, швэ, шво, шву, шта, шты, штэ, што, шту, шкы, шкэ, шко,

    шку, шра, шры, шрэ, шро, шру.

    Повтори за мамой слова:
    шпаргалка, шпинат, шмыгать, штат, шпион, яшма, штатив, швед, кошма, штанга, шпана, шпик, шмякнет, башмак, штамп, швея, кошмар, шляпа, дышло, штопка.

    Змейки рисуют узоры на песке и шипят: «Ш-ш-ш». Сначала проведи по линиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывай шипеть, как змейки.

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [Ш] в предложении

    Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.:
    У Миши машина и пушка. У шиповника шипы.
    Паша катает Мишу на машине. Даша пишет букву «Ш».
    Наташа вышивает подушку. Бабушка вышивает подушку.
    В шкафу шашки и шахматы. Малыши шагают в школу.
    Мышка убегает от кошки. Кошка лежит на подушке.
    Маша нашла шишку. Миша нашел ромашку.
    Алеша надел шубу и шапку. Алеша нашел шампиньон.
    Выучи скороговорку:
    Маше каша надоела, Маша кашу не доела.

    Обведи контуры мышек по точкам и дорисуй, повторяя чистоговорку: «Тише, мыши, не шумите. Нашу кошку не будите». Сколько мышек увидела

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [Ш] в предложении.

    Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.:
    Кукушка кукушонку шьёт капюшон, Кошка в окошке штанишки шьёт,
    Наденет кукушонок капюшон Мышка в сапожках избушку метёт
    Как в капюшоне он смешон!

    Выучи стихотворение:
    Мышонку шепчет мышь: – Мышонок шепчет мыши:
    – Ты все шумишь, шумишь! – Шуметь я буду тише.

    Повтори за маой чистоговорки:
    Ша-ша-ша — нет карандаша. Шо-шо-шо — нам гулять хорошо.
    Шу-шу-шу — я сижу и не шуршу. Ши-ши-ши — притихли малыши.
    Ше-ше-ше- подарили шарфик Даше.

    Проговори без запинки: «У Мишки шишки, шишки у Мишки…»

    Обведи контуры шишек. Рисуй и проговаривай слово «шишка».
    Раскрась картинку.

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [Ш] в тексте

    Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь.
    У Яшиного дедушки жила в клетке пушистая белочка. Яша назвал ее Пушинкой. Открыл раз Яша клетку, чтобы дать Пушинке орешек. Но шустрая Пушинка выскочила из клети и

    давай носиться по комнате. Вот она прыгнула к окну. А форточка была открыта.
    Как ты думаешь, что случилось потом? И чем закончилась эта история? Следи за произношением звука Ш.
    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Прочитайте ребенку рассказ. Для того чтобы он мог пересказать текст, помогите ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная

    цепочка предложений.
    Каша (цепной текст)

    Маша и Даша кушают пшенную кашу.

    Пшенную кашу варят из пшена.

    Пшено купила бабушка.

    Бабушка наварила горшок пшенной каши.

    Кашей накормили кошку.

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [Ш] в тексте

    Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь.
    Чтобы Даша научилась правильно поизносить звук Ш, бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинки, башенка, шашки,

    петушок, парашютик.
    Расскажи о том, как бабушка и Даша покупали эти игрушки в магазине. Следи за произношением звука Ш.
    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дорисуй половинку каждого предмета. Что у тебя получилось?

    Пыхтит, как пышка, Тише, тише, Маша пишет.
    Наш пышный Мишка. Наша Маша буквы пишет.
    Плюшевому мишке А кто Маше помешает,
    Даша штопает штанишки. Того Маша догоняет.

    образование родственных слов:
    – мышь — (мышонок, мышата, мышиный, мышка…);
    – лягушка — (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник …)

    спряжение в настоящем времени:
    – шить штанишки плюшевому мишке,
    – шептать потешки кошке на ушко,
    – штопать капюшон кукушонку

    образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением по образцу:
    изба-избушка дума- мать- солнце- пятно-
    доля- кума- тетя- хлеб- дно-
    поле- зима- дядя- камень- окно-
    воля- штаны- хозяйка- батя- дед-

    Счет — 1 10
    – плюшевый мишка, плюшевый капюшон, плюшевая шапка.

    Мышка полем шла,
    Мышка грош нашла,
    Мышка шило купила,
    Мышка валенки подшила.

    Богат наш Ермошка,
    У него есть кошка.
    Вот как кошка на окошке
    Шьёт рубашку для Ермошки.

    ШТАНИШКИ
    Для маленького Пашки
    Наташа шьёт штанишки.
    В штанишках два кармашка,
    А на кармашках — мышки.

    МЫШКА
    Шишку мышка тянет в норку, Чтобы делать там уборку. Шишкой мышка скоблит пол. Будет гладким пол, как стол.
    ПРИХОДИ, ВЕСНА!
    Что ты ждёшь? Не жди,весна!
    Приходи! Ты нам нужна! Дружно мы возьмём бадью! Понесём её к ручью. Зачерпнём бадьёю воду
    И подарим огороду.
    (народная песенка)

    ЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ
    На лугу горошек, кашка,
    А кувшинки у реки,
    Вдоль дорог цветут ромашки,
    А на поле — васильки.
    Колокольчик на опушке
    Мне кивает головой.
    Колокольчик на опушке
    Светло-синий, голубой.
    В огороде нашем
    Нет редиски краше.
    Как сочна, красна, кругла,
    Не смотрите, что мала.

    ПОДАРКИ
    Дед Мороз принёс подарки:
    Шашки, шахматы и марки,
    Кукол, мишек и машины,
    Две хлопушки и пингвина,
    Шоколадок полмешка
    И пушистого щенка.

    НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ
    Намою ладошку лист похож у клёна,
    Осенью — оранжевый, летом он зелёный.
    Словно перышки, листочки у рябинки,
    Что склонилась тихо над тропинкой.
    У осины листья, как монеты,
    У каштана — словно опахала,
    Было листьев очень много летом, Осенью их очень мало стало.

    ВЕРБА
    Самый первый день весны, Самый-самый первый.
    На опушке, у сосны, Распустилась верба.

    Кукушка кукушонку
    Купила капюшон.
    Как в капюшоне
    Он смешон.

    КОЛЫБЕЛЬНАЯ
    Серый козлёнок,
    Жёлтый утёнок,
    Ёжик-иглун,
    Зайка-скакун —
    К нам приходите,
    Сон приводите.
    Встаньте, зверюшки
    Ближе к подушке.
    Сон посерёдке,
    Тихий и кроткий.
    СНЕЖИНКИ
    На что похожи лёгкие снежинки?
    Ответить сложно, я скажу вам прямо.
    На звёздочки, на искорки, на льдинки
    И на салфетку, что связала мама.

    НЕНАСТЬЕ.
    Не пускают в гости Настю.
    На дворе с утра ненастье.
    Дождь косой стучит в окно,
    Даже днём уже темно.
    На газонах грязь и лужи,
    Ветер в лужах листья кружит.

    ЧТО ЗА ЧЕМ?
    За зимой весна, за летом осень,
    Отзвенит капель, придёт жара,
    А потом деревья листья сбросят,
    И наступит снежная пора.

    Бедный ёжик ёжится –
    Всё ему не можется.
    Посинеет кожица –
    Бедный ёжик ёжится.

    Жадная жаба на свете живёт,
    Жадность той жабе спать не даёт.
    Даже жутко — не одна
    Такая жадина она!
    Колыбельная
    Не кусай малышку, мошка!
    Не пугай детишек, кошка!
    Мышка, в норке не шурши!
    Дремлют наши малыши.
    С. Жихарева

    Жук и вол
    Жук жужжал, жужжал, жужжал.
    Вол лежал, лежал, лежал,
    А потом спросил: «Скажите,
    Почему Вы так жужжите?»
    Жук волу ответил с жаром:
    «Ясно, я жужжу недаром.
    Я живу и не тужу,
    Потому что я жужжу!»
    П. Воронько

    Простокваша
    Простокваши дали Клаше —
    Недовольна Клаша:
    — Не хочу я простокваши,
    Дайте просто каши.
    Дали вместо простокваши
    Нашей Клаше каши.
    — Не хочу я просто каши,
    Так — без простокваши.
    Дали вместе с простоквашей
    Каши Клаше нашей.
    Ела, ела Клаша кашу
    Вместе с простоквашей.
    Е. Благинина

    Плюшевый мишка
    Я взяла подмышку
    Плюшевого мишку.
    В ванну посадила
    И пошла за мылом.
    Оглянулась — ой, ой, ой!
    Расшалился мишка мой.
    Н. Журавлёв

    Петушок
    У Кирюшки петушок
    Петь умеет хорошо.
    Он с Кирюшкиной ладошки
    Ест и зёрнышки и крошки.
    Он немного поклюёт
    И «спасибо» запоёт.
    Е. Ровинская

    Кошки-мышки (цепной текст)

    У Алеши живет кошка Машка.
    Кошка Машка ловит мышек.
    Мышки убегают от кошки.
    Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.

    Ссылка на основную публикацию