Система диагностики для определения нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

[dropcap]М[/dropcap]алыш запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь. Каковы компоненты речи? В таблице это выражено так:

Развитие речи это
Формирование словаряГрамматический стройЗвуковая культураСвязная речь

Выявление уровня речевого развития происходит посредством диагностического обследования дошкольников.

Диагностика речевого развития детей 2-4 лет.

Формирование словаря.

Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме.

Дошкольники должны ориентироваться в следующих лексических темах: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы личной гигиены», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела».

Для закрепления имён существительных можно предложить варианты заданий.

  • Вариант. 1. В таблице разные предметные картинки взрослый показывает любое изображение, а ребёнок должен сказать, что это.
  • Вариант 2. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен найти его изображение.
  • Вариант 3. Взрослый предлагает выбрать все картинке по заданной тематике. Например, «Покажи игрушки». «Собери овощи». «Где домашние животные?».

Использование глаголов в речи можно проверить, предложив дошкольнику этого возраста сюжетные картинки, с изображением трудовых действий, способов передвижения, эмоциональных состояний людей. Ребёнок рассматривая картинку, должен отвечать на предложенные вопросы. Например, «Как передвигается червяк? Бабочка?» и т.д.

Можно предложить игру «Кто как голос подаёт?» – взрослый спрашивает «Как поёт петух? Утка? Воробей? Кошка? и т.д.

Прилагательные. Взрослый показывает или изображение, или какой-то предмет и просит определить его цвет, размер, какой на вкус. Например, лимон (жёлтый, кислый).

Для дошкольников 3-4 лет предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает:

  • Слон большой, а мышь …. (маленькая).
  • У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие).
  • Волк смелый, а заяц … (трусливый).

Для проверки наречий (высоко-низко, далеко-близко, тепло-холодно) также понадобятся сюжетные картинки.

Грамматический строй речи

Чтобы проверить умения детей ставить существительные в форму множественного числа, ему предлагается рассмотреть парные предметные картинки (стул-стулья, тарелка – тарелки и т.д.) и ответить «Что изображено на одной картинке? (один предмет) на другой? (несколько предметов).

Проверка сформированности умений образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных происходит при помощи предметных картинок. Ребёнку можно предложить назвать изображённые предметы ласково, например, кукла – куколка, стол – столик, яблоко – яблочко и т.д.

Умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами лучше при помощи сюжетных картинок или игрушек и наводящих вопросов. Например, кукла спит, а куклы? Мяч лежит, а мячи?

Употребление глаголов в разном времени можно закрепить с помощью вопросов типа, «Что делаешь сейчас? Чем занималась вчера мама? Что ты будешь делать завтра?»

Правильное использование предлогов также проверяется с помощью вопросов по сюжетным картинкам или расположению предметов в пространстве. Например, перед малышом стоит коробка, в ней лежит красный кубик, а на нём зелёный, перед коробкой сидит кукла, за ней – матрёшка. Ребёнку можно задать вопросы: «Где находится кукла? Кубики? Зелёный кубик? Красный? и т.д.

Звуковая культура речи

Это чёткое произношение всех звуков. Ошибки взрослый может услышать в повседневной речи дошкольников. Также можно попросить ребёнка повторить за родителем слова для проверки какого-то конкретного звука, например, твёрдый и мягкий звук «м» – мышь, мяч, Маша, мишка.

Связная речь

Дошкольники должны уметь:

  • внятно выражать свою мысль;
  • рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? и т.п.;
  • составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов и по сюжетной картинке «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки».

В таблице приведены примерные требования к рассказыванию знакомой сказки (для высокого уровня речевого развития младших дошкольников).

2-3 года

3-4 года

  • Рассказывает самостоятельно
  • Называет всех героев сказки
  • Знает последовательность действий
  • Рассказывает самостоятельно
  • Знает героев и их характерные признаки, например, волчок-серый бочок, мишка косолапый.
  • Знает последовательность событий
  • Начинает и заканчивает сказку теми же словами, что и в книге.

Диагностика речевого развития детей 4 – 5 лет

Формирование словаря

Дошкольники этого возраста должны иметь элементарные знания по лексическим темам: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «инструменты, бытовая техника», «Предметы личной гигиены», «Деревья и кустарники», «Ягоды», «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела», «Профессии». Для их закрепления используются игры:

  • «Узнай по описанию»: взрослый загадывает какой-то предмет и называет его характеристики, ребёнок должен отгадать задуманное, например, жёлтый, овальный, кислый (лимон), зелёный, круглый, сладкий, большой (арбуз);
  • «Кто у кого?» – в таблице два окошка, в одном изображение взрослого животного, во второе – ребёнок должен положить изображение детёныша, у зайчихи кто? (зайчата), У волчицы? У курицы и т.д.
  • «Назови ласково» – лиса – лисичка, утка – уточка, воробей – воробышек и т.д.
  • «Один-много» – один лимон – много лимонов; один мяч – много мячей, одна берёза – много берёз и т.д.
  • «Мяч давай, части тела называй» или «Мяч бросай, мебель быстро называй». Взрослый говорит обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, возвращая мяч, должен перечислить соответствующие слова. Игра будет интересней, если участие будут принимать несколько детей.

Для выявления понимания дошкольником назначения предметов используется игра «Что для чего?»:

  • Чем рисует художник?
  • С помощью чего пришивают пуговицу?
  • Какой предмет понадобиться для игры в футбол?
  • В какой посуде готовят первые блюда? И т.д.

Диагностика грамматического строя речи проводится с помощью аналогичных заданий, что и при обследовании дошкольников 3 лет.

Для проверки употребления предлогов можно предложить такое задание. В карточке-таблице разложить геометрические фигуры по заданию, например, квадрат над треугольником, круг под треугольником, овал на квадрат.

Звуковая культура речи

В этом возрасте дошкольники должны произносить чётко все звуки. В звуковой таблице отмечаются красным цветом гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные.

Для выявления развития умений детей этого возраста дифференцировать слова, близкие по звучанию предлагается назвать изображения на картинках или повторить за взрослым: точка – дочка, коза – коса, жар – шар, уточка – удочка и т.д.

Проверить умение слышать определённый звук из звукового ряда можно следующим образом. Родитель произносит несколько звуков «т, п, а, л, и, д, и», ребёнку нужно хлопнуть тогда, когда услышит, например, звук «и».

С помощью игры «Эхо» проверяется слуховое внимание. Взрослый произносит слоги и просит их повторить: пи-би; да-та; зо-со; жа-ша.

Связная речь

Для этого возраста важно уметь:

  • придумывать простые предложения из 3-4 слов;
  • составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений;
  • пересказывать тексты объёмом 3-5 предложений;
  • выразительно читать стихи.

Для продуктивного речевого развития полезно использовать наглядные пособия, разработанные самостоятельно. Так, чтобы ребёнок быстрее запоминал стихи, их можно представить в таблице, например:

Диагностика речевого развития детей 5–6 лет

Формирование словаря

Лексические темы дополняются «Праздники», «Музыкальные инструменты», «Животные севера и юга». Используются игры, что и при обследовании дошкольников 4-5 лет.

Понимание ребёнком смысловой стороны слова можно проверить, предложив ребёнку придумать окончание предложений:

  • Осенью часто идёт моросящий…
  • Весной с юга возвращаются перелётные…
  • Символ России – белоствольная…

Грамматический строй речи

Развитие слухового внимания проверяется при помощи следующего задания. Взрослый называет слова, а ребёнку нужно хлопнуть, когда услышит звук «ш», в словах домик, волчок, шапка, кора, лиса, шишка, ручка, машина.

Звуковая культура речи

Взрослый называет слова, ребёнок определяет, на какой слог падает ударение и сколько слогов: удочка, машина, клубок, коробка, лошадь.

Игра «Найди звук» – ребёнок должен определить положение заданного звука в слове, например, звука «с» – сова, роса, сор, рысь, коса.

Игра «Твёрдый-мягкий» – ребёнку нужно определить, в какой позиции находится заданный звук. Новый звук отмечается в звуковой таблице цветовым сигналом.

Определять количество звуков и букв в слове.

Связная речь

Дошкольники этого возраста должны уметь:

  • составлять простые и сложные предложения. Например, из заданных слов: с гор, весна, ручьи, наступила, побежали.
  • из предложенных словосочетаний образовывать новые: платье из шерсти – шерстяное платье, деревянные ящик – ящик из дерева, яблоко покраснело – покрасневшее яблоко и т.д.
  • составлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта (5-6 предложений);
  • пересказывать текст в объёме до 5 предложений;
  • знать и объяснять значение пословиц и поговорок;
  • выразительно читать стихи, загадки.

Диагностика речевого развития детей 6-7 лет

Формирование словаря

Лексические темы те же. Дидактически игры также используются аналогичные, что и при обследовании детей шестилетнего возраста. Можно использовать дополнительные задания:

«Часть – целое» – ребёнку нужно назвать части или детали целого. Например, лицо (глаза, рот, нос, лоб, щёки, подбородок, брови), чайник (носик, ручка, дно, крышка) и т.д.

«Назови одним словом»: грач, журавль, аист – это, пальто, куртка, плащ – это, кресло, кровать, диван – это и т.д.

  • Кто водит автомобиль?
  • Кто разносит почту?
  • Кто тушит пожар?
  • Кто лечит людей? И т.д.

Для выявления у детей уровня использования в речи прилагательных предлагаются такие варианты заданий:

Ребёнку предлагаются предметы или предметные картинки, ему нужно назвать их признаки: Мяч какой? Груша какая? Кресло какое? Цветы какие?

Дошкольник этого возраста должен образовать прилагательные от существительных: стол из дерева какой? (деревянный), Стакан из стекла какой? (стеклянный), Котлеты из курицы какие? (куриные), Платье из шёлка какое? (шёлковое) и т.д.

Употребление антонимов: чистый – (грязный), добрый – (злой), толстый – (тонкий), весёлый – (грустный), тепло – (холодно), далеко – (близко), друг – (враг) и т.д.

Глаголы. «Кто как передвигается?» птица – (летает), змея – (ползает), человек – (ходит, бегает);

«Кто что делает?» повар – (готовит), врач – (лечит), художник – (рисует).

Грамматический строй речи

Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах: кукла – куклы – кукол, яблоко – яблоки – яблок и т.д.

«Назови ласково»: воробей – (воробышек), стол – (столик), диван – (диванчик), цветок – (цветочек) и т.д.

Сочетание существительных с числительными: карандаш – (2 карандаша, 7 карандашей), яблоко – (2 яблока, 5 яблок), матрёшка – (2 матрёшки, 6 матрёшек) и т.д.

Образование глаголов с помощью приставок: лететь – (улететь, долететь, слететь, подлететь, влететь, полететь) и т.д.

Результаты в таблице

Существительные мн. числа

Существительные мн. числа родительного падежа

Согласование существительных и прилагательных

Согласование существительных с числительными

Диагностика предполагает конечный результат, я именно, выявление уровня развития: + высокий – все задания выполняются самостоятельно, правильно; – + средний – большая часть выполнена правильно или все с подсказками; – низкий – большая часть не выполнена. В таблице можно отражать все компоненты речи по всем ступеням возраста дошкольников.

Звуковая культура речи

Дошкольник должен чётко произносить все звуки. Ребёнок либо произносит слова на заданный звук, либо повторяет предложения, например, Шла Саша по шоссе и сосала сушку; Зина закрыла замок; Рома рад Рите.

Ребёнку предлагаются задания на звуковой анализ слова:

  • выделить ударный гласный: удочка, пачка, игра.
  • назвать первый и последний согласный: дочка, сом, ком, лимон, стол.
  • выбрать картинки с изображением предметов, в которых встречается звук «Н»: рыба, нож, лопата, носки, стакан, шарф.
  • определить количество слогов в слове: комар, улитка, совок, армия, рубашка.
  • назвать звук, с которого начинается слово на картинке, в таблице, приведённой ниже. В пустую ячейку ребёнок должен положить соответствующую цветную карточку. (красная – гласный, синяя – твёрдый согласный, зелёная – мягкий согласный)

Ребёнок должен произнести слоги, которые можно представить в таблице:

Связная речь

Задания аналогичны, что и при обследовании дошкольников шестилетнего возраста, только составляемые рассказы должны объёмом до 8 предложений. В таблице опорные картинки, с помощью которых ребёнок составляет рассказ «Зима».

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста

Наталья Щербинина
Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста

Современные подходы к изучению речевых нарушений у детей дошкольного возраста:-Клинико-педагогический подход;психолого-педагогический подход. Клинико-педагогический подход учитывает совокупность лингвистических, психологических, клинических данных, позволяет формировать целостное видение проблемы, так как базируется на комплексном изучении речевых расстройств и учитывает этиологию, патогенез, клинику нарушений речи. Психолого-педагогический учитывает какие компоненты речи нарушены и в какой степени (фонетику,лексику и грамматику).В логопедическом заключении указывается характер нарушений речи на основе психолого-педагогической и клинико-педагогической классификации. Психолого-педагогическая классификация:

-Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)

-Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

-Общее недоразвитие речи.

Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) характеризуется как:

Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов произношения фонем.

Читайте также:  Конспект НОД в старшей/подготовительной группе на тему 'Осень'

Нарушением формирования фонетической стороны речи в комплексе (нарушение звукопроизношения, которое проявляется в искажении звуков; звукослоговой структуры слова; просодики)

Нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи характеризуется нарушением процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие восприятия и произношения фонем.

К фонематическим процессам относится:

-Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

-Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Общее недоразвитие речи (ОНР)-это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой функциональной системы.

Выделяют три уровня речевого развития (Р. Е. Левина).Четвертый уровень речевого развития выделила Т. Б. Филичева.

Первый уровень речевого развития – ОНР I уровня

Характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована.

Второй уровень речевого развития – ОНР II уровня

Речевые возможности детей возрастают. Общение осуществляется не только с помощью жестов, лепетных слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и искаженных в фонетической и грамматическом отношении речевых средств.

Третий уровень речевого развития – ОНР III уровня

Обиходная речь более или менее развернута, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений не обнаруживается, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя речи.

Четвертый уровень речевого развития – ОНР IV уровня

Нерезко выраженные нарушения в лексике, фонетике, грамматике, которые чаще всего проявляются в процессе выполнения специальных заданий.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, «застреванием» на второстепенных деталях, пропусках главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картине, по серии сюжетных картин.

Клинико-педагогическая классификация (раскрывает механизмы, виды и формы речевых расстройств). Психолого-педагогические критерии позволяют выделить 2 группы: нарушение устной и письменной речи (дисграфия и дислексия).

Логопедическая диагностика должна рассматриваться в рамках существующих в логопедии классификаций (ПП и КЛП, а логопедическое заключение строится с учетом пересечения этих двух классификаций.

При формулировке логопедического заключения целесообразно учитывать поэтапность обследования: от определения симптоматики речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи).

Варианты пересечения двух классификаций:

-Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):

б)дизартрия или стертая дизартрия

в)Нарушения голоса

-Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР)

а)Дизартрия или стертая дизартрия

-Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III, IV уровней):

г)дизартрия или стертая дизартрия,

Нарушения темпа и ритма речи:

Экспресс-диагностика нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тверская О. Н., Кряжевских Е. Г., Ветчанинов А. А., Чупрына П. В.

Текст научной работы на тему «Экспресс-диагностика нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста»

О. Н. Тверская, Е. Г. Кряжевских, А. А. Ветчанинов, П. В. Чупрына

Экспресс-диагностика нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста

Изучение состояния детской речи имеет огромное значение в системе всей коррекционно-развивающей работы, от его результатов зависит направление педагогического и организация логопедического воздействия. При этом важную роль в результативности (качестве) обследования играет правильный выбор методики обследования (соответствие возрасту ребенка, его психофизическому развитию) (Г.А. Волкова, Л.М. Ефименкова, В.В. Коноваленко, Р.И. Лалаева, Н.В. Нищева, Г.В. Чиркина и др.).

Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований свидетельствует о многообразии организационных и содержательных аспектов диагностики уровня речевого развития у детей дошкольного возраста.

Так, например, Г.А. Волковой (1993) изложены схемы обследования детей с дислалией, с дизартрией, с алалией, с заиканием, дидактический материал по 20 параметрам исследования психомоторного состояния детей с нарушениями речи [4].

З.А. Репина (1996) раскрывает методологические основы диагностики отклонений в развитии речи детей, описывает как исследование психологической базы речи, исследование праксических функций и психолингвистическое изучение нарушений речи [14].

М.М. Семаго, Т.В. Ахутина, Н.Я. Семаго, Н.А. Светлова, М.И. Береславская (2000) в методическом пособии определяют общую схему логопедического обследования в рамках ПМПК, включающую обследование звуковой стороны речи, обследование словарного запаса, грамматического строя речи, обследования письма и чтения [15].

Р.А. Кирьянова (2004) рассматривает комплексную психологопедагогическую диагностику детей 5-6 лет, имеющих тяжелые нарушения речи, этапы проведения и методики [9].

Учебное пособие Э.Д. Гейци «Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста» (2006) содержит краткое описание диагностики психического развития детей дошкольного возраста, в том числе и речевого [5].

Предлагаемая Н.В. Микляевой (2007) методика диагностики языковой способности у детей дошкольного возраста экспериментально определяет компоненты языковой компетенции [12].

Т.Г. Визель (2005) представляет методику нейропсихологической и нейролингвистической диагностики языковой функции [3].

Е.М. Косинова (2007) для выявления соответствия речевого развития ребенка его возрасту разработала логопедические тесты [11].

Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина (2007) предлагают диагностику речевых нарушений школьников, сочетая традиционные для логопедической практики приемы обследования с нейропсихологическими методами диагностики [18].

Данная стандартизированная методика обследования речи с бально-уровневой системой оценки взята за основу тестовой диагностики Т.В. Кабановой, О.В. Домниной (2008), включающей в себя несколько направлений: обследования речи, состояния общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями [8].

О. Е. Грибова (2008) представляет технологию организации логопедического обследования и рассматривает методики обследования речи детей и дошкольного и младшего школьного возраста [6].

Л. Н. Мочалова (2011) в рамках изучения степени сформиро-ванности анализа текста у школьников с недоразвитием речи указывает, что эффективность диагностики определяется созданием диагностического комплекса, включающего:

– стандартизированную методику, основой содержания которой является, выделение ряда текстовых умений и обеспечивающих их когнитивных механизмов;

– оценочный инструментарий, позволяющий определить уровень анализа текста на основе установления соответствующих показателей его сформированности;

– компьютерную программу создания индивидуального профиля овладения анализом текста для каждого учащегося;

– методические рекомендации по формированию анализа текста у школьников с недоразвитием речи [13].

В.М. Акименко (2011) в пособии представляет уровневый подход к диагностике речевого недоразвития, для надежности фиксации результатов обследования предлагаются таблицы, что существенно упрощает отчетность логопеда, а также позволяет проследить динамику коррекционной работы. Кроме того данный автор предлагает систему обследования детей с речевыми нарушениями с использованием программного обеспечения «Логопедическое обследования детей» (2013) [1].

М. Р. Хайдарпашич (2013) определяется роль информационных технологий в создании нового класса инструментов оперативного выявления педагогом феноменов и вариантов развития представлений о мире, фиксацию их в цифровых форматах, хранение, пополнение и использование при повышении квалификации специалистов общего и специального образования в сфере формирования жизненной компетенции ребенка. Компьютерный инструмент «Лента времени» и модифицированная методика его

применения могут быть использованы по отношению к разным категориям дошкольников: нормально развивающимся детям, детям с нарушениями слуха, речи и задержкой психического развития [19].

Согласно положению о логопедических пунктах в ДОО, логопед должен обследовать речевое развитие всех детей во всех возрастных группах в ДОО в начале и конце учебного года. При большой численности детей в дошкольном учреждении логопед сталкивается с проблемой дефицита времени. Разновозрастной состав обследуемых детей, многообразие имеющихся у детей нарушений речи усугубляют эту проблему, кроме того, не позволяют логопеду глубоко и тщательно изучить особенности развития речи всех детей в отведенное для обследования время. Как следствие этого в практике образовательных учреждений мы наблюдаем следующее: логопеды либо не укладываются в отведенные для обследования сроки, либо не проводят диагностику речевого развития у детей раннего и младшего возраста, что противоречит принципу ранней диагностики нарушений.

Задача логопеда в сложившейся ситуации – овладение компактными, но в тоже время высокоинформативными методами логопедического обследования. Такими методами могут стать методы экспресс-диагностики, позволяющие выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи. Применение экспресс-диагностики не исключает полного индивидуального и комплексного обследования, оно проводится при зачислении детей на логопункт или в сложных случаях, когда затруднена постановка диагноза.

Об эффективности применения экспресс-диагностики при обследовании детей пишет Н.Е. Денисова (1999), [7] экспрессобследование звукопроизношения, фонематического слуха, звукослоговой структуры слова предлагает Коноваленко В.В. (1999) [10], также вариант методики для экспресс-диагностики младших школьников рассматривается в работах Т.А. Фотековой (2000) [17] и др. Однако анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу и диагностической деятельности логопедов показывает, что данный метод нуждается как в дальнейшем теоретическом изучении, так и в широком внедрении в практическую деятельность логопедов ДОУ.

Для выявления нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста нами был разработан диагностический инструментарий (печатный и электронный вариант), включающий в себя: иллюстративный материал (21 лист); схемы обследования речи детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет и задания к ним; протоколы обследования речи детей на каждую возрастную группу; протоколы обследования состояния звукопроизношения на каждую возрастную группу.

Экспресс-диагностика проводится индивидуально и включает следующие разделы: обследование звукопроизношения; обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; обследование слоговой структуры слова; обследование словаря; обследование грамматического строя; обследование самостоятельной речи.

Речевой и иллюстративный материал для экспресс-диагностики компактен, удобен, подобран таким образом, чтобы его можно было использовать для всех возрастных групп, меняя только степень сложности или сам характер заданий, или чтобы при выполнении одного задания можно было диагностировать ребенка сразу по нескольким речевым параметрам (фонетика, лексика, грамматика, самостоятельная речь).

Принцип качественного анализа данных обследования включает в себя выделение параметров оценки речевого развития, количественная оценка результатов экспресс-диагностики выражается в баллах. В случае использования электронного варианта пособия мы можем говорить о создании автоматизированного рабочего места учителя-логопеда для обследования речевого развития детей 3-7 лет.

Программно тестирующая система речевого развития детей, была реализована как интернет ресурс. Данная реализация выбрана в связи с возможностью универсального использования на любых устройствах с доступом к интернету или локальной сети (компьютеры, планшеты, телефоны), а так же возможностью вести точную статистику тестирования, а именно:

• учет количества всех испытуемых в системе;

• учет баллов за прохождение тестов испытуемыми.

Тестирующая система речевого развития детей представляет

собой программное решение, в котором реализованы возможности:

• добавлять/удалять/изменять данные преподавателей (предусмотрена только для администраторов системы);

• добавлять/удалять/изменять данные детей, проходящих тестирование;

• автоматически генерировать тест и вести подсчет баллов в зависимости от возраста испытуемого.

Данная система разработана с помощью языков программирования PHP и javascript, языка разметки гипертекста HTML5, формального языка описания внешнего вида документов CSS и реляционной системы управления базами данных MySQL.

Экспериментальное изучение эффективности применения экспресс – диагностики показало, что общее количество времени, затраченное на ее проведение в 1,6 раза меньше, чем при проведении исследования традиционным способом, однако точность постановки диагнозов от этого не страдает. Так, совпадение диагнозов, выстав-

ленных с помощью метода экспресс – диагностики и полученных с помощью традиционного логопедического обследования, составляет 96 %. При проведении экспресс – диагностики у детей отмечался положительный фон настроения, стойкий интерес к заданиям, не наблюдалось переутомления. Считаем, что использование данного метода в практике работы логопедов ДОО будет способствовать своевременному выявлению нарушений речи у детей дошкольного возраста и рациональному использованию рабочего времени логопеда.

1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 77 с.

2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. – Дидактический материал по обследованию речи детей. – М., 2008.

3. Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование (Тесты по исследованию высших психических функций). – М., 2005.

4. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. – СПб.: Книгоиздательство «Сайма», 1993.

5. Гейци Э.Д. Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста – Новосибирск: Бора-ПРЕСС, 2006. – 567 с.

6. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования М.: Айрис-пресс, 2008. – 96 с.

7. Денисова Н.Е. Экспресс-диагностика детей первого года обучения, имеющих проблемы речевого развития // Дефектология. – 1998. – № 2.

8. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 104 с.

9. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционно работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб., 2004.

10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», 2000.

11. Косинова Е.М Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту. Эксмо Год: 2007.

12. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.

13. Мочалова Л. Н. Диагностика сформированности анализа текста у школьников с недоразвитием речи посредством стандартизированной методики: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 2011. – М.

Читайте также:  Овощи, фрукты - конспект НОД

14. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: учеб. пособие. – Екатеринбург: Урал. Гос. пед. ун-т, 1996.

15. Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береслав-ская М.И. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. – М.: АРКТИ, 1999. – 138 с.

16. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи: учеб.-метод. пособие. – Екатеринбург: Урал. Гос. пед. ун-т, 2005.

17. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000. – 56 с.

18. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ, 2002.

19. Хайдарпашич М. Р. Компьютерные инструменты выявления и анализа феноменологии развития представлений о мире у детей дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2013.

Языковая компетентность будущих учителей-логопедов

Переход на многоуровневую подготовку студентов в высших учебных заведениях отражает политику государства в области образования, стремление к модернизации отечественной системы образования, а также стремление к интеграции в мировое образовательное сообщество, в рамках Болонского и Копенгагенского процессов.

В течение последних нескольких лет РГПУ им. Герцена, а в последние годы и ЛГУ им. А.С. Пушкина осуществляют подготовку бакалавров и магистров. Однако при подготовке студентов по многоуровневой программе и в РГПУ им. Герцена, и в ЛГУ им. А.С. Пушкина возникает одна и та же проблема – проблема качества образования, что, с одной стороны, в определенной степени обусловлено увеличивающимся информационным потоком, развивающимися современными коррекционными технологиями и традиционными подходами к системе образования, а с другой – уровнем исходных знаний абитуриентов.

Проблема повышения качества образования в современном мире является одной из главных. В сфере высшего дефектологического образования данную проблему можно рассматривать как чрезвычайно актуальную, поскольку уровень профессиональной подготовки влияет не только на конкурентоспособность выпускников, но свидетельствует о престиже образовательного учреждения, осуществляющего подготовку специалистов в данной области, а также отражает запрос общества.

Понятие конкурентоспособность, как полагает С.Н. Шаховская, включает «способность самостоятельно, ответственно, эффективно выполнять трудовые функции на основе овладения научноисследовательской и инновационной деятельностью. Это не только продукт образовательного процесса, но и результат саморазвития будущего специалиста, его роста от курса к курсу. [8, с. 35]. Таким образом, понятие конкурентоспособности определяется, прежде всего, успешностью деятельности выпускников вуза. В свою оче-

Логопедическое обследование дошкольника

Разделы: Логопедия

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:

  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
  • Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:

    • произносительная сторона
    • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
    • словарь
    • грамматический строй речи
    • связная речь
    • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
    • мелкая моторика рук

    Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
    После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

    Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.
  • ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:

    • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
    • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
    • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
    • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
    • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)

    При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:

    • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
    • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
    • подражает ли речи взрослого;
    • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
    • использует ли мимику, жесты.

    ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ

  • Предметный словарь:
    • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
    • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
    • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
    • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • Предикативный словарь:
    • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
    • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
  • Классификация предметов:
    • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
    • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

  • Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
  • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
  • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Есть ли у тебя брат, сестра?
  • Кто старше (младше)?
  • Кто еще с тобой живет?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?
  • Составление предложений по картинкам.

    Составление предложений по опорным словам.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

    СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

    По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

    Литература:

    • Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический материал по обследованию речи детей ” изд-во “АРКТИ” 2009 г.

    Речь дошкольника — диагностика развития

    В каких целях проводится диагностика речевого развития в детском возрасте?

    Речевое развитие — сложный процесс, и некоторые ошибки могут иметь физиологический характер. Со временем они проходят и речь становится правильной. Но они могут быть обусловлены и нарушением работы определенных участков коры головного мозга.

    Определить как происходит развитие речи можно при помощи диагностики, проводимой логопедом. Обследование проводят с учетом возрастных особенностей ребенка, чтобы получить точные результаты.

    Возрастные нормы развития речи дошкольников

    Логопед должен знать как происходит онтогенез речевых компонентов в норме. Тогда он сможет сопоставить результаты диагностики речевого развития и дать нужные рекомендации. Чаще всего за помощью к специалисту обращаются в дошкольном возрасте по нескольким причинам.

    1. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее она будет.
    2. Сформированная речь в дошкольном возрасте — залог успешного овладения грамотой.

    На прием к логопеду родители обращаются, если малыш в 3 года не разговаривает или общается при помощи фраз. Но специалисты настоятельно советуют не ждать этого возраста или когда ребенок пойдет в детский сад. Если первые слова не появились к 1,5 годам, понимание обращенной речи затруднено, нужна консультация логопеда.

    Родителей также должно насторожить, если в 3 года малыш для общения использует больше мимику и жесты. В этом возрасте ребенок:

    • общается простыми предложениями;
    • использует преимущественно существительные, глаголы, реже — прилагательные;
    • знает некоторые обобщающие слова (игрушки, животные, овощи и др.);
    • может менять словоформу, добавляя уменьшительно-ласкательный суффикс;
    • склоняет существительные по числам;
    • начинает овладевать навыками согласования существительных с прилагательными. Может допускать ошибки при согласовании в роде;
    • с помощью взрослого составляет короткий рассказ по картинке или серии картинок;
    • правильно произносит губно-губные (Б, М, Н, П и их мягкие варианты), заднеязычные (К, Г, Х и их мягкая вариация), переднеязычные (Д, Т , Д`, Т`), свистящие, осваивает звуковой образ шипящих;
    • различает на слух твердые и мягкие фонемы;
    • не искажает слоговую структуру в большинстве слов;
    • понимает сложную инструкцию;
    • имеет в словарном запасе около 1 000 слов.

    В 3 года в детской речи появляется такое явление как словотворчество: ребенок, усваивая нормы родного языка, иногда создает новые слова. Словотворчество — не повод паниковать, наоборот, оно является важной составляющей для формирования языкового чутья.

    В 4 года словарный запас увеличивается до 4 000 слов. Ребенок, в основном, для общения использует сложные предложения. Освоены правильное произношение шипящих и слоговая структура. Некоторые дети овладевают произношением сонорных звуков, чаще всего мягким вариантом Л.

    Ребенок может запоминать короткие стихотворения, потешки. Постепенно он овладевает просодической стороной речи: может менять высоту голоса, говорить с восклицательной или вопросительной интонацией. Может выделять главные признаки предмета и называть совершаемые действия.

    В речи появляются наречия, числительные. Ребенок реже делает ошибки в согласовании, появляются сложноподчиненные предложения. Он еще может искажать слова со сложной слоговой структурой. Но его речь становится все более приближенной ко взрослой.

    В 5 лет происходит активное усвоение грамматических категорий родного языка. Слоговая структура и звукопроизношение должны быть полностью сформированы. Могут возникнуть трудности со звуком Р. Ребенок может составлять не только рассказ-описание, но и повествование.

    При построении предложений практически не делает ошибок в согласовании и подчинении слов. Учится согласовывать числительные с существительным. Активно использует союзы, местоимения, частицы и пространственные предлоги. Ребенок овладевает не только приставочно-суффиксальным способом образования слов, но и путем соединения двух основ. Учится образовывать притяжательные прилагательные.

    Совершенствуется связная речь. В возрасте 5 лет ребенок уже может пересказывать более длинные сказки и рассказы без помощи взрослого. Он дает развернутые ответы, делится своими впечатлениями. Ребенок должен уметь выполнять звуко-буквенный анализ слова, речь становится все более грамматически оформлена. Постепенно дошкольник начинает овладевать навыками чтения, развивает свои моторные навыки.

    К 6-7 годам грамматический строй полностью сформирован. Ребенок свободно общается сложными предложениями, связная речь похожа на речь взрослого. Звуковая сторона полностью сформирована. Ребенок может читать целыми словами, понимая смысл прочитанного. Умеет писать не только печатные, но и прописные буквы. К 7 годам у ребенка должна быть сформирована основа для дальнейшего обучения в школе и овладению коммуникационными навыками.

    Обследование словаря детей

    Цель этой диагностики — определить словарный запас ребенка и его понимание обращенной речи. При обследовании логопед использует наглядный материал. Ребенку предлагают выполнить следующие задания:

    1. Назвать части тела на кукле. Назвать части лица.
    2. Логопед раскладывает картинки, предлагает назвать каждую и подобрать к ним обобщающее слово. Лексические темы специалист подбирает в соответствии с возрастом.
    3. Назвать малознакомые предметы.
    4. Логопед описывает слово, используя глаголы. Ребенок должен его назвать. Например: «Где читают книги?» Правильный ответ: Библиотека.
    5. Назвать слова, имеющие схожее значение.
    6. Логопед показывает картинку, ребенку нужно назвать действие, которое там показано.
    7. Назвать схожие по значению слова-действия.
    8. Подобрать антонимы.
    9. Сказать какой формы предмет.
    10. Назвать цвета и оттенки.
    11. Определить какие предметы, изображенные на картинке, на вкус, на ощупь.
    12. Логопед показывает ребенку изображения и предлагает ответить на вопросы какой, какая, какое, какие.
    13. Сказать из чего сделан предмет.
    14. Логопед рассказывает о предмете так, чтобы ребенок смог угадать слово-прилагательное.
    15. Назвать притяжательные прилагательные.
    16. Взрослый предлагает ответить на вопросы как, когда.
    17. Сосчитать предметы по порядку.
    18. Назвать местоимения единственного и множественного числа.
    Читайте также:  Логопедическая викторина 'Играй-ка – угадай-ка'

    Во время обследования логопед смотрит на развернутость ответов, распространенность предложений. Специалист просит ребенка выполнить простую и сложную инструкции. Детей старшего и подготовительного дошкольного возрастов логопед просит рассказать смысл прочитанного им небольшого рассказа.

    Специалист проверяет на точное использование слов, состояние словарного запаса. Все задания сопровождают наглядным материалом: картинками, действиями и предметами.

    Обследование звуковой культуры речи

    Данная диагностика речевого развития дошкольников включает в себя проверку:

    • произношения всех групп звуков;
    • слоговой структуры;
    • просодической стороны речи.

    Обследование звукопроизношения проводят в следующем порядке:

    • изолированного проговаривания фонемы;
    • произношение ее в слогах и словах.

    При проверке фонема должна находиться в сильной позиции. Сначала логопед дает образец произношения звука, затем просит ребенка его повторить. Он обращает внимание на проговаривание фонемы ребенком в самостоятельной речи.

    Бывает так, что концентрируясь на задании, он может произносить нужный звук правильно. Таким образом логопед сможет проверить действительно ли в детской речи сформирован правильный образ фонемы.

    Для проверки слоговой структуры используют изображения. Логопед просит ребенка повторить слова с разными типами слогов. В самом конце предлагают задания со словами, имеющими сложную слоговую структуру.

    Просодическая сторона включает в себя ее выразительность, умение управлять силой и высотой голоса. Для этого специалист предлагает ребенку сказать фразы тихо, громко и своим обычным голосом. Также логопед просит дошкольника проговорить предложения с различной интонацией: вопросительной, восклицательной.

    При проверке просодической стороны речи специалист обращает внимание на четкость произношения звуков на примере чистоговорок, скороговорок. Он смотрит на повседневную манеру малыша общаться, темп его речи, высоту голоса. На основе всех наблюдений логопед делает вывод о состоянии звуковой культуры речи.

    Обследование грамматического строя речи

    Сюда входит проверка:

    • понимания обращенной речи;
    • словоизменение;
    • словообразование.

    Задания подбирают с учетом возрастных особенностей ребенка.

    Блок «Понимание речи» включает в себя следующие задания:

    1. Выполнение простой инструкции и состоящей из двух действий.
    2. Понимание предлогов: ребенку нужно показать на картинке нужные действия и предметы.
    3. Понимание предложений с причинно-следственной связью. После его прочтения дошкольнику задают вопрос.
    4. Понимание склонение существительных по числам в предложении.

    В блоке «Словоизменение» логопед предлагает задания:

    • на склонение существительных по падежам;
    • на изменение прилагательных по родам;
    • на подбор глагола к существительному;
    • на склонение числа существительных по родам;
    • согласования существительных с прилагательным, числительным;
    • склонение глаголов по временам.

    В блоке «Словообразование» проверяют как ребенок умеет образовывать не только существительные, но и прилагательные, и глаголы.

    1. Образование глаголов путем добавления к основе приставок.
    2. Образование глаголов с противоположным действием.
    3. Образование существительных при помощи суффикса с уменьшительно-ласкательным значением.
    4. Образование существительных, обозначающих профессию.
    5. Образование прилагательных от существительных.
    6. Образование глаголов от прилагательных.
    7. Подбор однокоренных слов.

    Грамматическому строю нужно уделить особое внимание при диагностике дошкольников старшей и подготовительной групп. Потому что в этот период начинается обучение грамоте и формируется основа для успешного овладения школьной программы.

    Большинство заданий нужно сопроводить наглядным материалом. Можно использовать не только картинки, но и графические схемы состава слова.

    Обследование связной речи

    Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста основана на составлении рассказов по серии сюжетных картинок. В качестве опорного материала логопед может предложить слова и предложения. Кроме сюжетных картинок дошкольника просят составить рассказ-описание или повествование на основе одного изображения.

    Логопед в этом блоке проверяет умение пересказывать короткие рассказы и сказки. Вначале он читает два раза текст, затем просит ребенка пересказать его. В качестве подсказки используют изображения или наводящие вопросы.

    Еще одно задание в этом блоке — составление ребенком самостоятельного рассказа о значимом для него событии. Логопед обращает внимание на распространенность предложений, на соблюдение грамматических норм. Также он оценивает звукопроизносительную сторону речи.

    Кроме этого в логопедическую диагностику входит:

    • беседа с родителями, воспитателем;
    • обследование моторной сферы: общей, пальчиковой и артикуляционной;
    • обследование фонетико-фонематических процессов.

    Беседа с родителями нужна для полного сбора анамнестических данных, которые помогут точнее определить этиологию речевого нарушения. Сформированность моторной сферы влияет на речевую деятельность.

    Особенно артикуляционная моторика, проверка которой включает в себя осмотр строения органов артикуляционного аппарата. Именно их особенности и влияют на качество звукопроизношения.

    Фонетико-фонематические процессы связаны с грамматическим компонентом. И являются основой для дальнейшего освоения письменной речи.

    Длительность диагностики речевого развития также зависит от возраста ребенка, поэтому между заданиями стоит делать физминутки. На основе всех собранных данных логопед составляет коррекционную работу по преодолению речевых дефектов и дает рекомендации родителям и педагогам.

    Диагностика развития речи у дошкольников (стр. 1 из 4)

    1. План работы на период с 21 сентября по 17 октября

    2. Диагностика старших дошкольников

    2.1 Методика диагностики развития речи дошкольников

    2.2 Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении

    3. Коррекционная работа с Плиско Валерием (3 гр)

    4.Работа с родителями(рекомендации)

    5. Работа с воспитателями(рекомендации)

    6. Психопросвещение о нарушении развития речи

    7. Психопрофилактика нарушений развития речи

    8. Оценка гигиенического состояния с позиции педагога – психолога(оценка проводимого занятия для гр.3).

    9. Анализ занятия

    Согласно годовому плану педагога – психолога, можно выделить направления деятельности и планируемые результаты в данном дошкольном учреждении.

    Основные направления в деятельности:

    1. Укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду.

    2. Исследование динамики интеллектуального и личностного развития дошкольников, используя современные психологические диагностики.

    3. Продолжать формировать у педагогов и родителей навыки психолого-педагогической компетентности в общении.

    4. Расширять знания педагогического коллектива и родителей о здоровом образе жизни.

    1. Сохранение естественных механизмов развития ребенка, предотвращая всякое возможное их искажение и торможение.

    2. Развитие индивидуальных качеств детей с постоянным обнаружением новых творческих ресурсов.

    3. Формирование у педагогов и родителей коммуникативных навыков и представлений о здоровом образе жизни.

    ДатаСодержание работы
    21.09Ознакомление с дошкольным учреждением
    22.09Знакомство с психологом, воспитателями
    23.09- 25.09Ознакомление с документацией психолога, знакомство с группами дошкольников, составление и согласование плана работы на период прохождения практики
    28.09Работа психолога с детьми. Первичная диагностика вновь поступающих детей.
    29.09Проведение первичной диагностики в группе № 4. Участие в консультации педагогов на тему «Как помочь ребенку в период адаптации?»
    30.09Диагностика интеллектуального развития группы «Фантазёры». Выявление детской одаренности. Проведение методики диагностики развития речи в гр.№ 3
    1.10Коррекционно-развивающее занятие с детьми гр. 4 по развитию когнитивной сферы. Участие в родительском собрании. Выступление психолога на тему: «Возрастные особенности психолого-педагогического образования дошкольников» Диагностика родителей. Анкета «Какой я родитель?»
    2.10Проведение мониторинга по изучению потребностей семей в социально-психологической помощи. Оформление консультативно – психологической агитации в групповом родительском уголке на тему «Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению»
    5.10Диагностика интеллектуального развития детей гр. № 3 Участие в консультации педагогов на тему «Особенности психологической безопасности личности ребенка» (группа раннего возраста № 2)
    6.10Диагностика интеллектуального развития детей гр. № 4. Проведение школы педагога «Комплимент как одно из средств гуманизации коммуникативных навыков дошкольников»
    7.10Диагностика уровня психического развития детей гр. № 2 Оформление информационной странички «Психолог советует»
    8.10Проведение игры- занятия для развития общения(гр.№3). Психодиагностика. Изучение творческого потенциала педагогов(методика Е.Торранса для взрослых)
    9.10Проведение психогимнастики для детей, имеющих трудности в поведении. Проведение методики изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении
    12.10Проведение сказкотерапии для детей, имеющих проблемы в личностном развитии
    13.10Психопрофилактическое мероприятие для психологического сопровождения процесса адаптации детей гр.№ 2.
    14.10Изучение эмоционального благополучия детей из семей группы риска среди сверстников(проведение социометрии). Индивидуальное развивающее занятие с ребенком 4 лет с низким уровнем развития
    15.10Коррекционно-развивающее занятие с гр. № 3 по подготовке к обучению в школе
    16.10Психологический тренинг для психопрофилактики негативных личностных отклонений и школьной дезадаптации гр. № 4

    2.1 Методика диагностики развития речи дошкольников

    Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.

    Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С. (Время 1 мин.)

    Задание Б. (Окончание слов).

    Ход работы: ребенка спрашивают: “Отгадай, что я хочу сказать? По. “. Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: “А теперь, что я хочу сказать? Пона. ” и т. д.

    Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.

    Задание В. (Образование предложений с данными словами).

    Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:

    1) девочка, мячик, кукла;

    2) лето, лес, грибы.

    Задание Г. (Подбор рифмы). Инструкция: “Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма – это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет “день” “.

    Задание Д. (Словообразование). Как будет называться маленький предмет?

    мяч – мячик; рука – . ; солнце – . ; трава – . ; плечо – . ; ухо – . ; таз – .

    Задание Е. (Словообразование). Если предмет сделан из железа, то какой он?

    железо – . ; дерево – . ; снег – . ; пух – . ; бумага – .

    Задание Ж. (Общий словарный запас). Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?

    Задание З. (Исследование особенностей звукового анализа слова).

    Инструкция: “Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву “д”, сразу хлопнешь в ладоши”.

    Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.

    Результаты методики диагностики развития речи

    В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5 лет и 5 месяцев.

    Основная масса участников исследования называли 3-4 слова на букву с, что соответствует среднему результату. Такие же результаты (75%) показали участники и по заданию, где нужно было дополнить слоги. Таким образом, можно говорить о среднем уровне развития у дошкольников навыков и умений воспроизведения и дополнения слов.

    С заданием на правильное составление фраз справились в достаточном объеме только 35% дошкольников.

    Одним из наиболее сложных заданий для участников было предложение подобрать рифмы к словам. Только 25% испытуемых успешно выполняли данный блок в методике.

    Если говорить про задание на словообразование, то достаточно большое количество детей (75%) справляются с подобными заданиями успешно. Однако, не всегда удавалось дошкольникам составлять формы таких слов как таз, плечо.

    Общий словарный запас средний и высокий у 70% дошкольников. Низким словарным запасом, исходя из результатов методики, обладают 30% испытуемых.

    2.2 Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении

    Подобрать 5-7 заданий для ребенка; несколько незаконченных предложений, например:

    1.Мальчик весело смеялся, несмотря на то, что…

    2. Если зимой будет сильный мороз, то…

    3. Если взлететь высоко как птица, то…

    4. Мальчик заболел, у него поднялась температура, несмотря на то, что…

    5. Если наступит день рождения, то…

    6. Девочка стояла около окна, хотя…

    7. Если снег растает, то…

    8. В комнате погас свет, несмотря на то, что…

    9. Если пойдет сильный дождь, то..

    10. Девочка стояла и плакала, несмотря на то, что…

    Проводятся 3 серии эксперимента.

    Первая серия. «Выполни задание». Ребенка просят выполнить словесное поручение. Например, на столе в беспорядке лежат карандаши. Испытуемому говорят: «Собери карандаши, положи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания спрашивают: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?».

    Вторая серия. «Закончи предложение». Ребенка просят закончить предложения, читаемые экспериментатором.

    Третья серия. «Закончи предложение наоборот». Инструкция к данной серии: «Я буду читать тебе предложения, а ты придумай конец фразы, но только такой, чтобы получилось как не на самом деле, а наоборот. Например, «Я лягу в постель, потому что не хочу спать».

    Затем называют одну фразу и просят ребенка придумать концовку, проверяя, правильно ли он понял инструкцию. Так как во второй и третьей сериях исследования участвуют дети 6-7 лет, то группа испытуемых выполняла только задания первой серии.

    Ссылка на основную публикацию