Система диагностики для определения нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста

Наталья Щербинина
Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста

Современные подходы к изучению речевых нарушений у детей дошкольного возраста:-Клинико-педагогический подход;психолого-педагогический подход. Клинико-педагогический подход учитывает совокупность лингвистических, психологических, клинических данных, позволяет формировать целостное видение проблемы, так как базируется на комплексном изучении речевых расстройств и учитывает этиологию, патогенез, клинику нарушений речи. Психолого-педагогический учитывает какие компоненты речи нарушены и в какой степени (фонетику,лексику и грамматику).В логопедическом заключении указывается характер нарушений речи на основе психолого-педагогической и клинико-педагогической классификации.Психолого-педагогическая классификация:

-Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)

-Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

-Общее недоразвитие речи.

Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)характеризуется как:

-Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов произношения фонем.

Нарушением формирования фонетической стороны речи в комплексе (нарушение звукопроизношения, которое проявляется в искажении звуков; звукослоговой структуры слова; просодики)

-Нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи характеризуется нарушением процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие восприятия и произношения фонем.

К фонематическим процессам относится:

-Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

-Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Общее недоразвитие речи (ОНР)-это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой функциональной системы.

Выделяют три уровня речевого развития (Р. Е. Левина).Четвертый уровень речевого развития выделила Т. Б. Филичева.

Первый уровень речевого развития – ОНР I уровня

Характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована.

Второй уровень речевого развития – ОНР II уровня

Речевые возможности детей возрастают. Общение осуществляется не только с помощью жестов, лепетных слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и искаженных в фонетической и грамматическом отношении речевых средств.

Третий уровень речевого развития – ОНР III уровня

Обиходная речь более или менее развернута, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений не обнаруживается, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя речи.

Четвертый уровень речевого развития – ОНР IV уровня

Нерезко выраженные нарушения в лексике, фонетике, грамматике, которые чаще всего проявляются в процессе выполнения специальных заданий.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, «застреванием» на второстепенных деталях, пропусках главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картине, по серии сюжетных картин.

Клинико-педагогическая классификация (раскрывает механизмы, виды и формы речевых расстройств). Психолого-педагогические критерии позволяют выделить 2 группы: нарушение устной и письменной речи (дисграфия и дислексия).

Логопедическая диагностика должна рассматриваться в рамках существующих в логопедии классификаций (ПП и КЛП, а логопедическое заключение строится с учетом пересечения этих двух классификаций.

При формулировке логопедического заключения целесообразно учитывать поэтапность обследования: от определения симптоматики речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи).

Варианты пересечения двух классификаций:

-Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):

б)дизартрия или стертая дизартрия

в)Нарушения голоса

-Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР)

а)Дизартрия или стертая дизартрия

-Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III, IV уровней):

г)дизартрия или стертая дизартрия,

-Нарушения темпа и ритма речи:

Методики диагностики речи у детей

Развитие речи – это очень важный процесс в формировании человеческого организма. Дети начинают произносить первые слова в 11-12 месяцев, а в 3 года они уже могут составить предложения и небольшой рассказ.

В этот период очень важно следить за тем, что речь ребёнка развивается правильно без каких-либо задержек или нарушений. Для этого медицинские специалисты разработали методики для диагностики речи у детей.

  1. Методика для изучения словарного запаса у детей
  2. Методика проверки лексический, грамматических навыков у детей и словарного запаса
  3. Методика проверки фонетического развития речи
  4. Методика проверки связной речи
  5. Методика общей проверки развития речи

Методика для изучения словарного запаса у детей

Целью её проведения является проверка достаточного знания слов для возраста ребенка. Его способность быстро подобрать точное слово, а также составить простейшие грамматические конструкции.

Для диагностики нужно взять группу любых картинок по 10-15 штук с животными, растениями, фруктов и овощей, игрушками и транспортом.

Всего карточек должно быть не более 30 шт. Взрослый называет ребёнку одно обобщающее слово, обозначающее группу картинок, которую собирается показывать. Ребёнок должен сказать, что входит в данную группу и отобрать картинки по схеме.

После выполнения задания человек должен посчитать сколько картинок было выбрано ребёнком правильно. За одну карточку он получит 1 балл.

Средний уровень – 10-25 шт.

Низкий уровень – до 10 шт.

Важно подбирать такие карточки, соответствующие возрасту. Лучше всего подойдут картинки обыденных вещей. Например, в разделе животные могут быть кошки, собаки, птички, зайцы и мышки. То есть то, что ребёнок уже точно видел в своей жизни.

Методика проверки лексический, грамматических навыков у детей и словарного запаса

Цель диагностики выявить правильно ли ребёнок произносит звуки. Употребляет слова. Верные ли ассоциации возникают у него с представленным словом. Проверяет словарный запас ребёнка.

Для проверки взрослый должен задавать ребёнку вопросы на разные темы. Например, «Что значит слово мяч? (яблоко, машина, игрушка) У тебя дома есть этот предмет? Какой он? Откуда он у тебя? Что ты делаешь с ним?»

Высокий уровень – ребёнок четко отвечает на вопросы. Называет примеры и действия с предметом. У него получается небольшой рассказ о вещи.

Средний уровень – называет предмет и описывает его только поверхностно. Отдельными словами или фразами.

Низкий уровень – Называет 1-2 слова.

Далее взрослый называет предметы или его признаки, а ребёнок должен подобрать к ним правильное слово, противоположное по значению. Таким образом, человек поймет правильно ли ребёнок понимает сущность слова. Например, называется слово «длинный». Ответ должен быть «короткий». Светлый – темный. Быстрый – медленный и т. д.

Высокий – правильно называет противоположные слова.

Средний – подбирает слова с отрицательной частицей «не». Не светлый, не длинный.

Низкий – не всегда или неправильно называет слова.

Методика проверки фонетического развития речи

Целью является выявление правильности произношения звуков. Взрослому нужно понять, понимает ли ребёнок различия звуков и может ли он их отличить друг от друга.

Во-первых, взрослый проверяет может ли ребёнок правильно произнести каждую букву в алфавите. Для этого он может воспользоваться заранее приготовленной таблицей. Если ребёнок ещё не знает написания букв, то можно называть ему слова и просить повторить.

Высокий – все звуки произносятся правильно.

Средний – звуки произносятся правильно, кроме шипящих или сонорных.

Низкий – есть ошибки в произношении многих звуков.

Во-вторых, человек показывает ребёнку картинки с изображением предметов. Это могут быть простейшие группы слов. Главное, чтобы ребёнок их хорошо знал. Взрослый должен попросить выбрать и произнести карточки на которых есть звук, например, «л». Аналогично нужно сделать с другими звуками. Предпочтительнее выбирать сонорные и шипящие, т.к. при произношении их дети наиболее часто испытывают трудности.

Высокий у – правильно отбирает картинки на все названые звуки.

Средний – отбирает только 2-3 карточки.

Низкий – указывает только на одну картинку или не указывает совсем.

Заключительным этапом нужно проверить, различает ли ребёнок интонацию произношения и может ли он говорить с ней.

Человек просит ребёнка произнести любую фразу с разной интонацией. Например, я иду в зоопарк. Нужно произнести удивлённо, радостно и вопросительно.

Высокий – правильное произношения предложения

Средний – правильно передают только 2 интонации.

Низкий – может прочитать только в повествовате

льной или 1-й из предложенных интонаций.

Методика проверки связной речи

Целью является выявление способности логически выстраивать предложения. Строить небольшое повествование.

Человек предлагает описать предмет на картинке или выбрать из окружающего. Например, любимую игрушку, медведя или стол.

Высокий – составляет правильное описание предметов. Рассказ разбит на 3 логические части с началом, серединой и заключением.

Средний – описывает только некоторые внешние черты предмета.

Низкий – называет отдельные слова и небольшие фразы.

Методика общей проверки развития речи

В этой диагностике человек проверяет может ли ребёнок самостоятельно менять формы слова, правильно ли он понимает их значение, может ли построить различные предложения. Правильно ли у него работает ассоциация предметов с другими вещами.

Для этого взрослый человек загадывает простое слово. Например, волк, лиса, кукла, машина и т.д. Ребёнок должен задавать наводящие вопросы. Спрашивая про описание предмета. Как выглядит он. Какой у него размер. Есть ли он у него дома.

Высокий – правильно отгадывает все слова.

Средний – может отгадать только 1. Или все, но с большими подсказками.

Низкий – не может отгадать слово.

Многие родители не проводят диагностику развития речи у детей дома. Хотя разработанные методики позволяют это делать. Большое количество заболеваний и отклонений можно выявить с помощью диагностики на ранних стадиях и вовремя помочь ребёнку.

Методики для логопедической диагностики детей в ДОУ

– Обследование устной речи детей старшего дошкольного возраста (О.Б. Иншакова).

– Методика обследования нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста (Волкова Г.А.).

– Обследование речевого развития (по О.Е. Грибовой).

– Обследование речи детей дошкольного возраста 3-6 лет (Ткаченко Т.А.).

-Углублённое логопедическое обследование детей дошкольного возраста с ОНР
(по Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.).

– Исследование речевого развития детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет (под ред. Стребелевой Е.А.).

– Тестовая методика. Диагностика устной речи 6-7 лет(Т.А.Фотековой, Т.Ахутиной )

-Альбом по развитию речи. Говори правильно (В.С.Володина)

-Альбом по развитию речи для самых маленьких (О.Новиковская)

Литература для учителей-логопедов в ДОУ

1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

2.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., 2008.

3.Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – М., СПб., 1996.

4.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие,: ДЕТСТВО-ПРЕСС,. 2004 — 144 с.

Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. –– СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.

6.Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.

7.Комарова Л.А. Альбом дошкольника Автоматизация звука в игровых упражнениях. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

8.Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения. – М., ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005.

9.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2003.

10.Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1999.

11.Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая рабо­та по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.

12.Матыкина И.А. Трудных звуков не бывает: Конспекты комплексных индивидуальных логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста. – Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2014.

13.Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

14.Османова Г.А. Логопед – родителям. – СПб.: КАРО, 2009.

15.Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. – СПб.: Издательство «Союз», 2005.

16.Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. 2-е изд., испр. и дополн. – СПб., 2015. – 448 с.

17.Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. – СПб., 2004.

18.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

19.Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ. Методическое пособие / Под общ. ред. Т. А. Овечкиной, Н. Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.

20.Рабочая программа учителя-логопеда дошкольной обра­зовательной организации / Под ред. доц. Н.Н. Яковлевой. — М.: УМЦ «Добрый мир», 2015.

Читайте также:  Перспективный план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия, предупреждению оптической дисграфии (подготовительная к школе группа)

Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 320 с.

22.Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: Практическая логопедия. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004

23.Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.Альбомы 1-4, М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

24.Яворская О.Н Занимательные задания логопеда для дошкольников. – СПб.: КАРО, 2015.

Перечень диагностического инструментария учителя-дефектолога.

1. Н.Л. Белопольская, Когитон. Психодиагностический комплект М: «Когито-Центр», 2005

2. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000

3. Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.: «Айрис-Пресс», 2006

Список литературы по коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.

Сенсорное и сенсомоторное развитие
1. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г Развитие восприятия у ребенка.. – М., 2001
2. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников– С.-П., 2003
3. Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространтвенного мышления у детей младшего школьного возраста.– М., 2003
4. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.– М., 2012
5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009
6. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет : В 2-х ч., Ч.1 : Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – М: «Владос», 2003. Ч.2 : Формирование элементарного графического навыка. – М: «Владос», 2003.
Пространственно-временные отношения
1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста (М., 2007)
2.Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007)
Умственное развитие
1. Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед. академ, 1995
2. Бабкина Н.В.Интеллектуальное развитие младших школиников с задержкой психического развития. – М., 2006
3. Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007
Нормализация ведущей деятельности
1. Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3­ – 4 классов // В кн. Маркова А.К., Лидерс -А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьном возрасте. – Петрозаводск, 2008г.
2. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи – М., 2001г.
3. Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999
4. Шевченко С.Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи– М., 2005
Готовность к восприятию учебного материала, формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков:
1. Программа Подготовки к школе детей с задержкой психического развития / Под общей редакцией С.Г. Шевченко – М., 2004
2.Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.
3.Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром: Развитие мышления и речи детей 5 – 7 лет с ЗПР. – М.: Школьная пресса, 2004.
4. Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике детей с ЗПР 5 – 7 лет. – М.: Школьная пресса, 2004.

Методическая копилка

Задержка психического развития
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К.С. Лебединской. – М., 1982

2.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.

3.Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999

4.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.

5.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001

6.Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.:изд. н/о Компенс-центр, 1993

7.Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007

8. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития М: «Когито-Центр», 2009

9. Дробинская О.А.Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005

10.Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей М: Экзамен, 2006

11. Дробинская О.А. Школьные трудности «нестандартных» детей М: «Школьная Пресса», 2006

Аутизм
1. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М: Чистые Пруды 2006

2.Питерс Т., Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию

М: «Владос», 2002 г.

3.Питерс Т., Гилберт К., Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие М: «Владос», 2005

4. Никольская О. С. Баенская Е. Р, Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение М: Теревинф, 2005

5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Аутичный ребенок. Пути помощи М: Теревинф, 2005

6. Морозова С.С. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: Пособие для учителя-дефектолога М: «Вдадос», 2007

Интеллектуальные нарушения

1.Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008

2.Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога – дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007

3.Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004

4.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007

1.Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата М: «Владос», 2004

Дата добавления: 2019-09-08 ; просмотров: 1263 ;

Методика логопедического обследования методом экспресс-диагностики

Логопедическое обследование — это комплексная диагностика состояния речевой деятельности. Включает сбор и анализ анамнеза, осмотр анатомического строения артикуляционного аппарата, оценку фонетическо-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Цель настоящего мероприятия — выявление имеющихся недостатков в речевой системе, определение их причин, характера, глубины и степени, а также установление компенсаторных механизмов организма и построение маршрута индивидуальной коррекционной помощи.

Задачи логопедического обследования

Диагностика проводится логопедом и носит комплексный характер. При этом принимаются во внимание возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребенка-логопата. Основными задачами данной процедуры являются:

  • диагностика степени сформированности различных сторон речи;
  • пристальное изучение недостатков конкретных компонентов речевой системы, анализ особенностей недоразвития;
  • развитие потенциальных компенсаторных возможностей и прогнозирование динамики логопедической работы;
  • констатация общего уровня речевого развития, логопедического заключения для определения адаптивной программы и форм обучающего процесса.

В процессе обследования выявляются и невербальные характеристики, показатели сенсорного развития. Определяется умение ребенка различать цвета, форму предметов, способность к анализу, синтезу и классификации, состояние ориентировки в пространстве.

Технология логопедического обследования

В технологическую последовательность входит 6 этапов (Грибова О. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.):

  • ориентировочный,
  • деференцировочный,
  • диагностический,
  • аналитический,
  • прогностический,
  • информирование родителей.

Принципы логопедического обследования

Логопедическое обследование начинается с анализа медицинской и психолого-педагогической документации, имеющейся на диагностируемого ребенка, со сбора анамнестических сведений от педагогов и родителей, а затем проводится исследование состояния общей и ручной моторики, речевого аппарата , фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодики), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, связной речи, чтения и письма. Результаты диагностики заносятся в речевую карту — карта обследования речи.

Экспресс-диагностика в работе логопеда

Экспресс-диагностика осуществляется при первичном осмотре ребенка логопедом детской поликлиники или специализированного детского цента. Данная методика не предполагает длительного наблюдения за ребенком и углубленного анализа анамнестических сведений. В результате такой диагностики выявляются речевые недостатки и определяется предварительное заключение, которое впоследствии подтверждается и уточняется при оформлении ребенка с нарушением речи на логопункт или в компенсирующее детской учреждение.

Применение иллюстративных дидактических материалов предоставляет широкие возможности применения различных анализаторных систем в ходе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи.

Предлагаемое пособие для экпресс-диагностики поможет провести диагностику с дошкольниками и за короткий временной промежуток определить имеет ли ребенок дефект речи.

Для выяснения способности ребенка к самостоятельным развернутым высказываниям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок.

По завершении обследования родитель также получает рекомендации специалиста. При необходимости выписывает справку логопеда — такой документ часто нужен для поступления в школу или для комиссии по комплектованию в логопедические детские сады.

Для более полного логопедического обследования предлагается иллюстрированный альбом Волковской Т.Н. В данном альбоме даны подробные методические рекомендации по обследованию импрессивной (понимание речи) и экспрессивной (самостоятельной) речи детей с речевыми аномалиями. Пособие способствует эффективному логопедическому обследованию фонематической, лексической и грамматической стороны речи, связной речи. Предложены варианты речевых карт и формулировки логопедических заключений. Название: Иллюстративная методика логопедического обследования.

Важно: инструкции по выполнению заданий логопед проговаривает доброжелательно, в умеренном темпе, задавая интонационную тональность в ходе диагностической процедуры.

Скрининговая диагностика логопеда также широко применяется для изучения речевой функции детей дошкольного возраста.

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию по теме “Домашние птицы”

Опубликовано: 09:19:24 15-04-2016

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группе по речевому развитию.

Тема: «Домашние птицы»

Цель: совершенствование грамматического строя речи

Задачи:

  1. Систематизация представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека (беседа по вопросам, д/игра «Кто как разговаривает?, «У кого кто в семье?»);
  1. Уточнение и активизация словаря по теме, закрепление обобщающего понятия «Домашние птицы» (беседа по вопросам, д/игра «Кто как разговаривает?, «У кого кто в семье?»);
  1. Совершенствование умения детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (д/игра «Один-много»);
  2. Совершенствование умения образовывать притяжательные прилагательные (д/игра «Чья, чей, чье?»);
  3. Закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (д/игра «Назови ласково»);
  4. Совершенствование умения образовывать существительные с увеличительным суффиксом –ище- (д/игра «Хвастуны»);
  5. Совершенствование умения образовывать существительные в Р.п (д/и «Кого не стало?»).
  6. Развитие логического мышления (отгадывание загадок);
  7. Развитие зрительного внимания и памяти (д/игра «Кого не стало?»);
  8. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Утята», игра «Собери картинку»)
  9. Развитие общей моторики (игра с мячом «Один-много»)
  10. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии;
  11. Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам;
  12. Контроль над правильным звукопроизношением.

Оборудование: предметные картинки по теме с изображением домашних птиц (утка, гусь, петух, курица, индюк), предметные картинки по теме с изображением семьи каждой домашней птицы (гусь, гусыня, гусята; утка, селезень, утята; индюк, индюшка, индюшонок; петух, курица, цыплята); предметные картинки с изображением головы курицы, пера гуся, хвоста петуха, следа утки; резиновый мяч,; разрезные картинки с изображением домашних птиц

Лексика:

Существительные: гусь, гуси, гусик, гусыня, гусыни, гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, хохлатка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, курятник, насест, гнездо, гребешок, шпоры, яйцо, птенец, птенчик, поилка, кормушка, корм, пшено, зерно, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы, птичий двор, голосище, лапищи, шеища, крылище, глазищи, клювище, перище;

Глаголы: кукарекает, кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, кормит, закроет, откроет, откладывает, высиживает, выводит, выкармливает;

Прилагательные: длинношеий, красноклювая, краснобородый, маленький, беспомощный, желтый, крикливый, недовольный, шустрый, куриный, сизый, утиный, голубиный, индюшачья, петушиный, гусиный, цыплячий.

Предварительная работа: рассматривание домашних птиц на предметных картинках, беседа о них, расширение словаря по данной теме.

План:

  1. Организационный момент (отгадывание загадок, введение в тему)
  2. Беседа по вопросам на изученную тему.
  3. Д/игра «Кто как разговаривает?»
  4. Д/игра «У кого кто в семье?»
  5. Пальчиковая гимнастика «Утята»
  6. Д/игра «Чья, чей, чье?»
  7. Д/игра «Один-много» (игра с мячом)
  8. Д/игра «Хвастуны»
  9. Д/игра «Кого не стало?»
  10. Д/игра «Назови ласково»
  11. Д/игра «Собери пазлы»*
  12. Подведение итогов занятия (оценка детей, анализ их работы)

Ход занятия:

  1. (приветствие детей, отгадывание загадок, введение в тему, объявление темы занятия). – Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! . Сейчас мы с вами отправимся на экскурсию. А куда ? Сейчас узнаем я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Отвечайте полным предложением и следите за правильным звукопроизношением.
Читайте также:  Патриотический проект 'Мой город Пермь'

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко –

Ребятишек покормлю … (Курица)

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спать пора!» – поет . (Петух)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки … (Гусь)

Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

– Разгоню я всех вокруг.

А зовут меня … (Индюк)

– Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах). Верно! Тема нашего занятия сегодня – домашние птицы.

  1. А сейчас давайте вместе с вами отправимся на птичий двор. Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы).

– А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник). Правильно!

– А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком)

– Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)

А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками)

– Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья)

– Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями). Молодцы! Вы все верно ответили!

  1. – Ребята, а ведь птицы тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте скажем, кто как из них подает голос. Образец: петух – кукарекает.

гусь – шипит, гогочет

– Молодцы! Вы и с этим заданием справились очень хорошо!

  1. – А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы.

петух – курица – цыпленок.

гусь – гусыня – гусенок;

утка – селезень – утенок;

индюк – индюшка – индюшонок

  1. Пальчиковая гимнастика “Утята”. – А теперь давайте вместе с утятами отправимся на речку за водой. (дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Первый, второй – шли утята. Третий, четвертый – за водой. А за ними плелся пятый, Позади бежал шестой, А седьмой от них отстал, А восьмой уже устал. А девятый всех догнал, А десятый испугался. Громко-громко запищал: – Пи-пи-пи! – Не пищи, поищи!

(Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов “пи-пи-пи” ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

  1. Дидактическая игра “Чья, чей, чье?”. – Ой, ребята, а чей это хвост у меня? Отвечайте полным предложением и следите за правильным произношением слов. – Это петушиный хвост.( показывает картинку)

Чье перо? – Это гусиное перо. Чей след? – Это утиный след

Чья голова? – Это куриная голова.

– Молодцы! Вы все правильно сказали.

  1. – А теперь давайте выйдем с вами на полянку и поиграем с мячиком. Я вам сейчас буду бросать мяч и называть одну домашнюю птицу, а вы поймаете его и назовет когда птиц много. Например, утка – утки ( дальше бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет разных птиц, ребенок возвращает мяч, отвечая)

курица – курицы, куры, петух – петухи, гусь – гуси,

индюк – индюки, гусенок – гусята, утенок – утята, индюшонок – индюшата,

– Молодцы! А теперь садитесь обратно на стульчики!

  1. Дидактическая игра “Хвастуны”. – Ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. Давайте посмотрим? ( указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы)Образец: Петух говорит у меня не голос, а голосище,

Индюк – у меня не хвост, а хвостище, Утка – у меня не лапы, а лапищи, Гусь – у меня не шея, а шеища, Курица – у меня не крыло, а крылище, Селезень – у меня не клюв, а клювище,

Гусыня – у меня не перо, а перище.

  1. – А теперь домашние птицы будут играть с вами в прятки. Они сейчас будут прятаться от вас, а вы должны будете сказать, кого не стало. Отвечайте со слов «Не стало …» (не стало утки, не стало петуха, не стало курицы и т.д.)

10. Дидактическая игра с мячом “Назови ласково”. – Ребята, давайте покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково. Например, Как вы обратитесь к птенцу? Что вы ему скажете? – Вы скажете ему птенчик (далее задает про каждую домашнюю птицу отдельно)

петух – петушок, курица – курочка, гусь – гусик, утка – уточка, цыпленок – цыпленочек, индюшка – индюшечка, индюшонок – индюшоночек.

  1. – Ребята, посмотрите, кто-то порвал картинки их нужно собрать. Вы поможете мне? ( раздает разрезные картинки с изображением домашних птиц, дети собирают). Скажите, кого вы собрали? (дети по очереди отвечают «Я собрал ….»).
  2. Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы ). Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали. Я очень рада, что вы многому научились.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему “Домашние птицы”

Содержимое публикации

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

по теме: «Домашние птицы»

Алексеева Марина Александровна

СП «Детский сад № 44» ГБОУ СОШ № 22 г. Сызрань

– систематизировать и закрепить знания детей о домашних птицах, местах их обитания, питании, голосе, членах птичьих семей; об их назначении и пользе для человека;

– развивать коммуникативные навыки общения;

– продолжить развивать речевые навыки.

Программные задачи:

Познавательное развитие:

– учить называть домашних птиц, видеть сходство и различие, уметь их описывать, называть птенцов, членов семьи;

– пополнить знания о том, чем питаются, где живут, какую пользу приносят;

– развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Социально — коммуникативное развитие:

– учить работать в группе, паре

– воспитывать культуру общения, позитивное отношение к сверстникам;

– развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Речевое развитие:

– создание условий для обогащения словарного запаса в процессе деятельности;

-развивать связную речь (формировать умение отвечать развернуто на вопросы, распространять предложения, строить описательный рассказ, соблюдая его структуру);

– закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;

– развивать внимание, память и мышление;

– учить координации речи с движением;

– уточнять и активизировать словарь по теме;

– развивать лексико-грамматический строй речи: образование множественного числа существительных;

– развивать речевое дыхание и силу голоса;

– отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные;
– закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги;
– совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными;
– продолжать отрабатывать с детьми способы словообразования глаголов;
– продолжать работу над образованием и употреблением в речи глаголов с приставками.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Оборудование:

предметные картинки по теме с изображением домашних птиц (утка, гусь, петух, курица, индюк), предметные картинки по теме с изображением семьи каждой домашней птицы (гусь, гусыня, гусята; утка, селезень, утята; индюк, индюшка, индюшонок; петух, курица, цыплята); резиновый мяч,; разрезные картинки с изображением домашних птиц, перья, оборудование для опыта.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю встать друг против друга

К друг другу повернулись, улыбнулись

Руку правую подали

Руку левую пожали

И друг друга мы обняли

Отошли и поклонились

Ребята своей улыбкой вы передаете все положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Сегодня занятие не очень привычное, занятие необычное.

Будет много интересного, весёлого, чудесного.

Мне сегодня помогайте, на вопросы отвечайте

Сейчас мы с вами отправимся на экскурсию. А куда? Сейчас узнаем, я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Отвечайте полным предложением.

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко –

Ребятишек покормлю … (Курица)

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спать пора!» – поет . (Петух)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки … (Гусь)

Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

– Разгоню я всех вокруг.

А зовут меня … (Индюк)

– Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах). Конечно! Тема нашего занятия сегодня – домашние птицы. На доске вывешивается картина «Птичий двор и птичница».

– Ребята, вы догадались, куда мы с вами отправимся? Правильно! Мы отправимся на птичий двор к домашним птицам.

– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор и еще раз встретим петушка с его семейством, индюка, гусей, уток, курочек, заглянем в голубятню к голубку, вместе с птичницей покормим всех домашних птиц, вспомним, какой у кого голос, и чем домашние птицы помогают нам.

– А теперь – в гости на птичий двор!

– Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы).

– А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник). Правильно!

– А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком)

– Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)

– А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками)

– Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья)

– Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями). Молодцы! Вы все верно ответили!

– Отгадайте загадку. «В воде купался, а сух остался.» (Гусь)

– Ребята, а чем отличаются гусь и утка от других домашних птиц (Они водоплавающие).

– Почему у гусей и уток не намокают перья? (Они их смазывают жиром, который находится в хвостике, и она скатывается с перышек).

Хотите проверить? (Да).

Вот у вас лежат по две полоски. Одна простая, чистая. А другая смазана воском. Возьмите первую и намочите ее (полоска промокла). А теперь, возьмите другую полоску и намочите ее (с нее вода скатывается). А теперь возьмите по перышку и намочите его. (перышко тоже осталось сухим).

Вывод: У водоплавающих птиц вода скатывается с перышек, перья не намокают.

– А что еще помогает этим птицам плавать? (У них на лаках есть перепонки и они гребут лапками, как веслами). Вот поэтому куры, индюки и петухи не могут плавать.

– А еще я хочу вам рассказать сказку «Непослушный петушок», послушайте внимательно:

«Жили – были петушок, да курочка. Пришла холодная зима, выпал первый снег. Захотелось петушку покататься на коньках, а курочка говорит: «Ой, Петя, подожди, дай реке замерзнуть как следует. Лед – то еще тонкий, проломится и утонешь»! Не послушался петушок курочку, одел коньки и покатился по льду. Катился, катился, да и провалился… Еле вылез петушок из воды, мокрый и замерший пошел домой. Увидела его курочка, ничего не сказала, а только головой покачала…»

Читайте также:  Интеллектуальная игра 'Счастливый случай'

– Почему курочка покачала головой? (Ответы детей).

Дети по желанию пересказывают сказку.

– Ребята, а ведь птицы тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте скажем, кто как из них подает голос.

Образец:петух – кукарекает

гусь – шипит, гогочет

– Молодцы! Вы и с этим заданием справились очень хорошо! А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы.

петух – курица – цыпленок.

гусь – гусыня – гусенок;

утка – селезень – утенок;

индюк – индюшка – индюшонок

– Ребята, а давайте поможем найти птице своего птенца, у вас на столе лежат листочки, соедините курицу с цыпленком, утку с утенком, гусыню с гусенком, индюшку с индюшонком.

Образование притяжательных прилагательных

– Ребята, когда птенцы во дворе играли, они что-то потеряли. Посмотрите, что это? (ответы детей).

– Правильно, это птичье перо.

ИГРА «Кому принадлежит перо?»

– Если это перо потерял петух, то перо? (петушиное)

– Если это перо потеряла курица? (куриное)

– Если это перо потерял гусь? (гусиное)

– Если это перо потеряла утка? (утиное)

– Если это перо потеряла индюшка? (индюшачье)

Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко»

Воспитатель раздает всем детям по одному перу.

– Ребята, давайте подуем на перышко, что бы оно полетело как можно дальше.

– Мы подуем на перышки правильно, вдохнем воздух через нос, не поднимая плеч и не надувая щек, а выдохнем через ротик, выдыхаемая воздушная струя плавная, спокойная (после упражнения перышки убираются).

Дидактическая игра с мячом “Назови ласково”.

– Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.

птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусёнок,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

Дидактическая игра “Посмотри и назови”.

– Каких же домашних птиц мы здесь встретили?(Воспитатель показывает картинки с: петухом, курицей, гусем, уткой, индюком)

Давайте вспомним, что есть у петуха?(воспитатель показывает указкой на картинке части тела петуха, а дети называют: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)

Вышла курочка-хохлатка,
(дети по кругу идут за воспитателем)
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: “Ко-ко!
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
(дети садятся на корточки,
руки прикладывают к щеке,
глаза закрыты)
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
(затем глаза открывают,
встают, пальцы рук сцепляя в замок)
И цыпляток догоняет.”

Дидактическаяигра «Один – много»

А теперь давайте выйдем с вами на полянку и поиграем с мячиком. Я вам сейчас буду бросать мяч и называть одну домашнюю птицу, а вы поймаете его и назовет когда птиц много. Например, утка – утки (дальше бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет разных птиц, ребенок возвращает мяч, отвечая)

курица – курицы, куры, петух – петухи, гусь – гуси, утка – утки, индюк – индюки, гусенок – гусята, утенок – утята, индюшонок – индюшата, цыпленок – цыплята

– Молодцы! А теперь садитесь обратно на стульчики!

Дидактическая игра “Потерялись слова”.

– А теперь вам, ребята, надо помочь птичнице найти нужные слова, чтобы рассказать нам стишки про домашних птиц.(Воспитатель указкой на картинках или на игрушечном птичьем дворе подсказывает детям отгадку)

Куры желтой детворе
Ищут зерна … (НА земле)
Показал индюк индюшке
Много зернышек …(В кормушке)
– Завтра солнце выйдет снова! –
Прокричал петух …(С забора)
Утятам будет спать тепло,
Когда их спрячет утка …(ПОД крыло)
Голубочек сизый мой
Пролетел …(НАД головой)
Птенчикам шалить нельзя –
Можно выпасть …(ИЗ гнезда)
Красивое перо индюшки
Достала птичница …(ИЗ-ПОД подушки)
Когда гулять решил ты босиком,
Стоять не надо …(ПЕРЕД индюком)
Идут утята весело гуськом
На дальний пруд …(ЗА червяком)
Цыпляток маленький отряд
Букашек ищет …(МЕЖДУ гряд)
Как только положат в кормушку зерна,
Выйдет петух …(ИЗ-ЗА угла)

Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы). Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали. Я очень рада, что вы многому научились.

КОНСПЕКТ НОД ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ «Домашние птицы» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по окружающему миру на тему Домашние птицы в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_nod_po_okruzhayushchemu_miru_na_temu.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ «Домашние птицы»

в подготовительной группе

Воспитатель: Максименкова О. С.

Программные задачи : Познавательное развитие: – учить называть домашних птиц, видеть сходство и отличия, описывать внешний вид, называть птенцов, членов семьи; – пополнить знания детей о том, чем питаются домашние птицы, где живут, какую пользу приносят людям; – воспитывать уважительное отношение к труду взрослых работающих на птицеферме,
-развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Социально-коммуникативное развитие: – развивать коммуникативные навыки общения: учить детей работать в парах, подгруппах, воспитывать культуру речевого общения ; – формировать позитивное отношение к сверстникам, развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи. Речевое развитие: – создание условий для обогащения словарного запаса в процессе деятельности , – учить отвечать на вопросы развёрнутым предложением, – совершенствовать связную и диалогическую речь детей, умение последовательно формулировать свои мысли. Физическое развитие: – обеспечить оптимальную двигательную активность во время проведения занятия, – развитие зрительного внимания и восприятия, общей моторики, координации речи с движением, – укреплять здоровье через игровую деятельность.

Предварительная работа : наблюдение , просмотр иллюстраций о домашних птицах, чтении стихов, рассказов, энциклопедия о жизни птиц , загадывание загадок, рассматривание альбомов о домашних птицах.

Демонстрационный материал : картинки с изображением домашних птиц.

Методы и приёмы : 1. Практические : посадка овса, подвижная игра, физкультминутка. 2. Наглядные: картинки по теме «домашние птицы», «сельский дворик». 3. Словесные : беседа (вопрос-ответ), загадывание загадок, рассказ, ситуативный разговор

Содержание орг. деятельности:

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали.

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Дети: Все готовы заниматься.

Будем очень мы стараться!

2. Дети, а вы хотите отправиться на экскурсию? (Да.) А куда мы отправимся, узнаете, если отгадаете загадки. Не забывайте поднимать руку.

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко –

Ребятишек покормлю … (Курица)

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спать пора!» – поет . (Петух)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки … (Гусь)

Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

– Разгоню я всех вокруг.

А зовут меня … (Индюк)

– Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? ( Мы будем говорить о домашних птицах ). Верно! Тема нашего занятия сегодня – домашние птицы. И мы с вами оказались на птичьем дворе.

3. Беседа с детьми

– А как называется дом, где живут птицы? Отвечайте полным предложением и чётко произносите все звуки. ( Дом, где живут птицы – называется птичник ). Правильно!

– А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? ( Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком )

– Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? ( Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище.)

– Чем покрыто тело птиц? (Тело птиц покрыто перьями.)

– А кто из вас знает, чем отличаются гусь и утка от других домашних птиц? (Гусь и утка – водоплавающие.)

-Дети, а вы знаете, почему утки и гуси не тонут в воде? Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, который отталкивает воду и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не тонут. Поэтому вода легко скатывается с них.

– А чем питаются домашние птицы? ( Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками, пшеном, зерном, овсом. ) Молодцы, дети! Правильно. А ещё они любят зелёную травку, ростки. И я вам предлагаю посадить и вырастить корм для домашних птиц.

Для начала давайте подготовим наши пальчики к работе и сделаем пальчиковую гимнастику.

4. Пальчиковая гимнастика «Цыплята»
У нашей пестрой квочки Показывают 10 пальцев.
Десять цыплят.

Тут и сынки и дочки, Хлопки.
И все – то есть хотят.
Клюют цыплята славно, Указательными пальцами стучат по столу.
Довольны малыши,

Смотреть на них забавно, Хлопки.
Уж больно хороши –
Желтые комочки возле пестрой квочки. Стучат кулачками друг о друга.

5. Практическая деятельность (посадка овса).

Молодцы. Теперь ваши ручки готовы к работе. И я вас приглашаю встать вокруг стола. Попрошу никого не толкать, встать так, чтобы всем было видно. Мальчики, пропустите девочек.

Посмотрите, ребята, где мы оказались? (На птичьем дворе.) А кого вы там видите? (Дом. птиц: курицу, петуха, гуся, индюка и утку.). Правильно. А теперь приступим к посадке корма для наших птиц. Мы с вами будем сажать овёс. Давайте разделимся на 4 группы.

Вспомним, что нам необходимо для посадки. (Земля, вода, лопатки, семена.).

Давайте с вами насыпем семена овса в углубления. Как вы думаете, так вырастут наши зёрнышки? (Нет.) Почему? (Потому что надо полить и присыпать землёй.) Правильно. Молодцы, дети.

А теперь скажите, какие условия необходимы , чтобы наш овёс вырос? (Вода-поливать, солнечный свет, тепло.)

На протяжении всего роста и развития растения, в данном случае овса, мы с вами будем наблюдать за ним и делать зарисовки в дневнике наблюдений.

Дети, давайте вспомним наши обозначения-символы. Куда мы посадили овёс? (В землю.) Как мы обозначаем землю в дневнике наблюдений? (Чёрными кружочками.) Правильно.

Варя, сделай, пожалуйста, первую зарисовку в нашем дневнике наблюдений.

Молодцы, ребята! А теперь возвращайтесь на свои места, продолжим занятие.

6. Дидактическая игра “Один – много”.

курица – куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата.

7. Физкультминутка «Гуси»

Утром встал гусак на лапки, Потянулись, руки вверх —

Приготовился к зарядке. Вдох-выдох.

Повернулся влево, вправо, Повороты влево – вправо .

Приседанье сделал справно, Приседания.

Клювиком почистил пух, Наклоны головы влево -вправо .

Поскорее в воду — плюх! Присели.

8. Дидактическая игра с мячом “Назови ласково”:

птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусёнок – гусёночек,
утка – уточка, утёнок – утёночек,
цыпленок – цыпленочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

Молодцы, ребята! Возвращаемся на свои места.

– Ребята, посмотрите, кто-то разрезал картинки. Давайте попробуем их собрать. ( раздает разрезные картинки с изображением домашних птиц, дети собирают ). Работать будете в парах, помогайте друг другу. Скажите, кого вы собрали, кто у вас получился? ( дети по очереди отвечают «Я собрал ….» ).

10. Итог занятия :

Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора.

– Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? ( Мы говорили о домашних птицах ).

– А что вы о них узнали?

-Чему мы сегодня с вами занимались на занятии? ( Сажали овёс. ).

– Для чего? (Чтобы вырастить корм для домашних птиц.)

– А что нужно для роста овса? (Вода, тепло и свет.)

Правильно. Спасибо, дети. Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали. Я очень рада, что вы многому научились. Молодцы!

Ссылка на основную публикацию