Синонимы, их использование в речи – конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия (младший школьный возраст)

Цель: расширение словаря синонимов, развитие связной речи.

  1. Развить лексический строй речи;
  2. Выработать умения составлять рассказ по картине;
  3. Привить любовь к русскому языку.

  1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Синонимы. Лексико-семантические тренинги для детей 6-9 лет. – М.: Издательство «ГНОМ и Д»,2005.
  2. Узорова О.В. Практическое пособие по развитии речи О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2003.
  3. Компьютер, Интернет.

1. Организационный момент (2 мин)
ЛОГОПЕД: у нас занятие по развитию речи, а тут сплошные цифры! Но мы знаем, что и за цифрами могут прятаться слова.

Расшифруй слово, пользуясь табличкой.

7 3 5 10 5 3 1 12

РЕБЕНОК: получилось слово «синонимы».
ЛОГОПЕД: все правильно! Именно подбором синонимов мы сегодня и займемся. А еще подумаем, для чего нужны синонимы в речи, и как они могут помочь в рассказе о картинах.

2. Основная часть:

1. Понятие СИНОНИМЫ, и для чего они нужны. (5 мин)

ЛОГОПЕД: Что же обозначает слово СИНОНИМ?
РЕБЕНОК: Синонимы – это слова близкие по значению.
ЛОГОПЕД: сейчас мы попробуем продемонстрировать, что синонимы в речи необходимы. Прочитай текст «Поговорили…».
РЕБЕНОК: читает

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним.

– Как живешь? – спрашиваю.
– Нормально, – отвечает.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел. А сейчас нормально?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь…
– Почему? Нормально говорю.
– Ты считаешь, нормально?
– Нормально.

«Да, – подумал я, – Странно. А ведь когда-то был вполне нормальным человеком».

ЛОГОПЕД: Как ты думаешь, почему автор своего приятеля посчитал невполне нормальным человеком?
РЕБЕНОК: Приятель автора не нормальный, потому что он в речи использовал одно и то же слово. Это слово «нормально».
ЛОГОПЕД: Замени повторяющееся слово синонимами.
РЕБЕНОК: читает текст и заменяет слово «нормально» синонимами:

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним.

– Как живешь? – спрашиваю.
– Хорошо, – отвечает.
– А с учебой как?
– Все отлично.
– Ты, говорят, болел. А сейчас нормально?
– Сейчас я здоров.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – хорошо себя чувствую.
– Странно ты говоришь…
– Почему? Правильно говорю.
– Ты считаешь, нормально?
– Нормально.

«Да, – подумал я, – Странно. А ведь когда-то был вполне нормальным человеком».
ЛОГОПЕД: зачем же нужны в речи синонимы?
РЕБЕНОК: синонимы нужны, чтобы разнообразить речь.

2. Подобрать к словам из левого столбика синонимы из правого столбика. (5 мин)

ЛОГОПЕД: Подбери к каждому слову из левого столбика синоним из правого столбика и соедини пары слов линиями.
РЕБЕНОК: выполняет инструкцию.

3. Подбор синонимов к словосочетаниям «хорошая и плохая погода». (5 мин)

ЛОГОПЕД: одна из часто обсуждаемых тем людьми – это тема ПОГОДЫ. Можно сказать просто: хорошая погода или плохая. Но сегодня мы говорим о синонимах, поэтому слова «хорошо» и «плохо» нас не устраивают. Попробуем подобрать синонимы к словосочетаниям «хорошая погода» и «плохая погода»,глядя на картинки.
ЛОГОПЕД демонстрирует презентацию, РЕБЕНОК подбирает синонимы:
Хорошая погода – прекрасная, замечательная, безоблачная, солнечная, безветренная, яркая, морозная, снежная, теплая, жаркая, знойная (по временам года)
Плохая погода – метель, буря, ветреная, холодная, серая, облачно, дождливо, морось, противно, прохладно, ужасная, слякоть.

4. Физкульт. минутка (упражнение на развитие внимания и ориентировки в схеме собственного тела). (1 мин)

1. Дотронься правой рукой до кончика носа, а левой рукой – до правого уха. Поменяй руки: левой рукой – до кончика носа, а правой – до левого уха.
2. Гимнастика для глаз: следить за карандашом – вправо, влево, вверх, вниз, вдаль, вблизи, зажмурить глаза на несколько секунд, нарисовать взглядом цифру 8.
3. Работа с текстом. Замена повторяющихся слов синонимами. (10 мин)
ЛОГОПЕД: прочитай текст, замени повторяющиеся слова синонимами + показ презентации.
РЕБЕНОК: читает текст, находит повторяющиеся слова, заменяет синонимами.

Был (Выпал) первый снег. Лес и теперь хорош. На березе еще были (остались) желтые листья. Ели и сосны были (стали, казались) еще зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега. Мертвая тишина была (царила, сгущалась) в лесу. Была (потемнела, успокоилась, отстоялась, уснула, покрылась льдом, замерзла) прозрачная вода в озере.

4. Заключительная часть.

Д.И. «Отыщи слова». (3мин)
ЛОГОПЕД: на рисунке зима, а среди букв спрятались «зимние» слова. Отыщи их.
РЕБЕНОК: выполняет инструкцию.

Конспекты логопедических занятий.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (II-III уровня) по теме «Употребление слов – синонимов».

Морина И.А, учитель-логопед, г. Хабаровск.

Направление: “Познавательно – речевое развитие”.

Цель: Дети научатся или получат возможность распространять предложения, при помощи слов синонимов.


    Уточнить эмоциональные состояния радости, грусти, злости, испуга,

  • Формировать умения детей подбирать слова – синонимы.
  • Учить детей распространять предложения, используя слова синонимы, применяя графический приём и приём цветообозначения.
  • Формировать у детей умения передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства.
  • Упражнять детей в построении предложения соблюдая его структуру.
  • Развивать у детей самостоятельность, ответственность.
    • Изображения на слайдах: котик – весёлый, грустный, испуганный, злой, удивлённый; котик и мяч; котик и сюжетная картинка; котик и животные, птицы, насекомые; котик и письмо; котик весёлый;
    • Пиктограммы для заданий: “Кто больше придумает слов приятелей”; “Составление предложения по картинке”; “Изображение в движении животных, птиц, насекомых с разными эмоциями”; Задание “Сломанное предложение”;
    • Атрибуты для игры: “Кто больше придумает слов – приятелей (мяч);
    • Сюжетные картинки, пиктограммы, цветообозначения для задания: “Составление предложения по картинке”;
    • Атрибуты для задания: “Сломанное предложение” – конверт, письмо;
    • Атрибуты для сюрпризного момента: сундучок, мячики.

    Предварительная работа: Изучение и уточнение с детьми эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления. Рассматривание предметных картинок, пиктограмм, фотографий. Чтение стихотворений, потешек, пословиц, загадывание загадок. Использование приёма соотнесения эмоционального состояния с определённым цветом (цветные карточки). Игры, направленные на развитие мимики и пантомимики. Ознакомление с эмоциональными состояниями через восприятие классической и популярной музыки. Задания, направленные на дифференциацию эмоциональных состояний.

    Интеграция образовательных областей:

    “Познание”, “Коммуникация”, “Здоровье”, “Социализация”.

    1. Организационный момент:

    (Дети сидят полукругом на стульчиках. В центре перед детьми, фланелеграф и доска).

    Логопед: Давайте вспомним, какие эмоциональные состояния вы уже знаете? (радость, грусть, злость, испуг, удивление).

    (Логопед выкладывает на фланелеграфе пиктограммы с разными эмоциями после ответов детей).

    Логопед: Молодцы, правильно назвали и вспомнили эмоции.

    2. Дети стоят полукругом перед экраном. (Слайд 1 “Котик весёлый”).

    Логопед: Сегодня к нам в гости пришёл котик Тимка. У него тоже бывает разное настроение, послушайте.

    Ловит рыбку Тимка – кот:

    – Ой! – кричит. – Клюёт! Клюёт!

    Рад котёнок и не зря,

    Ведь поймал он пескаря!

    Логопед: Какое настроение у котёнка? ( У котёнка весёлое настроение.)

    Логопед: Какую эмоцию он выражает? (Радость)

    Логопед: Почему он радуется? (Потому что поймал рыбку).

    Логопед: Изобразите эмоцию радость. (Дети изображают радость).

    Логопед: Молодцы, правильно изобразили эмоцию.

    На экране (Слайд 2 “Котик грустный).

    Логопед: Грустно Тим вздыхает: – Мяу!

    Дома я сижу три дня – у …

    Потому что день за днём

    Льётся дождик за окном.

    Логопед: Какое настроение у котёнка? (У котёнка грустное настроение).

    Логопед: Какую эмоцию он выражает? (Грусть).

    Логопед: Почему он грустит? (Потому что идет три дня дождь, гулять на улице нельзя).

    Логопед: Правильно, молодец. Изобразите ребята на своём лице эмоцию грусть. (Изображают грусть).

    На экране (Слайд 3 “Котик испуганный”).

    – Ой! Зажмурил Тим глаза, –

    Там, на улице, гроза!

    Влез котёнок под кровать

    И от страха стал дрожать.

    Испугался Тимка, ждёт –

    Ну, когда гроза пройдёт?

    Логопед: Какой сейчас котёнок? (Котёнок испуганный).

    Логопед: Какую эмоцию он выражает? (Испуг).

    Логопед: Правильно испуг. Почему котёнок испуганный? ( Котёнок испуганный, потому что боится грозы).

    Логопед: Правильно, котёнок испугался грозы, ему страшно. Изобразите эмоцию испуг. ( Изображают эмоцию испуг).

    На экране (Слайд 4 “ Котик злой”).

    Логопед: Посмотрите на картинку и послушайте.

    На кого наш Тим шипит?

    Почему он так сердит?

    Дыбом шерсть и хвост трубой…

    Тимка, что это с тобой.

    Он в ответ: – Щенок из миски

    Хочет утащить сосиски!

    Логопед: Какой теперь котёнок Тимка? (Злой, сердитый).

    Логопед: Правильно, молодец. Какую эмоцию он выражает? (Злость (гнев)).

    Логопед: Верно, молодец.

    Логопед: Почему котёнок сердитый? ( Потому что щенок хотел из миски утащить его сосиски).

    Логопед: Правильно, молодец. Изобразите эмоцию гнев злость. (Изображают эмоцию злость).

    На экране (Слайд 5 “Котик удивлённый”).

    Логопед: Посмотрите на картинку и послушайте дальше.

    Как – то Тим гулял зимой,

    Весь в снегу пришёл домой,

    В зеркало глядится кот

    И себя не узнаёт.

    Удивлённо Тим сказал.

    – Ой, снеговиком я стал!

    Логопед: Какой теперь Тимка? (Тимка удивлённый).

    Логопед: Правильно, молодец. Какую эмоцию он выражает? (Удивление).

    Логопед: Почему котёнок удивлённый? (Потому что котёнок пришёл с прогулки белый, как снеговик).

    Логопед: Молодец, правильно. Изобразите эмоцию удивление.

    (Дети сидят полукругом на стульчиках. В центре перед детьми стоит фланелеграф и доска).

    3. Логопед: Вы хотите узнать, чем мы будем заниматься на занятии? (Да).

    Логопед: Мы будем продолжать подбирать слова – приятели к словам: грустный, весёлый, удивлённый, злой, испуганный. (На доске логопед выкладывает пиктограмму с эмоциональными состояниями радости, грусти, испуга, удивления, злости).

    Будем учиться составлять предложения по картинке. Подбирать соответствующую пиктограмму, выкладывать столько цветных полосок, сколько слов приятелей. ( Логопед выкладывает на доске пиктограмму – схема предложения).

    Будем изображать в движении животных, птиц, насекомых с разными эмоциями. (Логопед выкладывает на доске пиктограмму с животными, птицами, насекомыми).

    Будем выполнять задание “Сломанное предложение”. (Логопед выкладывает на доске пиктограмму – схема предложения (расположенные слова не по порядку)).

    Логопед: Котик Тим приготовил для вас интересные задания и игры.

    На экране (Слайд 6 “Котик и мяч”). (Дети стоят в кругу).

    Логопед: Посмотрите, Тимка принес для вас мяч, и предлагает поиграть в игру “Кто больше придумает слов – приятелей”. Подберите как можно больше слов – приятелей (обращается к первому ребёнку), к слову грустный. ( Печальный, унылый, расстроенный).

    Логопед: (Обращается ко второму ребёнку) Весёлый. (Радостный, счастливый, задорный).

    Логопед: (Обращается к третьему ребёнку) Испуганный. (Напуганный, перепуганный).

    Логопед: (Обращается к четвёртому ребёнку). Злой. (Недобрый, недоброжелательный, жестокий). Логопед: (Обращается к пятому ребёнку). Удивлённый. (Ошеломлённый, изумлённый, потрясённый).

    Логопед: Молодцы ребята, с заданием справились. Что мы с вами делали? (Подбирали слова – приятели). Логопед: Даниил, найди карточку с таким заданием. (Ребёнок находит карточку). Логопед: Молодец, правильно нашёл карточку. Ребята, любимая игрушка котика – мячик. За первое выполненное задание котик вам дарит его. (Логопед на полку кладёт мячик). Посмотрите, Тим принёс для вас картинки.

    На экране (слайд 7 “Котик и сюжетная картинка).

    Логопед: Мы сегодня научимся составлять предложения по картинке со словами приятелями. (На фланелеграфе сюжетная картинка). Посмотрите на картинку, определите эмоциональное состояние героев. Подберите пиктограмму и найдите соответствующую полоску по цвету. (Ребёнок выполняет задание).

    Логопед: Саша, какое эмоциональное состояние героев? (Грустное). Логопед: Подбери как можно больше слов приятелей к слову грустный, выложи столько цветных полосок, сколько слов ты назовёшь. (Выкладывает 3 бирюзовые полоски). (Печальный, унылый, расстроенный). Логопед: Саша, молодец. Составь предложение по картинке с данными словами. (Печальный, унылый, расстроенный щенок сидит на улице один).

    Логопед: Молодец, красивое предложение.

    (Логопед на фланелеграфе выкладывает 2- ю картинку). Алина, определи эмоциональное состояние героев на картинке. Подбери пиктограмму, найди соответствующую полоску по цвету. Назови эмоцию и цвет. (Ребёнок выполняет задание). (Удивление, салатовый цвет).

    Логопед: Подбери как можно больше слов приятелей к слову удивлённый, выложи столько цветных полосок, сколько слов ты назовёшь. (Изумлённый, ошеломлённый, потрясённый). (Выкладывает 3салатовые полоски).

    Логопед: Составь предложение с данными словами. (Потрясённый, ошеломлённый, изумлённый мальчик увидел на клумбе крота). Логопед: Алина, молодец.

    (На фланелеграфе 3 –я сюжетная картинка).

    Логопед: Лида, определи эмоциональное состояние героев на картинке. Подбери пиктограмму и найди соответствующую полоску по цвету, назови эмоцию и цвет. (Ребёнок выполняет задание). (Эмоция радость, цвет синий). Логопед: Ребята, Лида правильно выполнила задание? (Да).

    Логопед: Какие дети на картинке? (Радостные). Логопед: Подбери как можно больше слов приятелей к слову радостные, выложи столько цветных полосок, сколько слов ты назовёшь. (Весёлые, счастливые, задорные). (Выкладывает 3синие полоски на фланелеграфе). Логопед: Молодец, составь предложение с данными словами. (Весёлые, счастливые, задорные ребята танцуют на новогоднем празднике). Логопед: Очень красивое предложение Лида составила, молодец.

    (На фланелеграфе 4 – я сюжетная картинка). Логопед: Андрей, определи эмоциональное состояние героев на картинке. Подбери соответствующую пиктограмму и найди соответствующую полоску по цвету, назови эмоцию и цвет. (Ребёнок выкладывает на доске цветную полоску и пиктограмму). (Эмоция злость, цвет красный).

    Логопед: Молодец, какой мальчик на картинке изображён? (Злой). Логопед: Подбери как можно больше слов приятелей к слову злой, выложи столько цветных полосок, сколько слов ты назовёшь. (Разгневанный, недобрый, жестокий). (Выкладывает 3 красные полоски).

    Логопед: Молодец, составь предложение с данными словами по картинке. (Жестокий, недобрый, разгневанный мальчик бьёт котёнка).

    Логопед: Молодец, хорошее предложение составил Андрей. Ребята, можно обижать животных? (Нет). Логопед: Конечно, животных обижать нельзя, они наши братья меньшие. Все дети справились с заданием.

    (На фланелеграфе 5 – я сюжетная картинка).

    Логопед: Артём, определи эмоциональное состояние героев на картинке. Подбери соответствующую пиктограмму и найди соответствующую полоску по цвету, назови эмоцию и цвет. (Ребёнок выкладывает на фланелеграфе цветную полоску и пиктограмму). (Эмоция испуг, цвет оранжевый).

    Логопед: Молодец, какие дети на картинке изображены? (Дети испуганные). Логопед: Подбери как можно больше слов приятелей к слову испуганные, выложи столько цветных полосок, сколько слов ты назовёшь.

    (Напуганные, перепуганные). (Выкладывает 2 оранжевые полоски).

    Логопед: Молодец, составь предложение с данными словами по картинке.

    (Напуганные, перепуганные дети смотрят на молнию).

    Логопед: Артём, молодец.

    Все дети справились с заданием. Что вы сейчас делали? (Составляли предложения со словами приятелями). Саша, найди карточку с таким заданием. (Ребёнок находит карточку).

    Логопед: За второе задание Тим нам ещё дарит мячик. (Логопед на полку кладёт 2-й мячик).

    4. Дети стоят полукругом перед экраном. На экране (слайд 7 “Котик Тимка и картинки: животные, птицы, насекомые”).

    Логопед: Посмотрите, Тим придумал для вас ещё интересное задание. И он мне сказал, что это задание вас научит выполнять Лида. Слушайте её внимательно. Сейчас вы будите изображать в движении животных, птиц, насекомых с разными эмоциями. ( “Ребёнок – учитель” проводит задание). (Встаньте в круг, повернитесь друг за другом). (Дети выполняют команду). (Изобразите печального ослика). (Дети изображают в движении печального ослика). (Молодцы, справились с заданием. Покажите весёлую бабочку). (Дети изображают весёлую бабочку). (Молодцы, правильно выполнили задание. Покажите испуганного зайчика). (Дети изображают испуганного зайчика). (Молодцы ребята, справились с заданием. Покажите злого волка).

    (Дети изображают злого волка). (Молодцы, правильно изобразили.

    Покажите удивлённую сову). (Дети изображают удивлённую сову).

    (Молодцы, все старались, выполняли правильно). Логопед: Что вы делали? (Изображали животных, птиц, насекомых в движении).

    Логопед: Андрей, найди карточку с таким заданием и покажи. (Ребёнок находит карточку).

    Логопед: Молодец. За третье задание Тим нам ещё дарит мячик. (Логопед на полку кладёт 3-й мячик).

    5. На экране (слайд 8 “Тимка и конверт”). Логопед: Посмотрите ребята, Тимка принёс письмо. (Логопед открывает конверт с письмом). Но по дороге что – то случилось и слова рассыпались. Предложения прочитать невозможно. Помогите составить правильно предложения. ( Логопед зачитывает письмо).

    Ребята, весёлый, выбежать, на, улица. (Весёлые ребята выбежали на улицу).

    Логопед: Молодец, правильно составила Саша предложение.

    Грустный, львица, сидеть, озеро, около. (Грустная львица сидит около озера).

    Логопед: Молодец, правильно составила Лида предложение.

    Щенок, видеть, удивлённый, бабочка. (Удивлённый щенок увидел бабочку).

    Логопед: Молодец, правильно составил Андрей предложение.

    За, бежать, волк, злой, заяц. (За зайцем бежал злой волк).

    Логопед: Молодец, правильно составил Артём предложение. Что вы сейчас делали? ( Мы составляли правильное предложение).

    Логопед: Лида, найди карточку с таким заданием. (Ребёнок находит карточку).

    Логопед: Молодец, правильно нашла карточку. За то, что вы правильно выполнили задание. Тимка подарил вам ещё мячик. (Логопед на полку кладёт 4-й мячик).

    Логопед: Что вы делали сегодня на занятии сначала? (Подбирали слова приятели к словам грустный, весёлый, злой, удивлённый, испуганный).

    ( Логопед показывает на доске пиктограмму с эмоциями).

    Логопед: Правильно, молодец Саша. Ребята что вы делали потом? (Учились составлять предложения по картинке со словами приятелями).

    Логопед: (Показывает на доске пиктограмму схема предложения). Молодец Лида, сегодня на занятии вы учились составлять предложения по картинке со словами приятелями. Что вы потом делали на занятии? (Выполняли в движении животных, птиц, насекомых с разными эмоциями). (Логопед показывает на доске пиктограмму “Животные, птицы”).

    Логопед: Молодец Андрей. Что вы делали потом? (Мы играли в игру “Сломанное предложение”).

    (Логопед показывает на доске пиктограмму – схема предложения (расположенные слова не по порядку).

    Логопед: Правильно, молодец Артём. Вы составляли правильное предложение. Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей). Логопед: Что было трудным для вас? (Ответы детей).

    (На экране слайд 9 “Котик Тимка улыбается).

    Логопед: Тимка вас благодарит, всем спасибо говорит.

    Давайте посчитаем, сколько мячей вам подарил Тим за выполненные задания. (Дети считают мячики). (4-е мячика).

    Логопед: Мы с вами тоже поиграем с мячиками в группе и на занятии. Спасибо Тим тебе за интересные задания и подарки. Спасибо вам ребята.

    «Конспект логопедического занятия Тема: «СИНОНИМЫ» Цель: 1. Уточнение семантики слов и адекватное их использование в речи. 2. Обогащение словаря учащихся синонимами. . »

    Конспект логопедического занятия

    Цель: 1. Уточнение семантики слов и адекватное их использование в речи.

    2. Обогащение словаря учащихся синонимами.

    3. Формирование навыка самостоятельного использования синонимов в речи.

    Задачи: 1. Упражнять учащихся в подборе синонимов, которые могут служить заменой данному.

    2. Выяснить оттенки значений, различий в их употреблении.

    3. Упражнять в развитии фонематического слуха

    4. Упражнять учащихся в чтении и письме

    Оборудование:

    Карточки с заданиями

    Ход занятия:

    1. Организационный момент ЛОГОПЕД: – у нас логопедическое занятие, а на доске сплошные цифры! Ребята, помогите мне расшифровать тему сегодняшнего урока!

    На доске написаны цифры: 7 3 5 10 5 3 1 12

    У каждого ребенка таблица-расшифровщик:

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

    м в и г н з с рпо у ы

    ЛОГОПЕД: -все правильно, получилось слово «синонимы»! Именно подбором синонимов мы сегодня и займемся. А еще подумаем, для чего нужны синонимы в речи.

    2. Основная часть:

    1. ЛОГОПЕД: Давайте вспомним, что такое СИНОНИМЫ?РЕБЕНОК: Синонимы – это слова близкие по смыслу, но разные по звучанию.ЛОГОПЕД: сейчас мы прочитаем текст и попробуем продемонстрировать, что синонимы в речи необходимы

    Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним.

    – Как живешь? – спрашиваю.- Нормально, – отвечает.- А с учебой как?- Нормально.- Ты, говорят, болел. А сейчас нормально?- Нормально.- Хорошо, значит?- Ну я же говорю – нормально.- Странно ты говоришь…- Почему? Нормально говорю.- Ты считаешь, нормально?- Нормально.

    «Да, – подумал я, – Странно. А ведь когда-то был вполне нормальным человеком».

    ЛОГОПЕД: Как ты думаешь, почему автор своего приятеля посчитал не вполне нормальным человеком? РЕБЕНОК: Приятель автора не нормальный, потому что он в речи использовал одно и то же слово. Это слово «нормально».ЛОГОПЕД: Замени повторяющееся слово синонимами.РЕБЕНОК: читает текст и заменяет слово «нормально» синонимами:

    Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним.

    – Как живешь? – спрашиваю.- Хорошо, – отвечает.- А с учебой как?- Все отлично.- Ты, говорят, болел. А сейчас нормально?- Сейчас я здоров.- Хорошо, значит?- Ну я же говорю – хорошо себя чувствую.- Странно ты говоришь…- Почему? Правильно говорю.- Ты считаешь, нормально?- Нормально.

    «Да, – подумал я, – Странно. А ведь когда-то был вполне нормальным человеком». ЛОГОПЕД: зачем же нужны в речи синонимы?РЕБЕНОК: синонимы нужны, чтобы разнообразить речь.

    2. Подобрать к словам из левого столбика синонимы из правого столбика.

    ЛОГОПЕД: Подбери к каждому слову из левого столбика синоним из правого столбика и соедини пары слов линиями.

    3. Игра «Подбери по три».(карточки)

    ЛОГОПЕД: Выберите в каждом ряду по три слова-синонима и подчеркните их.

    Пёс, лошадь, собака, коза, корова, псина.

    Сердиться, спать, болеть, почивать, дремать, смотреть.

    Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.

    Прочный, храбрый, крепкий, твердый, хлипкий.

    Шалун, проказник, лентяй, баловник, увалень.

    После коллективной проверки переписываем в тетрадь слова-синонимы.

    4. Физкульт. минутка (упражнение на развитие внимания и ориентировки в схеме собственного тела).

    ЛОГОПЕД читает стих, дети выполняют движения:

    1.Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел,

    Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится, вьется.

    Над цветком цветок летает, И порхает, и порхает.

    2.Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

    3.Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя.

    5. Работа с текстом. Замена повторяющихся слов синонимами. ЛОГОПЕД: -прочитайте текст, замените повторяющиеся слова синонимами.

    Был (Выпал) первый снег. Лес и теперь хорош. На березе еще были (остались) желтые листья. Ели и сосны были (стали, казались) еще зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега. Мертвая тишина была (царила, сгущалась) в лесу. Была (потемнела, успокоилась, отстоялась, уснула, покрылась льдом, замерзла) прозрачная вода в озере.6. Итог занятия.

    – По какому уголку русского языка мы сегодня путешествовали? (Синонимы)

    – Какие слова называем синонимами? (Синонимы – это слова, близкие по значению и относящиеся к одной части речи)

    – Сколько синонимов можно подобрать к слову? (Один, два, три и более).

    – Синонимы можно подобрать к любому слову? (Нет. Например,ножницы, карандаш).

    – В каком выражении слово ТВЁРДЫЙ нельзя заменить синонимом? Твёрдый знак, твёрдые знания, твёрдое яблоко.

    Молодцы! – Вы сегодня все молодцы! А давайте прочитаем в презентации синонимы слова «молодцы».

    «Смотрите на телеканале “Кино Плюс”c 29 февраля по 6 марта ВорыИнтернациональная команда воров экстра-класса планирует грандиозное ограбление в Макао. Все участники банды — опытные профессионалы, бывали в переделках и способны эффективно работать в самых опасных и стрессовых условиях. Однако, несмотря на то, что все р. »

    «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №4 г.Тосно” Приказ От 01.09.2015 года № 280/2 г.Тосно Об утверждении локальных актов доступа к информационным ресурсам посре. »

    «ВВЕДЕНИЕ Актуальность: Можно ли, использовать ненужные предметы в моделирование полезных вещей ?Проблема : У каждого из нас есть вещи, которые уже не нужны, но выкинуть которые – рука не поднимается. Я решил узнать, как используя ненужные предметы -получить новые. Помимо того, что созданная вещь начнет служить какой-то полезной цели. »

    «Типы темперамента Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Нет лучших или худших темпераментов — каждый из них имеет. »

    «Квест-игра по произведению М.Твена “Приключения Тома Сойера”Действующие лица (ученики 7-8 классов): Tom Becky Aunt Polly Ben Rogers Ведущий Участники игры: ученики 5-6 классов Оснащение: декорации зала, костюмы, листы с заданиями для команд, маршрутные карты для команд, проектор, компьютер с презентацией о Марке Твене, карточки с буквами-по. »

    «(8 кл) № пп Тема занятий Показательные св-я коррекционной работы Содержание практической работы Оборудование, материалы Наглядные пособия классы Календарные сроки Количество часов Классификация обуви 1. Вводное занятие. Техника безопасности Устное общение 2. Виды кожаной обуви. Деление обуви по назнач. »

    «Вносится главой Администрации города Костромы Проект № О внесении изменений в Прогнозный план приватизации муниципального имущества города Костромы на 2016 год ина плановый период 2017 и 2018 годов В соответствии со статьями 50 и 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местн. »

    «Сценарий новогоднего утренника “Весёлый Снеговик” Для второй младшей группы Дети под музыку входят в зал и становятся вокруг ёлочки. Ведущий: Вот так чудо в нашем зале!Словно в сказ. »

    «Компетенция 18 “Электромонтаж” (на английском языке)День 1: Система прямого пуска двигателяДень 2: Система управления освещением Конкурсное задание. Возрастная категория: 14+Время на выполнение задания: 8 часовКВАЛИФИКАЦИЯ И ОБЪЕМ РАБОТ Чемпионат проводится для демонстрации и оценки квалификации в данном виде мастерства. »

    2017 www.docx.lib-i.ru – «Бесплатная электронная библиотека – интернет материалы»

    Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
    Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

    Логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, имеющими общее недоразвитие речи, на тему “Синонимы-существительные”

    Цели:

    • Коррекционные: восполнение лексических средств языка путем овладения навыками подбора синонимов, способами их употребления; совершенствование звукобуквенного анализа и синтеза; развитие связной речи; развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха, аналитико-синтетической деятельности мышления; повышение уровня речевой культуры, активизировать познавательную деятельность.
    • Образовательные: закрепление понятия «имя существительное», «синонимы», повторение написания слов из словаря, профилактика орфографических ошибок.
    • Воспитательные: повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям, формировать умение учиться самостоятельно, добывать знания.

    Ход занятия

    1. Организационный .момент. Фонематическая зарядка.
    Отгадать по описанию артикуляционного уклада парные согласные «Т-Д». Прислушаться, запомнить и повторить цепочки слогов с этими согласными.

    2. Игра «Кто быстрее найдёт спрятанные в кабинете мелкие картинки с изображениемпредметов?»
    К какой части речи относятся слова, обозначающие предметы на картинках? Назвать и записать те, в которых букв больше, чем звуков, определить их количество. Догадайтесь, со словами, какой части речи мы будем работать на занятии?

    3. Знакомство с основной темой занятия.
    Мы познакомимся с особыми существительными-«приятелями». Они называются синонимами. Это близкие по значению слова, которые по-разному называют одно и то же. Эти слова могут различаться оттенками значений. Они как члены одной семьи. Похожи при всей своей непохожести. Чтобы выявить эти тонкие различия, их надо ввести в текст. К концу занятия мы должны решить, для чего в нашей речи нужны синонимы.
    Рассмотрим на примере, сравнивая по смыслу слова «буря» – сильный разрушительный ветер, «ураган» – необычайная по силе буря, «шторм» – сильная буря на море.
    Дети рассматривают иллюстрации. Составляют предложения со словами: буря, шторм, ураган.

    4. Тренировочные упражнения.
    Упр. 1. Соотнести слова-синонимы. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда составляет колонки слов – синонимов. По окончании работы – взаимопроверка.
    Цель: учить различать близкие по смыслу слова.

    неправда
    друг
    доктор
    сила
    ограда
    поддержка
    школьник
    ужас
    сражение
    мощь
    бой
    забор
    ученик
    враг
    страх
    приятель
    ложь
    помощь

    Упр. 2. Выписать слова из карточки, близкие по смыслу к главному слову «темнота». Распределить слова по мере возрастания темноты.
    Цель: учить выделять и распределять группу синонимов с указанием доминантного слова

    Темнота, прекрасный, правила, потёмки, режим, сумерки, тетрадь, мрак

    В команде дети распределяются, кто, с каким словом составляет предложение. Предложить послушать предложения с данными словами из произведений известных писателей:
    «Наступили сумерки, сделалось холодно и сыро, и в поле показались волки». (Салтыков-Щедрин).
    «Старик встаёт и вместе со своей длинной тенью осторожно спускается из вагона в потёмки». (Чехов).
    «Но что же можно было видеть в этой непроницаемой темноте». (Тургенев).
    «Над ним и вокруг него по-прежнему стоял мрак». (Короленко).

    Упр. 3. Каждый ученик в команде получает карточку и самостоятельно, составляет ряд синонимов. Ученики 1 и 2 команды с одинаковой карточкой сверяют результат выполненного задания.

    Цель: закрепить умение самостоятельно выделить группу синонимов.
    Приятное известие, неожиданное сообщение, главная новость, плохая весть
    Красивая лошадь, быстрый скакун, боязливый конь.
    Ценный груз, тяжёлая ноша, громоздкий багаж.
    Летняя жара, сильный жар, невыносимый зной.
    Нежный аромат, прекрасный запах, незабываемое благоухание.
    Свежая пища, запас корма, вкусная еда.

    Упр. 4. Команды заполняют таблицу, подбирая синоним. В слове должно быть 4 звука и 4 буквы. Взаимопроверка.
    Цель: учить подбирать синонимы.
    Дети пользуются общей таблицей синонимов № 1 (Приложение 1).

    темнота
    зной
    ураган
    несчастье
    ребята
    товарищ
    недруг

    Упр. 5. Проанализировать текст. Вставить пропущенные орфограммы, найти слова, близкие по смыслу, подчеркнуть их одной чертой.
    Цель: учить анализировать текст, наблюдая за синонимической заменой.

    Зимой.
    Пришла з-ма. Вып-ло много снегу. Дети выб-жали на улицу. М-лыш-
    к-тались на санках. Р-бята постарше бегали на лыжах или на к-ньках.
    Вес-ло д-творе з-мой!

    -Каким словом лучше назвать детей, которые посещают ясли? А учеников 2, 3 классов?

    Упр. 6. Прослушать рассказ. Какой недостаток вы заметили? Заменить синонимами слово «медведь». Каждый ученик самостоятельно составляет ряд синонимов, а затем команда выбирает подходящие варианты.

    Цель: учить анализировать текст с самостоятельным подбором слов – синонимов, выбирая их из своего словарного запаса.
    На опушке леса показался медведь. Он подошёл к зарослям
    малины и стал есть ягоды. Вдруг он застыл на мгновение.
    Затем он бросился назад, в лес.

    Упр. 7. Все ученики самостоятельно составляют рассказ на тему «Школьники» из 5-6 предложений, применяя синонимы, и читают свои мини-сочинения. Оценку сочинений делают сами ребята.
    Цель: формировать умение самостоятельно выбрать из своего словарного запаса синонимы для выражения собственной мысли.

    6. Итог.

    • Вспомнить все слова-синонимы, которые употреблялись на занятии.
    • Для чего нужны синонимы?
    • Самооценка своей деятельности на занятии.

    Вывод: Синонимы нужны для того, чтобы точнее и выразительнее была речь.

    Конспект логопедического занятия. Синонимы.3 класс
    план-конспект на тему

    Конспект группового логопедичесго занятия для 3 класса по теме “Синонимы” с использованием ЭОР

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_moego_uroka.docx25.47 КБ
    prezentaciya1.pptx2.77 МБ
    kartochki.docx16.3 КБ
    prilozhenie_stihotvorenie.docx13.63 КБ
    kompleks_no1.doc26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия для 3-го класса.

    Тема : Л огопедическая – лексико-грамматические категории. Синонимы. Грамматическая – закрепление знаний о частях речи: существительном, прилагательном и глаголе.

    Цель: Учить детей подбирать подходящие по смыслу синонимы. Закрепить знания о частях речи.

    1. Актуализировать и расширить знания детей о синонимах;
    2. Развивать навыки связного высказывания;
    3. Развивать слухоречевую память;
    4. Развивать эмоциональное восприятие нового материала;
    5. Учить видеть оттенки значений слов;
    6. Учить дифференцировать понятия на основе выделения их существенных признаков;
    7. Развивать пространственное ориентирование;
    8. Обогащать словарный запас;
    9. Формировать навык самостоятельного построения умозаключений;
    10. Развивать слуховое и зрительное внимание;
    11. Развивать межполушарное взаимодействие.
    1. Активизировать знания учащихся в области лексикологии, познакомить учащихся с синонимами как лексической группой слов;
    2. Формировать умения находить синонимы в тексте, самостоятельно подбирать синонимы к словам, составлять синонимический ряд, правильно употреблять синонимы в речи;
    3. Закрепить знания о частях речи.
    1. Воспитывать познавательный интерес к обучению;
    2. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку, к родной культуре, интерес к изучению русского языка;
    3. Развивать умение работать в команде;
    4. Формировать самоконтроль, самооценку учащихся;
    5. Воспитывать трудолюбие;
    6. Прививать навыки коллективной и индивидуальной работы;
    7. Воспитывать умение слушать и слышать обращенную речь.

    Оборудование: презентационный материал, карточки-лото «синонимы», компьютер, проектор, экран, карточки со стихотворениями, раздаточный материал (диски).

    Л : «Подружили» свои спинки со спинками стульев, ножки – с полом, глазки – с моими глазами. Сосредоточились и готовы слушать и отвечать».

    Л : Ребята! Есть в русском языке слова- друзья .Сегодня мы познакомимся с ними. Помогут нам герои книги Н. Носова «Приключение Незнайки». Мы совершим путешествие в школу Цветочного города на улицу Друзей . (Слайд 1.) Коротышки, живущие на улице Друзей очень дружат со словами – друзьями. Как – то у меня некрасиво получилось. Скорей за помощью в Цветочный город! Что-то не получается……( Слайд 2). Ой! А где же все?

    Незнайка: «Не сердитесь на нас, что мы опоздали».

    Появляется Гусля: «Не обижайтесь».

    Появляется Пончик: «Не дуйтесь».

    «Нас все потеряли, а мы были рядом», сообщил Незнайка.

    «Недалеко», подтвердил Гусля.

    «Близко», прошептал Пончик.

    «Немедленно на урок! Быстро в Цветочный город!» произнес Знайка.

    Л : Чтобы узнать с какими словами нас хотят познакомить коротышки, надо вспомнить что они произнесли. (слайд 4). Слова Знайка спрятал в кроссворд, разгадав его, мы узнаем тему урока.

    1. Знакомство учащихся с синонимами как лексической группой слов.

    Л : Какие слова называются синонимами? (Ответы детей)

    ( Слайд 5 ) Дети зачитывают определение слов-синонимов.

    1. Формирование умения находить синонимы в тексте, самостоятельно подбирать синонимы к словам, составлять синонимический ряд, правильно употреблять синонимы в речи;

    Л : кто это ребята? (Дети читают: поэт, стихотворец, певец). К какой части речи относятся все эти слова? Могут ли синонимы быть другими частями речи? (Дети отвечают).

    Л : Цветик приготовил для вас стихотворения, в которых есть слова-друзья разных частей речи. Попробуйте их найти. (Дети зачитывают по очереди текст, называют найденные синонимы, уточняют часть речи)

    Л : Друзья, какой вывод мы можем сделать? (Дети уточняют, что синонимы могут быть разными частями речи).

    Л : Теперь мы попробуем вместе с Цветиком сочинять стихи, подобрав правильную рифму в виде синонима и назвав часть речи. (Дети выполняют задание)

    Л : А вот и новый герой спешит к нам. Кто же это? ( Слайд 7 ) (Дети читают: способный, талантливый, одаренный, гениальный). К какой части речи относятся все эти слова?

    Л : Тюбик приглашает нас к себе на выставку «Слов друзей» ( Слайд 8 ) А давайте попробуем подобрать слово-синоним к каждой картинке. (Дети подбирают синонимы).

    Л : Почему картинки карандаша, ели и ромашки исчезли с выставки? Какой вывод мы можем сделать? (дети делают вывод, что не ко всем словам можно подобрать синонимы).

    Л : Смотрите, а это кто? ( Слайд 9 ) (Кинезиология под музыку).

    Л : ( Слайд 10 ) Вы улыбнулись? Вы засмеялись? Вы захохотали? Посмотрите! Синонимы отличаются так, как и улыбка на этих лицах. Слова обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употребления в речи.

    Л : ( Слайд 11 ). Снова Знайка к нам вернулся. Он очень любит заглядывать в словарь, и вам предлагает поработать с ним. Откройте страничку на закладке и прочитайте выделенное слово и все синонимы к нему. ( Работа со словарем) Только задумайтесь: всего одно слово и к нему столько можно подобрать слов – друзей, синонимов. А теперь сыграем со Знайкой в лото. (Детям раздаются карточки со словами. Логопед уточняет, все ли слова знакомы, затем зачитывает карточку – синоним и раздает детям).

    Л : Пора нам вспомнить и про наши тетради. Взяли, пожалуйста, орешки, положили их между ладонями, правя ладонь вверху. (круговые движения).

    «Прилетела птичка, всем дала яичко.

    Птичка – невеличка, не роняй, яичко! (перевернули ладони).

    Разобьешь скорлупку – вылетит голубка!»

    ( Слайд12 ) Л : Открываем тетради, записываем число. Посмотрите, дети, на экран. Прочитайте и составьте пары слов-синонимов. Запишите их в тетрадь.

    ( Слайд 13 ). Л : А вот и Незнайка! Он пытался составить правило. Получилось не очень красиво. Подберите слова-синонимы, чтобы правило зазвучало. Что получилось? Давайте его запишем. ( Слайд 14 )

    Л : Вот и подходит к концу наше путешествие. Кто может сказать, как называются слова-друзья ,с которыми нас знакомили коротышки? Что это за слова? Какими частями речи они могут быть? (Слайд15) Что понравилось? А Коротышки приготовили в подарок диск с уроками радионяни. Прилежному (Имя)….старательной (Имя)……… трудолюбивой (Имя)…….

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТОЧНЫЙ ГОРОД

    ГУСЛЯ НЕЗНАЙКА ПОНЧИК

    С Е Р Д И Т Ь С Я О Б И Ж А Т Ь С Я Н А Д У Т Ь С Я Р Я Д О М Н Е Д А Л Е К О Б Л И З К О Н Е М Е Д Л Е Н Н О Б Ы С Т Р О С Е Р Д И Т Ь С Я О Б И Ж А Т Ь С Я Н А Д У Т Ь С Я Р Я Д О М Н Е Д А Л Е К О Б Л И З К О Н Е М Е Д Л Е Н Н О Б Ы С Т Р О

    Что такое синонимы? – это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению . Для чего используют синонимы в речи? Благодаря их использованию речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

    ПОЭТ СТИХОТВОРЕЦ ПЕВЕЦ

    Я поэт, зовусь я Цветик, От меня вам всем приветик! Сочинять стихи я рад, И не надо мне наград Я поэт, зовусь я Цветик, От меня вам всем приветик! Сочинять стихи я рад, И не надо мне (призов)

    Знайка очень умный парень. Хочет все на свете знать. Книги часто он читает, Любит все он узнавать Знайка очень умный парень. Хочет все на свете знать. Книги часто он читает, Любит все он (выведывать)

    Тюбик мастер. Тюбик скромник. Книги часто он читает, Настоящий он художник Тюбик мастер. Тюбик скромник. Книги часто он читает, Настоящий он ( живописец )

    Он веселый, он смешной . Да, зовут его Незнайка . С очень доброй головой. Он веселый, он (забавный). Ну-ка, имя угадайка!?

    ТАЛАНТЛИВЫЙ СПОСОБНЫЙ ОДАРЕННЫЙ ГЕНИАЛЬНЫЙ

    1+2 = 3 2+2 = ? А Б С 12 89 23 56 4 А 2 =С 2 +Б 2 2+3 = 5 Полет на луну?

    ШАЛУН ЧЕСТНЫЙ ТОВАРИЩ ВОЛШЕБНИК ДРУЖНО ДРУГ ОЗОРНИК ЧАРОДЕЙ ДОБРОСОВЕСТНЫЙ СЛАЖЕННО

    Д ети! Чтите товарища c товарищем! Слова для справок: друзья, уважать, друг.

    Друзья! Уважайте друг друга!

    Что такое синонимы? – это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению . Для чего используют синонимы в речи? Благодаря их использованию речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. Синонимы могут быть разными частями речи.

    Предварительный просмотр:

    Предварительный просмотр:

    Дрожит на ветру,

    Стынет на солнышке,

    «Бураны, вьюги и метели-

    Как много с ними канители,

    Как много шума, толкотни,

    Как надоели мне они!»-

    Так проворчал мороз угрюмый

    И речку в лед сковал без шума

    Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

    Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

    Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

    Значит дуб выносливый, значит закаленный.

    Предварительный просмотр:

    1. Колечко . Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
    2. Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя.
    3. Лезгинка. Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите – 6 – 8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
    4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
    5. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
    6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
    7. Горизонтальная восьмерка.

    1,2 неделя занятий. Упритесь языком во рту в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой , то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.

    3,6 неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание),должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз « туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».

    7,8 неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев рук по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвя.

    Цель логопедического занятия в 1 классе: обучение дифференциации звуков [п]-[п’] изолированно, в слогах, в словах, предложениях на слух и правильному обозначению их на письме. Занятие вклю.

    С целью достижения коррекционно-развивающих задач на занятии используются различные виды упражнений: характеристика звуков занятия, дифференциация звуков, звуковой анализ, слоговой синтез, а также упр.

    Конспект логопедического занятия 2 класс Учитель-логопед МБОУ «Сапогогвская СОШ» Лубянова Наталья ГеннадьевнаТема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях».Цель и задачи:- закреп.

    Основной задачей данного конспекта показать виды работ учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по специально оборудованным учебным зонам.

    Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме “Многозначные слова”. Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами.

    Логопедическое занятие для детей с ОВЗ (нарушение зрения).

    Логопедическое занятие “Синонимы”
    план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

    Предлагаю фронтальное логопедическое занятие с обучающимися 2 класса, группа ОНР. Используютс различные занимательные задания по теме “Синонимы.”

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    sinonimy.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия : группа ОНР, 2 класс.

    Романенко Наталья Сергеевна ,

    МБОУ «Новотаволжанская СОШ имени

    Героя Советского Союза И.П. Серикова

    Шебекинского района Белгородской области»

    образовательная: учить детей подбирать и находить слова-синонимы, расширение кругозора, корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи;

    развивающая: развитие внимания и памяти учащихся;

    здоровьесбережения: восстанавливать умственную работоспособность, препятствовать нарастанию утомления, повышать эмоциональный настрой учащихся, создание положительного настроя на занятии.

    Оборудование: карточки с заданиями, кроссворды, компьютер.

    Учитель – логопед читает стихотворение:

    Дрожит на ветру,

    Стынет на солнышке,

    – Ребята, какие слова в стихотворении близкие по значению?

    Как мы называем такие словом?

    Правильно, ребята! И т ема нашего занятия сегодня – «Синонимы».

    Так какие же слова называются синонимами? (Ответы детей).

    А теперь, отгадайте загадки и найдите в них слова синонимы.

    После урока непременно

    Нужна ребятам ______________.

    На время что-то прекратив,

    Мы объявляем _______________.

    В борьбе, в труде устали слишком –

    Дают уставшим ___________.

    У каждого на столе лежит карточка с заданиями. Найдите первое задание. Это игра «Найди пару».

    II. Основная часть занятия.

    Игра «Найди пару».

    К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их линиями.

    Проверку провести выборочно.

    Игра «Подберите по три».

    Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.

    Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.

    Пёс, лошадь, собака, коза, корова, псина.

    Сердиться, спать, болеть, почивать, дремать, смотреть.

    Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.

    Радость, радоваться, радостный, ликовать, торжествовать, ликование.

    Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова. По какому признаку нужно распределить слова на группы?

    Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.

    ____________ _____________ _______________

    ____________ _____________ _______________

    ____________ _____________ _______________

    Игра «Проверь по узору».

    Прочитайте слова в таблице и распределите их на два синонемических ряда. Для этого закрасьте квадратики под словами нужным цветом. Полученный узор сверьте с предложенным узором.

    Разбор слов: сеча, побоище, колоссальный, неподалёку, спешно.

    Ребята, вы устали писать и рисовать, наши пальчики должны отдохнуть. Давайте проведем гимнастику для пальчиков.

    5. Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.

    (проводится под музыку)

    Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками одновременно.

    Имитация игры на пианино.

    Разведение пальцев врозь и сведение их вместе.

    Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

    Вращение кистями рук.

    Сбрызгивание капелек воды с пальцев (вправо – влево).

    Соприкосновение подушечек пальцев: пальцы одной руки по очереди соприкасаются с пальцами другой руки.

    Работа с предложениями.

    Вставьте нужные слова в предложения из слов, данных за чертой.

    Читаем сначала слова: сторожить, беречь, охранять, а затем работаем с предложениями.

    Нам надо ________ школьное имущество. охранять

    Часовые ___________ вход в штаб. сторожить

    Пётр Васильевич ________ сад. Беречь

    Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами. Пользуйтесь словами для справок.

    Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

    Слова для справок : знойные, палящее, жгучими.

    (проводится с музыкальным сопровождением «Ужасно интересно»)

    Дети произносят слова:

    Я здоровье сберегу,

    Сам себе я помогу!

    И.п. – сидя за столом, руки за голову. 1-2-руки вверх, 3-4-и.п.

    Повторить под музыку 5-6 раз.

    И.п. – сидя за столом, ноги на ширину плеч, руки на пояс. 1-2-наклон вправо, 3-4-и.п. То же влево. Повторяем в такт музыки 5-6 раз.

    И.п. – сидя за столом. 1-2 – встать, 3-4 – повороты туловища вправо, влево.

    И.п. – стоя у стола. 1-2 – руки к плечам, 3-4 – руки вверх перекрестить. Повторяем в такт музыки 5-6 раз.

    И.п. – стоя у стола. 1-2 – левая нога вперёд, правая рука вверх, 3-4 – руки и ноги меняем местами.

    Бег на месте не отрывая носков от пола.

    Бег с поворотами в одну сторону, а затем в другую. Повторяем один раз.

    И.п. – стоя у стола. Два шага с поворотом в одну сторону, хлопок руками, а затем – в другую и хлопок. Упражнение повторяется 5-6 раз.

    Работа с текстом.

    Прочитайте и спишите стихотворение. Найдите в нём слова-синонимы, подчеркните их.

    Бураны, вьюги и метели –

    Как много с ними канители,

    Как много шума, толкотни,

    Как надоели мне они.

    10. Гимнастика для глаз.

    (Звучит музыка с элементами пения птиц «Летний сад»)

    Закройте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз.

    Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

    Движение зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками.

    Крепко зажмурить глаза 10 – 15 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.

    Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз.

    Все упражнения учитель демонстрирует детям.

    Работа с кроссвордами.

    Дети объединяются в две группы, между которыми проходит соревнование.

    Впишите в пустые клетки синонимы, которые подходят к словам стоящим около них.

    Читайте также:  Использование инновационных методов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения
    Ссылка на основную публикацию