Синквейн в работе учителя-логопеда

Консультация “Использование дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками”

Консультация « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Уразбаева Г.З.,

Учитель-логопед МДОБУ ЦРР – детский сад «Аленушка»

Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.

Родной язык – это средство общения, выражения и формирования мыслей «активное могучее средство всестороннего развития личности ребенка» (А.И. Сорокина). Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем содержательнее его общение со сверстниками, взрослыми.

В настоящее время наблюдается огромный рост детской речевой патологии, поэтому устранение нарушений речи необходимо начинать как можно раньше. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.

В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадиционные.

К одной из таких новых технологий относится дидактический синквейн. Эта технология органично вписывается в работу по совершенствованию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников. Ведь, как известно, речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи ограничена, она характеризуется бедностью словаря, нарушением лексико – грамматических категорий, низким уровнем сформированности связной речи. Исходя из опыта работы с такими детьми, можно сказать, что им требуется больше усердий на то, чтобы изложить правильно свои мысли.

Актуальность и целесообразность использования синквейн-технологии в коррекционной работе объясняется тем, что:

– новая технология открывает новые возможности;

– не нарушается общепринятая система воздействия на речевую патологию и обеспечивает ее логическую завершенность;

– данная технология благоприятно влияет на развитие высших психических функций;

– синквейн можно использовать при диагностическом исследовании дошкольников.

Что такое синквейн?

Синквейн с французского языка переводится ㅤкак «пять ㅤстрок», т.е. ㅤпятистрочная строфа ㅤстихотворения. Форма синквейна была разработана амереканской поэтессой Аделаидой Крепси. Синквейн – это необычный текст, он написан в соответствии с определенными правилами.

ㅤДидактический синквейн основывается на ㅤсодержательной ㅤстороне и ㅤсинтаксической ㅤзаданности ㅤкаждой ㅤстроки. ㅤСоставление ㅤдидактического ㅤсинквейна ㅤявляется ㅤформой ㅤсвободного ㅤтворчества, ㅤтребующей от ㅤавтора ㅤумения ㅤнаходить в ㅤинформационном ㅤматериале ㅤнаиболее ㅤсущественные ㅤэлементы, ㅤделать ㅤвыводы и ㅤкратко их ㅤформулировать. В ㅤнастоящее ㅤвремя ㅤтехнология ㅤсоставления ㅤсинквейна ㅤактивно ㅤиспользуется в ㅤпсихологии и в ㅤработе ㅤучителей – логопедов. Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в детском саду.Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать.Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.ㅤ

ㅤПравила ㅤнаписания ㅤ ㅤсинквейна. Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает елочку. Что пишется в каждой строке ?

В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет,о котором идет речь.Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания,которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления,отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта, отвечающие на вопрос: Что делает?

В четвертой строке – ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме.Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четерех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание, отражающее суть предмета или явления, о котором говориться в дидактическом синквейне и отвечает на вопрос: Кто? Что?

Дети очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы.А темы могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того,на каком занятии предложено задание, какая тема изучается.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же эффективтивность и значимость? Во-первых,его простата.Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные вожможности. В –третьих,синквейн является игровым приемом. В- четвертых, составление синквейна используются как заключительное задание по пройденному материалу. В- пятых составление синквейна используются для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Я люблю свой детский сад.

Сказка – мой лучший друг.

Из приведенного примера видно следующее: для того чтобы правильно составить синквейн, ребенку необходимо иметь достаточный словарный запас, знать обобщающие слова, как слово-предмет ( живой не живой ), слово-действие, слово-признак. Дошкольники должны уметь слышать вопросы и давать правильные на них ответы. Отсюда следует, что перед составлением синквейна учителем-логопедом должна быть проведена предварительная работа по созданию речевой базы.

Работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. При знакомстве детей с понятиями «слово,обозначающее предмет», «слово,обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета», готовится основа накапливается материал для последующей работы над предложением.Дети овладевают понятиями «живой» и «неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. В этой работе используются различные картинки, предметы. Детям предлагается назвать слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос. Затем предлагается назвать несколько действий, которые могут производить изображенные предметы. Дети называют несколько признаков к одному предмету.После того как у детей сформировалось представление о словах,обозначающих предмет и его действия,их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. В первую очередь дети учатся составлять простое нераспространенное предложение разной структуры. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, дополнения. Дается понятие о коротких словах (предлогах ), их употреблении в речи.

Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур. Предварительная работа по созданию речевой базы для создания синквейна не противоречит программе Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. и той ее части, которая касается развития лексико- грамматических категорий у детей с ОНР 3 уровня и служит средством оптимизации процесса.

Синквейн может использоваться индивидуально и в подгруппах. Целесообразно использовать синквейн для закрепления изученной лексической темы; для развития связной речи; используя слова из синквейна, придумать рассказ; для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте. При творческом использовании в совместной деятельности синквейн воспринимается детьми как увлекательная игра,как возможность выразить свое мнение.Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его. Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса. Использование дидактического синквейна в логопедической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, технология «Дидактический синквейн» может успешно применяться в логопедической практике.

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
  2. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Просмотр содержимого документа
«Консультация “Использование дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками”»

Консультация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Уразбаева Г.З.,

Учитель-логопед МДОБУ ЦРР – детский сад «Аленушка»

Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.

Родной язык – это средство общения, выражения и формирования мыслей «активное могучее средство всестороннего развития личности ребенка» (А.И. Сорокина). Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем содержательнее его общение со сверстниками, взрослыми.

В настоящее время наблюдается огромный рост детской речевой патологии, поэтому устранение нарушений речи необходимо начинать как можно раньше. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.

В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадиционные.

К одной из таких новых технологий относится дидактический синквейн. Эта технология органично вписывается в работу по совершенствованию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников. Ведь, как известно, речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи ограничена, она характеризуется бедностью словаря, нарушением лексико – грамматических категорий, низким уровнем сформированности связной речи. Исходя из опыта работы с такими детьми, можно сказать, что им требуется больше усердий на то, чтобы изложить правильно свои мысли.

Актуальность и целесообразность использования синквейн-технологии в коррекционной работе объясняется тем, что:

– новая технология открывает новые возможности;

– не нарушается общепринятая система воздействия на речевую патологию и обеспечивает ее логическую завершенность;

– данная технология благоприятно влияет на развитие высших психических функций;

– синквейн можно использовать при диагностическом исследовании дошкольников.

Что такое синквейн?

Синквейн с французского языка переводится ㅤкак «пять ㅤстрок», т.е. ㅤпятистрочная строфа ㅤстихотворения. Форма синквейна была разработана амереканской поэтессой Аделаидой Крепси. Синквейн – это необычный текст, он написан в соответствии с определенными правилами.

ㅤДидактический синквейн основывается на ㅤсодержательной ㅤстороне и ㅤсинтаксической ㅤзаданности ㅤкаждой ㅤстроки. ㅤСоставление ㅤдидактического ㅤсинквейна ㅤявляется ㅤформой ㅤсвободного ㅤтворчества, ㅤтребующей от ㅤавтора ㅤумения ㅤнаходить в ㅤинформационном ㅤматериале ㅤнаиболее ㅤсущественные ㅤэлементы, ㅤделать ㅤвыводы и ㅤкратко их ㅤформулировать. В ㅤнастоящее ㅤвремя ㅤтехнология ㅤсоставления ㅤсинквейна ㅤактивно ㅤиспользуется в ㅤпсихологии и в ㅤработе ㅤучителей – логопедов. Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в детском саду.Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать.Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.ㅤ

ㅤПравила ㅤнаписания ㅤ ㅤсинквейна. Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает елочку. Что пишется в каждой строке ?

В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет,о котором идет речь.Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания,которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления,отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта, отвечающие на вопрос: Что делает?

В четвертой строке – ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме.Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четерех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание, отражающее суть предмета или явления, о котором говориться в дидактическом синквейне и отвечает на вопрос: Кто? Что?

Дети очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы.А темы могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того,на каком занятии предложено задание, какая тема изучается.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же эффективтивность и значимость? Во-первых,его простата.Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные вожможности. В –третьих ,синквейн является игровым приемом. В- четвертых, составление синквейна используются как заключительное задание по пройденному материалу. В- пятых составление синквейна используются для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Я люблю свой детский сад.

Сказка – мой лучший друг.

Из приведенного примера видно следующее: для того чтобы правильно составить синквейн, ребенку необходимо иметь достаточный словарный запас, знать обобщающие слова , как слово-предмет ( живой не живой ) , слово-действие, слово-признак. Дошкольники должны уметь слышать вопросы и давать правильные на них ответы. Отсюда следует, что перед составлением синквейна учителем-логопедом должна быть проведена предварительная работа по созданию речевой базы.

Работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. При знакомстве детей с понятиями «слово,обозначающее предмет», «слово,обозначающее действие предмета», «слово , обозначающее признак предмета», готовится основа накапливается материал для последующей работы над предложением.Дети овладевают понятиями «живой» и «неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. В этой работе используются различные картинки, предметы. Детям предлагается назвать слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос. Затем предлагается назвать несколько действий, которые могут производить изображенные предметы . Дети называют несколько признаков к одному предмету.После того как у детей сформировалось представление о словах,обозначающих предмет и его действия,их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. В первую очередь дети учатся составлять простое нераспространенное предложение разной структуры. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, дополнения. Дается понятие о коротких словах (предлогах ), их употреблении в речи.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия на развитие слогового анализа и синтеза

Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур. Предварительная работа по созданию речевой базы для создания синквейна не противоречит программе Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. и той ее части, которая касается развития лексико- грамматических категорий у детей с ОНР 3 уровня и служит средством оптимизации процесса.

Синквейн может использоваться индивидуально и в подгруппах. Целесообразно использовать синквейн для закрепления изученной лексической темы; для развития связной речи; используя слова из синквейна, придумать рассказ; для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте. При творческом использовании в совместной деятельности синквейн воспринимается детьми как увлекательная игра ,как возможность выразить свое мнение.Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его. Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса. Использование дидактического синквейна в логопедической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, технология «Дидактический синквейн» может успешно применяться в логопедической практике.

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Селезневой Ириной Алексеевной, учителем-логопедом МБДОУ «Детский сад» № 57 г. Дзержинска Нижегородской области. Сегодня Ирина Алексеевна любезно поделится своим профессиональным опытом по использованию метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР. Данный материал будет полезен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ирины Алексеевны:

«В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико – грамматических категорий и связной речи проходят более интересно, увлекательно и продуктивно по сравнению с традиционными формами работы».

Интересного чтения…

В связи с изменениями в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС требует от педагогов более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности. Ставится задача достижения более высокого качества образования воспитанников, создания условий для творческого саморазвития ребенка, для его полной самореализации как части социума. Для того чтобы в полной мере решать поставленные задачи, одновременно повышая свой профессионализм, совершенствуя педагогическое мастерство, перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных инновационных методов и технологий.

В наше время родители очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Общение сейчас заменяется компьютерами, телевидением и др. Современные дети демонстрируют замедленный темп речевого развития. С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих диагноз общее недоразвитие речи. Для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Лексико-грамматическая сторона речи у таких детей нарушена и значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи, у детей с хорошими диагностическими показателями, остаются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Эти проблемы в дальнейшем приводят к неуспеваемости в школе. Логопеду приходиться искать новые методы и технологии для оптимизации своей работы с детьми. Одним из таких методов, помогающих развить речевые способности дошкольников является дидактический синквейн. Синквейн является одним из методов моделирования.

Существует несколько трактовок технологии дидактического синквейна.

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси еще в начале 20 века, которая опиралась на японские стихи – хоку.

Синквейн – это необычное стихотворение, а маленький рассказ, написанный по определенным правилам.

Синквейн в переводе с французского – « пять строк» пятистрочная строфа стихотворения.

Синквейн не требует особых условий для применения и органично вписывается в работу по развитию лексико- грамматических категорий.

При работе над синквейном перед педагогом стоят задачи: научить детей находить в информационном материале наиболее существенные, главные элементы, делать выводы и кратко их формулировать, высказывать свое мнение.

Можно сказать, свободное мини-творчество, составить синквейн получается у каждого, чем он и хорош.

Можно сказать, что по структуре синквейн напоминает ёлочку.

Первая строка – одно слово, обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идет речь.

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойств, раскрывающих тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвертая строка-это словосочетание или предложение, состоящие из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора к теме.

Пятая строка – одно слово- существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы, обобщающее слово по теме.

В работе с детьми не обязательно, строго соблюдать правила при составлении синквейна. Возможно, что в четвёртой строке предложение будет состоять не из 4 –х слов, а из 3 или 5 слов, а в 5-ой вместо одного слова будет -2.

На данном слайде вы видите, как строится работа над синквейном и какие задачи решаются при работе над лексико-грамматической стороной речи по программе Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». Здесь перечислены те задачи из программы, которые стоят в параллели с синквейном, и которые мы можем решить, работая над ним. Для того чтобы наиболее правильно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения и расширения словаря, мы знакомим детей, сначала со словами предметами (живыми и неживыми), учим ставить к ним вопросы, затем со словами – признаками, со словами-действиями. Дальше идет работа над предложением, и только потом мы подходим к составлению короткого рассказа.

Эти задачи совпадают, синквейн гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

Формы организации образовательной деятельности.

Синквейн может использоваться на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. На разных годах обучения он используется по-разному. Поскольку дети не умеют читать, писать, синквейн мы составляем в устной форме с использованием наглядности, графических схем, по определенному алгоритму. Наглядно – графические схемы помогают детям лучше усвоить эти понятия, ощутить границы слов и их раздельное написание.

На первом году у нас сначала появляются волшебные коробочки, в которые мы набираем много слов- предметов, признаков, действий. Затем используем эти слова, выбирая нужные нам для составления синквейна – здесь идет использование моделей (как часть метода моделирования).

Знак вопроса обозначает – слово – предмет

Конфета / лимон – слова – признаки

Ладонь – слова – действия

– выкладывая на парте, доске с использованием схем;

На втором году мы переходим к схемам, записываем графически на листе бумаги, в рабочих тетрадях.

– как закрепление при анализе воспитателем продуктивной деятельности (детских работ) рисовании, аппликации, лепка.

Большое значение имеет работа с родителями. Какие формы работы с родителями используются:

-рекомендации по работе с детьми дома, памятка для составления синквейна.

-выпуск буклетов (приводятся различные игры, помогающие составить синквейн).

И только после родителям вместе с детьми рекомендовалось написать синквейн на лексическую тему недели дома.

Могут быть использованы такие варианты работы над синквейном:

Первый год обучения:

– составление синквейна по изученной лексической теме.

Когда дети научились составлять синквейн и их рассказывать, мы стали включать в работу такие задания:

– синквейн – загадка – анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки – «Отгадай о ком, или о чем рассказали? – на основе существующих её надо определить), «Закончи рассказ» – ребенок называет обобщающее слово.

Второй год обучения:

– составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); – на занятиях по связной речи.

– синквейн по прослушанному рассказу; (стих «Семья»)

– составление синквейна для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке грамоте (например, что такое звук?).

– к концу второго года дети, умеющие читать, могут печатать синквейн печатными буквами.

Дидактический синквейн составляем в конце изучения лексической темы, когда словарный запас по теме достаточный.

Когда идет изучение сложной темы синквейн можно использовать, как способ быстро сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Детям предлагается написать синквен по хорошо знакомому разделу темы.

Задания для детей могут быть разными:

– составление синквейна всеми детьми к одному предмету по лексической теме, составление синквейнов к разным словам – предметом, связанных между собой одной лексической темой.

Темами синквейнов служат лексические темы, которые усваивают дети в логопедической группе. Это находит отражение в календарно – тематическом планировании.

Каковы же преимущества метода дидактического синквейна?

Синквейн – это один из эффективных методов развития речи дошкольников.

Он имеет все признаки технологичности:

  1. Является игровым приёмом.
  2. Ребёнок реализует свои творческие и интеллектуальные возможности.
  3. Простота в применении. Составлять могут научиться все.
  4. Используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  5. Вырабатывает способность к анализу.
  6. Синквейн используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Дидактический синквейн используется психологами в школе и в детском саду, как эффективный инструмент для рефлексирования, а также в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Ребёнок, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.

Система использования метода дидактического синквейна в ДОУ № 57.

Над синквейном работа идет по четырем направлениям:

Логопед-родители-ребенок (рекомендации составить синквейн с родителями дома по теме или повторить);

Логопед-воспитатель – ребенок (при анализе работ продуктивной деятельности, на вечерних занятиях по заданию логопеда);

Логопед – психолог – ребенок (для рефлексии).

Из примеров детских синквейнов видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

– иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

– владеть понятиями: «слово – предмет» (живой не живой), «слово – действие», «слово – признак»;

– научиться правильно, понимать и задавать вопросы;

– согласовывать слова в предложении;

– правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Можно сказать, при работе с синквейном сначала уточняется лексика и грамматика. Это позволяет добиться хороших результатов при работе над развитием внутреннего плана высказывания на уровне предложения.

А теперь давайте попробуем с вами составить синквейн о снежинке.

Как можно составить синквейн?

1. Выставляется на доске картинка и задаётся вопрос:

Затем подбираются слова-признаки, отвечая на вопрос: какая она?

(холодная, красивая, хрупкая и т.д.), выбирается совместно два слова – признака и записываются логопедом на доске.

– Слова – действия (тает, падает, кружится, летит..)- записываются на доске – три слова – действия.

– Что можно сказать о снежинке, составьте предложение.

Снежинка тает на руке. Красивая снежинка кружится в воздухе.

– О чем вы думаете, глядя на снежинку?- выбирается подходящее слово (снег, зима, мороз).

2. Хрупкая, Легкая, холодная.

3.Падает, кружится, ложится.

4.Снежинки бывают только зимой.

Первое время важна помощь, поощрение, образец к которому нужно стремиться.

Результаты обследования детей показывают, что использование дидактического синквейна способствует достижению положительной динамики детей, увеличению коррекционного эффекта оказываемой логопедической помощи. Составление синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: иформационной, деятельной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Литература:

1.Акименко В. М. «Развивающие технологии в логопедии». Ростов н/Д., изд. «Феникс», 2011г.

2.Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №4 2005г.

Электронные ресурсы:

1.Мордвина Т. Синквейн на уроке литературы.

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда

Технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда.

МАДОУ «Детский сад № 000» г. Перми

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»

Читайте также:  Использование логопедических наглядно-игровых средств в системе логокоррекционной работы

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе.

Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадиционные. К одной из таких новых технологий относится дидактический синквейн. Эта технология органично вписывается в работу по совершенствованию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников. Ведь, как известно, речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи ограничена, она характеризуется бедностью словаря, нарушением лексико – грамматических категорий, низким уровнем сформированности связной речи. Исходя из опыта работы с такими детьми, можно сказать, что им требуется больше усердий на то, чтобы изложить правильно свои мысли.

Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, нового и привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?» И задача взрослых четко и правильно отвечать на вопросы ребенка, помочь понять смысл каждого слова, запомнить его и правильно употреблять в речи.

Актуальность технологии «дидактический синквейн» заключается в следующем: синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.

Актуальность и целесообразность использования синквейн-технологии в коррекционной работе объясняется тем, что:

– создаются условия для развития личности, которая может критически мыслить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать;

– не нарушается общепринятая система воздействия на речевую патологию и обеспечивает ее логическую завершенность;

– данная технология благоприятно влияет на развитие высших психических функций;

– синквейн можно использовать при диагностическом исследовании дошкольников.

Синквейн решает следующие задачи:

1) Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы, как итоговая работа.

2) Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу. Закрепляются с понятия: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета». Дети учатся подбирать к существительному прилагательные, глаголы. Тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением, распространение его определениями. Совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов.

3) Дети знакомятся с понятием предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений. Развивается языковое чутье, формируется фразовая речь.

4) Развивается ассоциативное мышление, образная память. Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

5) Дети выражают своё личное отношение к теме, к предмету одной фразой;

Синквейн с французского языка переводится ㅤкак «пять ㅤстрок», т. е. ㅤпятистрочнаястрофа ㅤстихотворения. Синквейн – это необычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

ㅤДидактический синквейн основывается на ㅤсодержательной ㅤстороне и ㅤсинтаксической ㅤзаданности ㅤкаждой ㅤстроки. ㅤСоставление ㅤдидактического ㅤсинквейна ㅤявляется ㅤформой ㅤсвободного ㅤтворчества, ㅤтребующей от ㅤавтора ㅤумения ㅤнаходить в ㅤинформационном ㅤматериале ㅤнаиболее ㅤсущественные ㅤэлементы, ㅤделать ㅤвыводы и ㅤкратко их ㅤформулировать.

Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии , который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов. Алгоритм составления синквейна: Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ёлочку: 1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту; 5 строка – Синоним, названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников.

Пример: 1. Кто? – Медведь; 2. Какой? – Мохнатый, большой; 3. Что делает? – Рычит, Лакомится, Спит; 4. Предложение – Зимой спит в берлоге; 5.Ассоциация – Зверь.

Из ㅤприведенного ㅤпримера ㅤвидно следующее: ㅤ ㅤдля ㅤтого ㅤчтобы ㅤправильно ㅤсоставить ㅤсинквейн, ребенку ㅤнеобходимо ㅤиметь ㅤдостаточный ㅤсловарный ㅤзапас в ㅤрамках ㅤтемы; ㅤзнать ㅤобобщающие ㅤслова, ㅤоперировать ㅤтакими ㅤпонятиями, ㅤкак ㅤслово-ㅤпредмет (живой не ㅤживой), ㅤслово-ㅤдействие, ㅤслово-ㅤпризнак. ㅤДошкольники ㅤдолжны ㅤуметь ㅤслышать ㅤвопросы и ㅤдавать ㅤправильные на ㅤних ㅤответы.ㅤОтсюда ㅤследует, ㅤчто ㅤперед ㅤсоставлением ㅤсинквейна учителем – ㅤлогопедом ㅤдолжна ㅤбыть ㅤпроведена ㅤпредварительная ㅤработа по ㅤсозданию ㅤречевой ㅤбазы.

Синквейн ㅤможет ㅤиспользоваться ㅤиндивидуально и в ㅤподгруппах. ㅤ ㅤЦелесообразно ㅤиспользовать ㅤсинквейн ㅤдля ㅤзакрепления ㅤизученной ㅤлексической ㅤтемы. Так-же интересно использовать синквейн ㅤдля ㅤразвития ㅤсвязной ㅤречи, ㅤиспользуя ㅤслова из ㅤсинквейна, ㅤпридумать ㅤрассказ. ㅤㅤМогут ㅤбыть ㅤиспользованы ㅤтакие ㅤварианты ㅤработы: ㅤсоставление ㅤкраткого ㅤрассказа по ㅤготовому ㅤсинквейну (с ㅤиспользованием ㅤслов и ㅤфраз, ㅤвходящих в ㅤсостав ㅤсинквейна); ㅤкоррекция и ㅤсовершенствование ㅤготового ㅤсинквейна; ㅤанализ ㅤнеполного ㅤсинквейна ㅤдля ㅤопределения ㅤотсутствующей ㅤчасти, например, ㅤдан ㅤсинквейн ㅤбез ㅤуказания ㅤтемы — ㅤбез ㅤпервой ㅤстроки, ㅤнеобходимо на ㅤоснове ㅤсуществующих ее ㅤопределить).

ㅤПри ㅤтворческом ㅤиспользовании в ㅤсовместной ㅤдеятельности ㅤсинквейн ㅤвоспринимается ㅤдетьми ㅤкак ㅤувлекательная ㅤигра, ㅤкак ㅤвозможность ㅤвыразить ㅤсвое ㅤмнение.

Использование ㅤдидактического ㅤсинквейна в ㅤлогопедической ㅤпрактике ㅤпозволяет ㅤгармонично ㅤсочетать в ㅤработе ㅤэлементы ㅤтрех ㅤосновных ㅤобразовательных ㅤсистем: ㅤинформационной, ㅤдеятельностной и ㅤличностно- ㅤориентированной, ㅤчто ㅤособенно ㅤактуально в ㅤусловиях ㅤработы с ㅤдетьми с ㅤособыми ㅤобразовательными ㅤпотребностями. ㅤТаким ㅤобразом, ㅤтехнология «Дидактический синквейн» ㅤможет ㅤуспешно ㅤприменяться в ㅤлогопедической ㅤпрактике.

1. Акименко технологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

2. Душка в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).

Использование инновационной игровой технологии «Дидактический синквейн» в логопедической работе как средство развития детей с ОНР

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.

Известно, что термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи». Сегодня логопедия находится на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, поэтому использует в своей практике для достижения результатов, наиболее эффективные, инновационные, не традиционные для неё методы смежных наук, помогающие улучшить работу учителя-логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общеизвестным, проверенным временем технологиям.

Предлагаю вам ознакомится с одной из таких новых технологий как дидактический синквейн, она органично вписывается в работу по совершенствованию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников. Ведь, как правило, речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи, в также фонетико-фонематическим недоразвитием речи ограничена, она характеризуется бедностью словарного запаса, нарушением лексико – грамматических категорий, а также низким уровнем развития связной речи.

«Песня не равна поэзии, но она не выше и не ниже ее». Вот так многозначно принято говорить у японцев. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк, попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по событию или предмету, который и является темой синквейна, можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Актуальность использования синквейна в коррекционной работе заключается в том, что:

  • новая технология открывает новые возможности, а значит новые достижения;
  • составление синквейна проводится в рамках прохождения заданной лексической темы;
  • синквейн в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи совершенствует словарную работу;
  • позволяет активизировать познавательную деятельность детей и способствует развитию критического мышления;
  • способствует развитию активного словаря детей, а также формированию фразовой речи;
  • синквейн можно использовать также при диагностическом исследовании дошкольников.

Дидактический синквейн основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  • Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  • Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  • Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий,
    описывающих действия предмета.
  • Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  • Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Примеры, составленные ребенком синквейнов по лексическим темам:

Лиса
Рыжая, хитрая, пушистый.
Охотится, крадется, ловит.
Рыжая лиса мне нравится.
Дикие животные.
Лексическая тема «Детский сад»

Лексическая тема «Детский сад»

Наша группа
Весёлая, дружная.
Учимся, играем, танцуем.
Наш любимый детский сад.
Мы — дружные ребята!

Лексическая тема «Игрушки»:

Кукла.
Нарядная, красивая.
Стоит, сидит, улыбается.
Моя кукла самая любимая.
Игрушка.

Коррекционно-педагогическая работа над синквейном по лексической теме начинается в конце недели. На первых порах при составлении синквейна работа с детьми проводится в подгруппах, затем в парах и только потом индивидуально. Свои синквейны дошкольники оформляют в виде устных сочинений с опорой на схему.

Учитывая, что ведущая деятельность у детей— игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре, а составление дидактического синквейна — это и есть увлекательная игра, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

Важно отметить, что технология синквейн не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР, способствуя успешной коррекции всей речевой системы в целом.

Автор: Гирюк Екатерина Ивановна, учитель-логопед МДОУ «Ясли-сад № 281 города Донецка», Донецкая Народная Республика.

Статья размещена в авторской редакции

Перспективный план работы учителя-логопеда на учебный год

Направления логопедической работы

1. Организационно-диагностическая работа.

Целью этого направления работы является своевременное выявление и диагностика недостатков устной и письменной речи обуучающихся .

1.1. Выявление обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи.

1.2. Диагностика состояния устной речи обучающихся.

1.3. Диагностика состояния письменной речи обучающихся.

1.4. Комплектование групп обуучающихся с учетом характера и тяжести речевого недоразвития, а также клинического диагноза.

1.5. Подготовка рабочей документации:

  • Знакомство с медицинскими картами обучающихся 1-классников
  • Заполнение речевых карт
  • Составление расписания логопедических занятий с учетом расписания основных занятий в гимназии
  • Оформление журнала первичного логопедического обследования

1.6. Участие в работе школьного консилиума:

Подготовка детей к ПМПк:

  • Выявление черед медпункт детей, имеющих отставание в развитии

  • Оказание помощи учителям в подготовке характеристик и других документов на комиссию
  • Отслеживание выполнения рекомендаций, данных на ПМПК(особенности обучения, лечения, соблюдения индивидуального подхода)

Подготовка родителей к ПМПк:

  • Беседы с родителями. Объяснение важности результатов ПМПК
  • Убеждение родителей в том, что задача комиссии состоит в выявлении проблем ребёнка и поиск путей их преодоления

1.7. Разработка Программ логопедического сопровождения на группы обучающихся, зачисленных на логопедические занятия

  • Сентябрь
  • Сентябрь
  • Сентябрь

  • Сентябрь
  • В течение учебного года
  • Октябрь

  • В течение учебного года

  • В течение учебного года

  • Октябрь

2. Коррекционно-развивающая работа.

Целью этого направления работы является разработка и практическая реализация программы коррекционного воздействия с учетом характера и тяжести речевого недоразвития, а также с учетом клинического диагноза детей.

2.1. Систематическое проведение групповых занятий с обучающимися.

2.2. Систематическое проведение индивидуальных занятий с обучающимися.

2.3. Реализация программы групповых занятий с обучающимися, нуждающимися в логопедической помощи.

2.4. Отслеживание результативности коррекционной лого-

2.5. Анализ результативности коррекционно-развивающей

  • Октябрь – май

  • Октябрь – май

  • В течение учебного года
  • Декабрь, май

  • Май

Целью этого направления работы является осуществление консультативной и методической помощи педагогам и родителям в области коррекционной педагогики.

3.1. Оказание методической помощи учителям .

3.2. Выступления на методических объединениях учителей

3.3. Проведение индивидуальных консультаций для учителей.

3.4. Участие в работе школьного консилиума, педагогических советах школы.

3.5. Пополнение сайта “Логопедический кабинет” в составе сайта гимназии № 25

3.6. Проведение открытых логопедических занятий.

3.7. Оказание консультативной и методической помощи родителям учащихся:

  • Выступления на классных родительских собраниях
  • Проведение родительских собраний по классам
  • Проведение открытых занятий для родителей
  • Обучение родителей элементам логопедического массажа и артикуляционной гимнастики (мастер-классы)

3.8. Проведение индивидуальных консультаций для родителей.

3.9. Связь с дошкольными учреждениями:

  • Выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи с 5-летнего возраста
  • Организация консультаций и занятий для родителей и детей дошкольного возраста

  • В течение учебного года

  • В течение учебного года

  • В течение учебного года

  • В течение учебного года

4. Повышение уровня профессиональной подготовки.

4.1. Повышение профессиональной подготовки на курсах, семинарах.

4.2. Участие в методических объединениях школьных лого-

4.3. Посещение открытых логопедических занятий.

4.4. Посещение открытых уроков учителей начальных классов.

4.5. Участие в профессиональных конкурсах

4.6. Самообразование по теме

  • В течение учебного года

  • В течение учебного года

  • Октябрь-апрель

5. Улучшение методической и материальной базы лого-

5.1. Накопление банка методической литературы.

5.2. Конспектирование и ксерокопирование статей, авторских

5.3. Накопление фонда наглядных пособий, дидактического и

5.4. Продолжение оформления картотеки методической лите-

ратуры по годам.

5.5. Оформление (пополнение) паспорта логопедического кабинета

  • В течение учебного года

Перспективный план работы учителя-логопеда с педагогами ДОУ

Татьяна Ибраева
Перспективный план работы учителя-логопеда с педагогами ДОУ

Перспективный план работы учителя – логопеда с педагогами МБДОУ.

Месяц № п/п Формы работы, мероприятия Содержание работы

Сентябрь 1. Изучение документации Знакомство с коррекционными программами дошкольного обучения, с содержанием и направлениями работы совместно с воспитателями, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физподготовке.

2. Посещение медицинской сестры Изучение диагнозов детей. Совместно вырабатывается оптимальный режим проведения занятий с учётом лечебно – восстановительной работы.

3. Проведение консультации на тему “Задачи развития речи у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении” для всех специалистов Ознакомление педагогов с задачами, стоящими перед всеми участниками образовательного процесса по развитию речи детей 5-7 лет.

4. Заполнение журнала взаимосвязи в работе специалистов.

Запись в журнал речевых заключений и нарушенных звуков для каждого ребёнка.

5. Участие в заседании №1 ПМПк Совместная с воспитателями и специалистами ДОУ подготовка документации к консилиуму, выступление на заседании.

Октябрь 1. Подготовка к проведению праздника “Осенняя ярмарка”. Совместная с музыкальным руководителем составление сценария, подготовка к празднику. Разучивание логопедом с детьми стихотворений, потешек, частушек и участие в качестве персонажа.

2.Проведение консультации на тему: «Физическое развитие дошкольников с нарушением речи» для инструктора по физической подготовке. Информирование инструктора по физической подготовке об особенностях моторной функции у детей с нарушениями речи. Рекомендации к проведению коррекционной работы по преодолению данных нарушений

3. Проведение консультации для музыкального руководителя по теме “Нарушение просодического компонента и интонационной выразительности речи у детей с речевой патологией”. Информирование преподавателя музыки о нарушениях просодики, мелодики и интонации, характерных для детей с речевой патологией. Рекомендации к проведению коррекционной работы по преодолению данных нарушений.

Заполнение журнала взаимосвязи в работе специалистов.

Запись рекомендаций по развитию слухового внимания и восприятия, преодолению нарушений ритма, интонирования, голосовых модуляций, речевого и физиологического дыхания, пространственной ориентировки, по автоматизации звуков в пении, по развитию эмоциональности, выразительности в мимике, пантомимике и танце, по развитию мелкой моторики и кинестетических ощущений для педагогов (музыкального руководителя, психолога, инструктора по физической культуре). Учёт и выполнение рекомендаций специалистов, записанных в графе для логопеда

Ноябрь 1. Начало подготовки к новогоднему празднику Составление и обсуждение сценария праздника с воспитателями и музыкальным руководителем. Распределение речевого материала с учётом произносительных возможностей детей.

2. Посещение занятия воспитателей по развитию речи в старшей группе. Наблюдение за проводимой речевой работой, за точностью даваемых воспитателями инструкций и образцов правильной речи.

3. Заполнение журнала взаимосвязи в работе специалистов. Обмен рекомендациями по повышению эффективности проводимой работы со специалистами ДОУ. Учёт и выполнение рекомендаций специалистов, записанных в графе для логопеда

4. Проведение круглого стола с участием логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физподготовке. Обмен мнениями педагогов об общем развитии и состоянии речи каждого ребёнка, имеющего нарушение речи. Возможное внесение дополнений и изменений в дальнейшую коррекционную работу.

Декабрь 1. Проведение консультации на тему “Формирование разговорной речи в беседе” для воспитателей. Ознакомление воспитателей со значением бесед, как метода развития диалогической речи, их тематикой, с этапами и приёмами обучения. Ознакомление с правильным построением беседы. Приведение примерных бесед, способствующих развитию речи у детей.

2. Продолжение подготовки к новогоднему празднику. Отработка речевого материала, распределённого между детьми в группах. Выработка чёткого, интонированного произнесения текстов. Репетиции собственного участия в празднике.

3. Проведение совместной с психологом консультации на тему “Преодоление недоразвития эмоционально – выразительных средств у детей, имеющих речевые нарушения” для воспитателей. Подготовка информации об эмоционально – выразительных средствах, об их недоразвитии у детей с патологией речи. Рекомендации по преодолению данного нарушения.

4. Заполнение журнала взаимосвязи в работе специалистов. Обмен рекомендациями по повышению эффективности проводимой работы со специалистами ДОУ. Учёт и выполнение рекомендаций специалистов, записанных в графе для логопеда

Январь 1. Подготовка и проведение родительского собрания Совместное с воспитателями и специалистами выступление перед родителями о достигнутых за полугодие результатах, о дальнейшем планировании образовательной работы.

2. Проведение консультации на тему “Автоматизация звуков в индивидуальном пении и пении песен со звукоподражаниями” для музыкального руководителя. Описание значимости совместной работы по автоматизации поставленных детям звуков и роли в этом процессе музыкальных занятий. Примерные задания и упражнения, которые может использовать музыкальный руководитель при коррекции звукопроизношения.

3. Участие в заседании №2 ПМПк Совместная с воспитателями и специалистами ДОУ подготовка документации к консилиуму, выступление на заседании.

Февраль 1. Подготовка к проведению праздника, посвященного дню 8 марта

Обсуждение сценария праздника с воспитателями и музыкальным руководителем. Распределение речевого материала с учётом произносительных возможностей детей.

2. Проведение родительского практикума «Конкурс эрудитов» совместно с воспитателями подготовительных групп

Практикум с целью привлечения родителей к мероприятиям, проводимым в ДОУ, воспитания сплочённости коллектива детей и родителей в семье и детском саду, активизации мышления детей с помощью развивающих, дидактических игр.

Посещение занятия воспитателей по развитию речи в подготовительной группе.

Наблюдение за проводимой речевой работой, за точностью даваемых воспитателями инструкций и образцов правильной речи.

4. Заполнение журнала взаимосвязи в

работе специалистов.

Обмен рекомендациями по повышению эффективности проводимой работы со специалистами ДОУ. Учёт и выполнение рекомендаций специалистов, записанных в графе для логопеда

Март 1.Проведение консультации на тему: «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста» для воспитателей Описание значимости совместной работы по предупреждению речевых нарушений. Методы и приёмы осуществления речевой работы в группах.

Проведение круглого стола с участием логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физподготовке.

Обмен мнениями педагогов об общем развитии и состоянии речи каждого ребёнка, имеющего нарушение речи. Возможное внесение дополнений и изменений в дальнейшую коррекционную работу.

3. Заполнение журнала взаимосвязи в работе специалистов. Обмен рекомендациями по повышению эффективности проводимой работы со специалистами ДОУ. Учёт и выполнение рекомендаций специалистов, записанных в графе для логопеда

Апрель 1. Подготовка к проведению выпускного праздника с детьми подготовительных групп. Обсуждение сценария праздника с воспитателями и музыкальным руководителем. Распределение речевого материала с учётом произносительных возможностей детей. Репетиции собственного участия в празднике.

2. Проведение открытого занятия по автоматизации звуков для воспитателей. Продолжать знакомить воспитателей с методами и приёмами работыпри коррекции звукопроизношения: закрепление артикуляционных укладов, произношения звуков в словах и словосочетаниях, формирования навыка словообразования, выработки чётких координированных движений пальцев и кистей рук в сочетании с речью.

Проведение совместно с психологом родительского клуба «Скоро в школу»

Совместное выступление перед родителями о психологической готовности детей к школе, результатах диагностики

4. Заполнение журнала взаимосвязи в работе специалистов. Обмен рекомендациями по повышению эффективности проводимой работы со специалистами ДОУ. Учёт и выполнение рекомендаций специалистов, записанных в графе для логопеда

Май 1. Участие в заседании №3 ПМПк Совместная с воспитателями и специалистами ДОУ подготовка документации к консилиуму, выступление на заседании.

2. Подготовка и проведение родительского собрания Совместное с воспитателями и специалистами выступление перед родителями о достигнутых за год результатах, о дальнейшем планировании образовательной работы.

3. Проведение круглого стола с участием логопеда, психолога, музыкального руководителя,

инструктора по физподготовке

Подведение итогов коррекционно – воспитательной работы. Определение путей дальнейшего сотрудничества.

4. «Праздник Красивой Речи» проводится совместно с музыкальным руководителем, воспитателями

Итоговое занятие – демонстрация знаний и умений, полученных в результате коррекционно-воспитательной работы

Составила учитель- логопед : Ибраева Т. А.

Годовой план работы на логопункте Годовой план работы учителя-логопеда на логопункте МБДОУ д/с №28 на 2012-2013 учебный год I Организация работы на логопункте Сроки, место.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад «Радуга» с.лаврентия» Таранюк И.А. на учебный год

    Клавдия Калачова 3 лет назад Просмотров:

1 МБДОУ «Детский сад «Радуга» с. Лаврентия» Утверждаю: заведующий Т. В. Бушмелева г. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад «Радуга» с.лаврентия» Таранюк И.А. на учебный год Цель: преодоление речевых расстройств у детей, имеющих нарушения речи, улучшение речевых навыков в соответствии с психофизическими возможностями каждого ребёнка. Задачи: осуществление коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет); стимулирование развития речи и своевременная профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста (2-4 года); совместно с другими специалистами (медиками, педагогами ДОУ) психологомедико-педагогическое сопровождение детей, имеющих тяжёлые нарушения речи (общее недоразвитие речи, дизартрию, ринолалию и т.д.); повышение уровня коммуникабельности детей; целенаправленное вовлечение родителей в процесс развития речи детей. п/п Содержание работы Сроки выполнения 1 Диагностическая работа: Первичная диагностика состояния речи детей старшей и подготовительной групп. Углублённая диагностика речи детей, зачисленных в Промежуточная диагностика состояния речи детей, зачисленных в Итоговое обследование речи детей, зачисленных в Диагностика речевого развития детей младшего дошкольного возраста и вновь прибывших детей по запросам родителей и воспитателей. Май года

2 2 Организационная работа. Составление перспективного плана работы на учебный год. Заполнение журнала первичного обследования речи детей. Составление списка детей, зачисленных в Заполнение журнала учёта и движения детей в логопедическом кабинете. Подписание договоров с родителями на проведение коррекционно-развивающих занятий с логопедом. Сбор анамнестических данных, изучение медицинской и педагогической документации. Оформление речевых карт на детей, зачисленных в Разработка индивидуальных коррекционноразвивающих программ для детей, зачисленных в Составление расписания логопедических занятий. Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий. Заполнение тетради учёта посещаемости. Составление аналитического отчёта работы учителялогопеда за учебный год., с дополнениями в, с изменениями в, с дополнениями в, с изменениями в Май

3 3 Коррекционно-развивающая работа. Развитие моторики: общей, пальцевой, артикуляционной; координацию речи с движением. Развитие речевого дыхания, просодических элементов речи. Коррекция звукопроизношения. Развитие фонематического восприятия, коррекция нарушений слоговой структуры слова, формирование навыков языкового анализа и синтеза. Обогащение и активизация словаря, совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Развитие связной речи. Развитие неречевых функций: зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления, пространственной ориентировки. 4 Методическая работа. Ознакомление воспитателей с результатами диагностики речевого развития детей. Консультирование воспитателей в процессе коррекционно-развивающей работы, рекомендации по взаимодействию. Посещение НОД по речевому развитию, совместный анализ её. Выработка единых педагогических требований к воспитанникам по соблюдению речевого режима в детском саду. Участие в работе педагогических советов, методических объединений. Консультирование воспитателей подготовительной группы по проведению НОД по обучению грамоте. Интегрированное занятие по речевому и музыкальному развитию детей. года года года в соответствии с планом ДОУ

4 Семинар-практикум для воспитателей «Эффективные приёмы обучения грамоте дошкольников с речевыми нарушениями в условиях детского сада». Консультация для педагогов ДОУ «Нравственнопатриотическое воспитание на логопедических занятиях». Логопедическое сопровождение подготовки праздников, развлечений, драматизаций во всех возрастных группах. Работа над темой по самообразованию «Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе». 5 Работа с родителями. Индивидуальные консультации по результатам диагностики речи детей. Индивидуальные консультации по содержанию коррекционно-развивающего обучения. Индивидуальные практикумы. Домашние задания в индивидуальных тетрадях. Участие в родительских собраниях: 1) выступление «Развитая речь ребёнка залог успешного обучения в школе в будущем» (подготовительная группа); 2) анкетирование на тему «Развитие связной речи ребёнка 6-7 лет?» (подготовительная группа); 3) консультации: – «Методы и приёмы стимуляции речи детей младшего дошкольного возраста» (1 младшая, 2 младшая группы); – «О чём говорить с ребёнком в семье? Диалог или монолог?» (средняя группа); – «Маленькие хитрости для решения больших проблем» Октябрь Октябрь Октябрь

5 (старшая группа); 4) памятки для родителей: – «Основные показатели хорошо развитой речи ребёнка 6-7 лет» (подготовительная группа); -«Развиваем речевое дыхание» (младший дошкольный возраст);; – «Учимся слушать и слышать» (средний и старший дошкольный возраст). – «Мудрое решение короткой уздечки языка» (для родителей, столкнувшихся с данной проблемой) Семинары-практикумы: 1)«Словесные игры для подготовки к обучению грамоте» (подготовительная группа). 2)«Первое слово дороже второго» (младший дошкольный возраст). Февраль Оформление папок-передвижек в родительских уголках по темам: Младшая группа: – «Потешки-развивашки»; – «Сказка лучший друг»; – «Поиграем с голосом»; – «С язычком играем речь развиваем». Средняя группа: – «Игры для развития слухового внимания»; – «Артикуляционная гимнастика»; – «Играем с мамой на кухне»; – «Учимся выстукивать ритмы». Старшая группа: – «Словарный запас детей 5-6 лет»; – «Игры для развития связной речи и не только»; – «Посмотри и расскажи»; – «Вместе весело дышать!». Оформление стенда «Советы логопеда» в подготовительной группе по темам: – «Как пополнить словарный запас детей 6-7 лет»; – «Поговорим о связной речи»; – «На зарядку с язычком»; – «Развиваем грамматику».

6 6 Работа в составе районной ПМПК 7 Повышение квалификации. Изучение новинок методической литературы. Использование передовых методов и приёмов в работе. Участие в семинарах, конференциях. Обмен опытом со школьным логопедом. В соответствии с планом ДОУ в течение 8 Мероприятия по улучшению оснащённости логопедического кабинета. Оснащение рабочей зоны логопеда канцелярскими товарами. Пополнение методической зоны новыми пособиями, литературой. Подготовка новых материалов для информационной зоны. Обновление учебно-методических и игровых материалов для занятий.

Ссылка на основную публикацию