Школьный логопед: Методическая разработка урока в первом классе. Тема звуки Б-Бь

Конспект логопедического занятия “Звуки [б], [б’]. Буквы Бб

Разделы: Логопедия

Цели:

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • уточнить артикуляцию звука [б];
  • уметь соотносить его с буквой;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • совершенствовать звуковой анализ слов.

Задачи:

  • Образовательная:
    • формировать полноценные представления в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками [б-бь];
    • учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.
  • Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, просодическую сторону речи.
  • Воспитательная: развитие внимания, памяти, формировать “ситуацию успеха”.

Оборудование: красные, синие и зеленые кружки, предметные картинки, раздаточный материал: слоги, буквы, пособие “Развивайте ум детей”.

Ход урока

1. Организационный момент

– Вы у меня какие?

(- Умные, старательные, любознательные)

(- Не только смотреть, но и видеть
Не только слушать, но и слышать.
Не только говорить, но и думать.
Дружно и плодотворно работать).

– Замечательно. Начинаем плодотворно работать.

Сегодня будем знакомиться с новыми звуками и буквами, но сначала.

2. Развитие мелкой моторики пальцев .

Поиграем мы немножко.
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем.
Их сжимаем, разжимаем.

Ребята, давайте вспомним, какому правилу нас научил наш друг Звукознайкин.

(Звуки мы слышим, и говорим, а буквы видим и пишем).

3. Артикуляционная гимнастика

Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)

Физкультура получилась хороша.

4. Сообщение темы

Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).

Сегодня мы познакомимся со звуками [Б] и [Бь] и буквамиБб.

Назови слова с этим звуком.

5. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

– Что работает, когда говорим -б-?Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

– Какой он, гласный или согласный, почему?

– Поиграем в игру слоники – лягушки.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам.

– Закрой ушки и послушай, звонкий он или глухой.

Звук [Б]: согласный; твердый, звонкий.

Звук [Бь]: согласный, мягкий, звонкий, губной.

6. Произношение звуков [Б], [Бь] в слогах. Развитие координации движений

Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на барабане, трубе и балалайке. Давайте поиграем вместе с ними. На барабане: бам-бом-бум-бим;

  • На трубе: би-ба-бо-би-ба-бо;
  • На балалайке: ба-бо-бу-ба-бо-бу.

7. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом

Бим спрашивает, зачем вам эти цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)

А что это за замки и почему они разноцветные?

(В этих замках живут звуки.

В красном замке живут гласные звуки, в синем – твердые согласные, а в зеленом – мягкие согласные.)

Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую – красный.

Даю вам звуки [б], [а]. Какой слог получился? (ба).

А теперь Бом дает вам звуки [б],[о].

Верните ему слог. (бо).

Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука [м]).

Бим дает вам кружочками слог би.

Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим.

Кто сможет на доске составить схему слов Бим и Бом?

8. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки [Б],[Бь]. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.

Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Б]).

Где вы произносили звук [Б]? (В начале слова).

А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Бь]).

Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).

А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).

9. Развитие фонематических представлений.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками [Б]и[Бь].

(Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

10. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти.

Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”

На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.

Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать, какого предмета не стало. (Не стало булавки).

Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога).

11. Физминутка.

– Самое время отдохнуть.

Спал цветок (дети присели на корточки)
И вдруг проснулся (встали, руки на пояс)
Больше спать он не хотел (наклоны в стороны)
Встрепенулся, отряхнулся (встряхивают руками)
Взвился вверх (руки вверх)
И полетел (машут руками, садясь за парты).

12. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

– Чтобы гномикам не было так грустно, мы подарим им песенку.

13. Знакомство с буквой Б. Чтение слогов

Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь).

А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки?

Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научилЗвукознайкин? (Буквы мы видим и пишем).

Что вам напоминает эта буква?

Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

Найдите эту букву у себя в Звуко-буквенном замке.

Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее.

Бим и Бом хотят, чтобы мы научили их читать.

Прочитайте, что Бим хочет сказать Бому? (Ба, бо, би, бу, бы).

А кто сможет из букв составить их имена? (Бим, Бом).

14. Фонематическое восприятие. Выделение звука [Б]

– из ряда звуков: П, Б, В, Т, Б, П, Ф, Б

– из ряда слогов: ПА, БА, БЫ, ПЭ, БУ, ПО

– из ряда слов (отобрать картинки со звуком [Б])

– определить позицию звука [Б] в слове.

15. Печатание буквыБ и слов с буквой Б.

16. Организация окончания занятия

Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками [Б] и [Бь].

Давайте вспомним слова со звуками [Б] и [Бь].

(Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).

Конспекты логопедических занятий.

Конспект логопедического занятия “Звуки Б и БЬ”

Левкина Т.В.
учитель-логопед, детский сад

Конспект подгруппового занятия

Тема: Звуки Б и БЬ.

Цель: Уточнить и закрепить правильное произношение звуков Б и БЬ.

1. Закрепить умение правильно произносить и дифференцировать твердый и мягкий согласные звуки Б и БЬ.

2. Продолжить развитие фонематического слуха – умение выделять звуки Б и БЬ в ряде слогов и слов.

3. Продолжить работу по расширению объема слухо-речевой памяти детей.

1. Упражнять детей в образовании существительного множественного числа.

2. Упражнять детей в умении правильно образовывать существительных с помощью суффиксов –ИЩ- , -ИК-.

3. Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных.

1. Воспитание доброго, заботливого отношения к домашним животным .

2. Воспитывать умение работать в микрогруппах.

Цель: Организовать и настроить детей на занятие.

2. Артикуляционная гимнастика.

Цель: Развитие артикуляционной моторики и орального праксиса.

3. Дыхательная гимнастика. Появление гостя.

Цель: Продолжить работу над развитием фразовой речи на выдохе.

4. Звукоподражания животных.

Цель: Продолжить работу над развитием силы голоса и речевым дыханием , совершенствовать интонационную выразительность.

5. Фонетические упражнения.

Цель: Уточнить и закрепить в речи чистое произношение согласных звуков Б , БЬ.

6. Игра «Узнай звук».

Цель: Закреплять умение различать на слух звуки, оппозиционные по твердости – мягкости.

7. «Домашние животные».

Цель: Уточнить и расширить представление у детей о домашних животных и их детенышей.

8. Динамическая пауза.

Цель: Совершенствовать координацию речи с движением, продолжить работу над темпом ритмом речи.

9. Игра «Один – много»

Цель: Упражнять детей в правильном образовании существительных мн.ч.

10. Игра «У кого какие усы».

Цель: Упражнять детей в образовании существительных с помощью суффиксов – ИЩ – и

11. Игра « Кто чем питается?»

Цель: Расширить представление детей о питании домашних животных.

12. Выучить чистоговорку про быка.

Цель: Отрабатывать четкость дикции и интонационную выразительность.

13. Игра «Кто потерялся?»

Цель: Продолжить работу над развитием зрительного внимания, памяти.

14. Итог занятия.

Цель: Подвести итог, дать дифференцированную оценку работы детей и поощрить их.

Читайте также:  Конспект НОД 'Дифференциация звуков С-Ш'

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто правильно за мной повторит: БА-БА-БЯ, БЯ-БЯ-БА, БА-БЯ-БА, БЯ-БА-БЯ.

2. Артикуляционные упражнения.

• Наказать непослушный язычок.

• Спрячем губки – Трубочка

3. Дыхательная гимнастика. Появление гостя.

– К нам пришёл гость – бык Бишка. Он пришёл посмотреть, как вы занимаетесь

– Вдохните аромат цветка и выдыхая, скажите: «Чудесный запах».

4. Произношение звукоподражаний домашних животных.

– Повторите за мной сначала громко, потом тихо:

5. Фонетическое упражнение.

– Какой первый звук в слове «бык»? (Б)

– Когда произносим звук Б губки сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха; горлышко работает. Это согласный звук, звучит звонко, твердо.(Показ синей фишки).

– Повторите: БА-БУ-БА, БО-БО-БЫ,БА-БЫ-БА, БУ.БО-БО.

– Какой первый звук в слове «белка»? (БЬ)

– Этот звук похож на Б, но произносится мягко. Он согласный, звонкий, мягкий.(Зеленая фишка).

– Повторите: бя-бя-БЯ, БИ-би-би, бе-БЕ-бе, БЮ-бю-бю.

6.Игра «Узнай звук».

– Я буду произносить слоги, слова, а вы будете определять как звучит звук твердо или мягко и поднимать фишку. (Баран, жеребенок, собака, бабочка, кабан, бык, белка).

7. «Домашние животные».

– Какие из этих животных домашние? Почему они так называются? (Они живут в доме или около дома человека, человек ухаживает за ними).

-Какие еще домашние животные вы знаете?(Кошка, лошадь, коза, овца, корова, свинья).

– Назовите их детенышей.(Котенок, поросенок, козленок, ягненок, теленок, щенок).

7. Динамическая пауза.

Бу-бу, я рогатый. («Рожки» из пальчиков ставят на голову.)

Бу-бу, я хвостатый. («Хвостик» из рук – за спину.)

Бу-бу, я ушастый. («Ушки» из ладошек – на голове.)

Бу-бу, очень страшный. («Рожки» на голове «бодаются».)

8. Игра «Один – много».

– Я буду называть одного детеныша, а вы – много:

9. Игра «У кого какие усы».

Выставляются картинки: кот, кошка, котята.

– У кошки – усы. А кот большой, у него – усище. Котята маленькие, у них – усики.

(Дети образуют слова от слов: нос, зубы, хвост, глаза, лапы.)

10. Игра «Кто чем питается».

– Мы все должны заботиться о домашних животных, кормить их. Давайте вспомним, что любит есть каждое животное. Отвечать нужно по образцу:

«Корова любит сено».

(Дети отвечают по образцу).

11. Выучить чистоговорку про быка.

– Я вам прочитаю чистоговорку про быка. Вы должны повторить ее, не сделав ни одной ошибки.

У быка тупа губа.

(Каждый ребенок повторяет чистоговорку, исправляет ошибки, если они будут.)

12. Игра « Кто потерялся».

– Посмотрите на доску внимательно (картинки с домашними животными). Вы закроете глаза, а я уберу одного животного. Угадайте, кто потерялся. (Игра повторяется несколько раз).

Тема занятия: «Звук [б] – [бь]»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Тема занятия: “Звук [ б ] – [бь].

Цель занятия: познакомить детей со звуками [б] – [бь].

Скачать:

ВложениеРазмер
log.zanyatie.docx366.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Звук [Б] и [Б’]»

Цель: познакомить детей со звуками [б] – [бь]

  • Учить характеризовать звуки [б], [бь].
  • Учить выделять изучаемый звук на фоне слова.
  • Учить звуковому анализу слов.
  • Учить выделять звук в слове.
  • Учить четко, произносить изучаемые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении.
  • Расширять и уточнять словарный запас по теме «Дикие животные» и «Домашние животные»
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать внимание и память.
  • Развития артикуляционной моторики.
  • Содействовать воспитанию интереса к занятиям, умения контролировать себя, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

1. Организационный момент.

Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)

2. Сообщение темы.

Сегодня на занятие к нам придут два гостя, а кто они, вы должны отгадать.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. ( Белка )

-А кто ещё, отгадываем.

Носит он крутые рожки.

У него копытца-ножки.

Тёплый шерстяной кафтан.

“Бе-е” нам скажет кто? ( баран )

-Баран и белка это кто?

– Белка – это, какое животное?

-Давайте с вами, определим, с какого звука начинаются эти слова?

– Вы догадались какие звуки мы с вами сегодня будем изучать? – познакомимся со звуками [б] и [бь]

3. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

– Какой орган участвует в произнесении звука –[б]?- губы

Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

– Какой он, гласный или согласный, почему?

– Закрой ушки и послушай, звонкий он или глухой.

Звук [б]: согласный; твердый, звонкий.

Звук [бь]: согласный, мягкий, звонкий.

4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши»

-Хлопните в ладоши, если услышите звук [б-бь].

б, т, в, б, к; да, ба, ду, ка, би, ру; баран, корова, бык, забор, сорока…

5. Физминутка

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

6. Поиск слов, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь] .

– На листочке изображены картинки, вам нужно определить на какой звук начинаются эти предметы, если на [б], то мы обводим их синим карандашом, а если на [бь], то зеленым карандашом.

-Молодцы! Вы, всё правильно определили.

7.Звукобуквенный анализ слова.

  • Давайте с вами разберем слова (белка и баран).
  • Делим на слоги.
  • Считаем сколько букв в слоге.
  • Определяем буквы.

-Определяем позицию звука в слове.

С каким звуком мы сегодня познакомились и работали на занятии?

Что мы узнали про звуки [б]-[бь]?

Что общего у них?

Кому было трудно?

Что больше всего получалось на занятии?

Вам понравилось занятие?

Вы очень постарались. Спасибо вам большое за занятие.

Конспект занятия по обучение грамоте по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б»»

Конспект занятия по обучение грамоте по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».

Цель: Научить детей правильно произносить звуки [б], [б’] и давать акустико – артикуляционную характеристику, анализировать звуковой ряд, закрепить связь звука и буквы «Б». Познакомить детей с графическим образом буквы.

Образовательные: Сформировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно – вибрационный контроль, готовить руку к письму, формировать навык слитного чтения, автоматизировать звук [б] в слогах, словах и предложениях, учить различать звуки по твёрдости – мягкости, закрепить навык звуко – слогового анализа и синтеза слов.

Развивающие: Развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание.

Воспитательные: Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности, усидчивость, дисциплинированность, навыки аккуратности, сотрудничества, потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога. Воспитывать мотивацию к обучению.

Демонстрационный материал: игрушка Буратино, предметные картинки и игрушки на звуки [б], [б’] в начале, середине и конце слов; магнитная азбука; элементы буквы «Б».

Раздаточный материал: Карандаши, рабочие тетради, фишки для звукового анализа, индивидуальные зеркала; кассы букв.

Методические приёмы: Игровая ситуация, беседа – диалог, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

1.Организационный момент. Установка на занятие.

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Очень любит наш роток улыбаться («Улыбка»),

А подвижный язычок работой заниматься.

Наш язык лопатку сделал, раз – два («Лопатка»),

А потом забор построил. Красота. («Заборчик»).

Рядом с новеньким забором – желобок («Желобок»),

По нему несётся воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи),

Мясорубку надо сделать не спеша («Мясорубка»),

Физзарядка получилась хороша.

К нам сегодня в гости пришёл сказочный герой. Угадай кто это?

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут? Буратино

А в имени Буратино какой первый звук? (Звук [ б].) Буратино со звуками [б] и [б’] и научиться их чётко произносить. Но прежде чем помочь нашему гостю, мы с вами сначала сами должны познакомиться с этими звуками.

4.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами.

– Ребята давайте произнесём звук [ б] перед зеркалом.

-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты.)

– Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются.

-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)

-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук [ б] звонкий.

– Звук [ б] – согласный, твердый, звонкий.

– А звук [ б’]? (Согласный, мягкий, звонкий, губной.)

5. Произношение звуков [б], [б’] в слогах. Развитие координации движений.

– Буратино любит играть на музыкальных инструментах. Он играет на балалайке, трубе и барабане. Давайте поиграем с ним:

– на балалайке – ба-бо-бу-ба-бо-бу;

– на трубе – би-ба-бо-би-ба-бо;

– на барабане – бам-бом-бум-бим.

6. Развитие фонематических представлений.

Буратино приготовил для нас задание «Лишняя картинка». Давайте выполним задание и определим, какая картинка лишняя и скажем почему:

– воробей, белка, арбуз , лебедь.

– яблоко, рубашка, автобус, голуби .

– собака, обезьяна, рыба, баранки.

– бигуди, губы, батон, клубок.

7.Анализ слогов «би», «ба», «бу»,

– Буратино очень любознательный. Он хочет узнать, что это за цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)

– А что это за замки и почему они разноцветные? (В этих замках живут звуки. В красном замке живут гласные звуки, в синем – твёрдые согласные, в зелёном – мягкие согласные.)

– В левую руку возьмите синий кружок, в правую – красный. Даю я вам звуки [б], [а]. Какой получился слог? (Ба.) Теперь звуки [б], [о]. (Бо.)

Теперь звуки [б], [у]. (Бу)

Игра «Кто внимательный»

– Давайте поиграем. Когда я назову согласный твердый звук[ б], вы поднимите…(синий кружок), а когда – согласный мягкий звук [б’] …(Зеленый кружок). Буратино посмотрит, кто самый внимательный из вас. Б, б’, б’, б, б, бя, ба, бы, аб, бе.

8.Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

-Посмотрите на доску, перед вами картинки, нужно назвать только те картинки, в которых есть звук [ б] (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот).

Необходимо раздать детям картинки и предложить им обозначить звук [ б] на схематической полоске слова.

– Возьмите, полоски. Внимательно посмотрите на картинки и обозначьте

звук [ б] на полоске соответствующей фишкой.

– А теперь ребята, угадайте слово, начав его [ б] или [б’]:

… елка, …улка, …оль, …ольшой, …рат, …ант, …анка, …окс, …отинки, …аран, …арабан, …рюки.

– Буратино принес вам подарки, в названии которых есть звуки [ б] и [б’].

– Что у нас в первом сундучке? (Баночка, бумага, банан, бусы.)

-Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [ б].)

– А где вы произносили звук [ б]? (В начале слова.)

– Так, а что же во втором сундучке? (Белочка, билет, бинт, бегемот.)

– И какой же звук встречается во всех этих словах? (Звук [ б’].)

9.Произношение звука [ б].

Буратино предлагает нам поиграть в игру «Наоборот». Я буду произносить слог с твёрдым звуком [б], а вы будете произносить слог с мягким звуком [бь]:

– Вы хорошо справились и с этим заданием, молодцы!

– Повторим вместе с Буратино чистоговорку.

– Мама, мама! Вон труба!

– Ты и мне купи трубу,

– Ты на этой потруби.

– Дядя, дайте мне трубу,

– Потрубил я на трубе,

– Не нужна уже труба.

У Буратино приключилась беда. Он потерял свой золотой ключик. Надо ему помочь найти.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

10.Знакомство с буквой «Б».

– Ребята, с какими звуками мы познакомилиь? (Со звуками [ б] и [б’].) А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? (Да.)

– Но для начала давайте вспомним правило. Что мы слышим, произносим? (Звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (Буквы). Давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу. Звуки [б[, [б’] обозначаются на письме буквой Б. Из каких элементов состоит буква Б? ( Из длинной и короткой палочки, полукруга).

Буква эта с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

– Построим из пальцев букву «Б».

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим

Остальные мы дугой

Над кольцом объединим.

– На доске закреплены буквы (буквы магнитной азбуки из графически похожих В, Ф, Р), каждый из вас подойдет к доске и выберет букву «Б».

– Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.

Игра «Преврати слово». Выкладывание слов: бык – бок – бак. (Работа у доски)

– Перед вами на доске выложено слово БЫК. Измените в этом слове звук «Ы» на звук «О», какое слово получиться. Измените букву в слове. (БОК.)

– Измените в этом слове звук «О» на звук «А», какое слово получиться. Измените букву в слове. (БАК.) Молодцы!

– Посмотрите ребята, изменяя в слове одну только буквы мы меняем смысл слова.

11. Организация окончания занятия.

– Вот вы и справились со всеми заданиями. Буратино очень понравилось у нас на занятии, он много узнал нового. А что вы узнали нового сегодня?

Ребята вам понравилось занятие?

Оценка речевой деятельности.

Вы прекрасно сегодня работали, правильно выполняли все задания.

Конспект логопедического занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б»

Конспект логопедического занятия “Звуки Б, Бь. Буква Б”

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б»»

Конспект логопедического занятия “Звуки [б], [б’]. Буква Б

развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

уточнить артикуляцию звука [б];

уметь соотносить его с буквой;

обогащать и активизировать словарный запас;

формировать полноценные представления в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками [б-бь];

учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.

развивать мелкую моторику, просодическую сторону речи, зрительно-моторную координацию, внимание, память.

Закрепить стремление совершать хорошие поступки, формировать “ситуацию успеха”.

– Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть.

– Сейчас мы с вами улыбаемся (дети улыбаются),

А дальше с вами занимаемся (дети как ученики кладут руку на руку).

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.

Пальцы врозь и в кулачок. (соответственно)

Пальцы так (пальцы врозь ладошками вверх)

И пальцы этак. (пальцы врозь ладошками вниз)

Топ, топ, (ладошки стучат по столу)

Шлеп, шлеп. (кулаки стучат по столу)

Побежали, (бегут указательные и средние пальчики)

Постучали. (кулаки стучат по столу)

Топ, топ, (кулаки стучат по столу)

Шлеп, шлеп. (ладошки стучат по столу)

Самомассаж с помощью су-джок ёжика.

Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)

Взад-вперед его гоняю. (смена рук)

Им поглажу я ладошку, (соответственно)

Будто я сметаю крошку. (смена рук)

И сожму его немножко, (сжимаем мяч)

Как сжимает лапу кошка. (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

И другой рукой начну. (смена рук)

А теперь – последний трюк: (перебрасывание мяча

Мяч летает между рук! из руки в руку)

Артикуляционная гимнастика с зеркалами.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну (вытянуть губы трубочкой).

Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам (улыбка).

Часы делают вот так (язычок двигается влево-вправо).

Высоко-высоко, (руки вверх)

Низко-низко, (руки вниз)

Далеко-далеко, (язык поднимается вверх)

Близко-близко. (язык опускается вниз)

5. Сообщение темы.

Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).

Сегодня мы познакомимся со звуками [Б] и [Бь] и буквой Б.

6. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

– Произнеси звук (б-б-б, руки на щеках).

– Что работает, когда говорим -б-?Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

– Какой он, гласный или согласный, почему?

Звук [Б]: согласный; твердый, звонкий.

Звук [Бь]: согласный, мягкий, звонкий.

7. Развитие фонематических представлений.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками [Б] и [Бь].

(Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

8. «Мы и скажем и покажем». Соотнесение речи с движением, твердый звук – кулак, мягкий – щёчка.

Повторяйте за мной

БА-БА-БИ (кулак, кулак, щечка)

БЯ-БА-БЫ (щека, кулак, кулак)

БЕ-БУ-БА (щека, кулак, кулак)

БИ-БЯ-БО (щека, щека, кулак)

9. Поиск слов, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь] по карточкам.

«Я найду слова везде – на полу, на потолке,

На окне и на стене, на ковре и на столе».

– Ребята, давайте на карточках найдем и назовем все слова, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь].

– Молодцы! Много слов нашли, ни одного не оставили!

10. «Доскажи словечко».

– Ребята, я начну, а вы закончите мою фразу.

На боках полно кудряшек,

Блеет беленький … (барашек).

11. «Пальчиковые шаги».

Детям раздаются бумажные барашки, которые надеваются на два пальчика, и дорожки-проволоки, по которым дети будут ходить пальчиками.

Барашек по свету прошел,

Видел, что хорошо.

Он по свету ходил

Плохо тоже находил.

Если встретит он добро –

Улыбается (дети улыбаются),

Если вдруг увидит зло –

Сердится (дети сердятся).

– Ребята, вы поняли, что это за барашек?

– Если совершаются хорошие, добрые поступки, то что он делает? (Улыбается, радуется)

– А если совершаются плохие поступки, то что он делает? (Сердится, хмурится).

12. Словесная игра «Хорошо и плохо».

– Ребята, а сейчас давайте поиграем вместе с нашим барашком. Приготовьте цветные круги. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий.

– «Колобок, Колобок я тебя съем!» (синий)

– «Битый не битого везет, битый не битого везет!» (синий)

– «Посадил дед репку, выросла репка большая – пребольшая!» (желтый)

– «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка» (желтый)

13. Гимнастика для глаз «Рисование буквы Б карандашом в воздухе».

– Ребята, скажите, мы можем жить на улице, под открытым небом?

– Вот и у каждого звука есть свой дом – это буква, у звука [Б] – буква Б (показываю букву).

– Ребята сейчас мы с вами будем писать букву Б в воздухе. Возьмите в руку карандаш и представьте, что перед вами лист бумаги, а вы по нему прописываете букву и следите за своими движениями глазами. Смотрите, как делаю я: сначала рисуем длинную вертикальную палочку, затем сверху (горизонтально) рисуем палочку немного короче, а теперь рисуем закругленный элемент буквы.

14. Чтение сказки Г. Юдина «Лесные музыканты».

Я прочитаю вам сказку «Лесные музыканты», а вы определите, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий.

Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под берёзой и давай стучать: бум! Бум! Бум! Подошёл барсук с баяном:

– Можно с тобой вместе поиграть?

– Конечно, можно! – обрадовался баран (желтый).

Тут ещё бобёр с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядом на бревно – и давай играть кто громче. Такой тарарам подняли – все звери сбежались (синий).

– Нельзя ли потише! – просят звери.

А музыканты ещё громче заиграли (синий). Тут вышла белочка:

– Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.

Вот так баран, барсук, бурундук стали по лесам ходить и со всех бублики да баранки требовать.

– Если не принесёте, – грозят, – так заиграем – вам же хуже будет (синий).

Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту – и давай играть да орать.

«Ну, – думают, – наедимся сейчас бубликов! »

А у бегемота шуба толстая.

– Бис, – бурчит, – браво, браво! Бейте громче, ребята.

Уж ребята били, били, да и оглохли сами. Бросили они инструменты, и с тех пор в лесу тишина…(синий)

Ребята, вы внимательно прослушали сказку, а теперь назовите все слова со звуком «Б», которые вы запомнили.

Слова на букву «Б», содержащиеся в тексте: баран, базар, барабан, берёза, бум, барсук, баян, бревно, бобёр, бурундук, балалайка, бублики, баранки, бубен, бегемот, белочка, будет, бис, браво, бейте, били, бросили.

15. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

16. Составление предложений со звуками [Б] и [Бь] по карточке.

– Ребята, посмотрите внимательно на карточку с картинками и придумайте предложение, чтобы в нем были слова со звуками [Б] и/или [Бь].

– С какими звуками мы сегодня знакомились? Какие задания вам понравились? Были самыми трудными?

– Ребята, посмотрите, гномики Бим и Бом улыбаются, благодарят вас за то, что вы так хорошо справились со всеми заданиями.

– Вы совершили какой поступок, хороший или плохой?

– Правильно, нужно совершать всегда только хорошие поступки.

Занятие логопеда по дифференциации звуков [П] – [Б]

Тема: Преодоление акустической дисграфии (дифференциация звуков [п] – [б]) у учащихся 1 класса.

  • различение звуков [б – п] на слух и в произношении;
  • уточнение различий между парными звонким и глухим [б – п];
  • закрепление соотнесения глухого звука [п] с буквой П, а звонкого [б] с буквой Б.

  • развитие фонематических процессов;
  • развитие внимания, памяти, наблюдательности, активности;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие пространственной ориентации;
  • развитие общей моторики (синхронизация движения с речью).

  • воспитание навыкавзаимопроверки;
  • воспитание стремления добиваться поставленной цели.

Оборудование: картинка-ребус, предметные картинки (петух, пила, белка, перец, бабочка, паровозик, баран, попугай), карточки со словами с пропущенной буквой,тетради, ручки, карандаши.

I. Организационный момент.

– Приветствие: “Ребята, поздоровайтесь друг с другом. А теперь пусть поздороваются ваши пальчики” (кинезиологическоеупражнение “Пальчики здороваются”:поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе).

II. Основная часть занятия.

1. Сообщение темы занятия.

Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.
Смастерили из досок
И надели поясок.
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето.
(бочка)
На ветках –
Плотный комочек.
В нём дремлет
Зеленый листочек.
(почка)

Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!
Какими звуками отличаются эти слова?

“Ребята, найдите на картинке буквы Б и П. Молодцы!”

“Итак, сегодня мы и поговорим о буквах Б и П о звуках, которые они обозначают”.

1. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков П-Б.

Произнесите звуки [б] и [п]. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Губами. Губы смыкаются).

– Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука [б]. Б-Б-Б. (Дрожит).

С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).
– А теперь произнесите звук [п] и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит).
Вывод: что [б] звонкий звук, а [п] глухой”.

2. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Повтори слова парами(каждый ребенок повторяет свою пару):
бас – пас
быль – пыль
бух – пух
боль – Поль
бар – пар
бить – пить
бот – пот
бока – пока
бел – пел
блошка – плошка
баня – Паня
забор – запор
блеск – плеск
барин – парень
борт – порт

«Поймайте звук [п] или звук [б]»:

– “Ребята вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите звук [п] ([б]). Слушайте внимательно!” (кнопка, платье, бабочка, лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, рубашка, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан).

Буква заблудилась.
Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б].
Палка, почка, пой, балка,
бой, бочка, быль, панк,
пыль, блещут, панк, плещут, банк,
забор, пар, запор, бар, пробел, пропел.

Отбор картинок, в названии которых есть звуки [б – п]:
– “У каждого из вас на парте лежат картинки.Разложите их на 2 группы. Справаположите картинки, в названии которых есть звук [п], а слева – со звуком [б].”

3. Физкультминутка (действия по тексту).

Утром встал петух на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно.
Клювиком почистил пух
И опять за парту – плюх!

4. Дифференциация звуков [б – п] на письме.

Помогите буквам [б – п]встать на свои места:

_аук ,зу_ы, _уквы, шля_а, са_оги, ру_ашка.

– “Ребята, посмотрите на слова, у каждого из них потерялась одна буква. Помогите им найти каждому свою букву. Запишите в тетради слова с буквой П в один столбик, а с буквой Б – в другой столбик.”
– “Подчеркните буквы Б и П карандашом.”
– “Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга, правильно ли вы написали.”

Офтальмо пауза(электронная офтальмо пауза “Облака”, разработана Мишуковой О. И.):
“Ребята, сейчас я включу картинку. Вам надо будет следить за облачком глазами.”
“Скажите, какой звук в слове облако – [б] или [п]?”
“Где он находится: в начале, середине или конце слова?”

Запишите услышанную букву:

– “Я прочитаю вам предложение, а вы запишите в тетради букву, которая чаще слышится в нем: Б или П.”
Рыбаки удили рыбу.
Поля поливает тюльпаны.
Плавно плывет пароход.
На голубом цветке – бабочки.

III. Подведение итогов занятия

– “Ребята, с какими звуками и буквами мы сегодня работали?Чем они различаются? Молодцы! Все сегодня старались, мне понравилась ваша работа на уроке!”

Читайте также:  Индивидуальное логопедическое занятие 'Постановка звука (С)'
Ссылка на основную публикацию