Школьный логопед: Методическая разработка урока в первом классе. Тема звуки Б-Бь

Методическая разработка урока в первом классе для группы учащихся с ФФНР. Тема: звуки Б-Бь

Тема урока: ЗВУКИ Б-Бь

1) Образовательная: формирование полноценных представлений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками б-бь, учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.

2) Коррекционно-развивающая: уточнение имеющихся у детей в словаре слов, дальнейшее обогащение словарного запаса, развитие мелкой моторики.

3) Воспитательная: развитие внимания, памяти.

Оборудование: картинка белки, изображение дупла в дереве, корзинка, картинки грибов, красные, синие и зеленые кружки, картинка саней.

1. Сообщение темы урока.
Сегодня будем знакомиться с новым звуком, но сначала…

2. Развитие мелкой моторики пальцев …

Поиграем мы немножко.
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем.
Их сжимаем разжимаем.

3. Теперь догадайтесь какой звук мы будем учиться слушать.
Для этого послушай стихотворение и скажи, какой звук чаще всего повторяется.

Бык бодается с быком
Убегают все кругом
Береги бегун бока
От бодливого быка.

Назови слова с -б-, которые услышал.
Придумай еще слова с этим звуком.

4. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

– Произнеси звук.
– Что работает, когда говорим -б-?
– Какой он, гласный или согласный, почему?
– Поиграем в игру слоники- лягушки .

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам.

– Закрой ушки и послушай, звонкий он или глухой.

5. Сегодня мы отправимся в лес.

Какое сейчас время года?
Мы с вами были уже в осеннем и летнем лесу, а сейчас отправимся в какой Лес? (зимний)

В лес мы поедем на чем? Догадайтесь сами.

Взял дубовых два бруска.
Два железных полозка.
На бруски набил я планки
Дайте снег готовы…(санки)

На одни санки сядут те дети, у кого на рисунке предмет с —б- вначале слова, на другие те, у кого — б- в середине слова.

Вывод: где мы не слышали -б- ? (в конце)

6. Пока едем на санках, отгадай загадку.

Встал он прямо у дорожки.
Не идут от страха ножки.
И мычит бедняга — му, му, му.
Шаг я сделать не могу. (это бычок)

Корова -теленок -бычок- бык.

Звуковой анализ слова -бык- .
Сколько в слове гласных, согласных, слогов?
Назови звуки по порядку.

Игра со словом -бык- бак- бок- бук-..

7. Вот мы и в лесу.

Отгадайте, что за зверюшка встречает нас в лесу..
Поиграем в рифму.

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну конечно это (белка)

Как догадались, что это белка? Дикое или домашнее это животное?

а) замените в слове белка второй звук на звук (у)
какое слово получилось? (булка)

б) замените второй звук на звук (а)
какое слово получилось? (балка)

в) как назвать детенышей белки?
(бельчата, бельчонок)

г) как сказать, если белок много?
БЕЛКИ

поставь ударение на гласную и
что такое белки (яичные белки)?

8. Дифференциация (Б)-(Бь) по твердости-мягкости

Что любит белка? (грибы, орехи)
Давайте накормим белку. Срываем шишки и отдаем ей те, на которых картинка с (бь), а остальные про запас.

9. Работа над предложением

Где живёт белка? (В дупле)
А медведь? А собака? А белка? А заяц?
Составь предложение о том, что больше всего любит белка?
Белка любит грибы.
В каких словах услышал звук –б- ?

10. А сейчас мы возвращаемся в школу.

Поиграем в игру «Детёныши животных»

Жил — был маленький щенок,
он подрос, однако,
и теперь он не щенок-
взрослая …(собака)

Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал…(конем)

Бык-могучий великан,
В детстве был… (теленком)

Толстый увалень баран-
Тоненьким (ягненком).

Этот важный кот Пушок-
Маленьким… (котенком),
А отважный петушок
Кро-о-о-хотным… (цыпленком)

А из маленьких гусят
Вырастают… (утки)

Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
А.Шибаев

10. Итог занятия.
Какой звук слушали? Расскажи о нём.

Дунаева Надежда Николаевна.
Учитель-логопед 1-ой категории
МОУСОШ №19 г. Камышина,
Волгоградской обл.

Конспект логопедического занятия “Звуки [б], [б’]. Буквы Бб

Разделы: Логопедия

Цели:

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • уточнить артикуляцию звука [б];
  • уметь соотносить его с буквой;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • совершенствовать звуковой анализ слов.

Задачи:

  • Образовательная:
    • формировать полноценные представления в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками [б-бь];
    • учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.
  • Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, просодическую сторону речи.
  • Воспитательная: развитие внимания, памяти, формировать “ситуацию успеха”.

Оборудование: красные, синие и зеленые кружки, предметные картинки, раздаточный материал: слоги, буквы, пособие “Развивайте ум детей”.

Ход урока

1. Организационный момент

– Вы у меня какие?

(- Умные, старательные, любознательные)

(- Не только смотреть, но и видеть
Не только слушать, но и слышать.
Не только говорить, но и думать.
Дружно и плодотворно работать).

– Замечательно. Начинаем плодотворно работать.

Сегодня будем знакомиться с новыми звуками и буквами, но сначала.

2. Развитие мелкой моторики пальцев .

Поиграем мы немножко.
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем.
Их сжимаем, разжимаем.

Ребята, давайте вспомним, какому правилу нас научил наш друг Звукознайкин.

(Звуки мы слышим, и говорим, а буквы видим и пишем).

3. Артикуляционная гимнастика

Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)

Физкультура получилась хороша.

4. Сообщение темы

Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).

Сегодня мы познакомимся со звуками [Б] и [Бь] и буквамиБб.

Назови слова с этим звуком.

5. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

– Что работает, когда говорим -б-?Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

– Какой он, гласный или согласный, почему?

– Поиграем в игру слоники – лягушки.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам.

– Закрой ушки и послушай, звонкий он или глухой.

Звук [Б]: согласный; твердый, звонкий.

Звук [Бь]: согласный, мягкий, звонкий, губной.

6. Произношение звуков [Б], [Бь] в слогах. Развитие координации движений

Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на барабане, трубе и балалайке. Давайте поиграем вместе с ними. На барабане: бам-бом-бум-бим;

  • На трубе: би-ба-бо-би-ба-бо;
  • На балалайке: ба-бо-бу-ба-бо-бу.

7. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом

Бим спрашивает, зачем вам эти цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)

А что это за замки и почему они разноцветные?

(В этих замках живут звуки.

В красном замке живут гласные звуки, в синем – твердые согласные, а в зеленом – мягкие согласные.)

Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую – красный.

Даю вам звуки [б], [а]. Какой слог получился? (ба).

А теперь Бом дает вам звуки [б],[о].

Верните ему слог. (бо).

Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука [м]).

Бим дает вам кружочками слог би.

Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим.

Кто сможет на доске составить схему слов Бим и Бом?

8. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки [Б],[Бь]. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.

Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Б]).

Где вы произносили звук [Б]? (В начале слова).

А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Бь]).

Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).

А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).

9. Развитие фонематических представлений.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками [Б]и[Бь].

(Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

10. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти.

Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”

На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.

Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать, какого предмета не стало. (Не стало булавки).

Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога).

11. Физминутка.

– Самое время отдохнуть.

Спал цветок (дети присели на корточки)
И вдруг проснулся (встали, руки на пояс)
Больше спать он не хотел (наклоны в стороны)
Встрепенулся, отряхнулся (встряхивают руками)
Взвился вверх (руки вверх)
И полетел (машут руками, садясь за парты).

12. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

– Чтобы гномикам не было так грустно, мы подарим им песенку.

13. Знакомство с буквой Б. Чтение слогов

Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь).

А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки?

Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научилЗвукознайкин? (Буквы мы видим и пишем).

Что вам напоминает эта буква?

Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

Найдите эту букву у себя в Звуко-буквенном замке.

Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее.

Читайте также:  Особенности и возможности социальной адаптации детей с синдромом Дауна

Бим и Бом хотят, чтобы мы научили их читать.

Прочитайте, что Бим хочет сказать Бому? (Ба, бо, би, бу, бы).

А кто сможет из букв составить их имена? (Бим, Бом).

14. Фонематическое восприятие. Выделение звука [Б]

– из ряда звуков: П, Б, В, Т, Б, П, Ф, Б

– из ряда слогов: ПА, БА, БЫ, ПЭ, БУ, ПО

– из ряда слов (отобрать картинки со звуком [Б])

– определить позицию звука [Б] в слове.

15. Печатание буквыБ и слов с буквой Б.

16. Организация окончания занятия

Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками [Б] и [Бь].

Давайте вспомним слова со звуками [Б] и [Бь].

(Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).

Урок на тему «Звуки [б’] [б] буква Бб, звуки [п’] [п] буква Пп», 1 класс

Тема урока: звуки [б’] [б] буква Бб, звуки [п’] [п] буква Пп.

Образовательная: познакомить со звуками [б’] [б] буквой Бб (бэ), звуками [п’] [п] буквой Пп (пэ).

Развивающая: развивать навыки звукового анализа, навыки чтения. Развитие речи, внимания.

Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, стремлению к учению.

Оборудование: букварь, презентация, схемы, лента букв.

Организационный момент.

Здравствуйте, дети, садитесь. Сейчас у вас урок чтения и проведу его у вас я, зовут меня Татьяна Сергеевна.

Долгожданный дан звонок,

Сядем прямо, не согнемся,

За работу мы возьмемся.

Проверка домашнего задания (если оно есть)

Актуализация знаний.

– Скажите на сколько групп делятся звуки? (схема выводится на экран или на доску)

– Какие гласные буквы обозначают мягкость предыдущего согласного?

– Какие гласные буквы обозначают твердость предыдущего согласного?

– Назовите парные согласные по звонкости-глухости?

– А какие не парные согласные по звонкости-глухости?

Выведение проблемы урока.

– Давайте поиграем с вами в игру «Превращение слов»

– Посмотрите, на доске у нас написано слово, давайте все вместе его прочитаем. (Все хором читают слово «Почка»)

– Правильно, это слово «почка».

– Какой звук мы слышим первым?

– Охарактеризуйте этот звук? Он звонкий или глухой? Мягкий или твердый?

– Правильно, звук [п] глухой и твердый.

– А теперь давайте заменим звук [п] звонким «братом», чтобы получилось другое слово.

– Правильно, у нас получилось слово «Бочка».

– Произнесите первые звуки этих слов.

– А какие у нас эти звуки?

– Правильно, звуки [б] [п] являются парными по звонкости-глухости.

– Эти звуки согласные или гласные?

Работа по теме.

– А какие же буквы соответствуют звукам [б] [п]? Поднимите карточки с этими буквами.

– Где чаще всего встречаются в словах?

– На что похожи эти буквы?

– Из каких элементов состоят эти буквы?

– А нужно ли нам знакомиться с заглавными буквами?

– А для чего нам нужны заглавные буквы?

Закрепление.

Работа с учебником по характеристике звука и буквы.

– Посмотрите на картинку. Кто изображен на этой картинке? (Баран)

– А какой у нас баран? (Белый)

– Рассмотрите схемы и вопросы к ним, как вы считаете какие слова зашифрованы и почему?

– Сколько слогов в этих словах?

– Выделите новый звук в этих словах.

– Что общего между этими схемами?

– Придумайте предложение к этой картинке.

Чтение слогов и слов.

Чтение слов по рядам и по столбикам.

– Прочитайте первый ряд слов.

– Теперь прочитайте второй ряд слов.

– Давайте прочитайте первый, второй и третий столбики слов.

– Объясните значение слов.

– А сейчас давайте прочитаем слова чуть ниже. Сначала читаем по рядам, а затем по столбикам.

– Справа 4 слова, прочитайте их.

– Посмотрите как же изменяются эти слова? Какие буквы в них меняются?

Выделение нового звука из слов

– Сейчас я прочитаю вам предложение, вы должны внимательно слушать. А когда я прочитаю это предложение вы должны сказать в каких словах вы услышали новые звуки и где они находятся. (Белый баран пел и бил в барабан)

– Прочитайте слова, которые написаны ниже.

– Что означают эти слова? Знакомы ли они вам? Для чего нужны эти предметы?

Чтение для читающих.

– Прочитайте текст и подумайте , какое словосочетание или слово нам надо вставить.

– Итак, как вы считаете какое слово туда нужно вставить? Почему?

– В каких словах мы слышим новые звуки? Где они находятся?

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

Чтение слогов и слов.

– Прочитайте первый ряд слов.

– Прочитайте второй ряд слов.

– Как вы считаете, что нужно поменять, чтобы в каждом ряду была закономерность?

– А теперь прочитайте слова по столбикам.

– В каком столбике разные ударные слоги?

– Прочитайте предложение, которое находится под этими словами.

– Какое слово надо вставить в это предложение, чтобы оно подходило по смыслу?

– Почему вы так считаете?

– А что же означают другие слова?

Выделение нового звука из слов

– Прочитайте слова, которые написаны в столбик.

– Встречается ли в этих словах новые звуки? Где они встречаются?

– Чем похожи эти слова?

– Что означают эти слова?

– Прочитайте текст и посмотрите имеются ли на картинке предметы, которые есть в этом тексте.

Чтение для читающих.

А сейчас у нас будет задание на смекалку. Вы готовы справиться с этим заданием?

Прочитайте стихотворение и подумайте, что же в нём не так.

Какие слова нам надо поменять, чтобы стихотворение приобрело смысл?

В каких словах вы услышали новые звуки? Где они находятся?

Итог урока. Рефлексия.

– С какими новыми звуками мы сегодня познакомились?

– Какой буквой обозначаются на письме?

– В чем особенности этих звуков?

– Где находятся в ленте букв?

– Что вы еще запомнили на нашем уроке?

Оценить свою работу на уроке.

– Оцените, свою работу на уроке. У каждого на столе лежат по 3 полоски, красная, зеленая, желтая.

Красная- у меня всё получилось, я доволен своей работой.

Зелёная- я хорошо работал на уроке, но можно ещё лучше.

Желтая- я не доволен своей работой на уроке, в следующий раз буду стараться больше отвечать.

– Поднимите, ту полосочку, насколько вы справились с сегодняшней работой на уроке.

Домашнее задание.

– Кто захочет, может дома родителям прочитать про звуки [б] [п] , чтобы родители тоже узнали много интересно про эти звуки и помочь в этом им можете только вы.

– На этом наш урок подошел к концу, всем спасибо за работу, вы были очень активные. До свидания.

Урок обучения грамоте по теме «Звуки [б], [б’], буквы Бб»

Тема: Звуки [б], [б’], буквы Бб.

создать условия для знакомства с новыми звуками [б], [б’], буквами Бб;

формировать умения выделять звуки в речи, определять место звука в слове;

содействовать развитию у обучающихся исследовательских умений и навыков;

– организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в нестандартной ситуации;

– продолжить формировать учебно-организационные, коммуникативные умения;

– воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: презентация по теме урока, таблица «Звуки речи», «звуковички», карточки для вычеркивания букв – КБАЗБУКАИКАБУКВАРЬШУБУКВЫБ (25 шт.), сигнальные карточки (25 шт.)

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок

В путешествие пойдем,

В страну сказок попадем.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

Глазки дружно закрывайте,

Сказку в душу пропускайте.

II. Введение в тему урока:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

В чудном домике своем

Живут гномы всемером.

С ними поселилась я.

Ну-ка, открывай глаза!

– К кому мы попали в гости? (К Белоснежке)

– Из какой она сказки? (Белоснежка и семь гномов)

Белоснежка – героиня сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»

В сказке братьев Гримм – гномы трудолюбивые, очень серьезные.

А у нашей Белоснежки гномы необычные и имена у них тоже необычные.

Произнесите про себя имя героини, определите, первый звук в слове, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Тема: Звук [б] и буква, которая его обозначает)

– Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать цели нашего урока.

(развитие общеучебных универсальных действий)

познакомиться с новыми звуками, буквами, которые их обозначают;

– учиться отличать новые звуки от других звуков речи, определять их местоположение в словах;

учиться читать слова, предложения с новой буквой.

III. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1. Исследование слов (развитие исследовательских умений)

– Предлагаю вам побывать в роли исследователей.

– Что на голове у Белоснежки? (бант)

– (В парах) Исследуйте слова Белоснежка и бант, выделите первый звук в словах, дайте ему характеристику.

1 ряд – Белоснежка 2 ряд – бант 3 ряд – эксперты

– Поделитесь своими открытиями.

[Б] – согласный, звонкий, твердый

[Б’] – согласный, звонкий, мягкий

2. Примените полученные знания – оденьте звуковичка.

Комментирование «цепочкой» (работа с моделью звука)

3. Ребята, почему-то наша Белоснежка одна. (мотивация)

Что-то я не вижу гномов. Где же они, как вы думаете? (спрятались)

У Белоснежки гномы-шалунишки,

Поиграть с вами хотят.

Никогда им не встречалось,

Столько умненьких ребят!

– Если вы докажете гномам, что вы умные, сообразительные, то сможете с ними познакомиться.

Читайте также:  Использование технологии 'Дидактический синквейн' в логопедической практике

– Готовы справиться с любыми заданиями?

4. Упражнение в определении звука в словах.

Вот и первое задание.

– Выбрать угощение для гнома-Сладкоежки.

Определите, есть ли звук «б», «б’» в слове.

– Да – встать, если нет – присесть.

Баранки, малина, клубника, бублик, конфета, булочка, пирожок, голубика, апельсин, брусника, арбуз.

– Я тоже приготовила угощение для гномика (яблоко, вишня, груша, бананы, виноград, абрикосы).

Слайд 4. Как вы считаете, все ли любит гном-Сладкоежка?

– Сколько угощений получил гномик! Он так обрадовался.

– Давайте с ним познакомимся.(Сладкоежка- первый)

5. Определение местоположения звука в словах.

В уголочке кто сидит?

Тихо что-то говорит?

– Да это же гномик-Тихоня.

Он предлагает вам поиграть со «звуковой птичкой», определить место звука в слове.

Береза, белка, рябина, грибок, барсук, боровик, бабочка, пушок.

– Справились с заданием, вы правильно определяли местонахождение звука в слове.

– Вот и второй гномик-Тихоня появился.

6. Ребята, гном – Любознайка предлагает вам научиться писать и читать новую букву.

– Гномик – Любознайка просит вас найти на полотне новую букву.

Слайд 7. (буквы Бб)

– Как она называется? (Бб)

– Назовите ее соседей в алфавитном ряду.

– Напишите на звуковичке букву Б. Запомните её.

Слайд 8 (3 гнома)

– Посмотрите, третийгномик- Любознайка нашелся.

7. Физминутка.

Вижу сильно вы устали.

Проведет он физминутку,

Всем понравится она. (позвать всем вместе …)

-Давайте весело и дружно выполним физминутку, он сразу покажется нам.

Гномы шли, шли, шли,

И опять пошли. (2 раза)

Щелчок по слайду ( 4 гнома)

– Выполнили физминутку, вот и четвертый гномик – Весельчак нашелся.

8. Упражнение на концентрацию внимания.

Следующее задание приготовил вам гномик-Буквоежка.

Что за ужас, что за хлам?

Везде буквы по углам.

Букву нужную найдем

И в овал ее возьмем. (Взаимопроверка)

– Сколько раз встретилась буква Б.

– Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.

– Какие слова спрятал в ряду гном-Буквоежка? (азбука, букварь, буквы)

– Определите, твердый или мягкий звук в этих словах?

Щелчок по слайду ( 5 гномов)

Вот и пятый гномик-Буквоежка появился.

IV. Закрепление знаний и способов деятельности.

1. Чтение слогов с новой буквой.

2. Гномик-Почитай-ка приготовил вам очень сложную работу.

– Гном-Почитай-ка приготовил вам таблицу.

– Прочитайте слоги, слова, где звук «б» – мягкий.

– Что объединяет слова 3 столбика? (предметы, в ед.ч., 2 слога)

– По каким признакам слова можно разделить на 2 группы?(одуш.-неодуш., с согл. – с гласн., удар на 1 слоге – удар. на 2 слоге)

– Гном убедился в том, что вы можете выполнять такую трудную работу со слогами и словами, и надеется, что вы теперь сможете прочитать ему сказку. (Гном притаился и слушает каждую группу).

3. Чтение текста и работа над содержанием.

О ком эта сказка?

– К кому попала Белоснежка?

– Какое слово для вас было новым, непонятным?

«очаг» – приспособление, где разводят и поддерживают огонь

– Что еще узнали из сказки?

Прочитай сказку приемом «Жужжащее» чтение и найдитеответ на вопрос:

– Что делала Белоснежка в доме у гномов?

– Найдите предложение, которое соответствует схеме.

1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.gif” />_____ _____ _____ _____.

– Придумайте название к сказке. «В гостях у гномов»

– Гномик-Почитайка очень доволен вашей работой.

Слайд 11 (6 гномов)

– Гномик – Почитайка предлагает вам обязательно прочитать сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и узнаете в какую историю попала Белоснежка.

4. Ребята, все гномы в сборе?

Мы не просто знакомились с гномами, но и открывали для себя новые знания.

– Что нового вы для себя открыли?

5. Ну а седьмого гномика-Знайку мы порадуем своими знаниями, и он обязательно с вами познакомится. (Сигналы)

– Звук «б» – гласный? Нет

– Звук «б» – согласный, звонкий? Да

– Буквой Б обозначается тв.звук «б» и мяг. звук «б»? Да

– В слоге – «би» – звук б – твердый? Нет

– В слове билетик звук Б – мягкий? Да

– Справились с заданием.

Вот и седьмойгномик-Знайка появился.

– Вот и познакомились со всеми гномиками.

– Вся компания в сборе.

Звучит песенка «В гостях у гномов»

Щелчок по слайду (песня)

V. Рефлексия.

На столах у вас лежат конверты, в них гномы разных цветов: оранжевого, желтого. Возьмите себе на память того гнома, который соответствует насколько комфортно вы чувствовали себя на уроке и продвинулись в своём развитии:

Оранжевый цвет – мне очень понравилось на уроке, я получил новые знания;

жёлтый цвет – мне было хорошо на уроке.

VI. Итог урока.

Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке.

Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали.

Оценить вашу работу я предлагаю и нашим гостям.

(раздаются конверты с карточками)

Copyright © 2010—2021
ООО «Современные медиа технологии в образовании и культуре»

Поддержка
(495) 589-87-71

  • Новости
  • Обмен опытом
  • Рейтинг
  • Размещение информации
  • Вопрос-Ответ
  • Обновления
  • Оформить подписку
  • О системе
  • Обратная связь

Сервис «Комментарии» – это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.

Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:

  1. Не стоит размещать бессодержательные сообщения, не несущие смысловой нагрузки.
  2. Не разрешается публикация комментариев, написанных полностью или частично в режиме Caps Lock (Заглавными буквами). Запрещается использование нецензурных выражений и ругательств, способных оскорбить честь и достоинство, а также национальные и религиозные чувства людей (на любом языке, в любой кодировке, в любой части сообщения – заголовке, тексте, подписи и пр.)
  3. Запрещается пропаганда употребления наркотиков и спиртных напитков. Например, обсуждать преимущества употребления того или иного вида наркотиков; утверждать, что они якобы безвредны для здоровья.
  4. Запрещается обсуждать способы изготовления, а также места и способы распространения наркотиков, оружия и взрывчатых веществ.
  5. Запрещается размещение сообщений, направленных на разжигание социальной, национальной, половой и религиозной ненависти и нетерпимости в любых формах.
  6. Запрещается размещение сообщений, прямо либо косвенно призывающих к нарушению законодательства РФ. Например: не платить налоги, не служить в армии, саботировать работу городских служб и т.д.
  7. Запрещается использование в качестве аватара фотографии эротического характера, изображения с зарегистрированным товарным знаком и фотоснимки с узнаваемым изображением известных людей. Редакция оставляет за собой право удалять аватары без предупреждения и объяснения причин.
  8. Запрещается публикация комментариев, содержащих личные оскорбления собеседника по форуму, комментатора, чье мнение приводится в статье, а также журналиста.

Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес

Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.

Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе «Буква Бб. Звуки [ Б]-[Б’]»

В.Г. Волошина, учитель-логопед МБОУ «СОШ с УИМ №15» г.Магадан.

Групповое логопедическое занятие в 1 классе с ФФНР по теме:

«Буква Бб. Звуки [ Б]-[Б’]».

Цель: познакомить детей с буквой Бб, согласными звуками [б] – [б’], с нормой артикуляции изучаемых звуков; учить дифференцировать звуки [б] — [б’] изолированно, в слогах и в словах, развивать навыки словообразования, закреплять навыки слогового, фонематического анализа и синтеза, навыки работы с предложением, текстом.

Способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, памяти, внимания, зрительно – пространственной ориентировки, мелкой моторики, умению читать слоги, слова, предложения с буквой Б.

Воспитывать любознательность, интерес к учебной деятельности.

Оборудование: символы для обозначения звуков; «сигналы светофора –синий, зеленый; буква Бб печатная, письменная; звуковая линейка; зеркала по количеству детей; «слоговое дерево – сосна»; карточки со слогами; предметные картинки; набор слов; текст; слоговая таблица; компьютер, экран, проектор, фрагменты презентации.

Ход занятия:

Оргмомент. Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение и начнем наше занятие. Садитесь.

Сообщение темы занятия: «Сегодня мы будем работать с новой буквой и ее звуками».

Отгадайте загадки:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотела,

Он вспорхнул и улетел.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

С какого звука начинается слово «бабочка», «белочка»? (Ответы детей).

Кто догадался о какой букве будем говорить? (О букве Б).

— Взяли зеркала, произнесите звук [Б ].

Работаем по алгоритму:

— Губы сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются;

— Расстояние между зубами и положением языка зависит от следующего за звуком [Б ] гласного;

— Воздушная струя встречает преграды: мешают губы, зубы, язык. Значит звук согласный;

— Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются в результате чего образуется голос. Значит он звонкий.

В слове бабочка первый звук [Б] – он согласный, звонкий, твердый. Символ – синий цвет.

В слове белка первый звук [Б’] – он согласный, звонкий, мягкий. Символ – зеленый цвет.

Игра «Два светофора». Звуки [ Б] –[ Б’] хотят перейти дорогу, помогите им.

— Б, Н, Т, Б, Б’, В, Л, З, С, Б, Б’,

— Ба, то, не, бу, бя, са, би, бы, бё,

— бусы, бил, буквы, бал, балет, билет, бег, бор.

Каким звукам помогали переходить дорогу? Чем отличаются звуки?

— Что обозначает слово «бор»? (сосновый лес)

В бору наши друзья щенок Бимка и большая собака Барбос искали слова со звуками [Б] – [Б’]. Помогите им: назовите место звуков в слове ( начало, середина, конец).

Читайте также:  Формирование фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста

Картинки: рубанок, кубик, береза, голубика, воробей, голуби, облепиха, брусника.

— Какие слова помогли найти Бимке и Барбосу? (Со звуками [Б] – [Б’]). Что общего у этих звуков, чем отличаются?

Бимка маленький щенок расскажите ему сколько слогов и звуков в его слове кличке. Один ученик работает у доски. Дети – за столами. Ребенок проводит слого-звуковой анализ слова Бимка. Бимка узнал сколько слогов и звуков в его кличке.

Звуки мы произносим и слышим. На письме звуки, какой буквой будем обозначать? (Буквой Б).

Показ печатной и письменной буквы.

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

— В каком ряду на ленте букв стоит буква Б? (В первом ряду.)

Гимнастика для глаз:

Вдаль посмотрим и под ноги

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро

Словно стрелочка часов,

Проведем глазами дружно

Ну а дальше – будь здоров!

— Пальчиковая гимнастика:

Собирайтесь звери в стаю,

Я вас всех пересчитаю:

Серый волк, лиса, барсук,

Куцых зайцев сорок штук.

И другой народец верный:

Галок, соек и ворон.

Ровным счетом миллион.

Запишем в тетрадь заглавную и строчную букву, чередуя их. (Пишем до конца рабочей строчки, расстояние между буквами с пальчик).

— Согласные буквы образуют слоги? ( Нет).

— Какие буквы образуют слоги? (Гласные).

Читаем слоговую таблицу. Развивать зрительно-пространственную ориентировку. Дети читают. ( Начинаем читать со слога БА в верхнем левом углу).

Звуки [б], [б’] — [п], [п’]. Повторение и обобщение пройденного материала

• дети научатся различать парные звонкие согласные, слышать, слушать, произносить их;

• составлять звуковые схемы к словам на всем диапазоне изученных букв;

• пересказывать тексты, придумывать к ним заголовки;

• пополнят и активизируют свой словарный запас;

• сформируют навыки правильного, плавного, сознательного чтения слогов и слов с изученными буквами;

• научатся отвечать на вопросы по тексту полными обстоятельными предложениями;

• проявят интерес к родному языку, информации, заключённой в текстах, предложениях.

1. Актуализация знаний

— На какие две группы делятся согласные звуки? Перечислите звонкие согласные звуки. Глухие согласные звуки. Какое удивительное открытие вы сделали, изучая согласные звуки? (Они бывают парными звонкими и глухими согласными.) Назовите их.

2. Мотивация учебной деятельности

— Послушайте предложение: Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.

В каких словах вы слышите звонкие согласные звуки? Назовите их. Составьте ребус. Возьмите рисунок с изображением спутника, капусты, зубра.

Дети составляют один-два ребуса.

— Мы научились слышать и различать парные звуки [б], [б’] и [п], [п’] в начале и в середине слов.

3. Работа по теме урока

— Теперь прочитаем рассказ «Барсик» (с. 102.)

Дети читают правильно, выразительно.

— Какое слово выложил из кубиков Виталик, напечатайте его. (Слово компот.)

Составьте слова из букв, которые откатил Барсик. Что получилось? (Мох, бух, зуб.)

Обратите внимание на таблицу в верхней части страницы 102. Расскажите всё, что вы знаете о букве б. (Буква б обозначает согласные парные, звонкие твёрдый и мягкий звуки.)

Расскажите всё, что знаете о букве п. (Буква п обозначает согласные парные, глухие твёрдый и мягкий звуки.)

Перечислите гласные, которые помогут нам составить слоги- слияния. С какими из них согласные читаются мягко? Назовите.

Подготовимся к чтению текста «В библиотеке» (с. 101).

би-бли-о-те-ка, рac-cмат-ри-вa-ли, сбор-ни-ки, кар-тин-ки, за-пом-ни-ли, Иван Крылов

— Кто из вас был в библиотеке? Что это такое? Кто уже записан в библиотеку? Приготовьтесь к чтению, возьмите в руки закладки.

— Куда пришли дети? Что они там увидели? Чем отличился Вова? Какие басни Крылова вы знаете?

Дети или учитель могут прочитать наизусть одну из басен ИЛ. Крылова «Квартет», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица» (с. 101).

— Рассмотрите портрет И. А. Крылова.

Басня это поучительное стихотворение, в котором автор высмеивает недостатки людей и поучает других. Последние слова И. А. Крылова стали пословицами. Послушайте эти пословицы и крылатые выражения. Просмотрите текст и найдите слова с двойными согласными. Я добавлю вам слово аппарат. Как мы разделим эти слова на слоги? Покажите в тетради для печатания.

Игра «Полсловечка за вами». Прочитайте половинки слов. Ваша задача дополнить их до целых слов: бал(кон, ка), буй(вол, ки), пе(нал, нка), по(жар, ворот, лоса.)

Соберите буквы «иголочкой» по бусинке и получите чудных птиц.

1) влнапи — (павлин); 2) линакеп — (пеликан); 3) елпепер — (перепел); 4) кбалан — (баклан).

О какой птице говорится?

Раньше всех встаёт,

Громко песни поёт.

Отгадайте загадку. Отгадку напечатайте.

Не руками свито. (Паутина)

Разделите слово паутина на слоги. Поставьте ударение. Как определить, сколько в слове слогов? (Нужно посчитать гласные. Сколько гласных в слове, столько и слогов.)

Как называется слог, на который падает ударение? Как называется гласная, на которую падает ударение? Как слышится ударная гласная?

Прочитайте слова на странице 103. Объясните, чем отличаются слова верхнего ряда от нижнего? (Предмет большой и предмет маленький. Предмет один, предметов много.)

Но это ещё не всё.

Медленно читаем каждое слово и слушаем, где парный согласный слышится сомнительно, нечётко, плохо? (Рыбка, лапка, столб, серп.) Выпишем слова на доске с пропуском согласной буквы. Как поступить, чтобы услышать парный звук чётко и только после этого записать? (Изменить слово так, чтобы после него стоял гласный звук.) (Столб — столбы; рыбка — рыба. )

Где могут стоять эти парные согласные? (На конце слов и в середине.)

Сделаем вывод: как проверить парные звонкие и глухие согласные?

Дети делают вывод.

— Это очень важное правило.

Составьте и запишите из данных частей тон ба рон бу ран нан кет тик целые слова. (Батон, барон, буран, букет, бутон, банан. )

4. Рефлексия учебной деятельности

— Что интересного было сегодня на уроке? Что вы сегодня узнали нового? Что повторили? С какой орфограммой познакомились? Как вы проверите слова с орфограммой на парную согласную?

Рабочая программа по развитию речи у не говорящих детей 2-4 лет

В данном материале отображено как и по каким методикам можно работать с не говорящими детьми младшего дошкольного возраста с диагнозом ЗРР и ОНР 1 уровня.

Пояснительная записка.

Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект.

В основу положены следующие программы и методики работы:

  • Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под. ред. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М, Туманова Т.В. М.: 2014г.
  • «Развивайся малыш!:система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» О.В. Закревская.- М.:2009г.
  • «От слова к фразе» кн.1-3 Т.Н. Новикова- Иванцова.-М.: 2006, 2010, 2011гг.
  • Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Под ред. Н.В. Серебряковой.-СПб.:2014г.
  • развитие речевых возможностей у детей 2-4 лет.
  • Развитие понимания речи;
  • Развитие активной подражательной речевой деятельности;
  • Развитие внимания, памяти и мышления у детей.
  • системный;
  • ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка;
  • постепенного усложнения заданий;
  • комплексный;
  • деятельностный;
  • онтогенетический;
  • общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
  • не говорящие или мало говорящие дети 2-4 лет.

Направления реализации программы:

  • Логопедическая диагностика.
  • Логопедические занятия.
  • Работа с родителями.

Формы работы с родителями:

  • Индивидуальные консультации.
  • Открытые подгрупповые логопедические занятия.
  • Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.

Занятия проходят 2 раза в неделю.

Форма логопедического воздействия :

  • подгрупповая (2-3 человека).

Результаты освоения программы и методика оценки.

На каждого ребенка, занимающегося у логопеда, заводиться карта обследования. В ней отражена диагностика, состоящая из нескольких разделов:

I. Развитие понимания речи, мышления, памяти в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем.

II. Формирование предпосылок для развития активной речи; активизация, совершенствование словаря, грамматически правильных фраз и связной речи.

III. Развитие зрительной ориентировке в форме, цвете, величине.

IV. Развитие мелкой моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности.

Все задания в данных разделах имеют свою оценку. Оценка представляет собой возраст , которому соответствует то или иное развитие.

В соответствии с картой обследования строятся подгрупповые занятия. В середине и в конце года проводиться диагностика, с целью выявления динамики. Если у ребенка исправлены все речевые процессы, то он выводиться из логопункта.

Каждое занятие включает следующие разделы:

РазделПродолжительность
Артикуляционная гимнастика3-5 минут
Формирование воздушной струи3 минуты
Развитие понимания и активной речи5-7 минут
Физминутка3 минуты
Развитие мелкой моторики3-5 минут

На заключительном этапе проводится логопедическое обследование, по результатам которого даются рекомендации родителям.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие понимания речи у детей.
  2. Развитие активной речи.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развитие внимания, памяти и мышления у детей.

Тематическое планирование

  • См. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Под ред. Н.В. Серебряковой.-СПб.:2014г.
  • «Развивайся малыш!: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» О.В. Закревская.- М.:2009г.
  1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под. ред. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М, Туманова Т.В. М.: 2014г.
  2. «Развивайся малыш!:система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» О.В. Закревская.- М.:2009г.
  3. «От слова к фразе» кн.1-3 Т.Н. Новикова- Иванцова.-М.: 2006, 2010, 2011гг.
  4. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Под ред. Н.В. Серебряковой.-СПб.:2014г.
Ссылка на основную публикацию