Сензитивные периоды развития речи

Консультация для родителей «Сензитивные периоды развития ребенка»

ксения мартынова
Консультация для родителей «Сензитивные периоды развития ребенка»

Сензитивные периоды развития ребёнка.

Вы наверняка не раз замечали: ребенку никак не удавалось овладеть каким-то уменьем, но вот, проходит месяц, другой, вы снова возвращаетесь к этой теме и вдруг обнаруживаете, что кроха схватывает все, буквально, на лету.

Оказывается, в разные периоды жизни ребенок бывает особенно восприимчив к определенным влияниям окружающего мира. Такие периоды называются «сензитивными»

Сензитивный период — это период в жизни ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий, делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно

Мария Монтессори отмечала: «Если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением» (например, учиться читать, писать, «то к результату они приходят позже или не приходят совсем».

Почти все сензитивные периоды протекают до 6 лет. Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере,следующие возможности:

– знать эти периоды, их особенности наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания определенного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки уровня развития ребенка в настоящий момент;

– предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент

Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и тоже время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

Ребенок от рождения до трех лет. (Мария Монтессори характеризовала его как «духовный эмбрион») представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор эмоций родителей – в основном матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в их мире.

В возрасте от трех до шести лет ребенок, согласно Марии Монтессори, является «строителем самого себя». Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сензитивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного.

Основные сензитивные периоды:

период развития речи (0-6 лет);

период восприятия порядка (0-3);

период сенсорного развития (0-5,5);

период восприятия маленьких предметов (1,5-3,5);

период развития движений и действий (0-4);

период развития социальных навыков (2,5-6).

Сензитивный период развития речи.

Наиболее важные этапы внутри данного периодас указанием приблизительного возраста их наступления:

– В возрасте от 0 до 4.5 месяцев: ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное, поэтому дети способны поворачивать голову к источнику звучания речи;они учатся подражать звукам: ребенок делает первые попытки самостоятельно располагать произносимые звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.

Отсюда вывод: запрет на «сюсюканье», на придумывание родителями упрощенного «детского» языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Он нуждается в том, чтобы ему рассказывали, как можно больше историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка, историй – образцов хорошего стиля, разных жанров.

– В возрасте около 1 года: ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли, но одновременно ребенокпопадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, однако, воспользоваться этим “знанием” из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.

– В возрасте около 1.5 лет: ребенок начинает выражать свои чувства, желания, он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.

– В возрасте 2.5 – 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику.

– В возрасте 3.5 – 4 лет: ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно, живо интересуется символическим обозначением звуков – буквами, может работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов.

– В возрасте 4 – 4.5 лет: ребенок начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики.

-В возрасте около 5 лет: ребенокбез принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития.

Сензитивный период восприятия порядка.

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори.

Нужно иметь в виду, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом.

Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведения в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.

М. Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 – 2,5 лет ребенок испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2,5-летнего ребенка как капризного, непонятно чего требующего существа. А ему насущно необходим порядок,и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении, во времени и в поведении взрослых по отношению к нему.

Порядок в окружающей среде. Его соблюдение позволяет ребенку разобраться в соотношении между предметами. Речь идет о том, чтобы структурировать окружающую ребенка среду (чаще всего – предметы в квартире) таким образом,чтобы она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами: посуда – на кухне, обувь – в прихожей, одежда – в шкафу, игрушки – всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и т. д.

Ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте. И поэтому необходимо, чтобы каждое утро он видел, например, свои игрушки аккуратно уложенными и в одном и том же месте – даже если вечером они были разбросаны. В этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще формирует собственный образ порядка. И помочь ему в это могут родители, поддерживая внешний порядок вокруг него.

Порядок в отношении людей к предметам. Желательно,чтобы это отношение было культурно обусловлено: обычно принято на стуле сидеть; за столом – есть, обращаясь со столовыми приборами соответствующим образом; дверь открывать рукой, а не ногой; кофе или чай пить на кухне, а не в постели и т. д. Для соблюдения этого родителям приходится наступить на горло собственной креативности, перестать вольно обращаться с различными вещами, предметами домашнего обихода и освоить общепринятые способы действия с ними, постепенно становясь «профессионалами» в воспитании собственного ребенка.

Порядок во времени. Временные представления у маленьких детей еще не сформированы, поэтому порядок во времени заключается для них в последовательной смене событий. Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой, и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон – со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех.

После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот индивидуальный режим. Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во времени – точнее, порядка в последовательности событий. Например, последовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок. Многие из нас замечали, что в этом возрасте часто ребенок выказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, или если что-то придумывается заново. Малыш не против творчества взрослых вообще – ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя, как всегда, – значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне!

Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку. Для ребенкатакого возраста наиболее важно прочувствовать порядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему:

• Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от сегодняшнего настроения. Желательно, что они были обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать). Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале образовывать поведенческий алгоритм. В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например,связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и др.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название («Готовимся ко сну?») для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше) мог действовать самостоятельно.

• Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми. Поскольку все равно ребенок научится тому, что видит, этот тезис можно оставить без каких-либо психологических комментариев.

Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом. Это же касается уровня «внутреннего порядка» (порядка в мыслях, поступках и т. п.).

Сензитивный период сенсорного развития.

Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и проч. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке. Содержание этого длительного сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.

Сензитивный период интереса к мелким предметам.

Этот период трудно не заметить,и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т. п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.

А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей. В развитии ребенка анализ – разделение целого на части, предшествует синтезу – объединению частей.

Поэтому при игре с конструктором дети с большим удовольствием разрушают построенные родителями конструкции, и лишь спустя некоторое время, начинают строить сами. Второй важный аспект этого периода заключается в том, что этот интерес совпадает с потребностью ребенка совершенствовать свою речь. Сегодня уже практически всем родителям известно о связи речи с развитием мелкой моторики. Упражняясь с мелкими предметами, ребенок тренирует пальчики и, следовательно, речь.

Сензитивный период развития движений и действий.

Длится в среднем от 1 года до 4 лет и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все методы образования, которые ограничивают свободу движения ребенка в этом возрасте, являются препятствующими его естественному развитию. Отсюда и вывод о вреде для него и малоактивного образа жизни.

В течение этого периода имеются моменты, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения, то впоследствии его интересуют все более сложные действия, требующие определенный уровень координации, свободы и выразительности движений.

Сензитивный период развития социальных навыков.

В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т. д.

Анкета для родителей по изучению социальной ситуации развития ребенка в семье Анкета Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью изучения социальной ситуации развития ребенка в семье. 1. Считаете.

Консультация «Чем полезны пазлы для развития ребенка» Практически все родители в поисках занятий для ребенка чаще всего отдают предпочтение развивающим играм. И не зря, ведь занятия в форме.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: – осведомленность в целях,.

От 0 до 6: сензитивные периоды в развитии ребенка

Красивое слово «сензитивный» в переводе с латыни означает всего лишь «чувствительный».

Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.

Повлиять на сроки и длительность этих периодов нельзя, но знать о них очень полезно, чтобы не идти против природы. Более того, зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой. Воспитание, как известно, на 90% состоит из предусмотрительности.

Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого педагога Марии Монтессори и ее последователей. В их исследованиях описывается природа развития любого малыша, независимо от места его проживания, национальности, культурных различий.

Читайте также:  Треугольники - урок математики в школе 5-го вида, 2-й класс

С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. Поэтому ориентируйтесь только на собственного малыша.

Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.

Сензитивный период развития речи: от 0 до 6 лет

От 0 до года

Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в Домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.

От года до трех лет

В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.

Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам. Именно поэтому Монтессори не советует взрослым сюсюкать с крохой, с ним нужно говорить четко и ясно – сейчас это самый яркий образец для подражания.

От трех до шести

После трех лет у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. С большим энтузиазмом он пытается написать ту или иную букву. И, кстати, необязательно ручкой на бумаге. Дети с удовольствием выкладывают буквы из палочек и проволоки, лепят их из пластилина или пишут пальцем на песке. В возрасте около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, в пять лет научить ребенка читать легче всего, он словно ждет этого.

Как ни странно, учиться читать сложнее, чем писать. Поэтому Монтессори советует подходить к чтению через письмо. Ведь письмо – это выражение своих мыслей и желаний, а чтение – это понимание чужих мыслей, решение некой «чужой» задачки.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Порядок для ребенка – это не совсем то, что порядок для взрослого. В том, что вещи лежат на своих местах, что каждое утро его ждет одежда, аккуратно сложенная на стульчике, что каждый день проходит по определенному распорядку – малыш видит стабильность мира. Внешний порядок таким образом обращается во внутренний.

Порой взрослые считают, что дети в два – два с половиной года бывают несносно капризны (некоторые даже говорят о кризисе двух лет). Но, похоже, что это не столько капризы, сколько требование сохранять порядок вещей. И если этот порядок нарушается, это выбивает маленького человечка из колеи.

Порядок должен быть во всем: в окружающей обстановке, во времени (каждый день проходит в определенном ритме), в поведении взрослых (они действуют по определенным правилам, которые не меняются в зависимости от настроения и погоды).

Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

В этом возрасте тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д. Это, конечно, происходит естественным путем, однако для более интенсивного сенсорного развития М.Монтессори рекомендует специальные упражнения: например, с закрытыми глазами определить вкус, запах, размер.

Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше. И для этого совсем не обязательно каждый день водить кроху в театр или на концерт симфонической музыки. Можно, например, угадывать, как звучат различные предметы домашнего обихода (прислушаться, например, как звенит стакан, если по нему слегка стукнуть палочкой или ложкой, а как поведет себя в той же ситуации железная кастрюля или деревянный стол).

Детям в этом возрасте (да и взрослым тоже) очень нравится игра «Волшебный мешочек». В мешочек из непрозрачной ткани кладут самые разные небольшие предметы: лоскутки различных тканей (от шифона до брезента), фигурки из дерева, пластмассы, металла, кусочки бумаги (от папиросной до наждачной) и т.д., а потом на ощупь определяем, что удалось найти в мешочке.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют горошинами или мелкими пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли означенные предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых.

Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими предметами безопасной. Например, пуговицы можно нанизать на прочную нитку – получатся оригинальные бусы, которые надолго займут малыша. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями. Это занятие помогает разрешить для крохи проблему целого и части.

М.Монтессори советовала даже создавать специальные коллекции маленьких предметов.

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Чрезвычайно важное занятие для малыша. Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. И посему любая классно-урочная система, продолжительные занятия за партами для детей в этом возрасте – просто преступление против их природы.

С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.

До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.

Инесса Смык

По материалам книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому», М., 2000

Выпускающий редактор — Филиппова Галина

Конспект группового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи на тему «Звук и буква П»

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Конспект составлен для детей средней группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. Третий период обучения.

Тема: Звук и буква П

  • познакомить со звуком [п], буквами П, п.
  • Уточнение и расширение словаря по теме «Весна. Признаки весны». Ознакомление с буквой П. Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, навыка чтения и составления слогов и двусложных слов с ней.
  • Развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики.
  • Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми.
  • Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа и синтеза, счетные палочки, картинка поезд с прорезями для букв, буквы для поезда, изображение пройденных букв на плоскостных воздушных шариках, сюжетные картинки «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, цветные карандаши, кубики Зайцева.

Ход занятия

1. Организационный момент «Когда это бывает?» [Развитие речевого слуха, памяти, мышления.]

Логопед приглашает детей в кабинет.

– Ребята, здравствуйте! Сейчас мы с вами настроимся на занятие, сосредоточимся. Я буду говорить о времени года, сядет тот, кто скажет, когда это бывает. Слушайте внимательно. (Логопед обращается к каждому ребенку)

– На улице всё тает, и появляются ручейки…

– Перелетные птицы улетают в теплые края…

– Люди загорают и купаются в реке…

– Дети катаются на лыжах и санках…

– Молодцы, вы были очень внимательными и не сделали ошибок.

2. Объявление темы занятия.

– Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне, познакомимся с новой буквой, будем учиться читать.

3. Рассказывание логопедом стихотворения. [Развитие речевого слуха, внимания, фонематических представлений.]

– Посмотрите внимательно на картинку и послушайте стихотворение.

Поля Павлу погремушку
Положила под подушку.

– Догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

– Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [п]?

– Поля, Павлу, под, подушку, положила, погремушку.

– Верно, ребята мы сегодня познакомимся со звуком [п] и буквой П.

– Узнаем, что это за звук и как выглядит буква П. Готовы?

4. Анализ артикуляции звука [п].

– Произнесите звук [п]. Почувствуйте, как воздух размыкает губы. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?

– Это согласный звук.

– Давайте проверим, можно его петь или нельзя?

– Его нельзя петь.

– А почему нельзя спеть? Что мешает: губы, зубы или язык?

– Мешают губы, они плотно закрыты и не дают воздуху свободно выходить

– Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [п]? Синим кружком.

5. Упражнение «Внимательные ушки». [Развитие фонематического восприятия.]

– Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [п] от других звуков. (Я буду говорить, а вы будете хлопать (ловить), если услышите звук [п]: п, у, т, п, т, и, п, т, ау, оп, ут, уп, суп, рот, стоп.

– Отлично. Вы были очень внимательными и без ошибки услышали и поймали все звуки [п].

6. Упражнение «Что получится?» [Формирование навыков звукового анализа и синтеза.]

Логопед достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом (кружками красного и синего цвета) для звукового анализа.

– А сейчас мы поиграем в игру «Что получится?» Эта игра научит вас соединять звуки и превращать их в слоги, а так же обозначать их нужными цветами.

– Если я сначала произнесу звук [а], потом звук — [п]. Что получится? Ап.

– Верно. Каким кружком я обозначу звук [а], каким звук [п]?

– Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука [п] — синий.

Логопед выкладывает схему слога на магнитной доске, положив слева красный кружок, а справа — синий.

– Если я произнесу [у], потом [п], что получится? Уп.

– Обозначьте звуки кружками, выложите схему.

Дети выполняют задание, выкладывая кружки перед собой на столе.

– Молодцы! Разберите схему. Если я произнесу [п], потом — [а], что получится? Па.

– Отлично. Разберите схему. Если я произнесу [па], потом — [па], что получится? Папа.

– Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Вы научились соединять звуки в слоги и составлять цветовые схемы.

7. Знакомство с буквой П. [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений. Формирование навыка чтения закрытых, открытых слогов и двусложных слов из открытых слогов.]

– Со звуком [п] мы познакомились, теперь давайте посмотрим, как выглядит буква П.

– Посмотрите на картинку. Вы видите букву П. Почему она синего цвета?

– Верно. Из скольких палочек она состоит? Из трех.

– Правильно. Сложите букву П из палочек.

Дети выполняют задание.

– Какую букву вы написали? Букву П.

8. Подвижная игра «Живой конструктор»

– Ребята, давайте теперь поиграем в игру живой конструктор. Сейчас мы из ребят будем выкладывать букву П, чтоб запомнить как она выглядит. Выходите на ковер.

– Сколько детей нужно, чтоб сложить букву П? Три ребенка.

– Как мы разместим детей на ковре?

– Два ребенка лягут ровно, как столбики, а один ребенок сверху, как шляпка.

– Молодцы! Отличная получилась буква П. Теперь вы знаете, как она пишется и ни с чем не перепутаете.

9. Динамическая игра «Вспомни слово». [Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).]

– А теперь игра «Вспомни слово». Давайте встанем в круг и вспомним, как вы можете придумывать слова на заданный звук. Я покажу вам букву, на шарике. Мы будем передавать шарик с буквой, к кому он попадет, тот должен придумать слово на этот звук и передать шар дальше.

– Звук [а]. Аист. Астра. Алла. Алик.

– Звук [у]. Улей. Утка. Ушки. Улица.

– Звук [о]. Ослик. Осень. Оля. Обруч.

– Звук [и]. Ира. Искры. Иглы. Индюк.

– Молодцы, ребята! Вы смогли вспомнить и назвать слова, на любой звук.

10. Игра «Веселый поезд». [Совершенствование навыка чтения слогов и слов.]

Логопед помещает на магнитную доску паровозик и два вагончика. На вагончиках закреплены магнитные буквы.

– А сейчас давайте научимся читать слоги со звуком [п].

– К нам приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте, что привез наш поезд.

– Верно. А теперь я поменяю вагончики местами. Что получилось? Па.

– Хорошо. А теперь я уберу вагончик с буквой А и возьму вагончик с буквой У, поставлю сначала новый вагончик, а потом вагончик с буквой п. Что получилось? Уп.

Аналогично составляются и читаются еще 2—3 слога. Можно привлечь детей и к составлению слогов.

– Но наш вагончик может возить не только буквы, но и слоги. Прочитайте, какой слог привез первый вагончик. Па.

– Какое слово привез наш поезд? Папа.

– Кого вы видите на картинке? Прочитайте слово под ней. Папа.

– Вот какие вы молодцы! Уже умеете читать не только короткие слоги, но и слова!

11. Работа в тетради №3. [Развитие тонкой моторики, совершенствование навыка печатания.]

– Ребята, а сейчас мы с вами будем учиться печатать букву П.

На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы П, п. Каким карандашом вы обведете и раскрасите их? Синим.

– Почему? Буква П — согласная.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они сидели правильно, не опускали низко голову, правильно держали карандаш.

Читайте также:  Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы

– Какие предметы нарисованы у вас в тетради?

– Пальма, попугай, помидор.

– С какого звука начинаются эти слова?

– Верно. Вы раскрасите эти картинки вечером, после того как пополдничаете. А сейчас возьмите простые карандаши. Мы будем писать новую букву. Посмотрите, как я пишу ее на доске. (Показывает.) Сначала я пишу сверху вниз палочку, рядом с ней другую, а потом соединяю их перекладиной слева направо. Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.

Дети пишут букву в тетради, логопед оказывает им помощь.

– Ребята, вы научились писать букву П самостоятельно. Молодцы!

12. Работа с кубиками Зайцева.

– Ребята, пойдемте на ковер, поиграем с кубиками Зайцева, на которых написаны разные буквы и слоги и найдем слоги со звуком [п].

– Найдите слог ПА, теперь ПО, ПУ.

– А теперь давайте составим букву П из кубиков.

(дети составляют образ буквы П на ковре)

13. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

– Давайте вспомним, что нового вы узнали на занятии?

– Мы познакомились с буквой П и узнали, что она согласная.

– Какие слова на звук [п] вы запомнили?

– Пальма, папа, помидор, попугай, платье, платок.

– Вы очень хорошо занимались сегодня. Выполнили все задания, узнали новую букву, научились ее слышать, видеть и писать.
Похлопайте себе!

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)

Елена Шестопалова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’].

формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать, внимательно слушать других, воспитывать дружелюбное отношение друг другу, умение взаимодействовать со сверстниками;

продолжать учить находить место звука в словах (в начале, середине, конце); учить читать и составлять слоги, уточнить понятия согласный, глухой, может быть и твердый и мягкий;

активизировать речевую деятельность детей, расширять словарный запас, развивать фонематический слух, четко произносить изучаемый звук;

отрабатывать координацию движения детей в соответствии со стихами, развивать мелкую моторику.

Демонстрационный материал: предметные картинки, карточки с буквой П и слогами, «Дерево- слоги», волшебный мешочек.

Ход занятия.

Воспитатель: В руках у меня «Волшебный мешочек», вы опускаете в него руку, нужно нащупать в нем и назвать букву. Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой, будем учиться читать.

2. Упражнение для губ «Сердитый ёжик» (поднять верхнюю губу, нижняя не двигается 5-7 раз, затем нижнюю, верхняя не двигается).

Задание «Опиши звук».

– Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук? (ответ детей).

– Этот звук звонкий или глухой? (Чтобы ответить на этот вопрос нужно ушки закрыть ладошками и произнести звук. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят – глухой, так же можно приложить ладонь к горлышку) (ответы детей).

-Этот звук мягкий или твердый? (ответы детей).

Физминутка: Мы топаем ногами-

Мы хлопаем руками-

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

По кругу мы идем.

Игра «Загадки- отгадки»:

1. Гребень имею – не пользуюсь им.

Шпоры имею – не езжу верхом. (Петух)

2. Весь день летаю

Мед добываю. (Пчела)

3. Жить могу я в доме

В джунглях жить могу.

Дразниться я люблю. (Попугай)

4. Плету я сети каждый день

И сети мне плести не лень. (Паук)

Игра «Назови слова» (дети называют слова с заданной буквой).

Задание чтение слогов (ап, па, оп, по, пу, уп, ип, пи, эп, пе, пы)

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

(показываем, как лепили в ладошках)

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

(поднимаем руки вверх)

(прижимаем руки к груди, как будто поймали мяч)

(опускаем руки вниз)

Задание: Раскрась «Букву П» (дети выполняют задание в тетрадях)

-С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились?

Звук [п]-какой (согласный, глухой, твердый)

-Звук[п’]-какой (согласный, мягкий, глухой)

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [К], [К’], буква К» Тема: звуки [К], [К’]. Буква К. Цель: знакомство с буквой К и звуками [К], [К’]. Задачи: 1. Закрепление навыка четкого произношения звуков.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Н], [Н’] и буква Н» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [Н], [НЬ],.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [в]-[ф], [в]-[ф’]. Буква Ф» Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [в-ф,в- ф’]. Буква Ф» Дата проведения 23.01.2019 Воспитатель : Т. Н. Шиндяпина Цель: Познакомить.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Согласные звуки [л ], [л’], буква Л, л» Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшей группы грамоте Тема: «Согласные звуки [л ], [л’], буква.

Конспект занятия по обучению грамоте на тему «Звуки [Н], [Н’]. Буква Н, н» Конспект открытого занятия по обучению грамоте Тема: «Звуки Н, Нь и буква Н» Программное содержание: • закрепить навыки звуко-слогового.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Р] и [Р’]. Буква Р» (подготовительная группа) Конспект занятия по обучению грамоте Тема «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная группа) Цель: • закрепление навыка чёткого произношения.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [C], [С’] и буква С» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: звуки [C], [С’] и буква С Подготовила: воспитатель Корягина Л. Д.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’]. Буква Б» Занятие. Звуки б,бь. Буква Б. Лексическая тема. «Дикие и домашние животные». Задачи. Познакомить с буквой (Б). Закреплять правильное произношение.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [в]-[в’]. Буква В» Одинцова А. А. г. Волоколамск Московской области Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Задачи:.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «Звуки [Б]-[Б]’, буква Б» Цели: Коррекционно – образовательные: * Закреплять представления о звуках родного языка. * Закреплять навыки различения и звукопроизношения.

Конспект НОД по обучению грамоте детей в логопедической подготовительной к школе группе «Звуки [п],[п’]. Буква П»

Цель: познакомить детей со звуками [п],[п ‘ ] и буквой П.

Коррекционно-образовательные задачи:

1) закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [п],[п ‘ ].

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);

3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4) закрепить в речи детей понятие «слог»;

5) совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

6) совершенствовать навык чтения слогов, слов;

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: куклы Пик (зелёная шляпа) и Пак (синяя шляпа); предметные картинки (паук, птица, поезд, поросёнок); наборы для составления схем; тетради, карандаши; карточка с изображением буквы П; цветные семафоры; счётные палочки; пособие «Весёлая азбука».

Ход занятия

I. Организационный момент:

Логопед: Присядет тот, кто назовёт первый звук своего имени. (Ответы детей).

Логопед: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это куклы Пик и Пак. Они познакомят нас новым звуком.

II. Знакомство с новой темой.

Логопед: Пак и Пик принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?

Дети: Да, поможем!

Логопед: А теперь внимательно слушаем загадки:

В тёмном уголке живёт,

Тоненькую нить прядёт.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (Паук)

Дети: Это Паук.

Логопед: Следующая загадка:

Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают.

Петь не могут, веселиться,

Собрались все в стайки …. (Птицы)

Дети: Птицы.

Логопед: Продолжаем.

Держатся друг за дружку.

Тянет всех за собой. (Поезд)

Дети: Поезд.

Логопед: Молодцы, и последняя загадка:

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца,

Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок)

Дети: Поросёнок.

Логопед: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок.

Дети: Звук [п].

Логопед: Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.

III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.

Логопед: Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами. Если звук при произношении встречает преграду, какой это звук: согласный или гласный?

Дети: Это согласный звук.

Логопед: Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.

Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие. Пак, Пик — в каком слове звук [п] твердый, а в каком мягкий?

Дети: В слове Пак звук [п] твердый, а в слове Пик — мягкий.

Логопед: Почему в слове Пик звук [пь] мягкий?

Дети: Звук [пь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и].Онвсегда делает согласные мягкими.

Логопед: Правильно. Звук [п’] – согласный, мягкий, глухой.

IV. Выделение звуков на слух: Игра «Светофор».

Логопед произносит слова — паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица. Дети поднимают цветные семафоры: если звук мягкий – зелёный; если звук твёрдый – синий.

Логопед: Молодцы, ребята.

V. Игровое упражнение «Дополни предложение».

Логопед читает предложения, дети дополняют последнее слово, чтобы оно начиналось на звук [п] или[п ‘ ].

— На огороде выросли красные … (помидоры)

— Мама испекла вкусный … (пирог)

— Мальчик на почте отправил … (письма)

— Полина сняла … (пальто).

VI. Звукослоговой анализ слов: ПАУК, ПИЛА.

Логопед: Помогите Пику выложить слово ПИЛА с помощью цветных кружочков.

— П-п-пила. Какой первый звук? (Звук [пь])

— Он какой? (Согласный, мягкий)

— Каким цветом обозначим? (Зеленым)

— П-и-и-ила. Какой следующий звук? (Звук [и])

— Он гласный или согласный? (Гласный)

— Каким цветом обозначим ? (Красным)

— Пи-л-л-ла.Какой следующий звук?(Звук [л] )

— Он какой? (Согласный, твердый)

— Каким цветом обозначим? (Синим).

— И последний звук: пила-а-а? (Звук [а])

— Он гласный или согласный? (Гласный)

— Каким цветом обозначим ? (Красным)

— Ск. всего звуков в слове ПИЛА? ( Всего 4 звука)

— Назовите их. ([пь, л])

Логопед: Молодцы! Ребята, Пак просит, чтобы вы выложили цветными кружочками слово ПАУК. (Один ребенок работает у доски, остальные за столами самостоятельно).

Логопед: Проверьте, у всех получилось так как на доске. Молодцы. Пик и Пак довольны вашей работой и приглашают вас поиграть и отдохнуть.

VII. Физкультминутка.

Девочки и мальчики

Прыгают как зайчики,

И тихо приседают.

(Движения выполняются в соответствии с текстом).

VIII. Знакомство с буквой П.

Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки[п],[п ‘ ] обозначаются одной буквой?

Дети: Нет.

Логопед: Они обозначаются буквой П (показываю на доске: П).

Букву П в спортивном зале

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди и подтянись!

Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква П?

Дети: Буква П состоит из 3 палочек.

Логопед: Какие палочки по размеру?

Дети: Две длинные и одна короткая.

Логопед: Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).

Логопед: А теперь, ребята, откроем тетради и возьмём карандаши. Печатаем букву П в Тетради по образцу.

IX. Чтение слогов и слов.

Логопед выкладывает на доске слоги: АП, ОП, УП, ЫП, ИП, ПА, ПО, ПУ, ПЫ.

Слова: ПАПА, ПАУК. (Дети читают ).

X. Итог занятия.

Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п ‘ ] и буквой П.

Логопед: Ребята, чтобы наши друзья — Пик и Пак не забыли, какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.

Дети: Пик — Звук [п’], согласный, мягкий, глухой.

Пак — Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.

Интернет – ресурсы: Загадки, физкультминутка.

Автор: Макарова Елена Васильевна,

учитель-логопед МДОУ детский сад № 5

комбинированного вида г. Валуйки

Белгородской области, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме

http://planetadetstva.net/forum/forums/30/

Логопедическое занятие по теме “Звук и буква П”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Логопедическое занятие для старших дошкольников по формированию фонетико-фонематических навыков . Тема:” Звук и буква П”.

Скачать:

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word_2.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ЗВУК И БУКВА П

1. Сформировать навык правильного произнесения звука П изолированно, в слогах, словах, в предложении.

2. Развивать фонематическое восприятие: упражнять в воспроизведении слоговых рядов разной степени сложности, назывании слов с заданным звуком, определении позиции звука в слове; навык элементарного фонематического анализа и синтеза слогов.

3. Формировать словообразовательную функцию речи на основе упражнений в образовании относительных прилагательных.

4. Развивать зрительное восприятие в ходе выполнения упражнений на узнавание предмета в контурном изображении, по его части, в зашумленном виде.

5. Познакомить с буквой П.

6. Формировать умение работать индивидуально, в парах, подгруппой, адекватно принимать оценку своей работы.

ОБОРУДОВАНИЕ : карта города Звуков и Букв, рисунки в контурном, частичном изображении в зашумленном виде в названии со звуком П (по количеству детей), эти же картинки в цветном изображении, внеречевая опора для характеристики согласных звуков, пеналы с фишками гласных и согласных звуков, картинки- символы для закрепления произношения изолированного звука П (выполнены руками родителей и детей), звуковичок П, предметные картинки шапки с полоской, разделенной на три части, буква П, материал для конструирования буквы П, оценочные звездочки.

-Друзья, сегодня у нас на занятии присутствуют мамы и папы. Кивком головы и улыбкой поприветствуем их. А сейчас сами зарядимся бодростью и энергией с помощью нашего приветствия.

Нетрадиционное приветствие “Здравствуйте!” (в кругу).

Логопед: “Здравствуйте, ручки!”

(Дети поочередно соединяют большой палец с остальными на обеих руках, а затем растирают ладони.)

Логопед: “Вы проснулись?”

Логопед: “Здравствуйте, глазки и щечки!”

(Указательными пальцами обеих рук от переносицы к вискам рисуют очки, а потом указательным, средним и безымянным пальцами проводят от висков к подбородку, гладят щечки.)

Логопед: “Вы проснулись?”

Логопед: “Здравствуй, носик!”

(Точечный массаж “крыльев” носа)

Логопед: “Ты проснулся, носик?”

Логопед: “Здравствуйте, ушки?

(Массаж ушных раковин)

Логопед: “Вы проснулись, ушки?”

Логопед: “Здравствуй, ротик!”

(Растягивают губы в улыбке)

Логопед: “ Ты проснулся, ротик?”

Дети: “Здравствуйте, все!”

(Поднимают руки вверх)

2) Назовем друг друга ласково.

2.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

– Посмотрите на карту города Звуков и Букв. Что случилось?

Друзья, сегодня утром жители города Звуков и букв обнаружили, что одна из улиц, а если быть точнее, то улица Согласных глухих звуков была захламлена, забросана какими- то клочками, обрывками бумаги, скомканными листочками. А на пороге одного из домов жители обнаружили листочки с какими – то перечеркнутыми и непонятными рисунками. Попробуем узнать, кто все это сделал, кому принадлежат эти листочки. Мы превратимся в самых настоящих экспертов.

– Кто такой эксперт? (Эксперт – это опытный, знающий человек, который проводит исследование, по одному признаку может сказать о многом)

Дидактическое упражнение “Узнай предмет, назови его”

(Предлагаются рисунки, в названии которых есть звук П, в контурном , частичном изображении, зашумленном виде).

-Попытайтесь узнать и назвать предмет.

-Отыщите цветную картинку с этим же изображением на другом столе.

(Дальше работа продолжается за столами)

-Из вас получились настоящие эксперты, потому что вы смогли узнать предмет по одной части, разглядеть его зачеркнутым.

3.ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ П

– Но кто же все это сделал?

Дидактическое упражнение “Какой одинаковый звук спрятался в словах?”

Предлагается только часть картинок.

– Назвать картинки. (Пальто, тапки, шапка, колпак, шляпа)

– Какой одинаковый звук слышится во всех этих словах? (Звук П)

– А хотите знать, что же произошло на самом деле?

Оказывается, у звука П с самого утра было замечательное настроение. Ему вдруг захотелось петь. Он вдохнул весеннего свежего воздуха, открыл рот и приготовился петь. Но в это же самое время его губы плотно сжались, воздух с трудом вырвался наружу, и он запыхтел, как паровоз: “П – п – п!” Как не старался звук П, сжимал губы, потихоньку выпускал воздух и все равно пыхтел, пыхтел и пыхтел.

“Я никогда не смогу петь. Я настоящий пыхтун, пыхач, пыхун”, – как только не обзывал себя звук П и, чтобы успокоиться, мял и рвал бумагу, начинал рисовать и бросал. И от этого у него случилось очень плохое настроение.

Но мы-то с вами знаем, что звук П очень нужный и замечательный звук.

Давайте поднимем ему настроение и поиграем с ним.

Звук П по-разному обзывал себя.

Игра на развитие звукоподражательных навыков.

– А что еще также пыхтит? (Каша в кастрюле пыхтит. Самовар пыхтит)

Предлагается рассмотреть картинки.

-А давайте и мы превратимся в пыхтунов.

Характеристика звука П по акустико-артикуляторным признакам.

Игра “Раз, два! Повернись и в звук П превратись!”

Попыхтим, как звук П. (Дети произносят звук П индивидуально, парами, наблюдая за артикуляцией друг друга)

– Что делают губы при произнесении звука П?

Губы при произнесении звука П сжаты и не пускают воздух, но он все же размыкает губы и вылетает наружу. Звук произносится коротко и быстро. Этот звук непевучий, он согласный.

-Расскажем о звуке П.

Предлагается внеречевая опора для характеристики согласных звуков.

-Как вы думаете, какой характер у звука П? Звук П твердый, сердитый или мягкий, ласковый? (Твердый)

-Какие башмаки носит звук П? (Синий)

Он глухой или звонкий? (Глухой)

(С помощью вибрационно-тактильного контроля путем прикладывания тыльной стороны ладони к горлу дети определяют отсутствие вибрации голосовых связок при произнесении звука П)

Открыть звуковые пеналы с фишками- костюмчиками гласных и согласных звуков и показать башмаки звука П.

– Кто хочет поприветствовать звук П? (Здравствуй, звук П – согласный, глухой, твердый)

Звук П – замечательный звук. Давайте с ним поиграем.

Игра “Веселые дразнилки мальчишек и девчонок”. (Работа подгуппами и индивидуально)

Мальчики и девочки встают напротив друг друга.

-А сейчас мальчишки будут дразнить девчонок и, наоборот.

Мальчики, упирая руки в бока, превратятся в недовольных пыхтунов, а девочки, держась за платьица, станут веселыми пыхтушками- говорушками, повторяя за логопедом.

Мальчики сердито: ап – оп – уп.

Девочки весело: уп – ып – ап!

Мальчики спрашивают: па – по – пу?

Девочки отвечают утвердительно: па – по – пу.

Артикуляционная и дыхательная разминка.

Пощелкаем язычком, потикаем им, как часы, а потом выдохнем плохую энергию.

Упражнение на воспроизведение слоговых рядов разной степени сложности.

Продолжим пыхтеть, повторяя по одному.

Минутка релаксации “Потянулись – сломались” (в кругу, на ковре).

-Поднимите руки вверх, не отрывая пятки от пола, тянитесь выше и выше… А теперь кисти рук как будто сломались и безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, опустились плечи, повисла голова. Мы “сломались” в талии, подогнулись колени, и мы упали на пол. Лежим расслабленно, удобно…

Прислушайтесь к себе. Все ли части тела расслаблены? Наступило полное расслабление.

Игра “Веселая карусель” (в кругу).

-Поиграем со звуком П в игру “Веселая карусель”.

По кругу расположены картинки со звуком П.

Дети идут по кругу и говорят: “Мы со звуком П играем и картинки называем.

Друг за другом мы идем. Стоп. Слова вспомним, назовем”.

На слово “стоп” останавливаются и называют запомнившиеся слова со звуком П.

Затем игра продолжается дальше.

Чего не стало? (Шапки)

Игра “Где звук П спрятался в слове “шапка”?”

Предлагаются картинки с изображением шапки и полоски внизу, разделенной на три части. (Работа со звуковыми пеналами)

– Узнай, где звук П спрятался в слове “шапка” (в начале, в середине и в конце слова)? Положи башмак звука П в нужный квадратик – окошечко.

– Какой первый звук в слове “шапка”? (Ш)

– Какой последний звук в слове “шапка”? (А)

– Если звук П не первый и не последний, значит, где он находится? (В середине)

– Башмак какого цвета носит звук П? (Синий). Значит, нужно положить синий башмак звука П в квадратик посередине.

– Замените первый звук в слове “шапка” на звук “П”. Какое слово получится? Что такое “папка”?

Составление предложений со словами “шапка” и “папка”

– Придумайте предложения со словами “шапка” и “папка”.

Разминка “Игра Слов”

– Чем они отличаются шапки?

Если шапку носят весной, то она какая? (Весенняя)

Если шапку носят зимой, то она какая? (Зимняя)

Если шапка сделана из меха, то она какая? (Меховая)

Если шапка связана из шерсти, то она какая? (Шерстяная)

Вот сколько слов мы подобрали к слову “шапка”.

У звука П появилось замечательное настроение и ему захотелось петь

Игра “Хор живых звуков”.

-Звуку П очень хочется петь. Вы же понимаете, что звук П сам петь не может. Он согласен петь с гласными звуками, за это его и согласным называют. Давайте мы с вами превратимся в хор певцов и будем петь, дружить звуки. Можно я буду дирижером. Я буду показывать вам гласные звуки губами, при этом дирижерская палочка поднимается вверх.

При звуке П дирижерская палочка опускается вниз.

Вместе: А,П; О,П; П,У; П,О;

В нашем хоре будут солисты: споем высоко (сопрано), АП; низко (басом), ОП; тихо, ПУ; громко, ПА;

Споем парами: как будто заблудились в лесу, тихо, АП; как будто заблудились в лесу, громко, УП.

4. ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ П

-У звука П есть сестра – буква П.

Посчитайте, сколько элементов есть у буквы. (3)

– Изобразите П из пальчиков.

– Попробуйте написать букву П необычным способом:

выложить с помощью счетных палочек;

выложить из карандашей;

из строительного материала палочек и кубиков;

из шерстяных ниток;

Оценка работ детей.

5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

-Друзья, с каким звуком мы сегодня играли, поднимали ему настроени

П не просто играл с вами, он радовался вашим успехам. Если вам было трудно, он пыхтел вместе с вами. Он от души благодарит вас и дарит вам подарки.

(Детям вручаются оценочные звездочки: называю умницей, называю умником, восхищаюсь, радуюсь за тебя.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: – закреплять понятие «гласный звук»; – закреплять навы.

На данном занятии учитель-логопед учит детей дифференцировать на слух звуки “С”, “С*”, подбирать картинки на данные звуки, определять местоположение данных звуков в слове. Дети на занятии проводят зву.

логопедическое занятие в подготовительной группе. Дифференциация звуков и букв «С-З».

Конспект по развитию фонетико-фонематических функций. Ознакомление со звуком “А”.

Конспект логопедического занятия “Звуки а,у. Буквы а,у”.

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе БУКВА Ы.

Целью занятия является: Учить четко произносить звуки [м, м’]. Учить дифференцировать звуки на слух и в произношении. Познакомить детей с буквой М. Закреплять в пассивном и активном словаре дете.

Занятие в старшей группе «Звуки [п], [п’]. Буква “П”»

Цели: закрепить правильное произношение и различение звуков [п] и [п’].

– Учить детей четко произносить звуки [п] и [п’]; развивать умение придумывать слова с заданным звуком; последовательно выделять звуки из слов.

– Развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую и общую моторику, внимание, долговременную и кратковременную память.

– Воспитывать усидчивость, приучать к дисциплине во время занятия, учить внимательно слушать инструкцию и отвечать полным ответом на поставленные вопросы.

Оборудование: кассы букв, фасоль, карточки с буквами П (синего и зеленого цветов), тетради, простые карандаши, юла, кусочки ваты на каждого ребенка.

I. Установка на образовательную деятельность.

1. Артикуляционная гимнастика.

Мы прижимаем язык зубами – та – та – та,

А теперь прижимаем язык губами – па – па – па.

II. Введение в тему.

1. Сегодня мы будем учить любимую Пашину букву. Какую? (П).

– Ребята! Если вы положите ватку на руку и щелкните по ней пальцем, что с ваткой будет? (Улетит).

– Положите ватку на руку и подуйте: п-п-п…

– Что мешает ветерку вырваться изо рта? (Губы).

– Звук [п] гласный или согласный? (Согласный – есть приграда в произношении: губы).

– Звук [п] живет в своей квартире – букве. Постройте букву П из своих ладошек или пальчиков. Молодцы!

2. Послушайте стихотворение про букву П.

Что за буква, словно мостик?

Это П пришла к нам в гости.

П поможет написать:

Пушка, папа, Петя, пять.

– Назови все слова со звуками [п] и [п’].

3. Игра “Повтори, не ошибись”.

Логопед произносит слоги. Ребенок должен послушать их и проговорить, сохраняя четкие артикуляционные уклады.

Ап – оп – ип (для сильных детей)

Уп – эп (для слабых детей)

Оп – уп – ип и т.д.

4. Работа с кассой букв.

– Найдите букву П в кассах букв.

Логопед читает детям стихи о букве П.

* На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

* Влез на букву озорник:

Он решил, что П – турник.

– На какие предметы похожа буква П? (На ворота в поле, на турник и т.д.)

– Из скольких элементов состоит буква П? (Из трех)

– Нарисуйте букву П в воздухе.

– Выложите из фасоли букву П.

5. Дифференциация звуков [п], [п’].

Логопед произносит звуки, слоги и слова со звуками [п] и [п’]. Дети должны определить, какой слышится звук – твердый или мягкий и показать соответствующую карточку – с буквой синего или зеленого цвета.

– Из ряда звуков: п, п’, п, п’, п’, п, п’….

Из ряда слогов: оп, упь, ап, ып, опь, по, пё….

– Из ряда слов: подснежник, паук, пион, петунья….

Дети выходят на ковер.

Игра “Пенек – птица – погремушка”.

Дети выполняют соответствующие движения по слову, названному логопедом. (Приседают – “пенек”, машут руками – “птица”, трясут рукой – “погремушка”).

7. Игра “Поле чудес”.

На полу по кругу лежат карточки синего и зеленого цветов с буквами П.

В центр круга дефектолог ставит юлу. Дети по очереди вращают её и смотрят, на какую карточку укажет стрелка. Если она указала на карточку синего цвета, ребенок придумывает слово с твердым звуком п; если на карточку зеленого цвета, ребенок придумывает слово с мягким звуком п’. Если дети затрудняются в подборе слов, можно в ряд выставить предметные картинки, в названии которых есть звук [п] или [п’].

8. Игра “Живые звуки”.

Четыре ребенка выходят к доске. Логопед на ушко говорит им звуки. Дети по очереди произносят эти звуки, а остальные ребята должны “прочитать” получившееся слово (например, слово пока).

9. Звуко-буквенный анализ и синтез слова пока.

– Что обозначает слово пока? (Один из вариантов прощания).

– Назовите первый звук слова пока. Какой это звук? (Согласный). Почему?

– Найдите в кассе и положите перед собой букву П?

– Назовите второй звук слова пока. Какой это звук? Почему?

– Справа от буквы П положите букву О. Прочитайте что получилось.

– Назовите третий звук. Какой это звук? Почему?

– Положите букву К справа от буквы О. Прочитайте.

– Назовите четвертый звук. Какой это звук? Почему?

– Положите букву А справа от буквы К. Прочитайте.

– Сколько всего звуков в слове? Произнесите их.

Сколько всего букв? Прочитайте слово еще раз.

10. Игра “Четвертый лишний”.

Логопед называет цепочки слов. Дети должны определить, какое слово лишнее, и объяснить почему.

– Подснежник, примула, ландыш, пустырник. (Лишнее слово ландыш, потому что в нем нет звука [п], а в остальных словах он есть).

– Пижма, пион, примула, первоцвет. (Лишнее слово примула, потому что в нем есть звук [п], а в остальных словах – звук [п’]).

11. Работа в тетрадях.

Написание большой и маленькой буквы П по точкам.

Ссылка на основную публикацию