Семинар-практикум логопеда для родителей ‘Скоро в школу’

Семинар-практикум для родителей “Скоро в школу мы пойдём, будет школа нам как дом”

Цель – способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают старшую и подготовительную группы, о готовности детей к школьному обучению.

Средства: двигательно-экспрессивные, предметно-манипуляционные, вербально-коммуникативные, музыкальные.

Форма работы: групповая

Длительность мероприятия: 45 минут

Материалы и оборудование:

Стенд 1 – схема «Готовность ребенка к школе»

Стенд 2 – высказывания детей на тему «Для чего нужна школа»

Бейджики с разноцветными вкладышами (для написания имен участников), маркеры, доска, стулья по количеству участников, бумага писчая, мягкий мяч, «Памятки родителям будущего первоклассника» на каждого участника, список качеств ребенка – первоклассника, анкета-рефлексия на каждого участника.

Ход мероприятия:

Перед началом занятия каждому участнику раздаются бейджики с разноцветными вкладышами, на них они пишут свои имена маркерами.

Столы расставляются полукругом, стулья стоят за столами. Родители свободно рассаживаются. В центре полукруга стоит Стенд 1 со схемой, стол ведущего.

1 часть. Знакомство – приветствие

«Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарю за присутствие на нашей встрече. Сегодня мы поговорим о готовности ребенка к школе, ее компонентах. Я познакомлю вас со своей работой в рамках подготовки ваших детей к школе, вы станете свидетелями этой плодотворной деятельности, получите возможность понаблюдать за своими детьми в процессе нашей работы. Наша встреча рассчитана на 45 минут. Надеюсь, они станут для вас интересными и познавательными».

Игра-приветствие «Давайте познакомимся»

Цель – способствовать формированию общегруппового запроса, снятию напряжения в начале работы.

Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия. А поможет нам в этом игрушка-телефон. Пусть каждый, в чьих руках она окажется, представится и скажет пару слов о своем ребенке, а также «На какой главный вопрос вы хотите получить ответ на нашей встрече?»

2 часть. Раскрытие понятия «Школьная готовность ребенка к школе»

«Безусловно, родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно начинать раньше готовить ребенка к школе. Для начала предлагаю выяснить, каковы же ваши ожидания от предстоящего обучения ребенка в школе.

Практическое задание №1.

Инструкция: Напишите на своих листах ТО главное, что должен уметь ребенок, поступающий в первый класс школы.

Родители работают самостоятельно (отводится 1–2 минуты). Далее, по очереди, прикрепляют свой листок на доску, объясняя свой выбор. Когда все родители выйдут и выскажутся, ведущий обобщает ответы родителей, составляя «портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника».

Следует подвести к мысли, что родители назвали все качества, необходимые для успешного обучения в школе. Каждое качество можно отнести к тому или иному компоненту школьной готовности, представленному на Стенде 1.

«Теперь предлагаю вам познакомиться с «портретом идеального (по мнению педагогов, психологов) первоклассника». Перед вами представлены все направления готовности ребенка к школе. Каждое из них влияет на обучение ребенка в школе. Предлагаю поочередно познакомиться с каждым их них.

Школьная готовность

ФИЗИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
КОММУНИКАТИВНАЯЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВАЯ

Физическая готовность (эмоционально-волевая готовность)

«Как вы считаете, для чего надо приучать ребенка к посильным физическим упражнениям и подвижным играм?»

Педагог-психолог предлагает родителям познакомиться с предлагаемым списком возможных качеств, которые развиваются через подвижные упражнения. Родители должны выбрать нужные и объяснить свой выбор.

Необходимо подвести родителей к мысли, что в первую очередь в подвижных играх у ребенка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве.

При выполнении физических упражнений происходит развитие волевых качеств, а следовательно, усидчивости и внимания.

Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Пропуски букв, описки, различная высота букв – результат недостаточного развития «ловких мышц». Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью.

Однако готовность к школе не сводится лишь к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов, обозначенных в схеме.

Мотивационная готовность

«Желание пойти в школу» и «Желание учиться» – это одно и то же или разные понятия?»

Педагог-психолог предлагает разделиться на 2 подгруппы и поспорить, слушая размышления друг друга. Предлагает подгруппам подискутировать (бейджики на одежде помогут обратиться к нужному собеседнику).

«В ходе рассуждений педагог-психолог подводит к выводу, если ребенок говорит: «У меня будет новый ранец…», «В школе весело…», «В школе на переменах можно играть…», то его скорее привлекают лишь внешние аксессуары обучения. Однако основной деятельностью, влияющей на развитие школьника, является учение, поэтому главное, что у ребенка должно быть сформировано – желание учиться.

Педагог-психолог обращает внимание родителей на Стенд 2 с детскими высказываниями. В ходе экспресс-диагностики определялась мотивация ребенка к обучению в школе. Предлагает родителям зачитать последовательно все высказывания и определить, какая мотивация преобладает у ребенка.

«Отношение к школе у большинства детей появляется еще до того, как сами они стали учениками. Как же создать у ребенка положительную установку на учебу в школе? Педагог-психолог предлагает родителям познакомиться с «Памятками для родителей будущего первоклассника» в Приложении 1, в них изложены всевозможные приемы создания положительной мотивации ребенка к обучению в школе. Ведь мотивация может меняться в зависимости от различных факторов.

Интеллектуальная готовность

Данный компонент школьной готовности заключается в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения.

ВИДЕОМАТЕРИАЛ с ответами детей, свидетельствующими о наличии у них кругозора. Психолог задает детям вопросы познавательного характера, дети дают на них полные ответы.

«Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Известный детский писатель С.Я.Маршак написал:

Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ»,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?»

Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явление.

Необходимо также развивать у ребенка мышление, воображение, восприятие. Сейчас печатается огромное количество книг с играми, упражнениями на развитие психических процессов. Ими можно пользоваться. Но помните: Как только интересное и новое становится обязательным, обременяющим, оно не приносит должного результата».

«Коммуникация – общение. Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т.к. зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым «тихоням». Порой и активным «шустрикам» приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив.

Педагог-психолог предлагает игру на демонстрацию навыков общения «Ищу друга» в Приложении 2. После ее проведения организуется анализ игры и ощущений, которые испытали участники в течение игры.

3 часть. Подведение итогов, рефлексия

«Таким образом, мы рассмотрели все компоненты школьной готовности, выдвинутые педагогами и психологами. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы, и я попробую ответить на них.

Для определения вашего восприятия нашей встречи, предлагаю запомнить анкету – рефлексию. Пожалуйста, будьте откровенны (отводится 2 – 3 минуты)».

Анкета-рефлексия

Семинар-практикум для родителей “Скоро в школу”

Семинар-практикум для родителей “Скоро в школу”

Цель – способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группы, о готовности детей к школьному обучению.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для родителей “Скоро в школу”»

Семинар-практикум для родителей “Скоро в школу”

Цель – способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группы, о готовности детей к школьному обучению.

Наладить просветительскую и консультативную помощь семьям при подготовке ребенка к школе.

Вовлечь родителей в понимание социальной готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.

Познакомить с развивающей программой педагога-психолога через продукты детской деятельности, полученные в процессе диагностической и развивающей работы, а также используя видео и фотоматериалы.

Способствовать объединению, активизации и раскрытию потенциала группы.

Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.

Средства: двигательно-экспрессивные, предметно-манипуляционные, вербально-коммуникативные, музыкальные.

Форма работы: групповая

Длительность мероприятия: 40 минут

Материалы и оборудование:

Презентация «Скоро в школу»:

Простые карандаши, стулья по количеству участников, бумага писчая, мягкий мяч, «Памятки родителям будущего первоклассника» на каждого участника, список качеств ребенка – первоклассника, анкета-рефлексия на каждого участника.

1 часть. Знакомство – приветствие

«Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарю за присутствие на нашей встрече. Сегодня мы поговорим о готовности ребенка к школе, ее компонентах. Мы познакомим вас со своей работой в рамках подготовки ваших детей к школе, вы станете свидетелями этой работы, получите возможность понаблюдать за своими детьми в процессе нашей работы. Наша встреча рассчитана на 40 минут. Надеюсь, они станут для вас интересными и познавательными».

Игра-приветствие «Давайте познакомимся»

Цель – способствовать формированию обще группового запроса, снятию напряжения в начале работы.

Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия. А поможет нам в этом игрушка-телефон. Пусть каждый, в чьих руках она окажется, представится и скажет пару слов о своем ребенке, а также «На какой главный вопрос вы хотите получить ответ на нашей встрече?»

2 часть. Раскрытие понятия «Школьная готовность ребенка к школе»

Презентация «Скоро в школу»

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи.

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности

В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (по данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др.)

1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.

Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Умение устанавливать контакт с учителем, сохранять чувство дистанции, умение войти в детский коллектив.

В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы.

Мотив – побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности. Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из: – положительных представлений о школе; – желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового; – сформированной позиции школьника. Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

Выделяют 2 группы мотивов учения:

– мотивы связанные с потребностью в общении;

– мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности.

Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».

Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, это предполагает развитие познавательных интересов.

Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью.

Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

«Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Известный детский писатель С.Я.Маршак написал:

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ»,

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?»

Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явление.

Необходимо также развивать у ребенка мышление, воображение, восприятие. Сейчас печатается огромное количество книг с играми, упражнениями на развитие психических процессов. Ими можно пользоваться.

Но помните: Как только интересное и новое становится обязательным, обременяющим, оно не приносит должного результата».

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе можно выделить еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.

Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

Презентация «Музыка помощник в учебе»

2 часть. Практическая. Входят дети в зал, выстраиваются перед родителями.

Чтобы настроиться на рабочий лад, выполним упражнение «Хлопки по кругу» (все дети встают в круг: первый хлопает 1 раз, второй – 2 раза, а третий – приседает, с каждым разом увеличивая темп выполнения). Молодцы! Все внимательные, теперь можно приступить к работе.

Упражнение «Аналогии». (развитие мышления)

Ребята, я вам назову пары слов, первая пара будет звучать полностью, а ко второй нужно будет подобрать второе слово.

Пример: птица – летает; а змея –

мяч – игрушка; ромашка –

хлеб – кушают; книги –

медведь – медвежонок; заяц –

пища – есть; вода –

слон – большой; мышка –

камень – твердый; вата –

собака – кот; щенок –

лай – собака; кряканье –

помидор – красный; банан –

сахар – сладкий; лимон –

утро – рано; вечер –

сентябрь – месяц; среда –

ребенок – маленький; взрослый –

трава – зеленая; небо –

Россия – страна; Серов –

человек – 2 ноги; собака –

певец – поет; строитель –

зима – холодно; лето –

утро – завтрак; вечер –

дрова – пила; гвозди –

Задание «Ребусы» (логическое образное мышление, тренирует зрительную память и правописание)

На ваших столах лежат бланки с заданиями. Возьмите первый бланк. Вам необходимо отгадать ребус. А родители вам помогут (дети отгадывают ребусы)

Задание «Прочитай слово по первым буквам». (обучение грамоте)

Набор картинок, по первым буквам этих картинок нужно составить слово и написать на листах.

Задание «Продолжи счет» (математическая игра)

– от 100 до 40 (десятками, для родителей);

Упражнение «Вспомни и нарисуй» (развитие памяти)

На слайдах изображения, которые дети и родители должны по памяти нарисовать на своих листах.

Упражнение «Задачи-шутки» (на сообразительность.)

1. Цыпленок стоя на одной ноге, весит 1 кг. Сколько весит цыпленок, стоя на двух ногах?

2. На заборе сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька, подкрался, прыгнул, хотел схватить воробышка. Сколько воробьев осталось сидеть на заборе?

3. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько яблок на дубе?

4. У собачки Микки родились котята: три беленьких и один черненький. Сколько всего котят родилось?

5. Над рекой летели 2 карася и 1 щука. Сколько рыб летело над рекой?

6. Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько осталось свечей?

3 часть. Подведение итогов, рефлексия

«Таким образом, мы рассмотрели все компоненты школьной готовности, выдвинутые педагогами и психологами. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы, и я попробую ответить на них.

Для определения вашего восприятия нашей встречи, предлагаю запомнить анкету – рефлексию. Пожалуйста, будьте откровенны (отводится 2 – 3 минуты)».

Волков В.С., Волкова Н.В. Подготовка ребенка к школе: задачи, упражнения, диагностика. – М., 1994.

Гринек Т. В., Каменская И. Н. Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2006.

Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей. – СПб.: Дельта, 1997.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”. Ярославль, 1996 г.

Кряжева Н.Л. “Развитие эмоционального мира детей”. Ярославль, 1996 г.

Осипова А.А. Общая психокоррекция. Уебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Популярная психология для родителей / Под ред. А.С.Спиваковской. – СПб: Союз, 1997.

Читайте также:  Воспитание звуковой культуры речи - родительское собрание

Хасанов А.Е. Тесты для родителей. – Минск, 1999.

150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2002.

Хухлаева О.Н. «Лесенка радости». М.,1998 г.

Семинар-практикум для родителей «Ребёнку скоро в школу»

Олеся Валентиновна Самошина (Веденеева)
Семинар-практикум для родителей «Ребёнку скоро в школу»

Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.

Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.

Привлечь внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.

Определить, что входит в понятие “психологическая готовность к школе”

Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.

Применять различные виды работ для достижения задач семинара.

Форма работы: групповая

Виды работы: короткое информационное сообщения, упражнения в парах, обсуждения, работа в небольших группах.

Материал: полоски из цветной бумаги, маркеры, микрофон, бланки для теста, ручки, памятки.

Ход семинара-практикума.

1. Ритуал приветствия

2. Раскрытие понятия “Школьная готовность ребенка школе”(слайд-шоу, видеоролик)

3. Практические задания

Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече.

Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.

Скажите громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы деток решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Сегодня мы здесь с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия. Пусть каждый, в чьих руках окажется микрофон представиться (имя ребенка, свое имя отчество)

Безусловно, родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно в первую очередь знать, какими качествами должен обладать будущий первоклассник.

Прошу составить портрет ребенка, поступающего в 1 класс.

Родители работают самостоятельно (3 – 4 минуты). Затем все родители зачитывают свои ответы. Психолог обобщает ответы родителей, составляет “портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника”.

Затем предлагает познакомиться с “портретом идеального первоклассника (по мнению психологов, педагогов)”.

1. Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции. В общении с взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам.

2. Умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т. к зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым “тихоням”. Порой и активным “шустрикам” приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив. Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во – первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другим детьми. Во – вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь – это соревнование.

Важным компонентом школьной готовности считают мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:

к школе;

к учебной деятельности;

Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит “хочу” Но это “хочу” будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, “хочу портфель как у брата” или “хочу красивый пенал”. Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания.

Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

Важная задача перед родителями – научить доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определенные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит т того, как дети подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующей листок. В результате, ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время в пустую, а то и оставляет дело незавершенным.

Данный компонент школьной готовности заключается в приобретении определенного кругозора, запаса знаний в развитии памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие умозаключения и обобщения и др. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15–20 минут).

Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация).

Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух.

– развитие мелкой моторики (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами, для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц);

– пространственная организация, координация движений (умение правильно определять «выше-ниже», «вперед-назад», «слева-справа»);

– координация в системе “глаз-рука” (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, т. к. ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств не достает нашим первоклассникам.

Уважаемые родители, предлагаю пройти тест, который поможет закрепить полученные знания.

А сейчас предлагаю определить степень Вашего беспокойства по поводу приближающегося школьного обучения ребёнка.

Упражнение «Разноцветные полоски»

Участникам предлагается выбрать из разноцветных полосок тот цвет, который соответствует вашему уровню беспокойства:

– испытываете сильное беспокойство – берут полоску синего цвета;

– слегка волнуетесь (умеренное) – берут полоску зелёного цвета;

– если испытываете чувство уверенности за своего ребенка (нет особого беспокойства) – берут полоску оранжевого цвета.

Родители разбиваются на группы по цветам полосок. Идет обсуждение. От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше?

Упражнение «Три ложки»

Психолог презентует участникам три ложки: маленькую, среднюю и большую. Они символизируют объём подачи знаний ребёнку школьного возраста. Взрослым хочется, чтобы ребёнок знал всё и сразу. Иногда ми начинаем воспитание и обучение ребёнка не с детских сказок, а с энциклопедических знаний. Поэтому нередко «берёмся за через чур большую ложку» (показываем столовую ложку, но «проглотить» столько знаний ребёнку сложно. И поэтому он усваивает эти знания поверхностно или же у него вообще исчезает желание узнать что-либо новое или общаться со взрослыми. Поэтому предлагать знания ребёнку дошкольного возраста следует сначала небольшими порциями (показывает чайную ложку). Итак главное задание родителей– поддерживать интерес ребёнка к знаниям, помогать ему самостоятельно познавать новое.

3. Ритуал прощания

Рефлексия “Все у меня в руках”

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи и я предлагаю вам закончить следующие предложения.

– Больше всего мне понравилось…

– В дальнейшем я буду использовать…

– Здесь я сегодня узнал (а) нового…

– Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

– Неожиданным для меня сегодня было…

Передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложения “Чтобы помочь нашим детям стать хорошими учениками, я. ”

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л. А.)

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга “Скоро в школу мы пойдем”
методическая разработка (подготовительная группа)

Данный семинар-практикум предназначен для родителей детей подготовительных к школе групп. Психолог, дефектолог и логопед помогают родителям лучше понять совего ребенка, на что стоит обратить внимание. Учит родителей как и чем помочь ребенку при подготовке к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Семинар-практикум34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25 компенсирующего вида»

г. Мончегорск, Мурманская область.

Психолог: Стародынова Татьяна Викторовна

Дефектолог: Шайтанова Нина Николаевна

Логопед: Курдина Ольга Николаевна

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга

“Скоро в школу мы пойдем”

– Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.

– Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.

  • Повышение родительской компетентности по вопросам психологической готовности к школе
  • Развитие коммуникативных умений родителей
  • Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.
  • Расширение возможностей понимания своего ребенка.
  • Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны
  • Показать родителям как помочь своему ребенку освоить основы обучения грамоте.
  • Как развивать дома логическое мышление ребенка, слуховое восприятие.

Добрый вечер! Мы рады вас видеть на сегодняшней встрече! Сегодня мы вновь собрались для того, чтобы поговорить о том, что ждет вас в недалеком будущем. О школе, о подготовке к школе. А сейчас, я предлагаю нам всем поприветствовать друг друга. (родители встают в круг)

Приветствие. Каждому участнику, предлагается, передавая мяч, сказать свое имя и назвать транспорт, на котором он приехал. Транспорт должен начинаться с буквы вашего имени. (Например: меня зовут Таня, я приехала на трамвае)

Задание для родителей «Проблемные ситуации».

  • Вы купили новую игру (головоломку, пазлы или др.). После неудачи ребенок бросает игру, говорит, что она неинтересная. Ваши действия?
  • Ваш ребенок в подготовительной группе (6-7 лет) внезапно заявил, что не хочет идти в школу. Ваши отношения к этому?
  • Ребенок не выполняет трудовые поручения.
  • Ребенок не доводит дело до конца.

Вот фразы, которые довольно часто употребляют родители. Какие детские чувства могут стимулировать у детей эти реплики?

  • “ Вот пойдешь в школу, там тебе. Ты, наверное, будешь двоечником”
  • “ Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!”
  • “Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно”

Игра с родителями “Разброс мнений”. Родители встают в круг, под музыку по кругу передается «чудесный мешочек», когда музыка перестает звучать, тот участник, у которого в руках мешочек, достает карточку с первыми словами предложения. Задача родителей закончить предложение.

  • Мой ребенок любит играть .
  • Мой ребенок мечтает о .
  • Мой ребенок в школе .
  • Я хочу, чтобы мой ребенок .
  • Меня волнует в моем ребенке .
  • Положительные черты характера моего ребенка – это .
  • Мой ребенок в детском саду .
  • Дома я своему ребенку читаю .
  • Я думаю, мой ребенок в школе .
  • Я рассказываю своему ребенку о школе .
  • Любимая сказка моего ребенка .
  • Меня радует в моем ребенке .
  • В выходные дни я с ребенком .
  • Я запрещаю своему ребенку .
  • Мой ребенок умеет хорошо .
  • С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок .
  • Мой ребенок любит больше всего .
  • Мой ребенок не умеет .
  • Любимая игрушка моего ребенка .
  • Дома мы играем .
  • Игры могут научить детей .
  • Мне кажется, что моему ребенку .
  • Я считаю, что игра .
  • Любимая игра моего ребенка .
  • Ребенку для игры нужно .
  • Мой ребенок боится .
  • Мой ребенок любит .
  • Я со своим ребенком занимаюсь .
  • Моему ребенку трудно .

Игровое упражнение «Инструкция». (Дефектолог)

Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать Вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Детям часто кажется, что окружающие люди не понимают их. Данное упражнение поможет вам осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять. У ведущего лист бумаги с заранее нарисованными фигурами. Задача ведущего в течение одной минуты дать четкие вербальные указания для воспроизведения каждым участником тренинга данного изображения. Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько человек присутствует на собрании. Обведите каждый 3-й кружочек. Зачеркните 10-й сначала и с конца. Закрасьте столько кружочков, сколько пальцев на руке». Усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте квадратов на два меньше, чем кружочков, заштрихуйте 2-й, 5-й, 6-й и 9-й» . Затем ведущий просит всех участников упражнения поднять листы с выполненным заданием; проходя по кругу, он сверяет изображения с эталоном. После выполнения упражнения родители обсуждают: точно ли ими выполнена инструкция водящего? Достаточно ли ясной была инструкция? Каковы причины неточного выполнения задания (если такое было) и совместно формулирует точную и лаконичную инструкцию.

Задания логопеда. Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
  • знакомство с терминами: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
  • умение работать со схемой слова, разрезной азбукой
  • владение навыками послогового чтения.

Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем предлагаю применить эти знания в практических упражнениях. В результате родители понимают, что в обучении грамоте нет ничего сложного.

Все, что мы говорим, читаем, пишем – Речь.

Речь бывает: устная и письменная.

Состоит наша речь из предложений.

Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из слогов.

Слоги состоят из звуков.

Какие бывают звуки? (гласные, согласные)

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми . Например, в слове “река” слышится мягкий согласный звук [р’], а в слове “рука” – твёрдый согласный звук [р].

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].

Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц].

Звуки на письме обозначаем буквами.

Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.

Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

  • написать букву в воздухе, на столе;
  • выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;
  • вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
  • вылепить из пластилина, теста;
  • написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
  • выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (малина).

Символ слова – это полоска, слоги – короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Определяем последовательность звуков при помощи интонационного выделения каждого звука. (Например: ммак, маак, макк)

Работы со схемой слова:

  • определяем количество звуков в слове;
  • называем звуки по – порядку;
  • определяем количество слогов.
  • произносим 1-й слог МА-
  • какой звук первый? (М) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
  • какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
  • произносим 2 слог? РИ
  • какой звук в этом слоге1-й? (Р) Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)
  • какой звук 2-й? (И) Какой это звук? (гласный)
  • произносим 3 слог НА
  • какой звук первый? (Н) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
  • какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
  • сколько в слове гласных звуков? Назовите их по – порядку;
  • сколько согласных звуков;
  • назвать первый звук, последний, третий;
  • сколько в слове звуков? Сколько букв.

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается.

Самостоятельное выполнение звукобуквенного анализа слов (у каждого родителя картинка и набор букв и звуковых символов)

Деление слов на слоги.

Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов.

Сколько в слове гласных столько и слогов

1. Подбор слов к схеме: схема из 2,3,4 слогов (сюжетная картина).

Карточки со слогами: –ма, -на, -ши (машина);-ре, -че, -ха, – па (черепаха)

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

1. Составление предложений по опорной картине из 2, 3, 4, 5 слов.

2. Составление предложения по схеме (индивидуально). И наоборот составление графической схемы.

3. Работа с деформированными предложениями.

Рекомендации по обучению грамоте детей.

1. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь.

2. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.

3. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково – т.е. так, как звучит звук.

4. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим, пишем и читаем.

5. Максимальная продолжительность занятий для 6-7летних детей составляет 30-35 минут.

6. Хвалите ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.

7. Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку.

Вооруженные всеми этими знаниями и умениями вы без труда осилите дорогу к школе.

Логические задачи. (Дефектолог)

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

1) Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)

2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух – не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок – красный.)

3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)

5) Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)

Занимательные задачки-шутки могут стать отличной разминкой перед сложными упражнениями. Для их решения пригодится находчивость, понимание юмора и накопленный ребёнком жизненный опыт.

Тройка коней пробежала 4 км. По сколько км пробежал каждый конь? (По 4 км).

На одной осине выросло 3 яблока, а на другой – 4. Сколько всего яблок выросло на двух осинах? (Ни одного. Яблоки не растут на осинах).

В вазе было 3 гвоздики и 2 василька. Сколько всего гвоздик в вазе? (3).

В зоопарке живёт столько жёлтых попугаев, сколько и голубых.
Голубых столько же, сколько и красных. Посчитай, сколько всего попугаев, если красных три.

Петя слабее Коли. Петя сильнее Миши. Кто самый слабый?

Тест “Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?”
С. К. Нартова-Бочавер, Е. А. Мухортова. Скоро в школу! М., ТОО «ТП», 1998.
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13.Мой ребенок, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь — важный показатель готовности ребёнка к обучению в школе»

Рубрика: Воспитание и развитие

Дата публикации: 07.05.2018

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Коновская М. В. Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь — важный показатель готовности ребёнка к обучению в школе» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — С. 27-30. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/92/3344/ (дата обращения: 28.02.2020).

Цель: расширение педагогических знаний родителей в области логопедии; обучение родителей приемам работы с детьми-логопатами.

Задачи: 1. Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики. 2. Научить родителей использовать различные виды игр при проведении дыхательных упражнений. 3. Формировать у родителей представление о средствах интонационной выразительности, дикции. 4. Познакомить с играми, направленными на развитие фонематического слуха, формирование лексико-грамматического строя речи. 5. Познакомить родителей с различными видами игр и упражнений, на развитие мелкой моторики рук.

Ход мероприятия: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня на нашем семинаре.

Тема нашей сегодняшней встречи: «Сформированная речь важный показатель готовности ребёнка кобучению вшколе».

Сегодня я хочу предложить вам стать не просто слушателями, а непосредственными участниками.

Собрались сегодня сВами,

Чтобы всем нам стать друзьями.

Поиграть, повеселиться

И чему-то научиться.

— Смотрите, слушайте, играйте и выполняйте задания так, как это делают ваши дети. Прежде чем мы приступим к серьезным вопросам, предлагаю начать с небольшой позитивной нотки: давайте с вами познакомимся и немного узнаем о себе.

Упражнение «Разминка»(на знакомство).

Каждому родителю предлагается сообщить: чья Вы мама, назвать свое имя, сказать, где или кем работаете.

Упражнение— «Давайте пожмём друг другу руки»

Я прошу выйти в круг и подать друг другу руки тех родителей, у которых:

– у кого больше двух детей;

– у кого есть медицинское (педагогическое, техническое) образование;

– кто занимается рукоделием;

– владеет музыкальным инструментом;

– кто делает зарядку по утрам;

– у кого лидер в семье супруг;

– отдыхал за границей;

– кто является поклонником творчества С.Михайлова;

– у кого любимое время года зима;

– у кого в школе любимым предметом была химия;

– кто считает, что его семья самая счастливая и дружная.

Игра «Вопрос-ответ»

А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы:

  1. Предлагаю поднять синюю карточку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорит чисто, внятно, правильно?
  2. Поднимите красную карточку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы его ребенок правильно говорил? (Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.)

— Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима. Почему я решила обратить внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Правильная речь— один из показателей готовности ребенка кобучению вшколе, залог успешного освоения грамоты ичтения вдальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок — подросток — взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные и интеллектуальные способности.

Речь, как рука, состоит из пяти взаимосвязанных составляющих. Недоразвитие одной из них делает речь неполноценной.

Первое— произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми.

Для того чтобы нам правильно произносить различные звуки необходимо хорошая подвижность всех органов артикуляционного аппарата:

— Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки.)

— Какой главный орган артикуляции у человека? (Язык.)

— Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые, то смыкаются, то размыкаются.)

— Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка необходимую для произнесения того или иного звука.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

– Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем».

– Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

– Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5–7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме.

– Занимаясь с ребёнком 3х -4х летнего возраста, следите, чтобы ребёнок усвоил основные движения.

– К ребёнку 4х-5ти лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

– В 6–7 лет ребёнок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Сейчас мы свами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики: (Учитель-логопед предлагает выполнить следующие упражнения самим родителям, по ходу выполнения, объясняет, как правильно их артикулировать. Работа проводится на фоне презентации.)

  1. Упражнение “БЕГЕМОТИК”.

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Описание упражнения: голова держится прямо, открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета “пять”, потом закрыть рот.

Рот пошире открываем

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

  1. Упражнение “ЛЯГУШКА”.

Чтобы научиться красиво говорить, надо научить свои губы хорошо работать. И знаете, что здесь главное? Улыбка. Больше улыбайтесь и учите улыбаться своих детей.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета “пять”, затем вернуть губы в исходное положение.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем — перестанем

И несколько не устанем.

  1. Упражнение “СЛОНИК”.

Еще одно упражнение для губ. И секрет этого упражнения прост. Больше целуйте своих детей и учите их передавать через поцелуй свои чувства.

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета “пять”, вернуться в исходное положение.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

  1. Упражнение “ЛОШАДКА”.

Это упражнения для язычка.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и “прыгал” только язык.

По дорожке громко.

То же будет звонко!

Это упражнение для губ и мышц языка.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы: как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

— Для формирования правильного произношения у ребёнка должно быть сформировано и правильное речевое дыхание, а именно направленная воздушная струя, т. к. некоторые звуки невозможно произнести без воздушной струи достаточной силы ([С], [З], [Ш], [Ж], [Р]).

Дома детям полезно: надувать мыльные пузыри, дуть на бумажные кораблики и лёгкие игрушки в тазу с водой, сдувать кусочки ваты, пёрышки с ладони.

— А сейчас предлагаю Вам сделать вместе со мной упражнения для развития дыхания. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой и дуем, не раздувая щек (3–5 раз) Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1–2 таких упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. (Родители выполняют упражнения.)

— Для правильного звукопроизношения необходимо работать над дикцией, а в этом нам помогут скороговорки. Дикция — это внятное и четкое произношение слов и их сочетаний. (Родители получают карточки со скороговорками. Сначала скороговорку должны произнести медленно, а затем быстро — быстро. Родители по очереди называют скороговорки.)

Второе — это фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие — это своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).

(Логопед предлагает родителям поиграть в игры на развитие фонематического слуха.)

1. Игра «Цепочка слов»

Задачи: выделение начального и конечного звука в словах, расширение словарного запаса, развитие слухового внимания, сообразительности.

Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых. Один из играющих называет любое слово — существительное в единственном числе и именительном падеже, второй — придумывает слово на его последний звук, третий — на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов. Например: Аня — яблоко — осень — нитки — индюк — кот — трос — собака и т. д.

2. Упражнение «Собери цветок»

Задачи: учить выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширять словарный запас, развивать зрительное внимание.

Описание. Взрослый раскладывает картинки на столе, дает инструкцию: нужно выбрать те лепестки, на которых изображены слова на определенный звук, например звук [Л] и у вас получится цветок.

Третье — словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями, уделять большое внимание чтению книг. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может порассуждать.

Четвертое — лексико-грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность грамматических представлений в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизмам.

Часто встречаются ошибки:

– при согласовании существительных с числительными: 1 пень — 5 пень (пней), 1 ведро — 5 ведров (вёдер);

– в образовании относительных прилагательных: сок из моркови — (морковенный), дом из снега — (снеговый);

– много ошибок в образовании притяжательных прилагательных: Чей хвост (лисин), правильно — лисий, заячий.

— Поэтому призываю вас задуматься, не упустить время, больше общаться со своим ребенком, заниматься, развивать речь ребенка, готовить к школе.

И пятое — связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К началу школьного обучения дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Все мы, только совместными усилиями способны помочь нашим детям, укоторых есть речевые проблемы.

Также развитие речи находятся впрямой зависимости от развития мелкой моторики рук. После многих исследований ученые пришли к выводу, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи. Следовательно, кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Поэтому важно не только разговаривать с ребенком, но и развивать его мелкую моторику. Мелкая моторика не только отвечает за речь, но также позволяет развивать координацию впространстве, воображение, зрительную идвигательную память. Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.

— Сейчас я хотела бы вам предложить несколько упражнений, в которых ваш ребенок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым: 1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины. 2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. 3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки). 4. Самостоятельно обуваться, одеваться. 5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок. 6. Вешать белье, используя прищепки. 7. Помогать родителям, отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п. 8. Помогать перебирать крупу. 9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь. 10. Собирать на даче ягоды. 11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью. 12. Вытирать пыль. 13. Включать и выключать свет. 14. Отлеплять и прилеплять наклейки. 15. Перелистывать страницы книги. 16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Все эти задания решают следующие задачи: положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка и готовят руку к овладению навыками письма, а также применяя данные игры и упражнения на развитие моторных навыков вы поможете учителю-логопеду ускорить процесс постановки звуков.

Обратная связь. У вас на столах лежат лучики от солнышка. Ответьте на вопросы: — Больше всего мне понравилось… — В дальнейшем я буду использовать… — Здесь я сегодня узнал(а) нового… — Я и раньше знала то, что сегодня услышала о … — Неожиданным для меня сегодня было…

— Уважаемые родители я благодарю вас за активное участие в работе и желаю вам успехов в воспитании детей, учите ваших детей красиво играмотно говорить, выражать свои мысли, уметь слушать ислышать,— ишкольное обучение не покажется вам ивашему малышу тяжелым исложным. Читайте детям книги, говорите сними, просто комментируйте то, что делаете вданный момент,— компьютер, телевизор икомиксы не заменят детям вашей живой речи иобщения. Будьте другом вашему ребёнку. Помогите ему— словом исоветом!

Семинар практикум для родителей «Я готов к школе?»

Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

  • активизировать знания родителей о звуках и буквах;
  • уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова;
  • тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
  • закреплять навык звукового анализа слова;
  • развивать связную речь;
  • воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Предварительная работа:

1. Проведение в подготовительных группах анкетирования среди родителей на тему «Как вы оцениваете уровень подготовки к обучению грамоте детей в саду?».

2. Анализ проведённого анкетирования.

3. Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.

Участники семинара: учитель – логопед, родители.

План семинара:

I. Теоретическая часть.

1. Основные направления и содержание работы по подготовки детей к обучению грамоте.

2. Рекомендации по формированию готовности детей к обучению грамоте в домашних условиях.

II. Практическая часть.

1. Усвоение приемов звукобуквенного анализа слов, работа со звуковыми линейками, составление схемы слова.

2. Работа над слоговой структурой слова (деление слов на слоги, подбор двухсложных, трёхсложных, четырёхсложных слов по картине)

3. Составление предложений по опорным словам, графическим схемам предложения.

4. Выкладывание букв из палочек, нитей; узнавание букв на «ощупь»; «допечатывание» незаконченных букв.

Оборудование:

Раздаточный материал: сюжетные картинки, настольные доски, буквы, сигнальные квадраты (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков), графические схемы предложений, счётные палочки, нити на бархатной бумаге.

Демонстрационный материал: использование мультимедийной презентации, сюжетные картины, практическая литература, памятка.

Ход семинара – практикума.

I. Теоретическая часть.

Вступительная беседа.

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
  • знакомство с терминами: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
  • умение работать со схемой слова, разрезной азбукой
  • владение навыками послогового чтения.

Как вы считаете, необходимо ли обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста в детском саду и почему?

  • Требования начальной школы стали выше;
  • Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
  • Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
  • Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем предлагаю применить эти знания в практических упражнениях. В результате родители понимают, что в обучении грамоте нет ничего сложного.

II. Практическая часть.

Все, что мы говорим, читаем, пишем – Речь.

Речь бывает: устная и письменная.

Состоит наша речь из предложений.

Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из слогов.

Слоги состоят из звуков.

Какие бывают звуки? (гласные, согласные)

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

Могут звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь”.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.

МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове “река” слышится мягкий согласный звук [р’], а в слове “рука” – твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [р’].

Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове “перерыв” при произношении первого согласного звука [р’] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].

Также согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я) или (ь).

Мягкий знак и твёрдый знак – буква, а не звук.

И твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).

ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]

Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:

1. В начале слова (юг, яма, Емеля);

2. После гласных (заявка, приют, Пелагея); а могут обозначать один звук, после согласного.

3. После букв Ь Ъ (вьюга, въезд)

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].

Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц].

Звуки на письме обозначаем буквами.

Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.

Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

  • написать букву в воздухе, на столе;
  • выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;
  • вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
  • вылепить из пластилина, теста;
  • написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
  • выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (малина).

Символ слова – это полоска, слоги – короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога.Определяем последовательность звуков при помощи интонационного выделения каждого звука. (Например: ммак, маак, макк)

Работы со схемой слова:

  • определяем количество звуков в слове;
  • называем звуки по – порядку;
  • определяем количество слогов.
  • произносим 1-й слог МА-
  • какой звук первый? (М) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
  • какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
  • произносим 2 слог? ЛИ
  • какой звук в этом слоге1-й? (Л) Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)
  • какой звук 2-й? (И) Какой это звук? (гласный)
  • произносим 3 слог НА
  • какой звук первый? (Н) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
  • какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
  • сколько в слове гласных звуков? Назовите их по – порядку;
  • сколько согласных звуков;
  • назвать первый звук, последний, третий;
  • сколько в слове звуков? Сколько букв.

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается.

Самостоятельное выполнение звукобуквенного анализа слов (у каждого родителя картинка и набор букв и сигнальных квадратов)

Деление слов на слоги.

Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. слайд

Сколько в слове гласных столько и слогов

1. Подбор слов к схеме: схема из 2,3,4 слогов (сюжетная картина).

Карточки со слогами: –ра-, -ка-, вай (каравай), -ха-, -му- (муха)

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

1. Составление предложений по опорной картине из 2, 3, 4, 5 слов.

2. Составление предложения по схеме (индивидуально). И наоборот составление графической схемы.

3. Работа с деформированными предложениями.

Подготовка к письму.

На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо, прежде всего научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку

(ручку держим тремя пальцами – большим, указательным и средним – щепоть), ориентироваться в пространстве (умение различать правую и левую руку), развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь.

Игра «Определи букву на ощупь» (в паре)

Игры с буквами в домашних условиях: «Допиши недостающий элемент буквы», «Зашумленные буквы», «Переверни букву», «Спрятавшиеся буквы»

Игры со звуками: «Кто больше назовёт слов начинающихся на…», «Дружные звуки» (прибежали дружно звуки и друг другу дали руки: У, Ж, И).

«Доскажи слово», «Звук потерялся», «Где спрятался звук в слове?

Рекомендации по обучению грамоте детей.

1. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь.

2. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.

3. Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух.

4. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково – т.е. так, как звучит звук.

5. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву – видим и можем ее писать.

6. Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.

7. Максимальная продолжительность занятий для 6-7летних детей составляет 30-35 минут.

8. Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения вашего ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.

9. Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку.

Вооруженные всеми этими знаниями и умениями вы легче осилите дорогу к школе. Это поможет вам избежать ошибок при чтении и письме.

И главное, помните – все чему вы научите ребенка, а главное, все чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

Читайте также:  Постановка звуков в логопедии
Ссылка на основную публикацию