Семинар-практикум для педагогов Организация и планирование занятий по звукопроизношению и обучению грамоте

Семинар-практикум для педагогов Организация и планирование занятий по звукопроизношению и обучению грамоте

Т.В. Голубева, учитель-логопед МАДОУ ДСКН г. Сосновоборска

Т.В. Полуденная, учитель-логопед МАДОУ ДСКН г. Сосновоборска

Цель – обогащение методического опыта педагогов по формированию правильного звукопроизношения дошкольников.

  1. Информировать о возможных нарушениях звукопроизношения.
  2. Актуализировать знания о системе работы над нормативным звукопроизношением.
  3. Содействовать целенаправленному выбору артикуляционных упражнений.

Оборудование: комплексы игровых упражнений артикуляционной гимнастики (приложение №1), комплексы игровых упражнений по автоматизации звуков (приложение №2), методический материал, используемый при проведении артикуляционной моторики (сказки в стихах) (приложение №3), видеозапись детской речи.

План проведения семинара

I. Теоретическая часть

Выступление учителей – логопедов возможных нарушениях звукопроизношения и о системе работы над нормативным звукопроизношением.

II. Практическая часть

Работа в подгруппах по выбору необходимых артикуляционных упражнений исходя из предъявленных примеров нарушений звукопроизношения.

I. Теоретическая часть

Нарушения звукопроизношения

С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в младших группах дошкольного учреждения. Однако там чаще всего наблюдается временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого слуха или артикуляционного аппарата. При нормальных условиях, когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологические нарушения звукопроизношения изживаются. Но уже в этом возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей. Патологические нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи и от ее своевременности будет зависеть успешная подготовка его к обучению в школе.

Чаще всего у детей дошкольного возраста нарушаются следующие группы звуков:

  1. Свистящие [с,с,з,зь,ц].
  2. Шипящие [ш, ж, ч, щ].
  3. Сонорные [л, ль, р, рь, й].
  4. Заднеязычные [к, кь, г, гь, х, хь].
  5. Звонкие [в, з, ж, б, г, д].
  6. Мягкие [ть, дь, нь].

– Мономорфное (нарушается только одна группа звуков).

– Полиморфное (нарушается несколько групп звуков).

В любой из выше перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

– искаженное произношение звука (например, р горловой);

– отсутствие звука в речи ребенка (например, «коова» (корова));

– замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка (например, «колова» (корова)).

Кроме форм и видов нарушения звуков, выделяют еще и уровень нарушения. В логопедии различают три уровня неправильного произношения звуков.

1 уровень. Полное неумение произнести звук. Ребенок не может ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образцу.

2 уровень. Ребенок правильно произносит звук изолированно (а иногда даже может повторить его в отдельных простых словах), но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи, т.е. правильный звук есть, но он не автоматизирован.

3 уровень. Ребенок может правильно произносить звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносимым изолированно.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Дети не могут правильно выполнить движения органами артикуляции, в результате чего звук искажается. Данные нарушения называют фонетическими, звук звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.

Причиной замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем. Данные нарушения называют фонематическими, так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова (рак – «лак»).

Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой – искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

Знания форм нарушений звуков помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях звукопроизношения больше внимания уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики. При фонематических нарушениях основной акцент делается на развитие речевого слуха и, как одного из его компонентов, фонематического слуха.

Исправление нарушений звукопроизношения.

I. Подготовительный этап.

II. Постановка звуков.

III. Автоматизация звуков.

IV. Дифференциация звуков.

I . Подготовительный этап.

Цель – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков.

– формирование точных тонких движений органов артикуляционного аппарата;

– формирование направленной воздушной струи;

– развитие мелкой моторики рук;

– развитие фонематического слуха;

– отработка опорных звуков.

Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы воспитатель мог контролировать его качество, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало убирают и функции контроля берут на себя его собственные кинестетические ощущения (ощущения движений и положений органов артикуляционного аппарата).

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели», движения узкого кончика языка то к левому, то к правому углу рта — «Маятник» и т. п.) и подбирается картинка-образ (образ — наглядное представление о чем-либо. В данном случае картинка служит образцом для подражания предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики).

Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Последовательно даются следующие упражнения: для укрепления мышц щек — надувать щеки и удерживать в них воздух («Надуть два шарика»), втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте («Худенький Петя»); для выработки направленной воздушной струи — не надувать щек, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко», сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и др.) или дуть на лежащий на столе карандаш так, чтобы он покатился.

Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениями для выработки направленной воздушной струи отрабатывается мелкая моторика рук. Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой требуют повышенного внимания и во время занятий по физической культуре (особенно, когда проводятся упражнения на выработку координации движений), музыкальных занятий (особенно тогда, когда проводятся музыкально-ритмические движения).

Одним из видов работы по развитию фонематического слуха на данном этапе является воспитание у ребенка умения улавливать разницу между правильным и искаженным звуками. Нужно давать ему возможность слушать образец воспитателя и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Таким способом мы направляем его слуховое внимание на эти звуки, показываем разницу в их звучании и вырабатываем стимул для преодоления нарушения.

При замене ребенком одного звука другим проводят дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя. Дидактическим материалом служат картинки-символы (символ — предмет или действие, служащее условным знаком какого-либо понятия. В данном случае картинка-символ является обозначением звука, с которым работают на этапах постановки, автоматизации, дифференциации звуков, а также при анализе слов).

Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков — сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно. Отработка опорных звуков предусматривает следующее: уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях.

К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.

II . Постановка звука.

Цель – добиться правильного звучания изолированного звука.

Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.

Различают три основных способа постановки звука.

Первый способ — по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках. Второй способ — с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.

Третий способ — смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.

Постановка звука — это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее.

Таким образом, при постановке звука должны одновременно работать все анализаторы: зрительный (ребенок видит предмет и положения органов артикуляционного аппарата), слуховой (слышит звук), двигательный (ощущает движения губ, языка), тактильный (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок). Все это дает возможность осознанно усвоить данный звук и соответствующую ему букву даже детям с тяжелыми нарушениями речи.

К следующему этапу — автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

III . Автоматизация звука

Цель данного этапа — добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. (К новому материалу можно переходить, если усвоен предыдущий.)

Поскольку недостатки звукопроизношения иногда являются не самостоятельным дефектом, а частью другого, более сложного, нарушения речи, при автоматизации звуков в словах одновременно работают над уточнением и расширением словаря, над слоговой структурой слова. Поэтому при подборе картинок сначала надо предусматривать знакомые детям слова простой структуры типа: сани, Соня, сова, собака, затем — более сложной: самокат, салфетка, стакан, скамейка и т. д. Надо также следить, чтобы в составе слова не было звуков, которые ребенок произносит неправильно.

Так одновременно с автоматизацией звука в предложениях проводится работа над их структурой, над преодолением аграмматизмов в речи ребенка.

Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях воспитатель подбирает соответствующий материал. Иногда он вместе с ребенком сам придумывает чистоговорки. Например: «Са-са-са — у Сони длинная коса»,— говорит воспитатель. Потом он только называет слоги (са — са — са), а ребенок в рифму придумывает свое предложение («Под сосной сидит лиса»).

Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, а также памяти, мышления.

Некоторые дети уже после введения звука в потешки, стихотворения начинают правильно употреблять его в собственной речи. Другим же необходима автоматизация звука в рассказах. Из различных сборников подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Воспитатель читает рассказ, потом задает ребенку вопросы, требуя полных ответов. Затем ребенок пересказывает текст. Постепенно у него формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии последовательных картинок, из личного опыта.

IV . Дифференциация звуков

Цель данного этапа — учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Дифференциация изолированных звуков проводится с использованием картинок-символов. При дифференциации звуков вместе с воспитателем ребенок уточняет произношение смешиваемых звуков, при этом его внимание обращается на различия в положении органов артикуляции. Например: губы — при з — в улыбке, при ж — округляясь, слегка выдвигаются вперед; язык — при з — за нижними зубами, при ж — поднимается к бугоркам за верхние зубы; воздушная струя — при з — холодная, узкая, при ж — теплая, широкая. Далее воспитатель поочередно показывает картинки-символы, а ребенок: 1) называет соответствующие им звуки, 2) не называя звук, говорит, где находится при его произношении язык: вверху (жук), внизу (звонок). Таким образом, ребенок различает звуки, опираясь на их артикуляционные признаки.

Для дифференциации по акустическим признакам воспитатель называет поочередно звуки з, ж, прикрывая рот экраном, чтобы исключить зрительный контроль. Ребенок, услышав звук, должен показать соответствующую картинку-символ.

Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами (2—3 ребенка).

II. Практическая часть

Педагоги делятся на подгруппы. Каждой подгруппе предъявляется видеозапись детской речи. Воспитатели из предъявленных артикуляционных упражнений выбирают необходимые, аргументируя свой выбор.

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Логпедия, М., 2003.
  2. Волкова Л.С. Логопедия,М., 2003.
  3. Ефименкова Л.Н., Формирование речи у дошкольников, М., 1985.
  4. Каше Г.А., Подготовка к школе детей с недостатками речи, М., 1985.
  5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., Преодоление речевых нарушений у дошкольников, СПб., 2003.

Лучшие упражнения: ЛФК после инсульта в домашних условиях

Лечебная гимнастика после инсульта — неотъемлемая часть процедур в период реабилитации. Она существенно облегчает состояние больного, помогает более быстро восстановить силы.

  1. Значение лечебной физкультуры в реабилитации
  2. Польза и действие зарядки на дому
  3. Домашние тренажеры
  4. Начальный этап восстановительной гимнастики в лежачем положении
  5. Гимнастика для рук
  6. Мышцы глаз
  7. Фаланги пальцев
  8. Для рук и ног
  9. Локтевые суставы
  10. Коленные суставы
  11. Подтягивание
  12. Занятия в положении сидя
  13. Гимнастика в положении стоя
  14. Лечебная гимнастика для лица
  15. Как планировать тренировки?
  16. Почему важен комплексный подход к лечению?

Значение лечебной физкультуры в реабилитации

Инсульт — это патология, вызванная острым нарушением кровообращения в головном мозге. Существует две его разновидности, а именно:

  • ишемический;
  • геморрагический.

После наступления инсульта больному необходимо пройти восстановительный курс лечения. Помимо медикаментозной терапии, требуется лечебная гимнастика. Она направлена на корректировку и восстановление нормального функционирования опорно-двигательного аппарата, памяти, работы речевого аппарата.

Польза и действие зарядки на дому

Главная задача, с которой справляется лечебная гимнастика — полное восстановление работы организма.

Кроме того, она выполняет множество второстепенных функций:

  1. Если у больного наблюдается паралич после инсульта, это свидетельствует о мышечном тонусе. Снять его можно при помощи специальных упражнений;
  2. Восстановление координации движений;
  3. Повышается кровоснабжение тканей, в результате чего активизируются метаболические процессы, состояние быстрее приходит в норму;
  4. Предотвращение пролежней. Продолжительное нахождение в одном и том же положении нарушает микроциркуляцию крови. Гимнастика помогает предупредить образование пролежней.

Важно! ЛФК — основная составляющая реабилитации после перенесенного инсульта.

Домашние тренажеры

Использование домашних тренажеров после инсульта целесообразно только когда самочувствие больного улучшилось. Они помогают укрепить различные группы мышц, снимают напряжение. Также это отличная профилактика повторного приступа.

Для домашнего применения полезно приобрести такие тренажеры:

  1. Велотренажер. Занятия с велотренажером направлены на ускорение восстановительного процесса. Он улучшает функционирование нижних конечностей;
  2. Вертикализатор. Он предназначен для больных, у которых была поражена двигательная система, они не в состоянии вставать самостоятельно. Суть вертикализатора заключается в поднимании человека, подготавливая его к возможности принимать вертикальное положение;
  3. Тренажер Локомат. Помогает тем людям, которые утратили способность ходить. С его помощью больной учится передвигаться заново;
  4. Тренажеры Актив-Пассив. Способствуют восстановлению верхних и нижних конечностей, тазобедренного и коленного суставов;
  5. Мини тренажеры для конечностей. Они разрабатывают тренируют пальцы рук, кисти. а также нижние конечности.

Важно! Использование тренажеров позволяет более быстро восстановить нормальное функционирование опорно-двигательного аппарата, а также предотвратить повторный инсульт.

Начальный этап восстановительной гимнастики в лежачем положении

Лечебная гимнастика в лежачем положении проводится на раннем этапе восстановления, когда больной еще не может самостоятельно подниматься. Рассмотрим наиболее эффективные упражнения в данном случае.

Гимнастика для рук

Упражнением такую манипуляцию на самом деле назвать сложно, но нагрузка для больного идет колоссальная. Суть ее заключается в разгибании верхних конечностей, начиная от фаланг пальцев до предплечья. Затем рука полностью приматывается к дощечке с прямой поверхностью. В таком положении необходимо оставаться около получаса.

Видео о гимнастике для рук:

Мышцы глаз

Требуется двигать глазами, устремляя взгляд вверх-вниз и вправо-влево. Затем закрыть глаза и делать ими круговые движения в разные стороны, то же самое повторить, только уже с открытыми глазами. В виде отдыха между манипуляциями полезно быстро моргать на протяжении нескольких секунд.

Читайте также:  Экспресс-диагностика детей 4 - 5-летнего возраста с проблемами речевого развития

Фаланги пальцев

В любом комфортном для больного положении необходимо сгибать и разгибать пальцы рук не менее 10 раз. Можно делать это одновременно на двух конечностях. Если это тяжело, то поочередно.

Для рук и ног

Если одна конечность поражена параличом, следует повесить над кроватью полотенце, придав форму петли. Продеть в нее руку, раскачивать, увеличивая амплитуду. Такую. же манипуляцию можно проводить и с неподвижными нижними конечностями.

Предлагаем Вам посмотреть видео о гимнастике для ног:

Локтевые суставы

Вытянуться вдоль кровати, верхние конечности должны лежать параллельно корпусу. Согнуть левую руку, затем опустить ее на кровать. То же самое сделать и с правой рукой. Выполнять упражнение поочередно, по 10 раз на каждую конечность.

Коленные суставы

В лежачем положении на спине следует сгибать поочередно правое и левое колено. При этом нужно стараться не отрывать стопу от кровати. Манипуляции проводить по 10 раз на каждую ногу.

Подтягивание

В положении на спине необходимо ухватиться за спинку кровати. Пытаться подтягивать все тело при помощи рук. Плечи при этом должны быть расправлены, ноги прямые. Упражнение нужно делать медленно, минимум 6 подходов.

Важно! Во время проведения гимнастики в положении лежа с больным должен присутствовать либо близкий человек, либо сиделка!

Занятия в положении сидя

Если пациент уже имеет физическую возможность самостоятельно сидеть, можно приступать к следующему этапу — гимнастике в положении сидя. Она направлена на улучшения функционирования конечностей, укрепление мышц спины и подготовку к ходьбе. Рассмотрим восстановительные упражнения:

  1. Сесть на кровать, ноги опустить на пол. Держаться при помощи рук за постель. Прогибаться в области спины, выталкивая вперед грудную клетку. При этом прогиб должен быть на вдохе, расслабиться нужно на выдохе;
  2. В сидячем положении ноги расположить на кровати. Поднимать каждую конечность вверх по очереди. Ноги при этом должны быть прямые;
  3. Опереться на подушку спиной, ноги вытянуть вперед, руки — вверх. Согнуть ногу в колене, обхватить ее руками. При этом необходимо стараться прикоснуться к коленному суставу грудью. Зафиксироваться на пару секунд, наклонить голову вперед, выдохнуть. Затем поднять голову, медленно вернуться в исходное положение. Ту же манипуляцию проделать со второй ногой;
  4. Откинуться на подушку, приняв комфортное положение. Обхватить руками края кровати. Запрокинуть голову, стремясь свести лопатки вместе. Остаться в таком положении на несколько секунд, вернуться в исходное;
  5. Сесть на кровать, свесив ноги. Делать повороты головой в разные стороны, затем круговые движения. Манипуляции должны быть медленные;
  6. Полезно также просто сидеть на кровати, опустив ноги вниз. Но выполнять главное условие — не держаться. Это упражнение помогает восстановить координацию, подготовиться к ходьбе.

Важно! На этом этапе следует развивать мелкую моторику, перебирая мелкие предметы.

Предлагаем Вам посмотреть видео о том как заниматься в положении сидя:

Гимнастика в положении стоя

Такая гимнастика проводится после того, как больной прошел весь комплекс предыдущих упражнений, может уверенно стоять на ногах. В зависимости от состояния человека, стоячие упражнения подразделяются на 2 вида: простые и повышенной нагрузки.

К простым лечебным упражнениям, которые подходят для пациентов, еще не совсем оправившихся от инсульта, относятся:

  1. Руки расположить вдоль тела, ноги на ширине плеч. Руки вытянуть вверх, ладони должны быть устремлены наружу. Потянуться, сделать глубокий вдох. Медленно опустить руки, делая выдох. Упражнение повторять 6 раз;
  2. Приседания — еще один эффективный метод во время реабилитации после инсульта. Нужно аккуратно приседать, при этом стараться не отрывать пятки от пола. Упражнение повторять 4 раза;
  3. Расставить ноги на ширине плеч, руки положить на пояс. Делать наклон в правую сторону, параллельно поднимая левую руку, и наоборот. Достаточно 4 повторений этого упражнения;
  4. Руки положить на пояс, одну ногу устремить вперед. Делать круговые движения нижними конечностями поочередно — по 4 раза на каждую;

Повышенная нагрузка предусматривает выполнение следующих упражнений:

  1. Ноги немного расставить, руки опустить вниз. Затем сложить кисти в замок, поставить перед собой. Поднимать сцепленные руки, потягиваясь всем телом вверх. Вернуться в начальное положение. Повторять 5 раз.
  2. Ноги поставить вместе. Одну руку поднять вверх, другую оставить внизу. На каждый счет менять их местами. Делать 10 раз.
  3. Руки положить на поясе, ноги немного расставить. При вдохе делать легкий наклон вперед, на выдохе возвращаться в исходное положение. Повторять 10 раз.
  4. Приседания при повышенной нагрузке выполняются немного по-другому: одна руки во время приседания должна быть на поясе, а вторая за головой. После каждой манипуляции руки нужно менять. Сделать 10 повторений.
  5. Также уже окрепшему человеку в восстановительный период полезен бег на месте трусцой, но не больше 6 минут.

Важно! Если упражнения доставляют сильный дискомфорт или боль, их нужно незамедлительно прекратить!

Предлагаем Вам посмотреть видео об упражнениях стоя у стула:

Лечебная гимнастика для лица

Укрепить мышцы лица и нормализовать функционирование речевого аппарата помогут такие упражнения:

  1. Показать язык, стараться максимально вытянуть его вперед;
  2. Облизывать губы круговыми движениями;
  3. Осторожно прикусывать верхнюю и нижнюю губы поочередно;
  4. Сворачивать губы в трубочку;
  5. Клацать языком.

Проговаривать незамысловатые стишки или скороговорки. Если этот процесс вызывает трудности, то начинать нужно с отдельных звуков, продолжая их словами, состоящими из двух слогов.

Важно! Одно из главных условий для выздоровления — больной должен как можно больше слышать человеческую речь!

Как планировать тренировки?

Четкой стратегии и плана в лечебной физкультуре после инсульта нет. Все зависит от индивидуальных особенностей организма больного, тяжести состояния. Начинать следует с упражнений, которые выполняются в лежачем положении. Когда больной их легко делает, необходимо переходить на следующий этап — гимнастика в положении сидя, и так далее.

Почему важен комплексный подход к лечению?

Несмотря на то, что ЛФК — эффективный способ восстановления после инсульта, он должен сопровождаться и другими процедурами. Полезен также массаж. Все это играет важную роль не только в период реабилитации, но и в профилактике повторного инсульта.

Инсульт — это не приговор, невзирая на осложнения после него. Для более быстрого выздоровления нужно желание и стремление больного, поддержка родных и близких, а также ежедневные тренировки в комплексе с массажем.

Лечебная физкультура после инсульта: примеры упражнений и правила выполнения

После инсульта гибнут нервные клетки и у 80 % больных наблюдаются двигательные расстройства. Для восстановления функций необходимы реабилитационные мероприятия, среди которых лечебная физкультура.

ЛФК — индивидуально подобранный комплекс упражнений с учетом особенностей заболевания, его степени и стадии развития, самочувствия пациента. Показаны дозированные ежедневные нагрузки, начиная со 2-3 дня после приступа.

О пользе ЛФК

Физкультура после инсульта ускоряет процесс восстановления. Ежедневные занятия улучшают кровообращение, не дают крови застаиваться, способствуют восстановлению мышечной памяти, снижают тонус мышц, предупреждают развитие контрактур, пролежней, атрофии и спазмов, устраняют непроизвольные движения конечности.

Физические нагрузки приводят к положительным изменениям в организме:

  • улучшается работа сердечно-сосудистой системы;
  • нормализуется дыхание;
  • стимулируются обменные процессы;
  • улучшается эмоциональное состояние больного.

ЛФК после инсульта включает компенсаторные механизмы для восстановления функций. Многократные повторения упражнений способствуют возникновению новых условно-рефлекторных связей.

Противопоказания к ЛФК

Лечебная физкультура не назначается при следующих состояниях:

  • нахождении в коме;
  • повторном инсульте у пожилых людей;
  • эпилептических припадках;
  • психических расстройствах и агрессивном поведении;
  • наличии сахарного диабета, туберкулеза, злокачественных опухолей.

При геморрагическом инсульте ЛФК назначают, когда у больного прекращается нарастание симптоматики, улучшается работа сосудистой системы и внутренних органов. В первые 3 дня с начала занятий показаны дыхательные упражнения и поверхностный массаж. Лечебная физкультура противопоказана, если артериальное давление превышает 180/105 мм рт. ст.

Подготовительные мероприятия

Подготовка к ЛФК состоит из следующих этапов:

  1. Изменение положения тела больного для предотвращения застоя крови.
  2. Пассивные нагрузки для разных суставов и групп мышц медперсоналом: круговые движения и отведения конечностей, сгибания и разгибания.
  3. Дыхательные упражнения для улучшения работы легких.
  4. Ментальная гимнастика для восстановления мышечной памяти.
  5. Массаж для нормализации кровообращения и подготовки организма к более активным занятиям.

Пассивные нагрузки

Когда пациент приходит в сознание, назначают пассивную гимнастику. В ранний период проводят коррекцию положением. На пораженных мышцах с повышенным тонусом применяют легкие поглаживания. Для остальных мышц используют более глубокие приемы массажа: несильные растирания и разминания.

Гимнастика для лежачих больных проводится осторожно, дыхание пациента должно быть свободным. При тугоподвижности занятия начинают с крупных суставов, при отсутствии контрактур и повышенного тонуса мышц — с дистальных отделов рук и ног.

Чтобы вернуть мышечную память, используют ментальную гимнастику. Для восстановления памяти ежедневно нужно выполнять мыслительные упражнения, во время которых сам больной или его родственник озвучивает, какое движение он совершает. Например: «Я отвожу руку в сторону».

Человек, перенесший инсульт, находится в подавленном состоянии, чувствует себя инвалидом, не верит в свои силы, поэтому его нужно подбадривать и хвалить.

Паралич нередко приводит к нарушению речи. Важно выполнять упражнения на артикуляцию каждый день и не прерывать занятий. Чтобы функция быстрее восстановилась, с больным нужно разговаривать, он должен слышать речь. Занятия начинают с воспроизведения отдельных звуков, затем постепенно переходят к слогам и словам.

Пассивные упражнения нужно делать 2-3 раза в день, по 10-15 повторений для каждого сустава. Важно следить за реакцией больного. Нельзя допускать задержки дыхания, появления болей и повышения тонуса мышц.

Активные физические нагрузки

Активные нагрузки направлены на восстановление старых и образование новых условных рефлексов.
Упражнения включают 2 фазы — статическую и динамическую. Выполняются методистом по ЛФК. Первая фаза вызывает напряжение мышц, вырабатывает способность удерживать руку или ногу в нужном положении. Вторая фаза — само движение.

Цель активных занятий — добиться изолированных движений у больного с помощью оказания легкого сопротивления.

При параличе у человека нарушена мелкая моторика. Ее восстановление зависит от степени утраты двигательной функции. Если рука совсем не двигается, нужны пассивные нагрузки. Затем переходят к упражнениям по переворачиванию карт, сбору разбросанных монет, написанию букв и т.д.

Пациентам показаны занятия на велотрежере для тренировки сердечно-сосудистой системы и восстановления двигательных навыков нижних конечностей.

При недержании мочи рекомендуется выполнять упражнения Кегеля.

Если нет противопоказаний в период восстановления, можно подключить метод йога, но не ранее чем через 6 месяцев после инсульта.

Упражнения в положении лежа

К гимнастике в кровати приступают в ранний период реабилитации. Упражнения после инсульта выполняют в положении лежа на спине, животе, здоровом боку.

Упражнение 1. Больной лежит на спине. Его лодыжки нужно обхватить руками и сгибать ноги в коленях, чтобы ступни скользили по постели (имитация ходьбы).

Упражнение 2. Пораженную руку парализованного подвесить на полотенце и вращать ее по кругу. Заниматься до 30 минут с перерывами на 2-3 минуты.

Упражнение 3. Чтобы восстановить глотательный рефлекс, нужно выполнять следующие упражнения:

  1. напрягать рот, изображая свист без звука;
  2. подкашливать;
  3. зевать;
  4. храпеть;
  5. тужась, произносить «а» и «э».

Лежа можно делать упражнения для глаз и кистей.

Гимнастика лежа — подготовка к следующему этапу, когда больной сможет выполнять упражнения сидя и стоя для вестибулярного аппарата, восстановления координации движений и начнет учиться ходить.

Комплексы из положения сидя

Когда острый период заканчивается и больной может садиться, переходят к занятиям сидя.

Упражнение 1. Прислониться спиной к подушке, вытянуть ноги, руками держаться за края кровати. Во время вдоха немного прогнуться вперед, на выдохе — принять исходное положение. Повторить 5 раз.

Упражнение 2. Сесть на кровати, спину держать ровно, руки отвести в стороны. Свести вместе лопатки. Повторить 5 раз.

Упражнение 3. В положении сидя держаться за край кровати руками. Приподнимать поочередно то левую, то правую ногу. Выполнять по 4 раза каждой ногой.

Комплексы из положения стоя

Упражнение 1. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Во время вдоха повернуться влево, во время выдоха — вправо. Выполнять медленно по 5 раз в каждую сторону.

Упражнение 2. Ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вверх, слегка потянуться, вдохнуть; опустить руки вниз, описать ими круг, выдохнуть. Повторить 5 раз.

Упражнение 3. Встать на носки, поднять руки вверх и тянуться, как будто пытаясь достать до потолка.

Упражнение 4. Ходьба на месте в течение 30 секунд.

Комплекс для глаз

Двигательная функция глаз восстанавливается после инсульта с помощью следующих упражнений:

  1. С усилием сжать и разжать веки 15 раз.
  2. Двигать глазными яблоками вверх-вниз-вправо-влево с открытыми и закрытыми глазами.
  3. Фиксировать взгляд в одной точке.
  4. Часто моргать.
  5. Вращать глазами по часовой и против часовой стрелки.

Нагрузки для рук

При пораженной кисти выполняют сгибание и разгибание пальцев в любом удобном положении по 10 раз.

Для укрепления плечевого сустава выполняется упражнение лежа на здоровом боку. Методист фиксирует правой рукой плечевой сустав, медленно и плавно отводит пораженную конечность от туловища левой рукой. Методист удерживает локоть с предплечьем пациента в состоянии пронации, а кисть в разогнутом положении, затем поднимает его руку вверх, отводит в сторону, затем назад.

В положении на спине методист разгибает руку больного в локте с отведением в сторону.

При появлении в парализованной руке минимальных произвольных движений переходят к упражнению по подниманию и опусканию пораженной конечности с помощью блокового устройства и здоровой руки.

Нагрузки для ног

Для восстановления движения в суставах и мышцах ног используют следующие упражнения:

  1. Отведение и приведение бедра.
  2. Вращение в тазобедренном суставе.
  3. Пассивные сгибания и разгибания в коленных суставах.
  4. Пассивное разгибание в колене лежа на боку при разогнутом бедре.
  5. Поднимание ноги здоровой рукой и с помощью блока со шнуром..
  6. Пассивные движения в голеностопе.

Начинают занятия со здоровых конечностей, затем чередуют их с упражнениями для парализованных в сочетании с массажем и расслаблением мышц.

Активные движения делают медленно, не допуская болевых упражнений.

Комплекс для артикуляции

При нарушении мозгового кровообращения при инсульте парализуются мышцы лица, и человек теряет способность произносить звуки. Помогает восстановить артикуляцию следующий комплекс:

  1. Губы свернуть в трубочку и вытянуть.
  2. Максимально высунуть язык.
  3. Широко раздвинуть губы, как для произношения «ы».
  4. Прикусывать поочередно верхнюю и нижнюю губы.

Ежедневные занятия дают возможность быстрее вернуть внятную речь.

Дыхательная гимнастика

К занятиям нужно приступать, когда больной придет в сознание и сможет управлять мышцами лица. Простейшее действие — выдох через сомкнутые губы.

Гимнастика после инсульта состоит из глубокого вдоха, задержке на несколько секунд дыхания и медленного выдоха.

Больной должен видеть результат и верить, что функция восстановится. Когда ему станет лучше, он сможет надувать воздушный шарик или дуть в трубочку, опущенную в воду. Так он видит, как увеличивается в размере шарик, или слышит, как булькает вода.

Дыхательная гимнастика выполняется часто с перерывами на отдых. Нельзя напрягаться при задержке дыхания, чтобы не возникали головокружения или головные боли.

Тренажеры

Реабилитироваться после инсульта помогают занятия на тренажерах, таких как:

  • Вертикализатор придает телу человека вертикальное положение.
  • Велотренажер реабилитационный с электроприводом или механический.
  • Локомат предназначен для людей, которые учатся ходить.
  • Тренажеры для ног и рук. «Бутон» разрабатывает пальцы. «Шагонг» имитирует ходьбу и может использоваться для лежачих больных.

Чтобы пациент быстрее восстановился, нужен комплексный подход. Медикаментозная терапия без ЛФК не даст нужного результата.

Лечебная гимнастика при инсульте (полное руководство)

Лечебная гимнастика при инсультах

Инсульт — это острое нарушение мозгового кровообращения различной локализации. Различают два вида инсультов: геморрагический (1—4 %) и ишемический (96-99 %).

Геморрагический инсульт обусловлен кровоизлиянием в мозг, возникает при гипертонической болезни, атеросклерозе сосудов головного мозга. Кровоизлияние сопровождается быстро развивающимися общемозговыми явлениями и симптомами очагового поражения мозга. Геморрагический инсульт развивается, как правило, внезапно.

Ишемический инсульт обусловлен нарушением проходимости мозговых сосудов вследствие закупорки их атеросклеротической бляшкой, эмболом, тромбом или в результате спазма сосудов мозга различной локализации. Такой инсульт может возникнуть при атеросклерозе сосудов мозга, при ослаблении сердечной деятельности, понижении АД и другим причинам. Симптомы очагового поражения нарастают постепенно.

Нарушения мозгового кровообращения при геморрагическом или ишемическом инсульте вызывают парезы или параличи центральные (спастические) на стороне, противоположной очагу поражения (гемиплегия, гемипарез), нарушения чувствительности, рефлексов.

З а д а ч и гимнастики:

  • восстановить функцию движения;
  • противодействовать образованию контрактур;
  • содействовать-снижению повышенного тонуса мышц и уменьшению выраженности содружественных движений;
  • способствовать общему оздоровлению и укреплению организма.

Методика лечебной гимнастики строится с учетом клинических данных и сроков, прошедших после инсульта.

ЛФК назначают со 2-5-го дня с начала заболевания после изчезновения явлений коматозного состояния.

П р о т и в о п о к а з а н и е м служит тяжелое общее состояние с нарушением деятельности сердца и дыхания.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по обучению грамоте Звуки (С-С’), Буква С

Методику применения гимнастики дифференцируют в соответствии с тремя периодами (этапами) восстановительного лечения (реабилитации).

I период — ранний восстановительный

Этот период длится до 2-3 мес. (острый период инсульта). В начале заболевания развивается полный вялый паралич, который через 1-2 нед. постепенно сменяется спастическим и начинают формироваться контрактуры в сгибателях руки и разгибателях ноги.

Процесс восстановления движений .начинается через несколько дней после инсульта и длится месяцы и годы. Движения в ноге восстанавливаются быстрее, чем в руке.

В первые дни после инсульта применяют лечение положением, пассивные движения.

Лечение положением необходимо для предупреждения развития спастических контрактур или устранения, уменьшения уже имеющихся.

Под лечением положением понимают укладку больного в постели так, чтобы мышцы, склонные к спастическим контрактурам, были по возможности растянуты, а точки прикрепления их антагонистов — сближены. На руках спастическими мышцами, как правило, являются: мышцы, приводящие плечо при одновременной ротации его внутрь, сгибатели и пронаторы предплечья, сгибатели кисти и пальцев, мышцы, приводящие и сгибающие большой палец; на ногах — наружные ротаторы и приводящие мышцы бедра, разгибатели голени, икроножные мышцы (подошвенные сгибатели стопы), тыльные сгибатели основной фаланги большого пальца, а часто и других пальцев.

Фиксация или укладка конечностей с целью профилактики или коррекции не должна быть продолжительной. Это требование связано с тем, что, сближая на длительное время точки прикрепления мышц-антагонистов, можно вызвать чрезмерное повышение их тонуса. Поэтому положение конечности следует в течение дня менять. При укладке ноги изредка придают ноге согнутое в коленях положение; при разогнутой ноге под колени подкладывают валик. Необходимо, ставить ящик или прикреплять доску к ножному концу кровати для того, чтобы стопа опиралась под углом 90° к голени. Положение руки также меняют несколько раз в день, разогнутую руку отводят от туловища на 30-40° и постепенно до угла 90°, при этом плечо должно быть ротировано наружу, предплечье супинировано, пальцы почти выпрямлены. Достигают этого с помощью валика, мешочка с песком, которые помещают на ладонь, большой палец устанавливают в положении Отведения и оппозиции к остальным, т. е. так, как будто больной захватывает этот валик. В таком положении всю руку укладывают на стул (на подушку), стоящий рядом с кроватью.

Длительность лечения положением устанавливают индивидуально, руководствуясь ощущениями больного. При появлении жалоб на неприятные ощущения, боль, положение меняют.

На протяжении дня лечение положением назначают через каждые 1,5-2 ч. В этом периоде лечение положением проводят в ИП лежа на спине.

Если фиксация конечности снижает тонус, то непосредственно после нее проводят пассивные движения, доводя постоянно амплитуду до пределов физиологической подвижности в суставе: Начинают с дистальных отделов конечностей.

Перед пассивным проводят активное упражнение здоровой конечности, т.е. пассивное движение предварительно «разучивается» на здоровой конечности. Массаж для спастических мышц — легкий, применяют поверхностное поглаживание, для антагонистив — легкое растирание и разминание.

II период — поздний восстановительный

В течение этого периода больной находится на стационарном лечении. Продолжают лечение положением в ИП лежа на спине и на здоровом боку. Продолжают массаж и назначают лечебную гимнастику.

В лечебной гимнастике используют упражнения пассивные для паретичных конечностей, упражнения с помощью инструктора в облегченных ИП, удержание отдельных сегментов конечности в определенном положении, элементарные активные упражнения для паретичных и здоровых конечностей, упражнения на расслабление, дыхательные, упражнения в изменении положения при постельном режиме (табл. 7).

Примерная схема процедуры лечебной гимнастики при гемипарезах в раннем периоде для больных на постельном режиме (8—12 процедур)

Методические указания и варианты применения

Рекомендации по ЛФК после инсульта

Инсульт – серьезнейшее заболевание, наступающее при нарушениях кровообращения мозга и приводящее к отмиранию большей части нервных клеток. Следствием болезни является утрата некоторых функций, которые выполняли отмершие клетки, в результате у больного появляются проблемы с речью, полная или частичная утрата слуха и зрения, паралич.

Восстановить утраченные функции организму поможет лечебная физкультура после инсульта, поэтому столь тяжелый недуг вовсе не является приговором.

ЛФК как важный этап реабилитации

Восстановление организма после инсульта – сложный, длительный, но необходимый процесс, так как период вынужденной неподвижности влечет за собой развитие крайне тяжелых последствий.

Окончательное выздоровление человека происходит дома, под присмотром близких и любящих людей. От того, насколько упорными и целенаправленными будут их действия, а правила выполнения упражнений точными, зависит успех реабилитации (полной или частичной) пациента, утратившего некоторые функции: возможность не только обслуживать себя, но и двигаться.

Восстановительная гимнастика после инсульта – одна из самых эффективных и доступных методик, направленных на то, чтобы заставить работать неактивные нервные клетки головного мозга, которые расположены возле очагов поражения. Это позволяет вернуть утраченную чувствительность конечностям, а в случае положительной динамики и способность к движению.

ЛФК при инсульте выполняет определенные задачи и предупреждает возникновение:

  • пролежней;
  • пневмонии;
  • сердечной недостаточности;
  • тромбов, эмболии;
  • атрофии и спазмов мышц;
  • контрактур (ограничение подвижности в суставах парализованных конечностей).

Систематически выполняемые упражнения для восстановления после инсульта благотворно воздействуют на обмен веществ и циркуляцию крови, нормализуют работу всех систем организма, способствуют восстановлению речевой функции. В перспективе к пациенту возвращается точность движений, он может писать, рисовать, а также пользоваться бытовыми предметами и обслуживать себя сам.

Рекомендации врача по физкультуре

Когда начинается физическая реабилитация после инсульта в домашних условиях? Это будет зависеть от наблюдений лечащего врача, рекомендации которого исходят от индивидуальных особенностей больного, его способности к восстановлению, обширности пораженной области мозга, а также полноты и эффективности получаемой терапии.

Первые 6 месяцев – острый период, во время которого одна часть клеток отмирает, другая сохраняет способность выполнять свои функции, но при наличии стимулирующего фактора, которым и является комплекс реабилитационных упражнений при инсульте.

Если человек не находится в состоянии между жизнью и смертью, проще говоря, он не в коме, сохраняет сознание, уже на третьи сутки ему показана дыхательная гимнастика. Это необходимое условие реабилитации, чтобы предотвратить застойные явления в легких, усилить отделение мокроты, устранить парезы мышц лица.

На пятые сутки рекомендуется начать выполнять упражнения после инсульта, при разработке которых учитывается общее состояние пациента: может ли он сидеть, стоять, насколько утрачены двигательные функции.

После выписки из медицинского учреждения занятия физкультурой для больного – неотъемлемая часть восстановления, поэтому упражнения после инсульта должны продолжаться и в домашних условиях.

Как только пациент сможет ходить, ему показаны восстановительные прогулки, время которых постепенно увеличивается.

Поздний период реабилитации начинается через 6 месяцев. В это время инсультники нуждаются в санаторном лечении не менее 2 раз в год. Терапия, проводимая медицинским персоналом, включает в себя не только физкультурно-оздоровительные комплексы, но и дополнительные меры воздействия на организм, такие как иглотерапия, электросон, кислородные ванны, массаж и прочие.

Для достижения максимальной эффективности лечебную физкультуру нужно сочетать с психокоррекцией и занятиями, направленными на социальную адаптацию.

На каждом этапе реабилитации очень важна поддержка психической деятельности, когда нервные клетки получают от мышечной памяти команды. Каждое действие человека должно сопровождаться мысленными приказами, стимулирующими конечности к движению.

Противопоказания к лечебной физкультуре после инсульта

Занятия ЛФК показаны не всем инсультникам. Имеется ряд противопоказаний, которые нужно знать во избежание нежелательных последствий. Это относится к пациентам:

  • находящимся в коме;
  • имеющим психические расстройства, агрессивные изменения в поведении;
  • с повторным инсультом в пожилом возрасте;
  • страдающим от эпилептиформных припадков, судорог;
  • с тяжелыми сопутствующими заболеваниями (диабетом, онкологией, туберкулезом).

При возникновении в процессе занятий головных болей, повышения артериального давления, слабости необходимо снизить нагрузки. Родственникам понадобится немало терпения и выдержки, чтобы помочь родному человеку адаптироваться к окружающей действительности и овладеть необходимыми бытовыми навыками.

Чтобы процесс продвигался интенсивнее, им приходится самим учить основные движения и их последовательность. При этом для реабилитации после инсульта больного необходимо всячески подбадривать, стимулировать в нем желание восстановиться, ведь дружеская поддержка, участие, внимание и хорошие эмоции будут давать ему энергию и веру в свои силы.

Принципы дыхательной гимнастики

Гимнастика дыхательная после инсульта рекомендована к проведению сразу, как только больной приходит в сознание и может управлять мышцами лица.

Самое простое упражнение на первом этапе занятий – выдох сквозь сжатые губы или через трубку, опущенную в миску с водой. Поле того как пациент немного окрепнет, для улучшения дыхательной системы показано упражнение, заключающееся в надувании воздушного шарика. Эти нехитрые манипуляции позволяют инсультнику видеть и слышать результаты своей деятельности (увеличение объема шара, бульканье воды) и стимулируют его к дальнейшим действиям.

Основные принципы дыхательной гимнастики заключаются в осуществлении нескольких глубоких вдохов, задержке дыхания на несколько секунд, постепенном выдохе. Выполнять упражнения следует часто, однако между ними должен быть отдых. Пациенту противопоказано напрягаться при задержке дыхания, иначе у него появится головокружение, что негативно скажется на самочувствии.

Если больному разрешено сидеть, нужно следить, чтобы его спина была прямая – так воздух будет максимально расправлять легкие.

Восстановление после инсульта будет гораздо эффективнее, если при выполнении дыхательной гимнастики взять за основу методику Стрельниковой.

Упражнения в лежачем положении

Пока пациенту не разрешено вставать, он может выполнять упражнения после инсульта в положении лежа, которые ограничиваются движениями суставов рук и ног. Затем постепенно вводятся сгибания, разгибания, вращения, нарастает и амплитуда движений. Начинать нужно с малого, не стараясь выполнить программу «максимум»: 15 движений в каждом суставе 3-4 раза в день будет более чем достаточно.

Пассивный режим предполагает, что упражнения за больного будут делать другие люди, сгибая и разгибая ему конечности. При активном режиме гимнастику выполняет сам пациент с помощью здоровой руки. В качестве дополнительных приспособлений используется полотенце, которое вешается над кроватью, или резиновое кольцо.

При выполнении комплекса важно соблюдать последовательность и разрабатывать суставы от центра к периферии, например, упражнения для рук выполняются начиная от плеча к кисти.

Рекомендуемые упражнения для рук:

  • подъемы и опускания рук вдоль туловища;
  • сгибание и разгибание конечностей в локтевом суставе;
  • сжимание пальцев в кулак и разжимание;
  • вращение кулаками.

Нужно делать не более 20 раз за один подход.

Упражнения для ног:

  • сгибание и разгибание ног в коленях;
  • отведение конечностей в сторону, задействовав тазобедренный сустав;
  • подтягивание носков на себя и возвращение их в исходное состояние (упражнение «педаль»);
  • движение пальцев ног (сгибание, разгибание).

Количество повторений – 20 раз.

Для мышц туловища (при наличии физической возможности):

  • без отрыва от постели выполнять повороты тела перекатом;
  • приподнимание верхней части туловища, напрягая мышцы брюшного пресса;
  • подъем таза с помощью лопаток, затылка, стоп, локтей.

Выполнять не более 10 раз.

Также нуждаются в разработке следующие мышцы: мимические, глазные, шейные.

Упражнения в положении сидя

Когда врач разрешает пациенту садиться, в ЛФК после инсульта в домашних условиях включаются упражнения, выполняемые сидя. Они предназначены для укрепления рук, спины и подготавливают к ходьбе.

В комплекс входят:

  • вращения головой;
  • поднятия и опускания ног;
  • сгибания нижних конечностей;
  • подтягивания колен к груди;
  • махи ногами;
  • сидение на кровати с опущенными ногами, без опоры за спиной.

Данные упражнения следует выполнять 6-10 раз.

Восстановить мелкую моторику рук позволяют хватательные движения: перекладывание по одному или горстями зерен крупы (бобов, фасоли) из одной емкости в другую, сминание листов бумаги, кусочков ткани, складывание мелких предметов. Очень полезны на данном этапе различные развивающие игры (пирамидки, лото, мозаика).

Какие упражнения можно выполнять стоя

Пациенту, получившему разрешение стоять и передвигаться, следует разнообразить упражнения при инсульте и увеличить их количество. При этом зарядка должна начинаться с простого комплекса. Вначале он выполняется при помощи посторонних, затем – самостоятельно.

Желательно использовать тренажеры, однако стандартный набор упражнений после инсульта в домашних условиях можно делать с помощью вспомогательных средств. Обязательно иметь за спиной точку опоры, которой, за неимением специального станка, может послужить спинка кресла или кровати. Это нужно для того, чтобы неокрепший после тяжелой болезни исультник мог уверенно держать равновесие.

К простейшим видам упражнений ЛФК относятся:

  • махи конечностями;
  • повороты корпуса в стороны;
  • выпады с переносом тяжести на переднюю ногу;
  • перекатывания с носка на пятку;
  • приседания;
  • наклоны туловища в стороны;
  • вращения головой.

Постепенно интенсивность тренировок нарастает. Занятия включают в себя такие физические упражнения, как прыжки, прогибы, «боксирование» при развороте туловища, а также кратковременные прогулки пешком.

Вышеперечисленные упражнения при ишемическом инсульте или геморрагическом – неотъемлемая часть жизни пациента. Очень важно, чтобы у человека, перенесшего болезнь, не пропало желание вернуть утраченные функции, в том числе и навыки бытового самообслуживания. Лечебная гимнастика – лучший способ восстановиться после тяжелого недуга.

Лечебная физкультура после инсульта — этапы восстановления движений

Лечебная физкультура после инсульта имеет решающее значение для темпов восстановления движений человека. Alter-zdrav.ru расскажет об основных комплексах упражнений ЛФК в положении лежа, сидя и стоя. Они применяются как для профилактики постинсультных осложнений, так и для нормализации мышечного тонуса и силы, улучшения микроциркуляции и обменных процессов в тканях пациента.

В последнее время значительно участились случаи инсультов, среди которых примерно 70% приходится на ишемические ОНМК. Любой перенесенной инсульт – это катастрофа для организма, последствия которой зависят от локализации поражения, его типа, размеров патологического очага, своевременно оказанной медицинской помощи, а также от того применялась ли лечебная физкультура после инсульта и в каком объеме.

Восстановление начинается в первый же день после перенесенного инсульта. Сначала пациент борется за свою жизнь в реанимационном отделении, потом терапия и реабилитационные мероприятия после инсульта продолжаются в неврологическом стационаре.

После того, как основной (медикаментозный) этап лечения окончен, человек, который пережил инсульт, нуждается в восстановительном лечении и реабилитации, как медицинской, так и социальной.

Очень мощным и обязательным инструментом восстановления после инсульта является лечебная физкультура. Она назначается с первых дней после сосудистой катастрофы, сопровождает все этапы лечения инсульта и, по идее, должна выполняться на протяжении всей последующей жизни.

  1. Основная задача ЛФК после инсульта
  2. Начальный этап ЛФК
  3. Лечение положением
  4. Пассивные упражнения в лечебной физкультуре
  5. Дыхательная гимнастика
  6. Мысленные упражнения
  7. Лечебная физкультура в условиях постельного режима
  8. Лечебная физкультура в положении сидя
  9. Лечебная физкультура в положении стоя
  10. Как восстановить движения после инсульта

Основная задача ЛФК после инсульта

Лечебной гимнастике под силу то, чего не могут сделать даже самые современные медикаменты. После того, как весь резерв лечебных средств исчерпан, снизить неврологический дефицит, который остается после перенесенного инсульта, смогут регулярные физические упражнения.

Конечно, восстановить нейроны, которые умерли во время инсульта, уже невозможно. Но благодаря регулярным физическим усилиям удается повысить работу других нейронов головного мозга, что может обеспечить отличную компенсацию потерянных функций.

Видео-передача о восстановлении после инсульта:

Основные задачи ЛФК после инсульта:

  • профилактика осложнений длительной иммобилизации (пролежней, застойной пневмонии, прогрессирования застойной сердечной недостаточности, тромбоэмболических осложнений, атрофии мышечной массы);
  • улучшение мышечного тонуса и силы в группах мышц, которые находятся в состоянии пареза или паралича со сниженным тонусом;
  • снижение мышечного патологического тонуса в группах мышц, которые находятся в состоянии спастического пареза или паралича (с повышенным мышечным тонусом);
  • улучшение микроциркуляции и обменных процессов во всех тканях организма, что непременно сопровождает инсульт, особенно при длительном постельном режиме;
  • профилактика мышечных контрактур;
  • возобновление двигательной активности;
  • восстановление речевых функций организма;
  • налаживание работы внутренних органов;
  • восстановление тонких движений кистями рук (письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах).

Необходимо помнить! Хотя лечебная физкультура после инсульта является основным методом реабилитации пациента, но далеко не единственным. Наиболее эффективный результат будет в случае комбинации ЛФК, массажа, мануальной терапии, трудолечения, психологической и социальной адаптации.

Начальный этап ЛФК

Лечебная физкультура после инсульта должна начинаться постепенно, так сказать, решая проблемы по мере их поступления. Придерживаясь всех рекомендаций врача-реабилитолога и физиотерапевта, пациент, который поначалу и ногу поднять не мог, спустя некоторое время усердных тренировок вновь сможет начать ходить.

Важным этапом ЛФК является подготовительный период, когда активные движения противопоказаны, да и выполняться по состоянию здоровья, они не могут. Начальная лечебная гимнастика состоит из нескольких мероприятий:

  • правильное положение;
  • пассивные упражнения для разных групп мышц;
  • дыхательная гимнастика;
  • мысленные упражнения.

Специальные тренажеры для восстановления после инсульта значительно ускоряют процесс реабилитации и могут применяться с первых дней стабилизации состояния пациента.

Лечение положением

В первое время пациенту, перенесшему инсульт, приходится долго находиться в постели. В тяжелых случаях инсульта человек может остаться прикованным к кровати на всю последующую жизнь. Но, как правило, со временем часть двигательных функций возвращается, и человек начинает двигаться.

Читайте также:  Рисование песком в работе логопеда

В это время очень важным, как лечебным, так и профилактическим мероприятием является правильное положение тела в кровати. Данный вид ЛФК в первую очередь должны выполнять люди, которые ухаживают за лежачим больным. Именно от качества такого ухода и будет зависеть здоровье, а иногда и жизнь, пациента.

Лечение положением заключается в частой смене положения и правильной укладке тела. Это является профилактикой пролежней, пневмоний, а также постинсультных контрактур.

Дело в том, что при инсульте определенная группа мышц находится в состоянии гипертонуса и занимает пассивное положение, например, верхняя конечность сгибается в локтевом и лучезапястном суставе, прижимается к телу, пальцы сжимаются в кулак, парализованная нижняя конечность поворачивается наружу, стопа свисает. Если регулярно не придавать телу правильную укладку на спине и на здоровом боку, то со временем образуется мышечная контрактура, исправить которую уже не удастся.

Важно помнить! Точные рекомендации по приданию необходимого положения и регулярность его изменения должен дать врач-невролог, так как это напрямую зависит от вида неврологического дефицита.

Пассивные упражнения в лечебной физкультуре

Пассивные упражнения означают, что сгибание-разгибание конечностей проводится посторонним человеком, а не самим пациентом. Пассивная лечебная гимнастика должна назначаться как можно раньше, если позволяет состояние пациента, то с первых дней после инсульта.

Пассивная гимнастика должна проводиться по нарастающей. Сначала амплитуда движений в суставах небольшая, которую постепенно необходимо доводить до максимальной, но физиологической для данного сустава.

В каждом суставе должны проводиться 3 виды движений (в принципе, это зависит от типа сустава):

  • сгибание-разгибание;
  • ротация (круговые вращения);
  • приведение-отведение.

Число каждого вида движений в суставе необходимо постепенно доводить от 5 до 15. Разрабатывать необходимо в последовательности от центра к периферии. То есть сначала пассивную гимнастику после инсульта проводят в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах, мелких суставах кистей рук. Аналогично и на нижней конечности: тазобедренный, коленный, голеностопный, суставы стопы.

Комплекс пассивных упражнений после инсульта

Дыхательная гимнастика

Специальные дыхательные упражнения в рамках лечебной физкультуры позволят предупредить застойные явления в легочной ткани, а также инфекционные ее поражения, например, пневмонию. Также дыхательная гимнастика позволит насытить организм кислородом, что ускорит темпы восстановления.

Помогут в этом следующие упражнения:

  1. надувание воздушных шариков;
  2. выдох через трубочку в стакан с водой;
  3. глубокий вдох и медленный выдох через сомкнутые губы.

Мысленные упражнения

Это важный этап физической и психологической реабилитации. Дело в том, что все наши движении имеют мышечную память. Потому постоянное повторение команд для головного мозга, например, “я двигаю большим пальцем на руке”, потом сыграет свою роль и вам будет действительно легче сделать это. А еще такой прием задает цель для человека, что немало важно для процесса выздоровления.

Лечебная физкультура в условиях постельного режима

На данном этапе речь идет уже об активных упражнениях лечебной физкультуры, которые пациент выполняет самостоятельно после частичного возобновления при помощи выше описанных методик ЛФК и других методов реабилитационного лечения.

Комплекс упражнений ЛФК для верхних конечностей:

  1. сжимание кулака, повторить 10-20 раз;
  2. круговые движения в лучезапястных суставах при сжитых кулаках, повторить по 15 вращений в обе стороны;
  3. разгибание и сгибание рук в локтях, повторить по 20 раз;
  4. исходное положение – руки вдоль туловища, медленно поднимаем и опускаем их параллельно туловищу (работают плечевые суставы), повторить по 20 раз;
  5. и. п. то же, делаем махи руками в стороны, лежа на спине, повторяем по 20 раз.

Комплекс упражнений ЛФК для нижних конечностей:

  • делаем сгибательные и разгибательные движения пальцами ног, повторяем 20 раз;
  • подтягивание стоп вверх (на себя) и вниз (давим на педали), повторяем по 15 раз для каждой ноги;
  • сгибаем ноги в коленях, потом медленно возвращаем конечность в исходное положение, повторяем 15 раз;
  • медленно разводим ноги в согнутых тазобедренных суставах, возвращаемся в и. п., повторяем по 10 раз.

Комплекс упражнений ЛФК для мышц туловища:

  • медленно поворачиваемся в стороны из положения лежа на спине, повторяем по 10 раз;
  • упираясь на лопатки, затылок, локти и стопы приподнимаем таз над кроватью, повторяем 5 раз;
  • приподнимаем над постелью верхнюю часть туловища, повторяем 5 раз.

Важно помнить! Чем активнее и регулярнее вы будите выполнять упражнения в постели, тем быстрее сможете перейти к следующему этапу лечебной физкультуры, что на шаг приблизит вас к полному восстановлению и возобновлению нормальной жизни.

Лечебная физкультура в положении сидя

К данному этапу ЛФК, как правило, удается приступить на 3 неделе после инсульта. Но иногда пациенту удается занять сидячее положение и гораздо раньше.

Детские игрушки помогут пациентам после инсульта возобновить мелкую моторику кистей рук :

Примерный комплекс упражнений ЛФК из положения сидя:

  • Круговые движения головой и наклоны в шейном отделе, делаем по 10 раз в каждую сторону.
  • Сидение на кровати со спущенными ногами, без опоры под спиной. Длительность, как правило, определяется степенью усталости больного и достигает по началу 3-10 минут.
  • Пациент садится в кровати, хватаясь руками за поручни, делаем прогибающие движения спины, задерживаемся в данном положении на несколько секунд, потом медленно возвращаемся в и. п.
  • И. п. сидя на кровати, поочередно поднимаем ноги, отрывая их от постели на 30-40 см, повторяем по 10 раз.
  • И. п. полулежа (под спину подкладываем подушку). Медленно сгибаем одну ногу и подтягиваем ее к груди, обхватывая рукой. Потом возвращается в и. п. Повторяем по 5 раз для каждой конечности.
  • Выполняем комплекс движений хватательного вида для восстановления моторики пальцев рук.

Это только общий и примерный комплекс упражнений. В каждом случае требуется индивидуальный подход. Некоторым пациентам назначаются дополнительные упражнения для мышц глаза, возобновления речевых функций, для восстановления мелких движений рук и пр.

Лечебная физкультура в положении стоя

Данные упражнения начинаются с попыток пациента встать на ноги, сначала с посторонней помощью, потом и самостоятельно. При этом часто больные используют п риспособления для дополнительной опоры .

Очень хороший результат показывают упражнения при помощи специальных реабилитационных тренажеров под присмотром физиотерапевта в специализированных медицинских учреждениях (санаториях, реабилитационных центрах), но и в домашних условиях можно создать и выполнять комплекс простых, но эффективных упражнений.

В обязательном порядке на первых порах должны применяться приспособления для дополнительной опоры (ходунки, трости, костыли).

Примерный комплекс упражнений ЛФК из положения стоя:

  • Занимаем положение стоя, руки по швам, ноги на ширине плеч. Стоим в таком положении и пытаемся удержать равновесие.
  • Круговые движения головой в положении стоя.
  • Махи руками в стоячем положении.
  • Повороты и наклоны туловища.
  • Приседание.
  • Подъем и махи ногами.

Как восстановить движения после инсульта

После того, как пациент комфортно чувствует себя в положении стоя, можно расширять двигательный режим с помощью ежедневных пеших прогулок на свежем воздухе.

Поначалу ходить необходимо в сопровождении и с дополнительной опорой короткими дистанциями по 5-10 метров с передышками. Постепенно необходимо увеличивать дистанции прогулок и уменьшать длительность передышки, наращивать темпы ходьбы.

Но здесь очень важно не переусердствовать, ведь излишняя нагрузка в лечебной физкультуре может негативно сказаться на общем состоянии здоровья.

Инсульт: восстановление после приступа при помощи ЛФК

ЛФК после инсульта – хорошее средство, позволяющее успешно преодолеть последствия этого тяжелого заболевания.

Темпы выздоровления определяются типом поражения, его локализацией, масштабом отмирания клеток главного органа ЦНС, своевременностью получения квалифицированной помощи.

Свою лепту в процесс реабилитации вносит лечебная гимнастика после инсульта.

Польза двигательной активности

Движение – жизнь. Это прописная истина. Первоочередной задачей для перенесшего инсульт пациента является возобновление чувствительности конечностей, их способности выполнять различные движения.

Необходимо активизировать соответствующие процессы в головном мозге, а именно в клетках, примыкающих к очагу поражения. Для этого нужно «приучить» неактивные прежде клетки выполнять не свойственные им функции. Достижению этой цели способствует терапевтический комплекс физических упражнений. ЛФК принадлежит главенствующая роль в реабилитации пациентов, перенесших инсульт.

При отсутствии противопоказаний приступать к упражнениям можно на 5-е сутки после инсульта. Основными плюсами восстанавливающей гимнастики являются ее эффективность и доступность.

Предназначение ЛФК

ЛФК при инсульте позволяет предупредить возникновение осложнений, восстановить утерянные пациентом навыки и способность обслуживать себя самостоятельно.

Период вынужденной неподвижности, растягивающийся на долгий срок, приводит к тяжелым последствиям.

Благодаря специальной гимнастике удается предупредить:

  • пролежни (чаще всего поражается спина, ягодицы);
  • усугубление атрофических процессов в незадействованных мышцах;
  • спазм и гипертонус мышц при спастических параличах, парезах;
  • контрактуру конечностей (ограничение движений в суставах);
  • образование тромбов и эмболию;
  • развитие сердечной недостаточности;
  • застойную пневмонию.

Восстановительная гимнастика после инсульта благотворно воздействует на процессы микроциркуляции, обмена веществ. Эти функции нарушаются вследствие перенесенного инсульта.

Умеренные физические нагрузки позволят в будущем самостоятельно пользоваться канцелярскими принадлежностями, столовыми приборами и бытовой техникой. Кроме того, нормализуются важные физиологические процессы (мочеиспускание, дефекация), восстановится речь.

Как добиться положительной динамики

Хотя ЛФК укрепляет мышцы, основная цель этого реабилитационного метода – возвращение способности мозга посылать нервным окончаниям двигательные импульсы.

Успех процесса определяется следующими факторами:

  • сочетание с медикаментозной терапией;
  • незамедлительное начало тренировок (сразу после получения разрешения врача);
  • регулярность упражнений (выполняются ежедневно);
  • постепенное увеличение нагрузок;
  • прохождение полного курса реабилитации продолжительностью хотя бы полгода;
  • контроль состояния больного во время нагрузок (давление, частота пульса, дыхания);
  • большое значение имеет поощрение больного за его успехи.

На пути к восстановлению здоровья пострадавшему и членам его семьи придется преодолеть много препятствий. Понадобится проявить достаточно мужества, чтобы быстрее восстановить утраченные функции.

Подготовительные меры

Польза от ЛФК несомненна. В результате упражнений устраняется застой крови в пораженных конечностях, тренируется мышечная память.

Лечебная физкультура после инсульта и медикаментозные препараты действуют только в комплексе, а поодиночке они не очень эффективны.

Пока больной находится в стационаре, за ним ухаживают врачи. Но после выписки эта обязанность возлагается на родню.

Осваивайте азы посильной помощи ослабевшему родственнику, придерживайтесь следующих правил:

  • если последствием инсульта стал паралич, первые полмесяца мышцы удастся разминать лишь посредством грамотной смены положения тела;
  • периодически (раз в 2-3 часа) переворачивайте больного – это препятствует застою крови и появлению пролежней;
  • следующий этап – пассивные нагрузки, позволяющие расслабить мышцы (здесь понадобится помощь родственников или сиделки);
  • с момента возобновления элементарных двигательных навыков в парализованной части тела наступает черед активных занятий.

На первых порах больной может шевелить конечностями в кровати, позже – подниматься и выходить на медленные прогулки.

Успех восстановительной программы определяет ее регулярность. В день на это нужно отводить хотя бы 2-3 часа.

Интенсивность упражнений рассчитывается в индивидуальном порядке с учетом данных анамнеза.

Массаж

Чтобы подготовить парализованные конечности к ЛФК, их массируют. Следует знать общие правила проведения этой процедуры:

  • начинайте с разогрева кожи: круговыми движениями стимулируйте приток крови;
  • взяв руку больного, начинайте разминать кисть и переходите к плечу (ногу разрабатывайте аналогично – от стопы по направлению к бедрам);
  • на спину необходимо воздействовать чуть более резко – посредством пощипывания, мягкого постукивания;
  • на грудь нужно слегка надавливать, массируя ее по кругу от центра к бокам.

Пассивные нагрузки

Подготовив тело больного описанным выше способом, начинайте проводить пассивные упражнения. Рассмотрим базовые манипуляции, которыми должны овладеть родственники парализованного пациента.

Конечности больного следует сгибать и разгибать, когда он лежит на спине. Сгибаемая в суставе рука (нога) при разгибании должна скользить по матрасу. Так возвращается двигательная память.

Эффективны упражнения после инсульта с использованием бельевой резинки шириной 40 см. Она должна быть сшита в кольцо, соответствующее диаметру ног. Резинку надевают на конечности и перемещают ее вверх, поднимая при этом ноги или массируя их. Аналогичным образом тренируют руки.

Больной также может делать разминку самостоятельно, мотая или вращая неподвижно зафиксированной в петле ленты или полотенца конечностью.

Соблюдайте принцип систематичности. Любые упражнения ЛФК после инсульта должны проводиться от малого к большему. На первых порах достаточно заниматься дважды в сутки (каждый подход – по 40 минут), с 3-й недели нужно увеличить число подходов до трех.

Мозговая физкультура

За движение конечностей отвечает мышечная память, поэтому нужно мысленно заставлять их шевелиться. Активизируя клетки главного органа ЦНС, следует повторять команду много раз.

Необходимо визуализировать приказ и проговаривать его вслух, например, как вы шевелите пальцем и осуществляете подобные манипуляции. Можно повторять команды, проговариваемые родственниками. Такая методика внушения имеет еще одно преимущество – она позволяет добиться восстановления речевого аппарата.

Упражнения сидя

После того как пройдет примерно полмесяца с начала реабилитации, можно начинать делать сидячую гимнастику.

Начинайте двигать глазами в стороны, по диагонали. Поочередно открывайте и закрывайте веки. Это позволит восстановить мышечную память, привести в порядок артериальное давление.

Чтобы снять мышечное напряжение, завершайте глазные процедуры сильным зажмуриванием и открыванием век. Повторяйте упражнение 10 раз, можно 15.

Затем наступает черед вращений головой, тренировки мышц шеи. Действуйте плавно, в невысоком темпе, повторяйте определенный прием 6-8 раз для каждой стороны.

Если последствием инсульта стал односторонний паралич, нужно пытаться делать симметричные движения обеими руками. Так, лежа на спине, можно поднять руки вверх и повращать кистями.

Моторику пальцев отлично восстанавливают хватательные движения. Полезно сжимать эспандеры разной степени плотности.

Ступни также нужно тренировать не поодиночке, а вместе: вытягивайте пальцы ног вперед и тяните обратно к себе.

Постепенно осваивайте более амплитудные движения: приподнимайте конечности, используя в качестве подсобных механизмов ремень и спинку кровати. Начинайте с 3-4 раз. Сидя на кровати, сводите лопатки; число повторов – 5-6.

ЛФК стоя

В вертикальном положении зарядка может проходить куда более вариативно. Но зачастую выбирается базовая ЛФК при инсульте.

Во-первых, прямая стойка: руки находятся вдоль тела, носки ног – параллельно плечам. На вдохе поднять верхние конечности, опустить на выдохе, описывая круговую траекторию. Сделать 4-6 раз.

Широко расставьте ноги, плавно поворачивайте корпус. Делайте это на выдохе. В обе стороны нужно скручивать торс по 5 раз.

На выдохе проводятся и приседания. Выполняйте их без отрыва пяток. Вытяните руки под прямым углом относительно тела. Опустившись, вдохните. На втором выдохе поднимитесь. Делая по 4-8 повторов, вы разомнете мышцы ног.

Также необходимо практиковать наклоны, поставив ступни параллельно плечам. Руки сомкните на поясе. На выдохе сгибайте корпус влево или вправо, вытягивая противоположную руку вверх.

Выполнение махов в сторону позволяет хорошо разработать и верхние, и нижние конечности. Одну руку нужно вытянуть, а второй — опираться на удобную поверхность.

Амплитуда движений должна быть небольшая. Задерживать дыхание нельзя. Достаточно 7-8 движений для каждой ноги.

Чтобы размять суставы, становитесь на носки, вращайте голеностопом или кистью, смыкайте ладони за спиной.

Пешие прогулки и бег

Когда пациент начнет уверенно стоять на ногах, физическую активность можно увеличить с помощью моциона под открытым небом. Ходьба – обязательная составляющая ЛФК после инсульта.

Пациенту рекомендуется ежедневно дышать свежим воздухом. Для того чтобы обеспечить одновременную нагрузку для ног, рук и сердца, рекомендуется вооружиться лыжными палками. Их удобно использовать и в качестве опоры. Но сначала идущего на поправку пациента должен сопровождать родственник, поддерживая под локоть парализованную руку.

Останавливайтесь передохнуть через каждые 15-20 секунд. За раз преодолевайте умеренные дистанции (5-10 м). Затем интервалы можно удлинить, дистанции прогулок – увеличить, темпы ходьбы – нарастить. Делайте это постепенно.

На последних этапах реабилитации в комплекс упражнений при инсульте включают бег трусцой, что позволит разогнать кровь, умеренно нагрузить сердце и разные группы мышц. Следите за состоянием здоровья. Нагружайте себя строго в соответствии с предложенной врачом программой.

Не гонитесь за рекордами, ослабленный организм должен отдыхать. ЛФК-комплекс при инсульте нужно будет проводить еще по меньшей мере 3 года. Во избежание повторного приступа поддерживайте хорошую физическую форму и дальше. А вот о вредных привычках нужно забыть.

Тренировка дыхания

Дыхательные упражнения при инсульте позволят предотвратить отечность тканей легких, избежать воспаления этого органа вследствие инфекционного поражения. Дыхательная гимнастика после инсульта – хорошее терапевтическое средство. Клетки получают живительный кислород. Как следствие, ускоряются темпы реабилитации.

Быстрее восстановиться помогут такие приемы:

  • надувание детских шариков;
  • выдыхание воздуха через трубочку в чашку с жидкостью;
  • медленный глубокий выдох с сомкнутыми губами.

Итак, человек, перенесший нарушение мозгового кровообращения, должен полюбить посильные физические упражнения. Реабилитация после инсульта, если она проведена грамотно, станет залогом хорошего самочувствия.

Врач участковый терапевт, внештатный районный нефролог, заведующий дневным стационаром Богородчанской ЦРБ.

Образование

Ивано-Франковский медицинский институт
Лечебный факультет, лечебное дело, Ивано-Франковск
Высшее специальное, с 09.1984 по 06.1990

Ссылка на основную публикацию