Семинар-практикум для педагогов Организация и планирование занятий по звукопроизношению и обучению грамоте

Семинар – практикум «Единые подходы в проведении занятий по обучению грамоте»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Солнышко» города Новоалтайска Алтайского края

« Единые подходы в проведении занятий по обучению грамоте»

Семинар для воспитателей: «Единые подходы в проведении занятий по обучению грамоте»

В связи с имеющимися многочисленными разработками и программами по обучению грамоте в детском саду возникает необходимость в обозначении единого алгоритма содержания таких занятий, что будет составлять основу единства требований дошкольного и начального школьного образования

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа. В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении. В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно, чтобы ребёнок:

    не пропускал буквы, не смешивал их при написании; умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы; под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.

Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

    Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров); Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов ( подготовительный и основной, состоящий из добуквенного периода и буквенного)

На данном этапе проводится работа над умением слышать и выделять неречевые звуки. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие “звук”.

    сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен – маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)

Предлагаемые игры: “Узнай, что звучит?”, “Где звучит колокольчик?”, “Покажи картинку”, “Громко – тихо”, “Кто сказал?”:

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:

Уместно и целесообразно использовать игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы “Овощи” мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец:

И в соответствии с этим можно применить следующие дидактические пособия:

    паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов; гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин; домино: количество точек соответствует количеству слогов и т. д.

Основной этап. Знакомство со звуками речи (добуквенный период)

Перед тем, как начать детей знакомить с гласными и согласными звуками, даётся понятие вообще о слове( бывают слова-предметы, отвечающие на вопросы: кто это? что это?, т. е.мы выделяем живые и неживые предметы. Затем переходим к словам-признакам, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какие? Также знакомим с понятием: слова-действия и учим задавать вопросы к ним: Что делает? что делают? что сделал? что сделала? и т. д.)

Далее непосредственно переходим к звукам речи, объясняя детям, что слова состоят из звуков. Сначала привлекаем внимание детей к гласным звукам Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета).

Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

    “Немые звуки”: показываем артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот. “Фотография звука”: произносим звук, дети показывают карточку-символ и наоборот; “Припоминание слов на заданный звук” (гласный звук должен быть под ударением – окна, но не окно, ослик, но не осёл): “Разложи картинки”: подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине – на звук [и].

Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ :

    Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа); Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас); Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис); Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

    Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом); Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова; В середине слова.

Мы предлагаем следующие пособия:

1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище – на середину, а хвост – на конец слова.

Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.

2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.

3. Светофоры. Красный цвет – начало слова, зеленый – конец, желтый – середина.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: “Что случилось с девочкой?”, ” Что она кричит?”. Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность.

Знакомство с согласными звуками.

Рекомендуется начинать со звуков [м], [н], потому что:

    Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие. Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать. Далее звук выделяется среди других звуков, в слогах, словах, во фразовой речи.

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].

Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по – настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков ) Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком – если горлышко “гудит”, значит, звук звонкий, если нет – глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием – во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех – твердый, облачко – мягкий, колокольчик – звонкий звук, перечеркнутый колокольчик – глухой.

Далее находим звук среди других звуков: а, о, т, к, м,….Затем в слогах: та, но, мА……В словах: танк, рак, мак, сон

На этом этапе работы над согласными звуками знакомим детей с условным цветовым обозначением согласных звуков : синим цветом – согласные твёрдые звуки; зелёным – согласные мягкие звуки.

Даём понятие о йотированных звуках (я, ю, е, ё). Эти звуки подчинены определённым правилам при работе над звуковыми схемами. (е= Й+Э; я =й+а….)

Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать:

    с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:); прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:); односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:); двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:); односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..); двусложные со стечением (скала:); трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).

Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (появляется картинка зима). Символ слова – это полоска, слоги – короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога.

Существует много приемов работы со схемой слова:

– назвать количество слогов(отхлопать, отстучать ритмично, назвать каждый слог)

    назвать количество звуков в слове; назвать звуки по порядку; сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по порядку; сколько согласных; какие они? выкладываем или зарисовываем слого-звуковую схему слова зима (показ)

В этом же периоде ведётся работа над слоговыми схемами слов и схемами предложений (дети разными способами определяют количество слогов в словах и количество слов в предложениях, обозначая их полосками схематично):

-«Отхлопай и обозначь верно»

– «Как слова дружат?» (предложение) и т. п.

На этом этапе условного обозначения слогов и схем предложений целесообразно не использовать определенный цвет (чёрный, оранжевый и т. д.), чтобы у детей не сломать стереотип общепринятого отображения цветов (красный, синий, зелёный)

Знакомство с буквами (буквенный период)

В подготовительной группе изучаются более сложные в произносительном плане звуки (ш, ж, ч, щ, р и так далее). Подбор слов осуществляется уже не только по принципу наличия – отсутствия звука, а с учетом позиции звука в слове, количества в слове слогов. Большое внимание уделяется тонким акустическим дифференцировкам (звонкие – глухие, свистящие – шипящие, аффрикаты и их составляющие звуки).

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. Говорим детям, что буква – это обозначение звука. Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем. Букву произносим как звук. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с – сыр, т – труба, я – яблоко).

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стихотворение для запоминания образа буквы.

Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стихотворение:

Села мышка в уголок,
Съела сыра кусок.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!

    Написать букву в воздухе, на столе; Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек; Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы; Выполнить из бумаги методом отрыва образ буквы; Получить в подарок букву; Угостить фигурным печеньем в виде буквы; Вылепить из пластилина, теста; Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета: Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Порядок подачи букв (звук-буква)- вставить слайд

Работа по звуко-буквенному анализу слова – это основа обучения грамоте. Так как звуко-буквенный анализ предполагает обозначение буквой слышимого звука, выделенного из звукового потока, поэтому это строится на четком представлении ребенком звуковой структуры слова.

Для детей с отставанием в развитии звуковой стороны речи и отсутствием готовности к анализу звукового состава речи разработана особая система подготовки к обучению грамоте –это то что обучение грамоте проводится исключительно на материале звуков, правильно произносимых всеми детьми, т. е последовательность изучения звуков и букв проходит в соот­ветствии с формированием звуков в онтогенезе и предполагает уже с третьего занятия чтение слогов (АУ, АП)

На всех этапах букварного периода обучения упражнения направленные на анализ звуко-слогового состава слов, предваряют упражнения с буквами. Постоянная связь звука и буквы в дальнейшем поможет детям в овладении письмом. При ознакомлении с буквой необходимо учитывать все варианты соотнесения звука и буквы (звук Ш – Буква Ш, звуки М, Мь – Буква М)

Знакомство с буквой, соотнесение ее со звуком с последующим звуковым анализом и синтезом предлагаем в следующих сочетаниях:

— сочетание из двух букв, обозначающих гласные звуки; (АУ, ИА)

— сочетание гласного с согласным в обратном слоге; (АМ, ОП)

— сочетание согласного с гласным в прямом слоге; (НА, ТЫ)

— односложные слова по типу согласный, гласный, согласный; (МАК)

— двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов; (МАМА, НАТАША)

— двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов; КОШКА

— двухсложные слова со стечением согласных; ФАНТИК

— трехсложные со стечением согласных; ФАБРИКА

— простое двусоставное предложение без предлога; МОЙ ЗАЙКА.

— простое предложение из 3-4 слов без предлога; ЭТО МОЙ КОТ.

— простое предложение из 3-4 слов с предлогом; У КУСТА ЗАЙКА,

Обучение необходимо вести с учетом принципа поэтапности и последовательности (от простого к сложно­му, от звука к букве и т. д.). Количество заданий в занятии колеблет­ся в зависимости от количества пройденных звуков и букв.

В занятие включаются следующие задания:

1) называние слов с изучаемым звуком;

2) определение позиции данного звука в словах;

3) знакомство с буквой посредством художественного слова;

4) закрепление зрительного образа буквы путем выкладывания ее из счетных палочек, веревочек, цепочек, палочек и т. п.;

5) печатание буквы (слогов, слов, предложений);

6) звукобуквенный анализ слов с выкладыванием схем и с после­дующей заменой фишек уже знакомыми буквами;

7) подбор слов к предложенным схемам с частично вписанными буквами;

8) упражнение на преобразование слов путем замены одной буквы;

9) составление и печатание слов с данным слогом;

10) составление и печатание слов из разрозненных слогов;

11) дописывание элементов букв, «зашумленные» буквы, ребусы.

Алгоритм звукового разбора слова

1. Произнеси и послушай слово.
2. Найди ударный слог, (можно предложить позвать слово), а затем скажи слово по слогам.
3. Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук условным значком.
5. Протяни (выдели) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. И так далее до конца слова.
6. БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ

гласные звуки могут быть ударными и безударными. важно помнить Правило: «сколько в слове гласных – столько и слогов»

Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие “открытия” для себя и с радостью идет на каждое занятие.

Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.

, Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001.

Семинар – практикум для воспитателей «Особенности ООД по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников в ДОУ»

МКДОУ Кочковский детский сад «Солнышко» Новосибирская область
Подготовила учитель-логопед Сидоревич Т.Ф.
Дата создания: 2015
Семинар – практикум для воспитателей
Особенности ООД по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников в ДОУ

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросе подготовки детей к обучению грамоте.
Задачи:
определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;
систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;
уточнить и систематизировать знания педагогов в методике проведения занятий по обучению детей грамоте.
Оборудование: картинки для названия команд, бумага, ручка, фломастеры, символы звуков для звукового анализа, презентация – викторина «Играйка-грамотейка»

План семинара-практикума:
Организационный момент.
Организация занятий по подготовке обучению грамоты в ДОУ: цели и задачи.
Содержание ООД по подготовке к обучению грамоты
Практическая часть: викторина «Играйка-грамотейка»
Итог семинара
1. Организационный момент. Предлагается педагогам взять картинки найти на столах такие же, таким образом занять свои места. Вписать в маленькие клеточки названия первых звуков и зачитать названия команд.
2.Организация занятий по подготовке обучению грамоты в ДОУ: цели и задачи.
На протяжении не одного десятка лет многих педагогов и родителей волнует вопрос: учить или не учить дошкольников грамоте? Известный российский психолог Р. С. Немов настаивает на том, что научение детей грамоте можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст и сделать обязанностью дошкольного обучения. Что же такое грамота? Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Проблема обучения детей грамоте в детских садах России не является новой. На протяжении многих лет разрабатывались и изменялись направления работы по обучению грамоты: в одно время раздел «Обучение грамоте» был включен в «Программу воспитания в детском саду», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите, затем в программе осталась только подготовка к обучению грамоте.
Исследования позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству.
ФГОС определяет в образовательной области «Речевое развитие» одним из направлений «формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Таким образом, подготовка к обучению грамоте остается одной из главных задач дошкольного образования. В целевых ориентирах указывается на то, что ребенок на этапе завершения дошкольного детства « достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».
Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:
– знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
– знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
– знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
– научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
– научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
– научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
– научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия (Осенний калейдоскоп)

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дискексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом.
3 Содержание ООД по подготовке к обучению грамоты.
Содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления:
– развитие связной речи,
– подготовка к обучению чтению,
– подготовка к обучению письму.
Эти направления должны стать обязательными структурными компонентами занятий. Занятия по подготовки к обучению грамоте, возможно, проводить как часть комплексного или комбинированного занятия, а также в виде интегрированной образовательной деятельности. Для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте созданы разные методические пособия (РД. Тригер и Е.В.Владимирова, О.М.Ельцова, Т.В.Пятница и т.д.).
На сегодняшнем семинаре предлагаю более подробно обсудить подготовку к обучению чтению т.к. главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, потому что процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
Что же такое звуковой анализ? (Ответы педагогов)
Под звуковым анализом понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.
Звуковой анализ «должен дать ребенку ориентацию в звуковой системе, без которой невозможно сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то есть невозможно научить читать» (Эльконин Д.Б.).
Работа по звуковому и слоговому анализу начинает активно проводиться уже в старшей группе Для того чтобы произвести звуковой анализ необходимо ребенка учить интонационному выделению звука в слове: воспитатель дает образец и произносит последовательно слово, выделяя голосом каждый звук. Но дети не смогут овладеть звуковым анализом, только произнося слово вслух, поэтому слово показываем в предметном плане, представив его звуковую структуру в виде модели. Ребенок фиксирует и обозначает каждый звук в слове фишкой. По мере того как ребенок знакомится с характеристиками звуков: гласными и согласными, твердыми и мягкими, появляется полная и правильная звуковая модель слова. Когда выделены все звуки, воспитатель предлагает «прочитать» слово по указке. Этот навык отрабатывается на многих занятиях, на разных словах: сначала это односложные слова из трех звуков, затем из четырех, затем слова из двух слогов и т .д.. Как указывает Эльконин Д.Б., можно считать формирование действия законченным, когда ребенок может произвести звуковой анализ слова в уме, определив последовательность фонем.
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:
(определить последовательность работы по звуковому анализу: назвать цифры по порядку)
Произнеси слово и послушай его.
Произнеси слово по слогам.
Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
Обозначь выделенный звук фишкой.
Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.
Третий звук и т.д.
Прочитай по фишкам слово целиком.
Ответь на вопросы:
– сколько всего звуков в слове?
– сколько гласных?
– сколько слогов?
– сколько согласных?
Эффективным методом работы над звуковым анализом является метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
В подготовительной группе помимо работы со звуками дети знакомятся с буквами. На следующем слайде вы видите демонстрационный материал, который можно предложить детям: здесь наглядно представлены характеристики звуков и их буквы.
4.Практическая часть. Викторина «Играйка – грамотейка».
5. Итог семинара. Рефлексия. Насколько вам полезны были материалы занятия? Оставьте мне свои ладошки с комментариями и пожеланиями.

С З Ц

Ш Ж

Ч Щ

  • Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]. И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;
  • не учитываются правила орфоэпии (классическое правильное произношение слов; принятые правила произношения звуков и сочетаний звуков в словах):

По этим правилам мы знаем, что

– звонкие согласные на конце слова оглушаются ЗУБ – [ЗУП], таз – «тас», снег – «снек»,

глухие согласные в середине слова могут озвончаться просьба – «прозьба»,

-мягкий согласный может смягчать предыдущий твердый согласный ветви- «ветьви»

– удвоенная согласная буква обозначает один звук: шоссе, Анна.

– гласные звуки в предударной позиции произносятся по-другому КОМОК – [КАМОК], огурец- «агурец», шестой – «шистой», петух – «питух»

Вывод: речевой материал для звукового анализа необходимо подбирать так, чтобы его произношение совпадало с написанием (памятка «Слова для звукового анализа»):

прямые и обратные слоги (АМ, ПА)

трехбуквенные односложные слова (СОК, СУК)

двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ.)

трехсложные (МАЛИНА) слова,

слова со стечением согласных (СТУК, САНКИ, ВОЛК)

Допуская эти ошибки, у детей при обучении грамоте могут возникнуть противоречия, что в последствии приведет к нарушению письма и чтения.

Таким образом, при обучении детей грамоте, педагоги должны иметь соответствующие знания. Предлагаю выполнить экспресс-тест «Поверь себя» (приложение № 1):

3. РАБОТА В МИКРОГРУППАХ

1) «В игру играем, фонематические процессы развиваем»

(проводит микрогруппа со всеми педагогами)

Проводит учитель-логопед: Д/и «Живые звуки» (на слух)

Цель: формировать умение синтезировать отдельные звуки в слово.

Ход игры: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится.

– О.А. становишься первым звуком слова «Мышь».

– Е.Б. превращаешься в последний звук, слова «колесО».

– Г.Ю. ты третий звук слова «коСа».

-Н.Н. второй звук слова «сТол» (слово: МОСТ)

– К.А. становишься последним звуком слова «меЛь».

– М.И. главный звук «И»

-О.В. превращаешься в третий звук, слова «миСка».

– С.Б. ты первый звук слова «Ток» (слово: ЛИСТ)

Дети-звуки называют каждый свой звук. Остальные – догадываются, какое слово получилось.

2) Презентация учителя-логопеда авторской игры «Звуковой коврик» (приложение № 2)

Практическое упражнение: выкладываем коврик со словами, в которых звук «О» стоит в начале слова

Давайте проверим себя.

омут

овцы

озеро

осень

Оля

овощи

остров

ослик

3) «Раскрась схему слова» (приложение № 3)

По одной схеме на педагога, затем проверяем.

4) «Найди ошибки» (приложение № 4)

Очень часто мы используем готовые пособия и наглядные материалы, иногда скачиваем из Интернета. К сожалению, очень часто этот материал выполнен или оформлен методически не грамотно. Предлагаю вам найти ошибки, и объяснить их:

– распечатанные задания из интернета для изучения звуков, букв;

– ошибки в звуковой схеме;

– кубики, фишки, при обозначении символов букв;

Вывод: рассмотрим советы:

  • не брать изучение букв в обязательном порядке в старшей группе;
  • не брать йотированные гласные, Ь, Ъ в старшей группе, в подготовительной изучают в конце года;

У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы.

4. «СОСТАВЛЯЕМ КОНСПЕКТ НОД» (ПРАКТИКУМ)

Каждой микрогруппе даётся по 1 листу с перечнем структурных элементов НОД. Необходимо выбрать те, которые относятся только к грамоте, подойдут к теме, и выстроить их логически, можно дописать свое. У вас получится мини конспект (приложение № 5)

1 вариант, тема (старш.гр.) «Звук Т», лексическая тема

2 вариант, тема (подг.гр.) «Звуки Ш-Ж», лексическая тема

Основные структурные элементы представлены на СЛАЙДЕ

1) Оргмомент (сюрпризный момент, отгадывание загадки, блиц-опрос, д/и)

2) Сообщение темы НОД через обыгрывание звука:

– отгадай загадку, назови 1-й (последний звук)

– какой общий звук в словах

А) изолированное произношение звука

Б) анализ артикуляции звука (подводим к характеристике звука – гласный/согласный)

5) Развитие фонематического слуха, восприятия:

– хлопни в ладоши, если услышишь…

– возьми фишку, если…

– придумай слово со звуком…

– где находится звук в словах

6) Звуковой анализ:

-интонационное выделение каждого звука,

-назови 1-й звук, почему гласный/согласный и т.д.

-сколько звуков в слове, гласных, согласных, твердых согласных, мягких согласных

-сколько слогов, как проверить

7) Знакомство с буквой (по следам звукового анализа)

Какие задания можно предложить на закрепление зрительного образа буквы?

– выкладывание из палочек, шнурка

– рисование в воздухе

– нахождение правильно изображенной буквы

– узнавание букв наложенных друг на друга

8) Д/И на развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи.

5. ОФОРМЛЕНИЕ И ПОПОЛНЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ.

Чем можно поделиться с другими (игры, электронная библиотека).

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир родного языка: игры-занятия, развлечения, инсценировки, викторины по развитию речи дошкольников. – М., 2008.
  • Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2010.
  • Дербина А.И., Кыласова Л.Е. Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет. – Волгоград: «Учитель», 2016.
  • Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М., 2014.
  • Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушением речи. Конспекты занятий. – М., 2009.
  • Новоторцева Н.В.Развитие речи детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
  • Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 109, [2] с. : ил. — (Сердце отдаю детям).
  • Ушакова О.С. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников. – М., 2014.
  • Юрчишина В.Д. Вижу, читаю, пишу. Конспекты занятий по обучению грамоте дошкольников подготовительной группы ДОУ. – М., 2012.

Приложение №1

Экспресс-тест «Поверь себя»:

  • На какие две большие группы делятся все звуки русского языка?
  • Чем отличаются гласные от согласных?
  • Каким цветовым символом принято обозначать гласные звуки? (выбрать)

Свой ответ ________________________________________________

Красным, синим, зеленым, желтым, белым

4. На какие группы делятся согласные?

Свой ответ ________________________________________________

  • Каким цветовым символом принято обозначать твердые согласные звуки? (выбрать)
  • Каким цветовым символом принято обозначать мягкие согласные звуки? (выбрать)
  • Какие звуки всегда твердые?
  • Какие звуки всегда мягкие?
  • Чем отличается звук от буквы?

Красным, синим, зеленым, желтым, белым

Красным, синим, зеленым, желтым, белым

Ш, Ж, Ц Й, Щ, Ч Р, Л, М

Ш, Ж, Ц Й, Щ, Ч Р, Л, М

10. Е, Ё, Ю, Я – это йотированные буквы или звуки?

Приложение № 2

Презентация учителя-логопеда авторской игры «Звуковой коврик»

Существует большое разнообразие приемов и способов работы в данном направлении. Хочу поделиться с вами игрой, которую модифицировала для своей коррекционной работы. Игра называется «Звуковой коврик», она была уже апробированы в течение 3-х лет.

Игра представляет собой игровое поле, разделенное на 16 квадратов и набор фишек (3-х цветов -фишки синего, зеленого, красного цвета).

Принцип игры строится на наличии или отсутствии заданного параметра. Данный параметр обозначаем фишкой.

Педагог объясняет детям, что игровое поле – это коврик, на котором мы будем выкладывать узор. Коврик состоит из клеточек, каждая клеточка обозначает слово. Узор будем выкладывать фишками, которые обозначают звуки. Для каждого звука своя фишка (красная – гласный, синяя – твердый согласный, зеленая – мягкий согласный звук).

Простой вариант игры:

Например, если в слове имеется данный звук, то на клеточку кладем фишку. Напоминаем, что если в слове звука нет – пропускаем клеточку. Также следует обратить внимание детей о необходимости следить пальцем по клеточкам, чтобы не пропустить слово. Обращаем внимание детей, что выкладываем фишки с 1-й клеточки 1-го ряда, когда ряд заканчивается – возвращаемся на начало следующего ряда.

В первый раз играем с детьми вместе, разбирая каждое слово, интонационно выделяя заданный звук. У каждого ребенка индивидуальный коврик, у педагога демонстрационный на доске. Обычно после 2-3–х совместных игр со взрослым, дети запоминают правила и справляются самостоятельно. В дальнейшем после игры проверяем ошибки, совместно разбирая их на доске.

«Звуковой коврик» можно использовать при автоматизации и дифференциации звуков. При дифференциации звуков используем одновременно фишки двух цветов, например при различении звуков «Ц-Ч» берутся синие и зеленые фишки.

Можно слова подобрать так, чтобы на коврике получился определенный узор: буква, геометрическая фигура.

В качестве фишек можно применять различные мелкие предметы: ракушки, морская галька, камушки марблс, пуговицы, бусины; буквы.

Варианты заданий могут быть разными:

  • Отмечать фишкой наличие заданного звука в слове,
  • Отмечать фишкой слова, которые начинаются с (гласного зв.)
  • Отмечаем фишкой короткие слова,
  • Отмечаем фишкой слова с 3 звуками,

Отмечать фишкой слова со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец слова)

Различаем парные твердые-мягкие звуки и т.д.

Практическое упражнение:

выкладываем коврик со словами, в которых звук «о» стоит в начале слова

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Учитель – логопед Каплина Т.В. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемДиана Шумаркина

Похожие презентации

Презентация на тему: ” СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Учитель – логопед Каплина Т.В.” — Транскрипт:

1 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Учитель – логопед Каплина Т.В.

2 * Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.

3 * во-первых, обучение грамоте опирается на живую речь учащихся, на уже имеющийся речевой навык, включает в себя систему мер по развитию речи учащихся; * во-вторых, за основу обучения грамоте берется звук; отсюда огромное внимание выделению звуков, звуковому анализу и синтезу, артикулированию звуков, развитию фонематического слуха у детей; * в-третьих, в качестве единицы чтения берется слог; отсюда большое внимание к слоговой работе: чтение слогов, слоговые таблицы и пр.

4 Развитая слуховая функция (включая возможность четкой слуховой дифференциации акустически близких звуков, а также начальные формы звукового анализа и синтеза слов). Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений. Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью). Развитая тонкая ручная моторика. Предпосылки, сформированные у дошкольников и необходимые для успешного овладения письменной речью:

6 При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме наблюдается замена букв, обозначающих звонкие звуки, на глухие – оглушение и наоборот озвончение (бочка- почка, зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых на мягкие и наоборот (дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов).

7 1) Звонких – глухих (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В, С-З, Ш-Ж); 2) Мягких – твердых (Б-БЬ, В-ВЬ, Г-ГЬ, Д-ДЬ, З-ЗЬ, К-КЬ, Л-ЛЬ, М-МЬ, Н-НЬ, П-ПЬ, Р-РЬ, С-СЬ, Т-ТЬ, Ф-ФЬ, Х-ХЬ); 3) Свистящих (С, З, Ц) – шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ). Нередки замены и внутри групп свистящих и шипящих звуков; 4) Сонорных согласных (Р,РЬ, – Л, ЛЬ) и Й.

Читайте также:  Игровые пособия и игры для проведения артикуляционной гимнастики

8 Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха – научить ребенка слушать и слышать. Элементарные формы фонематического анализа (выделение звука на фоне слова) появляются у ребенка дошкольного возраста спонтанно. Самой сложной формой фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим) дети дошкольного возраста овладевают только в процессе специального обучения.

9 Развитие слухового внимания и памяти. Развитие простых форм фонематического анализа. Развитие сложных форм фонематического анализа. Развитие фонематического синтеза. Развитие фонематических представлений. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

10 * Отгадай, что звучит. Нужно показать детям, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки за ширмой. А дети должны постараться угадать, какой предмет издает такой звук. * Солнце или дождик. Воспитатель рассказывает детям, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем он говорит, что пошел дождь (при этом ударяет в бубен и просит детей подбежать к нему – спрятаться от дождя). Педагог объясняет детям, что нужно внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться». Такие подвижные игры можно проводить на прогулке.

11 Разговор шепотом. Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить ребенка принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко. Слышим звон и знаем, где он. Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление. Взрослый или детеныш? Имитируя голоса животных, одно и то же звукоподражание (например, МЯУ) произносите в разной последовательности то более низким, то более высоким («тоненьким») голосом. Дети определяют, кошке или котенку принадлежит этот голос. То же самое с голосами других животных. Это задание рассчитано на различение звуков по высоте.

12 Узнай по голосу. Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим. Затем игра усложняется: дети уже зовут водящего не по имени, а произносят одно и то же слово «ау!», а водящий отгадывает, кто это сказал. И последний, наиболее сложный вариант состоит в том, что водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет. Три медеведя. Детям показывают картинку с изображением трех медведей – большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сокращенный вариант сказки о трех медведях, воспитатель произносит по ходу рассказа реплики и соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой медведь мог так сказать.

13 Чей голосок? Водящий становится к детям спиной, а все ребята хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим. Мы немножко поиграем, Как ты слушаешь, узнаем. Постарайся, отгадай, Кто позвал тебя, узнай! (Имя водящего.) Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, Закричала: «Ква-ква-ква!» К нам кукушка в огород Залетела и поет. А ты, (Витя), не зевай, Кто кукует, отгадай! «Ку-ку! Ку-ку!»

14 * Не ошибись. Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: «Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…». Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.

15 Поставь по порядку. На доске в ряд размещаются картинки, названия которых звучат похоже: ком, дом, сом, рак, мак, бак, лук, сук, коза, коса, лужи, лыжи. Затем слова произносятся в определенной последовательности по 3 – 4, а дети должны отобрать картинки и расставить их в порядке произнесения. Доскажи словечко. Много платьев, много хруста. Как зовут ее? …Капуста. Белые шапки надели дома, Холодно им – наступила …зима.

16 Рифмы. Ведущий задает слово, а дети придумывают рифмы, как можно больше. Найди пару. Детям предлагаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак – рак, майка – гайка, ложка – кошка, лук – жук, клетка – ветка, печка – речка…

18 В скороговорках не ошибаются. Отработка четкости артикуляции. Каждая команда получает от ведущего скороговорку. Дети репетируют шепотом, упражняясь в правильном ее произношении. Затем из каждой команды по очереди выходят играющие и произносят свою скороговорку. Правильное, четкое, грамотное произнесение оценивается баллами. Выигрывает та команда, которая набрала большее количество очков. Примерный материал. Ткет ткач ткани на платок Тане. Мама мылом мыла Милу, не любила мыло Мила. Очень часто блюдца у Танечки бьются. Лара у Вали играет на рояле. У ежа ежата, у ужа ужата. У Сени и Сани в сетях сом с усами. На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка.

19 Начинать работу по различению фонем родного языка следует с дифференциации гласных звуков. Подними картинку. Предварительно дети знакомятся с гласными звуками и их звучание соотносится со звуком окружающего мира: « А» – девочка плачет, «У» – поезд гудит, «И» – птичка поет. У детей картинки с изображением поезда, девочки и птички. Воспитатель попеременно произносит звуки, а дети поднимают соответствующую картинку. Игра может усложняться следующим образом: вместо картинок дети поднимают кружки трех цветов (а затем и буквы). На другие звуки дети реагировать не должны.

20 Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков. Звук «Ж» – жук жужжит, «З» – комар звенит, «С» – водичка льется, «Ш» – гусь шипит, «Щ» – змея шипит, «Р» – мотор гудит и т.д. Детям предлагается усложнить задание – реагировать сразу на два звука. Например, поднять букву З или Ж, если услышат соответствующий звук. Среди слов можно включать такие, которые содержат сразу оба звука (ЖЕЛЕЗО, ЖИЗНЬ).

21 Обратите внимание ребенка на движение губ поющего лягушонка (когда мы произносим звук «а» – рот широко открыт; когда произносим «о» – губы выглядят как овал; при произнесении «у» – губы сложены трубочкой; при произнесении «и» – губы вытянуты в улыбку. ).

22 Варианты игры: «В НИМАТЕЛЬНЫЙ МАЛЫШ » Логопед называет звук, а ребенок должен показать лягушонка с соответствующим символом. «Х ОРИСТ » Пропеваем вместе с лягушонком заданный звук с разными интонациями, с разной высотой и силой голоса. «В ЕСЕЛЫЙ ХОР » Перед ребенком 2 (и более) лягушонка расположены в ряд. Ребенок называет поочередно звуки, «читая» слева-направо, поет их. («ау», «ауи», …)

23 «Ч ЬЯ ПЕСЕНКА ?» Педагог беззвучно артикулирует гласные звуки. Дети угадывают, какой лягушонок поет этот гласный звук. Затем можно поменяться ролями. «З ВУКОВЫЕ ПЕСЕНКИ » Логопед предлагает ребенку составить звуковые песенки типа « А – У » (дети кричат в лесу), « У – А » (плачет ребенок), « И – А » (кричит ослик), « О – О » (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, находит «поющего» лягушонка, затем – второй звук и соответствующего лягушонка. Потом выкладывает эту песенку из звуковых символов – лягушат и прочитывает составленную схему.

24 «Ч ЬЯ КАРТИНКА ?» У детей картинки с лягушатами (сначала по 1 картинке, затем количество можно увеличивать). Логопед показывает детям картинки с предметами, названия которых начинаются с гласных звуков « А », « У », « О » или « И ». Дети должны четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, « У – У – У – УТКА »), определить, чья эта картинка, какого лягушонка. За правильный ответ игроки получают фишки. «Л ЯГУШАТА УЧАТСЯ ЧИТАТЬ » Ребенку предлагается подобрать каждому лягушонку свою букву. «Какой буквой обозначают звук «а» на письме?» И т.д. Под каждым лягушонком выкладываются буквы. И дети могут читать сочетания гласных букв, меняя местами лягушат и соответствующие буквы.

26 Какой звук чаще всего слышим? Воспитатель произносит стихотворение, а дети хором называют звук, который они чаще всего слышали. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга ни шага. Зоиного зайку зовут Зазнайкой. Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. Ученик учил уроки – У него в чернилах щеки. Мороза моржи не страшатся, Моржи на морозе резвятся. Про пестрых птиц поет петух, Про перья пышные, про пух.

27 Поймай звук! Воспитатель показывает картинку и называет её. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах педагог молча показывает картинку, а дети проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Затем дети только на слух определяют, есть звук в слоге или слове.

28 Звуковой анализ – это высшая ступень фонематического восприятия. Звуковой анализ тем успешнее развивается, чем лучше дети овладевают пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения. При подготовке к звуковому анализу понятие «ряд» становится узловым.

29 Вначале формируется понятие «Ряд», которое подкрепляется расположением иллюстративного материала на различных занятиях: по изобразительной деятельности, по математике: раскладывание предметов по цвету, форме, величине, а также с помощью настольного театра «Репка». Выстроив такой ряд, нужно научить детей отвечать на вопросы, указывающие на признак, выделять предмет в начале ряда, в середине и в конце. После этого следует приступать непосредственно к звуковому анализу.

30 Магазин. Определение первого ударного гласного в слове. Оплатить первым звуком в названии покупки. Мяч лови, мяч бросай, первый звук называй. Живые звуки. Дети встают друг за другом. Цепочка. Один из детей (или педагог) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т.д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

31 Где спрятался звук? У воспитателя набор предметных картинок. У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя или зеленая – с согласным). Педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

33 Следопыты,сыщики. Детям предлагается отыскать в словах звуки по картинкам, показать рисунки со звуком, к примеру, [п], [п’]. Сказать, где слышите заданный звук. Фантазеры. Придумать слова со звуком «П», другое – со звуком «Б». И т.д. Кто больше? Показывается картинка и предлагается назвать те слова, в которых есть определенный звук. Угадай, какое слово задумано? Детям предлагается поймать звуки и произнести слово: «Д», «Ы», «М». «Замени Ы на О. Какое слово получится?»

34 По первым звукам слов – названий картинок сложить новые слова, узнать, как зовут детей. М А Ш А Ж Е Н Я

35 * Упражнения в закреплении навыков фонематического анализа и синтеза.

36 Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение – это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков. Звук – это то, что мы слышим и произносим. Буква – это то, что мы видим и пишем. Звук на письме обозначается буквой.

37 Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв – десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё». Шесть гласных букв – «а» «у» «о» «и» «э» «ы» – соответствуют звукам.

38 Четыре гласные буквы – «я» «ю» «е» «ё» – йотированные, то есть обозначают два звука: («я» – [йа],«ю» – [йу], «е» – [йэ], «ё» – [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» – [а], «ю» – [у], «е» – [э], «ё» – [о] (берёза, мяч).

39 Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло. Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ]. Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

40 Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц]. Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ]. Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом. Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

МБДОУ №102

г. Миасс

Сведения об образовательной организации

Условия функционирования

Справочник педагогов и их родителей

Профсоюз

Педагогическая копилка

Федеральные стандарты

Информационно-образовательные ресурсы

Разное

Семинар – практикум

для педагогов

по теме:

«С чего начинать обучение грамоте?»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

  • определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;
  • систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;
  • уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.

План:

1. Понятие «подготовка к обучению грамоте», задачи .

2. Основные термины.

3. Звуковой анализ слов.

4. Структура занятий по подготовке к обучению грамоте.

1. Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.

Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Вопросы для обсуждения:

1) Так что же включает в себя подготовка к обучению детей грамоте в доу? (развитие фонематических процессов, обучение первоначальному чтению, печатание букв, работа по развитию речи, подготовка руки к письму)

2) Как вы считаете, почему надо обучать детей чтению в детском саду и надо ли вообще это делать? (Детям интересно, будет легче учиться, запрос родителей.)

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:

  • знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
  • знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
  • научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
  • научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
  • научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
  • научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
Читайте также:  План – конспект логоритмического занятия на тему Детский сад (старшая группа)

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дискексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).

2. При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.

Вопросы для обсуждения:

– Чем отличается звук от буквы?

– Какие звуки называются гласными?

– Сколько гласных звуков? Назовите их.

– Какие звуки называются согласными?

– Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?

– Что такое слог? (правило)

– Что такое предложение? (правило)

Очень хорошо объясняются эти термины в пособии Пятница Т.В. Грамота? Да!: Пособие по обучению грамоте – Мозырь, ООО ИД «Белый Ветер», 2005.

3. На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:

– с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);

– в речевом плане (проговаривание);

– по представлению – в уме (самое трудное).

Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

слова из двух гласных (ау, уа);

слова из двух звуков (ум, ах, ус);

слова из трех звуков (дым, мир);

слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

До того, как начнется вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.

2. Произнеси слово по слогам

3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

6. Третий звук и т.д.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

– сколько всего звуков в слове?

4. Рассмотрим организацию сюжетно – тематических фронтальных занятий:

1. Организационный момент.

Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Огрмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).

2. Повторение пройденного материала.

Цель: актуализировать знания детей.

Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» – «слово», «гласный звук» – «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.

3. Сообщение новой темы.

Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

– уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;

– уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий – глухой;

– звуки обозначаются цветными символами.

5. Закрепление нового материала.

Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа.

Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений; определение первого и последнего звука в словах, определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых согласных звуков. Выполнение звукового анализа слова сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме.

6. Физминутка.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются:

– в снятии усталости напряжения;

– в внесении эмоционального заряда;

– в совершенствовании общей моторики;

– в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.

7. Знакомство с буквой.

Цель: определить связь звука с его графическим образом.

Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.

8. Формирование навыков чтения и печатания.

Цель: совершенствовать навык слогового чтения.

Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.

Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось?

8. Итог. Подводится итог занятия. Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным и т. д.

Далее педагогам предлагается минивикторина.

  1. Чем отличается звук от буквы?
  2. Назовите всегда мягкие согласные звуки.
  3. Изобразите руками буквы С, Х, У, Б.
  4. Назовите количество букв в слове деньги.
  5. Поделите слово парикмахерская на слоги.
  6. Измените слово по образцу много домов – один дом, много манжет –(одна манжета).
  7. Назовите родственные слова к слову «игра».
  8. Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.
  9. Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.
  1. Чем отличается согласный звук от гласного.
  2. Назовите всегда твердые согласные звуки.
  3. Изобразите руками буквы Г, Т, Ч, М.
  4. Назовите количество звуков в слове якорь.
  5. Сколько слогов в слове электричество?
  6. Продолжите ряд: лев – львенок, обезьяна –(детеныш обезьяны).
  7. Назовите родственные слова к слову «звук».
  8. Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.
  9. Сколько слов в предложении: Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.

Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.

Выбрать слова, подходящие для звукового анализа.

А мак, мыло, мухи, облако, сумка, лиса, лопата, плита, малина, сад.

Б кит, пила, петух, окно, каток, молоко, книга, радуга, луг, бинт.

А Беж итчере злеснуюпо ляну ежик. Осень юу ежей малодо бычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки. Труд нонаход итьжуч ков. Во сен ниедни готов ятхлопот ливыее жи жили щеназиму.

Б Ночь юиднем таскаетон внорум ягкиймо х, души стыелисточки. При де тзима. На кроет снегомнор углубок ийсугроб. Подпушисты модеял омтепл оему. Буд етспа тьдове с ны.

МБДОУ №102 г.Миасс. Все права защищены, перепечатка или частичное копирование материалов с сайта строго с разрешения правообладателя

Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Подготовка дошкольников к обучению грамоте в условиях введения ФГОС»

    Денис Ивановский 2 лет назад Просмотров:

1 Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Подготовка дошкольников к обучению грамоте в условиях введения ФГОС» Составила: Учитель логопед : Соколова В.Э.

2 Цель: уточнение и формирование представлений педагогов о процессе подготовки дошкольников к обучению грамоте. Уважаемые коллеги, вопрос обучения грамоте детей дошкольного возраста до настоящего времени остается во многом дискуссионным. Следует ли целенаправленно знакомить ребенка-дошкольника с буквами, нужно ли учить в дошкольном учреждении будущего школьника читать и писать? Мнения педагогов противоречивы: одни говорят: «Обязательно!», другие – «Ни в коем случае!». Бесспорно, специальная подготовка детей в дальнейшем облегчит детям обучение в школе, поможет адаптироваться и подготовит ребенка к успешной учебной деятельности. Но, с другой стороны, неумелое, методически неверное обучение элементам грамоты может повлечь за собой усвоение неправильных приемов чтения и письма, нарекания учителей начальных классов и необходимость переучивания, что может отрицательно отразиться на первокласснике. Поэтому, сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы – педагоги, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у их родителей. От того, как мы с вами будем вводить ребёнка в мир грамоты, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но, в целом, и усвоение им русского языка. Процесс освоения грамоты сложный, большая часть которого приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду. Основными компонентами, входящими в процесс обучения грамоте являются: сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок владеет правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров); сформированность фонематических процессов, т.е. ребенок слышит, различает и дифференцирует звуки родного языка; готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. он выделяет начальный гласный из состава слова; умеет анализировать гласные звуки; обратные слоги; слышит и выделяет первый и последний согласный звук в слове: знакомство с терминами: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. умение работать со схемой слова, разрезной азбукой владение навыками послогового чтения. Необходимость обучения грамоте детей дошкольного возраста в детском саду связано с тем, что: требования начальной школы стали выше; появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

3 не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой; физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе. Как видите, обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. А успешность обучения в школе зависит от знаний, которые ребёнок получил в саду, от практической помощи, которую окажут ему взрослые педагоги и родители. К сожалению, многие родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Это нужно для того, чтобы правильно методически грамотно подать информацию, как детям, так и их родителям. Практическая часть. Уважаемые коллеги, давайте немного вспомним. – Что такое РЕЧЬ? (Все, что мы говорим, читаем, пишем) – Какая бывает речь? (Речь бывает: устная и письменная) – Из чего состоит наша речь? (Состоит наша речь из предложений) – Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу) – Из чего состоит предложение? (Предложения состоят из слов) – Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов) – Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из звуков) – Какие бывают звуки? (Гласные, согласные) Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко и др. отмечают, что стойкие навыки звукового анализа возможны только при развитии у детей фонематического восприятия, что формирование этих навыков можно проводить на материале только легко воспринимаемых и правильно произносимых звуков. Задачи, которые реализуются в процессе подготовки к обучению грамоте: знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»; знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова; знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков; научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;

4 научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу; научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога; научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов. Так, например, знакомство со словом необходимо проводить в определенной последовательности: 1. Учить понимать термин «слово»: все окружающие нас предметы, действия, п ризнаки предметов можно обозначить словом; правильно использовать термин «слово» в речи. 2. Учить произносить слова отчетливо и вслушиваться в их звучание. 3. Познакомить с длинными и короткими словами, учить сравнивать слова по протя женности. 4. Расширять представление о разнообразии слов по звучанию и значению: пох ожие и разные по звучанию слова, короткие и длинные, многозначные слова, противо положные и одинаковые по значению, слова-названия предметов, действий, признаков. Назовите слова, изображенные на картинке (Пример) Назовите обобщающие значения слов (Пример)

5 Слова-действия. (Что делает?) (Пример) Слова-признаки. (Какой? Какая? Какое?) (Пример) Многозначные слова (Пример)

6 II. Деление слова на части. 1. Формировать умение делить двух- и трехсложные простые слова на части. 2. Учить определять по количеству частей длинные и короткие слова. 3. Учить подбирать слова с заданной частью. Сколько слогов в слове? (Пример) Назовите слова, в которых 1 слог (2, 3, слога). (Пример) III. Формирование понятия «Предложение». 1. Учить понимать термин «предложение» (о чём-либо рассказывает, состоит из слов, слова следуют друг за другом), правильно использовать термин «пре дложение» в речи. 2. Формировать умение составлять предложения из двух, трех, четырех слов: п о действию детей, по картине, по «Живой модели», по двум предметам или предм етным картинкам, по заданным словам; добавлять или заменять слова в предложении.

7 3. Учить анализировать и моделировать состав предложения. 4. Познакомить с длинным и коротким предложением. Составьте предложения по опорным картинкам. (Пример) Составьте предложения по опорным схемам. (Пример) IV. Знакомство со звуковым строением слова. 1. Учить понимать термин «звук», правильно использовать в речи. 2. Формировать умение интонационно выделять звук в слове. 3. Учить находить из заданного речевого материала и самостоятельно подбират ь слова с заданным звуком. 4. Учить анализировать односложные слова из трех звуков: 1) выделять и называть первый звук в слове, 2) выделять и называть последний звук в слове, 3) определять последовательность звуков в слове с помощью картинысхемы, полоски-схемы.

8 5. Формировать понятие «гласный звук»: можно пропеть, громко прокричать, произн есению его во рту ничего не мешает; учить находить в односложном слове гласный звук. Произнесите звук. Какой он? (Пример схемы для анализа звука) Структура анализа артикуляции звука (Пример) 1. Положение зубов 2. Положение губ 3. Положение языка 4. Характер воздушной струи 5. Наличие голоса

9 Определи место звука в слове (Пример) Сколько звуков в слове? Назови их (Пример) Детям дается понятие о том, что согласные звучат твердо, если после них пишутся А, О, У, Ы, Э и мягко, если после согласных стоят Я, Е, Ё, Ю, И. Потом, о звонкости и глухости согласных. Следует говорить так: согласные, которые произносятся с выключеным голосом и состоят только из шума, называются глухими. Звуки, которые произносятся с участием голоса – «звонкие». Далее следует знакомить со смягчающей функцией мягкого знака и разделительные функции твердого знака. Важно научить детей различать понятия «звук» и «буква» (звук – то, что мы слышим и произносим, а буква – то, что мы видим и пишем. Буква – это «одежда» для звука). Затем идет штриховка буквы: гласные штрихуются красным цветом, согласные –

10 синим (твердые) и зеленым – мягкие. Дети учатся писать печатную букву в рамках клетки одинаковой высоты и ширины. Это работа способствует развитию графических навыков, готовит руку ребенка к письму. ЗВУКИ И БУКВЫ ЗВУКИ СЛЫШИМ БУКВЫ ВИДИМ И ЧИТАЕМ ПРОИЗНОСИМ ПИШЕМ Основной метод обучения в работе с дошкольниками – это наглядность и, конечно, игра. Когда дошкольники не только видят буквы и слышат звуки, а еще могут на практике в тетради применить полученные знания и умения, осуществить самоконтроль, самооценку своей работы, они лучше запоминают и применяют эти понятия в речевой деятельности. Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами рассмотрели лишь малую часть того, как можно построить свою работу по обучению грамоте с дошкольниками. Я призываю вас помнить о том, что гласит древняя пословица: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Исходя из этих мудрых слов, стройте каждый день сотрудничества с детьми и их родителями.

11 Приложение. Опросник для педагогов. 1. Что нового вы узнали с семинара? 2. Пригодятся ли вам полученные с семинара знания 3.Как вы думаете, нужны ли такие семинары – практикумы для родителей ваших воспитанников. Почему? 4. Какие вопросы вы еще хотели бы обсудить на семинаре? Спасибо за участие!

Ссылка на основную публикацию