Семинар для учителей начальных классов по коррекции дисграфии

Семинар для учителей начальных классов на тему: Коррекция речи учащихся на уроках

Для учителей начальных классов. Использование логопедических приемов на разных этапах урока, при наличии в классе детей с проблемами в речевом развитии.

Содержимое разработки

Управление образования Курчалоевского района ЧР

Логопедическая

коррекция речи

у младших школьников

Логопед: Бредихина

Екатерина Сергеевна

Логопе́дия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального

обучения и воспитания.

Является одним из

разделов специальной

Биллингвизм

начального общего образования

Для чего об этом знать

При обследовании учащихся в школах ежегодно оказывается очень много детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи, поэтому охватить специализированной логопедической помощью всех детей невозможно.

Кроме того, в большинстве случаев правильно направленная ​​ работа учителя начальных классов позволяет на самых первых стадиях обучения исправить эти недостатки. Поэтому, чтобы избежать и не допустить серьезных недоработок в процессе развития чтения, письма и речи учащихся, учителю начальных классов надо овладеть новейшими методами такой работы, знать методы и приемы работы над устранением у учащихся недостатков произношения и речи.

На каком этапе

Виды речевых нарушений

у младших школьников:

Фонетика фонематическое

недоразвитие речи (ФФНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Нарушение чтения и письма

(дисграфия и дислексия)

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Фонетика фонематическое

недоразвитие речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

Нарушение чтения и письма

(дисграфия и дислексия)

это расстройство высшей психики , которое проявляется в трудностях во время обучения чтению и письму при сохранении общей способности обучаться

Практическая

Артикуляционная гимнастика

Зарядка для языка

Развитие правильного

речевого дыхания

Координация движений

с проговариванием

Задачки для учителей.

Для развития чего?

На каких уроках использовать?

На каком этапе урока?

Составь рассказ

Какого цвета?

Какой формы?

Какой на вкус?

Что можно приготовить?

Спасибо за внимание

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

семинар – практикум для учителей начальных классов “Дисграфия. Приёмы и методы её коррекции. Игры и упражнения”
презентация по логопедии по теме

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Многие педагоги сталкиваются с часто встречающимися ошибками в письменной речи учеников, которые носят стойкий характер. В связи семинар посвящен как преодолению таких ошибок, так и их предупреждению.

Ø Цель семинара: Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
семинар420.31 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Учимся играя !»

Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения. Теоретическая часть Понятие дисграфия Речевая и неречевая симптоматика дисграфии . Причины возникновения дисграфии . Классификация дисграфии и её характеристики. Игры и упражнения по предупреждению и преодолению стойких нарушений письменной речи. Практическая часть .( анализ диктанта учеников 2-го класса) Заключительная часть Итоги . Рефлексия Цель семинара: План семинара:

Неречевые симптомы Неврологические нарушения Н арушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно- пространственных ориентировок и.т.д . Ошибки на уровне буквы Ошибки на уровне слова Ошибки на уровне предложения Речевые симптомы Симптомы дисграфии Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессах письма .

несформированность фонетико-фонематических процессов несформированность лексико-грамматической стороны речи биологические причины (нарушения головного мозга ребенка). Причины:

Формы дисграфии : Артикуляторно -акустическая Акустическая оптическая аграмматическая дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. Артикуляторно -акустическая дисграфия

Отражает дефектное произношение на письме: « салф » вместо «шарф», « колова », « коова », « кохова » – «корова», « ченок » – щенок, « сыплёнок » – цыплёнок, « вось » – «лось». Характерные ошибки:

Причиной возникновения этого является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи, при этом произношение звуков является нормальным. Акустическая дисграфия

Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие-шипящие (САПКА – ШАПКА) з вонкие- глухие ( ТЫМ – ДЫМ ) аффрикаты ( Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д .). лабиализованные гласные( О – У; Е -Ю ) (« тОча » – туча) cоноры ( Р – Л; й – Ль) Неправильное обозначении мягкости согласных на письме: ” писмо “, ” лубит “, ” больит ” и т.д. Характерные ошибки:

1 . Записать только гласные из слова, предложения. 2 . Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком ( слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-). 3 . Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками . 4 . Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са , ла-ля-ла, ба-ба-па-па. 5 . Прочитай слова, найди в них букву «ю» , скажи, где она стоит: в начале слова или в конце (юрта, каюта, убираю). 6 . Прочитай слова, найди в них букву «е» , скажи, где она стоит: в начале слова, в середине или в конце (поездка, ежевика, учение). 7 . Придумай слова с твердыми и мягкими звуками [ т ] [ д ]. (Такие же упражнения применяются для всех пар согласных). 8 . Прочитай слова: поезд, самолет, самокат, пароход. Скажи, какое лишнее по смыслу? (Правильно, «самокат»). А теперь скажи, в каком слове есть мягкий звук? (Правильно, это слово «самолет»). Упражнения для профилактики и устранения акустической дисграфии :

Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса , зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений Оптическая дисграфия

замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов: – не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш» ; «ш» – «щ»; «л»- «м»; «х» – «ж», «и» – «у» – добавление лишних элементов «ш» вместо «и»; четыре палочки у «ш» или «щ ». Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В – Д, Б – Д, Ш – Т и т.д .); « зеркальное» изображение букв. (З-Е). Характерные ошибки:

1 . Складывание букв из составляющих их элементов; «переделка» одной буквы в другую (например, «И» в «Ш», «Ц»; «В» в «Д»; «П» в «Т» и т.д.); 2 . Лепка смешиваемых букв из пластилина; 3 . Письмо смешиваемых букв в воздухе; 4 . Вырезание букв из картона или бумаги; 5 . Обводка контуров букв; 6 . Узнавание букв, наложенных друг на друга; 7 . Узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные); Упражнения для профилактики и устранения оптической дисграфии

8 . Узнавание букв по их верхней или нижней половине («домысливание»); 9 . Письмо смешиваемых или неправильно изображаемых ребёнком букв под диктовку (на заключительных этапах работы). 10 . Дополнение недостающего элемента в букве (по образцу и без). 11 . Нахождение правильно изображённой буквы среди других. 12 . Определение количества указанной буквы в различных пространственных положениях. 13 . Нахождение букв, перечёркнутых дополнительными линиями. 14 . Выделить буквы, наложенные друг на друга.

Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза .

пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго “поет звук”; повторение букв и (или) слогов; контоминация – в одном слове слоги разных слов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок (” настоле “, “на ступила”). Характерные ошибки:

Детям предлагается прочитать слова и найти другие слова, которые «прячутся» в них (бусы, гроза, чайник, снегирь) . Заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: ли с т (лифт), к орона (ворона), горо д (горох). 3 . Вставка букв в слова. Вставить разные гласные, чтобы слова не повторялись : Л_ПА, Л_ПА, Л_ПА . Вставить разные согласные , чтобы слова не повторялись: _ОДА, О_ДА, О_ДА . Добавить букву, чтобы получилось новое слово: кот(р ) – крот, стол(в) – ствол. Игры и игровые упражнения на формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза

5 . Прочитать 4 слова (столбик ). Назвать буквы, которые пропущены в каждом из них . __руг д __ озд __ венит __ стреча д__ уг др __ зд з __ енит вс __ реча др __ г дро __д звен __т вст __ еча дру __ дроз __ звени __ встр __ ча 6. Восстановить слово, добавив одну или несколько гласных: лст , грз , грд , брбн . 7. Работа со слогами Последовательная запись слогов. Определение пропущенного слога (– буз , лод –, ка- — даш ). Составление слова из слогов, данных в беспорядке (па, кру ) . Нахождение лишнего слога в слове ( ли-гав- са ).

8 . Составление слов из букв Задание , развивающее навыки звукобуквенного синтеза. Может предлагаться как со зрительными опорами, так и без них . Использование кроссвордов или их элементов позволит ребенку проверить: не пропустил ли он букву ( в этом случае останется пустая клетка). Можно выполнить, подобное задание отгадав загадку. Слово-отгадка составляется из букв. Например: Не видна на грядке, играет с нами в прятки. (п, р, е, а, к)

Причина возникновения – недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Несформированность морфологических и синтаксических обобщений. Это выражается в неправильном согласовании и управлении Аграмматическая дисграфия .

Проявляются – в виде аграмматизмов . неправильное употреблении предлогов, рода, числа; пропуск членов предложения; нарушение последовательности слов в предложении; нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями; нарушение согласования («бела дом») (“красивый сумка”, “веселые день”); Характерные ошибки:

на уровне слова: замена префиксов, суффиксов (захлестнула -«нахлестнула»), (козлята – « козлёнки »); нарушение падежных окончаний («много деревов »); нарушение предложных конструкций (под столом – «на столом »); изменение падежа местоимений (около него – «около ним »); числа существительных («дети бежит »). персеверации ( застревание ). « За зомом росла мамина». (За домом росла малина).

Развитие лексико-грамматического строя речи. 1.Уточнение и обогащение словаря : -подобрать синонимы, антонимы; -подобрать глагол, прилагательное к существительному; -образовывать прилагательное от существительного; -образовывать глаголы с различными приставками. Пути коррекции аграмматической дисграфии :

2 . Словообразование и словоизменение. Согласование различных частей речи в роде, числе и падеже. -добавить существительное к глаголу, к прилагательному , к числительному; -вставить пропущенное слово или предлог в предложение; -найди общую часть в однокоренных словах; -впиши приставку, окончание; -изменить часть слова (приставку, суффикс, окончание);

3. Формирование структуры предложения: -составление графической схемы предложения; -изменение порядка слов в предложении; -изменить одно слово в предложении; -дополнить предложение /распространить второстепенными членами/; -увеличивать предложение по одному слову; -считать слова в предложении. Назвать 2, 3, 5 и т.д. слово в предложении ; – сократить предложение по одному слову; -составить из данных слов предложение.

– это несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма. Смешанная форма дисграфии

Упражнение « Короткие диктанты карандашом» Ошибки не исправляйте в тексте, а только пометьте на полях. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Упражнение “Пропущенные буквы” Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Упражнение “Пишем вслух” Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых долей». (под “слабыми долями” здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание) Пример: “НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком ” . Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии

Упражнение “Корректурная правка« Нужна книга, с достаточно крупным (не мелким) шрифтом или газета. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: Зачеркивает, подчеркивает , обводит в сплошном тексте заданные буквы, начиная с одной буквы гласной, с переходом на согласные и продолжая с различными заданиями (давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.) Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан и будет непонятен ребенку. Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

Упражнение «Лабиринт» Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги

«Соедини зверушек со своим любимым лакомством

«Помоги Деду Морозу добраться до дому» «Помоги Деду Морозу добраться до дому»

Н аиболее часто встречающиеся ошибки в письменных работах детей, которые свидетельствуют о том, что ребёнку нужна помощь: Пропуск букв и слогов ( моко – молоко, комата , всят ). Не дописывание слов ( сосн -сосна). Перестановка букв, слогов ( мотолок ). Слитное написание слов в предложении ( Мыкупались вморе ). Орфографические ошибки при знании правил ( снига , лыжы ). Замена букв (сапка, шираф ). Зеркальное написание букв

Списывание «В лагере». Это наш лагерь. Около него большая роща. Мы часто ходим в рощу. В роще много грибов. Мы очень любим собирать белые грибы. Диктант «Осень». Серая и холодная осень. Чаще льёт дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу.

Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает со всеми, дайте задание на карточке. Постарайтесь сделать так, чтобы он не демонстрировал свою несостоятельность при детях. Такие дети обязательно должны побывать в «ситуации успеха». Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу: положительные эмоции – важный стимул для «питания» функций. Попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке Рекомендации:

Выходы : натаскивание отправить к репетитору проигнорировать поиск и изучение специальной литературы овладение логопедическими приемами Какую помощь Вы можете оказать ребенку, допускающему логопедические ошибки?

Дмитриев С.Д, Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005. Дорофеева Г. В.Пишем без ошибок. Издательство « Эксмо -Пресс», 2013 г. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М. «Просвещение», 2001 г. Ильин М.И. Учимся писать грамотно. Издательство. «Литера», 2010 г. Иншакова О.Б.Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М. – Воронеж, 2001. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д « МиМ », 1997 г. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г. Парамонова Л.Г.Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПБ, Лен. Изд-во «Союз». 2001г. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. Владос.1997. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007. Список использованной литературы :

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Логопедический массаж – это нетр.

Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения.Тема выступления: «Игровая деятельность в коррекции полисенсорного .

Презентация доклада “«Логоритмика с детьми раннего возраста с алалией» на семинаре-практикуме МО учителей-логопедов Московского района г.Казани.

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.Задачи:1. Познакомить педагогов с методическими аспе.

Семинар – практикум на тему: “Психолого – педагогические основы общения воспитателей с детьми и коррекция эмоционального развития”.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто.В настоящее время слово «у.

Семинар для учителей начальных классов на тему: «Выявление и предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста». Подготовил: – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемМарина Бакуринская

Похожие презентации

Презентация 1 класса на тему: “Семинар для учителей начальных классов на тему: «Выявление и предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста». Подготовил:”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Семинар для учителей начальных классов на тему: «Выявление и предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста». Подготовил: Учитель начальных классов Аракелян Гоар Васильевна, МАОУСОШ 2 села Успенского

3 Письмо это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, обще двигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать слово, ребенку необходимо: определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука; соотнести выделенный звук с определенным образом буквы; воспроизвести с помощью движений руки букву. Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

4 Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: -слуховой дифференциации звуков, -неправильного их произношения, -нарушение в звуковом анализе и синтезе, -лексико-грамматической стороне речи, -зрительном анализе и синтезе, – пространственных представлениях, – то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом дисграфия (от греческого “графо” письмо). Дисграфия это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Специфические ошибки(т.е. не связанные с применением орфографических правил)

5 1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Замена Р-Л, С-Ш, Ж-З Рак – лак стол – штор жук – жук ковёр – ковёл скала – шкафла кожа – коза берёза – белёза каска – кашкаф дождь – дождь щенок – щенок тетрадь – чечрачь цыплёнок – сыплёнок рукавицы – рукавицы бублик – публик (публик, бублик) Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает своё дефектное произношение на письме.

6 2. Акустическая форма дисграфии. Смешиваются буквы обозначающие звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: “письмо”, “любит”, “больит” и т.д. Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи.

7 Парные звонкие – глухие согласные: 3 С – «козлик», «вазилёк», «привозит», «река узнала, как в сказке», «свою сумку», «заснуть». Б П – «победа», «подарил», «бросают», «пельё», «палатка», «большие». Ж Ш – «шдёт», «ушибла», «кружился снежок», «шумно», «шишки», «лошадь», «весело шуршали щуки. ». Г К «долго», «главный», «доска», «когда», «собака», «круглый», «уголок». В Ф «портфель», «форточка», «картофель», «вафли», «вьюга», «кофта». Д – Т «давно», «сытый», «дети», «трещат», «медёт вьюга», «витрук», «сити», «бледный», «допетое бревно», «идут домой». Гласные: О У «звенит речей», «по хрупкумульду», «сизый голубь», «дедушкаф». Ё Ю «клюква», «лёбит», «замерзли», «теплый», «салат», «самолет», «перелетные птицы», «висело ружью» Африкаты: Ч Щ «стучал», «роща», «хищный», «печки», «пища», «часто». Ч-Ц – «скворец», «грации», «чапля», «прочитал», «цястый». Ч Т «черчит», «учитель», «Жутька», «вместе играч», Ц – Т – девотька». «пиццы», «цветет», «Пеця». Ц – С – «рельсы», «курица», «улица».

8 3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: · пропуски букв и слогов; · перестановка букв и (или) слогов; · не дописывание слов; · написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго “поет звук”; · повторение букв и (или) слогов;. контаминация – в одном слове слоги разных слов; · слитное написание предлогов, раздельное написание приставок (“на столе”, “на ступила”). Причина ее возникновения затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

9 пропуски гласных букв; всят-висят, комната-комната, урожай-урожай; пропуски согласных букв: комната-комната, вей-всей; пропуски слогов и частей слова: строки-стрелки; замена гласных: пище-пищу, сезон-сосен, легкий-легкий; замена согласных: два-два, роща-роща, урожай-урожай, боказываед- показывает; перестановки букв и слогов: окно-окно; не дописывание букв и слогов: через-черезз, на ветка-на ветках, диктант- диктантт; наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег- сенег, диктантат-диктантт; искажение слова: мальни-маленький, чайник-чащи; слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бой часов-бой часов, в ся-вся; неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. нарушение смягчения согласных: большой-большой, только-только, умчались-умчалисьь, матч-мяч.

10 4. Аграмматическая дисграфия. Причина недоразвитие грамматического строя речи. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой – Ребенок пишет как бы вопреки правилам грамматики (“красивый сумка”, “веселые день”). – Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. – Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, “вплотную” приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам.

11 5. Оптическая дисграфия. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов (“палочки”, “овалы”) и нескольких “специфичных” элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.). Причина возникновения несформированность зрительно- пространственных функций и зрительного анализа и синтеза.

12 Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: – не дописывание элементов букв (связано с недоучетом их количесдва): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.; – добавление лишних элементов; – пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; – зеркальное написание букв.

13 Несколько советов педагогам и родителям: 1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов. 2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок. 3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех.

14 В раннем возрасте еще возможно повлиять на формирование навыка письма с помощью подходящего пишущего инструмента.

15 место “хватки” пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышкафми или пупырышкафми. корпус должен быть трехгранным Есть трехгранные карандаши и фломастеры Проблемы: – излишне сжимают, -неправильно ставят пальцы, изгибают их, – выкручивают кисть. Выбор канцелярских принадлежностей для детей с нарушениями письменной речи

16 На что нужно обратить особое внимание: 1. Если Ваш ребенок левша. 2. Если он – переученный правша. 3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу. 4. Если в семье говорят на двух или более языках. 5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение нарушений письменной речи.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению. 6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у. 8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), саба (шуба). 9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й- ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: таня (дыня), клюква (клюква). 10. Пропуски букв, слогов, не дописывание слов. Например: порта – парта, мокко – молоко, весёлы (весёлый).

17 Упражнения на устранение недостатков письменной речи. Упражнение “Пишем вслух”. Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. То есть, “Ещ-Ё О-дин ч-р Ез-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём” (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде “ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ”). Пример проще: “НА ст Оле ст ОЯл ку Вшин С м ОлОком” (на столе стаял кувшин с малаком). Под “слабыми долями” здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа “зу*п”, или перед глухим согласным, типа “ло*шкаф”. Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка “ставить палочки”, т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку.

18 Упражнение “Корректурная правка”. Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, “а”. Затем “о”, дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть “парными”, “похожими” в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами “п/т”, “п/р”, “м/л” (сходство написания); “г/д”, “у/ю”, “д/б” (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

19 Упражнение”Вглядись и разберись” Материал для работы – сборники диктанттов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, “фотографируя” текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: “Запятая между прилагательным “ясным” и союзом “и”, во- первых, закрывает деепричастный оборот “. “, а во- вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая “. “, вторая “. “), соединенные союзом “и””.

21 Упражнение «Лабиринты». Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги. Найти разнообразные лабиринты можно

22 Догадайся, кто что любит. Перенеси фигурки на новые места. Нарисуй их в пустых кружочках. Какой дорогой ёжики дойдут до сада?

23 1. Чрезвычайно медленно! На написание диктантта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации нарушения письменной речи у ребенка должно затрачиваться не менее часа времени. 2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы этот текст. Ребенок вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это “не для него”, так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия “безударные гласные” и другие правила. Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения) можно писать. Причем предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания Диктанты надо писать! Только по-особому.

24 Чего нельзя делать? Дети с нарушением письменной речи, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК.

26 Список использованной литературы: 1. Максаков А. И., Тумакова Г. А.Учите играя. – М., 1983 г. 2. Парамонова Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей». – С.Пб.: «Согаз», 2004 г. 3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. М., 1991 г. 4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Астрель, с. 6. Бирич Г.В. Использование опорных схем при коррекции дисграфии: из опыта работы учитeлей-дефектологов. / сост. Г.В. Бирич. – Гродно: Гродненский ГОИПК и ПРР и СО, с. 7. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: Ростов н/Д:,Феникс, Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1983.

Семинар-практикум по теме “Нарушения письменной речи, обусловленные ФФНР”

Цель: ознакомление учителей начальных классов с артикуляторно – акустической и акустической видами дисграфий.

Задачи:

  1. Выявить в какой степени учителя начальных классов владеют знаниями по видам нарушений письма.
  2. Дать основные представления о дисграфии и специфических ошибках письма школьников.
  3. Вооружить материалом по выявлению учащихся с нарушениями письменной речи.
  4. Познакомить с основными приемами коррекционной работы по устранению артикуляторно – акустической и акустической дисграфий.

1. Организационный момент

2. Практическая работа

Нарушения письменной речи.

– Проверьте диктант. Разделите ошибки на 2 группы.

Работа в группах.

Орфографические:

  • безударные гласные;
  • парные согласные;
  • непроизносимые согласные;
  • имена собственные

Логопедические:

  • замены и смешения (сильная позиция);
  • пропуски букв, слогов;
  • зеркальность;
  • неправильное обозначение мягкости на письме

3. Постановка цели

– А теперь сформулируйте вопрос, на который мы должны ответить в ходе нашей сегодняшней встречи.

Какую помощь Вы можете оказать ребенку, допускающему логопедические ошибки?

Выходы:

  • натаскивание
  • отправить к репетитору
  • проигнорировать
  • поиск и изучение специальной литературы
  • овладение логопедическими приемами

4. Актуализация ранее полученных знаний

– Что такое письмо? Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется.

Письмо – это сложный навык и вид графо-моторной деятельности.

– Письменная речь формируется только в результате специального обучения, если устная речь достигает нормативных показателей.

(Работа в группах).

Выложите последовательность операций письма.

Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего он пишет: чтобы сохранить на время информацию. Мотивация у ребенка возникает после 5-6 лет. Научится писать тот, кто этого захочет.

Мысленно создается план письменного высказывания, определяется общая последовательность мыслей. Каждое предложение, которое необходимо записать, делится на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова. (написать письмо, запись предложения по опорным словам)

Диктант, списывание с доски, книги

Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. На начальных этапах овладения письмом важно проговорить каждое слово. Проговаривание (громкое, шепотное или внутреннее) помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове. (В процессе письма закусить кончик языка?)

Перевод фонемы в графему

Следующая операция – выделенную из слова фонему нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы. Букве, как и звуку, присущи элементы неустойчивости. По своим начертаниям любая буква может быть очень разной: большой и маленькой, заостренной, округлой, кривой. Буква не похожа на себя в зависимости от того, чем, каким цветом и на какой поверхности ее написали. Чтобы научиться писать и читать, необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Анализ и сравнение буквы сложная задача для первоклассника.

Моторный акт письма.

Затем ребенок должен воспроизвести с помощью движений руки зрительный образ буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.

В начале обучения письму дети сосредоточивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения (“откуда начинать, куда вести, где закончить”). Каждый элемент на этом этапе выписывается отдельно, даже если в школе требуют писать слитно всю букву или несколько букв сразу. Ребенок постоянно контролирует то, что делает, и думает, что и как нужно делать дальше. На осознание действия, определение стратегии последующего действия необходимо такое же время, как и на выполнение самого движения.

Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности различных анализаторов:

Речедвигательного – помогает осуществлять проговаривание

Речеслухового – помогает произвести отбор нужного звука

Двигательного – помогает осуществлять движения мелких мышц кисти

Зрительного – участвует в подборе нужных букв

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение письма.

– Частичное нарушения процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.

– Что следует понимать под дисграфическими ошибками:

1. Стойкие – без специальной коррекционной помощи не исчезают

2. Сохраняются в течение многих месяцев

3. Повторяются – встречаются в разных видах работ (списывание, самостоятельной письмо, диктант)

4. Обусловлены несформированностью высших психических процессов

Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

Аграмматическая дисграфия. Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамма- тического строя речи. Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

В настоящее время это наименее изученная категория нарушений письма. Считается, что при дизорфографии у ребенка отсутствует “чутье” на орфограммы, на странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок не может определить, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может обнаружить ошибку и тем более ее исправить. Иначе говоря, “правила знает, а применить не может”.

5. Артикуляторно-акустическая дисграфия

Артикуляторно-акустическая дисграфия.

  • Первично – нарушение звукопроизношения
  • Вторично – нарушение фонематического слуха

Как говорю, так и пишу.

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме.

Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.

В ряде случает ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причиной этого является несформированность кинестетических образов звуков, при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Следует отметить, что нарушения звукопроизношения не всегда отражаются на письме, особенно в тех случаях, когда слуховая дифференциация звуков хорошо сформирована, а замены звуков в устной речи обусловлены недостаточностью артикуляторной моторики.

Виды ошибок.

  • Отсутствие (л- отс.)
  • Замены (с-ш, з-ж, ч-ц, р-л, сь-щ, к-т и др.)
  • Смешения (с-ш, рь-л, б-п и т.д.)

Рекомендации.

  • Постановка звука (правильная артикуляция звука) (Слайд 23)
  • Развитие движений губ, языка, щек (Слайд 19, 20)
  • Контроль за правильным произношением звуков.
  • Закрепление произношения звуков в словах, стихах, связной речи (Слайд 21)
  • Скороговорки, чистоговорки (Слайд 22)
  • Дифференциация звуков (при акустической) (см. дальше)

6. Акустическая дисграфия

Первично – нарушение фонематического слуха (Фонематический слух – способность к распознаванию звуков речи)

Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). По традиционной терминологии – это акустическая дисграфия. Этот вид дисграфии в своей основе имеет чаще нарушение слуховой дифференциации звуков речи (фонематического слуха). При акустической дисграфии нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме.

Детям с этой формой дисграфии трудно услышать звуковой состав слова. Они плохо ориентированы в звучании слов, звуки речи путаются, сливаются между собой в словах и сами слова нередко сливаются друг с другом. Слышимая речь плохо воспринимается. А для правильного письма необходима тонкая слуховая дифференциация звуков, анализ всех акустических смыслоразличительных признаков звука.

Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал.

Диагностика: Повторение слоговых цепочек, отбор картинок на звук “с”, слова- паронимы

Дети допускают много ошибок при повторении серий слогов с оппозиционными согласными (па-ба-па, да-да-та, за-са-са и т.п.). Вместо требуемой последовательности воспроизводится серия одинаковых слогов (“па-па-па” или “”ба-ба-ба”) или нарушается их временная очередность (“па-па-ба, “та-да-да”).

Дисграфия на основе фонемного распознавания проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки:

  • звонкие и глухие согласные (д-т, б-п, з-с, ж-ш, г-к, в-ф);
  • соноры (л, м, н, р, й);
  • свистящие и шипящие звуки (с-ш, з-ж, сь-щ);
  • аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с, ч-ц, ч-ш, ц-тс).

Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных звуков (“палто”, “лубит”).

Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных (о-у: туча – “точа”, и-е: зебра – “зибра”).

Рекомендации.

  • Правильная артикуляция смешиваемых звуков (Слайд 30)
  • Опорные схемы, знаки, цвета и символы (Слайд 31-33)
  • Опора на разные анализаторы
  • Дифференциация смешиваемых звуков (Слайд 34-39)

Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.

  • Изолированно (Слайд 35)
  • На уровне слога (Слайд 36)
  • На уровне слов и словосочетаний (Слайд 37)
  • На уровне предложений и текстов (Слайд 38, 39)

Этап дифференциации смешиваемых звуков.

Работа в группах.

– Ребенок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить самое маленькое продвижение ученика вперед и поддержать его успех. Давайте подумаем, с помощью каких слов мы можем это сделать. (Подарок – “Сто слов”).

Каким ты дом построишь,
Таким ему и быть.
Как сам себя настроишь,
Так сам и будешь жить.

Куда стрелу направишь,
Туда и полетит.
Что четко ты представишь,
Тем жизнь и наградит.

Всего лишь только надо –
Судьбу не обвинять,
Уметь работать в радость,
Надеяться и ждать.

Презентация “Дисграфия у младших школьников: эффективные методы коррекции, упражнения”

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Дисграфия у младших школьников: эффективные методы коррекции, упражнения

Дисграфия (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, grapho – пишу) — нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом

– Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.

– Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).

– Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).

•Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)

•Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов (“хороший кошка”, “красивый солнце” и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Упражнения по коррекции дисграфии

на уроках русского языка

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

«Звуковой анализ в «технике сканирования» (задание выполняется без предварительного чтения слова):

– посмотрите на слово;

– посмотрите на среднюю букву в этом слове (например, д в слове «лодка»);

– посмотрев на среднюю букву, увидите еще и букву справа (к) и слева (о);

– продолжайте упражнение, добавляя по букве справа и слева, пока не получите все слово целиком;

После того как выполнена работа с пятью-десятью словами, можно провести слуховой диктант этих слов.

Зашифруй слово: вместо согласных ставит чёрточки, а гласные пишет (мак, книга). Используется при работе со словарными словами

Придумай из каждой буквы данного слова другие слова КОШКА

Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ

Основные направления коррекции нарушения письма

1.Развитие фонематического восприятия.

2.Развитие языкового анализа и синтеза.

3.Обогащение словаря, развитие грамматического строя и связной речи.

4.Развитие зрительных и зрительно пространственных функций.

5.Развитие серийной организации движений и произвольной регуляции.

Альманах педагога

Автор: Багрова Елена Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ СШ №2
Населённый пункт: р.п. Новоспасское, Ульяновская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации для учителей начальных классов по коррекции дисграфии
Дата публикации: 19.03.2016
Раздел: начальное образование

Рекомендации для учителей начальных классов по коррекции

дисграфии.
В любом классе есть несколько учащихся, которые имеют трудности с написанием некоторых букв. Ошибки достаточно устойчивы и не поддаются коррекции обычными педагогическими приемами и методами. Не в каждой школе есть логопед или психолог, поэтому можно предложить для педагогов начальных классов специальные методы коррекции таких письменных нарушений. Их можно включать в обычные уроки, можно рекомендовать и в качестве домашних заданий, если родители активно желают помочь своему ребенку. Предлагаю вашему вниманию следующие задания для коррекции дисграфии: 1. Практиковать ежедневно задание «Найди заданную букву». В любом тексте ищем заданную букву не более 5 мин. Ребенок находит нужную букву, зачеркивает ее. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма. 2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок, что хорошо мотивирует к продолжению данной деятельности. Пишите тексты небольшие, начиная с 10-12, доводя количество до 15– 20 слов. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Затем провести совместный анализ по исправлению ошибок. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. 3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста. 4. Полезны задания, развивающие объём внимания и кратковременную память. К таким относится «Запиши по памяти»: детям демонстрируется короткое предложение, состоящее из двух слов (8 букв). Время экспозиции предложения составляет 4 минуты. С каждым днем задание усложняется, количество букв и слов постепенно возрастает. 5. Включить в работу с детьми – дисграфики игры, направленные на формирование и развитие фонематического слуха. Например, упражнение «Домики», в котором ребенка просят соединить картинку с домиком, где количество звуков в слове соответствует количеству окон в домике.
Учитывая особенности детей – дисграфиков, рекомендуем придерживаться следующих правил: 1. Проверку на скорость чтения необходимо проводить в скрытой форме. Дети – дисграфики более чувствительны к обстановке, создающей стресс (контрольная, экзамены). В ином случае у школьников с данными проблемами может развиться невроз. 3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению). 4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. 5. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. 6. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не акцентируйте на этом свое внимание, когда у ребенка что-то не получается. Применяя перечисленные рекомендации в процессе обучения младших школьников, педагог может скорректировать проявления дисграфии, значительно улучшив качество обучения. Литература: 1. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Волкова Л. С., Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. – М: Просвещение, 1989. 2. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. 3. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у дошкольников и младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.

обучение и воспитание детей, сайт для мам и педагогов.

Категории:

  • Главная
  • Здоровье детей
  • Дети и школа
  • Психика
  • Отклонения развития детей
  • Развитие детей
  • Взрослые и дети
  • Истории про детей

О детях

Дифференциация звуков В — Ф


Занятие 1

Цели занятия
§ развивать слуховую дифференциацию звуков В и Ф;
§ развивать фонематический слух;
§ развивать умение соотносить звуки В, Ф с буквами В и Ф;
§ развивать логическое мышление;
§ развивать внимание, самоконтроль.

Материал к занятию
1. Сколько раз в стихотворении встретился твердый звук В, мягкий?

В — важна и величава.
Очень много нужных слов
От нее берут начало,
Словно реки от ручьев.

2. Сколько раз в стихотворении встретился звук Ф, определите твердый он или мягкий?

Если б Федор иль Федул
Сразу две щеки надул,
Буквы Ф, сомнений нет,
Получился бы портрет.

Звук В — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку — чувствуется вибрация.

Ф — глухой звук, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

3. Проверь себя! Попробуй сравнить звуки:

а) Положи ладошку на горлышко. Произнеси звуки В и Ф. Если чувствуется вибрация, дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.
б) Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук В и глухой Ф. Что ты чувствуешь?

4. Игра «Эхо».
Детям предлагают представить, что они находятся в густом лесу. Вокруг тишина, и только эхо повторяет каждый звук. Взрослый проговаривает слоги, а ребенку необходимо их правильно повторить1:

Ва — фа, фа — ва, ва — фа — ва, фа — ва — фа, ва — ва — фа, Фа — ва — фа — ва, ва — фа — фа — ва, ва — фа — ва — фа.

5. Назови первый звук в словах:
Ваня, Вася, Володя, фабрика, фонтан, верблюд, форма, футбол, виноград, факел, вишня.

6. Определи, какой звук в слове — В или Ф и его место. Образец: в слове «факел» звук ф, он первый.
Факел, Федор, буфет, ворона, жираф, автобус, зверь, буква, ферма, сарафан, авария, вафли, профессор, внучка, кофта.

7. Как ты думаешь, на что похожа буква В? (Например, на восьмерку.) На что похожа буква Ф? (Например, на фонарик.)

8. Нарисуй эти буквы, попробуй выложить их из мелких предметов (например, из семечек, коструктора, пуговиц, горошин и т. д.).

9. Подумай, из каких элементов состоят прописные буквы В и Ф?

Если ребенку трудно правильно повторить слоги, он делает ошибки, необходимо поработать дополнительно с развитием фонематического слуха. Специальные упражнения даны в 1-й части.

10. Игра «Кто больше?»

(В классе или в группе проводится в виде индивидуального конкурса (за определенный отрезок времени), в виде парной работы, групповой работы). Необходимо придумать и записать как можно больше слов:

§ начинающихся на буквы В, Ф;
§ имеющих их в своем составе;
§ имеющих сразу оба звука.

Цели занятий

§ развивать фонематический слух;
§ закрепить дифференциацию В и Ф в словах, предложениях, связной речи;
§ расширять лексический запас;
§ развивать внимание, память, логическое мышление;
§ воспитывать самоконтроль.

Материал к занятиям

1. «Проверь себя». Вспомни, чем отличаются звуки В и Ф? Какие приемы помогут различить эти звуки?

2. Составь схемы слов, выделив в них буквы В или Ф, по образцу: в слове фильм 5 букв, из них Ф — первая. Схема этого слова: ф_ _ _ _).
Фильм, вещи, ковер, Федя, слива, форма, фонтан, витамины, клюква, корова.

3. Вставь в предложенные слова букву В зеленым цветом, Ф — синим. Записывая слова, проговаривай их вслух.
. олк, . утбол, дере. о, . рукты, . ишня, шар. . иноград, . орма, . елосипед, тра. а, . ильм, сло. о. иншн, крапи. а, ко. е, . оздух, хал..л, ке. ир, . игура, геогра. ия, а. иша.

4. Зрительно-слуховой диктант.
Текст записывается на доске (на карточке), буквы В и Ф выделяются. Ребенок читает текст, обращая внимание на выделенные буквы. Проговаривает их, используя приемы самоконтроля (закрыть ушки или положить ладонь на горлышко). Затем текст закрывается, и родитель (учитель) диктует текст. После записи текст открывается, ребенок сам проверяет свою работу, сравнивая ее с записью на доске (карточке). Затем диктант проверяет родитель (учитель). Если ребенок пропустил ошибки, учитель подчеркивает неверное написание и предлагает еще раз проверить свою работу, сравнивая ее с образцом. Оценить работу можно по двум критериям: как написан диктант, сколько ошибок допущено или как проверен диктант, сколько ошибок пропущено при проверке.

Предложите ребенку подсчитывать количество ошибок в каждой работе, чтобы он видел результаты своего труда, положительную динамику.

Федор и Валя шли в школу. У Федора новая форма. У Вали красивый портфель. Валя несла цветы. Это были гвоздики, фиалки и флоксы. (23 слова)

Объясните ребенку значение слова «флоксы».

5. Вставь букву В зеленым цветом, Ф — синим.

Рассуждай по образцу: так как в слове клювик перед и четко слышится в, поэтому в слове клюв пишу букву в.

Клювик — клюв; слива — ели. ; львы — ле. ; в обуви — обу. ь.

Готовить —гото. ; жирафы — жира. ; шкафы —шка. ; ловить —уло. Любить — любо. ь; ветви — вет. ь; морковочка — морко. ь.

6. Вставь В, Ф, докажи правильность выбора, подобрав проверочное слово. Образец рассуждений: в слове жираф пишу букву ф, потому что проверочное слово жирафы, в котором после ф стоит гласнаябуква ы.

Жираф — жирафы, ле. клю. Ле. Яко. Кие. шка. уло. морко. ь, любо. ь, вет. ь, обу. ь, гото.

7. Вставь попущенные буквы В, Ф, обоснуй свой выбор.

В Кие. приехал цирк. Вот ле. и жира. . В Киеве холодно. Нужно много дро. . Яков надел теплую обу. ь и пошел на телегра. . Пришлите дро. И каждый зверь будет здоро.

У нас есть ручной голубь. Он здоро. и краси. . Он любит черносли. и морко..ь. Голубь берет пищу в клю. Он летит с ней на шка. Иногда голубь прячет пишу в в обу. ь.

Мы назвали котенка Ле. . Он всегда гото. играть. То залезет на шка. то спрячется в обу. ь. Дядя Ваня положил котенка в рука. и отвез в Росто. . Там у него живет друг. Наш Ле. будет жить там.

Напишите один из этих текстов под диктовку.

Две руки хлопают.
(Хлопки в ладоши.)

Две ноги топают.
(Ритмичное топанье ногами.)

Два локотка вращаются.
(Руки к плечам, вращательные движения локтями.)

Два глаза закрываются.
(Руки вниз, глаза закрыть.)

После проговаривания дети называют слова со звуком В.

9. Выборочный диктант. Выпиши слова с буквами В, Ф в конце слов. Объясни их написание.

При выборочном диктанте предложение диктуется полностью, а ребенок должен выписать только слова с буквами В, Ф на конце слов.

Дачники убрали картофель, морковь, капусту. Червь ползет по земле. Борис положил в шкаф свой шарф. Собираем в августе урожай плодов, много людям радости после всех трудов.

Диктуемые слова ребенок записывает под номерами. Слов не должно быть более 10. Затем ему предлагается ключ ответа, или он сам составляет такой ключ и сравнивает с Вашим. Например, в данном случае: Ключ: В – 3, 4, 5, 7, 8, 9,10; Ф – 1, 2, 6

1) жираф, 2) шкаф, 3) клюв, 4) кузов, 5) рукав, 6) шарф, 7) лев, 8) взрыв, 9) коллектив, 10) удав.

Самопроверка: В: 3,4, 5, 7, 8, 9, 10; Ф: 1, 2, 6.

Цели занятий

§ закрепить дифференциацию В и Ф в словах, предложениях,
§ связной речи;
§ расширять лексический запас;
§ развивать внимание, память, логическое мышление, умение рассуждать;
§ воспитывать самоконтроль.

Материал к занятиям

Вспомни, какие приемы помогают различать звуки В и Ф.

2. Зрительно-слуховой диктант. Методику проведения см. выше.

Вера перешла в восьмой класс. У Веры праздник. На столе вкусные вафли и халва. Ваня принес финики. Мама купила ватрушки и конфеты. Валя принесла фрукты. Все пили чай с ватрушками и конфетами.

3. Вставить буквы В — зеленым цветом, Ф — синим.

Рассуждай по образцу: в слове плутовать перед а четко слышим в, поэтому в слове плутовка пишем букву в.
Плутовать — плутовка
корова — коро.. .ка
поливать — поли.. .ка
поплавок — попла.. .ки
обувать — обу.. .ка
сливочки — сли.. .ки
веревочка — вере.. .ка
головочка — голо.. .ка
ставить — под ста.. .ка
деревья — дере.. .це
булавочка — була.. .ка
ловок — ло.. .кий
пуговица — пуго.. .ка
канавы — кана.. .ка

4. Раскрыть скобки, объяснить свой выбор. Составь предложения с этими словосочетаниями. Напоминаем: записывая, проговаривай слова вслух или шепотом!

Пожелтела тра(в,ф)ка, ло(в,ф)кая кошка, рыжая плуто(в,ф)ка, крепкая вере(в,ф)ка, маленькое дере(в,ф)це.

Объясни, как ты понимаешь эти пословицы. Попробуй составить рассказ с одной из них. Значение непонятных слов посмотри в словаре.

Будь краси. да не будь спеси. Взял коро. ку, возьми вере..ку. Како(в,ф) род, тако(в,ф) и приплод. В очи льсти(в,ф), а за очи лжи(в,ф). Кто лени(в,ф), тот и сон-ли(в,ф). Како(в,ф) корень, тако(в,ф) и плод.

5. «Ты — учитель». Исправь ошибки у нерадивого ученика, объясни ему, как проверить правописание этих слов.

а) Красив, вежлиф, сливки, коровка, булафка, ловкий, здороф, поливка, Леф, Киев, голофка, канафка, клюв, Яков.

Объем задания можно сократить, учитывая индивидуальные возможности ребенка, его работоспособность.

Подсказка: ошибки допущены в 6 словах.

б) Телеграв, поплафки, много дров, лавка, шкав, готоф, пугофка, жирав, морковка, любовь, ковта, Вячеслав, рукаф, чернослив, деревце.

Подсказка: ошибки допущены в 8 словах.

6. Письмо по памяти.

Ребенку необходимо выучить данный текст, а затем записать его по памяти. Проверить работу может он сам, сравнив ее с текстом, или родитель (учитель).

Вот фото, А на фото — два Федота.

У Фени — винтики, у Вити — фантики.

7. Предупредительный диктант.

Первый раз читается весь текст, второй — по предложениям. Родитель (учитель) читает предложение, а ребенок объясняет, как надо писать слова, какая буква необходима и показывает карточку с этой буквой. Только после этого записывает.

Валя и Вера гуляли в парке. В парке красиво. Везде травка, много цветов. Вера рвала фиалки, а Валя васильки. Они сплели венки. Девочки отдыхали возле фонтана. А в это время Федор и Филипп играли в футбол.

8. Контрольные диктанты.

Сначала читается весь текст, затем материал диктуется по предложениям. После того, как записаны все предложения, текст прочитывается еще раз. Ребенок проверяет написанное и исправляет.

У школы возле деревца лежит собака. Ее зовут Волчок. Волчок встречает своего хозяина — Федора. Федор учится во втором классе. Вот закончились уроки. Федор идет домой, а умный и ловкий Волчок несет портфель Федора. Ваня смотрит на них и весело смеется.

Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня — фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.

9. Работа с текстом.

Прочитай выразительно стихотворение.

Подумай, почему Вику называют невоспитанной?

Какая вежливая форма необходима при разговоре со старшими?

Как ты считаешь, ты всегда вежлив при общении со старшими?

Подчеркни буквы В, Ф разными цветами.

Выпиши 5—6 слов в буквами В, Ф.

Вот какая Вика
Вика «выкать» не привыкла
И со взрослыми — на «ты».
Вот какая заковыка,
Вот привыкла, так привыкла.
– Невоспитанная Вика! —
Тетя Валя говорит.
– Да, невежливая Вика! —
Дядя Федор говорит.
Вика удивляется,
Вика возмущается:
– Вот когда вас двое,
Вот когда вас много,
Вот тогда могу я
Говорить вам — Вы!
Тетя Валя с дядей Федей
Снова объясняют Вике:
– Это вежливая форма, —
Тетя Валя говорит.
– Это принятая норма, —
Дядя Витя говорит.
Вика удивляется,
Вика исправляется.
И теперь она на «Вы»
К взрослым обращается.
И теперь она на «ты»
И не откликается!

Другие новости по теме: Дифференциация звуков В — Ф

Читайте также:  Коррекция речевых нарушений через проектную деятельность
Ссылка на основную публикацию