Самомассаж в логопедической практике

Логопедический самомассаж мышц лица, губ

К нетрадиционным логопедическим технологиям относится самомассаж. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. Самомассаж в логопедической коррекции – это часть комплексной работы. А также может использоваться в целях профилактики дизартрических расстройств в раннем дошкольном возрасте.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств. А так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным.

Основные приемы массажа:

поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
– Для снижения тонуса мышц– основные движения поглаживание, растирание, движения выполняются в медленном темпе.
– Для активизации работы мышц – основные движения растирание, разминание, движения выполняются в быстром темпе.

Требования к выполнению упражнений:

  1. Болевые воздействия во время самомассажа не допускаются, потому что массируемые ткани при этом рефлекторно напрягаются, резко снижая тем самым эффект процедуры.
  2. В процессе выполнения упражнений обращать внимание на объем движений, скорость, точность, координированность. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество.
  3. По мере знакомства детей с приемами движения рук, пальцев станут более координированным и точными.

  1. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством педагога, логопеда. Обучая детей самомассажу, учитель – логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало ), а затем и без него.
  2. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна).
  3. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин.
  4. Каждое движение рекомендуется выполнять не более 4—6 раз.
  5. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную музыку (быструю – для активизации, медленную – для расслабления).

Форма проведения может быть как индивидуальная, так и подгрупповая (4-5 человек).

Самомассаж может проводиться с детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации, дневного сна. Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Противопоказания к самомассажу: Это любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез, резко выраженная пульсация сонных артерий. Противопоказание может быть и обычный синяк на лице, аллергия или солнечный ожог.

Схематичное изображение действия

Стихотворные строчки

Выполняемые действия ребенком

Самомасаж мышц лица

Лоб погладили мы нежно

И расслабились прилежно.

Расположить ладони обеих рук
на области головы, на лбу,
соединить пальцы в корзиночку, и затем
погладить ладонями по лбу, волосам,
опускаясь вниз через уши и
боковые поверхности шеи к плечам.

Умываюсь я всегда,

Вот какая чистота!

Исходное положение рук то же. Погладить лоб от центра лба в стороны,
к
ушам, а затем по переднебоковой
части шеи к яремной ямке

Чтоб он хмуриться не мог

Поглаживание лба от центра к вискам.

Как погладить лобик нам

Не сдвигая кожу там.

Круговые растирание от середины
лба к вискам.

Как на барабанчике.

Легкое постукивание или похлопывание
кончиками пальцев по лбу.

Мы по складочкам пройдем,

Движения: поглаживание, а затем круговое растирание пальцами по трем лицевым
линиям.

Щечки крепко разомнем –

Рисовать там круг начнем.

Круговое разминание щек,
начиная от жевательных мышц к
уголкам рта.

Гусь пришел, и гусь гогочет.

Пощипать за щечки хочет.

Легко пощипывать щеки указательным
и большим пальцами.

Поглажу их любя.

Легкое круговое поглаживание щек.

Язык рисует большие круги,

а ладонью щечку сильнее
прижми.

Круговые движения языка с внутренней
стороны щёк и губ: а ладошкой снаружи
прижимать щеку. «Нарисовать» 5-6 кругов
в одну и другую стороны.

Погладим сверху вниз,

сверху вниз – это мой такой каприз.

Указательными пальцами поглаживать
от скуловой кости вниз, затем растирать по тем же линиям, начиная
от жевательных мышц.

Самовар пыхтит: «Пых-пых!» –
Надо сделать перерыв.

Сжать губы, надуть щёки,
удержать воздух 2-3 секунды и
выпустить через губы, произнося: «Пых!»

Схематичное изображение действия

Стихотворные строчки

Выполняемые действия

Чтоб расслабилась губа –
Рисовать усы пора.

Движение указательными пальцами
от середины верхней губы к углам
рта, чтобы активизировать и
от углов рта к середине,
чтобы расслабить.

В уголках я рта кручу –
Расслабить мышцы я хочу.

Круговое разминание в углах рта

Да-да-да есть у деда борода.

Ду – ду – ду – расчешу я бороду.

Да – да – да – надоела борода.

Ды – ды – ды – больше нет бороды.

Сначала поглаживать подушечками пальцев от середины
подбородка к ушам. Затем растирать,
далее разминать круговыми движениями,
потом легко пощипать. Закончить легким
поглаживанием.

С губами я играю,

Всасывать верхнюю и нижнюю губы
попеременно. Внутри языком облизывать
губы.

Зажму я верхнюю
и нижнюю губу,
Птичий клювик получу,
Влево-вправо покручу.

Зажимать между пальцами верхнюю и
нижнюю губы, двигать ими вправо-влево,
вверх-вниз.

Побегу по лесенке
и спою я песенку.

Указательным и средним пальцем
перебирать по губам, движением
сверху вниз

Зубы как расческа,
гладят губы ловко.

Поглаживать губ зубами.

У индейцев клич такой,

Постучи вот так рукой.

Длительно говорить «а» и
похлопывать по рту ладонью.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

К. М. Парадня, учитель-логопед.

МБДОУ «Д/с Журавлик», г. Абакан

В настоящее время разработаны различные методики лечебного, спортивного, косметического и оздоровительного массажа. В логопедической работе одним из наиболее действенных способов коррекции речевых расстройств является логопедический массаж и самомассаж.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.

Цель: активизация мышц лица ребёнка.

Применяя самомассаж в комплексной коррекционной работе, значительно повышается её эффективность по преодолению речевых нарушений у детей, а следовательно, может использоваться для профилактики дизартрических расстройств у детей раннего дошкольного возраста.

В своей практике используем приёмы самомассажа:поглаживание;растирание;разминание;вибрация.

Большими плюсами самомассажа являются:

· доступность: самомассаж проводится индивидуально и фронтально;

· многократное использование в течение дня.

При проведении самомассажа нужно помнить несколько правил:

· ребёнок должен быть тщательно умыт;

· ногти ребенка должны быть коротко пострижены, без заусенцев;

· одежда не должна стеснять движений;

· после приема пищи самомассаж проводить не рекомендуется;

· направления движений всегда от периферии к центру или к лимфатическим узлам;

· длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут;

· каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.

Обучая детей самомассажу, показываем каждый прием на себе и комментируем его. Когда приемы самомассажа освоены детьми, используем проведение движений под стихотворный текст.

Процедура самомассажа проводится по схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Самомассаж мышц головы и шеи:

· расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам, движения рук одновременные, медленные, поглаживающие;

· исходное положение рук такое же, движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица.

Ручки разминаем, растираем, согреваем (сжимаем, разжимаем кулачки, потирание ладоней, хлопки).

И лицо ладошками нежно умываем (круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу).

Грабельки сгребают, все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки вниз подёргаем быстро, быстро, быстро (оттягивание вниз).

Побежим от носа пальцами мы к ушкам (стучащими движениями перебегают от носа к ушам по массажным линиям).

Их вперёд сгибаем, мягко растираем (сгибание ушных раковин и их растирание).

Гладим щёчки по дорожкам: вверх, вверх, вверх (гладят пальцами от носа, от уголков губ, от середины подбородка по массажным линиям вверх к вискам).

Вверх натягиваем бровки: вверх, вверх, вверх (пальцами натягиваем кожу лба от середины бровей к волосам вверх 3 раза).

А теперь погладим губки: раз, два, три (гладят губы от середины к сторонам).

А ещё помнём мы губки по-смо-три! (растирают губы от середины к сторонам).

Поцелуем мы друг друга: чмок, чмок, чмок (вытягивание обеих губ вперёд, поцелуй).

Губки тянем влево-вправо (выполнять соответственно словам).

Хорошо! Ещё разок! (выполнять соответственно словам).

Губки бегают по кругу: раз, два, три! (круговые движения губами влево).

И в другую сторону: по-смо-три! (круговые движения губами вправо).

Губки мы погладим, пальцами скользя (гладят пальцами от середины губ до уголков рта).

Ведь они устали, им отдохнуть пора.

По дорожкам к носику мы пройдём (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).

И от носа к ушкам мы дойдём (поглаживающее движение от крыльев носа к ушам).

Подбородок мы пощиплем, по дорожкам пробежим (пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам).

А теперь погладим шею и тихонько посидим (медленно гладят шею сверху – вниз).

Самомассаж мышц языка:

· просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта, постепенно убирать язык в полость рта;

· просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта;

· легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

Самомассаж ушных раковин:

· приложить ладони к ушным раковинам и потереть их;

· взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 − 5 раз;

· накрыть ушные раковины ладонями. Подержать 2 −3 с.

В своей работе применяем самомассаж — ложками. Преимущества логопедического самомассажа ложками:

· с ложкой умеют обращаться все, они не требуют стерилизации – достаточно их помыть;

· ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно;

· применение способствует развитию мелкой моторики, помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов в речи ребёнка.

Противопоказания к массажу с ложками. Не следует делать массаж ребенку при высыпании на коже, гнойничков, трещин, если есть проблемы во рту – различные воспаления или выпадения зубов.

Для процедуры понадобятся четыре чайных ложки, каждый элемент повторяется 6–8 раз.

Самомассаж ложками:

· выпуклой стороной ложек гладим виски по часовой стрелке;

· выпуклой стороной гладим глазные впадины, вдоль надбровной дуги к внешнему уголку глаза, обратно ведём ложкой под глазом;

· по кругу гладим щеки ребенка выпуклой стороной ложек;

· растираем по спирали виски выпуклой стороной ложек;

· растираем межбровное пространство по спиралевидным траекториям;

· массируем щеки от подбородка к глазам боковой стороной ложки;

· растираем носогубную область концом ложки;

· губы помассируем кончиком ложки, слабым нажатием;

· подбородок и скулы разминаем выпуклой стороной ложек при помощи круговых движений.

Используя самомассаж в работе с детьми дошкольного возраста, мы выявили положительные результаты. Самомассаж способствует нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры, формированию правильного уклада органов артикуляционного аппарата. Значительно уменьшает саливацию, гиперкинезы, синкенезии и девиацию языка.

Библиографический список

1. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М.: Издат. центр «Академия», 2005.

2. Новиковская О. А. Весёлая зарядка для язычка. М.: АСТ, СПб: Сова, 2010.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 395 ;

Тема: «Развитие моторной сферы дошкольников в норме и при общим недоразвитием речи»
статья по логопедии (старшая группа) по теме

В статье описывается развитие моторной сферы у детей дошкольного возраста в норме и при общем недоразвитии речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_motornoy_sfery_doshkolnikov_v_norme_i_pri_obshchim_nedorazvitiem_rechi.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Развитие моторной сферы дошкольников в норме и при общим недоразвитием речи»

Основным видом деятельности дошкольника является игра. На ее основе формируется потребность в познавательной деятельности, развиваются сенсорные и моторные функции, речь и ее регулирующая и контролирующая функции. Уже с 3-4 лет игра должна быть не только пассивной, задаваемой инструкцией взрослого, но и активной, формирующей собственную программу деятельности, поддерживающей инициативу ребенка и способствующей возникновению элементов произвольности. В такой игре непроизвольное внимание и непроизвольное запоминание начинают приобретать произвольный характер [1].

Особое значение для развития дошкольника имеет изобразительная деятельность, способствующая развитию сенсорных и моторных функций. Рисование, конструирование, лепка позволяют ребенку активно осваивать новые сенсорные свойства предметов такие как цвет, форма, зрительно-пространственные соотношения. В процессе таких занятий развиваются сложно координированные движения рук, зрительно-моторные координации. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника таковы, что для него большое значение имеет положительная реакция взрослых на активность ребенка в процессе игровой деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника 3–4 лет неразрывно связано с его игровой деятельностью [1].

Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции [3].

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляционной. По результатам обследования моторной сферы дошкольники с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития, подготовительная к школе группа) разделились на три подгруппы: дети с низким уровнем развития моторной сферы – 23,5 %, со средним уровнем – 28,55 %, с высоким – 48 %[4]..

У детей с низким уровнем развития моторной сферы наблюдаются трудности переключения с одного вида движений на другой, недостаточная статическая и динамическая координация движений, недостаточная двигательная память и низкий уровень произвольного внимания.

У детей со средним уровнем развития моторики отмечаются сопутствующие движения при выполнении некоторых проб, им требуется длительное время для выполнения заданий. Лучше выполняются задания по показу, чем по словесной инструкции.

Дети с высоким уровнем развития моторики приближаются к возрастной норме: у них достаточно сформирована мелкая и артикуляционная моторика. Это можно объяснить тем, что с детьми подготовительной группы длительное время проводилась коррекционная работа.

Данные психолого-педагогической диагностики детей с общим недоразвитием речи позволяют логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции [2].

  1. Орешкина Л.В. Социальные факторы развития ребёнка на разных этапах онтогенеза. – М.: Курьер образования, 2006, №12. – с. 45-59
  2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 160 с.
  3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. – М.: “Академия”, 1996. – 336 с.
  4. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал содержит методические рекомендации для инструктора по физической культуре при подборке подвижных игр в средней логопедической группе для детей с ОНР в соответствии с тематическим планирование.

У детей с речевой недостаточностью затруднения в формировании пространст­венных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ори­ентировки .

В статье описан опыт работы автора по подготовке дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня к обучению грамоте.

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предпологающий чередование прпктических и умственных действий ребенка. Такой подход легко реализовать в о.

Консультация содержит практический материал, позволяющий родителям формировать волевые качества ребенка.

В последние годы появилось огромное количество теоретических разработок педагогов, психологов и логопедов по вопросам использования народного фольклора в работе с детьми. Но в логопедической раб.

В материале можно узнать что такое дислексия и причины ее возникновения, а также предупреждение нарушений чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи. В материале даны образцы приемов используемы.

Особенности моторной сферы у детей с ОНР

Наталия Приданцева
Особенности моторной сферы у детей с ОНР

Детям с общим недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Эти дети физически невыносливы, быстро утомляются, многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Например, им трудны такие движения, как перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстёгивании и застёгивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков и т. д.).

Мимическая моторика в целом имеет спокойный характер, однако у части детей отмечается вялость либо напряжённость мышц, недифференцированность мимических поз. Затруднения вызывают задания на «неполное действие»: прищурить глаза, вытянуть губы, как для свиста; слегка сомкнуть веки.

Что касается речевой моторики,то здесь отмечаются: выраженные изменения мышечной силы, точности, объёма движений, трудности переключения речевых движений, девиация языка.

Таким образом, у детей с ОНР отмечена слабость, неточность в выполнении заданий, медленная переключаемость, неполный объём, наличие синкинезий (движения нижней челюсти, приподнимание пальцев рук, нахмуривание бровей, приподнимание плечей, невозможность удержания заданной позы.

Таким образом, в коррекционно – воспитательной работе с детьми с ОНР особое внимание надо уделять моторному развитию. Мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой. Дети с ОНР нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движений и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости.

Фотоотчёт о работе по развитию эмоциональной сферы детей 3–4 лет Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают.

Конспект индивидуального занятия с ребенком с моторной алалией по теме «Домашние животные» КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ, СТРАДАЮЩИМ МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ. Тема: «Домашние животные» Задачи: Образовательные: Активизировать.

Консультация для родителей «Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения» Консультация для родителей «Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения» Развитие познавательной деятельности детей с.

Мастер-класс. Традиционные и инновационные подходы к коррекции графо-моторной работы с детьми, страдающими нарушениями речи Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с традиционными и инновационными методами развития мелкой моторики и приемами.

НОД в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей ( №5, продолжение) Задачи:- обогащение словарного запаса; – развитие умения ориентироваться в пространстве листа; – развитие графических.

Особенности организации образовательного процесса с детьми, имеющими особенности в развитии В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты: • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся.

Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста Занятие «Веселое путешествие» Цель: совершенствовать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета; развивать.

Конспект занятия для детей средней группы по развитию эмоциональной сферы детей Работая более 10 лет в ДОУ я заметила, что, с каждым годом детей с отклонениями развития эмоциональной сферы становится все больше. Дети.

Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Статья. “Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную игру путем эффективного использования дидактических.

Упражнения для развития эмоциональной сферы детей Вот несколько примерных упражнений для работы с эмоциями. ЭТАП 1 А • Детям читается рассказ или сказка, в которой герой испытывает определенное.

Проблема развития моторной сферы детей дошкольного возраста

В данной статье приведен анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме развития моторной сферы у детей. Рассматриваются разные точки зрения на данную проблему. Четко даны характеристики каждого периода развития мелкой моторики пальцев рук детей первого года жизни. Доказана и дальнейшая зависимость развития эмоциональной, волевой, интеллектуальной, речевой сфер ребенка от уровня развития как общей моторики, так и мелкой моторики пальцев рук.

Проблема развития моторной сферы детей дошкольного возраста в общей и специальной психолого-педагогической литературе

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями ученых (И.П. Павлов (1951); А.Р. Лурия (1973); А.А. Леонтьев (1999) и др.).

Формирование сложных движений происходит при участии речи. И наоборот, точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов – губ, языка, нижней челюсти.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Такими исследователями, как М.М. Кольцова (1973), А.В. Антакова – Фомина (1975), М. Аксенова (1990) и др. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Они установили прямую зависимость развития речи и тонких движений пальцев рук.

Таким образом, развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Огромное значение для развития устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики.

Именно в старшем дошкольном возрасте повышается способность к координации движений, что неразрывно связано с развитием мозга, с совершенствованием его нервной системы и обнаруживается в растущей возможности дошкольника управлять своими движениями, контроле развивать их В.С. Мухина (1975).

Развитие движений тесно связано с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребенка. Ученые (М.М. Кольцова (1995) и Е.В. Новикова (2000)) отмечают, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи.

Многие явления, происходящие в окружающем нас мире и в нашем организме, но могут быть познаны только в результате двигательной активности. Это относится, прежде всего, к представлениям о кинематических, динамических и ритмических характеристиках движений.

Развития движений оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта: внимания (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях и ситуациях, сопутствующих движениям), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности к быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации), мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру и результат и т.д.) (О.С. Бот (1982), Е.В. Новикова (2000), И.С. Лопухина (1997)).

Установлена связь между двигательной и интеллектуальной одаренностью. Дети с активным двигательным режимом имеют, как правило, более высокую и устойчивую академическую успеваемостью Дети с нарушением интеллекта плохо координированы и с большим трудом овладевают двигательными навыками (В.М. Коврыгин (1968), В.Э. Нагорный (1981), И.Ф. Терехова (1983), Е.Е. Шецольд (1974) и др.

М.М. Кольцова (1995) отмечала, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи у ребенка, чем тренировка общей моторики.

Уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи и руки.

Так, давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев руки, хотя сама область двигательной проекции оставалась не затронутой.

Развитие речевых зон в правом или левом полушарии, в зависимости от того, является человек правшой или левшой, особенно убедительно показывает связь функции речи и руки.

В чем же заключается связь движений пальцев рук и речи?

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь роль руки – она дала возможность путем указывающих, ограничивающих, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами и выкриками.

Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоить в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев.

В возрасте около пяти месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при охватывании предмета, на 6-м месяце движения захвата становятся более точными. На 7-м месяце появляется артикуляция слогов. В 8-9 месяцев малыш берет предметы двумя пальцами, вслед за этим начинается произношение первых слов.

Исследования Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой (1980) указывают на то, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

С 10 месячного возраста необходимо начинать активную тренировку пальцев ребенка, а до этого полезно делать массаж рук. Важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно эффективными.

Проведены важные исследования, дающие знания о связи и зависимости общей и речевой моторики. Исследования по физиологии движений и физиологии активности И.А. Бернштейна (1948) показали иерархическую уровневую систему регуляции двигательных функций, в том числе и речи.

И.П. Павлов (1951) рассматривал речь как кинестетическое раздражение, идущее в кору от речевых органов. И.А. Бернштейн (1948) отнес речь к высшему уровню организации движений кортикальному речедвигательному уровню символических координаций и психологической организации движений.

Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности.

Связь движений руки с речью была отмечена еще В.М. Бехтеревым (1928), который высказал предположение, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Психологи М.О. Гуревич (1960), А.А. Леонтьев (1962) указывали на связь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений.

Особенно важны данные о связи между развитием тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей.

По мнению М.М. Кольцовой (1973) есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Ученые указывают, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста (С.Е. Гаврина (1997), Н.П. Кутявина (1998) И.Г. Топоркова (1997) и др.)

Уже в младшем возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения пальчиковой гимнастики, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и растегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Очень важно для овладения грамотой развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения.

В дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного и зрительного контроля. В этом возрасте у ребенка появляется зрительный, хотя и не достаточно совершенный контроль за движением карандаша в процессе рисования.

В это же время при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, словесного объяснения. В случае недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения их руки взрослыми.

Интересен онтогенез развития действий рук ребенка.

И.М. Сеченов (1866) был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Формирование движений рук начинается постепенно на протяжении уже 1-го полугодия жизни. Первая двигательная функция рук – схватывание, которое сначала проявляется как врожденный рефлекс.

В 4-4,5 месяца у ребенка проявляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом, однако действия рук носят случайный характер.

В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребенка в развитии с предметами наступает следующий этап простого «результативного» действия.

Хватание совершенствуется в 2-х отношениях.

Во-первых, к восьми месяцам ребенок научится приближать руку к предмету без возвратных движений, последовательно.

Во-вторых, малыш научится удерживать предметы пальцами.

Итак, на протяжении первого года младенец овладевает значительным числом действий и движений.

В период от года до трех лет у детей развиваются четыре основных умения – ходьба, бег, лазание, метание. Попутно развиваются и другие полезные движения, особенно кистью и пальцами, совершенствуется координация, устойчивость, ловкость.

Движения детей часто хаотичны и нецелесообразны: неокрепший и плохо координированный аппарат движений еще просто не может обеспечить всех устремлений ребенка.

У детей с нарушением речи может отмечаться небольшое отставание в развитии тех или иных двигательных умений.

С возрастом характер движений у школьников значительно усложняется, но даже в возрасте 5-6 месяцев дети еще не совсем хорошо владеют своим телом. Ребенок не всегда может двигаться свободно, легко, как требует того ситуация. У него еще нет необходимых двигательных навыков, он пока не умеет рассчитывать свои усилия, управлять своими движениями.

Движения детей, имеющих общее недоразвитие речи, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, в неточном удержании позы. В ряде случаев страдает выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции.

К 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, отвечающих за развитие мелких мышц кисти. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке — стека). У ребенка развиваются разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.

У большинства детей с общим недоразвитием речи недостаточно развита ручная умелость. Эти дети, как правило, затрудняются в рисовании и письме, в лепке, конструировании, аппликации, неловки в самообслуживании.

Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные, излишне подвижные дети. Из-за особенностей их нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений. Их пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.

Так, В.В. Цвынтарный (1999) предложил занятия, способствующие развитию мелкой моторики рук параллельно с развитием высших корковых функций (памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения). Также, развивая мелкую моторику рук, мы знакомим детей с геометрическими фигурами и счетом. Е. Щепковский (2000) предлагает игры, дающие возможность ограничено сочетать движения пальцев рук с упражнениями в дифференциации звуков.

В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко (1999) разработали примерный комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики, а также подобрали упражнения для само массажа кистей и пальцев рук детьми.

Таким образом, анализ уровня развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Этот факт, должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка речевого развития.

Таким образом, деятельность ребенка выражаются, прежде всего, в движениях.

Первые представления о мире приходят к ребенку через органы чувств, через перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие ребенка.

Для каждого возрастного периода дошкольного детства характерны свои проявления двигательной активности. Дети 4-5 лет приобретают определенные двигательные навыки и умения: их движения более координированы, чем у детей раннего возраста, они владеют основными умениями, такими как бег, прыжки, лазание и др., у них достаточно хорошо развита мелкая моторика рук.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие общей и мелкой моторики, что указывает на необходимость уделять внимание развитию данных умений, причем работа должна проводиться регулярно.

Речь и движения ребенка тесно взаимосвязаны. Речевое развитие напрямую зависит от развития общей и мелкой моторики ребенка. Поэтому, развивая руку ребенка, мы развиваем его речь.

Иванова Оксана Николаевна,
учитель-логопед, МБДОУ детский сад
комбинированного вида №153, Ульяновск

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание, 1990, № 8. – С. 62-65.
2. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология, 1983, № 1. – С. 3-5.
3. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с ЗПР. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1982. – 72 с.
4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 185с.
5. Как подготовить руку ребенка к письму. Комплекс упражнений для тренинга мышц руки. / Под ред. Е.В. Новиковой. – М.: Тандем, 2000. – 18с.
6. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Просвещение, 1973. – 156 с.
7. Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение. – С-Пб.: Дельта, 1999. – 57 с.

Развитие моторной сферы ребенка, имеющего нарушения речи

Разделы: Логопедия

В системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников большое значение имеют занятия, направленные на развитие моторной сферы ребёнка. Под моторной сферой подразумевается развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Детям, имеющим системное недоразвитие речи, присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы: плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Моторная сфера при разной степени системного недоразвития речи страдает по-разному. В несложных случаях – это в основном недостаточная координация пальцев кисти руки, несформированность кинестетического и динамического праксиса. При более тяжёлых случаях поражений центральной нервной системы двигательные расстройства характеризуются изменениями мышечного тонуса, лёгкими геми- и монопарезами, нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Часто у этих детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка.

У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: снижение мотивации, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности в общении с окружающими, неуверенность в себе и, как следствие, негативизм, агрессивность, обидчивость, раздражительность.

Развитие моторной сферы ребёнка необходимо начинать с первых дней пребывания в логопедической группе. Работа ведётся сразу в нескольких направлениях:

1 – Развитие навыков самообслуживания. Ребёнка нужно постоянно тренировать в застёгивании пуговиц, молний, завязывании бантов, шнурков на обуви, узелков на платке, складывании своей одежды в шкафчик и пр.

2 – Проведение специальных логопедических занятий по развитию артикуляционных умений и навыков.

3 – Проведение специальных упражнений, занятий и дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики.

К специальным упражнениям относятся: массаж и самомассаж рук специальными мячами, самомассаж ладоней и пальцев рук природным материалом (шишками, каштанами, желудями, орешками и пр.), самомассаж карандашами, пальчиковая гимнастика, запускание волчков, прикрепление прищепок, нанизывание бус, плетение, вязание, обводки по трафаретам и лекалам.

К занятиям относятся – рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда.

К дидактическим играм следует отнести мозаику, складывание кубиков, разрезных картинок, пазлов, головоломок.

4 – Проведение физкультурных и музыкальных занятий, подвижных игр и динамических пауз, в результате которых у детей развиваются равновесие, ловкость, координация движений, умения произвольно менять положение тела, сенсомоторные функции.

Работая по развитию моторной сферы ребёнка в дошкольном возрасте, можно с успехом применять совместные занятия-тренинги детей и их родителей. В ходе этих тренингов родители знакомятся с развитием моторики и сенсомоторики собственных детей, узнают специальные упражнения, которые они могут самостоятельно применять дома. Родители, занимаясь с ребёнком, дают ему нужную мотивацию, оказывают необходимую помощь, тесно общаются с ним во время выполнения упражнений, стимулируют его к дальнейшей деятельности. Взрослый партнер постоянно оказывает внимание ребёнку, который видит в нем опору и, рассчитывая на его помощь, не боится трудностей, связанных с выполнением упражнений различной сложности.

В предлагаемом опыте работы представлен игровой тренинг для детей старшей логопедической группы первого года обучения и их родителей.

Тема игрового тренинга «Моторику развиваем – говорить начинаем»

Оборудование: «Чудесный мешочек» (с геометрическими фигурами); зеркала (по количеству детей); массажные игрушки «Ёжик» и каштаны (по количеству детей); волчки, планшеты с пазлами и шнуровкой (по количеству детей); пирамидки геометрические; прищепки различной формы и цвета (в неограниченном количестве); конструктор настольный (2 упаковки); флажок; магнитофон, диски с классической и эстрадной музыкой.

1 – Учитель-логопед сообщает присутствующим родителям и гостям тему мероприятия и приглашает ребят зайти в группу.

2 – Под звуки классической музыки входят дети и, называя свои имена, садятся за столы.

1 – Перед каждым ребёнком на столе стоит зеркало. Учитель-логопед предлагает детям выполнить артикуляционные упражнения, самостоятельно контролируя их качество при помощи зеркала. Задания подаются в стихотворной форме:

А) Упражнение «Лягушки»:

– Мы весёлые лягушки, тянем губы прямо к ушкам.
(Губы находятся в улыбке, зубки сближены и слегка видны)

Б) Упражнение «Слоник»:

– Подражаю я слону, губы хоботом тяну.
(Губы вытягиваются в «трубочку»)

В) Упражнение «Змейка»:

– Подражаем мы змее, с ней мы будем наравне,
Высунем язык и спрячем, только так, а не иначе.
(Быстрое высовывание узкого языка изо рта)

Г) Упражнение «Лошадка»:

– Язычком пощёлкай громко, стук копыт услышишь звонкий.
(Губы в улыбке, рот открыт, спинка языка прижимается к верхнему нёбу и сильно натягивает уздечку, затем резко отпускается, язык как бы щёлкает)

Д) Упражнение « Окошко»:

– А весёлый бегемотик, широко разинул ротик.
(Спокойное открывание и закрывание рта)

Е) Упражнение «Блинчики»:

– Испекли блинов немножко, остудили на окошке.
(Широкий язык спокойно лежит на нижней губе)

Ж) Упражнение «Вкусное варенье»:

– Блин мы ели с наслажденьем – перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать, губы нужно облизать.
(Широким языком облизываем верхнюю губу сверху вниз)

З) Упражнение «Шарик»:

– Я надул воздушный шарик, укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я.
(Сильное раздувание обеих щёк)

И) Упражнение «Часики»:

– Тик-так, тик-так, ходит маятник вот так!
(Губы в улыбке, рот открыт, узкий кончик языка поочерёдно касается уголков губ.)

К) Упражнение «Чистим зубки»:

– Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый.
(Губы в улыбке, вначале кончиком языка чистим нижние зубки, делая движения изнутри наружу, затем также чистим верхние зубки)

2 – Логопед достаёт резиновые массажные игрушки «Ёжики» и каштаны. Он предлагает детям выполнить самомассаж и упражнения, направленные на развитие пальцев рук:

А) Упражнение «Погладим ёжика»: самомассаж кистей и пальцев рук. Выполняется вначале правой, затем – левой рукой.

Б) Упражнение «Колобок»: на одну ладошку положить каштан, накрыть сверху ладонью другой руки и делать круговые движения. Поменять руки.

В) Упражнение «Колбаски»: на одну ладошку положить каштан и пальцами другой руки делать продольные движения так, чтобы каштан прокатывался по каждому пальчику обеих рук. Поменять руки.

Г) Упражнение «Нарисуем кружок»: положить каштан на тыльную сторону одной руки и ладошкой другой нужно выполнять круговые движения. Поменять руки.

Д) Упражнение «Дорожка»: положить каштан на тыльную сторону одной руки и ладошкой другой выполнять движения вперёд – назад. Поменять руки.

Е) Упражнение «Вареники»: кончиками пальцев обеих рук сжимать каштан, имитируя лепку теста.

Ж) Упражнение «Спиральки»: большим и указательным пальцем правой руки передать каштан большому и указательному пальцу левой руки. При выполнении упражнения кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».

З) Упражнение «Спиральки-2»: большим и средним пальцем правой руки передать каштан большому и среднему пальцу левой руки. При выполнении упражнения кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».

И) Упражнение «Надень колечко»: самомассаж пальцев рук каштанами. Держа каштан пальцами одной руки, массажировать между пальцами другой. Поменять руки.

К) Упражнение «Ловкие пальчики»: взять в каждую руку по каштану и перебирать их пальцами обеих рук одновременно.

3 – Логопед просит детей встать. Детям раздаются волчки, и предлагается попробовать их раскрутить в направлении от себя. Задание выполняется сначала правой рукой, затем левой. К выполнению упражнения привлекаются родители, которые тренируются вместе с детьми и следят за качеством выполнения задания.

4 – Упражнение «Осенние ветки».

Учитель-логопед вносит корзину с ветками без листьев. Он спрашивает у детей: – Какое сейчас время года? (Осень). А какого цвета осенью на ветках листья? (Красные, жёлтые, оранжевые, бурые). Логопед предлагает детям подойти к контейнеру, где лежат цветные прищепки и выбрать те, которые могут соответствовать осенней листве. Дети прикрепляют прищепки к веткам.

Логопед просит детей и их родителей встать в круг и выполнить упражнения, сопровождая их словами:

Ветер дует нам в лицо,Движения кистями рук к себе
Закачалось деревцо.Наклоны с поднятыми руками в разные стороны
Ветерок всё выше, выше,Приподняться на пальцах ног и потянуться
Деревцо всё ниже, ниже.Наклониться к полу
Солнце поднимается,Выпрямиться, поднять руки вверх
Ветки распускаются.Развести руки в стороны
Руки подняли и помахали,
Это деревья в лесу.
Поднять руки вверх и помахать, наклоняясь из стороны в сторону
Локти согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
Согнуть локти перед собой, встряхнуть кистями рук
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Плавные взмахи вытянутыми руками из стороны в сторону
Как они сядут, покажем,
Крылья сложили назад.
Присесть и, заведя руки за спину, их вытянуть.

1 – Дети садятся на свои места. Логопед проводит игру «Чудесный мешочек». Дети на ощупь определяют геометрическую форму, находящуюся в «Чудесном мешочке».

2 – Логопед раздаёт детям различные дидактические игры на выбор: «Шнуровка», «Пазлы», «Классификация», «Геометрические пирамидки».

Четверо детей получают планшеты, в которые они самостоятельно должны вложить пазлы. Ещё четверо – планшеты со шнуровкой. Двое детей получают шнурки и мешочек с геометрическими фигурками и фигурками животных: один ребёнок должен нанизывать на шнурок только геометрические фигуры, другой – только фигурки животных. Двое детей нанизывают на геометрические пирамидки фигурки, подбирая нужные прорези.

Родителям предлагается помочь своим детям.

3 – Подвижная игра «Найди пару».

Логопед одной половине детей прикрепляет прищепки к правому рукаву одежды, другой половине детей – к левому (если количество детей нечётное, кто-то из родителей становится участником игры). Дети под звуки весёлой эстрадной музыки бегают по кругу до тех пор, пока музыка не закончится. Как только музыка кончилась, дети должны встать в пары по принципу: у кого прищепка на правом рукаве, тот берёт за руки того, у кого прищепка тоже на правом рукаве, и, имеющие прищепку на левом рукаве, берут за руки того, у кого прищепка тоже на левом рукаве.

Этап соревновательный, завершающий

В конце игрового тренинга двум смелым мамам предлагается со своими детьми выйти к столу и построить башни из настольного конструктора. Кто первый построит башню, тот должен поднять вверх флажок. Во время выполнения задания звучит весёлая музыка.

Логопед благодарит детей и всех присутствующих родителей. Всем детям раздаются призы.

Моторное развитие дошкольников

Физическое и моторное развитие ребенка в раннем возрасте

В период с 2 до 6 лет, по мере того как тело меняет свои размеры, пропорции и форму, ребенок перестает выглядеть младенцем. Происходящее в это же время быстрое развитие мозга ведет к расширению когнит. возможностей ребенка и к такому развитию грубой и тонкой моторики, которое было невозможно в младенчестве. Для раннего детства характерен ровный и замедленный темп роста, который сохраняется вплоть до пубертатного скачка роста. В течение этого периода здоровые дети прибавляют ежегодно в весе в среднем 2 кг, а в росте – 8 см. Изменение пропорций тела приводят к смещению его центра тяжести (маленьким детям сложнее управлять движениями своего тела). В школьные годы, по мере того как меняется телосложение ребенка, центр тяжести постепенно опускается в область таза. По мере развития костной системы детей, растет и их физическая сила. Рост кости происходит в хрящевом центре роста на конце кости, называемом эпифизом (у девочек раньше мальчиков). В 5-м возрасте головной мозг ребенка становится по своим размерам почти таким же, как у взрослого человека. Развитие мозга способствует все более сложным процессам научения; в свою очередь, перцептивная и моторная деятельность, наряду с приобретением навыков в решении задач, освоением языка и другими видами научения, вносят свой вклад в образование и усиление межнейронных связей. Распределение функций между левым и правым полушарием называется латерализацией (но они всегда работают сообща). Развитие полушарий мозга происходит не синхронно, например, за лингвистические способности (осязание правой рукой, устную речь, чтение, письмо, логику, науку, математику) отвечает левое полушарие, рост которого с 3 до 6 лет ускоренный, а затем происходит его замедление. Созревание правого полушария в раннем детстве (осязание левой рукой, зрительно – пространственные образы и представления, творческое мышление, воображение, восприятие музыки и живописи) идет медленными темпами и ускоряется от 8 до 10 лет. В дошкольные годы дети совершенствуют свои двигательные навыки и качества. Изменения видны в грубой моторике – способности совершать движения большой амплитуды.

Моторное развитие дошкольников

2 года3 года4 года5 лет
Ходят широко расставляя ноги, и раскачиваясь из стороны в сторону. Держатся двумя руками за опору. Обладают малой выносливостью. Берут предметы двумя руками.При ходьбе и беге ставят ноги гораздо ближе, чем раньше. Лучше удерживают равновесие, передвигаются более плавно и гибко. Берут предметы одной рукой. Рисуют на бумаге разводы и каракули, складывают в кучу кубики.Могут менять ритм бега, неуклюже передвигаются скачками, прыгают. Демонстрируют большую силу, выносливость и координацию движений. Рисуют карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, делают из кубиков постройки.Могут ходить по гимнастическому бревну. Ловко скачут, стоят на одной ноге. Могут застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки. Умеют пользоваться письменными принадлежностями, посудой.

Двигательная активность у детей достигает пика, когда им исполняется 2 – 3 года, постепенно снижаясь на протяжении оставшейся части дошкольного периода.

Дошкольники испытывают трудности при совершении действий, требующих особо тонких движений (незрелость ЦНС ребенка т. к. продолжается процесс миелинизации и отсутствие терпения, необходимого для выполнения этих действий). Развитие тонкой моторики – способность выполнять точные движения малой амплитуды.

Двигательные навыки – повседневные действия. Овладение ими позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому о себе заботиться и проявлять свои творческие наклонности. Существенные условия моторного научения:

1. Готовность. Ребенок должен находиться в состоянии готовности достичь опред. степени развития и обладать рядом предварительных знаний и умений. Задача родителей – определить, когда реб. достигает этого состояния. В состоянии наивысшей готовности дети хотят учиться, получают удовольствие от знаний, и бурно радуются своим успехам.

2. Активность. У детей, которым не удается проявить сполна свою активность с целью научиться чему-то, возможны трудности в развитии двигательных навыков. Самостоятельно выбираемый и регулируемый режим учения часто более эффективен, чем программируемый взрослыми цикл занятий.

3. Внимание. Ребенок должен находиться в состоянии бодрствования и вовлеченности в ситуацию. Детям в возрасте от 3 до 5 лет удается лучше концентрировать свое внимание в том случае, если они активно повторяют чьи – то действия. В 6-7 лет дети уделяют внимание словесным инструкциям.

4. Мотивация компетентности – потребность в достижении успеха, с тем, чтоб почувствовать себя способным и умелым (мотивация внутренняя и внешняя). Обратная связь, которую дети получают от своих достижений, способствует поддержанию их мотивации. Родители должны сделать внутреннюю обратную связь более явственной.

Предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте (Д.Б. Эльконин)

Социальная ситуация развития: ребенок получает предметы, но способа их использования как в обществе у него нет. Основное противоречие решается через переход от манипулятивной к предметной деятельности. Ребенок овладевает 2мя частями деятельности 1) ориентировочная; 2) исполнительная. Гальперин выделил «3 типа ориентировки»: 1. проб и ошибок; 2. на основе алгоритма, показанного взрослыми; 3. научение ребенка выделять ориентировки для собственного действия. Эльконин изучал смысловую сторону действия и пришел к выводу, что если ребенок не имеет собственной значимости действия, он его не будет выполнять. Переход компонентов действия на сторону ребенка происходит в 2 линии: 1) переход от совместности к самостоятельности (1 – совместная деятельность, все элементы у взрослого, 2 – частично – совместная деятельность, 3 – совместно – разделенная, начинает действие взрослый, а ребенок его заканчивает, 4 – действие на основе показа, пример взрослого, 5 – выполнение ребенком действия на основе указаний взрослого, ориентировка и исполнение на стороне ребенка, взрослый только оценивает, формируется образ взрослого!), 2) ориентации самого ребенка в ситуации действия (1 – неспецифичное использование предмета, ориентировка на физические свойства предмета, 2 – специфтческое использование предмета, 3 – есть способ действия в соответствии с чьими – то действиями и ребенок начинает переносить действия на другие предметы). Итог: формируется схема действия, то общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении. Формируется образ действия. Ребенок начинает понимать, что между действиями ребенка и взрослого нет разницы. Все действия на стороне ребенка. Возникает кризис 3х лет (Я – сам).

Важные достижения раннего детства. Во-первых: овладение прямой походкой. Происходит расширение границ мира: физического и психосоматич.: выделение объекта, взаимодействие с объектом, выстраивание значение объекта. Также происходит ориентировка в пространстве: активная возможность адекватной ориентировки в окружающей среде, развитие мышечного чувства в пространстве (возможность дойти до объекта, чтоб овладеть им). Во-вторых – развитие предметной деятельности: а) овладение функцией предмета, использование предмета по средствам любой деятельности; б) узнает функции предмета от взрослого; в) к трем годам вновь совершает любые действия с предметом, но уже зная его основные функции.

Развитие новых видов деятельности: например, пирамидки – это соотносящие действия, приведение двух и более объектов в пространственное соотношение между собой: 1) действительное реальное соотнесение (безошибочное), идеальные формы воспринимаются с помощью символической репрезентации. На втором году жизни развиваются орудийные действия (использование одного предмета для воздействия на другой предмет, сначала руки затем средства), параллельно идет развитие функциональной знаковой системы. В-третьих – это развитие речи 1) совершенное понимание речи взрослого (развитие восприятия и распознания речи, 2) собственная активная речь. Она делится на фонематический слух, который с возрастом теряет возможность улавливать некоторые фонемы, и грамматическую речь, когда ребенок согласует окончание слов в словосочетаниях и предложениях.

Д. Б. Эльконин: в конце первого года жизни соц.ситуация полной слитности ребенка с взрослым взрыва­ется изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Од­нако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.

Во-первых, речь носит автономный характер: слова ситуативны, они – лишь осколки наших слов, многозначны, полисемантичны. В самой автономной речи содержится противоречие. Эта речь — средство общения, обращенная к другому, но она, как прави­ло, пока еще лишена постоянных значений. Во-вторых, почти в каж­дом действии, которое реб. осущ. с тем или иным предме­том, как бы присутствует взрослый человек. Прежде всего, он присутствует путем конструирования предметов, с к-м реб. манипулирует.

Ни на одном человеческом предмете, указывал Д. Б. Эльконин, не написан способ его употребления, общественный способ употребления предмета ре­бенку всегда надо раскрывать. Но поскольку младенцу его еще нельзя показать, приходится конструировать предметы, которые своими физич. свойствами определяют способ действия детей. Манипулируя с предметами, ориентируясь на их физические свойства, ребенок, однако, сам не может открыть общественно-выработанных способов употребления предметов. Социальная ситуа­ция развития в раннем возрасте такова: “ребенок-ПРЕДМЕТ-взрослый”. В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. К. Ле­вин даже говорил о фетишизации предмета в раннем детстве. Это проявляется, например, в том, как ребенок садится на стульчик или возит за собой машину — ребенок все время смотрит на этот предмет. Правда, за предметом ребенок еще не видит взрослого человека, однако, без взрослого он не может овладеть человеческими способами употребления предметов. В этой ситуации ребенок как бы говорит: “Мы слиты, я без тебя ничего не могу сделать, но я прошу тебя: покажи, учи!”

Соц.ситуация совместной деят-ти ребенка и взрос­лого содержит в себе противоречие: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это проти­воречие решается в новом типе деят-ти, к-й рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность,направ­ленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив дея­тельности заключается в самом предмете, в способе его употребле­ния. Общение в этом возрасте становится формой организации пред­метной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собствен­ном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на обще­ственный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществ­ления предметной деятельности, как орудие для овладения обще­ственными способами употребления предметов. Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным сло­вом, имеющим предметную отнесенность.

По Д. Б. Эльконину, развитие ребенка в раннем детстве импли­цитно содержит в себе распад этой ситуации. Совместное действие уже потому, что оно предметно, содержит в себе свою гибель. И. А. Соколянский и А. И. Мещеряков сумели проследить этот процесс на других предметах и изображениях, что делает его носителем пред­метного содержания.

Читайте также:  Логоритмическая зарядка по теме (Части тела)
Ссылка на основную публикацию