Самомассаж мышц лица, губ

Разглаживаем носогубки: два эффективных массажных приема

Мы уже знаем, что за появление носогубных складок отвечает целый ряд мышц:

Внимательно рассмотрите картинку. В большом числе случаев верхняя часть носогубок (нижнюю часть мы сейчас разбирать не будем) образуется из-за того, что спазмированы и укорочены волокна следующих мышц:
– мышцы, поднимающей верхнюю губу и крыло носа;
– мышцы, поднимающей верхнюю губу;
– мышцы, поднимающей угол рта;
– большой и малой скуловых мышц
Между носогубкой и глазничным краем образуется что-то вроде упругого валика, и выглядит это приблизительно так:

Такой вариант носогубок встречается даже у очень молодых девушек. В этом случае “накачивать” мышцы, то есть сокращать их и еще больше укорачивать не очень-то полезно. Правильнее научить их расслабляться, снять вечное перенапряжение. Поэтому с такими носогубками мы будем справляться с помощью точечного и лимфодренажного массажа.

Точечный массаж против носогубных складок.

Исходное положение: как всегда, позвоночник выпрямлен, надчерепные мышцы натянуты назад и вверх. Рот открыт в форме “О” (на фото из-за ракурса оно выглядит иначе, но это “О” ), губы прижаты к зубам, чтобы кожа на лице была немного натянута.

Выполнение: подушечками указательных или средних пальцев совершаем прерывистые надавливающие движения от линии носогубок вверх и в стороны по направлению спазмированных мышц (стрелочками на фото указаны направления, точками – нажатия). Начинаем с линии, ближайшей к носу. Делаем по два-три-четыре нажатия в каждом из четырех направлений. Проходимся по всем линиям от 1 до 3 раз.

Важно! Наживаем достаточно сильно, чтобы почувствовать под пальцами не только кожу, но и мышцы, – но не до боли и синяков. Даем при надавливании легкой импульс вверх-в стороны (по направлению стрелок), но не смещаем кожу.

Обратите внимание: направление нажатий идет точно по ходу перечисленных в начале этой записи мышц! (На фото специально наложила картинку с мышцами!)

Результат: при правильном выполнении глубина верхней половины носогубок уменьшается моментально. При постоянном применении массажа (можно делать 4-5 раз в неделю) эффект становится стойким.

Лимфодренажный массажный прием против носогубных складок

Лимфодренаж очень показан в случае носогубных складок, потому что в носогубном валике частенько задерживается лимфатическая жидкость, которая утяжеляет скаладки и делает их более заметными. “Отжимая” лишнюю жидкость мы тем самым уменьшаем толщину валика и глубину складки.

Это фрагмент из моей книжки о самомассаже, часть японского массажного комплекса (массаж “Асахи”, или “Зоган” – правда, в моей версии), но этот прием можно вполне выполнять отдельно:

1. Поместите пальцы в ямки у крыльев носа. Подушечками средних пальцев сделайте 5 давяще-растирающих движений вверх-вниз, обводя крылья носа. При этом немного приоткройте рот и натяните верхнюю губу, чтобы препятствовать смещению кожи.

2. Переместите пальцы к спинке носа. Подушечками и первыми фалангами средних и безымянных пальцев сделайте 3-4 разглаживающих движения от переносицы и спинки носа в направлении вниз-в стороны. Рот открыт в форме «О» для создания натяжения кожи.

3. От спинки носа растирающе-надавливающим движением разведите пальцы, уводя их к вискам. Рот по-прежнему открыт, создает натяжение, кожа не смещается.

4. На висках пальцами очень легко надавите на кожу в области височной ямки 1-2 сек., далее проведите пальцами вдоль щек к точкам под ушами, снова очень легко надавите 1-2 сек., затем проведите вниз по боковым поверхностям шеи до ключичных ямок и снова легко надавите 1-2 сек.

Повторите этот массажный прием 1-3 раза. При слабо выраженных носогубках и худом лице применяйте его для профилактики 1-2 раза в неделю. При ярко выраженных носогубках и полном лице можно делать до 5-6 раз в неделю.

Юлия Зартайская, ваш инструктор по фейскультуре.

Семинар-практикум «Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста»

Оксана Терёшина
Семинар-практикум «Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста»

Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений.

1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений, как средство для развития фонематического восприятия.

1. Использование игровых технологий в развитии фонематических технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников. (доклад)

3. Работа в микрогруппах

4. Игры на развитие фонематического слуха (практикум)

5. Презентация воспитателями игр на развитие фонематического слуха у дошкольников.

6. Анкетирование педагогов.

ХОД СЕМИНАРА,

1. Выступление докладчика

2. Блиц-опрос

-Сколько существует этапов по формированию фонематического восприятия

Л. С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Несколько позже Д. Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие». Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

• умение определять линейную последовательность звуков в слове;

• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

• осознание или подсчет количества звуков в слове.

Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:

1. выяснение порядка следования фонем в слове;

2. установление различительной функции фонем;

3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку. Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.

Профессор Л. С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

Что такое фонематическое восприятие? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.

Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

3. Работа в микрогруппах.

Каждой микрогруппе написать по 2 этапа с указанием в какой возрасной группе будет осуществлять работа

I этап – узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти.

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. Этим целям служит целый ряд игр.

III этап – различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап – дифференциация слогов.

V этап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух – и трехсложные слова. Необходимо объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.)

4. Игры на развитие фонематического слуха (практикум)

Каждой микрогруппе даётся по 3 игры. Необходимо определить на каком этапе формирования фонематического восприятия их можно использовать и в какой возрастной группе.

1 микрогруппа

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы. (1 этап -узнавание не речевых звуков)

Цель: формировать у детей умение произносить соответствующие реплики изменяя тембр и высоту голоса. (2 этап- различение высоты, силы, тембра голоса)

Д/у «Звуковая цепочка»

Цель: формировать у детей умение определять последний звук в слове и придумывать новое слово, начиная с этого слова. (6 этап- развитие навыков элементарного звукового анализа)

2 микрогруппа

ДУ «Живые звуки, слоги»

ЦЕЛЬ: формировать у детей умение синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.

ХОД ИГРЫ: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:

Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».

Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».

Оля, ты главный звук «и».

Вера, ты второй звук слова «дно»

Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные – догадываются, какое слово получилось. (V этап-дифференциация фонем)

Цель; формировать у детей умение услышать правильный вариант произношения.

(III этап-разлечение сходных по звучанию слов)

ЦЕЛЬ: формировать у детей умение с завязанными глазами двигаться в сторону звенящего бубна (Iэтап- узнавание не речевых звуков).

3 микрогруппа

ДУ «Звуковые прятки»

Цель игры: развитие фонематического слуха; развитие внимания

Ход игры: Ведущий загадывает звук, который играющие будут искать в словах, например, звук «о». А затем, бросая мяч играющим произносит разные слова, например, «кошка», «стул», «почта», «сок», «карандаш» и т. д. Играющий, которому бросают мяч, должен внимательно прослушать слово и, если в этом слове есть нужный звук, то он ловит мяч, если нет – отбивает. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибётся. (VI этап- развитие навыков элементарного звукового анализа)

Дидактическая игра «КузовОК»

Цель игры: развивать фонематический слух; учить подбирать слова, которые оканчиваются на «ок».

Материал: красивая коробочка или корзинка, фишки.

Ход игры: Ведущий показывает «кузовок» и говорит: «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «-ОК», я кладу в кузовОК яблОК мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на –ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек. (IV этап- дифференциация слогов)

5. Презентация воспитателями игр на развитие фонематического слуха у дошкольнико в.

6. Анкетирование педагогов.

1. Какие методики по развитию речи у детей Вы используете в своей работе?___

2. При составлении конспекта занятия, какие методические пособия Вы используете?___

3. Какова основная цель развития фонематического восприятия у детей в дошкольном возрасте?___

4. Сформулируйте задачи развития фонематического слуха и восприятия в своей возрастной группе___

5. Какие методы и приёмы развития фонематического слуха и восприятия Вы используете на занятиях и в свободной деятельности детей?___

6. Что в работе по воспитанию фонематического слуха и восприятия Вы считаете наиболее актуальным для детей вашей возрастной группы?

7. Каким формам работы с детьми Вы отдаёте предпочтение при воспитании фонематического слуха и восприятия?

8. Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами развития речи своих детей? ___

9. Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи? ___

10. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в работе по воспитанию фонематического слуха и восприятия? ___

11. В чём, по вашему мнению, должна заключаться помощь воспитателю группы со стороны методиста и логопеда детского сада? ___

12. В чём, по вашему мнению, заключается самостоятельная работа воспитателя в данном направлении?___

7. Подведение итогов семинара-практикума.

Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых упражнений Тема педагогической концепции звучит так: «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста по средством дидактических.

Консультация для родителей «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей» Выполнила: Воспитатель МБДОУ №51 “Мотылек” Лавришина И. Г. В работе с детьми можно часто столкнуться с такой ситуацией: ребёнок правильно.

Практикум-семинар «Использование игровых обучающих ситуаций в речевом развитии дошкольников» Слайд № 1,2 «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С. Семинар-практикум «Использование.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Дидактические игры в развитии речи детей» Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры для детей дошкольного возраста». План проведения: 1.

Семинар-практикум для педагогов «Использование нестандартного оборудования в ДОУ» Цель: повышение педагогической компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, оптимизации двигательного.

Семинар-практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «солнышко» Семинар – практикум для педагогов Нетрадиционные.

Семинар-практикум для педагогов «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка» Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня я бы хотела провести с вами семинар-практикум «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии.

Семинар-практикум «Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с ПДД» Семинар-практикум «Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с ПДД» Подготовила ст. воспитатель ДОУ №40 «Пчелка» Пашковская.

Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Послушай — и ты узнаешь, Посмотри — и ты поймешь, Сделай — и ты научишься.

Применение дидактических игр, как средства развития фонематического слуха и восприятия дошкольников

В статье раскрывается практическое применение дидактических игр, как средства развития умения узнавать неречевые звуки, различать звуки речи, слоги, формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, количество звуков в слове, место звука в слове.

Прямо с рождения ребёнка окружает множество самых разных звуков, но слова – речевые звуки – в этой массе наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок учится не только слышать, но и различать звуки родного языка. В этом случае большое значение имеет процесс формирования фонематического слуха и восприятия ребенка.

Фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Дети, имеющие нарушение фонематического слуха и восприятия имеют свои особенности:

  • Ребенок недостаточно хорошо воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, у него формируется неправильное или неточное воспроизведение речевых звуков;
  • С трудом различает неречевые звуки (скрипы, хлопки, транспортные и предметные шумы);
  • Слабо узнает голоса знакомых детей, родных;
  • Сложно запоминает и узнает мелодию, не воспроизводит простой ритм;
  • Допускает ошибки при передаче ритмического рисунка на уровне слова;
  • Имеются трудности в слиянии звуков, слогов, в прочтении слов, фраз, в проведении элементарного звуко — слогового анализа.

Для преодоления этих трудностей свою работу простаиваю в следующей последовательности:

  1. Узнавание неречевых звуков, то есть тех, которые мы слышим, но не умеем произносить.
  2. Различение звуков речи, слов, фраз по тембру, силе и высоте.
  3. Различение сходных по звучанию слов.
  4. Различение слогов.
  5. Опознание и различение звуков (фонем).
  6. Научение звуко-слоговой анализа: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять количество звуков в слове, место звука в слове.
Читайте также:  Организация процесса нейрореабилитации пациентов с нарушениями ВПФ в условиях суточного стационара ЦПРиН

Для того, чтобы работа по формированию фонематических процессов была детям интересна и занимательна, я использую различные дидактические игры.

Дидактическая игра «Шумящие бочоночки»

Цель: развитие умения различать неречевые звуки.

Вместо бочоночков можно использовать футляры от фотоплёнки, «киндер-яйца» или спичечные коробки. Наполните их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки.

Можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и так далее. Ребёнок по звучанию должен догадаться, что внутри бочоночка. Можно сделать пары бочонков с одинаковым наполнением: ребенку предлагается найти бочоночки, которые звучат одинаково.

Дидактическая игра «Найди свой кармашек»

Цель: различение слов со сходными по звучанию звуками.

На игровом поле пары кармашков со сходными звуками (например: т – д, с – сь, з – ж, л – р и так далее).

Ребёнку предлагаются картинки с заданными звуками в начале слова, ему нужно «расселить» картинки по кармашкам.

Дидактическая игра «Рассели жильцов»

Цель: определение количества слогов в слове.

Ребёнку предлагается четыре домика с разным количеством окон.

В домик с одним окном нужно поселить жильца в названии, которого один слог, в домик с двумя окнами – с двумя слогами, в домик с тремя окнами – с тремя слогами, в домик с четырьмя окнами – с четырьмя слогами.

Дидактическая игра «Грибок»

Цель: определение места звука в слове.

На грибок наклеиваются три квадрата, ребёнку предлагается набор картинок с заданным звуком. Необходимо найти этот звук в словах.

Если звук в начале слова, то ребёнок фишку ставит в первый квадрат, если в середине — во второй квадрат, если в конце – в третий квадрат. Например, ищем звук Л в словах Лампа, Палка, Стул.

Дидактическая игра «Засели звук в домик»

Цель: определение места звука в слове.

В окошке домика натянута нитка, в неё вставлена пуговка.

По примеру предыдущей игры, пуговка движется в зависимости от положения звука (начало – середина – конец слова).

Дидактическая игра «Звуковой жучок»

Цель: различение звуков по твёрдости — мягкости.

Ребёнку предлагается игрушка – жук. Спина у него наполовину зелёная, наполовину – синяя. На синюю половину нужно наклеить картинки в которых заданный звук твёрдый, а на зелёную картинки, в которых – мягкий.

На примере звуков Р и Рь. Гармонь: Р – твёрдый, на синюю половинку; орех: Рь – мягкий, на зелёную половину. И так далее.

Дидактическая игра «Сажаем цветы в клумбу»

Цель: звуковой анализ слова.

Данное пособие вяжется крючком, на него нашиваются пуговицы, и отдельно вывязываются цветы (красные, синие, зелёные) с отверстием в центре, чтобы они могли застёгиваться на пуговички.

Ребёнку даётся слово, он должен сделать звуковой анализ. Если звук согласный твёрдый, то ребенок пристёгивает синий цветок, если согласный мягкий – зелёный цветок, если гласный – красный цветок.

Дидактическая игра «Расставь игрушки по местам»

Цель: составление слов из заданных звуков.

Ребёнку предлагается сначала игровое поле с игрушками, на которых написаны буквы.

Далее предлагаются полки с игрушками, в определённом порядке. Ребёнок должен прочитать получившиеся слова.

Дидактическая игра «Найди слово»

Цель: составление слов по первым буквам картинок.

Ребёнку даётся карточка с картинками, он из первых звуков составляет слово.

санки – С
мимоза – М
ели – Е
хобот – Х

Самолёт – С
Компьютер – К
Облако – О
Топор – Т

Ионова Светлана Александровна,
учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад №41»,
г. Ачинск, Красноярский край, Россия

Методические рекомендации по применению дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.

Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи. Р.Е.Левина наметила несколько этапов развития языкового сознания детей: от различия далёких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов.

Выделяют несколько уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.

Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать звуки речи (фонемы).

По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумановой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Детство ребенка начинается с игры. В игре малыши познают явления окружающей жизни, с ее помощью выходят в мир социальных отношений, учатся общаться, регулировать свои действия. Игры помогают детям слушать, слышать, чувствовать, познавать, творить раскрепощают детей, укрепляют веру в свои силы.

Значение игры в период детства неоценимо. Она является путеводной звездочкой для каждого ребенка. А пользоваться ее светом должны помочь мы, педагоги.

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи). Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.

Учителя-логопеды продолжают искать наиболее интересные и эффективные приемы в работе с детьми дошкольного возраста.

Педагоги постоянно изучают методическую литературу, а также используют другие источники информации в поисках не только интересных, но и эффективных приемов работы.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. В игре возникают положительные эмоции, которые активизируют мыслительную деятельность ребёнка, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, стимулируют речь. Ведь о том, что игра – это часть учебного процесса, знает только учитель, ребёнок же только играет. Игру можно применять в различных вариантах, иногда использовать только фрагменты игры, обновляя при этом речевой материал и включая в неё разноуровневый материал. Также использую упражнения творческого характера, где предполагается использование усвоенных знаний в новых условиях, на новом материале.

Широкое использование дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, т.к. обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.

Включение дидактических игр в педагогический процесс ДОУ обусловлено их особенностями, в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения детьми представлений и знаний. С помощью дидактических игр решаются учебные задачи по формированию навыков умственной деятельности детей, умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях. В условиях игры дети лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предлагают просто запомнить. Цель игры мобилизует внимание, мышление, память. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Дидактическая игра может быть включена в любое занятие в качестве его составной части, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность. А может использоваться и как самостоятельная форма.

Работая учителем-логопедом в дошкольном учреждении, не имеющем в своем составе специализированных групп, в течение года я провожу большое количество индивидуальных занятий с детьми разного возраста, находящихся на разных этапах коррекционной работы, страдающих различными нарушениями речи.

Одной из целей своей работы мы поставили: развитие фонематического слуха и восприятия.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков. У детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых

звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов. Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки.

V этап – дифференциация фонем. Сначала дифференцируем гласные, затем согласные.

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа, затем – сложного (умение определять последовательность звуков, их количество и место по отношению к другим звукам).

В логопедические занятия включаются упражнения по развитию фонематического восприятия. А чтобы работа эта имела системный характер и не «приедалась» детям, проводятся такие упражнения в виде дидактических игр.

Ознакомившись с опытом работы логопедов, дефектологов по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, мы пришли к выводу, что использование игр и игровых упражнений улучшает восприятие звуков, способствует нормализации произношения, обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза, совершенствует внимание и память, повышает готовность к чтению и письму.

В современной методической литературе по логопедии накоплен большой методический материал, включающий описание игр и упражнений. В качестве примера можно привести выдержавшие многочисленные издания сборники игр для детей с речевыми нарушениями таких авторов, как В.И. Селиверстов, Г.С. Швайко и других.

Проанализировав методическую литературу, мы подобрали дидактические игры в соответствии с этапами работы по формированию навыков фонематического слуха.

Развивать фонематический слух посредством применения дидактических игр.

– дать рекомендации по использованию практического материала (игры, упражнения) для развития фонематического слуха (с элементами звуко – буквенного анализа);

– приобщить педагогов к использованию в своей работе с детьми игр, упражнений, как средств развития фонематического восприятия;

– учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического слуха, в ходе игр, игровых упражнений и использования зрительных символов, в условиях семьи.

Методические рекомендации адресованы: воспитателям ДОУ, логопедам, а также родителям для использования в домашних условиях.

Могут реализовываться в следующих видах деятельности: коммуникативной, познавательной, игровой, художественно-эстетической.

Ребёнок умеет выделять заданный звук из ряда звуков;

– Умеет отбирать слова с заданным звуком;

– Умеет определять первый и последний звуки в слове;

– Умеет отбирать слова с заданным звуком;

– Умеет находить место заданного звука в слове;

– Умеет проводить звуковой анализ слов.

Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.

Дидактические игры могут использоваться во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий. Подбираются игры в соответствии с этапами развития фонематического слуха.На первом этапе учим различать неречевые звуки, воспроизводить различные ритмы. Рекомендуемые игры: «Шумящие коробочки», «Узнай кто какие звуки издаёт», «Печатная машинка», «Музыканты». (Приложение 1.)

На втором этапе учим различать высоту, силу и тембр голоса. Рекомендуемые игры: «Поиграем в сказку», «Кто позвал?». (Приложение 2.)

На третьем этапе используем игры, направленные на обучение различать слова, близкие по звуковому составу. Игра «Часы». (Приложение 3.)

На четвёртом этапе знакомим детей с понятием – «слог». Рекомендуемые игры: «Поймай слог», «Добавь слог». (Приложение 4.)

На пятом этапе проводится работа по дифференцированию изолированных звуков. Рекомендуемые игры: «Если звук услышат ушки, мяч взлетает до макушки», «Ловушка», «Какой звук чаще слышится», «Помоги зайчику перейти через речку», «Волшебный мешочек», «Кто в домике живёт?» и др. (Приложение 5.)

На шестом этапе проводится работа по формированию навыков фонематического анализа и синтеза, развитию фонематических представлений. Рекомендуемые игры: «Собери игрушки», «Кубик», «Придумай слово», «Гусеница» и др. (Приложение 6.)

Кроме использования на занятиях, дидактические игры можно включать в домашние задания. Чтобы выполнение данных заданий не вызывало трудностей, родителей нужно обучать использованию дидактических игр. Для этого используются следующие формы работы:

1. Консультации по темам:

– «Что такое фонематический слух и для чего его нужно развивать»

(родителям объясняют, чем отличается фонематический слух от физиологического; какие трудности могут возникнуть в школе, если не заниматься развитием фонематического слуха).

– «Как заниматься с ребёнком дома»

(дать примеры игр и упражнений для использования в домашних условиях).

– «Игры, сделанные своими руками»

(продемонстрировать пособия, объяснить технологию его изготовления и использования).

(познакомить с печатными новинками).

2. Выпуск буклетов:

«Дидактическая игра как средство развития фонематического слуха»

«Игры со звуками».

3. Открытые занятия

(родители в роли наблюдателей).

4. Совместные занятия

(родители принимают непосредственное участие в игре).

5. Памятки для родителей (приложение 7).

Формы работы с педагогами:

(проводятся с целью дать рекомендации по использованию дидактических игр в различных видах деятельности: в познавательной – «Придумай слово», «Гусеница», «Кубик»; в игровой – «Волшебный мешочек», «Если звук услышат ушки…»; в художественно-эстетической – «Поиграем в сказку», «Музыканты», «Печатная машинка»).

3. Выступления на педсоветах.

«Формирование фонематического восприятие у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения».

«Фонематический слух – основа правильной речи».

Читайте также:  Практический материал (методические разработки) для проведения занятий с детьми первого года жизни

«Основные направления коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста».

Разнообразные игры могут и должны использоваться как на самих логопедических занятиях, так и между ними. В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведения, помогает воспитать необходимые умения и навыки. Во втором (между занятиями) помогает переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обстановке те новые навыки речи и поведения, которые воспитываются у него на занятиях.

Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом. Использование игр и игровых упражнений на занятиях и вне занятий способствует достаточной сформированности фонематического восприятия, что положительно влияет на развитие фонематической стороны речи, и, не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.

  1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: Детство-пресс, 2010. .,
  2. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2008 г.
  3. Каше Г.В. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.,
  4. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет. М.:” Издательство ГНОМид ”, 2010
  5. Лалаева Р. И. Формирование правильной речи у дошкольников. Ростов-на- Дону: Феникс 2009 г.
  6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 2011.
  7. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.:”Издательство ГНОМ и Д”, 2011 г.
  8. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. С. – Пб., 2008г.
  9. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Основы логопедической работы с детьми. – М., 2010.
  10. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. Москва – Воронеж, 2009 г.

Приложения к работе можно скачать здесь .

Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 02.05.2019 2019-05-02

Статья просмотрена: 402 раза

Библиографическое описание:

Семенова, А. В. Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 47-48. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58592/ (дата обращения: 07.01.2021).

Касаясь разных проблем общего воспитания и обучения подрастающего поколения, педагоги и общественные деятели прошлого времени (Т. Мор, Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, И. Г. Песталоцци и др. — в Западной Европе; М. В. Ломоносов, И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский и др. — в России), важное значение придавали и проблеме формирования правильной речи, ее роли в воспитании гармонично развитой личности ребенка.

У человека, с самого раннего возраста, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.

Проанализировав различные литературные источники, мы определили, что фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Одной из сторон коррекции ФФНР является развитие фонематических процессов.

Следует предположить, что развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР возможно с помощью дидактической игры. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического восприятия.

Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста — писала Н. К. Крупская, — игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания». [1; 478]

В играх детей отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности. В играх у детей уточняются представления об окружающей жизни, расширяется кругозор; развивается восприятие, мышление, внимание, речь, необходимые движения. Игры создают бодрое и радостное настроение ребенку.

Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой. Для ребенка она является игрой, а для взрослого — одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность. [2]

В работе Филичевой Т. Б., Чевелевой Н. А. формирование фонематического восприятия происходит в шесть этапов. Эти этапы взяты за основу отбора заданий по формированию фонематического слуха, анализа и синтеза. Каждый этап содержит в себе последовательность заданий, с учетом принципа «от простого к сложному».

1 этап работы. Узнавание неречевых звуков.

2 этап работы. Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе, тембру.

3 этап работы. Различение слов близких по своему звуковому составу.

4 этап работы. Дифференциация слогов. Постепенно в течении этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки.

5 этап работы. Дифференциация фонем. Сначала дифференцируем гласные, затем согласные.

6 этап работы. Развитие навыков элементарного звукового анализа, затем — сложного (умение определять последовательность звуков, их количество и место по отношению к другим звукам).

Использование игр и игровых упражнений по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, улучшает восприятие звуков, способствует нормализации произношения, обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза, совершенствует внимание и память, повышает готовность к чтению и письму. [3]

Мною было проведено обследование на базе МДОБУ детский сад № 17 «Жемчужинка», комбинированного вида. В исследовании участвовала 2 группы детей, состоящая из 20 ребят старшего дошкольного возраста, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

В ходе проведения обследования в двух группах было выявлено, что у исследуемых детей 0 % имеющих высокий уровень фонематического развития. Средний уровень развития фонематического восприятия имеет всего 40 % детей. Большинство детей имеют низкий уровень развития фонематического восприятия, это составляет 60 % детей.

После проведения коррекционной работы в экспериментальной группе показатели увеличились. Во второй группе не проводились коррекционные занятия — уровень развития фонематических процессов остался на прежнем уровне.

Таким образом, можно сделать вывод, что для улучшения развития фонематических процессов необходимо проведение коррекционных занятий. А так ка в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка, то всю коррекционную работу стоит преподносить как игру.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Неправильная речь детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Все это указывает на необходимость и своеобразие использования игр в логопедических занятиях с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  1. Селиверствов В. И., Гаубих Ю. Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики. // Хрестоматия по логопедии в 2 т. Т.2. /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Силеверстова. — М.,1997.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.// Книга для воспитателя детского сада. Изд.2-е. — М.,1991.
  3. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов дефектолог. фак. пед. институтов — М.

Дидактическая игра как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 05:23, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования: педагогические условия использования дидактических игр, направленных на развитие фонематического слуха у старших дошкольников.
В основу исследования положена гипотеза: развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если педагог:
1) подбирает дидактические игры по тематическому признаку: звук, слог, слово.
2) строит работу согласно следующих принципов подбора дидактических игр:

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы развития фонематического
слуха у детей старшего дошкольного возраста……………………
1.1. Психологические особенности развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста …………………………..
1.2. Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста………………..
1.3. Педагогические условия использования дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
фонематического слуха у детей старшего дошкольного
возраста …………………………………………………………….
2.1. Уровень сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста по данным констатирующего этапа исследования………………………………………………
2.2. Организация педагогических условий использования дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе исследования………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов по данным контрольного этапа исследования…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом 25.11.10.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

кафедра дошкольной педагогики и психологии

На правах рукописи

Горянина Светлана Васильевна

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Специальность 050708 Дошкольная педагогика и психология

ассистент кафедры дошкольной педагогики и психологии

Работа допущена к защите

«___» _________________ 2010 г.

Зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии

кандидат педагогических наук, доцент

Работа защищена «__»_________________ 2010 г.

Глава 1. Теоретические основы развития фонематического

слуха у детей старшего дошкольного возраста……………………

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию

фонематического слуха у детей старшего дошкольного

Введение

Актуальность исследования обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно произносить все звуковые единицы родного языка, поэтому важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития. Сначала ребенок осваивает звуковую речь, на основе которой позже развиваются лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. В развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придается формированию фонематического слуха.

Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка. Фонематический слух — это способность дифференцировать звуки речи, опережает в своем развитии самостоятельную речь ребенка и является фактором, благодаря которому неправильное произношение доводится до нормы. Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением.

Исследователи детской речи (А.Н. Гвоздев[15], В.И. Бельтюков, Н.X. Швачкин, Г.М. Лямина) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно, а формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Первичный фонематический слух становится предпосылкой для более высоких его форм.

Первичного фонематического слуха, достаточно для повседневного общения, но недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, то есть, производить анализ звуковой стороны слова. Необходимо разрешить противоречия, возникшие между необходимостью учить специальным действиям по анализу звуковой структуры слов, которые Д.Б. Эльконин [57] назвал фонематическим восприятием. Исходя из этого, в формировании фонематического слуха у детей дошкольного возраста основной акцент делается на ориентацию на сензитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий.

Согласно периодизации детства, разработанной Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным[57], А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, в дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая. Разработкой дидактических игр по формированию фонематического слуха занимались: Ф. А. Сохин[40], Г. А. Тумакова [45], М Ф. Фомичева[52], А. С. Фельдберг, В. В. Гербова, Г. С. Швайко, А. И. Максаков [31] и другие.

Педагогика ежедневно пополняется не только новым содержанием, но и новыми методами, технологиями и воспитатель не в силах уследить за ними, тем более освоить и использовать в повседневной практике.

В результате педагогические возможности воспитателя ограничены и статичны в рамках знаниевого подхода. При переходе на деятельностный подход, опора делается на преобразование воспитанника из преимущественно объекта учебно-воспитательного процесса в его субъекта. Новые стратегические ориентиры развития общего и дошкольного образования обусловили необходимость поиска таких подходов к практике развития фонематического слуха у старших дошкольников, которые формируют готового к обучению грамоте и письму в школе ребенка, в связи с этим актуализируется проблема исследования влияния дидактических игр и на развитие фонематического слуха у дошкольников.

Существенный вклад в разработку дидактических игр и включение их в систему обучения дошкольников внесли: А.К. Бондаренко[3], Е.И. Тихеева[44], К.Д. Ушинский, А.П. Усова[47], Л.С. Выготский[10], Д.Б. Эльконин[56], Т.В. Васильева, Т.А. Мусейбова, А.И. Сорокина[43], Л.И. Сысуева, Е.И. Удальцова, М.Монтессори, Ф. Фребель и др. Они характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию.

Проблема дидактических игр в педагогической теории не нова и рассматривалась с различных позиций:

– Е.И. Тихеевой, основоположника развития методики развития речи, которая рассматривает игру как одну их форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е.И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах[44].

Детей легче обучить в игре отмечают и доказывают в своих работах известные педагоги: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева[44], Е.Н. Водовозова, А.П. Усова[47]. Психологические исследования, проведенные под руководством А.Н. Леонтьева[26], А.В. Запорожца[38], З.М. Богуславской подтверждают что ощущение, восприятие, память, внимание и другие психические процессы наиболее успешно развиваются в игре.

Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, воспитатели не используют все возможности дидактической игры в процессе развития фонематического слуха у дошкольников.

Анализ исследований по развитию фонематического слуха у старших дошкольников позволил сформулировать проблему нашего исследования: при каких условиях дидактические игры обеспечивают эффективное развитие фонематического слуха у старших дошкольников.

Проблема определила цель нашего исследования: теоретически обосновать и практически проверить педагогические условия использования дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Тема нашего исследования: «Дидактическая игра как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования: процесс развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия использования дидактических игр, направленных на развитие фонематического слуха у старших дошкольников.

В основу исследования положена гипотеза: развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если педагог:

  1. подбирает дидактические игры по тематическому признаку: звук, слог, слово.
  2. строит работу согласно следующих принципов подбора дидактических игр:
    1. на развитие фонематического восприятия;
    2. на развитие фонематических представлений;
    3. на развитие элементарных навыков фонематического анализа и синтеза.
  3. в процессе руководства дидактическими играми использует в работе с дидактическими играми следующие педагогические приемы:
      • метаграммы, анаграммы, логогрифы.
Читайте также:  Конспект логопедического занятия по теме Овощи

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

      1. Рассмотреть понятия «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «звуковой анализ слова», «дидактическая игра» применительно к старшему дошкольному возрасту.
      2. Выявить значение дидактических игр, в развитии фонематического слуха у старших дошкольников.
      3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия необходимые для развития фонематического слуха у старших дошкольников.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач используются следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, изучение передового и практического опыта педагогов, формирующий эксперимент, анализ полученных данных, методы математической обработки полученных результатов.

Практическая значимость исследования состоит в экспериментальной проверке условий формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Перспективный план работы по использованию дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста может использоваться воспитателями детского сада.

База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 8 г. Уссурийск.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы развития фонематического

слуха у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Психологические особенности развития

фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Обязательным условием «беспроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного освоения навыков письма и чтения служит определенный (достаточно высокий) уровень развития фонематического слуха.

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

Первым ввел понятие «фонема» Л.С. Выготский, доказывая, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков. Он говорил, что фонема – это не просто звук, а значащий звук, различающий смысл. Обратив внимание и на восприятие фонем, Л.С. Выготский считал, что «овладение фонемой происходит в условиях восприятия других фонем и в соотношении с ними. Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи есть восприятие чего-либо на фоне чего-то. Всякая фонема воспринимается и воспроизводиться как фонема на фоне фонем, то есть восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи»[10].

Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя три речевые операции:

1.Способность слышать есть данный звук в слове или нет;

2. Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

3.Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Логопедия

У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.

Речь – это сложная функция, и её развитие зависит от многих факторов. Значимой ролью является влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребёнок уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

У детей дошкольного возраста речь развивается очень быстро: увеличивается словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, фразы становятся развёрнутыми. Ведь с самого рождения ребёнка окружает множество самых разнообразных звуков. Ребёнок слышит речевые и неречевые звуки. Речевые звуки – это слова, они для ребёнка наиболее значимы. При помощи слов ребёнок общается с взрослыми, получает необходимую ему информацию, приобщается к деятельности, овладевает нормами поведения.

Когда ребёнок вслушивается в слова, произносимые взрослыми, сопоставляет их звучание и пытается их повторить, то он учится не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Не у всех детей к трем годам формируется хороший уровень речевого развития: одни дети, в этом возрасте, уже чисто и правильно произносят слова, другие – говорят ещё недостаточно чётко, неправильно произносят отдельные звуки, и таких детей очень много. Чаще всего встречаются такие ошибки, как пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры слова (сокращение слов «пьяходил» вместо «крокодил»), неправильное ударение в словах и пр. Но уже в 3-4 года дети начинают замечать неправильную речь своих друзей, пытаются их исправить, хотя сами ещё неправильно произносят слова. К пяти годам ребёнок уже может критично относиться к своей речи. Он может понимать, что говорит неправильно и стесняется этого. Это может послужить причиной отказа от общения со сверстниками, ребёнок замыкается в себе. Он старается поменьше говорить, на вопросы отвечает односложно и не принимает участия в речевых играх. Практика показывает, что критика детей по поводу неправильного произношения может вызвать у них и агрессивную реакцию. Дети с кулаками набрасываются на своих обидчиков. Поэтому я провожу работу с воспитанниками не только по формированию правильного звукопроизношения, но и уделяю внимание формированию дружеских взаимоотношений между детьми, объясняя, что замечания надо делать по-доброму, корректно. Если не заниматься коррекцией звукопроизношения в дошкольном возрасте, то в дальнейшем, в школе, это может сказаться и на овладении письменной речью – чтением и письмом.

Правильность и чистота речи зависит от разных факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. На первоначальном этапе нужно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки. Так как у дошкольников голос ещё неустойчивый, то они говорят или очень тихо, чуть слышно, или крикливо. Поэтому нужно обращать внимание детей на то, что слова можно поизносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко). Учить детей различать на слух, когда громко говорят окружающие и они сами. Учить управлять силой своего голоса. Все это говорит о том, что нужно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в коррекции речи. Специально подобранные игры позволяют решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях – в игре.

В целенаправленной коррекционно-педагогической работе я успешно применяю как традиционные, так и свои, авторские игры. Предложенные ниже игры я использую для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей 5-6 лет. В этом возрасте дети уже могут произносить практически все звуки, ведь их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков. Но проблема развития фонематического слуха остаётся актуальной. Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

1. «Ушки – слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

6. Послушай и назови нужное слово.

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

З – Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.

7. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

8. Тихо – громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

К семи годам у детей логопедической группы должно быть уже практически нормальное речевое развитие. Но у отдельных детей ещё может отмечаться недоразвитие фонематического слуха и звукопроизношения. Поэтому слежу за тем, чтобы дети четко и правильно произносили слова изолированно, потом во фразах и предложениях.

Вот несколько игр и упражнений, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

1. Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

2. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

3. Отвечай – не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

4. Исправь Незнайкины ошибки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

  • Какой первый (последний) звук в слове собака?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
  • Сколько слогов в слове кошка (корова)?
  • Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

5. Паучок.

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Логопед читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.

На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

  • Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний.
  • Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
  • Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
  • Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

6. Поймай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

7. Разбросай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

8. Крестики – нолики

Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: у детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

А

ХОХ
ХХХ
ОХО

Эти игры, используемые мною, в сочетании с традиционными методами и приёмами обучения, повышают эффективность работы по формированию фонематического слуха. Они способствуют комплексному решению коррекционных задач: развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изменять силу голоса, произносить слова тихо – громко, формируют чувство ритма и тембровый слух, вызывают положительные эмоции.

Игры по формированию фонематического слуха были представлены на семинаре-практикуме и получили положительную оценку учителей-логопедов.

Ссылка на основную публикацию