Самоанализ логопедического занятия во 2 классе: Звуки (Ж) и (Ш) и буквы Ж, Ш

Логопедическое занятие . Тема “Звуки ш-ж. Буквы ш,ж”.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 2 классов, имеющих нарушения письменной речи. На занятии дети различают на слух звуки ш-ж в словах, предложениях.Закрепляют навык звуко-буквенного анализа слов.Повторяют правописание ши-жи.Учатся оценивать свою работу на занятии.

Учитель-логопед Завьялова И.А.

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш»

Занятие построено как форма коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса. При разработке данного занятия учитывались возрастные особенности детей младших классов, возможности учащихся 2 класса. Особое внимание уделялось логической связи между этапами занятия.

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии во 2 классе «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш] и букв Ж — Ш»

Инесса Ефимова
Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии во 2 классе «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш] и букв Ж — Ш»

Конспект логопедического занятия во 2 классе

Тема: «Дифференциация звуков и букв «Ж – Ш»

1. Учить дифференцировать звуки и буквы Ж, Ш на материале слогов, слов, предложений, скороговорок.

2. Совершенствовать навыки звуко – буквенного анализа и синтеза.

3. Активизировать словарь по теме «Животные».

4. Продолжать развивать языковое чутьё.

5. Тренинг языкового общения.

Оборудование: журнал «Грамотей», индивидуальные зеркала, таблицы слогов, конверты с полосками, мяч, цифры, изображения букв «Ж», «Ш», цветные карандаши, фломастеры, изографы, картинки, рабочие листки, наградные удостоверения, доска, мел.

Инесса Ефимова
Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии во 2 классе «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш] и букв Ж — Ш»

Логопедическое занятие по коррекции нарушений письма во 2-м классе по теме “Дифференциация звуков [ж], [ш]”

Разделы: Логопедия

Тема: Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]. (Логопедическое занятие по коррекции нарушений письма, обусловленных НВ ОНР. 2 класс)

Занятие сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

Слайд 1

Цели

1) Коррекционные:

– уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [Ш – Ж];
– установить различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;
– совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление);
– обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей: подбора родственных слов (парадигматические связи);
– совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи);
– развивать высшие психические процессы.

2) Обучающие:

– вспомнить правило правописания жи – ши.

3) Здоровьесберегающие:

– содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

4) Воспитательные:

– формировать положительную учебную мотивацию;
– воспитывать чувство эмпатии (сопереживания).

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А девиз у нас каков?
(Больше дела, меньше слов.)

Эмоциональный настрой

– Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.

Пожелайте друг другу успехов на занятии.

Игра-пожелание «Удачи тебе!»

Учащиеся поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

– Желаю (соприкасаются большими пальцами)
– успеха (указательными)
– большого (средними)
– во всём (безымянными)
– и везде (мизинцами).
– Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями.)

II. Сообщение темы занятия

Слайд 2

Жу-жу-жу,
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я твержу весной и летом.

– Кто это жужжит на ветке? Сколько звуков в слове ЖУК? Назовите звуки по порядку.

Назовите 1-й звук.

Мохнатенький гудит,
За сладеньким летит.
Работник садовый –
Поясок медовый.

– Сколько звуков в слове-отгадке? Назовите звуки по порядку.

Назовите 1-й звук.

Кто догадался, как будет звучать тема нашего занятия? (Звуки [ш] и [ж] и буквы ш и ж.)

III. Уточнение артикуляции и характеристика звуков Ж – Ш

Слайд 3

– Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

  • Губы округлены, слегка вытянуты вперед.
  • Кончик широкого языка поднят вверх.
  • Язык принимает форму «чашечки».
  • Голосовые складки не работают, голоса нет.

Звук [ш] согласный, твердый, глухой.

Слайд 4

  • Губы округлены, слегка вытянуты вперед.
  • Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки».
  • Голосовые складки вибрируют, голос есть.

Звук [ж] согласный, твердый, звонкий.

Слайд 5

Оба они согласные, твердые. Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.

Звонкость – глухость проверяем двумя способами. (1-й – руку на горло, 2-й – закрыть уши.)

Слайд 6

IV. Связь звука с буквой

– Какими буквами обозначаются звуки на письме?

На что похожа буква «ша»? (На шарф.)

На что похожа буква «же» (На жука.)

Посмотри на букву Ш.
Буква очень хороша!
Потому, что из неё
Можно сделать Е и Ё.

Ж похожа на жука,
Только не жужжит пока.

V. Гимнастика для глаз

В противоположных углах класса находятся рисунки насекомых.

– Ребята, не поворачивая головы, глазами отыщите бабочку. А теперь посмотрите направо и глазами найдите муху. Поднимите взгляд вверх, заметили стрекозу? Каких еще насекомых вы знаете?

VI. Развитие мелкой моторики

Прилетела к нам вчераДети машут ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
На каждое название насекомого загибают один пальчик.
Как фонарики глаза.Делают кружочки пальцами, подносят к глазам.
Пожужжали, полетали,Машут ладошками.
От усталости упали.Роняют ладони на стол.

VII. Звуковой синтез

– С первых солнечных дней начинает трудиться мохнатый, будто одетый в теплое меховое пальто, шмель. Он неторопливо и внимательно обследует каждый цветок.

Слайд 7

«Помоги шмелю собрать урожай».

Задание

– Шмель летает по буквенному полю и собирает буквы. Если шмель соберет буквы правильно, у него получится целое слово.

VIII. Динамическая пауза

Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Жужжат над лугом в жаркий день
Кружащиеся пчелы, шмель мохнатый, и слепень,
И майский жук тяжелый.

Тише, тише, жуки, жужжите,
Не тревожьте теперь камыши!
Тише, тише за парты летите,
Не будите жужжаньем тиши!

IX. Закрепление

– Если внимательно присмотреться, можно увидеть великое множество жуков. У них есть много общего, но, в то же время, они отличаются друг от друга. И называются они по-разному.

Слайд 8

– Кто догадается, почему жуков называют: плавунец, усач, щелкун? Что общего заметили в названиях: листоед, короед, мертвоед.

Мертвоеды и могильщики – самые главные санитары леса. Они обладают совершенно необыкновенным чутьем, находят и поедают трупики зверушек и птиц.

Как вы думаете, в природе существует жук – БУКВОЕД?

Слайд 9

– А вот у нас побывал такой жук, ему очень понравились буквы Ж и Ш. Помогите мне восстановить слова. Сначала перечислим все картинки, в названии которых пропали буквы, а потом вы выполните понравившееся задание.

Слайд 10

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

Дети самостоятельно, по выбранным ими карточкам, выполняют задания.

Слайд 11, 12

X. Итог занятия

– Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

– Если внимательно присмотреться, можно увидеть великое множество жуков. У них есть много общего, но, в то же время, они отличаются друг от друга. И называются они по-разному.

Логопедическое занятие во 2 классе: «Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах»

Цель. Формировать умения и навыки дифференциации звуков [Ж]-[Ш] в слогах и словах.

– закрепить графический образ звуков [Ж] -[Ш] с буквами Ж,Ш;

– совершенствовать навыки сравнительной характеристики звуков [Ж]-[Ш];

Оборудование: табличка-алгоритм характеристики звука, бумажные султанчики, ватные шарики, индивидуальные зеркала, тексты загадок, предметные картинки змеи, жука и деда Буквоеда; раздаточный материал: беговые дорожки, карточки слов с пропущенными слогами; мяч, Волшебный мешочек, наборы букв для составления слов

Логопед: Какой первый звук мы слышим и произносим в этом слове?

Логопедическое занятие “Дифференциация звуков и букв Ш и Ж”

Урок был проведен с группой учащихся первых классов, имеющих фонетико – фонематическое нарушение речи. Для данной категории детей характерно дефектное произношение 2 – 5 звуков, распространяющихся на одну – две группы оппозиционных звуков. У детей недостаточно сформированы фонематические процессы, звуковой анализ и синтез слов.

Основным направлением данного урока является развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия с опорой на слуховой и речедвигательный анализаторы. Ведется сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане, соотнеснии звуков с соответствующими буквами. Занятие проводилось с опорой на наглядный материал, что придало занятию более качественное усвоение материала. К занятию прилагается презентация урока. Ее можно использовать учителям – логопедам для демонстрации наглядного материала при проведении занятия, а так же родителям при закреплении логопедических занятий дома.

.

Дифференциация звуков и букв Ж – Ш. Конспект группового логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии для учащихся 2 класса.

Ф.И.О. Агеева Светлана Викторовна

Дата рождения 21.07.1983

Место работы: Муниципальное специальное коррекционное бюджетное образовательное учреждение «Школа – интернат VIII вида» города Кизела

Должность учитель – логопед

e – mail : mskou 8 kiz @ mail . ru

Логопедическое групповое занятие с умственно отсталыми учениками 2 класса по коррекции акустической дисграфии по теме«Дифференциация звуков и букв Ж – Ш».

Коррекционные: уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [ш] – [ж], установить различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции, учить дифференцировать звуки и буквы [ж] – [ш] по звонкости-глухости изолированно, в слогах и словах;

Развивающие: развивать фонематические процессы (слух, восприятие, представление), уточнять и обогащать словарь, развивать навыки образования существительных при помощи суффиксов – ОНОК -, -ЁНОК -; развивать звуковой анализ.

Воспитательные: формировать положительную мотивацию к учению.

Оборудование: плакат парные согласные звуки, символы твердости, звонкости – глухости, предметные картинки, «загадочная таблица», схемы анализа артикуляции звуков Ж, Ш, карточки с заданием по количеству учеников.

1. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок,

А девиз у нас каков?

(Больше дела, меньше слов).

Пожелайте друг другу успехов на занятии.

Игра – пожелание «Удачи тебе!»

Учащиеся поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

-Желаю(соприкасаются большими пальцами)

-успеха(указательными)

-большого (средними)

– во всём (безымянными)

-и везде (мизинцами)

-Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями)

2. Введение в тему. Повторение.

Парные согласные в гости к нам пришли

Чётко их по парам ты произнеси: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж- ш, з-с.

Ладошку к горлу подставляй,

Глухой и звонкий различай.

-Приложите ладонь к горлышку и произнесите сначала согласные звуки, у которых есть голос, потом согласные без голоса.

3. Объявление темы.

На доске: Зс, Бп, Вф, Гк, Дт

-Какая здесь закономерность? (Буквы, которые обозначают парные согласные).

-Какой пары не хватает? (Ж-Ш)

-Сегодня на занятии мы будем учится различать звуки и буквы [Ж]- [Ш] среди звуков, в слогах и словах.

Кто будет выполнять задания верно, красиво и правильно писать в тетради, то в конце урока получит наклейку-оценку в тетрадь (отлично, хорошо, старайся).

Откройте тетради, запишите число, и тему: Различай Ж – Ш.

4. Сравнение звуков по артикуляции и по характеристикам.

Ребята, давайте сравним произношение звуков [Ж] и [Ш]. Произнесите эти звуки. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково).

В каком положении находятся зубы? (Зубы сближены, но не соприкасаются).

Где находится кончик языка? (Кончик широкого языка поднят вверх, язык принимает форму «чашечки»).

Какая воздушная струя? (Тёплая).

Положите руку на горлышко, дрожит ли горлышко при произнесении звука [Ж]? (Дрожит).

С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

А теперь произнесите звук [Ш] и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении этого звука? (Не дрожит).

Звук [Ж] произносится с голосом, он звонкий. А звук [Ш] произносится без голоса, он глухой.

Вывод (по схемам артикуляции): два звука, одинаковые по артикуляции, но отличающиеся наличием или отсутствием голоса называются парными.

Дайте характеристику звуку [ш].

Дайте характеристику звуку [ж].

Что общего у этих звуков? (Оба они согласные, всегда твёрдые, одинаковые по артикуляции)

Чем отличаются? (Звук [ш] – глухой, а звук [ж] – звонкий).

5. Связь звука с буквой.

-Какими буквами обозначаются звуки на письме? (Ша, ЖЕ)

На что они похожи?

6. Развитие фонематических процессов.

Послушайте звуки, слоги и слова, поднимите карточки, если услышите звуки [Ш] или [Ж].

Звуки: ж, н, г, ш, щ, л, т, ж, ш, ф, з, с.

Слоги: жо, то, зы, жа, ша, жа, ща, жи, ши, уж, иш, еж.

В словах: шапка, жук, щенок, школа, кошка, жаба, карандаш, усы.

Придумайте слово на звук [Ш].

Придумайте слова на звук [Ж].

Звуковой диктант: шуба, кошка, жук, школа, лыжи, карандаш.

8. Динамическая пауза.

9. Знакомство с героями занятия.

Читайте также:  Конспект занятия по развитию речи

-Отгадайте имена героев занятия по предложенным слогам: – ЖО -, -ШО – и описанию. Первый гость – косолапый, бурый, неуклюжий, питается грибами, ягодами, особенно любит полакомиться мёдом. Второй – маленький, серенький, любит сыр… (Медвежонок, мышонок).

-Медвежонок и мышонок нарисовали для вас дорожки из звуков [Ш] и [Ж]. Пройдите по ней. Произнесите эти звуки, включая и выключая голос. Молодцы!

– Медвежонок и мышонок много времени проводили вместе. Однажды, гуляя в лесу, друзья наткнулись на загадочную табличку. Друзья долго пытались разобраться, что на ней написано, но так и не смогли ничего прочитать. Они принесли табличку нам. Прочитайте запись на табличке и объясните свой ответ. (Замените символы буквами Ж и Ш). Прочитайте и запишите слова

Дифференциация [ж] – [ш] в словах. Развитие навыка образования существительных при помощи суффиксов –ОНОК-, -ЕНОК-.

-Медвежонок и мышонок благодарят вас за помощь. Они приглашают вас на день рождения. У них много знакомых детёнышей животных и птиц. Но гостей всегда собирается так много, что в этом году друзья решили поступить так: если в названии птенца или детёныша животного есть звук [ш], то он идёт к медвежонку. А если в его названии звук [ш] – к мышонку.

Проводите каждого малыша в «свой» домик (домики закреплены на доске.

Картинки: жеребёнок, кукушонок, мышонок, ужонок, верблюжонок, медвежонок, лягушонок.

Образец ответа: Это жеребёнок. В слове звук [ж] стоит в начале слова. Звук [ж] звонкий. Значит, он идёт на день рождение к медвежонку.

10. Работа с паронимами. Сравнение слов по плану.

Прочитайте слова. Сходство. Различие.

Одинаковые буквы. (Назвать их). Разные буквы (прочитать их, указать среди них звонкие и глухие согласные).

Значение слова (Объяснить).

Лужа – 1)углубление со скопившейся водой (После дождя на улице лужи); «) пролитая на поверхность жидкость (Лужа на столе); 3) сесть в лужу (прост.) – оказаться в глупом положении.

Луша – женское имя.

Задание: Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

После дождя большая…

11. Самостоятельная работа (по карточкам).Проверка.

Вставьте пропущенную букву. Запишите слова в два столбика.

Слова: …орты, …уба, …илет, …еребёнок, мы…онок, …ук.

12. Итог занятия.

-Какие звуки мы сравнивали на занятии?

-Чем они похожи и чем отличаются?

Что особенно запомнилось на занятии?

Выставление оценок-наклеек за работу на занятии (на поля в тетрадь).

Ф.И.О. Агеева Светлана Викторовна

Дата рождения 21.07.1983

Место работы: Муниципальное специальное коррекционное бюджетное образовательное учреждение «Школа – интернат VIII вида» города Кизела

4. Сравнение звуков по артикуляции и по характеристикам.

Логопедическое занятие: «Дифференциация звуков и букв Ж – Ш. Правописание ЖИ – ШИ»

Конспект подгруппового логопедического занятия

Логопедическая тема: Дифференциация ш – ж.

Грамматическая тема: Правописание жи – ши.

Цель: Учить дифференцировать ш и ж.

логопедические:

Учить дифференцировать звуки Ш и Ж по звонкости – глухости.

Формировать навык правильного написания сочетаний Жи и Ши.

Обогащать и активизировать активный и пассивный предметный словарь.

Развивать звукобуквенный анализ и синтез.

Закреплять навык написания букв Ж и Ш в слогах, словах.

коррекционные:

Развивать логическое мышление.

Развивать слуховое внимание.

Развивать слуховое и зрительное восприятие.

Развивать диалогическую речь.

воспитательные:

1. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательного отношения между детьми.

2. Воспитывать внимательное отношение к заданиям, которые дает логопед.

Оборудование: доска; индивидуальные зеркала; набор символов, для обозначения характеристики звука; предметные картинки для выделения первого звука в словах (жираф, жук, шапка, шишка); таблица с буквами; карточки; рабочие тетради в линейку.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

1. Психологический настрой.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Настраиваемся на занятие. Садитесь, пожалуйста. Проверьте, правильно ли вы сидите за партой.

Парта – это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Логопед: Молодцы! Я вижу, что вы готовы работать.

Логопед: Посмотрите, пожалуйста, на таблицу с буквами:

А, а; У, у; О, о; ы; И, и;

К, к; П, п; Т, т; З, з; В, в.

Логопед: Давайте повторим буквы, читайте хором.

(дети хором читают букву, на которую показывает учитель).

Логопед: Назовите гласные.

Логопед: Сегодня мы с вами будем много говорить. А чтобы нам было легче говорить надо подготовить мышцы лица, язык, губы.

Артикуляционная гимнастика.

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ

С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ

(соответствующие движения «Парусом»)

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ

(повторение этих движений языком в положении упражнения «Мостик»)

ГУБЫ СОЖМЕМ МЫ И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ

(поочередное надувание щек — губы не пропускают воздух)

III. Основная часть:

Введение в тему:

Логопед: Чтобы узнать, с какими жителями станы звуков и букв мы будем знакомиться нужно найти общий согласный звук в словах: шуба, камыш, машина.

(логопед выставляет букву Ш на доске)

Логопед: Молодцы! Найдите общий согласный звук в словах: жаба, жук, ежи.

(логопед выставляет букву Ж на доске)

Логопед: Молодцы! Как вы думаете, с какими звуками и буквами мы сегодня будем работать?

(предполагаемые ответы детей: Ш – Ж)

Лингвистический материал: шуба, камыш, машина; жаба, жук, ежи.

Характеристика звуков:

Логопед: Давайте сравним звуки Ш и Ж. Чем они похожи и чем отличаются (по таблице):

(Дети используют индивидуальные зеркала для определения артикуляторного уклада звуков. Совместно с детьми даётся характеристика звуков. Определяется их сходство и отличие. Выставляются символы звуков).

губы трубочкой губы трубочкой

зубы сближены зубы сближены

тёплая воздушная струя тёплая воздушная струя

нет голоса (глухой) есть голос (звонкий)

[Ш] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка. Звук согласный, твердый, глухой.

[Ж] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка, работают голосовые связки. Звук согласный, твердый, звонкий.

Развитие фонематического слуха.

Логопед: Хлопните, если услышите слог со звуком Ш, топните, если услышите слог со звуком Ж.

Лингвистический материал: Жа, ша, жу, жи, уш, аш, аж, ош, уж.

Упражнение: «Наоборот».

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наоборот». Если я придумаю слово со звуком Ш, то вы со звуком Ж. (если дети не справляются задание меняется – Если я назову слог со звуком Ж, то вы со звуком Ш).

Лингвистический материал: ШУБА, ЖАБА, ОДЕЖДА, ПОДУШКА или ША, ШУ, ЖА, ШИ, ШО, ЖУ.

Пальчиковая гимнастика «Дни недели»

Логопед: Подготовим наши ручки к письму.

В понедельник я стирала,

Во вторник пыль я подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг играла в мяч.

В пятницу я чашки мыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья!

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Логопед: Наши ручки и пальчики нагрелись и готовы работать. Запишите два слова в тетрадь: ЖУК, ЖИРАФ.

Лингвистический материал: ЖУК, ЖИРАФ.

Логопед: Возьмите красный карандаш и поставьте точки под гласными буквами.

Логопед: Сколько гласных в слове ЖУК?

(предполагаемые ответы детей: одна).

Логопед: Сколько гласных в слове ЖИРАФ?

(предполагаемые ответы детей: две).

Логопед: С какого звука начинаются эти слова?

(предполагаемые ответы детей: со звука [Ж]).

Логопед: Правильно. Перед вами лежат карточки-схемы. Вам нужно определить положение звука Ж в словах (положить пуговицу на нужное место: начало, середина, конец).

Логопед: Где находится звук [Ж] в этих словах?

(предполагаемые ответы детей: звук [Ж] находится в начале слова).

Логопед: Какая гласная стоит в слове ЖУК после буквы Ж?

(предполагаемые ответы детей: У).

Логопед: А в слове ЖИРАФ?

(предполагаемые ответы детей: И).

Логопед: У нас получается 2 слога: ЖУ и ЖИ. Произнесите эти слоги и послушайте, одинаково ли слышится звук Ж в этих слогах?

(предполагаемые ответы детей: нет:

в слоге ЖУ он твердый, а в слоге ЖИ – мягкий).

Логопед: Произносим вместе со мной и следим за звучанием: ЖУ-ЖИ, ЖУ-ЖИ, ЖУ-ЖИ

(дети повторяют хором за логопедом).

Логопед: Так как у нас слышится звук [Ж]?

(предполагаемые ответы детей: одинаково).

Логопед: Запомните: звук [Ж] всегда твердый!

Логопед: Теперь запишите слова ШАПКА, ШИШКА.

Логопед: Возьмите красный карандаш и поставьте точки под гласными буквами.

Логопед: С какого звука начинаются эти слова?

Логопед: На карточках-схемах определите, где находится звук [Ш] в этих словах?

(предполагаемые ответы детей: звук [Ш] находится в начале слова).

Логопед: В слове ШАПКА после буквы Ш какая стоит гласная?

(предполагаемые ответы детей: А).

Логопед: А в слове ШИШКА?

(предполагаемые ответы детей: И).

Логопед: У нас 2 слога: ША и ШИ, в них звук [Ш] одинаково слышится, или по-разному?

(предполагаемые ответы детей:

по-разному: в слоге ША он твердый, а в слоге ШИ – мягкий).

Логопед: Слушаем внимательно и повторяем за мной: ША-ШИ, ША-ШИ, ША-ШИ. Итак, как слышится звук [Ш]?

(предполагаемые ответы детей: одинаково).

Логопед: Запомните: звук [Ш], как и звук [Ж], всегда твердый! Видите, оказывается, не все согласные буквы обозначают два звука – твердый и мягкий. Есть такие буквы – Ж и Ш, которые независимо от того, какая гласная стоит после них, всегда произносятся твердо.

Про эти буквы надо сказать еще: они когда-то поссорились с буквой Ы и не разрешают ей стоять рядом. Буква Ы никогда не стоит после Ж и Ш. Поэтому сочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся с буквой И.

(на доске: ЖИ – ШИ – пиши с И)

Логопед: Спишите слова в доски: ШИЛО, УЖИ, ЛЫЖИ. Возьмите красный карандаш и подчеркните сочетания ЖИ, ШИ.

Физминутка: Мультимедийная (“Солнышко лучистое”).

Речевая зарядка. (логопед задает ритм хлопками)

Логопед: Повторяем за мной:

жа – жа – жа – жа – мы видели ужа

ша – ша – ша – ша – мама моет малыша

жу – жу – жу – жу – спешим скорей к ежу

шу – шу – шу – шу – Жене я письмо пишу

Ша-ша-ша – У Даши каша.

Шу-шу-шу – Даша кушает кашу.

Аш-аш-аш – У Паши шалаш.

Ош-ош-ош – У Миши ковш.

(дети хором повторяют чистоговорки за логопедом).

Работа в тетради.

Логопед: У вас на столе лежат карточки, вам надо вставить сочетания ЖИ или ШИ. С какой буквой вы их напишите?

(предполагаемые ответы детей: с И).

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

IV. Итог урока.

Логопед: Чем мы занимались сегодня на уроке?

(предполагаемые ответы детей: учились различать звуки Ш и Ж, правильно писать сочетания ЖИ – ШИ.

Дети могут перечислить виды работ, которые выполняли).

Логопед: Чтобы закрепить правильное правописание ЖИ – ШИ, разгадаем кроссворд.

1. Что нужно человеку и животному чтобы слышать. (уши)

2. Кто ходит в иголках? (ёжик)

3. Маленькие, серенькие, живут в норке. (мыши)

4. Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься, и растёт на ёлке. (шишка)

5. Пятнистое животное с длинной шеей, живёт в Африке. (жираф)

Ж

У

Логопед: У нас 2 слога: ША и ШИ, в них звук [Ш] одинаково слышится, или по-разному?

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Обогащать словарь детей;

Конспект логопедического занятия по теме “Дифференциация Ш-Ж”; 2 класс

Золина Елена Николаевна

Учитель-логопед

КГУ «ОСШ № 24»

Тема занятия: «Дифференциация Ж-Ш».

Цель: Закрепление темы о звуках и буквах Ж-Ш.

Задачи: Учить дифференцировать звуки Ж-Ш,

активизировать и расширять словарный словарь детей,

развивать навыки образования существительных при помощи суффиксов -онок-, -ёнок-, закрепление норм орфографии,

развитие внимания, мышления, способность контролировать действия.

Оборудование: интерактивная доска, карточки, авторучки, карандаши, тетради.

Ход занятия .

Ребята отгадайте имена героев занятия по предложенным слогам и описанию. (Ежонок и лягушонок закрыты ширмой на интерактивной доске, по мере угадывания ширма открывается).

– 1 гость – серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, грибы, молоко. (ежонок).

– 2 гость – зелёный, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков и мух. (лягушонок).

– Ребята вы наверно догадались, какая тема занятия сегодня?

– Правильно, дифференциация Ж-Ш.

3. Актуализация знаний.

Ш- согласный, парный, глухой, твердый, обозначаем синими наушниками (т.к. звук глухой и твердый)

Ж – согласный, парный, звонкий, твердый, обозначаем синим колокольчиком (т.к. звук звонкий и твердый)

Читайте также:  Технологическая карта ОУД по лексической теме 'Транспорт'

4. Пальчиковая гимнастика. (понадобятся 2 грецких ореха каждому ребенку)

Подняли правую руку вверх. Взяли два ореха в правую руку и катая орехи между пальчиков.

Научился я орехи,

Между пальчиков катать,

Это в школе мне поможет

Буквы правильно писать.

Затем перекладываем орехи в левую руку и снова повторяя четверостишье катаем орехи.

5. Прежде чем записать число прорабатываем его, как правильно написать числительное, месяц словарное слово – его надо запомнить.

6. Минутка чистописания.

Вспоминаем правило жи – ши пиши с буквой и. Сначала в воздухе прописываем жи – ши, затем в тетрадях.

7. Замените символы буквами Ж и Ш. Прочитайте и запишите слова которые у вас получились в тетради.

8. Ежонок и лягушонок гуляли на берегу реки и нашли загадочную табличку. Друзья долго пытались разобраться, что на ней написано, но не смогли и принесли табличку нам.

Прочитай запись на табличке, вставь нужную букву, соедини со слогом –ка- и объясни свой ответ.

9. Лягушонок и ежонок благодарят вас за помощь. Они приглашают вас на день рождения. У малышей много знакомых детёнышей животных, но гостей собралось много и поэтому решили разделиться. Если в названии детеныша есть звук Ж – он идет к ежонку, а если звук Ш то он идет в гости к лягушонку. (На интерактивной доске распределить детенышей животных на две группы со звуком Ж и со звуком Ш).

10. Гимнастика для глаз. Презентация «Снежинка».

11. Закончи слова со слогом –жи- или – ши-. Вспомните правило.

12. Собери из предложений рассказ, запиши его, отметь буквы Ж и Ш (карандашами нарисовать над буквой Ж – звоночек, над буквой Ш – наушники).

Не забудьте, что начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку. Имя девочки напишем с большой буквы, т.к. это имя собственное.

13. Домашнее задание. Придумайте маленький рассказ о дальнейших приключениях лягушонка и ежонка.

Вспомните тему нашего занятия. Сравните звуки Ж – Ш по произношению и по характеристикам. Что понравилось на занятии. Что не удалось?

Подойдите к доске и выберите себе ромашку, если у вас хорошее настроение красные ромашки, среднее – сиреневые, плохое – белые.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

активизировать и расширять словарный словарь детей,

Перезвоните мне

Аннотация: Цели: Формирование умения выделять звуки на фоне слова, развитие фонематического анализа и синтеза, развитие звуко-буквенного и слогового анализа.

Пожарник тушит пожар шлангом с водой. Начертите схему предложения. Расставьте буквы Ж и Ш.

Логопедическое занятие для начальных классов “Дифференциация звуков Ш и Ж в словах”

Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая мышцы ладони.

Конспект урока по теме: “Звуки [Ж] – [Ш]. Буквы Ж,ж, Ш,ш”. 2 класс

Предмет:Логопедия
Категория материала:Конспекты
Класс:2 класс
Автор:Пархоменко Оксана Константиновна это Вы?
Тип материала:Документ Microsoft Word (docx)
Размер:24.62 Kb

Тема: Звуки [Ж] – [Ш]. Буквы Ж,ж, Ш,ш.

Цель: учить дифференцировать звуки [Ж] – [Ш] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

– закреплять знания обучающихся о звуках [Ж] – [Ш] и буквах Ж,ж, Ш,ш.

– повторить тему по русскому языку: «Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

– повторить правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова;

– повторить правописание безударных гласных в корне слова;

– повторить правописание жи – ши.

— совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление);

– уточнять и обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей;

– совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи);

– развивать навыки работы с деформированными предложениями;

– развивать высшие психические процессы.

– формировать положительную учебную мотивацию;

– воспитывать культуру коммуникации.

– уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [Ж – Ш];

– установить различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;

– формировать навыки различения звуков [Ж – Ш] в разных слоговых структурах.

Оборудование: зеркала, артикуляционные профили, буквы, карточки , ТСО.

I. Организационный момент. (1 мин)

– Начинается наше занятие.

– Назовите первый звук в слове. – Слушайте внимательно.

Жук, шапка, жаба, шишка.

– Какие звуки чаще повторялись в словах? [Ж – Ш]

Как вы думаете, как будет звучать тема нашего занятия? (Различаем звуки [Ж – Ш] )

Запишите число и тему занятия.

Дети формулируют тему занятия и записывают в тетрадях.

II. Основная часть. ( 40 минут)

Уточнение артикуляции и характеристика звуков [Ж – Ш]

– Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

– В каком положении находятся губы?

– В каком положении находятся зубы?

– В каком положении находится язык?

– Вибрируют ли голосовые связки?

– Какая воздушная струя?

-Дайте характеристику звуку [ж].

– В каком положении находятся губы?

– В каком положении находятся зубы?

– В каком положении находится язык?

– Вибрируют ли голосовые связки?

– Какая воздушная струя?

-Дайте характеристику звуку [ш].

– Что общего у этих звуков?

– Чем они отличаются?

Губы округлены, слегка вытянуты вперед.

Язык поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки».

Голосовые складки вибрируют, голос есть.

Струя воздуха плавная, теплая.

Звук [ж] согласный, звонкий , шипящий, всегда твердый.

Губы округлены, слегка вытянуты вперед.

Кончик широкого языка поднят вверх.

Язык принимает форму «чашечки».

Голосовые складки не работают, голоса нет.

Звук [ш] согласный, глухой, шипящий, всегда твердый.

Звуки согласные, твердые, шипящие

Звук [ж] звонкий, звук [ш] глухой.

При произношении звука [ж] голосовые складки вибрируют, голос есть.

При произношении звука [ш] голосовые складки не работают, голоса нет.

Связь звука с буквой.

– Какими буквами обозначаются звуки на письме?

– Какие бывают буквы? (печатные, письменные)?

Ребята, сегодня на занятии мы продолжим работу со звуками [Ж – Ш], будем учиться различать звуки на слух , буквы на письме, составлять словосочетания, предложения, используя слова с этими звуками.

– Чтобы правильно и красиво произносить слова с этими звуками, мы подготовим артикуляционный аппарат (рот). Научим язычок делать гимнастику, чтобы он стал ловким и умелым, помогал говорить верно и красиво.

«Кошка лакает молоко»

Дети выполняют упражнения.

Дифференциация изолированных звуков [Ж – Ш]

Дифференциация [Ж] – [Ш] в слогах.

-Посмотрите ка карточки.

-Как вы думаете, какое задание вам необходимо выполнить?

Прочитайте слоговые ряды с буквами занятия.

ажо, ашо, ожа, оша

жаш, жош, шаж, шож

шажо, шожа, жашо, жоша

ажош, ожаш, ошаж, ашож

Повторите шутки – чистоговорки.

Жа-жа-жа убежали два ежа.

Шо – шо – шо, летом хорошо.

Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.

Ши – ши – ши, Миша с Машей малыши.

Хорош пирожок, внутри творожок.

Ошка – ошка – ошка, на окошке кошка.

Дети читают слоговые ряды

Дети повторяют шутки-чистоговорки.

Развитие звукового анализа на уровне слова.

Детям получают карточки с буквами занятия: Ж, Ш.

– Я загадаю загадки, а вы их отгадайте. В словах-отгадках выделите звуки [Ж] или [Ш] и покажите карточку с буквой обозначающий звук в слове-отгадке .

а) Лёгкий и воздушный,

В облаках летает,

А куда — не знает. (Шар)

б) Он высокий и пятнистый

С длинной-длинной шеей.

Но с больших деревьев. (Жираф)

в) Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда. А лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф)

г) На любого посмотри:

Сверху носится одежда.

У него ж она внутри. (Шкаф)

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

И звук «ж» я твержу. (Жук)

Дети отгадывают загадки и показывают карточки с буквами.

Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] на слух в произношении слов.

-Повтори слова за мной, как эхо: чисто, без помехи.

Дети повторяют за логопедом слова.

Дыхательная и пальчиковая гимнастика.

«Я на скрипочке играю».

Дети поют и выполняют пальчиковую гимнастику.

Дифференциация букв Ж-Ш в словах.

-Посмотрите на карточки и подумайте, какое задание вам нужно будет выполнить?

– Давайте вставим пропущенные буквы устно.

– На какие две группы можно распределить эти слова?

Запишите эти слова в тетради и самостоятельно распределите их в два столбика.

Проверка выполнения задания.

Вставить пропущенные буквы Ж-Ш в слова.

Дети вставляют буквы, работают «цепочкой».

Дети выполняют задание.

Дети проверяют правильность выполнения задания.

По тропиночке пешком

В лес идут жук за жуком,

Лучше вы, жуки, летите, Крыльями сильней машите,

Вправо, влево, взад, вперёд.

Дети имитируют действия.

Составить из слогов слова. Слоги: ка, жа, ши, ма, ня, же, ша, са, нок, ужо, ша , шля, па, мы, рить, да, ги, жу, нал, жур, ки.

( Работа на карточках)

– Какие слова с буквами занятия?

Дети составляют слова в парах на карточках.

Называют слова с буквами занятия.

Дифференциация букв занятия на уровне словосочетания.

К словам, называющим признаки, подбери слова (картинки), называющие предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Запишите получившиеся словосочетания самостоятельно в тетрадях.

Проверка выполнения задания.

-Какие слова отвечают на вопрос «Кто?»

-Какие слова отвечают на вопрос «Что?»

Закрепление норм орфографии (правила правописания парных звонких и глухих согласных на конце слов и правописания жи – ши).

Дети выполняют задание в тетрадях.

Проверка правильности выполнения задания.

Дети называют слова, которые отвечают на вопрос «Кто?»

Дети называют слова, которые отвечают на вопрос «Что?»

Дети называют слова с данными орфограммами и правила написания этих слов.

Гимнастика для глаз.

Дети выполняют гимнастику для глаз.

Дифференциация букв занятия на уровне предложения.

-Как вы думаете, какое задание вам нужно выполнить?

Составьте и запишите предложения самостоятельно.

Подчеркните буквы занятия простым карандашом.

Мазал, хлеб, маслом, Миша.

Связали, пушистые, вы, варежки.

На, жарит, рабу, бабушка , сковороде.

Мышку, ловила, кошка, шуструю.

Проверка выполнения задания.

Закрепление норм орфографии (правила правописания безударных гласных в корне слова и правописания жи – ши).

Дети читают слова.

Составить из слов предложения.

Дети выполняют задания.

Дети проверяют правильность выполнения задания.

Дети называют слова с данными орфограммами и правила написания этих слов.

III. Заключительная часть. ( 4 мин)

– Какие звуки различали сегодня на занятии?

-Чем они похожи и чем отличаются?

-В чем особенность этих звуков?

-Что особенно запомнилось на занятии?

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 34 Скачиваний: 11

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта – свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Дети формулируют тему занятия и записывают в тетрадях.

Портал педагога

Автор: Горбунова Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ С(к)ОШ№9-VIII вида
Населённый пункт: г.Верхний Уфалей Челябинской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: “Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в слогах, словах, словосочетаниях”
Дата публикации: 14.01.2017
Раздел: начальное образование

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №9 – VIII вида» Челябинская область, г. В. Уфалей, ул. К. Маркса, 121

конспект урока по русскому языку 2

класса по теме:

«Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в

слогах, словах, словосочетаниях»

Выполнила: Горбунова Ольга Васильевна

Учитель начальных классов.

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Ш-

Ж в слогах, словах, словосочетаниях»

Цель:
научить детей дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж при написании слогов, слов, словосочетаний.
Задачи:
Образовательные: 1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [ш] и [ж]. 2. Развитие навыков звукобуквенного анализа. 3. Повторение правила правописания жи – ши. 4. Совершенствование умения составлять словосочетания с предложенными словами. 5. Расширение и уточнение словарного запаса. Коррекционные: 1. Развитие фонематического восприятия звуков [ш] и [ж]. 2. Развитие зрительного восприятия букв Ш-Ж.. 3. Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления. Воспитательные: 1. Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу. 2. Повышать мотивацию детей к обучению.
Оборудование
: карточки с описанием героев занятия на каждого ребёнка; картинка лягушонка и ёжика;мнемотаблица с буквами ж- ш; лесенки для рефлексии детей; раскраски с рисунком ёжика и лягушонка.
Ход занятия.
1.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок Начинается урок. Всё ль на месте, всё ль в порядке. Книжки, ручки и тетрадки.
Правило речи:
Мы будем разговаривать , Мы будем выговаривать Так чётко, и так ясно Чтоб было всем понятно.

Игра «Сколько звуков услышали» а, ш, шо, жу, ж, ы, ши,

шу.
Услышали один звук , поставьте руку на локоть , услышите слог две руки сожмите в рукопожатии. 1.
Формулирование цели занятия.
У : Ребята, прочитайте описание героев нашего занятия и отгадайте кто они: Первый герой – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы. (ёжик) Второй – зелёный, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух. (лягушонок) Когда дети отгадают героев, учитель показывает картинки ёжика и лягушонка или игрушки.
Развитие зрительного восприятия букв Ж-Ш
Учитель: Ёжик и лягушонок подготовили для вас задание. Скажите, какую букву написал ёжик, а какую лягушонок? (учитель вывешивает на доску таблицу букв Ж и Ш)
Дети
: Ж, Ш
учитель
: Правильно. Скажите, какие буквы мы будем учиться различать сегодня?
Дети
: мы будем учиться различать буквы Ш и Ж.
учитель
: Правильно. Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.
Дети:
звуки [ш] и [ж].
Учитель:
Почему рядом с буквой ш – звонок зачёркнут, а рядом с буквой Ж- звонок не зачёркнут. Дайте характеристику этим звукам.
Дети
: ш- согласный , твёрдый, глухой, обозначается буквой ша. Ж- согласный , твёрдый, звонкий , обозначается буквой же.
Учитель
: давайте вспомним , как можно определить звонкость и глухость согласного.
учитель:
Теперь положите ладонь на горлышко и произносите по очереди звуки [ш] и [ж]? При произнесении какого звука горлышко дрожит?

Читайте также:  Фронтальная НОД по развитию речи в старшей логопедической группе

Дети
: при произнесении звука [ж].
Учитель
А при произнесении какого звука горлышко не дрожит?
Дети
: при произнесении звука [ш].
Учитель
Хорошо, значит, какой из них будет звонким, а какой глухим?
Дети
: звук [ж] – звонкий, звук [ш] – глухой.
Учитель
Правильно. Напомните мне, пожалуйста, звуки [ш] и [ж] – твёрдые или мягкие?
Дети
: твёрдые.
Дифференциация звуков
[ш] – [ж]
на слух
Учитель: -« а слышат ли ваши ушки» (У учащихся карточки с звоночком и с зачёркнутым звоночком.), если встретится звонкий согласный – показываете звоночек., глухой – зачёркнутый звоночек. Читаю стихотворение «Телефон» А потом позвонил крокодил И со слезами просил. Мой милый , хороший , Пришли мне калоши, И мне, и жене, и Тотоше -постой, не тебе ли на прошлой неделе Я выслал две пары отличных калош? -Ах те, что ты выслал на прошлой неделе, Мы давно уже съели И ждём не дождёмся , когда же ты снова пришлёшь К нашему ужину –дюжину Новых и сладких калош.
Минутка чистописания

Учитель :
Молодцы. Откройте тетради, запишите число и пропишите буквы Ш и Ж . Учитель записывает на доске тему занятия «Шш – Жж». Ребята, а как вы думаете, почему именно ёжик и лягушонок будут героями занятия? Дети: Потому что в их названии есть звуки [ш] и [ж].
Дифференциация звуков
[ш] – [ж]
на слух в слоговых рядах

и воспроизведение их по памяти.
учитель: А сейчас Ёжик и лягушонок приготовили для вас задание – слоги прочитайте и запишите парами через тире. учитель: Хорошо, скажите, какое орфографическое правило повторяется в последнем слоговом ряду?
Дети: Жи-ши пишу с буквой «и». учитель: Скажите, какой гласный звук слышится в слогах «жи» – «ши»? Дети: гласный [ы]. учитель: Правильно, а какую гласную пишем? Дети: гласную [и]. учитель: Молодцы, поэтому мы и учим правило, что слоги «жи» – «ши» пишем с гласной [и], да? Ну-ка я посмотрю, все ли правильно написали.
Физкультминутка
Ёжик топал по тропинке И грибочек нёс на спинке. (Ходьба на месте.) Ёжик топал не спеша, Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте и вертикальные движения ладонями перед собой) А навстречу лягушонок, Скачет, вытянувши ножки. Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте.) Под кусток и молчок. (Присесть и поднести указательный палец ко рту)
Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в словах.

А) Развитие навыков звукобуквенного анализа.
Учитель:Очень хорошо. Ёжик с лягушонком любят играть в школу. Они записывают слова со звуками [ш] и [ж] ,но согласные убежали. Давайте поиграем вместе с ними и поможем им правильно вставить буквы в слова . Выходите к доске. Слова : …апка, ….аба, …убка, …учок. Дети выходят к доске называют правило постановки букв. Дети:н.р- слово «шапка», слышу согласный глухой звук ш- пишу букву Ш.
Б)

Совершенствование умения составлять словосочетания с

предложенными словами

и предложения.

Учитель:
Чудесно, а ещё ёжик с лягушонком любят описывать предметы, то есть подбирать к предметам признаки. Тогда у них получаются словосочетания. Хотите попробовать составить словосочетания?
Дети:
да
Учитель:
Хорошо, выберете к словам, написанным на доске, слова на карточках: новая, зелёная, меховая, маленький. Составьте с ними словосочетания и запишите их через запятую в тетрадь. Дети записывают в тетрадь словосочетания, например: новая шапка, зелёная жаба, меховая шубка. маленький жучок.
учитель:
давайте прочитаем, какие словосочетания вы составили. Дети по очереди читают словосочетания.
Самостоятельно:
А герои нашего урока приготовили вам ещё одно задание. Вставьте пропущенные буквы в предложение. Дру…ок и Пу..ок . …ивут мирно. Проверка. 1.
Подведение итогов занятия:
учитель: Замечательно, ребята! Итак, какие буквы мы повторили? Дети: Ш, Ж учитель: Правильно. Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами. Дети: звуки [ш] и [ж]. учитель: Охарактеризуйте звук Ж . Дети: Звук Ж – согласный, твёрдый, звонкий. учитель: Охарактеризуйте звук Ш. Дети: Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.
1.
Рефлексия:
учитель: Правильно! Вспомните героев занятия Дети: ёжик и лягушонок учитель: Молодцы! Я вам раздаю картинки с нарисованной лесенкой. Нарисуйте себя на одной из трёх ступенек: Я работал отлично, я работал хорошо, я буду стараться. Сдайте лесенки. Вы сегодня хорошо поработали, хотя и допускали ошибки. Но ёжику и лягушонку понравилось с вами играть и в подарок они дарят вам свои портреты, которые вы сможете раскрасить. Спасибо. Занятие окончено.

Цель:
научить детей дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж при написании слогов, слов, словосочетаний.
Задачи:
Образовательные: 1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [ш] и [ж]. 2. Развитие навыков звукобуквенного анализа. 3. Повторение правила правописания жи – ши. 4. Совершенствование умения составлять словосочетания с предложенными словами. 5. Расширение и уточнение словарного запаса. Коррекционные: 1. Развитие фонематического восприятия звуков [ш] и [ж]. 2. Развитие зрительного восприятия букв Ш-Ж.. 3. Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления. Воспитательные: 1. Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу. 2. Повышать мотивацию детей к обучению.
Оборудование
: карточки с описанием героев занятия на каждого ребёнка; картинка лягушонка и ёжика;мнемотаблица с буквами ж- ш; лесенки для рефлексии детей; раскраски с рисунком ёжика и лягушонка.
Ход занятия.
1.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок Начинается урок. Всё ль на месте, всё ль в порядке. Книжки, ручки и тетрадки.
Правило речи:
Мы будем разговаривать , Мы будем выговаривать Так чётко, и так ясно Чтоб было всем понятно.

Логопедическое занятие Дифференциация звуков и букв Ж – Ш

Дифференциация звуков и букв Ж – Ш

    совершенствовать умение детей дифференцировать звуки и буквы Ж – Ш; расширить словарный запас в экспрессивной речи по лексической теме «насекомые»; развивать фонематический слух: умение выделять заданный звук в слове; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе;

Оборудование: картинки жука, шмеля; буквы Ж – Ш; артикуляция звуков Ж – Ш; мяч, тетради, ручки (или презентация).

Долгожданный дан звонок,

А девиз у нас каков?

(Больше дела, меньше слов.)

– Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Поприветствуйте их кивком головы и улыбкой.

Пожелайте друг другу успехов на занятии.

Игра – пожелание «Удачи тебе!»

Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

– Желаю (соприкасаются большими пальцами)

– во всём (безымянными)

– и везде (мизинцами)

– Удачи тебе на занятии! (прикасаются ладонями).

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в страну Жужжандию, где проживают разные насекомые (назовите каких насекомых вы знаете), а вот кто главные правители в этой стране, вы узнаете, если отгадаете загадки:

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь (жук)

На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий. (шмель).

Вот мы и отгадали, кто же главные правители в стране Жужжандии.

– назовите 1- й звук в слове жук (ж)

– назовите 1- й звук в слове шмель (ш)

– Кто догадался, как будет звучать тема нашего занятия? (звуки [ж] –[ ш])

2. Уточнение артикуляции и характеристика звуков [ж] – [ш].

– Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Артикуляция звука [ж]

    Губы округлены, слегка выдвинуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх, язык принимает форму «Чашечки». Голосовые связки вибрируют, голос есть.

Звук [ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий.

Артикуляция звука [ш]

    Губы округлены, слегка выдвинуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх, язык принимает форму «Чашечки». Голосовые связки не работают, голоса нет.

Звук [ж] – согласный, всегда твёрдый, глухой.

Оба звука согласные, твёрдые, но звук [ж] – звонкий, а звук [ш] – глухой.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Связь звука с буквой.

– А какими буквами обозначаем звуки [ж] и [ш]?

Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука. ( буквой Ж)

Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала. (буквой Ш)

5. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Насекомые – жук и шмель, прилетели с вами поиграть со своими любимыми звуками:

6. Развитие фонематического восприятия.

Послушайте слова, если есть в слове звук [ж]– хлопните, если [ш ]– топните:

шеф, желток, жетон, шелуха, жеребёнок, жена, шест, шёпот, жевать, шея, жених, шерсть, шеренга, желание.

7. Игра «Собери слово»

Ра, жа лет, жи тёр, ша

Лун, ша жок, фла ша, кры

На, ши, ма кру, во, же

Ши, мы, ка гре, шок, бе

Ра, шу, ми ро, пи, жок

Ма, жа, пи ше, ко, лёк

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – рукой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

– Если внимательно присмотреться, можно увидеть великое множество жуков. У них есть много общего, но, в то же время, они отличаются друг от друга. И называются они по-разному.

Посмотрите на картинки, как вы думаете, почему жука называют плавунец? Усач? Щелкун?

А вот такие жуки: листоед, короед, мертвоед? Почему они так называются?

Мертвоеды и могильщики – самые главные санитары леса. Они обладают совершенно необыкновенным чутьем, находят и поедают трупики зверушек и птиц.

Как вы думаете, в природе существует жук – БУКВОЕД?

– А вот у нас побывал такой жук, ему очень понравились буквы Ж и Ш. Помогите мне восстановить слова. Сначала перечислим все слова, в названии которых пропали буквы, а потом вы распределите слова на 2 столбика и запишите их.

Слова: ко..а, …арф, мы…ка, …ираф, ма…ина, …ених, ко…ка, …аба, камы…, лы…и, ро..ок, ду… .

10. Правило написания жи, ши.

Лыжи, мыши и ужи

Шины, ёжики, чижи

Жи да ши, жи да ши

С буквой И всегда пиши.

-Какое правило на жи, ши вы знаете?

-Какие слова на это правило есть в этом предложении?

11. Работа в тетрадях.

Прочитайте предложения и исправьте ошибки. Запиши предложения правильно и выдели звуки ж – ш.

Миша мазать хлеб масло.

Вы вязать пушистые варежки.

Бабушка жарить рыба на сковорода.

Кошка ловить шустрая мышка.

12. Упражнения по развитию лексико – грамматической стороны речи:

– А сейчас мы с вами будем говорить о том, что умеют делать жители страны Жужжандии и поиграем в игру «Один – много»:

Бабочка порхает, а бабочки …. (порхают).

Пчела мёд собирает, а пчёлы мёд … (собирают).

Оса жалит, а осы… (жалят).

Жук жужжит, а жуки… (жужжат).

Комар звенит, а комары …(звенят).

Стрекоза стрекочет, а стрекозы … (стрекочут).

Кузнечик прыгает, а кузнечики …(прыгают).

Паук паутину ткёт, а пауки паутину … (ткут).

Муравей муравейник строит, а муравьи …(строят).

13. Гимнастика для глаз.

Посмотрите ребята по сторонам, не поворачивая головы найдите глазками бабочку, муравья, паука, осу, пчелу. Закройте глаза. (музыка).

III. Итог занятия.

В какой стране мы с вами сегодня побывали? (Жужжандия).

Подведём итог занятия. Я вам раздаю карточки, внимательно слушайте вопросы, если согласны ставим +, не согласны -.

Оса жалит, а осы… (жалят).

Ссылка на основную публикацию