Самоанализ логопедического занятия во 2 классе: Звуки (Ж) и (Ш) и буквы Ж, Ш

Логопедическое занятие по коррекции нарушений письма во 2-м классе по теме “Дифференциация звуков [ж], [ш]”

Разделы: Логопедия

Тема: Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]. (Логопедическое занятие по коррекции нарушений письма, обусловленных НВ ОНР. 2 класс)

Занятие сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

Слайд 1

Цели

1) Коррекционные:

– уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [Ш – Ж];
– установить различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;
– совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление);
– обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей: подбора родственных слов (парадигматические связи);
– совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи);
– развивать высшие психические процессы.

2) Обучающие:

– вспомнить правило правописания жи – ши.

3) Здоровьесберегающие:

– содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

4) Воспитательные:

– формировать положительную учебную мотивацию;
– воспитывать чувство эмпатии (сопереживания).

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А девиз у нас каков?
(Больше дела, меньше слов.)

Эмоциональный настрой

– Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.

Пожелайте друг другу успехов на занятии.

Игра-пожелание «Удачи тебе!»

Учащиеся поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

– Желаю (соприкасаются большими пальцами)
– успеха (указательными)
– большого (средними)
– во всём (безымянными)
– и везде (мизинцами).
– Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями.)

II. Сообщение темы занятия

Слайд 2

Жу-жу-жу,
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я твержу весной и летом.

– Кто это жужжит на ветке? Сколько звуков в слове ЖУК? Назовите звуки по порядку.

Назовите 1-й звук.

Мохнатенький гудит,
За сладеньким летит.
Работник садовый –
Поясок медовый.

– Сколько звуков в слове-отгадке? Назовите звуки по порядку.

Назовите 1-й звук.

Кто догадался, как будет звучать тема нашего занятия? (Звуки [ш] и [ж] и буквы ш и ж.)

III. Уточнение артикуляции и характеристика звуков Ж – Ш

Слайд 3

– Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

  • Губы округлены, слегка вытянуты вперед.
  • Кончик широкого языка поднят вверх.
  • Язык принимает форму «чашечки».
  • Голосовые складки не работают, голоса нет.

Звук [ш] согласный, твердый, глухой.

Слайд 4

  • Губы округлены, слегка вытянуты вперед.
  • Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки».
  • Голосовые складки вибрируют, голос есть.

Звук [ж] согласный, твердый, звонкий.

Слайд 5

Оба они согласные, твердые. Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.

Звонкость – глухость проверяем двумя способами. (1-й – руку на горло, 2-й – закрыть уши.)

Слайд 6

IV. Связь звука с буквой

– Какими буквами обозначаются звуки на письме?

На что похожа буква «ша»? (На шарф.)

На что похожа буква «же» (На жука.)

Посмотри на букву Ш.
Буква очень хороша!
Потому, что из неё
Можно сделать Е и Ё.

Ж похожа на жука,
Только не жужжит пока.

V. Гимнастика для глаз

В противоположных углах класса находятся рисунки насекомых.

– Ребята, не поворачивая головы, глазами отыщите бабочку. А теперь посмотрите направо и глазами найдите муху. Поднимите взгляд вверх, заметили стрекозу? Каких еще насекомых вы знаете?

VI. Развитие мелкой моторики

Прилетела к нам вчераДети машут ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
На каждое название насекомого загибают один пальчик.
Как фонарики глаза.Делают кружочки пальцами, подносят к глазам.
Пожужжали, полетали,Машут ладошками.
От усталости упали.Роняют ладони на стол.

VII. Звуковой синтез

– С первых солнечных дней начинает трудиться мохнатый, будто одетый в теплое меховое пальто, шмель. Он неторопливо и внимательно обследует каждый цветок.

Слайд 7

«Помоги шмелю собрать урожай».

Задание

– Шмель летает по буквенному полю и собирает буквы. Если шмель соберет буквы правильно, у него получится целое слово.

VIII. Динамическая пауза

Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Жужжат над лугом в жаркий день
Кружащиеся пчелы, шмель мохнатый, и слепень,
И майский жук тяжелый.

Тише, тише, жуки, жужжите,
Не тревожьте теперь камыши!
Тише, тише за парты летите,
Не будите жужжаньем тиши!

IX. Закрепление

– Если внимательно присмотреться, можно увидеть великое множество жуков. У них есть много общего, но, в то же время, они отличаются друг от друга. И называются они по-разному.

Слайд 8

– Кто догадается, почему жуков называют: плавунец, усач, щелкун? Что общего заметили в названиях: листоед, короед, мертвоед.

Мертвоеды и могильщики – самые главные санитары леса. Они обладают совершенно необыкновенным чутьем, находят и поедают трупики зверушек и птиц.

Как вы думаете, в природе существует жук – БУКВОЕД?

Слайд 9

– А вот у нас побывал такой жук, ему очень понравились буквы Ж и Ш. Помогите мне восстановить слова. Сначала перечислим все картинки, в названии которых пропали буквы, а потом вы выполните понравившееся задание.

Слайд 10

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

Дети самостоятельно, по выбранным ими карточкам, выполняют задания.

Слайд 11, 12

X. Итог занятия

– Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

Конспект группового логопедического занятия “Дифференциация звуков и букв Ш – Ж”.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Конспект группового логопедического занятия “Дифференциация звуков и букв Ш – Ж” (коррекция акустической дисграфии).

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekty_zanyatiy_2_klass.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков и букв Ж – Ш.

Цель: Учить детей дифференцировать Ж – Ш в словах, предложениях и тексте .

1.Познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков Ж и Ш, нормами их артикуляции.

2.Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.

3.Развивать фонематический и слоговой анализ и синтез.

4.Совершенствовать оптико-пространственные представления.

5.Учить работать с деформированным текстом.

6.Закреплять умение правильно оформлять и записывать предложения.

7.Закреплять знания норм орфографии.

8.Работать над согласованием слов в предложении.

9.Закреплять навык чтения .

1.Картинки с изображением мальчика и девочки.

2.Предметные картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш.

3.Карточки для игры «Филлворд».

4.Записи на доске:

5.Запись в тетради (домашнее задание).

1 . Организационный момент.

1. Определение темы занятия.

Л: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие мы начнем с небольшого стихотворения. Послушайте его внимательно.

Камышам шуршала мышь:

Ветер нам нарушил тишь!

Шепчут тихо камыши:

Тихо, мышка, не шурши!

Л: Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?

Л: Назовите парный согласный для звука Ш.

Л: Сегодня мы будем говорить с вами о звуках Ш и Ж.

2. Сравнение звуков Ш и Ж по артикуляции.

Л: Ребята, давайте пошипим ,как змея. Поднесите руку к горлышку.

Л: А теперь пожужжим, как жук.

Л: Что общего вы заметили при произношении этих звуков?

Дети: Язык в виде «чашечки» поднимается за верхние зубы, зубы сомкнуты, губы трубочкой.

Л: А чем они отличаются?

Дети: Звук Ш – глухой, произносится без голоса, а звук Ж -звонкий, произносится с голосом.

2. Основная часть занятия.

1. Знакомство с героями занятия.

Л: Ребята, сегодня к нам в гости пришли девочка и мальчик. Давайте составим их имена по первым буквам слов-картинок.

На доску выставляются предметные картинки. Дети называют картинку, выделяют первый звук. Затем из первых звуков составляют слово. Имена записываются на доске, подчеркиваются буквы Ж и Ш.

КАРТИНКИ: 1. ж ук, о блако, р ак, а ист – Жора

2. м ашина, а рбуз, ш ар, а втобус – Маша

Л: Значит, сегодня к нам в гости пришли Жора и Маша. И они просят нас о помощи.

2.Работа над дифференциацией Ж-Ш в словах.

1. Игра «Паутинка»

Л: Ребята, давайте поможем Жоре и Маше разобраться в паутинке, которая написана на доске.

Из слогов мы с вами должны составить слова и записать их в 2 столбика. Жора собирает слова со звуком Ж, а Маша – со звуком Ш.

(Дети по очереди выполняют задание на доске и в тетрадях)

Слова: шапка, кожа, шорты, шуба, жираф, жаба

2. Игра «Филлворд»

Л: Теперь давайте поможем Жоре и Маше в следующем задании. Разделимся на 2 команды – команда Жоры и команда Маши. На карточках, которые я вам раздала, команда Жоры ищет и записывает слова со звуком Ж, а команда Маши – слова со звуком Ш. Слова ищем только по горизонталям. Посмотрим, кто справится быстрее.

(Дети выполняют задание, подводят итоги.)

жук, ежик, жираф, ножик шуба, камыш, шутка, мыши

Упражнение на развитие общей моторики « Божья коровка».

Божьей коровки папа идёт,

Следом за папой мама идёт,

Следом за ними детишки идут,

А за ними следом ребятишки бегут.

Крылышки расправили, на цветочек сели,

Лапочки почистили и дальше полетели.

4.Работа над дифференциацией Ж-Ш в предложении.

Л: Какие вы молодцы, ребята! Но давайте поможем Жоре и Маше в последнем задании. На доске написан деформированный текст:

Ната. а по. ла на лу…ок она увидела … ука … ук ле…ал . ивотом вверх он не мог улететь Ната…а перевернула …ука он замахал крыльями и улетел

Л: Они написали нам небольшой рассказ, но мне кажется, что что-то здесь не так. а вы как думаете?

Дети: Они не выделили предложения.

Л: А как их надо выделить?

Дети: Начало предложения пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.

Л: Правильно, ребята! Давайте разделим текст на предложения и вставим пропущенные буквы Ш и Ж.

Задание выполняется на доске: с помощью черточек дети отделяют предложения друг от друга и вставляют пропущенные буквы.

Л: О чём говорится в рассказе?

Л: А как можно озаглавить этот рассказ?

Л: Давайте запишем этот рассказ в свои тетради. Только не делайте таких ошибок, которые сделали Жора и Маша. Подчеркните буквы Ш и Ж. Каким цветом мы их подчеркнём?

Дети: Ж-синим, потому что звук Ж – звонкий, сильный, а Ш –голубым, потому что звук Ш – глухой, слабый.

Л: Жора и Маша благодарят вас, ребята, за то, что вы помогли им справится с заданиями.

Дома вам надо будет найти ошибки в предложениях, записать их верно и подчеркнуть буквы Ж-Ш.

Миша мазать хлеб масло.

Бабушка вязать пушистые варежки.

Маша жарить рыба на сковорода.

Кошка ловить шустрая мышка .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием.

представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием.

конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико – фонематическим недоразвитием.

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе.

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно.

Конспект группового логопедического занятия для 1 класса “Звук [щ], буквы Щ щ”. .

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии во 2 классе «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш] и букв Ж — Ш»

Инесса Ефимова
Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии во 2 классе «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш] и букв Ж — Ш»

Конспект логопедического занятия во 2 классе

Тема: «Дифференциация звуков и букв «Ж – Ш»

1. Учить дифференцировать звуки и буквы Ж, Ш на материале слогов, слов, предложений, скороговорок.

2. Совершенствовать навыки звуко – буквенного анализа и синтеза.

3. Активизировать словарь по теме «Животные».

4. Продолжать развивать языковое чутьё.

5. Тренинг языкового общения.

Оборудование: журнал «Грамотей», индивидуальные зеркала, таблицы слогов, конверты с полосками, мяч, цифры, изображения букв «Ж», «Ш», цветные карандаши, фломастеры, изографы, картинки, рабочие листки, наградные удостоверения, доска, мел.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к занятию, установка на активную работу, внимание.

2. Выделение звуков «Ж», «Ш» из названий картинок. Сообщение и запись темы занятия.

Характеристика звуков «Ж», «Ш» их артикуляционного сходства с помощью индивидуальных зеркал. Различение звуков по звонкости – глухости. Соотношение звуков и букв. Демонстрация букв в условиях зашумления.

3. Логопед: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по страницам устного журнала «Грамотей». На страницах журнала вас ждут различные препятствия. Сможете их преодолеть? Тогда в путь. Для успешного путешествия по страницам журнала нам необходимы компасы. Ими сегодня послужат буквы Ж, Ш. Выложите их из полосок (дети мастерят буквы из полосок бумаги).

1-ая страница – «Слоговая»

Логопед: Как вы думаете, какие задания предложит нам эта страница?

1. Чтение слоговой таблицы. Запись её по памяти.

2. Игра «Испорченный телефон» с использованием мяча.

Жа – ша, жо – шо, жу – шу и так далее.

2-ая страница «Словесная»

Логопед: Как вы думаете, какие задания предложит нам эта страница?

Где мы будем различать звуки и буквы Ж, Ш?

1. Игра «Шифровальщики». Логопед называет слова с изучаемыми звуками, учащиеся зашифровывают их карандашами разного цвета.

2. Игра «Подними цифру». Дети цифрой показывают место звуков «Ж» и «Ш» в словах.

3. Задание «Вставь пропущенную букву». На доске – слова с пропущенными буквами «Ж», «Ш». Дети списывают слова с комментированием, вставляя нужную букву. Проверка.

Логопед: Как одним словом можно назвать жирафа, медвежонка, лошадь, жабу, лягушку, ежа, ужа и кошку? Ответ детей: «Животные».

4. Игровое задание «Паутинка». (Дети разгадывают паутинку, запутанную пауком – словоедом). Проверка. Повторение правописания ЖИ-ШИ.

3 я страница «Отдыхай-ка»

1. Игра с мячом с использованием слов – паронимов:

жар – шар жито – шито

жили – шили жарить – шарить

жали – шали жить – шить

жила – шила кружить – крушить

ужи – уши жалить – шалить

жаль – шаль лужа – Луша

2. Релаксация для глаз. Дети рисуют взглядом буквы «Ж», «Ш».

4-ая страница «Научная»

Логопед: На этой странице вы будете трудиться, как настоящие учёные.

1. Я раздам вам рабочие листки, вы подумаете и выполните все задания, связанные с буквами «Ж», «Ш». Учащиеся выполняют задания фломастерами в рабочих листках.

2. Логопед: Вас ждёт ещё одно задание. Подумайте и скажите, какое слово спряталось? Демонстрация и разгадывание детьми изографов с буквами «Ж», «Ш».

5-ая страница «Фразовая»

Логопед: На этой странице мы будем различать звуки и буквы «Ж», «Ш» во фразе – в предложении и чистоговорке.

1. На доске предложение: «Как поживёшь, так и прослывёшь». Объяснение смысла поговорки, повторение правописания жи – ши. Запись предложения в тетради, подчёркивание букв «Ж», «Ш».

2. Разучивание чистоговорки: «С мышами во ржи подружились ежи».

6-ая страница «Призовая»

Логопед: Все задания журнала вы выполнили правильно и имеете право получить удостоверения грамотеев. Вручение удостоверений.

Итог занятия.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» Конспект группового занятия по звуковой культуре речи с детьми старшего возраста в группе компенсирующей направленности «Дифференциация.

«Дифференциация звуков, смешиваемых на письме, с помощью знаков — символов, как профилактика дисграфии» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ТНР (ОНР) «Дифференциация звуков, смешиваемых.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ц]» 1. Повтори прямые слоги со звуками С – Ц. са – ца со – цо су – цу ца – са цо – со цу – су 2. Повтори обратные слоги со звуками С – Ц. ас.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]» Анастасия Стрельникова Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]». 1. Цель: – Воспитание самоконтроля.

Конспект НОД по обучению грамоте «Дифференциация звуков и букв [К] –[Х]» в подготовительной группе Тема: «Дифференциация звуков и букв (К – Х)». Цель: Учить дифференцировать звуки (К – Х) в изолированном виде, в слогах, словах, фразах.

Конспект занятия «Путешествие в страну звуков и букв» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 Колпинского района г. Санкт-Петербурга. Конспект непосредственной.

Конспект занятия для детей средней группы Тема: Дифференциация звуков и букв А и У Тема: Дифференциация звуков и букв А и У. Цель: Развитие фонематического восприятия. Задачи: 1. Учить слушать речевые звуки, соотносить их.

Конспект занятия «Дифференциация звуков Щ— СЬ» Тема. Дифференциация звуков Щ— СЬ Цель: Закрепление навыка различения звуков Щ, СЬ в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях..

Коррекционно-педагогические условия преодоления акустической дисграфии младших школьников На сегодняшний день одной из наиболее важных проблем, встающих перед общеобразовательной школой, является проблема нарушений письменной.

Дифференциация букв в-ф. Конспект логопедического занятия с группой учащихся 2-х классов Конспект логопедического занятия с группой учащихся 2-х классов учителя- логопеда Светлаковой Г. Г. Тема Логопедическая: Дифференциация букв.

Логопедическое занятие . Тема “Звуки ш-ж. Буквы ш,ж”.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 2 классов, имеющих нарушения письменной речи. На занятии дети различают на слух звуки ш-ж в словах, предложениях.Закрепляют навык звуко-буквенного анализа слов.Повторяют правописание ши-жи.Учатся оценивать свою работу на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytoe_zanyatie1-.doc38.5 КБ
bukvy_zh_i_sh.notebook2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Завьялова И.А.

Тип урока. Логопедическое занятие во 2 классе с группой обучающихся

с трудностями формирования письма и чтения.

Тема. Звуки ш-ж . Буквы ш,ж.

– уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков;

– установить различие по звонкости и глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;

– совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представления);

– обогощать активный словарь путем формирования семантических полей, подбора родственных слов (пирадигматические связи);

– cовершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи);

– развивать высшие психические процессы.

– повторить правило правописания жи – ши;

-вспомнить правило правописания парных согласных на конце слова.

– содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся,

– формировать положительную учебную мотивацию.

– учить различать звуки ш-ж и их буквы в слогах, словах, предложениях; – развивать фонематический слух через выделение звука на фоне слова;

– формировать навыки звукового анализа через работу со схемами;

– развивать неречевые процессы: логическое мышление, внимание, память, зрительное восприятие;

– совершенствовать умения планировать свою деятельность, составлять алгоритм работы, оценивать свою деятельность.

– Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуем их. Пожелайте друг другу успехов на занятии.

Игра- пожелание “Удачи тебе.”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

– Желаю ( соприкасаются большими пальцами)

– во всем ( безымянными)

– и везде ( мизинцами)

– Удачи тебе на занятии! (прикосновения ладонями)

II. Сообщение темы занятия. Планирование своей деятельности. Постановка задач.

Я на ветке сижу, я на ветке сижу

Звук Ж все твержу.

Зная звук этот, я твержу его весной и летом.

Сколько звуков в слове – жук-?

Какой первый звук?

Мохнатенький гудит, за сладеньким летит.

Работник садовый – поясок медовый.

– Сколько звуков в слове-отгадке?

Назовите первый звук. Слайд 1

– Как вы думаете, как будет звучать тема нашего занятия? ( Различие звуков Ж-Ш, буквы ж – ш)

– Составим план работы (Лесенка успеха). Для того чтобы научиться различать в словах парные согласные ж – ш нужно

– вспомнить как произносим эти звуки

– выделять их в слогах, в словах

– научиться правильно писать в словах и предложениях буквы ж-ш

– повторить правила правописания

( Лестница знаний или успеха на доске)

III. Уточнение артикуляции и характеристика звуков Ж-Ш.

Охарактеризуйте эти звуки (с опорой на профиль и таблицу)

(Дети рассказывают об артикуляции звуков. Дают характеристику звукам. Сравнивают их характеристики). Слайд 2,3.

Вывод: звук ш- согласный, твердый, глухой; звук ж – согласный, твердый, звонкий. Звуки ш-ж согласные, всегда твердые. Звук ш- глухой, звук ж звонкий.

-Первую ступеньку лестницы знаний мы одолели. Отметим ее.

IV.Игра “Повтори , не ошибись!”

(Учащиеся повторяют цепочки слогов: жу-шу-жу,ша-жа-жа,жи-ши-жи. ). Преодолена еще одна ступенька к успеху.

Молодцы! Были внимательными и не допустили ошибок!

VI. Связь звуков с буквой.

– Какими буквами обозначаются звуки ж- ш на письме? Найдите на звуковой ленте буквы Ж- Ш. Почему они обозначены синим цветом?

VII. Гимнастика для глаз. Интерактивная №1

VIII.Игра “Засели домики” Слайд 4

Обучающиеся должны расселить зверей по соответствующим домикам со звуком Ж и Ш. Выполняют звуковой анализ слов, определяют место звуков Ж-Ш в словах. (В слове лошадь 5 звуков, звук Ш на третьем месте. И т.д.)

VIII. Графический диктант.

(Жасмин, камыши, букашка, кружева, школа, машина, пружина, кошка . ). (Дети делят слова на слоги, определяют место звука в слове , вписывают в слог нужную букву. (В слове жасмин 2 слога, слышу звук Ж в первом слоге, пишу букву же . ).

Дети дают оценку выполненной работы, было ли им трудно или задание не вызвало трудностей? Поднимаемся на ступеньку выше.

IX. Динамическая пауза

На лужайке, на ромашке

Жук сидел в цветной рубашке.

ЖУ-ЖУ-ЖУ я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь, низко,

( Учащиеся ходят по кругу, выполняя двигательные упражнения.

X. Игра “Слоги потерялись” Cлайд 5, 6

Вставить пропущенные слоги в слова. Проверка. Какое правило вспомнили? ( ЖИ-ШИ пиши с буквой И.) Шагаем выше по ступенькам знаний.

XI. Вставь пропущенную букву. Работа с предложением. Слайд 7,8.

Сравниваем слова (уши-ужи ) по написанию и значению.

XII. Парные согласные на конце слова оглушаются, произносим их одинаково. Что же делать, как не допустить ошибки на письме?

(Нужно подобрать проверочное слово. Изменяем данное слово так, чтобы после парной согласной стояла гласная.)

Поднимаемся выше по лесенке знаний.

XIII. Самостоятельная работа с предложением . Проверка. Слайд 9

XIV. Итог. Релаксация.

Внимание, ребята! У нас осталась последняя ступенька на лесенке. Как вы оцениваете свою работу на занятии?

Довольны ли вы своей работой на занятии? Открываю последнюю ступеньку- читаем

Расскажите, в чем состоит ваш успех на этом занятии?

Спасибо за хорошую работу на занятии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия “Гласные звуки и буквы”(итоговое занятие по этой теме). К конспекту прилагается презентация.

Цель занятия : научить детей выделять «опорные» сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно, обозначаемые ими звуки), закрепить связи между фонемой – артикулемой – графем.

Логопедическое занятие, первый этап коррекционного обучения. 1 класс ОНР (н. в.)В течение первого этапа коррекционного обучения ведется активная работа над автоматизацией звуков, развитием и совершенс.

Занятие для 3 класса КРО.

– закрепить четкое произношение звука С в слогах, словах, предложениях и связной речи.

Занятие для подгруппы детей с оптической дисграфией.

Конспект фронтального логопедического занятия в 1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Дифференциация звуков и букв Ж – Ш. Конспект группового логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии для учащихся 2 класса.

Ф.И.О. Агеева Светлана Викторовна

Дата рождения 21.07.1983

Место работы: Муниципальное специальное коррекционное бюджетное образовательное учреждение «Школа – интернат VIII вида» города Кизела

Должность учитель – логопед

e – mail : mskou 8 kiz @ mail . ru

Логопедическое групповое занятие с умственно отсталыми учениками 2 класса по коррекции акустической дисграфии по теме«Дифференциация звуков и букв Ж – Ш».

Коррекционные: уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [ш] – [ж], установить различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции, учить дифференцировать звуки и буквы [ж] – [ш] по звонкости-глухости изолированно, в слогах и словах;

Развивающие: развивать фонематические процессы (слух, восприятие, представление), уточнять и обогащать словарь, развивать навыки образования существительных при помощи суффиксов – ОНОК -, -ЁНОК -; развивать звуковой анализ.

Воспитательные: формировать положительную мотивацию к учению.

Оборудование: плакат парные согласные звуки, символы твердости, звонкости – глухости, предметные картинки, «загадочная таблица», схемы анализа артикуляции звуков Ж, Ш, карточки с заданием по количеству учеников.

Долгожданный дан звонок,

А девиз у нас каков?

(Больше дела, меньше слов).

Пожелайте друг другу успехов на занятии.

Игра – пожелание «Удачи тебе!»

Учащиеся поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

-Желаю(соприкасаются большими пальцами)

– во всём (безымянными)

-и везде (мизинцами)

-Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями)

2. Введение в тему. Повторение.

Парные согласные в гости к нам пришли

Чётко их по парам ты произнеси: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж- ш, з-с.

Ладошку к горлу подставляй,

Глухой и звонкий различай.

-Приложите ладонь к горлышку и произнесите сначала согласные звуки, у которых есть голос, потом согласные без голоса.

3. Объявление темы.

На доске: Зс, Бп, Вф, Гк, Дт

-Какая здесь закономерность? (Буквы, которые обозначают парные согласные).

-Какой пары не хватает? (Ж-Ш)

-Сегодня на занятии мы будем учится различать звуки и буквы [Ж]- [Ш] среди звуков, в слогах и словах.

Кто будет выполнять задания верно, красиво и правильно писать в тетради, то в конце урока получит наклейку-оценку в тетрадь (отлично, хорошо, старайся).

Откройте тетради, запишите число, и тему: Различай Ж – Ш.

4. Сравнение звуков по артикуляции и по характеристикам.

Ребята, давайте сравним произношение звуков [Ж] и [Ш]. Произнесите эти звуки. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково).

В каком положении находятся зубы? (Зубы сближены, но не соприкасаются).

Где находится кончик языка? (Кончик широкого языка поднят вверх, язык принимает форму «чашечки»).

Какая воздушная струя? (Тёплая).

Положите руку на горлышко, дрожит ли горлышко при произнесении звука [Ж]? (Дрожит).

С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

А теперь произнесите звук [Ш] и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении этого звука? (Не дрожит).

Звук [Ж] произносится с голосом, он звонкий. А звук [Ш] произносится без голоса, он глухой.

Вывод (по схемам артикуляции): два звука, одинаковые по артикуляции, но отличающиеся наличием или отсутствием голоса называются парными.

Дайте характеристику звуку [ш].

Дайте характеристику звуку [ж].

Что общего у этих звуков? (Оба они согласные, всегда твёрдые, одинаковые по артикуляции)

Чем отличаются? (Звук [ш] – глухой, а звук [ж] – звонкий).

5. Связь звука с буквой.

-Какими буквами обозначаются звуки на письме? (Ша, ЖЕ)

На что они похожи?

6. Развитие фонематических процессов.

Послушайте звуки, слоги и слова, поднимите карточки, если услышите звуки [Ш] или [Ж].

Звуки: ж, н, г, ш, щ, л, т, ж, ш, ф, з, с.

Слоги: жо, то, зы, жа, ша, жа, ща, жи, ши, уж, иш, еж.

В словах: шапка, жук, щенок, школа, кошка, жаба, карандаш, усы.

Придумайте слово на звук [Ш].

Придумайте слова на звук [Ж].

Звуковой диктант: шуба, кошка, жук, школа, лыжи, карандаш.

8. Динамическая пауза.

9. Знакомство с героями занятия.

-Отгадайте имена героев занятия по предложенным слогам: – ЖО -, -ШО – и описанию. Первый гость – косолапый, бурый, неуклюжий, питается грибами, ягодами, особенно любит полакомиться мёдом. Второй – маленький, серенький, любит сыр… (Медвежонок, мышонок).

-Медвежонок и мышонок нарисовали для вас дорожки из звуков [Ш] и [Ж]. Пройдите по ней. Произнесите эти звуки, включая и выключая голос. Молодцы!

– Медвежонок и мышонок много времени проводили вместе. Однажды, гуляя в лесу, друзья наткнулись на загадочную табличку. Друзья долго пытались разобраться, что на ней написано, но так и не смогли ничего прочитать. Они принесли табличку нам. Прочитайте запись на табличке и объясните свой ответ. (Замените символы буквами Ж и Ш). Прочитайте и запишите слова

Дифференциация [ж] – [ш] в словах. Развитие навыка образования существительных при помощи суффиксов –ОНОК-, -ЕНОК-.

-Медвежонок и мышонок благодарят вас за помощь. Они приглашают вас на день рождения. У них много знакомых детёнышей животных и птиц. Но гостей всегда собирается так много, что в этом году друзья решили поступить так: если в названии птенца или детёныша животного есть звук [ш], то он идёт к медвежонку. А если в его названии звук [ш] – к мышонку.

Проводите каждого малыша в «свой» домик (домики закреплены на доске.

Картинки: жеребёнок, кукушонок, мышонок, ужонок, верблюжонок, медвежонок, лягушонок.

Образец ответа: Это жеребёнок. В слове звук [ж] стоит в начале слова. Звук [ж] звонкий. Значит, он идёт на день рождение к медвежонку.

10. Работа с паронимами. Сравнение слов по плану.

Прочитайте слова. Сходство. Различие.

Одинаковые буквы. (Назвать их). Разные буквы (прочитать их, указать среди них звонкие и глухие согласные).

Значение слова (Объяснить).

Лужа – 1)углубление со скопившейся водой (После дождя на улице лужи); «) пролитая на поверхность жидкость (Лужа на столе); 3) сесть в лужу (прост.) – оказаться в глупом положении.

Луша – женское имя.

Задание: Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

После дождя большая…

11. Самостоятельная работа (по карточкам).Проверка.

Вставьте пропущенную букву. Запишите слова в два столбика.

Слова: …орты, …уба, …илет, …еребёнок, мы…онок, …ук.

12. Итог занятия.

-Какие звуки мы сравнивали на занятии?

-Чем они похожи и чем отличаются?

Что особенно запомнилось на занятии?

Выставление оценок-наклеек за работу на занятии (на поля в тетрадь).

Ф.И.О. Агеева Светлана Викторовна

Дата рождения 21.07.1983

Место работы: Муниципальное специальное коррекционное бюджетное образовательное учреждение «Школа – интернат VIII вида» города Кизела

Звук [Ш].

Конспект логопедического занятия во 2 классе Дифференциация звуков ш, щ, букв ш, щ в слогах и словах

Кшимовская Л.П.
учитель-логопед, ГбОУ Школа №998, г. Москва

Конспект группового логопедического занятия во 2 классе

«Дифференциация звуков [ш], [щ], букв ш, щ в слогах и словах

Цель: дифференциация звуков [ш], [щ], букв ш, щ в слогах и словах на письме и при чтении.

– уточнить произношения и учить сравнению звуков [ш]-[щ];

– развивать фонематическое восприятие и слух;

– закрепить зрительный образ букв ш и щ;

– совершенствовать фонематический, анализ и синтез;

– формировать грамматический строй речи – согласование имён существительных с именами прилагательными;

– развивать зрительный анализ, пространственные представления;

– развивать свойства внимания, зрительную память, логическое мышление;

1. Упражнение психогимнастики «Думающая шапочка».

2. Введение в тему занятия, активизация фонематического восприятия.

Логопед. – Послушайте скороговорки и скажите, какие согласные звуки повторяются чаще всего:

На опушке в избушке живут старушки-болтушки.

У каждой старушки – лукошко, в каждом лукошке – кошка.

Два щенка, щека к щеке, щиплют щётку в уголке.

Логопед. – Звуки Ш и Щ мы будем сегодня учиться слышать и различать – это первая цель нашего занятия.

Логопед. – Сколько раз звучал Ш в первой скороговорке, звук Щ во второй скороговорке?

II. Основная часть занятия.

1. Уточнение произношения и сравнительная характеристика звуков – заполнение таблицы.

2. Развитие фонематического слуха.

Логопед. – Как только услышите в слоге или в слове звук Ш – трёте ладошкой о ладошку – слышится шорох, звук Щ – делаете щелчок по ладошке пальчиками другой руки. – У кого из наших ребят в имени и фамилии встречаются звуки Ш и Щ?

3. Дифференциация букв Ш – Щ:

• Сравнение букв по написанию.

Логопед. – Наши звуки имеют каждая свой портрет – буквы. Давайте посмотрим на эти портреты. Что видим?

Логопед. – Как звуки – немножко родственник, так и их буквы.

Логопед. – Чем похожи буквы? Из каких элементов состоят буквы Ш и Щ? Чем отличаются буквы?

Логопед. Ш и Щ – родные сёстры, но у Щ есть хвостик острый.

– Я перелистала ваши тетради и нашла такое предложение: Миша и Саша – товариши.

– В чём состоит ошибка?

Логопед. – Теперь мы можем сказать о второй цели нашего занятия – научиться различать буквы Ш, Щ и правильно их писать, не путать.

Логопед. – Напишем буквы в воздухе, считая элементы. Напишите буквы пальчиком на спине друг друга.

• Развитие свойств внимания.

Логопед. – На вашем листочке в каждой строке много букв, букву Ш – подчеркнуть букву Щ – зачеркнуть. После выполнения задания проверьте себя сами – отогните загнутый край листочка и увидите ключ – ответ.

Логопед. – А теперь послушайте сказку…

• Сказка о том, как появилась буква щ.

• Игра «Доскажи словечко» – запись слогов.

Логопед: – Я произношу чистоговорку без последнего слова, вы слушаете слоги, которые в ней звучат и добавляете последнее слово с таки же слогом, чтобы получилась в рифму.

Записываем последний слог из слова.

Ша-ша-ша – я гуляю не……. спеша.

Ща–ща–ща – дождь пошёл, я без …. плаща.

Шу-шу-шу – плащ с собою не …. ношу.

Щу-щу-щу – зонтик в сумке я ….ищу.

Ши-ши-ши – правильно букву ….напиши.

Щи-щи-щи – здесь ошибку…. поищи.

• Развитие навыка звукобуквенного анализа: игра «Зашифрованные слова»

Логопед. – У каждого из вас картинки. Вы называете слово, а один человек у доски делает зашифрованную запись этого слова: пишет только буквы Ш и Щ, а на месте остальных букв делает прочерки. Вы также делаете в тетради.

ящик овощи плащ прищепка пещера шоколад клюшка шарф шашки

• Развитие зрительно – пространственных представлений – работа с наложенными друг на друга изображениями.

Логопед. – Посмотрите на рисунок. Как здесь нарисованы предметы?

Логопед. – Предметы на рисунке как бы наложены друг на друга. Назовите сначала предметы – слова, в которых слышим звук Ш, затем слова, где есть звук Щ.

лягушка подушка щука ящерица щётка

• Самостоятельная работа на карточка по восстановлению пропущенных букв Ш и Щ и согласованию имён прилагательных с именами существительными.

Логопед. – Нужно правильно написать букву в словах из первого столбика, затем «подружить» слова из первого столбика со словами из второго столбика – провести стрелочку.

III. Итог занятия. Релаксация.

Логопед. – Чему мы учились сегодня на занятии? – Зачем мы это делали?

Логопед. – Вы хорошо поработали сегодня на занятии. Выберите сами номер фразы из нашего “Похвального листа – 10 из 99 способов сказать: « Хорошо!», чтобы я об этом вам сказала по-другому.

Читайте также:  Составление описательного рассказа с опорой на предметную картинку и схему
Ссылка на основную публикацию