Русский фольклор в логопедической работе

Активизация речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование фольклорного материала

Свидетельство

«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык,
он пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.
*Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель;
*оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом,
среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк;
*оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;
*оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения,
которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ…»
(К. Д.Ушинский)

  1. Актуализация

В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире 2014 год в Российской Федерации объявлен Президентом Годом культуры.
В настоящее время очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.
Безусловно, при интенсивном внедрении в жизнь компьютеризации, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности.
Современная среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.
2. Краткий обзор теории
Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.
Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный.
Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Русский народный фольклор — это живой родник чистой и светлой воды. Он помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Фольклор называют «живой стариной». В нем, как в волшебном ларце, есть потешки и считалки, игры и песенки, загадки и скороговорки. Народная педагогика (а она лежит в основе детского фольклора) учитывает все особенности развития наших детей.
Русские народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки, скороговорки, сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки являются богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития детей.
Пестушки и потешки помогают родным нянчить малыша в первый год его жизни. Существовала давняя русская традиция — все действия, связанные с уходом за детьми, сопровождать песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически выстроенная речь обостряет восприятие окружающего мира, вызывая у детей чувство радости.
Всевозможные игры (горелки, салки, жмурки, хороводы и т.д.) отвечают физическим потребностям ребенка, его активной природе. Они помогают малышу найти свое место в коллективе, учат общаться не только со сверстниками, но и с детьми старше и младше его. Это незаменимый опыт социальной адаптации, который, к сожалению, сегодня утерян.
Потешки о животных помогают ребенку познавать окружающий мир. Они развивают его память, внимание и воображение.
Сочный и образный язык небылиц, перевертышей и сказок отвечает желанию взрослых передать ребенку ощущение многокрасочности окружающего мира и способствует развитию у него чувства юмора.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Шутливые диалоги и загадки — основной материал для развития речи ребенка, его памяти и внимания, а скороговорки, чистоговорки — своего рода «народная логопедия».
Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Малые фольклорные жанры, если смотреть шире, задают ребенку определенную позитивную «программу развития».
В дошкольном возрасте складывается особый вид деятельности, направленный на познание мира – речемыслительный; при этом не накопление знаний само по себе, а обеспечение в процессе их приобретения единства мысли и слова. Освоение речи в единстве произносительной и смысловой сторон перестраивает мыслительную деятельность. Ребенок получает возможность познавать то, что нельзя воспринимать с помощью органов чувств, учится управлять своим поведением, осознавать свою активность. Развитие речемыслительной деятельности – важная задача подготовки дошкольников к школе.
3. Методологические основы
К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались К. Д. Ушинский (29), В.И. Даль (12), Д.Б. Эльконин (33), Н.Х. Швачкин (32).
Воспитательный потенциал народной педагогики высоко оценивал К.Д Ушинский (29): «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он верил в принцип «народ без народности – тело без души». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков» и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно – живой образец народного развития.
4. Результаты обследования
В большинстве случаев, дошкольники с ОНР демонстрируют непонимание скрытого смысла образных выражений, буквальное истолкование значения пословиц, недостаточные умения абстрагироваться от конкретной ситуации, целенаправленно анализировать условия мыслительной задачи.
В старшем возрасте эти дети обладают определёнными знаниями и интеллектуальными умениями, однако их логическая деятельность отличается крайней неустойчивостью и отсутствием планомерности: они обращают внимание на какой-либо один, случайно выхваченный признак, характеристику предмета или явления. Детям сложно выразить свои мысли. В речи они не употребляют абстрактных понятий, редко используют обобщённые слова, затрудняются в доказательстве своего суждения. Рассуждения детей непоследовательны, нелогичны. Высказывания имеют краткий, отрывистый характер, грамматически неоформленный характер.
Вывод: Для преодоления имеющихся проблем целесообразно использование в логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка.
5. Цель работы
Оптимизация логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР посредством использования малых фольклорных форм.
6. Задачи
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
1.Определить теоретико-методологические основы использования малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 5 лет с ОНР;
2. Выявить особенности понимания и употребления малых фольклорных форм детьми старшего дошкольного возраста с ОНР;
3. Разработать тематический блок использования малых фольклорных форм в работе с детьми 5 лет с ОНР с целью развития у них полноценной речевой деятельности и повышения эффективности логопедического процесса;
4. Проверить эффективность использования малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 5 лет с ОНР.
7. Принципы
Свою работу по развитию речи детей средствами детского фольклора мы строим на следующих основных принципах:

  • интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (чтение художественной литературы, ознакомление с природой, развитие речи, различные игры, продуктивная деятельность);
  • активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
  • на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной детской деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;
  • бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось. 8.Внедрение

Для решения поставленных задач используем комплекс методов: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме, обследование детей, беседы с родителями, консультации, совместные праздники, досуги, выставки, чтение художественной литературы, объяснение, разучивание, игры – драматизации, создание картотеки для детей по народному фольклору: потешки, чистоговорки, скороговорки, альбом «Звукарик», дидактические игры по мотивам сказок…
В коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 4х–летнего возраста доступными являются «малые фольклорные формы» — потешки, чистоговорки, считалки, короткие сказки; с детьми 5 – 6 лет наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, дразнилкам, загадкам; детей 6 — 7 лет следует знакомить с небылицами, частушками, былинами.
Основными формамиорганизации обучения детей, на которых используется фольклорный материал учителем – логопедом, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:
занятия по развитию лексико-грамматических средств языка;
– занятия по формированию навыков связного рассказывания;
– занятия по формированию правильного звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков в связной речи);
– логоритмические занятия.
Используются фольклорные произведения в различных структурных компонентах занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время динамических пауз, пальчиковой гимнастики, мимической гимнастики, при выполнении различных видов массажа, дыхательных упражнений.
При использовании в коррекционно-логопедической работе фольклорного материала мы убедились в том, что:

  • При условии отбора малых фольклорных форм с учетом возрастных возможностей детей и организации систематической работы, они могут быть доступны пониманию детям с тяжёлыми нарушениями речи.
  • Использование малых фольклорных форм в логопедической работе способствуют решению таких задач,как:

образовательные – обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, совершенствование звуковой стороны речи;
развивающие – развитие фонематического слуха, развитие наблюдательности, развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;
воспитательные – воспитывать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, чувство прекрасного, расширить представление о добре, правде, красоте.
9. Поэтапность
Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке:

  • проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;
  • проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;
  • проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);
  • проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;
  • проговорить громко, как можно четче и быстрее.

Каждую скороговорку проговариваем с разными интонациями: вопросительной, весело, грустно, «запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»).
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны:

  • воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
  • стимуляция умственной активности;
  • развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
  • расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
  • развитие сенсорной сферы.

Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются:

– предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке;
– продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения;
– уровень развития речи детей;
– учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.

Развивая умственные способности детей с тяжёлыми нарушениями речи, важно, не только просто отгадывать знакомые загадки, но и научить его составлять собственные.
Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем нравственные качества личности, образное мышление, обогащаем речь, используя разнообразные приемы, которые позволяют сделать эту работу интересной и наиболее эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребенка.
Сочинение пословиц и поговорок как вид творческой деятельности можно включать как часть занятия или проводить отдельным занятием. Важно объяснить детям, что в пословице мысль выражается кратко, сжато. При составлении пословиц и поговорок нельзя добавлять лишние слова (в отличие от ответов на вопросы, где нужно формулировать полные предложения). Важно составить новую пословицу, поговорку, но при этом сохранить форму, интонационный рисунок и смысловое значение прежней.
Среди пословиц и поговорок можно найти образцы готовых игровых упражнений. Пословиц, подобных этой: «У него правды, как у змеи ног, не найдешь», можно составить очень много. Например, у жирафа не найдешь полосок, у льва – пятен, у кошки – копыт, у петуха – зубов, у крокодила – панциря, у щуки – клешней… Важно, чтобы дети научились подмечать особенности окружающего мира, закрепили бы знания, приучились бы выражать мысль словами, особым образом формулируя ее.
Работая над пониманием переносного смысла пословицы, мы развиваем у них ассоциативное мышление. «Вертит языком, как корова хвостом» – здесь язык болтливого человека, разглашающего свои и чужие секреты, сравнивается с коровьим хвостом. Пословицы и поговорки – это благодатный материал для развития и ассоциативного мышления, и образной речи.
Следует учитывать, что развитие творчества не может идти без опоры на наглядность. Использование картинок в таких играх обязательно. Они помогают детям быстрее понять и выполнить задание, создают положительный эмоциональный фон. При составлении пословиц, аналогичных такой, как «Гусь свинье не товарищ» (или «Волк коню не товарищ»), картинки не обязательно выставлять сразу парами. Детям предлагается выбрать картинки животных, кто кому, по их мнению «не товарищ». Дети сами составляют пары по этому принципу и затем сами придумывают пословицы. Только после тренировочных упражнений с наглядностью у детей появляется способность абстрагироваться.
Ознакомившись с эффективными приемами и методами работы с пословицами, можно сделать выводы:
1. Ребенок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребенка все, что имеет для него определенную значимость.
2. Использование пословиц и поговорок и работа над ними, повышает уровень воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания и трудолюбия.
3. У детей повышается уровень познавательной и речевой деятельности, обогащается словарный запас.
4. Через пословицы и поговорки развивается и формируется грамматический строй, связная речь, речевая активность дошкольников с ОНР.
Использование пословиц и поговорок позволяет сделать работу более увлекательной для детей и логопеда, а также повысить уровень усвоения материала по лексическим темам.
10. Заключение
В заключение можно сформулировать следующие выводы:
Использование малых форм фольклора в работе с детьми с ОНР позволяет дать ребенку возможность проявить все свои способности, закрепить его произношение и научить его использовать в своей речи тот материал, который он усвоил на занятиях.
За небольшой промежуток времени, дети стали более раскрепощенными, они не боятся говорить, более интенсивно выполняют задания, стараются запомнить речевой материал и перенести его в общение со своими сверстниками. Занятия по речевому развитию стали более интересными как для них, так и для логопеда.
В дальнейшей своей работе мы будем активно использовать все виды и формы детского фольклора, чтение и рассказывание сказок, так как малые формы фольклора развивает устную речь детей, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Перспективы дальнейшей работы мы видим:
– в углублении коррекционно-развивающих возможностей малых фольклорных форм, применяемых в процессе логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР,
– в поиске путей обеспечения эффективного взаимодействия специалистов по данной проблеме,
– в интеграции коррекционно-логопедической работы на материале малых фольклорных форм с детьми, имеющими речевые нарушения.

Ссылки на источники:

Читайте также:  Конспект занятия: Дифференциация звуков З’-С’

Конспект логопедического занятия (подготовительная к школе группа) “Секреты дружбы”.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект логопедического занятия для детей подготовтельной к школе группы по тем “Секреты дружбы”.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_sekrety_druzhby.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы

Тема: ,,Секреты дружбы’’

Коррекционно – образовательные цели : Расширение и активизация словаря по теме ,,Дружба’’ . Совершенствование грамматического строя речи ( подбор родственных слов ) . Совершенствование синтаксической стороны речи ( составление сложноподчиненных предложений с проти – вопоставлениями ) Совершенствование фонематических представлений (выделение звука на фоне слова ) Совершенствование навыка составле- ния и чтения слов.

Коррекционно – развивающие цели : Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, артикуляционной моторики ( с помощью чистоговорок ), тонкой, общей моторики, координации речи с движением .

Коррекционно – воспитательные цели : закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Предварительная работа : Разучивание стихотворений, чистоговорок, считалок, поговорок, пословиц о дружбе . Проведение игр и упражнений

,,Составь слово’’ ,,Дружба’’, ,, Семейка слов ‘’. Чтение произведений

Осеевой ,,Три товарища’’, ,, Сторож’’, ,, До первого дождя ‘’

Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей , давайте будем вежливы и покажем , как мы приветствуем друг друга:

Здравствуй, Небо! ( Руки подняты вверх)

Здравствуй, Солнце! ( Пальцы лучи)

Здравствуй, Земля! ( Руки опустить на ковер)

Здравствуйте, все мои друзья! ( Дети обнимают друг друга)

( Дети проходят и садятся )

2. Основная часть

Ребята, какого человека можно назвать другом ?

(Человек, который тебя понимает;

Поможет в трудную минуту;

Может выручить в любой беде;

Играет и занимается вместе с тобой …)

Что объединяет друзей?

(Друзья вместе отдыхают – играют – гуляют – занимаются – проводят праздники – помогают друг другу … )

1 ребенок: Дружат все на белом свете

Дружат взрослые и дети,

Дружат птицы меж собой

Дружат змейки под горой

Дружат зайцы на лужайке,

Мишки, волки дружат в стайке

Дружат рыбы под водой,

Ты со мной и я с тобой!

Дети, с чего начинается дружба?

(Дружба начинается с улыбки)

Мальчики, девочки, улыбнитесь друг другу!

Я вижу у вас хорошее настроение, давайте поиграем!

Игра с мячом ,,Какой твой друг?‘’

Твой друг – жадный . (Нет мой друг не жадный , а щедрый.

Твой друг – капризный ? … ( Нет мой друг не капризный , а послушный ….)

Твой друг – ленивый ? … ( Нет мой друг не ленивый, трудолюбивый )

Твой друг – грубый ? … ( Нет мой друг не грубый , а ласковый )

Твой друг – грустный ? .. ( Нет мой друг не грустный , веселый и жизнерадостный )

Твой друг обманщик ? … (Нет мой друг не обманщик, а честный)

Твой друг глупый? … (Нет мой друг не глупый, а умный сообразительный)

Массаж шариком Су-джок

( Использование шарика и пружинки )

Дружат в нашей группе Раз-два- три- четыре- пять

Мальчики и девочки Будем снова мы считать

Мы с тобой подружимся Раз-два- три- четыре- пять

Маленькие пальчики Мы закончили считать.

Игра ,,Семейка слов ‘’ от слова – дружба

У нас группа какая? … дружная

А ласково дружок-дружочек

Все дети в группе что делают? … дружат

Как назвать детей которые любят дружить со многими детьми? …

2 ребенок: Кто в дружбу верит горячо ,

Кто рядом чувствует плечо

Тот никогда не упадет

В любой беде не пропадет

А если и споткнется вдруг ,

То встать ему поможет друг,

Ему протянет руку .

Вдруг слышен шум и крики:

– Ребята, вы слышите кто-то зовет на помощь.

За ширмой кот Леопольд

Дети находят кота связанным и выясняют что это все проказы белого и серого мышей. И вдруг дети замечают, что мыши за деревом.

– Дети, как нужно поступить в этой ситуации?

Решение проблемной ситуации.

Дети —- Леопольд, Мотя, Митя! Давайте жить дружно!

Кот Леопольд – Нет и нет!

(Проговаривание чистоговорок — индивидуально, группой. Использование масок мыши, кота)

Мыши: Ну что с ним дружиться

Если он любит сердиться!

Кот Леопольд: С иными водиться

Что в крапиву садиться!

Ребята, поможем Леопольду, Моте, Мите и расскажем о секретах дружбы.

(Презентация ,,Правила – секреты дружбы‘’)

  1. Не ссорься
  2. Не жадничай
  3. Поступай честно в игре и делах
  4. Помогай другу ,если у него неприятности
  5. Умей принять помощь
  6. Уступай другу
  7. Выполняй обещания
  8. Умей держать секреты

Леопольд пошел гулять (шагаем на месте)

Мяч футбольный попинать (движение – правой ногой)

Взял с собою 2 гантели (ПОДЪЕМ ГАНТЕЛЕ)

Чтобы лапы не слабели (РУКИ ВПЕРЕД)

И скакалку для прыжков (ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ «СКАКАЛКУ»)

К спорту он всегда готов! (СТОЙКА –СМИРНО)

Мудрый русский народ сложил много пословиц и поговорок о дружбе. Они передавались из поколение в поколение и вы, дети, наверное, знаете их.

Игра ,,Собери пословицу‘’

  1. Нет друга – ищи …(а нашел – …береги)
  2. Не имей 100 рублей …(а имей 100 друзей)
  3. Дружба – как стекло …(разобьешь – не сложишь)
  4. Без друга … (в жизни – туго)
  5. Хороша вещь ,когда новая .. , (а друг – старый)

Упражнение «Угадай пословицу»

А какая пословица спряталась в этих картинках?

Составить новые слова по первым буквам и прочитать пословицу.

Закончить наше занятие я хочу пословицей:

Человек без друзей что дерево без корней.

Группа у нас дружная? … дружная!

Посмотрите, дети, какое наше дерево дружбы! (Фотоколлаж)

3ребенок: Давайте, дети,

Дружить друг с другом

Как птица с небом

Как травы с – лугом

Как ветер – с морем

Поля — с дождями

Как дружит солнце

Занятие по какой теме мы проводили?

Что узнали нового?

Кто же такой друг?

Какая пословица о дружбе вам запомнилась?

Понравилось ли вам занятие? Почему?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группыпо теме: «В огороде-осень» Остроуховой Татьяны Алексеевныучителя-логопеда высшей категории. Интеграция образовательных областе.

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группыпо теме: «Жизнь животных весной» Остроуховой Татьяны Алексеевныучителя-логопеда высшей категории.Интеграция образовательных областе.

Конспект логопедического занятия С-Ш.

Конспект занятия на тему: «Весна. Международный Женский день»Цели: Формировать представления детей о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей, учить отвечать на вопрос.

Цель: Ознакомление детей с ролью лимона в жизни человека, выделение его достоинства и «волшебные» свойства.Задачи:Образовательные:Формировать у детей естественно – научные представления об.

В ходе занятия дети получили представление о нетрадиционных формах профилактики и оздоровления организма – фитотерапии, массаже, литотерапии, дендротерапии, аромотерапии.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе на тему: «Что такое дружба?»

Предлагаю вниманию читателей сайта конспект НОД в подготовительной логопедической группе на тему «Что такое дружба?». В ходе этого занятия мы решали не только коррекционные задачи, но и смогли обратить внимание детей на то, как важно уметь дружить, как здорово иметь друзей и как нужно заботиться о близких нам людях. Каждому человеку необходим друг – человек, близкий тебе по духу, тот, с кем интересно проводить время. Друг – этот тот человек, кто поддержит тебя и в горе, и в радости, кто всегда постарается помочь советом и делом.

Но все ли из нас умеют дружить? И вообще – что такое настоящая дружба? Ответить на эти вопросы мы и постарались на нашем занятии.

  • активизировать речевую и мыслительную деятельность детей, используя проблемные ситуации, схемы, модели;
  • учить подбирать родственные слова;
  • совершенствовать навыки составления и чтения слов с пройденными буквами;
  • совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);
  • формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость);
  • закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.
  • пиктограммы; подносы с разрезной азбукой; игра «Весёлые путешественники»; плоскостное дерево ( с наклеенными словами – дружба, друг, подруга, дружок, дружочек, дружелюбный, дружить); кукла; кирпичики и крыша из картона (для дома дружбы); портреты друзей, нарисованные детьми; демонстрационный материал по теме «Семья».
  • рисование детьми портретов друзей, разучивание пословиц и стихов о дружбе.

Ход занятия

Логопед: Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое дружба и будем по кирпичику строить Дом дружбы. Дело это непростое, нам надо пройти длинный путь и выполнить не одно задание. Начинаем по кирпичику строить наш дом.

– Посмотрите, у нас на доске первый кирпичик, давайте посмотрим, что под ним (пиктограммы с изображением весёлого, грустного, удивлённого, сердитого лица). Сейчас мы поговорим с вами о настроении. С каким настроением вы пришли сегодня в детский сад?

Дети: С хорошим, весёлым, радостным,

– А почему у вас весёлое, радостное настроение?

Дети: Потому что нам интересно в детском саду, у нас здесь много друзей.

– А с кем можно дружить?

Дети: С ребятами, воспитателями, родителями, соседями, с братьями и сёстрами.

– Как вы думаете, с чего начинается дружба?

Дети: С доброго взгляда, хорошего поступка, оказанной помощи, улыбки.

– А теперь посмотрите на это лицо и скажите, какое оно? (весёлое, доброе). Скажите, а когда у человека бывает хорошее настроение?

Дети: Когда в школе получит пятёрку, когда человеку удалось что-то сделать – например, красиво нарисовать картину, когда человека похвалят, когда у человека много друзей.

– Теперь посмотрим – а какое настроение у этого человека?

Дети: Грустное, невесёлое.

– А когда у человека бывает плохое настроение?

Дети: Когда кто-то обидит, когда болеешь, когда не с кем играть.

– А это лицо – какое оно?

Дети: Удивлённое, испуганное.

– А что может вас может напугать? Чего вы боитесь?

Дети: Темноты, грома, злой собаки.

– Осталась последняя картинка. Какое это лицо?

– А что может вас рассердить?

Дети: Когда без спроса возьмут нашу игрушку, когда нас обидят, когда нас не пускают погулять или посмотреть любимый мультфильм.

– Молодцы! Мы с вами можем заложить первый кирпичик Дома дружбы.

– Мы с вами на занятии часто играем в игру «Семья слов», когда мы подбираем и называем родственные слова. Родственные – это слова, близкие звучанию и значению и сегодня мы будем подбирать слова, родственные слову «дружба». Посмотрите на это дерево – на его стволе написано слово «дружба» и от этого слова образовались другие, родственные слова, давайте их назовём:

  • слово – действие «дружить»;
  • если дети вместе играют, ходят на прогулки – значит они «друзья»;
  • если много мы говорим друзья, а если один, то «друг»;
  • если слово друг произнести ласково – «дружок»;
  • ещё ласковее «дружочек»;
  • если дружат две девочки, то они – «подруги»;
  • есть ещё такое слово «дружелюбный», когда человек старается со всеми окружающими его людьми ладить, не ругаться, жить в дружбе с соседями, с семьёй, со знакомыми.

– И с этим заданием справились. Можно заложить второй кирпичик нашего дома дружбы.

– А сейчас мы поиграем в игру «Разгадай слово по первой букве в названии картинки». У вас на столах – подносы с разрезной азбукой и схемы. И мы выкладываем слова ( два ребёнка у доски): МАМА, ПАПА. Наши родители – мамы и папы, самые близкие наши друзья. Давайте посмотрим на картинки и поговорим на тему «Семья»:

  • сколько человек в этой семье;
  • назовите членов семьи;
  • кто самый старший?
  • кто самый молодой?
  • кем приходится эта девочка маме (папе)? И т.д.

«Назови ласково»: мама — мамочка, маменька, мамуля (далее ласково называем всех членов семьи).

– Третий кирпичик закладываем.

Моя ладошка – это пруд
По ней кораблики плывут.
Моя ладошка как лужок,
А сверху падает снежок.
Моя ладошка как тетрадь
В тетради можно рисовать.
Моя ладошка как окно
Его помыть пора давно.
Моя ладошка как дорожка
А по дорожке ходят кошки.
Звонкие ладошки
Похлопают немножко!

– Продолжаем строить наш дом Дружбы, вспомним пословицы о дружбе:

  1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  2. Там где дружат – живут не тужат.
  3. Помогай другу везде – не оставляй его в беде.
  4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  5. Нет друга – ищи, а нашёл — береги.
  6. Дружба и братство дороже всякого богатства.
  7. Человек без друзей, как птица без крыльев.
  8. Человек без друзей, что дерево без корней.

– Молодцы! Вы знаете много хороших пословиц о дружбе. Мы можем заложить четвёртый кирпичик.

Игра «Весёлые путешественники».

– Друзья часто дарят друг другу подарки – ко дню рождения, на праздник и просто так. Давайте поиграем в игру «Весёлые путешественники» и узнаем, что подарили Кате друзья на день рождения. Возьмите машинки и прокатите их от буквы к букве (по цифрам от 1 до 5 ) так, чтобы получилось слово (МИШКА).

– А теперь возьмите карандаши и напишите это слово в клеточках.

– Заложим пятый кирпичик в наш дом Дружбы.

Игра «Трон дружбы».

– Дети! Сегодня мы с вами говорили о наших друзьях. Скажите, а кто ваш самый большой и главный друг в детском саду? Кто с вами занимается, водит на прогулки, успокаивает вас, когда вы плачете? Правильно, это наши воспитатели. Сейчас мы поиграем в игру «Трон дружбы», а кто знает, что это такое ТРОН?

ТРОН – это богато украшенное кресло, на котором сидит царь, король или государь.

– А мы посадим на трон нашу воспитательницу и попробуем вспомнить и сказать ей самые добрые слова, ведь друзьям надо говорить только хорошее и приятное (внимательная, ласковая, добрая, заботливая, нежная, красивая, умная, милая, честная).

– Вот мы и построили дом Дружбы. И чтобы наш дом не пустовал, поместим в него портреты наших друзей. Теперь в нашем доме Дружбы будут жить наши друзья и пусть в этом доме всегда будет тепло, уютно и светло, никогда не будет ссор и обид.

Стихотворение о дружбе:

Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете,
Ведь с друзьями веселей
На любой планете.

Сагитова Альфира Фанисовна,
учитель-логопед,
МАДОУ детский сад «Колокольчик»,
село Прибельский Кармаскалинский район
Республика Башкортостан

«Дружба». Конспект НОД по формированию межличностных отношений в подготовительно-логопедической группе

Елена Галущенко
«Дружба». Конспект НОД по формированию межличностных отношений в подготовительно-логопедической группе

Цель: Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Формировать у детей положительное отношение к себе и к окружающим; совершенствовать коммуникативные навыки. Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции; воспитывать справедливое отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга.

Ход занятия:

Пальчиковая игра: «Дружба»

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.

Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять».

(Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг».)

Воспитатель: Я не случайно включила эту песню. Кто из вас самый сообразительный и уже догадался, о чем мы будем с вами сегодня говорить?

Дети: Сегодня мы будем говорить о дружбе.

Воспитатель: Да, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о дружбе. Удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – дружба.

(Совместное озвучивание слова).

Воспитатель: А как вы понимаете, что такое дружба?

Дети: Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем и т. д.

Воспитатель: Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам интересно и комфортно.

– В народе сложено много пословиц и поговорок о дружбе и в каждой заложен свой особый смысл. Послушайте мои поговорки и объясните о чем они. (Дети повторяют пословицы и поговорки и объясняют их смысл и значение.)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один за всех и все за одного.

Сам погибай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

-А какие пословицы и поговорки вы знаете, расскажите их и объясните.

Один в поле не воин.

Без беды друга не узнаешь.

Как аукнется, так и откликнется.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Человек без друзей, что дерево без корней. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. Дружным любая беда нипочем.

Воспитатель: «С чего же начинается дружба (Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».)Воспитатель: Так с чего же начинается дружба?Дети: С улыбки.Воспитатель: Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку, я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них ярче становиться день и на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую у

Воспитатель: Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него. И мы сейчас будем выбирать себе друга. Я вам раздам вырезанные из бумаги рукавички с различными не закрашенными узорами. (Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры). После того как каждая пара рукавичек встретиться, дети должны раскрасить одинаково рукавички, (детям предлагается для работы три карандаша разного цвета, красный, зеленый, синий. Во время работы звучит аудио запись).

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые рукавички у вас получились, молодцы!

Воспитатель: Я предлагаю вам узнать своего друга, на ощупь! Хотите попробовать? Выберем ведущего завяжем ему глаза, и предложим ощупав ребенка, нужно догадаться, кто из детей подошел к нему, ощупав этого ребёнка. Посмотрим, кому удастся угадать (затем выбирают другого ведущего).

Воспитатель: Вы дружные ребята.Воспитатель:А теперь возьмемся все за руки и сделаем большой круг и я вам предлагаю поиграть в игру: «Связующее звено». Вы будете передавать клубок ниток по кругу так, что бы все, кто держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается пожеланиями для своих друзей (когда клубок соединится с началом нити).Воспитатель предлагает: Дети натяните нить! Вот какой крепкий круг у нас получился. Вот какие оказывается, вы дружные в свое группе.Воспитатель: Ребята, цените дружбу, делайте все для ее сохранения, и, если вдруг ваши отношения испортились, всегда нужно набраться смелости, перебороть себя, и сделать первый шаг на восстановление отношений, кто бы ни был виноват в их ухудшении.

Воспитатель:- Дети, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и увидеть волшебный сон.

Упражнение на релаксацию «Волшебный сон», выполняется под спокойную, расслабляющую музыку.

Дети находятся в состоянии покоя (лёжа на ковриках). Даётся установка: «Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается «Волшебный сон». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова с закрытыми глазами. «Волшебный сон» закончится,когда я скажу: «Всем открыть глаза и встать».

Внимание! Наступает «Волшебный сон».

«Реснички опускаются, глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем (2 раза, сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают… Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена… Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется (2 раза). Дышится легко…ровно… глубоко… (пауза).

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем!

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!».

1. Дидактический материал «Пасха в кубанской семье» 2. «Доктор ёжик» 1. Познакомить с обрядами и традициями празднования Пасхи на Руси. Дать представление о том, как люди готовились к празднику, что готовили.

Главное, что должен вложить педагог дошкольного образования в своих воспитанников — это чуткое отношение к окружающим «В мире доброты» Занятие для детей 6-7 лет Цели: – расширение представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека;.

Занятие по развитию речи “Цветок дружбы” в подготовительной группе

Класс: д/с

Ключевые слова: игровая деятельность , речевое развитие , игровое обучение , Физическое развитие

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы, коммуникативная, музыкально-художественная, игровая.

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений.

Развивающие задачи:

  • Продолжать развивать познавательный интерес в социально-коммуникативной сфере. Развивать наглядно-образное мышление, внимание, память, слуховое и зрительное восприятие.
  • Развивать умения вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения, развивать разговорную речь детей, обогащать словарный запас (лесть, искренность).
  • Развивать интонационную выразительность речи, умение привлечь внимание слушателей, высказывать свои мысли, слушать товарищей.
  • Формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками, высказывая своё мнение полным предложением.

Воспитание нравственных качеств: умение дружить и беречь дружбу, взаимопомощь и добросердечность, иметь много хороших и добрых друзей.

Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, чтение сказок о дружбе, чтение пословиц о дружбе, просмотр мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка».

Методические приёмы:

  • Словесный – беседа, вопросы познавательного характера, художественное слово;
  • Наглядный – перевоплощение, показ иллюстраций;
  • Стимулирования – создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент;
  • Игровой – динамическая пауза «Мы друзья», игра с мячом «Добрый мяч»;
  • Рефлексия – биение сердца.

Материалы и оборудование: видеописьмо от старухи Шапокляк, большой объёмный цветок, ноутбук, куклы би-ба-бо мишка и ежик, ширма, мяч, предметы для игры «Добрый мяч», магнитные пазлы, тарелочки двух цветов, сердечки.

Ход занятия

I. Мотивационно-ориентированный этап. Организационный момент.

Дети сидят на стульях.

Воспитатель:

Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернёмся
И все вместе улыбнёмся
И скажем друг другу: «Здравствуйте!»

Сюрпризный момент:

– Ребята, сегодня утром на электронный адрес нашего детского сада пришло видео письмо. Посмотрим, что в нем? (Воспитатель открывает видео письмо на ноутбуке, дети узнают старуху Шапокляк)

Видеописьмо от старушки Шапокляк:

– «Здравствуйте, дорогие ребята. Мне очень грустно. Почему я всегда одна и одна? Со мной никто не играет, доброго слова не скажет, все на меня обижаются…. я не знаю, что такое «дружба» и кто такие «друзья»? Я не знаю, что мне делать?»

– Ну что ребята, поможем старушке? Ответы детей.

– Я вам предлагаю порадовать старушку Шапокляк и подарить ей удивительный цветок Дружбы, чтобы ей легче было найти друзей (воспитатель показывает цветок). Только бутон еще не раскрылся. Что мы можем сделать, чтобы распустились все его лепестки? Мы разгадаем все секреты дружбы.

II. Основная часть. Поисковый этап. Планирование дальнейшей деятельности.

– Но сначала давайте вспомним, что, же такое дружба? (ответы детей)

Ребенок читает стихотворение, выученное ранее.

Что такое дружба

Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.

Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость,
Вмиг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба — это ценный дар.

– Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко, интересно и комфортно. Молодцы, отлично прочитали стихи про друзей и про дружбу. Но лепесток почему-то не раскрывается. Я открою вам небольшую тайну – один секрет мы уже отгадали. Вспомните, что мы сделали в самом начале нашей встречи? (ответы детей)

– Правильно мы поздоровались. Какой же первый секрет дружбы? (ответы детей)

– Первый секрет дружбы: ВСЕГДА ЗДОРОВАТЬСЯ И БЫТЬ ПРИВЕТЛИВЫМ. Вот и первый лепесток распустился. А хотите узнать второй секрет? Давайте подойдем ближе к цветку и сядем вокруг него. (Дети садятся на индивидуальные коврики).

– Послушайте небольшой отрывок знакомой вам детской песенки.

Песня «От улыбки» (отрывок)

– Скажите, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? (ответы детей)

– Правильно, с улыбки. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили! Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали второй секрет.

– Скажите, а с каким человеком приятнее общаться? С тем, кто хмурый или с тем, кто улыбается? (ответы детей)

– И я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку, я люблю вас. У вас такие замечательные, солнечные, улыбки, что, глядя на них, ярче становиться день и на душе теплее. Так давайте же улыбнемся друг другу. Мы здесь все друзья.

Игра «Мы друзья» (фонограмма песни «В этом зале все друзья»)

Дети встают в круг, берутся за руки, поют песню с движениями.

– Итак, какой же второй секрет мы разгадали? (ответы детей)

– Второй секрет дружбы: УЛЫБКА. Вот и второй лепесток распустился, посмотрите, какой он красивый.

Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (ответы детей)

– Итак, самая частая причина ссор, когда вы не можете поделиться чем – то, или хотите заниматься одним и тем же. Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно. Хотите посмотреть, что произошло на лесной поляне с двумя друзьями?

Кукольный театр «Мишка и ежик». Дети в роли Мишки и Ежика за ширмой.

Воспитатель:

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул

Мишка: «Я первый!»

А Ёжик: «Нет, я!»

Воспитатель:

Не уступают друг другу друзья.
Мишка обиделся:

Мишка:

«Значит ты Ёж,
Как друг мне совсем не хорош!»

(мишка и ежик уходят в разные стороны)

– Что произошло, что они не поделили?

– Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком?

– Как помирить Мишку и Ежика?

– А что нужно сделать, чтобы помириться?

– Правильно, играть в мирилку.

(Мишка и ежик говорят мирилку.)

Мы не будем больше злиться,
Мы решили помириться,
Злюка, уходи от нас.
Мы опять друзья сейчас!

– Какая стала бы эта история, но уже с весёлым, добрым концом, когда Мишка и Ёжик смогли договориться? (Ответы детей). Снова выходят Мишка и Ежик.

Мишка сказал:

«Покачаю тебя,
Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья».

Ёжик:

«Мишка, запомни правило дружбы:
Уметь уступать и не ссориться нужно».

– Какой третий секрет дружбы мы разгадали?

– Третий секрет дружбы: УМЕТЬ УСТУПАТЬ, НЕ ЖАДНИЧАТЬ. Вот и третий лепесток распустился на цветке, который мы готовим для старушки Шапокляк. Ребята, а как вы думаете легче быть добрым или злым человеком?

Стихотворение «Быть легче добрым или злым?»

Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…

– Так что же такое доброта? Ребята, а как вы думаете, можно ли доброту увидеть? А где?

– Ребята, посмотрите на эти предметы (грязная тарелка, лист бумаги и фломастер, яблоко, порванная книга, сломанная игрушка, букет цветов) С помощью этих предметов, можно совершить добрый поступок? А какой, мы сейчас узнаем, поиграв в игру “Добрый мяч” (у кого мяч, тот и называет, что нужно сделать с предметом: помыть тарелку, подарить цветы и т. д.)

– А сейчас сядьте все удобно и положите правую руку на левую сторону груди. Вы чувствуете толчки? Это бьётся ваше доброе сердце. Я знаю, в ваших сердцах живёт доброта, и я верю, что про вас будут говорить «У него доброе сердце».

Релаксация. Слушают биение сердца. (Музыка спокойная)

– Какой ещё один секрет дружбы мы разгадали?

– Четвёртый секрет дружбы: ДОБРОТА. Вот и ещё один лепесток раскрылся. Сегодня мы с вами раскрываем секреты дружбы для старухи Шапокляк. Ой, а про самый важный секрет мы с вами забыли. Этот секрет старуха Шапокляк точно не знает. Помните, что делала Шапокляк в мультфильме?

– Кто догадался, что это за секрет? (БЫТЬ ЧЕСТНЫМ)

– Что это значит? (Ответы детей).

– Я расскажу вам одну очень интересную историю.

«В одном детском саду были две подружки Катя и Маша. Они дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.

– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.

– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.

– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.

– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

– Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Катя к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?

– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

– Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!»

– Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.

– Какой же пятый секрет дружбы мы раскрыли?

– Пятый секрет дружбы – ЧЕСТНОСТЬ. Посмотрите, все лепестки цветка раскрылись, а в середине мы видим ещё один секрет. Попробуем последний секрет разгадать? Для этого разделитесь на пары, с помощью смайликов. Найдите два одинаковых. Секрет «зашифрован» в картинках. Подойдите к столам. На столах лежат конверты, в них – пазлы. Соберите картинку, внимательно на неё посмотрите и расскажите, что на картинке изображено.

Дети собирают пазлы. Рассматривают и обсуждают изображённые ситуации. Затем переходят от одного стола к другому – проверяя, как справились другие дети с заданием.

– Попробуйте определить, что общего в этих картинках. (На всех картинках люди помогают друг другу, животным, растениям, птицам).

– Вот и ещё один секрет дружбы мы раскрыли. Какой?

– Шестой секрет дружбы: ПОМОЩЬ. Помогай всем, кто нуждается в помощи и у тебя будет много друзей. Вот и раскрылся наш цветок.

– А давайте с вами представим, что дружба это одно большое сердце (показываю сердце).

– Как вы думаете, какие опасности подстерегают наше сердце на жизненном пути?

(Обидные слова, драки, грубость, злость, слёзы, жадность.)

– Да, всё верно (повторяю слова и сердце понемногу сдувается, вот такими опасностями можно причинить боль сердцу и сердце может заболеть).

– Так давайте никогда не забывать секреты дружбы, которые мы сегодня раскрыли, и тогда наше сердце всегда будет здорово.

– Сейчас вспомним все секреты дружбы (дети перечисляют все 6 секретов дружбы).

– Полюбуйтесь, какой замечательный цветок Дружбы у нас получился.

III. Заключительный этап.

Под музыку входит Шапокляк.

– Посмотрите, ребята, Шапокляк догадалась, что вы ей обязательно поможете, и пришла к нам в детский сад. Подарим ей прекрасный цветок Дружбы. Шапокляк многое узнает о дружбе, тоже найдёт себе друзей, потому что с друзьями жить весело и интересно.

– Ребята, вам понравилось помогать Шапокляк?

– Что больше всего понравилось?

– Перед вами две тарелочки: красная и синяя и лежат сердечки, возьмите каждый по одному сердечку и положите в красную тарелочку, если занятие вам понравилось, и в синюю тарелочку, если занятие не понравилось.

Шапокляк:

Дружат бабочки, жучки,
Муравьи и паучки.
Дружат звери меж собой,
Дружит солнышко с землей.
Дружба всем нужна всегда,
Словно воздух и вода.

Шапокляк благодарит детей и угощает сладостями под песню «Дружба крепкая не сломается».

– Вы у меня молодцы, я вами довольна и очень горжусь.

Конспект логопедического занятия «Без добра и дружба не мила»

Занятие- беседа в подготовительной логопедической группе

«Без добра и дружба не мила»

Составила: учитель- логопед Геращенко Евгения Валерьевна

Цель – формировать представления детей о добре, как о важном моральном качестве.

Задачи : Коррекционно- образовательные- учить подбирать слова – признаки, подходящие по смыслу и правильно их согласовывать с существительным. Учить понимать смысл пословиц.

Коррекционно- развивающие: продолжать развивать связную речь (умение согласованно и грамотно формулировать свои мысли при составлении короткого рассказа из личного опыта) Закреплять умение задавать и отвечать на вопросы . Развивать у ребёнка способность к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, учить детей сопереживать. Развивать навыки рисования.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать доброе отношение к людям, животным, природе.

Предварительная работа : чтение с обсуждением произведений: Н.Носов, В. Драгунский «Денискины рассказы», Ш. Перро «Золушка» Валентин Катаев «Цветик-семицветик»

Материал к занятию : тексты пословиц. Сюжетная картинка «Белочка и дятел». Мелки для рисования. Листы для раскрашивания по количеству детей.

Ход занятия :

Организационный момент :

Психогимнастика «Говорящие предметы»

В ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью. Детям предлагается представить себя следующими предметами: КНИГА, КУКЛА, ДЕРЕВО, БАБОЧКА, СОЛНЦЕ, АПЕЛЬСИН.

Основная часть : Беседа по картине «Белочка и дятел» .

Дети рассматривают картинку и отвечают на вопросы:
1. Что делает белочка?

Почему она решила поделиться шишкой с дятлом?

Как вы думаете, чему радуются бельчата и солнышко?

Как сможет дятел отблагодарить беличью семью?

Какие красивые и добрые слова можно сказать белочке?

Как можно назвать эту картину?

Игра «Добавь слово в пословицу» :

Логопед читает пословицу, пропуская слова:

За (какой ?) головой, как за каменной стеной. (умной, большой, старой)

(Какую?) дружбу и топором не разрубишь. (верную, долгую, красивую)

(Что?) век не забудется. (добро, богатство, бедность)

(Какому?) человеку бывает стыдно и перед кошкой. (взрослому, старому, доброму)

Худо тому, кто (что?) не делает никому. (добра, встреч, помощи)

(Какое?) слово, что дождь в засуху. (доброе, короткое, веселое)

Людям забота , как воздух нужна, стать всем (какими?) поможет она.(выше, богаче, добрее)

Физминутка Игровое упражнение «Дружба крепкая»

дети под музыку беспорядочно передвигаются по группе и здороваются по заданию логопеда разными частями тела (правыми мизинцами, левыми коленками, правым плечом…)

Игра «Продолжи пословицу»

Детям раздаются карточки, на которой первая часть пословицы, дети должны найти вторую часть пословицы и назвать ее.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Делу время – потехе час.

Богатство без щедрости — все равно, что дерево без плодов.

Не тот щедр, кто дает, а тот кто не берет.

На чужой каравай рта не разевай.

Красна изба углами, а обед пирогами.

Труд кормит- а лень портит.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Работа на листах «Добро украшает человека»

Посмотрите, как некрасивая Баба- Яга превратилась в красивую Тетушку Ягулечку. Ей помогли добрые дела, которые совершили ребята из одного детского сада. Раскрасьте рисунки. Составьте историю так, чтобы она заканчивалась пословицей: Добро украшает человека .

– Сегодня мы с вами говорили о добре и дружбе. Что, по вашему мнению, значит «Быть добрыми»? Рассуждения детей.

– Для чего нужно быть добрыми?

– Есть ли у вас друзья и можно ли их назвать добрыми?

Конспект НОД в подготовительной группе “Дружба и друзья”

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе на тему дружбы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в подготовительной группе “Дружба и друзья”»

Конспект НОД по коммуникации в подготовительной группе по теме «Дружба и друзья»

Составила воспитатель Каштанова Г.А.

Цель: Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представлений о дружбе.

Продолжать учить подбирать определения к заданному слову

Развивать выразительность речи.

Развивать воображение, словесно-логическое мышление, слуховую память

Закреплять знание пословиц о дружбе.

Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей, чётко и внятно произносить слова) .

Развивать чувство общности у детей в группе.

Материалы и оборудование: запись музыкального произведения В. Шаинского

“Дружба крепкая”. Презентация «Мои друзья»

Ход занятия:

Орг. момент. Звучит музыка о дружбе. Дети стоят в кругу.

В. – Я рада вас видеть. Сегодня мы поговорим о дружбе. И я приглашаю вас в страну, которая называется «Дружба» и для того что бы попасть в эту страну мы должны передать свою дружбу друг другу.

Эстафета дружбы.

Начинает воспитатель (пожимание руки): «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. Доброе утро ребята!

Речёвка. Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло!

В: Я приглашаю вас на занятие. Проходите, садитесь.

В: Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом?

(Того, кто приходит другому человеку на помощь, не оставляет его в трудную минуту, не остается в стороне).

Настоящий друг должен быть: «добрым», «щедрым», «верным», «честным», «смелым», «самоотверженным», «дружелюбным», «преданным», «мужественным», «отзывчивым», «надежным».

В: Дети, а как вы понимаете слова «дружелюбный», «самоотверженный», «преданный»

В: А что такое дружба и в чём же она заключается?

В: Значит, дружба заключается в умении делиться с другом, стараться помочь сделать то, что у него не получается. Умением не спорить из-за пустяков, радоваться за друга успехам и удачам.

У кого из вас есть друг или подруга? Кто хочет рассказать про своего лучшего друга. (Рассказы детей)

Рассказ воспитателя о детях с ограниченными возможностями, о дружбе с ними.

Чтение стихотворения «Мы разные» (Я. Дубенская)

Вместе живут на огромной планете

Разные взрослые, разные дети.

Внешностью разные и цветом кожи,

но безусловно, мы в чём-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть,

новые звёзды на небе открыть,

крепко дружить, не бояться «другого».

Друг мой в коляске, а что здесь такого?

Едет он с нами наперегонки,

вместе рыбачим мы с ним у реки.

Нет между нами преград и обид,

Он самый лучший, наш друг-инвалид!

Годы пройдут, и мы станем взрослее,

ростом повыше, по жизни мудрее,

и поменяется мир весь вокруг,

но рядом останется преданный друг!

В: Ребята понравилось вам стихотворение? О чём в нём говорится?

В: Все мы разные, каждый имеет свои особенности, но мы все люди и мы должны дружить.

Пальчиковая гимнастика. «Дружба»

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (Соединять пальцы в “замок”).

С вами мы подружим Маленькие пальчики. (Касание кончиков пальцев обеих рук.)

Раз, два, три, четыре, пять – Начинай считать опять. (Парное касание пальцев от мизинцев.)

Раз, два, три, четыре, пять – Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями)

В: А сейчас представьте ситуацию: вы предлагаете другу сыграть в шашки или лото, а он говорит, что хочет покататься на велосипеде. Как вы поступите в этом случае?

В: Ну что же, молодцы!

А теперь представьте такую ситуацию: вы качаетесь на качелях, а вокруг стоят ребята, которые ждут своей очереди. Что вы будете делать?

В: Правильно! Немного покачаетесь и уступите другим ребятам. Вот в стихотворение “Качели” дети тоже умеют дружить.

Представьте, качели – ковер самолет.

На нем отправляюсь в далекий полет.

Лечу над полями, лечу над рекой,

А вам на прощанье махну я рукой.

Потом приземлюсь и друзьям во дворе,

Я дам полетать на волшебном ковре.

В: Я вам приготовила еще одно стихотворение, послушайте повнимательней его.

Подъемный кран.

У меня подъемный кран,

С ним играть я буду сам!

Кран мой новенький, блестящий,

Он совсем как настоящий.

Никому его не дам-

Это мой подъемный кран!

В: Что можно сказать об этом ребенке?

В: Конечно, в стихотворении говорится о жадном мальчике. А ведь не зря люди приметили:

Кто жаден, тот в дружбе не ладен,

А кто щедрый, тот в дружбе верный.

Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и

друзьях много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.

В: Настоящий друг познается в беде.

В: Какие ещё пословицы вы знаете о дружбе?

– Один за всех и все за одного.

– В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.

– Нет друга- так ищи, а нашел- береги.

– Старый друг лучше новых двух.

– Человек без друзей, что дерево без корней.

– Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

– Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

– Дружба и братство дороже богатства.

– Дружбу помни, а зло забывай.

– Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

– Друзья – не разлей вода.

Физ. минутка.

Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)

Я твой друг и ты мой друг (руки вытянуть вперед, прижать к груди)

Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)

И друг другу улыбнитесь

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

В: Ребята, мне хочется рассказать вам сегодня еще одну историю:

Гуляли по парку две подружки. Шли по тротуару и все им места не хватало: то толкнут друг друга, то перегонят. Увидели они художника и попросили нарисовать их. И вы знаете, картина получилась очень странная. Он нарисовал девочек одетых в одно платье. А подписал картину художник так: “Вместе тесно, а врозь хоть плачь”.

В: А вы можете объяснить эту картину и пословицу?

В: Молодцы, ребята. Друзья – это те, кто всегда рядом и с кем тебе хорошо вместе.

Сегодня мы с вами говорили о дружбе и друзьях.

Предлагаю поиграть в игру “закончи фразу” ведь с вами тоже дружат и

выбирают самые хорошие ваши качества.

Послушайте фразу и закончите её: “Я думаю, со мной дружат потому что… “

В: Вот видите, сколько хороших качеств дружбы.

Сейчас я предлагаю сесть на стульчики.

Мы с вами много говорили о дружбе, и я сделала про вас, дружных детей,

Ссылка на основную публикацию