Выступление на методическом объединении:” Роль логопеда в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ”
материал на тему
Логопедическая работа с детьми обуславливает создание социально- коммуникативных условий, профилактику и коррекцию нарушений речевой деятельности, развитие сенсорных функций, моторики, развитие познавательной деятельности, что благотворно влияет на построение новых речевых возможностей, повышение социального потенциала.
Применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_logopeda_v_protsesse_psihologo-pedagogicheskogo.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»
Сообщение на методическом объединении на тему:
” Роль логопеда в процессе психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ”
” Роль логопеда в процессе психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ”
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных и это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет. И это не только часто болеющие дети, дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо
более серьезными проблемами ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП. Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
В связи с этим, характерной является проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития. Необходимо понимать, что каждому ребенку с ОВЗ нужно создать специальные условия для становления его личности в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Наличие в школе специалистов психолого-педагогического сопровождения является необходимым условием обучения детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка. И одной из наиболее важных сторон деятельности группы специалистов сопровождения по включению ребенка с ОВЗ в образовательное пространство школы является работа учителя – логопеда, т.к. зачастую, именно логопедические проблемы затрудняют развитие общения между детьми, а также создают значительные трудности в усвоении знаний, умений и навыков детей с ОВЗ.
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально- психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде». Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно. Таким образом, создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка будет являться целью психолого-педагогического сопровождения.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
– оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;
– создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;
– своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
-повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;
– изучение индивидуальных особенностей детей.
На сегодняшний день существует серьезная проблема обучения детей с ОВЗ, которые испытывают значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей развития. Но, несмотря на это, данная категория детей может учиться по специальным программам, и помочь им в этом должны квалифицированные педагоги, которые имеют специальное образование в области коррекционного обучения.
В комплексное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями входит следующий состав специалистов: педагоги-психологи, педагоги, учителя-логопеды, социальные педагоги, тьюторы, и др.
Педагог-психолог выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого- педагогическую компетентность педагогов и родителей. Учителя, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся и т.д.
Одной из важных составляющих сопровождения ребенка с ОВЗ является работа учителя- логопеда. Речевые нарушения затрудняют общение детей, негативно влияют на усвоение знаний, умений и навыков ребёнка с ОВЗ. В обязанности учителя-логопеда системы сопровождения входит:
-всестороннее изучение речи обучающихся,
-проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии,
– оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка и т.д.
Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители.
Хотелось бы отметить, одно из важных направлений в логопедической работе является сотрудничество специалиста с семьёй. Учитель – логопед проводит консультации, даёт рекомендации по развитию речи, формированию благоприятной речевой среды. Специалист знакомит родителей с результатами коррекционной работы, даёт характеристику речевого развития детей за отработанное время, определяет совместно с родителями необходимость продолжения коррекционных занятий.
Специфика работы учителя-логопеда в школе предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и имеет свои особенности. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.
На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития,
Логопедическая работа проводится дифференцированно, поэтапно, в зависимости от структуры речевого дефекта, степени его выраженности, возраста, индивидуальных особенностей детей.
Логопедическое сопровождение занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ. Нарушения речи у детей с ОВЗ являются очень распространенными и имеют стойкий характер.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи ребенка с ОВЗ способствует развитию его познавательной деятельности, лучшему усвоению школьной программы, дальнейшей социальной адаптации.
Логопедическая работа с детьми обуславливает создание социально- коммуникативных условий, профилактику и коррекцию нарушений речевой деятельности, развитие сенсорных функций, моторики, развитие познавательной деятельности, что благотворно влияет на построение новых речевых возможностей, повышение социального потенциала.
Применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ. Поэтому для эффективности воздействия учителя-логопеда, других специалистов и педагогов, связанных с детьми со сложными нарушениями развития, необходимо использовать разнообразные методы и приемы обучения, что позволит динамично
организовывать коррекционно-развивающее обучение детей, а также позволит воспринять изучаемый материал детьми с разных сторон.
В решении задач логопедической работы с детьми с ОВЗ должны участвовать не только учитель-логопед и ребенок, но также важно создать работу с педагогами и родителями, принимающими участие в учебно- воспитательном процессе т.е. другими словами, реализовать помощь мы должны сообща. Важно сотрудничать с семьями детей с ОВЗ, проводить специальную работу для обеспечения их информацией об особенностях
развития их ребенка, обучать родителей продуктивным методам помощи детям с ОВЗ.
Детям с ограниченными возможностями здоровья необходима помощь во взаимодействии со сверстниками и окружающими, и важно помочь им преодолевать социальную изоляцию – это подтолкнет их к развитию и совершенствованию способностей к обучению, развитию в личностном отношении.
Признайте, что реальной проблемой,
с которой сталкиваются инвалиды, является их
социальное обесценивание и притеснение,
предубежденное отношение к ним.
И наша задача, принять проблему каждого отдельного ребенка с ограниченными возможностями и дать ему возможность полноценно адаптироваться в социуме.
Государственная программа “Доступная среда”
О реализации Государственной программы «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»
в МБОУ «Гвардейская школа-гимназия № 2»
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
В настоящее время в России для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений. Она включает в себя специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (школы, школы-интернаты).
Основные направления организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и сверстников, не имеющих нарушений развития, отражены в рекомендациях Минобрнауки России по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации, которые были направлены руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, в апреле 2008 года (письмо от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06).
Региональные программы, направленные на развитие образования детей этой категории, включая их интеграцию в обычную образовательную среду, разрабатываются и реализуются с учетом указанных рекомендаций.
В рамках государственной программы Российской Федерации “Доступная среда” на 2011 – 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р (далее – Программа), реализованы мероприятия по оснащению обычных образовательных учреждений специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Реализация мероприятий Программы позволила в течение 5 лет (в 2011 – 2015 годах) создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов, совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, лишь в 20 процентах от общей численности общеобразовательных школ.
В связи с этим Правительство Российской Федерации продлило действие Программы и издало новое Постановление №1297 от 01 декабря 2015 года «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы». Настоящее постановление вступило в силу с 1 января 2016 г.
С 2015-2016 учебного года МБОУ «Гвардейская школа-гимназия № 2» участвует в реализации мероприятий Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы». С целью создания в школе-гимназии условий для инклюзивного образования детей-инвалидов Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым в 2015 году было поставлено специальное учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование и программное обеспечение для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которое размещено в кабинетах педагога-психолога и учителя–логопеда. Индивидуальные и групповые логопедические занятия теперь проводятся в достаточно оснащенном логопедическом кабинете, имеющем учебные дидактические и демонстрационные материалы, навесные магнитные и демонстрационные доски, логопедический тренажер для коррекции устной и письменной речи, столом с зеркалом для логопедических индивидуальных занятий, специализированным программно-техническим комплексом с МФУ.
Кабинет психолога также оснащен комплектами диагностических методик, многофункциональным устройством с функцией принтера, сканера, копира, специализированным программно-техническим комплексом (портативным компьютером с предустановленным программным обеспечением). Благодаря участию школы в реализации данной программы значительно облегчилась процедура проведения диагностики, есть возможность пользоваться готовым комплектом методик, подготовка бланков регистрации теперь не требует затраты большого количества времени. В связи с тем, что появился программно-технический комплекс и многофункциональное устройство, появилась возможность самостоятельно готовить материальную базу (картинки, лабиринты, памятки и т. д.) хорошего качества, для проведения коррекционный занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, что придает занятию большую наглядность и позволяет заинтересовать ребенка процессом.
В связи с реализацией Государственной программы «Доступная среда» в штатное расписание школы были введены должности учителя-дефектолога, учителя-логопеда, тьютора.
Тьютор, ассистент (помощник) вводится в штатное расписание образовательных организаций в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Тьютор обеспечивает личностно-ориентированную направленность учебно-воспитательного процесса, оказывает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечивает доступ в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Тьютор, ассистент (помощник) принимает участие в разработке и выполнении индивидуальных учебных планов и программ, адаптирует учебные материалы с учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся данной категории.
Необходимое кадровое обеспечение, специальное учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование и программное обеспечение для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья позволило качественно реализовывать адаптированные образовательные программы школы.
Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде
Дата публикации: 28.06.2016 2016-06-28
Статья просмотрена: 7763 раза
Библиографическое описание:
Куижева З. Н. Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде // Молодой ученый. 2016. №13. С. 821-824. URL https://moluch.ru/archive/117/32126/ (дата обращения: 28.02.2020).
«Новая школа это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация, детей с ОВЗ и детей-инвалидов». Д. А. Медведев Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
В современных социально- экономических условиях в нашей стране сложилось стойкая тенденция к интенсивному росту числа детей с ОВЗ — с ограниченными возможностями здоровья различного генеза. Соответственно, на повестку дня ставятся вопросы оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи, способствующей полноценному развитию ребенка, в различных образовательных условиях.
Тенденция сегодняшнего дня — интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную среду нормально развивающихся сверстников.
Это связано с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), признанием их прав на предоставление равных с другими людьми возможностей в разных областях жизни, включая образование.
Инклюзия, т. е. включение, присоединение, согласно Саламанкской декларации, предполагает вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его возможностям, а также удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий для детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование — совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений. Как показывает опыт, при инклюзивном подходе выигрывает все дошкольники, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех субъектов образовательных отношений.
Наряду с инклюзивным рассматриваются модели интегрированного (от лат.- соединение, восстановление) обучения которое представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Понятия «инклюзия» и «интеграция» характеризуют разную степень включенности детей с ОВЗ в образовательную систему. Интеграция предполагает, что, находясь в системе общего образования, учащиеся с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой общеобразовательной школы. Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает понимания цели- гуманизация общественных отношений и принятия права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование. Развитие инклюзивного образования — не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом.
Интеграция и инклюзия возвращают учащихся с ОВЗ в систему общего образования, так как до этого этапа эти дети преимущественно обучались только в системе специального (коррекционного) образования.
Задача современного образования- обеспечить качество и доступность образовательных услуг для всех категорий детей.
Любая школа, детский сад должны быть доступны для всех без возможностей здоровья, проблем развития. Однако для достижения качества инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ необходимо создать в ДОО специальные условия, важнейшее из которых — взаимодействие педагогов в процесс организации образовательной деятельности ребенка.
Сегодня существует специализированные (коррекционные) образовательные учреждения, в общеобразовательных школах введено обучение по программеVIII вида, созданы классы компенсирующего и коррекционного обучения. Проблема- обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, детей- инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, их обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях. На практике учащиеся оказываются изолированными от социума, лишенными коррекционной, реабилитационной и психологической помощи.
Образовательный процесс обучения детей на дому нужно организовывать с учетом особенностей психофизического развития, здоровья и возможностей обучающихся. Для детей с ОВЗ может быть увеличен срок освоения образовательных программ, изменена форма занятий (занятия могут проводиться в учреждениях, на дому и комбинированно). Просто интегрировать таких детей в класс нельзя.
Сопровождение ребенка — инвалида по классам о помощь в организации учебно- воспитательного процесса осуществляется родителями и тьютором, в роли которого выступает учитель. Учащиеся с ОВЗ постепенно (1–2 урока в неделю) включается в общий образовательно — воспитательный процесс. Частичная инклюзия со временем может перейти в полную при соответственном интеллектуальном и физическом развитии ребенка- инвалида. Существенную роль в реализации данной программы играют педагог- дефектолог и учитель — логопед.
Проведенные исследования показали, что большая часть учащихся с ОВЗ имеют нарушения в развитии речи. Это естественно негативно отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка. При инклюзии в обучении у данной категории детей появляется возможность получения квалифицированной логопедической помощи в стенах учреждения.
Логопедическое сопровождение.
Чаще всего речевое недоразвитие определено первичным дефектом двигательной сферы, что обуславливает наличие дизартрического компонента в речи. Коррекционная работа насыщена различными двигательными упражнениями для различных мышечных групп разного характера и сложности. Это упражнения и для общей моторики, мелкой мускулатуры рук и органов речи. Занятия нацелены на развитие силы, работоспособности, подвижности органов, скоординированности движений, адекватности мышечных усилий, выработку контроля и самоконтроля.
Основным условием успешности коррекционных мероприятий с детьми — инвалидами служат первоначальная индивидуализация процесса обучения, коррекция и дальнейшее постепенное их введение в группу сверстников. Например, на этапе постановки звука занятия должны быть строго индивидуальными, а на этапе автоматизации полезны упражнения в парах и подгруппах. Инклюзия на логопедических занятиях способствует дополнительной мотивации и активации речевой функции, демонстрирует положительные примеры речепроизводства, дает возможность соревновательного момента и т. д.
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей
- В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.
- На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
- Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
- В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.
Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости — фонематическое восприятие, при дизартрии — звукопроизношение и т. д.
- В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.
В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно-развивающего обучения детей СНР состоит из трех модулей:
Формирование фонетической стороны речи.
Совершенствование лексико-грамматических представлений.
Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.
Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой — то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно-логопедического обучения.
- Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.
- Большинство детей с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:
– тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
– оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
– компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
– использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
– использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т. д.
Результаты инклюзивного образования обучающихся на дому.
Как показали наблюдения, модель инклюзивного образования для детей, обучающихся на дому, т. е. для тех детей-инвалидов, свидетельствуют о следующих результатах:
– компенсация особых потребностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ происходит успешно: дети посещают школу ежедневно, индивидуально занимаются с учителем по основным предметам, остальные предметы по выбору посещают в классе. Дети с двигательными нарушениями получают необходимую помощь специалиста ЛФК, в результате которой самостоятельно могут передвигаться по школе; дети с речевыми нарушениями посещают логопедические занятия, что делает речь разборчивой и доступной для понимания окружающими; психологическая программа реабилитации, компенсирующая интеллектуальные стороны развития, эмоционально-волевую сферу, позволяет детям вести себя адекватно ситуации, адоптироваться в предложенных обстоятельствах.
– улучшилось качество обученности детей с ОВЗ;
– отмечаются позитивные изменения в формировании регулятивных универсальных учебных действий;
– сформировались положительное отношение к деятельности, навыки организации и самоорганизации учебного процесса, дети учатся планировать и оценивать свою деятельность;
– развиваются коммуникативные универсальные учебные действия (вовлеченность детей с ОВЗ в среду сверстников в учебное и внеучебное время обеспечивает сотрудничество и развитие навыков коммуникации обеих сторон: дети с ОВЗ свободно без стеснения могут общаться с ровесниками, здоровые одноклассники не удивляются особенностям детей-инвалидов);
– формируются различные образовательные компетентности (поиск информации в библиотеке, работа у доски, выступление перед сверстниками);
– всестороннему развитию способностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ способствуют доступность образовательной среды: музыка, компьютерная грамотность, рисование, труд.
Грамотные интеграция и инклюзия детей с ОВЗ в среду сверстников результативны не только в образовательном, но и в коррекционном процессе.
Нас трое: ты, я и болезнь
Если ты объединишься с болезнью,
То я ничего не смогу сделать для тебя.
Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь.
- Журнал «Логопед»-№ 4/2014
- Журнал «Логопед»-№ 4/2015
- Научно-методический журнал «Практический психолог и логопед» № 3(7), 2014
- Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» № 4(62), 2014
Государственная программа “Доступная среда”
высшей квалификационной категории
Лобойко Галина Александровна
Приказ от 20.04.2016г. №8-104 “Об обеспечении условий доступности для инвалидов и маломобильных групп”
Приказ от 20.04.2016г.№8-106 “Об утверждении паспорта доступности и “Дорожной карты”
Приказ от 20.04.2016г. №8-105 “О создании комиссии по проведению обследования и паспортизации учреждения”
Акт обследования ОСИ к паспорту доступности ОСИ
14 октября 2016 года в МБОУ №86 г.Новосибирска состоялся ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ «Организация и формирование основ сотрудничества участников образовательного процесса: актуальные вопросы и технологические решения инклюзивного образования»
Цель образовательного Форума – конструктивное обсуждение педагогическим сообществом актуальных вопросов профессиональной деятельности учителя в реализации инклюзивной практики . ПОДРОБНЕЕ.
Всем известно, что Доступная среда в учреждениях образования – это организация совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений.
Также все мы знаем, что до недавнего времени у нас был некий стереотип в отношении детей с ОВЗ и их обучения.
Сегодня к счастью, всё меняется. Дети с ОВЗ и их нормально развивающиеся сверстники в едином образовательном пространстве.
Сегодня я хочу сделать некий промежуточный анализ нашей работы по реализации программы ” Доступная среда” в нашей школе.
20 января в школе состоялся СЕМИНАР «Реализация программы «Доступная среда»
В семинаре приняли участие главный специалист управления образования администрации Коченевского района Эбель Ольга Сергеевна,
представители образовательных учреждений, ответственные за работу с детьми ОВЗ, представители учреждений дошкольного образования, представители ТПМПК.
В ходе семинара были рассмотрены следующие вопросы:
· О роли школьного психолого-медико-педагогического консилиума в реализации программы «Доступная среда» (Лобойко Г.А., координатор проекта)
· Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями с использованием оборудования комнаты психофизиологической разгрузки (Лобойко Е.А., педагог-психолог)
· Приёмы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии, способствующие социализации личности (Хван И.В., учитель биологии)
· Программное обеспечение «Мультикид», как средство коррекционно – развивающей работы учителя дефектолога (Щенёва О.В., учитель-дефектолог, аспирантка НГПУ)
· Роль предметно-развивающей среды в коррекционно- логопедической работе (Бочкарёва Татьяна Николаевна, логопед)
· Уникальная система EduTouch для обучения детей с особыми потребностями ( Гузиенко О.С., учитель русского языка и литературы)
В практической части наши гости посетили занятие по биологии «Мир клеток», корекционно-развивающее занятие с использованием светодинамических тактильных панелей «Времена года» и фиброоптического душа, урок рисования на EduTouch и коррекционно- логопедическое занятие.
В ходе семинара получился активный диалог, обмен опытом по
вопросу всестороннего развития и сохранения здоровья детей с ОВЗ». Участники семинара оставили замечательные отзывы как о работе специалистов, так и об увиденных возможностях оборудования.
В Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №761 «О Национальной стратегии в интересах детей на 2012 – 2017 годы» выделена одна из важнейших задач – обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка
Государственная программа «Доступная среда», реализуемая в МКОУ Чикская СОШ №6 Коченевского района с 2014 года, призвана повысить уровень и качество жизни людей с ограниченными возможностями за счет обеспечения равного доступа к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и образовательным услугам.
Коллектив школы необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья видит создание среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию в обществе, социальную адаптацию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
В рамках проекта «Доступная среда» реализуется комплексный подход к созданию доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход предполагает:
1. Создание универсальной безбарьерной среды в общеобразовательном учреждении для инклюзивного образования детей-инвалидов с точки зрения его доступности.
2. Реализацию принципов инклюзивного образования и осуществление эффективного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
3. Повышение квалификации специалистов и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
4. Организацию разъяснительной и просветительской работы с родителями (законными представителями) и педагогами по организации развития и образования детей-инвалидов.
1. В целях создания безбарьерной образовательной среды для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии, выполнены следующие мероприятия:
– идет ремонт кабинета для установки полученного оборудования по Государственной программе «Доступная среда»;
– уточняется и анализируется список обучающихся со статусом «ОВЗ» и детей-инвалидов;
– школьный автобус может обеспечить доставку таких детей до ОУ.
2. На создание универсальной безбарьерной среды в учреждении израсходовано 30 тыс. руб., выделенных из районного бюджета Коченевского района Новосибирской области.
3. Перечень полученного оборудования:
– Образовательный комплекс для формирования деятельностно-коммуникативной компетентности обучающихся на ступени начального общего образования. Система M ultikid (2 шт.) – 447750,0 рублей.
– Интерактивная доска MimioBoard ME / MP 78 (1шт.) – 18000,0 рублей
– Мультимедийный проектор Acer X113 – 21909, 09 рублей
– Мультимедийная образовательная система Edu Touch. Комплектация системы: Мультимедийное программное обеспечение (50 видов деятельности): Интерактивная библиотека программного обеспечения состоит из 9 модулей. В процессе изучения каждого предмета, дети развивают важные когнитивные, психологические и двигательные навыки по их индивидуальным способностям. П-образный стол: Внешние размеры стола составляют 125*150 см, внутренние – 74*81см. Кубики (49 шт): В комплекте системы входит 49 красочных кубиков, при работе с которыми формируются оптико-пространственные, слухо-зрительно-моторные, слухо-кинестетические и функции, необходимые для овладения чтением и письмом. Ребенок может выполнять действия как в свободной форме, так и по задачам программного обеспечения. Объемные аксессуары системы интегрируются с компонентами системы, поддерживая и углубляя процесс обучения в классах. В комплект системы входит семь наборов «одноцветных кубиков». Пазлы (4 шт). – 447750,0 рублей.
– Многофункциональный цифровой микроскоп Schoolgear VIZIO Basik (3 шт.) – 112365,0 рублей.
– Аппаратно-программный комплекс Dell Inspirion 5348 для детей с нарушением опорно- двигательной системы и моторных функций в комплекте с клавиатурой Clever Toys адаптированной с крупными кнопками и крупными буквами, выносной компьютерной кнопкой (3 шт.) – 235800,0 рублей.
– Опорный комплекс Опора для сидения «Наташа» со столиком (2 шт.) – 112000,0 рублей
– Кабинет психофизиологической разгрузки и проведения коррекционных занятий «Морфей-01» – 411107,40 рублей.
4. Общая сумма, израсходованная на оборудование составляет 1806681,49 рублей. Финансирование произведено через Министерство образования, науки и инновационной политики.
Роль школьного логопеда в реализации Государственной программы ‘Доступная среда’
Доступная среда
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»: http://zhit-vmeste.ru/
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
- люди с детскими колясками и т.п
- В здании установлены информационные таблички, мнемосхема расположения основных помещений школы, санитарных узлов.
- Ответственный за обеспечение сопровождения инвалидов Пентюхова Татьяна Сергеевна, 320-69-51 понедельник-пятница 8.30-17.00.
- Услуги в дистанционном режиме предоставляются.
Образовательное учреждение вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования.
Оказание услуг на дому (домашнее обучение) предоставляется.
Образовательное учреждение организует обучение обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, адаптированным для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложными дефектами), на дому в соответствии с действующим законодательством.
–>МКОУ “Медвежьегорская СОШ №1” –>
Войти через uID
Доступная среда
«Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761″ О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы ” Раздел V.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) ” Об образовании в Российской Федерации “
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) ” О социальной защите инвалидов в Российской Федерации “
- ” Конституция Российской Федерации ” (ст.8)
- ” Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)” от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Конвенция о правах инвалидов
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы ( http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0 )
- Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» ( http://zhit-vmeste.ru/ )
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»
Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Инклюзивное образование с реализацией программы “Доступная среда” в МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» призвано решить следующие задачи:
1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
- люди с детскими колясками и т.п
Документы МКОУ “Медвежьегорская СОШ №1”:
Паспорт доступностиВ соответствии с ФЗ 419 от 01 12 2014 о создании безбарьерной среды, Приказом Минобрнауки РФ №1309 по созданию в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность безбарьерной среды для лиц с инвалидностью в МКОУ “Медвежьегорская СОШ №1” проведены следующие виды работ: