Роль игры в процессе речевого развития дошкольников

Роль игры в развитии речи дошкольников

Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека – речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. В старшем дошкольном возрасте залогом успешного обучения связной речи является интенсивное развитие активного словаря и развитие грамматического строя речи детей (умение строить словосочетания и предложения, согласовывать слова, правильно употреблять падежные окончания, предлоги)

Для реализации созданы следующие условия: игровая комната, речевой уголок, подбор настольно-печатных, дидактических игр в соответствии с возрастом, спортивный зал, площадка для прогулок, предметно-развивающая среда.

Целью работы является – формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Основными задачами в работе являются:

  • Создание условий для формирования грамматического строя речи.
  • Совершенствование грамматического строя речи через игру.
  • Активизация словаря детей посредством использования игровых приемов и упражнений.

Методы, используемые в работе:

  • метод имитации;
  • метод разговора (беседы);
  • метод пересказа (5-7 лет);
  • метод сочинения.
  • Все эти методы реализовываем при помощи приёма игр. Игры, которые используем в работе;

    Сюжетно-ролевые (дети сами ставят цель, выбирают средства для реализации игрового замысла) включают в себя:

    • игры на бытовые темы;
    • строительные игры
    • театрализованные игры

    Игры с правилами (отличаются специально разработанными взрослыми и чёткими игровыми правилами):

    • подвижные

    дидактические, включают в себя:

    • игры с предметами
    • настольно-печатные
    • словесные

    Например: в подвижной игре, которую применяем на прогулке, в свободной деятельности, дети повторяют четверостишия (метод имитации), при помощи считалки выбирают водящего.

    Дидактические игры и её элементы применяем на занятиях, на утреннем сборе, в трудовой деятельности, в свободной деятельности, прогулке. Все виды игр, направленные на развитие речи детей, применяем в процессе следующей деятельности:

    Основными направлениями деятельности являются:

  • организация воспитательно-образовательного процесса;
  • психолого-педагогическая работа;
  • работа с логопедом;
  • работа с педагогами детского сада;
  • работа с родителями
  • Подбор речевых игр на развитие и совершенствование грамматического строя речи;

    С педагогами детского сада проводим семинары, консультации, семинары-практикумы:

  • “Развитие речи дошкольников”.
  • “Роль игры в развитии речи дошкольников”
  • “Дидактические игры для формирования грамматического строя речи”
  • Работа с родителями

    Большое внимание уделяем работе с родителями, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и в семейных взаимоотношениях и только совместными усилиями можно добиться определенных результатов. В настоящее время сложились следующие формы работы с родителями.

    Консультации:

      Игрушки полезные и вредные.
    1. Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома.
    2. Учите детей наблюдать.
    3. Что делать, если у ребенка плохая память.
    4. Нужно ли родителям обучать детей чтению.
    5. Как научить ребенка запоминать стихи.
    6. Учим детей рассказыванию.

    Родительские собрания:

    1. Развитие правильной речи ребёнка в семье.
    2. Развиваем речь, играя.
    3. Почему ребёнку нужна игра.
    4. Развитие речи детей в преддошкольный период.

    Журнал Педагог

    Автор: Елисова Надежда Владимировна
    Должность: воспитатель
    Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 59 г. Белово, Кемеровская область
    Населённый пункт: г. Белово, Кемеровская область
    Наименование материала: консультация для родителей
    Тема: “Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста”.
    Дата публикации: 15.12.2017
    Раздел: дошкольное образование

    Консультация для родителей

    «Роль игры в развитии речи детей дошкольного

    У ребенка есть страсть к игре,

    И надо ее удовлетворять.

    Надо не только дать ему время

    Поиграть, но надо пропитать

    Этой игрой всю его жизнь,

    Вся его жизнь – это игра.

    Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в

    дошкольном возрасте по двум направлениям:

    во-первых, совершенствуется её практическое употребление в

    процессе общения ребёнка с взрослыми и сверстниками;

    во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных

    процессов и превращается в орудие мышления.

    Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и

    правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а

    также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е.

    Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего

    возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова,

    ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону

    языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети

    достигают определённого уровня. Играя, ребенок познает мир,

    обучается, развивается психически и физически. Игра является

    определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет

    на один из важнейших познавательных процессов человека – речь.

    В игре ребёнок обучается:

    Эмоционально вживаться, “врастать” в сложный социальный мир

    взрослых людей. Переживать жизненные ситуации других людей как

    свои собственные, понимать смысл их действий и поступков. Осознать

    своё реальное место среди других людей. Уважать себя и верить в

    себя. Задача взрослых – закрепить у ребёнка уверенность в себе,

    проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.

    Игра с ребёнком научит нас:

    1.Говорить с ребёнком на его языке;

    2.Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою

    авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);

    3.Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность,

    Игры можно классифицировать по-разному: дидактические,

    развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все игры

    имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими.

    Игра выполняет множество функций в плане развития речи:

    1.Формирование мотивации к процессу говорения;

    2.Воспитание внимания к речевому оформлению мыслей.

    3.Пополнение и активизация словаря;

    4.Развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики,

    речевого дыхания, правильного звукопроизношения,

    фонематического восприятия, интонационной выразительности

    5.Совершенствование грамматического строя речи,

    монологической и диалогической форм речи;

    6.Развитие общей и мелкой моторики: координации движений,

    мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного

    усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы,

    жестов, использование их в практике общения;

    7.Воспитание культуры речевого общения, умения действовать

    согласованно в коллективе.

    Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и

    фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова,

    имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под

    Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но

    языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

    Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в

    предложении. Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании

    имён существительных с разными частями речи, например с

    глаголами. Возьмите игрушку и спросите: «Кто к нам приехал? » и

    ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехал мишка».

    Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на

    вопрос «Где игрушка? », используя предлоги)

    Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно

    поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её

    рассмотреть, задать вопросы. – Что это? (Кто это) – Какого цвета? –

    Что есть у лисички? Во время игры родители должны стараться не

    обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не

    перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте

    ему выразить свои мысли в игре. Поощряйте занятия ребёнка

    лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с

    ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте

    Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность.

    Называется предмет, который встретился на пути, параллельно

    выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я

    увидел берёзку, она высокая» или «Я увидел машину, она грузовая» и

    т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком

    в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает тот кто назвал

    больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать

    прилагательные с существительными.

    Можно во время прогулки с ребенком поиграть в игру

    При проведении этой игры не только закрепляется правильное

    употребление падежных форм существительных, но и умение вести

    счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете

    предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и

    следить за четким проговариванием падежных окончаний

    числительных и существительных.

    «Рыба, птица, зверь».

    На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и

    наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь,

    щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

    «Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?»

    На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо

    получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья,

    крокодил, лента и т.д.

    «Я дарю тебе словечко».

    Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя

    его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а

    взрослый – незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют

    значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе

    таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается

    Можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из

    трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За

    каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По

    сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение,

    которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом

    важным условием является то, что каждый раз играющие должны

    становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по-

    разному. Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно

    дать возможность ребенку прочитать его. Такая игра способствует

    развитию интонационной выразительности речи, а также помогает

    сформировать у ребенка память, внимание.

    Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный

    звук: А- арбуз, ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. Слова

    произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок

    проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя

    апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания

    ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм

    существительных. Для закрепления умения согласовывать

    существительные с прилагательным можно предложить ребенку

    добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя

    оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя

    Предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно

    или наоборот, например, большие глаза – большеглазый, длинный

    хвост – длиннохвостый и т.д.

    С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть в игру

    Задается вопрос: «Лес какой?». Необходимо ответить парой слов-

    антонимов: лес большой – лес маленький, лес старый – лес молодой,

    лес зимний – лес весенний или взрослый называет слово, а ребенок

    подбирает к нему антоним.

    Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в

    увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию

    речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-

    волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира

    детей к миру взрослых.

    В конце хотелось бы сказать, что развивать речь детей можно и нужно

    в любой игре. Мы взрослые являемся образцом (эталоном)

    Читайте также:  Детско-взрослый проект 'Игровые тренинги'

    правильной речи для ребенка. Играя с детьми необходимо

    поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за

    незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно

    быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами

    в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо.

    Роль игры в речевом развитии дошкольника

    Любовь Голубева
    Роль игры в речевом развитии дошкольника

    Речь – это важный элемент человеческой деятельности. Овладение род-ным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве [1, с. 18].

    Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.

    Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению и закреплению знаний. Использование игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

    Основой для научного изучения данного вопроса будут служить исследования психологов, педагогов, методистов, которые прямо или косвенно затрагивают тему игры как средства обогащения словаря (Е. А. Аркин, П. А. Рудик, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, В. А. Сухомлинский, В. И. Яшина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Д. Б. Эльконин, Т. А. Репина и другие авторы).

    Игра – основной вид деятельности ребёнка и способ переработки полу-ченных из окружающего мира впечатлений. Можно считать, что игра это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях разностороннего воспитания и речевого развития детей [3, с. 3].

    Основными задачами развития речи в детском саду являются:

    Воспитание звуковой культуры речи. Работа по данному разделу включает: формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия; развитие артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

    Формирование грамматического строя речи. Проводится работа по обучению правильному образованию форм слов, словообразованию, совершенствованию синтаксического строя речи дошкольников.

    Словарная работа включает в себя работу над правильным пониманием слов и употреблением их в контексте, обогащением словаря новыми словами, активизацией словаря, устранением из речи детей нелитературных слов.

    Развитие связной речи направлено на овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение; формирование умения употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц; обучение пересказу готового литературного текста без помощи взрослого.

    Можно сказать, что все вышеперечисленные речевые задачи в той или иной степени могут быть решены в игровой деятельности.

    С целью развития речи ребёнка следует подбирать игры, позволяющие реализовать ряд функций: развлекательную, коммуникативную, диагностиче-скую, коррекционную и функцию социализации. При организации игры педагог должен выбрать в качестве основной цели одну-две функции, которые будут для него наиболее важными.

    В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация дет-ских игр, базирующаяся по степени самостоятельности и творчества детей в игре. Наиболее популярной является классификация Н. К. Крупской, которая разделила детские игры на две группы [2, с. 259]:

    I. Творческие игры:

    4) игры со строительным материалом.

    II. Игры с правилами:

    1) подвижные игры,

    2) дидактические игры.

    В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, формируются умения связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности ведут к интенсивному овладению языком, его словарным богатством и грамматическим строем, в результате чего речь ребенка становится более ясной и связной [4, с. 7].

    Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, выразительности речи, вкуса и интереса к художественному слову, художественно-речевой деятельности.

    Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, развивают навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь [1, с. 69].

    Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Например, ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей [1, с. 68]. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец правильной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

    Внимательно изучив и проанализировав литературу по теме исследова-ния, мы осознали, что игры являются ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В каждой игре заложен потенциал развития речи детей. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время для организации игры, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать содержание игровой деятельности.

    Систематическое применение игр в детском саду и вне его может послу-жить созданию благоприятных условий для развития всех сторон речи дошкольников и успешной подготовки детей к обучению в школе.

    1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия». – 2000. – 400 с.

    2. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. /Под ред. Маркова Т. А. – М.: Просвещение. – 2002. – 42 с.

    3. Мудрик А. В. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия. – 2002. – 200 с.

    4. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. М.: АПН РСФСР. – 1958. – 116 с.

    Роль наглядно-дидактических игр в познавательном и речевом развитии младших дошкольников По словам В. А. Сухомлинского: «Игра – это искра, разжигающая огонёк пытливости и любознательности». Роль наглядно- дидактических игр в.

    Деловая игра с родителями «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет» Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры.

    Памятка для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» Роль семьи в речевом развитии ребёнка (памятка для родителей) Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в.

    Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет» (средняя группа) Родительское собрание в средней группе. Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет Цель: создание условий для речевого развития дошкольников;.

    Родительское собрание «Роль детской сказки в нравственном и речевом развитии дошкольников» Родительское собрание Провела : Воспитатель МДОУ «Детский сад №8 г. Пугачева Саратовской области” Погожева Ольга Вадимовна Тема: «Роль детской.

    Роль книги в речевом развитии ребенка То, чему мы привыкли в детстве удивляться и сочувствовать, оставляет в нем глубокие следы, и не для одного человека любимый герой детства.

    Роль семьи в речевом развитии ребенка Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Многие навыки ребенка приобретаются.

    Роль учителя-логопеда в речевом развитии детей с кохлеарными имплантами В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры дошкольного образования, среди.

    Семинар-практикум для педагогов «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка» Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня я бы хотела провести с вами семинар-практикум «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии.

    Семинар-практикум «Родительское собрание «Роль книги в речевом развитии» Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, – это предпосылка грамотности и «чутья».

    Доклад «Роль игры в развитии речи дошкольников»
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека – речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. В старшем дошкольном возрасте залогом успешного обучения связной речи является интенсивное развитие активного словаря и развитие грамматического строя речи детей (умение строить словосочетания и предложения, согласовывать слова, правильно употреблять падежные окончания, предлоги).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    doklad_nuykina_yu.v.odt26.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Роль игры в развитии речи дошкольников»

    Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека – речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. В старшем дошкольном возрасте залогом успешного обучения связной речи является интенсивное развитие активного словаря и развитие грамматического строя речи детей (умение строить словосочетания и предложения, согласовывать слова, правильно употреблять падежные окончания, предлоги).

    При формировании грамматически правильной речи необходимо прежде всего воспитать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения, добиться дифференцированного восприятия речи. В процессе обучения педагог дает детям сопоставление начальной и косвенной формы слова, подчеркивая интонационную разницу в звучании окончаний слов (топор — топором, лети — летит — летят. ), соотнесение вопроса с соответствующей грамматической формой (какой — голубой, какая — голубая, какое — голубое). Работая над пониманием предлогов, необходимо сначала направить внимание детей на значение «маленьких слов» в словосочетаниях, на различное звучание этих слов в зависимости от их значения. Надо показать разницу в звучании двух предложений, типа:

    1. Положи карандаш стол.

    2. Положи карандаш на стол.

    Выделив интонационно и на слух «маленькое слово» на, педагог подчеркивает его обобщающее значение.

    — Что еще можно ставить на стол. Дети, выполняя разные действия, оречевляют их, при этом выделяя предлог на:

    Я ставлю на полку кубики. Лена кладет на книгу закладку и т. д. В качестве закрепления понимания и употребления данного предлога рекомендуется использовать правильные и неправильные варианты предложения: Таня поставила вазу из стол. Девочка положила шапку за полку.

    Целью работы является – формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

    Основными задачами в работе являются :

    1. Создание условий для формирования грамматического строя речи.
    2. Совершенствование грамматического строя речи через игру.

    Активизация словаря детей посредством использования игровых приемов и упражнений.

    Для реализации созданы следующие условия : речевой уголок, подбор настольно-печатных, дидактических игр в соответствии с возрастом, предметно-развивающая среда.

    Рекомендуя разные методические приемы работы над грамматическими формами, можно выделить следующее:

    1. Игры и упражнения на занятиях по развитию речи

    2. Сопоставление начальной и косвенной формы слова (топор-топором,лети-летит-летят)

    3. Раскрытие значения “маленьких слов” в словосочетаниях (работа над пониманием предлога)

    4. Соотнесение вопроса с соответствующей грамматической формой (какой?какая?какое?)

    5. Исправление,подсказка правильной формы слова.

    6. Наглядное моделирование художественного текста в ходе игр-драматизаций.

    7. Составление предложений, употребляя разные грамматические конструкции:

    б) по демонстрации действий;

    в) по опорным словам.

    Все эти методы реализовываю при помощи приёма игр. Игры, которые использую в работе:

    Сюжетно-ролевые (дети сами ставят цель, выбирают средства для реализации игрового замысла) включают в себя:

    1. игры на бытовые темы;
    2. строительные игры
    3. театрализованные игры

    Игры с правилами

    1. игры с предметами
    2. настольно-печатные
    3. словесные

    Например: в подвижной игре, которую применяю на прогулке, в свободной деятельности, дети повторяют четверостишия (метод имитации), при помощи считалки выбирают водящего.

    Дидактические игры в которых решаются задачи активации,уточнения той или иной грамматической формы,например помочь детям освоить родительный падеж множественного числа,повелительное наклонения глагола,согласование слов в роде,способы образования слов осуществляется во всех видах деятельности,в разных формах как на специальных речевых занятиях,так и вне занятиях.

    Предлагаю некоторые варианты игр для развития грамматического строя речи

    Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

    Материал. Игрушечный мишка.

    – Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».

    Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.

    Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

    Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: – Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).

    Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит. )

    Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

    Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

    Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

    Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила. – …книжки, тетради, портфель», – продолжают дети.

    Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

    Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

    Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

    – Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

    4. Игры для развития связной речи

    «Кто больше заметит небылиц?»

    Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

    Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.

    Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).

    Ход игры. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры:

    – Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

    Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.

    После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

    Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

    «Где начало рассказа?»

    Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

    Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

    «Найди картинке место»

    Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

    Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

    Наборы серийных картинок для выкладывания

    Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

    Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

    «Какая картинка не нужна?»

    Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

    Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

    Большое внимание уделяю работе с родителями, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и в семейных взаимоотношениях и только совместными усилиями можно добиться определенных результатов. В настоящее время сложились следующие формы работы с родителями:

    1. Игрушки полезные и вредные.
    2. Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома.
    3. Учите детей наблюдать.
    4. Что делать, если у ребенка плохая память.
    5. Нужно ли родителям обучать детей чтению.
    6. Как научить ребенка запоминать стихи.
    7. Учим детей рассказыванию.
    1. Развитие правильной речи ребёнка в семье.
    2. Развиваем речь, играя.
    3. Почему ребёнку нужна игра.

    Развитие речи детей в преддошкольный период.

    Проведение совместных праздников по культуре речи.

    Выставки игр и пособий по развитию речи детей.

    Итак важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребенка является своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами разнообразной игровой деятельности,поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления,речевого общения,планирование и организации деятельности его поведения,формирование социальных связей.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. И с помощью игр можно в какой -то мере решить эту проблему.

    Речь усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Сталкиваясь с непониманием встречая языковые трудности на пути и достижению цели, ребёнок обращае.

    В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей являет.

    Игра – это деятельность, в которой ребёнок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. Однако игра как специфическая деятельность неоднородна; существует дв.

    Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка. .

    В данной статье предоставлена информация для родителей “Роль игры в развитии речи дошкольника”.

    Роль игры в развитии речи детей с ОНР (из опыта работы)

    Павлова Ольга Владимировна

    Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
    В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.

    В своей практике я чаще всего имею дело с детьми с общим недоразвитием речи с той или иной степенью выраженности. Чем старше ребенок и чем хуже он говорит, тем глубже у него общее недоразвитие речи. Причины, вызывающие отставание развития речи, могут быть самые разнообразные: биологические, социальные, наследственные и др.

    Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; его трудно понять другим. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом.

    В процессе работы я стараюсь выявить причину речевого недоразвития и подключаю к совместной работе специалистов для осуществления комплексного воздействия на ребенка с речевой патологией; стараюсь корректировать речевой дефект параллельно с работой, развивающей ребенка во всех функциональных областях.

    Работая с детьми с тяжелой речевой патологией, я обратила внимание на то, что фонематическое восприятие у детей с дефектами произношения формируется крайне медленно. Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения и тормозит навык звукового анализа, без которых невозможно полноценное чтение и письмо. Учитывая этот опыт и прежде, чем переходить к развитию фонематических функций, я больше времени и внимания стала уделять развитию обще речевых навыков, уделив особое внимание развитию слухового внимания и речевого слуха.

    Слуховое внимание – это способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука. Для проведения игр я использую звучащие игрушки; предметы, с помощью которых можно издавать неречевые звуки; диски с записями различных звуков природы, животных; диски с компьютерными играми.
    Речевой слух- это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи.

    Для воспитания слухового внимания я использую погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны, дудочки и т.д. Дети дифференцируют звучание этих игрушек, показывают, что звучало и по возможности называют. Играя со звучащими игрушками ребенок учится различать следующие звуки: долгие – короткие, высокие – низкие, громкие – тихие. Например, я предлагаю детям определить на слух громкость звучания разных часов (настенные часы тикают громко, будильник умеренно, наручные часы тихо), а затем самостоятельно произнести «тик-так» с различной громкостью, соответствующей каждому виду часов.

    Для развития слухового внимания и речевого слуха я предлагаю детям следующие игры и упражнения: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что делает кукла Маша»; «Угадай предмет по звуку», «Покажи, что шумело», «Скажи, что звучит» и др. (Цель: определение звучащего предмета). «Угадай, где звонил», «Жмурки» (Цель: определение местонахождения звучащего предмета); «Угадай, что надо делать» (в зависимости от того, звучит предмет тихо или громко, дети выполняют различные действия: подпрыгивают или приседают); «Угадай, чей голос», «Угадай, кто кричит» (Цель: учить определять по звукоподражанию голоса животных); «Угадай, что стучит: молоток или молоточек», «Угадай, какие тикают часы» (Цель: определение предмета в зависимости от громкости произнесения звукоподражательных слов); «Угадай, какой идет дождь»
    Цель: учить определять силу дождя по громкости и скорости произнесения «кап-кап».

    Помимо игр и упражнений, направленных на развитие слухового внимания, я использую игры, способствующие формированию разных компонентов речевого слуха, непосредственно связанных с развитием голоса: «Что ты слышишь?», «Кто умеет слушать?» (внимательно слушать, о чем говорит комната, улица); «Эхо», «Докончи слово», «Кто внимательный?» (Цель: учить внимательно слушать речь товарищей); игры, развивающие звуковысотный слух: «На чем играет Петрушка?», «Какой инструмент?», «Кто на чем играет?» (Цель: определение звучащего, музыкального предмета по тембру). Игры на восприятие тембра, силы и высоты голоса: «Узнай по голосу», «Кто говорит?», «Кто позвал?» и многие другие.
    Считаю, что в каждой группе любого детского сада должны быть картотеки подобных игр. Для всестороннего речевого развития были предложены игры Селиверстовым В. И. в сборнике «Игры в логопедической работе с детьми» еще в 1974 году. Эти игры и в наше время не потеряли своей значимости.

    Таким образом, использование в образовательном процессе игр и разных заданий, создание на занятиях игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Доброжелательность, радостная обстановка, выдумка и фантазия необходимы в игре, только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка. Задача педагога – сделать плавным переход детей от игровой деятельности к учебной, что бы радость игры перешла в радость учения.
    Почти все, что ему известно, ребенок до шести лет узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать большую часть того, чему ему предстоит научиться в школе. Умение слушать необходимо для нормального развития познания и речи. Научиться слушать – дело долгое. Бесспорно – важно уметь слушать, что говорит учитель, однако жизненно важно и суметь вовремя услышать гудок автомобиля.

    Роль игры в процессе речевого развития старших дошкольников

    Роль игры в процессе речевого развития

    «Игра- это искра, зажигающая огонёк

    пытливости и любознательности».

    Дошкольное детство – короткий, но важный период становления и развития ребенка, возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи.

    Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка, а своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. В старшем дошкольном возрасте залогом успешного обучения связной речи является интенсивное развитие активного словаря и развитие грамматического строя речи детей (умение строить словосочетания и предложения, согласовывать слова, правильно употреблять падежные окончания, предлоги). В игре формируется и совершенствуется грамматический строй речи, активизируется словарь детей. В играх дети используют имитацию, замещение предметов, учатся вести беседу, используют элементы пересказов и сочинений.

    Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

    Основные задачи развития связанной речи:

    закреплять и развивать у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации;

    развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

    целенаправленно воздействовать на активизацию психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций) тесно связанных с формированием устного речевого общения;

    способствовать взаимодействию родителей, детей и педагогов.

    Для выполнения поставленных задач необходимо руководствоваться следующими принципами :

    принцип использования игровых ситуаций;

    принцип опоры на возрастные особенности.

    1.Подобрать к существительному глагол.

    Взрослый предлагает назвать картинку или нарисовать задуманный предмет ребенку, назвать нарисованный предмет.

    2. Назвать, что он (предмет) может делать.

    Взрослый должен придерживаться определенной последовательности по сложности картинок: люди, животные, неодушевленные предметы.

    Собака лает, кусается, охраняет, виляет хвостом.

    Огонь греет, светит,обжигает и др.

    Составлять предложения без опоры на картинку.

    1.Предложить ребенку придумать предложение по заданному слову.

    Взрослый предлагает ребенку придумать предложение про любой предмет, животное и т.д.

    2.Составлять предложения, используя «красивые» слова (прилагательные), задавая дополнительный вопрос.

    3.Составлять предложения, используя наречия, задавая вопрос.

    Составление рассказа по серии картинок.

    1.Составить предложение по каждой картинке.

    2. Разложить в правильной последовательности.

    3.Ребенок может использовать вопросы – подсказки взрослого.

    4.Составить рассказ без помощи вопросов взрослого.

    Пересказ коротких текстов

    В процессе разбора текста детям объясняется значение мало знакомых и новых слов. Их закрепление происходит в процессе пересказа с использованием наводящих вопросов, в театральной деятельности (обыгрывание сказок, рассказов), в сюжетных играх.

    Завершение начатого рассказа.

    1.Прочитать начало рассказа (сказки).

    2.Рассмотреть картинку к прочитанной сказке.

    3.Предложить ребенку нарисовать картинку к прочитанной сказке.

    4.Завершить сказку по прослушанному началу с опорой на картинку и вопросы взрослого.

    Составление сказки по теме предложенной взрослым.

    1.Взрослый выбирает тему сказки ориентируясь на тему, которая обозначена на неделе.

    Например: «Осень», «Овощи. Огород», «Лес. Деревья» и др.

    2.Взрослый побуждает ребенка придумать сказку на выбранную тему, предлагая сначала нарисовать картинку или серию картинок.

    3.Придумывание названия сказки.

    4.Обсуждение характеристики персонажей: внешний облик, деятельность героев , их поступков; времени года; характере самого сказк).

    5.Взрослый дает образец начала сказки. При затруднении задает наводящие вопросы.

    Придуманную сказку можно обыгрывать с помощью кукол и др. игрушек. Можно инсценировать, обыграть в сюжетной игре. Участие в таких играх могут принимать все члены семьи.

    Взрослый начинает сказку сам, предлагает ребенку завершить ее самостоятельно. При затруднениях задает вопросы – подсказки.

    Взрослый предлагает ребенку пересказать составленную сказку, обыгрывая действия вырезанными силуэтами. Дети любят сочинять, но часто не могут правильно оформить задуманное высказывание, родители и педагоги должны помочь им в этом:

    ▪обучать правильному построению предложения;

    ▪обучать правильному интонационному оформлению;

    ▪обучать разным видам пересказа;

    ▪ обучать самостоятельному рассказыванию.

    Такие творческие задания радуют детей, развивают воображение, повышают интерес к художественной литературе, развивают навыки связной речи.

    Выразительность речи включает в себя: артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, мимика, жесты, движения, интонация, дикция, пауза, театрализованные упражнения

    Упражнения на развитие дикции, артикуляции: скороговорки, чистоговорки (одно из эффективных средств формирования правильного произношения и коррекции речевых дефектов): «Ветерок», «Дождь», «Ёжик», «Оса», «Бобры добры» и т.д.

    Мимика – движения лицевых мышц, выражающие душевное состояние – это средство эмоционального неречевого воздействия на слушателей. Дети изображают позой, мимикой деревья: стеснительное, больное, старое, плачущее, весёлое, испуганное, умное, доброе

    Интонация – это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация позволяет говорящему выражать различные чувства. Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, ударение, тембр и паузы, умение пользоваться восклицательной, повествовательной и вопросительной интонацией высказывания.

    Темп – ускорение и замедление речи. Для этого закрепляли с детьми понятия «быстро», «медленно», «умеренно». В качестве речевого материала использовала потешки, поговорки, скороговорки, предлагала детям выполнить серию прыжков, хлопков, взмахов рук в том темпе, в котором проговаривается текст (при ускорении речи ускоряются и движения).

    Чтобы было интересней, а также с целью раскрепощения детей, вводите элементы театрализации. Театрализация привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует развитию у них коллективных умений, чувства взаимопомощи, взаимопонимания.

    Игра – сердцевина досуга, привносящая в его содержание бесконечные сюжеты и темы жизни, природы, человека и его деятельности. «Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человечка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем». (Нагибин Ю.) Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, богатства и микроклимата отношений, коммуникативности, активизации процесса познания мира.

    Читайте также:  Конспект занятия по автоматизации звука (С)
    Ссылка на основную публикацию